0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

базилика Рождества Христова в Вифлееме

Содержание

Храм Рождества Христова (Вифлеем)

Мiръ Палестина Храм Рождества Христова (Вифлеем)

Храм Рождества Христова — христианская церковь в Вифлееме, построенная, согласно преданию, над местом рождения Иисуса Христа. Наряду с Храмом Гроба Господня является одним из двух главных христианских храмов Святой земли. Церковь находится в совместном управлении Иерусалимской православной церкви, Армянской апостольской церкви и Римско-католической церкви.

Одна из старейших непрерывно действующих церквей в мире. Первый храм над пещерой Рождества был построен в 330-х годах по указанию императора Константина Великого. Его освящение состоялось 31 мая 339 года и с тех пор богослужения здесь практически не прерывались. Современная базилика VI—VII вв. — это единственный христианский храм в Палестине, сохранившийся в целости с домусульманского периода.

29 июня 2012 года на 36 сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО, проходившей в Санкт-Петербурге, базилика была внесена в Список всемирного наследия.

Содержание

  • 1 История
    • 1.1 Византийский период
    • 1.2 Период крестовых походов
    • 1.3 Османский период
  • 2 Архитектура
  • 3 Святыни
  • 4 Престольные праздники
  • 5 Как добраться
  • 6 Где остановиться
  • 7 Фото
  • 8 Видео

История [ править ]

Византийский период [ править ]

Базилика Рождества была заложена святой императрицей Еленой во время её паломничества в Святую землю в середине 330-х годов.

Место, которое выбрала Елена, напрямую не указано в Евангелиях, о некой пещере рассказывает лишь апокрифическое Протоевангелие Иакова. Впервые о пещере в Вифлееме написал Ориген около 247 года, он утверждает что Христос родился в самом городе (другие авторы, например Иустин, помещали пещеру в окрестностях Вифлеема или на полпути из Иерусалима) и местом Рождества называет пещеру, которую жители показывают паломникам.

Данный храм, как и ряд других, построенных императором Константином в Святой земле, по свидетельству Евсевия Кесарийскиого и Кирилла Скифопольского, имел целью не проведение богослужений, а создание возможности каждому увидеть места евангельской истории. Однако паломница Сильвия (Этерия) (конец IV века) в своих записках о паломничестве в Святую Землю сообщает, что в четверг Светлой седмицы из Иерусалима верующие идут в Вифлеем для всенощного бдения, отмечая, что оно совершается в церкви, где «находится пещера, где родился Господь».

Базилика Константина была уничтожена пожаром в 529 году в ходе восстания Самарии, о чём свидетельствуют результаты археологических раскопок 1934—1936 годов. В целом Вифлеемская базилика Константина повторяла общие черты храма Гроба Господня. В современном здании от неё лучше всего сохранились полы.

В период правления императора Юстиниана Савва Освященный направил ему прошение о восстановлении базилики. Построенный Юстинианом храм сохранился во время персидского нашествия (612—629 годы), о чём сохранилась легенда, известная с IX века:

При завоевания города халифом Аль-Хакимом в 1009 году базилика также не пострадала так как мусульмане почитали место рождения Христа (южный трансепт храма был ими отделён и использовался как мечеть).

Период крестовых походов [ править ]

В византийский период базилика представляла собой церковь-мартирий и не имела епископской кафедры. В период Иерусалимского королевства базилика стала кафедрой латинского епископа Вифлеема и Аскалона (с 1100 года). В 1100 году в праздник Рождества в ней был коронован Балдуин I, а в 1118 году — Балдуин II. В этот период базилика Рождества была описана многочисленными паломниками XII—XIII веков. В XII веке базилика была окружена зданиями монастырей, а также оборонительной стеной с прямоугольными выступающими башнями.

После завоевания Вифлеема армией Салах-ад-Дина (1187 год) латинский епископ и клир были изгнаны из базилики. Через пять лет разрешение вернуться в храм получили 2 католических священника и диакон, но сам был отдан мусульманскими властями представителям Сирийской православной церкви.[6]

В 1229 году Вифлеем вновь перешёл под контроль франков. Из-за постоянных войн в 1244 году базилику осквернили тюрки-хорезмийцы, а в 1263 году был уничтожен один из монастырей примыкавших к храму. В 1266 году мамлюкский султан Бейбарс I вывез в Каир мрамор и колонны. С 1271 года Вифлеем опять стали посещать католические паломники, с 1277 года им позволили совершать богослужения. С 1347 года католическая церковь в базилике была представлена орденом францисканцев, которые по настоящее время владеют престолом в приделе Яслей пещеры Рождества. Греческая церковь с 1244 года владеет главным алтарём базилики и мужским монастырём у её южной стены.

Османский период [ править ]

После завоевания Палестины Османской империей права христиан на базилику Рождества ограничены не были. С разрешения властей храм неоднократно ремонтировали: в 1479 году была положена свинцовая кровля, выполненная на деньги английского короля Эдуарда IV, в 1670—1671 годах кровлю ремонтировали греки, также установившие в базилике новый иконостас (заменён на новый в 1764 году).

Землетрясение 1834 года и пожар 1869 года привели к повреждениям интерьера пещеры Рождества и вызвали необходимость ремонтных работ. От российских императоров Александра III и Николая II в храм неоднократно направлялись пожертвования (колокола, паникадила).

Архитектура [ править ]

Базилика имеет пять нефов. После её перестройки при императоре Юстиниане размеры базилики стали 53,2 на 26,8 метров (длина трансепта — 36 метров). При реконструкции была расширена восточная алтарная часть храма, были добавлены экзонартекс и атриум.

Храм построен из тёсанного камня, кровля перекрыта деревом. Нефы базилики разделены колоннадой из десяти колонн (в константиновой базилике их было девять), выполненных из розового вифлеемита. Колонны венчают капители коринфского ордера. Стены и пол базилики облицованы мрамором, в верхней части стен располагались мозаики, сохранившиеся лишь фрагментарно. Изначально внутреннее пространство освещалось 22-мя окнами, которые в настоящее время заложены.

Святыни [ править ]

Пещера Рождества Под амвоном базилики находится величайшая христианская святыня — пещера Рождества. Место рождения Христа находится в восточной части пещеры и отмечено серебряной звездой. В сохранившихся письменных источниках пещера впервые упомянута около 150 года. Подземный храм здесь располагается со времен святой Елены.

Вифлеемская икона Божией Матери На иконе изображена Дева Мария, которая улыбается, прижимая к себе младенца Иисуса Христа. Икона уникальна и считается чудотворной, наравне с иконой Владимирской Божьей Матери и иконой Казанской Божьей Матери на Руси.

• Мощи 14000 Вифлеемских младенцев (в пещере около храма)

• Гробница прав. Рахили (между Иерусалимом и Вифлеемом; принадлежит иудеям)

Престольные праздники [ править ]

Как добраться [ править ]

Адрес: Израиль, Вифлеем, пл. Яслей (Manger Sq)

Проезд: По Хевронскому шоссе в Иерусалиме до южного выезда из города через КПП-300 Далее прямо, а на развилке налево. Из Иерусалима от Шхемских (Дамасских, Наблусских) ворот (Шаар Шхем, Баб эль-Амуд) автобус 124 арабской автобусной компании.

Где остановиться [ править ]

  • Дом паломника в Вифлееме

В свете наметившейся стабильности и дальнейшего урегулирования ситуации в Палестине, Русская Православная Церковь открыла в Вифлееме дом паломника «Pilgrim Residence», выражая надежду на возможность дальнейшего мирного сосуществования народов Святой Земли.

Дом паломника в Вифлееме находится в 200 метрах от великой христианской святыни – храма Рождества Христова. Благодаря такому расположению гости каждое утро имеют возможность молиться за Божественной литургией в пещере, где родился Господь Иисус Христос.

Гостиница создает все необходимые условия, чтобы каждый паломник, посещающий Святую Землю, почувствовал радушие и гостеприимство Святого града Вифлеема и надолго сохранил в сердце радость Рождества Христова.

Построена гостиница в 2000 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II.

Вблизи великой христианской святыни Резиденция предоставляет для удобного и безопасного проживания:

  • 62 стандартных номера для размещения от 1-го до 3-х человек.
  • 8 люксов для проживания особо важных персон.
  • Президентский люкс с джакузи, лифтом и рабочим кабинетом.

Поселение в Дом паломника в Вифлееме осуществляется через Паломническую службу Русской Духовной Миссии.

Адрес: Pilgrim Residence. 73, Milky Grotto Street, Bethlehem.

Почтовый адрес: Pilgrim Residence. 73, Milky Grotto Street, Bethlehem, Palestine P.O.B.436

Телефоны: +972 (2) 276-60-40, факс: +972 (2) 276-60-41; +972 (2) 625-00-94 (Паломническая служба Русской Духовной Миссии).

Фото [ править ]

«Врата смирения» — основной (западный) вход в базилику (обычному человеку можно войти только склонив голову)

Литургия в пещере Рождества

Алтарь Рождества в пещере Рождества

Место Рождества Христова

Чудотворная православная Вифлеемская икона Божией Матери

Храм рождества в Вифлееме: история и святыни

Храм Рождества в Вифлееме представляет двойную ценность для мировой цивилизации – как архитектурный памятник и христианская святыня. На скромное здание в Палестинской провинции обращали свои взоры могущественные монархи и патриархи. Его громили и грабили враги веры Христовой. Его восстанавливали и украшали благочестивые люди. Особое значение Храма Рождества обусловлено тем, что построен он над пещерой, где родился Иисус Христос.

Первые христианские цари

Первую базилику над пещерой Рождества возвела равноапостольная царица Елена (250-330 г), мать первого христианского царя Константина.

Будучи почтительным сыном, он сделал мать соправительницей и приобщил её к вере Христовой. Царица Елена вместе с сыном не просто распространяли христианство в своих владениях. Они провели археологические изыскания, в результате которых был обнаружен Гроб Господень, крест Господень и несколько гвоздей.

Елене было уже семьдесят лет к тому времени. Она понимала, насколько преходяща земная власть и сделала её средством для спасения души, строя храмы и часовни в святых местах.

После того, как по приказу Елены была построена базилика над пещерой, царь Константин прислал сюда дорогие ткани и другие украшения для здания и пещеры.

Историк Евсевий Кесарийский пишет: «Благочестивейшая василиса всячески украсила эту священную пещеру и почтила дивными памятниками бремя Богородицы. А спустя немного ту же самую пещеру почтил своими приношениями и василевс (император Константин), к щедротам своей матери присоединив золотые и серебряные дары и различные завесы».

Читать еще:  Министерство юстиции Азербайджана отказывается зарегистрировать исламскую партию

Император Юстиниан (483-565 г), талантливый военачальник и православный христианин, за период своего правления (527-565 г) вдвое расширил владения Византийской империи.

С древней мозаики на нас смотрит человек с открытым смелым взглядом и, по-видимому, энергичным решительным характером. Это он возвёл собор Святой Софии, ныне, увы, превращенный турками в мечеть.

Юстиниан не забывал о своих палестинских владениях. Над пещерой Рождества им была построена церковь. Затем она пострадала во время восстания самаритян (529 г), была разрушена и отстроена заново. Именно это здание устояло до наших дней.

Под властью рыцарей-крестоносцев

Войны за Святую Землю сменяли одна другую. В 619-629 годах Вифлеем оккупировали персы. Они хотели разрушить Храм, но местные жители показали им фреску с изображением персидских волхвов, явившихся поклониться Христу. Персы смутились и оставили святыню в покое. В 630-х годах Вифлеем захватили арабы-мусульмане. Они были воинственны, но недостаточно многочисленны, чтобы вытеснить коренное население. Зато постепенно вынуждали местных крестьян принимать ислам. Учёный Джеймс Паркес пишет: «древнейший элемент палестинских крестьян состоит в основном из бывших евреев и бывших христиан».

Крестовые походы XI-XV веков – вооруженное движение народов христианского Запада, имели главной целью освобождение Иерусалима, Вифлеема, Назарета.

В июне 1099 года Вифлеем взял двадцатисемилетний военачальник Танкред Таренский с отрядом в 100 всадников-крестоносцев. Рыцари были католиками. Они первые учредили здесь Вифлеемскую епархию. В Храме Рождества короновались Иерусалимские короли Балдуин I (1058-1118 г) и Балдуин II (1075-1131 г).

Крестоносцы владели Вифлеемом до 1187 года. Затем его заняла армия султана Салах-ад-дина, повелителя Египта и завоевателя Сирии. Через 5 лет в Храм Рождества было разрешено вернуться двум католическим священникам и диакону. Сам он был передан Сирийской православной церкви. Затем городом владел племянник Салах-ад-дина – Аль-Камиль. В 1244 году Вифлеем вошёл в состав Мамлюкского Египта.

Под властью ислама христиане Вифлеема терпели притеснения.

В 1263 году был уничтожен один из монастырей, примыкавших к Храму Рождества. В 1266 году мамлюкский султан Бейбарс I вывез в Египет мрамор и колонны из базилики.

Мы не знаем, кто вёл переговоры с мусульманской властью, но с 1271 года Вифлеем опять стали посещать католические паломники, с 1277 года им позволили совершать богослужения. С 1347 года по настоящее время католическая церковь владеет престолом в приделе Яслей пещеры Рождества. Греческая церковь с 1244 года владеет главным алтарём базилики и мужским монастырём у её южной стены.

Турецкая оккупация

В 1500 годах Вифлеем завоевали турки-османы. С начала 16 и до 20 века Вифлеем, Святая Земля, Иерусалим входили в Османскую Империю. Несмотря на мусульманское владение, паломники попадали в Святые места свободно. Но в 1831-41 годы доступ в Вифлеем был закрыт Муххамедом Али (египетским правителем), под контролем которого находился город в течение десяти лет. Россия вступила в Крымскую войну с Османской империей в 1853—1856 годах, поводом послужил отказ предоставить Российской империи руководство христианскими храмами на Святой Земле.

Паломники в Вифлееме на Рождество. Фото 1890 года.

Британия и Израиль

В 1922 году Османская Империя потеряла своё влияние в Палестине. Вифлеем перешёл под покровительство Великобритании. В 1947 году, с образованием государства Израиль, Вифлеем и Иерусалим стали особыми районами под юрисдикцией ООН.

В 1995 году, согласно мирным договорённостям, Вифлеем перешёл под контроль Палестинской автономии и стал столицей провинции, где проживает около 180 тысяч человек.

В судьбе храма Рождества последнее столетие не отмечается особыми событиями. Кроме его захвата в 2002 году боевиками-радикалами, которые укрылись там от израильской армии. Накануне исламисты провели серию терактов в Израиле, при этом погибли 130 человек. Израильская армия начала операцию «Защитная стена». Храм, похожий на крепость, боевики сочли за хорошее убежище. Тем более, что там оказались мирные жители, а во францисканском монастыре около 60 монахов. Все эти люди стали заложниками. Переговоры с боевиками длились несколько недель, после чего конфликт был разрешен мирным путём. Боевиков выслали за границу, а мирные жители и монахи вознесли молитвы за своё освобождение.

Достопримечательности базилики

Сегодня храм Рождества – это комплекс построек различных стилей и разных эпох. Снаружи он напоминает крепость. Вступая в её главную дверь, придётся наклониться. Высота проёма всего 120 см. Раньше она была намного выше, но во времена арабских и турецких завоеваний христиане сделали вход низким, чтобы захватчики не въезжали в святое место верхом на лошадях. С тех пор эту дверь именуют «врата смирения».

В здании, сложенном из каменных глыб, в любое время года царит прохлада. Справа и слева – ряды потемневших от времени колонн, когда-то украшенных росписью. Теперь её сложно рассмотреть, но на одной колонне есть лик Христа, глаза которого порой кажутся открытыми, порой закрытыми.

Другая колонна примечательна тем, что в ней есть пять отверстий, из которых якобы вылетел рой пчёл и изгнал из храма отряд сарацин. Отверстия расположены так, что в них можно вставить пальцы. Существует поверье, что если паломнику удалось это сделать сразу, его просьба к Богу будет исполнена.

В некоторых местах заметен мозаичный пол, сделанный при императоре Юстиниане. Остатки мозаичной отделки видны на стенах, там же присутствует роспись.

Крыша храма, к сожалению, протекает. Представители трёх конфессий договорились о богослужениях, но никак не договорятся о ремонте…

Пещера Рождества

Пещера Рождества находится под алтарём, в неё спускаются по древней лестнице. Здесь ещё холодней. Недаром на иконах и картинах Рождества мы видим, что Святое семейство окружили домашние животные – волы, овцы, ослы согревали людей своим дыханием. В такой обстановке, полной лишений, появился на свет Богомладенец.

Сегодня в пещере создана по возможности уютная обстановка, стены её задрапированы красивыми тканями, повсюду горят лампады и свечи.

Звездой отмечено место рождения Христа

Место рождения Иисуса в восточной части пещеры обозначено серебряной звездой с четырнадцатью лучами. Неподалёку находятся ясли – кормушка для скота, ставшая первой колыбелью Христа. Дощечки из неё убраны, но хранятся в Храме. Дары волхвов тоже сохранились, но находятся на Афоне. Но главное, что влечёт сюда людей – священные камни пещеры, первый кров сына Божьего.

Вифлеемский образ Богородицы

Чудотворная икона Божией матери, или «улыбающаяся Богородица», находится рядом со спуском в пещеру.

По преданию икона написана апостолом Лукой.

Говорят, что улыбается Мария, ещё не зная о грядущем распятии своего Сына.

«И Тебе самой душу пройдёт оружие», –

скажет Ей позже Симеон Богоприимец

Икона за века своего существования успела побывать в России, откуда была передана в Вифлеем незадолго до революции.

Оклад иконы украшен приношениями людей, исцелённых ею: здесь можно увидеть колечки, браслеты, цепочки из драгоценных металлов.

За каждой вещицей – свершившееся чудо, чьё-то счастье, дарованное Святой Марией и её Божественным Сыном.

Молочный грот

Если встать на площади лицом к храму Рождества Христова, то справа, за армянским монастырём, начинается небольшая улица Молочной пещеры.

Пройдя по ней около 300 м, можно увидеть справа вход в католический храм, который прикрывает вход в большую пещеру. Это Молочный грот. Здесь, по преданию, Святое семейство скрывалось от воинов Ирода. Когда Божья матерь кормила младенца, несколько капель молока упали на пол, и своды пещеры внезапно побелели.

Молочный грот с иконой Млекопитательница

Камень здесь действительно светлее, чем тот, который используют местные жители при строительстве зданий. Известняк порой соскабливают со стен грота, чтобы использовать как лекарство. Говорят, что бесплодные женщины, вкусив его, рождают долгожданных детей, а у кормящих матерей прибавляется молоко. В это верят и мусульмане и христиане. В Молочном гроте можно увидеть многочисленные фотографии счастливых матерей с младенцами — свидетельства чудес. Стены украшены благодарственными надписями счастливых родителей. Грот украшает икона «Млекопитательница».

Пещера Вифлеемских младенцев

Вблизи храма Рождества Христова находится пещера Вифлеемских младенцев, убиенных по приказанию царя Ирода. Разные традиции называют разное число маленьких мучеников, сходятся в одном – здесь погибли тысячи мальчиков младше двух лет. Христа спасло бегство Святого Семейства в Египет по совету ангела.

Большую часть детских останков когда-то перенесли в Константинополь, часть осталась в пещере. Русская православная церковь вспоминает Вифлеемских младенцев 11 января. К ним взывают те, кто раскаивается в грехе аборта. Заказать молитву у мощей Вифлеемских младенцев поможет сервис «Записки Елицы».

С Храмом Рождества соседствуют три монастыря:

  • Православный греческий монастырь.
  • Армянский монастырь.
  • Францисканский монастырь с церковью Святой Екатерины, главным католическим храмом города.

Под церковью Святой Екатерины находится пещера, где подвизался Святой Иероним. Здесь много лет он переводил Библию на латинский язык. Церковь принадлежит католикам. Но великомученица Екатерина является святой и для православных. Эта мудрая девушка за свои христианские убеждения была казнена императором-язычником. Святой Иероним чтил её память, поэтому впоследствии над его пещерой была возведена церковь, посвящённая этой подвижнице.

Пещера святого Иеронима

В окрестностях Вифлеема есть немало других библейских святынь, но Храм поистине жемчужина Святой Земли.

В Храме Рождества служит православный священник, отец Спиридон Саммур – друг издания «ЕлицыМедиа». Именно он читает ваши записки, возносит к Богу молитвы за вас, дорогие читатели. Литургию в пещере отец Спиридон служит, как в древности. Здесь нет солеи, нет огромного иконостаса. Но в Вифлееме можно стоять возле престола, называть имена своих близких и батюшка вынимает за них частички. Это таинство производит огромное впечатление на паломников.

Палестина – вторая родина христиан, колыбель нашей веры. Святые места, как живые очевидцы библейских событий, несут миру непрерывную проповедь о Спасителе. Их влияние на судьбу человека связано с его любовью к Творцу и силой молитвы. Здесь сокровища благодати и духовных прозрений даруются тем, кто к ним стремится.

Но даже вдали от Вифлеема и Иерусалима, благодаря Евангелию и кругу богослужений, образы Святой Земли укрепляют и вдохновляют нас среди житейских бурь.

Церковь Рождества Христова над пещерой в Вифлееме – святыня с многовековой историей

Храм Рождества Христова в Вифлееме

Храм Рождества Христова в Вифлееме – действующая церковь на территории Палестинской автономии, построенная над пещерой, где появился на свет Иисус Христос. Здание, возведенное полторы тысячи лет тому назад, дошло до нашего времени почти в неизменном виде и стало объектом всемирного наследия ЮНЕСКО.

Взгляд сквозь века

Скромное здание в Палестинской провинции привлекало взоры могущественных монархов и патриархов. Его громили и грабили враги веры Христовой, украшали и восстанавливали благочестивые люди.

Читать еще:  Афонский монах: О быстрой или медленной молитве

Первую базилику (прямоугольную постройку, внутри которой ряды колонн образуют помещения – нефы) над пещерой возвели по желанию царицы Елены, матери первого христианского царя Константина, через 300 лет после рождения Иисуса.

Археологические изыскания, проведенные царицей, обнаружили Гроб Господень, Крест Господень и гвозди, которыми Спасителя прибивали к кресту.

Царица пышно украсила базилику, а император Константин лично доставил туда драгоценные украшения и дорогие завесы.

Базилику царицы Елены, простоявшую 200 лет и уничтоженную пожаром, заново выстроил православный христианин, император Юстиниан. Это здание и сохранилось до наших дней.

Войны за Святую Землю

Войны за Святую Землю сменяли одна другую. В 629 году Вифлеем оккупировали персы, которые уничтожили христианские сооружения, но оставили невредимым храм Рождества Христова. Захватчики увидели на стене храма золотую мозаику с изображением волхвов в персидских одеждах с драгоценными дарами для Богомладенца, что и остановило их.

В 1009 году Вифлеем захватили мусульмане, но и они не разрушили храм, отделив южную часть здания для мечети. До 1187 года базиликой владели крестоносцы, затем ее заняла армия султана Салах Аддина, повелителя Египта, и в 1244 году Вифлеем вошел в состав Малелюкского Египта.

В 1500 году Вифлеем завоевали турки-османы, и XVI-XX века Вифлеем и Иерусалим входили в Османскую Империю. В 1922 году Вифлеем перешел под влияние Великобритании, а с 1947 года с образованием государства Израиль Вифлеем и Иерусалим – особые районы под юрисдикцией ООН. С 1995 года Вифлеем – столица Палестинской автономии со 180-тысчным населением.

Боевики в храме Рождества Христова

В 2002 году храм Рождества захватили боевики-радикалы, которые укрылись там от израильской армии. Совершившие в Израиле теракты бандиты сочли, что храм, похожий на крепость, – хорошее убежище.

Мирных жителей и монахов францисканского монастыря, оказавшихся в храме, боевики объявили заложниками. Переговоры, длившиеся три недели, завершились мирным соглашением. Боевиков выслали за границу, а мирные жители и монахи вознесли молитвы за свое освобождение.

Вифлеем – место, где родился Христос

Храм Рождества Христова, построенный в Вифлееме на месте рождения Христа, строили не столько для богослужений, сколько для того, чтобы верующие собственными глазами увидели место рождения Спасителя.

Храм состоит из двух частей – Пещеры Рождества (Вертепа) и стоящей над ним церкви Рождества Христова.

Самая древняя церковь в Палестине

Верхняя часть храма – церковь Рождества Христова, внешне выглядит сурово и похожа на крепость. Здание длиной 50 и шириной 25 метров, выложенное из невзрачного серого камня, не соотносится с образом христианской церкви. Об этом напоминает только небольшая светлая колокольня над одним из монастырей и кресты на крыше.

Перед храмом – небольшая площадка, выложенная каменными гладкими плитами. Площадка окаймлена забором с чугунными решетками. Возле стен – одинокие южные деревья.

Христианские общины храма

Вокруг – постройки христианских общин:

  • монастырь Святой Троицы армянской общины;
  • православный монастырь святого Георгия Победоносца;
  • храм святой Екатерины католиков-францисканцев.

Католическая церковь владеет престолом в приделе Яслей Пещеры Рождества. Главный алтарь – у греческой церкви. Армянская апостольская церковь служит в приделе Трех Царей. Ключи от входа в храм – у представителей греческой православной Церкви, которой принадлежит базилика Рождества Христова.

Представители трех разных ветвей христианства, сосуществующие в храме, содержат свои монастыри и празднуют Рождество в разные дни:

  • 7 января – православные христиане;
  • 25 декабря – католики;
  • 19 января – армянские христиане.

Внутреннее убранство

В здании, сложенном из каменных глыб, всегда прохладно. Справа и слева – ряды из 44 потемневших от времени колонн, разделивших храм Рождества Христова на 5 нефов. Колонны, сделанные из розового известняка, когда-то украшенные золотом и росписью, тщательно отполированы и блестят, будто мраморные.

На одной колонне – лик Христа, глаза которого кажутся порой закрытыми, а порой – открытыми. Другая колонна примечательна тем, что хранит на поверхности 5 отверстий в виде креста, из которых якобы вылетел рой пчел и прогнал отряд сарацин, устроивших в храме конюшню для лошадей.

Внутри церкви нет окон: искусственное освещение сумрачно, так что создается впечатление, будто человек входит в пещеру.

Стены облицованы мрамором и покрыты средневековой золотой мозаикой. Здесь находится стол, на который волхвы возложили дары, принесенные Богомладенцу.

Пол, облицованный мрамором, местами хранит древние фрагменты с мозаикой. Паникадила подарены русскими царями Александром III и Николаем II. В царской России сделаны и колокола. Простой иконостас, привезенный из Греции в XVIII веке, позднее украсили роскошной позолотой.

Святыни и мощи

Врата смирения – главная дверь высотой 120 см названа так, потому что, вступая сюда, человек должен наклониться. Низкий вход христиане сделали во времена турецких завоеваний, чтобы захватчики не въезжали в святое место верхом на лошади.

В Пещеру Рождества, находящуюся под алтарем, ведет древняя лестница. В Вертепе площадью 32 кв. метра холодно: здесь скрывались от непогоды пастухи.

На иконах Рождества Святое семейство окружили волы, овцы и ослы, согревающие людей своим дыханием. В этой обстановке, полной лишений, появился на свет Богомладенец.

Сегодня в пещере уютно: стены задрапированы дорогими тканями, повсюду лампады и свечи. Кормушка для скота, ясли, ставшие первой колыбелью Христа, первоначально сделанные из глины, заменили на золото и серебро, обрамленные мрамором.

Рядом со спуском в Пещеру – чудотворная икона Божьей Матери или «Улыбающаяся Богородица». Автор иконы апостол Лука изобразил Марию улыбающейся: Богородица еще не знала о грядущем распятии своего сына.

Оклад иконы украшен приношениями людей, исцеленных ею: колечки, браслеты и цепочки из драгоценных металлов. За каждой вещицей – свершившееся чудо, чье-то счастье, дарованное Святой Марией и Её Божественным Сыном.

Молочный грот – большая пещера неподалеку от храма, где Святое семейство скрывалось от воинов Ирода, получивших приказ найти и убить Младенца Иисуса. Когда Божья Матерь кормила Младенца, капли молока упали на землю, и своды пещеры внезапно побелели.

Известняк со стен грота паломники соскабливают, чтобы использовать как лекарство. Говорят, что бесплодные женщины, вкусив его, рождают долгожданных детей, а у кормящих матерей прибавляется молока.

Грот украшает икона «Млекопитательница», рядом – многочисленные фотографии счастливых матерей с младенцами. Стены испещрены надписями счастливых родителей.

Пещера Вифлеемских младенцев, где погибли 14 тысяч мальчиков возрастом до 2 лет и их родителей. Ослепленный страхом за власть царь Ирод, узнав о рождении Спасителя, приказал заколоть малышей, в надежде, что среди них окажется и новорожденный Христос.

Христа спасло бегство Святого семейства в Египет по совету Ангела. Вифлеемские младенцы – первые мученики за Христа, большая часть останков перенесена в Константинополь, часть останков – в Пещере.

Звездой Рождества пометили место рождения Спасителя. В мраморный пол пещеры, где Мария родила своего сына, вмонтировали 14-конечную серебряную звезду (столько остановок сделали мучители Иисуса, когда вели Его на Голгофу для распятия).

Звезда окружена 15 серебряными лампадами, представляющими христианские общины: 6 – греческих, 4 – католических и 5 лампад – армянской церкви. Здесь ежедневно проводят богослужения.

Видео: поездка в храм над пещерой Рождества Иисуса Христа

Храм Рождества Христова в Вифлееме: место, где родился Спаситель

Приблизительное время чтения: 4 мин.

Из всех храмов мира, посвященных Рождеству Христову, самым важным, центральным для всех христиан, несомненно, является Вифлеемский, расположенный на том месте, где родился Господь Иисус Христос.
Храм этот состоит из двух частей: так называемой Пещеры (Вертепа, Грота) Рождества и стоящей над ней церкови Рождества Христова.

Базилика Рождества Христова на рисунке 1487 года

Несмотря на древнее происхождение Пещеры Рождества, ее современный вид сложился примерно к XII веку. Смысловым центром Пещеры является место, где, по Преданию Церкви, родился Иисус Христос. В 1717 году оно было отмечено серебряной звездой.
Рядом с южным входом в нижнюю часть храма располагались те самые ясли. Согласно свидетельству одного из отцов Церкви, блаженного Иеронима Стридонского, изначально ясли были сделаны из глины, которую впоследствии заменили золотом и серебром. Сейчас на этом месте расположен скальный выступ, покрытый мрамором.
Верхняя часть храма – церковь Рождества Христова – является самым древним храмом в Палестине, который хоть и с перестройками, но сохранился в целости до наших дней. Богослужения в нем практически без перерыва совершаются еще с ранневизантийской эпохи.

Внутренний вид храма

Как отмечает ряд авторов, таких, например, как Евсевий Кесарийский и Кирилл Скифопольский, храм Рождества Христова строился не столько для богослужений, сколько для того, чтобы каждый верующий мог собственными глазами увидеть место рождения Спасителя. Поэтому, можно предположить, что верхняя церковь играла роль охранного укрытия для нижней Пещеры Рождества.
Что касается непосредственно истории верхней церкви, то ее первый вариант – базилика Рождества – был построен при святом равноапостольном императоре Константине Великом и его матери, святой равноапостольной императрице Елене. Освящение базилики состоялось 31 мая 339 года. Собственно, с этого момента Вифлеем и стал не только центром паломничества, но и важным местом в истории христианского искусства. Это было связано и с архитектурным исполнением базилики, и с теми росписями и мозаиками на религиозные темы, которые покрывали ее стены. Более того, церковь Рождества Христова, наряду с храмами над Голгофой, Гробом Господним и церковью Вознесения на Елеонской горе, вошла в число главных достопримечательностей Святой земли.
К сожалению, история базилики императора Константина была недолгой. В 529 году она была разрушена в результате пожара во время антивизантийского восстания в Самарии. Вероятно тогда она сыграла важную роль — защитила от огня нижнюю Пещеру.

Православный престол над местом Рождества Христова в Пещере Рождества

В том же 529 году по просьбе преподобного Саввы Освященного император Юстиниан I прислал в Вифлеем опытных мастеров, которые заново отстроили верхнюю часть храма.

Новое здание приобрело и некоторые новые особенности. Так, например, храм был больше приспособлен для совершения Божественной Литургии и других служб. Также он увеличился в размере и приобрел роскошное убранство. Возведен он был из камня, но, как и базилика императора Константина, перекрыт деревом. Полы и стены храма были облицованы мрамором, в верхней части он был покрыт мозаикой. Главный престол был выполнен примерно в 1185 году Иоанном из Вюрцбурга. Общие же размеры строения — примерно 53 на 36 метров.
Первоначально храм имел три входа, но позднее два из них были замурованы. В итоге остались открыты лишь так называемые врата смирения — войти через них можно лишь низко склонив голову. В храме эпохи Юстиниана была собрана целая коллекция реликвий. Например, здесь находился стол, на который по преданию, волхвы возложили свои дары, принесенные Младенцу Христу. Здесь же почивали мощи святого Иосифа Аримафейского, десница святого апостола Фомы и многое другое.
За свою долгую историю верхний храм императора Юстиниана I пережил немало нашествий и перестроек. Так, например, он уцелел при нашествии персов в 612–629 годах, а также при мусульманском завоевании Ближнего Востока в 30-х годах VII века. Храм устоял и во время похода халифа аль-Хакима в 1009 году.

Читать еще:  Suzuki Swift подвергся рестайлингу

Храм Рождества Христова в Вифлееме сыграл важную роль и в жизни латинского Запада. Так, например, с 1100 года он на некоторое время стал кафедрой латинского епископа Вифлеема и Аскалона. На праздник Рождества Господня, в том же 1100 году, в храме короновали местного короля-крестоносца Балдуина I, а чуть позже – Балдуина III.
Эпоха безраздельного владения храмом для представителей христианского Запада закончилась в 1187 году, когда мусульманская армия Салаха-ад-Дина захватила Вифлеем. Через пять лет после этого события святыня была передана в распоряжение восточных христиан, а именно — сирийцев. Начиная с 1229 года, храм Рождества неоднократно переходил из одной юрисдикции в другую. Так продолжалось несколько столетий.
С 1347 года Римо-Католическая Церковь, в лице ордена францисканцев, владеет престолом в приделе яслей Пещеры Рождества. Греческая Православная Церковь, начиная с 1244 года, имеет права на главный алтарь верхнего храма.
В целом же, на сегодня, сводом правил и законов установлен особый регламент совершения служб в храме Рождества для каждой Церкви.

Проводить богослужения могут представители Греческой Православной и Армянской Церквей. Уборкой в храме поочередно занимаются католические и греческие священнослужители. Ключи от входа в святыню находятся также у представителей Греческой Православной Церкви.

Базилика Рождества Христова

Базилика построена св. Еленой в 327-333 гг. над пещерой, где был рожден Иисус. Это была пятинефная базилика с 48 коринфскими колоннами красного песчаника в 4 ряда и большим квадратным атриумом. Полы были украшены цветной мозаикой.

Базилика сохраняла первоначальный вид в течение последующих двухсот лет и во время императора Юстиниана 532-543 гг. была перестроена в форме креста. Император остался недоволен работой архитектора и приказал наказать его.

В 614 г. Когда персы захватили Палестину, они чудесным образом прониклись уважением к базилике и не разрушили ее, так как в момент, когда они вошли в храм, они увидели роспись, изображающую волхвов в персидских одеждах, поклоняющихся и приносящих дары Иисусу.

Крестоносцы вместе с императором Мануилом Комниным в 1169 г. восстановили храм и украсили его. Внутреннее убранство было изготовлено православными мастерами в соответствии с традициями Православной Церкви.

Алтарь находится на месте рождения Иисуса Христа под алтарем рождественской базилики. Вниз ведут два входа с севера и с юга, чтобы попасть туда, нужно спуститься по ступеням.
Большая часть пещеры – природная, остальное – рукотворное. Пол и стены покрыты мрамором. Пещера освещена множеством висящих лампад, устроенных разными конфессиями.

Под алтарем – серебряная звезда с латинской надписью «здесь Иисус Христос был рожден от Девы Марии», которая символизирует яркую звезду, явившуюся над местом, где родился Христос (Мт. 2, 2)

Ежедневно служится православная литургия, другие конфессии также могут совершать богослужение.

Рядом с местом рождества справа находится спуск в три ступени. Здесь Богородица положила младенца Христа.

Согласно традиции здесь пастухи поклонились Иисусу и волхвы прославили Его и принесли свои дары.

Рядом с южным входом в базилику лестница, ведущая в пещеру младенцев, наполненная костями и могилами детей, убитых по приказу Ирода, прогневанного тем, что мудрецы обманули его и не вернулись чтобы сказать где находится Иисус. (Мтф. 2, 7-18)

Дети были похоронены в Вифлееме. Святая Елена прислала Вифлеемскому раввину вышитое золотом одеяние, в награду за то что он покажет ей место, где были похоронены младенцы. Раввин принял ее предложение и она построила гробницу.

Около базилики Рождества есть Молочный грот, принадлежащий католикам. Согласно традиции когда святое семейство убегало в Египет, Дева Мария остановилась здесь и кормила Иисуса. Во время кормления одна капля молока упала на пол пещеры и тотчас скала приняла вид мела.

Алтарь Рождества Христова и Пещера рождества (в базилике Рождества)

Отзыв: Экскурсия в Храм Рождества Христова (Вифлеем, Палестина) — Место, где родился Иисус Христос

Посетить территорию Палестины мы решили в рамках экскурсионной программы. Отдыхая в Израиле у нас вышел довольно паломнический тур, поэтому мы решили отправиться в Храм Рождества Христова. Кто не знает, это то самое место, где родился Иисус Христос, и место его рождения в храме обозначено Вифлеемской звездой.

ЭКСКУРСИЯ ПО ГОРОДУ

Перед посещением храма, по городу мы хоть и немного, но погуляли. Город не особо отличается от Израильских городков. Прежде чем приехать сюда, необходимо проехать границу. Для этого нужен заграпаспорт, но на въезде в город его никто не спрашивает. А вот уехать оттуда так просто не получится, поэтому паспорт брать обязательно.

Архитектура домов очень похожа на типичные израильские домики в небольших городках. В городе особых достопримечательностей нет, кроме самой главной, которая представляет интерес для туристов. Мы зашли в пару сувенирных лавок и затем отправились в храм.

Город расположен на склонах гор, поэтому выглядит покатисто, все домики будто стоят друг на друге.

К слову, сейчас это арабский город, но здесь прекрасно уживаются как и христиане и мусульмане. Раньше город был полностью христианским, и Базилика Рождества — один из центров Христианства.

Напротив храма красуется мусульманская мечеть. Немного странно выглядит христианский и мусульманский храм на одной площади.

Внешне храм Рождества Христова не выглядит древним, и не скажешь, что ему больше 2 тысяч лет. Храм имеет один купол, который является колокольней.

Сама колокольня выглядит намного презентабельнее самого храма, видно, что построена намного позже.

На крыше храма можно увидеть такой странный крест, который часто можно встретить как в Иерусалиме, так и на некоторых флагах в Вифлееме и на других храмах. Этот крест имеет еще 4 маленьких крестиков. Такой крест называется иерусалимским, он символизирует собой самого Иисуса, а 4 маленьких крестика — его раны, при распятии.

За мусульманским минаретом можно увидеть еще одну башню с христианским крестом.

Сам храм к моменту нашего приезда оказался на реставрации. Внутри он выглядит гораздо древнее чем снаружи. Внутрь мы вошли через маленький запасной проход, потому что основной выход был заперт из-за реставрации.

В Храме довольно темно, поэтому все фотографии пришлось делать со вспышкой.

В одной из колонн есть крест, состоящий из 5 вмятин. В него нужно вставить пальцы руки и загадать желание.

К нему сразу же выстроилась внушительная очередь, но мне удалось успеть его сфотографировать. Деревянные опоры древней колонны были исписаны разными надписями на различных языках. Должно быть туристы не только загадывали желание мысленно, но и записывали его, что бы наверняка сбылось))

Алтарь храма ничем не отличается от простых православных церквей (ну кроме того, что бы весь в металлических опорах, которые нужны для реставрации).

Вообще с одной стороны мы приехали неудачно, потому что в Храме было темно, он был на реставрации и часть его не функционировала. А с другой стороны нам очень повезло — было немного народу. Относительно не много, потому что обычно в храме не протолкнуться, не говоря уже о том, что бы сделать хорошие фотографии.

Помимо опорных металлоконструкций в храме можно все же разглядеть интересные детали. Очень много потрясающих икон, живописи на стенах, лампы, лампады, люстры.

Кстати именно в этом храме находится единственная в мире икона, на которой облик улыбающейся Божьей Матери. До того, как попала сюда, даже и не знала, что она существует. Но выглядит впечатляюще.

Сама икона украшена драгоценными камнями и металлами.

Колонны которые не были закрыты от нас деревянными опорами, украшали храм своими фресками и изображениями святых ликов.

Кстати, некоторые иконы выглядели очень старыми, должно быть им много много лет, даже не могу предположить сколько. Эти иконы изображены на деревянной поверхности. Краски уже выцвели, но изображения по прежнему четкие.

Стены и иконы украшает резной орнамент из дерева, разноцветные цветы и узоры, а так же маленькие фигурки и ангелочки.

Сама Вифлеемская звезда находится под храмом, для этого нужно спуститься по узкой лестнице в подвал. На самом деле раньше это была пещера, а над ней и построили храм. Очередь на лестнице мы отстояли примерно за 30-40 минут. Хотя нам сказали, что в самый разгар туристического сезона люди стоят в очереди спуститься к звезде 3-4 часа.

И вот, когда подошла наша очередь, мы ее увидели. К звезде огромная очередь, поэтому у каждого человека есть 30-50 секунд что бы все сделать. Когда приближаешься к звезде, необходимо встать на колени перед ней и нагнуться головой к ней. Вообще, как нам сказал гид можно либо приложиться лбом либо поцеловать ее. А что именно нужно делать вам подскажет чутье, когда вы непосредственно окажетесь на коленях перед ней. Это должно идти изнутри.

Я нагнулась и прислонилась лбом. Помимо традиционного ритуала можно еще приложить предметы, которые хотите освятить. Только нужно все извлечь из пакетов и упаковок и прикладывать сами предметы.

В этом же тесном подвальном помещении находится и колыбелька Иисуса, фотография которой так и не получилось из-за скопления людей, которые так и не расступились. Хорошо хоть сама одним глазком успела на нее глянуть.

Выход из грота был с другой стороны, поэтому хоть не пришлось снова стоять в очереди. На поверхность мы выбрались гораздо быстрее. На выходе нам дали иконки.

На выходе из храма сфотографировала настоящий его пол, который был опущен примерно на пол метра. А мы ходили по деревянному.

Стены на выходе выглядели жутковато, все же видно, что храм довольно старый. Потолки высоченные

Потом мы уже ждали нашу группу на улице, и гуляли в окрестностях храма. Фотографировали местную архитектуру.

Все домики в городе выглядят одинаковыми, издалека все сливается воедино.

Подводя итог, скажу, что нисколько не пожалела об этой поездке. Этот храм обладает невероятной энергетикой, даже не сколько храм, а сам грот. Несмотря на то, что было много народу, прочувствовать всю святость места удалось. Когда ты прислоняешься к звезде, на несколько секунд кажется будто ты наедине с собой и никого вокруг нет. А предметы, которые мы освещали привезли в подарок родственникам и друзьям, так же я освещала крестик и до сих пор его ношу.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector