1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Какие темы обсудят на Архиерейском соборе в Москве

Содержание

Какие темы обсудят на Архиерейском соборе в Москве

О «екатеринбургских» останках

Один из самых важных вопрос, который будет рассматривать Архиерейский собор станет так называемый вопрос о «екатеринбургских» останках (предполагаемые останки государя Николая II и членов его семьи — прим. ред,). Собор начнет сопоставлять результаты их экспертиз и выскажет суждение об этих экспертизах. Часть экспертиз еще не завершена, и время на их завершение будет диктоваться не кем-то извне, а объективной необходимостью полного и всестороннего их изучения. «У нас нет спешки, подгонки под какую-то дату, но есть желание разобраться», — добавил он. «Это очень серьезный вопрос, нужно снять все сомнения как в одну, так и в другую сторону», — сказал руководитель синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда. Но даже когда все экспертизы закончатся, «час икс» не наступит. Их результаты и все порожденные ими версии надо будет со сопоставлять и осмысливать. Включение же этого вопроса в повестку Архиерейского собора связан с уверенностью, что этот сложный вопрос, как подчеркнул заместитель управляющего делами Московской патриархии, архимандрит Савва (Тутунов), не должен проходить «мимо взора епископата». Епископы должны включиться в обсуждение получаемых данных » в силу серьезности этого вопроса». И весь последующий процесс изучения, по словам Владимира Легойды, «будет максимально открытым». И окончательное решение не будет подгоняться к какому-то сроку.

Об общероссийском почитании украинских святых

На Соборе, возможно, будет принято решение об общецерковном почитании прославленных украинских святых. Это «целый ряд подвижников, подвизавшихся на Украине», — уточнил заместитель председателя Отдела внешних церковных связей, протоиерей Николай Балашов. Архиерейский собор рассмотрит возможность общецерковного прославления тех, кто до этого почитался только на Украине. После этого им можно будет молиться в православных храмах РПЦ по всему миру.

Об интернете в монастырях

Архиерейский собор рассмотрит и возможно примет уже семь лет активно публично обсуждающееся Положение о монастырях и монашествующих. Много раз переписанное Положение включит в себя весь опыт и пожелания по жизни монастырей. И в частности, такой вопрос как «интернет в монастырях», которого еще недавно просто не было, уточнил заместитель управляющего делами Московской патриархии архимандрит Савва (Тутунов).

О гражданских и церковных браках

Недавнее повторное венчание звезды российской поп-звезды Аллы Пугачевой заострило давно стоящий в жизни Церкви вопрос: сколько раз позволительно верующим вступать в брак и как считать эти браки — по числу венчаний или гражданской регистрации в ЗАГСе. Сегодня в разных епархиях дают разные ответы на вопрос «Как интерпретировать канонические нормы в нынешних условиях, когда браков заключается значительно больше, чем освящается церковным венчанием?», подчеркнул заместитель председателя Отдела внешних церковных связей, протоиерей Николай Балашов. «На самом деле ясного ответа в действующем церковном праве на данный вопрос не имеется», добавил он. Документ «О церковном браке» рассматривался уже несколько лет. «В церковном праве о браке до сего момента мы в основном опирались на положения, принятые еще в 18-19 веках. Некоторые вещи нужно адаптировать к современности, прописать формулы и процедуры», — отметил заместитель управляющего делами Московской патриархии, архимандрит Савва (Тутунов).

После рассмотрения вопроса на предстоящем Архиерейском Соборе, должно быть принято «ясное решение», считает представитель Церкви.

О расширении и курса основ религиозной культуры в школе

Преподавание знаний о религии в школе хорошо бы расширить, однако оно не должно приводить к перегрузке учащихся, таков взгляд Церкви на изучение школьниками религиозных основ. «Как культуролог и преподаватель могу сказать, что знание религиозных основ важно для общего понимания культуры», — подчеркнул глава синодального отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда.

Изучение же всей программы за один год невозможно («Представьте себе, что литературу в школе преподают один год из одиннадцати», — сказал Владимир Легойда).

Церковь не настаивает на немедленном увеличении часов, но в диалоге с Министерством образования ищет взвешенное решение, подчеркнул он. Расширение изучения основ религий, по словам Владимира Легойды, поможет предотвратить распространение среди молодежи экстремистских идей. («Хорошее знание основ традиционных религий — лучшая прививка от экстремизма»).

О подготовке Собора

Все подготовленные на рассмотрение Собора документы обсуждались «беспримерно открыто».

«Любой человек может высказать свое мнение, и оно будет услышано. Причем, это касается не только Архиерейского Собора, но вообще того, как сегодня в Церкви организована дискуссия по важным и актуальным вопросам», — подчеркнул Владимир Легойда и рассказал о механизме подготовки документов. «Проект готовит Межсоборное присутствие, затем над ним долго работает комиссия с привлечением экспертов, потом он обнародуется для всеобщего — общецерковного и общественного — обсуждения. Собранные в ходе общенародного обсуждения замечания… принимаются и рассматриваются редакционными группами, а затем и пленумом Межсоборного присутствия. И только потом документ выносится на обсуждение Священного Синода или Архиерейского Собора. Таким образом проект процеживается через интеллектуальное сито», — отметил Владимир Легойда.

Справка «РГ»

Архиерейский Собор пройдет в Москве с 29 ноября по 4 декабря и будет приурочен к 100-летию восстановления патриаршества в Русской церкви. На него приедут 377 православных архиерея из 22 стран мира. Свое участие в Соборе подтвердили и почти все украинские архиереи. Ожидаются высокие гости из других поместных Православных церквей мира. По регламенту соборные решения принимаются простым большинством голосов. В случае равенства голосов принимается решение, в пользу которого голосует председатель Собора — патриарх. Постановления Архиерейского собора вступают в силу сразу после их принятия.

Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви об общецерковном прославлении ряда местночтимых святых

Документ принят на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2-3 февраля 2016 года.

I. Освященный Архиерейский Собор 24-29 июня 2008 года, будучи первым Собором Русской Православной Церкви с участием епископата Русской Зарубежной Церкви, поручил Священному Синоду по надлежащем рассмотрении «принять решение по вопросу, связанному с прославлением святых Русской Православной Церковью Заграницей, канонизированных в период разделения» (определение по докладу председателя Синодальной комиссии по канонизации святых).

Соответствующая работа велась под председательством Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в рабочей группе для рассмотрения вопроса о почитании новомучеников и исповедников Российских ХХ века, канонизированных Русской Православной Церковью Заграницей в период разделения, созданной Священным Синодом 6 октября 2008 года (журнал № 73). С 2013 года эта работа была продолжена под председательством Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона в рабочей группе по согласованию месяцесловов Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви, сформированной по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

7 октября 2015 года очередное заседание этой рабочей группы прошло под председательством Предстоятеля Русской Православной Церкви и при участии первоиерарха Русской Зарубежной Церкви. Участники заседания отметили результаты изучения подвига лиц, почитаемых в русском зарубежье. Была признана возможность общецерковного прославления следующих святых, ранее канонизированных Русской Зарубежной Церковью:

страстотерпца праведного Евгения врача (Боткина), принявшего страдания вместе с царской семьей в Ипатьевском доме (†1918, память 4 / 17 июля);

святителя Ионы, епископа Ханькоуского, совершавшего свое архиерейское служение в Маньчжурии с 1922 года и до своей кончины (†1925, память 7 / 20 октября);

священномученика Митрофана пресвитера и иже с ним пострадавших мучеников многих, принявших мученические венцы в 1900 году в Пекине (память 10 / 23 июня).

Деятельность рабочей группы по согласованию месяцесловов Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви продолжается. Изучаются материалы, касающиеся других царских слуг, сопровождавших царскую семью в Екатеринбург — графини А.В. Гендриковой, И.М. Харитонова, А.С. Демидовой, а также убиенных в Алапаевске вместе с преподобномученицами великой княгиней Елисаветой и инокиней Варварой князей Иоанна, Константина и Игоря Константиновичей. Рассматриваются также обстоятельства жизни и кончины других лиц, почитаемых в Русской Зарубежной Церкви.

II. В 2014 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла под председательством Преосвященного митрополита Калужского и Боровского Климента учреждена комиссия по составлению месяцеслова Русской Православной Церкви. При исследовании святцев было установлено, что ряд широко почитаемых (в том числе издревле) в Русской Православной Церкви святых еще не получил общецерковного прославления. К таковым относятся:

  • преподобный Александр Пересвет (†1380, память 7 / 20 сентября);
  • преподобный Амфилохий Почаевский (†1971, память 29 апреля / 12 мая);
  • преподобный Андрей Ослябя (†1380, память 7 / 20 сентября);
  • преподобный иеросхимонах Аристоклий (Амвросиев) Московский (†1918, память 24 августа / 6 сентября);
  • преподобный Варлаам Серпуховской (†1377, память 5 / 18 мая);
  • преподобная Васса Псково-Печерская (†ок.1473, память 19 марта / 1 апреля);
  • святитель Геннадий, архиепископ Новгородский (†1504, память 4 / 17 декабря);
  • преподобный Герасим Болдинский (†1554, память 1 / 14 мая);
  • святитель Геронтий, митрополит Московский и всея Руси (†1489, память 28 мая / 10 июня);
  • преподобная Досифея (Тяпкина), Киевская затворница (†1776, память 25 сентября / 8 октября);
  • преподобный Елисей Лавришевский (†ок.1250, память 23 октября / 5 ноября);
  • святитель Иоасаф (Скрипицын), митрополит Московский и всея Руси (†1555, память 27 июля / 9 августа);
  • преподобный Иона Псково-Печерский (†ок.1480, память 29 марта / 11 апреля);
  • преподобный Корнилий Крыпецкий (†1903, память 28 декабря / 10 января);
  • преподобный Корнилий Переяславский, (†1693, 22 июля / 4 августа);
  • преподобноисповедник Кукша Одесский (†1964, память 16 / 29 сентября);
  • преподобный Лаврентий Черниговский (†1950, память 29 декабря / 11 января);
  • преподобный Леонид Устьнедумский (†1654, память 17 / 30 июля);
  • преподобный Марк Псково-Печерский (†1400-годы, память 29 марта / 11 апреля);
  • преподобный Мартин Туровский (†1150, память 27 июня / 10 июля);
  • святитель Мина, епископ Полоцкий (†1116, память 20 июня / 3 июля);
  • святой благоверный князь Ростислав (в крещении Михаил) Смоленский (†1167, память 14 / 27 марта);
  • преподобный Симеон (Желнин), иеросхимонах Псково-Печерский (†1960, память 5 / 18 января; 19 марта / 1 апреля);
  • святитель Симеон, первый епископ Тверской (†1289, память 3 / 16 февраля);
  • преподобный Симон Сойгинский (†1562, память 24 ноября / 7 декабря);
  • святая праведная княгиня София Слуцкая (†1612, память 19 марта / 1 апреля);
  • преподобный Христа ради юродивый Феофил Киевский (†1853, память 28 октября / 10 ноября);
  • святитель Филарет (Амфитеатров, в схиме Феодосий), митрополит Киевский (†1857, память 21 декабря / 3 января);
  • святой благоверный князь Ярослав Мудрый (†1054, память 20 февраля / 5 марта; в високосный год 4 марта).

Синодальная комиссия по канонизации святых, изучив жития перечисленных подвижников благочестия, направила в Священный Синод предложение об их общецерковном прославлении.

Кроме того Комиссия по канонизации святых рассмотрела возможность общецерковного прославления праведного Павла Таганрогского, причисленного к лику святых для местного почитания в Ростовской епархии в 1999 году. Члены Комиссии констатировали, что почитание праведного Павла распространилось не только в странах канонической ответственности Русской Православной Церкви, но и за их пределами. Предложение о его общецерковном прославлении также было направлено в Священный Синод.

Читать еще:  Треть чехов на Рождество ходят в церковь

III. Священный Синод, рассмотрев в своем заседании от 24 декабря 2015 года (журнал № 95) представленные материалы, определил включить в предлагаемую на утверждение Освященного Архиерейского Собора повестку дня Собора вопрос об общецерковном прославлении перечисленных выше местночтимых святых.

С учетом изложенного, заслушав доклад епископа Троицкого Панкратия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, Освященный Архиерейский Собор определяет:

1. Благословить общецерковное почитание следующих местночтимых святых, включив их имена в месяцеслов Русской Православной Церкви:

  • преподобного Александра Пересвета;
  • преподобного Амфилохия Почаевского;
  • преподобного Андрея Осляби;
  • преподобного Аристоклия Московского;
  • преподобного Варлаама Серпуховского;
  • преподобной Вассы Псково-Печерской;
  • святителя Геннадия, архиепископа Новгородского;
  • преподобного Герасима Болдинского;
  • святителя Геронтия, митрополита Московского и всея Руси;
  • преподобной Досифеи, затворницы Киевской;
  • страстотерпца праведного Евгения врача;
  • преподобного Елисея Лавришевского;
  • святителя Иоасафа, митрополита Московского и всея Руси;
  • святителя Ионы, епископа Ханькоуского;
  • преподобного Ионы Псково-Печерского;
  • преподобного Корнилия Крыпецкого;
  • преподобного Корнилия Переяславского;
  • преподобноисповедника Кукши Одесского;
  • преподобного Лаврентия Черниговского;
  • преподобного Леонида Устьнедумского;
  • преподобного Марка Псково-Печерского;
  • преподобного Мартина Туровского;
  • святителя Мины, епископа Полоцкого;
  • священномученика Митрофана пресвитера и иже с ним мучеников многих;
  • праведного Павла Таганрогского;
  • святого благоверного князя Ростислава (в крещении Михаила) Смоленского;
  • преподобного Симеона Псково-Печерского;
  • святителя Симеона, первого епископа Тверского;
  • преподобного Симона Сойгинского;
  • святой праведной княгини Софии Слуцкой;
  • преподобного Феофила Христа ради юродивого, Киевского;
  • святителя Филарета (в схиме Феодосия), митрополита Киевского;
  • святого благоверного князя Ярослава Мудрого.

2. Составить отдельную службу каждому из благословляемых к общецерковному почитанию святых, если таковая до сих пор не была составлена, а до времени составления отдельных служб отправлять службы по Общей Минее, каждому по его чину.

3. Общецерковное празднование памяти благословляемых ныне к общецерковному почитанию святых совершать в прежде установленные дни.

4. Писать благословляемым ныне к общецерковному почитанию святым иконы для поклонения согласно определению VII Вселенского Собора.

5. Опубликовать жития благословляемых ныне к общецерковному почитанию святых, если они уже составлены, или составить заново и опубликовать для назидания в благочестии чад церковных.

6. Сообщить имена перечисленных подвижников Предстоятелям Поместных Православных Церквей для включения в их святцы.

7. Подтверждая ранее принятые решения Архиерейских Соборов и Священного Синода, касающиеся канонизации новомучеников и исповедников Церкви Русской, в то же время считать необходимым дальнейшее изучение обстоятельств жизни и кончины лиц, подвергшихся в годы гонений на Церковь насильственной смерти в связи с исповеданием ими веры во Христа.

8. Отметить, что в отдельных случаях выявляемые при исследовании новые архивные данные настоятельно требуют дальнейшего изучения, до получения результатов которого может оказаться целесообразным временное приостановление общецерковного почитания некоторых лиц.

9. В необходимых случаях имена вышеупомянутых лиц до завершения изучения не помещать в общецерковном месяцеслове, при возможном сохранении сложившейся традиции местного почитания, где таковая имеется.

10. Соответствующие исследования ряда дел могут быть завершены лишь после открытия всех архивных документов.

11. Предпринять необходимые усилия для обеспечения ознакомления епархиальных архиереев с материалами следственных дел, касающихся лиц, пострадавших в годы гонений и почитаемых во вверенных этим архиереям епархиях.

Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви об общецерковном прославлении ряда местночтимых святых

Документ принят на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2-3 февраля 2016 года.

I. Освященный Архиерейский Собор 24-29 июня 2008 года, будучи первым Собором Русской Православной Церкви с участием епископата Русской Зарубежной Церкви, поручил Священному Синоду по надлежащем рассмотрении «принять решение по вопросу, связанному с прославлением святых Русской Православной Церковью Заграницей, канонизированных в период разделения» (определение по докладу председателя Синодальной комиссии по канонизации святых).

Соответствующая работа велась под председательством Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в рабочей группе для рассмотрения вопроса о почитании новомучеников и исповедников Российских ХХ века, канонизированных Русской Православной Церковью Заграницей в период разделения, созданной Священным Синодом 6 октября 2008 года (журнал № 73). С 2013 года эта работа была продолжена под председательством Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона в рабочей группе по согласованию месяцесловов Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви, сформированной по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла.

7 октября 2015 года очередное заседание этой рабочей группы прошло под председательством Предстоятеля Русской Православной Церкви и при участии первоиерарха Русской Зарубежной Церкви. Участники заседания отметили результаты изучения подвига лиц, почитаемых в русском зарубежье. Была признана возможность общецерковного прославления следующих святых, ранее канонизированных Русской Зарубежной Церковью:

страстотерпца праведного Евгения врача (Боткина), принявшего страдания вместе с царской семьей в Ипатьевском доме (†1918, память 4 / 17 июля);

святителя Ионы, епископа Ханькоуского, совершавшего свое архиерейское служение в Маньчжурии с 1922 года и до своей кончины (†1925, память 7 / 20 октября);

священномученика Митрофана пресвитера и иже с ним пострадавших мучеников многих, принявших мученические венцы в 1900 году в Пекине (память 10 / 23 июня).

Деятельность рабочей группы по согласованию месяцесловов Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви продолжается. Изучаются материалы, касающиеся других царских слуг, сопровождавших царскую семью в Екатеринбург — графини А.В. Гендриковой, И.М. Харитонова, А.С. Демидовой, а также убиенных в Алапаевске вместе с преподобномученицами великой княгиней Елисаветой и инокиней Варварой князей Иоанна, Константина и Игоря Константиновичей. Рассматриваются также обстоятельства жизни и кончины других лиц, почитаемых в Русской Зарубежной Церкви.

II. В 2014 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла под председательством Преосвященного митрополита Калужского и Боровского Климента учреждена комиссия по составлению месяцеслова Русской Православной Церкви. При исследовании святцев было установлено, что ряд широко почитаемых (в том числе издревле) в Русской Православной Церкви святых еще не получил общецерковного прославления. К таковым относятся:

  • преподобный Александр Пересвет (†1380, память 7 / 20 сентября);
  • преподобный Амфилохий Почаевский (†1971, память 29 апреля / 12 мая);
  • преподобный Андрей Ослябя (†1380, память 7 / 20 сентября);
  • преподобный иеросхимонах Аристоклий (Амвросиев) Московский (†1918, память 24 августа / 6 сентября);
  • преподобный Варлаам Серпуховской (†1377, память 5 / 18 мая);
  • преподобная Васса Псково-Печерская (†ок.1473, память 19 марта / 1 апреля);
  • святитель Геннадий, архиепископ Новгородский (†1504, память 4 / 17 декабря);
  • преподобный Герасим Болдинский (†1554, память 1 / 14 мая);
  • святитель Геронтий, митрополит Московский и всея Руси (†1489, память 28 мая / 10 июня);
  • преподобная Досифея (Тяпкина), Киевская затворница (†1776, память 25 сентября / 8 октября);
  • преподобный Елисей Лавришевский (†ок.1250, память 23 октября / 5 ноября);
  • святитель Иоасаф (Скрипицын), митрополит Московский и всея Руси (†1555, память 27 июля / 9 августа);
  • преподобный Иона Псково-Печерский (†ок.1480, память 29 марта / 11 апреля);
  • преподобный Корнилий Крыпецкий (†1903, память 28 декабря / 10 января);
  • преподобный Корнилий Переяславский, (†1693, 22 июля / 4 августа);
  • преподобноисповедник Кукша Одесский (†1964, память 16 / 29 сентября);
  • преподобный Лаврентий Черниговский (†1950, память 29 декабря / 11 января);
  • преподобный Леонид Устьнедумский (†1654, память 17 / 30 июля);
  • преподобный Марк Псково-Печерский (†1400-годы, память 29 марта / 11 апреля);
  • преподобный Мартин Туровский (†1150, память 27 июня / 10 июля);
  • святитель Мина, епископ Полоцкий (†1116, память 20 июня / 3 июля);
  • святой благоверный князь Ростислав (в крещении Михаил) Смоленский (†1167, память 14 / 27 марта);
  • преподобный Симеон (Желнин), иеросхимонах Псково-Печерский (†1960, память 5 / 18 января; 19 марта / 1 апреля);
  • святитель Симеон, первый епископ Тверской (†1289, память 3 / 16 февраля);
  • преподобный Симон Сойгинский (†1562, память 24 ноября / 7 декабря);
  • святая праведная княгиня София Слуцкая (†1612, память 19 марта / 1 апреля);
  • преподобный Христа ради юродивый Феофил Киевский (†1853, память 28 октября / 10 ноября);
  • святитель Филарет (Амфитеатров, в схиме Феодосий), митрополит Киевский (†1857, память 21 декабря / 3 января);
  • святой благоверный князь Ярослав Мудрый (†1054, память 20 февраля / 5 марта; в високосный год 4 марта).

Синодальная комиссия по канонизации святых, изучив жития перечисленных подвижников благочестия, направила в Священный Синод предложение об их общецерковном прославлении.

Кроме того Комиссия по канонизации святых рассмотрела возможность общецерковного прославления праведного Павла Таганрогского, причисленного к лику святых для местного почитания в Ростовской епархии в 1999 году. Члены Комиссии констатировали, что почитание праведного Павла распространилось не только в странах канонической ответственности Русской Православной Церкви, но и за их пределами. Предложение о его общецерковном прославлении также было направлено в Священный Синод.

III. Священный Синод, рассмотрев в своем заседании от 24 декабря 2015 года (журнал № 95) представленные материалы, определил включить в предлагаемую на утверждение Освященного Архиерейского Собора повестку дня Собора вопрос об общецерковном прославлении перечисленных выше местночтимых святых.

С учетом изложенного, заслушав доклад епископа Троицкого Панкратия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, Освященный Архиерейский Собор определяет:

1. Благословить общецерковное почитание следующих местночтимых святых, включив их имена в месяцеслов Русской Православной Церкви:

  • преподобного Александра Пересвета;
  • преподобного Амфилохия Почаевского;
  • преподобного Андрея Осляби;
  • преподобного Аристоклия Московского;
  • преподобного Варлаама Серпуховского;
  • преподобной Вассы Псково-Печерской;
  • святителя Геннадия, архиепископа Новгородского;
  • преподобного Герасима Болдинского;
  • святителя Геронтия, митрополита Московского и всея Руси;
  • преподобной Досифеи, затворницы Киевской;
  • страстотерпца праведного Евгения врача;
  • преподобного Елисея Лавришевского;
  • святителя Иоасафа, митрополита Московского и всея Руси;
  • святителя Ионы, епископа Ханькоуского;
  • преподобного Ионы Псково-Печерского;
  • преподобного Корнилия Крыпецкого;
  • преподобного Корнилия Переяславского;
  • преподобноисповедника Кукши Одесского;
  • преподобного Лаврентия Черниговского;
  • преподобного Леонида Устьнедумского;
  • преподобного Марка Псково-Печерского;
  • преподобного Мартина Туровского;
  • святителя Мины, епископа Полоцкого;
  • священномученика Митрофана пресвитера и иже с ним мучеников многих;
  • праведного Павла Таганрогского;
  • святого благоверного князя Ростислава (в крещении Михаила) Смоленского;
  • преподобного Симеона Псково-Печерского;
  • святителя Симеона, первого епископа Тверского;
  • преподобного Симона Сойгинского;
  • святой праведной княгини Софии Слуцкой;
  • преподобного Феофила Христа ради юродивого, Киевского;
  • святителя Филарета (в схиме Феодосия), митрополита Киевского;
  • святого благоверного князя Ярослава Мудрого.

2. Составить отдельную службу каждому из благословляемых к общецерковному почитанию святых, если таковая до сих пор не была составлена, а до времени составления отдельных служб отправлять службы по Общей Минее, каждому по его чину.

3. Общецерковное празднование памяти благословляемых ныне к общецерковному почитанию святых совершать в прежде установленные дни.

4. Писать благословляемым ныне к общецерковному почитанию святым иконы для поклонения согласно определению VII Вселенского Собора.

5. Опубликовать жития благословляемых ныне к общецерковному почитанию святых, если они уже составлены, или составить заново и опубликовать для назидания в благочестии чад церковных.

6. Сообщить имена перечисленных подвижников Предстоятелям Поместных Православных Церквей для включения в их святцы.

7. Подтверждая ранее принятые решения Архиерейских Соборов и Священного Синода, касающиеся канонизации новомучеников и исповедников Церкви Русской, в то же время считать необходимым дальнейшее изучение обстоятельств жизни и кончины лиц, подвергшихся в годы гонений на Церковь насильственной смерти в связи с исповеданием ими веры во Христа.

8. Отметить, что в отдельных случаях выявляемые при исследовании новые архивные данные настоятельно требуют дальнейшего изучения, до получения результатов которого может оказаться целесообразным временное приостановление общецерковного почитания некоторых лиц.

9. В необходимых случаях имена вышеупомянутых лиц до завершения изучения не помещать в общецерковном месяцеслове, при возможном сохранении сложившейся традиции местного почитания, где таковая имеется.

Читать еще:  Перепечинское кладбище

10. Соответствующие исследования ряда дел могут быть завершены лишь после открытия всех архивных документов.

11. Предпринять необходимые усилия для обеспечения ознакомления епархиальных архиереев с материалами следственных дел, касающихся лиц, пострадавших в годы гонений и почитаемых во вверенных этим архиереям епархиях.

Сергей Чапнин: Ложный триумф патриарха. Что показал Архиерейский собор РПЦ

Недавний Архиерейский собор оказался интереснее, чем все предыдущие. Три темы привлекли внимание: возобновившиеся разговоры о ритуальном убийстве царской семьи, письмо Филарета с Украины и выступление президента Путина. Собор может показаться успехом патриарха Кирилла, но на деле ситуация сложнее: в отношениях и с архиереями, и с государством, и с другими поместными церквами проблем больше, чем достижений

Состоявшийся на прошлой неделе Архиерейский собор стал самым большим по количеству участников в истории Русской православной церкви. Сегодня в его составе числятся 386 епископов, и хотя 39 из них (преимущественно с Украины) на собор не приехали, общую статистику это не сильно меняет.

В официальных документах говорится, что собор проходит осенью 2017 года в связи с празднованием столетия Поместного собора 1917–1918 годов, самого значительного собора в истории Русской церкви. Однако смещение акцентов налицо, и это красноречиво свидетельствует об изменениях, которые произошли в церковном сознании за прошедшие сто лет. Если собор 1917–1918 годов был поместным, то есть в нем принимали участие не только епископы, но также священники и миряне, то нынешний собор не поместный, а архиерейский, и в нем участвуют только епископы. Вопрос о проведении Поместного собора даже не обсуждался.

Сегодня управление церковью сосредоточено в руках епископов – это принципиальная позиция патриарха Кирилла. Его патриаршество стало временем создания жесткой иерархической вертикали, на вершине которой сам патриарх и постоянные члены Священного синода.

Темы для патриарха

Центральное событие на каждом Архиерейском соборе – доклад патриарха, своего рода послание не только собравшемуся епископату, но и всей церкви. Какие патриарх выбирает темы и как именно о них говорит – ключ к пониманию общей ситуации в церковном управлении.

В этом смысле на нынешнем соборе не произошло ничего нового: патриарх подробно и со знанием дела говорил о церкви как административно-управленческой структуре, которой нужно повысить свою эффективность в области благотворительности, миссионерской работы, религиозного и богословского образования и так далее. Вопросы собственно духовной жизни или какие-либо богословские проблемы на соборе не поднимались.

Некоторые проблемы, например о богословской безграмотности монахов и необходимости для них специального образования, были сформулированы вполне откровенно и даже самокритично.

Неожиданно в докладе патриарха прозвучала тревога в связи с распространением неоязычества в России. Ничего конкретного на эту тему патриарх не говорил, хотя и ссылался на «предварительную исследовательскую работу». Остается только гадать, где именно он разглядел достаточно крупные очаги неоязычества, чтобы они могли вызывать тревогу.

Следуя традиции прежних лет, патриарх и в этот раз ни слова не сказал о финансах РПЦ. В разделе «Финансы и хозяйство» патриарх сказал о формировании единого реестра церковного имущества, о создании бесплатной базы проектно-сметной документации для строительства храмов и об «урегулировании взаимодействия предприятия «Софрино» и епархий». Если первые два пункта более-менее понятны, то что подразумевает патриарх под неуклюжей и громоздкой фразой об «урегулировании взаимодействия», догадаться не так просто.

По всей видимости, патриарх Кирилл старается сохранить за «Софрино» статус если не монополиста, то крупнейшего поставщика церковной утвари на территории России. Завышенные цены, невысокое качество и, как правило, довольно неэстетичный дизайн продукции «Софрино» устраивает сегодня далеко не всех, поэтому постоянно приходится использовать административный ресурс, чтобы навязывать епархиям эту продукцию.

Тема для епископа

Примечательно, что в своем докладе патриарх ни слова не сказал об останках царской семьи и полностью отдал эту тему в руки епископа Тихона (Шевкунова). Поскольку реакция собора была малопредсказуема, то пришлось разыграть нехитрый спектакль: мол, докладываем только предварительные итоги, так как не все экспертизы еще проведены.

Накануне собора в Сретенском монастыре состоялась специальная конференция, посвященная исследованию останков. Ничего нового на ней сказано не было, практически все без исключения было известно и десять, и двадцать лет назад. Но прямая трансляция с конференции произвела большой эффект и на епископат, и на церковную публику. Очевидно, что взят курс на полное признание останков, что, с одной стороны, хорошо, так как нельзя церкви десятилетиями противиться признанию исторической правды и результатам научных исследований. Но с другой стороны, признание означает, что останки царской семьи будут вписаны в тот огромный бизнес на мощах, который так успешно делает РПЦ в последние годы.

Кроме того, стоит отметить еще два момента. Первый – нашумевшие и намеренно неосторожные слова епископа Тихона о ритуальном убийстве царской семьи: «У нас самое серьезное отношение к версии ритуального убийства. Более того, у значительной части церковной комиссии нет сомнений в том, что это так и было… Это надо доказать и обосновать».

Для тех, кто знает контекст дискуссий о ритуальном убийстве, антисемитский характер высказывания очевиден. И весьма примечательно уточнение, что это не его личное мнение, а мнение большинства членов комиссии. Уже на следующий день епископу Тихону пришлось объяснять свою позицию. Он сделал шаг назад, но его первое высказывание стоит запомнить. Похоже, о ритуальном убийстве царя мы услышим еще не раз.

В субботу на презентации своей новой книги «Икона и человек» Евгений Ройзман, говоря о царских останках, обронил хорошую фразу: «Говорить о ритуальном убийстве можно только тогда, когда санитары отвернулись».

Второй примечательный момент – это оговорка одного из выступавших, что все участники экспертиз по требованию церкви дали подписку о неразглашении не только результатов экспертиз, но и самого процесса их проведения. История проведения экспертиз насчитывает уже более 25 лет, но государство никогда не считало необходимым ставить на какие-либо из этих исследований гриф секретности. Зачем церковь потребовала у государства это сделать, понять трудно. Еще труднее понять, почему государство согласилось с требованиями РПЦ.

На самом соборе доклад епископа Тихона прошел спокойно, без особых дебатов. Главное, в чем удалось убедиться, что среди епископата нет активных противников признания подлинности останков. Никто из присутствовавших епископов не захотел возглавить довольно обширную группу мирян и священников, которые выступают против такого признания. И это очень хорошая новость и для епископа Тихона, и для патриарха Кирилла.

Украинское письмо

Второе и, пожалуй, самое неожиданное событие, связанное с собором, – письмо Филарета (Денисенко). Он был не просто лишен сана, но и анафематствован Русской церковью 20 лет назад. Оглашение его письма, довольно сильного и убедительного по содержанию, стало неожиданностью для всех участников.

Говорят, в этом письме Филарет строго выполнил два условия, которые поставил ему патриарх Кирилл через митрополита Илариона (Алфеева): попросить прощения и не называть себя никакими титулами. Опубликованный скан письма очень показателен – это не бланк, а простой лист бумаги, на котором стоит подпись «ваш собрат Филарет» и есть слова традиционной покаянной формулы, которую все православные хорошо знают: «Прошу прощения во всем, чем согрешил словом, делом и всеми моими чувствами».

Обсуждение письма не было включено в утвержденную повестку дня собора. Патриарх Кирилл представил его как только что поступившее, но, судя по всему, это была его домашняя заготовка. Само письмо датировано 16 ноября и вполне могло быть включено в обсуждение на соборе в рамках обычных процедур, но патриарх Кирилл засекречивает буквально все, что только можно засекретить, и это снова стало его ошибкой. В политике далеко не всегда имеет смысл все скрывать до последнего момента. Утечки помогают увидеть расклад сил, понять, кто и как реагирует, подготовить возможные сценарии.

Архиерейский собор очень удивился, но отреагировал доброжелательно, показал, по крайней мере на эмоциональном уровне, что готов к диалогу. Была даже создана специальная комиссия, но после жесткого заявления Москвы последовал не менее жесткий ответ из Киева. Трудно сказать, что случилось на украинской стороне, но в Москве, похоже, «имперская перспектива» снова не сработала, дала осечку. Невозможно все время находиться в гордом состоянии «мы великие, нам все должны». В конце концов, митрополит Филарет был лишен сана за нарушение монашеских обетов. Было бы интересно спросить собравшийся епископат: «А сколько среди вас не нарушавших монашеские обеты?» Боюсь, окажется немного.

Наконец, третье событие, которое привлекло внимание к собору, – выступление президента Владимира Путина перед епископатом. Естественно, заранее сообщили об этом не всем. У большинства участников в программе стояла встреча с Путиным, а у украинских архиереев – «Чай». Это «спасительное» решение было придумано не зря. В социальных сетях уже звучали призывы отобрать украинские паспорта прямо на границе у тех епископов УПЦ, кто пойдет на встречу с президентом России.

Очевидно, что это выступление следует рассматривать в контексте предвыборной кампании. Но, обращаясь к основным тезисам выступления, следует признать, что оно слабое и состоит из дежурного набора фраз. Складывается впечатление, что Путин не видит никаких новых перспектив в отношениях с церковью.

Более того, довольно постыдно выглядит описание того периода истории России, который связан с патриархом Тихоном, Гражданской войной, террором и гонениями на церковь. Путин говорит: «Патриарх Тихон, служители Русской православной церкви в полной мере разделили судьбу России и ее народа, были рядом с людьми в их бедах и испытаниях. Несмотря на репрессии и гонения, уничтожение и разграбление храмов, попытки ослабить, дискредитировать церковь, они сберегли самое главное – веру, помогли нашему народу и здесь, и на чужбине сохранить культуру, историю, обычаи, традиции, национальный характер».

Казалось бы, хорошие слова. Но президент не счел нужным ни слова сказать о том, кто уничтожал церковь. А также о том, как сам президент России относится к палачам, которые уничтожали и духовенство, и другие сословия Российской империи. Годом ранее о своем личном отношении к ВЧК-КГБ Путин говорил на съезде Общероссийского народного фронта в Ялте: «Я так же, как и миллионы советских граждан, двадцать с лишним миллионов, был членом Компартии СССР, и не просто был членом Компартии, почти двадцать лет проработал в организации, которая называлась Комитет государственной безопасности СССР. А эта организация – наследница ЧК, которую называли вооруженным отрядом партии. И если человек по каким‑то соображениям выбывал из рядов Компартии, его немедленно увольняли из КГБ… В отличие от многих функционеров я не выбрасывал партийный билет, не сжигал его. Я сейчас не хочу никого осуждать, разные мотивы могли быть, это их дело, как поступить. Компартия Советского Союза развалилась, у меня билет до сих пор где‑то там лежит».

Не думаю, что патриарх Тихон, новомученики российские или другие безвинные жертвы ВЧК-НКВД-МГБ-КГБ сочли бы уместным такое выступление. И вместе с тем не сомневаюсь, что нынешние архиереи были бы в восторге.

Финальным аккордом собора стало заседание, посвященное столетию восстановления патриаршества в Русской церкви. Оно прошло при участии глав и представителей поместных церквей. Но самый главный гость – константинопольский патриарх Варфоломей – не приехал. В кулуарах собора говорят, что он поставил условием своего участия признание документов прошлогоднего Всеправославного собора на Крите, который РПЦ отказывается не только признавать всеправославным, но даже принимать его решения. Словом, собор закончился, проблемы остались.

Читать еще:  Впервые за четверть века врачи запретили Папе крестить младенцев

Комментарии

О православной миссии в новейший период
Вот уже почти десять лет я внимательно наблюдаю за различными медиаресурсами православных миссионерских организаций. Некоторое время я сам состоял в одной из них и принимал активное участие в её деятельности. В этой связи я хотел бы поделиться своим взглядом на эволюцию православной миссионерской деятельности и её нынешнее состояние. Читать дальше

Пресс-служба

30 ноября 2017 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве продолжил работу Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви.

Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, возглавляющего Церковно-общественный совет при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, был посвящен мероприятиям, приуроченным к 100-летию начала гонений на Русскую Православную Церковь, и увековечению памяти новомучеников.

Председатель Патриаршего совета по культуре, секретарь церковной комиссии по изучению результатов исследования останков, найденных под Екатеринбургом, епископ Егорьевский Тихон выступил с докладом о ходе работ по идентификации «екатеринбургских останков».

По темам, поднятым в выступлениях, состоялись дискуссии.

В этот же день участники Собора обсудили и приняли Положение о монастырях и монашествующих Русской Православной Церкви. Проект документа представил митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий, председатель комиссии Межсоборного присутствия по монастырям и монашеству.

На заседании также был заслушан доклад председателя Синодальной комиссии по канонизации святых епископа Троицкого Панкратия, затем Архиерейский Собор принял решение об общецерковном прославлении ряда местночтимых святых.

Управляющий делами Московской Патриархии митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий ознакомил присутствовавших с предлагавшимися к принятию поправками в Устав Русской Православной Церкви и ряд других церковных документов. Учитывая особый статус широкой автономии Украинской Православной Церкви, Архиерейский Собор рассмотрел поступившее от Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия предложение выделить в самостоятельную главу те положения Устава Русской Православной Церкви, которые касаются Украинской Православной Церкви. После обсуждения члены Собора приняли Определение «О внесении изменений и дополнений в Устав Русской Православной Церкви и другие документы Русской Православной Церкви», согласно которому в Уставе вместо статьи 18 главы ХI появилась новая глава «Украинская Православная Церковь».

Определением также вносится ряд изменений, которые касаются таких тем, как порядок прославления местночтимых святых, уточнение полномочий Местоблюстителя Патриаршего престола в части наградной деятельности, корректировка судебной системы Русской Православной Церкви, формирование представительств на Поместный Собор Русской Православной Церкви от заграничных структур Московского Патриархата.

Одним из пунктов повестки дня стало обсуждение вопроса об избрании в Общецерковный суд в связи с истечением четырехгодичного мандата трех его членов — митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора (председатель), митрополита Владимирского и Суздальского Евлогия, митрополита Брянского и Севского Александра (секретарь). Заслушав сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, участники Архиерейского Собора Русской Православной Церкви приняли решение избрать митрополита Екатеринодарского и Кубанского Исидора (он повторно назначен председателем Общецерковного суда), митрополита Брянского и Севского Александра, а также епископа Касимовского и Сасовского Дионисия, который стал секретарем суда.

Во второй день работы Собора иерархи заслушали письменное обращение бывшего митрополита Киевского и всея Украины Филарета к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и епископату Русской Православной Церкви от 16 ноября 2017 года. В письме содержится просьба о восстановлении евхаристического и молитвенного общения с христианами, состоящими в украинском церковном расколе, и об отмене «всех решений, в том числе о прещениях и отлучениях… ради достижения Богом заповеданного мира между единоверными православными христианами и примирения между народами». Письмо завершается словами: «Прошу прощения во всем, чем согрешил словом, делом и всеми моими чувствами, и так же от сердца искренне прощаю всем».

В принятом по итогам обсуждения Определении отмечается, что Собор с удовлетворением воспринимает обращение как шаг к преодолению раскола и восстановлению церковного общения со стороны тех, кто некогда отпал от единства с канонической Украинской Православной Церковью. «Сегодняшний долг и тех, кто пребывает в Церкви, и тех, кто стремится к воссоединению с нею ― в ежечасном подвиге взаимной любви и самоотречения, дабы преодолевать многолетнее отчуждение, уповая на милосердие и благость Господа и Бога нашего Иисуса Христа, средостение вражды разрушившего. Решительный отказ от насилия и захвата храмов, отказ от взаимных обвинений и упрёков, взаимное прощение друг другу старых обид ― вот те целебные средства самопожертвования и любви о Христе, которыми только и может быть восстановлено единство канонической Церкви на Украине», ― говорится в документе.

Для ведения дальнейших переговоров с отделившимися от церковного общения Собор учредил комиссию.

Информационная служба Архиерейского Собора

Приняты итоговые документы Архиерейского Собора Русской Православной Церкви

  • Суббота, 02 декабря 2017
  • Автор Любомир
  • Печать

2 декабря 2017 года, в заключительный день работы Собора, были приняты Постановления и Послание Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Проекты документов представил присутствовавшим председатель Редакционной комиссии митрополит Минский и Заславский Павел, Патриарший экзарх всея Беларуси.

В завершение заседания Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий обратился к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу: «Ваше Святейшество, от имени всех участников Освященного Архиерейского Собора приношу Вам глубокую благодарность за труды как Председателя и как просто собрата во Христе, которые Вы приняли, проводя этот Освященный Собор. Уверен, что решения, принятые на Соборе, исходят из самых добрых наших побуждений и принесут благие плоды для верных нашей Церкви, для тех, кто хочет достигнуть спасения и вечной жизни».

В честь 100-летия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви от имени всех архипастырей-участников Собора Блаженнейший владыка преподнес Святейшему Патриарху Кириллу крест и две панагии, отметив: «Это копии тех креста и панагий, которые некогда были возложены на Вашего предшественника Святейшего Патриарха Тихона, который иже во святых».

Предстоятель Русской Православной Церкви со своей стороны выразил благодарность Президиуму и всем членам Архиерейского Собора: «Хотел бы также поименно поблагодарить наших докладчиков: Блаженнейшего митрополита Онуфрия, митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, председателя Редакционной комиссии митрополита Минского и Заславского Павла и всю его команду, всех членов редакционной группы ― они очень активно и в непростых условиях (потому что времени всегда мало в таких случаях) подготовили тексты, которые легли в основу наших решений. Хочу поблагодарить митрополита Рязанского и Михайловского Марка, митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия, архиепископа Берлинского и Германского Марка, епископа Троицкого Панкратия, епископа Егорьевского Тихона. Мы также благодарим всех, кто потрудился над организацией Архиерейского Собора, ― членов Организационного комитета, консультантов Собора, а также тех, кто обеспечивал условия нашей работы, протоколирование заседаний, информационное освещение. Всех вас, дорогие владыки, и особенно выступавших, благодарю за совместную плодотворную работу. И дай Бог, чтобы за нашими трудами последовала реализация всех решений, которые мы приняли во славу Божию, в укрепление единства нашей Церкви, во имя того, чтобы служение наше действительно отобразилось в жизни народов, привлекая ко Христу тех, кто еще на пути, и укрепляя в вере тех, которые являются добрыми и верными чадами нашей Церкви».

В этот же день пройдет торжественное заключительное заседание Собора, в котором примут участие Предстоятели и делегации Поместных Православных Церквей.

В ответ на приветствия, направленные в адрес Собора главами ряда государств, Архиерейский Собор обратился с посланиями к Президенту Российской Федерации В.В. Путину, Президенту Белоруссии А.Г. Лукашенко, Президенту Республики Молдова И.Н. Додону, Президенту Казахстана Н.А. Назарбаеву.

В первый день заседания Собора Святейший Патриарх Кирилл представил доклад, в котором были рассмотрены различные сферы жизни Русской Церкви и ее служения, а также приведены статистические данные, согласно которым Русская Православная Церковь объединяет 303 епархии, то есть на 10 больше, чем в 2016 году и на 144 больше, чем в 2009 году. В межсоборный период были созданы три митрополии ― теперь их число достигло шестидесяти.

Епископат Русской Православной Церкви состоит из 377 архиереев, что на 23 архиерея больше, чем по состоянию на 1 февраля 2016 года и на 177 больше, чем на начало 2009 года. Правящих архипастырей сегодня 293, то есть на 11 больше, чем в начале 2016 года и на 144 больше, чем в 2009 году. В настоящее время штатное духовенство Русской Православной Церкви состоит из 39 414 клириков, включая 34 774 штатных пресвитера и 4 640 диаконов. За год штатное духовенство увеличилось на 521 клирика.

В Русской Православной Церкви 36 878 храмов или иных помещений, в которых совершается Божественная литургия. Эта статистика включает в себя данные по дальнему зарубежью и соответствует годовому росту в 1 340 храмов. Кроме того, насчитывается 462 мужских монастыря, то есть на 7 больше, чем годом ранее, и 482 женских монастыря, то есть на 11 больше, чем годом ранее.

В дальнем зарубежье действуют более 900 приходов и монастырей Русской Православной Церкви, включая приходы Русской Зарубежной Церкви.

7. Адмирал-дипломат.

После капитуляции французского гарнизона на Корфу адмиралу Ф.Ф.Ушакову пришлось активно заниматься несвойственной ему деятельностью – обустраивать жизнь на освобождённых греческих островах. Как оказалось, он не только выдающийся флотоводец, но также талантливый политик и хороший администратор! Первым делом Ушаков выпустил манифест, который гарантировал жителям всех сословий свободу вероисповедания, права собственности и личности. Затем он сформировал из местных жителей охранный полк. По его предложению на всех Ионических островах провели выборы делегатов, которые прибыли на Корфу и составили ядро «сената», который и начал выработку проекта государственного устройства островов формально под русско-турецким, а фактически русским владычеством. В конце мая 1799 года Ушаков утвердил «План о учреждении правления на освобождённых от французов бывших венецианских островах и о установлении в оных порядка». Так возникла Республика Семи Островов, объединившая острова Корфу (Керкира), Паксос, Лефкас, Кефалиния, Итака, Закинф и Китира. Правительство республики в 1803 году возглавил Иоанн Каподистрия – будущий министр иностранных дел России (1816—1822 гг.), а в дальнейшем – глава получившей независимой Греции.

Любопытно отметить два момента. Во-первых, Республика Семи Островов де-факто стала первым независимым государством на территории современной Греции. Во-вторых, как это ни парадоксально, государство с демократической формой управление было создано русским адмиралом, являвшимся к тому же убеждённым монархистом…

Памятник Ф.Ф.Ушакову на острове Керкира (Корфу), Греция.

Учебные заведения Русской Православной Церкви

  • Общецерковная аспирантура и докторантура им. свв. Кирилла и Мефодия
  • Московская духовная академия
  • Санкт-Петербургская духовная академия
  • Киевская духовная академия
  • Свято-Сергиевская православная богословская академия
  • Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет
  • Российский православный университет
  • Российский православный институт святого Иоанна Богослова
  • Рязанская духовная семинария
  • Свято-Сергиевский православный богословский институт
  • Поволжский православный институт
  • Санкт-Петербургский православный институт религиоведения и церковных искусств
  • Царицынский православный университет преподобного Сергия Радонежского
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector