0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что, если бы Англия осталась католической страной

Это как раз тот случай, когда нужно искать женщину. Во всех религиозных пертурбациях Генриха VIII так или иначе была замешана любовь, ну или, на худой конец, разочарование в ней. Как итог реформация церкви стала результатом обиды короля на Папу и его желания непременно добиться своего. Нет, все это получилось не спонтанно, в Англии и без того существовали все предпосылки для бурного роста протестантизма, но катализатором всего этого стал взбалмошных характер всемогущего Тюдора.

Поначалу отношения Генриха и Святого Престола были практически идеальными. Английский король считался ревностным сыном веры и пользовался официальным титулом «Защитник веры». Что характерно Генрих не сам присвоил себе его, а получил в награду от Папы Льва Х-го. Дело в том, что в молодости король выступил против Лютера и даже создал трактат под названием «В защиту Семи таинств», который, как подозревают многие историки, на самом деле был написан не Генрихом, а Томасом Мором. В 1509-м король Англии женился на Екатерине Арагонской дочери католических королей Изабеллы и Фердинанда, что заложило основы для мощного религиозного союза Англии и Испании. В Рим надеялись, что союз этот будет направлен еще и против набиравшей обороты реформации. Словом, ни что не предвещало беды.

Генрих VIII — отец англиканской церкви. Источник: wikipedia.org

Все уперлось в любовь. К жене-испанке Генрих быстро охладел, зато увлекся фрейлиной Анной Болейн, женщиной энергичной и яркой. Король очень хотел жениться на ней, мечтая заодно и о том, чтобы новая жена подарила ему, наконец, сына. Все дети Екатерины Арагонской рождались мертвыми. Выжила лишь принцесса Мария — будущая королева. И вот «защитник веры» официально обратился к папе Клименту VII с просьбой аннулировать брак. Повод у него был железный. Ведь до Генриха Екатерина была замужем за его старшим братом Артуром. Брак с вдовой брата требовал официального папского разрешения, которое и было получено. Теперь же Генрих говорил о том, что бог прогневался на него за эту женитьбу.

Папа Климент Тюдору отказал. У него на то было сразу две причины. Чисто юридическая — у Понтифика попросту нет полномочий на расторжение такого брака. Скрытая политическая — Климент очень не хотел ссорится с племянником Екатерины Карлом V — король Испании и Императором Священной Римской Империи. Это был не тот человек, которого хочется иметь врагом. В 1527-м Карл взял Рим и подверг его такому разграблению, что и вандалы позавидовали бы. Климент пересидел осаду в одном из своих замков, но повторения тех событий он желал бы избежать. Вот только Генрих не готов был мириться с отказом.

Беатификация

  • Беатификацию инициирует, как правило, епархия, на территории которой похоронен праведник. Она же начинает сбор материалов о его жизни, включающие документы, подтверждающие его святость и исключительные добродетели, его сочинения и информацию о посмертных чудесах, совершившихся по его заступничеству.
  • Как правило, такими чудесами являются случаи необъяснимого с медицинской точки зрения исцеления. Для причисления к лику блаженных достаточно установить один такой случай (это условие необязательно при беатификации мученика за веру).
  • Это так называемая формальная процедура. Существует еще эквивалентная беатификация, которая осуществляется, когда культ данного лица уже существует. В этом случае требуются доказательства того, что его почитают не менее ста лет.
  • Для проверки всех сведений создается специальный трибунал, который заслушивает показания как сторонников беатификации, так и противников. Выдвижение доводов против беатификации кандидата позволяет избежать несвоевременных и поспешных решений.
  • Затем собранные документы поступают в Римскую епархию, где их рассматривает уже другая комиссия, в которую могут входить даже представители других религий и светские люди. Эта комиссия должна определить, не имеет ли приписываемое кандидату чудо научного или хотя бы логического объяснения. Затем дело рассматривает ватиканская Конгрегация по делам святых (преемник Конгрегации обрядов). Окончательное решение о причислении мученика или праведника к лику блаженных принимает папа, после чего устраивается торжественная месса.
  • Процесс беатификации начинается не ранее, чем через пять лет после кончины подвижника. Однако папа своим решением может сократить этот срок или отменить его (как в случае с матерью Терезой и папой Иоанном Павлом II).
  • Почитание блаженных не является обязательным для всей церкви и обычно носит местный характер (в некоторых епархиях или в одной церковной области).

Мирские заботы?

От процедуры канонизации, то есть признания святым, Карло Акутиса отделяет всего один шаг — признание еще одного чуда. В католических кругах уже говорят о том, что юноша может стать «покровителем интернета». Сейчас официальным заступником интернета и компьютеров у католиков считается Святой Исидор Севильский, который умер в 636 году.

«Для иерархов католической церкви причисление к лику блаженных и к лику святых — это хороший бизнес, за это платят хорошие деньги, — считает специалист по истории Ватикана, директор Центра геополитики Института фундаментальных и прикладных исследований МосГУ Ольга Четверикова. — В зависимости от того, кто и сколько за кого заплатит, того и назначают святым».

К слову, лет пять назад разгорелся скандал. В свет вышли книги журналистов Эмилиано Фиттипальди и Джанлуиджи Нуцци, в которых Ватикан обвинялся в растратах и коррупции. В частности, отмечалось, что церковные чиновники получают огромные деньги за изучение кандидатов на канонизацию, но траты никто не контролирует. После этого папа римский изменил правила причисления к лику святых, назначив администратора для каждого возможного святого. Этот человек должен следить за каждым пожертвованием, контролировать расходы и отчитываться перед местным епископом.

«Ватикан, в лице папы Франциска, сегодня продвигает идею цифровизации общества. Он фактически сомкнулся с крупными корпорациями, IT-компаниями, банками и продвигает их интересы, — говорит Ольга Четверикова «Известиям». — Конечно, если речь идет о таком подростке-программисте, как Карло Акутис, который воплощал собой новое направление, то, естественно, это крайне выгодно. Сейчас у Ватикана на первом месте политика, диалоги, финансы. Ради продвижения идеи цифровизации, искусственного интеллекта, интернета они сделают всё для того, чтобы нужного человека сделать святым. Идет идеологическое обоснование новой цифровой цивилизации, которую они строят».

10 вещей, за которые должно быть стыдно Католической церкви (23 фото)

Геноцид в Руанде 1994 года.

6—7 апреля 1994 года в результате военного переворота в Руанде к власти пришло временное военное правительство, состоящее в основном из представителей этнического большинства страны — народности хуту. Впоследствии управляемые этим временным правительством армия и отряды ополчения устроили настоящую резню представителей этнического меньшинства страны — народности тутси. Всего за 4 месяца было убито по разным данным от 500 000 до 1 000 000 человек. Скорость убийств в Руанде тогда в пять раз превышала скорость убийств в немецких лагерях смерти в годы Второй мировой войны.

Приблизительно две трети населения Руанды являются католиками, а саму Католическую церковь тогда называли «самым влиятельным социальным институтом страны». Многие непосредственные участники тех страшных событий, которым посчастливилось выжить, а также некоторые правозащитные организации, открыто заявляют о том, что Католическая церковь была напрямую замешана в развязывании геноцида. Есть неопровержимые доказательства того, что некоторые католические священники лично участвовали в резне. Более того, впоследствии высшее духовенство Католической церкви помогло некоторым преступникам бежать из Руанды, их защищали от преследования и препятствовали выдаче.

Пожалуй, самым известным примером можно считать священника Отца Атанаса Серомбе, который лично убил более 2000 человек, представителей народности тутси. 6 апреля он пригласил их в церковь якобы для проведения службы, а когда люди собрались, Серомбе приказал закрыть все двери и уничтожить церковь с помощью огня и бульдозеров. Помощники священника стреляли во всех, кто пытался выбраться из здания. После событий 1994 года Серомбе при помощи сочувствующих представителей священнослужителей бежал в Заир, оттуда — в Кению, а затем выехал в Италию, где не просто спрятался от правосудия, а даже служил в одном из сельских приходов Тосканы.

Читать еще:  Шри Баладжи - надежный помощник в бизнесе

13 декабря 2006 года Международный трибунал ООН по военным преступлениям в Руанде приговорил Атанаса Серомбе к 15 годам тюрьмы. Однако апелляционная инстанция Трибунала отменила этот приговор, посчитав его слишком мягким. В результате дополнительных слушаний, в 2008 году Серомбе был приговорён к пожизненному заключению.

Принуждение к кастрации мальчиков, подвергшихся изнасилованию.

Это звучит как бред и какая-то средневековая дикость, но в 2001 году действительно было доказано, что Католическая церковь всячески поощряла кастрацию мальчиков из хора с целью сохранения их голосового диапазона. Для того, чтобы получить высокий голос у мужчин, певца необходимо кастрировать ещё в подростковом возрасте ещё до того, как он достигнет зрелости, чтобы голос не успел стать ниже. Делалось это лишь потому, что Католическая церковь до недавнего времени запрещала женщинам петь в церковных хорах, но им нужны были высокие голоса. Практика кастрации подростков продолжалась с XVI века до наших дней. Указ о запрете этой чудовищной процедуры был принят только в 1902 году, однако, в самом Ватикане юношей продолжали кастрировать вплоть до 1959 года.

Но если бы дело ограничивалось лишь церковным хором. В 2012 году журналисты официально доказали, что в середине прошлого века Католическая церковь в Нидерландах в насильственном порядке принудительно кастрировала мальчиков из хора, которые угрожали, что расскажут полиции о том, что были изнасилованы священниками. Была опубликована жуткая история мальчика из католической школы-интерната, который подвергся насилию со стороны монаха и сообщил об этом в полицию в 1956 году. Узнав об этом, церковь объявила подростка гомосексуалистом и отправила на принудительное лечение в собственную психиатрическую больницу, где мальчик был кастрирован. И это далеко не единичный случай, среди одноклассников того мальчика было как минимум 10 других подростков, которые также были подвергнуты сначала сексуальному насилию со стороны священников, а потом принудительной кастрации, когда пытались рассказать об этом полиции.

Очень избирательная благотворительная политика.

Католическая церковь всеми силами старается поддерживать свой имидж благотворительной организации, занимающейся помощью миллионам самых разных людей по всему миру. Поиск причин для пожертвований — важная часть работы церкви. Однако, как это ни странно звучит, но далеко не все люди, по мнению Католической церкви, заслуживают помощи и поддержки. Хотя, сама идеология Христианства подразумевает всепрощение и сохранение права судить людей лишь за Богом.

Не так давно официальная Католическая церковь попыталась фактически шантажировать власти города Вашингтон, угрожая им прекращением своей благотворительной деятельности, если город примет закон, легализующий однополые браки. Власти на поводу у церкви не пошли, закон всё-таки был принят, а церковь свернула свою благотворительную деятельность в городе, лишив помощи не только гомосексуалистов, но и всех остальных людей.

Фактическое пособничество незаконной торговли контрабандой.

В своё время неконтролируемая торговля слоновой костью практически уничтожила популяцию слонов в Африке. Животных массово убивали только ради клыков, а заполучив их, все остальные части тела слонов выбрасывали как мусор. И, возможно, вы удивитесь, но одна из основных причин такой популярности и ценности слоновой кости — это религия. Дело в том, что очень многие декоративные распятия в Католических церквях сделаны именно из слоновой кости. И этому нет никаких рациональных объяснений, кроме как многовековых традиций. Делать распятия из слоновой кости — это не необходимость, никаких жёстких правил и ограничений на этот счёт в Христианстве нет.

Примечательно, что для того, чтобы остановить вымирание слонов 180 стран мира оформили специальное соглашение, регламентирующее и препятствующее незаконной торговле слоновой костью и акульими плавниками. Католическая церковь не только не подписала это соглашение, она открыто выступала против него, а следовательно, против попытки защитить и сохранить исчезающие виды животных.

Минимальный возраст вступления в брак.

Для начала немного предыстории: в 1962 году 55 стран приняли Концепцию о Разрешении на брак, минимальном брачном возрасте и регистрации брака для законодательного установления минимального брачного возраста, а также отмены обычаев, религиозных и племенных (родовых) законов. Это означало, что когда брачный возраст оказывался ниже по религиозному праву или по закону земли, то всегда преобладал закон государства. Как вы понимаете, Ватикан, да и вообще Католическая церковь в подписании этой концепции не участвовали.

По факту, в Ватикане вплоть до июля 2013 года минимальный брачный возраст составлял всего 12 лет. Его увеличили до 18 лишь в связи с громкими скандалами, связанными с педофилией и проституцией, в которых была замешана официальная Католическая церковь. В общем-то подобное положение вещей отчасти объясняет тот факт, почему Католическая церковь очень часто не считает преступлениями жестокое обращение с детьми и педофилию среди своих священников. Это кажется дикостью, но официальные лица Ватикана до последнего продолжали называть главной причиной жестокого обращения с детьми именно гомосексуализм, а не педофилию.

Финансовые махинации и уклонение от уплаты налогов.

С 1942 года в Ватикане существует организация под названием «Институт религиозных дел». Официально это просто одна из дикастерий Римской курии, на деле же, это финансовая организация, которая по сути выполняет функции банка Ватикана. Согласно уставу, этот Институт был создан для того, чтобы взимать плату и управлять ресурсами, принадлежащими религиозным агентствам. Фактически этот Институт позволяет корпорациям инвестировать средства, привлечённые на их вклады якобы для благотворительности, абсолютно конфиденциально и без уплаты налогов. Тот, кто хоть немного знаком с финансами, понимает, что это практически идеальная схема для отмывания денег.

И судя по всему именно так там всё и было, потому что начиная с сентября 2010 года Институт оказался вовлечён в ряд довольно крупных скандалов. Расследования продолжались несколько лет, среди обвиняемых значились заместитель директора и главный бухгалтер Института. Полиция утверждала, что организация действовала в качестве трастовой компании для хранения денег коррумпированных политиков и мафии.

Про связи Ватиканского банка с мафией — вообще отдельная тема. По некоторой информации, когда нынешний Папа Франциск попытался навести порядок в организации и принялся бороться с коррупцией, мафия всерьёз угрожала убить его. Но, пожалуй, лучше всего связи Католической церкви с мафией иллюстрирует тот факт, что Ватикан официально разрешил похоронить одного из итальянских боссов в базилике рядом с умершими Папами. Поговаривают, что это стоило семье миллиард лир.

Странные стандарты отлучения от церкви.

Проблема в том, что основная доктрина Католической церкви не считает насилие преступлением, за которое следует отлучать от церкви. То же самое касается и священников-педофилов. До недавнего времени удавалось как-то урегулировать эти вопросы без широкой огласки, но в 2009 году в Бразилии произошёл прецедент, который вывел эту проблему совершенно на другой уровень. Тогда церковь очень стремилась наказать несовершеннолетнюю девочку, которая подверглась насилию и впоследствии была вынуждена сделать аборт. Поскольку церковь не могла отлучить саму девочку, поскольку католические нормы запрещают отлучать несовершеннолетних, церковь отлучила её мать, а затем и врачей, делавших аборт. Однако самого насильника это не коснулось.

Фактически Католическая церковь до сих пор придерживается позиции, что женщине лучше умереть самой, чем делать пусть даже крайне необходимый по медицинским показаниям аборт. И наказанием за это действие следует отлучение от церкви. В то время как насильников, в том числе и по отношению к несовершеннолетним, от церкви не отлучают. Достаточно упомянуть тот факт, что Католическая церковь так и не отлучила нацистов за их преступления против человечества, хотя многие из них были убеждёнными католиками. Единственный из нацистской верхушки, кто был официально отлучён от церкви — это Йозеф Геббельс. Но, как вы думаете, за что его отлучила церковь? За участие в развязывании Второй мировой войны? Или может быть за Холокост? Нет. Его отлучили за то, что он женился на разведённой протестантке.

Читать еще:  В Москве состоялся первый церковный суд

Пособничество нацистам.

И раз уж мы вспомнили Вторую мировую войну, нельзя не упомянуть и про отношения католической церкви и нацистского режима, которые были более чем тесные. Эта «дружба» началась ещё в 1929 году с подписания Латеранских соглашений между кардиналом Пьетро Гаспарри и премьер-министром Италии Бенито Муссолини. Соглашения регламентировали права и привилегии Католической церкви, а также её положение в Итальянском королевстве, нижняя палата парламента которого тогда полностью состояла из членов фашистской партии.

Кроме того, нельзя не вспомнить и Йозефа Тисо — президента Первой Словацкой республики, а фактически — диктатора одного из марионеточных государств Нацистской Германии. Именно с началом его правления Словакия стала первой страной, которая начала высылать своих еврейских граждан в немецкие концентрационные лагеря, приводя в движение огромную «машину» Холокоста. Только за два года с 1940 по 1942 из Словакии было выслано более 52 тысяч евреев. Большинство из них были отправлены в Освенцим, где впоследствии были убиты нацистами. А ужас всей этой ситуации состоит в том, что Тисо был выходцем из очень престижной венской семинарии и посвящённым в сан католиком. На протяжении всей своей политической карьеры Йозеф Тисо оставался практикующим католическим священником. После освобождения Словакии от нацистов в 1945 году Тисо был осуждён за государственную измену и приговорён к повешению. Но даже после этого он не был отлучён от церкви.

Союз с представителями радикального ислама.

Как бы неожиданно это ни звучало, но это действительно так. Всё началось в 1994 году, когда представители сразу 180 стран мира встретились для того, чтобы разработать план решения надвигающегося кризиса перенаселения планеты. Однако, неожиданным противником этого плана выступила Католическая церковь. Дело в том, что это шло вразрез с их крайне консервативными взглядами на сексуальную свободу и правом на аборт. Церковь должна была найти союзника, который поддержал бы её оппозицию предлагаемым в плане методам. И таким союзником стали радикальные и фундаменталистские правительства и группы фанатиков в исламских странах.

Особенно получилось у Католической церкви тогда подружиться с Ираном. Мохаммад Хашеми Рафсанджани, занимавший в те года пост заместителя министра иностранных дело Ирана, однажды сказал, что «Сотрудничество между религиозными правительствами для поддержки объявления абортов вне закона является прекрасным началом для концепции сотрудничества в других областях». Эта тенденция сотрудничества Католической церкви с радикальными исламистами тогда вызвала серьёзные опасения Запада да и всего мира.

Феномен Матери Терезы.

Мать Тереза — известная католическая монахиня, всю свою жизнь занимавшаяся служением бедным и больным. В 1979 году она стала лауреатом Нобелевской премии мира. В 2003-м, через 6 лет после смерти, она была беатифицирована (причислена к лику блаженных), а в 2015-м причислена к лику святых. Однако ещё при жизни общественная и благотворительная деятельность Матери Терезы вызывали много критики и осуждений. В частности, немецкий журнал Stern опубликовал отчёт, согласно которому, в 1991 году лишь 7% от общего числа пожертвований поступивших в Миссию Милосердия, пошли на благотворительные цели.

Сама Мать Тереза придерживалась весьма жёстких и догматичных взглядов, полагая, что участь больных — страдать. Вероятно поэтому во время природных катаклизмов в Индии, жертвами которых становились сотни тысяч людей, Мать Тереза призывала молиться о пострадавших, но ни разу не пожертвовала денег для помощи им. Хотя недостатка средств она не испытывала — деньги в избытке поступали со всего мира.

Очень большой критике подвергались приюты Миссии Милосердия, зачастую отличавшиеся крайне удручающим и антисанитарным состоянием. В них не делалось различия между излечимыми и неизлечимыми людьми, так что люди, которые могли бы выжить, подвергались риску смерти от инфекции и отсутствия лечения. Сама Мать Тереза называла свои объекты «Дома для умирающих». Но в отличие от условий, созданных в приютах, сама Мать Тереза обращалась за квалифицированной медицинской помощью для себя в известные медицинские клиники в Соединенных Штатах, Европе и Индии, что вызвало обвинения в лицемерии от критиков.

Шесть отличий православных от католиков

Я верю в Бога. Я христианин. Когда-то, 2000 лет назад, этого было достаточно для описания своей веры (а за одно и для смертного приговора себе и своей семье). Церковь, основанная Иисусом Христом во время Пятидесятницы, жила в единстве до начала мирного времени. Уже со времен императора Константина, учеников Иисуса Христа начали сотрясать споры о том, кем же на самом деле был их учитель, каков Бог и как должна быть устроена Церковь. Эти споры порождали ереси и расколы и превращались в настоящие раны, которые не залечены до сих пор. Самый знаменитый раскол произошел в 1054 году между Поместными Церквями Востока и Римской Церковью. Христианский мир разделился на Православный Восток и Католический Запад. А Римская Поместная Церковь отпала от Православия. Однако, сегодня Римо-Католическая Церковь – самая крупная из всех. Католиков в мире больше 1,2 миллиарда, когда как православных – больше 400 миллионов.

Прошли годы. Прогремели войны, Унии, соборы. Невольно в наш век, когда трендом является равенство, любовь и прочее, люди задумываются: «А чем я отличаюсь от католиков? Почему они другие?». Уверяю вас, на этот вопрос ответит далеко не каждый. В этой статье я помогу вам найти основные отличия и выстроить в своей голове единую систему.

Герб государства Ватикан

Отличие первое: кто главный в Церкви?

Спросите это у любого православного, и он ответит: Иисус Христос. С этой очевидной мыслью может не согласиться католик. Для них, помимо Спасителя, существует и видимый заместитель Иисуса Христа (это официальный титул) – Римский Папа. Суть различия проста. Согласно вероучению РКЦ апостол Петр получил от Иисуса Христа полную и абсолютную власть над всей Церковью. Затем, со своей проповедью он пришел в Рим, где был первым епископом, и там же он передал эту власть своим преемникам и ученикам – епископам Рима.

Официальный титул папы римского звучит так:

Епископ Рима, викарий Христа, преемник князя апостолов, верховный первосвященник Вселенской церкви, Великий понтифик, примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, суверен государства-города Ватикан, раб рабов Божьих.

Конечно, это учение никогда не было именно таким. Оно постепенно развивалось и эволюционировало с конца II века. Оно дополнялось. Росли амбиции римского епископа, который получал все больше власти в Поместных Церквях Запада. Это привело, в итоге, к конфликту с епископами востока.

Отличие второе: непогрешимость римского епископа

Официально этот догмат был принят в 1870 году на Первом Ватиканском Соборе РКЦ. Согласно ему у римского епископа есть особый дар – он непогрешим в вопросах веры и нравственности, когда говорит с кафедры как пастырь и учитель всех христиан. В этот момент он не может сказать ересь или ошибиться. Однако, неофициально, этот догмат тенью прослеживался в вероучении западных христиан уже с конца XI века. Что в этом плохого, спросите вы? Любой человек может ошибаться. Ошибались апостолы, святые и мы с вами тоже. Не может человек не ошибаться из-за своей человеческой природы. Что касается моего мнения, то я считаю, что этот догмат возник из-за стремления РКЦ к максимальной централизации. Должен быть один центр у всей Церкви и этот центр не может ошибаться во избежание расколов и споров.

Католический священник

Отличие третье: обязательное безбрачие духовенства

Женатое духовенство среди католиков латинского обряда отсутствует. Конечно, это не мешало священникам заводить семьи втайне. Прошло много столетий прежде чем Рим смог окончательно побороть женатое духовенство. Зачем? Это зародилось еще в «православный период» Римской Церкви. Однако, с полной решимостью данным вопросом занялся Папа Григорий VII в конце XI века. Это был Папа, который проводил жесткие общецерковные реформы. Параллельно шла серьезная политическая борьба за независимость РКЦ, и ему нужны были мобильные священники, никак не связанные с миром. Православие не приемлет этот подход, считая его чрезмерным требованием к духовенству и принижением законного брака, который, по сути, делает человека недостойным священства.

Отличие четвертое: непорочное зачатие Девы Марии

Это один из самых сложных вопросов. Конечно, католики любят и почитают Мать Иисуса Христа. Однако, в своем почитании они зашли слишком далеко. Согласно учению РКЦ Богородица не была подвержена первородному греху, то есть, другими словами, она не испытывала искушений грехом вообще.

Читать еще:  Виртуальная SIM-карта Гравител.

В Катехизисе РКЦ сказано, что…

«…Преблаженная Дева Мария была с первого мгновения Своего зачатия, по исключительной благодати и благоволению Всемогущего Бога, в предвидении заслуг Иисуса Христа, Спасителя рода человеческого, предохранена ото всякой скверны первородного греха»

Таким образом, природа Марии уже не тождественна нашей. Это означает, что она становится сверхчеловеком. Согласно учению Православной Церкви, Богородица обладала природой, подобной нашей. Именно эту природу и принял Бог через Свое рождение. Таким образом, Иисус Христос был рожден от обычной по природе женщины и принял нашу природу, больную, искаженную, чтобы исцелить ее.

Католический храм

Отличие пятое: учение о Чистилище

Оно возникло еще в «православный период» РКЦ и точно существовало в период свт. Григория Двоеслова. Окончательно сформировался в XIII – XIV веках. Вот, что пишет об этом Катехизис Католической Церкви:

«Те, кто умирает в благодати и дружбе Божией, но не совершенно очищенными, хотя им и обеспечено вечное спасение, после смерти претерпевают очищение, чтобы обрести святость, необходимую для вступления в радость небесную. Церковь называет чистилищем это конечное очищение избранных, совершенно иное, нежели наказание проклятых»

Это учение противоречит учению Православной Церкви, согласно которому душа человека после частного суда находится в ожидании Страшного Суда, уже испытывая на себе то состояние, в котором была запечатлена: Ад или Рай. Никакого специфического учения о Чистилище Православный Восток никогда не знал.

Отличие шестое: молитвенный экстаз

Есть, как вы поняли, и практические отличия в духовной жизни. Католическая Церковь считает приемлемым состояние молитвенного восторга или экстаза у верующих. Этого состояния достигали многие средневековые католические святые. И да, это считается опасным явлением, ведущим верующего к прелести или к сумасшествию. Православная аскетика отвергает как образы в голове, так и крайнюю эмоциональность во время молитвы.

Все это – только вершина айсберга. Различий масса. Конечно, как христиане мы призваны любить друг друга, и ненависть вообще не должна быть свойственна нам. Мы должны уметь строить добрососедские отношения с любым человеком. Однако это не означает, что мы должны закрывать глаза на явные противоречия. Более того, каждый православный, на мой взгляд, должен ясно понимать, почему он именно православный и в чем суть и отличие его веры от других. В противном случае мы будем плавать в непонятном духовном супе, где все можно, нет отличий и все пути одинаковы. Впрочем, это то же самое, что откровенное равнодушие, которое назвать хорошим явлением, я думаю, нельзя.

Православие и англиканство сближались веками, но у них всё равно достаточно разногласий

Православная и Англиканская Церкви за многовековую историю стремились к сближению. Миряне и священники обоих традиций часто вели диалог, на высших уровнях обсуждались разногласия в богословской догматике.

Англикане проявили большую терпимость к православным взглядам, в связи с чем иногда в СМИ занимаются спекуляциями на тему едва ли не объединения двух традиций.

Однако православие ставит Англиканской Церкви довольно жёсткие ультиматумы, в то время как англикане предпочитают противоположные пути.

В последние десятилетия СМИ шумно освещались два вопроса, по которым две традиции имеют разногласия:

  • посвящение женщин в епископов;
  • освящение гомосексуальных браков.

Первое уже есть в Англиканской Церкви. Второй вопрос активно ею рассматривается. Это стало камнем преткновения в межконфессиональном диалоге.

Информацию о том, что такое Англиканская Церковь можно узнать, просмотрев видео

Значение англиканства.

С самого начала англикане ставили своей целью объединение всех приверженцев Христа на земле. Архиеписком Кранмер разработал грандиозный план сотрудничества всех церквей, прошедших через Реформацию; его попытки не увенчались успехом из-за отсутствия интереса к нему со стороны некоторых руководителей немецких церквей. Англиканские церковники поддерживают дискуссии с целью более тесного союза с различными руководителями самых разных церквей, включая Римско-католическую. Некоторые из данных собеседований привели к позитивным результатам. Англиканские церкви вступили в полное евхаристическое общение со старокатолическими церквами и Польской национальной католической церковью; многие из англиканских церквей поддерживают неполное евхаристическое общение с церквами Швеции и Финляндии; частичный интеркоммунион – с Сирийской церковью Мар Томы в Южной Индии. Американская церковь установила особые дружественные связи с Независимой церковью Филиппин. Четыре американские епархии вошли в новую единую Церковь Южной Индии; данная церковь не связана полным евхаристическим общением ни с одним из англиканских церковных провинций, но со временем контакты между ними становятся все более тесными. В переговоры с другими церквями включились англиканские объединения в Бирме и Шри Ланке, что может привести к созданию объединенных церквей в указанных странах.

Англикане играют ведущую роль в экуменическом движении за единство и обновление вселенской церкви. Первым президентом временного комитета Всемирного совета церквей был доктор У.Темпл, архиепископ Кентерберийский. Инициативу создания Движения за веру и церковное устройство предпринял епископ Ч.Брент из Филиппин (позднее – епископ западного шт. Нью-Йорк. Все независимые англиканские церковные провинции – члены Всемирного совета церквей. Многие из них проводят дискуссии о возможностях более тесного союза с другими церквами.

Реформация и Контрреформация: спор о вере вел к новой войне

Начиная с X века на территории Европы существовала Священная Римская империя, с XVI века именуемая Священной римской империей германской нации. Это было децентрализованное образование со сложной феодальной иерархической структурой, объединявшей несколько сотен территориально-государственных образований. Основу территории Священной Римской империи составляли многочисленные германские государства.

Реформация, приведшая к разделению западных христиан на католиков и лютеран, стала причиной ожесточенных религиозных конфликтов, которые на территории Священной Римской империи были урегулированы Аугсбургским религиозным миром 1555 года. Документ признал лютеранство официальной религией и установил право имперских сословий на выбор вероисповедания.

Мир, однако, получился достаточно хрупким. В Европе набирала обороты Контрреформация — попытка католиков взять реванш, полностью вернув утраченные позиции. Конфликты приводили к десяткам бунтов в различных городах империи. В 1608 году один из вольных имперских городов Донаувёрт, где католики и протестанты имели равные права, был захвачен герцогом Максимилианом Баварским. Захватив город, Максимилиан выставил его жителям огромный счёт на компенсацию своих военных издержек. После того как те не смогли выплатить его, Максимилиан фактически присоединил город к Баварии и в рамках принципа cujus regio, ejus religio запретил там протестантизм. Для организованного отпора растущему давлению католиков протестантские князья на юге и западе Германии объединились в Евангелическую унию. В ответ католики объединились через год в Католическую лигу. Совещательные органы империи были парализованы, а полномасштабная война стала практически неизбежной.

Сближение и разрыв

Усилиями Палмера и других «оксфордцев» в составе англиканской палаты ковокаций появился Греко-русский комитет. С середины XIX века регулярно стали проводиться англиканско-православные конференции (Ламберская, Бонская). Однако принять англиканских священников в полное каноническое общение русские не могли, пока те не разделяли православных догматов. На это, в свою очередь, не решались пойти англичане.

«Это отчётливо показала третья Ламбетская конференция, на которой было признано невозможным для Англиканской церкви принять догматические положения православного учения: иконопочитание, поклонение Богородице и святым, пресуществление Святых Даров, богодухновенность Священного Предания и др.», – отмечает исследователь Юрий Королёв в статье «Взаимоотношения русского православия и англиканства в свете диалога культур».

Тем не менее, контакты продолжились. Русские богословы готовы были признать апостольскую преемственность англиканского священства, в отличие от Папы Римского.

Уже после Октябрьской революции на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 3 августа 1918 года обсуждался вопрос о соединении РПЦ с Англиканской церковью Англии и Епископальной церковью США. Огромный успех в диалоге был достигнут на Московской конференции 1956 года: англикане признали все семь православных таинств, пресуществление Даров, почитание святых и богодухновенность Священного Предания, а также отменили доктрину «филиокве». Однако полного объединения церквей так и не произошло – прежде всего, в силу внутренней разделённости самой Англиканской церкви.

В конце XX века тенденция сближения англиканства с Православием остались в прошлом. В Англиканской церкви возобладал неприемлемый, по мнению православных, либерализм – возведение женщин в священнический сан с 1976 года, а в дальнейшем признание англиканством однополых браков и многие другие новации.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector