0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

18 декабря день памяти Святителя Гурия

filaretuos

Друзья и враги

Посмертное почитание святителя Гурия Казанского

Архиепископ Гурий (в миру Григорий Григорьевич Руготин; родился ок. 1500 , Радонеж — умер 5 декабря 1563 , Казань) — епископ Русской Церкви, первый архиепископ Казанский и Свияжский .

Почитается в лике святителя. Память совершается (по юлианскому календарю): 5 декабря (в день кончины), 4 октября (обретение мощей в 1595 году), 20 июня (перенесение в 1630 году мощей в кафедральный собор Казани).

Последние 3 года жизни Гурий тяжело болел, на большие праздники его приносили для молитвы в храм. Незадолго до кончины (2 декабря) Гурий принял постриг в великую схиму от настоятеля Спасо-Преображенского монастыря св. Варсонофия. Архимандрит Варсонофий совершил чин отпевания скончавшегося святителя. Гурий был похоронен у алтаря монастырского Преображенского собора. Вскоре над его могилой усердием служившего ему боярина И. Застолбского была поставлена гробница и каменная часовня.

17 октября 1595 г. при перестройке и расширении собора могилы Гурия. и похороненного рядом святителя Варсонофия были вскрыты, обретены нетленные останки святых. Гроб Гурия был наполнен благоухающим миром. Вскоре по решению патриарха св . Иова Гурий был канонизирован. 20 июня 1630 г. по инициативе Казанского митрополита Матфея мощи Гурия и Варсонофия были перенесены в казанский Благовещенский собор.

В 1633 г. князь Б. И. Черкасский дал вкладом в собор шитый покров на раку святителя. В 1647 г. в московском Казанском соборе был освящен придел во имя Гурия Казанского и свтятителя Варсонофия Тверского.

Рака с мощами Гурия пострадала во время пожара, опустошившего Казань в 1815 г., после чего была устроена новая, серебряная гробница.

В Благовещенском соборе при раке хранились фелонь, в которой был похоронен святитель, посох, по преданию ему принадлежавший, часть гроба Гурия , крест с частицами св. мощей, кусочки ваты, которой Казанский митрополит Ермоген обкладывал мироточащую главу чудотворца. Ковчежцы со св. мощами Гурия и другие святыни выносились в собор для поклонения в Великую пятницу.

В сентября1918 г., после закрытия собора, мощи Гурия переместили в собор казанского в честь Казанской иконы Божией Матери женского монастыря , а после его закрытия в 1929 г.- в церковь во имя блгв. князей Феодора Ярославского и чад его Давида и Константина на Арском кладбище Казани, где они в настоящее время почивают в раке.

В 2005 г. часть мощей перенесена в отреставрированный Благовещенский собор, частица мощей передана Иосифову волоколамскому монастырю .

До 1918 г. в казанском Благовещенском соборе хранились принадлежавшие Гурию икона «Святцы» строгановского письма и седло для чина шествия на осляти во время праздника Входа Господня в Иерусалим, а также угловая часть гроба Гурия. Перед ракой находились облачение святителя, его посох (в настоящее время посох пребывает в кладбищенском храме во имя Ярославских чудотворцев) и 3 иконы (икона Вседержителя, Смоленская икона Божией Матери и образ свт. Николая), принесенные Гурием из Москвы в Казань.

В Благовещенском соборе до 1918 г. также сохранялся оригинал Жития, написанного священномученником Ермогеном. В Национальном музее Республики Татарстан хранится Ефремово Евангелие, переписанное в 1478 г. по заказу Тверского еп. Вассиана (Стригина-Оболенского) . Возможно, Гурий сам привез рукопись из Селижаровского монастыря и пожертвовал Благовещенскому собору.

В 1841 г., при работах по расширению Благовещенского собора, под правым, Борисоглебским приделом была обнаружена упоминаемая в Житии маленькая келья, в которой Гурий уединенно молился («обнощное стояние присно в молитвах выну принося к Богу, во келии близ… Бориса и Глеба»). На каменной стене находился выполненный, вероятно, самим Гурием минеральными красками образ Спасителя. Над кельей в 40-х гг. XIX в. была выстроена часовня. В советское время келья была превращена в склад. В 1998 г., при реконструкции собора, ее очистили, выяснилось, что образ Спасителя сохранился, но сильно выцвел и был едва заметен. Однако с каждым годом краски на рисунке проявляются все ярче.

Почитание Гурия было широко распространено в Казанской губернии, в начале XX века здесь действовало около 20 посвященных Гурию храмов (не считая храмов во имя Казанских святителей), например крестовая церковь и церковь при татарско-кряшенской школе в Казанском архиерейском доме. В 1908 г. в казанском Благовещенском соборе был освящен придел во имя Гурия.

В настоящее время особо почитают Гурия в Поволжье православные татары (кряшены), удмурты, марийцы . Храмы во имя Гурия действуют в татарско-кряшенском селе Ташкирмень Лаишевского района и удмуртском селе Ципья Балтасинского района Татарстана.

Три святителя Казанских :
Гурий, Герман и Варсонофий

17 октября Церковь прославляет святителей города Казани Гурия и Варсонофия. Если мощи Святителя Гурия находятся в церкви, то мощи Св.Варсонофия потеряны в годы Советской власти и так до сих пор не обнаружены.

Величаем вас, святителие велиции Гурие и Варсонофие, и чтим святую память вашу вы бо молите за нас Христа Бога нашего.

Христиане 18 декабря почитают преподобного Савву Освященного

В этот день на Руси принято почитать память преподобного Саввы Освященного. Известно, что он появился на свет в пятом веке в Каппадокии и воспитывался в семье благочестивых христиан. Когда мальчику было восемь лет, его отправили учиться в монастырь Святой Флавианы, где тот быстро обучился грамоте и полюбил священное писание. В семнадцатилетнем возрасте Савва, несмотря на все уговоры родителей, решил принять монашеский постриг.

В монастыре он жил около 10 лет, где постоянно проводил время в молитвах, постился и получил дар чудотворения. Спустя некоторое время он поехал в Иерусалим. Тут поселился в монастыре, что находился недалеко от города. Еще через пару лет он закрылся в пещере.

За жизнью Саввы постоянно следил преподобный Евфимий, который наставлял его в христианских делах. После смерти преподобного, Савва остался жить возле обители Герасима Иорданского. В скором времени начали приходить ученики. После того, как инокам явился знак свыше, и они увидели огненный столб, в пещере сделали церковь.

На протяжении всей своей жизни Савва основал не одну обитель. Благодаря его молитвам были явлены настоящие чудеса. К примеру, как-то раз прямо посреди Лавры начал бить источник. Кроме того, Савва мог исцелять больных и бесноватых людей.

Обретение и перенесение мощей

Обретение мощей святителя Гурия произошло в 1595 году (вместе с обретением мощей святителя Варсонофия). Открытие мощей совершил будущий патриарх Гермоген, который также составил первое краткое житие святителя Гурия. Мощи были обнаружены в ходе строительства новой каменной церкви в Спасо-Преображенском монастыре. Тогда у алтарной стены прежнего деревянного храма были откопаны неповреждённые тлением гробы с телами святителей, которые были открыты Гермогеном при большом стечении народа. Об открытии мощей Гермоген писал:

Видехом диво, его же не надеяхомся. Рака бо святаго бе полна благоуханна мира, как чистой воды, мощи же святаго Гурия вверху мира, яко губа ношахуся. Нетлением бо одари Бог честное и многотрудное его тело, яко и ныне зрится всеми. Токмо мало верхния губы тление коснуся, прочие же его уды целы быша, ничем же невредимы. Осязахом же и погребальные ризы его и бяху крепки зело. Потом же открыхом раку преподобнаго Варсонофия и видехом: многим нетлением почтени от Бога мощи святаго Варсонофия. К ногам преподобнаго тление коснуся, но обаче не токмо кости не разрушены, но крепки бяху зело и никакоже слабости в составе имуще, яко же и Гурию святителю. И погребальныя ризы такожде, яко и Гурию преподобному, новых крепчае. [2]

20 июня 1630 года мощи святителя Гурия были перенесены из Спасо-Преображенского монастыря в кафедральный Благовещенский собор города Казани. [3] С осени 1918 года они пребывали в Казанском Богородицком монастыре, затем в приходской церкви Параскевы Пятницы, в Петропавловском соборе, а с середины 1930-х годов были перенесены в Церкви святых благоверных князей Феодора, Давида и Константина, Ярославских чудотворцев на Арском кладбище, где и находятся в настоящее время.

Читать еще:  В Перми появился новый пункт бесплатного проката детских автокресел

Традиции и обряды на Гурьев день

Главные традиции 28 ноября — молитвы об избавлении от зубной боли.

— На Руси существовало поверье, что со дня Гурия Морозного «зима приезжает на пегой кобыле и разгоняет всю нечисть». Наши предки полагали, что злые духи не особо любят зиму, поэтому с приходом серьезных холодов разбегаются вплоть до самых Святок. А на Святки «хоть и холодно, да привольно хороводы свои водить да люду честному, на соблазны падкому, глаза отводить».

— На Гурия особым вниманием пользовались лошади: «Гурьян без лошади, что зима без января» — говорили крестьяне. Для этого дня даже существовала особая примета: «Коли кони ржут на Гурия, то быть в доме добру». Рожденному в этот день подносили в дар меру овса и стог сена. Считалось, что у человека, преподнесшего такой подарок, весь следующий год лошади будут здоровыми.

— Наши предки считали, что Гурий — один из покровителей семейного очага и защитник жён от несправедливого гнева мужей. Женщины, которых мужья обижали, молились ему, чтобы в семье был лад. Для этих целей в доме считалось обязательным иметь икону с изображением святого Гурия, за которой прятался кусочек ладана. Еще Гурию молились об избавлении от зубной боли.

— С 28 ноября у православных христиан начинается 40-дневный Рождественский пост, именуемый также Филипповым, который длится до 6 января. В эти дни на Руси верующие люди воздерживались от развлечений, питались только разрешенными продуктами и старались не ссориться, не вести пустых разговоров, читали молитвы и проводили время за работой. Обязательно парились в бане, считая, что чистое тело и дух – это очень важно.

18 декабря день памяти Святителя Гурия

Гурий Руготин, святой, первый архиепископ Казанский, родом из дворян бывшего городка Радонежа, в мире именовался Григорием. В молодых летах вступил Григорий в услужение к князю Ивану Пенькову. Князь так был так им доволен, что поручил ему управление всем домом. Но эта доверенность продолжалась недолго. Прочие служители князя из зависти к Григорию возвели на него клевету, что он находится в преступной связи с княгинею. Раздраженный ложным наговором князь приказал посадить Григория в темницу, нарочно устроенную в глубоко вырытой яме. Там томился невинный страдалец два года, ибо по прошествии двух лет дверь узника свободно отворилась. Признавая спасение свое за Промысл Божий, он отрекся мира и направил путь свой в обитель преподобного Иосифа Волоколамского. Там облекся он в одежду инока, приняв имя Гурия, и вскоре поставлен был (1522 г.) игуменом обители; потом переведен в Селижаров монастырь, а 3 февраля 1555 г. хиротонисан во архиепископа новой Казанской епархии. Гурий устроил там два училищные монастыря, для обучения детей христиан и язычников; кроме того, под особым своим надзором соорудил каменный кафедральный собор во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Радея о пастве своей, святитель Гурий умножил ее, обратив многих магометан в христианскую веру. Он преставился 4 декабря 1563 г., приняв за два дня до кончины схиму. Мощи его, обретенные 4 октября 1595 г., почивают в Казанском Благовещенском соборе. Они переложены в 1817 г. в новую серебряную раку.

Гурием началась епархия в Казани. По указу царя Иоанна Василиевича, митрополит Макарий соборно учредил 1555 г. архиепископство в Казани, третьей степени. После архиепископов были там с 1589 г. митрополиты, а после них с 1832 г. епископы и архиепископы. Сперва епархиальные архиереи именовались Казанскими и Астраханскими; потом, с 1602 г., Казанскими и Свияжскими, а с 1799 г. Казанскими и Симбирскими. В 1799 г. учреждена викарная епархия Казанская; епископам оной велено писаться Свияжскими; но в 1802 г. Казанские викарии отменены.

Выйдя из темницы, Григорий принял постриг с именем Гурий в Иосифо-Волоколамском монастыре, известном своим строгим уставом. В 1543 г. он был избран братией игуменом этой обители и управлял ею почти 9 лет, а затем оставил игуменство и жил два года простым монахом. Перед епископством святой Гурий один год управлял Троицким Селижаровым монастырем в Тверской епархии. На Казанскую кафедру он был избран по жребию. Поддерживаемый святым Варсонофием (+ 1576, память 11 апреля), святитель Гурий много содействовал миссионерской деятельности. За восемь лет его святительства было устроено четыре монастыря, выстроен Благовещенский кафедральный собор и более десяти городских церквей.


Ермоген Патриарх Московский

В 1561 году святитель тяжело заболел. По праздникам его приносили в церковь, и он здесь сидел или лежал, не имея сил ни ходить, ни стоять. Незадолго до смерти (+ 5 декабря 1563 года) принял от святого Варсонофия великую схиму и был погребен в Спасо-Преображенском монастыре. 4 октября 1595 года были обретены нетленные мощи святителей Гурия и Варсонофия. Митрополит Казанский святитель Ермоген(будущий Патриарх Московский и всея Руси, + 1613; память 12 мая) присутствовал при их обретении и описал это событие в житии святителей. 20 июня 1630 года мощи святителя Гурия были перенесены из Спасо-Преображенского монастыря в Благовещенский кафедральный собор. Ныне они покоятся в кладбищенском храме во имя святых благоверных князей Феодора Муромскогои чад его Давида и Константина, в городе Казани.

Обретение мощей святителя Гурия, архиепископа Казанского (+ 1563), и Варсонофия, епископа Тверского (+ 1576), произошло в Казани, в 1595 году. При строительстве новой каменной церкви в честь Преображения Господня в Спасо-Преображенском монастыре, основанном святителем Варсонофием, у алтарной стены прежнего деревянного храма были выкопаны гробы с телами святителей. Необычность вида нетленных гробов исполнила святителя Ермогена (память 17 февраля) благоговейным дерзновением открыть гробы при большом стечении народа. Сам святитель Ермоген так описывает это событие: «Видехом диво, его же не надеяхомся. Рака бо святаго бе полна благоуханна мира, как чистой воды, мощи же святаго Гурия вверху мира, яко губа ношахуся. Нетлением бо одари Бог честное и многотрудное его тело, яко и ныне зрится всеми. Токмо мало верхния губы тление коснуся, прочие же его уды целы быша, ничем же невредимы. Осязахом же и погребальные ризы его и бяху крепки зело. Потом же открыхом раку преподобнаго Варсонофия и видехом: многим нетлением почтени от Бога мощи святаго Варсонофия. К ногам преподобнаго тление коснуся, но обаче не токмо кости не разрушены, но крепки бяху зело и никакоже слабости в составе имуще, яко же и Гурию святителю. И погребальныя ризы такожде, яко и Гурию преподобному, новых крепчае». Многие больные исцелились, помазавшись святым миром, истекавшим от мощей святителя Гурия.

В Иконописном Подлиннике под 4 октября сказано: «Гурий подобием сед, брада, аки Василия Кесарийского, в шапке, в омофоре, в руках Евангелие, риза святительская. Варсонофий подобием надсед, брада, аки Гуриева, на конец раздвоилась, в шапке, риза святительская, омофор и Евангелие».

В соответствии с докладом архиепископа Чебоксарского и Чувашского Вениамина (Новицкого; + 14 октября 1976) Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен благословил творить в первое воскресенье после 4 октября соборную память всем Казанским святителям.

Перенесение мощей святителя Гурия, архиепископа Казанского, из Спасо-Преображенского монастыря в кафедральный собор города Казани совершено в 1630 году.

Святитель Варсонофий

Дни памяти: Апрель 11, Октябрь 4

Святитель Варсонофий, епископ Тверской, чудотворец Казанский, родился около 1495 года в городе Серпухове в семье священника Василия. При крещении младенец получил имя Иоанн. Отличаясь трудолюбием и понятливостью, отрок легко овладел грамотой, освоил чтение Псалтири и церковное пение настолько, что мог не только сам читать и петь, но и помогать другим. В 1512 году крымские татары под предводительством Ахмат Гирея и Бурнат Гирея ходили в поход на Рязань, но «не успев ничтожо во взятии града Рязани», прошли быстрым и неожиданным опустошительным рейдом по берегам Оки. В числе многих и Иоанн семнадцатилетним отроком был уведен в плен. Много пришлось терпеть в плену юноше, но в суровых испытаниях вера Христова, еще в родительском доме глубоко укоренившаяся в сердце, принесла плод сторицей. Уповая на Господа, будущий святитель молился и пел приходившие на память псалмы, жил, как живет послушник в монастыре, неприметно навыкая послушанию, незлобию и терпению. Спал Иоанн совсем мало, к еде почти не притрагивался, отличался усердием и кротостью, трудился без прекословия и потому расположил к себе даже ожесточенные сердца иноверцев, которые, невольно признав его достоинства, стали обращаться с ним мягче и снисходительнее, нежели с другими. Постепенно, благодаря незаурядным способностям, он овладел разговорным татарским языком до такой степени, что по прошествии двух лет мог не только хорошо говорить, но и писать по-татарски. Плен продолжался три года. С большим трудом собрав необходимую сумму, священник Василий выкупил своего сына Иоанна из татарской неволи. Блаженный Иоанн возвратился домой, однако сердце его уже охладело навсегда к непостоянным земным радостям и утехам. Согласно неколебимому решению, созревшему в душе юноши еще в плену, он поехал в Москву, где в Спасском Андрониковом монастыре принял иноческое пострижение, дав Богу обеты девства, послушания и нестяжания. Новопостриженного инока нарекли Варсонофием. Строгой и богоугодной жизнью инок Варсонофий преуспевал в подвигах добродетели и молитвы. В Андрониковом монастыре бывал наездами святитель Акакий, епископ Тверской (1522-1567), родной младший брат преподобного Иосифа Волоцкого и постриженник Иосифо-Волоколамского монастыря, архипастырь добрый и благочестивый, удостоенный от Бога дара прозорливости. Он неоднократно предсказывал преподобному Варсонофию, бывшему еще в сане иеродиакона, что именно он станет некогда преемником святителя Акакия на Тверской кафедре. О добродетельной и благочестивой жизни преподобного Варсонофия стало известно митрополиту Московскому Макарию, который возвел святого Варсонофия в сан игумена Николо-Пешношской Мефодиевой пустыни, основанной в 1461 году учеником преподобного Сергия Радонежского преподобным Мефодием (память 14 июня) в 15 верстах от Дмитрова. В старину пустынь эта именовалась «Никола на Песнуше». В 1553 году в паломничестве (в благодарность за чудесное избавление от смерти) на пути в Кириллов Белозерский монастырь Пешношскую обитель посетил царь Иоанн Грозный с семейством. Он обратил внимание на опытного наставника иноческой жизни, побывавшего в плену и сведущего в татарском языке и нравах. Поэтому, когда в 1555 году в Казани открывали новую епархию, вместе со святителем Гурием, первым архиепископом Казанским, был направлен в Казань и святой Варсонофий из Пешношской обители в сане архимандрита для основания там монастыря. 26 мая 1555 года первосвятители Казани торжественно отправились в путь. Из Москвы по рекам Москве, Оке и Волге путь до Казани длился два месяца. В воскресенье 27 июля 1555 года святитель Гурий с игуменом Пешношским Варсонофнем и игуменом Успенского Старицкого монастыря Германом прибыли в Казань. С крестами и хоругвями были встречены они в Казанском Благовещенском соборе местным духовенством и населением. Вместе со святым Варсонофием в Казань прибыли иноки, постриженники Пешноши: Тихон, Феодорит, Иов, Андроник, Сильвестр, а также инок Андроникова монастыря Симеон. Уже в следующем, 1556 году преподобный Варсонофий исполнил возложенное на него поручение и устроил Преображенский монастырь в Казанском кремле. Им был освящен первый каменный теплый храм в монастыре во имя святителя Николая Ратного, а впоследствии — и главный храм в честь Преображения Господня. Тайно от всех он продолжал носить вериги для изнурения плоти. Монастырь в скором времени сделался средоточием духовной жизни бывшей татарской столицы. Через несколько лет число иноков в нем доходило до ста человек. Святой Варсонофий обращал татар в православную веру, чему немало способствовало превосходное знание им татарского языка. Благодаря исцелениям различных недугов, имя его стало известно далеко за пределами Казани. И немало больных, приходивших к нему за врачеванием, склонялись к принятию христианской веры. По смерти епископа Тверского Акакия (( 1567) святитель Филипп, митрополит Московский, вызвал святого Варсонофия в Москву и возвел его в сан епископа Тверского.

Читать еще:  Кувейтский богослов призвал власти запретить показ фильма "Страсти Христовы"

Истинным светильником был святитель Варсонофий для своей паствы, не словами одними, но всем существом своим указуя спасительный путь Христов. Несмотря на высокий святительский сан, он продолжал быть смиренным подвижником, каким был в Пешношской обители и в Казани. Ночи проводил он в молитве, дни в трудах и заботах, отдыхая, шил клобуки и дарил инокам и епископам, непрестанной молитвой усердно врачевал телесные и душевные болезни обращавшихся к нему. В то время начались для России тяжкие испытания — царь Иоанн Грозный, мудро и благочестиво правивший Россией, стал ужасом и бичом для своих подданных, насаждая так называемую «опричнину». Тверь не принадлежала опричнине и потому не пользовалась благосклонностью царя. С ужасом и негодованием видел святитель Варсонофий, как его друг Герман, архиепископ Казанский (память 6 ноября), некогда пользовавшийся уважением царя, был вызван из Казани в Москву для возведения в сан митрополита, однако после того, как напомнил царю тихими и кроткими словами, что тот даст ответ на суде Божием за свои жестокости, был изгнан и умер в заточении. Много страшных событий прошло пред очами святителя Варсонофия за четыре года его архиерейского служения. Глубоко сокрушался о своей пастве святитель Варсонофий. Ощущая старческую немощь, он в 1571 году удалился на покой в основанную им в Казани обитель. Пять лет провел он в Преображенском монастыре на покое, в молитве и уединении, где принял великую схиму. Когда он не мог по немощи сам ходить в церковь, любящие ученики помогали ему посещать храм Божий, зная его любовь к Богослужению. Скончался святитель Варсонофий 11 апреля 1576 года и был погребен в Преображенском монастыре архиепископом Казанским Тихоном. В 1595 году по благословению Святейшего Патриарха Иова (1588-1607) построен в этом монастыре новый храм в честь Преображения Господня. При строительство храма были обретены мощи святителей Казанских Гурия и Варсонофия.

Тропарь Гурию, архиеп. Казанскому

Правило веры и образ целомудрия, /
учителя добрых дел /
и наставника спасения даде тя Господь /
новопросвещенному граду Казани, /
в немже приобрел еси новыя от язык люди /
и привел еси я Христови. /
Сего ради в память твою радостно сошедшеся, /
честне празднуем святое твое успение, /
ты же, отче наш, святителю Христов Гурие, /
моли Христа Бога /
спастися душам нашим.

Тропарь Гурию, архиеп. Казанскому и Варсонофию, еп. Тверскому (Обретение мощей)

Первии учителие прежде темному, /
ныне же светлому и новопросвещенному граду Казани, /
первии возвестителие пути спасительнаго, /
истиннии хранителие апостольских преданий, /
столпи непоколебимии, благочестия учителие /
и Православия наставницы, Гурие и Варсонофие, /
Владыку всех молите /
мир вселенней даровати и душам нашим велию милость.

Тропарь Перенесение мощей

Яко крин благовонный, /
мироточивыя твоя мощи /
от вертограда Церкве Спасовы /
в вертоград Церкве Богородичны честне принесошася, /
святителю Гурие, /
яко же бо дар честен, /
тя даровав Христос Пречистей Матери Своей, /
и исполнися храм Ея святый благоухания твоего, /
и возрадовася архиерейский престол, /
приемый тя, первоседателя своего. /
Возвеселися же собор верных со святителем и священноначальники /
о преславном цельбоносных твоих мощей пренесении, /
еже мы радостно празднующе, молим тя, /
угодниче Божий: /
моли Христа Бога /
подати душам нашим мир и велию милость.

18 декабря день памяти Святителя Гурия

Отныне, во время краткой земной жизни, которую Писание не назвало даже жизнию, а странствованием, познакомься со святыми. Ты хочешь принадлежать на небе к их обществу, хочешь быть участником их блаженства? Отныне поступи в общение с ними.

Читать еще:  В Германии откроют первую православную школу

Популярные статьи

  • АКАФИСТ СВЯТИТЕЛЮ НИКОЛАЮ, АРХИЕПИСКОПУ МИР ЛИКИЙСКИХ, ЧУДОТВОРЦУ

Статьи

  • Слово пастыря
  • Евангельские чтения
  • Духовное наследие
  • Праздники
  • Святые
  • Акафисты
  • Русские традиции
  • Как жить?
  • О таинствах церкви
  • Шаг к храму
  • О литургии
  • О молитве
  • О посте
  • О поминовении усопших
  • Записки паломника
  • Детская страничка
  • Наташины Сказки
  • Православная поэзия
  • Разговор по Душам
  • Рубрикатор
  • Катехизис

Хронология

ПВСЧПСВ
1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031

Перенесение мощей Гурия, архиепископа Казанского. Святитель Гурий, первый архиепископ Казанский, был погребен 4 декабря 1563 года за алтарем Преображенского храма в казанском Спасо-Преображенском монастыре. В1595 году, через тридцать два года после кончины святителя, царь Феодор Иоаннович приказал построить в казанском монастыре на месте деревянного Преображенского храма новый, каменный храм. Восточная стена нового храма, более обширного, должна была проходить в том месте, где были погребены святители Гурий и Варсонофий (+ 1576; память 4 октяб­ря). Митрополит Казанский Ермоген (впоследствии Патриарх Московский и всея Руси, священномученик; + 1612; память 17 февраля, 12 мая и 5 октября) благословил честные остан­ки святителей переложить в ковчеги и перенести в другое место.

4 октября оба гроба были открыты и обнаружены тела святых, не под­вергшиеся тлению. Когда об этом сообщили митрополиту Ермогену, он в сослужении городского духовенства совершил панихиду по почившим святителям, а затем благословил от­крыть гроб святителя Гурия. Впослед­ствии святитель Ермоген описал то, что увидел он и все бывшие с ним: «Рака бо святаго бе полна благоуха­ния мира, как чистой воды. Мощи же святого Гурия верху мира яко губа ношахуся, части же ни единой погруженна бывши. Нетлением бо одари Бог честное и многотрудное его тело… Осязахом же и погребальная ризы его и бяху крепка зело». Нетленными были и мощи святителя Варсонофия. Множество исцелений произошло от помазания благоуханным миром из гроба святителя Гурия. Мощи были положены в левом приделе вновь воздвигнутого храма. Придел был освящен во имя святителей Гу­рия и Варсонофия Казанских.

20 июня 1630 года, по благослове­нию митрополита Матфея, мощи свя­тителя Гурия были перенесены из Спасо-Преображенского монастыря в казанский кафедральный Благовещенский собор. В честь этого события было установлено ежегодное празднование. Святые мощи покоились в позлащенной гробнице под резной сенью. В том же соборе хранились риза и посох святителя Гурия. Ныне честные мощи святителя Гурия поко­ятся в кладбищенском храме во имя святых благоверных князей Феодора Муромского и чад его Давида и Константина в городе Казани.

Тропарь, глас 4:

Яко крин благовонный, / мироточивыя твоя мощи / от вертограда Церкве Спасовы / в вертоград Церкве Богородичны честне принесо­шася, / святителю Гурие, / якоже бо дар честен, / тя даровав Христос Пречистей Матери Своей, / и исполнися храм Ея святый благоухания твоего, / и возрадовася архиерейский престол, / приемый тя, первоседателя своего. / Возвеселися же собор верных со святителем и священноначальники / о преславном цельбоносных твоих мощей пренесении, / еже мы радостно празднующе, молим тя, угодниче Божий: / моли Христа Бога / подати душам нашим мир и велию милость.

Ин тропарь, глас 3:

Добродетельнаго и благороднаго ради твоего жития, / извел тя есть Прещедрый Бог / на первопрестольство богоспасаемаго царства Казани / и просветил есть учением твоим бесерменьстии языцы. / И многия, святителю Гурие, во избранное Христово стадо привел еси, / и нищелюбием богоугодно пожил еси, / и по преставлении твоем много лет сокровенное твое тело / от недр земных на удивление явися, / и благоуханнаго мира гроб наполнися приходящим с верою, / взимающим миро от раки честных мощей твоих, / всем источаеши исцеления, / святителю Христов Гурие, / моли Христа Бога, / спастися душам нашим.

Ин кондак, глас 6.

Истине основание, и веры утверждение, / и в поучениих преизряднаго свемы тя, благочестию споспешника, / апостолом сопрестольника, страстотерпцем сопричастника, / постником купноревнителя похваляем тя, Гурие святителю, / и велия таинника Божия благодати.

Кондак, глас 4:

Чувственныя страсти победив, / чистотою, яко солнце, возсиял еси, / чисто житие до конца сохранив, / и от неверия в веру многих ко Христу привел еси, / того ради от Бога нетлением почтен, / чудесы твоими вся удивил еси. / Молим убо тя, святителю Гурие, / молитвами твоими от бед избави нас, да зовем ти: / радуйся, отче предивный, граду Казани похвало и утверждение.

Молитва

Святителю отче Гурие! Предстоя священной раце многоцелебных мощей твоих, молим тя усердно быти всегда и везде нашим ходатаем, заступником и покровителем. Исходатайствуй па­стве твоей мир, тишину, благоденствие, здравие и спасение. Буди постоянным нашим заступником от всех врагов, видимых и невидимых, покрывай нас от нахождения всех бед, напастей и скорбей, паче же от искушений врага темнаго. Предстоящим же зде и молящимся испроси у Господа Бога вся, яже ко спасению своему они просят у Него в своих нуждах и скорбех, да вси мы с тобою прославляем всесвятое Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва Гурию, Самону и Авиву от нечаянной смерти

«О преславнии мученицы Гурие, Самоне и Авиве! Защитите нас, раб Божиих (имена), от напастей злых человек и козней демонских: оградите нас от нечаянный смерти, избавите от огня, меча и всякаго душепагубнаго обстояния. Ей, страстотерпцы Христовы, устройте нам молитвами вашими вся благая и полезная, да благочестно житие временное прешедше и кончину непостыдну стяжавше, удостоимся теплым заступлением вашим со всеми святыми одесную Правосуднаго Бога Судии стати и Того непрестанно славити, со Отцем и Святым Духом, во веки веков.»

Церковный православный праздник 17 октября 2020

Важные события и праздники, которые отмечают 17 октября 2020 года православные христиане согласно церковному календарю:

Ерофеев день

17 октября православная церковь отмечает память Священномученика Иерофея Афинского, жившего в I веке и принявшим мученическую смерть. Предание гласит, что он был учеником апостола Павла и первым епископом Афин.

Скудные и сомнительные сведения о жизни и кончине святителя содержатся в богословском сочинении «Ареопагитик», написанном на греческом языке. В нем упоминается, что Иерофей с Дионисием Ареопагитом были призваны Божественной силой присутствовать среди апостолов при кончине Богородицы и на обряде ее погребения. В древнерусской и византийской иконографии эти святые неизменно изображались на иконе Успения Богоматери в епископских одеяниях сбоку от Спасителя.

Будучи епископом, Иерофей входил в состав Ареопага, высшего органа власти у афинян. По преданию, он проповедовал в Испании. Также известно, что святитель является автором церковных книг, среди которых «Книга святого Иерофея», «О Великом Таинстве», и песнопений, не дошедших до наших дней.

Мощам святителя поклоняются верующие западного и восточного христианского мира. Голова святого Иерофея находится в монастыре, названном в честь его имени, недалеко от греческого города Мегара. В нескольких церквях Греции хранятся частицы его мощей.

Люди верили, что святой Ерофей прогоняет с земли леших, оттого те в лесу куражат и пакостят: свистят, воют, кричат и хохочут на все голоса, деревья ломают, гоняют птиц и зверей. Навеселится дух лесной в Ерофеев день вволю и проваливается в зимнюю спячку, пока весной земля не оттает. Да еще и живность, какая попадется, под землю утащит. Поэтому народ в лес – ни ногой.

Читайте подробнее про Ерофеев день

Сохранение традиций

Святцы не только список канонизированных святых и церковный календарь.

Угодники божие, а именно так называются святые, своей праведной земной жизнью подают пример остальным. Они угодили Богу, поэтому становятся ангелами-Хранителями. Помогая всем просящим, молятся Господу за проходящих испытания на Земле.

В списки включены святые разных рангов, со своей иерархией: пророки, апостолы, мученики и т. д. У них была своя судьба на Земле, но объединяет их одно: служение Богу и следование заповедям.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector