0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Архимандрит Андрей (Конанос) о спорах ради любви

Православная Жизнь

Однажды святой Макарий пришел в келью одного монаха-старца, который жил отшельником далеко в пустыне, и спросил его:

– Как дела, батюшка?

– У меня всё хорошо. Спасибо, что пришел, отец Макарий.

– Ты что-нибудь хочешь? Могу ли я что-то сделать для тебя? Скажи мне! Попроси у меня что-нибудь!

– Что попросить у тебя? – стесняясь, ответил отшельник.

– Скажи мне, что хочешь, чтобы я сделал для тебя?

– Ничего не хочу. Я живу здесь, в пустыне, в течение многих лет.

– Ну, скажи, что ты хочешь? Скажи, батюшка!

– Ну, я хотел бы съесть кунжутный козинак. Я люблю кунжутные козинаки. Но это я просто так сказал, потому что ты меня об этом спросил. Я ничего не хочу. Просто как-нибудь в другой раз принеси мне козинаки.

Святой Макарий сказал ему:

– Подожди немножко, я сейчас вернусь!

И святой Макарий вышел из его кельи и отправился в путь – в ближайшую деревню, которая недалеко находилась, чтобы купить кунжутные козинаки. Через какое-то время он вернулся к старцу и сказал:

– Вот, батюшка, я тебе принес козинаки. Возьми!

Старец ответил ему:

– Ну, что ты сделал, отче! Я ведь это просто так сказал…

– Ну и что, если «просто так»?!

Человек просто так сказал, но разве я могу это так оставить! Раз он это сказал, почему бы мне не доставить человеку радость?

Вы понимаете? Это не теория! А дела! Конкретные дела. Математика. Один плюс один равняется двум. Здесь нет места для теорий. И нет места для аллегорий и символизма… Здесь нет ничего символического. Святой Макарий сделал самое необходимое. Он ушел, вернулся и принес кунжутные козинаки.

Мог ли после этого старец не умилиться? Мог ли он затем не испытать чувство благодарности и любви к Макарию? А потом не сказать: «Я действительно увидел христианина! Вот он — христианин!»

А что бы я сказал старцу? Я бы ему сказал:

— А-а, Вы любите кунжутные козинаки? Ну ладно, когда я в следующий раз приду и, если найду в каком-нибудь магазине, то я Вам их принесу. И ведь еще неизвестно, приду ли я снова к нему, потому что это же надо далеко ходить, три часа искать кунжутные козинаки. Так ведь?

О другом святом говорят, что однажды он испек несколько булок хлеба. От теплого хлеба очень вкусно пахло, и он решил передать через кого-нибудь, чтобы его духовный брат пришел и забрал этот хлеб. Но он сказал себе: «Ну, зачем я буду через других людей передавать, чтобы пришел он и взял у меня хлеб? Пойду и сам ему отнесу! Зачем утруждать других людей?».

Когда этот святой нес брату хлеб, то по дороге он споткнулся о камень и разбил ногу до крови. В этот момент появился Ангел Господень и сказал ему:

– Знай, что то дело, которое ты делаешь ради любви к своему брату, является христианской любовью. Господь увидел твой поступок. Твой труд не напрасный. Господь зачтет твое доброе дело!

Святой почувствовал огромную радость! Он забыл про боль. Забыл про свою раненую ногу и сказал:

– Если это так, то слава Богу! Я это сделал просто так. И теперь Бог зачтет мою маленькую прогулку!

И продолжил свой путь.

На следующий день он решил пойти к другому отшельнику.

– Пойду и буду проявлять любовь и к другим своим братьям. Буду помогать не словами, а делами.

И когда он пошел отнести хлеб другому отшельнику, то оказалось, что тот уже шел к нему навстречу:

– Почему ты пришел, брат? – спросил у него святой. Я шел бы к тебе в келью, чтобы принести тебе хлеба! Надо было тебе позволить мне окончить моё дело!

Но отшельник ответил:

– Прости меня, брат, но разве райские двери открыты только для тебя? Не можем ли мы оба войти в рай? Ты сделал полдела. Позволь мне сделать вторую половину твоего дела. Давай оба потрудимся и получим Божью награду.

– Нет. Тебе надо было сидеть в келье и отдыхать. Я должен был прийти к тебе и застать тебя там!

– Ну, о чем ты сейчас говоришь? Должен он был…

И они начали об этом спорить, но появился Ангел Господень и сказал им:

– Эти разногласия и спор являются благоуханием для Бога. Они поднимаются, как ладан, к Богу. Это единственные споры, которые угодны Богу.

Такие споры – это споры ради любви! Споришь потому, что любишь. Представьте себе, если бы один из них сказал:

– Ты должен был сесть, потому что устал!

– Ну, о чем ты говоришь! Это ты должен был отдохнуть!

Что-то в этом роде.

Спорили ли Вы когда-нибудь ради любви? Спорили ли когда-нибудь со своей женой (или мужем), потому что она хочет посмотреть по телевизору фильм, а вы другой, и говорили ли вы:

— Ну, о чем ты сейчас говоришь, любовь моя! Разумеется, мы будем смотреть твой любимый фильм. Я уже столько раз смотрел свой любимый фильм. Прости, я забыл, что начинается фильм, который тебе нравится. Давай посмотрим!

Делал ли Вы это когда-нибудь? Или каждый смотрит по телевизору то, что ему нравится, и говорит:

– Который час? Переключи канал, началась телепередача, которую я хочу посмотреть.

То, что ты хочешь посмотреть. А почему не то, что я хочу посмотреть? Почему по телевизору будем смотреть только то, что ты хочешь? Я хочу посмотреть какую-нибудь другую телепередачу. Очень хочу. И говорят: «Решаем так: необходимо купить еще один телевизор. И один телевизор будет твоим, а второй мой. И каждый будет смотреть то, что захочет». Говоря другими словами, будет по-твоему и по-моему. И никто никогда не принесет себя в жертву ради другого человека.

Представьте себе, супруги ругаются и говорят:

– Где мы проведем отпуск?

– Там, где ты хочешь, любовь моя, в твоей деревне! А то постоянно мы ездим в мое село. Давай проведаем наш отпуск у твоих родителей.

А жена возражает:

– Ну, о чем ты сейчас говоришь! Мы не можем позволить себе не увидеться с твоей мамой! Поехали к твоим родителям!

И они спорят. Что Ангел сказал? «Ваш спор поднимается, как ладан, к Богу. Как жертва. Как духовное благоухание». Где сегодня эти споры?

Такие споры — это нечто прекрасное.

Я приехал в одну маленькую церквушку; там был пожилой священник, должен был вести службу. Но так как пригласили и меня служить и проповедовать, он сказал мне:

– Батюшка, ты будешь служить.

Это повторил и местный настоятель храма: «Я не буду вести службу, а ты. Я буду находиться рядом с тобой».

Представьте себе. Он согласился. Я ответил ему:

– Нет проблем, когда наступит время, я произнесу проповедь, а сейчас вы встаньте перед Святым Престолом.

И я несколько раз во время богослужения просил его присесть, он садился на стул, чтобы немного передохнуть, но не хотел садиться. А когда закончилась Божественная литургия, он выразил такую неописуемую радость и сказал мне:

– Батюшка, очень рад, что мы вместе служили!

Я почувствовал, что он это сказал искренно, честно и не подумал про себя: «Я рад, но все же ты приехал к нам и строил из себя умника, хотя ты моложе нас». Нет! Он проявил настоящую любовь. И я сказал себе: «Боже мой, когда я достигну его возраста, смогу ли сохранить такую чистую любовь, чтобы принести себя в жертву более молодому священнику? И чтобы меня не беспокоило то, что я потеряю свою очередь при совершении богослужений, свое духовное первенство и свою духовную власть». Потому что и там существует классификация. Вы понимаете, что я имею в виду? Существует определенный порядок. Кто-то, кто это понимает, сейчас может сказать:

Читать еще:  Неудобные вопросы об иконописи — беседа двух иконописцев

– Таков порядок Церкви!

Ну да, таков порядок Церкви. Но иногда и любовь, хотя и в порядке исключения, может подразумевать что-то другое. Не так ли? Выражаясь иными словами, если старец Порфирий был бы в церкви, где я служу, и, скажем, я был бы старший по духовному званию, то в действительности должен был бы сказать ему:

– Батюшка, будь рядом со мной, потому что я старший в чине!

Любовь сказала бы моими устами:

– Отче, Вы идите сюда!

А он ответил бы мне:

– Нет, ты останься служить.

И мы бы поспорили. Это то, о чем говорил Ангел. Такие споры являются самыми приятными Богу. Чтобы поспорить ради христианской любви. Но не ради эгоизма, а из-за жертвенного расположения.

Где сейчас мы можем это увидеть? Бывает ли у нас такое? Я не знаю, бывает ли. Те, кто так живет, являются блаженными.

А ещё сейчас я расскажу о святом Серапионе Сендорите. Его звали сендоритом, потому что он носил только одну простынь (с греческого σεντόνι — простынь, одеяло). Почему имел только одну простынь? Потому что всё остальное: одеяла, деньги и свои вещи — он раздал людям. Он ничего не хотел иметь. Ничего своего. Не хотел иметь свое имущество. Ни комнаты. Ни дома. Ничего. Имел только одну простынь, которая закрывала его тело. Почему? Потому что он настолько сильно любил людей, что ничего себе не оставил. Всё для других людей. И дошло до того, что из-за огромной любви он продал себя нуждающимся людям, чтобы помочь им. Например, святой говорит какому-нибудь своему другу:

– Иди, продай меня в этот дом.

И друг шел и продавал святого в рабство. И оставался он в этом доме два-три года. Там были проблемы, ссоры, разводы. А он своей добротой изменял умы и сердца людей. Делал их добрее. А другие говорили:

– Но как ты сделал нас такими? Ты не раб. Мы должны были тебя сделать нашим учителем. Ты духовный человек. У тебя есть любовь. Твоя любовь как у Христа.

И знаешь ли ты, что написано в его житии? Сначала он не говорил о Христе; мало говорил. Но его огромная любовь заставляла людей задуматься. И сказать:

– Ну, дитя мое, ты поступаешь как Христос!

Представьте себе! Кто-то вам такое говорил?

И когда помирил их, то говорил:

– Нет, нет, это не я, я этого не достоин. Вот теперь, когда вы стали понимать друг друга, когда вы возлюбили друг друга, когда вы помирились, я ухожу. Вот деньги, за которые вы купили меня, возьмите их, потому что они ваши!

Посмотри, он вернул им деньги, за которые они купили его! И он говорил:

– Нет-нет! Возьмите эти деньги, возьмите их!

Он ушел, чтобы снова найти своего друга и сказать ему:

– Теперь продай меня в этот дом!

– Потому что там есть еретик, которому я хочу помочь понять некоторые вещи и чтобы он вернулся к истинной вере.

И два или три года он обитал в доме еретика. Он спас и его. И ему помог. Затем продал себя в другой дом. И так всю жизнь…

архимандрит Андрей (Конанос)

Перевод с болгарского — магистр богословия Виталий Чеботар

«Я в тюрьме, как ты еще не перестал со мной общаться». Архимандрит Андрей (Конанос) — о любви и праве на ошибку

Архимандрит Андрей (Конанос)

Большинство мыслей порождает наше страстное «я». Я омрачен грехом — и так же мрачно смотрю на людей вокруг. Если же мое сердце очистится и наполнится любовью, то и на людей я буду смотреть с любовью — как Христос.

Помните, что Он сказал жене-грешнице? «Прощаются тебе грехи твои, потому что возлюбила много». Эта женщина жила во грехе, но за грехом у нее скрывалось желание любви. И Господь увидел в ней эту любовь. Люди хотели побить ее камнями, но Он остановил их, сказав: «Кто из вас без греха, пусть первым бросит в нее камень». И никто не стал этого делать, потому что безгрешных не было.

Вот как поступает Христос — Он находит добро. Когда любишь человека, то ищешь в нем только хорошее, и жизнь становится прекрасной.

Виноваты все — дети, муж и кошка

Так и с детьми — перестаньте их ругать, перестаньте мучить. Как сказал мне один мальчик: «Батюшка, моя мама вообще видит во мне хоть что-то хорошее? Пожалуйста, поговорите с ней! Вас она послушает! А я что ни сделаю — все плохо!»

Когда любишь, все видишь в розовом цвете. А если постоянно нервничать, если есть проблемы с психикой, гормонами, финансовые трудности — то все у нас оказываются кругом виноваты. Дети виноваты, муж виноват, жена виновата, кошка, погода…

Потому и сказал апостол, что любовь все покрывает. Она изменяет мир вокруг, раскрашивая его волшебными красками.

Разве наша жизнь не становится лучше, когда в ней появляется любовь? Тем более что, представ пред Господом, мы услышим от Него всего один вопрос — о любви.

Помню, меня поразило это место в Евангелии. На Страшном Суде Господь спросит каждого из нас: любили ли мы ближних, сколько раз являли свою любовь. Представим свой ответ: «Я, Господи, 27 раз был на Святой земле, 42 раза — на Афоне, и один раз даже в Россию ездил по святым местам…» — «Это — ничто», — скажут нам в ответ. «Но, Господи, я окормлялся у таких старцев. » — «И это — ничто». — «Я постился до изнеможения!» — «И это — ничто. Ты любил? Есть в тебе любовь? Ты прощал? Тогда иди в рай». — «Господи, но я такой грешник, столько всего натворил…» — «Да, но ты покаялся, с любовью, со слезами, и стал другим человеком. Иди к Богу!»

Поэтому будем очень внимательно относиться к своим мыслям и поступкам.

Ко мне ходит молодой человек, который курит. Его мать однажды даже обвинила меня в этом.

— Батюшка, — сказала она, — вы уже столько лет его духовник, и никак не помогли ему бросить курить!

— Я его духовник несколько лет. А ты — его мать уже 30 лет. Что ты сделала для того, чтобы он бросил курить? А если мы сейчас начнем обвинять друг друга, то в итоге обвиним и Бога!

Помню, еще я сказал ей:

— У человека может быть хоть немного свободы? Спросить бы для начала, хочет он бросить курить или нет! Знаешь, твой сын в принципе — очень хороший человек. Фактически у него есть всего один недостаток. Это не значит, что на исповеди я буду хвалить его за курение, но и принуждать к отказу не могу. Он не бросит курить, если я попрошу его об этом. Сам я не курю, так что не думай, будто мы вместе украдкой этим занимаемся. Нет. Но я знаю, что у твоего сына — богатый внутренний мир, и если он пристрастился к сигаретам, тут должна быть какая-то причина. И когда эта причина исчезнет, он больше не захочет курить.

Я знаю курильщиков, которые, приезжая на Афон, не курят по три, четыре дня. При этом они абсолютно спокойно обходятся без сигарет, никакой ломки у них нет — потому что вместо никотина их насыщает любовь Божия. Ничто их не беспокоит — жена, дети, теща далеко, никто не ругается, — вот и не хочется курить. А вернувшись на материк, эти люди тут же бегут за сигаретами.

Ко мне в Афины приехал как-то один человек. Мы сидели, разговаривали, и он все поглядывал в сторону балкона — ему явно хотелось курить. В какой-то момент он спросил меня:

— Батюшка, вы же священник — можно курить в вашем доме?

— Нет, прошу тебя, не кури здесь. Меня тошнит от дыма. Выйди на балкон!

Читать еще:  Секта и личность: психологические механизмы влияния

Бедняга выскочил на балкон как ошпаренный — так ему хотелось курить. А я подумал: если бы наш разговор принес ему умиротворение, ему бы не захотелось курить. Но, к сожалению, захотелось.

Мне очень нравится простая истина о том, что сначала нужно изменить себя, а уже потом — других. Не смиренно кивать головой, а выйдя из зала, приниматься воспитывать ближних — нет. Слушать и смотреть за собой. А придет час, и ближние сами изменятся — в час, определенный Богом.

Безответная любовь — тоже счастье

Один человек как-то возразил мне на эти слова: «Я уже любил. Больше не хочу. Сколько раз я испытывал это чувство — и всегда в ответ мне делали больно». Да, это грустно. «Я любил, а меня предали». Включите радио — все песни на эту тему.

Но любовь сама по себе — это жизнь и счастье. Проблемы начинаются, когда мы начинаем ждать ответной любви. Здесь — источник страданий. То есть когда я просто люблю, то непременно радуюсь. Если же я люблю, но при этом хочу, чтобы и меня любили, то, не получая ответной любви, начинаю страдать.

А ведь настоящая любовь — это когда совершенно неважно, любят нас в ответ или нет. Я люблю, потому что хочу жить и быть счастливым. И мне все равно, дашь ли ты мне что-нибудь взамен. Если дашь — буду очень благодарен, ведь я — человек, и мне радостно, когда меня любят. Если не дашь — ничего страшного, я все равно люблю тебя.

В противном случае мы заболеем и зачахнем. Так что будем помнить: человеку, знающему, что такое любовь Божия, не важна человеческая благодарность. Если она есть — хорошо. Если нет — тоже хорошо, и никакой боли, никаких страданий. Вот почему святые подвижники никогда не ждали благодарности от людей.

Сократ, если его ругали, говорил: «Когда меня нет, говори про меня, что хочешь, раздавая тумаки». А мы расстраиваемся, услышав замечание в свой адрес.

Любовь — это путь, дорога. Не знаю, в какой части этого пути находитесь вы, может быть, в начале, может быть, в середине или дошли уже до конца. Но в любом случае вспомним слова, которые говорит нам Господь в Откровении: «Я — Альфа и Омега, Начало и Конец». Почему Альфа и Омега? Начало и конец? Потому что начало и конец греческого слова Α-Γ-Α-Π-Ω («любить») составляют именно эти буквы — альфа и омега. А Кто нам постоянно говорит о любви? Господь наш Иисус Христос. Это Его слова: «Я люблю тебя!»

В тюрьме праведников нет, но Бог любит всех

Я сейчас веду переписку с тремя заключенными в разных странах. С двумя из них я познакомился недавно, а один — мой старый друг. Это очень нелегкое испытание — когда человек занимает высокий пост, а затем, после разных криминальных историй, оказывается за решеткой. И я прошу Господа помочь ему почувствовать Его любовь.

Когда этого человека привезли в тюрьму (он сидит не у нас, а за рубежом), ему сразу сказали: «С собой вам ничего нельзя: ни одежды, ни белья, ни книг, ни дисков — ничего. Мы вам все дадим». А за несколько дней до того, как оказаться в тюрьме, он встретился со мной, и мы поужинали в дорогом ресторане. Помню, он тогда сказал мне, что это его последний ужин на свободе.

И уже из тюрьмы он написал, что в камере их 60 человек, нет кондиционера и очень жарко. На всех — три компьютера, и нужно занимать очередь, чтобы написать письмо. Можете себе представить — человек, у которого совсем недавно был свой кабинет, машина, деньги, влияние, теперь должен ждать очереди, чтобы отправить письмо по электронной почте! Бритый, похудевший на шесть килограмм за три недели из-за тюремной еды, которую на свободе и кошки не едят, он пишет: «Если можешь, пришли мне какую-нибудь книгу, но не в твердой обложке, потому что здесь это запрещено. И пиши мне, пожалуйста, иногда».

Я подумал: «Господи, помоги этому человеку понять, что Ты любишь его!» На нем теперь клеймо — он в тюрьме. В тюрьму ведь не сажают праведников. Где-то, значит, ты ошибся. Но никто не знает, что у тебя на сердце. И никто не знает, почему ты оступился. В своем письме, где в заголовке ключевыми словами стояло: «одинокий» и «незаметный», — он писал: «Здесь меня никто не знает, я тут единственный грек. Кругом одни иностранцы, я абсолютно один».

Я ответил ему: «Прошу тебя, попытайся почувствовать, что Бог любит тебя. Он никогда не оттолкнет и не осудит». А он в ответ: «Я и тебе-то удивляюсь — как ты еще не перестал со мной общаться!» Но ведь я священник. Я должен говорить с человеком о Боге, Который есть любовь, а не бросать его. «И все три года, что я буду сидеть здесь, ты не перестанешь со мной общаться?»

Три года он будет находиться в тюрьме, но мы уже договорились о встрече. «Когда ты выйдешь, — написал ему я, — мы пойдем с тобой в этот же ресторан и поужинаем на славу, как тогда». Попытался поднять ему настроение, в общем. Что я мог ему еще написать? Мне и самому больно наблюдать все это. Понимаете?

Господь любит и тех Своих созданий, кто сидит в тюрьме — грешников, преступников. Он любит твоего мужа, твою жену, детей — всех людей. Попробуем и мы почувствовать такую любовь.

Держитесь за любовь. Чтобы после нашей смерти люди помнили о нас именно это. Никому не будет дела до наших миллионов, огромных квартир, дорогих машин и загородных дворцов. И нам — какой прок от всего этого на том свете? Пусть о нас лучше говорят: «Хороший он был человек! Любил Бога, любил людей. Такие люди попадают в рай».

Ахилла

Главное Меню
  • Новости
  • Мысли
    • Колонка редактора
    • Блоги
    • Комментарии
    • Нам пишут
    • Вопросы и ответы
  • Истории
    • Культура
    • Религия
    • Проза
    • Общество
    • Мониторинг СМИ
  • Проекты
  • Авторы
  • Наши книги
  • Контакты
  • О нас
  • Поддержать
  • Главная
  • МыслиКолонка редактора
  • «С глаз долой — из сердца вон»: российские православные о бывшем архимандрите Андреасе Конаносе

«С глаз долой — из сердца вон»: российские православные о бывшем архимандрите Андреасе Конаносе

26 августа 2020 Ксения Волянская

Популярный в России греческий проповедник архимандрит Андреас Конанос сообщил о том, что уходит из клира и становится мирским человеком. На эту новость последовало множество реакций от известных и простых православных — увы, реакция эта предсказуема, как подергивание коленки от удара молоточком, и очередной раз являет миру глубину братской любви в православной среде, глубину, в которой так легко захлебнуться. Эта реакция опирается на цитату из первого послания Иоанна — «они вышли от нас потому, что не были наши», а в современном православном мировоззрении отлично отображена в одном из комментариев под обсуждением новости о Конаносе:

«С глаз долой — из сердца вон. Христос с грешниками ведь точно так делает. А нам, христианам, с Него пример брать».

Но в этот раз очень показательной стала разница реакций на сложение сана священником от православных Греции и России. Сейчас комментарии на странице Конаноса в ФБ закрыты, но доступны для чтения. И несмотря на несовершенство автоперевода, чтение это очень поучительное. Интонация большей части комментариев оказалась крайне шокирующей для наших мрачных ревнителей. Бывшего отца Андрея не обзывают иудой, не пророчат сдохнуть под забором, не говорят, что он опозорил Церковь. Да, многие сожалеют, но интонация этого сожаления у большинства комментаторов не покровительственно-снисходительная, как у российских православных, а дружеская, вкупе с сожалением люди выражают благодарность и поддержку. Благодарят за то, что помог прийти к Богу, что его книги и беседы поддержали в трудные времена.

Некоторые цитаты из комментариев в фейсбуке бывшего архимандрита (простите за автоперевод):

«Я буду любить тебя, я буду сопровождать тебя молитвой… жить в мире со светом, с радостью… спасибо за все драгоценное, что ты мне подарил…»

«Ты всегда будешь священником наших сердец. »

«Ты Отец наших сердец! Ряса не делает священника, только твоя любовь и щедрость… Всегда будьте благословлены, мы вас очень любим!»

Читать еще:  Церковь просит соотечественников помочь вернуть в Россию колокола Данилова монастыря

«Не оставляет ощущение, что те, кто сегодня аплодируют „честности и смелости“ священника, снявшего рясу и бодро об этом рассказавшего, — завтра от души похлопают тому, кто плюнет в Распятие. „Молодец! Как честно, как смело, как искренне!“» — возмущается блогер Дарья Сивашенкова.

«Как это понять? Каким же страшным, тотальным должно быть размывание границ между истиной и заблуждением, между обязательным и непозволительным, между верностью и отступлением, чтобы люди, верующие во Христа, восторгались отказом от обетов, данных Ему, и от служения, благословленного Им?» — недоумевает игумен Нектарий (Морозов).

Но переживать не стоит, ведь Греция далеко, а наши кроткие, как голуби, служители любви держатся скреп и опор. Нельзя сказать, чтобы не было добрых комментариев, они есть, и мы их сегодня процитируем, но они выглядят единичными светлячками в темной пещере.

Реакции ревнителей трех видов. Самые забавные комментаторы в соцсетях — это благочестивые «нечитатели»:

«Удивительное дело, но сколько раз ни попадались мне его книги словно какой-то внутренний голос говорил — не покупай, не читай. И шел себе к полкам с Афанасием, Василием и другими великими».

«Две книжки когда-то купила — поддалась на громкую рекламу на православной выставке. А дома полистала спокойно — и унесла в храм, мало ли, может и надо кому…»

«Так по его книгам уже все было видно, что это для него все просто попса. Этим душу не напитаешь. И сам оказался нагим. Книги в топку».

«То-то меня никогда не тянуло к его проповедям и как-то он меня не интересовал. Не чувствовал этого. Видимо, не зря».

(Напомним, что популярность статей Конаноса была огромной не только на православных выставках — его постоянно публиковал не только «либеральный» Правмир, но и самый крупный официально-консервативный сайт «Православие.ру».)

Другим хочется посочувствовать бывшему архимандриту. (Вижу в них себя много лет назад, когда вдруг узнаешь, что обаятельный иеромонах, толкавший обличительные проповеди, расстригся и женился на певчей — когнитивный диссонанс, разрыв шаблона, тоска.)

«И вот что нам теперь делать? Читать только отцов церкви первых веков? Я его столько раз рекомендовала ищущим новоначальным. И стольким он дал ответы… как же так?» — грустно недоумевает ведущая программы «Семейные истории» Тутта Ларсон.

«Очень это событие пугает, озадачивает нас, таких слабых в вере…»

«Такое ощущение, что оборвалось что-то внутри. Невозможно это осознать. Он играл в моей жизни очень особенную роль. И заменить его некем».

«Он, видимо, впал в прелесть… а как иначе объяснить… оставил поле боя».

Когнитивный диссонанс вызывает не только грусть, но и злость: как посмел не соответствовать моим ожиданиям?

«У меня две полки его книг! Нужно объясниться!»

«Это или прелесть, или бесовское наваждение! Лукавый поймал. Миссионер, и вот так? Сколько он к вере привел? А сколько потеряет веру, узнав о его поступке? Страшно».

«Как взрослый человек мог нанести такой удар по Церкви и подвергнуть такому соблазну своих почитателей?! Мне просто тошно! Тошно от того, что каждый, кому не лень, вытирает ноги о Церковь! Зачем надо было делать из своего ухода сверхновость?! Зачем?! Как будто бы Церковь — это какой-то кисель. До свидания, я пошел в светлое будущее. Не „братья, я пал, простите меня“, а новый этап. Что это?»

«В этом уходе нет ничего удивительного, яд гуманизма проникает в души церковных людей, не исключая и священников. Увы, книги А. Конаноса пропитаны этим ядом. Без страха Божия, дисциплины, аскетики на одной любви, искренности, радости и т.п. благостных фантазиях о самом себе человеку не устоять, потому второе без первое лишь самообман».

Некоторые в связи с книгами греческого проповедника вспоминают и книги главреда «Ахиллы».

Некий сотрудник Карагандинской епархии Александр Адоменас:

«Недавно из лавки реквизировал Плужникова (два года продавался, я и внимания не обращал), теперь походу и Конанаса придется изымать».

книги бывшего священника Алексея Плужникова до сих пор продаются в лавках российских приходов и монастырей

Собратья-ревнители радуются — а я предупреждал, из этого розового либерального богословия ничего хорошего не выйдет, я всегда знал, что плохо кончит!

Игумен Афанасий (Селичев) на своей странице в фейсбуке:

«История с отречением известного сладкоречивого архимандрита явственно показывает, что множество очарованных им дамочек (обоих полов) не понимают, что никакие красивые слова, никакие „умные“ книги, никакое „богословие“ не перевесят на Страшном Суде акта отречения от Христа.

И не нужно говорить, что он „только сан снял, а от Христа не отрекался“! В мире нет выше служения, чем священническое предстояние Престолу Божию, чем совершение Бескровной Жертвы! Отречься от этого (ради чего угодно!) может только человек с сожженной совестью».

Иные не стесняются того, что ценили проповеднический дар Конаноса, но уверены в гибельности его выбора:

Иеромонах Аверкий (Белов) в фейсбуке:

«Батюшка Андрей, отзови эту абсурдную бумагу! Архиепископ афинский Иероним, отговори его высокопреподобие патера Андреаса, златые уста Элладской Церкви, от превращения в мирянина Андрюху!

(..) Критики обвиняют Конаноса в излишней аполитичности, психологизме, „розовом“ христианстве. Я сам весь „неправильный“, поэтому не могу судить здраво. Но мне очень нравилась деятельность этого афинского батюшки (уже прячусь от камней строгих аналитиков за такое мое мнение).

(..) Что случилось с отцом Андреем?

Что будет с ним дальше? Есть радостное и страшное слово „бывший“. Радость или страх приходят от того существительного, с которым оно соединено. Радостно быть бывшим разбойником, бывшим атеистом, бывшим блудником. Страшно быть бывшим священником, бывшим другом, бывшим христианином».

Некоторые рискуют высказывать мысль, что служить Богу можно не только в священном сане, хотя убеждены, что он несмываем, как родимое пятно.

Архимандрит Аввакум (Давиденко):

«Андрею Конаносу, как и многим ушедшим священникам говорю… будьте стоически мужественны и тверды! Жить и Богу продолжать служить! Священство не снимается и не смывается. Сильный священник найдет пути священнодействия, пусть даже в иных формах, иных модификациях, иных измерениях. Существуют десятки способов благовестия Светоносного Евангелия, помимо узко утилитарного — в парчевых ризах, митрах, кадила и кропила. Сказать кому-то доброе слово, поддержать, умиротворить, успокоить, утешить, сообщить правду, раскрыть глаза на происходящее — это уже и есть высшее и великое священнодействие… итак, желаю отцу дальнейшего служения священника Бога Всевышнего, пусть даже в качестве богослова, психолога, культуролога и философа… не уставайте, дерзайте и продолжайте путь сеяния доброго, разумного и вечного».

А вот и комментарии, вызвавшие раздражение у правильных православных. (Заметим, что их раздражение не вызывают проклятия в адрес бывших, сладострастное обсуждение их личной жизни и всяческие набрасывания кое-чего на вентилятор, а вот от выражений поддержки и добрых пожеланий прям корежит.)

«Мне кажется, нормальная христианская реакция — это пожелать человеку всех благ и помощи Божьей».

«Это тайна Божия. Нечего и обсуждать. Остался христианином, остался в Боге. Не он первый, похоже, и не последний. Дай Бог ему новой счастливой жизни. Человеком быть не перестал. Просто пожелайте ему добра. Он это заслужил».

«Как так, оставил священный сан, Господь же призвал… И с каких пор Господь стал рабом своих призваний? И хочет ли Он такого рабства для человека?»

«Какой огромной храбрости и честности человек! Это потрясающе. И этим он поддержит тех, кто никак не решится быть верным своей правде».

«У о. Андрея редкая интонация старшего мудрого брата, и он радостный, уже просто слушать его на греческом приносит чувство „все будет хорошо, все в надежных руках!“ Пусть и у него все будет хорошо, спасибо ему!»

«Грустно и больно за отца архимандрита, но, читая комментарии „православных“ братьев и сестер, становится страшно за полное отсутствие христианской любви, нет боли за человека, сплошное осуждение».

Что ж, пожелаем и мы бывшему священнику Андрею всех благ на новом пути, надеемся, реакция православных в России не слишком его огорчит — она всего лишь очередной раз заставляет вспомнить бессмертную песню Бориса Гребенщикова «Пришел пить воду». Пусть кто-нибудь переведет ее для Андрея на греческий.

Фото со страницы фейсбука А. Конаноса

Читайте также:

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму:

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector