0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Афонский старец о доброй совести и совести лукавой

Старец Илий о совести

В эфире телеканала «Союз» была показана программа со схиархимандритом Илием (Ноздриным) о совести. Предлагаем читателям видео и полный текст беседы.

— Мы продолжаем цикл бесед со схиархимандритом Илием о жизни, о вечности, о человеческой душе. Сегодня мы поговорим о совести.

Батюшка, часто пишут и говорят «совестливый человек» или, наоборот «бессовестный». В характеристиках пишут «человек добросовестно относится к работе». Почему люди придают такое большое значение наличию или отсутствию совести?

— Господь дал нам закон, Священное Писание, Божественное откровение, но прежде этого Господь вложил в человека свой Божественный голос, который называется совесть. Совесть – это функция души нашей, и она, конечно, много говорит человеку.

Когда человек поступает по нравственным законам, которые от Бога, то совесть одобряет. Напротив, когда человек нарушает Закон Божий, поступает против Закона, естественно, совесть обличает его. Но у человека есть еще воля. Волей человек иногда преступает этот голос совести и поступает против нее.

— Батюшка, скажите, а можно ли воспитать совесть? Или это врожденное свойство?

— Совесть дана нам от Бога. Она у человека врожденная, как и разум. Человеку дается интеллект, дается воля и дается совесть.

Есть еще одна функция – это религиозное чувство в человеке. Оно сочетается, входит в связь с душой нашей, совестью, разумом. Человек ищет смысла жизни своего. И, конечно, человеку дано от рождения его воспитание, которое должны вложить родители его. Дальше его воспитывает школа.

Но человек постоянно соприкасается с жизнью обычной, улицей, и человек набирает, впитывает в себя все то, что его окружает, и воспитывает. И, конечно, совесть здесь есть руководитель, полицейский, который указывает, что хорошо, а что плохо.

— Бывает так, что, имея такой неписаный закон внутри себя, голос Божий, совесть, человек все-таки поступает против совести. Как происходит этот выбор между добром и злом?

— Опять-таки здесь много зависит от воспитания человека. Много здесь может зависеть и от его предков, генов, в какой среде человек вырос. И поступки его, конечно, будут зависеть от его природных задатков также. Если вырос он в благочестивой семье, достаточно хорошо школа его подготовила, ясно, что он не приступает, старается прислушаться к голосу совести.

— Батюшка, когда совесть молчит в человеке, совсем не откликается?

— Здесь человек заглушил совесть свою страстями. Это плоды нарушения нашего нравственного поведения. Если человек систематически живет аморально, то когда страсть входит в обычай, человек не слышит голоса совести. Тогда человек поступает извращенно. Тогда человек доходит до уголовных нарушений. Его поправляет только внешнее наказание.

— А с другой стороны часто можно слышать такое выражение – «жить со спокойной совестью» или человек говорит: моя совесть чиста. Почему так важно вот это необличение?

— Если человек добрые поступки делает, совесть, наоборот, одобряет. А если он делает моральное нарушение, то, конечно, совесть его обличает. Но его образ воспитания, конечно, влияет на то, совершает ли он положительные или отрицательные свои действия.

— На ваш взгляд, какой должна быть совесть в человеке?

— Здесь, конечно, надо непременно учитывать духовную жизнь, моральную жизнь. Жизнь человека складывается из промысла Божьего и действий самого человека. Если человек живет молитвой, значит, он живет с помощью Божьей, действует благодать Божья.

Здесь есть участие Ангела-хранителя. У каждого крещеного человека есть Ангел-хранитель. Он наставляет в святости. Ангел-хранитель старается к человеку достаточно приблизиться, внушить ему добрые дела, добрые поступки, поведение. Если человек не слышит Ангела, то его состояние души таково, что он не слышит Ангела, не видит его.

Зачастую на человека влияют темные силы. Когда человек не слышит Ангела-хранителя, здесь подступает злая сила, нас неизбежно окружают бесы. Но чем человек ближе к Богу, чище морально, тем злые духи дальше. Они не могут, если человек честно живет, молится. Но когда человек теряет связь с Богом, теряет молитву, то дьявол внушает ему всякие злые мысли, злые намерения и поступки.

— Батюшка, хотелось бы услышать Ваши пожелания всем тем, кто стремится жить по совести.

— Дай Бог, чтобы человек действительно жил так, как требует и хочет от нас Господь. Господь хочет нам добра. Человек создан для благости и блаженства праведников. Поэтому мы должны стараться жить так, как требует от нас Господь. Господь любит человека и дал нам возможность жить благочестиво, жить во славу Божью.

Если мы сами хотим этого и стараемся, направляем свои усилия, то, конечно, мы получаем от Бога милость и избегаем страшных последствий. Например, здоровье для нас – драгоценный дар Божий. Он в нас живет, когда мы держимся как требует Господь, для нашей благочестивой жизни и спасения нашей души. Помоги, Господи, всем укрепиться в добре, быть довольными жизнью с Богом.

Святые «О совести»

Совесть. есть голос Вездесущего Бога в душе.

Добрая совесть приобретается молитвой, а чистая молитва — совестью.

Нельзя без облака пролиться дождю, а без доброй совести угодить Богу.

Вместо светильника, при рассмотрении поступков своих, употребляй совесть; она показывает тебе, какие поступки в жизни твоей добры и какие худы.

Ища врачевания, заботься о совести, и что она тебе говорит, делай и получишь пользу.

Кто противится греху и плоти, того совесть утешает; а кто подчиняется им, тех мучение ее преследует, пока не покаются.

. Хранение совести многоразлично: ибо человек должен сохранять ее в отношении к Богу, к ближнему и к вещам. В отношении к Богу хранит совесть тот, кто не пренебрегает Его заповедями и даже в том, чего не видят люди и чего никто не требует от нас, он хранит совесть свою в отношении к Богу втайне. Например: обленился ли кто в молитве, или страстный помысл вошел в сердце его, а он не воспротивился ему и не восстягнул себя, но принял его; также, если кто, видя ближнего, делающего или говорящего что-либо, и, как обыкновенно случается, осудил его; короче сказать, все, что бывает втайне, чего никто не знает, кроме Бога и совести нашей, должны мы хранить; и сие-то есть хранение совести в отношении к Богу. — А хранение совести в отношении к ближнему требует, чтобы не делать отнюдь ничего такого, что, как мы знаем, оскорбляет или соблазняет ближнего делом, или словом, или видом, или взглядом: ибо и видом, как я часто повторяю, даже и взглядом можно оскорбить брата. Короче сказать, человек не должен делать ничего такого, о чем знает, что он делает это с намерением оскорбить ближнего. Сим оскверняется его совесть, сознающая, что это сделано с тем, чтобы повредить брату или опечалить его; и сие-то значит хранить свою совесть в отношении к ближнему. А хранение совести в отношении к вещам состоит в том, чтобы не обращаться небрежно с какою-либо вещью, не допускать ей портиться и не бросать ее как-нибудь; а если увидим что-либо брошенное, то не должно пренебрегать сим, хотя бы оно было и ничтожно, но поднять и положить на свое место.

Если же не захотим повиноваться совести, то она умолкнет и оставит нас, и мы впадем в руки врагов наших, которые уже не пощадят нас.

Авва Исайя (Скитский)

Он вложил в нас врожденный закон, как бы некую не знающую компромисса норму, и непогрешимого судью, и незаблуждающегося наставника, — собственную совесть в каждом из нас, — дабы если случится в душе нам смутиться мыслью, не иметь нам нужды в ином наставнике для понимания добра.

Не будем ложными умствованиями отклонять требования совести, потому что она внушает нам спасительное и деятельное и всегда изрекает, в чем долг наш и к чему мы обязаны, особенно когда бывает очищаема живым, деятельным и тонким трезвением ума. В этом случае она, по причине чистоты своей, обычно износит ясный суд , исключающий всякое колебание. Ради всего этого не должно сбиваться с пути ложными умствованиями, ибо она внутри возвещает нам жизнь, угодную Богу, и, строго обличая душу, если она осквернила смысл грехами, показывает способ исправления прегрешений, внушая сердцу падшему покаяться, и указывая ему врачевство со сладостным убеждением.

. Блажен, кто отрекся от мира, пребывает в сообществе святых мужей, в подчинении духовным отцам, и проводит жизнь свою с чистой совестью, потому что не будет он постыжен в воскресение праведных.

. Подлинно нет между людьми ни одного судии, столь неусыпного, как наша совесть. Внешние судьи и деньгами подкупаются, и лестью смягчаются, и от страха потворствуют, и много есть других средств, извращающих правоту их суда; а судилище совести ничему такому не подчиняется, но хотя бы ты давал деньги, хотя бы льстил, хотя бы угрожал или другое что делал, она произносит справедливый приговор против греховных помыслов, и согрешивший осуждает сам себя, хотя бы никто другой не обвинял его. Притом совесть делает это не однажды, не дважды, но многократно и во всю жизнь; и хотя бы прошло много времени, она никогда не забывает сделанного, но сильно обличает нас и при совершении греха, и до совершения, и особенно — по совершении.

Читать еще:  У чому сенс Преображення Господнього для кожного з нас?

Сожженная совесть ничего не чует. грешит со сознанием — и горя мало.

Кто попирает свою совесть, тот изгоняет из сердца своего добродетели.

Авва Исайя (Скитский)

Храни совесть к самому себе. Не забывай, что ты — образ и подобие Бога, что ты обязан представить этот образ в чистоте и святости Самому Богу.

Видишь, что совесть не дает своего согласия на. помыслы, повинующиеся греху, но тотчас обличает их, ибо она не лжет и, всегда обличая, свидетельствует, что будет говорить перед лицем Божиим в день Суда.

Господь да поможет тебе. Трудись по совести, молись Богу и проси терпения.

Иосиф Оптинский (Литовкин)

Достойны одобрения те, которые руководятся врожденным законом и делают что должно, потому что естество человеческое само в себе имеет точное и неподкупное судилище добродетелей.

Когда Бог сотворил человека, Он всеял в него нечто Божественное, как бы некоторый помысел, имеющий в себе, подобно искре, и свет, и теплоту; помысел, который просвещает ум и показывает ему, что доброе и что злое, — это называется совестью, а она есть естественный закон. Это те кладези, которые, как толкуют святые отцы, искапывал Исаак, а филистимляне засыпали (Быт. 26). Последуя этому закону, т. е. совести, патриархи и все святые, прежде написанного закона, угодили Богу. Но когда люди через грехопадение зарыли и попрали ее, тогда сделался нужен закон написанный, стали нужны святые пророки, нужно сделалось самое пришествие Владыки нашего Иисуса Христа, чтобы открыть и воздвигнуть ; чтобы засыпанную эту искру снова возжечь хранением святых Его заповедей.
Ныне в нашей власти или опять засыпать ее, или дать ей светиться в нас и просвещать нас, если будем повиноваться ей. Ибо когда совесть наша говорит нам сделать что-либо, а мы пренебрегаем этим, и когда она снова говорит, а мы не делаем, но продолжаем попирать ее, тогда мы засыпаем ее, и она не может уже явственно говорить нам от тяготы, лежащей на ней, но как светильник, сияющий за завесою, начинает показывать нам вещи темнее. И как в воде, помутившейся от многого ила, никто не может узнать лица своего, так и мы по преступлении не разумеем, что говорит нам совесть наша, так что нам кажется, будто ее вовсе нет у нас. Однако нет человека, не имеющего совести, ибо она есть. нечто Божественное и никогда не погибает, но всегда напоминает нам полезное, а мы не ощущаем этого, потому что, как уже сказано, пренебрегаем ею и попираем ее.

Храни совесть по отношению к Богу, исполняй все повеления Божии, как видимые всем, так и никому не видимые.

. Невозможно убежать от сего одного — от внутреннего в нас самих судилища , на которое одно взирая можно идти прямым путем.

Совесть есть естественная книга. Деятельно читающий таковую, на опыте познает Божественное заступление.

Если сделавший. грех решится, как следует, воспользоваться помощью совести, принести раскаяние в своих делах и показать рану Врачу, который исцеляет не укоряя, принять от Него врачевство. открыть Ему и исповедать все подробно, то он скоро исправит грехи свои, потому что признание во грехах заглаживает их.

Храни совесть по отношению к ближнему, не довольствуйся одной благовидностью твоего поведения к ближнему.

Бывает, что хотя грехи наши через покаяние и прощаются нам, но совесть все не перестает упрекать нас. Покойный старец отец Макарий для сравнения показывал иногда свой палец, который давно когда-то был порезан; боль давно прошла, а шрам остался. Так точно и после прощения грехов остаются шрамы, то есть упреки совести.

Амвросий Оптинский (Гренков)

Признание суда Божия о нас праведным, ибо все мы погрешили. Пусть совесть каждого из нас подтвердит нам, что грехи наши велики. Сами мы виноваты. Надо смириться и благодарить Бога за все.

Никон Оптинский (Беляев)

. Бог и устроил, чтобы обличение совести восставало на нас с промежутками времени, так как оно весьма жестоко, и обычно уязвляет грешника сильнее всякого острия.

И во время совершения греха, и прежде совершения, и после совершения наша совесть является суровым обличителем.

. Если бы кто раскрыл совесть каждого, то нашел бы множество червей, множество гноя и нестерпимое зловоние — я разумею гнусные и злые пожелания, которые отвратительнее червей.

. Хотя бы однажды, или дважды, или трижды, или тысячу раз ты не послушал голоса , она снова будет говорить и не отстанет до последнего твоего издыхания; и в доме, и на распутиях, за трапезою, и на торжище, и на пути, а часто и в самых сновидениях она представляет нам образы и виды сделанных грехов.
. Бог не сделал обличение совести ни непрерывным , ни столь слабым, чтобы она, после первого или второго увещания, прекратила его. Если бы она стала угрызать нас каждый день и час, мы были бы подавлены унынием; а если бы, напомнив однажды или дважды, перестала обличать, мы не много получили бы пользы. Поэтому Он сделал это обличение хотя и всегдашним, но не непрерывным; всегдашним, чтобы мы не впали в беспечность, но, слыша всегда ее напоминания, пребыли до самой кончины бдительными; не непрерывным и не непрестанным, чтобы мы не падали духом, но ободрялись, получая некоторое облегчение и отраду.

Бог вложил в нас судилище неподкупное и никогда неизменное, хотя бы мы впали в глубину зла; потому и сами порочные люди осуждают самих себя и, если кто-нибудь назовет их тем, что они на самом деле, стыдятся, гневаются, обижаются. Так, если не на деле, то на словах они в совести осуждают свои поступки или, лучше, осуждают и на деле. Ведь если они скрытно и тайно совершают дела свои, то этим дают ясное доказательство того мнения, которое имеют они об этих делах.

. Что для тела мороз, то для души худая совесть.

Преподобный Паисий о добрых помыслах

Воззрения святого старца Паисия Святогорца на добродетели.

Умом мы обычно понимаем намного больше, чем понимает наше сердце. И мы умом понимаем, что это плохо, но все равно творим. Или понимаем, что это хорошо, но все равно этого не делаем. Почему? Потому что у нас совершенно распущенное грехами и страстями сердце. Ум, воля и чувства – в расстройстве.

Преподобный Паисий Святогорец говорил, что без работы сердца, а лишь только ума, невозможно духовное изменение: «Всю духовную работу делает ум вместе с сердцем. Ум – передатчик, а сердце приемник. Если ум работает по-мирски, то посылает сердцу мирские сообщения. Если работает духовно, то сердце умиляется и духовно болезнует».

Что советует преподобный Паисий? Давать себе мысленные установки: «Думай об этом человеке хорошее, твори о нем добрые помыслы». И такие волевые мысли входят в сердце, и оно потихоньку начинает разворачиваться на добро, становится добрым. Тогда начнется другая жизнь.

Преподобный Паисий Святогорец

Преподобный Паисий говорит, что один добрый помысел, от сердца идущий, стоит целого всенощного бдения. Больше, чем много часов молитвы. Конечно, это вовсе не означает, что не нужно молиться. Но если нет доброго помысла, то сколько бы вы ни стояли на службе, сколько бы молитв ни произносили, сколько бы ни прибегали к Таинствам, сердце остается холодным, благодати от Бога не будет. И ничего не меняется без доброго сердца, без доброго помысла.

Добрый помысел позволяет выработать привычку терпеть, не оправдываться, не воздавать злом за зло. Если человек относится к несправедливости духовно, с добрым помыслом, не заботясь о том, чтобы доказать свою невиновность, то он ощущает иную радость – истинную, духовную: «Если человека в чем-то несправедливо обвиняют, то, доказав, что эти обвинения несостоятельны, он реабилитирует себя и получает удовлетворение. В этом случае он испытывает радость мирскую. Однако, относясь к несправедливости духовно, с добрым помыслом и не заботясь о том, чтобы доказать свою невиновность, он испытывает радость духовную. То есть в этом случае он имеет в себе божественное утешение, и славословие Бога становится его состоянием».

Добрый помысел обезоруживает человека. Любая сложная ситуация может разрешиться, если включать в работу добрые помыслы: «Независимо от того, какую цель преследует человек, включайте в работу добрые помыслы. Добрый помысел содержит в себе любовь. Он обезоруживает человека и подвигает его отнестись к тебе по-доброму». Добрые помыслы позволяют человеку не повредиться духовно. Даже если ему делают зло, он сможет незаметно для себя проявить терпение, кротость, смирение: «Тот, у кого есть добрые помыслы, духовно здрав и зло претворяет в добро».

Праведник, овладевший искусством творения добрых помыслов, меняет мир вокруг себя к лучшему. Более того, творение добрых привычек передается по наследству. По слову святого Паисия, «эту добрую привычку мы можем передать по наследству». От добрых людей происходит и поколение доброе. Хорошие, добрые традиции пропитывают все вокруг: землю, воздух, людей – и продолжают жить в потомках.

Добрый помысел и молитва, по учению преподобного Паисия, – это два чудодейственных средства, которые помогают преодолеть зло как в самом себе, так и в окружающих. Когда мы творим о ком-то добрые помыслы и молимся с болью, то это преображает и нас самих и помогает тому, за кого молимся.

Читать еще:  Псковская Епархия понесла большую утрату

Еще удивительнее, что, по преподобному Паисию, одни только добрые помыслы способны сделать человека святым, богоподобным: «Подвизаясь подобным образом, ты возделываешь свое внутреннее духовное расположение и делаешь его добрым. И тогда, взирая на твое доброе расположение, Бог умилосердится над тобой и поможет тебе, после чего худые помыслы уже не найдут в тебе места. Они будут уходить, а для тебя уже совершенно естественным будет иметь в себе помыслы добрые. Ты приобретешь привычку к доброму, в твое сердце войдет доброта, и тогда в своей внутренней храмине ты примешь Небесного Гостя – Христа.

Однако это дело не одного–двух дней. Необходимо время и непрестанная борьба для того, чтобы душа увенчалась победным венцом. Когда это произойдет, брань прекращается уже насовсем».

Нужно научиться управлять своим сердцем, творить добрые помыслы, жить радостно, по-доброму. Поначалу это тяжело будет получаться, но когда научимся, то станем людьми, от которых веет добром. К такому человеку все тянутся – он не только сам спасается, но и, как преподобный Серафим говорил, «тысячи людей вокруг спасутся».

Господь сказал: «Сыне, даждь мне твое сердце». Мы должны отвечать себе: «Где мое сердце? С Богом оно или нет?» Если честно будем отвечать на этот вопрос, то тогда станем истинно верующими, друзьями Богу. Это самое ценное – стать родственными Богу. Истинные же родственники Богу – подобные Ему своими добродетелями.

Святой старец Паисий Святогорекц

Как уже было замечено, преподобный Паисий Святогорец в практике духовного делания придает огромное значение творению добрых помыслов.

Старец говорил, что добрые помыслы позволяют не попадать в плен страстей: «Смотри: страсти глубоко укоренены у нас внутри, но благочестивый, добрый помысел помогает нам не попадать к ним в рабство. Когда человек, постоянно включая в работу добрые помыслы, делает свое доброе состояние твердым, устойчивым, его страсти прекращают действовать и их словно не существует. То есть благочестивый помысел не искореняет страсти, но борется с ними и может их одолеть».

Возрастание в добродетели согласно творению добрых помыслов.

1. Воздержание

Вот что преподобный Паисий говорил о воздержании: «Тот, кто самолюбиво подвизается в посте, бдении и других телесных подвигах, изводит себя без пользы, потому что бьет по воздуху, а не наносит удары диаволу. Он не отгоняет от себя бесовские искушения, а, наоборот, принимает их все больше и потому сталкивается со множеством трудностей и постоянно терзается душевным беспокойством. Тогда как у тех людей, которые подвизаются с глубоким смирением и упованием на Бога, душа ликует и воспаряет к небесам. Злые помыслы фактически сводят к нулю все подвиги воздержания: если человек вынашивает пусть даже немножко злой помысел о ком-либо, то какие бы подвиги воздержания – посты, бдения и пр. – он ни совершал, все пойдет прахом».

2. Целомудрие

Один чистый, добрый помысел обладает силой большей, чем любой аскетический подвиг. К примеру, диавол воздвиг против юноши брань нечистых помыслов. Чтобы избавиться от них, юноша совершает всенощные бдения, постится, воздерживается от пищи и воды по три дня подряд. Однако включенный им в работу чистый помысел обладает силой большей, чем все его бдения и пощения, и оказывает ему более существенную помощь.

3. Нестяжание

Ценно то, что мы уделяем другому от своей скудости, идет ли речь о духовной помощи или о материальной. Допустим, у меня есть три подушки. Если я отдам другому ту подушку, на которой сплю сам, вот тогда это ценно, потому что здесь присутствует жертва. Говоря о нестяжании, преподобный Паисий также многое внимание уделял тому, в каком духе, с каким помыслом относится монах к своей келье: «К сожалению, некоторые монахи переносят в пустыню весь свой мирской дух со всеми мирскими вещами. Они постоянно заняты изменениями и переделками, внешним благоустройством, кирпичами и кучей цветочных горшков и не знают, что такое четки, а знают только попечения, хорошую еду и кирпичи».

4. Кротость

Взять, к примеру, человека, имеющего добрые помыслы. Даже если кто-то его несправедливо ударит, он скажет: «Бог попустил это, чтобы я искупил свои прежние грехи. Слава Богу! Если бы мы размышляли о том, что величайшую несправедливость подъял на Себя Христос, то мы принимали бы поношения с радостью. Если с тобой обошлись несправедливо, ты получаешь прибыль. А та сестра, которая, желая себя оправдать, возвела на тебя напраслину, впоследствии почувствует угрызения совести, будет каяться и относиться к тебе с большей любовью. Таким образом, от того, что с тобой обошлись несправедливо, происходит не одно добро, а сразу два или три.

Когда с нами поступают несправедливо, то, принимая эту ситуацию, мы, в сущности, приобретаем благодеяние. Например, меня оклеветали и неправедно заключили в тюрьму. Ну так что же? Во-первых, поскольку никакого преступления я не совершал, моя совесть спокойна. А во-вторых, меня ждет небесная мзда. Разве можно оказать мне большее благодеяние? Я не ропщу, но славословлю Бога: «Как благодарить Тебя, Боже мой, за то, что я не совершал этого преступления? Ведь если бы я его действительно совершил, то не мог бы вынести угрызений совести». Для тех, кто думает так, тюрьма становится раем.

Или другой пример: кто-то меня несправедливо ударил. «Слава Тебе, Господи! – говорю я. – Может быть, таким образом я искуплю какой-то из моих грехов, ведь когда-то и я поднял руку на своего ближнего». Или же меня справедливо обругали, и я благодарю: «Слава Тебе, Господи! Я приемлю это ради Твоей любви, по которой Ты претерпел ради меня заушения и оскорбления».

Если люди будут признавать сделанное тобой добро уже сейчас, то потом, в жизни вечной, ты услышишь: «Восприял еси благая твоя» (Лк. 16:25). Нам следует радоваться тому, что другие не признают наших трудов и оставляют нас без человеческого воздаяния, так как Бог учтет эти, по-человечески неоплаченные, труды и воздаст нам за них вечной платой. Поскольку существует божественное воздаяние, будем стараться сделать какой-нибудь – пусть и малый – вклад в Божию «сберегательную кассу». Несправедливость по отношению к себе мы должны принимать как великое благословение, поскольку за счет несправедливости на наш (духовный «банковский») счет перечисляется определенная сумма – в небесное благословение.

5. Радостотворный плач

Преподобный Паисий о покаянии: «Если ты, дорогой, не простишь других, – сказал я ему, – тогда как же Бог тебя простит?»

К примеру, человек едет куда-то на машине. В дороге начинает барахлить двигатель, и он приезжает на место назначения с большой задержкой. Имея добрый помысел, опоздавший скажет так: «Видимо, Благий Бог притормозил меня неслучайно. Кто знает, может быть, если бы не возникло этой задержки, я попал бы в аварию! Боже мой, как мне благодарить Тебя за то, что Ты уберег меня от опасности!» И такой человек славит Бога.

Принимая нагоняй за совершенные оплошности без ропота, но с радостью и словами: «Слава Тебе, Боже, так мне и надо!» – ты будешь иметь половину радости. Но если тебя ругают незаслуженно, без вины с твоей стороны и ты принимаешь выговор с добрым помыслом, то твоя радость будет полной.
6. Трезвение
В добродетели трезвения особо внимательно следует относиться к помыслам. Именно невнимание, отсутствие безмолвия усложняет возделывание добрых помыслов. Одной монахине преподобный Паисий советовал избегать собраний, где ведутся пустые разговоры, именно во избежание лишних помыслов: «Для тебя лучше по возможности избегать этих собраний, равно как и любопытства, потому что мы собираем хлам помыслов, а потом теряем много сил, чтобы его вымести».

«Бодрствуя [над собой], ты ведешь себя осторожно и включаешь в работу добрые помыслы. Если же ты над собой не бодрствуешь, твой ум может уходить к различным недуховным, а то еще и к прямо греховным предметам. Произноси Иисусову молитву и будь внутренне собран. Если же твой ум куда-то уходит, снова возвращай его назад. Делай это постоянно. Не позволяй уму кружиться».

7. Смирение

К примеру, видя злобу преступника, такой человек думает, что этому преступнику никто не помог, и поэтому тот опустился до того, что стал совершать злодеяния. А еще он понимает, что и сам мог бы оказаться на месте этого несчастного, если бы Бог оставил его без Своей помощи. Относясь ко злу подобным образом, такой человек приемлет многую Благодать.

8. Любовь

Чтобы возлюбить другого человека, необходимо, чтобы работало сердце тоже, одного ума недостаточно. Максимально, что может сделать ум, это привести тебя в состояние, когда ты сможешь сказать: «Я должна потерпеть этого человека». Или: «Я должна держать себя в руках, чтобы не сказать или не сделать чего-то плохого» и т.д. «В лице нашего брата мы видим Христа. Потому что, делая что-то ради брата, делаем Самому Христу».

Таким образом, преподобный Паисий для каждой добродетели мог предложить соответствующие добрые помыслы. Более того, в самих советах святого ясно подчеркивалась необходимость верного помысла. Святой старец говорил, что в стяжании добродетели следует, в первую очередь, обращать внимание на помыслы. Дело, по первой видимости доброе, можно делать со злым помыслом: «Надо быть очень осмотрительным, здравомыслящим и рассудительным, чтобы делать добро с добрым расположением. Поступок, опережающий мысль, продиктован гордостью. Поэтому нужно не спешить сделать что-то, а прежде все взвесить и помолиться. Когда дело предваряется молитвой, то в работу вступает не интеллектуальная шелуха, не легкомыслие, а просвещенный духом разум».

Читать еще:  В Казани появилась новая церковь

Таким образом, по воззрению преподобного Паисия Святогорца, каждая христианская добродетель является духовно-нравственной доблестью, путь к достижению которой лежит через творение добрых помыслов.

«Обещание Богу доброй совести!»

Вначале богослужения с проповедью выступил пастор Московской церкви ЕХБ «Воскресение» Юргис Альфонсович Калвайтис.

  • play
  • pause
  • stop
  • mute
  • unmute

Ниже приводим текст этой проповеди.

Проповедует пастор Калвайтис Юргис Альфонсович:

«Обещание Богу доброй совести!»
Приветствую вас, дорогие друзья, братья и сестры!

Читаю из книги Священного Писания, Первое послание Петра третья глава двадцать первый стих:

«Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа…»

Как-то лет двадцать назад, мы крестили наших членов церкви в Москве в «Царицынских прудах». И вот одна женщина подошла и говорит: «Ну, окуните моего сына. Ну, жалко вам что ли?» Я говорю: «Можем окунуть, но это не будет крещение».

Что ж такое крещение?

Слово Божие говорит, что крещение это «не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести».

Добрая совесть, это значит хорошая совесть, в абсолютном понимании этого слова. То есть это сознание, которое не осуждает меня за мою жизнь. На самом деле сегодня вы будете обещать Богу жизнь с чистой, доброй, незапятнанной совестью. Ровно тридцать три года назад в этой купели я также принимал крещение и давал обещание Богу доброй совести. Это обещание очень сложно было выполнить, но за тридцать три года я ни разу не пожалел, что принял крещение и посвятил свою жизнь Богу. Я ещё не встречал на земле такого человека, который бы пожалел, что посвятил свою жизнь Богу.

Однако у многих возникает вопрос: а как всё-таки выполнить это обещание?

Мы прочитали: «…обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа».

То есть спасение нам обеспечено воскресением Иисуса Христа. Мне же со своей стороны нужно сохранить верность Ему! И здесь очень важно понимать, что верность Богу мы можем сохранить только силой Самого Христа! Своими силами эту верность мы сохранить не можем. В греческом оригинале слово «обещание» имеет двойной смысл. С одной стороны я обещание даю Богу, а с другой стороны я вопрошаю, прошу Бога. То есть я обещаю просить у Бога доброй совести. Я обещаю просить у Бога силы сохранить эту добрую совесть, сохранить верность, потому что сам по себе я её не способен сохранить. Большинство из вас, присутствующих в доме молитвы, пообещали Богу доброй совести. И как же больно было, когда эта совесть начинала нас осуждать. Как же больно было, когда что-то нарушили в своей жизни. И возникает вопрос: Почему так произошло? И я вам скажу почему! Потому что понадеялись на себя.

Пророк Иеремия говорит:

«Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою и которого сердце удаляется от Господа. Он будет как вереск в пустыне и не увидит, когда придет доброе, и поселится в местах знойных в степи, на земле бесплодной, необитаемой». (Иеремия 17:5,6)

Я вам так скажу: если вы будете надеяться только на свои силы в сохранении духовной верности Богу, успеха у вас не будет. Благодаря первому энтузиазму, какое-то время это получается, но суть заключается в том, что сам Христос сказал:

«Я есмь лоза, а вы — ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» . (Св. Евангелие от Иоанна 15:5)

Пророк Иеремия также говорит:

«Благословен человек, который надеется на Господа и которого упование — Господь.

Ибо он будет как дерево, посаженное при водах и пускающее корни свои у потока; не знает оно, когда приходит зной; лист его зелен, и во время засухи оно не боится и не перестает приносить плод» . (Иеремия 17:7,8)

Преуспевать в духовном плане вы будете только тогда, когда будете уповать на Бога!

А как практически уповать на Бога?

Как уповать на себя, мы знаем: вот пойду и сделаю.

А как уповать на Господа? Как держаться за Христа, Который говорит: Я есмь Лоза?

Я отвечу на этот вопрос с помощью простой иллюстрации.

С помощью этой иллюстрации очень легко проверить, пребываю ли я во Христе или нет.

Вот я поднял и держу перед собой в руке Библию. Представьте себе образно, что эта книга — это Сам Христос.

Я крепко держу эту книгу кистью своей руки всеми пятью пальцами, где каждый палец символизирует один из пяти духовных принципов пребывания во Христе.

Большой палец символизирует первый принцип — молитву.

Вы, сегодня молились?

Слово Божье говорит: «Непрестанно молитесь». (Первое послание к Фессалоникийцам 5:17)

Если сегодня утром вы помолились, значит, вы начали этот день с пребывания в Боге.

Если не помолились, то уже находитесь в опасной ситуации.

Указательный палец символизирует второй принцип — чтение Слова Божия – Библии.

Сказано в Писании: «Да не отходит сия книга закона от уст твоих, но поучайся в ней день и ночь. » (Иисус Навин 1:8).

Если вы сегодня не читали Библию, то значит сегодня вы и не питались духовно от Христа.

Средний палец символизирует третий принцип — посещение богослужения.

Если вы перестанете посещать богослужения по каким-либо неуважительным причинам, то вы начнете ослабевать духовно, потому что Слово Божие говорит:

«Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного». (Послание к Евреям 10:25)

Безымянный палец символизирует четвертый принцип — духовное общение друг с другом в библейской группе, где изучается Слово Божие. Иисус Христос сказал:

«ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» . (Евангелие от Матфея 18:20)

Если вы участвуете в таких группах, значит, вы держитесь за Иисуса Христа. Если не участвуете, значит, не держитесь за Иисуса Христа.

Мизинец символизирует пятый принцип – это личное служение и благовестие. Иисус Христос сказал:

«Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» .

(Св. Евангелие от Матфея 28:19,20)

Если вы совершаете это служение, Христос говорит: тогда Я с вами во все дни до скончания века.

Запомните: чтобы держаться за Христа, чтобы пребывать во Христе, нужно использовать все эти пять духовных принципов.

Крещение – это обещание Богу доброй совести.

И чтобы наша совесть оказалась незапятнанной, чтобы это сознания наше осталось добрым, очень важно держаться за Христа, используя эти пять принципов пребывания во Христе.

Ещё раз напомню их:

1. Каждый день молиться .

2. Каждый день читать Библию.

3. Постоянно посещать богослужения.

4. Участвовать в духовных общениях,

5. Лично служить Богу и благовествовать.

Если всё это у вас есть, значит, вы крепко держитесь за Христа.

А что, если хоть одного из этих пяти принципов вы не придерживаетесь?

Вот представьте, что будет, если я отпущу один палец?

А если два пальца отпущу? А если три? А если большой палец отпущу?

Эта книга Библия удержится в моей руке?

На одном пальце точно не удержится.

Таким образом, если мы не соблюдаем эти духовные принципы пребывания во Христе, мы становимся «надломленной ветвью», которая начинает засыхать из-за недостатка полноценного духовного питания.

Поэтому, дорогие мои, в соблюдении этих духовных принципов и состоит секрет сохранения этой доброй совести. Иисус Христос уже всё обеспечил со Своей стороны. Но с нашей стороны теперь важно сохранить Ему верность. А эту верность можно сохранить только в том случае, если мы будем черпать вдохновение и духовные силы только от Самого Господа Иисуса Христа. В этом секрет пребывания во Христе, духовного хождения пред Богом, духовной силы, духовной свободы от всякой похоти и победы над всяким грехом. Иисус Христос сказал:

«Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцом Моим на престоле Его» . (Откровение Иоанна Богослова 3:21)

И ещё Он сказал:

«Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном» . (Откровение Иоанна Богослова 21:7)

В книге Откровение сказано:

«Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь — в озере, горящем огнем и серою. Это — смерть вторая» . (Откровение Иоанна: 21:8)

Как видим, здесь конкретно сказано, что мы должны победить всякую боязливость свою, неверность, скверность. То есть то, что оскверняет нас перед Богом, делает неприемлемыми для Бога. Убийство, всякого рода зло в своей жизни, любодеяния, чародейство, любой оккультизм, идолослужение и всякую ложь. Как это можно победить? Только в том случае мы всё это сможем победить, если будем крепко держаться за Христа и постоянно пребывать в Нем. Аминь.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector