0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

25 лет назад были убиты трое монахов Оптиной пустыни

Убийство монахов в Оптиной пустыни – как это было 25 лет назад

Я уже не жил в Оптиной и приехал в гости на Пасху. Предпасхальный вечер был тих и прекрасен: закатное красно солнышко раскрасило милым теплым цветом и в нем не было ничего тревожного. Даже странно, что закат несмотря на красноту нельзя было назвать кровавым, настолько он был нежный и приятный для глаз. Ничто не предвещало беды, хотя беда уже была рядом, рядом с каждым из нас. Убийца приготовил злодеяние и только ждал толчка своего «голоса, который не мог ослушаться». Он был в Оптиной, рядом, очень близко, он искал свою жертву. Но никто из людей не знал и не догадывался об этом.

Гуляя по монастырю, я заметил вышедшего из Введенского собора о. Василия. Он стоял у северного входа в храм и любовался красотой заката. А я в свою очередь остановился и стал любоваться картиной с его участием: стоит возле белоснежного храма красивый монах. Русак, стройный, спортивный, тихий и мирный, разумный для своих лет, явно будущая оптинская слава.

Пройдет много лет, он станет еще мудрее и опытнее, будут приходить к нему тысячи людей за советом и утешением и будет у нас новый оптинский старец. Ведь обещали, что будет семь светильников. Может это будет один из них. «Эх, как же он хорош, это воин Христов, – думал я, – дай Бог тебе, дорогой, не сойти со своего пути и остаться человеком, накопить мудрости и любви и одаривать ими народ Божий». Отец Василий почувствовал, что кто-то смотрит на него, обернулся и, увидев меня, улыбнулся. Мы не виделись несколько месяцев, обменялись издалека поклонами и решили сохранить тихость своего состояния. Но улыбка, его лучезарная улыбка запала в моей памяти и теперь уже будет жить со мной до самой смерти.

Началась служба. Пришла в храм братия монастыря, в том числе о. Ферапонт. С о. Ферапонтом никто не дружил. Вовсе не потому, что он был злой или плохой человек. Просто он, несмотря на относительную младость своих лет и раннее монашество, умудрился стать настоящим монахом — не входил не в какие группы или кружки по интересам, которые часто образуются в монастырях, жил очень сокровенной и истинно монашеской жизнью, без ссор и конфликтов, без пустых разговоров за чаем и пересудов во время послушаний. Жизнь таких монахов принято называть красивым русским словом сокровенной, как сказано в послании апостола «потаеный сердца человек, в неистлении кроткого и молчаливаго духа, еже есть пред Богом многоценно».

Пришел в храм о. Трофим. Он слегка опоздал на службу, т. к. много работал на подсобке. С утра до позднего вечера его видели то на тракторе, то на мотоблоке. Всегда радостный, энергичный, невероятно живой. Полная противоположность замкнутому и молчаливому о. Ферапонту. Вокруг о. Трофима всегда бурлила жизнь и кипела работа. У него было множество друзей, очень общительный и позитивный человек. Он подошел к левому клиросу, у которого я стоял, улыбнулся своей открытой улыбкой, мы крепко обнялись и расцеловались.

Быстрый обмен новостями, крепкие рукопожатия. Кто бы знал, что спустя несколько часов его не будет в живых. Живой, энергичный, веселый. Ну не мог он умереть молодым. Еще много-много лет впереди. Но человек предполагает, а Бог располагает.

Так и остались в моей памяти эти три улыбки. Такие разные и каждая по своему красивая. А потом были другие улыбки и они запечатались в моей памяти еще крепче.

Закончилась пасхальная литургия. Вся братия пошла в трапезную, разговелась, большая часть пошла отдыхать, звонари Трофим и Ферапонт пошли на звонницу, а о. Василий на скитскую литургию, чтобы исповедовать народ. Я в это время был в скиту и отдыхал в келье скитоначальника. Только началась скитская литургия, как в дверь постучали. Стук становился все настойчивее и я решил открыть дверь.

На пороге стоял дежурный скитской гостиницы и в крайне нервной форме сообщил, что в монастыре произошло убийство – каких-то монахов кто-то убил. Ему позвонили из проходной монастыря и просили предупредить скитоначальника и всю скитскую братию. Я отправил дежурного в храм, а сам собрался и пошел в монастырь. В сообщении было что-то абсурдное, какое могло быть убийство в монастыре, в Оптиной?! Это явный бред и чья-то глупая шутка. Кто бы знал, что одновременно со мной по дорожке, только прячась в кустах и в другом направлении прошел убийца.

Читать еще:  Прощать ли себя за ошибки - митрополит Антоний

В Оптиной было очень безлюдно. Ведь даже никто не смог увидеть убийцу, разошлись все. Прослышав про злодеяние, начала собираться братия. Первым я увидел о. Ферапонта. Он лежал на звоннице, пробитый насквозь коротким мечом, изготовленным из автомобильной рессоры. Как потом выяснилось, что «работать» таким орудием очень трудно — нужно обладать или огромной силой или много тренироваться.

Убийца Аверин был щупленьким человеком, но тут ему явно помог истинный вечный убийца человеков. Только этой нечеловеческой силой можно объяснить силу удара Аверина: помимо тела в трех местах был пробит кожаный монашеский пояс. Нанеся единственный удар строго в печень, он опустил тело Ферапонта на землю и закрыл его лицо клобуком. Почему он так сделал сам объяснить не смог. Затем быстро встал и вторым ударом смертельно ранил о. Трофима. Тот даже не успел ничего понять — оба монаха стояли почти спиной друг ко другу и Трофим не видел, что произошло, только услышал, что звон прекратился и обернулся в сторону товарища, но было уже поздно — холодный окровавленный клинок пробивал его печень.

Аверин так же опустил Трофима, так же накрыл его лицо клобуком и спокойно пошел в сторону скита, вслед за уходящим о. Василием. Третий удар и третий человек пал на землю. После убийца побежал за дом возле скитской башни, бросил там свой страшный меч, перелез через забор и убежал в лес. Только убегающую фигуру в серой шинели смогли рассмотреть три паломницы. Больше никаких следов и примет (кроме меча). Но уже на третий день в доме Аверина сидела засада и проводились розыски по ближайшим лесам. (С тех пор я точно знаю, что если наши власти хотят раскрыть какое-то убийство, то раскрывают его быстро. Они могут (а может могли тогда) это сделать, если захотят).

Самого убийства я не видел, но на моих руках испустил дух о. Трофим. Лицо его было полно скорби и боли. Было видно, что он испытывал сильнейшие страдания. Отошел он тихо. Просто замер и все. Отец Василий прожил дольше всех и умер уже в машине скорой помощи по дороге в Козельск. Его натренированное тело всячески сопротивлялось смерти, но рана была слишком страшна.

Потом приехала милиция, начались оперативные действия, всех убитых увезли на вскрытие. Спустя несколько часов их привезли в храм св. Илариона. Насколько помню я был единственный мирянин, который присутствовал при этой первой молитве у тел убиенных братий, видел их тела еще непокрытыми, без облачений. По традиции миряне не должны быть при облачении монахов, но для меня сделали исключение. И я благодарю судьбу, что присутствовал на этой молитве. Поверьте, никогда более я не видел и не ощущал чего-то подобного. Прежде всего надо сказать о лицах убиенных братий.

Знаете, что меня поразило тогда? Все трое умерли в страшных муках, от немыслимой боли и эта боль осталась в момент смерти на их лицах. Но вот прошло несколько часов и я видел совершенно другие лица. Их даже можно смело назвать ликами, так они светились и сияли. Это не было моим экзальтированным восприятием, все отметили странное преображение лиц — на всех трех была светлая, тихая и мирная улыбка. Очень покойная и уверенная. Такое ощущение, что они увидели что-то радостное. Вот что удивительно: дух покинул тело, но преобразовал его после смерти. Вот об этих трех улыбках я говорил вначале своего рассказа. Именно их я не смогу забыть никогда. Вот явное доказательство бытия загробного мира.

Трудно передать словами состояние братии монастыря. Думаю, что нечто подобное испытали апостолы после казни Христа и ученики оптинских старцев, после их смерти. С одной стороны ужас от происшедшего и горечь расставания, с другой радость за своих братьев. Ведь все они сейчас у Престола Божия. Они начали праздновать Пасху на Земле и закончили ее на Небесах. И мы верим, что там их Пасхальная радость будет вечной. Они заслужили ее своей земной жизнью и сподобились принять мученический венец.

Многие вечером того дня произнесли такие слова: а я оказался недостоин за грехи свои.

Перед написанием этого краткого воспоминания я нашел запись речи оптинского иеромонаха Феофилакта, сказанной по отпевании убиенных оптинских иноков. Не знаю точна ли цитата, но она очень верна по сути и многое передает из наших тогдашних переживаний: «…сегодня здесь совершается нечто необычное, чудное и дивное… Всякий христианин, хорошо знакомый с учением Церкви, знает, что на Пасху так просто не умирают, что в нашей жизни нет случайностей, и отойти ко Господу в день Святой Пасхи составляет особую честь и милость от Господа. С этого дня, когда эти трое братии были убиты, по-особому звучит колокольный звон Оптиной пустыни. И он возвещает не только о победе Христа над антихристом, но и о том, что теперь земля Оптиной пустыни обильно полита не только потом подвижников и насельников, но и кровью Оптинских братьев, и эта кровь является особым покровом и свидетельством будущей истории Оптиной пустыни. Теперь мы знаем, что за нас есть особые ходатаи пред Престолом Божьим».

Читать еще:  Папа Римский призвал наказывать правителей, нарушающих права человека

Массовое убийство в Оптиной пустыни

Массовое убийство в Оптиной пустыни 18 апреля 1993 года

Николай Аверин даёт интервью телепередаче «Приговорённые пожизненно»
МестоОптина пустынь, Калужская область
Цель(-и)Иеромонах Василий, иноки Ферапонт и Трофим
Дата18 апреля 1993 года
Тип нападенияМассовое убийство
ОружиеНож
Погибшие3
Злоумышленник(-и)Николай Аверин

Массовое убийство в Оптиной пустыни 18 апреля 1993 года — убийство трёх монахов Русской православной церкви — иеромонаха Василия (Рослякова) и иноков Ферапонта (Пушкарёва) и Трофима (Татарникова), совершённое в монастыре Оптина пустынь в пасхальную ночь на 18 апреля 1993 года душевнобольным Николаем Авериным.

Содержание

Николай Аверин

Николай Николаевич Аверин родился 13 июня 1961 года в Калужской области. В 1990 году он впервые попал в поле зрения правоохранительных органов, совершив изнасилование, однако жертва забрала заявление. Через год, в апреле 1991 года, Аверин вновь совершил изнасилование, сопряжённое с нанесением тяжких телесных повреждений своей жертве. Однако 8 августа 1991 года его отправили в психиатрическую клинику, признав невменяемым. [1]

В феврале 1992 года Аверина выписали из стационара. Ему дали третью группу инвалидности. Аверин вернулся в родное село Волконское в Калужской области, находившееся неподалёку от Оптиной пустыни.

18 апреля 1993 года

В пасхальную ночь с 17 на 18 апреля 1993 года Аверин, взяв с собой нож с вырезанными на рукоятке цифрами «666», отправился в монастырь Оптина пустынь. В ту ночь там проходили торжественные богослужения.

Аверин отправился на звонницу, где в то время находились иноки Ферапонт (в миру Владимир Пушкарёв) и Трофим (в миру Леонид Татарников). Они звонили в колокола в честь Пасхи. Убийца хладнокровно нанёс смертельные ранения обоим, в результате чего оба инока скончались.

В 6 часов утра Николай Аверин, неподалёку от звонницы, со спины напал на иеромонаха Василия (в миру Игоря Рослякова, некогда спортсмена-ватерполиста), и нанёс ему несколько ударов ножом, отчего тот скончался на месте. [2]

После убийства Аверин бросил нож и скрылся в лесу.

Расследование убийства. Арест Аверина

Тела монахов обнаружили спустя час. По тревоге были подняты все подразделения местной милиции, но найти убийцу по горячим следам не удалось. Обнаруженный на месте преступления нож был отправлен на экспертизу, которая установила, что отпечатки пальцев на рукоятке принадлежали жителю соседнего села Николаю Аверину. Тем временем, убийца лесами ушёл в Тульскую область, где в одном из кооперативов совершил кражу, затем решил вернуться домой, где и был задержан. [1]

Аверин и не думал скрывать своих преступлений. Он подробно рассказал обо всех убийствах. Судебно-психиатрическая экспертиза признала его невменяемым, поставив диагноз — шизофрения. После этого Аверина отправили в спецлечебницу закрытого типа. Дальнейшая его судьба точно неизвестна, возможно, он до сих пор находится в психиатрической больнице. [1]

Документальные фильмы

  • Документальный фильм «Метка посланника Сатаны» из цикла «Приговорённые пожизненно»
  • Фильм об убиенных монахах Оптиной Пустыни. Свидетельства очевидцев.

Примечания

  1. 123ДЕЛО Н. Н. АВЕРИНА ( Россия, 1993 г. ) (рус.) . [1]. Архивировано из первоисточника 9 мая 2012.Проверено 5 сентября 2010.
  2. Красная Пасха в Оптиной пустыни (рус.) . Журнал «Православие и мир» (Wed, 18 Apr 2007, 09:01). Архивировано из первоисточника 9 мая 2012.Проверено 5 сентября 2010.

Ссылки

  • Небесные ратники. Жизнеописание и чудеса Оптинских новомучеников. Москва, издательство «Свт. Киприан», 2008 г.
  • Иеромонах Тихон (Шевкунов). Невидимая брань

Wikimedia Foundation . 2010 .

Аверин — Для улучшения этой статьи желательно?: Викифицировать статью. Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное … Википедия

Оптина Пустынь: ритуальное убийство в монастыре

19 апреля 2019 , 15:32 Татьяна ТИМУКА, спецкор в странах Прибалтики , Шеф-редактор балтийского бюро АН

26 лет назад, 18 апреля 1993 года, в Пасхальную ночь, было совершено убийство трех монахов Оптиной Пустыни: иеромонаха Василия, инока Трофима и инока Ферапонта. Следствие доказало, что это было ритуальное убийство.

18 апреля 1993 г. Время ранней Литургии в день Светлого Христова Воскресения. Праздничную службу прервал крик одного из послушников: «Братиков убили!» А вскоре вся православная Россия узнала: после ночной Пасхальной службы от руки сатаниста оборвалась жизнь трех Оптинских монахов.

Почему же произошло такое зверство? За что были убиты те, кто посвятили свою жизнь Богу?

Протоиерей Николай (Литва): «Это несомненно ритуальное убийство. На Пасху. Действительно, Красная Пасха. Произошло следующее: инок Трофим, инок Ферапонт были на колокольне, и вдруг люди услышали, что пасхальный звон резко оборвался. Вот так православные и узнали, что произошло убийство трех монахов.

Позже выяснилось, что убийство совершил душевнобольной человек, который жил неподалеку от монастыря. Он совершил свое злодеяние осознанно: с ножом, на котором было вырезано число зверя (666) сначала напал на иноков Трофима и Ферапонта, а позже, подкараулил и нанес смертельные раны иеромонаху Василию. Мне рассказывали священники из Оптиной Пустыни, что убийце судебно – психиатрическая экспертиза поставила диагноз – шизофрения. Но монахов уже не вернешь. Убийца считал, что монахи – враги сатаны. Он был словно одержим: говорил, что монахи были хорошими людьми и ничего плохого ему не сделали, но он хотел достать Бога через них. Это совершенно больной человек с извращенной логикой. На языке священнослужителей таких людей называют одержимыми нечестью. Святые отцы говорят, что избавиться от этого можно, но только ежедневной молитвой, исповедью, причастием. Такое заболевание от лукавого».

Читать еще:  В УПЦ прошли торжества в день памяти апостолов Петра и Павла

Какими были эти три монаха?

Разными путями они пришли в православие, но цель была одна – служить Богу. Молчаливый молитвенник инок Ферапонт. Всех любящий, безотказный мастер на все руки инок Трофим, которого ласково называли Трофимушка. Сосредоточенный иеромонах Василий.

Очевидцы говорят, что, например, инок Ферапонт в последние дни Великого поста, перед смертью, вообще не ложился спать. Молился ночами. Может предчувствовал свою кончину? Эту тайну он унес с собой в вечность, но другие монахи запомнили его слова: «Да, наши грехи можно только кровью смыть».

Протоиерей Николай (Литва): «Мне рассказывали, что сперва шел красивый пасхальный звон, а потом он стал напоминать глухой набат. И он некоторое время продолжался. Потом уже выяснили, что инок Трофим, на последнем вздохе, потянулся на веревках и ударил в набат, и продолжал раскачивать колокола уже мертвым. Мученики они. А мученики всегда в православии хорошо. Светлая грусть по убиенным. Они победили. Своей кровью они омыли не только свои грехи, но и грехи людей. Слава Богу, что они посетили своей милостью Оптину Пустынь».

Однажды прихожане спросили отца Василия: «Батюшка, а у вас есть заветное желание?» — «Да. Я хотел бы умереть на Пасху под звон колоколов». Все так и случилось.

Трех мучеников – монахов называют Ангелами. Они нашли свой последний приют в Оптиной Пустыни. Каждый год, 18 апреля, множество паломников прибывают в Оптину Пустынь, чтобы почтить память мучеников: кто молится, кто просит помощи, избавлений от бед, болезней. И говорят, что мученики слышат и помогают.

На 25-ю годовщину убиенных братия монастыря Оптиной Пустыни во главе с пастырем, исполняющим обязанности наместника игуменом Никитой (Суриковым) отправили в синодальную комиссию прошение о канонизации монахов-мучеников. Пока верующие ждут того дня, когда Православная церковь дозволит епископам и священникам служить не панихиды, а молебны Оптинским Новомученикам.

Протоиерей Николай (Литва): « Так быстро канонизация не свершается. Должно пройти лет 50. Должно быть подтверждение чудес, которые происходят по молитвам к мученикам. Это долгий процесс. Но я думаю, что непременно это случится. Чудеса же происходят! Есть официальные подтверждения. Да и Господь давно прославил этих мучеников. Молитесь им и все сами поймете. Увидите благодать».

Этих мучеников объединяла любовь. Любовь к Богу. Любовь к людям.

А как говорят старцы: «Любовь не умирает…»

Возможно, прав протоиерей Николай, когда говорит о молитве: «Поминайте мучеников и они помянут вас у престола Господа!»

Добавьте АН в свои источники, чтобы не пропустить важные события — Яндекс Новости

Кинофестиваль «Алые паруса Артека» посвятили памяти Василия Ланового

Валовой региональный продукт Дона вырос на 8,7%

Актриса фильма «Чародеи» Екатерина Васильева ушла в монастырь

Путин посетил Коневский Рождество-Богородичный мужской монастырь

Экскурсионный автобус попал в ДТП на дороге Козельск—Калуга, есть пострадавшие

Ресурс Avia.pro: ВКС России нанесли десятки ударов в южном Идлибе после отказа Эрдогана вывести турецкие войска из Сирии

Татьяна Москалькова прокомментировала сообщения СМИ о пытках в саратовских колониях

42-летняя супруга Шаляпина написала ему перед смертью, что он ее заразил коронавирусом

Сергей Марков: о Собчак и ДТП

Петра Мамонова проводили в последний путь продолжительными аплодисментами

Заммэра Владимир Ефимов рассказал о частичной реставрации Новоспасского монастыря

«Сочи» проиграли «Динамо» 0:1

Avia.pro: российские вертолеты Ка-52 впервые встретились с американскими AH-64 Apache в небе над северной Сирией

В Ростовской области собрали самый большой в России урожай ранних зерновых

Станьте членом КЛАНА и каждый вторник вы будете получать свежий номер «Аргументы Недели», со скидкой более чем 70%, вместе с эксклюзивными материалами, не вошедшими в полосы газеты. Получите премиум доступ к библиотеке интереснейших и популярных книг, а также архиву более чем 700 вышедших номеров БЕСПЛАТНО. В дополнение у вас появится возможность целый год пользоваться бесплатными юридическими консультациями наших экспертов.

    Введите свой электронный адрес, после чего выберите любой удобный способ оплаты годовой подписки

  • Отсканируйте QR. В открывшемся приложении Сбербанк Онлайн введите стоимость подписки год (490 рублей). После чего вышлите код подтверждения на почту shop@argumenti.ru
  • Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector