0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Православная Жизнь

Содержание

Православная Жизнь

О положении Православной Церкви в Эфиопии, а также о традициях, обычаях и особенностях богослужения — профессор Алемнев Азене и священник Андрей Ухтомский (осуществивший перевод статьи проф. А.Азене «Renouveau dans l’Eglise Orthodoxe Tawâhedo d’Ethiopie»// «Irenikon» — 2012 г., №2-3).

«Мы все можем попасть в положение пастора Леонида»: за что баптиста заковали в наручники?

Религиозный скандал в Челнах: по «закону Яровой» священника наказали за обряд крещения. Единоверцы считают, что это «операция устрашения»

Пастор баптистской церкви Челнов, в наручниках доставленный в суд, пытается обжаловать штраф в 20 тысяч. Взыскание на него наложили по иску челнинской полиции из-за массового обряда крещения на Каме. Руководство союза христиан-баптистов называет такие жесткие меры оскорблением чувств верующих; эксперты «БИЗНЕС Online» считают, что правоохранители перегнули палку, а сам пастор считает себя далеко не единственной жертвой «закона Яровой».

Российский союз евангельских христиан-баптистов убежден, что за веру Христову пострадал пастор церкви евангельских христиан-баптистов «Возрождение» Леонид Поворов Фото: vk.com

КАК ЗА КРЕЩЕНИЕМ НА БЕРЕГУ КАМЫ ПОСЛЕДОВАЛА «ОПЕРАЦИЯ УСТРАШЕНИЯ»

В Челнах разгорается очередной религиозный скандал. Российский союз евангельских христиан-баптистов убежден, что за веру Христову пострадал пастор церкви евангельских христиан-баптистов «Возрождение» Леонид Поворов. Набережночелнинский городской суд 23 ноября оштрафовал челнинца на 20 тыс. рублей за обряд крещения в Каме. По данным отдела полиции №3, публичное мероприятие было проведено без уведомления властей. Как следует из материалов административного дела, главный баптист автограда 29 июля этого года провел на реке возле 44-го комплекса обряд крещения, в котором приняли участие около 100 человек. Поворов свою вину не признал. Адвокаты настаивали, что мероприятие носило не публичный, а корпоративный характер, однако суд признал пастора виновным по ч. 2 ст. 20.2 КоАП («Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования»), наложив на него штраф.

По имеющейся у «БИЗНЕС Online» информации, у адвокатов баптиста еще есть время на подачу апелляции, но пока жалоба не подана. Но даже если Поворов успеет это сделать в обозначенный законом 10-дневный срок, судебное заседание, предположительно, назначат уже в будущем году.

На приговор российский союз евангельских христиан-баптистов отреагировал открытым заявлением, размещенным на официальном сайте организации. Коротко упомянув о деталях «события преступления», единоверцы Поворова в столице утверждают, что это была «операция устрашения». Фактически пастора привлекли к административной ответственности за обряд в безлюдном месте, пишут баптисты. Причем накануне суда, 22 ноября, в рамках административного дела Поворова задержали и заключили под стражу с тем, чтобы в наручниках привести в зал судебного заседания. При этом ни ранее, ни в этот день пастор повестки в суд не получал.

Братья-христиане считают, что по смыслу закона обряд крещения не может считаться публичным мероприятием, а применение спецсредств (наручников) допускается в строго определенных законом случаях, под которые действия пастора никак не подпадали. «Подобные действия правоохранительных органов наносят оскорбление всем верующим российского союза евангельских христиан-баптистов. Руководство российского союза евангельских христиан-баптистов оценивает этот случай как посягательство на конституционные права и свободы верующих в нашей стране, что неизбежно влечет дискриминацию по религиозному признаку», — говорится в обращении, подписанном руководством союза — председателем Петром Мицкевичем и первым заместителем Виктором Игнатенковым.

Сама церковь не очень охотно комментирует СМИ эту ситуацию Фото: Анастасия Невская

«нужно отдельно рассматривать разбирательство в отношении обряда и МОЕ задержание в наручниках»

Отметим, что сама церковь не очень охотно комментирует СМИ эту ситуацию. Корреспондент нашего издания связался с заместителем председателя союза христиан-баптистов по Поволжскому округу Александром Мандзюком. Однако он предпочел воздержаться от комментария до окончания судебных разбирательств по делу.

Тогда корреспондент «БИЗНЕС Online» выехала на место, чтобы узнать подробности инцидента, а по возможности застать и самого пастора. Здание церкви евангельских христиан «Возрождение» расположено в 54-м комплексе нового города в одноэтажном пристрое к жилому дому с вентфасадом под позолоту. Однако попасть в этот храм человеку невоцерковленному непросто. В углу над дверью установлена видеокамера, а на входе — домофон.

Дверь корреспонденту открыла доброжелательная пожилая женщина. Узнав, в чем наш интерес, она сообщила, что пастора нет на месте и она не знает, когда он будет. По ее словам, подобных инцидентов ранее не случалось, а обряд крещения проходит на Каме ежегодно. «Насколько я помню, никакого согласования раньше не требовали, может быть, в этом году вышел указ какой», — отозвалась собеседница издания. После этих слов к ней подошла другая пожилая женщина и, услышав разговор, попросила не давать никаких комментариев.

Сам Поворов, которому нам удалось дозвониться, тоже оказался немногословен. «Так как мы планируем дальше обжаловать дело, мы хотим пока воздержаться от комментариев. Тут нужно отдельно рассматривать судебное разбирательство в отношении самого обряда и необходимость моего задержания и содержания в наручниках и под стражей. Потому что судебные заседания сейчас идут во многих церквях по стране на разные темы в связи с „законом Яровой“. И здесь такой резонанс получило именно мое задержание. Но больше я ничего говорить не буду», — коротко сказал Поворов.

Собеседник издания не объяснил связь своего задержания с законопроектами депутата Госдумы Ирины Яровой и сенатора Виктора Озерова, которые были приняты в 2016 году. Напомним, инициатива, ужесточающая наказание за терроризм и экстремизм, также накладывала ограничения на деятельность религиозных организаций. В частности, устанавливается закрытый перечень мест, в которых допускается миссионерская деятельность, а самим миссионерам предписывалось иметь пакет документов, подтверждающих их полномочия, и т. д.

В пресс-службе МВД по РТ нашему корреспонденту сегодня заявили, что решение суда они оставят без комментариев. В исполнительный комитет автограда «БИЗНЕС Online» также отправил запрос, однако ответа на него пока не получено.

Отметим, что церковь «Возрождение» существует в Челнах уже более 20 лет и, судя по странице в соцсети «ВКонтакте», жизнь там бьет ключом. Организуются всевозможные лидерские встречи, проповеди и богослужения, а также молодежные конференции, у церкви даже своя музыкальная группа. Первое крещение челнинских баптистов состоялось 12 января 1992 года в СК «Олимпийский». Обряд приняли 36 человек. Из Украины был приглашен пастор и казанский миссионер Василий Трубчик. Обряд крещения для баптистов является наиважнейшим таинством, так как в основе их вероучения лежит принцип добровольного и сознательного крещения по вере взрослых людей. Крещение младенцев отвергается как несоответствующее требованиям добровольности, сознательности и веры. При этом главное еженедельное богослужение баптисты проводят в воскресенье, именно в этот день и был совершен обряд, вызвавший интерес правоохранительных органов.

«РЕЧЬ О ТОМ, ЧТОБЫ ВЫДАВЛИВАТЬ ВСЕ «НЕСКРЕПОНОСНЫЕ ИДЕОЛОГИИ»

Представители других конфессий охотно прокомментировали громкий инцидент нашему изданию, посчитав его нарушением конституционных прав.

Михаил Тютиков — пастор церкви «Вера и Жизнь» (Казань):

— Эту ситуацию надо разделить на две части. Первая — уведомление властей о проведении массовых мероприятий. Считаю, что такие события, как крещение, богослужения в общественных местах и другие церковные мероприятия вне культовых зданий необходимо согласовывать с администрацией. В данном случае претензия со стороны органов может иметь место.

Вторая часть — доставка священника в суд в наручниках. Я считаю, что это было сделано как устрашение для других служителей протестантских церквей нашей республики. Со стороны пастора Леонида не было сопротивления и отказа ехать в суд. Я не считаю, что это было гонение, но считаю, что власти оставили послание для всех служителей протестантских церквей, что мы все можем попасть в положении пастора Леонида. Я не считаю, что это нарушение конституционных прав, но это может привести к тому, что нас (протестантские церквиприм. ред.) рано или поздно объявят вне закона.

Раис Сулейманов — эксперт института национальной стратегии, религиовед:

— Я считаю, что скорее это чрезмерное исполнение рядовыми сотрудниками полиции своих служебных обязанностей. Баптисты воспринимали это как корпоративное мероприятие, которое не требует согласования. Они предпочитают богослужение устраивать в реке, озере, в открытом месте. Это часть их ритуала. И теперь придется этот ритуал им согласовывать. Недавно произошел аналогичный случай в Дербышках, когда кришнаитов оштрафовали за их песнопения. Сотрудники полиции посчитали, что это религиозное мероприятие, о котором их нужно было поставить в известность. Это точно так же, как и с крестным ходом. О нем тоже предупреждают, тем более он, как правило, сопровождается присутствием сотрудников полиции. Баптисты же впервые с таким столкнулись. Чтобы на будущее подобного не было, конечно, нужно уведомлять во избежание подобных инцидентов. Понятно, что полицейские допустили излишнюю грубость, не нужно было надевать наручники. Получился скандал на пустом месте. Очень неприятная история.

Читать еще:  Могущество маха-мантры

С одной стороны, законодательство сужает возможности для религиозных организаций, нельзя вести какую-то миссионерскую деятельность или ей может заниматься человек, имеющий соответствующую документацию. Это новые реалии, в которых мы живем и к которым нужно привыкать.

Мы, религиоведы, стараемся называть баптистов другим названием — новое религиозное движение. Хотя сами баптисты настаивают на том что как религия они появились в России в конце XIX века. Записывать их в секты все-таки не нужно.

Рустам Батров — бывший заместитель председателя ДУМ РТ:

— Любой закон должен соблюдаться, даже если он несправедлив. И, кажется, эти поправки, которые были приняты и ограничивают религиозные проповеди в России, по своей сути не справедливы. Но закон есть закон, его нужно соблюдать. Здесь речь идет не только о преследовании баптистской церкви, речь идет о том, чтобы выдавливать из информационного поля все «нескрепоносные идеологии», которые не укладываются в представление современных отечественных идеологов. У нас зеленый свет дан традиционным религиям, все остальное подавляется. Но, если такие правила игры приняты, я считаю, что любая организация должна соблюдать закон, но при этом бороться с его несправедливостью. У нас есть много конституционных механизмов, как это можно сделать. Посылать уведомление — это унизительно, но, в принципе, это несложно сделать.

В философском смысле это нарушение конституционных прав. Конституция отражает некий справедливый порядок вещей по крайней мере на момент принятия. В данный момент мы видим, что это идет ей вразрез. Конституция у нас принималась в демократичное время, и очень много правильных вещей в ней заложено. Мы сейчас от этого потихоньку отходим в сторону архаизации общества. И новые поправки направлены на то, чтобы ограничивать те возможности, которые были предоставлены.

Все [крупнейшие] религиозные конфессии смотрят на оставшиеся конфессии как на секты. Но кто будет определять, является это движение сектой или нет? Мы не можем в светском государстве отдавать такие оценки на откуп религиозным конфессиям. Мы даже не можем делить конфессии по этому критерию. Закон 1997 года избежал этого. Когда его принимали, тоже хотели ввести понятие «секта». Но это антинаучное понятие. И в итоге предусмотрели, что, если организация существует меньше 15 лет, ей не дают регистрироваться. По сути, это удар против секты. Но оперировать таким понятием, как «секта», очень опасно. А как предусмотреть развитие, которое появляется в том числе и в религии? Какие-то новые концепции, новые взгляды. Что с этим делать? Тогда мы, получается, замораживаем религиозное поле и делаем его мертвым потому, что мы ничего туда нового не впускаем. Религии нужна конкуренция для того, чтобы сбрасывать с себя ветхие одежды и все время обновляться, отвечать актуальным потребностям современного человека. И пытаться душить якобы сектантские точки зрения, взгляды, вооружаясь при этом законом, — это очень опасно. Это бьет по интеллектуальной конкуренции внутри страны. Стив Джобс или Илон Маск никогда не появятся в обществе, где заморозили любое движение мысли. Когда существует конкуренция идей и борьба мировоззрений, тогда и происходит оттачивание мысли. И на этом поле свободомыслия появляются великие интеллектуалы, которые обеспечивают прорыв в обществе.

Что скрывает церковь баптистов в центре Москвы: от Витсена до Вицина

Анар ГАСИМОВ:

Ровно 130 лет назад в Париже нашлись копии уникального дневника и заметок Николааса Витсена – бургомистра Амстердама и близкого друга Петра I. В 1664-1665 годах он путешествовал по Московии в свите голландского посла Якоба Борейля, вёл подробный дневник, делал заметки, зарисовки зданий и видов Москвы, Новгорода, Пскова. После смерти Витсена в 1717 году, его дневники считались утерянными, пока случайно не нашлись во Франции в 1886 году.

Однако найденные документы Витсена не были доступны общественности ещё 200 лет. Только в середине ХХ века, на основе дневников путешественника, в Гааге была издана книга «Nicolaas Witsen. Moscovische Reyse». С тех пор, вот уже полвека, увлекательные истории Николааса Витсена привлекают внимание читателей не только в России, но и во многих странах мира.

В 1663 году Витсен закончил обучение в Лейденском университете, где изучал правоведение, защитил диссертацию и получил диплом доктора права. Вскоре 23-летнего Николааса включили в состав свиты голландского посла Якоба Борейля, и они отправились в Россию.

Путешествие по Московии продолжалось около года и произвело на Витсена неизгладимое впечатление. Эта поездка во многом определила направление дальнейших исследований любознательного голландца. Он стал учёным, коллекционером, картографом, основоположником научного собирательства раритетов, политическим деятелем.

Средневековая Россия глазами голландца

О Витсене есть много информации, его жизнью и профессиональной деятельностью занимались десятки исследователей и авторов. Судя по документам, в Москве путешественник активно собирал сведения о народах, самобытных культурах, традициях и землях России.

В это трудно поверить, но тот материал, который накопил Витсен за относительно недолгий период пребывания в Московии, хватил ему для создания обширных географических карт и энциклопедии «Северная и Восточная Тартария». При этом Витсен больше не возвращался в Россию, он получал интересующие его сведения из вторых рук через, так называемую, «агентурную сеть».

Накопив нужную информацию, Витсен составил научную карту Тартарии, где впервые показал все владения России в Азии. Её чертёж был выгравирован на медной доске размером 127х116 см. Причем, Витсен не собирался тиражировать и продавать эту карту, о чём написал в Лондонское королевское общество. В 1692 году он издал «Северную и Восточную Тартарию», внушительную книгу на 660 страниц.

Автору книги, видимо, этого показалось мало. В 1705 году Витсен переработал весь материал и издал новую книгу в двух томах – более 1000 страниц. Книга описывала значительно больший регион, чем был представлен на карте, поскольку, помимо Сибири, Монголии, Центральной Азии, в ней рассказывалось о Манчжурии, островах к северу от японского острова Хонсю и Кореи, а также о Персии, Крыме, Кавказе, землях в верхнем и среднем течении Волги и об Урале.

Перевод на русский язык книги «Северная и Восточная Тартария» был впервые издан в 2010 году в амстердамском издательстве Pegasus.

Вечный бургомистр

В 1682 году Витсен был избран бургомистром Амстердама. Эту должность он занимал 24 года, горожане переизбирали Витсена 13 раз, 11 раз он назначался казначеем Амстердама, был депутатом нидерландского парламента. В период работы бургомистром Витсен и познакомился с молодым царём Петром Алексеевичем.

Петр I был заочно знаком с Витсеном, так как прочитал его книгу «Древнее и современное судостроение и судовождение», изданную в Амстердаме. Автор книги широко представил чертежи и рисунки разных судов, часть иллюстраций Витсен скопировал с древнеримских медалей и монет, коллекцию которых собирал многие годы. Книга Витсена очень понравилась Петру Алексеевичу и в знак признательности, он отправил бургомистру Амстердама свой портрет, усыпанный бриллиантами. С тех пор между ними завязалась переписка, Петр I и Николаас становятся друзьями.

В 1697-1698 годах правительство Нидерландов поручает Витсену принять и сопровождать Петра I в Голландии. Для русского царя это была первая поездка за рубеж, до него царствующие особы на Руси никогда не покидали пределов государства. Пётр и в этом оказался первым!

Дружба до гробовой доски

Дружба молодого царя с бургомистром укреплялась, Витсен сопровождал Петра в Гаагу и Утрехт, помогал в отборе голландских специалистов на службу в Россию, знакомил с учёными и врачевателями, демонстрировал свои коллекции – древние монеты, археологические ценности и редкие минералы. Пётр и Николаас вместе принимали зарубежных послов, веселились на праздничных мероприятиях. Витсен оказывал Петру помощь в обучении мореплаванию и навигации, проектировке кораблей.

Бургомистр был настолько расположен и ценил Петра Алексеевича, что преподнес молодому царю роскошный подарок – фрегат «Святое пророчество». Этот корабль был построен в Голландии специально для Петра I по заказу Витсена. При вручении фрегата, на нём был поднят бело-сине-красный триколор. С этого корабля, по сути, и началось формирование российского флота.

Покинув Голландию, Пётр I не терял связь с Витсеном. В течение 20-ти лет они регулярно обменивались дружескими письмами и посылками. Бургомистр умер в августе 1717 года. В это самое время, русский царь находился в Голландии и застал кончину близкого друга, которому был обязан знаниями, приобретенными навыками, профессиональным опытом.

От Витсена до Вицины

Некоторые исследователи истории и журналисты связывают Витсена с Георгием Михайловичем Вициным – знаменитым советским актёром театра и кино. По их неподтвержденной историческими документами версии, комедийный актёр, скончавшийся в 2001 году, являлся потомком бургомистра Амстердама. Однако ничего кроме сходства фамилий, приверженцы гипотезы представить не в состоянии.

Есть и другие интересные версии происхождения фамилии Вицин. Вот, например, якобы далёким предком Георгия Михайловича был некий Винсент – французский солдат, взятый в плен в 1812 году. До сих пор во Владимирской области в селе Небывалое считают, что в их краях, после Отечественной войны с Наполеоном, поселился французский солдат, которого звали Винсент.

Со временем, он выучил русский язык, прижился в селе, отстроил дом и женился на местной девушке. Они родили двух сыновей – Егора и Ивана, а у Егора впоследствии тоже появились два сына – Кузьма и Михаил Вицины. Вот этот Михаил Егорович Вицин и стал отцом Георгия Вицина. Это предание живо среди жителей села Небывалое, они гордятся тем, что корни любимого советского актёра, запомнившегося миллионам зрителей по фильмам Леонида Гайдая, идут из их мест.

Читать еще:  Правительство ФРГ собирается реструктуризовать Исламскую конференцию страны

Что скрывала церковь баптистов?

О Николаасе Витсене неожиданно вспомнили в 2013 году, когда в центре Москвы был обнаружен уникальный артефакт, долгие годы пылившийся в подсобных помещениях баптистской церкви в Малом Трехсвятительском переулке.

Об истории появления каменного медальона, около метра в диаметре, никто не помнил. Он буквально валялся под ногами, некоторые фрагменты от доски частично откололись, но чудом сохранилась дата её появления – 1694 год.

Неизвестно, как бы сложилась судьба этого артефакта, если бы его не заметили специалисты и не сообщили в голландское посольство. В скором времени было установлено, что загадочный артефакт – это старейшая в России мемориальная доска и ряд деталей на ней свидетельствует о человеке, которому она посвящена.

В частности, на медальоне сохранился латинский девиз древнеримского поэта Овидия: Labor Omnia Vincit (Труд всё побеждает). Это изречение использовалось на всех прижизненных изданиях и на надгробии Николааса Витсена – бургомистра Амстердама. Именно он в 1694 году помог маленькой голландской общине в Москве отстроить новую церковь.

С чего всё началось?

Голландская церковь впервые появилась в Москве в 1653 году в Немецкой слободе. Местная голландская община являлась конгрегацией Амстердамского совета реформатских церквей. Тогда церквушку возвели из дерева, через 40 лет она сильно обветшала, на её ремонт и перестройку денег не хватало.

К началу 1690-х годов община направила пастора Шондервурта на поиск и сбор средств в Нидерланды. Обратившись к Николаасу Витсену, пастор сразу получил согласие, бургомистр Амстердама пожертвовал довольно крупную сумму, которая позволила возвести в Москве в 1694 году новую голландскую церковь.

В благодарность главному спонсору, прихожане храма сделали памятную доску с девизом, гербом и инициалами Витсена (N.W.). Медальон обвили лавровым венком, а под ним вырезали надпись «Primium. ad. Senatum. Holl. a. D. D. Ordin. Deputatus. post. D. D. Ord. General. Delegatus» (Сначала депутат господ сословий к Голландскому сенату, затем посланник господ Генеральных Штатов). Памятную доску установили в храме на почетном месте.

В 1812 году, во время большого пожара в Москве, голландская церковь полностью сгорело, как и вся Немецкая слобода. Тогда же сгорела и часовня, где был похоронен Яков Вилимович Брюс – сподвижник и друг Петра I, известный в народе, как колдун Сухаревой башни.

После пожара голландская община перебралась в центр Москвы, в частный дом по Малому Трёхсвятительскому переулку. Памятная доска Витсена уцелела и её перенесли в новое здание. В 1917 году, в период октябрьского переворота и гражданской войны, большая часть голландцев покинула Россию.

Позже здание передали московской Центральной церкви евангельских Христиан-баптистов. Дом периодически перестраивали, делали текущий ремонт, медальон Витсена со стены сняли и перенесли в подсобку. Там он и пылился несколько десятков лет до 2013 года.

Учитывая историческую ценность артефакта и его обветшалое состояние, Государственный научно-исследовательский институт реставрации планирует восстановить мемориальную доску.

Загадки медальона Витсена

Я побывал в церкви евангельских Христиан-баптистов и увидел каменный медальон Витсена. Однако, внимательно ознакомившись с артефактом, я обнаружил некоторые детали, которые вызвали у меня ряд вопросов.

Герб Витсена частично поврежден, а его инициалы (N.W.) на доске вообще отсутствуют, вместо них на медальоне красуется одно крыло птицы, а второе — отколото. Рядом с медальоном повесили информационный лист, на котором можно увидеть иллюстрацию с подписью «Реконструкция мемориальной доски Николаасу Витсену».

На этой реконструкции присутствуют некоторые детали, которые почему-то отсутствуют на оригинальной доске, в частности, две алебарды, расположенные по краям герба.

Почему на доске отсутствуют инициалы Николааса Витсена? Ведь о них упоминается во многих источниках, которые утверждаю, что именно аббревиатура «N.W.» является главным свидетельством принадлежности медальона бургомистру Амстердама.

И почему иллюстрация с реконструкцией доски так сильно отличается от оригинала? Чтобы ответить на эти и другие вопросы, я собираюсь провести журналистское расследование.

Дело саентологов

В 2016 году Минюст потребовал закрыть Саентологическую церковь Москвы. Представители ведомства были против того, что слово «саентология» зарегистрировано как товарный знак: это, по их мнению, нарушало закон о свободе вероисповедания: религию может распространять религиозная организация, а не коммерческое партнерство.

В 2017 году началось и «дело саентологов». Пятерых последователей Рона Хаббарда, включая духовного лидера петербургской Саентологической церкви Ивана Мацицкого, подозревают в создании экстремистского сообщества (ч. 1 ст. 282.1 УК), в возбуждении ненависти или вражды организованной группой (п. «в» ч. 2 ст. 282 УК) и в незаконном предпринимательстве (пп. «а», «б» ч. 2 ст. 171 УК). 18 августа 2020 года суд начал рассматривать дело по существу.

Как сообщала ФСБ, уголовное дело против саентологов возбудили из-за «многомиллионных заработков» на продаже прихожанам просветительских программ. Затем следователи нашли в деятельности церкви экстремизм.

И хотя заработки саентологов не нравятся правоохранительным органам, их организации не признаны нежелательными и не запрещены как террористические или экстремистские.

Церковь была основана Исайей Шембе (ок. 1869–1935) в 1910 году. Крещенный баптистскими миссионерами в 1900 году, Шембе стал странствующим проповедником среди зулу. В 1910 году Шембе, по собственным утверждениям, получил «дар исцеления» и «изгнания бесов» и покинул баптистскую церковь. Основав Назаретскую баптистскую церковь, Шембе оставался её бессменным руководителем вплоть до своей смерти в 1935 году. На могиле Шембе был сооружён мавзолей, а городок его погребения — Экупхакамени (провинция Квазулу-Натал) стал штаб-квартирой организации [2] .

После смерти основателя, лидером группы стал его сын — Йоханнес Галилее Шембе (1904-1975). Смерть Шембе-второго в 1975 году вызвала длительную борьбу за власть в церкви, сопровождающуюся многочисленными расколами. Ныне действующая группа избрала своим руководителем Амоса Шембе (1907-1995), младшего сына Исайи Шембе. Во времена лидерства Амоса в церкви усилились евангельские тенденции; движение приняло форму ортодоксальной христианской деноминации, подчёркивая важную роль Библии и личности Иисуса Христа [3] .

О влиянии церкви говорит тот факт, что на похоронах Амоса Шембе в 1995 году присутствовал президент ЮАР Нельсон Мандела.

Церковь была основана Исайей Шембе (ок. 1869–1935) в 1910 году. Крещенный баптистскими миссионерами в 1900 году, Шембе стал странствующим проповедником среди зулу. В 1910 году Шембе, по собственным утверждениям, получил «дар исцеления» и «изгнания бесов» и покинул баптистскую церковь. Основав Назаретскую баптистскую церковь, Шембе оставался её бессменным руководителем вплоть до своей смерти в 1935 году. На могиле Шембе был сооружён мавзолей, а городок его погребения — Экупхакамени (провинция Квазулу-Натал) стал штаб-квартирой организации [2] .

После смерти основателя, лидером группы стал его сын — Йоханнес Галилее Шембе (1904-1975). Смерть Шембе-второго в 1975 году вызвала длительную борьбу за власть в церкви, сопровождающуюся многочисленными расколами. Ныне действующая группа избрала своим руководителем Амоса Шембе (1907-1995), младшего сына Исайи Шембе. Во времена лидерства Амоса в церкви усилились евангельские тенденции; движение приняло форму ортодоксальной христианской деноминации, подчёркивая важную роль Библии и личности Иисуса Христа [3] .

О влиянии церкви говорит тот факт, что на похоронах Амоса Шембе в 1995 году присутствовал президент ЮАР Нельсон Мандела.

Церковь была основана Исайей Шембе (ок. 1869–1935) в 1910 году. Крещенный баптистскими миссионерами в 1900 году, Шембе стал странствующим проповедником среди зулу. В 1910 году Шембе, по собственным утверждениям, получил «дар исцеления» и «изгнания бесов» и покинул баптистскую церковь. Основав Назаретскую баптистскую церковь, Шембе оставался её бессменным руководителем вплоть до своей смерти в 1935 году. На могиле Шембе был сооружён мавзолей, а городок его погребения — Экупхакамени (провинция Квазулу-Натал) стал штаб-квартирой организации [2] .

После смерти основателя, лидером группы стал его сын — Йоханнес Галилее Шембе (1904-1975). Смерть Шембе-второго в 1975 году вызвала длительную борьбу за власть в церкви, сопровождающуюся многочисленными расколами. Ныне действующая группа избрала своим руководителем Амоса Шембе (1907-1995), младшего сына Исайи Шембе. Во времена лидерства Амоса в церкви усилились евангельские тенденции; движение приняло форму ортодоксальной христианской деноминации, подчёркивая важную роль Библии и личности Иисуса Христа [3] .

О влиянии церкви говорит тот факт, что на похоронах Амоса Шембе в 1995 году присутствовал президент ЮАР Нельсон Мандела.

bryian

Журнал «Дырка от республики»

  • 1

О еврейских книгах.

«. 1508 г. кардинал Хименес сжег сто тысяч арабских рукописей, а в 1510 г. император Максимилиан повелел бросить в огонь все еврейские книги, кроме Библии».

Разумеется, такая мера носила политический характер. Например, в Деян.19:19 находим упоминание о сожжении колдовских книг (среди которых наверняка были и упомянутые «еврейские, кроме Библии»; я обосную свое предположение ниже), но там видим, что книги сжигались их владельцами добровольно, под влиянием раскаяния. Отступники от Бога всегда были врагами разумного и непредвзятого естествознания и их действия диктовались, видимо, потребностью держать человеческую массу в темном и забитом состоянии (Мф.23:13).
По теме. Во время вавилонского плена евреи переняли элементы персидского и вавилонского вероучения, сделав попытку ассимилировать его в религию предков. Они назвали это «устной традицией» и передавали ее из поколения в поколение как «предания старцев», за что, кстати, были многократно обличаемы и порицаемы Иисусом Христом (Мф.5:33, Мк.7:5-9). Записываться устная традиция стала уже в христианские времена, составив (в основном) Талмуд. И поскольку Талмуд составляли люди, напрочь отвергшие Иисуса Христа и даже делавшие вид, что никогда не слышали о Нем — их письмена имели вполне определнную наклонность (кроме всего прочего) по отношению к христианским доктринам (я говорю о здоровых и правильных, основанных на Писании, взглядах на вероучение), что очевидно расценивалось церковными реакционерами как повод к объявлению войны.
Вавилонско-персидские корни еврейской устной традиции не вызывают сомнений и доказаны наукой: http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz/9782 , например, что также наводит на определенные размышления.

  • Reply
  • Thread

Re: О еврейских книгах.

  • Reply
  • Parent
  • Thread

Re: О еврейских книгах.

«Таким образом, зороастризм, на мой взгляд, очень позитивно повлиял на развитие иудейского вероучения».

На самом деле первичность влияния может быть достаточно легко оспорена. Хотя книги Моисея и были записаны около XIV ст. до н.э., события Книги Бытия относятся ко временам намного более ранним. Т.е. то, что принято называть «культ Яхве» (я предлагаю уйти от понятия «иудаизм» — чтобы не мешать дар Божий с яичницей; и воспользоваться хоть и неблагозвучной, но принятой в науке формулировкой), существовало практически сразу после грехопадения.
Уже в Быт.4:3-6 видим упоминание о приносимых жертвах, причем жертвы эти не просто какие-нибудь — речь идет о вполне конкретном священнодействии — жертве за грех (евр. — ХАТАТ), установленной впоследствии и Моисеем. Здесь, кстати, лежит причина, по которой Господь не принял жертву Каина — он принес МИНХУ — жертву мирную, поскольку, очевидно, не считал себя грешником.
В Быт.4:27 видим указание на появление общественных Богослужений. Такого мнения придерживались многие исследователи, в том числе и упомянутый Вами епископ Феофан (Быстров). Итак, уже в V тысячелетии до н.э. культ Яхве в том виде, в котором его получил Моисей (обоснование этой точки зрения займет некоторый объем и в случае потребности я предлагаю обсудить его отдельно), существовал и имел повсеместное распространение.
В своих комментариях на Быт.14:18 профессор Лопухин констатирует, что Мелхиседек был, очевидно, последним представителем древнейшего священства, того самого, зародившегося еще во времена Сифа. В другом месте профессор прямо указывает на заимствование хананеями еврейских Божественных имен, о чем, кстати, ведется много споров, поскольку спорными являются собственно датировки тех или иных древних источников. Но если мы принимаем Библию за истину, как и следует верующим, то нужно констатировать — заложенное в Библии вероучение появилось намного раньше зороастризма.

  • Reply
  • Parent
  • Thread

Об эволюционной теории.

«Однако справедливости ради стоит сказать, что находились религиозные люди в России, которые, сохраняя веру в Бога, в принципе соглашались с идеей эволюционного развития (это доказывает, что эволюционизм и православие в принципе совместимы)».

Невозможно стоять на позициях эволюционизма и придерживаться библейского взгляда на естествознание. Эволюционная и креационная теории не просто противоположны, они — взаимоисключающи. Взгляните: http://komrad-danko.livejournal.com/7527.html
И напоследок, специально для Вас:

Мне осталась одна забава:
Пальцы в рот — и веселый свист.
Прокатилась дурная слава,
Что похабник я и скандалист.

Ах! какая смешная потеря!
Много в жизни смешных потерь.
Стыдно мне, что я в бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.

Золотые, далекие дали!
Все сжигает житейская мреть.
И похабничал я и скандалил
Для того, чтобы ярче гореть.

Дар поэта — ласкать и карябать,
Роковая на нем печать.
Розу белую с черной жабой
Я хотел на земле повенчать.

Пусть не сладились, пусть не сбылись
Эти помыслы розовых дней.
Но коль черти в душе гнездились —
Значит, ангелы жили в ней.

Вот за это веселие мути,
Отправляясь с ней в край иной,
Я хочу при последней минуте
Попросить тех, кто будет со мной, —

Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать.
(Сергей Есенин)

  • Reply
  • Thread

Re: Об эволюционной теории.

Ох, спасибо за стихотворение!

Теперь по делу. Креационизму в корне противоречит только материалистический эволюционизм, утверждающий первоначальное появление жизни без участия Бога. Если же мы признаем, что жизнь создал Господь, то ничто не мешает нам признать и способность этой жизни к постепенному изменению — изменению по Промыслу Божию.

Кто такие первоначальные баптисты?

– Первоначальные баптисты – какова их история ? Где, когда и по какой причине это движение возникло?

– Официально называют дату не то, чтобы появления, а дату организации этого движения – это 1830-й год. В местечке «Черная скала» (Black Rock) в штате Мэриленд собрались служители баптистских церквей, которые обозначили принципы своей веры и богослужебной практики. Это документ известен как «Послание Черной скалы». Что этому предшествовало?

Во-первых, начнем с того, что те доктрины, которые исповедуют первоначальные баптисты в США сегодня, когда-то были об щ ими для всех церквей евангельских христиан-баптистов Америки. Когда баптисты из Англии переселились в Новый свет, они привезли в Америку и свое богословие, и свой богослужебный стиль.

С проникновением в Церковь США идей гуманизма, некоторые американские общины воспротивились этому. Например, в 19 веке стали создаваться воскресные школы при церквах, хотя до этого всякое духовное обучение и воспитание детей было возложено на родителей. Кроме того, дети приходили на воскресное богослужение и наравне со взрослыми слушали Слово Божье. Однако кто-то решил упростить Истину, адаптировать ее под ребенка – так начали появляться воскресные школы. Переложив христианское воспитание своих детей на церковь, родители перестали уделять этому время в семье. И многие пасторы, увидев в этом опасную тенденцию, стали бить тревогу. Но на них стали смотреть как на чудаков, которые не дают церкви возможности развиваться.

Тогда эти служители собрались вместе и провозгласили верность Библейским принципам, которым они следуют до сегодняшнего дня. Так что 1830-й год – это не год появления первоначальных баптистов, это, скорее, год отмежевания от основных баптистов.

– Сколько церквей первоначальных баптистов в мире? И в каких странах они, в основном, сосредоточены?

– В основном, церкви первоначальных баптистов расположены в южной части США. Есть церкви первоначальных баптистов и на Филиппинах, и в Африке, и в Индии, и в Украине, и в России. В нашей стране они сосредоточены в Восточной Сибири.

– Какие доктрины являются для первоначальных баптистов краеугольными?

– Если говорить проще всего, то, как сказал Чарльз Сперджен, есть две религии в этом мире: богоцентричная и человекоцентричная. Доктрина Спасения – это вероучение о даре Божьей благодати, когда Святой Праведный Бог не просто не уничтожил падшего грешника, но по милосердию Своему простил его и дал ему дар благодати.

Еще одна доктрина, взятая первоначальными баптистами из Священного Писания, – это учение о Божьем всевластии: «Господь есть Бог. И Бог есть высшая власть во Вселенной». Господь не просто Творец и Создатель, он еще и Царь, и Он управляет сегодня миром. Бог все знает, и все происходит по Его воле. Сын Божий Иисус Христос сказал об этом доступно: «Ни один волос с вашей головы не упадет без воли Отца вашего Небесного». То есть Бог контролирует не только создание империй или жизни целых народов, Он контролирует жизнь каждого из нас. И когда Бог принимает какие-то решения, эти решения продиктованы Его волей. Никто и ничто не способно оказать на Бога какое-то давление или влияние. «Все, что Бог делает, Он делает по изволению воли Своей» как об этом написал апостол Павел.

– Во что верят первоначальные баптисты во время таинства Вечери Господней, что хлеб и вино – это образ, или что это на самом деле тело и кровь Христовы?

– Вообще баптисты не употребляют слово «таинство» в отношении Вечери Господней и крещения. Потому что для нас – это не таинства, как это понимается в католическом или в православном богословии, для нас это символ. Во время причастия мы вкушаем хлеб и вино, которые символизируют тело и кровь Христа.

– Чем богослужения первоначальных баптистов отличаются от богослужений в обычных баптистских церквях?

– Мы считаем, что наше богослужение должно быть по-библейски простым, как это описывается в Деян иях Святых Апостолов, когда первая церковь пребывала в учении апостолов и в молитвах. Когда люди приходят к нам в церковь, они не видят той пышности и помпезности, которая иногда встречается в церквях евангельских христиан-баптистов. Богослужения первоначальных баптистов очень скромные и состоят из молитвы, общего пения и Библейской проповеди. У нас не бывает декламаций, хоров, оркестров, театральных представлений.

Мы считаем, что поклонение Богу происходит в человеческом сердце, а все внешние вещи являются проявлением эмоций, которые уводят человека от поклонения в духе и в истине. Именно поэтому прославление в наших церквях – акапелльное. Я скажу даже больше, что первая Церковь не использовала музыкальные инструменты до 6 века. В баптистских церквях музыкальные инструменты стали чем-то привычным, начиная с 19 века.

– Каким образом можно больше узнать о первоначальных баптистах, если кто-то из наших читателей захочет это сделать?

– Лучше всего для этого, конечно, посетить богослужения первоначальных баптистов. Для ваших американских читателей – информацию о церквях первоначальных баптистов в вашем регионе можно найти в Интернете. Для читателей из России и Украины – дополнительную информацию (включая доктрины и богослужебную практику) о первоначальных баптистах можно запросить у меня, написав по электронному адресу – oldbaptist1689@gmail.com.

– Газета – это своего рода кафедра. Какими будут ваши пожелания или благословения нашим читателям?

– Больше внимания уделять чтению Библии – старайтесь находить время для серьезного и глубокого изучения Слова Божьего. Не бойтесь пересматривать свои верования и убеждения в свете Священного Писания. Апостол Павел рекомендует нам: «Вникай в себя и в Учение; занимайся сим постоянно». Важно анализировать свою жизнь и проверять, соответствует ли она тому, о чем нам говорит Библия.

Текст Людмилы Качкар

Фото из архива Сергея Максимова.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector