0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Апостолы Петр и Павел и первенство власти в Церкви

Почему апостолы Петр и Павел — первоверховные?

У Иисуса Христа было много апостолов (учеников). Из них «главными» — то есть первоверховными, называют Петра и Павла, хотя один из них вообще никогда не видел Спасителя. Разбираемся, в чем состоит «главенство» этих апостолов и почему именно они стоят на особом месте среди своих собратьев по проповеди.

Первоверховные — это как?

Первоверховные — самые значимые и почитаемые, особенно послужившие для распространения христианства. Это не значит, что остальные апостолы менее значимы или что Петр и Павел ими управляли. В книге Деяний апостолов о подвиге и проповедях Петра и Павла написано больше всего. Поэтому, почитая всех апостолов, Церковь называет их первоверховными. При этом ни у кого из апостолов не было абсолютной власти — все важные вопросы решались сообща на соборах. Церковь прославляет духовную твердость апостола Петра, воспевая образ отвергшего Христа и покаявшегося; и разум апостола Павла, воспевая образ сопротивлявшегося проповеди Христа и потом уверовавшего.

Кто такой апостол Петр?

Апостол Петр — простой рыбак, которого позвал за Христом его брат апостол Андрей Первозванный. Именно Петр первым назвал Иисуса Христа Богом: «Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты — Христос, Сын Бога живаго» (Мф. 16:16). Апостол Петр проповедовал там и там, оставил после себя два послания (входят в книги Библии). Апостола убили в Риме в 67 году — его распяли на кресте вниз головой.

Кто такой апостол Павел?

Апостол никогда не видел Иисуса Христа и был призван для проповеди уже после Его Вознесения. Павел — иудейский ученый богослов, который ненавидел и преследовал христиан. Резкая перемена в его вере случилась по дороге в Дамаск, где он должен был в очередной раз судить христиан. Ему явился Господь (Деян. 9:1-20) и с этого момента апостол настолько в Него уверовал, что стал его ревностным проповедником и оставил 14 посланий (писем) с наставлениями о вере, которые входят в книги Библии. Павла убили в Риме в 67 году — ему отрубили голову.

Кем были остальные апостолы?

Это разные люди, избранные Христом и посланные им в мир для проповеди о Царствии Божьем и устроения Церкви. Многие из них после призвания практически все время находились вместе со своим Учителем. После Вознесения Христа они отправились проповедовать Евангелие и все кроме Иоанна Богослова были убиты за веру и проповедь христианства, которое долгое время считалось незаконным в Римской империи. Праздник всех апостолов (Собор славных и всехвальных 12-ти апостолов) празднуется сразу после Петра и Павла — 13 июля.

Подробнее о том, кто были апостолы и как не запутаться в их именах читайте в наших материалах:

Главная страница

Римо-католицизм — диалог с римо-католической церковью — проблемы современного богословия

Камень веры, апостол Петр и первенство власти

Η πέτρα της πίστεως, ο Απόστολος Πέτρος και το πρωτείο εξουσίας

Пресвитер Ангелос Ангелакопулос , служащий священник священной обители Богородицы Миридиотиссы в Неа Фалиру в Пирее
Πρεσβ. Άγγελος Αγγελακόπουλος εφημέριος Ι.Ν. Παναγίας Μυριδιωτίσσης Νέου Φαλήρου Πειραιώς

К огда Господь с учениками прибыл «в страны Кесарии Филипповой» 1 , Он спросил апостолов, согласно Евангелию от Матфея, что думают о Нем люди. И Ему отвечали, что Его почитают: «одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков» 2 .
«А вы за кого почитаете Меня ?» 3 — снова спросил Господь. На этот вопрос ответил тогда апостол Петр: «Ты Христос, Сын Бога живаго» 4 ..
Господь был обрадован эти ответом, и повернувшись к нему, сказал: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе, но Отец Мой Небесный. И Я говорю тебе: Ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют ее » 5 .

Из приведенных выше слов становится очевидным то, что апостол Петр говорил от имени всех учеников и благодаря этой инициативе и благодаря другим подобного рода поступкам ему дана Святыми Отцами характеристика «старейший из апостолов», «экзарх», «глава» и т.д.
То, что под словом «камень» Господь имел в виду исповедание Его божественности, становится очевидным исходя из того, что слово камень употребляется в женском роде. То есть Господь не сказал «на тебе, Петре (Камне- τον Πέτρο) я создам Церковь Мою», но на сем камени (в слав. яз. -πέτρα» ), которым является исповедание Моего божества, Я создам Церковь, которая по этой причине навеки будет некополебимой. 6 Поэтому, очевидно, что «камень», о котором говорил Господь — это вера в божественность Его слов и, главным образом, божественность Его природы.
Святые Отцы в слове «камень» видели исповедание божественности Христа, на основании которого утверждена была Церковь, которая по этой причине в действительности является непоколебимой и неодолимой на протяжении веоков 7 .

Свт. Кирилл говорит: » Я думаю, что под словом» камень » должно понимать непоколебимую веру апостолов » 8 Свт. Иларий, епископ Пиктавийский говорит: » Камень — это благословенный и уникальный камень веры, которую исповедал своими устами св. Петр, и на этом камне исповедания веры была основана Церковь » 9 .
» Бог , -как говорит блаж. Иероним ,- основал Церковь Свою на этом камени, и от этого то камня св. Петр получил свое наименование «. 10 . Святитель Иоанн Златоуст говорит: « На сем камени создам Церковь Мою», то есть на исповедании веры .
Что это было за исповедание апостола? «Ты еси Христос, Сын Бога живаго» 11 .
Святитель Амвросий Медиоланский 12 , свт. Василий Селевкиийский и отцы IV Вселенского Халкидонского Собора в точности учили тому же самому.
Бл. Августин, величайший латинский богослов, пишет: « Что означают слова: на сем камени созижду Церковь Мою? Они означают то, что она основывается на этой вере, на этих словах: Ты Христос, Сын Бога живаго». 13 .
« На сем камне исповедания Я создам Церковь Мою. И камень же был Христос » 14 . Мнение Августина в отношении этой цитаты было таково, каково оно было и во всем христианстве той эпохи. 15

Почему мы все это вспоминаем? Потому что, к сожалению, это место о камне было самым вопиющим образом перетолковано со стороны еретиков папистов и латинян.

Одним из новшеств, нечестивых учений и ересей Папизма является пресловутое учение о первенстве власти Римского папы. Согласно официальному учению Папизма Римский епископ обладает высшей и кафолической властью над всей Церковью, на всей землей вдоль и поперек, превосходит всех других епископов, которых он судит, избирает, контролирует и управляет. Он считает себя главой Церкви, краеугольным камень и непосредственным преемником святого Петра, первейшего среди Апостолов, и не только по чести, но он облечен высшей властью в Церкви. Это является доктриной Папства, которая была принята во всем своем содержании на I Ватиканском Соборе в 1870 году.

Чтобы поддержать и оправдать несостоятельную, нечестивую ересь папского примата, используются псевдоконстантиновы-лжеисидоровы декреталии в частности , а также делаются ссылки на на вышеприведенный отрывок из 16 главы Евангелия от Матфея, который мы проанализировали. 16
Согласно мнению папистов Господь назвал «камнем» апостола Петра,при этом производя игру слов с его именем, который, как они считают, является камнем в основании Церкви, имеющий ключи от неба и вместилищем благодати.
А так как Папа является преемником святого Петра, то он наследует, божественное право, которое принадлежит Петру. Апостол Петр распоряжается как монарх всем, что есть в Церкви, поэтому монархом и правителем Церкви является и его преемник, папа.

Однако, когда так считалось и понималось, что ап. Петр является краеугольным камнем Церкви, единственным распорядителем благодати Святого Духа? Никогда. Как мы уже упоминали ранее — как Сам Господь, так и Новый Завет, но и согласно с учением Святых Отцов (consensus partum) считается, что камень и краеугольный камень — это Христос. 17

Неубедительность мнения о первенстве власти ап. Петр свидетельствуют следующие факты:

1. На Апостольском Соборе, который состоялся в Иерусалиме в 49 г. н.э., на нем был председательствовал св. Иаков, брат Господень, чье мнение по вопросу обрезания язычников было принято всеми апостолами.
Если бы апостол Петр обладал бы первенством власти, то он был бы председателем собора, а не св. Иаков, брат Господень, и его бы мнение (ап. Петра) было бы принято Апостолами, а не св. Иакова. Но это было не так.

2. В эпизоде ​​ссоры между апостолами Петром и Павлом в вопросе обрезания язычников, в конечном итоге была принята позиция ап. Павла, а ап. Петра была отвергнута. Если бы апостол Петр обладал бы первенством власти, тогда бы бы монархически было бы навязано мнение ап. Петра, но не было бы отвергнуто. Однако это было не так.

3. В день Пятидесятницы, мы видим, что Святой Дух почил в виде огненных языков на головах каждого из Апостолов одинаково и равномерно. Всем Апостолам в равной степени были распределены те же самые огненные языки. Если бы ап. Перт обладал бы первенством власти, то тогда в таком случае Святому Духу необходимо было бы каким-то особым образом почить исключительно на ап. Петре, но не освещать других одиннадцать. Или же в виде огненного языка большего размера и неодинакового размера с другими почившими на остальных Апостолах, чтобы он почил на главе ап. Петра. Но такого не произошло.

4. Когда Христос беседовал со Своими учениками о Своих страданиях, Крестной смерти, гробе и Воскресении, тогда ап. Петр, по человеческому рассуждению и по-мирски мысля, начал Господа порицать и отговаривать от принятия горькой чаши Креста и смерти.
Затем, однако, получил от Господа нашего очень строгую и жесткую оценку: «Отойди от Меня, сатана , ты мне соблазн; потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» 18 . Сам Господь назвал Петра и сатаной и соблазном! Если апостол Петр обладал бы первенством власти, то тогда бы Господь не назвал бы его так, , но тогда следовало бы послушаться ап. Петра и избегать смерти на Кресте. Но этого не было..

5. Известно тройное отвержение Господа святым Петром, но известны и слезы его покаяния и восстановление его в апостольском достоинстве от Самого Господа. Если бы апостол Петр обладал бы первенством власти, то тогда бы он не нуждался бы в покаянии и восстановлении в своем достоинстве. Он остался бы нераскаянным как Иуда, и остался бы без Христа. Но такого не было.

6. Традиция Церкви свидетельствует о том, что Матерь (Православных) Церквей — это Сион, Иерусалим, а н им, по причине деятельности Христа в этом городе. « Радуйся Сионе святый. Матерь Церквей » 19 . Если бы апостол Петр обладал бы первенством власти, то тогда бы Матерью Церквей являлся бы Рим. Но этого не случилось.

Иная интерпретации этих слов папистам вызвана их попыткой оправдать впадение пап в яму тщеславия, высокомерия, демонической гордыни и сатанинского эгоизма, которое оказывается настолько велико, что это дало право прп. Иустину (Поповичу) падение пап охарактеризовать как четвертые в истории великое падение после падения сатаны, Адам и Иуды. 20

В заключение, мы приводим позицию Православной Церкви по данным вопросам: являются:

1. Иисус Христос дал Апостолам точно такую же власть, которую он дал и святому Петру.

Читать еще:  Ефрем Сирин. Гимны о Рае (4:11; 5:1–2)

2. Апостолы никогда не признавали личность святого Петра в качестве наместника Иисуса Христа и как непогрешимого учителя Церкви.

3. Св. Петр никогда не считал, что он был папой и никогда не поступал таким образом, как это делают папы.

4. Соборы первых четырех веков, признавая высокое положение, которое имел епископа Рима в Церкви благодаря важности Рима, предоставили епископу им только первенство чести, но никогда не предоставляли ему первенства власти и суда.

5. Святые отцы, в отношении знаменитой цитаты из Евангелия « Ты еси Петр и на сем камени созижду Церковь Мою », никогда не считали, что в нем имеется мысль о том, что Церковь построена на апостоле Петре (super Petrum), но полагали, что в данном месте этот текст имеет тот смысл, что Церковь основана на камне (ἐπί τῃ πέτρα – super petram) т.е. на исповедании веры Апостола. 21

Несмотря на вполне ясное и кристально чистое учение Православной Церкви по вопросу о первенстве, Папа остается нераскаянным, утверждая учение о всемирной власти, предлагает и навязывает «соединение церквей» по модели и по образцу унии.
То есть, чтобы произошло некое «униатские соединение Церквей», где каждая «церковь» будет соблюдать и не будет менять традиции, обычаи и традиции (независимо от того, сосуществуют ли они Преданию, Библии, Евангелию , Вселенским Соборам и Святым Канонам, Святым Отцов и их писаниям), но при этом будет признавать верховенство власти папы над всем миром, будет его поминать во время богослужений и внесет в диптихи и будут в зависимости от него. Папа все это может изменить и от всего отказаться.
Только две вещи от которых не может отказаться папа — это первенство и непогрешимость. А православные экуменисты с помощью Богословского Диалога между православными и римо-католиками содействуют признанию папского примата власти, пытаясь смешать не смешиваемое — создать синтез между соборы устройством и папским первенством и пи этом ои говорят о метасоборности. 22
Цель заключается в содействии папе как антихристу мирового политического и религиозного лидера, который, в свою очередь, передаст власть в этом мире антихристу.
Итак, за кем мы последуем и за кем мы пойдем? За папой, экуменистами и антихристом, или же за апостолом Петром и Христом? За зверем или за Агнцем? Конечный итог истории и победа принадлежит Закланному за нас Агнцу.

Святые апостолы Петр и Павел

Прославляя святых апостолов Петра и Павла в один день, Церковь, кажется, хочет напомнить нам о разнообразии человеческих характеров и путей, ведущих к Богу. День памяти апостолов Петра и Павла — 12 июля.

Апостолы Петр и Павел: два непохожих пути к Иисусу

Обоих апостолов называют первоверховными, но и первенство у них совсем не одинаковое. Петр был одним из ближайших учеников Христа при Его земной жизни, а Павел вообще не имел никакого отношения к евангельским событиям. Он начал проповедовать намного позднее, и даже не был «официально утвержден» в роли одного из двенадцати апостолов. И все-таки мы можем сравнить в самых общих чертах две эти судьбы.

Святой Петр (Симон)

Апостолы Петр и Павел

Симон, позднее прозванный Петром, как и его брат Андрей, был простым галилейским рыбаком. Галилея была самой дальней от Иерусалима областью Палестины, там проживало немало язычников. Столичные жители относились к галилеянам свысока, как к провинциалам. Те даже говорили с заметным акцентом, по которому Петра однажды опознали во дворе первосвященника. А рыбак — самая простая и непритязательная профессия. Ловили рыбу на Галилейском озере в основном ночью, так что рыбак не всегда успевал выспаться, он пропах рыбным запахом, доходы у него были слишком непредсказуемы, все зависело от удачи. В общем, жизнь галилейских рыбаков была не слишком завидной, и, может быть, именно поэтому Симон и Андрей, едва заслышав приглашение странствующего Проповедника: «Идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков», сразу послушались Его, бросили даже сети, которые после каждой ловли полагалось чистить и чинить. И так стали первыми призванными апостолами.

Святой Павел (Савл)

Павел, или, точнее, Савл (как назывался он прежде обращения ко Христу), напротив, был из тогдашней элиты. Родился он в эллинистическом городе Тарсе, столице провинции Киликия, был из колена Вениаминова, как и царь Саул, в честь которого его назвали. Одновременно он по рождению был римским гражданином — редкая для провинциалов привилегия, дававшая ему множество особых прав (например, требовать суда лично у императора, чем он впоследствии и воспользовался, чтобы попасть в Рим за казенный счет). Paulus, то есть «малый», это ведь римское имя — вероятно, оно было у него с самого начала, но только после обращения в христианство он стал использовать его вместо прежнего имени Савл. Образование он получил в Иерусалиме, у авторитетнейшего богослова того времени Гамалиила. Савл принадлежал к числу фарисеев — ревнителей Закона, стремившихся в точности исполнить все его требования и все «предания старцев». Хотя Христос обличал фарисеев, но мы знаем несколько примеров, когда именно фарисеи становились Его преданными учениками, так что Савл-Павел был в этом не одинок.

Апостолы Пётр и Павел

А вот в характере у Симона и Савла было немало общего. Выучившись у Гамалиила, Павел не просто погрузился в толкование Моисеева Закона. Нет, ему надо было применять и даже насаждать этот Закон на практике — а самой подходящей областью применения ему показалась борьба с недавно возникшей «ересью», сторонники которой рассказывали о некоем воскресшем Иисусе и о том, что вера в Него куда важнее дел Закона! Такого Савл снести не мог. Когда за подобную проповедь побивали камнями диакона Стефана, он всего лишь сторожил одежду побивающих, но скоро ретивый юноша сам выступил в путь, чтобы покарать неверных в Дамаске. Именно на этом пути произойдет встреча, навсегда изменившая его жизнь.

А Симон, с самого начала бывший учеником Христа? Он такой же пламенный и нетерпеливый. Вот Христос приказывает ему, еще рыбаку, а не апостолу, заново закинуть сети после безуспешного ночного лова — и он повинуется, а когда сеть приносит необычайный улов, говорит Учителю: «Выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (Лк. 5: 8). Настолько остро ощущал он свое недостоинство и свою нечистоту… Зато позднее, увидев Спасителя идущим по воде, он, наоборот, немедленно просит: «…Повели мне придти к Тебе по воде» (Мф. 14: 28). Да, потом он усомнился и начал тонуть, но остальные-то апостолы даже попробовать не решились! Когда рядом с Симоном происходит чудо, он немедленно должен отреагировать на него, все для него свершается здесь и сейчас. И не случайно именно он без колебаний произносит свое вероисповедание, еще задолго до Воскресения Христова: «Ты — Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16: 16). А ведь даже Иоанн Креститель посылал ко Христу учеников с вопросом, Он ли то был на самом деле… Петр не сомневается, и в ответ на эти слова Христос и называет его камнем, на котором Он созиждет Свою Церковь. Арамейское и греческое слова для обозначения скалы, соответственно Кифа и Петр, становятся новыми именами Симона.

В жизни каждого из них был переломный момент, сделавший их тем, кем они стали. Савлу явился по дороге в Дамаск Воскресший Христос и спросил его: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» (Деян. 9: 4). С этого момента в его жизни изменилось все — точнее, его собственной эта жизнь уже не была, она была посвящена проповеди Того, Кого он прежде гнал.

А для Петра таким моментом стало, наоборот, отречение. Накануне распятия он обещал Христу, что и под страхом смерти не оставит Его, но Христос ответил: «…В эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня» (Мф. 26: 34). Может быть, если бы к нему тут же приступили палачи, он мужественно пошел бы на казнь, но впереди была долгая ночь, полная страхов и неизвестности… И Петр как-то незаметно отрекся от Христа, по-будничному, сам того не заметив — вплоть до самого петушиного крика. На собственном примере первый из апостолов увидел, как легко можно стать последним. И только после покаянных слез Петра прозвучали обращенные к нему слова Спасителя: «…Паси овец Моих» (Ин. 21: 17). Но прежде Он задал ему очень простой вопрос: «Любишь ли ты Меня?» Задал его трижды, так что Петр даже расстроился, но после ночи с петухом это было не лишним: трижды отрекшийся трижды исповедал свою любовь.

А что за эту любовь придется платить спокойствием и комфортом, оба они, и Петр, и Павел, прекрасно знали. Сразу же после исповедания Петром своей любви Иисус пророчествует о его смерти: «Прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь» (Ин. 21: 18). Мученическая смерть была своего рода условием апостольства, и как не понимать это было Петру, видевшему распятие Учителя, и как не понимать Павлу, который сам прежде мучил христиан! Оба были казнены в Риме в шестидесятые годы от Р. Х., еще даже прежде, чем была закончена последняя книга Нового Завета.

Об их проповеди рассказывает книга Деяний. С самого начала благовестие было обращено прежде всего «к погибшим овцам дома Израилева», и Петру потребовалось чудесное видение, чтобы убедиться: язычников Бог точно так же призывает к вере, как и иудеев. Тем не менее он в основном проповедовал своим собратьям по вере, да и трудно, пожалуй, было простому галилейскому рыбаку обращаться к иноязычной и иноверческой аудитории. Зато это хорошо получалось у образованного Павла, который и сказал: «…Мне вверено благовестие для необрезанных, как Петру для обрезанных» (Гал. 2: 7).

Вообще, различий между ними довольно много. Например, Петр еще до встречи со Христом был женат, а Павел решил всегда оставаться холостым, чтобы семейные дела не мешали его главному призванию. Впрочем, и о Петре сам Павел говорил, что жена была его спутницей (см. 1 Кор. 9: 5), значит, семейная жизнь не обязательно должна быть помехой миссионерству.

Сравнивать двух апостолов, которые впоследствии были названы первоверховными, можно долго и подробно, отмечая общее и особенное в жизни каждого из них. Но лучше всего дать слово им самим, чтобы они сказали нам, что это такое — быть первыми среди апостолов.

Петр: «Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, И не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; И когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» (1 Петр. 5: 1-4).

Павел: «…Я, обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, еврей от евреев, по учению фарисей, По ревности — гонитель Церкви Божией, по правде законной — непорочный. Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа… Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус» (Флп. 3: 5-8, 12).

Андрей ДЕСНИЦКИЙ

Андрей Сергеевич ДЕСНИЦКИЙ, доктор филологических наук, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, консультант Института перевода Библии, выпускник МГУ.
  • Апостолы Петр и Павел: пути верного ученика и лютого гонителя
  • День памяти апостолов Петра и Павла
  • Петров пост в 2019 году — с 24 июня по 11 июля

ПРАЗДНИК СВЯТЫХ ПЕРВОВЕРХОВНЫХ АПОСТОЛОВ ПЕТРА И ПАВЛА

12 июля православная церковь отмечает День славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла. В этот день заканчивается Петров пост.

Апостолы Петр и Павел особо почитаются как ученики Иисуса Христа, которые после смерти и воскресения Христа начали проповедовать и распространять учение Евангелия по всему миру.

Читать еще:  Русскому православному храму Уфы грозит разрушение

Напоминанием о единстве и разнообразии в жизни Церкви стал праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла. По православному учению власть в Евангельской Общине принадлежала Собору Апостолов, среди которых Петр и Павел считаются главными – «первоверховными», в отличие от Католической Церкви, где Петр считается единоличным «главой апостолов». Память двух апостолов празднуется одновременно, и это очевидный символ единства. Но Петр и Павел столь различны, что их общий праздник становится напоминанием о разнообразии.

Разница между ними колоссальная в том, что апостол Петр был с самого начала верным учеником Христов, был свидетелем всего, что случалось вокруг Христа с первого момента Его выхода на проповедь. И наоборот, апостол Павел был Христовым врагом, Его противником, он не верил в Него как в Мессию, он считал Его лжепророком; он вышел на проповедь не с тем, чтобы возвещать Евангелие, а с тем, чтобы быть гонителем христиан. Различно апостольское служение… Петр стал символом церковной иерархии, с ее упорядоченностью и дисциплиной, Павел – символом «свободного» христианства, живущего по духу, а не по букве канонов и правил. Но все же апостолы едины: «Петрово» и «Павлово» в Церкви дополняют друг друга.

Апостол Петр — уроженец города Вифсаиды, брат апостола Андрея, жил со своим семейством в Капернауме и занимался рыболовством. Звали его Симоном, а имя Петр (что значит камень) он получил от Иисуса Христа. Жизнь Петра освещена в Евангельском повествовании более других апостолов потому, что он все время находился рядом с Христом, особенно сильно был привязан к Нему, первый безоговорочно верит в Божественное посланничество Господа. За это он был удостоен особой близости к Господу. Так, с апостолами Иаковом и Иоанном Петр был свидетелем воскрешения дочери Иаира, видел славу Господню на горе Фаворе во время Преображения, оставался со Христом в Гефсиманском саду накануне предательства Его Иудою. Но, несмотря на всю свою любовь и преданность, Петр не избежал самого страшного греха — отступничества, который искупал потом всю жизнь. Преданный Христу, Петр после тайной вечери по малодушию трижды от него отрекается. Но лишь только Спаситель в эти минуты кротко взглянул на него, Петр понял всю тяжесть им совершенного и в сокрушении горько заплакал. Искреннее раскаяние его было принято Господом. Явившись апостолам после своего Воскресения, Христос вновь утвердил Петра в апостольском звании, троекратно повторив: «Паси овец Моих». И Петр стал одним из самых смелых проповедников Евангелия. Уже в день Пятидесятницы он обратил в Христову веру сначала 5000, а потом еще 3000 человек. Апостол Петр прославился многими исцелениями, а в Иоппии воскресил из мертвых Тавифу, бестрепетно свидетельствовал о Христе перед начальниками иудейскими и судом синедриона, был дважды заточен в темницы, обрекался на смерть, но после чудесных освобождений ангелом не оставлял своего проповеднического подвига.

Караваджо. Распятие апостола Петра. (1600, Капелла Черази церкви Санта-Мария)

Петр мученически скончался в Риме примерно в 64 году (по другим источникам в 67 году). Петр был распят. Поскольку он считал, что недостоин быть распятым на кресте, как Спаситель, его, по собственной просьбе, распяли «стремглав» (то есть вниз головой). Он был погребен на Ватиканском холме, и над местом его погребения в настоящее время расположен главный алтарь собора святого Петра.

Собор Святого Петра в Ватикане

Павел (евр. Савл), родился в малоазийском г. Тарс (в Киликии) в еврейской фарисейской семье. Первоначально ревностный гонитель христиан, Павел, испытавший чудесное видение на пути в Дамаск, принимает крещение и становится истовым проповедником христианства среди язычников (‹апостол язычников›). За чрезвычайные миссионерско-богословские заслуги перед христианством в становлении его как мировой религии Павел, не входивший в число двенадцати апостолов, почитается как первопрестольный апостол. Церковь приписывает ему 14 посланий, включенных в Новый Завет. Павел, как римский гражданин, был «усечен мечом» (т.е. обезглавлен) в 67 году.

Апостол Павел, как и апостол Петр, много потрудился в распространении Христовой веры и справедливо почитается вместе с ним «столпом» Церкви Христовой и Первоверховным апостолом. Они оба мученически скончались в Риме при императоре Нероне, и их память празднуется в один день.

Почему святых апостолов Петра и Павла называют первопрестольными и первоверховными? Вовсе не потому, что они, якобы, получили верховную власть над всеми апостолами. Для подобных утверждений мы не находим свидетельств ни в Евангелии, ни в апостольской истории. Апостолы Петр и Павел именуются первоверховными не за преимущество перед другими во власти, а лишь по чести. За их великие труды. Все святые апостолы понесли множество трудов в благовестии Христова учения, но эти двое потрудились больше всех (1 Кор. 15:10). Переходя из города в город, из страны в страну, святые Петр и Павел везде ревностно возвещали слово Божие, мужественно и терпеливо перенося невзгоды и бедствия.

В Москве Храмы святых апостолов Петра и Павла находятся:
— в Ясенево (м.»Битцевский парк», Новоясеневский просп., 42);
— в Лефортово (м.»Авиамоторная», ул. Солдатская, 4);
— на Новой Басманной (м.»Красные ворота», Н. Басманная ул., 11);
— у Яузских ворот (м.»Китай-город», Петропавловский пер.).

Источник: Храм Живоначальной Троицы на Воробьевых горах

Почему апостолы Петр и Павел называются первоверховными?

Почему апостолы Петр и Павел называются первоверховными?

Здравствуйте, дорогие посетители православного сайта “Семья и Вера”!

Святые первоверховный апостолы Петр и Павел занимают особое место в лике святых 12-ти учеников Христовых, так как потрудились в проповеди Евангелия более всех апостолов.

Апостол Петр был неутомимым проповедником еврейскому народу, живущему в Палестине и Египте, по берегам Средиземного моря и Антиохии.

Апостол Павел называется апостолом языков, то есть – проповедник язычникам. Пройдя множество земель и стран, этот великий учитель Христовой веры обратил к Богу сотни тысяч людей!

Ниже мы прилагаем проповедь игумена Мелхиседека (Артюхина), сказанную им 12 июля, в праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

Проповедь на праздник святых первоверховных апостолов Петра и Павла

Игумен Мелхиседек (Артюхин)

По свидетельству слова Божия, апостолы занимают особое место в Церкви – каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих (1 Кор. 4,1).

Облеченные равной силой свыше и одинаковой властью разрешать грехи, все апостолы сядут на двенадцати престолах возле Сына Человеческого (Мф. 19,28).

Хотя некоторые апостолы и отличены в Писании и предании, например Петр, Павел, Иоанн, Иаков и другие, ни один из них не был главным и даже превосходящим честью остальных.

Но так как в Деяниях апостольских преимущественно повествуется о трудах апостолов Петра и Павла, то Церковь и святые отцы, благоговея при имени каждого из апостолов, этих двоих называют первоверховными.

Церковь прославляет апостола Петра как предначавшего из лика апостолов исповедать Иисуса Христа Сыном Бога живаго; Павла же яко паче иных потрудившегося и причисленного к высшим из апостолов Духом Святым (2 Кор. II, 5); одного – за твердость, другого – за светлую мудрость.

Называя двоих апостолов верховными, по первенству порядка и трудов. Церковь внушает, что глава ее есть один только Иисус Христос, а все апостолы – служители Его (Кол. 1,18).

Святой апостол Петр, до призвания своего носивший имя Симон, старший брат апостола Андрея Первозванного, был рыбак. Он был женат, имел детей. По выражению св. Иоанна Златоуста, это был человек пламенный, некнижный, простой, бедный и богобоязненный. Он был приведен к Господу своим братом Андреем, и при первом же взгляде на простого рыбака Господь преднарек ему имя Кифа, по-сирски, или по-гречески – Петр, то есть камень. По избрании Петра в число апостолов Господь посетил его убогий дом и исцелил тещу от горячки (Мк. 1,29-31).

В числе трех учеников Своих Господь удостоил Петра быть свидетелем Своей Божественной славы на Фаворе, Своей Божественной силы при воскрешении дочери Иаира (Мк. 5, 37) и Своего по человечеству уничижения в саду Гефсиманском.

Петр горькими слезами раскаяния омыл свое отречение от Христа, и первым из апостолов вошел в гроб Спасителя по воскресении Его, и первым из апостолов удостоился узреть Воскресшего.

Апостол Петр был выдающимся проповедником. Сила его слова была столько велика, что он обращал ко Христу по три, по пять тысяч человек. По слову апостола Петра обличаемые в преступлении падали мертвыми (Деян. 5, 5. 10), мертвые воскресали (Деян. 9, 40), больные исцелялись (Деян. 9, 3-34) даже от прикосновения к ним одной тени проходящего апостола (Деян. 5, 15).

Но у него не было первенства власти. Все церковные дела решались общим голосом апостолов и пресвитеров со всей Церковью.

Апостол Павел, говоря об апостолах, почитаемых столпами, поставляет на первом месте Иакова, а потом Петра и Иоанна (Гал. 2,9), себя же причисляет к ним (2 Кор. 11,5) и сравнивает с Петром. Собор посылает Петра на дело служения так же, как и других учеников Христовых.

Апостол Петр совершил пять путешествий, проповедуя Евангелие и многих обращая ко Господу. Последнее путешествие окончил в Риме, где с великим усердием благовествовал веру Христову, умножая число учеников. В Риме апостол Петр обличил обман Симона волхва, который выдавал себя за Христа, обратил ко Христу двух жен, любимых Нероном.

По повелению Нерона 29 июня 67 года апостол Петр был распят. Он просил мучителей распять себя головой вниз, желая этим показать различие между своими страданиями и страданиями своего Божественного Учителя.

Чудесна история обращения святого апостола Павла, до этого носившего еврейское имя Савл.

Савл, воспитанный в законе иудейском, ненавидел и терзал Церковь Христову, и даже выпросил у синедриона власть всюду находить и преследовать христиан. Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу(Деян. 8, 3). Однажды “Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим. Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил” (Деян. 9,1-9).

Упорный гонитель христианства становится неутомимым проповедником Евангелия. Жизнь, поступки, слова, послания Павла – все свидетельствует о нем, как избранном сосуде благодати Божией. Ни скорбь, ни теснота, ни гонение, ни голод, ни нагота, ни опасности, ни меч, ни смерть не могли ослабить в сердце Павла любви к Богу.

Он совершал непрестанные путешествия в разные страны для проповеди Евангелия иудеям и особенно язычникам. Эти путешествия сопровождались необычайным могуществом проповеди, чудесами, неусыпным трудом, неистощимым терпением и высокой святостью жизни. Труды апостольского служения Павла были беспримерны. Он сам о себе говорил: более всех их потрудился (1 Кор. 15, 10). За свои труды апостол претерпел неисчислимые скорби. В 67 году 29 июня в одно время с апостолом Петром он принял мученическую кончину в Риме. Как римский гражданин он был обезглавлен мечом.

Православная Церковь почитает апостолов Петра и Павла как просветивших западный мрак, прославляет Петрову твердость и Павлов разум и созерцает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся в апостоле Петре – образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле – образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.

Сын фарисея и трижды предатель: как Петр и Павел стали учениками Христа

Настоятель храма Двенадцати Апостолов рассказал, почему память апостолов Петра и Павла совершается в один день, кто такие первоверховные апостолы и как люди, гнавшие от себя Христа, стали самыми преданными его сподвижниками.

Читать еще:  Украшения, бижутерия

Середина июля для православных христиан ознаменована двумя большими праздниками. 12 июля Православная церковь отмечает День славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, а 13 июля празднует Собор Двенадцати Апостолов.

Последний является одним из древнейших православных праздников, в честь которого было построено множество православных храмов. Самым первым из них стал храм, возведенный по приказу императора Константина Великого в Константинополе: это церковь Апостолов, ставшая императорской усыпальницей.

Храм Святых Апостолов. Миниатюра из Ватиканского кодекса

День апостолов Петра и Павла также весьма почитаемый праздник, поскольку именно эти двое считаются одними из главных сподвижников Иисуса Христа. Хотя есть между этими святыми и ряд различий. Так, Петр был одним из ближайших учеников Христа, а Павел вообще не являлся участником евангельских событий и проповедовать начал гораздо позже Петра. Впрочем, оба они доказали свою преданность Господу, пострадали за свою веру и вошли в число самых почитаемых святых как на Востоке, так и на Западе.

О том, что еще связывает этих святых, почему их принято изображать вместе на иконах, зачем Господь отдал Петру ключи от рая и что подвигло Павла проповедовать христианство, а Петра – пойти навстречу собственной смерти, в интервью порталу «История.РФ» рассказал настоятель храма Двенадцати Апостолов города Тулы, ректор Тульской православной классической гимназии протоиерей Лев Махно.

В. И. Суриков. Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы,
сестры его Береники и проконсула Феста

Гонитель Христа и первый папа римский

– Отец Лев, в первую очередь хочу спросить вас вот о чем. Почему Петр и Павел почти на всех иконах изображаются вместе? И день памяти у них тоже приходится на одну и ту же дату. С чем это связано? В одних источниках сказано, что эти апостолы якобы умерли в один день, а где-то пишут, что Павел принял мученичество ровно через год после Петра. Чему верить?

– Первоверховные апостолы Петр и Павел совершенно по-разному трудились и в разное время. В то время, когда апостол Петр был со Христом, апостол Павел был Его гонителем. История о том, как и когда он обратился ко Христу, подробно описана в книге «Деяния святых апостолов». Первоверховным апостолом Павел стал потому, что заложил основы догматическо-нравственного учения Православной церкви. Поэтому Петра и Павла на иконах изображают вместе как двух первоверховных апостолов. Но это совершенно не значит, что они в одно время вместе трудились. В иконографии часто объединяют святых. Например, первый образ «О тебе радуется» был написан в XVI веке, а со временем в него добавляют новых святых. К примеру, совсем скоро, 1 августа, мы открываем часовню Параскевы Пятницы около храма Покрова, и там будет икона, к которой мы добавляем не только святых, которые были в XVI веке, но и наших, тульских святых, которые были замучены уже в период гонений на церковь в XX веке. У икон бывает разная композиция, они сами по себе очень многогранны и богаты по содержанию. Поэтому часто бывает так, что туда добавляются святые, которые не были никак связаны друг с другом при жизни. Это делается скорее по принципу их общего страдания, мученичества и подвига.

– Кстати, я читала, что именно в честь Петра и Павла в Риме были установлены первые христианские храмы, когда христианство стало там разрешенной религией. Это правда? И вообще, какое значение придается этим святым в западной, католической традиции?

– В Римско-католической церкви апостол Петр считается первым папой римским. И если вы возьмете учебник по истории западного христианства, то первым среди 266 римских пап будет стоять апостол Петр. Таким образом, он является основоположником иерархии западной церкви. И под собором Святого Петра в Ватикане есть крипта, где, как считается, был погребен апостол Петр. Там в подвале есть небольшая церквушка, где обыкновенно совершается литургия.

«На Петров день в деревнях совершаются бесчинства»

Многие привыкли считать, что апостол Петр – это хранитель ключей от райских врат. Мы представляем себе, что именно этот апостол первым встречает души умерших у входа в Царство Небесное. Но откуда взялось это поверье? Об этом сказано в Библии? Кроме того, я читала, что в представлении славян в роли хранителей ключей от рая выступает как Петр, так и Павел… Как это может быть?

– Такие вопросы нужно всегда рассматривать в иконографическом аспекте. Образ апостола Петра, который держит ключи от рая, не в обиду католикам будет сказано, нарисовала именно Римская церковь. Ведь до 1054 года мы были вместе! Христианская церковь была едина почти до середины XI века, и православные и католики почитали одних и тех же святых. Но после того как произошло это разделение, католики стали изображать апостола Петра с ключами от рая, подчеркивая тем самым, что ключи от Царства Небесного в руках у основателя западной, а не восточной церкви. Кроме того, в Евангелии действительно есть такие слова, которые Христос говорит Петру: «…и дам тебе ключи Царства Небесного». Эти евангельские слова воплотились в иконографии апостолов в западной церкви. В данном случае Христос говорит о духовных ключах: Он прощает апостола за то, что тот отрекся от Него и дает ему право самому отпускать грехи другим людям. Иисус как бы говорит Петру: ты предал Меня, но за свою искренность и преданную любовь ты достоин спасения.

Рубенс. Апостол Петр

– В народном календаре славян день святых апостолов Петра и Павла называется Петровым днем. В этот день на Руси провожали весну и встречали лето, заканчивались «купальские празднования» и начинались летние свадьбы, а также первая прополка и подготовка к сенокосу. Интересно, как Православная церковь относится к таким традициям?

– Отрицательно, потому что Петров день на Руси сочетался с языческим праздником. Таким образом, в народе, принявшем христианскую веру, сохранялись языческие традиции, и из-за этого православные праздники отмечались вместе с языческими. Так же происходило и с Троицей, во время которой перепрыгивали через костры (День Святой Троицы в славянском народном календаре обозначается как Троицын день; этот праздник связан с большим количеством языческих обрядов и завершает весенний цикл праздников, знаменуя собой переход к лету. – Прим. ред.). И мы знаем, что в день святых апостолов Петра и Павла в деревнях иногда совершаются бесчинства и различные хулиганства. Поэтому церковь смотрит на это отрицательно – как и на птиц, которых выпускают на Благовещение (на Благовещение есть обычай выпускать на волю лесных птиц; к сожалению, каждый год праздник сопровождается гибелью тысяч птиц, которых барышники ловят и продают возле церквей. – Прим. ред.).

«Павел понял, что это не галлюцинация, а явление Христа»

– Хочу спросить вас еще об одном важном церковном празднике, который отмечается на следующий день после празднования памяти апостолов Петра и Павла. 13 июля Православная церковь празднует Собор Святых Двенадцати Апостолов. Я слышала, что это очень древний праздник и первые упоминания о нем якобы встречаются уже в документах IV века. Так ли это?

– Нет, первый Апостольский собор был гораздо раньше. Он произошел в 52 году в Иерусалиме. Апостолы и другие последователи Христа собрались и постановили, как необходимо вести себя язычникам, обращенным в христианство. В частности, на этом соборе решался вопрос об обрезании, и в итоге христиане отказались от необходимости соблюдения этого ритуала крещеными язычниками, а также от жертвоприношений животных и многих других обрядов, введенных книжниками и фарисеями в религиозную жизнь иудеев. Вот откуда начинается празднование Собора святых апостолов – с середины I века.

Собор Двенадцати Апостолов. Византийская икона начала XIV века

– Но единство это среди апостолов было достигнуто далеко не сразу. К примеру, Павел изначально был фарисеем и, еще будучи подростком, участвовал в гонениях на христиан. Что же в итоге побудило его обратиться в новую веру?

– Павел происходил из семьи высокообразованных людей, был членом иудейского синедриона. Он действительно принимал участие в гонениях на христиан. И однажды, когда Павел направлялся в Дамаск, он вдруг услышал голос: «Савл! Савл! Что ты гонишь Меня?» (Савл – имя, данное Павлу при рождении. – Прим. ред.). И, внезапно увидев в небе яркий свет, Павел ослеп на три дня. Это состояние слепоты привело его в отчаяние. В итоге исцелить Павла смог только живший в Дамаске христианин по имени Анания, который и крестил будущего апостола. Слепота была дана Павлу для того, чтобы он ощутил физический недостаток и понял, что это не галлюцинация, а явление самого Христа. И так из гонителя Павел сделался великим христианским проповедником.

Караваджо. Обращение Савла по дороге в Дамаск

«Христа ждали 700 лет, но боялись ошибиться»

– А Петр? Он ведь отрекся от Иисуса, причем трижды, как тот и предсказывал…

– Когда мы говорим об отречении апостола Петра, мы не должны забывать и о том, какой была его мученическая кончина. Апостол Петр всю свою жизнь страдал от этого отречения. Когда его хотели распять так же, как Христа, он попросил, чтобы его распяли вниз головой, потому что считал себя недостойным умереть смертью своего Господа. Я бы, кстати, посоветовал вам прочитать великолепный исторический роман «Камо грядеши» («Quo vadis») писателя Генрика Сенкевича. Там великолепно описана жизнь первых христиан в Риме, первые гонения на них и так далее. Особенно впечатляет концовка романа. Понимая, что ему грозит казнь, апостол Петр решил покинуть Рим, но, когда он выходил из города, уже на окраине Рима ему явилось видение. Он вдруг увидел Христа, который идет ему навстречу и несет на себе крест. «Господи, куда Ты идешь?» – спросил Его апостол. «Иду в Рим, чтобы опять быть распятым», – ответил Иисус. Тогда Петр понял, что его уход не угоден Господу, и вернулся в город. Там его схватили, бросили в темницу и вскоре казнили.

Микеланджело. Распятие Святого Петра

– Все это наводит меня вот на какую мысль. В Библии, как мы видим, часто можно встретить примеры малодушия и маловерия со стороны апостолов. А ведь эти люди, казалось бы, были наиболее близки ко Христу. Тем не менее нам постоянно показывают, что они часто неверно понимали Его слова и поступки, и в итоге, как известно, в момент ареста Иисуса все ученики, испугавшись, покинули своего учителя. Павел успел погубить многих христиан до того, как произошло его обращение. Петр, который первым назвал Христа «Мессией», трижды отрекся от Него. А Иуда и вовсе стал самым подлым предателем. Для чего же Священное Писание так настойчиво указывает нам на несовершенства и человеческую слабость даже самых избранных учеников Господа? О чем это говорит?

– Это нормальное явление. Ведь народ ожидал Христа 700 лет, начиная от пророка Исаии, который говорил: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил, что значит: с нами Бог». Он говорит о рождении Христа Спасителя от Девы Марии за 700 лет до этого события! За это пророчество Исаия был назван ветхозаветным евангелистом. То есть вы понимаете, как ожидается Христос иудейским народом? Это страшное ожидание! И мы видим, как оно передавалось из поколения в поколение. И мы видим, что Христос приходит именно в тот момент, когда его присутствие потребовалось в мире. Так что это состояние маловерия, отчаяния – понятно. Все боялись ошибиться. И в Евангелии мы видим человеческую природу людей, но мы также видим проявление божественной милости. Возьмите ту же притчу о самарянке! Поэтому, когда мы видим человеческую сторону в Евангелии, мы ее не осуждаем, а просто говорим, что так было и так есть, и все это по-человечески правильно. Это не должно служить ключом к отрицанию чего-то или к тому, чтобы размышлять о неверии.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector