0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

7 таинств. Основания в Библии

7 церковных таинств: основания в Библии

Общие сведения о сути и истории возникновения таинств

Приблизительное время чтения: 6 мин.

Таинства Православной Церкви — это не человеческие изобретения, все они были установлены Самим Господом, все они имеют основания в Священном Писании. Но история происхождения каждого из таинств — огромная и сложная тема. Для тех, кто хотел бы погрузиться в нее, мы подготовили список книг, написанных живым и понятным языком.

А здесь с достаточной степенью упрощения мы приводим лишь общие сведения о сути и истории возникновения таинств.

Таинство Крещения

Суть: Человек вступает в Церковь, получает новое, духовное рождение. Пока человек не крестился, он полностью остается под властью первородного греха, но в крещении меняется способ бытия человека. Он соединяется со Христом и преодолевает зависимость от первородного греха. Не приняв таинство Крещения, человек не может принимать других церковных таинств. Совершаться оно может лишь один раз, в Символе веры об этом сказано: «Верую во едино крещение во оставление грехов».

Библейские основания: Таинство установлено Иисусом Христом. В Евангелии от Иоанна сказано: Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин 3:5). Он Сам крестился от Иоанна Крестителя (Мф 3:15-16) и после Своего воскресения послал учеников проповедовать и крестить: Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа (Мф 28:19).

История: В апостольские времена людей крестили сразу, практически без подготовки. Затем, со II века, установилась практика катехизации, подготовки взрослых людей к крещению (которое совершалось дважды в год, на Рождество и на Пасху). Как отдельное богослужение обряд Крещения сложился позднее.

Таинство Миропомазания

Суть: Крестившемуся человеку через помазание священным миром даются силы для преодоления греха и жизни по заповедям.

Библейские основания: Таинство Миропомазания имеет основание в Евангелии: В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен (Ин 7:37-39), а также в апостольских посланиях: Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете все (1 Ин 2:20), Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог (2 Кор 1:21).

История: Совершать это таинство сразу после Креще-ния постановил Лаодикийский Собор в 343 году по Р. Х.

Таинство Евхаристии

Суть: Приготовленные дары, хлеб и вино, по молитве Церкви становятся Телом и Кровью Иисуса Христа, и христиане, причащаясь этих Святых Даров, приобщаются ко Христу, причем не символически, не умозрительно, а реально.

Библейские основания: Таинство установлено самим Христом. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: Ядущий Мою плоть и пиющий Мою Кровь, имеет Жизнь Вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин 6:54). Накануне Своей смерти на кресте Он совершил на Тайной вечере первую евхаристию и причастил Своих ближайших учеников (Мф 26:26).

История: После воскресения Христа эти ближайшие ученики — апостолы — пошли по всему миру проповедовать Благую Весть, основывали церковные общины, совершали сами таинство Евхаристии и заповедали совершать его поставленным ими епископам и священникам.

Таинство Исповеди

Суть: Христианин устно или письменно в присутствии священника (который в данном случае является свидетелем приносимого Богу покаяния) кается в своих грехах и получает прощение от Господа.

Библейские основания: Практика исповеди имеет ветхозаветные истоки (Суд 10:10; Пс 50; 1 Езд 9; Неем 1:6, 7; Дан 9: 4-19,
1 Цар 15:24-25 и др.). Иоанн Креститель исповедовал в грехах людей, приходивших к нему креститься
(Мф 3:6). Но главное, об этом в Евангелии прямо говорит Господь: Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин 20:21-23).

История: Регулярная исповедь возникла в ранней христианской Церкви. Изначально считалось, что исповедоваться следует только один раз в жизни, но впоследствии возобладало мнение, что это нужно делать регулярно.

Таинство Елеосвящения

Суть: При помазании тела больного человека специально освященным елеем на него призывается Благодать Божия, исцеляющая от телесных и душевных болезней и тех грехов, в которых человек не может покаяться по своей немощи.

Библейские основания: Таинство имеет основания в Новом Завете. Во-первых, это слова в Евангелии от Марка о том, что ученики Христа многих больных мазали маслом и исцеляли (Мк 6:13). Во-вторых, это слова из Послания апостола Иакова: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иак 5:14-15).

Важно знать: Таинство Елеосвящения, называемое в просторечии соборованием, по-разному стало пониматься у православных и у католиков. У католиков Елеосвящение называют «последним помазанием» и совершают только над смертельно больными людьми. В Православии же Соборование совершается не только в случае смертельной болезни. По традиции, собороваться полагается не чаще, чем раз в год.

Таинство Священства

Суть: Посвящение христианина в священный сан, наделяющее его властью совершать церковные таинства и обряды. Совершать это таинство могут только епископы как преемники апостолов. Посвящаемый во пресвитера (т. е. священника) человек получает благодать самому совершать таинства, но только по благословению правящего епископа. А при посвящении в епископа ставленник получает благодать не только совершать все таинства, но и посвящать других для совершения таинств — то есть получает всю полноту апостольской власти.

Библейские основания: Священство было установлено еще в Ветхом Завете (после Исхода из Египта). В Новом Завете, с одной стороны, утверждается, что все христиане в какой-то степени являются священниками (1 Пет 2:9), с другой, говорится о священниках как особом служении, как помощниках епископов (1 Тим 3:2, Тит 1:7; 1 Пет 2:25), говорится о возведении в священный сан посредством возложения рук.

История: Проповедуя Евангелие, апостолы создавали церковные общины, главой которых ставили епископов, а те рукополагали пресвитеров себе в помощь. Отсюда и понятие апостольского преемства: каждый священник получил рукоположение от епископа, тот в свою очередь от другого епископа — и так можно проследить всю цепочку рукоположений вплоть до I века, до апостолов.

Таинство Брака

Суть: Супруги, принявшие решение вступить в брак, чтобы связать воедино свои жизни в общем стремлении к Богу, получают на это благодатную помощь Божию, делающую их брак не временным, но вечным, переходящим в жизнь Царства Божьего.

Библейские основания: Брак — установление Божие: Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть (Быт 2:24). В Новом Завете Христос, повторяяя эти слова, добавляет: так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф 19:5-6).

История: Брак понимался как таинство еще апостолом Павлом (Еф 5:22-25, 31-32), но чинопоследование бракосочетания (венчание) сложилось уже в поздневизантийские времена (XI век). Император Алексий I Комнин в 1092 году издал закон об обязательности церковного венчания для желающих вступить в брак.

Покровский кафедральный собор города Шахты

7 церковных таинств: основания в Библии

1

Таинство Крещения

Суть: Человек, вступая в Церковь, заново, духовно рождается. До крещения он находится под властью первородного греха, но после — изменяется форма бытия человека. Он соединяется со Христом и преодолевает первородный грех. Человек может участвовать в других церковных таинствах только после крещения. Оно совершается только однажды, о чем говорится в Никео-Цареградском Символе веры: «Верую во едино крещение во оставление грехов».

Библейские основания: Таинство установлено Господом нашим Иисусом Христом. В Евангелии от Иоанна сказано: Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин 3:5). Иоанн Креститель крестил Его в Иордане (Мф 3:15-16) и позже, после смерти крестной и воскресения Он сказал ученикам: Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа (Мф 28:19).

История: Во времена апостолов, желающих крестили без подготовки. Позже, со II века, появилась практика просвещения, подготовки людей ко крещению в осознанном возрасте. Чин Крещения, как вид богослужения сложился позднее.

2

Таинство Миропомазания

Суть: Крещаемому через помазание священным миром даются силы Благодати Божией для укрепления его в жизни духовной.

Библейские основания: Основание таинства Миропомазания мы находим в Евангелии: В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен (Ин 7:37-39), а также в посланиях святых апостолов: Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете все (1 Ин 2:20), Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог (2 Кор 1:21).

История: Совершать Миропомазание следом за Крещением постановил Лаодикийский Собор в 343 году по Р. Х.

3

Таинство Евхаристии

Суть: Святые дары, хлеб и вино, пресуществляются таинственным образом и становятся Телом и Кровью Господа нашего Иисуса Христа. Приступая к Чаше, причащаясь мы приобщаемся ко Христу, причем не условно, а реально.

Библейские основания: Таинство устанавливает Иисус Христос на Тайной вечере. Господь говорит: Ядущий Мою плоть и пиющий Мою Кровь, имеет Жизнь Вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин 6:54). Накануне Своей смерти крестной Он совершает первую евхаристию и причащает апостолов (Мф 26:26).

История: После вознесения Христа Его ближайшие ученики — стали нести Благую Весть по всему миру, основывать общины, совершать Евхаристию и наказали делать также рукоположенным ими епископам и священникам.

4

Таинство Исповеди

Суть: Исповедающийся, при священнике в качестве свидетеля перед Богом, кается в своих грехах и Господь прощает его, а священник прочитывает разрешительную молитву об отпущении грехов.

Библейские основания: Практика исповеди корнями уходит в ветхозаветный период. А во времена Иисуса Христа Иоанн Креститель исповедовал в грехах людей, перед крещением (Мф 3:6). В Евангелии Сам Господь прямо говорит об этом: …мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся (Ин 20:21-23).

Читать еще:  митрополит Филарет (Зверев)

История: Практика регулярной исповеди возникла в христианской Церкви около 4-го века и начинается от монастырской практики.

5

Таинство Елеосвящения

Суть: Помазывая в нескольких местах освященным елеем тело человека, священники призывают на него Благодать Божию для исцеления от телесных и душевных болезней и тех грехов, в которых человек не может покаяться из-за болезни.

Библейские основания: В Новом Завете есть основания для этого таинства. Во-первых ученики Христа: многих больных мазали маслом и исцеляли (Мк 6:13). Во-вторых, у апостола Иакова: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иак 5:14-15).

Важно знать: Таинство Елеосвящения, также называемое соборованием, различно понимается в православной и католической традициях. У католиков Елеосвящение совершают только над смертельно больными людьми. В Православии же Соборование совершается периодически, обычно не чаще, чем раз в год.

6

Таинство Священства

Суть: Посвящение христианина в священный сан, дающее ему право совершать все церковные таинства, кроме таинства священства, совершаемого только епископами, как преемниками апостолов. А при поставлении в епископа ставленник получает всю полноту апостольской власти.

Библейские основания: Священство появляется еще в Ветхом Завете. А в Новом Завете принимает привычный нам вид.

История: Изначально апостолы назначали епископов главами церковных общин, а те рукополагали священников себе в помощники. Цепочку рукоположений можно проследить от нашего времени до века апостольского.

7

Таинство Брака

Суть: Супруги, вступающие в брак, связывают свои жизни в едином движении к Богу, получая благодатную помощь Господа, заключают брак вечный, стремящийся в Царство Небесное.

Библейские основания: Брак — установление Божие: Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть (Быт 2:24). В Новом Завете Иисус Христос говорит так же: так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф 19:5-6).

История: Несмотря на ветхозаветные корни, чинопоследование бракосочетания (венчание) появляется в привычном нам виде в XI веке. Император Алексий I Комнин в 1092 году издал закон об обязательности церковного венчания.

7 таинств. Основания в Библии

7 таинств. Основания в Библии

Общие сведения о сути и истории возникновения таинств

Таинства Православной Церкви — это не человеческие изобретения, все они были установлены Самим Господом, все они имеют основания в Священном Писании. Но история происхождения каждого из таинств — огромная и сложная тема. А здесь с достаточной степенью упрощения мы приводим лишь общие сведения о сути и истории возникновения таинств.

1 Таинство Крещения

Суть: Человек вступает в Церковь, получает новое, духовное рождение. Пока человек не крестился, он полностью остается под властью первородного греха, но в крещении меняется способ бытия человека. Он соединяется со Христом и преодолевает зависимость от первородного греха. Не приняв таинство Крещения, человек не может принимать других церковных таинств. Совершаться оно может лишь один раз, в Символе веры об этом сказано: «Верую во едино крещение во оставление грехов».

Библейские основания: Таинство установлено Иисусом Христом. В Евангелии от Иоанна сказано: Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин 3:5). Он Сам крестился от Иоанна Крестителя (Мф 3:15-16) и после Своего воскресения послал учеников проповедовать и крестить: Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа (Мф 28:19).

История: В апостольские времена людей крестили сразу, практически без подготовки. Затем, со II века, установилась практика катехизации, подготовки взрослых людей к крещению (которое совершалось дважды в год, на Рождество и на Пасху). Как отдельное богослужение обряд Крещения сложился позднее.

2 Таинство Миропомазания

Суть: Крестившемуся человеку через помазание священным миром даются силы для преодоления греха и жизни по заповедям.

Библейские основания: Таинство Миропомазания имеет основание в Евангелии: В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен (Ин 7:37-39),

а также в апостольских посланиях: Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете все (1 Ин 2:20), Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог (2 Кор 1:21).

История: Совершать это таинство сразу после Креще-ния постановил Лаодикийский Собор в 343 году по Р. Х.

3 Таинство Евхаристии

Суть: Приготовленные дары, хлеб и вино, по молитве Церкви становятся Телом и Кровью Иисуса Христа, и христиане, причащаясь этих Святых Даров, приобщаются ко Христу, причем не символически, не умозрительно, а реально.

Библейские основания: Таинство установлено самим Христом. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: Ядущий Мою плоть и пиющий Мою Кровь, имеет Жизнь Вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин 6:54). Накануне Своей смерти на кресте Он совершил на Тайной вечере первую евхаристию и причастил Своих ближайших учеников

(Мф 26:26).

История: После воскресения Христа эти ближайшие ученики — апостолы — пошли по всему миру проповедовать Благую Весть, основывали церковные общины, совершали сами таинство Евхаристии и заповедали совершать его поставленным ими епископам и священникам.

4 Таинство Исповеди

Суть: Христианин устно или письменно в присутствии священника (который в данном случае является свидетелем приносимого Богу покаяния) кается в своих грехах и получает прощение от Господа.

Библейские основания: Практика исповеди имеет ветхозаветные истоки (Суд 10:10; Пс 50; 1 Езд 9; Неем 1:6, 7; Дан 9: 4-19,
1 Цар 15:24-25 и др.). Иоанн Креститель исповедовал в грехах людей, приходивших к нему креститься
(Мф 3:6). Но главное, об этом в Евангелии прямо говорит Господь: Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся

(Ин 20:21-23).

История: Регулярная исповедь возникла в ранней христианской Церкви. Изначально считалось, что исповедоваться следует только один раз в жизни, но впоследствии возобладало мнение, что это нужно делать регулярно.

5 Таинство Елеосвящения

Суть: При помазании тела больного человека специально освященным елеем на него призывается Благодать Божия, исцеляющая от телесных и душевных болезней и тех грехов, в которых человек не может покаяться по своей немощи.

Библейские основания: Таинство имеет основания в Новом Завете. Во-первых, это слова в Евангелии от Марка о том, что ученики Христа многих больных мазали маслом и исцеляли (Мк 6:13). Во-вторых, это слова из Послания апостола Иакова: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иак 5:14-15).

Важно знать: Таинство Елеосвящения, называемое в просторечии соборованием, по-разному стало пониматься у православных и у католиков. У католиков Елеосвящение называют «последним помазанием» и совершают только над смертельно больными людьми. В Православии же Соборование совершается не только в случае смертельной болезни. По традиции, собороваться полагается не чаще, чем раз в год.

6 Таинство Священства

Суть: Посвящение христианина в священный сан, наделяющее его властью совершать церковные таинства и обряды. Совершать это таинство могут только епископы как преемники апостолов. Посвящаемый во пресвитера (т. е. священника) человек получает благодать самому совершать таинства, но только по благословению правящего епископа. А при посвящении в епископа ставленник получает благодать не только совершать все таинства, но и посвящать других для совершения таинств — то есть получает всю полноту апостольской власти.

Библейские основания: Священство было установлено еще в Ветхом Завете (после Исхода из Египта). В Новом Завете, с одной стороны, утверждается, что все христиане в какой-то степени являются священниками
(1 Пет 2:9), с другой, говорится о священниках как особом служении, как помощниках епископов (1 Тим 3:2,
Тит 1:7; 1 Пет 2:25), говорится о возведении в священный сан посредством возложения рук.

История: Проповедуя Евангелие, апостолы создавали церковные общины, главой которых ставили епископов, а те рукополагали пресвитеров себе в помощь. Отсюда и понятие апостольского преемства: каждый священник получил рукоположение от епископа, тот в свою очередь от другого епископа — и так можно проследить всю цепочку рукоположений вплоть до I века, до апостолов.

7 Таинство Брака

Суть: Супруги, принявшие решение вступить в брак, чтобы связать воедино свои жизни в общем стремлении к Богу, получают на это благодатную помощь Божию, делающую их брак не временным, но вечным, переходящим в жизнь Царства Божьего.

Библейские основания: Брак — установление Божие: Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть (Быт 2:24). В Новом Завете Христос, повторяяя эти слова, добавляет: так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф 19:5-6).

История: Брак понимался как таинство еще апостолом Павлом (Еф 5:22-25, 31-32), но чинопоследование бракосочетания (венчание) сложилось уже в поздневизантийские времена (XI век). Император Алексий I Комнин в 1092 году издал закон об обязательности церковного венчания для желающих вступить в брак.

7 таинств. Основания в Библии

Православные Таинства — это священнодействия, явленные в православных церковных обрядах, через которые верующим сообщается невидимая Божественная благодать или спасительная сила Божия.

В Православии принято семь Таинств: крещение, миропомазание, евхаристия (причащение), покаяние, таинство священства, таинство брака и елеосвящение. Совершитель Таинств — Бог, совершающий их руками священнослужителей.

7 Таинств православной церкви

Таинство Крещения

Таинство Крещения есть такое священное действие, в котором верующий во Христа, через троекратное погружение тела в воду, с призыванием имени Пресвятой Троицы — Отца и Сына и Святаго Духа, омывается от первородного греха, а также и ото всех грехов, совершенных им самим до Крещения, возрождается благодатью Духа Святого в новую духовную жизнь (духовно рождается) и делается членом Церкви, т.е. благодатного Царства Христова.

Таинство Крещения установил Сам Господь наш Иисус Христос. Он освятил Крещение Своим собственным примером, крестившись у Иоанна Предтечи. Потом, по Воскресении Своем, Он дал апостолам повеление: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28, 19).

Крещение необходимо каждому, кто желает быть членом Церкви Христовой.

Для принятия Крещения необходимы вера и покаяние.

Православная Церковь крестит младенцев по вере их родителей и восприемников. Для этого и бывают при Крещении восприемники, чтобы поручиться перед Церковью за веру крещаемого. Они обязаны научить его вере и позаботиться о том, чтобы их крестник стал истинным христианином.

Читать еще:  Самое важное, чего нельзя делать в Великий пост

Это священный долг восприемников, и они тяжко грешат, если пренебрегают этим долгом.

Так как Крещение есть духовное рождение, а родится человек однажды, то и Таинство Крещения над человеком совершается однажды: «Один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф. 4, 4).

Таинство Миропомазания

Миропомазание есть Таинство, в котором верующему подаются дары Святого Духа, укрепляющие его в духовной христианской жизни.

О благодатных дарах Духа Святого сказал Сам Иисус Христос: «Кто верует в Меня, у того из чрева потекут реки воды живой».

Благодатные дары Святого Духа необходимы каждому верующему во Христа. Первоначально святые апостолы Таинство Миропомазания совершали через возложение рук (Деян. 8, 14-17; 19, 2-6). А в конце первого века Таинство Миропомазания стало совершаться через помазание святым миром — особенным образом приготовленный и освящённый состав из благовонных веществ и елея.

Миро освящали непременно сами апостолы и их преемники — епископы (архиереи). И теперь освящать миро могут только епископы. Через помазание освященным епископами святым миром по поручению епископов могут совершать Таинство Миропомазания и пресвитеры (священники).

При совершении Таинства святым миром крестообразно помазуются верующему следующие части тела: лоб, глаза, уши, рот, грудь, руки и ноги — с произнесением слов «Печать дара Духа Святаго. Аминь».

Таинство Покаяния

Покаяние есть Таинство, в котором верующий исповедует свои грехи Богу в присутствии священника и получает через священника прощение грехов от Самого Господа Иисуса Христа.

Иисус Христос дал святым апостолам, а через них и всем священникам власть разрешать (прощать) грехи: «Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 22-23).

Святые апостолы, получив на это власть от Господа, совершали Таинство Покаяния, многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои (Деян. 19, 18).

Для получения прощения (разрешения) грехов от исповедующегося (кающегося) требуется: примирение со всеми ближними, искреннее сокрушение о грехах и устное исповедание их перед священником, твёрдое намерение исправить свою жизнь, вера в Господа Иисуса Христа и надежда на Его милосердие.

В особых случаях на кающегося налагается епитимья (слово греческое — «запрещение»), предписывающая некоторые лишения, направленные к преодолению греховных привычек, и исполнение тех или иных благочестивых дел.

Таинство Причащения

Причащение есть Таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина принимает (вкушает) Тело и Кровь Господа Иисуса Христа и через это таинственно соединяется со Христом и делается причастником вечной жизни.

Таинство Святого Причащения установил Сам Господь наш Иисус Христос во время последней Тайной вечери, накануне Своих страданий и смерти. Он Сам совершил это Таинство: взяв хлеб и благодарив (Бога Отца за все Его милости к роду человеческому), преломил и подал ученикам, говоря: «Приимите ядите: сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание». Также, взяв чашу и благодарив, подал им, говоря: «Пейте из нее все; ибо сия есть Кровь Моя, Нового Завета, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов. Сие творите в Мое воспоминание» (Мф. 26, 26-28; Мк. 14, 22-24; Лк. 22, 19-24; 1 Кор. 11, 23-25).

Так, Иисус Христос, установив Таинство Причащения, заповедал ученикам совершать его всегда.

В беседе с народом Иисус Христос сказал: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6, 53-56).

Согласно заповеди Христовой, Таинство Причащения постоянно совершается в Церкви Христовой и будет совершаться до скончания века за богослужением, называемым Литургией, во время которой хлеб и вино, пресуществляются в истинное тело и в истинную кровь Христову.

Хлеб для Причащения употребляется один, так как все верующие во Христа составляют одно тело Его, глава которого есть Сам Христос.

Святая Церковь заповедует причащаться каждым постом и никак не реже одного раза в год. По канонам Церкви человек, пропустивший без уважительной причины три воскресенья подряд без участия в Евхаристии, т.е. без Причащения, тем самым ставит себя вне Церкви (21-е правило Эльвирского, 12е правило Сардикийского и 80е правило Трулльского Соборов).

К Таинству Святого Причащения христиане должны подготовлять себя говением, которое состоит в посте, молитве, примирении со всеми, а затем — исповедью, т.е. очищением своей совести в Таинстве Покаяния.

Таинство Святого Причащения по-гречески называется Евхаристией, что значит «благодарение».

Таинство Брака

Брак есть Таинство, в котором при свободном (перед священником и Церковью) обещании женихом и невестой взаимной верности друг другу благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается и подаётся благодать Божия для взаимной помощи и единодушия и для благословенного рождения и христианского воспитания детей.

Брак установлен Самим Богом еще в раю. По сотворении Адама и Евы, благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею (Быт. 1,28).

Иисус Христос освятил Брак Своим присутствием на браке в Кане Галилейской и подтвердил его божественное установление, сказав: «Сотворивший (Бог) в начале мужчину и женщину сотворил их (Быт. 1, 27). И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью (Быт. 2, 24), так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 6).

Союз Иисуса Христа с Церковью основывается на любви Христа к Церкви и на полной преданности Церкви в волю Христову. Отсюда муж обязан самоотверженно любить жену, а жена обязана с любовью, повиноваться мужу. Семья есть основа Церкви Христовой.

Нахождение в Браке необязательно для всех, но лица, добровольно остающиеся безбрачными, обязаны проводить чистую, непорочную и девственную жизнь, которая, по учению Слова Божия, есть один из величайших подвигов.

Таинство Священства

Священство есть Таинство, в котором через архиерейское рукоположение избранный человек (во епископа, или пресвитера, или диакона), получает благодать Святого Духа для священного служения Церкви Христовой.

Это Таинство совершается только над лицами, избираемыми и посвящаемыми в священнослужители. Степеней священства три: диакон, пресвитер (священник) и епископ (архиерей).

Посвящаемый во диакона получает благодать служить при совершении таинств. Посвящаемый во священника (пресвитера) получает благодать совершать таинства. Посвящаемый во епископа (архиерея) получает благодать не только совершать таинства, но и посвящать других для совершения таинств.

Таинство Священства есть установление божественное. Святой апостол Павел свидетельствует, что Сам Господь Иисус Христос поставил одних апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова (Еф. 4, 11 — 12).

Апостолы, по наставлению Духа Святого, совершая это Таинство, через возложение рук возводили во диаконы, пресвитеры и епископы.

Об избрании и рукоположении самими святыми апостолами первых диаконов говорится в книге Деяний апостольских: их поставили пред апостолами, и сии (апостолы), помолившись, возложили на них руки (Деян. 6, 6).

О рукоположении пресвитеров говорится: рукоположив же им пресвитеров к каждой церкви, они (апостолы Павел и Варнава) помолились с постом и предали их Господу, в Которого уверовали (Деян. 14, 23).

Таинство Елеосвящения

Елеосвящение есть Таинство, в котором при помазании больного освящённым елеем (маслом), призывается на больного благодать Божия для исцеления его от телесных и душевных болезней (на всех седмицах, кроме первой и последней, Великого поста, и надо всеми, желающими очистить душу от греха).

Таинство Елеосвящения еще называется Соборованием, потому что для совершения его собирается несколько священников, хотя при необходимости может совершить его и один священник.

Это Таинство ведёт свое начало от апостолов. Получив от Господа Иисуса Христа власть во время проповеди исцелять всякую болезнь и немощь, они многих больных мазали маслом и исцеляли.

— Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему, — говорит апостол Иаков.

Елеосвящение над младенцами не совершается, потому что у младенца не может быть сознательно совершенных грехов.

7 таинств. Основания в Библии

А здесь с достаточной степенью упрощения мы приводим лишь общие сведения о сути и истории возникновения таинств.

1 Таинство Крещения

Таинство — КрещениеСуть: Человек вступает в Церковь, получает новое, духовное рождение. Пока человек не крестился, он полностью остается под властью первородного греха, но в крещении меняется способ бытия человека. Он соединяется со Христом и преодолевает зависимость от первородного греха. Не приняв таинство Крещения, человек не может принимать других церковных таинств. Совершаться оно может лишь один раз, в Символе веры об этом сказано: «Верую во едино крещение во оставление грехов».

Библейские основания: Таинство установлено Иисусом Христом. В Евангелии от Иоанна сказано: Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие (Ин 3:5). Он Сам крестился от Иоанна Крестителя (Мф 3:15-16) и после Своего воскресения послал учеников проповедовать и крестить: Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа (Мф 28:19).

История: В апостольские времена людей крестили сразу, практически без подготовки. Затем, со II века, установилась практика катехизации, подготовки взрослых людей к крещению (которое совершалось дважды в год, на Рождество и на Пасху). Как отдельное богослужение обряд Крещения сложился позднее.

2 Таинство Миропомазания

Таинство — МиропомазанияСуть: Крестившемуся человеку через помазание священным миром даются силы для преодоления греха и жизни по заповедям.

Библейские основания: Таинство Миропомазания имеет основание в Евангелии: В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей. Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой. Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен (Ин 7:37-39),

а также в апостольских посланиях: Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете все (1 Ин 2:20), Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас есть Бог (2 Кор 1:21).

История: Совершать это таинство сразу после Креще-ния постановил Лаодикийский Собор в 343 году по Р. Х.

3 Таинство Евхаристии

Таинства-ПричастиеСуть: Приготовленные дары, хлеб и вино, по молитве Церкви становятся Телом и Кровью Иисуса Христа, и христиане, причащаясь этих Святых Даров, приобщаются ко Христу, причем не символически, не умозрительно, а реально.

Библейские основания: Таинство установлено самим Христом. В Евангелии от Иоанна Господь говорит: Ядущий Мою плоть и пиющий Мою Кровь, имеет Жизнь Вечную, и Я воскрешу его в последний день (Ин 6:54). Накануне Своей смерти на кресте Он совершил на Тайной вечере первую евхаристию и причастил Своих ближайших учеников

Читать еще:  Россиян будут учить византийскому пению

История: После воскресения Христа эти ближайшие ученики — апостолы — пошли по всему миру проповедовать Благую Весть, основывали церковные общины, совершали сами таинство Евхаристии и заповедали совершать его поставленным ими епископам и священникам.

4 Таинство Исповеди

Таинства — ИсповедьСуть: Христианин устно или письменно в присутствии священника (который в данном случае является свидетелем приносимого Богу покаяния) кается в своих грехах и получает прощение от Господа.

Библейские основания: Практика исповеди имеет ветхозаветные истоки (Суд 10:10; Пс 50; 1 Езд 9; Неем 1:6, 7; Дан 9: 4-19,
1 Цар 15:24-25 и др.). Иоанн Креститель исповедовал в грехах людей, приходивших к нему креститься
(Мф 3:6). Но главное, об этом в Евангелии прямо говорит Господь: Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся

История: Регулярная исповедь возникла в ранней христианской Церкви. Изначально считалось, что исповедоваться следует только один раз в жизни, но впоследствии возобладало мнение, что это нужно делать регулярно.

5 Таинство Елеосвящения

Таинство — ЕлеоосвящениеСуть: При помазании тела больного человека специально освященным елеем на него призывается Благодать Божия, исцеляющая от телесных и душевных болезней и тех грехов, в которых человек не может покаяться по своей немощи.

Библейские основания: Таинство имеет основания в Новом Завете. Во-первых, это слова в Евангелии от Марка о том, что ученики Христа многих больных мазали маслом и исцеляли (Мк 6:13). Во-вторых, это слова из Послания апостола Иакова: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему (Иак 5:14-15).

Важно знать: Таинство Елеосвящения, называемое в просторечии соборованием, по-разному стало пониматься у православных и у католиков. У католиков Елеосвящение называют «последним помазанием» и совершают только над смертельно больными людьми. В Православии же Соборование совершается не только в случае смертельной болезни. По традиции, собороваться полагается не чаще, чем раз в год.

6 Таинство Священства

Таинства — СвященствоСуть: Посвящение христианина в священный сан, наделяющее его властью совершать церковные таинства и обряды. Совершать это таинство могут только епископы как преемники апостолов. Посвящаемый во пресвитера (т. е. священника) человек получает благодать самому совершать таинства, но только по благословению правящего епископа. А при посвящении в епископа ставленник получает благодать не только совершать все таинства, но и посвящать других для совершения таинств — то есть получает всю полноту апостольской власти.

Библейские основания: Священство было установлено еще в Ветхом Завете (после Исхода из Египта). В Новом Завете, с одной стороны, утверждается, что все христиане в какой-то степени являются священниками
(1 Пет 2:9), с другой, говорится о священниках как особом служении, как помощниках епископов (1 Тим 3:2,
Тит 1:7; 1 Пет 2:25), говорится о возведении в священный сан посредством возложения рук.

История: Проповедуя Евангелие, апостолы создавали церковные общины, главой которых ставили епископов, а те рукополагали пресвитеров себе в помощь. Отсюда и понятие апостольского преемства: каждый священник получил рукоположение от епископа, тот в свою очередь от другого епископа — и так можно проследить всю цепочку рукоположений вплоть до I века, до апостолов.

7 Таинство Брака

Таинство — ВенчаниеСуть: Супруги, принявшие решение вступить в брак, чтобы связать воедино свои жизни в общем стремлении к Богу, получают на это благодатную помощь Божию, делающую их брак не временным, но вечным, переходящим в жизнь Царства Божьего.

Библейские основания: Брак — установление Божие: Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть (Быт 2:24). В Новом Завете Христос, повторяяя эти слова, добавляет: так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф 19:5-6).

История: Брак понимался как таинство еще апостолом Павлом (Еф 5:22-25, 31-32), но чинопоследование бракосочетания (венчание) сложилось уже в поздневизантийские времена (XI век). Император Алексий I Комнин в 1092 году издал закон об обязательности церковного венчания для желающих вступить в брак.

Семь Таинств Церкви

В православной церкви существует семь Таинств. Это священнодействие, обладающее чудодейственной для верующего человека силой. Учения о Таинствах базируются на вере в том, что искупительная жертва, принесенная Спасителем, находит продолжение в современной церкви на протяжении многих веков после его Воскрешения.

Таинства введены Всевышним, чтобы у верующих была возможность через них приобщаться к Божественной Благодати. Рассмотрим каждое Таинство отдельно.

  1. Крещение
  2. Миропомазание
  3. Покаяние
  4. Причастие
  5. Священство
  6. Венчание
  7. Соборование

Крещение

Таинство Крещения — первое священнодействие, в котором человек участвует вскоре после появления на свет. С его помощью он принимает веру, становясь частью православного мира.

В России принято крестить детей в младенчестве. Обычай уходит своими корнями в Древнюю Русь, когда младенцев стремились крестить как можно быстрее из-за высокой детской смертности. Отцы и матери опасались, что малютка не выживет, умерев некрещеным (в этом случае он лишался Благодати и возможности попасть в Царство Небесное). Поэтому обращали его в православную веру при первой же возможности. Если младенец изначально рождался больным, его могли крестить в первые дни после появления на свет.

В православии не содержится никаких требований к тому, чтобы человек крестился именно в младенчестве. Это Таинство рассчитано и на взрослого человека. В этом случае верующий обязан заявить, что категорически отрекается от дьявола, готов соединиться со Спасителем телом и духом.

Взрослый человек самостоятельно произносит эти слова отречения и верности Христу. Если крестят младенца, за него это делают крестные, так как данный момент важен во время священнодействия, его нельзя пропустить.

Во время совершения Таинства Крещения в обязанности крестных родителей младенца входит:

  • забрать из рук священника ребенка из купели;
  • произнести фразу об отречении от сатаны и соединении со Спасителем;
  • прочесть Символ веры;
  • надеть на ребенка специальный крещальную рубаху и крестик.

В будущем они должны при первой возможности молиться за своего крестника, во всем его поддерживать по жизни. Взрослому человеку крестные не нужны. Все, что требуется от верующего во время священнодействия, он делает самостоятельно.

После завершения Таинства на человека изливается Божья Благодать, которая должна заставить его отказаться от греховной жизни, если раньше он ее вел.

Миропомазание

Таинство Миропомазания непосредственно связано с Крещением. Верующего, вышедшего из купели, помазуют миром. Это специальное масло, ежегодно освящаемое Патриархом. Его готовят в значительных объемах, чтобы раздать по приходам.

Миро – вещественный символ Божьей Благодати. У него благоухающий аромат. Священнослужитель помазует им человека один раз за всю его жизнь.

Через миро человек получает Божью Благодать, которая будет наставлять его по жизни на истинный путь.

Покаяние

Если Таинство Крещения проходил взрослый человек, то после завершения священнодействия он чувствует себя особенным образом. В душе радость, небывалый прилив сил. Однако человек устроен так, что со времени божественное воодушевление проходит, верующий впадает в грех.

Если не исправлять допущенных ошибок, такому человеку будет уготована прямая дорога в ад. Христос, чтобы не допустить гибели грешника, его низвержения в Преисподнюю, спустился на землю, искупив грехи человечества, приняв смерть на кресте. С тех пор у человека существует возможность покаяться в совершенных грехах, чтобы вернуться на истинный и праведный путь. Таинство Покаяния (или Исповедь) называют «вторым крещением», так как после завершения священнодействия человеку отпускаются все совершенные им грехи. Душа снова чистая и обновленная.

В этом Таинстве обязательно участвуют только двое – верующий, который кается, и священник. Человек честно и откровенно рассказывает обо всех прегрешениях и проступках, совершенных им. Если священник понимает, что раскаяние искреннее, он прощает грехи силой, полученной от Всевышнего.

Важно, чтобы верующий после Исповеди больше не совершал допущенных ранее грехов. Ведь главная цель Покаяния – исправление человека. Если же он согрешит точно также снова, значит, в действительности никакого исправления не было.

Причастие

В православии Исповедь связана с еще одним Таинством – Евхаристией (или Причастием). Когда человек исповедался, ему отпустили грехи, ему разрешается причаститься, то есть принять Святые Дары. Для этого требуется прохождение специальной подготовки, которую называют постом. Она заключается в воздержании от близости с супругом, отказе от скоромной пищи, недопущении злых слов, поступков и даже мыслей.

Это священнодействие считается основным, так как с его помощью в душу обычного человека проникает Спаситель. Во время Причастия хлеб и вино, которые вкушает верующий, символизируют Тело и Кровь Иисуса.

Причастие, как правило, совершается в храме во время Божественной литургии. Исключения делаются только для тяжелобольных, которых священнику разрешается причастить на дому.

Священство

Священством (или Хиротонией) называют посвящение обычного мирянина в священный сан. Став священнослужителем, человек получает право совершать все остальные Таинства, ему поручается наставлять прихожан, спасать их души.

В раннем христианстве, когда священников еще не существовало, их первообразами стали апостолы, ученики Спасителя. Впервые они выполнили роль священнослужителей, накормив несколько тысяч человек рыбами и хлебами. Это стало прообразом Таинства Евхаристии.

Хиротония, которую также называют Рукоположение, совершается священником, занимающим место на ступень выше в церковной иерархии чем тот, кого он рукополагает. Это означает, что священнодействие Рукоположения имеет право провести:

  • для архиерея только патриарх;
  • для иерея — патриарх или архиерей;
  • для диакона – патриарх, архиерей или иерей;
  • для иподиакона — патриарх, архиерей, иерей или диакон;
  • для чтеца – любой священнослужитель, носящий сан.

Священнослужитель во время этого Таинства получает Божью Благодать, которая должна придать ему сил для спасения душ верующих.

Венчание

Таинство Венчания ознаменует заключение церковного брака. Примечательно, что жениться могут не только миряне, но и низшие церковные чины (иподиаконы и чтецы). Становясь иереем или диаконом, человек уже должен состоять в браке или уже никогда не вступать в брак.

Данное священнодействие называется Венчанием, так как на головы мужчины и женщины возлагают венцы, внешне напоминающие царские. Это символ Царствия Небесного.

После завершения Таинства его участники считаются мужем и женой, согласно церковным законам. Православие не признает развода, поэтому к венчанию с любимым человеком нужно отнестись со всей серьезностью. Выбирать спутника жизни нужно один раз.

Во время проведения этого Таинства произносятся молитвы, в которых супружеская жизнь благословляется Всевышним, просят Бога о взаимопонимании и мире в семье, появлении на свет здоровых детей.

В ходе священнодействия люди получают Божью Благодать, которая будет им помогать сохранять семейный мир, жить в согласии, рожать и воспитывать детей. Супружеский союз становится своеобразным прообразом союза церкви и Спасителя.

Соборование

Это Таинство еще называют Елеосвящением. Его совершают в храме или на дому, если человек тяжело болеет. Главная цель Соборования – молитвы об исцелении верующего от физических недугов. Во время Таинства освящается масло, которым помазывают участки тела больного. В это время читают Священное Писание, Апостол и особые молитвы.

Все это требуется повторить семь раз подряд. Соборование получило свое название, так как изначально в Таинстве участвовали семь священников (отсюда соборное действие, то есть совместная молитва). Сейчас церковь не запрещает проводить Таинство одному священнику.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector