1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

27 апреля — Великая Суббота

Великая Суббота Страстной седмицы Великого поста

Сия суббота есть преблагословенная, в ней же Христос уснув воскреснет тридневен.
Заключительная строка кондака и икоса

В Великую субботу Православная Церковь воспоминает телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его во ад.

Снятие с креста. Мозаика храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru

Первосвященники и фарисеи знали, что Иисус Христос предрекал о Своем воскресении, но не веря сему предсказанию и опасаясь, чтобы Апостолы не похитили Тела Иисуса Христа и не сказали народу: воскрес из мертвых, – в субботу выпросили у Пилата военную стражу, приставили ко гробу и самый гроб запечатали (Мф. 27, 57-66; Ин. 19, 39-42) и тем доставили истине новое подтверждение.

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Христос положен был в новом гробе, в котором никто прежде не был положен, чтобы воскресение не могло быть приписано кому-нибудь другому, вместе с Ним лежащему; чтобы ученики, по близости этого места, легко могли придти и быть зрителями случившегося и чтобы свидетелями погребения были не только они, но и враги. То, что положены были печати на гроб и приставлена стража из воинов, это действительно, с их стороны было свидетельством погребения, так как Христос хотел, чтобы и погребение Его было не менее достоверно, чем воскресение. Потому-то и ученики ревностно стараются доказать, что Он действительно умер. Воскресение Его было подтверждаемо всем последующим временем: между тем, если бы смерть Его в то время была скрыта и не сделалась совершенно известною, то это могло бы повредить слову о воскресении».

Положение во гроб. Мозаика храма Воскресения Христова в Иерусалиме. Фото: А.Поспелов / Православие.Ru

Все дни превосходит святая Четыредесятница, но больше Четыредесятницы святая и Великая Седмица (Страстная) и больше самой седмицы Страстной есть Великая и святая Суббота. Ибо как в первом миротворении Бог, создав все твари и в шестой день окончательно сотворив человека, в седьмой день почил от всех дел Своих, и освятил его, наименовав субботою, то есть покоем: так и в делании умного творения, совершив все (дело искупления), и в шестой день – пяток, паки возсоздавши истлевшего грехом человека и обновив его живоносным крестом и смертью, в настоящий седьмой день Господь успокоился, уснув животоестественным и спасительным сном. Бог Слово плотию снисходит во гроб, снисходит же и во ад (1 Петр. 3, 19-20) с естественною и Божественною душою, через смерть отделившеюся от тела и преданною им в руки Отца, Которому Он принес и Кровь Свою, сделавшеюся нашим избавлением. Но душа Господня во аде не была удержана, подобно душам святых, ибо она не подлежала прародительской клятве. Вселился Господь наш Иисус Христос во гробе телесно и с Божеством, соединившимся с плотию; но в то же время Он был и в раю с разбойником и, как прежде сказано, во аде с обнаженною Своею душою, преестественно же был яко Бог неописанный, неограниченный. Испытало Господне тело и тление, то есть разрешение души от тела, но не разрушение плоти и членов и совершенную порчу их. Святое тело Господне Иосиф, сняв с древа, погребает в новом гробе и в вертограде, над входом гроба полагает весьма великий камень. Отселе ад содрогается и изумевается, ощутив могущественнейшую силу; и в скором времени он, неправедно поглотивший, изрыгает и Христа, – твердейший и краеугольный камень, и тех, коих заключал во чреве своем, как снедь и наслаждение для себя.

Сошествие во ад

На утрени Великой Субботы, после Великого славословия, Плащаница при пении «Святый Боже…» выносится священнослужителями из храма на главе, при участии народа, и обносится вокруг храма в воспоминание сошествия Иисуса Христа во ад и победы Его над адом и смертью. Затем, по внесению Плащаницы во храм, она подносится к открытым Царским Вратам, в знамение того, что Спаситель неразлучно пребывает с Богом Отцом и что Он Своими страданиями и смертью снова отверз нам двери рая.

По окончании Литургии бывает благословение хлебов и вина, а в большинстве храмов происходит освящение куличей, пасох и яиц.

В двенадцатом часу ночи совершается полунощница, на которой поется канон Великой Субботы. В конце полунощницы священнослужители молча переносят Плащаницу с середины храма в алтарь Царскими Вратами и кладут ее на Престол, где она остается до праздника Вознесения Господня, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по Воскресении Его из мертвых.

В исследовании Православной веры, кн. 3, гл. 28

Песнопения из службы в субботу Страстной седмицы Великого Поста

Тропарь: Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями во гробе нове покрыв положи.«Благообразный Иосиф, сняв с креста пречистое Твое Тело, обвил плащаницей и благоуханиями умастив, положил в новом гробе».
Тропарь: Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный, тогда ад умертвил еси блистнием Божества. Егда же и умершия от преисподних воскресил еси, вся Силы небесныя взываху: Жизнодавче Христе Боже наш, слава Тебе.«Когда Ты вкусил смерти, о Жизнь бессмертная, тогда Ты Своим Божественным светом умертвил ад. Когда же Ты воскресил мертвых в преисподней, все Небесные Силы воззвали: Жизнодавец Христе Боже наш, слава Тебе!»
Тропарь: Мироносицам женам, при гробе представ Ангел вопияше: мира мертвым суть прилична, Христос же истления явися чужд.«Ангел, представ женам-мироносицам у гроба, воскликнул: миро требуется мертвым, а Христос не подвергся тлению».

Евангелие от Матфея

По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб.

И вот, сделалось великое землетрясение, ибо Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем; вид его был, как молния, и одежда его бела, как снег; и устрашившись его, стрегущие пришли в трепет и стали, как мертвые;

Ангел же, обратив речь к женщинам, сказал: не бойтесь, ибо знаю, что вы ищите Иисуса распятого: Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь, и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите. Вот я сказал вам. И, выйдя поспешно из гроба, они со страхом и радостью великою побежали возвестить ученикам Его.

Когда же шли они возвестить ученикам Его, и се Иисус встретил их и сказал: радуйтесь! И они , приступив, ухватились за ноги Его и поклонились Ему. Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня. Когда же они шли, то некоторые из стражи, войдя в город, объявили первосвященникам от всем бывшем. И сии, собравшись со старейшинами и сделав совещание, довольно денег дали воинам, и сказали: скажите, что ученики Его, придя ночью, украли Его, когда мы спали; и, если слух об этом дойдет до правителя, мы убедим его, и вас от неприятности избавим. Они, взяв деньги, поступили, как научены были; и пронеслось слово сие между иудеями до сего дня.

Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.

Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним.
Рим. 6, 8

Вот слова святого Апостола Павла, которые мы слышали с вами мои возлюбленные во Христе братья и сестры, сегодня за Божественной Литургией во время апостольского чтения. Спасительно нам прежде всего знать, что значит умереть со Христом.

Конечно, здесь разумеется смерть не телесная, ибо Апостол употребил слово умерли в отношении к людям живым, а смерть для мира, то есть для страстей. Об этом тот же Апостол говорит в послании к Галатам: те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями (Гал. 5, 24). Ясно отсюда, что мы умрем со Христом только в том случае, если умертвим свои страсти чревоугодия, блуда, сребролюбия, гнева, печали, уныния, тщеславия и гордости. А умерщвление страстей есть подвиг, который можно назвать добровольным мученичеством. Так учил и святой Феодор Студит, говоря, что иноки каждый день умирают через отсечение своей страстной, греховной воли. Поэтому они наследуют мученические венцы, как и святые мученики.

Христос во гробе

Правда, эти святоотеческие слова сказаны были инокам. Но мученическая борьба со страстями, по мысли Апостола Павла, неизбежна в жизни всех, которые стремятся быть Христовыми. Да и как может быть иначе, когда Господь заповедал всем своим последователям узкий и тернистый путь, говоря: и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф. 10, 38). Таким образом, чтобы жить со Христом, надо сначала умереть с Ним, то есть умертвить свои страсти.

Что же значит: жить со Христом? – Жить со Христом, значит, находиться с Ним в единении. А единение со Христом есть ничто иное, как наша любовь к Нему, стремление нашего сердца всегда помышлять о Нем, всегда молитвенно беседовать с Ним и творить одно только Ему угодное. Любовь ко Христу, как учит Сам Господь, есть, в своей сущности, исполнение нами Его Божественных заповедей: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин. 14, 15). Поэтому мы будем исполнять Его заповеди.

Читать еще:  Ефрем Сирин. Гимны о Рае (2: 2–4)

Мы будем жить со Христом, если в нашей жизни будет проявляться плод исполнения нами всех Его заповедей, то есть Божественная радость Христа, о которой Он говорит: Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей… радость Моя в вас пребудет, и радость ваша будет совершенна (Ин. 15, 10-11).

Эта радость Христа в особенности, как нигде, подается всем истинным Его последователям в Таинстве святого Причащения. Делая нас едино с Богом по благодати, сие Таинство дает нам еще в земной жизни небесное, райское блаженство. И если мы не испытываем от святого Причастия того блаженства, которое ощущали святые угодники Божии, то только в силу того, что плохо исполняем спасительные заповеди, не хотим расстаться со своими страстями и их в себе не умерщвляем.

Поэтому будем, мои возлюбленные о Христе чада, иметь своею главною заботою твердую решимость бороться со страстями до их умерщвления. Тогда мы будем жить со Христом, то есть исполнять неуклонно все Его заповеди, и обладать еще здесь, на земле, плодом их – Божественной радостью, черпая ее из многих благодатных источников нашей Православной Церкви и, в особенности, в Таинстве святой Евхаристии.

Во всей же полноте эту радость за умерщвление своих страстей и исполнение Божественных заповедей мы будем испытывать в загробной жизни, когда соединимся на веки с умершим за нас и воскресшим Господом для нескончаемого блаженства в Его Небесном Царстве, чего да сподобит нас Господь по Своей неизреченной милости к нам грешным. Аминь.

Великая Суббота. Страстная седмица день за днем

Приблизительное время чтения: 6 мин.

Страстная неделя — шесть самых важных дней в году в жизни христианина. Каждый день — особая службы и особый смысл. О богослужениях и темах, которые Церковь предлагает нам для осмысления и поклонения, в цикле «Страстная седмица: день за днем».

Великая Суббота

Богослужение Великой субботы

Утром: Часы. Изобразительны. Вечерня. Литургия свт. Василия Великого

Днем между богослужениями: освящение куличей, яиц и пасох

Вечером перед началом ночного Пасхального богослужения: Чтение апостольских деяний

Богословие Великой субботы

Роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго», опубликованный в 1957 году за границей, принятый там на ура и в первые же два года переведенный на 24 языка, в Советском Союзе имел хождение в списках и нелегальных копиях, впервые он был опубликован для российского читателя только в 1988 году, в перестройку. Из-за этого романа Пастернак подвергся жестокой травле советской общественности и властей. А многие российские деятели культуры, науки, политического андерграунда, пережившие то время, 60-е и 70-е годы, эпоху хрущевского самодурства и брежневского застоя, вспоминают: к христианству нас привел Пастернак. Стихи, написанные им от имени главного героя, Юрия Живаго, и присоединенные к роману, для многих людей в атмосфере свинцового атеистического давления стали окном в православную духовность . Одно из замечательных стихотворений этого цикла — «На Страстной», оно хорошо знакомо тысячам читателей, в наши дни вошло в школьные хрестоматии и антологии христианской лирики.

К какому именно дню Страстной недели относится стихотворение, читателю, хорошо разбирающемуся в православном богослужении, его реалиях и особенностях, нелегко определить точно. В нем есть приметы и седмиц Великого поста, когда за богослужением, кафизма за кафизмой, неоднократно прочитывается вся Псалтырь, и Великого Пятка — крестный погребальный ход с Плащаницей совершается именно в пятницу, да и та же Псалтырь, особенно 17-я кафизма 118 псалма, традиционно читается при погребении. Что ж, «На Страстной» — поэтическое произведение, а не отрывок из Типикона, изучать по нему богослужебный устав было бы нелепо. Тем не менее основная тональность стихотворения — это тональность Великой Субботы. Печального, тихого и прекрасного дня, когда Господь наш Иисус Христос телом Своим — во гробе, душою же — в глубинах ада, когда жива наша боль от голгофских потрясений Пятницы, но немыслимая, небесная надежда на Воскресение, на утро нового невечернего дня Христова, уже светит нам сквозь печаль и тишину. Этой тональностью стихотворение Пастернака напоминает нам библейские строки пророка Исаии: «Кричат мне с Сеира: сторож, сколько ночи? сторож, сколько ночи? Сторож отвечает: приближается утро, но еще ночь» (Ис 21:11—12). Напоминает и то положение , которое занимает ныне, во времени и земной истории, Церковь воинствующая, Церковь земная, положение, о котором напоминал апостол Павел и которое должен осознавать всякий, считающий себя христианином: «уже» и «еще не», Царство Божие уже пришло к нам в силе, Воскресение уже дано нам — но мы все еще в процессе его достижения и чаяния, все еще сражаемся с грехом и смертью за свою свободу и вечную жизнь во Христе, потому с таким упованием и возглашаем: «Маранафа» — «Ей, гряди, Господи Иисусе!»

Службы Великой Субботы сохранили ряд характерных черт раннехристианского Богослужения. Они имеют ряд литургических особенностей: Великая Суббота — канун Светлого Воскресения, в богослужении Великой Субботы прослеживаются как траурные, так и праздничные воскресные черты. По обычаю важнейших постных дней Литургия совершается после вечерни (как в Великий Четверг и навечерия Рождества Христова и Богоявления). По традиции в течение многих веков именно в этот день совершалось крещение оглашенных , в связи с чем в богослужении присутствуют многочисленные ветхозаветные чтения: 15 паремий, 15 отрывков из книг Ветхого Завета, от книги Бытия до пророчеств Даниила, читаемых на вечерне, говорят о страстях, смерти и воскресении Спасителя, сына Божия, и грядущей славе Церкви Новозаветной. А на Литургии вместо Херувимской поется древний гимн Иерусалимской церкви: «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лицы Ангельстии со всяким Началом и Властию, многоочитии Херувими и шестокрилатии Серафими, лица закрывающе и вопиюще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».

О том, что после распятия и смерти Христос душою Своею сошел во ад, в Новом Завете почти ничего не сказано, кроме слов Самого Христа ученикам: Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи (Мф 12:40), и некоторых упоминаний в посланиях апостольских , например: Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал (1 Пет 3:19—20). Однако представление о том, что Господь в день субботний, сойдя душою во ад, проповедовал там весть о Царстве Божием и вывел души праведников на свободу, в рай, где до того пребывали только взятые живыми на небо пророки Илия и Енох, а также благоразумный разбойник, на кресте исповедавший Христа, является одной из основ православного учения. Это представление служит каноническим иконописным сюжетом Воскресения: валяются сорванные с петель створки адских врат, и Христос, в особом миндалевидном нимбе (мандорле), выводит Адама, Еву и других праведников из адских глубин. Наиболее полно сошествие во ад описано в апокрифическом «Евангелии от Никодима» (III век). В России на его основе старообрядцами был составлен апокрифический сборник «Страсти Христовы». В этом сборнике в отдельной главе «О воскресении Христове и о сошествии его во ад«рассказывается, что «Исус Христос сниде во ад, диявола гоня» и приводится рассказ с описанием битвы у ворот ада (сам ад символически описывается как некое одушевленное существо, соратник сатаны). Дьявол оказывается пойманным Христом, который «сведе и в преисподняя земли, во юдоль плачевную, и связа его узами железными и нерешимыми, и посла его во огонь неугасимый и червь неусыпающий».

Великая Суббота — день, исполненный тишины и покоя. И ветер в этот день утихает, молчит небо, молчит земля. Но для нас это день, исполненный не только печали, но и надежды, и ожидания. Повисают в воздухе капли святой воды, священник проходит, освящая куличи, яйца, пасхальную снедь. Вот уже и вечер, в храме начинают читать Деяния Апостолов. И совсем скоро мы запоем: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земле сподоби чистым сердцем Тебе славити».

Великая суббота 2019: что вспоминают, традиции и приметы, что нельзя делать 27 апреля

Наступает последний день Страстной неделиВеликая суббота. Иисус Христос завершил свою земную жизнь и покоится во гробе, но близок радостный миг его воскресения, которого ждут все христиане. Вот-вот наступит Пасха — Светлое Христово Воскресение, которую в 2019 году православные встретят 28 апреля.

Великая суббота: что вспоминают

Великая суббота посвящена отдыху и тихой скорби: самое страшное уже произошло, Христос претерпел муки, завершил земную жизнь и лежит во гробе. Но к скорби примешивается радость ожидания того, что неизменно произойдет уже в ближайшие часы: Иисус воскреснет, смертью смерть поправ.

Этому предшествовали события ночи Великой пятницы: после того, как распятый Иисус умер на кресте, его тело сняли, омыли, умастили благовониями, завернули в плащаницу и похоронили. По иудейскому обычаю Иисус был похоронен в пещере, недалеко от Голгофы — места его казни.

Гонители Иисуса, хотя и не верили в его божественную сущность, не были полностью спокойны. Поэтому, как рассказывает евангелист Матфей, в Великую субботу первосвященники и фарисеи пошли к прокуратору Иудеи Понтию Пилату и напомнили об обещании Иисуса воскреснуть через три дня. Гонители Христа просили представителя Рима отдать распоряжение взять место погребения Христа под особый контроль. Они опасались, что апостолы похитят тело своего учителя и скажут последователям, что Иисус воскрес из мертвых.

Читать еще:  Строительные материалы - розничная торговля

Пилат оставил это на усмотрение первосвященников, и по их распоряжению вход в пещеру с телом Иисуса был завален камнями, и там поставили стражу.

Дальнейшие события приходятся уже в воскресенье, то есть являются частью Пасхи. После субботнего покоя к гробу Иисуса идут жены-мироносицы. В этот момент появляется ангел, который опускается на гроб. Происходит землетрясение, и камень, закрывающий вход в гробницу, отваливается. Стража трепещет от страха, а ангел сообщает женам-мироносицам, что Христос воскрес.

Эту весть несет апостолам Мария Магдалина, которая первой пришла к гробу. Апостолы спешат к гробнице и убеждаются, что Иисуса в ней нет — там остался только его смертный саван. Петр входит в гробницу, убеждается в воскресении Иисуса и сообщает об этом остальным апостолам.

Великая суббота: как соблюдать пост

Великая суббота — это единственная постная суббота в году. Поскольку в Страстную пятницу верующие практически не едят, в субботу им разрешено подкрепиться, чтобы выдержать ночную пасхальную службу и достойно встретить праздник Пасхи.

В субботу верующим разрешена горячая постная пища без масла. Но до окончания богослужения под строгим запретом все скоромные продукты, запрещено также пробовать готовые пасхальные блюда.

Благодатный огонь

Церковные службы в эти дни имеют свои особенности, о которых знают верующие, постоянно посещающие храмы. Из самых известных обрядов Великой субботы, в котором принимают участие как священники, так и миряне, — крестный ход с плащаницей, которую под песнопения несут вокруг храма.

Еще один обряд, совершаемый в православную Великую субботу, который стал особенно популярен в последние годы, — это церемония схождения Благодатного огня (Святого света). Церемония ежегодно совершается в храме Гроба Господня в Иерусалиме, и многие верующие считают это чудом.

Около 15 часов по московскому времени Благодатный огонь, который, согласно христианскому учению, символизирует «истинный свет», выносят из кувуклии (по-латыни: «покой, опочивальня»). Это небольшая мраморная часовня в центре ротонды храма Воскресения Христова (Гроба Господня) в Иерусалиме. Кувуклия возведена над гробом Иисуса и приделом ангела.

Церемония схождения Благодатного огня в кувуклию символизирует воскресение Христа. Священники и верующие, собравшиеся в храме, с волнением ждут этой минуты. От вынесенного Иерусалимским патриархом огня верующие зажигают свечи, которые озаряют приделы храма. Считается, что в первые минуты Благодатный огонь почти не обжигает и является целебным.

Затем лампады, зажженные от Благодатного огня, отправляют в православные храмы по всему миру, в том числе в Россию. Частицу огня привозят в крупнейшие храмы Москвы, Петербурга и других городов. Церемония широко освящается в СМИ.

Великая суббота: что можно и нельзя делать 27 апреля

Великая суббота — это день отдыха и ожидания Светлого Христова Воскресения. По традиции к этому дню вся подготовка к Пасхе уже должна быть закончена: Великую субботу нужно посвятить молитве, а также посещению храма для освящения пасхальных куличей, яиц и других продуктов.

На Руси все работы в этот день были под запретом, не разрешалось даже печь куличи. Поэтому хозяйки, которые не успели завершить готовку вовремя, пекли куличи тайно, чтобы не увидели и не осудили соседи. При этом соблюдались определенные правила: все делалось в полной тишине, подальше от глаз домочадцев, а во время выпечки хозяйки ничего не брали в рот, в том числе запрещалось даже пить воду.

Самый строгий запрет в Великую субботу касался металлических предметов: их, как и в Великую пятницу, категорически запрещалось брать в руки. Запрет связан с тем, что Христа прибили к кресту металлическими гвоздями.

На Руси в этот день под запретом были ножи, в том числе кухонные, иглы и спицы, топоры, пилы, рубанки и т. д. В этот день также строго запрещалось охотиться и ловить рыбу.

В Великую субботу, как и на Пасху нежелательно ходить на кладбища и вообще поминать умерших. Кладбище лучше всего посетить на Радоницу, которая в 2019 году наступит во вторник, 7 мая.

В Великую субботу на Руси категорически запрещалось любое веселье: смех, пение, громкие разговоры. Ослушников сурово осуждали: согласно приметам, недостаточно скромное поведение в Страстную неделю может навлечь на людей большую беду.

Еще из народных примет были такие:

Какая погода в Страстную субботу, таким и лето будет.

Если в Великую субботу опустить в воду крашеное яйцо, освященное в церкви, вода становится целебной.

27 апреля. Страстная седмица. Великая Суббота

Аудио

Здравствуйте, дорогие телезрители! Сегодня, 27 апреля, в Великую Субботу, Православная Церковь воспоминает телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его во ад.

Сняв с Креста и обвив пеленами с благовониями, по обычаю иудеев, Иосиф и Никодим положили пречистое Тело Господа в новом каменном гробе в саду Иосифовом, находившемся недалеко от Голгофы. К дверям гроба привалили большой камень. При погребении Иисуса Христа находились Мария Магдалина, мать Иакова и Иосиева.

Первосвященники и фарисеи знали, что Иисус Христос предрекал о Своем Воскресении, но, не веря сему предсказанию и опасаясь, чтобы апостолы не похитили Тело Иисуса Христа и не сказали народу: «Воскрес из мертвых», – в субботу выпросили у Пилата военную стражу, приставили ко гробу и самый гроб запечатали, и тем доставили истине новое подтверждение.

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Христос положен был в новом гробе, в котором никто прежде не был положен, чтобы воскресение не могло быть приписано кому-нибудь другому, вместе с Ним лежащему; чтобы ученики, по близости этого места, легко могли придти и быть зрителями случившегося и чтобы свидетелями погребения были не только они, но и враги. То, что положены были печати на гроб и приставлена стража из воинов, это, действительно, с их стороны было свидетельством погребения, так как Христос хотел, чтобы и погребение Его было не менее достоверно, чем Воскресение. Потому-то и ученики ревностно стараются доказать, что Он действительно умер. Воскресение Его было подтверждаемо всем последующим временем; между тем, если бы смерть Его в то время была скрыта и не сделалась совершенно известною, то это могло бы повредить слову о Воскресении».

Господь в день субботний, сойдя душою во ад, проповедовал там весть о Царстве Божием и вывел души праведников на свободу, в рай, где до того пребывали только взятые живыми на небо пророки Илия и Енох, а также благоразумный разбойник, на кресте исповедавший Христа. Это является одной из основ православного учения. Такое представление служит каноническим иконописным сюжетом Воскресения: лежат сорванные с петель створки адских врат, и Христос, в особом миндалевидном нимбе, выводит Адама, Еву и других праведников из адских глубин.

Службы Великой Субботы сохранили ряд характерных черт раннехристианского богослужения. Они имеют ряд литургических особенностей: Великая Суббота – канун Светлого Воскресения, в богослужении Великой Субботы прослеживаются как траурные, так и праздничные воскресные черты. По обычаю важнейших постных дней литургия совершается после вечерни (как в Великий Четверг и навечерия Рождества Христова и Богоявления). По традиции в течение многих веков именно в этот день совершалось крещение оглашенных, в связи с чем в богослужении присутствуют многочисленные ветхозаветные чтения: пятнадцать паремий, пятнадцать отрывков из книг Ветхого Завета, от книги Бытие до пророчеств Даниила, читаемых на вечерне, говорят о Страстях, смерти и Воскресении Спасителя, Сына Божия, и грядущей славе Церкви Новозаветной.

А на литургии вместо Херувимской поется древний гимн Иерусалимской Церкви: «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным. Предходят же Сему лицы Ангельстии со всяким Началом и Властию, многоочитии Херувими и шестокрилатии Серафими, лица закрывающе и вопиюще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».

Великая Суббота – день, исполненный тишины и покоя. И ветер в этот день утихает, молчит небо, молчит земля… Сей день исполнен не только печали, но и надежды, и ожидания. Повисают в воздухе капли святой воды, священник проходит, освящая куличи, яйца, пасхальную снедь. Вот уже и вечер, в храме начинают читать Деяния святых апостолов… И совсем скоро мы запоем: «Воскресение Твое, Христе Спасе, ангели поют на небесех, и нас на земле сподоби чистым сердцем Тебе славити».

Дорогие братья и сестры, сегодня также совершается память святых:

свт. Мартина исп., папы Римского (655);

мчч. 1000-и Персидских и Азата скопца (около 341);

св. Александра Орлова исп., пресвитера (1941);

совершается празднование Виленской и Виленской-Остробрамской иконам Божией Матери.

Всех, кто носит имена святых, прославляемых Церковью сегодня, я сердечно и тепло поздравляю с днем тезоименитства! Благожелаю вам от Господа мира душевного, здравия телесного и всесильной помощи Божией во всех добрых делах и благих начинаниях по молитвам ваших небесных покровителей. Будьте Богом хранимы! Многая вам и благая лета!

Иеромонах Димитрий (Самойлов),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры

Великая суббота перед Пасхой стала последним испытанием для верующих

27 апреля 2019 0:05

Последний день перед Пасхой, главным православным праздником 2019 года, называют Великой или Страстной субботой. В этом году Великая суббота выпадает на 27 апреля. Этот день станет последним испытанием для православных верующих. Они будут вспоминать телесное погребение Иисуса Христа, погрузившись в печаль и тихую скорбь.

Что нужно знать о Страстной субботе

Великая суббота — шестой день Страстной седмицы и последний день Великого поста. В этот день православные верующие вспоминают погребение и пребывание во гробе тела Иисуса Христа, а также готовятся к Пасхе — главному христианскому празднику в году. Страстная суббота — единственная постная суббота в году. Но, если в Страстную пятницу рекомендовалось придерживаться строгого поста, то на следующий день разрешается послабление, чтобы полноценно встретить Пасху. Считается позволительным есть горячую пищу без растительного масла и запивать вином.

Схождение Благодатного огня

Церковь напоминает о том, что Иисус закончил свою земную жизнь. Но близок радостный миг его воскресения. Вот-вот наступит Пасха — Светлое Христово Воскресение, которую в 2019 году православные встретят 28 апреля. Считается, что именно в Страстную или Великую субботу происходит то, что с трепетом ждут все верующие мира: схождение Благодатного огня. Чудо ежегодно происходит накануне Пасхи в храме Гроба Господня. Около 15:00 по московскому времени Благодатный огонь, который, согласно христианскому учению, символизирует «истинный свет», выносят из кувуклии. Это небольшая мраморная часовня в центре ротонды храма Воскресения Христова. Кувуклия возведена над гробом Иисуса и приделом ангела. Церемония схождения Благодатного огня в кувуклию символизирует воскресение Христа. Священники и верующие, собравшиеся в храме, с волнением ждут этой минуты. От вынесенного Иерусалимским патриархом огня верующие зажигают свечи, которые озаряют приделы храма. Считается, что в первые минуты огонь Божий почти не обжигает и является целебным. Вот почему в первые минуты после радостного события верующие в прямом смысле этого слова умываются огнем. Затем лампады, зажженные от Благодатного огня, отправляют в православные храмы по всему миру, в том числе в Россию.

Читать еще:  Сосновый лес посадили клирики Владимир-Волынской епархии УПЦ

Что можно делать в Великую субботу

Великая суббота посвящена отдыху и тихой скорби: самое страшное уже произошло. По традиции к этому дню вся подготовка к Пасхе уже должна быть закончена. Нужно молиться, освящать пасхальные куличи, погрузиться в богоугодные размышления. В этот день нужно задуматься о своем прошлом и будущем, переосмыслить жизненные приоритеты и ценности, попросить прощения у Бога, а также у всех близких и друзей. Будет правильно посетить церковное богослужение, которое начинается с раннего утра и продолжается в течение всего дня. Причем вечером оно переходит во всенощную, а затем уже и наступает Светлое Воскресение. Из самых известных обрядов Великой субботы, в котором принимают участие как священники, так и миряне, — крестный ход с плащаницей, которую под песнопения несут вокруг храма.

Что запрещено делать в Великую субботу

Поскольку этот день посвящен печальным событиям, описанным в Евангелиях, то нельзя предаваться праздному веселью, сквернословить и ссориться. Плотские утехи в этот день считаются великим грехом. Уборка в доме, а также стирка уже запрещена. В последний раз уборка проводилась в Чистый четверг и уже вплоть до следующего воскресенья после Пасхи убирать дома нельзя. Готовиться к Пасхе в этот день тоже нельзя. Все подготовительные дела к нужно закончить на неделе. Под строгим запретом все скоромные продукты, запрещено также пробовать готовые пасхальные блюда. Самый строгий запрет в Великую субботу касался металлических предметов: их, как и в Великую пятницу, категорически запрещалось брать в руки. Запрет связан с тем, что Христа прибили к кресту металлическими гвоздями. В этот день запрещено охотиться и ловить рыбу. Нельзя поминать умерших. В Великую субботу, как и на Пасху, нежелательно ходить на кладбища. Кладбище лучше всего посетить на Радоницу, которая в 2019 году наступит во вторник, 7 мая.

Приметы в Страстную субботу

Какая погода в Страстную субботу, таким и лето будет. Нежелательно что-то одалживать, будь то деньги, продукты или любые хозяйственные мелочи. Тем самым можно отдать чужому человеку свою удачу и благополучие. Если в Великую субботу опустить в воду крашеное яйцо, освященное в церкви, вода становится целебной. В ночь с субботы на воскресенье желательно не ложиться спать, тем более что в это время в храмах проходят Пасхальные богослужения. Считается, что тот, кто будет бодрствовать, обеспечит себе здоровье и удачу на будущий год, а незамужняя девушка — счастливый брак. Предки верили, что в эту ночь счастье ходит рядом, поэтому очень важно его не проспать. Для многих тяжело дается пост, особенно последние дни, которые наиболее строгие. Но духом очистится именно тот, кто выдержит испытание. Ведь скоро наступит Пасха и все будут приветствовать друг друга со словами: «Христос Воскрес» и «Воистину Воскрес».

Страстная неделя: что можно и нельзя есть

Страстной называется шестая неделя Великого поста, которая идёт перед самым главным праздником в христианстве — Пасхой. Рассказываем, как правильно провести Страстную неделю

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

АО «ИД «Комсомольская правда». ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

Великая суббота в 2019 году 27 апреля

Утреня Великой субботы обычно служится в пятницу вечером. Она начинается с пения «Бог Господь…», тропаря «Благообразный Иосиф…» и следующих тропарей:

«Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества. Егда же и умершыя от преисподних воскресил еси, вся Силы Небесныя взываху: Жизнодавче Христе Боже наш, слава Тебе».

«Мироносицам женам, при гробе представ Ангел вопияше: мира мертвым суть прилична (то есть миро, благовоние, подобает мёртвым), Христос же истления явися чуждь».

Потом поется 118-й псалом с припевами или стихами новозаветных песнопений, называемыми «непорочные».

Этот псалом является словесной иконой Иисуса Христа как Праведника, Чья жизнь находится в руках Божиих и Кто поэтому не может остаться мертвым.

А «непорочные» прославляют Христа Бога, как «Воскресение и Жизнь» и дивятся Его смиренному нисхождению в смерть. В Нем сливаются воедино совершенная любовь человека к Богу и совершенная любовь Бога к человеку.

И именно эту божественно-человеческую любовь мы созерцаем и славим у гроба Спасителя.

Постепенно «непорочные» делаются все короче, все более сосредоточиваясь на конечной победе Господа, и так подходят к полному своему завершению:

«Возжелал спасение Твое, Господи, и закон Твой поучение Мое есть.

Ужасаются умы странного и ужасного Тебе, всех Создателя, погребения.

Жива будет душа Моя, и восхвалит Тя, и судьбы Твои помогут Мне. Излияша на гроб мироносицы мира, зело рано пришедшыя.

Заблудих яко овча погибшее, взыщи раба Твоего, яко заповедей Твоих не забыв.

Мир Церкви, людем Твоим спасение даруй востанием (то есть воскресением) Твоим (Пс. 118,174-176 и соответствующие этим стихам «непорочные»).

После прославления Святой Троицы храм освещается, и провозглашается весть о женах-мироносицах, пришедших ко гробу.

В это время священник совершает каждение.

Так в первый раз отчетливо провозглашается благая весть нашего спасения в Воскресении Христовом.

Песнопения утреннего канона продолжают славить Его, Своею смертью победившего смерть.

Тут, тоже в первый раз, говорится, что эта суббота — воистину есть самый «благословенный седьмой день», когда-либо бывший. Это день, когда Христос почивает от трудов Своих по восстановлению мира. Это день, когда Слово Божие, «через Которое все начало быть», лежит во гробе как мертвый Человек, но в то же время спасая мир и отверзая гробницы.

«Сия суббота есть преблагословенная, в нейже Христос уснув воскреснет тридневен. (Заключительная строка кондака и икоса.)

И, снова, канон завершается конечной победой Христовой:

«Не рыдай Мене, Мати, зрящи во гробе, Егоже во чреве без семене зачала еси Сына; востану бо и прославлюся, и вознесу со славою непрестанно, яко Бог, верою и любовию Тя величающыя».

Во время пения последующих стихир священник облачается в темные ризы и, с началом великого славословия, еще раз кадит гроб Спасителя.

Затем, повторяя «Трисвятую песнь», народ с зажженными свечами следует за ним, несущим Евангелие и Плащаницу. Торжественная процессия медленно обходит вокруг храма, свидетельствуя, что вся вселенная очищена, избавлена и восстановлена вхождением «Жизни мира» в смерть.

Когда народ опять входит в храм, хор еще раз поет тропари и читается пророчество Иезекииля о «сухих костях»:

«И узнаете, что я Господь, когда открою гробы ваши и выведу вас, народ Мой, из гробов ваших. И вложу в вас дух Мой, и оживете».

Победные строки псалмов, призывающих Бога восстать, развеять Своих врагов и возрадовать праведных, а также многократное пение «Аллилуйя» сопровождает Послание апостола Павла к Коринфянам: «Пасха наша, Христос, заклан за нас». Евангелие о запечатывании гроба читается ещё раз, после ектеньи и благословения. Утреня заканчивается. Службы Великой субботы являются вершиной православной литургической традиции. Они — не драматическое разыгрывание исторических событий смерти и погребения Христа и не ритуальное изображение евангельских сцен, эти богослужения — глубочайшее духовное и литургическое проникновение в вечный смысл спасительных действий Христовых.

Вечерня Великой субботы служится вместе с литургией св. Василия Великого.

Эта служба принадлежит уже Пасхальному воскресенью. Начинается она обычным образом — с вечернего псалма, ектеньи, песнопений, следующих за 140-м псалмом и входом под пение вечерней песни «Свете тихий». Священник служит не перед престолом в алтаре, а стоя перед Плащаницей в середине храма.

После вечернего Входа, совершаемого с Евангелием, читаются пятнадцать отрывков из Ветхого Завета. Во всех них говорится о деле творения и спасения мира Богом, которое было завершено приходом обещанного Мессии. Кроме чтения о сотворении мира из Книги Бытия и об исходе евреев из Египта из Книги Исхода, читаются отрывки из пророчеств Исайи, Иезекииля, Иеремии, Даниила, Софонии и остается для каждого христианина ежегодным переживанием своих собственных смерти и воскресения с Господом.

Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти (Рим. 6; 8-9).

Христос лежит мертвым, но Он жив. Он уже «попирает смертию смерть и сущим во гробех дарует живот». И нам больше ничего не остается, как прожить Благословенную субботу до конца, до того полунощного часа, когда пробьет начало Дня Господа нашего и придет эта ночь. Ночь, полная света, ночь, в которую мы провозгласим вместе с Ангелом:

Он воскрес; Его нет здесь. Вот место, где Он был положен (Мк. 16, 6)

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector