0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

17 июня — День Святого Духа

Духов день в 2022 году: история
и традиции праздника

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа». Наверняка все знают эту богословскую фразу. Так вот именно упомянутому в ней Святому Духу и посвящен Духов день.

Чтобы узнать какого он числа, нужно отсчитать ровно 51 день после Пасхи. Кстати, нетрудно заметить, что 51-й день после Воскресения Христова — это всегда понедельник, к тому же не просто первый день очередной недели, а понедельник после Святой Троицы. В связи с этим у праздника появилось второе название — Духов понедельник.

Если все правильно подсчитать, то выходит, что в 2022 году Духов день приходится на 13 июня, это как раз понедельник (православная же Троица — на 12 июня).

Чтобы узнать историю появления этого праздника, нужно заглянуть в Новый Завет. В книге Деяний святых апостолов, в частности, рассказывается о том, как в день Пятидесятницы на апостолов сошел Святой Дух.

Случилось все, как водится, в Иерусалиме, а именно в Сионской горнице, где в тот момент молились апостолы. Внезапно все это помещение заполнил небывалый шум с неба, напоминавший завывания сильного ветра, и именно в тот момент на каждого из молящихся сошел Святой дух (в виде огненных языков). После случившегося апостолы заметили в себе некоторые перемены: они научились исцелять больных, пророчествовать и говорить на разных языках (все эти дары были даны ученикам Христа, чтобы ничто не мешало им ходить по планете и нести Слово Божье в самые разные страны).

Между тем многие традиции, связанные с Духовым днем, не имеют ничего общего с христианством. Все дело в языческих корнях этого праздника.

Так, восточные славяне верили, что у земли в Духов день именины, а также что она наполнена будущим урожаем. В связи с этим в Духов понедельник запрещалось каким-либо образом «тревожить» или «ранить» землю — полагалось отдыхать, ходить в церковь и молиться. Причем запрещены были не только земляные работы, но и, как и во всякий большой церковный праздник, работы по дому (то есть уборка, стирка и т.д.).

Однако это еще не все запреты. Также в Духов день и всю следующую за ним неделю запрещалось купаться. Считалось, что в этот период водоемами заправляют русалки, которые легко могут утащить ослушавшегося человека на дно.

Но придумав столько запретов, люди все равно находили, чем заняться. Так, у женщин в Духов день была своя почетная миссия — они должны были «накормить землю», чтобы усилить ее плодородие. Для этого устраивался «бабский пир»: под вечер хозяйки выходили в поле на своеобразный пикник, при этом периодически они прерывали трапезу и начинали раскладывать принесенные продукты на землю, чтобы та «поела».

Кроме того, известно, что в Духов день люди «слушали землю». Для этого они вставали очень рано, еще до рассвета, выходили в поле и прикладывали ухо к почве в надежде, что в этот предрассветный час земля поведает им какую-нибудь тайну бытия.

Еще одна традиция Духова дня — совершение крестного хода вокруг полей (таким образом наши предки хотели призвать благословение на землю-матушку). Также обязательным пунктом праздничной программы во многих селениях было освящение колодцев (чтобы они не пересыхали в жаркую погоду, и у людей всегда была вода).

Кстати, некоторые обычаи Духова дня сохранились до настоящего времени. Например, до сих пор особое внимание уделяется березовым веткам, освященным на Троицу: их и сейчас принято брать домой, чтобы поставить около икон (считается, что в Духов понедельник души умерших спускаются с небес на землю и садятся на ветки этого распространенного в наших широтах дерева).

Духов день 17 июня: молитвы, заговоры и обряды

Православный праздник День Святого Духа в простонародье называют Духовым днем. В этот день соблюдается множество церковных и народных традиций, а также проводятся заговоры и обряды, направленные на улучшение жизни.

Духов день отмечается по понедельникам, и дата его зависит от времени празднования Христова Воскресенья. Для того чтобы не пропустить значимого события, ежегодно отсчитывают 51 день от этого праздника. В 2019 году Духов день приходится на 17 июня, и в это время каждый сможет вознести молитвы Высшим Силам, а также провести обряды и прочитать заговоры, направленные на привлечение удачи и процветания. Эксперты сайта dailyhoro.ru рекомендуют познакомиться с самыми действенными из них, чтобы изменить жизнь к лучшему.

Молитвы в Духов день

Попросить у Высших сил в день праздника можно что угодно: от защиты и покровительства до обретения земных благ. Главное, чтобы помыслы был чистыми и искренними.

«Господь Всемогущий, утешитель сердец и покровитель обездоленных, услышь молитву мою искреннюю. Спаси и сохрани от зла любого, убереги от поступков дурных и отведи беды от меня и семьи моей. Да не иссякнет благодать Твоя всяк живущему на земле. Аминь».

«Молитву искреннюю возношу, с трепетом в небеса вглядываясь. У Высших Сил прошу милости, везения в деле начатом да здоровья, для выполнения своих обязанностей необходимого. Господь Всемогущий, не оставь моей просьбы без ответа, убереги жизнь мою, тебе вверенную, и защити от невзгод каждодневно. Аминь».

«Во имя Отца, Сына и Святаго Духа молю о прощении, освобождении души от дурных помыслов, даровании счастья и радости. Аминь».

Заговоры на 17 июня

Заговоры в прежние времена в большинстве своем были направлены на защиту урожая и защиту от невзгод. В современном мире можно использовать проверенные временем слова, чтобы защитить посадки от всевозможных неприятностей, а также привлечь необходимое благо.

Заговор на урожай произносится во время удобрения земли, и в прежние времена это действие называли кормлением. Хозяйки готовили яичницу, затем вручную выкапывали ямку в грядке, клали ее туда, приговаривая: «Как землю-матушку покормлю, так и она меня в голоде не оставит. Как яйцо внутри курицы зреет, готовым выходит, так и урожай мой в недрах земли поспеет, соками ее напитается, мне на радость поднимется».

Заговор на исцеление читают сразу после пробуждения. Наши предки босыми ногами вставали на траву во дворе и проговаривали: «От земли силами целебными напитаюсь, от хворей избавлюсь, от болезней закроюсь».

Заговор на удачу читают сразу после пробуждения, запивая тремя глотками святой воды: «Водица целебная меня от дурного избавит, Силы Небесные меня от невзгод защитят. Как поутру проснусь, так и удача со мной пробудится, рядом пойдет, от неверных шагов убережет».

Заговор на любовь произносят в первые часы после пробуждения на голодный желудок: «Как любовь без пары жить не может, чувствам выход ищет, так и я в одиночестве не останусь. Счастье в жизнь привлекаю, Высшие Силы о помощи прошу. Приведите мне суженого моего, чтобы он времени попусту не тратил, не искал меня там, где не хожу».

Обряды в праздничный день

В Духов день женщины обязательно устраивали пикник на природе, расстилая ткань и выкладывая на нее снедь. После трапезы кланялись земле, остатки еды раскладывали неподалеку, чтобы уважить природу и привлечь в жизнь благополучие. 17 июня можно также сходить на природу, чтобы попросить у матушки-земли сил справиться с трудностями и здоровья.

В день праздника можно провести обряд на привлечение денег. Для этого нужно зарыть монетку под молодым деревцем, проговаривая:

«Мать сыра земля всему живому жизнь дарует, вековые дубы поднимает. Попрошу у деревьев клады поднять, меня к ним привести, в бедности меня не оставлять».

В день праздника принято защищать себя от нечисти при помощи оберегов и талисманов, а также очищать жилища от негатива. Справиться с отрицательной энергетикой поможет церковная свеча, которую зажигают перед образом, а затем проходят по всем помещениям, читая молитву-оберег «Семь крестов».

В Духов день можно провести обряд, помогающий сохранить красоту и молодость. Для этого после пробуждения и перед сном трижды умываются святой водой, не вытирая лица и приговаривая:

Читать еще:  Опекуншу лишили прав за то, что ее приемная дочь перешла в христианство

«Старость и годы с лица смываю, красоту обретаю. Как водица святая от хворей лечит, та и меня путь силами своими в порядок приведет».

В день праздника немаловажными будут знания о том, что можно и что нельзя делать по народным поверьям и церковным предписаниям. Это поможет избежать неприятностей и не навлечь на себя беды.

День Святого Духа. Духов день в 2019 году — 17 июня

День Святого Духа, Духов день — 17 июня в 2019 году — православный христианский праздник в честь Святого Духа, который празднуют на пятьдесят первый день после Пасхи. Духов день празднуется в память о Святом Духе, сошедшем на учеников Христовых, чтобы они могли проповедовать всем о Сыне Божьем, о Его страдании за нас о воскресении мертвых. Именно с этого момента на земле началось установления Церкви Христовой, поэтому Духов день так важен для христиан. Святой Дух един и не разделим с Богом Отцом и Богом Сыном, Духов день посвящен искренней и всеобъемлющей вере в Господа.

День Святого Духа, Духов день 2019

«Надо же — в такую рань и уже так пьяны» — услышали апостолы в день Пятидесятницы от иерусалимской толпы. В тот день они действительно вели себя странно.

Протодиакон Андрей Кураев

Как будто позабыв родной арамейский язык, они издавали какие-то странные звуки, которые можно было бы принять за иноплеменные языки, но всем в Иерусалиме было известно, что ученики Иисуса весьма далеки от книжности и учености. В их глазах и жестах, словах и интонациях слышалась необычная сила и решимость (а в Иерусалиме все помнили, что именно этих качеств и не проявили спутники Иисуса в ночь Его ареста).

На их лицах была такая неудержимая веселость (но жители святого Града хорошо помнили этих людей потерянными и рыдающими — еще и двух месяцев не прошло, как убили их учителя, а вместе с Ним все их надежды). И совсем не вязалась эта их внезапная радость с теми скорбными воспоминаниями… Нет, конечно, так повлиять на этих, в общем, вполне благочестивых и сдержанных людей могло только чрезмерное усердие в заливании вином своего горя…

Но, как нередко бывает, умудренная житейским опытом толпа оказалась неправа. Вино любого качества и количества не может проникнуть в ту глубину человеческого сердца, откуда исходила апостольская радость в день Пятидесятницы. Человек, созданный Духом Творца по образу Создателя, непостижим и сложен. И в каждом есть такие потайные кельи, куда даже он сам не может проникнуть.

Фото Олега Коновалова

Есть в человеческой душе такие потайные струны, извлечь из которых звук не может ни сам человек, ни что-либо иное, прикасающееся к ним из обыденного нашего мира. Те струны, которые изначала вложил в нас Бог, чтобы зазвучали они в полную и радостную силу при нашем возвращении в Отчий дом. Иногда доносящийся с нашей горней отчизны ветерок заставляет их слегка откликаться — и тогда рождаются стихи Пушкина и музыка Рахманинова…

Тогда даже в душе человека, который зачем-то пробует самого себя убедить, что души у него в общем-то и нет и быть не может, — рождается радостное ощущение, что мир не сводится к хаотическому сцеплению мертвых атомов. И со временем это ощущение крепнет, перерастает в «постоянное чувство, что наши здешние дни это только карманные деньги, гроши, звякающие в темноте, а где-то есть капитал», с коего можно уже при жизни «получить проценты в виде снов, слез счастья, далеких гор» (Владимир Набоков).

Но происшедшее с апостолами в тот День, было больше, чем обыкновенное чудо. Впервые этих струн коснулось не эхо и не ослабевший ветерок, но рука самого Художника Мироздания. От начала в каждом человеке есть горница, о которой сказано Христом: «Мы придем к нему и обитель у него сотворим». И вот теперь, после того, как Сын Божий вырвал человека из под власти смерти, после того, как Кровь Христа очистила его от скверны, Троица входит внутрь человека: человек стал жилищем Духа.

Собственно, это и есть день рождения Церкви. Когда Христос произносил Нагорную проповедь — вокруг него еще не было Церкви, но стояли те, кто были лишь учениками и послушниками. Когда Он в ночь Своих страданий предлагал апостолам Чашу Нового Завета — вокруг Него были те, кого Он отныне называет уже не «рабами», но «братьями» — и однако, и это еще не было Церковью. Когда Он воскрес — и тогда они еще не поняли, какое значение для их собственных жизней и душ имеет тот факт, что их Учитель покинул Свою могилу. Но вот в день Сошествия Святого Духа они стали Церковью.

Отныне — один и тот же Дух живет в Предвечном Сыне Божием и в них самих. Отныне они сами — Тело Христово… Теперь не извне, не как ученики или наблюдатели. Они знают тайну Сына Божия. Теперь — это их собственная тайна, точнее, теперь — это уже таинство их собственной жизни.

Теперь они могут исполнять завет Любви не потому, что им так наказали, не из послушания или из страха. Теперь в них самих дышит та самая Любовь, что некогда зажгла солнца и светила. Христос оставил после себя не нравственные прописи и не сборник писаний. Пожалуй, нельзя даже сказать, что Он оставил после себя учеников. С людьми Он навсегда оставил на земле Самого Себя, Свое Божественное естество, хотя Свою человеческую природу Он вознес на небеса.

Он Дух Свой оставил в мире человеков, Он оставил — Церковь. Ту Церковь, тайну бытия которой замечательно раскрыл русский славянофил и богослов прошлого века Алексей Хомяков, увидевший в Церкви единство людей, свободно приемлющих Божественную благодать.

Итак, сегодня — наш День Рождения.

В этот День апостолы говорили из той глубины сердца, что тоскует о Слове и жаждет Духа в каждом человеке. Поэтому их слова были понятны всякому, в ком жила эта жажда, независимо от того, на каком наречии он обычно изъяснялся.И поэтому такие слова были непонятны тем, кто привык жить на поверхности. Чудо Пятидесятницы не имеет отношения к лингвистике. Апостолы говорили не на еврейском или греческом языке, не на татарском и не на русском. Они говорили просто — на человеческом языке.

Вот на этом языке и приходится нам учиться говорить всю нашу жизнь. И грамматической ошибкой здесь является грех, холодность и отчужденность. Здесь легко запутаться в спряжениях и согласованиях. Как сопрягаются, например, наши правды и единственная Истина? «Я затосковал в своих маленьких правдах и захотел Истины», — так однажды сказал о себе один вполне преуспевающий молодой журналист, друг Марины Цветаевой и наследник громкого аристократического имени. Он ушел на Афон и вместо титула «князя Шаховского» приобрел имя «монаха Иоанна». Он верно разобрался в грамматике бытия.

А только что мы были свидетелями и участниками как будто незаметной, но тем более опасной ошибки.

За десять дней до Троицы праздновалось Вознесение Господне. И это был 40 день убийства монахов Оптиной пустыни. Я думаю, в этом году не произошло и не произойдет события, которое вызвало бы больший отклик в народной совести России. Люди, приезжающие в Оптину, уже просят прежде всего показать дорогу не к могиле преподобного старца Амвросия, а к свежим холмикам новомучеников.

Но в этот, сороковой день, когда по традиции Церкви творится самая значимая память об усопших, в Оптиной пустыни было пусто, греховно пусто… Было несколько сот обычных паломников. Было несколько человек, приехавших в Оптину специально, чтобы принять крещение (а это — признак истинно святой кончины убиенных: их смерть стала для других людей призывом ко вхождению в Церковь). Приехал Борис Костенко, бывший и на Пасху в Оптиной, и, снявший светлый и человечный фильм о происшедшем.

Но не было ни одного приезжего монаха, епископа, священника, семинариста (были, правда, студенты недавно созданного Российского Православного Университета)… Так же как не было завсегдатаев «патриотических» митингов, участников гневных пресс-конференций о «разгуле сатанизма». Тех, кто громче всех демонстрировал свое возмущение убийством, требовательнее всех призывал к ответу и намекал на то, что при нынешнем «режиме» иначе и быть не может.

Они использовали смерть монахов как козырь в своем политическом пасьянсе — но так и не приехали к их могилам…

Читать еще:  Священник УПЦ избран ректором университета

Это и есть та ошибка, от которой нас должен был бы уберечь дар Пятидесятницы. Боль человека и веру Церкви не стоит использовать как пособие в слишком земных играх… Когда Авраама Линкольна пригласили помолиться о том, чтобы Бог взял сторону северян в гражданской войне, Линкольн ответил: Гораздо более важно, чтобы северяне молили Бога о возможности всегда быть на стороне Бога».

Помолимся же и мы сегодня, чтобы Россия стала на сторону Бога — Распятого ради нас и Воскресшего.

Ошибки же в духовном правописании мы делаем и видим слишком часто. Например, когда духовные дары желаем поставить на обслугу наших житейских интересов. Когда заходим в храм, чтобы испросить экзаменационную оценку повыше, пенсию побольше, болезней чуть-чуть поменьше. Любое молитвенное прошение — благо. Но Дух-то не может сойти на зачетную ведомость или пенсионную книжку. Он может войти только в сердце. Вот это сердце и просит Творец у человека: «Сыне, дай Мне твое сердце!». Это не от ревности или суровости Бога. Просто у Него есть только один Дар, который Он может подарить нам: Самого Себя. Сможем ли мы вместить?

А если, вспомнив о Боге, мы попросим: да, конечно, Ты нам нужен, и, когда я попробую полюбить Тебя, но сейчас мне очень срочно нужно во-о-от это — мы сделаем ошибку. Ту ошибку, от которой нас должен был бы уберечь дар Пятидесятницы.

Цитируется по: Диакон Андрей Кураев. Школьное богословие.

Читайте также про Духов день:

17 июня. День Святого Духа

Аудио

Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня, 17 июня, Православная Церковь совершает праздник – День Святого Духа.

Во второй день после Пятидесятницы мы особенным образом прославляем Духа Святаго, и это дает Церкви возможность задуматься о том, чтó есть Дух Святый и в чем проявляется Его действие по отношению к каждому человеку, ко всей Церкви, ко всей вселенной, ко всему космосу.

Святейший Патриарх Кирилл в одной из своих проповедей отметил:

Бога не видел никто и никогда – так само слово Божие говорит о Боге (Ин. 1, 18). Но мы имеем множество откровений – и в Ветхом, и в Новом Завете – о том, что именно Бог создал мир. Человек, будучи ограничен в своих мыслительных способностях, используя для оценки окружающего его мира те мерила, что обусловлены его собственным жизненным опытом, не может ни оценить, ни понять в полной мере величие Божие. А потому люди, размышляя о Боге, представляют Его в некоем человеческом образе – в образе старца, в образе царя. Это человеческое понимание Бога, и оно Богу не противно, ведь Бог Сам определил пределы наших человеческих возможностей в том, что касается познания Его бытия.

Но если мы взираем на величие мира, на безграничное звездное небо, на дивную красоту и непостижимую умом сложность бытия, то мы косвенно понимаем величие Божие и осознаем, что Бог – абсолютный Разум и абсолютная Сила – имеет отношение ко всему, что происходит в этом мире, к каждому человеку, к человеческим сообществам, ко всему творению.

Бог есть Единый по существу, и нет в Нем никакого разделения. Но Богу было угодно явить Себя в отношении мира и человека таким образом, чтобы быть понятным людям, – а потому Он и явил Себя в образе Сына Человеческого. И Богу было также угодно, чтобы Его всемогущество и полнота Его бытия отображались на каждом человеке, на каждой микроскопической пылинке этого тварного мира силой Его энергии, Его благодати.

Мы верим в то, что Бог, являясь Единым по существу, есть Бог в Троице прославляемый – Отец, Сын и Дух Святый. Через Сына Божиего и Сына Человеческого явлена была неизреченная любовь Бога к роду человеческому, ибо Сам Бог в лице Сына Своего спас мир через Свои страдания, смерть и Воскресение. Богу было угодно, чтобы на каждую пылинку, на каждую микроскопическую частицу мира сего изливалась Его энергия Творца, без которой не может быть бытия сего мира. И это прикосновение Бога ко всему космосу, ко всему тварному миру осуществляется Его Духом – Духом Святым.

Дух действует, поддерживая бытие этого мира. Даже самые выдающиеся ученые, используя самые сложные приборы, не могут сегодня ответить на большинство вопросов, которые существуют в отношении вселенной, – есть только вопросительные знаки. Никому еще не дано понять, почему мир существует, почему он живет и развивается. Но Божественное откровение свидетельствует о том, что Бог Своей энергией, Своей силой, Своей благодатью, Духом Своим Святым поддерживает бытие этого мира. Так было с самых первых мгновений творения, когда Дух Божий носился над водою (Быт. 1, 2), – это образ присутствия Божественной энергии в зарождающейся материи, в зарождающемся физическом мире.

Действие Божественной благодати в отношении всего мира, всего творения, всего космоса и каждого человека можно сравнить с солнечным светом или дождем. Действительно, солнечный свет падает на каждого, но один человек может укрыться от него, раскрыв зонтик или войдя в тень, а другой открывает солнцу свое лицо. Но вне зависимости от того, что делает человек, энергия солнца необходима для человеческой жизни.

Вот так и Дух Святый. Он воздействует на весь тварный мир, и без этого воздействия не может быть жизни. Под это воздействие Духа Святаго попадает каждый человек – как говорит слово Божие, дождь изливается на праведных и на грешных (см. Мф. 5, 45). Но кто-то скрывается от действия Духа Святаго, кто-то убегает в тень, кто-то раскрывает над собой зонтик – зонтик своих страстей, своих грехов, создавая непроходимую преграду для действия Божественной благодати; а кто-то вообще уходит в бункер, скрываясь от этих Божественных лучей, не признавая даже самого факта их существования. И от каждого человека зависит, открывает ли он лицо свое и сердце свое и жизнь свою Божественной энергии или прячется и бежит от нее и даже борется с ней.

В день Святой Пятидесятницы эта Божественная энергия, действием Духа Святого особым образом излилась на святых апостолов. Они перестали быть простыми рыбаками, боящимися властей, мятущимися в страхе перед гонителями, и стали мужественными свидетелями о Христе, творившими чудеса, воскресавшими мертвых, исцелявшими больных, учившими всю вселенную и победившими ее. Эта особая благодать Духа Святаго, для которой были открыты ум и сердце апостолов, вошла в них, а через них – на всех, кто получал от них рукоположение или крестился от них. Так последовательно, принимая этот особый дар Божественной благодати, Церковь расширялась и возрастала духом. Именно в Церкви особенным образом живет Божественная благодать Духа Святаго. В таинствах Крещения и Миропомазания мы приобщаемся этой благодати, и каждый раз, совершая спасительное таинство Тела и Крови Господних, мы приобщаемся Духа Святаго, Который прощает наши грехи, испепеляет наше несовершенство, дает силы для возрастания.

Дух Святый наполняет Церковь. Через таинства Он вводит верующих в живое соприкосновение с реальностью воскресшего Спасителя, со всем тем, что Богочеловек сделал для рода человеческого. В таинствах мы воспоминаем силы Святаго Духа, все то, что Господь сделал для нас, и то, что Он сделает для нас в день Страшного Суда; и через это воспоминание мы становимся соучастниками Божественной тайны спасения.

Нигде во вселенной ничего подобного не происходит и произойти не может. Вот почему Церковь наполняется особой силой, так что врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18). Вот почему Церковь – это спасительный ковчег, более, чем ковчег Ноев. Ибо тогда спасались единицы, а через этот ковчег может спасаться род человеческий; и все это происходит силой Божественной благодати, силой Духа Святаго. Вот почему в церковном календаре выделяется особый день, чтобы мы могли подумать обо всем этом, разделить друг с другом мысли о тайне спасения, приобщиться Святых Христовых Таин и прославить Бога в Троице покланяемого, Отца, Сына и Духа Святаго, что поддерживает и оживотворяет жизнь рода человеческого и всей вселенной, Духа, что спасает каждого из нас, приуготовляя ко встрече с воскресшим Спасителем в конце истории и в день невечернего Его Царства. Аминь.

Дорогие братья и сестры, сегодня также совершается память святых:

прп. Мефодия, игумена Пешношского (1392);

свт. Митрофана, патриарха Константинопольского (около 326);

сщмч. Астия, еп. Диррахийского (II);

прп. Зосимы, еп. Вавилона Египетского (VI);

Читать еще:  Как играть на игровых автоматах казино Адмирал

сщмч. Георгия пресвитера (1941); сщмч. Иоанникия, митр. Черногорско-Приморского (1945) (Серб.);

сщмч. Петра Беляева пресвитера (1918);

сщмч. Петра, архиеп. Воронежского (обрéтение мрщей, 1999);

совершается празднование Тупичевской и Кипрской иконам Божией Матери.

Всех, кто носит имена святых, прославляемых Церковью сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства! Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета!

Дар пламенеющий сходит к нам свыше,

Верой наполнив сердца,

Все умолкает, становится тише

Пред совершенством Творца.

Дух огнезрачный Собою исполнил

Всякую тварь на земли,

Сим утешеньем Господь нам напомнил:

Каждому слову внемли.

Иеромонах Димитрий (Самойлов),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

Духов день (День Святого Духа)

Дата в 2022 году:13 июня , понедельник (на следующий день после Троицы и всегда в понедельник)
Другие названия:Понедельник Святого Духа; Иван-да-Марья; праздник Нисшествия Святого Духа; второй день Пятидесятницы; Клечальный понедельник; Духови; Духова; День Духа; Духовден; Святой Дух; Земля именинница; именины Земли; Провожание русалок; Русальница; Русалье
Значение:в честь сошествия на апостолов Святого Духа в 50-й день после Пасхи
Традиции:освящение колодцев; гадание по венкам на счастье и удачу; обряд «кормления земли»

Народный праздник Духов день (День Святого Духа) отмечается на 51-й день после Пасхи. В 2022 году он приходится на 13 июня.

Содержание статьи

  1. История
  2. Традиции и обряды
  3. Приметы

История

Церковь установила этот праздник в память сошествия на апостолов Святого Духа в 50-й день после Пасхи. Он создан с целью донести до людей величие Святого и Животворящего Духа, который является источником всякой жизни. Он обладает всем тем, что во власти Отца и Сына, кроме жизни и смерти. В едином Боге есть три лика – Отец, Сын и Святой Дух. Об этом говорит Православная Церковь.

В Библии больше всего упоминаний и размышлений о Святом Духе встречается у Иоанна. Но в день праздника церковь постановила чтение из 18 главы Евангелия от Матфея. В нем рассказывается притча о пастухе и отбившейся от стада овце, о человеколюбии и обличении. Также говорится о том, что истинным православным христианам дана власть судить мир и о том, как важна молитва для человека.

Традиции и обряды

В Духов день батюшки освящают колодцы. По поверью, именно там прячутся русалки после того, как выходят из водоемов. Кто опасается присутствия водяных духов в доме, выставляет на подворье стол с хлебом-солью. После окропления святой водой колодцев священник посещает жилища и кропит ею стены.

Девушки бросают в воду венки и гадают на счастье и удачу. Если венок идет ко дну – это не к добру, а если остается на поверхности – к удаче.

Самые старшие женщины устраивают обряд «кормления земли». Они расстилают скатерти на лужайках или полях и трапезничают. Через время прерываются, чтобы часть блюд разнести по разным местам и оставить на земле.

Русалки в Духов день покидают озера и реки. Они гуляют по просторам, одаривают влагой луга и поля. После этого побеги растут гуще и колосистее.

В день праздника на землю сходит священный очищающий огонь, от которого прячется вся нечистая сила. А Святой Дух спускается с небес еще накануне праздника. Он пребывает среди людей и заходит в дома.

Приметы

Какая погода в этот день, такими будут следующие шесть недель.

В Духов день нельзя говорить «за водой», иначе можно погибнуть от воды. Нужно произносить «по воду».

Запрещается что-то втыкать в землю или вырывать из нее.

Нельзя ловить отражение в воде – так можно потерять любовь.

Духов день (День Святого Духа)

Содержание

Когда отмечают Духов день (День Святого Духа)

У православных празднуется на пятьдесят первый день после Пасхи, то есть на следующий после Пятидесятницы. Православное церковное название праздника — Понедельник Святого Духа. Католики отмечают на пятидесятый день после Пасхи. В некоторых странах является нерабочим. Восточные славяне поминали души умерших, называя день Задушницы, Русалии. Проводили связанные с поминовением ритуалы. Западные славяне посвящали празднество пастушеским обрядам. Русский народ, относящийся к восточной ветви славян, любил праздник, традиционно связывая его со своим основным занятием — земледелием. Бытовали поверья, что земля на Духов день — именинница.

История праздника

В первый день после Пятидесятницы на апостолов (учеников Христа) сошел Дух Святой. О данном событии повествуется в Деяниях святых апостолов. Ученики Спасителя находились в Иерусалиме, ведя благочестивую беседу в одном из его домов. За окнами стояла тихая, ясная погода. Вдруг раздался шум, доносящийся с неба, он напоминал звук несущегося сильного ветра.

Шум наполнил все помещение, где находились апостолы. Затем им явились «разделяющие языки», похожие на огненные, и «почили по одному на каждом из них». Ученики, исполнившись духа святого, заговорили на «иных языках». Праздник утвержден для противостояния ереси, отрицающей единство Святого духа с Богом Отцом и Сыном Божим.

В народе бытовало поверье, что накануне этого дня Святой Дух спускается с неба на землю, распространяется по полям, жилищам людей. Некоторые не ощущают его, потому что слишком много времени уделяют стремлению к земным благам. Святой Дух посылает благодать через молитвы. В жизни его проявления заметны по достижениям в творчестве, душевному покою, по сердечной радости.

Поздравления

Есть народная примета:
Духов день — начало лета!
Отступают холода.
Здравствуй, теплая пора.

Злые духи исчезают —
Люди травы собирают.
Знает праздник свой черед —
Вслед за троицей идет!

Дух спускается святой
На дома и на поля.
В этот день считалось, что
Именинница — Земля.

И нельзя на ней сегодня
Сеять, боронить, пахать.
В этот праздник ежегодный
Ниве нужно отдыхать.

Отбросим в сторону заботы,
Ведь именины у земли,
Отложим и свою работу,
В святом молчании посидим.

Наберемся мы терпения
Хранить традиции свои,
Отдав благодарение
Во имя радостной любви.

Духов день настал, ура!
Святой, пророчий праздник,
Спустилась святость на поля,
И солнце светит ясно.

И в этот день, тебе добра,
Земной, небесной благодати,
Чтобы погода благосклонною была,
Чтоб лето теплым было кстати.

Радуются река, поле, лес:
Духов день пришел с небес,
Поют птицы в небесах,
Счастья слезы на глазах.

Радуйтесь все нынче люди,
И пусть мир меж вами будет,
И откроются сердца
Для Духа, сына и отца!

Народный праздник,
Важный день,
Вчера о Троице вещали,
Прославить Духа всем не лень,
Молитвы в церкви прочитаем.

И преклоним колена мы,
Прославим силу, Божью волю,
Чтоб только вера на Земле,
Одна была в родстве с любовью!

Духов день приходит летом,
Вслед за Троицею к нам,
Освещен он ярким светом,
В этот день идем мы в храм!

Молимся Духу Святому,
Чтоб от грехов нас уберег,
Чтоб искушению любому,
Дать отпор бы нам помог!

Вас с днем Духа поздравляю,
Во имя Сына и Отца,
В Духов день я вам желаю,
Верой укрепить сердца!

С Днём Святого Духа поздравляем
И хотим сегодня пожелать:
Будь всегда Святыми охраняем,
Так, чтоб неудач тебе не знать.

Пусть они своим благословеньем
В дом твой мир и счастье принесу,
Сделают всё сказочным мгновеньем,
Веры в силы Божьи придадут.

День после троицы — рабочий. Понедельник
Святого Духа наступает в этот час.
Работает любой: трудяга иль бездельник…
Стихом лишь в Духов день я поздравляю вас!

Желаю я в семье — добра, благополучья.
В работе — интереса, повышения.
На сердце — легкости, открытости, созвучья.
А в жизни — счастья, радости, везения!

Сегодня праздник у народа,
Ему название — Духов день,
Водили раньше хороводы,
И тень ложилась на плетень.

А я тебя хочу поздравить
И просто счастья пожелать,
В покое грусть-печаль оставить,
Здоровым быть, не унывать!

Искусство празднования

Православные накануне посещают вечерню, которая начинается с молитвы Святому Духу. Затем священник читает семь молитв о спасении здравствующих и об упокоении усопших. Проводится праздничная служба и в дату праздника. У крестьян празднование сопровождалось запретом на сельскохозяйственные работы. Считали землю беременной урожаем.

Запрещалось вскапывать почву, обрабатывать бороной, высаживать растения, вбивать колья. На рассвете, собравшись всем селом, обходили поля крестным ходом, молили о хорошем урожае. Завершали празднества, посвященные березе. Девушки выносили деревце, увешанное ленточками, на поле с зерновыми.

Расплетали переплетенные ветви, затем топили в реке, полагая, что это спасет от засухи, хлеба дружно заколосятся. Женщины отправлялись заготавливать лечебные травы. Верили, что они обладают целебными свойствами, так как злые духи попрятались.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector