0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

«Афонский акафистник» издан во Львовской епархии УПЦ

Слово об усопших в вере. Іоанн Дамаскин

Слово объ усопшихъ въ вѣрѣ, — о томъ, какую пользу приносятъ имъ совершаемыя о нихъ литургіи и раздаваемыя милостыни, иже во святыхъ отца нашего Іоанна Дамаскина.

Древній врагъ, который уязвляется братолюбіемъ, раздирается вѣрою, умерщвляется упованіемъ, поражается милосердіемъ, внушилъ нѣкоторымъ странную и богопротивную мысль, будто всѣ богоугодныя дѣла, совершаемыя по смерти, не приносятъ никакой пользы для умершихъ. «Въ Писаніи, говорятъ, сказано: пріиметъ кійждо, яже съ тѣломъ содѣла, или блага, или зла (2 Кор. 5, 10). Еже аще сѣетъ человѣкъ, тожде и пожнетъ (Гал. 6, 7). Во адѣ кто исповѣстся Тебѣ (Псал. 6, 5)». А мы скажемъ такимъ мудрецамъ: испытайте и уразумѣйте, что ужасны угрозы Владыки всяческихъ, но неизглаголанно и человѣколюбіе Божіе; страшны осужденія, но и безконечно море щедротъ Господнихъ.

Смотрите: Священное Писаніе говоритъ, что Іуда Маккавей за грѣхъ каждаго изъ павшихъ въ сраженіи принесъ очистительную жертву Господу, готовому къ помилованію, и тѣмъ явилъ великое благочестіе и братолюбіе свое (2 Макк. 12, 43-45), почему и Священное Писаніе прославляетъ Іуду Маккавея, какъ за прочія дѣянія его, такъ наипаче за это.

А таинники и самовидцы Слова не безъ причины, не напрасно и не безъ пользы установили при страшныхъ, пречистыхъ и животворящихъ Тайнахъ совершать поминовеніе о вѣрныхъ усопшихъ, — чтó отъ конецъ до конецъ земли владычествующая апостольская и соборная Церковь содержитъ твердо съ того времени даже донынѣ и до кончины міра содержать будетъ.

Потому-то высокій созерцатель вещей божественныхъ, святый Діонисій, въ тайноводственномъ созерцаніи объ усопшихъ, говоритъ, что «и въ сей жизни, а не только по смерти, молитвы дѣйственны для тѣхъ, которые достойны святыхъ молитвъ, т. е. для вѣрующихъ (а выраженіе «не только», безъ сомнѣнія, здѣсь должно принять въ такомъ же значеніи какъ «тѣмъ болѣе»).

Молитва испрашиваетъ у Божественной благости оставленія прегрѣшеній, содѣланныхъ усопшими по немощи человѣческой, о вселеніи умершихъ во странѣ живыхъ — въ мѣстѣ, отъ котораго удалена всякая скорбь, печаль и воздыханіе, — дабы божественное могущество по благости Своей презрѣло нечистоты, обрѣтшіяся въ усопшихъ по немощи человѣческой: ибо никтоже чистъ отъ скверны».

Златословесный Іоаннъ также учитъ: «если язычники вмѣстѣ съ умирающими сожигаютъ ихъ имѣніе, то кольми паче ты, вѣрующій, вмѣстѣ съ вѣрующимъ, долженъ предпослать его имѣніе не для того, чтобы оное превратилось въ пепелъ, подобно тому, но дабы чрезъ него доставить бóльшую славу усопшему; и если умершій былъ грѣшникъ, то дабы Богъ отпустилъ ему прегрѣшенія, а если праведникъ, дабы увеличилъ награды.

Постараемся же оказывать чрезъ милостыни и приношенія возможную помощь отшедшимъ, и это для нихъ весьма спасительно, приноситъ великую пользу, ибо иначе напрасно и безразсудно было бы учреждено и Церкви Божіей предано отъ премудрыхъ апостоловъ, чтобы священникъ при страшныхъ тайнахъ приносилъ молитву объ усопшихъ въ вѣрѣ, еслибы святые апостолы не знали, что отъ сего произойдетъ великая польза, великое благо».

Согласно съ симъ также говоритъ и премудрый Григорій Нисскій: «ничего безъ разсужденія, ничего безполезнаго не предано отъ учениковъ Христовыхъ и не принято вселенскою Церковію; но весьма богоугодное и преполезное дѣло при божественномъ и преславномъ таинствѣ — совершать поминовеніе о скончавшихся въ правой вѣрѣ». Что же касается изреченій: яко Ты воздаси комуждо по дѣломъ его (Псал. 61, 13); еже аще сѣетъ человѣкъ, тожде и пожнетъ (Гал. 6, 7) и симъ подобныхъ, то, безъ сомнѣнія, они относятся къ имѣющему быть страшному суду и концу міра, потому что тогда не будетъ мѣста никакой помощи, и всякое моленіе останется недѣйствительнымъ (тогда гдѣ будутъ бѣдные? гдѣ священно-служители? гдѣ милостыни? гдѣ благотворенія)?

Итакъ, прежде наступленія страшнаго часа будемъ помогать другъ другу и приносить жертвы братолюбія милосердующему о душахъ Богу. Человѣколюбивый Господь благоволитъ исполнять прошенія своихъ тварей, относящіяся ко спасенію, и особенно преклоняется не тогда, когда кто либо подвизается ради только спасенія своей собственной души, но когда дѣлаетъ сіе и ради ближняго: ибо чрезъ это земнородный восходитъ къ богоподражанію (испрашивая даровъ для другихъ, какъ милости для себя самого), исполняетъ мѣру совершенной любви, получаетъ отсюда блаженство и вмѣстѣ съ душею ближняго и для собственной души дѣлаетъ превеликое добро. Великій подвижникъ и чудотворецъ Макарій, предложивъ вопросъ сухому черепу, узналъ все касательно состоянія усопшихъ.

Между прочимъ, онъ вопросилъ: «ужели вы никогда не чувствуете никакого утѣшенія» (такъ какъ святый обыкновенно совершалъ молитвы за усопшихъ, то и желалъ знать, служатъ ли молитвы въ пользу). Милосердующій о душахъ Господь, восхотѣвъ открыть сіе и увѣрить раба своего, вдохнулъ слово истины изсохшему черепу: «когда, отвѣтствовалъ черепъ, ты приносишь молитвы за мертвыхъ, то мы чувствуемъ нѣкое утѣшеніе».

Другой изъ богоносныхъ отцевъ имѣлъ ученика, живущаго въ безпечности, и когда сей былъ застигнутъ смертію, то Господь послѣ вознесенныхъ старцемъ молитвъ показалъ ему отрока, подобно богачу (упоминаемому въ притчѣ о Лазарѣ), горящимъ въ огнѣ до шеи. Когда старецъ много скорбѣлъ о семъ и слезно молился Богу, то Господь показалъ ему отрока стоящимъ въ огнѣ по поясъ; затѣмъ, когда святый къ трудамъ приложилъ еще новые труды, Богъ въ видѣніи старцу явилъ отрока свободнымъ и совершенно изъятымъ изъ огня.

Но кто можетъ исчислить всѣ, находящіяся въ жизнеописаніяхъ святыхъ мужей, свидѣтельства, ясно показывающія, что и по смерти приносятъ величайшую пользу усопшимъ совершаемыя о нихъ молитвы, литургіи и раздаваемыя милостыни, — что данное взаимъ Богу не погибаетъ, а вознаграждается отъ Него съ величайшею лихвою. А что касается словъ пророческихъ: во адѣ же кто исповѣстся Тебѣ, то мы уже сказали, что ужасны угрозы Всевидящаго, однако ихъ побѣждаетъ неизреченное человѣколюбіе Господне.

И послѣ того, какъ пророкъ изрекъ сіи слова, было исповѣданіе во адѣ, — исповѣданіе тѣхъ, которые во время спасительнаго сошествія Господа увѣровали тамъ (поелику Жизнодавецъ спасъ не всѣхъ вообще, а тѣхъ, кои и тамъ увѣровали). Мы говоримъ это, впрочемъ, не въ опроверженіе пророчества, а для того именно, чтобы показать, что преблагій Господь побѣждается Своимъ человѣколюбіемъ. Такъ, хотя и было предсказано: Ниневія превратится (Іона. 3, 4), однако Ниневія не была разрушена, и благостію былъ побѣжденъ судъ. Также Езекіи Господь говоритъ: устрой о дому Твоемъ, умираеши бо ты и не будеши живъ (Ис. 38, 1), но Езекія не умеръ. И о Ахавѣ было сказано: наведу на тя злая; между тѣмъ Господь не навелъ зла, а сказалъ: видѣлъ ли еси, яко умилися Ахаавъ, сего ради не наведу зла во днехъ его (3 Цар. 21, 21. 28).

Такъ и всегда благостію будетъ побѣждаться осужденіе даже до послѣдняго воздаянія, когда не будетъ времени для помощи, и человѣкъ останется только съ однимъ бременемъ своимъ. Но теперь — время купли, время трудовъ, — и блаженъ тотъ, кто не ослабѣваетъ, не изнемогаетъ упованіемъ; наипаче блаженъ тотъ, кто подвизается и за себя, и за ближняго.

Господу то особенно и пріятно, чтобы каждый старался помогать ближнему; Милосердый того и хощетъ, чтобы каждый изъ насъ благотворилъ другому и въ жизни, и по смерти. Иначе Господь не далъ бы намъ случая совершать поминовеніе усопшихъ при безкровномъ жертвоприношеніи, также совершать третины, и девятины, и сорокодневныя, и годовыя памяти и службы, — чтó безъ всякаго прекословія каѳоличѳская и апостольская Церковь и ея благочестивыя чада содержатъ непоколебимо и несомнѣнно.

Если бы это было дѣломъ безполезнымъ и тщетнымъ, то изъ числа многихъ богоносныхъ отцевъ и учителей кому либо пришло бы на мысль разсѣять обманъ; между тѣмъ не только ни одинъ изъ нихъ и не подумалъ объ уничтоженіи сего обыкновенія, а, напротивъ, всѣ утверждали его. Къ сказанному присовокупимъ слѣдующее повѣствованіе.

Святый Григорій Двоесловъ (коему, по преданію, во время литургіи сослужительствовалъ небесный ангелъ) однажды принесъ усердную молитву къ милосердующему о душахъ Господу объ оставленіи грѣховъ царя Траяна; тотчасъ къ нему пришелъ отъ Бога слѣдующій гласъ: «молитвѣ твоей я внялъ и Траяну дарую оставленіе грѣховъ; но ты впредь не приноси Мнѣ молитвъ за нечестивыхъ» (Траянъ былъ причиною лютой смерти многихъ мучениковъ).

Воистину, дивенъ Ты, Владыко, и чудны дѣла Твои. Мы славимъ неизреченное Твое милосердіе: ибо Ты всегда подаешь случаи рабамъ Твоимъ свидѣтельствовать свое братолюбіе и твердое упованіе на Тебя. Ты чрезъ рабовъ Твоихъ научилъ насъ раздавать милостыни другъ за друга, приносить жертвы и молитвы, и притомъ не вотще и не безъ пользы. Ты, благоизобильный, всѣмъ за приносимое во славу Твою воздаешь сугубую мзду, и ничто совершаемое во имя Твое не бываетъ безполезно.

Да не усумнится же, братіе и отцы, кто либо, что все, приносимое Богу съ вѣрою, получаетъ многократное воздаяніе и для того, кѣмъ приносится, и для тѣхъ, за кого приносится. Въ самомъ дѣлѣ, если кто нибудь хочетъ помазать больного мѵромъ или священнымъ елеемъ, то сперва дѣлается причастнымъ помазанія самъ (т. е. помазующій), а потомъ помазуетъ больного: такъ точно всякій, подвизающійся о спасеніи ближняго, сперва получаетъ пользу самъ, потомъ приноситъ оную ближнему: ибо не неправосуденъ Богъ, чтобы забыть дѣла, по слову Божественнаго Апостола.

Великій Аѳанасій въ словѣ объ усопшихъ говоритъ слѣдующее: «Приносящій жертву за усопшаго долженъ имѣть въ мысляхъ то же, что имѣющій малолѣтняго сына слабаго и немощнаго и съ вѣрою приносящій за него во храмъ Божій свѣщи и ѳиміамъ съ елеемъ: все это сожигаетъ за отрока отецъ, а не самъ отрокъ держитъ и приноситъ (какъ бываетъ съ отрицаніями и обѣтами при Божественномъ возрожденіи).

Также должно представлять себѣ, что и усопшій самъ держитъ и приноситъ свѣщи, елей и всѣ дары, приносимые для спасенія его; и такимъ образомъ благодатію Божіею не суетны будутъ усилія къ достиженію того, къ чему онъ стремится съ вѣрою, такъ какъ благоглаголивые Апостолы, освященные учители и духовные отцы богоугодно учредили литургіи, молитвы и годичныя воспоминанія объ умершихъ, каковое обыкновеніе распространяется отъ востокъ солнца до западъ, на сѣверѣ и югѣ въ честь и славу Господа господствующихъ и Царя царствующихъ».

Но, возразитъ противникъ: «если это правда, то всѣ спасутся, и никто не лишится блаженства». Пусть такъ. И — о, еслибы это исполнилось! Сего-то и жаждетъ и хощетъ, о семъ то и радуется и веселится Преблагій Господь, да никто не лишится Божественныхъ даровъ Его. Ужели ангеламъ онъ уготовалъ награды и вѣнцы? Ужели для спасенія небесныхъ духовъ Онъ содѣлался человѣкомъ?

Ужели ангеламъ Онъ скажетъ: пріидите. наслѣдуйте уготованное вамъ царствіе? Все это уготовалъ Господь не для человѣка ли, за котораго и пострадалъ? А кто, составивъ пиръ и созвавъ друзей, не пожелаетъ, чтобы они всѣ пришли и насытились благъ его (иначе для чего ему уготовлять и пиршество, какъ не для того, чтобы угостить друзей своихъ)?

И если мы объ этомъ только заботимся, то что должно сказать о великодаровитомъ, всеблагомъ и человѣколюбивомъ Богѣ, Который, раздавая и подавая, радуется и веселится болѣе, нежели тотъ, кто пріемлетъ и пріобрѣтаетъ себѣ величайшее спасеніе. Итакъ, кто сомнѣвается въ вышесказанномъ, тотъ пусть замѣтитъ слѣдующее. Каждый человѣкъ, имѣвшій въ себѣ малую закваску добродѣтелей, но не успѣвшій превратить ее въ хлѣбъ (поелику, не взирая на свое желаніе, не могъ сдѣлать сего и сверхъ чаянія былъ застигнутъ кончиною), не будетъ забытъ праведнымъ Судіею, но Господь по смерти его возбудитъ сродниковъ и друзей его и преклонитъ души ихъ къ оказанію помощи почившему, къ вознагражденію опущеній умершаго.

А тому, кто велъ жизнь порочную, ни мало не заботясь о душѣ и въ таковомъ состояніи былъ застигнутъ кончиною, — тому никто не простретъ руки помощи — ни родственники, ни друзья: поелику Богъ не призритъ на него. Потому-то благоглаголивый Златоустъ поучаетъ: «если ты въ жизни не успѣлъ благоустроить всего касательно спасенія души твоей, то по крайней мѣрѣ при кончинѣ заповѣдуй твоимъ родственникамъ, чтобы они по смерти препроводили къ тебѣ твое, имѣніе и оказали тебѣ помощь добрыми дѣлами, т. е. милостынями и приношеніями.

Такимъ образомъ ты уже и здѣсь примиришься съ Искупителемъ». Но кто-либо скажетъ о странныхъ и бѣдныхъ, не имѣющихъ у себя родственниковъ, которые послѣ позаботились бы о нихъ, и не могущихъ оставить части на совершеніе литургіи и милостыни: «что же (скажетъ) должны дѣлать эти? ужели за то, что они бѣдны, презрѣнны и не имѣютъ такихъ, которые попеклись бы о нихъ, они лишатся спасенія? ужели Богъ будетъ столь неправосуденъ, что имѣющему дастъ, а неимущему не дастъ ничего»?

Да умолкнетъ всякій, дѣлающій такое несправедливое заключеніе. Правосуденъ Владыка или, лучше и правильнѣе сказать, Онъ-то и есть сама правда, мудрость, благость, сила. Посему, какъ праведный, Онъ воздастъ неимущему съ избыткомъ; какъ премудрый, Онъ доставитъ способы къ вознагражденію опущеній; какъ всемогущій, Онъ сокрушитъ крѣпкаго и укрѣпитъ безсильное: какъ благій, Онъ спасетъ созданіе рукъ Своихъ, исключая только тѣхъ, которые явно принадлежатъ къ числу отверженныхъ, поправшихъ правую вѣру.

Читать еще:  Вселенский национализм - это противоречие в определениях

Потщимся же всемѣрно, чтобы въ страшный и ужасный день втораго пришествія Господня присные не укорили насъ въ небреженіи о нихъ, — наипаче тѣ изъ насъ, которымъ они ввѣрили попеченіе объ ихъ имуществѣ и оставили оное. И да не подумаетъ кто-либо, что на томъ страшномъ собраніи мы не узнаемъ другъ друга: какъ дѣянія всѣхъ тогда будутъ открыты, такъ и лица будутъ всѣмъ знакомы, пока совершится послѣднее разлученіе всѣхъ. Горе тогда будетъ всѣмъ стоящимъ ошуюю.

Но блаженны и преблаженны тѣ, которыхъ Господь поставитъ одесную, и которые услышатъ благословенный гласъ. (Да сподобимся всѣ мы, соблюдшіе православную вѣру, услышать сей гласъ и насытиться всѣхъ благъ, красоты которыхъ око смертныхъ не видѣло, ухо не слышало, сердце не помыслило. Да будетъ сіе, Господи Жизнодавче, молитвами Всесвятыя Матери Твоея и невещественныхъ и преславныхъ Твоихъ духовъ и всѣхъ святыхъ Твоихъ, отъ вѣка Тебѣ благоугодившихъ. Аминь.

Примѣчаніе:

[1] Въ сокращеніи и переложеніи на русскій языкъ. Curs. Compl. Patrologiae, edit. Migne, Paris, tom. XCVI; сравн. «Соборникъ», издан. 1830 г., 14-20 лл.

Источникъ: Слово (въ субботу мясопустную) объ усопшихъ въ вѣрѣ, — о томъ, какую пользу приносятъ имъ совершаемыя о нихъ литургіи и раздаваемыя милостыни, иже во святыхъ отца нашего Іоанна Дамаскина. // Церковныя вѣдомости, издаваемыя при Святѣйшемъ Правительствующемъ Сѵнодѣ. Еженѣдельное изданіе, съ прибавленіями. 1898. Первое полугодіе. — СПб.: Сѵнодальная Типографія, 1898. — С. 177-182.

«Афонский акафистник» издан во Львовской епархии УПЦ

Ад – 1) замкнутая пространственная область, обособленное место присутствия демонов, загробного пребывания и мучения душ нераскаянных грешников; после всеобщего воскресения мертвых, Страшного Суда ад станет местом мучения диавола, всех его ангелов и нечестивых людей, не удостоенных райских селений; 2) внутреннее состояние грешников, характеризуемое чувством богооставленности, одиночества и мук; 3) адовы силы — лукавые духи.

Следуя учению Православной Церкви, после посмертного частного суда человек находится в состоянии предвкушения вечной радости и блаженства, или в ожидании страха вечных мучений. Совершенное блаженство, как и полные мучения, начнутся после Страшного Суда. До Страшного Суда возможны изменения в состоянии душ в аду, особенно благодаря принесению за них Бескровной Жертвы (поминовение на Литургии) и молитв, как учит об этом св. Марк Эфесский. Неизреченная благость и человеколюбие Божье распространяется и на людей пребывающих в аду. Прощение грехов после смерти подается по благодати Божьей при содействии людских молитв.

Рай и ад – это действия нетварной Божественной благодати. Святые отцы учат, что рай и ад существуют не как юридическая награда и наказание со стороны Бога, а как здравие и болезнь человеческой души.

Здоровые, то есть очистившие свою душу от страстей, испытывают на себе просвещающее действие божественной благодати, испытывая в ее действиях блаженство, описание которого превосходит возможности человеческого языка. Они соединяются с Богом, восходят в Богопознании из меры в меру, достигают обожения.

Больные, пренебрегшие очищением от страстей ощущают опаляющее действие благодати, ибо они отвергли Божественную любовь, презрели дар прощения грехов, исцеления души от страстей и познания Бога, эгоистически замкнулись в себе самих, не возжелали жизни в соединении со Святым Богом. Так наказаны будут грешники не потому, что Бог хочет их погибели, но они сами «погибают за то, что не приняли любви истины для своего спасения» (2 Сол.2:10).

В Библии слово «ад» встречается 17 раз.

Пс.9:18 …Да обратятся нечестивые в ад, –..
Пс.54:16 …да сойдут они живыми в ад.
Ис.14:9 …Ад преисподний пришел в движение ради тебя.
Ис.14:15 …Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней…
Ос.13:14 …ад! где твоя победа.
Авв.2:5 …так что расширяет душу свою как ад.
1 Кор.15:55 …ад! где твоя победа.
Откр.6:8 …и ад следовал за ним;..
Откр.20:13 …и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них;..
Откр.20:14 …И смерть и ад повержены в озеро огненное…
3 Мак.4:7 …ибо под ногами у себя видели открытый ад…
3 Мак.5:28 …и определил немедленно послать их в ад.
3 Мак.6:28 …или лучше нисходившие в ад.
Вар.3:19 …Они исчезли и сошли в ад, и вместо них восстали другие…
3 Ездр.4:8 …и в ад также, и на небо никогда не восходил…
3 Ездр.8:53 …и растление бежит в ад в забвение…
Сир.28:24 …смерть лютая – смерть его, и самый ад лучше его…

Будут ли муки грешников вечными?

В настоящее время учение о конечности мук нераскаянных грешников, имеющих быть осужденными на грядущем Страшном Суде, имеет немало последователей.

В отличие от учения Церкви о вечности адовых мучений оно строится не на прямых библейских свидетельствах (Мф.25:46), а на интерпретации косвенных фактов.

В своё время воззрение об ограниченности «вечных» адских мучений отстаивал Ориген. Затем сочувствие этой идее выразил святитель Григорий Нисский. Впоследствии названное учение нашло себе отклик в умах большого количества «верующих». В наше время отдельные авторы артикулирует его как одно из допустимых направлений христианской мысли .

В первую очередь концепция об ограниченности адских мучений строилась на своеобразно истолкованном учении о Божественных свойствах. Считалось, что Вседержитель, желая спасения всем без исключения людям, как Всеведущий, Любящий, Милосердный и Всемогущий, непременно найдёт надлежащее средство и избавит всех беззаконников от греховности, после чего введёт их в Небесное Царство, присоединив к сонму святых.

На совершенно чёткое Божественное заверение о вечности будущих мук они ответили доводом, что прилагательное «вечные» (муки) должно интерпретироваться не в смысле «бесконечные», а в значении «продолжительные», но всё же ограниченные рамками времени.

V Вселенский Собор, оценив оригенизм как учение ложное, не соответствующее духу Писания, осудил вместе с тем и гипотезу Оригена об ограниченности «вечных» мучений. Святитель же Григорий Нисский, отчасти поддержавший мнение Оригена, не подвергся осуждению ни на этом, ни на последующих Соборах. Более того, он был заслуженно признан Вселенской Церковью как один из наиболее выдающихся церковных писателей. В свою очередь некоторым это дало повод думать, что и импонировавшая ему идея о конечности мук соответствует истине.

Между тем, при всём уважении к авторитету Нисского святителя, его частное богословское мнение об ограниченности будущих мучений было раскритиковано целым рядом великих отцов.

В отношении сопряжения учения о всемогуществе и премудрости Бога с учением о неизбежности всеобщего спасения (независимо от того, как тот или иной человек осуществляет свою земную жизнь), отцы Церкви объяснили, что не Бог, а сам грешник, отклоняющий себя от пути в Царство Небесное, станет виновником своих будущих бед. И это не войдёт в противоречие с совершенствами Божества.

Что касается интерпретации «вечности» будущего века в значении не бесконечного, но ограниченного периода, отцы противопоставили этому соображению своё: если признать будущий век за ограниченный, то ограниченным необходимо будет признать и блаженство святых, но это суждение прямо противоречит свидетельству Откровения о том, что радости праведников не будет конца.

Один из двенадцати анафематизмов (восьмой) из чина торжества Православия, признанного Церковью, ясно указывает, что те, кто дерзают отвергать вечность мучений посмертного воздаяния, подлежат анафеме.

В чем будут состоять мучения грешников в аду после Страшного Суда?

В отличие от иконографических образов и книжных миниатюр, сложившихся и утвердившихся на территории Руси в XVI — XVII вв., представляющих будущие муки грешников в свете ярко выраженного натурализма, Святое Евангелие сообщает об адовых муках в куда более сдержанных, однако не менее проникновенных символических формах.

В то время как изображения названного периода демонстрируют такие ужасающие картины, как повешение грешников за ребра, хребты, языки, жаренье их на адовых вертелах, уязвление змеями, избиение демонами посредством молотов, колотушек, горение в огненной реке, Евангельские символы в основном сводятся к огню неугасимому (Мк.9:44), червю неумирающему (Мк.9:46), тьме кромешной, внешней (Мф.8:12), плачу и скрежету зубов (Мф.25:30).

В действительности ни Евангелие, ни Православная иконография не предполагает буквальной, грубо-чувственной интерпретации этих образов. Именно поэтому они и называются символическими, что, впрочем, не делает их менее страшными, ведь так или иначе речь идёт о вечных адовых муках.

Раскрывая Евангельские символы, святоотеческое богословие представляло их в таком свете: под горением в огне следует подразумевать угрызения совести, под червем — проявление неуврачеванных страстей, под тьмой внешней — богооставленность, а под скрежетом зубами — ожесточение, вызванное недостатком или отсутствием любви.

При этом, конечно, и само положение грешников, подразумевающее тесное соседство с омерзительными демонами, будет являться одним из острейших факторов мук. Кроме того мучение грешников будет отягощаться и тем пониманием, что оно не завершится ни через сто, ни через тысячи лет.

«Слово «ад» в переводе с греческого языка означает место, лишенное света. В христианском учении под этим названием понимается духовная темница, т.е. состояние душ, грехом отторгнутых от лицезрения Божия и соединенных с Ним света и блаженства (Иуд.1:6. Октоих, глас 5, стихиры 2,4)». Святитель Филарет (Дроздов), Пространный Православный Катeхизис

Важно понять, что вечные муки – не кара разгневанного Божества, а итог внутреннего самоопределения человека. Валерий Духанин

…Что безрассуднее или безумнее, как говорить: «Довольно для меня избежать геенны; а чтобы войти в Царство, о том не забочусь». Избежать геенны уже значит войти в Царство, равно как лишиться Царствия значит идти в геенну. Писание не говорит нам о трех странах. Но что же говорит? Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей… и поставит овец по правую Свою сторону, а козлов – по левую (Мф.25:31, 33).

Не сказал о трех чинах, но один чин справа, а другой слева, и отделил пределы их, по селениям их, сказав: пойдут сии, то есть грешники, в муку вечную, а праведники в жизнь вечную (Мф.25, 46), и праведники воссияют, как солнце (Мф.13:43). Преподобный Ефрем Сирин

Не Бог виновник ада и вечных в нем мучений, а сами грешники. Не будь нераскаянных грешников, и ада не будет. Господь очень желает, чтоб не было грешников, за тем и на землю приходил. Если Он желает безгрешности, то, значит, желает и того, чтоб никто не попал в вечные муки. Все дело за нами. Давайте же сговоримся и уничтожим ад безгрешностью. Господь будет рад тому; Он и открыл об аде для того, чтоб всякий поостерегся попасть туда. Святитель Феофан Затворник

Ад невозможно сделать привлекательным, поэтому дьявол делает привлекательной дорогу туда. Святитель Василий Великий

Держи ум твой во аде, и не отчаивайся. Преподобный Силуан Афонский

Facebook

Unsupported Browser

Православное наследие Украины на Святой Горе Афон

«Афонский акафистник» — второй том издательского проекта «Афонский молитвослов»

В Украине по благословению митрополита Львовского и Галицкого Филарета, трудами издательского отдела Львовской епархии и БФ «Православное наследие Украины на Святой Горе Афон» увидел свет «Афонский акафистник». Это второй том проекта «Афонский молитвослов». В сборник вошли акафисты к самым почитаемым иконам Богородицы: «Всецарица», «Иверская», «Троеручица», «Скоропослушница», а также святителю Николаю Чудотворцу и великомученику Пантелеимону Целителю. Включены были и каноны праведной Анне и преподобному Паисию Святогорцу, а также последование ко Святому Причащению и благодарственные молитвы по Святом Причащении. Составители также включили в сборник афонский месяцеслов и дни панигиров в Афонских монастырях.

Хотим отметить, что первый том издательского проекта «Афонский молитвослов» под названием «Молитвослов афонского паломника» вышел в 2018 году.

Составителями данного издания являются митрополит Львовский и Галицкий Филарет и директор нашего Фонда, Андрей Ус.

Данное изднание посвящено памяти Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сободана) (+2014), и афонских старцев наших дней.

Сердечно благодарим наших друзей, которые всем сердцем любят Святую Гору Афон, что учувствовали в издании данного проекта!

В ближайшее время будет известно, когда состоится презентация издательского проекта «Афонский молитвослов».

Православное наследие Украины на Святой Горе Афон

моя душа делается слушающей, а Бог слышимым….

Старец Эмилий Симонопетрит (+2019)

Бог есть Бог субботствующих и молчащих, и это мы почувствуем тогда, когда возопим к Нему. Что бы ни говорили о молчании, мы не поймем его значения и смысла, если не пройдем по этим ступеням последовательно. Почему? Что такое безмолвие? Когда ты кричишь, то не слышишь другого; тебе надо замолчать, чтобы различить его голос; или когда вокруг тебя стоит гул, то в нем теряется звук твоего собственного голоса. Надо замолчать всем, замолчать тебе самому, чтобы услышать другого. Это ощущение и эту реальность мы переживаем во время обращения нашей души к Богу.
Итак, наша молитва в своем прогрессе – но что значит «в прогрессе» – в своем исходе начинает выходить изнутри нас, чтобы стать действительно одним движением к Богу. Мы увидим, что она есть некое молчание в молчании, абсолютное и глубинное, поэтому мне нужно или учиться молитве в шуме, потому что невозможно достичь абсолютного безмолвия, или каждому необходимо по мере возможности стремиться к абсолютному молчанию ради молитвы. Ведь даже пение птицы и журчание реки или родника, что течет неподалеку, дуновение ветра способно нарушить молитву и бывает громче слова, исходящего из твоих уст. И об этом необходимо знать, чтобы достичь результата в молитве. Также нужно научиться и молиться в абсолютной тишине, а для этого великое значение имеет ночь! Итак, я стану молиться среди шума, но буду особо стремиться к молитве в тишине, чтобы иметь возможность разговаривать с Богом. Бог быстрее отвечает тем, кто хранит молчание в безмолвии.
Взывая к Богу, я должен останавливаться. Я непрерывно вдыхаю и выдыхаю, но мгновением сосредоточения и молитвы является средний момент паузы, остановки, промежуточное пространство между вдохом и выдохом. Если я не научусь правильно дышать, то неверной будет и моя жизнь, и молитва, и все остальное. Мне надо научиться схватывать тот промежуточный миг, мгновение слуха, который позволит мне увидеть, что это есть основное в молитве – а отнюдь не мой голос. Если я не буду взывать, то не пойму этой столь простой вещи. Если я буду непрестанно взывать ко Господу, то могу заметить, что моя душа делается слушающей, а Бог слышимым.

Читать еще:  Як у віруючих с. Ділове на Закарпатті відняли храм

Православное наследие Украины на Святой Горе Афон

Отец Филарет, игумен монастыря Констамонит

преподобный Паисий Святогорец

Отцы из монастыря Констамонита многое могли бы поведать о своем святом старце, так как прожили вместе с ним немало лет. Мне же со стороны немногое было известно, и тем не менее будет несправедливостью ничего не сказать о нем, потому что своими добродетелями он заметно выделялся среди монахов и игуменов своего времени, и его имя было известным.
Однажды монастырь Констамонита посетил какой-то офицер – это было приблизительно в 1950 году. Отец Филарет увидел его издали, подозвал к себе, назвав по имени, и рассказал ему о его трудностях. Кроме того, он дал ему необходимые советы и утешил его. Офицер совершенно растерялся. Прозорливость старца произвела на него такое впечатление, что он сказал с благоговением:
– Старче, как только я уйду в отставку, сразу же постригусь в монахи.
Отец Филарет ответил:
– Пострижешься, дитя мое, но только не в этом монастыре, потому что через три года у тебя будет искушение с секретарем.
Старец предвидел даже искушение, которое должно было произойти через три года.
Когда офицер уволился из армии, отец Филарет дал ему несколько наставлений и благословил идти в другой монастырь, где он и принял монашество. Каждый месяц он приходил к святому старцу за советом. В одно из таких посещений он нашел отца Филарета сидящим в углу своей келлии и обхватившим голову руками. Отец Анания (так было имя бывшего офицера) с сочувствием обнял его и спросил:
– Что случилось, старче? Что с тобой произошло?
Старец со скорбью ответил:
– Дитя мое, Анания, у меня сегодня не было ни одного искушения – Бог оставил меня!
Воин Христов отец Филарет желал сражаться с искушениями каждый день, чтобы непрестанно быть увенчиваемым от Христа!
В другой раз старец, увидев одного мирянина, говорит ему:
– Эх, несчастный, ты страдаешь не от телесной болезни – зря только деньги на врачей потратил. Тебя мучает бес.
Тот ему говорит:
– Помолись, старче, чтобы мне от него избавиться.
Отец Филарет в ответ:
– Я, дитя мое, буду молиться, но и ты попостись, потому что бес только так может выйти: молитвою и постом, как сказал Христос.
Этот несчастный человек послушался старца и исцелился благодаря посту и молитвам святого.
В конце жизни отец Филарет, созрев духовно, ведал не только человеческие сердца и помыслы, но даже, что у кого было в карманах!
Однажды в монастырь Констамонита зашел один священнослужитель, чтобы взять у старца благословение и посоветоваться с ним. Он хотел остаться на Святой Горе. Отец Филарет, ответив на все вопросы, которые тот ему задал, а также на те, которые не успел задать, сказал ему к тому же, что он должен сделать с деньгами, которые были у него в карманах, назвал и количество этих денег! Священнослужитель поразился прозорливости отца Филарета и прославил Бога за то, что Он сподобил его познакомиться с таким старцем и что и в наше время встречаются такие монахи.
Когда отец Филарет уже совершенно состарился, то заболел, ибо его оставили телесные силы. Отцы из любви уговорили его поехать обследоваться в больницу в Фессалоники. Старец даже не заметил, как очутился в больнице, потому что, кроме общей слабости, еще очень утомился от переезда. И вот, придя в себя, он вдруг видит, как к нему приближаются медсестры. Увидев их в белой одежде и в шапочках, отец Филарет подумал, что это Ангелы в светящихся венцах, и из благоговения закрыл лицо простыней. Все вокруг изумились чистоте старца. Проигумен Симеон из монастыря Филофея был тогда рядом с ним и рассказал мне об этом случае.
Особножительные монастыри управлялись советом проигуменов, одним из которых и был отец Симеон.
После этого его перевезли в монастырь, в котором он принял монашеский постриг, и здесь он упокоился в Господе. Да будут с нами его молитвы. Аминь.

Новости портала «Православная жизнь»

Юридический отдел опубликовал разъяснение.

Пре­по­доб­ный Ки­ри­ак ро­дил­ся в Ко­рин­фе в се­мье пре­сви­те­ра со­бор­ной церк­ви Иоан­на и его су­пру­ги Ев­док­сии. Епи­скоп Ко­ринф­ский Петр, его род­ствен­ник, ви­дя, что Ки­ри­ак рас­тет ти­хим и бла­го­ра­зум­ным от­ро­ком, по­ста­вил его чте­цом в церк­ви. По­сто­ян­ное чте­ние Свя­щен­но­го Пи­са­ния про­бу­ди­ло в его ду­ше лю­бовь к Гос­по­ду и стрем­ле­ние к непо­роч­ной, бо­го­угод­ной жиз­ни.

Торжества возглавил митрополит Харьковский и Богодуховский Онуфрий.

Надвратные церкви Киево-Печерской Лавры.

Участники проекта должны выполнить два условия.

Мы все такие, но расслабляться не стоит.

«Было очень непросто смириться с тем, что произошло в моей жизни, но, с другой стороны, это удивительно, что Господь уделил мне такое Свое внимание».

Огнем уничтожена внутренняя часть богослужебного здания.

Интервью с епископом Белогородским Сильвестром.

Освятил церковь митрополит Черновицкий и Буковинский Мелетий.

Архиепископ Анастасий предостерег паству от ошибок, допущенных в ходе предыдущего опроса.

Празднование возглавил наместник обители митрополит Вышгородский и Чернобыльский Павел.

Почему русские святые важны для Украины, Церковь – это часть общества или нет, нужна ли национальная Церковь? На эти и другие вопросы отвечает протоиерей Владимир Пучков.

Предстоятель освятил часовню во имя князя Владимира.

Вот чего просит от нас Господь: «Ребята, сфокусируйтесь на вечности, на любви, на духовном мире, и все будет нормально».

Увлечение рок-музыкой – это в большинстве случаев совсем не тот путь, который приводит к Богу, но он может быть толчком к размышлениям на важные темы на фоне тотальной потери смыслов, релятивизма истины и нравственности.

Слово духовника Киевских духовних школ архимандрита Маркелла (Павука).

Начав разговор о духовном кризисе современного общества, хотелось бы еще высказать несколько соображений по этому поводу.

Правильное духовное устроение христианина, когда он считает себя недостойным Божественных даров.

О самом верном средстве защиты

Пре­по­доб­ный Ки­рилл со­сто­ял на служ­бе сна­ча­ла у Ро­стов­ско­го кня­зя Кон­стан­ти­на II Бо­ри­со­ви­ча, а по­том у Кон­стан­ти­на III Ва­си­лье­ви­ча, ко­то­рых он, как один из са­мых близ­ких к ним лю­дей, не раз со­про­вож­дал в Зо­ло­тую Ор­ду. Св. Ки­рилл вла­дел до­ста­точ­ным по сво­е­му по­ло­же­нию со­сто­я­ни­ем, но по про­сто­те то­гдаш­них нра­вов, жи­вя в де­ревне, не пре­не­бре­гал и обыч­ны­ми сель­ски­ми тру­да­ми.

ЛЬВОВСКАЯ ЕПАРХИЯ

Львовский Георгиевский храм

Львовская и Галицкая епархия Украинской Православной Церкви

Подавление в XVI-XVIII вв.

Львовская епархия, как православная кафедра Галицкой земли, ведёт своё начало от Галицкой епархии, известной с середины XII века. 1 августа 1535 года наместником митрополита в давно вдовствовавшей и подавляемой Галицкой епархии стал Макарий (Тучапский), который в октябре 1539 года с согласия Польской королевской власти был назначен православным епископом «Львовским и Каменец-Подольским, наместником митрополии Галицкой.» Епархия находилась в составе Киевской митрополии, вместе с которой в 1686 году была переведена из состава Церкви Константинопольской в Русскую.

В 1700 году Львовский епископ Иосиф (Шумлянский), бывший тайным униатом с 1677 года, открыто объявил о своем предательстве Православия, после чего православных архиереев на кафедру не поставлялось. Львовское ставропигиальное братство боролось за Православие до 1708 года. В начале XVIII века на Львовщине осталось только два больших православных прихода: во Львове и Бродах. В обоих приходах служили монахи Манявского скита, который, будучи последней православной обителью Галичины, был закрыт австрийскими властями в 1785 году.

Возрождение в XIX-XX вв.

В 1833 году эрцгерцог д’Эсте позволил православной часовне во Львове существовать за счет средств буковинского религиозного фонда при православной Черновицкой епархии. В 1856 году на добровольные пожертвования была куплена земля, на которой с 1896 по 1900 года была выстроена новая православная церковь. В 1914-1915 годах во Львове и провинции многие униаты стали возвращаться в Православие. Это движение охватило целые районы, особенно массовым оно было на Лемковщине. Новая польская власть, следуя австрийским традициям, признавала приходом только Львовскую православную общину, а все другие считались его филиалами. Поскольку при настоятелях львовской общины сосредоточивалась православная миссия всего края, то возникла потребность в ежемесячном издании, которым стала газета «Воскресение» в 1927-1937 годах.

В 1941 году православная Львовская епархия была возрождена в составе Московского Патриархата. Православный львовский храм уцелел в военное лихолетье 1939-1945 годов. После Львовского Собора 1946 года почти все львовские приходы, бывшие униатскими, стали православными и Львовская епархия встала в ряд самых многочисленных в Русской Церкви. 27 декабря 1988 года из Львовской епархии была выделена Тернопольская, после чего границы епархии совпали с границами Львовской области.

Смуты с конца XX в.

Во время распада СССР и всплеска раскольнических и униатских движений во Львовской епархии, этой некогда крупнейшей епархии Русской Церкви угрожало фактическое исчезновение. Епархия была спасена во многом благодаря усилиям владыки Августина. После ухода в автокефалистский раскол его предшественника, Андрея (Горака), и вместе с ним многих клириков, епархия как административная единица была снята с регистрации властями Львовской области, лишилась кафедрального Покровского собора, здания епархиального управления, резиденции архиерея, архива, ризницы и пр. С 1992 года Львовский Георгиевский храм снова стал кафедральным. Несмотря на противодействие про-униатски настроенных властей и националистических движений Галиции, владыка Августин добился возобновления регистрации епархии и возвращения в лоно Церкви многих раскаявшихся клириков. Неоднократно он подвергался угрозам и прямому нападению со стороны униатских экстремистов, в частности, во время межрелигиозных конфликтов в селе Урож и в Сиховском жилом массиве Львова в августе 1996 года, где православная Свято-Владимирская община совершала богослужения под открытым небом. Несмотря на сложнейшие условия, церковная жизнь в Львовской епархии под его водительством стала насыщенной и полнокровной. Было создано Петропавловское братство, Свято-Варваринское сестричество, молодежное братство в честь Почаевской иконы Божией Матери, общество защиты жизни «Спаси и сохрани», открыты катехизаторские курсы, которые к 2000 году функционировали в качестве филиала Православного Свято-Тихоновского богословского института. Актуальной проблемой для епархии является выделение земельного участка во Львове для строительства нового собора и административных помещений.

Исторические названия

  • Львовская и Каменец-Подольская (1539 — 1700)
    • Львовский архиерей также именовался «наместником митрополии Галицкой»
  • Львовская и Тернопольская (1941 — 28 декабря 1988)
  • Львовская и Дрогобычская (28 декабря 1988 — 5 ноября 1998)
  • Львовская и Галицкая (с 5 ноября 1998)

Статистика

  • 1 января 1958[1] — 2071 зарегистрированный храм/молитвенный дом.
  • 1989 — 1260 приходов.
  • 1998 — благочиний: 9 (Дрогобычское, Жовковское, Радеховское, Самборское, Сокальское, Старо-Самборское, Стрыйское, Турковское, Яворовское); приходов: около 50; храмов: 35; священнослужителей: священников — 56, диаконов — 6; монастырей нет.
  • 2000 — 60 приходов [2]
  • 1 января 2007 — 57 общин (58 священнослужителей), 1 монастырь, три братства, 25 воскресных школ, три периодических издания. По данным Львовской обладминистрации Львовская епархия владела 14 культовыми сооружениями (из них 8 — памятники архитектуры), из которых 12 находились в собственности, 1 в пользовании, 1 помещение приспособлено под молитвенное; брала в аренду ещё 11 помещений для проведения богослужений. Кроме этого, Церкви было передано 13 бывших некультовых помещений. В течение 1992—2006 годов верующие УПЦ построили девять храмов и на начало 2007 года продолжали строительство еще десяти [3].
  • нач. 2008 — 62 прихода (протопресвитер — 1, протоиереев — 46, иереев — 11, протодиаконов — 2, диаконов — 8); 41 храм (в том числе 3 во Львове: Свято-Георгиевский, Свято-Владимирский и Свято-Троицкий); 2 монастыря Львовский Свято-Преображенский женский монастырь, Свято-Покровский мужской монастырь в с. Кострино на Закарпатье; четыре периодических издания: газета «Світло Православ`я», молодёжная газета «Церква і молодь», газета для заключенных «Помилуй і спаси», детский журнал «Божа нивка»; 6 православных объединений: Братство во имя святых апостолов Петра и Павла (г. Львов, основано в 1993 году, занимается духовно-просветительской и миссионерской деятельностью), Сестричество во имя великомученицы Варвары (г. Львов, занимается благотворительностью в отделениях областной психиатрической клиники и научно-просветительской деятельностью, в русскоязычных организациях и школах), Молодёжное братство в честь Почаевской чудотворной иконы Божьей Матери (г. Львов, основано в 1994 году, члены братства работают в детских домах и школах-интернатах, занимаются духовно-просветительской деятельностью), Медицинское братство во имя святого великомученика Пантелеймона (медицинские консультации для прихожан епархии), Общество защиты жизни «Спаси и сохрани» в честь Феодоровской иконы Божьей Матери (г. Львов, основано в 1995 году, просветительская деятельность против абортов и контрацепции); Православное военное братство; При епархиальном управлении: Высшие Богословские курсы, миссионерский отдел, библиотека, видеотека, аудиотека.
  • ноябрь 2012 — 71 приход в 13 благочиниях (из них 9 приходов временно не действуют), 85 священнослужителей (1 архимандрит, 57 протоиереев, 11 иереев, 1 архидиакон, 3 протодиакона, 12 диаконов), 2 монастыря, 11 монашествующих, 48 воскресных школ (38 для взрослых, 17 для детей) [4]

Архиереи

  • Макарий (Тучапский) (22 февраля 1540 — 6 марта 1547)
  • Арсений (Балабан) (1549 — 1569)
    • Гедеон (Балабан) (1566 — 1569), управлял епархией вместе с отцом, еп. Арсением
  • Иона (Лопатка-Осталовский) (1569 — не ранее 1575)
  • Гедеон (Балабан) (после 1575 — 10 февраля 1607)
  • Иеремия (Тиссаровский) (1607 — 1641)
  • Арсений (Желиборский) (1641 — 1651)
  • Афанасий (Желиборский) (1651 — 1667)
  • Иосиф (Шумлянский) (1 февраля 1668 — 1677 (1700))

    Викарные епархии

    География благочиний

    • Центральное
    • Бродовское
    • Дрогобычское
    • Жолковское
    • Мостыское
    • Пустомытовское
    • Радеховское
    • Самборское
    • Сокальское
    • Старосамборское
    • Стрыйское
    • Турковское
    • Яворовское

    Монастыри

    Средства массовой информации

    • Світло Православ’я (ежемесячное официальное епархиальное издание)
    • Божа нивка (ежеквартальный детский православный журнал)
    • Помилуй і спаси (ежеквартальная газета для осужденных)
    • Мала Церква (ежеквартальная газета духовно-просветительского центра в честь святых праведных Богоотец Иоакима и Анны, посвященная семейным ценностям)

    Использованные материалы

    • Страница официального сайта Русской Православной Церкви:
      • http://www.patriarchia.ru/db/text/52451.html
    • «Предания седых веков,» Звезда Рождества, № 38:
      • http://www.pravoslavye.org.ua/articles/zr/38.html
    • Страница сайта Русское Православие:
      • http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_851
    • Страница портала Иерархия церквей:
      • http://www.hierarchy.religare.ru/h-orthod-russian-lvivgal.html
    • Петрушко, В. И., «Августин (Маркевич)», Православная Энциклопедия, т. 1:
      • http://www.pravenc.ru/text/62618.html

    [1] Nathaniel Davis, A Long Walk to Church, Boulder, San Francisco, Oxford: Westview Press, 1995, 33. Со ссылкой на Центральный государственный архив, ф. 6991с, оп. 2, ед. хр. 1, д. 206, 253.

    Акафист преподобному отцу Паисию Афонскому

    Избранный Афонския Горы подвижниче и кадильница благоуханная,
    Каппадокийское прозябение и предстатель за нас к Богу неусыпный,
    чадо послушания Божия Матери явился еси, тем же вопием ти:
    радуйся, преподобне отче Паисие, дивный народа Божия утешителю.

    Ангел во плоти показался еси во уделе Пресвятыя Богородицы избраннем, и нам Ходатай теплейший пред Богом буди, Паисие отче наш, да тя вси воспеваем сице:
    Радуйся, Каппадокии благоуханное миро; радуйся, небесного жития образе.
    Радуйся, Малыя Асии процветение; радуйся, преподобного Арсения похвало.
    Радуйся, в фарасиотех приснопеваемый; радуйся, инокам благочестивым правило.
    Радуйся, Эллады и веры православныя хранило неусыпное; радуйся, Каппадокийская похвало.
    Радуйся, Византии светило велие; радуйся, Афона доброто и украшение.
    Радуйся, земный ангеле, Богу послуживый; радуйся, небесный человече, на Небеси от Господа прославленный.
    Радуйся, преподобне отче Паисие, дивный народа Божия утешителю.

    Видяще, яко от руки священного Арсения в Фарасах Каппадокийских, отечестве святых, крещение приял еси, и яко сего молитва многоплодну тя отрасль Малыя Асии и Эллады яви, тя прославляем по достоянию, Богови вопиюще: Аллилуия.

    Разумея и познавая страдания из отечествия произгнанных, странствуя и печалясь о разорении дома родительскаго, в вере укрепился еси и богоразумия приял еси свет от благодати Божия, Паисие святе. Сего ради и мы, взирающе на чудеса твоя, восклицаем ти таковая:
    Радуйся, Иисусовых благословений стяжателю; радуйся, удела Богоматери благостный жителю.
    Радуйся, подателю многомудрых благодеяний; радуйся, ароматнице Вышняго дарований.
    Радуйся, Божия Духа блаженнейшее сияние; радуйся, добродетелей несказанное благоухание.
    Радуйся, Афонская леторасле прекрасная; радуйся, аки купель Силоамская, врачуяй всякия страсти.
    Радуйся, Пресвятыя служителю преблаженный; радуйся, Святыя Горы вождю победоносный.
    Радуйся, поста и молитвы делателю неусыпный; радуйся, заступниче страждущих и опечаленных.
    Радуйся, преподобне отче Паисие, дивный народа Божия утешителю.

    Силою Вышняго укрепляемых мучеников читая жития и разумея, ты душею блаженною к непрестанному славословию Всетворца восходил еси. Мы же сие воспоминающее, вопием: Аллилуия.

    «Аз есмь Воскресение и Живот. Веруяй в Мя не умрет во веки». Сии словеса от Небесного Жениха услышал и исполнился света божественнаго, неверия же прелесть низвергл еси, отче Паисие. Сего ради благодарственно вопием ти:
    Радуйся, во отрочестве безбожия сети победивый; радуйся, яве Христа узрети сподобивыйся.
    Радуйся, обители Стомионския устроителю; радуйся, Конитских еретиков посрамителю.
    Радуйся, милостыни поток неисчерпаемый; радуйся, небесным сиянием укрепляемый.
    Радуйся, Синайския горы подвижниче; радуйся, обители великомученицы Екатерины молитвенниче.
    Радуйся, мудростию деве сей подражателю; радуйся, святым Галактиону и Епистимии сожителю.
    Радуйся, саде, процветший от горы Моисеевой; радуйся, молитвы Ангельския на земли воспевал еси.
    Радуйся, преподобне отче Паисие, дивный народа Божия утешителю.

    Рачение божественное к Богоматери, чистейший отче, имея, Сию Предстательницу неусыпную и Хранительницу стяжал еси. Сего ради и мы, дарований твоих желающе приобщитися, о тебе поем: Аллилуия.

    Слышаша имя твое земные концы, Паисие святе, ты бо, яко солнце озарял еси во времена последняя и Православие утверждал именем Господа Иисуса Христа. Мы же, единомысленно воспоминающе божественная учения твоя, приношаем ти речения таковыя:
    Радуйся, любимиче изряднейший Пресвятыя Владычицы; радуйся, ны ущедряяй, цветец Матери Божией.
    Радуйся, сомолитвенниче Херувимом; радуйся, единонравниче Серафимом.
    Радуйся, укрепление Православия; радуйся, утваре преизбранная.
    Радуйся, черноризцев оградо и отечествия хранение; радуйся, Конице отрасле, Стомиона же заступление.
    Радуйся, яко лоза Богоматере, благовременный плод приносящая; радуйся, вертограде покаяния благоухающий.
    Радуйся, беседующий божественными словесы; радуйся, умащение язвам грешников.
    Радуйся, преподобне отче Паисие, дивный народа Божия утешителю.

    Богоприятну любовь яко стяжавый, в жертву себя братиям возложил и благословением Пречистыя оделяше всех. Таковаго ради себе отвержения, ныне со Ангелы Христа прославляеши, мы же, память твою призываем и вопием немолчно: Аллилуия.

    Видевше тя душу свою за ближняго полагающаго, блаженне Паисие, к тебе прибегаем вси: милостив буди нам и, Владыце Христу предстоя, Того умоли, да отженет помрачающую греховную тьму от нас, сицевыми молебными песнями хвалящих тя:
    Радуйся, Панагуды доблественный ратоборче; радуйся, Богородицы песнословче.
    Радуйся, заблуждшим путеводная звездо; радуйся, зовущая к Богу Афонская трубо.
    Радуйся, утешение плачущим; радуйся, помощниче страждущим.
    Радуйся, печальных божественное укрепление; радуйся, иноков не оставляющий своим попечением.
    Радуйся, у Милостивыя за нас предстателю; радуйся, недужных бездмездный врачевателю.
    Радуйся, подвизающихся на путь правый направляяй; радуйся, изрядне Вратарницу Богородицу восхваляяй.
    Радуйся, преподобне отче Паисие, дивный народа Божия утешителю.

    Проповедник богоносен показался еси и столп веры, дары Духа Святого нам испрашаяй, тем и мы тебе ради, старче предивный, немолчно поем: Аллилуия.

    Возсияв яко лампада неугасимая светом Трисолнечного Божества, покаяния наставник явился, Паисие святе. Мы же, твоим предстательством свыше утешение и благодати познание приемлем, хваляще и вопиюще тебе сице:
    Радуйся, отвержения и воздержания, ковчеже златый; радуйся, Утешителя благодать на нас изливающий.
    Радуйся, Слово Христово маловерным провозвестивый; радуйся, милостию Человеколюбца всех удовливый.
    Радуйся, о мире молитвою выну благоухающий; радуйся, яко вино сладкое души радостию исполняющий.
    Радуйся, Богоматерью славно избранный; радуйся, приношаяй слезы Христу яко шипок благоуханный.
    Радуйся, Фоверы предстательство и могучее возглашение; радуйся, откровения громогласное возвещение.
    Радуйся, Тайней Вечери чистою душею приобщавыйся; радуйся, помыслов исповеданию прилежавый.
    Радуйся, преподобне отче Паисие, дивный народа Божия утешителю.

    Хотящему тебе Спасу последовати, мученическаго жития ревнитель показался еси, душею нескверною же и телом, и любовию божественною ко Христу. Сего ради тя величаем все, согласно поющее Богови: Аллилуйя.

    Икос 7
    Новое одоление на невидимыя и видимыя враги показавый, егоже молитвою и любовию стяжал, и всеоружие смирения взем, истребил еси бесовския ковы и тщания, Богови же благодарственная возопи, тем же и мы приносим тебе сицевая:
    Радуйся, света божественное хранилище; радуйся, благоутробия Христова вместилище.
    Радуйся, псалтири Давидовы пение; радуйся, святаго Арсения умоление.
    Радуйся, грешников исправляяй и ободряяй; радуйся, милование у Богородицы испрошаяй.
    Радуйся, главо подвижников венценосная; радуйся, сень страждущим росоносная.
    Радуйся, вода живительная претыкающимся; радуйся, мосте, в жизнь изводяй утопающих.
    Радуйся, столпе грешником падшим и укрепление; радуйся, расслабленным тихий одре и упокоение.
    Радуйся, преподобне отче Паисие, дивный народа Божия утешителю.

    Странен быв в мире, Паисие отче, Господа возлюбив и страсти твоя укротив Божиею благодатию, ныне же яко зарница облиставаеши о тебе вопиющих немолчно: Аллилуия.

    Всяк к тебе притекаяй, николиже, отче Паисие, неутешен отыде. Но просяй благодати дарование приимаше. Сего ради и мы воспеваем ти сицевая:
    Радуйся, лученосная звездо омраченным; радуйся, кающихся главо и наставниче.
    Радуйся, афонския братии тяготы вземляй; радуйся, сада Всесвятыя Богородицы цвете преукрашенный.
    Радуйся, о благостыни Христове сладковещание; радуйся,молитвы небесныя мироухание.
    Радуйся, мирови Мессию провозвещаяй; радуйся, ко Пресвятей песнь архангелову воспеваяй.
    Радуйся, надеждою, милостию и любовию пламенеяй; радуйся, во вражией брани божественное омовение.
    Радуйся, приявый дарование пророческое; радуйся, благоутробием Отцу Небесному подобниче.
    Радуйся, преподобне отче Паисие, дивный народа Божия утешителю.

    Апостолом уподобляяся, всякому естеству проповедал еси слово, рачением же и любовию к ближним просиял еси, яко солнце на земли, прославляя Святую Троицу: Аллилуия.

    Слез потоки от души мироточа, сердцем о человецех, страждущих душею и телом, боляше. Сего ради ныне и мы от душ наших песнопения ти возсылаем, в смирении вопиюще прилежно:
    Радуйся, Евангелия служителю неутомимый; радуйся, свещниче Трисолнечного Божества неугасимый.
    Радуйся, яко постничества ристалище совершивый; радуйся, яко смирением крайним иных предваривый.
    Радуйся, во Афоне веры сияние; радуйся, Всесвятыя сладкое воспевание.
    Радуйся, деяния же и зрения, учителю славный; радуйся, яко велемудре постиже божественное видение.
    Радуйся, Пречистыя вертограда неусыпаемый делателю; радуйся, святым Лукиллиану, Пантелеимону и Евфимии собеседниче.
    Радуйся, яко глас Богоотроковицы слухом услышал еси; Радуйся, яко Ту яве, аки на Иерусалимстей иконе, узрел еси.
    Радуйся, преподобне отче Паисие, дивный народа Божия утешителю.

    Величествие со Элладою Каппадокии и теплый заступник еси, Паисие святе. Добродетелей бо лествицу богоугодно соверши, к Троице Святей непрестанно воспевая: Аллилуия.

    Стена верным, отче Паисие, ангельское бо житие возлюбив, подвиги своими Святей Троице предстояния неустанного скоро достигл еси. Сего ради пения благодарственная возсылающе из глубины сердец и душ наших, смиренно взываем ти:
    Радуйся, от Афона богоявленно миру сияяй; радуйся, краснопеснивый гласе, Слово провозвещаяй.
    Радуйся, многочадне, милуяй человеческая боления; радуйся, ослепленным даруяй исправление.
    Радуйся, Неневестней Невесте радование приносяй; радуйся, к Царству Небесному путь удовляй.
    Радуйся, кадилу Духа Божия соименне; радуйся, яко и зрак твой нам подает утешение.
    Радуйся, яко в мира концех вещанием предваривый; радуйся, змия главу молитвою сокрушивый.
    Радуйся, моления именем Иисусовым и среди мира делателю неустанный; радуйся, к Божией Матери стяжавый любовь несказанну.
    Радуйся, преподобне отче Паисие, дивный народа Божия утешителю.

    Пение Зиждителю и Приснодеве с борением яже в нощи и во дни соплеташе смиренно, тем себя Божия Духа сосуд показуя. Мы же, Троице Святей припадающе, тебе ради поем и вопием: Аллилуия.

    Свет и мироухание благочестия и любве, и самоотвержения неисчетнаго и исцелений точит святая память твоя, преподобне. Сего ради потщахомся вси молебными гласы тебе возопити:
    Радуйся, яко всякому указуяй путь к Небесем; радуйся, яко радости всех исполняют медоточная словеса твоя.
    Радуйся, изобильная реко от Афона искипающая; радуйся, звездо от Святыя Горы, верным путь озаряющая.
    Радуйся, присное за ны у Богоотроковицы ходатайство; радуйся, ангельскому житию прилежащим предстателю.
    Радуйся, добродетелей плодоноснейшая лозо; радуйся о мире к Престолу достигающая слезо.
    Радуйся, новый апостоле, к вере Христове вся призываяй; радуйся, Православия гласе, мнози возсозидаяй.
    Радуйся, древо всеплодное, Материю Небесною напояемое; радуйся, эллинов знамя, в подсолнечной распростираемое.
    Радуйся, преподобне отче Паисие, дивный народа Божия утешителю.

    Благодати Божия источник тя познахом, отче, по успении твоем, в немже лицы ангельстии веселия исполняхуся. Тем и мы, ходатая о спасении нашем улучити сподобльшиися, радуемся, взывающе: Аллилуия.

    Поюще бездну чудес твоих и терпеливныя твоя подвиги, святе, от сердец ти сплетаем ангельская песнопения, память твою почитаем благоговейно и вопием таковая:
    Радуйся, отечествию забвенному надежды вестниче; радуйся, о свобождении Святыя Софии и града Великого проповедниче.
    Радуйся, Царьград во упование новое дивно предуказавый; радуйся, от стран своих произгнанным ходатаю удела славного.
    Радуйся, не токмо единоплеменных путеводяй, но и от иных язык приходящих; радуйся, яко сынов Российския Церкви зело любя, благоуветливо приимаше.
    Радуйся, плененных отчин прорекий обновление; радуйся, миру блистание и веры немолчное возглашение.
    Радуйся, яко знамения времен разумевый; радуйся, Откровения Иоаннова таинниче богодухновенный.
    Радуйся, яко апостол, явлей обетования; радуйся, Малыя Асии избавления упование.
    Радуйся, преподобне отче Паисие, дивный народа Божия утешителю.

    О преподобне отче Паисие, новоцвете благоуханный, израстший во времена последняя, умоли Христа Бога спастися душам о тебе воспевающих: Аллилуия (этот кондак читается трижды).

    Ангел во плоти показался еси во уделе Пресвятыя Богородицы избраннем, и нам Ходатай теплейший пред Богом буди, Паисие отче наш, да тя вси воспеваем сице:
    Радуйся, Каппадокии благоуханное миро; радуйся, небесного жития образе.
    Радуйся, Малыя Асии процветение; радуйся, преподобного Арсения похвало.
    Радуйся, в фарасиотех приснопеваемый; радуйся, инокам благочестивым правило.
    Радуйся, Эллады и веры православныя хранило неусыпное; радуйся, Каппадокийская похвало.
    Радуйся, Византии светило велие; радуйся, Афона доброто и украшение.
    Радуйся, земный ангеле, Богу послуживый; радуйся, небесный человече, на Небеси от Господа прославленный.
    Радуйся, преподобне отче Паисие, дивный народа Божия утешителю.

    Избранный Афонския Горы подвижниче и кадильница благоуханная,
    Каппадокийское прозябение и предстатель за нас к Богу неусыпный,
    чадо послушания Божия Матери явился еси, тем же вопием ти:
    радуйся, преподобне отче Паисие, дивный народа Божия утешителю.

    Молитва ко преподобному Паисию Святогорцу

    О преподобный и богоносный отец наш, Паисий Святогорец!
    Ты, стяжал еси от Бога дар рассуждения, молитвы и сострадания,
    Ко всем приходившим к тебе за советом и помощью людям. И ныне, приими от нас недостойных и грешных возносимые тебе молитвы. Умоли Господа Бога, даровати нам здравие душевное и телесное.
    Больных исцели, унывающих утеши, нуждающимся помощь ниспошли.
    Пастырей в вере православной укрепи, монашествующим молитву даруй. Вдовиц и сирот напитай и всех православных от козней вражьих сохрани. Заблуждших на путь истинный наставь и всех к Богу приведи. Даруй мир и тишину отечеству нашему, властем и воинству его. Да твоими святыми молитвами в мире сем Богу угодивши, сподобимся и Вечной жизни во Христе Иисусе Господе нашем. Емуже подобает Слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector