0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Апостолы Петр и Павел. Самые старые иконы

Клин православный

ХрамБлагочиниеСтатьи Вопросы священнику

Поддержите создание крестильного храма!

Главная » Статьи » Духовное просвещение

Из истории ранних изображений апостолов Петра и Павла

Автор: епископ Балашихинский Николай

Для раннехристианских времен апостолы Петр и Павел, несомненно, являются наиболее часто изображаемыми. С IV в., когда был установлен день их совместной памяти, появляются и их совместные иконы.

Фрески в катакомбах св. Феклы. 2 половина IV в. – 1 половина V в. Рим.
Совмещенные фрагменты

Отметим, что известна и более ранняя иконография апостолов – например, фрески Христа и апостолов в самых больших римских катакомбах – Домитиллы, III века, но там изображения не носят портретного характера. В катакомбах св. Феклы в 2010 г. были раскрыты фрески конца IV в. с ликами апостолов, и археологи считают, что эти изображения апостолов – в частности, Петра – можно считать их первыми настоящими иконами.

К этому же времени относится и ряд замечательных памятников раннехристианского искусства – это стеклянные сосуды и медальоны с позолотой, на которую наносился рисунок. Между двумя слоями стекла располагался тончайший слой золота с выгравированными изображениями. Поначалу эти изделия (а они в Риме известны с III в.) не имели религиозного предназначения – это были одиночные или семейные портреты владельцев с надписями пожелания здоровья или мифологическими сюжетами. Исследователями высказывается мнение, что технология изготовления этих изделий из «позолоченного стекла» имеет египетские корни. Отметим также, что немалое количество их содержит иудаистскую символику. Почти все памятники из позолоченного стекла небольшого размера, от 5 до 10 см.

Донце поминального сосуда. Рим. IV в. Музеи Ватикана

Однако в IV в. появляются и христианские поминальные стеклянные сосуды с позолотой, на донце которых нанесены изображения библейских сюжетов и изображения святых; заздравных надписей на них не делали. В научный обиход эти памятники вошли относительно недавно, работ по их систематизации и их значению в формировании христианской иконографии мало, а в отечественной литературе нет даже устойчивой терминологии. Коллекции этих изделий имеются в музеях Ватикана, в Британском музее в Лондоне и Метрополитен-музее в Нью-Йорке. Среди них – целый ряд изображений апостолов Петра и Павла, представляющих разные иконографические типы.

Приведем некоторые из них, но прежде напомним, что сохранилось – правда, в апокрифе (т. н. «Деяниях Павла и Феклы» II в.) – описание внешности апостола Павла: это человек «лысый, низкорослый, со сросшимися бровями, с носом выступающим». Эти характерные черты делают легко узнаваемыми изображения апостола Павла. Апостола Петра изображают человеком немолодым, с седой, нередко кудрявой, шевелюрой. Одеяния апостолов – хитон и гиматий; в руках они обычно держат свитки (реже – кодекс) с Евангельским учением, иногда крест, как символ мученичества и победы над смертью; у апостола Петра могут находиться в руках ключи (Мф. 16:19). Именно таковыми предстают Первоверховные апостолы и на фресках в катакомбах св. Феклы, и в традиционной иконографии в Византии и на Руси.

Новгород, начало XIII в.

Донце поминального сосуда IV в. из Ватиканского собрания представляет один из вариантов ранней иконографии, укоренившейся позднее в византийском и западном искусстве и на Руси встречавшийся реже: апостолы внимательно смотрят друг на друга, словно собираются начать важный разговор. Изображение погрудное. Над головами апостолов общий венец, символ победы. Приведем еще одно подобное изображение апостолов – каменный рельеф IV в. из Национального археологического музея в Аквилее (Италия).

Рельеф на камне. IV–V в. Национальный археологический музей Аквилеи, Италия

Принято считать, что эта иконография показывает завершение происходившего в Антиохии спора между апостолами. Петр считал поначалу, что благовествовать ему следует прежде всего среди иудеев, а новообращенным необходимо принимать и исполнять иудейские традиции. Павел, проповедь которого была обращена прежде всего к язычникам, считал ненужным для христиан обрезание и прочие иудейские обряды (см. Гал. 2).

Еще один памятник того же времени находится в Метрополитен-музее в Нью-Йорке. Здесь также изображен Христос: Он находится между апостолами (Его фигура значительно меньшего размера) и водружает на их головы венцы. Совместное изображение апостолов Петра и Павла, начиная с IV в., получает широкое распространение и как символ соборности Церкви – в это время Первым и Вторым Вселенскими Соборами был выработан и утвержден Символ веры.

Видимо, развитие этой темы – единения апостолов в своем служении и соборности Церкви – можно видеть в таких сюжетах, как «Церковь Торжествующая» середины IV в. из Метрополитен-музея. Здесь между фигурами апостолов помещена еще и женская фигура, надписанная как Перегрина. Составители каталога музея Метрополитен указывают, что сведений о святой с таким именем нет, и возможно, это имя некоей знатной римлянки, каким-то образом помогавшей апостолам. В Ватиканском музее есть подобный памятник с изображением святой Агнии. Еще одно изображение из Метрополитен-музея – апостолы Петр и Павел, стоящие возле колонны с хризмой, монограммой имени Иисуса Христа – относится к концу IV в. Со времен императора Константина Великого, увидевшего на небе знамение Креста, хризма использовалась для лабарума – воинского штандарта.

Говоря об узнаваемости изображений Первоверховных апостолов, хотелось бы привести еще ряд замечательных изображений раннего средневековья.

На энкаустической иконе VI в. из монастыря св. Екатерины на Синае апостол Петр изображен с короткой бородой и аккуратной шевелюрой. Икона поясная; в левой руке у него крест, а в правой – ключи.

Мозаика базилики Сан Витале в Равенне. 546–548 г. Италия

Две мозаичные иконы из базилики Сан Витале в Равенне созданы в середине VI в. Иконы оплечные; апостолы проницательно смотрят на зрителя. У апостола Петра аккуратная гладкая борода и седые волосы; у Павла борода темная и гораздо длиннее, лоб высокий, но волосы на голове присутствуют. Оба образа вполне узнаваемы.

Более позднее, первой трети IX века, мозаичное изображение капеллы Сан-Дзено церкви Санта Прасседе в Риме также представляет апостолов вполне узнаваемыми. Петр, с седой бородой и власами главы, держит в левой руке ключи, а правой указывает на Престол Божий, расположенный в центральной части композиции. Павел в левой руке держит свиток, а правую простер в направлении Престола. Волосяной покров его соответствует общепринятой традиции.

Очень выразительна фреска конца XII в. из монастыря Ватопед на Афоне; в сохранившемся фрагменте апостол Петр изображен с седой кудрявой бородой и шевелюрой, а у Павла широкий, до самого темени, лоб и гладкая темная борода.

Афон, Хиландар, VIII в.

Завершим наш обзор еще одним афонским шедевром – иконой VIII в. из монастыря Хиландар. Первоверховные апостолы изображены в рост; они бережно поддерживают символическое изображение храма, в алтаре которого находится престол со стоящим на нем потиром. Апостол Петр держит в левой руке свиток и ключи; у Павла в руках книга.

Как видно из приведенных примеров, уже в раннехристианские времена была выработана устойчивая иконографическая традиция апостолов Петра и Павла. Они вполне узнаваемы внешне, а их взаимное расположение почти всегда напоминает зрителю о девятом члене Символа веры – догмате о Святой, Соборной и Апостольской Церкви. Этому соответствует твердо укоренившаяся на Руси традиция размещения икон апостолов Петра и Павла в деисусном чине иконостаса.

Список использованной литературы:

1. Квливидзе Н.В. Иконография апостолов – Православная энциклопедия. Т. 3. М., 2002.
2. Лазарев Н. История византийской живописи. Т. 1. М., 1986.
3. Охоцимский Андрей. Христианские позолоченные стекла из собрания ватиканского музея. Christ Civilization, 2013, май. http://christ-civ. livejournal.com/226298.html
4. Фомин М.В. О раннехристианской погребальной традиции. Попытки реконструкции. «Проблемы теологии». Вып. 3. Материалы Третьей международной научно-практической конференции, посвященной 80-летию со дня рождения протопресвитера Иоанна Мейендорфа. 2–3 марта 2006 г. Екатеринбург, 2006.
5. Βασιλάκη Μ. Εικόνα με τον ασπασμό Πέτρου και Παύλου. Συμπόσιο της Χριστιανικής Αρχαιολογικής Εταιρεῖας. 1987. Τ. 23. [Αθήνα]
6. Ostoia V. The Middle Ages: Treasures from the Cloisters and the Metropolitan Museum of Art (exh. cat.) Los Angeles, 1969.
7. Testini, P. L’Iconografia degli Apostoli Pietro e Paolo nelle Cosiddette «Arti Minori». Saecularia Petri et Pauli. Studi di Antichita Cristiana: Pontificio Instituto di Archeologia Cristiana, 28. Vatican City, 1969. Р. 241–323.
8. Weitzman Kurt, ed. Age of Spirituality: Late Antique and Early Christian Art, Third to Seventh Century. Сatalogue of the Exhibition. Metropolitan Museum of Art. N.-Y., 1979.

Иконография первоверховных апостолов Петра и Павла
Автор: епископ Балашихинский Николай
Типичным для домонгольского периода является изображение святых апостолов Петра и Павла в полный рост, стоящих рядом. Именно так они изображены на древнейшей (XI в.) из дошедших до нас икон — из Софийского собора в Новгороде. Возможно, эту икону привез из Корсуни в Киев сам равноапостольный великий князь Владимир…

Святые первоверховные апостолы Петр и Павел
Автор: Протоиерей Борис Балашов
Апостол Петр был рыбаком, а апостол Павел — ремесленником с хорошим религиозным образованием. По-разному они жили. Апостол Петр имел семью, и жена была верной его спутницей в проповеди слова Божия у разных народов. Павел не был женат. По-разному они пришли ко Христу

Перепечатка в Интернете разрешена только при наличии активной ссылки на сайт «КЛИН ПРАВОСЛАВНЫЙ».
Перепечатка материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) разрешена только при указании источника и автора публикации.

Иконография святых апостолов Петра и Павла: мозаики, фрески, иконы, скульптура

Святые апостолы Петр и Павел, вероятно, одни из самых узнаваемых в христианской иконографии. Их черты легко запоминаются: короткая, кудрявая, с проседью борода Петра или высокий, с залысинами лоб Павла. Даже едва знакомый с Преданием человек всегда догадается, что «с ключами» — это Петр, потому что именно он у врат рая встречает умерших.

Иконография этих святых достаточно разнообразна. Их изображения появляются в христианском искусстве очень рано, видимо, вместе с возникновением самого этого искусства. Апостолов изображали в евангельских сценах, например, на рельефах раннехристианских саркофагов и во фресковых циклах катакомб. Там же встречаются сюжеты, посвященные их житиям, например, «Взятие Петра под стражу» или «Изведение источника воды в Мамертинской темнице».

Сцены из жития ап.Петра. Саркофаг «Двух Заветов» или «догматический». 325-350 г. Музеи Ватикана

Встречаются символические образы, посвященные важной теме получения апостолами духовной власти. Например, в центральной части саркофага Юния Басса изображен восседающий на небесном престоле Христос, вручающий апостолам Закон и ключи. Эти ключи, образно трактующиеся как ключи врат Небесного Царства, символизируют полученное апостолами от Господа право судить о жизни человека: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18:18).

Христос вручает ключи и Закон апостолам. Саркофаг Юния Басса. Ок. 359 г. Музеи Ватикана. Фрагмент

Известны и отдельные изображения апостолов, встречающиеся в разных видах изобразительного искусства: в памятниках монументальной росписи, в произведениях станковой живописи, в декоративно-прикладном искусстве. Очевидно, первоначальное предание достаточно точно описывало внешность апостолов Петра и Павла. Во всяком случае, уже самые ранние из сохранившихся образов передают те характерные черты, которые потом воспроизводились художниками на протяжении веков вплоть до наших дней. Ярко выраженные портретные детали могут объясняться тем, что самые первые изображения создавались со слов тех, кто воочию видел апостолов, однако, произведения столь раннего периода неизвестны нам.

Фрески в катакомбах св.Феклы. 2-ая пол. IV — 1-ая пол.V в. Рим. Совмещенные фрагменты

На энкаустической иконе апостола Петра (одной из первых, написанных на доске) присутствуют те же черты, что и на фреске римских катакомб, в мозаиках базилик, в произведениях скульптуры, на донышках поминальных сосудов. Большие глаза, характерные обрамляющие лоб волнистые волосы, форма седеющей бороды и усов — черты, ясно свидетельствующие, что перед нами именно апостол Петр. Даже если бы художник не изобразил связку ключей в руке апостола, трудно было бы ошибиться. Интересной деталью этого образа является крест, по размерам и форме напоминающий скорее посох, — это и знак мученичества, которое претерпел апостол, и атрибут пастыря Церкви — стада Христова.

Энкаустическая икона. VI в. Монастырь св.Екатерины, Синай, Египет

Определенную роль в создании иконографии апостолов сыграло искусство римского скульптурного портрета, в котором техника портретирования достигла совершенства. Можно сравнить синайскую икону с некоторыми другими образами, чтобы убедиться в существовании четкой типологии в изображении апостола Петра. Удивительно, что художники разных поколений, жившие в различных концах христианской ойкумены, работавшие в разных техниках, никогда не видевшие творений друг друга, не имевшие ни печатных репродукций, ни миллионов «картинок» в интернете, так точно «совпадали» в написании этого лика.

Мозаика базилики Сан Витале в Равенне. 546–548 г. Италия

Рельеф на камне. IV-V в. Национальный археологический музей Аквилеи, Италия

Эта же единая типология присутствует и в ранних образах апостола Павла.

Мозаика базилики Сан Витале в Равенне. 546–548 г. Италия

Ап. Павел. Бронзовая статуэтка. Рим. IV в. Национальный археологический музей Кальяри, Италия

Особую группу составляют изображения Петра и Павла вместе. В ранних вариантах апостолы чаще всего изображаются оплечно, в профиль. Возникновение этого иконографического варианта объясняется значением для Церкви проповеди первоверховных апостолов Петра и Павла, их миссионерских трудов. Кроме этого, изображение связано и с обстоятельствами последних дней и кончины апостолов, казненных в один день. На одном из удивительных памятников раннехристианского искусства — донышке стеклянного сосуда с изображением, выполненным золотом, — представлена тема небесного прославления апостолов. Между апостолами изображен увенчивающий их Христос.

Христос увенчивает апостолов Петра и Павла. Донце поминального сосуда. Рим. IV в. Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США

На другом донце образ Христа отсутствует, но над профильными полуфигурами апостолов размещен один большой венец. Сцена, в которой Господь прославляет того или иного святого, даруя ему венец, довольно распространена в христианском искусстве. Образ венца мученичества и святости соотносился с темой победы над грехом, и смертью, темой триумфа, поэтому иконография такого сюжета была заимствована из античного искусства, где существовала схема изображения победителей состязаний и военных триумфаторов.

Донце поминального сосуда. Рим. IV в. Музеи Ватикана

Изображение апостолов Петра и Павла в единой композиции встречается и в декоративном убранстве храмов, особенно в тех зонах, где архитектура подсказывает симметричное решение.

Мозаика мавзолея Галлы Плацидии в Равенне. Около 425 г. Италия

Поскольку апостолы были казнены в один день, память их, соответственно, стала отмечаться Церковью в один день — 12 июля (29 июня по Юлианскому календарю). Литургическая практика неизбежно повлияла на распространение «общего» образа двух апостолов: логично в качестве праздничной создавать единую икону, а не две отдельные.

Икона из деревни Пяльма Пудожского района. Середина — 2-ая пол.XV в. Музей изобразительных искусств республики Карелия, Петрозаводск

В средневизантийский период за апостолами «закрепляются» определенные цвета одеяний. У Петра — синий (голубой) хитон и желтый (охристый) плащ. У Павла — синий хитон и вишневый плащ. В западноевропейском искусстве Павла традиционно изображают с мечом, поскольку как римского гражданина его не подвергли длительной казни — распятию, а казнили через усечение головы. Меч в руке апостола — знак его мучения и победы над смертью, как и крест, обычно изображаемый в руках мучеников.

Иван (Джованни) Витали. Ап. Павел. Западные двери Исаакиевского собора. 1841-1846 г. Фрагмент

Развитие алтарной преграды и последовавшее за ним возникновение высокого иконостаса стало причиной создания множества икон апостолов Петра и Павла, входящих в состав деисусного чина. Одним из самых известных образов такого рода является дошедшая до нас икона из так называемого Звенигородского чина, созданная преподобным Андреем Рублевым.

Андрей Рублев. Ап.Павел. Икона из Звенигородского деисусного чина. Начало XV в. ГТГ, Москва

Казнь ап. Павла. Фрагмент рельефа саркофага Юния Басса. Ок. 359 г. Музеи Ватикана

Донце поминального сосуда. Византия, Константинополь. Поздний IV в. Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США

Петр, Павел и Перегрина (Церковь Торжествующая). Донце поминального сосуда. III в. Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США

Христос вручает Закон ап. Петру и Павлу Мозаика мавзолея Санта Констанца. Конец IV в. Рим

Изведение источника воды в Мамертинской темнице. Фреска в катакомбах св.Феклы. 2-ая пол. IV — 1-ая пол. V в. Рим

Мозаика апсиды базилики св. Космы и Дамиана. Первая треть VI в. Рим Фрагмент

Мозаика капеллы Сан Дзено церкви Санта Прасседе. 817-824 г. Рим

Мозаика капеллы Сан Дзено церкви Санта Прасседе. 817-824 г. Рим

Отречение Петра. Миниатюра Хлудовской Псалтири. Ок. 830 г. ГИМ, Москва

Икона из Новгородского Софийского собора. Середина XI в. Новгородский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Сохранившийся фрагмент фрески монастыря Ватопед. Конец XII в. Афон, Греция

Мозаика церкви монастыря в Хоре (Кахрие-джами) в Константинополе. Нач. XIV в. Стамбул, Турция

Мозаика церкви монастыря в Хоре (Кахрие-джами) в Константинополе. Нач. XIV в. Стамбул, Турция

Наперсная икона. Византия. XIV в. Монастырь Ватопед, Афон, Греция

Андрей Рублев, Даниил Черный. Деталь фрески «Шествие праведных в рай». Успенский собор во Владимире. 1408 г.

Явление св. ап. Петра и Павла преп. Петру, царевичу Ордынскому. Кон.XVIII — нач.XIX в. Рыбинский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Стилизация под византийскую эмаль. XIX в. Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США

Бернардо Чуффаньи. Скульптура фасада церкви Орсанмикеле во Флоренции. 1415г. Италия

Эль-Греко (Доменико Теотокопули). Апостолы Петр и Павел. 1587 — 1592 г. Государственный Эрмитаж, Спб.

Иван (Джованни) Витали. Ап. Петр. Западные двери Исаакиевского собора. 1841-1846 г. Фрагмент

Ап. Павел. Статуя в атриуме базилики св. Павла за городскими стенами (Сан Пауло фуори ле Мура). Рим

Иконография первоверховных апостолов Петра и Павла

Они пострадали в разные дни, но по духу и по близости страданий

своих они составляют одно.
Блаженный Августин

Немного найдется православных храмов, где не было бы икон первоверховных апостолов Петра и Павла — учителей вселенной, твердых и боговещанных проповедателей веры Христовой.

Иконографическая традиция апостолов Петра и Павла, пришедшая на Русь из Византии, бережно сохранялась, в некоторых случаях творчески перерабатываясь. Это привело к тому, что апостолы Петр и Павел на русских иконах (в отличие от большинства других апостолов) легко узнаваемы: в мозаиках Киевской Софии и на ранних новгородских иконах, в деисусном чине из Высоцкого монастыря, у преподобного Андрея Рублева, даже на миниатюре Хлудовской Псалтири. Ярко выраженные портретные черты апостолов Петра и Павла прослеживаются уже в раннехристианской иконографии: в росписи римских катакомб III — начала IV вв. можно узнать апостола Петра с короткими седыми волосами и небольшой бородой и Павла с его характерной иудейской (ср. Фил. 3:5) внешностью, высоким лбом и длинной темной бородой.

Типичным для домонгольского периода является изображение святых апостолов Петра и Павла в полный рост, стоящих рядом. Именно так они изображены на древнейшей (XI в.) из дошедших до нас икон — из Софийского собора в Новгороде. Возможно, эту икону привез из Корсуни в Киев сам равноапостольный великий князь Владимир, а позднее она попала в Новгород. В настоящее время исследователи датируют ее серединой ХI в. — возможно, это список более ранней Киевской иконы, переданный в Новгород. Икона почиталась как чудотворная, поэтому в XVI в. Иван Грозный вместе с другими чтимыми святынями вывез её из Великого Новгорода в Москву. Позднее икону вернули в Новгород, и она находилась в Софийском соборе до середины ХХ в. Во время Великой Отечественной войны икона была вывезена немецкими оккупантами в Германию, но в начале 1950-х гг. ее вернули в Новгород. После реставрации, уже в XXI в., она вновь поступила в Новгородский музей-заповедник. В иконографии этой самой ранней нашей иконы апостолов присутствуют детали, ставшие каноническими для последующих времен. Это не только характерная внешность апостолов. Апостол Павел держит закрытую книгу в драгоценном окладе, у Петра — свернутый свиток — символ его апостольских писаний, длинный золотой посох (ср. Ин. 21:15–17) и золотые ключи (Мф. 16:19). Между апостолами — чуть выше, словно в отдалении — оплечное изображение благословляющего Спасителя с Евангелием в левой руке. Апостол Петр, повторяя благословляющий жест Христа, также сложил руку в именословном благословении, а десница апостола Павла со сложенными перстами находится на уровне груди, словно он осеняет себя крестным знамением. Фигуры апостолов слегка развернуты друг к другу — и к находящемуся между ними Спасителю.

Другая известная икона, парно изображающая первоверховных апостолов, происходит из церкви апостолов Петра и Павла в Белозерске, относится к концу ХII — началу ХIII вв. и находится в Государственном Русском музее. Она отличается от новгородской строгой лаконичностью: апостолы изображены рядом и обращены к зрителю, они вполне узнаваемы по портретному сходству с каноническими образцами, но руки их сложены почти в одинаковом благословляющем жесте, почти одинаково и расположение их писаний — книги у апостола Павла и свитка у Петра. Ни посоха, ни ключей у Петра нет.

Этот иконографический тип также получил на Руси распространение — примером может служить икона XV в. из Петрозаводского музея изобразительных искусств. Изображение предельно упрощено; у апостолов в руках лишь их писания, причем Павел держит книгу обеими руками, а у Петра придерживающая свиток десница сложена для благословения. Портретное сходство заметно, но у апостола Павла борода не вполне темная.

Примеров дальнейшего развития первого — «новгородского» — иконографического типа парного изображения первоверховных апостолов немало. На иконе начала XVII в. из села Слудка (Пермская картинная галерея) портретное сходство неоспоримо, хотя у апостола Петра нет подчеркнутой седины в волосах, а у Павла борода не столь темная и длинная, как на ранних иконах. Они предстоят в молитве пред Спасителем, восседающим на Престоле на облацех в окружении Небесных сил бесплотных. Десницы апостолов изображены не в благословляющем жесте, а молитвенно простерты ко Христу. На раскрытую ладонь Петра надета тонкая цепочка с изящным золотым ключом.

Но большую часть сохранившихся изображений первоверховных апостолов составляют иконы деисусного чина. Они, в зависимости от принятой схемы, могут быть и поясными — как, например, находящийся в Государственной Третьяковской галерее знаменитый «Высоцкий» чин (из Высоцкого монастыря в Серпухове), и ростовыми. Замечательным примером поясного изображения может служить икона апостола Павла из Звенигородского чина, написанная преподобным Андреем Рублевым (ГТГ). До нашего времени дошли всего три иконы из деисусного чина, написанные преподобным Андреем, по-видимому, для московского Воскресенского «на Высоком» монастыря. В XVIII в. части иконостаса были переданы в Саввин Сторожевский монастырь, потом попали в Успенский собор на Городце, а в 1918 г. случайно были найдены в сарае близ Успенского собора. Величественная фигура апостола Павла с высоким, с глубокими морщинами, лбом — одно из самых известных изображений святого. Ростовые иконы первоверховных апостолов в составе деисуса встречаются весьма часто. Приведем несколько примеров икон XVI в. с изображением апостолов Петра и Павла из деисусного чина.

В Новгородском музее-заповеднике (НГОМЗ) хранятся иконы начала XVI в. из деисусного чина Михаило-Архангельской церкви села Подчевары Кирилловского уезда Новгородской губернии (чин был вывезен к выставке XV Археологического съезда в Новгороде в 1911 г. и поступил в НГОМЗ из Новгородского епархиального древлехранилища). Иконография апостолов Петра и Павла напоминает иконы деисусного чина Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря и Рождественского собора Ферапонтова монастыря. Хочется обратить внимание на интересные детали: на перекинутой через ладонь цепочке у апостола Петра висит лишь связка ключей, но согнутая в локте рука, видимо, поддерживала свиток с писаниями апостола (изображение свитка не сохранилось). У апостола Павла книга, которую он поддерживает левой рукой, а пальцами правой готовится перелистать.

Иконы деисусного чина главного иконостаса Софийского собора Великого Новгорода, написанные иконописцами Андреем Лаврентьевым и Иваном Дермой Ярцевым, датируются 1509 г. (об этом имеется запись в Новгородской четвертой летописи: «В лето 7017. Повелением господина Преосвященного архиепископа Серапиона дописан бысть Деосус в Софеи святой сысполна, а мастеры писали Ондрей Лаврентьев да Дерма Ярцев сын» (ПСРЛ, т. 4, ч. 1, с. 461). В 1537 г. иконы были украшены серебряными окладами с басмой, золочением и эмалью.

Иконы деисусного чина из церкви св. Димитрия в Поле (Псковский музей) совмещены с праздничным чином: апостола Петра со Сретением Господним, а Петра — с Вознесением. Апостол Петр жестом правой руки словно указывает на свиток со своими писаниями, а Павел держит книгу обеими руками и словно подает ее зрителю для прочтения.

На иконах середины XVI в. из деисусного чина Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря в Ярославле (они находятся в Ярославском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике) портретным сходством наделен только апостол Павел, причем иудейские черты лица у него минимизированы — это, скорее, монгольский тип лица. Апостол же Петр изображен довольно молодым и рыжеволосым; определить его можно, пожалуй, лишь по ключу, свисающему на красном шнурке с левой руки, которой он плотно держит свиток.

Достаточно редко встречаются изображения апостолов Петра и Павла на царских вратах; иконографически это все те же деисусные иконы — как, например, на царских вратах монастыря святого Павла на Афоне.

Большой интерес представляют житийные иконы апостолов Петра и Павла. На новгородской иконе апостолов Петра и Павла с житием (XVI в.) обращают на себя внимание некоторые нетипичные детали. Апостол Петр облачен в гиматий золотистого цвета, а свиток в его левой руке веерообразно раскрыт (правая — сложена в именословном благословении). Апостол Павел держит двумя руками книгу практически горизонтально; читать ее в таком положении затруднительно. В житийных клеймах приведены сцены из жития святых апостолов, в том числе — и их мученическая кончина: распятие апостола Петра на кресте стремглав, т. е. вниз головой, и усекновение главы апостола Павла мечом.

Таким образом, в древнерусских памятниках иконографии первоверховных апостолов Петра и Павла мы видим не только следование канону, но многообразие его трактовок, которое прослеживается уже в самых ранних изображениях.

Древнейшей русской иконе апостолов Петра и Павла – тысяча лет

Репортаж Екатерины Степановой

Древнейшая в России икона святых первоверховных апостолов Петра и Павла в Новгородском музее-заповедник

Эфир 12 июля 2018 г.

АУДИО + ТЕКСТ + ФОТО

Одна из самых древних русских икон с изображением святых первоверховных апостолов Петра и Павла хранится в Новгородском государственном объединенном музее-заповеднике.

Рассказывает Юлия Борисовна Комарова, хранитель фонда древнерусской живописи музея:

«Это древнейшая икона в нашем собрании и одна из древнейших сохранившихся икон. Первоначально она принадлежала к убранству Новгородского Софийского собора. Вскоре после завершения строительства в 1050 году – известно, что храм не был в течение нескольких десятилетий расписан, – несколько таких монументальных образов служили единственным живописным убранством храма.

Исследователи предполагают, что первоначальному убранству принадлежали образы Спасителя, образ Богоматери, образ верховных апостолов и, возможно, икона с изображением воина, это мог быть святой Георгий, или могло быть изображение Архангела Михаила, покровителя воинства, покровителя княжеской власти.

До нашего времени сохранились иконы: Спаса — «Спас царя Мануила», или Спас сидящий на престоле, но эта икона в грозненское время была вывезена по повелению Ивана Грозного из Новгородского Софийского собора в Москву в Успенский собор; икона сохранилась, но изображение было полностью переписано в конце XVII века; и в первоначальном виде сохранилась икона с изображением апостолов. Она тоже была вывезена Иваном Грозным в 1561 году в Москву. Ну, это известная политика царя, который собирал все древности, святыни в столице. Но затем в 1572 году ее вернули в Новгород, и она вновь заняла свое место в иконостасе Софийского собора.

Затем эта икона была вывезена в Германию, но была возвращена. Долго после возвращения из Германии она находилась в Москве на реставрации. Василий Осипович Кириков ее реставрировал, и тогда с иконы впервые сняли украшавший ее серебряный чеканный оклад, который вы видите рядом с иконой.

Сейчас даже странно себе представить, что вот эта живопись, древнейшая живопись середины XI века, драгоценная живописная поверхность была полностью закрыта серебряным окладом. Открытыми оставались только лики, кисти рук и ноги апостолов. И вы видите, что уровень грунта немного отличается, т.е. икону поновляли, не снимая оклада: вырезался грунт по контуру оклада, наносилось новое живописное изображение. Это можно видеть по ликам – они немного ниже уровнем. И в этой иконе ценность в том, что живопись под окладом ни разу не тронута рукой поновителя. Она была закрыта окладом сразу же после написания, и оклад впервые сняли только в XX веке, представляете! Повторно она реставрировалась уже в начале 2000-х годов. Перед открытием обновленной экспозиции ее отправили на реставрацию в ГНИИР. Юрий Александрович Рузавин, к сожалению, он не так давно умер, он был ведущим мастером, реставратором древнерусской живописи, и он ее окончательно повторно реставрировал. Здесь можно сравнить оставленные участки. Она была такая вот грязная, темные участки это паволока, смола, копоть – многовековые наслоения. Он все это вытянул, убрал, клей, грязь всю эту, т.е. он максимально-максимально открыл, очистил эту первоначальную живопись.

Конечно, она фрагментарной сохранности, но эти фрагменты действительно бесценны. Представляете, эта живопись – середина XI века. Очень красивые цвета, краски. Здесь использованы самые дорогие привозные краски. Эта икона свидетельство близости киевского, новгородского князя с Византийским двором, а архиепископа с патриаршим. Это образец византийской лучшей столичной константинопольской живописи. Т.е. лучшие образцы попадали сюда на самых ранних этапах развития и христианства, и искусства на Руси.

Очень красивый синий цвет. Здесь использован натуральный пигмент азурит, привозной. Это натуральный ультрамарин. Причем хитон у апостола Павла и хитон у апостола Петра одного и того же пигмента, но у Павла он больше с белилами, т.е. такого небесно-голубого цвета, а Петра более насыщенного цвета.

Обратите внимание на пропорции. Это образы, которые напоминают образы античных ораторов. У них совершенно свободная постановка фигур, очень правильные, аристократически вытянутые пропорции, очень свободные жесты, они обращаются друг к другу, это беседа двух философов, двух богословов, эти ораторские жесты… Совершенное владение рисунком, композицией. Здесь нет фона, никакого намека на фоновые изображения, и в то же время ощущается пространство, глубина. Просто нейтральный золотой фон, но за счет объемности, за счет постановки, разворота фигур, чувствуется этот объем.

Обратите внимание, как совершенно переданы ткани. Вот это ощущение тонких, каких-то струящихся, античных одеяний с мелкими складочками, передает и ощущение объема, пластичности, гибкости линии. Это просто высочайший аристократический образец в лучших традициях именно константинопольской иконописи, константинопольского искусства.

Легкость, сияние, прозрачные краски… Представляете, тысяча лет иконе, а они совершенно не изменились. Посмотрите, какое сочетание – голубой, розовый… Вот гиматий – он от белого в вишневый, т.е. вся палитра, все нюансы и гамма оттенков она здесь. Очень красивый киноварный, киноварь очень мягкая, сияющая в сочетании с золотом – Евангелие в руках у Павла. Желтый цвет гиматия какими-то переливами от желтого в оливковый. Необыкновенно красивы эти нюансы и переходы цвета.

Очень трудно передать фотографией. Почему-то на фотографиях обращаешь внимание как раз на утраты, дефекты, фрагментарность. В некоторой мере слайд передает впечатление, когда светом рисует, т.е. слайд немного передает ощущение светоносности образа, но в фотографии оно почему-то пропадает».

Икона, которой тысяча лет… Конечно, в мире до наших дней дошли и более ранние иконы, но, учитывая, что Крещение Руси произошло не намного раньше, чем была написана икона, памятник этот тем более драгоценен. Безусловно, стоит съездить в Новгород даже только ради того, чтобы увидеть эти удивительные образы святых апостолов, под чьим покровительством находится наш город, а один из главных храмов и символов города носит их имя.

mila_lova

  • Add to friends
  • RSS

Официальный дневник Милы Ловы

12 июля — Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.
Всех — с Праздником .

1.

Век:XI
Место хранения: Новгородский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник

Фрагмент. Одежда апостола Павла

Фрагмент. Одежда апостола Петра

2.

Век:XIII
Место хранения: Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Иконографическая справка: Твердыми и боговещанными проповедниками веры Христовой, верховными апостолами именуются Петр и Павел в церковном песнопении, исполняемом в день их памяти 29 июня / 12 июля. На иконе они представлены в одинаковых фронтальных позах, с приподнятой в благословляющем жесте правой рукой, как обычно изображались отцы церкви в святительских регистрах на стенах древнерусских храмов, начиная с Софии Киевской. Фигуры апостолов написаны на серебряном фоне — прием, известный в творчестве живописцев Владимиро-Суздальской Руси и по другим памятникам иконописи XII-XVIII вв.

Стилистическая справка: В технике письма, благородной сдержанности колорита, использовании принципа раппорта в композиции, укрупненных чертах ликов святых проявляются реминисценции художественной традиции древнейшего стольного града Руси — Киева, особенно тесные связи с которым у Владимиро-Суздальской земли развивались со времен князей Юрия Долгорукого и Андрея Боголюбского.

Фрагмент. Апостол Петр

Фрагмент. Ап. Павел

Фрагмент. Апостол Павел (нижняя половина фигуры)

3.

Век:XIV
Место хранения: Успенский собор Московского Кремля

Фрагмент. Лик ап. Петра

Фрагмент. Апостол Павел

4.

Век:XVI
Место хранения: Череповецкий краеведческий музей

Иконографическая справка: Образы апостолов Петра и Павла часто совмещаются в русских иконах. Иконографические типы апостолов складываются к IV веку и остаются неизменными до XX века. Петр изображается обычно с ключами и свитком в руках, Павел — с книгой.

5.

Век:XVII
Место хранения: Пермская государственная художественная галерея

Иконографическая справка: Апостолы изображены в рост, слегка повернутыми друг к другу и обращенными в молении к Спасу Вседержителю, восседающему на Престоле в окружении архангелов в сегменте небесной сферы, которая расположена в центре под верхним полем. В руках апостола Петра ключ и свиток, в руках апостола Павла — Евангелие. Фон позолочен.

Апостолы Петр и Павел. Самые старые иконы

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Recent Entries
  • Archive
  • Friends
  • Profile
  • Memories

Древнейшая русская икона

Размышляя на досуге, которого у меня много, об истории христианства на Руси, задумался об иконах, а именно: а какая же икона в России считается самой древней.
Полез перелопачивать Интернет.
И вот что там нашёл.

Самые древние русские иконы датированы XI веком. Их две. Обе новгородские. Обе огромные по размерам – два с половиной на полтора метра.

Икона «Апостолы Пётр и Павел», середина XI в.
Дерево, паволока, левкас. Яичная темпера. 236×147 см
Новгородский музей-заповедник, Великий Новгород.

«Апостолы Пётр и Павел» — икона середины XI века и вообще самое раннее из известных русских произведений станковой живописи. Икона происходит из новгородского Софийского собора, хранится в собрании Новгородского музея-заповедника.

По преданию эту икону привёз из Корсуни великий князь Владимир Мономах и поэтому икона получила название «Корсунская».
Однако по мнению академика В. Н. Лазарева значительные размеры иконы свидетельствуют, что она скорее всего была написана на месте, то есть в Новгороде, неизвестным мастером (византийским, киевским или местным новгородским). Её стиль навеян фресковыми изображениями.
Вскоре после написания икону покрыли окладом из позолоченного серебра.

Икона трижды вывозилась из Новгорода (в XVI веке Иваном Грозным, в XX веке немецкими оккупантами и в 2002 году реставраторами), но всегда возвращалась в город.

Во время послевоенной реставрации 1951 года икону покрыли воском с мастикой, что было ошибкой. В 2002 году ошибки предыдущей реставрации были исправлены, доски освобождены от оклада, который при снятии был разобран на 600 фрагментов, очищен от окиси и сернистой пленки, затем вновь собран, было открыто оригинальное золочение. Однако для лучшей сохранности учеными было принято решение икону более окладом не закрывать.

Увы, сейчас от изначальной живописи XI века сохранились только фрагменты фона, одежды, исполненные в сочетаниях синих, белых, нежно-розовых и золотисто-желтых тонов, и фрагмент зеленовато-коричневой охры на шее апостола Павла. Вся остальная оригинальная живопись — лица, руки и стопы ног апостолов — полностью утрачена. На этих фрагментах не обнаружено живописного слоя древнее XV века.

Вторая древнейшая русская икона тоже новгородская.

Икона «Спас Златая риза», середина XI в.
Дерево, паволока, левкас. Яичная темпера. 242×148 см
Успенский собор Московского Кремля, Москва.

Своё название «Златая риза» икона получила от ныне утраченного сплошного серебряного позолоченного оклада, который украшал её. «Спас Златая риза» датируется XI веком. Однако в 1700 году икона была полностью переписана царским изографом Кириллом Улановым. Он при этом детально расписал золотом одежды, чтобы они отвечали названию образа.

Эта икона тоже происходит из новгородского Софийского собора. Была вывезена (а конкретнее – нагло отобрана у новгородцев и увезена) в Москву в 1570 году Иваном Грозным, собиравшим в столицу древние образы. Правда, через два года в Новгород была прислана её копия.

В настоящее время икона находится в иконостасе Успенского собора Кремля, справа от царских врат.
Ученые отмечают, что иконы «Апостолы Пётр и Павел» и «Спас Златая риза» скорее всего были написаны около 1050 года, когда было завершено строительство Софийского собора в Новгороде.

Таким образом, старше этих икон в России нет.
Хотя вообще-то на Руси…

Вообще-то на Руси в первой половине XI века князем Ярославом Мудрым в центре Киева был построен Собор Святой Софии. И внутри собора сохранился самый полный в мире ансамбль подлинных мозаик и фресок первой половины XI века. Но фрески и мозаики с точки зрения искусствоведения нельзя в полной мере назвать иконами***. Да и Киевская Русь теперь совсем не Россия…

Ну а самая древняя русская и не переписанная икона — какая?
Всезнающий интернет с удовольствием отвечает на этот вопрос.
Это «Святой Георгий» — икона Успенского собора Московского Кремля.

«Святой Георгий», к. XI-XII вв.
Дерево, паволока, левкас. Яичная темпера. 174×122 см
Успенский собор Московского Кремля, Москва.

Указание «к. XI-XII вв.» говорит о том, что икона если даже и не относится к концу XI века, то безусловно относится к самому началу XII. То есть принадлежит к числу древнейших в России. Такая датировка иконы основана на стилистической близости её живописи к мозаикам и фрескам Софии Киевской.

Икона, по мнению академика В. Н. Лазарева, имеет новгородское происхождение и была вывезена (повторюсь: нагло эспроприирована) в Москву Иваном Грозным. При этом ученый считает, что возможным заказчиком иконы мог быть князь Георгий Андреевич, младший сын Андрея Боголюбского, изгнанный в 1175 году из Новгорода и переселившийся в Грузию, где стал первым мужем царицы Тамары… Но это лишь предположение. Другие специалисты относят икону к концу XI века. И вот почему.

Самая большая отличительная особенность иконы в том, что её живопись имеет уникально хорошую сохранность. Есть лишь небольшие утраты на лице, на фоне и на одежде в нижней части иконы.
Такую сохранность обеспечил неизвесный «варвар от иконописи», который покрыл образ Георгия сплошным слоем тёмно-коричневой краски, что было обнаружено лишь в 1930-е годах.

При этом у иконы появилась ещё одна уникальная особенность, а именно: многие века лицевой стороной иконы была ее оборотная сторона!
И там было выполненное греческим мастером, работавшим в Москве, изображение Богородицы с младенцем, датируемое серединой XIV века.
Столь древнее изображение само по себе является большой ценностью в иконографии.

Однако и этого мало: под изображением Богородицы обнаружена ещё более ранняя живопись. Но реставраторы полностью очищать изображение XIV века не стали, расчищены были только фрагменты.

*** В искусствоведении иконами называются изображения, выполненные в рамках восточнохристианской традиции на твёрдой поверхности (преимущественно на липовой доске, покрытой левкасом (то есть алебастром, развёденным с жидким клеем).
Однако с богословской и религиоведческой точки зрения иконами являются также мозаичные, живописные и скульптурные изображения в любой художественной манере, если им воздается установленное Седьмым Вселенским собором почитание. Wikipedia

Читать еще:  Как в СССР «зачищали» религиозную сферу Украины
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector