1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

архиепископ Феодосий (Снигирев)

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

  • Деятели Русской Православной Церкви
    • Епископат Русской Православной Церкви
    • Епископат Украинской Православной Церкви
    • Епископат Белорусской Православной Церкви
    • Епископат Латвийской Православной Церкви
    • Епископат Православной Церкви Молдовы
    • Епископат Русской Зарубежной Церкви
    • Епископат Эстонской Православной Церкви
    • Епископат Японской Православной Церкви
    • На покое
  • Деятели Поместных Церквей
  • Государственные и общественные деятели
  • Деятели иных конфессий
  • Прочие

Главные новости

В Неделю 16-ю по Пятидесятнице Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

В день преставления преподобного Сергия Радонежского Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту

Святейший Патриарх Кирилл поздравил Президента России В.В. Путина с днем рождения

Святейший Патриарх Кирилл: Патриарх Варфоломей отпал в раскол

В праздник Воздвижения Креста Господня Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви»

Феодосий, митрополит Черкасский и Каневский (Снигирев Денис Леонидович)

Родился 31 августа 1974 г. в Киеве. В 1991 г. окончил среднюю школу. В 1994 г. окончил Николаевское медицинское училище с присвоением квалификации «фельдшер».

В 1994 г. поступил в Калужское духовное училище, которое по благословению Святейшего Патриарха Алексия II 20 января 1997 г. было преобразовано в духовную семинарию.

С 1996 г. — иподиакон архиепископа Калужского и Боровского Климента. 2 апреля 1998 г. архиепископом Климентом пострижен в монашество с наречением имени Феодосий в честь прп. Феодосия, игумена Киево-Печерского.

21 апреля 1998 г. архиепископом Климентом рукоположен в сан иеродиакона, 30 июня 1998 г. — в сан иеромонаха.

В 1998 г. окончил Калужскую духовную семинарию.

3 июля 1998 г. зачислен в братию Рождества Богородицы Пафнутьев Боровского монастыря, назначен казначеем обители и главным редактором еженедельного издания «Вестник Свято-Пафнутьева Боровского монастыря». В 1999 г. назначен благочинным Пафнутьев Боровского монастыря и членом Епархиального совета Калужской епархии.

3 июля 2000 г. переведен на служение в г. Калугу, назначен секретарем Епархиального совета Калужской епархии, заведующим канцелярией Калужского епархиального управления и настоятелем храма в честь Казанской иконы Божией Матери в г. Калуге.

23 августа 2001 г., согласно поданному прошению, направлен на Украину. 24 октября 2001 г. назначен настоятелем храма-часовни в честь прп. Евфросинии Полоцкой в Киеве. В том же году, согласно поданному прошению, переведен из Московской духовной академии в Киевскую духовную академию, которую окончил в 2003 г.

С марта 2002 г. — главный редактор миссионерского еженедельника «Православный Печерск».

5 апреля 2004 г. возведен в сан игумена.

28 февраля 2005 г. возглавил созданный на базе прихода в честь прп. Евфросинии Полоцкой киевский Владимирский духовно-просветительский центр.

С мая 2007 г. — духовник международного православного фестиваля авторской песни «Благодатное небо».

С сентября 2007 г. — заместитель председателя международного общественного движения «Славянский молодежный союз», руководитель движения на Украине.

26 ноября 2007 г. указом Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира назначен ответственным секретарем Отдела по делам молодежи при Синоде УПЦ.

6 февраля 2008 г. назначен заместителем председателя Отдела «Миссия духовного просвещения» при Синоде УПЦ и руководителем Сектора духовно-просветительских проектов Украинской Православной Церкви.

28 апреля 2008 г. возведен в сан архимандрита.

25 мая 2010 г. назначен благочинным Киевской епархии по делам монастырей.

На заседании Синода УПЦ от 23 декабря 2010 г. (журнал № 44) избран епископом Броварским, викарием Киевской митрополии, с поручением управления Броварским викариатством Киевской епархии (журнал № 49).

Решением Синода УПЦ от 14 июня 2011 г. (журнал № 19) назначен председателем новообразованного Синодального отдела УПЦ по делам пастырской опеки воинов-интернационалистов.

29 марта 2013 г. назначен председателем ставленнической комиссии Киевской епархии.

25 сентября 2013 г. Синод УПЦ в связи с образованием Бориспольской епархии, правящему архиерею которой был усвоен титул «Бориспольский и Броварской», постановил епископу Феодосию иметь титул «Боярский» (журнал № 58). Освобожден от должности управляющего Броварским викариатством Киевской епархии и назначен на должность управляющего Северным викариатством г. Киева.

Решением Синода УПЦ от 16 сентября 2014 г. (журнал № 56) освобожден от должности председателя Синодального отдела по делам пастырской опеки воинов-интернационалистов (в связи с ликвидацией этой структуры).

9 декабря 2014 г. назначен председателем церковного суда Киевской епархии.

28 июля 2017 г. за Литургией в Киево-Печерской лавре Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием возведен в сан архиепископа.

9 ноября 2019 г. удостоен ученого звания доцента Киевской духовной академии.

Решением Синода УПЦ от 17 августа 2020 г. назначен управляющим Черкасской епархией.

17 августа 2021 г. за Литургией в Киево-Печерской лавре Блаженнейшим митрополитом Онуфрием возведен в сан митрополита.

Образование:

1998 г. — Калужская духовная семинария.

2003 г. — Киевская духовная академия.

Епархия: Черкасская епархия (Правящий архиерей)

Научные труды, публикации:

Слово архимандрита Феодосия (Снигирева) при наречении во епископа Броварского, викария Киевской епархии.

Ахилла

Главное Меню
  • Новости
  • Мысли
    • Колонка редактора
    • Блоги
    • Комментарии
    • Нам пишут
    • Вопросы и ответы
  • Истории
    • Культура
    • Религия
    • Проза
    • Общество
    • Мониторинг СМИ
  • Проекты
  • Авторы
  • Наши книги
  • Контакты
  • О нас
  • Поддержать
  • Главная
  • Новости
  • Архиепископ Феодосий (Снигирев) об УПЦ МП, которая «принципиально не лжет»

Архиепископ Феодосий (Снигирев) об УПЦ МП, которая «принципиально не лжет»

12 января 2019 Ахилла

В интервью сайту «Православие. ру» викарий Киевской митрополии архиепископ Боярский Феодосий (Снигирев) назвал переходы общин из УПЦ МП в ПЦУ «рейдерскими захватами»:

«От обысков и допросов перешли к конкретным делам. Принят первый антицерковный закон № 5309, который подписал президент, а значит, он вступил в силу; начались серийные захваты храмов. Схема захватов чисто рейдерская: привозят в село на автобусах своих людей, проводят с их участием и под надзором представителей власти „собрание религиозной общины“, и все готово. Верующих выставляют на улицу, юридические полномочия прихода и здание храма теперь в „ПЦУ“».

Архиепископ вновь предрек верующим УПЦ МП мученичество:

«Для духовенства и мирян Украины это — почти неизбежное обречение на исповедничество, а возможно, и мученичество».

Ранее Снигирев в проповеди на богослужении пугал прихожан грядущим мученичеством и велел готовить деньги на поддержку гонимого духовенства. Также он предлагал верующим брать пример со святителя Николая, «заушившего» еретика Ария.

А причину лютых гонений на УПЦ архиепископ Феодосий видит в абсолютной правдивости своей церкви:

«Наша Церковь — последний значимый общественный институт на Украине, который принципиально не лжет. Церковь может промолчать. Она может просто ничего не говорить. Но лгать не будет. И с этим власть имущие не могут смириться. Им нужна „церковь“, которая будет все одобрять, все оправдывать, любое безобразие объяснять высокими смыслами, дурманить людей».

Несмотря на угрозы гонений и мученичества, киевский викарий оптимистично уверен, что его познания в океанологии вполне годятся для сравнения Церкви с океаном:

«Церковь Христова на земле, как океан: она постоянно самоочищается. Сколько в океан не выливай помоев, грязи, сколько кораблей в нем ни затони, сколько рыб, акул и китов в нем ни родись и умри целыми поколениями, — океан все равно чист. Он самоочищается. Так же и Церковь».

Вера в самоочищение Церкви похожа на веру в самоочищающийся океан. Видимо, экологи, бьющие тревогу о катастрофическом загрязнении Мирового океана, это гнусные клеветники на чистоту и святость океана.

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму:

Бо́ярский
Феодосий (Снигирёв)

Родился в Киеве. В 1991 году окончил среднюю школу. В 1994 году окончил Николаевское медицинское училище с присвоением квалификации «фельдшер».

Читать еще:  Узбекистан: Троице-Георгиевский мужской монастырь

В 1994 году поступил в Калужское духовное училище, которое по благословению Святейшего Патриарха Алексия II 20 января 1997 года было преобразовано в духовную семинарию.

С 1996 года — иподиакон архиепископа Калужского и Боровского Климента.

2 апреля 1998 года архиепископом Климентом пострижен в монашество с наречением имени Феодосий в честь преподобного Феодосия, игумена Киево-Печерского.

21 апреля 1998 года архиепископом Климентом рукоположён в сан иеродиакона, 30 июня 1998 года — в сан иеромонаха.

В 1998 году окончил Калужскую духовную семинарию со степенью бакалавра богословия.

3 июля 1998 года зачислен в братию Рождества Богородицы Свято-Пафнутьева Боровского монастыря, назначен казначеем обители и главным редактором еженедельного издания «Вестник Свято-Пафнутьева Боровского монастыря».

В 1999 году назначен благочинным Свято-Пафнутьева Боровского монастыря и членом Епархиального совета Калужской епархии.

В 1999 году поступил в Московскую духовную академию.

3 июля 2000 года переведён на служение в Калугу, назначен секретарём Епархиального совета Калужской епархии, заведующим канцелярией Калужского епархиального управления и настоятелем храма в честь Казанской иконы Божией Матери в городе Калуге.

21 сентября 2000 года Святейшим Патриархом Алексием II награждён правом ношения наперсного креста.

23 августа 2001 года, согласно поданному прошению, направлен на Украину. 24 октября 2001 года назначен настоятелем храма-часовни в честь преподобной Евфросинии Полоцкой в Киеве. В том же году, согласно поданному прошению, переведён из Московской духовной академии в Киевскую духовную академию, которую окончил в 2003 году.

С марта 2002 года — главный редактор миссионерского еженедельника «Православный Печерск».

5 апреля 2004 года возведён в сан игумена.

28 февраля 2005 года возглавил созданный на базе прихода в честь прп. Евфросинии Полоцкой Киевский Свято-Владимирский духовно-просветительский центр.

19 апреля 2006 года награждён правом ношения креста с украшениями.

С мая 2007 года — духовник Международного православного фестиваля авторской песни «Благодатное небо».

С сентября 2007 года — заместитель председателя международного общественного движения «Славянский молодёжный союз», руководитель СМС на Украине.

26 ноября 2007 года указом Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира назначен ответственным секретарём Отдела по делам молодёжи при Священном Синоде УПЦ.

6 февраля 2008 года назначен заместителем председателя Отдела «Миссия духовного просвещения» при Священном Синоде УПЦ и руководителем Сектора духовно-просветительских проектов Украинской Православной Церкви.

28 апреля 2008 года возведён в сан архимандрита.

25 мая 2010 года назначен благочинным Киевской епархии по делам монастырей.

На заседании Синода УПЦ от 23 декабря 2010 года (журнал № 44) избран во епископа Броварского, викария Киевской митрополии, с поручением управления Броварским викариатством Киевской епархии (журнал № 49)[1].

6 января 2011 года в Трапезном храме Свято-Успенской Киево-Печерской лавры рукоположён во епископа[2]. Хиротонию возглавил митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан). Ему сослужили: архиепископы Белогородский Николай (Грох), Вышгородский Павел (Лебедь), Бориспольский Антоний (Паканич), Переяслав-Хмельницкий Александр (Драбинко); епископы Макаровский Иларий (Шишковский), Васильковский Пантелеимон (Поворознюк), Дрогобычский Филарет (Кучеров).

Решением Синода УПЦ от 14 июня 2011 года (журнал № 19) назначен председателем новообразованного Синодального отдела УПЦ по делам пастырской опеки воинов-интернационалистов и членом Высшего церковного совета УПЦ[3] (отдел упразднён 16 сентября 2014 года[4]).

29 марта 2013 года назначен председателем Ставленнической комиссии Киевской епархии.

25 сентября 2013 года Синод УПЦ в связи с образованием Бориспольской епархии, правящему архиерею которой усвоен титул «Бориспольский и Броварской», постановил епископу Феодосию иметь титул «Бо́ярский» (журнал № 58). Освобожден от должности управляющего Броварским викариатством Киевской епархии и назначен на должность управляющего Северным викариатством г. Киева.

9 декабря 2014 года назначен председателем Церковного суда Киевской епархии.

28 июля 2017 г. за Божественной литургией в Киево-Печерской лавре Блаженнейшим митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием возведен в сан архиепископа.

Феодосий (Снигирёв) (Theodosius (Snigirev)).

Феодосий (Снигирёв).

Епи́скоп Феодо́сий (в миру Денис Леонидович Снигирёв, укр. Денис Леонидович Снігірьов , 31 августа 1974, Киев, Украинская ССР) — епископ Украинской православной церкви (Московского патриархата), епископ Бо́ярский, викарий Киевской епархии, Председатель Церковного суда и Ставленнической комиссии Киевской епархии, управляющий Северным викариатством г. Киева, брат ученого секретаря Киевской духовной академии профессора протоиерея Ростислава Снигирева. Тезоименитство — 3 (16) мая.

  • Биография
  • Примечания
  • Ссылки

Родился в Киеве. В 1991 году окончил среднюю школу. В 1994 году окончил Николаевское медицинское училище с присвоением квалификации «фельдшер».

В 1994 году поступил в Калужское духовное училище, которое по благословению Святейшего Патриарха Алексия II 20 января 1997 года было преобразовано в духовную семинарию.

С 1996 года — иподиакон архиепископа Калужского и Боровского Климента.

2 апреля 1998 года архиепископом Климентом пострижен в монашество с наречением имени Феодосий в честь преподобного Феодосия, игумена Киево-Печерского.

21 апреля 1998 года архиепископом Климентом рукоположён в сан иеродиакона, 30 июня 1998 года — в сан иеромонаха.

В 1998 году окончил Калужскую духовную семинарию со степенью бакалавра богословия.

3 июля 1998 года зачислен в братию Рождества Богородицы Свято-Пафнутьева Боровского монастыря, назначен казначеем обители и главным редактором еженедельного издания «Вестник Свято-Пафнутьева Боровского монастыря».

В 1999 году назначен благочинным Свято-Пафнутьева Боровского монастыря и членом Епархиального совета Калужской епархии.

В 1999 году поступил в Московскую духовную академию.

3 июля 2000 года переведён на служение в Калугу, назначен секретарём Епархиального совета Калужской епархии, заведующим канцелярией Калужского епархиального управления и настоятелем храма в честь Казанской иконы Божией Матери в городе Калуге.

21 сентября 2000 года Святейшим Патриархом Алексием II награждён правом ношения наперсного креста.

23 августа 2001 года, согласно поданному прошению, направлен на Украину. 24 октября 2001 года назначен настоятелем храма-часовни в честь преподобной Евфросинии Полоцкой в Киеве. В том же году, согласно поданному прошению, переведён из Московской духовной академии в Киевскую духовную академию, которую окончил в 2003 году.

С марта 2002 года — главный редактор миссионерского еженедельника «Православный Печерск».

5 апреля 2004 года возведён в сан игумена.

28 февраля 2005 года возглавил созданный на базе прихода в честь прп. Евфросинии Полоцкой Киевский Свято-Владимирский духовно-просветительский центр.

19 апреля 2006 года награждён правом ношения креста с украшениями.

С мая 2007 года — духовник Международного православного фестиваля авторской песни «Благодатное небо».

С сентября 2007 года — заместитель председателя международного общественного движения «Славянский молодёжный союз», руководитель СМС на Украине.

26 ноября 2007 года указом Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира назначен ответственным секретарём Отдела по делам молодёжи при Священном Синоде УПЦ.

6 февраля 2008 года назначен заместителем председателя Отдела «Миссия духовного просвещения» при Священном Синоде УПЦ и руководителем Сектора духовно-просветительских проектов Украинской Православной Церкви.

28 апреля 2008 года возведён в сан архимандрита.

25 мая 2010 года назначен благочинным Киевской епархии по делам монастырей.

На заседании Синода УПЦ от 23 декабря 2010 года (журнал № 44) избран во епископа Броварского, викария Киевской митрополии, с поручением управления Броварским викариатством Киевской епархии (журнал № 49).

6 января 2011 года в Трапезном храме Свято-Успенской Киево-Печерской лавры рукоположён во епископа. Хиротонию возглавил митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан). Ему сослужили: архиепископы Белогородский Николай (Грох), Вышгородский Павел (Лебедь), Бориспольский Антоний (Паканич), Переяслав-Хмельницкий Александр (Драбинко); епископы Макаровский Иларий (Шишковский), Васильковский Пантелеимон (Поворознюк), Дрогобычский Филарет (Кучеров).

Решением Синода УПЦ от 14 июня 2011 года (журнал № 19) назначен председателем новообразованного Синодального отдела УПЦ по делам пастырской опеки воинов-интернационалистов и членом Высшего церковного совета УПЦ (отдел упразднён 16 сентября 2014 года).

29 марта 2013 года назначен председателем Ставленнической комиссии Киевской епархии.

25 сентября 2013 года Синод УПЦ в связи с образованием Бориспольской епархии, правящему архиерею которой усвоен титул «Бориспольский и Броварской», постановил епископу Феодосию иметь титул «Бо́ярский» (журнал № 58). Освобожден от должности управляющего Броварским викариатством Киевской епархии и назначен на должность управляющего Северным викариатством г. Киева.

9 декабря 2014 года назначен председателем Церковного суда Киевской епархии.

Преподаватель курса Пастырского Богословия в Магистратуре Киевской духовной академии.

Православная Жизнь

Доклад преподавателя КДА архиепископа Феодосия (Снигирева) на научной богословской конференции в Троице-Сергиевой Лавре.

16 октября 2019 года, по благословению Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия, викарий Киевской Митрополии архиепископ Боярский Феодосий принял участие в международной научной богословской конференции «Современное православное духовничество». Целью конференции, организованной Московской духовной академией, являлось богословское, историческое и пасторологическое рассмотрение феномена православного духовничества в истории Церкви и сегодня.

Читать еще:  Число погибших в Египте превысило 300 человек

В форуме приняли участие представители духовных академий и семинарий, священнослужители, преподаватели.

Архиепископ Феодосий представлял на конференции Киевские духовные школы. В рамках мероприятия Высокопреосвященный владыка сделал доклад, полный текст которого приводится ниже.

Православное духовничество
как актуализация тройственного служения Христа Спасителя:
священнического, пророческого и царского

Особенностью нашего времени, когда размываются казавшиеся незыблемыми правила, и ставятся под сомнение неоспоримые ранее ориентиры, иногда приходится даже себе самому напоминать о самых простых вещах. Сегодня – прекрасная возможность сказать о том, что духовничество в Церкви является сердцевиной пастырского служения. И именно так это всегда понималось Отцами древности.

Если для свт. Григория Двоеслова, называвшего духовническое служение cura animarum, это было бесспорным, то в более позднее время выражение cura animarum, переводимое обычно как «душепопечение», стало наполняться более расширенным смыслом со смещением смыслового акцента ко внешней стороне пастырства.

Так, например, даже для отечественных пасторологов начала прошлого века духовничество стало лишь одним из частных видов душепопечения – так называемым душепопечением внутренним, лишь восполняющим душепопечение внешнее, к которому они относили всю остальную пастырскую деятельность. Именно так характеризовал духовничество, к примеру, митр. Антоний (Храповицкий) [1].

Однако, вникая в исторические святоотеческие тексты, мы можем сделать несколько иной вывод: духовничество является не одним из частных видов душепопечения, а его сердцевиной и кульминацией. Именно его продуктивному осуществлению служат иные стороны пастырского душепопечения, оно как-бы вбирает в себя все аспекты пастырства. Более того, без этой сердцевины иные частные виды душепопечения просто растеряют свой смысл. Так, по словам священномученика Петра (Полянского), духовник является для своих чад путеводителем ко Христу, а это возможно лишь в том случае, если духовничество, не ограничивается, например, учительством или воспитательством [2].

Духовник – это пастырь, ведущий свою паству в жизнь вечную, а новозаветное пастырство – это нечто более обширное, нежели лишь священство, известное не только ветхозаветной церкви, но и языческим народам – как, впрочем, и иные пастырские служения – царское и пророческое [3], соответствующие свойственным всем людям потребностям [4].

Новозаветное пастырство потому ни в коем случае не является лишь обновленным жречеством – с Новозаветным законом и новыми обрядами. Хотя, жизнь показывает, что именно так его зачастую воспринимают светские люди. И, к сожалению, не только светские, но нередко и сами пастыри. В действительности же, будучи продолжением в нашем мире земного служения Христа Спасителя, новозаветное пастырство является, прежде всего, духовничеством, и именно в этом качестве – продолжением всех трех видов пастырского служения, которые были известны еще Ветхозаветной Церкви – священнического, пророческого и царского [5].

Соответственно и возрождение человека во Христе, совершаемое действованием Святого Духа в спасаемом человеке, продуктивно лишь при посредничестве такого священника-пастыря, который всей своей жизнью актуализирует, воплощает в меру своих сил и возможностей все служения Христа-Спасителя – Первосвященника (Евр. 2, 17; Евр. 4, 14-5, 10; Евр. 7, 1-10, 39), Царя (Евр. 1,3,13; Евр. 4,16; Евр. 2,9) и Пророка (Деян. 3, 22).

Так, «внутреннее душепопечение», каким часто и воспринимается духовничество, является, в сущности, реализацией царственного служения Спасителя – устроения Града Божия, Царства Христова, произрастающего, как зерно горчичное (Мф. 13, 31) в душе верующего человека, пасомого. Духовник, знающий своих чад, наставляющий их в праведной жизни, и молящийся за них, пребывает, по словам апостола Павла в муках рождения, пока в его чадах не изобразится Христос (Гал. 4, 19).

В то же время, пастырский опыт показывает, что подлинное духовничество невозможно без пророческого возвещения Евангельской вести. Именно Евангелия, а не человеческих домыслов в виде политических идей и эсхатологических страхований. Пророческое служение в Церкви всегда было в первую очередь не возвещением о грядущих временах, чего ждали от языческих прорицателей, и чего иногда ждут от своих духовников слишком многие, оно было возвещением Слова Божия и Правды Божией! Что и должен делать всякий новозаветный пастырь. Однако любой духовник знает, что даже тогда, когда он возвещает эту правду с рассуждением, избегая ревности не по разуму, стараясь обходиться с чадами, «подобно как кормилица нежно обходится с детьми своими» (1 Фесс. 2, 7), все равно находятся те, кто говорит: «какие странные слова! Кто может это слушать?» (Ин. 6, 60-66) и нередко сворачивают с пути Истины, избирая себе учителей, льстящих слуху (2 Тим. 4, 3).

Особо следует сказать о значении в деле духовничества священной составляющей – литургического, таинственного служения. Без него духовничество было бы лишь формой воспитания с непредсказуемыми последствиями. В качестве отрицательного и нередкого примера можно привести воспитание и обучение во многих воскресных школах, где не практикуется частое совместное причащение учеников. Такие воспитанники по окончании обучения, а то и ранее, исчезают из храмов на многие годы, а иногда и навсегда. Подобный, в сущности, трагический неуспех благого дела, обусловлен тем, что занятия в таких школах не всегда сопровождаются вовлечением детей и их родителей в литургическую жизнь прихода. Сколь бы ни был хорош «молодежный клуб», носящий имя православной воскресной школы, сам по себе он не даст сил преодолеть свойственное переходному возрасту желание веселиться во все дни юности своей (Эккл. 11, 9). Более того, молодые люди, ориентированные на развлечения, со временем находят развлечения более притягивающие, избежать которых не помогут никакие добрые наставления, никакая сила воли, если отсутствует навык получения в Евхаристических дарах помощи от Христа, без Которого мы ничего доброго делать не можем (Ин. 15, 5).

То же можно сказать и о многих новоначальных христианах, чьи духовники делают упор на чрезмерно глубоком, не свойственном новоначальному, самоанализе и многочасовых исповедях прямо во время богослужения и в ущерб литургической жизни. Нередко они не приучают своих чад искать помощи в первую очередь у Христа, во Святых Тайнах. Более того, некоторые духовники даже противятся частому причащению, проповедуют взгляды, граничащие с пелагианством, делают упор на личном общении с собою, на передаче воспитуемым своего личного духовного опыта, всё остальное ставится на второй план. Такие наставники несут прямую угрозу своим духовным чадам, бросая их на борьбу, в которой они обречены на поражение. Ведь в этой борьбе основополагающей и главной предлагается помощь такого духовника, при этом пасомые остаются без постоянной помощи Того, Кто обещал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6, 56).

Хотя, мы знаем, бывает и другая крайность, когда духовник предлагает новоначальному такой частый ритм причащения, который вовсе ему не свойственен, к которому он пока совершенно не готов. А поэтому также может получить вред вместо пользы: может укрепится в легкомысленном отношении ко встрече со Христом, может не научится всеми силами сохранять полученную милость от Бога после причастия, не научится ценить Тайны и беречься от греховной рассеянности и так далее. Но на этой крайности не будем сегодня останавливаться подробней.

Вообще же акцентирование некоторыми духовниками внимания на личном учительстве и воспитании, усвоение ему, а не Евхаристии первенствующего значения в устроении спасения пасомого часто кроется в непонимании жертвенного характера Евхаристии. Дело новозаветного пастырства, и соответственно, дело православного духовничества, есть продолжение священнического служения Христа, Который Сам есть и Жертва и Архиерей. Новозаветный священник поэтому есть не только учитель, но и жертвоприноситель: «как Евхаристия есть продолжение Голгофской жертвы, так точно и священнослужение в Церкви есть продолжение Христова служения на земле» [6]. Более того, «где нет места учению о жертвенном характере Евхаристии, там отрицается и священство, как Богоучрежденное посредство между Богом и верующими» [7]. Эта мысль профессора Киевской Духовной Академии Василия Ильича Экземплярского [8] может быть прекрасно проиллюстрирована пониманием пастырства в протестантизме.

Как мы говорили выше, православное духовничество – это не просто воспитание и учительство, но и таинственное приобщение духовных чад к единству со Христом во Святых Тайнах, принятие и усвоение плодов Голгофской жертвы, через которые Бог, ставший человеком, делает приобщающихся Ему богами по благодати. А вот в традиционных протестантских церквях, не видящих в своих пасторах жертвоприносителей, термины духовничество и пастырское душепопечение являются полностью взаимозаменяемыми, и говорят лишь о духовном учительстве и благотворительной деятельности пастора.

Читать еще:  Свято-Троицкий собор Краснодара отметил вековой юбилей с момента своего основания

Показательным является, например, труд пастора Евангелическо-Лютеранской церкви Финляндии Эрика Эвальдса Душепопечительство и терапия, в котором даются практические наставления для пасторов Евангелическо-Лютеранской церкви по различным вопросам пастырского душепопечения [9]. Подробно говоря о личных качествах духовника, о значении исповеди, приводя многочисленные примеры из долголетнего пастырского служения в тюрьмах и больницах, Эрик Эвальдс, понятно, обходит молчанием литургическую, таинственную составляющую духовнического служения.

Итак, наше небольшое сообщение может быть основанием для кратких выводов, представленных ниже:

Православный духовник – это в первую очередь – пастырь, продолжатель служения Помазанника–Христа, в Котором соединились все виды пастырского служения – священническое, пророческое и царское, требовавшие до Его пришествия помазания.

Реализуя эти служения, духовник в общении с пасомыми не ограничивает себя, подобно ветхозаветным священникам и языческим жрецам, научению их внешним делам культа и вещественным началам (Гал. 4, 9), но пророчественно возвещает своим чадам содержащееся в Евангелии слово Божие, обличая, запрещая, и увещевая со всяким долготерпением и назиданием (2 Тим. 4, 2).

Как соучастник в царственном служении Христа, духовник, основываясь на Нем, как краеугольном камне, а не на человеческих домыслах, учениях и идеологиях, строит из своих чад, как из живых камней, дом духовный (1 Петр. 2, 5) – Царство Божие.

Духовник лучше других знает, насколько слаб и падок на грех каждый человек, который сделать что-то доброе может лишь при укреплении от Иисуса Христа. И как священник он на личном опыте знает, что прямой доступ к этому укреплению открыт в литургической жизни Церкви (Флп. 4, 13), к которой он приучает своих чад, чтобы при возвращении данного нам в хиротонии залога было о ком сказать: «вот дети мои, которых дал мне Господь» (Ис. 8, 18).

Архиепископ Боярский Феодосий (Снигирёв)

[1] См.: Антоний, митрополит Киевский и Галицкий (Храповицкий). Собрание лекций и статей по пастырскому богословию. М., 1909.

[2]См.: Полянский П. Первое послание святого апостола Павла к Тимофею: Опыт историко-экзегетического исследования. Сергиев Посад, 1897.

[3] Титов Г.И. прот. К вопросу о ветхозаветном священстве и левитстве. //Странник. 1879, № 4. с. 187.

[4] Титов Г.И. прот. История священства и левитства ветхозаветной церкви. Тифлис, 1878, с.31.

[5] Экземплярский В.И., проф. Библейское и Святоотеческое учение о сущности священства. Киев, 1904, с.271.

[6] Экземплярский В.И., проф. Библейское и Святоотеческое учение о сущности священства. Киев, 1904, с.168.

[7] Экземплярский В.И., проф. Библейское и Святоотеческое учение о сущности священства. Киев, 1904, с.95.

[8] Василий Ильич Экземплярский (1875-1933) – религиозный философ и богослов, профессор Киевской Духовной Академии, председатель Киевского религиозно-философского общества, издатель и главный редактор журнала «Христианская мысль».

[9] Эвальдс Э. Душепопечительство и терапия. Пер. с финского А. Лепомаа. Хельсинки, 1990. Автор – пастор Евангелическо-Лютеранской церкви Финляндии.

Опыт личного обращения, пережитый на фронте в годы Второй мировой войны, во многом сформировал его подход к пастырскому служению и душепопечению, который он кратко сформулировал так:

«Духовнику бесполезно говорить своему прихожанину о мире Божием, если он сам не готов искать его вместе с ним, оставаясь рядом, пока тот его не найдет. Настоящий духовник не только несет ту весть, которая содержится в Библии. Он борется и страдает, пока то, о чем говорится в Библии, не исполняется в жизни вверенных ему людей».

«Нам всем не раз приходилось слышать, что сегодня исповедь утратила то значение, каким она обладала раньше в нашей церкви. Это неверно, однако мы бы отметили следующее: в нашей церкви нет места формальной исповеди… она означает открытие сокровенных глубин сердца и является столь глубоким и преображающим событием в жизни человека, что ее нельзя вместить в какие-то рамки, как нельзя и сделать ее обязательной. И все же исповедь предполагает определенного рода обязательность – так же обязательно для нас, скажем, принимать пищу. Многих мучений можно было бы избежать – или, во всяком случае, облегчить страдания, – если бы люди открывались вовремя»

«Когда мы видим, каким чудесным образом Бог освобождает тех, кто смиренно встает на путь исповеди, то становится нестерпимо больно смотреть на людей, пытающихся самостоятельно заглушить свою внутреннюю боль»

Феодосий (Снигирёв)

Епи́скоп Феодо́сий (в миру Денис Леонидович Снигирёв, укр. Денис Леонидович Снігірьов , 31 августа 1974, Киев, Украинская ССР) — епископ Украинской православной церкви (Московского патриархата), епископ Броварский, викарий Киевской епархии, благочинный Киевской епархии по делам монастырей, председатель Синодального отдела УПЦ по делам пастырской опеки воинов-интернационалистов, член Высшего церковного совета УПЦ. Тезоименитство — 3 (16) мая.

Биография

Родился в Киеве. В 1991 году окончил среднюю школу. В 1994 году окончил Николаевское медицинское училище с присвоением квалификации «фельдшер».

В 1994 году поступил в Калужское духовное училище, которое по благословению Святейшего Патриарха Алексия II 20 января 1997 года было преобразовано в духовную семинарию.

С 1996 года — иподиакон архиепископа Калужского и Боровского Климента.

2 апреля 1998 года архиепископом Климентом пострижен в монашество с наречением имени Феодосий в честь преподобного Феодосия, игумена Киево-Печерского.

21 апреля 1998 года архиепископом Климентом рукоположён в сан иеродиакона, 30 июня 1998 года — в сан иеромонаха.

В 1998 году окончил Калужскую духовную семинарию со степенью бакалавра богословия.

3 июля 1998 года зачислен в братию Рождества Богородицы Свято-Пафнутьева Боровского монастыря, назначен казначеем обители и главным редактором еженедельного издания «Вестник Свято-Пафнутьева Боровского монастыря».

В 1999 году назначен благочинным Свято-Пафнутьева Боровского монастыря и членом Епархиального совета Калужской епархии.

3 июля 2000 года переведён на служение в Калугу, назначен секретарём Епархиального совета Калужской епархии, заведующим канцелярией Калужского епархиального управления и настоятелем храма в честь Казанской иконы Божией Матери в городе Калуге.

21 сентября 2000 года Святейшим Патриархом Алексием II награждён правом ношения наперсного креста.

23 августа 2001 года, согласно поданному прошению, направлен на Украину. 24 октября 2001 года назначен настоятелем храма-часовни в честь преподобной Евфросинии Полоцкой в Киеве. В том же году, согласно поданному прошению, переведён из Московской духовной академии в Киевскую духовную академию, которую окончил в 2003 году.

С марта 2002 года — главный редактор миссионерского еженедельника «Православный Печерск».

28 февраля 2005 года возглавил созданный на базе прихода в честь прп. Евфросинии Полоцкой Киевский Свято-Владимирский духовно-просветительский центр.

19 апреля 2006 года награждён правом ношения креста с украшениями.

С мая 2007 года — духовник Международного православного фестиваля авторской песни «Благодатное небо».

С сентября 2007 года — заместитель председателя международного общественного движения «Славянский молодежный союз», руководитель СМС на Украине.

26 ноября 2007 года указом Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира назначен ответственным секретарём Отдела по делам молодёжи при Священном Синоде УПЦ.

6 февраля 2008 года назначен заместителем председателя Отдела «Миссия духовного просвещения» при Священном Синоде УПЦ и руководителем Сектора духовно-просветительских проектов Украинской Православной Церкви.

28 апреля 2008 года возведён в сан архимандрита.

25 мая 2010 года назначен благочинным Киевской епархии по делам монастырей.

На заседании Синода УПЦ от 23 декабря 2010 года (журнал № 44) избран во епископа Броварского, викария Киевской митрополии, с поручением управления Броварским викариатством Киевской епархии (журнал № 49) [1] .

6 января 2011 года в Трапезном храме Свято-Успенской Киево-Печерской лавры рукоположён во епископа [2] . Хиротонию возглавил митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан). Ему сослужили: архиепископы Белогородский Николай (Грох), Вышгородский Павел (Лебедь), Бориспольский Антоний (Паканич), Переяслав-Хмельницкий Александр (Драбинко); епископы Макаровский Иларий (Шишковский), Васильковский Пантелеимон (Поворознюк), Дрогобычский Филарет (Кучеров).

Решением Синода УПЦ от 14 июня 2011 года (журнал № 19) назначен председателем новообразованного Синодального отдела УПЦ по делам пастырской опеки воинов-интернационалистов и членом Высшего церковного совета УПЦ [3] .

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector