0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Архим. Андрей (Конанос) о настоящей свободе

Содержание

Православная Жизнь

Как не отвратить детей от Бога.

Вспомните, насколько был свободен Христос, насколько свободен был со Своими учениками. Когда некоторые последователи отошли от Него, Он сказал ученикам: «Не хотите ли и вы отойти от Меня? Может, желаете и вы вместе с ними уйти далеко от Меня?» Апостол Петр ответил: «Господи, к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни». Хочу сказать о том, что Христос их держал возле Себя Своей любовью, без принуждения. Он им говорил, чтобы уходили, но те словно приклеились к Нему. «Если хотите, вы свободны…» Однако те отвечали: «Мы свободны в выборе обнять Тебя и не бросать! С Тобою быть мы хотим!»

Кто может сегодня сказать своему ребенку: «Если хочешь, чадо мое, уходи», а в ответ услышать: «Куда мне идти далеко от тебя? Ты же моя радость. Ты наполняешь жизнь мою смыслом!»

Представь, чтобы родитель сказал своему чаду: «Если хочешь, не возвращайся сегодня рано вечером», а в ответ услышал: «Ты что такое говоришь? Бросить мне уютное гнездышко, своих родителей, прекрасную семейную атмосферу?»

Это очень важно. Давление, которое мы оказываем на детей, отвращает их от нас и от Бога. И если я искажу образ Божий в ребенке, для его души причиню большой вред. Такой же вред могу нанести любому человеку, когда говорю о Боге, используя неподходящий метод.

Однажды мне один ребенок признался: «Отче, у меня невероятные воспоминания с начальной школы. Помню, как учитель нас выгнал из церкви за то, что мы там разговаривали. Выгнал, дал подзатыльник, а потом опять завел. Внутри храма запрещается давать подзатыльник, а вне разрешается. И он продолжил молиться».

Детям запомнилась следующая взаимосвязанная цепочка: Божественная Литургия – церковь – молитва – подзатыльник – наказание – отмщение. Этот опыт сохранил неприятные воспоминания, хотя должен был напоминать им о любви и доброте. Ты скажешь: «Хорошо, но хочется же спокойствия в храме». «Разумеется. Но, думаю, мы никогда не должны давать подзатыльник тому, кто говорит, да еще ребенку начальной школы». Сейчас этот парень уже оканчивает среднюю школу и до сих пор все помнит. Во время следующей встречи он мне рассказал еще кое-что: «Однажды преподаватели позвали меня в учительскую, сказали, что я хороший ученик, и приказали не дружить с тем-то, потому что это не принесет мне в будущем никакой пользы». Да, если бы у меня был ребенок, я бы следил, с кем он водит компанию. Но не таким же способом. Не так, что «тот плохой, избегай его». Не забывай: плохие дети лучше! Плохих детей любит Господь. Плохих людей любит Господь, не давит на них, поэтому, вероятнее всего, когда-то они изменятся. Эта Божья ласка есть единственная возможность, чтобы плохой человек изменился в лучшую сторону, потому что Бог не притесняет его. Ты, скажем, являясь Божьими устами, человеком, который говорит о Боге, когда ругаешь кого-то, тот противится, твой голос терзает его. Как ты таким образом приблизишь другого к Богу? Добьешься как раз обратного!

Из книги о. Андрея (Конаноса) «Любовь навсегда»

Перевод с новогреческого Сергея Рудько

Архим. Андрей (Конанос) о настоящей свободе

Архимандрит Андрей (Конанос)

Христос – это свобода!

Допущено к распространению Издательским советом

Русской Православной Церкви

© Андрей (Конанос), архим., 2019 © Сретенский монастырь, 2019

Повседневность не мешает нам почувствовать Господа, достаточно лишь иметь чистую и спокойную совесть, мир в душе, иметь Христово благословение в повседневной жизни, в том, что мы делаем. И ты, почтенный человек, почтенная мать, трудящаяся по дому или в офисе, на любой работе, ты изо дня в день все готовишь, чистишь, моешь, подметаешь, но ты тоже не обижена Богом, и ты не обижен Богом.

Ты не творение иного Бога, Господь и тебя создал с тем же невероятным и превосходным предназначением – познать Христа, Которого любят все великие святые, чтобы и ты полюбил Его. Господу, проходящему сквозь запертые двери, никакого труда не составляет найти тебя там, где ты есть: на кухне, с бельем, которое стираешь, когда ты вяжешь, наводишь порядок, делаешь покупки, – и там тоже находится Христос, среди нас, в нашей повседневности.

Те, у кого есть дети, старательно и искренне трудятся, ожидая чего-то лучшего; они не знают, чем именно будет это лучшее, но надеются испытать нечто хорошее, а подсознательно они ищут Христа, исполняющего все благие желания честного человека. Эти люди в какой-то момент тоже могут почувствовать Христа, и это уникально и делает нашу жизнь ценной. Эта жизнь обретает ценность, когда мы немного почувствуем Христа, познаем и ощутим Его.

Архимандрит Софроний (Сахаров), ученик преподобного Силуана Афонского, списатель его жития, говорит, что, когда он жил в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Святой Горе Афон, духовник велел ему выучить греческий язык, чтобы отвечать на корреспонденцию греческого правительства, иных греков, писавших в монастырь, потому что у них все говорили на русском. А отец Софроний очень любил молитву, у него имелось ощущение Господа, и он сказал своему духовнику:

– Отче, если придется учить греческий язык, мне надо будет иметь словари, читать, изучать грамматику, но это отвлекает внимание, и я боюсь, что утрачу молитву, потеряю Христа ради того, что вы мне велите делать. Можно ли мне этого избежать?

– Нет, дитя мое, – ответил ему духовник, – ты сделаешь то, что я тебе говорю. Выучишь греческий и увидишь, что если будешь делать это со смирением, любовью, послушанием и доверием, как говорит святой апостол Павел: словно делаешь это для Господа, как для Самого Христа (cр. Кол. 3, 23), то почувствуешь Христа в том, что будешь делать.

Архимандрит Софроний оказал послушание и перестал читать книги «Добротолюбия», постоянно молиться по четкам, как делал это раньше, и стал читать учебники, учить глаголы, выполнять упражнения по синтаксису, грамматике. И когда он уже думал, что не почувствует Христа и лишится того благого чувства, которое имел в душе, он вдруг почувствовал в точности обратное – душа его преисполнилась еще большей любви ко Христу, и он весьма сильно ощутил Господа рядом с собой.

Таким образом, повседневность не мешает Христу войти в твою жизнь. Не важно, что ты ученик, студент, трудящийся, что работаешь в супермаркете, магазине или где бы то ни было еще, даже если будут иметься внешние раздражители, то тебе уже ничего не мешает, все то, что ты слышишь: эти звуки, шум, машины, движение. Но в душе у тебя имеется тайное пространство, очень тихое, очень бесшумное, куда не может проникнуть ни один звук из мира сего: там лишь сильный ветер Утешителя, Святого Духа, этот глас Святого Духа, который ты можешь услышать, даже если будешь находиться в чрезвычайно шумных Афинах.

В душе у тебя есть такое пространство, которое предназначено только для Христа, и если Христос увидит тебя готовым, смиренным, что ты трудишься честно там, где ты есть, Он придет и найдет тебя. Даже если ты не будешь совершать дел чисто духовных. Это очень большое заблуждение, порой преобладающее в нашей христианской жизни, – думать, будто Господь наш близок к нам в духовных вопросах, другими словами, только в те два часа воскресной литургии или в те несколько минут, когда мы молимся утром и вечером, когда читаем что-нибудь духовное, и на этом все. Это ошибка. Господь присутствует в нашей жизни не только в определенные моменты. Разве только одна часть нашей жизни духовна? А другая что представляет собой?

И что значит духовная жизнь? Это жизнь, облагодатствованная Святым Духом. То есть, извини, что, Святой Дух облагодатствует твою жизнь лишь в редкие моменты? Ты что, раздробил свою жизнь? Ты разделил свою жизнь на части? И говоришь: «Эта часть принадлежит Богу, эта работе, эта еде, эта сну, а эта уборке»? Это напоминает мне одного ребенка, игравшего на школьном дворе, который то и дело изрекал непристойные слова. Я сказал ему:

– Смотри, что говоришь, потому что ты говоришь неприличные слова.

– А‑а-а, отче, – сказал он, – сейчас же у нас не урок религии! Мы же сейчас играем!

– То, что ты делаешь, – ошибка.

Это ошибка – не верить, что Христос может войти в то место, где ты тренируешься, туда, где играешь с друзьями, туда, где работаешь, всюду, где ты есть: в спальню, на кухню, куда угодно.

Ты можешь представить себе, чтобы Господь отсутствовал даже один миг в твоей личной жизни? Неужели ты веришь в такого Христа, Который не входит в твою жизнь, в твою повседневность, туда, где ты со своими детьми, со своим супругом, что бы ты ни делал? То есть ты что, разделил жизненные дела на хорошие и плохие, на честные и нечестные? Христос всегда должен отсутствовать, если ты делаешь что-нибудь греховное, и ты всегда должен избегать этого греховного дела, но если то, что ты делаешь, не плохо и не греховно, тогда неправильно будет выводить Господа из этих деталей своей жизни.

Мы «отрезали» Христа, считаем духовным только то, когда говорим на богословские темы. Но духовно говорить может какой-нибудь духовник, даже если он ничего не станет говорить о Боге. Он будет говорить о других вещах, а между тем среди его шуток, прибауток и еще чего-то, касающегося актуальности, все его слова напояются присутствием Христа. Впечатляюще, что старцы и святые, жившие в прошлом веке (старец Порфирий, старец Иаков, старец Паисий, все эти духовные люди), говорили не только о Господе: они произносили забавные шутки, говорили о чем-то, связанном с действительностью, с историей, последними новостями, и во все вкладывали Господа, Христа.

Это нечто великое – Господь входит и является нам в повседневности. Все духовно, все свято в благодати Святого Духа.

Святой Дух наполняет всю вселенную, у всего есть свое бытие, и все существует потому, что Святой Дух напояет его и поддерживает в нем жизнь. Даже игры ребенка. Когда твой ребенок играет, Бог покрывает его, и это движение ребенка, которое представляет собой игру, является духовным движением, оно – в благодати Святого Духа.

Молитва – это прямая связь с Богом, и что бы ты ни делал, все это содержит в себе Божию благодать. Когда ты подрабатываешь извозом, разве это не духовное действие? Поскольку ты делаешь это со страхом Божиим, а не просто, чтобы принести деньги своим домочадцам, – разве это не любовь, не смирение? А туда, где есть смирение, разве не привлекается Божия благодать? Там все облагодатствовано и освящено.

Давайте же с этого момента перестанем раздваивать свою жизнь и говорить: «Сейчас я принадлежу Христу, а сейчас – мирской жизни». Это ошибка. Некоторые люди приходят из церкви, снимают нарядную одежду, надевают другую, моют машину, начинают другую жизнь и думают: «Поскольку закончилась святая литургия, то я могу сейчас сквернословить, говорить по-мирски, отпускать грязные шутки, говорить без благоговения и уважения, которые были у меня прежде, ведь здесь же не церковь!»

Христос — это свобода! Новая книга архимандрита Андрея Конаноса

Издательство Сретенского монастыря выпустило новую книгу архимандрита Андрея Конаноса «Христос — это свобода!». Думаю, православным читателям этот автор хорошо знаком. Перейдем сразу к книге.

Пост по принижению — это не пост

Архимандрит Андрей Конанос рассказывает, как однажды пел на клиросе с афонским монахом. У того руки были все в земле и под ногтями была грязь. Казалось, смыть ее было невозможно — так сильно она въелась. Однако, эта грязь не вызывала отвращения, напротив, она внушала ощущение чистоты. Ведь руки монаха делали много работы для монастыря, он трудился с утра до вечера, делая добрые дела.

Посмотри на свои руки, — сказал Андрей Конанос, — и потом посмотри на мои. Они такие разные, на твоих следы работы, а на моих — следы лени.

Читать еще:  Главный муфтий России прооперирован и находится на лечении

Брось, — ответил монах, — у тебя свое призвание, у меня — свое. Давай лучше петь.

И они пели, а архимандрит Андрей думал, должно быть, этот монах попадет в рай, ведь он так много делает ради своего спасения. А какой подвиг совершаем мы?

Есть люди, которые, услышав, что кто-то где-то болен, сразу рвутся навестить его. «Но ты же совсем не знаешь этого человека», «Не беда, ты его знаешь, а значит он, должно быть, хороший человек». Это называется аскетический дух. Человек любит Христа не в теории, а на практике.

Конечно, ничего не должно делаться по принуждению. Если кто-то просит нас что-то сделать и мы соглашаемся, но в душе сопротивляемся этому поступку — это значит, что мы пока не поняли смысл поступка, который собираемся совершить.

Поэтому, если кто возражает: «А зачем мне поститься? Почему я должен это делать?», что ж, так и быть — с этим человеком лучше больше не говорить о посте. Желание совершить подвиг должно идти изнутри, а не извне.

Как бросить курить

Старец Паисий говорил: «Раньше все было проще — делаешь замечание человеку, и он прислушивается. А сейчас на любое замечание человек оказывает сопротивление».

Душа не готова трудиться. Человек как бы говорит: «Не надо меня менять! Я хочу делать так, как мне нравится». Можно сказать, мы противимся Божественной воле, подменяя ее своей.

Митрополит Месогейский Николай вспоминает такой случай. Одна женщина пришла к нему на исповедь, а она страдала пристрастием к курению, и об этой своей привычке предпочла умолчать до самого конца:

Да, отче, совсем забыла вам сказать, я курю.

В таком случае, тебе следует воздержаться от курения, если хочешь причаститься, — ответил священник.

Но я совсем не ела масло. Разве этого недостаточно? Пожалуйста, только не просите меня бросить курить.

Т.е. эта дама постилась без масла, но при этом курила и считает, что имеет полное право причаститься. Митрополит Николай тогда дал ей такое задание:

Послушай меня, в эту Страстную Пятницу ты купишь большой кусок мяса, пожаришь его со специями, так, чтобы все соседи почувствовали запах, а потом съешь его. Не бойся, это не грех, ведь ты будешь выполнять послушание.

Но так нельзя, — возразила женщина, — я не могу так поступить.

Получается, что эта женщина не может ни бросить курить, ни выполнить послушание. А все оттого, что пост дает ей ощущение комфорта, она постится, чтобы окружающие считали ее благоверной. Поэтому совет о нарушении поста вывел ее из равновесия. В конце концов она согласилась:

Хорошо, я попробую не курить.

Вот и отлично, — ответил священник, — а я, в свою очередь, буду есть только вареные кабачки, которые мне не нравятся. Мы с тобой вместе потрудимся.

Христос — это свобода

Как-то раз архимандрит Андрей проводил воспитательный урок в школе. Во время общей молитвы он заметил, что части учеников не хватает. Он вышел из школы и обнаружил их возле гаражей.

Почему вы здесь, а не на молитве? — спросил Андрей.

Один парень ответил:

А зачем нам молитва? Мы не хотим верить в Бога. Религия — это сплошные запреты, этого не делай, того не делай.

Когда он говорил это, другие мальчики начали активно его поддерживать.

Что ж, — ответил Андрей, — я вижу у вас тут проблема с Богом.

О да, большая проблема!

Так расскажите мне.

А вы позволите нам говорить?

Конечно, говорите, только по одному.

И тогда первый мальчик рассказал, как однажды священник вывел его из храма за то, что тот громко разговаривал с товарищем. В храме детей бить нельзя, а на улице парень получил затрещину.

Другой мальчик рассказал, как учитель отобрал у него комиксы с Микки Маусом и порвал их, мотивируя это тем, что в них нет ничего духовного.

Третий пожаловался на директора, который поделил всех учеников на хороших и плохих. С этими общайся, а этих — избегай. Надо ли говорить, что лучший друг того парня оказался в категории «плохих» людей?

Архимандрит Андрей выслушал учеников и сказал:

То, что вы говорите — это очень важно. И я чувствую на себе часть вины, за то, что религия не принесла вам радости, а лишь разочарование.

Когда парни перевели дух, он предложил им вернуться в класс и продолжить молитву всем вместе, без принуждения:

Но, возможно, теперь вы захотите молиться?

Да-да, — ответили мальчики, — теперь, без принуждения, мы хотим.

Как говорил старец Порфирий: «Богу не нужна барщина», т.е. Ему не нужно, чтобы кто-то делал что-то насильно. Он хочет свободы и радости.

Вы заметили, что, чем больше мы говорим кому-то, тем больше мы добиваемся обратного эффекта? Когда давишь на человека, его словно обматывают колючей проволокой. Он лишается мира в душе, он хочет воспротивиться и как-нибудь отреагировать.

Рядом со Христом никогда не было подавленности. Оттого апостолы говорили свободно, все, что хотели. Так, один из них сказал:

Господи, я хочу, чтобы Ты дал мне власть сидеть рядом с Тобой (Мк. 10, 37)

Эта просьба полна безумия, но она показывает, что Христос позволял им говорить свободно, без страха. Он никогда не говорил: «Вы будете одеваться так. Говорить так. Держаться так.» Нет, свободно: «Возлюбите Меня и делайте что хотите».

Священник оставил священство – объясняем, что это значит

Что произошло

Известный греческий проповедник архимандрит Андрей (Конанос) заявил о том, что оставляет священство. По его словам, у него много причин для принятия этого решения, однако не стал их указывать. При этом отметил, что снимает священнические одежды с благодарностью:

«Я буду продолжать служить и любить каждого встречного. Я буду писать, говорить и помогать своими слабыми силами кому только могу. Со всей искренностью и честностью, но теперь уже и с большей открытостью, широтой и свободой», — рассказал он о своих планах.

Кто такой Андрей Конанос?

Андрей Конанос родился в 1970 году в Мюнхене (Германия), с 1977 года живет в Афинах. Окончил классический лицей и богословский факультет Афинского университета.

В 1999 году архиепископом Афинским и всей Эллады Христодулом Андрей Конанос был рукоположен в диакона, в 2000 году — в иерея и в том же году был возведен в сан архимандрита.

С 2006 года вел передачу «Невидимые переходы» («Αθέατα περάσματα») на радио Пирейской митрополии. Его приглашали для чтения лекций и бесед во многие города Греции, Кипра и США.

Чем он знаменит?

Конанос — автор многочисленных книг и популярный православный проповедник.

В своих произведениях архимандрит Андрей затрагивает темы, которые волнуют современных людей: в чем искать источник радости, что такое любовь, как сохранить связь с Богом. Он пишет об эгоизме, одиночестве, справедливости, воспитании детей.

Книги и записи архимандрита Андрея (Конаноса) переведены на множество языков: английский, болгарский, русский.

Россиянам Конанос знаком по книгам: «Когда Христос станет для тебя всем», «Не бойся радоваться!», «Добрый день, Господи!», «Бог не оставит тебя», «Христос посреди нас», «Вместе тесно, а врозь скучно», «Христос — это свобода!», «Счастье — в твоем сердце».

Что такое архимандрит?

Архимандрит (греч. αρχιμανδρίτης от αρχι «главный, старший» + μάνδρα «в значении монастырь; также загон, овчарня, ограда») — монашеский чин, один из высших в Русской православной церкви, обычно он настоятель крупного монастыря.

В Православных церквях есть три степени священства: диакон, пресвитер и епископ. При посвящении в диакона, ставленник (то есть, посвящаемый в сан) получает благодать помогать при совершении Таинств. Посвящаемый в пресвитера человек получает благодать самому совершать Таинства.

Духовенство в современной Православной церкви делится на белое и черное. К черному духовенству относят всех монахов.

Что значит «сложить сан»?

Рукоположение — Таинство Православной церкви. Только человек, рукоположённый в священника, может совершать Таинства (Исповедь, Причастие, Литургия).

Постриг — обряд посвящения в монашество. Во время пострига у будущего монаха выстригают крестообразно волосы на голове. Это действие символизирует добровольную жертву Богу.

Монаха-священника называют иеромонахом.

Бывает, что священник добровольно складывает с себя сан — просит освободить его от священнослужения. Причины могут быть разные. Кто-то разуверился в Церкви, кто-то не может совмещать обязанности священника с другими обязанностями.

Конанос остался монахом? А в Церкви?

Как написал сам Конанос: «Я покидаю ряды клира. Но мое сердце, моя сущность и мое внутреннее «ядро» ​​остаются с вами, остаются непоколебимыми. Они никогда не изменятся, даже, несмотря на то, что теперь мой образ и внешний вид будут другими».

То есть, он перестает быть священником, но остается верующим человеком. Он не сможет больше совершать службы, как священник.

Какие правила действуют в отношении снявших сан?

В Русской церкви существует мера наказания для священнослужителей — запрещение в служении. В этом случае священник не может совершать богослужения. Более строгой мерой наказания является извержение из священного сана. Это лишение клирика (диакона, священника или епископа) его духовного сана, то есть, степени священства.

Извержение из сана не означает отлучения от церкви.

Запрещение в служении может быть добровольным. Пример этого — Иван Охлобыстин. 26 ноября 2009 года стало известно, что Охлобыстин попросил патриарха Кирилла освободить его от служения из-за «внутренних противоречий».

8 февраля 2010 года Патриарх исполнил просьбу, отстранив его от священнослужения, запретил ношение священнических одежд и иерейского креста. Патриарх отметил, что если священник Иоанн Охлобыстин сделает «окончательный и однозначный выбор в пользу пастырского служения», то его временное запрещение в служении может быть снято.

Что говорят о решении архимандрита Андрея (Конаноса)?

«Если человек не может более стоять у престола и вести общину за собой в Небесное Царствие, значит, лучше ему взять паузу. Это горестно для верных. Но это не выжжет его душу ролевой игрой в напускное благочестие», — считает иеромонах Димитрий Першин.

«Единственная реакция, которая, на мой взгляд, допустима в такой ситуации – проявить заботу и поддержку. Отец Андрей пишет, что не потерял веру и продолжает служить Богу, любить ближнего. Но даже если бы он потерял веру, наша реакция не может быть иной. Господь, давая заповедь любви, не разграничивает ее по национальностям, полу, финансовому положению, возрасту, взглядам. Не взгляды мы должны любить, не место и таланты личности, а самого человека. Ведь как легко любить талантливого священника, музыканта, писателя, политика etc. Любя такого, будто приобщаешься к его величию. Но нам надо помнить, что более всего нуждается в любви обычный человек. Ведь каждый из нас, даже самый удивительный, – обычный. И, напротив, каждый самый обычный – удивителен и неповторим. И уж точно без исключения каждый заслуживает любви», – пишет священник Дионисий Костомаров.

«Священники, действительно, покидают Церковь. И не только батюшки, но и монахи, и даже епископы. Что с этим делать? Можно замалчивать. Можно бесконечно повторять, что они не были нашими. Собственно, церковное общество именно так и поступает. Разумно ли это? Полезна ли для церковной жизни такая стратегия? Для меня ответ очевиден. Священники, монахи, епископы, как и миряне, покинувшие Церковь, должны представлять для нас глубокий интерес не только из милосердия, но и ради церковной пользы — как биографии, изучение которых может нам помочь избежать подобных трагедий в будущем, позволит проделать богословскую и каноническую «работу над ошибками»,– отмечает архимандрит Савва (Мажуко).

У книжной полки. Архимандрит Андрей (Конанос). Христос – это свобода!

Аудио

Как-то раз архимандрит Андрей (Конанос) проводил воспитательный урок в школе. Во время общей молитвы он заметил, что части учеников не хватает. Он вышел из школы и обнаружил их возле гаражей. «Почему вы здесь, а не на молитве?» — спросил Андрей. Один парень ответил: «А зачем нам молитва? Мы не хотим верить в Бога. Религия — это сплошные запреты, этого не делай, того не делай». Когда он говорил это, другие мальчики начали активно его поддерживать. «Что ж, — ответил Андрей, — я вижу у вас тут проблема с Богом». «О да, большая проблема!» Так расскажите мне. Таким диалогом начинается одна из статей архимандрита Андрея (Конаноса), которые составили книгу «Христос – это свобода!» Она вышла в свет в издательстве Сретенского монастыря и заняла свое место на нашей книжной полке.

Архимандрит Андрей Конанос стал известен в России не так давно, но уже успел завоевать популярность. Родился будущий архимандрит в 1970 году в Мюнхене (Германия), но с семи лет живёт в Греции. Учился в лицее в Афинах и в Афинском университете, где закончил Богословский факультет. В 1990 году он был рукоположен в диакона, через десять лет — в иерея, а впоследствии стал архимандритом. В 2003 году крупнейшая церковная радиостанция Греции «Пирейские митрополии» запустила авторскую программу отца Андрея «Невидимые переходы». Пастырь вел лекции на различные церковные темы, отвечал на вопросы радиослушателей, находил подход к каждому из них, разговаривал на понятном для всех языке. Теперь он продолжает миссионерскую деятельность в интернете, ведет онлайн-дневник, в котором размещает свои проповеди.

Читать еще:  Современное грузовое такси

В России статьи отца Андрея публикуются на многих сайтах, регулярно они появляются на сайтах «Православие.ру» и «Правмир». Темы, рассматриваемые отцом Андреем, разнообразны: взаимоотношения родителей с детьми, супругов между собой, болезни, страхи, стрессы, взаимодействие с окружающей действительностью, церковная жизнь. В любой ситуации отец Андрей старается разобраться, не обвиняя человека, а находя для каждого утешительное слово. Лейтмотивом многих статей является твёрдая уверенность в том, что всё будет хорошо даже, если сейчас всё кажется ужасным, в этом архимандрит пытается убедить и читателя. В нашей программе уже были представлены книги отца Андрей: «Когда Христос станет для тебя всем», «Не бойся радоваться!» и «Христос посреди нас. О святости повседневной жизни».

В новую книгу отца Андрея — «Христос — это свобода!» вошли беседы автора о пути к Богу и радости общения с Ним. Рассмотри вкратце некоторые из них. Так, например, в первой главе, которая называется — «Быть с Богом» — отец Андрей объясняет нам, занятым работой, семьей, различными проблемами, что повседневность не мешает нам почувствовать Господа. «Господь, — говорит автор, — тебя создал с невероятным и превосходным предназначением — познать Христа, Которого любят все великие святые, чтобы и ты полюбил Его. Господу, проходящему сквозь запертые двери, никакого труда не составляет найти тебя там, где ты есть: на кухне, с бельем, которое стираешь, когда ты вяжешь, наводишь порядок, делаешь покупки, — и там тоже находится Христос, среди нас, в нашей повседневности». Как утверждает автор, «повседневность не мешает нам почувствовать Госпо­да, достаточно лишь иметь чистую и спокойную совесть, мир в душе, иметь Христово благословение в повседневной жизни, в том, что мы делаем».

В другой главе, давшей название книге, отец Андрей пишет: «Слова «нажим» и «Христос» несовместимы. Христос — это свобода! Если ты постишься под чьим-нибудь давлением, тогда не стоит и поститься. Если ходишь в церковь под давлением, Христос опечаливается. Или если с трудом встаешь, чтобы помолиться, то Бог от тебя не хочет этого насильно. Старец Порфирий говорил: «Богу не нужна барщина», то есть чтобы Ему что-нибудь давали насильно, Он хочет свободы, радости. Если я ношу эту рясу, а внутренне не хочу ее носить, тогда не стоит этого делать. Если вы пришли сюда насильно, то тоже не стоило этого делать. Христос хочет малого, но от всего сердца!» По словам автора, «рядом со Христом люди никогда не испытывали подавленности, никогда не чувствовали, что задыхаются. Оттого и апостолы говорили Ему всё, что хотели. Так, один из них сказал: «Господи, я хочу, чтобы Ты дал мне власть сидеть рядом с Тобой (см.: Мк. 10: 37)!»

В статье «Лекарство от одиночества», автор отмечает: «То, что угнетает нас изнутри, — это наш уязвленный эгоизм. Мы не научились любить ради других, но ради того, чтобы взамен получать их любовь. Такая любовь корыстна и не имеет ничего общего с тем, чему учил нас Христос. Возможно, это действительно трудно — любить сво­их врагов, но на пути к этой цели можно делать определенные шаги. В первую очередь наше внутреннее устрое­ние часто является поводом для окружающих относиться к нам или равнодушно, или плохо. Если сначала мы из­меним свое отношение к другим, то увидим сразу пере­мены и в их поведении. Мы много постарались, чтобы нажить врагов сво­ими действиями, но если мы станем относиться к ним лучше и приложим попечение о том, чтобы удалить не­доразумения, которые нас разделяют, то они легко ста­нут друзьями». Трудно, скажут наши читатели, но автор считает иначе, и утверждает, что «лекарством от одиночества и ропота являет­ся истинная бескорыстная любовь».

И в следующей статье отец Андрей призывает читателя: «Учись любить». «Любовь, — говорит он, — есть покров и основа. Она покрывает все добродетели. Она придает уверенность, что путь твой правилен. Ибо если все дела свои ты вершишь без любви, то, как говорит апостол Павел, они не имеют смысла. Потому что все это ты найдешь и у других: у античных философов, риториков, создателей разнообразных философских систем. Все они ограничивали свое собственное «я»: не пили, не ели, не спали. Но все это вовсе не значит, что была в них и любовь». Обращаясь к читателю, автор говорит: «Сделай шаг к любви, радости, почувствуй вну­три души твоей богатство этой красоты. И пусть тебя не ранит, если не любят тебя. Не стоит печалиться, если тебе не отвечают любовью. Пусть тебя не занимает то, как ведут себя с тобой окру­жающие, ибо занеможешь. Научись любить. Независимо от того, что делают другие. Научись, подобно Богу, отда­вать. Научись сиять, как солнце. Оставь окружающих. Если у них нет к тебе любви, ничего страшного. Пото­му что и ты сам любишь не всех. Когда ты познаешь наи­высшую любовь, только тогда истинно полюбишь».

В статье – «Постишься неохотно», автор прежде всего напоминает нам следующие слова святителя Иоанна Златоуста: «Сколько бы ни приходило праздников, мудрый человек не тот, кто весе­лится до забвения смысла празднуемых событий, а тот, кто после окончания праздников продолжает держать в себе не только эту радость, но также и воздержание, продол­жает пост не только на устах, но во всех своих чувствах, словах». Христианин, который подвизается все время. – по словам отца Андрея, не меняет что-то существенно, лишь изменяет ритм, увеличивает скорость: молился, молится и сейчас. Но, как говорит автор, если все, что мы делаем во время поста, не из-за любви ко Христу, то тогда наш пост становит­ся мучением и невыносимой скорбью, вызывает в нашем сердце лишь чувство раздражения и гнева. А когда любишь, не устаешь это делать».

«Конечно, — отмечает отец Андрей, — ничего не должно делаться по принуждению. Если кто-то просит нас что-то сделать и мы соглашаемся, но в душе сопротивляемся этому поступку — это значит, что мы пока не поняли смысл поступка, который собираемся совершить. Поэтому, если кто возражает: «А зачем мне поститься? Почему я должен это делать?», что ж, так и быть — с этим человеком лучше больше не говорить о посте. Желание совершить подвиг, — говорит автор, — должно идти изнутри, а не извне». Еще много других тем раскрывает архимандрит Андрей (Конанос) на страницах этой книги. А какие именно, вы узнаете, когда начнете читать ее.

Вся наша жизнь, по словам архимандрита Андрея (Конаноса), — «это путь перемен, и с той мину­ты, как ты познал Христа (много лет тому назад, или еще в детские годы, или совсем недавно), ты, как и всякий человек, идешь этим путем. И это очень важ­но. Это значит, что каждый уходящий год, каждый день Христос все больше отображается в нашей душе, Его образ проступает в нашем сердце, и мы становим­ся ближе к возрасту Христа, к Его духовной атмосфере и Его святости». Как это происходит? Ответ на этот вопрос и многие другие дает автор этой книги. Отец Андрей, по словам издателей, обладает великим даром убеждения и все его наставления облекает в доступную для понимания форму, объясняет непостижимые вещи самыми простыми словами, поэтому его слово находит мощный отклик в сердцах людей по всему миру».

Христос — это свобода!

В главе «Христос — это свобода!», давшей название книге, отец Андрей пишет:

Слова «нажим» и «Христос» несовместимы. Если чувствуешь, что на тебя давят, когда делаешь что-нибудь, этого делать не стоит. Христос — это свобода! Если ты постишься под чьим-нибудь давлением, тогда не стоит и поститься. Если ходишь в церковь под давлением, Христос опечаливается. Или если с трудом встаешь, чтобы помолиться, то Бог от тебя не хочет этого насильно. Старец Порфирий говорил: «Богу не нужна барщина», Он хочет свободы, радости.

Но пока ты не начнешь принуждать свое «я», оно будет тебя принуждать. Старец Паисий говорил: «Если выбросишь свое “я”, найдешь его в Божием объятии». Выбрось свое «я» — и найдешь его в Христовой любви! Твоя жизнь изменится.

А в главе «Быть с Богом» отец Андрей объясняет нам, занятым работой, семьей, различными проблемами, что повседневность не мешает нам почувствовать Господа: «Господь тебя создал с невероятным и превосходным предназначением — познать Христа, Которого любят все великие святые, чтобы и ты полюбил Его. Господу, проходящему сквозь запертые двери, никакого труда не составляет найти тебя там, где ты есть, в нашей повседневности». Не существует другой причины жить по 90–100 лет на этом свете. А Христос и Его любовь никогда не прекращаются, потому что Он — Цель, Он — абсолютное Благо, совершенный Дар.

Да даст же нам Господь этот дар, будем простирать руки, ища этого дара. Пусть наши руки будут такими чистыми и такими пустыми, чтобы они могли преисполниться этого дара и чтобы мы могли удержать его, чтобы чтили его и передавали миру с любовью ко всем.

Нужно убрать зонтик, который мы держим над душой

Легкая жизнь затрудняет путь ко Христу

«Почему ты радостен?» — «Потому что Он существует!»

О главных признаках правильной духовной жизни

Место, где нас любят и принимают

Мы проходим мимо своего спасения

Лекарство от одиночества

Кушай, а то дедушка тебя накажет!

Ты хороший, но тебя надо подтолкнуть

Христос — это свобода!

Я не выношу, когда на меня давят

Стать распахнутым объятием

Мы не выносим счастья

О наших больных душах

Доверь близких своих Христу

Кто тебя поставил спасать мир?

Самая хорошая проповедь

Вкусите и увидите, как благ Господь

Православный по вере, еретик по поведению

Лучше молодежь оставить в покое и окружить любовью

Радоваться с радующимися

Слово о мытаре и фарисее

Стань всем для своего ребенка, вдохновляя его на перемены

О великой тайне молодости и жизни

«Доброе утро, Христе мой!»

Настроимся на Божественную частоту

Что бывает, когда из жизни удаляют Христа

«Если бы тебя слышал Платон…»

«Ты хочешь выключить Свет миру?»

Наша душа нуждается… в боли

Измени свой взгляд на жизнь

Попробуй любить врагов — и будешь спать спокойно ночью

Чемоданчик, полный благодарностей

Мы замкнулись и закостенели

Воспой гласом радости

Книгу можно приобрести:

  • в отделе оптовых продаж Сретенского монастыря (г. Москва, ул. Самокатная, д. 3/8, стр. 15, тел.: +7 (495) 628-82-10, +7 (495) 621-86-40)
  • в магазине Сретенского монастыря (г. Москва, ул. Большая Лубянка д.17, тел.: +7 (495) 150-19-09)
  • в интернет-магазине «Сретение» с доставкой по России и странам ЕАЭС.

Почему архимандрит Андрей (Конанос) стал «простым гражданином мира сего»?

Всемирно известный богослов объявил, что оставляет священнослужение. Как к этому относиться и что послужило возможной причиной такого решения?

24 августа один из самых известных православных проповедников, миссионеров, богословов и духовных писателей, греческий архимандрит Андрей (Конанос) объявил, что оставляет священный сан. Мотивы своего поступка отец Андрей объяснять не стал, ограничившись сообщением в Facebook, что их, мотивов, очень много.

«Сегодня важный день в моей жизни, – написал он. – Что-то очень важное завершается. И начинается что-то новое. Сегодня, 24.08.20, я подал в святую Афинскую архиепископию прошение об увольнении из числа духовенства и снова стал простым гражданином мира сего. Теперь я «просто» Андреас Конанос».

По словам отца Андрея, он уходит из священства, но не разочаровывается ни в вере, ни в своем пройденном пути, и его сущность никогда не изменится – только «форма и внешний вид будут другими».

Отец Андрей – слишком известный человек и священник, чтобы его уход остался незамеченным. Однако реакции на оставление священного сана этим человеком среди православных очень эмоциональны, и часто – диаметрально противоположны. Одни жестко осуждают решение отца Андрея и говорят, что теперь все его книги нужно если не сжечь, то никогда больше не открывать. Другие вопрошают «как дальше жить», если даже такие глубокие и духовные люди оставляют свой крест? Есть и такие, кто, наоборот, восторгается «смелостью» его поступка и высказывают в адрес отца Андрея слова поддержки. Кто-то призывает к молитве за него, а кто-то злорадствует и пишет, что «так и знал», и что его книги всегда «отдавали протестантским душком».

Возникают бесчисленные версии того, почему отец Андрей оставил сан (а судя, по его словам, что он станет «простым гражданином мира сего» – и монашество). Одни пользователи Сети уверены, что тут не обошлось без женщины, кто-то утверждает, что после двадцати лет служения архимандрит Андрей вдруг понял, что священство – «это не его», и что дальше лицемерить он не может. Есть версия и об определенных дисциплинарных причинах. В частности, слова теперь уже бывшего священника о том, что он будет и дальше «писать, говорить и помогать в меру своих слабых сил честно и искренне, но с большей открытостью, широтой и свободой» интерпретировали как указание на ограничение этой самой «широты и свободы» со стороны правящего архиерея Афин (чего на самом деле никогда не было).

Читать еще:  Гонимая община УПЦ оборудовала под храм кладбищенскую часовню

Итак, как же нам, православным христианам, реагировать на оставление сана такими людьми, как отец Андрей? Можно ли верить его книгам и словам после того, как он отказался от священнослужения? И, наконец, что может быть истинной причиной такого поступка?

«Любишь ли Меня паче сих?»

Давайте вспомним, что история христианства – это не столько история праведников, никогда не грешивших, сколько история грешников, ставших святыми. И случаев предательства по отношению ко Христу и к Церкви в этой истории было предостаточно. Например, перед смертными муками Христа, апостол Петр пообещал, что никогда не «соблазнится» о своем Учителе и даже умрет за него: «хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя». Больше того, евангелист Матфей сообщает нам, что «подобное говорили и все ученики» (Мф. 26, 35). То есть, они были уверены, что никогда не оставят Спасителя и пойдут за Ним до конца…

Тайная вечеря. Афон, монастырь Ватопед

Но, как мы знаем, от Христа отвернулись все апостолы. Петр вообще трижды отрекся от Него, а Иуда – предал за 30 серебреников. Случай Иуды – исключительный, потому что он закончил жизнь самоубийством и умер без покаяния. Но, как быть с другими апостолами? Имеем ли мы право осуждать их? Можем ли сказать, что раз все они испугались, разбежались, а потом некоторые и отреклись, то все их предыдущие деяния никакого значения не имеют? Нет.

Во-первых, потому, что человек слаб, а во-вторых, потому, что он всегда может измениться через покаяние. Что, собственно, и произошло с учениками Христа.

Евфимий Зигабен, толкуя Евангелие от Матфея пишет, что своими словами «я никогда не соблазнюсь и не отвергнусь от тебя» апостол Петр выставлял на вид свою веру, «между тем, как должен был бы прибавить: если Ты мне поможешь». Именно поэтому, говорит Зигабен, «мы имеем сильное доказательство того, что и готовность со стороны человека ничего не сделает без соизволения Божия, и соизволение Божие не приносит пользы без готовности со стороны человека. Примерами того и другого служат Петр и Иуда. Не должно поэтому быть небрежными, предоставляя все Богу, ни думать, что своим усердием мы делаем все. Сам Бог не делает всего, чтобы мы не пребывали в лености, но не предоставляет и нам всего, чтобы мы не возгордились».

Другими словами, как только человек возгордится, решит, что своими собственными силами он может чего-то достичь – с ним и случается падение, примером чего может служить апостол Петр. Но это не означает, что проявление слабости ставит человека вне рамок Божьего милосердия – тот же Петр покаялся в грехе предательства и через утвердительный ответ на троекратное вопрошание «любишь ли Меня паче сих» подтвердил свою любовь к Богу.

Поэтому, ни злорадства, ни отчаяния с жестким осуждением по отношению к отцу Андрею быть не должно. Нам не известно, как сложится его дальнейшая жизнь, не знаем мы и того, найдет ли он силы в себе, чтобы через покаяние вернуться к Богу и служению. И хотя мы не можем принять и понять его поступок, хотя и возмущены им, нам все равно надо помнить, что судить его будет и должен только Господь.

Что делать с книгами архимандрита Андрея?

Сжигать их точно не надо. Как и огульно осуждать всю деятельность отца Андрея в качестве священника. Книги, проповеди, интервью, видео – все это, надеемся, еще долго будет приносить пользу желающим воцерковиться и познающим азы православной веры. Да, его поступок принес боль одним и разочарование другим, да, он ставит много вопросов, но…

По словам великого святителя Иоанна Златоуста, даже плохих учителей стоит слушать, потому что они «предлагают не свои заповеди, но Божии, которые Бог открыл в законе чрез Моисея».

Сам Господь подчеркивает, что в случаях, подобным этому, нужно слушать слова учителей, но не поступать по делам их: «Иисус начал говорить народу и ученикам Своим и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи; итак все, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте» (Мф. 23, 1-3). Иоанн Златоуст, объясняя это место из Евангелия, говорит, что Христос «и у развращенных учителей не отнимает должного уважения, подвергая их чрез это тем большему осуждению, а у слушающих Его учение, отнимая всякий предлог к непослушанию; чтобы кто не сказал: я потому стал ленив, что учитель мой худ, Он и отнимает самый повод». По словам великого святителя, даже плохих учителей стоит слушать, потому что они «предлагают не свои заповеди, но Божии, которые Бог открыл в законе чрез Моисея».

Точно так же и с книгами отца Андрея – он, особенно вначале, говорил не от себя, а от Евангелия и святых отцов (позже его позиция несколько изменилась), а значит, в его трудах можно найти много пользы для себя.

Осел и Христос

С другой стороны, случай отца Андрея четко свидетельствует о справедливости слов пророка Давида – «всяк человек ложь». Как и справедливость народной мудрости: «чтобы не разочаровываться, не надо очаровываться».

С точки зрения христианской, это означает, что не надо слишком сильно привязываться к человеку или считать его непогрешимым авторитетом в духовных вопросах. Христианин может и должен искать только Христа и стремиться только к Нему. В свою очередь, священник – это поводырь верующих на пути к Спасителю, а не к самому себе.

Кто-то из современных богословов сказал, что во время Входа Господня в Иерусалим простой народ постилал свои одежды не под ноги осла, а из уважения к Христу. Эта картина имеет символическое значение, в котором «жребя осля», на котором восседал Христос, – это каждый священник, превращающийся в настоящего осла в тот момент, когда думает, что крики «Осанна в вышних!» и одежды на земле – предназначены ему, а не Христу.

И вот, как нам кажется, эту истину отец Андрей забыл. Вокруг его личности возник настоящий культ, сторонники которого воспринимали слова батюшки как слова оракула и просто перестали критически мыслить, очаровываясь его личностью и утрачивая желание стремиться ко Христу. В то же время сам отец Андрей слишком много времени посвящал внешней деятельности, а не тому, чем должен заниматься священник в первую очередь.

«Жребя осля», на котором восседал Христось, – это каждый священник, превращающийся в настоящего осла в тот момент, когда думает, что крики «Осанна в вышних!» и одежды на земле – предназначены ему, а не Христу.

Чем должен заниматься священник?

Греческий богослов и издатель Димитрис Сотиропулос пишет , что в современной церковной среде слишком часто можно наблюдать деление определенной группы священников на три категории.

Первая из них – «звездочки», которые соревнуются, чтобы набрать последователей и достичь славы «больших имен». «Это архимандриты, священники, митрополиты, которые проявляют заметную активность в социальных сетях, произносят громкие речи, иногда громко кричат, иногда постоянно снимают на камеру и выпускают пресс-релизы о своей деятельности».

Вторая – «звезды», то есть те, кто прославился «церковным образом жизни», но стремится подняться еще выше. В эту категорию, по мнению Сотиропулоса, входят страдающие «пророческим вожделением, теориями заговора», и те, кто несет «необузданную чушь». При этом «звезды» любят выставлять множество фотографий со своих богослужений, даже если храмы у них полупустые, главное – «чтобы позы получились удачными».

И, собственно, третья категория – «суперзвезды», к которой Сотиропулос относит и отца Андрея (Конаноса). Это – люди, для которых собирают специальные аудитории, которые занимаются издательской деятельностью и имеют сотни тысяч подписчиков в социальных сетях. «Священники, которые занимаются всем научным, архимандриты, которые получают подозрительно лестные отзывы о своей красоте от мужчин и женщин, монахи Афона, которые приглашаются в рестораны высокой кухни, другие насельники Афона, которые не живут в своих монастырях, а проводят время в разговорах и связях с общественостью, а также митрополиты, которые постоянно появляются на каналах, стремясь занять архиепископский престол».

В связи с этим Сотиропулос призвал священников покинуть социальные сети и сосредоточиться на молитве и богослужении.

Конечно, не со всеми его замечаниями можно согласиться, потому что миссионерская деятельность просто необходима, особенно в наше время и в нашей стране. Точно так же, как необходимо присутствие священнослужителей в социальных сетях. Потому что если их там не будет, то мы просто потеряем молодежь и отдадим информационное поле в распоряжение сектантам и атеистам.

Но в одном он точно прав: эта деятельность не должна нивелировать главное в жизни священника – молитву и личное благочестие. Проблемы в духовной жизни начинаются с оставления молитвенного правила. Пренебрежение своими прямыми обязанностями, неблагоговейное совершение Литургии, недолжная подготовка к ней – все это приводит не только к «выгоранию», а и к потере благодати, что в конечном счете выливается либо в цинизм и безразличие, переходящее в разного рода грехи (пьянство, блуд, желание материального обогащения), либо в оставление священного сана.

Социальная и общественная деятельность священнослужителя не должна нивелировать главное в жизни священника – молитву и личное благочестие.

Поэтому, какой бы не была активной внешняя деятельность священника-миссионера, без внутренней работы, без покаяния, очищения от грехов и молитвы, эта деятельность будет равняться в лучшем случае нулю, а в худшем к ней можно будет применить слова Христа: «кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской» (Мф. 18, 6). Вот об этом нужно помнить всем священникам.

О «радостном христианстве» и священнической рясе

Справедливости ради, нужно сказать, что в последнее время в поведении отца Андрея чувствовались некие настораживающие детали. Он почти полностью отстриг свою некогда роскошную бороду, избегал появляться в монашеском клобуке, а позже – и в монашеских одеждах вообще.

Кроме того, у отца Андрея наблюдался определенный крен в сторону так называемого «радостного христианства». Одна из его книг, выпущенная в России в 2018 году, так и называется «Добрый день, Господи! Книга о радостной вере». В предисловии к ней сказано, что это книга «об освобождении от чувства вины».

Да, никто не спорит, что христианство – это о радости. Но в то же время, быть христианином невозможно без слез покаяния. Христос Свою проповедь начинает не словами о радости, а словами о покаянии. Более того, для христианина подлинная радость – это всегда результат покаяния.

Что же произошло?

Отец Андрей не рассказал о причинах, побудивших его к принятию такого решения. Но, думается, определенные выводы все-таки можно сделать.

Дело в том, что в последних книгах и выступлениях архимандрита Андрея было слишком мало святых отцов и Евангелия, и слишком много мирского и, так сказать, психоаналитического. Как нам кажется, он начал искать ответы на злободневные вопросы повседневности не в творениях отцов Церкви и не в Священном Писании, а трудах Брайана Трейси, Энтони Роббинса, Дипака Чопры и других современных «мотиваторов» и деятелей self — made культуры. И вот, на каком-то этапе они стали для него важнее, чем Апостол Матфей, Авва Дорофей и Иоанн Лествичник. В конечном итоге, по мнению журналиста Михаила Тюренкова, отец Андрей (Конанос) «пополнил ряды задорных и нарочито молодящихся хипстерствующих расстриг-психокоучей, число которых, увы, растёт и за счёт русских монахов».

Довольно часто из уст некоторых священников и монахов можно услышать слова о том, что Евангелие – устарело и не отвечает на современные вопросы. Более того, они считают, что Слово Божие прямо противоречит нашим взглядам и должно быть подвергнуто существенной редакции и обработке. И речь не только о позиции Библии по отношению к блуду или гомосексуализму, речь о многом другом, чего современный человек не хочет или не может принять.

В этом ряду и то самое покаяние, которое в современной психоаналитической литературе почему-то называется «чувством вины», от которого надо непременно избавиться, и неуступчивость Церкви по отношению к посту, и неприятие современных цифровых средств контроля над человеком. Церковь все более и более становится неудобной, а раз так, – то и ненужной. Случай архимандрита Андрея только подтверждает тот факт, что мы с вами живем в век всеобщей апостасии, то есть, отступления. Именно поэтому нам, как никогда, стоит помнить слова Евфимия Зигабена: «Будем же и мы всегда повиноваться Богу и не будем противиться, если даже покажется, что слова Его не согласуются с нашими мыслями и взглядами. Слово Его должно быть важнее наших понятий и взглядов».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector