1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Архиерейский Собор РПЦЗ обратился с посланием к пастве

Содержание

archiv

Итакъ братiя, стойте и держите преданiя, которымъ вы научены.

ХВ! Архив. Из протоколов Архиерейского Собора РПЦЗ. 1938 год.

Русские иерархи-члены 2-го Всезарубежного Собора и Архиерейского Собора во главе с Митропоkитом Анастасием

ПРОТОКОЛ № 1
АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ
2/15 Августа 1938 г.

ПРОТОКОЛ №4
АРХИЕРЕЙСКОГО СОБОРА РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ ЗАГРАНИЦЕЙ
9/22 Августа 1938 г.

Присутствовали: Все Преосвященные поименованные в протоколах №№ 1 и 2. Заседание открывается в 5 ч. 10 м. вечера пением «Царю Небесный».
. Архиепископ ГЕРМОГЕН указывает на невозможность совместного служения в Лондоне и пред­ лагает пересмотреть решение о восстановлении Евхаристического общения.
Архиепископ Богучарский СЕРАФИМ против пересмотра решения ввиду необходимости счи­ таться с обстоятельствами. С Митрополитом Евлогием находятся в общении и Сербская и Болгар­ская Церкви. Практически же нужно избегать сослужения.
Архиепископ НЕСТОР сообщает, что получал просьбы об устройстве совместного служения в Лондоне еще до своего отъезда туда. В Лондоне из-за вопроса юрисдикции существуют разделе­ ния даже в семьях и притом семьях весьма известных. Между тем у обоих приходов все общее и утварь, даже иногда служат на том же антиминсе, только свечи каждый приход имеет свои и нет общего служения. Запрещение сослужить с духовенством юрисдикции Митрополита Евлогия для Архиепископа НЕСТОРА создало бы затруднение в Малабаре, где о. Андроник, находящийся там, состоит в юрисдикции Митрополита Евлогия.
Митрополит АНАСТАСИЙ находит невозможным отмену постановления о восстановлении евха­ристического общения, осуществлять же его нужно, где то возможно.
Архиепископ Зап.-Евр. СЕРАФИМ поддерживает то же мнение, указывая, что он и сам, иногда при объезде епархии, имеет молитвенное общение с паствой Митрополита Евлогия и допускает духовенству совместное служение, где то полезно, но в Лондоне оно послужит лишь во вред. Архиепископ ТИХОН указывает, что в Германии молитвенное общение полезно, т.к. раскол под­держивается лишь небольшой группой лиц. Однако и там иногда на почве совместного служения бывают недоразумения, как на празднике Св. Владимира.
Епископ Потсдамский СЕРАФИМ докладывает обстоятельства упоминаемого Архиепископом ТИХОНОМ случая, не имевшего в действительности серьезного значения.
По предложению Митрополита АНАСТАСИЯ постановлено: подтвердить постановление Архие­ рейского Собора 1934 года о восстановлении молитвенного общения с Митрополитом Евлогием и его паствой, предоставив Епархиальным Архиереям вводить его в действие в зависимости от ме­ стных условий; 2) Настоящее ходатайство, ввиду заключения Архиепископа СЕРАФИМА и на­стоятеля храма о могущих быть неблагоприятных последствиях для Лондонского прихода — от­ клонить, о чем поставить просителей в известность. .

Присутствуют: Преосвященные поименованные в протоколах №№ 1 и 2.
. 3. Заслушивается выработанный Архиепископом МЕЛЕТИЕМ порядок произнесения поминовений
за богослужениями.
Митрополит АНАСТАСИЙ по вопросу, как поминать Епископов Российской Церкви указывает, что в Восточных Церквах во время вдовства Патриаршей кафедры, поминается «Епископство» этой Церкви.
Архиепископ ТИХОН предлагает установить порядок поминовения согласно св. канонам, т.е. чтобы каждый пресвитер или Архиерей поминал лишь того иерарха, коему непосредственно он подчинен, а Первоиерарх — Глав других Поместных Церквей (правило 13-15 Двукратного Собора). Епископ Шанхайский ИОАНН считает, что при поминовении Российского Царственного Дома не­ обходимо именовать его «благоверным» и предлагает включить это слово в текст поминовения, однако большинством предложение это отклоняется.
Архиепископ МЕЛЕТИЙ находит неправильным, чтобы при Великом входе не поминался служа­ щий Архиерей, почему предлагает установить порядок, при котором бы служащий Архиерей по­минался сослужащими.
Это предложение встречает возражения и отклоняется.
По вопросу возбужденному Архиепископом ГЕРМОГЕНОМ — постановлено; что на ектеньях и Великом входе поминаются все присутствующие Архиереи, а на «в первых помянем» — только служащие.
Порядок поминовения принимается в редакции при сем прилагаемой. Объявляется перерыв на 10 минут. .

. 34 .Слуиали: Резолюцию того же Собора по докладам Епископа Шанхайского ИОАННА, К.Н. Ни­ колаева, о положении Православной Церкви после Великой войны и докладу гр. Ю.П. Граббе о взаимоотношениях Русской Зарубежной Церкви с Автокефальными Церквами. Постановили: 1)Резолюция Собора утверждается; 2) Архиерейский Собор имеет фактическое общение с нынешней иерархией отделившихся от Российской Церкви ее частей, считая, однако их отделение не каноничным, пока то не решит Всероссийская Церковная Власть в свободных усло­виях; 3) От лица Собора выражается признательность и благодарность Сербской, Антиохийской и Болгарской Церквам за поддержку Заграничной Русской Церкви и ее Иерархии в тяжелые для Русской Церкви дни; Председатель Собора имеет письменно принести упомянутым Церквам бла­ годарность от лица Собора, включая в благодарственные послания пожелания наиболее тесного общения в делах защиты канонов и постановлений церковных правил; 4) поручается Синоду обра­ титься к Греческому Правительству, сообщив обращение в копиях Афинскому Митрополиту и Вселенскому Патриарху, с просьбой о допущении на Афон паломников и монахов славянской на­ родности; 5) Поручается Синоду обратиться к Финляндскому Правительству с призывом о прекращении притеснений лиц славянской народности или придерживающихся старого стиля на Ва­ лааме. .

. 58. Имели суждение: О сослужении с духовенством находящимся в юрисдикции Митрополита Сергия и его Синода.
Митрополит АНАСТАСИЙ указывает, что духовенство, пребывающее из России, состоящее в на­ званной юрисдикции, допускается сразу к молитвенному общению, и приводит мнение Митропо­ лита Казанского Кирилла в напечатанном в «Церковной Жизни» его послании, что грех Митропо­лита Сергия не простирается на подведомственное ему духовенство.
Постановили: Признать, что не имеется препятствий к молитвенному общению и сослужению с духовенством Митрополита Сергия.

60 . Имели суждение о назначении дня отпевания Императора Николая II и Его семьи. Постановили: Наметить таковым днем воскресенье 14 ноября, поручив Первоиерарху по оконча­ тельном установлении дня отпевания оповестить все Зарубежье, дабы одновременно с отпеванием в Белградском Соборе по всему Зарубежью были совершены панихиды.
Председатель объявляет деяния законченными и пением «Достойно есть» Собор закрывается 17 августа 1938 г. ст. ст. в 0.30 м. ночи.

Подлинный за надлежащим подписанием.
С подлинным верно:
Правитель Дел Синодальной Канцелярии. Гр Ю Граббе .

№ 799 Циркулярный Указ из Архиерейского Синода РПЦЗ
Епархиальным Архиереям, Начальникам Миссий и настоятелям церквей непосредственно Архиерейскому Синоду подчиненных.

Архиерейский Синод РПЦЗ 17/30 августа 1938 года слушали: определение Архиерейского Собора от 13/26 августа 1938 года о нижеследующем порядке произнесения поминовений за богослужениями: «На Великой Ектении: О Православном Епископстве Церкви Российския, о Господине нашем Высокопреос- вященнейшим Анастасии и Господине нашем (имя рек), честнем пресвитерстве, во Христе диаконстве, о всем причте и людех, Господу помолимся.
О Богохранимой стране Российстей, о Российстем Царственном Доме и христолюбивом воинстве, Господу помолимся.
О пособити и покорити под нозе их всякого врага и супостата, Господу помолимся.
На Сугубой Ектении: Еще помолимся о Православном Епископстве Церкве Российския, о Господине нашем Высокопреосвященнейшим Митрополите Анастасии и о Господине нашем (имя рек) и всей во Христе бра­ тии нашей.
Еще молимся о Богохранимой стране Российстей и Российстем Царственном Доме. Еще молимся о всем христолюбивом воинстве.
В остальном согласно служебнику, с добавлением прошения о спасении России.
Когда произносится заупокойная ектенья, произносить: Еще молимся о упокоении душ усопших рабов Бо-жиих: Убиенных Благочестивейших Государя Императора Николая Александровича, Государыни Императ­ рицы Александры Феодоровны, Благоверных Царевича и Великого Князя Алексия Николаевича и Великих княжен Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии и рабов Божиих.
На Великом Входе: аще иереи, поминать так: Православное Епископство Церкве Российския, Господина на­ шего Высокопреосвященнейшего Анастасия, Митрополита Кишиневского и Хотинскаго, и Господина на­ шего (имя рек) да помянет Господь Бог во царствии Своем всегда, ныне и присно и во веки веков. Аще служит Архиерей, иереи выносят дары безмолвно, а Архиерей к вышеприведенному добавляет: Преос­ вященные Митрополиты, Архиепископы, Епископы и весь священнический и монашеский чин и весь при­ чет церковный, да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно и во веки веков. Богохранимую страну Российскую и Российский Царственный Дом да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно и во веки веков.
Гонимых и страждующих за Православную веру, создателей и благотворителей святого храма сего, христо­ любивое воинство и всех православных христиан, да помянет Господь Бог во Царствии Своем всегда, ныне и присно и во веки веков.
По освящении Даров: В первых помяни Господи Православное Епископство Церкве Российския и Госпо­дина нашего Высокопреосвященнейшаго Анастасия, Митрополита Кишиневскаго и Хотинскаго, и Госпо­дина (имя рек) .
На заамвонной молитве: Мир мирови Твоему даруй, Церквам Твоим, священником, Благоверным Царем, воинству и всем людем Твоим
.
. На заключительном многолетствовании: Православное Епископство Церкве Российския, Господина Высо­ копреосвященнейшаго Анастасия. Митрополита Кишиневскаго и Хотинскаго, и Господина (имя рек), Бого­хранимую стран)’ Российскую, Российский Царственный Дом, христолюбивое воинство и вся православные Христианы, Господи сохрани на многая лета.»
Постановили: 1) Изложенный порядок произнесения поминовений объявить для исполнения, о чем послать циркулярный указ Епархиальным Архиереям, Начальникам Миссий и настоятелям церквей, непо­ средственно Архиерейскому Синоду подчиненных и 2) Предложить Высокопреосвященному Митрополиту Феофилу сделать распоряжение о том же по Северо-Американскому Митрополичьему округу. 20 Августа /2 сентября 1938 года. Сремские Карловцы.

Председатель Архиерейского Синода Митрополит Анастасий За Секретаря Правитель Дел Синодальной Канцелярии, Гр. Ю. Граббе

Российским православным нельзя молиться в церквях за границами России: Кураев о последствиях раскола 8

Русская православная церковь (РПЦ) разрывает отношения с Константинополем. Священный синод признал невозможным продолжение евхаристического общения с Константинопольским патриархатом. Такова реакция на решение Вселенского патриархата предоставить Украинской православной церкви независимость и вывести ее из-под юрисдикции Московского патриархата. РПЦ назвала такой шаг стамбульского Синода легализацией раскола. Ранее Константинополь признал недействительным решение 1686 года о подчинении Киевской митрополии Москве. РПЦ тогда пообещала дать «жесткий и адекватный ответ».

Продолжение текста после рекламы

Рекомендованные новости

В Латвии процветает рынок запрещенного в Европе деликатеса

Сломана челюсть, разбиты очки: спор покупателя с подростками в Rimi из-за маски перерос в потасовку

В сентябре Синод РПЦ решил, что патриарх Кирилл больше не будет поминать Вселенского патриарха Варфоломея во время богослужений, а епископы Московского патриархата не должны совершать совместные богослужения с константинопольскими. Религиозный и общественный деятель, богослов Андрей Кураев в прямом эфире “Ъ FM” назвал такое решение «беспрецедентным». По его словам, РПЦ рано или поздно окажется в изоляции. С экспертом беседовал ведущий Марат Кашин.

— Что означает этот разрыв, и к чему все это может привести?

— Полагаю, что это начало русской реформации, то есть серьезного переформатирования самой матрицы нашего православия. Дело в том, что это резкий, беспрецедентный шаг Синода, который даже обязывает мирян презирать таинства, совершаемые другим патриархом. Из него следует определенная богословская логика. Так называемое «десятое апостольское правило» гласит: если кто помолится с отлученным от церковного общения даже в доме, не то что в храме, тот да будет отлучен.

Патриарх Кирилл, хотя и человек со швейцарским бэкграундом, но он не швейцарский банкир. А про швейцарского банкира есть известная поговорка: если ты видишь, что швейцарский банкир выбрасывается из окна небоскреба, не думай, делай то же самое. Так вот за Патриархом Кириллом ни одна поместная церковь из окна не бросится. Никто не порвет общение с Московским патриархом. Значит, они будут с ним молиться, и, значит, следствие канона будет требовать от нас, сказав «а», сказать «б» и дальше до «я», что вы все еретики, вы все наши враги. Это и называется «бомбить Воронеж», то есть Русская церковь сама себя отправит в изоляцию.

Продолжение текста после рекламы

— Я правильно понимаю, что все поместные церкви, кроме Московского патриархата, признают первенство Варфоломея и будут следовать его словам?

—Он этого ни от кого не требует. Они не будут разрывать с ним церковное общение, общую молитву и общее таинство. Поэтому в нашей изоляции мы останемся в гордом одиночестве. Нужно будет оправдать свою нелогичность, почему мы объявили патриарха Варфоломея анафемой, а то, что другие этого не сделали, для нас они из-за этого анафемой не стали. Значит, для этого потребуется серьезно пересмотреть все это каноническое древнее наследие. Поэтому я и говорю, что это начало реформации.

— Как поступать обычным православным прихожанам, которые окажутся, скажем так, не на территории Московского патриархата? Им нельзя будет заходить в церкви? Как это будет выглядеть на таком уровне?

— Да. Есть огромное количество русских людей, которые живут за границей — вот им теперь будет запрещено не только ходить молиться к католикам, но и в храмы Вселенского патриархата. Это довольно печально, потому что есть человеческие связи, радость от того, что все мы —Вселенское православие. Это был наш главный аргумент и в полемике с украинскими раскольниками, и с какими-нибудь протестантами на Западе. И тут по всей этой нашей замечательной, радостной апологетике нанесен удар топором.

Продолжение текста после рекламы

— Была информация, что Греческая церковь может наложить запрет на посещение Афона для мирян РПЦ. Понятно, что он очень популярен у россиян. Насколько вероятен такой сценарий?

— Я убежден, что никаких ответных санкций со стороны Греции и Константинопольского патриархата не будет. И когда в прошлый раз наш Синод объявил, что мы на уровне епископов отказываемся служить — патриарх Кирилл перестал принимать константинопольского коллегу — Варфоломей не ответил тем же самым, он спокойно продолжает поминать патриарха Кирилла в списке православных патриархов. Я убежден, что так и продолжится.

— То есть это Московский патриархат будет запрещать своим прихожанам заходить в иные церкви?

— А там никто никаких запретов на их пути выстраивать не будет?

— Нет, конечно, их с радостью будут принимать. Поэтому патриарх Кирилл очень точно проговорился 8 октября на службе в Троице-Сергиевой Лавре, где он сказал: «мы пошли на разрыв». Здесь очень четко надо понимать, что инициатива раскола — наша.

— Как Московский патриархат будет относиться к людям, которые будут заходить в другие церкви?

— Я думаю, что им вслед будет сказано много гневных слов вслед всем им будет сказано. Принципиально важная теистическая и богословская проблема, чтобы вот не соглашаться с этим, не принимать. То есть епископы поссорились — это ваше дело. Я понимаю, если ты злишься на другого человека, не надо вместе с ним идти к чаше Христа, пока не примирились. Но у меня нет зла на какого-нибудь грека, почему я не могу с ним вместе помолиться? Потому что мой патриарх обижен? Очень странно.

— Может ли Московский патриархат как-то минимизировать потери? Что для этого нужно предпринять, не доводить ситуацию до абсурда?

Продолжение текста после рекламы

— Уже довели. Теперь можно только отзывать это решение. Формула, которую я предлагал для Украины, очень проста, состоит из двух частей. Первая — разрешить людям спокойно ходить в эту новую структуру, создаваемую Константинополем. Второе — если человек остался в структурах Русской церкви на Украине, это не является преступлением. Вот если бы все на это согласились, это был бы шаг к гражданскому миру на Украине. Теперь это попытка «размазать» украинский конфликт по всему церковному миру.

Продолжение текста после рекламы

Мы не редактируем ваши комментарии, но призываем соблюдать нормы морали, не разжигать национальную рознь, избегать оскорблений в адрес авторов текстов и собеседников. В случае игнорирования этих несложных правил редакция оставляет за собой право удалять комментарии и лишать пользователя возможности их оставлять.

  • Все записи
  • Записи сообщества
  • Поиск

РПЦЗ — Русская Православная Церковь Зарубежом запись закреплена
РПЦЗ — Русская Православная Церковь Зарубежом запись закреплена
Иеромонах Никандр
РПЦЗ — Русская Православная Церковь Зарубежом запись закреплена
Иеромонах Никандр

Храни Бог. Иногда, как сейчас, — я просыпаюсь посреди ночи, и в голове у меня абсолютно ясная готовая оформленная мысль, рассуждение, которое я спешу записать, чтобы уснув заново — не забыть.
«Что нужно для веры?
Показать полностью…
Кому как, но по моему, стоит выбросить вон все логические доводы — почему Бог есть, и всякие ухищрения креационизма. Они может и неплохи, но мало кого убеждают. Сколько не говори слов и не приводи хитроумных доказательств — человеку этого мало. Уж слишком сильна у нас особенность верить лишь в то, что можно потрогать руками.
Главное, что поддерживает веру — это опыт услышанных молитв. Это зримое присутствие действия Бога в нашей жизни. И у каждого верующего, с годами, копится багаж, подобных примеров проявления Господа в их собственной жизни, а не у кого то ещё.
Так почему вера иногда слабеет? Потому, что время обесценивает произошедшее и это ощущение, произошедшего чуда, — исчезает у нас в памяти. Заставляя нас просить всё новых и новых свидетельств, приравнивая Бога к волшебному джину, старику Хотабычу, что должен нас развлекать и исполнять все наши капризы.
Хотите поддержать свою веру — запоминайте, вспоминайте все проявления Бога в вашей жизни. В жизни нет случайностей — ищите связь между движениями вашей души, поступками вашими и других людей и тем, что происходит в жизни. Молились и получили — так запомните, что молились — а то со временем вам покажется — что и так, без молитв и прошений — всё само собой бы образовалось. И то, что раньше было очевидным чудом — с прошедшими годами и обманчивой памятью — покажется уже просто банальной случайностью.
И ещё — если у вас мало веры -не ищите её в интернете, на сайтах, форумах. Здесь вы найдёте советы, но не веру. Не думайте, что батюшка или пастор заставит вас уверовать своим красноречивым словом.
Ищите веру в тишине храмов. В молитвах вашей души в одиночестве между службами. Ходите в любое свободное время. Так часто, сколько сможете, хоть каждый день и молитесь до тех пор пока Бог вам эту веру не даст.
“Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете;
стучите, и отворят вам;
ибо всякий просящий получает,
и ищущий находит, и стучащему отворят.»
+++
Раньше, как и многие, трудился рабочим на заводах, вредных производствах. Но, начал бедственно хронически болеть и посвятил всю свою жизнь Богу, молитвам за людей, христианскому служению, православной публицистики и катехизической деятельности для приобщения молодежи к нормальным христианским ценностям.

Живу, по христиански, но увы в страшной нищете, мне подарили старенький комп, помогли с интернетом и всё о Боге и христианской жизни пишу в моих блогах.
Господь видит мое христианское служение и поэтому мои блоги легко найти просто набрав в поиске google Виталий Кишертский. Прошу помощь только, как автор блогов в поддержку.

Сейчас во время испытания мира эпидемией, самое время делать добро. Это поддержка христианского служения и благотворительность вместе. До слёз обидно, когда можно подлечится, но нет денег на лекарства и самые простые продукты.

Любая помощь спасает ( лекарства и лечение сейчас очень дороги) номер билайн 8 965 56 79 277 или напишите каким переводом хотели бы помочь. Буду рад помолится если есть молитвенная нужда. Дай вам Господь всего наилучшего. А лучшее, это здоровье всем — и вам, и близким.
PS. Живу в съёмной комнатушке. Могу оплатить проживание лишь с помощью. Для оплаты увы нужны огромные средства 7 тыс.

Тверской митрополит велел воздержаться от целования икон, чаши и рук священников

19 октября 2020 Ахилла

Тверской митрополит Амвросий (Ермаков) обратился к пастве с посланием в связи с ухудшением эпидемиологической обстановки по коронавирусу. Архиерей призвал усилить молитвы, а также напомнил о необходимости соблюдать на приходах следующие меры санитарной безопасности:

«Причащение заразившихся коронавирусом могут осуществлять священнослужители, имеющие на то благословение архиерея: умеющие грамотно пользоваться защитными средствами или имеющие антитела к упомянутому вирусу и не входящие в группу риска по возрасту и по здоровью.

В храмах необходимо неукоснительно соблюдать все меры защиты: носить правильно маски, соблюдать социальную дистанцию, дезинфицировать руки. От целования креста, икон, Евангелия, чаши, благословляющей руки священника на время пандемии должно воздержаться, заменяя их благоговейным поклоном и внутренней сердечной молитвой.

Во время причащения губы платом не вытирать.

Запивку давать либо в одноразовых стаканчиках, которые сразу после употребления правильно утилизировать (сжигать), либо отказаться от запивки совсем, заменяя ее вкушением просфоры, раздаваемой назначенным человеком в одноразовых перчатках.

По окончании литургии Святой Крест возлагать на головы прихожан.

Помазание елеем, исповедь и причащение, преподавание креста и общение с прихожанами священник должен осуществлять исключительно в маске».

Интересно, что, как и в похожем послании уфимского митрополита, о дезинфекции лжицы речи не идет (напомним, что именно дезинфекция лжицы вызвала самые большие разногласия в клире и пастве РПЦ весной).

Помазание елеем тоже совершается общей кисточкой (см. иллюстрацию), а не индивидуальными ватными палочками, как рекомендовалось в инструкции Синода РПЦ весной.

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму:

В иерархии санов современной церкви — духовные лица, имеющие третью по значимости степень священства (епископскую).

Не так давно стало известно, что Вселенский патриархат назначил экзархами в Украине представителей духовенства из Канады и США.

Так вот. В современном православии экзархом обычно называют старшего епископа отдельного церковного округа (экзархата), расположенного за пределами страны основной юрисдикции данной поместной церкви (патриархата).

Кто такой архиерей в православной традиции

Это синонимичное понятие, употребляемое так же часто и в том же значении, как «иерарх», «архипастырь». Он является сановником православной церкви. Духовное лицо такого ранга совершает все таинства и руководит жизнью церковного сообщества.

В соответствии с христианским вероучением архипастырь через таинство рукоположения получает апостольскую благодать, принятую от Иисуса Христа. В русской православной традиции иерархических ступеней такой высоты достигают представители монашествующего духовенства, поскольку для них является обязательным соблюдение обета безбрачия.

Происхождение слова

Слово «архиерей» происходит от древнегреческого «верховный жрец, первосвященник» («архи» — начало, начальственный; «иерей» — священник).

Значение понятия

Архипастырское служение сродни схимническому постригу и предполагает полное отречение от собственной воли. Все иерархи (за исключением викариев) управляют епархиями. В древности они были разделены на епископов, архиепископов и митрополитов соответственно административным полномочиям. В современной церкви эти звания сохраняются в качестве почетных. Из их числа избирается патриарх, который руководит Поместной церковью до конца жизни.

Церковь в соответствии с христианским вероучением должна пребывать до скончания веков. Поэтому власть, дарованная Иисусом Апостолам, не должна была окончиться с их смертью, она осталась частью церкви навечно. Апостолы передали свои полномочия лицам, получившим наименование епископов (блюстителей). К ним перешли высший надзор и управление в христианских общинах. В столицах их называют митрополитами (от греч. «митрополия» — столица).

Все архипастыри между собой равны, но самые старейшие из них носят титул архиепископов и пользуются особым уважением окружающих.

Официально принятое обращение:

  • к епископам — «Ваше преосвященство»;
  • к архиепископу или митрополиту — «Ваше высокопреосвященство»;
  • к патриарху — «Ваше Святейшество», неофициально можно обращаться «Владыко».

Кесарю кесарево, а Божие Богу?

Первой весточкой нежелания подчиняться решениям светских властей стало заявление управляющего делами патриархии митрополита Дионисия (Порубая), распространившего циркулярное письмо со словами: «Вопрос об ограничении доступа в храмы для присутствия за богослужениями может быть рассмотрен в случае введения властями режима, ограничивающего пользование общественным транспортом, а также посещение публичных мест, таких как торговые учреждения, организации общественного питания и другие».

В ответ на запрет посещения храмов в Санкт-Петербурге правовое управление Московской патриархии сделало заявление о нарушении права на свободу совести, гарантированное Конституцией.

Что касается Москвы, то предписание главного санитарного врача Елены Андреевой от 11 апреля не было воспринято в штыки. Напротив, Московская патриархия выпустила за подписью митрополита Дионисия, выступавшего против закрытия церквей за две недели до этого, циркулярное письмо о необходимости соблюдения предписаний.

Соблюдение карантинных мер во время пасхальных богослужений было отдано под ответственность местных епархий. Фото: Пётр Ковалёв/ТАСС

Итогом недоговороспособности патриархии со светскими властями стали самоличные решения иерархов на местах. Ограничения на посещение пасхальных богослужений коснулись 43 епархий. В 42 епархиях эти решения были проигнорированы.

Три степени священства, чем отличаются диаконская, иерейская и епископская хиротонии

Церковная иерархия состоит из трёх степеней : епископ ы, иереи и диакон ы. Е пископ является главой епархии , которая состо и т из нескольких приходов — храмов . Х рамы , в свою очередь , возглавляют священник и. Д иакон ы помогают вышестоящим священнослужителям проводить службу .

Х иротония в любую из трех степеней происходит в алтаре, за богослужением , но в разное время — чем выше степень священства, тем раньше начинается Таинств о .

Диакон

Д иакон это первый, низший чин среди священнослужителей, в пе реводе с греческого «служитель». Он не может совершать Таинства , е го основная задача помогать священник у во время богослужения : читать Евангелие, призывать прихожан молит ься и др. , но он не имеет право совершать церковную службу без священник а.

П е ред Таинств о м будущий диакон соблюдает строгий пост и проходит генеральную исповедь у духовника. Так как диакон не совершает Евхаристии, то хиротония может совершаться на любой литурги и вслед за освящени ем Святых Даров. В момент, когда Святые Дары переносят на престол , он стоит на солее перед образом Христа . Ко входу в алтарь его ведут ипо диакон ы, а в алтарь — диакон ы.

С тавленник становится на одно колено , и епископ благословляет рукополагаемого три раза , возложив на него руку и прочитав особую ( тайносовершительную ) молитву , призывая на избранного благодать Святого Духа. После чтения ещё дв ух тайны х молитв на новопоставленного надевается диакон ское облачение. Д иакон целованием рук и и плеч а архиерея благодарит его за посланную ему благодать священства.

После рукоположения у диакон а появляется возможность помогать священнику совершать Таинства .

Иерей

Вторая степень священства — иерей ( священник или пресвитер) . В переводе с греческого — старец (жрец), мудрый опытный человек.

С вященник рукополагается после окончания Херувимской песни, перед главной част ью литургии , и потом хиротонисаемый иерей продолжает вместе с другими священник ами вести литургию . В алтаре его встречают и ведут вокруг престола иереи. В отличие от диакон а, иерей становится на оба колена, что означает получение большей благодати и сугубой ответственности.

Арх иерей , п осле чтения особых молитв , вручает хиротонисанному облачение нового сана : епитрахиль, пояс и фелонь, а также Богослужебную книгу . Н оворукоположенный священник цел ует полученн ые атрибуты и рук у архиерея в знак благодарности, затем первым из священник ов приступает к Причастию .

Он же произносит заамвонную молитву , тем самым показывая прихожанам начало свое го служения на новой степени священства. П осле рукоположения новопосвященный совершает литургии подряд семь дней, в знак принятия семи дар ов Святого Духа : премудрость, разум, совесть, крепость, ведение, благочестие и страх Божий.

Епископ, или архиерей

В ысш ей степень ю священства является епископ – «блюститель», «надзиратель» . Х иротония в епископ а начина е тся с обряда наречения , на котором присутствует Патриарх и архиереи. З а один или несколько дней до хиротонии нарекаемому за чит ыва ет ся указ о его избрании. Тот отвечает : «Благодарю и приемлю, и нимало вопреки глаголю». После чего, дает присягу, берет благословение у патриарха и других епископ ов. В завершении чин а наречения поется « Многая лета» .

Т.к. епископ имеет право не только наставлять паству и освящать Дары, но и хиротонисать в священник а и диакон а, епископ ская хиротония начинается после « Трисвятой песни», прежде чтени я Апостола . Во время Таинства поются тропари Венчания. А рх иерей мо лится о ниспослании Святого Духа на хиротонисаемого . Е пископ облачается в т о же одеяние , что и священник , но вместо епитрахили он надевает особую одежду, называемую амфор (омофор).

В былые времена п осле каждой хиротонии присутствующие прихожане возглаша ю т « аксиос » («достоин»), выража я тем самым одобрение посвящ а емому. Сейчас от лица народа поет хор.

Раскол Русской церкви: Никон против старообрядцев

Религиозные и политические распри не обошли стороной и Русскую Православную Церковь, официально ставшей независимой от Константинополя в 1589 году. Тем не менее, в середине XVII века царь Алексей Михайлович и патриарх Никон решились на проведение церковной реформы, направленной на унификацию литургии и исправление церковных книг. Радикальные шаги реформаторов были вызваны стремлением на деле доказать преемственность Русской церкви по отношению к Константинопольской, тем более, что недавно присоединённые территории Малороссии в религиозном отношении находились ближе к византийским, нежели к русским традициям.

В 1654 году на церковном соборе было объявлено о проведении реформ. Практически сразу нашлись те, кто отказывался принимать нововведение — они через два года были преданы анафеме, но гонения на «старообрядцев», защитников уже устоявшихся традиций, начались сразу же после провозглашения изменений. Моральным лидером сопротивлявшихся стал протопоп Аввакум Петров, несмотря на преследования активно критиковавший Никона и его реформы.

Низложение патриарха Никона в 1666 году, тем не менее, не остановило раскол. Большой Московский церковный собор подтвердил решения двенадцатилетней давности, а отказ Аввакума от своих взглядов предопределил его судьбу: непокорный протопоп был сослан в Пустозёрск, где он продолжал критику церкви и царя. В 1682 году вместе со своими сторонниками он принял мученическую смерть через сожжение.

П. Мясоедов. Сожжение протопопа Аввакума. 1897.

Противостояние старообрядцев и Русской Православной Церкви продолжалось ещё долгие годы и сопровождалось жестокими гонениями на первых. Лишь начиная с XIX века в религиозных делах наметились послабления в сторону ревнителей старой веры, а в 1971 году Поместный собор РПЦ окончательно «реабилитировал» старообрядцев.

Читать еще:  Ремонтные хомуты для ремонта труб
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector