0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

«Бессарабская митрополия»

БЕССАРАБСКАЯ МИТРОПОЛИЯ

[румын. Mitropolia Basarabiei] Румынской Православной Церкви в 1918-1944 гг. (в 1918-1928 архиепископия), номинально восстановлена 14 сент. 1992 г. неканоническим решением Свящ. Синода Румынской Православной Церкви.

Согласно Бухарестскому мирному договору от 16 мая 1812 г., вост. часть Молдовы (Бессарабия), в междуречье Прута и Днестра, вошла в состав Российской империи, и на ее территории 21 авг. 1813 г. была образована Кишинёвская епархия и Хотинская РПЦ. 9 апр. 1918 г. собравшийся в Кишинëве Совет края (Сфатул цэрий) принял решение о присоединении Бессарабии к Румынии. В мае 1918 г. архиеп. Кишинëвский Анастасий (Грибановский) вынужденно оставил епархию. В апр. 1918 г. Кишинëвская епархия РПЦ была насильственно включена в юрисдикцию Румынской Православной Церкви. Предстоятель РПЦ Патриарх Тихон выступил с протестом против этого антиканонического решения, заявив, что закрепление созданного Румынской Православной Церковью положения заставит священноначалие РПЦ прервать братское и каноническое общение с Румынским Синодом и перенести настоящее дело на суд др. правосл. Церквей. 14 июня 1918 г. Свящ. Синод в Бухаресте назначил на Кишинëвскую кафедру еп. Хушского Никодима (Мунтяну), впосл. Патриарха Румынской Православной Церкви. Еп. Никодим реорганизовал епархиальный центр, ввел румын. язык в богослужебную практику мн. приходских церквей. Во главе Кишинëвской ДС был поставлен архим. Виссарион (Пую) и назначены преподаватели из Румынии. Преподавание было переведено на румын. язык. В нек-рых мон-рях были сменены настоятели из русских и украинцев. Еп. Никодим управлял епархией до 31 дек. 1919 г. 1 янв. 1920 г. на кафедру был назначен еп. Ботошанский Гурий (Гросу) из местного духовенства, ревностный сторонник воссоединения Бессарабии и Румынии. 21 февр. 1920 г. он был выбран архиепископом Бессарабским, 28 апр. 1928 г. возведен в сан митрополита (кафедра в Кишинëве). 11 нояб. 1936 г. митр. Гурий отправлен на покой, проживал большей частью в Бухаресте († 14 нояб. 1943, похоронен в мон-ре Черника). Во время его предстоятельства 10 марта 1923 г. на территории Бессарабии были образованы Белгородско-Измаильская епархия, входившая в Б. м., и Хотинская (кафедра в г. Бельцы) Буковинской митрополии. В 1926 г. в Кишинëве основан богословский фак-т, находившийся в ведении Ясского ун-та, просуществовавший до 1941 г., в Измаиле и Единце — 8-классные духовные семинарии. В 1920-1925 гг. священники из Бессарабии принимали участие в разработке и принятии нового Организационного статута Румынской Православной Церкви. Продолжил свою деятельность Союз православных клириков Бессарабии, миссионерское кишинёвское братство «Рождество Христово» и др. объединения клириков и мирян. Издавались газ. «Миссионер», брошюры из сер. «Библиотека православного миссионера» и «Библиотека православного христианина». В 1929 г. в Кишинëве состоялся 2-й, а в 1933 г.- 4-й Миссионерский съезд Румынской Церкви.

После митр. Гурия Б. м. управляли Никодим (Мунтяну; нояб. 1936 — июнь 1937), бывш. еп. Нижнедунайский Козьма (Петрович; июнь 1937 — февр. 1938), бывш. еп. Тигинский Ефрем (Енэкеску; март 1938 — июнь 1940, 1940 (?)- 1944). 12 янв. 1944 г. еп. Ефрем был избран архиепископом и митрополитом. Продолжал окормлять епархию до лета 1944 г. († 5 дек. 1968 в мон-ре Черника).

На территории Б. м. действовали мон-ри и скиты Каприана, Ново-Нямецкий, Хыржавка, Сахарна, Куркь, Рэчула, Фрумоаса, Жабка, Добруша, Гырбовец, Суручень и др., было построено более 100 церквей, столько же отреставрировано. Основывались школы для желавших принять монашеский постриг, число монашествующих возросло до 2400 чел. В мон-ре Добруша была организована школа певчих. Издавались офиц. орган митрополии ж. «Luminătorul» («Просветитель»), «Газета православной румынской миссии в Бессарабии» (1929-1940), еженедельник «Луч» (орган Содружества клириков Бессарабии). Студенты богословского фак-та издавали ж. «Студент» (1928-1933, до 1938 под др. названием). Редактором этого журнала, еженедельника «Луч» и ж. «Бессарабия» (с приложением «Литературная Бессарабия») был известный церковный публицист свящ. Василий Цепордей, сотрудничавший со мн. церковными и светскими изданиями в Бессарабии и в Бухаресте. Для воспитанников семинарии издавались журналы «Наш язык» (Кишинëв) и «Звезда» (Измаил). В церковной периодике публиковали проповеди священники Александр Сквозников, Феодор Руднев, Павел Гросу. После провозглашения в авг. 1940 г. Молдавской ССР была учреждена Кишинёвская и Молдавская епархия РПЦ, ставшая преемницей Кишинёвской и Хотинской.

Бессарабская митрополия

Церковь св. Феодоры в Кишинёве

Бессарабская митрополия (рум. Mitropolia Basarabiei — митрополичий округ в составе Румынской православной церкви на территории Республики Молдова. Официально зарегистрирована в июле 2002 года правительством Молдавии.

Существует с 14 сентября 1992 года параллельно структуре Московского Патриархата — самоуправляемой церкви Молдавии, вследствие чего находится в состоянии конфронтации с последней.

Предстоятель (глава) Бессарабской митрополии — митрополит Петр (Пэдурару) (с 19 декабря 1992 местоблюститель, с 1995 митрополит).

Содержание

История

Основана как архиепископия на территории Бессарабии после принятия 9 апреля 1918 года в Кишинёве Советом страны («Сфатул цэрий») решения о присоединении Бессарабии к Румынии (ранее, с 1812 года входила в Российскую империю и на её территории действовала Кишинёвская епархия Российской Церкви). В мае 1918 года российский архиепископ Кишинёвский Анастасий (Грибановский) покинул Бессарабию, отказавшись подчиниться румынским властям, предлагавшим ему войти в подчинение Румынской Церкви. 14 июня 1918 года Священный Синод в Бухаресте назначил заместителем местоблюстителя архиепископа на Кишинёвскую кафедру епископа Хушского Никодима Мунтяну. Последний принял ряд мер по ассимиляции епархии с Румынской Церковью. При следующем архиерее, Гурие (Гросу), в 1928 году епархия была возведена в ранг митрополии с кафедрой в Кишинёве.

Во время нахождения Бессарабии в СССР в 1940—1941 годы Московский Патриархат, не признававший законности подчинения епархии Румынской Православной Церкви, восстановил над нею свою юрисдикцию: в декабре 1940 года епископ Тульский Алексий (Сергеев) был назначен временно управляющим Кишинёвской епархией, а в мае 1941 года — её правящим архиереем. Однако из-за оккупации Бессарабии румынскими войсками в 1941 году он был эвакуирован в СССР. В период с 1941 по 1944 год территория Бессарабии, а также Одесская область, входила в Королевство Румыния и была под церковной юрисдикцией Бессарабской митрополии Румынской православной церкви.

В 1944 году территория вновь вошла в СССР и деятельность Кишинёвской епархии Московского Патриархата возобновилась.

После обретения Молдавией независимости в 1991 году встал вопрос о возможном присоединении к Румынии. 14 сентября 1992 года группа священнослужителей провела епархиальную ассамблею и заявила о воссоздании отдельной «Бессарабской митрополии» и о переходе в Румынскую Церковь; во главе митрополии стали викарный епископ Бельцкий Петр (Пэдурару) и протоиерей Петр Бубуруз, которые были 20 октября запрещены в священнослужении Синодом РПЦ, а 19 декабря 1992 года без отпускных грамот приняты в Румынскую Православную Церковь, которая объявила деятельность Бессарабской митрополии возобновленной.

Современное состояние

Епархии

16 июля 2011 года митрополитом Петром (Педурару) селе Камышовка Измаильского района Одесской области в присутствии госсекретаря Румынии Эуджена Томака, депутатов румынского парламента, представителей общественности и СМИ был освящён храм в честь свв. ап. Петра и Павла, что вызвало негативную реакцию иерархии Украинской православной церкви Московского патриархата. [1]

Правящие архиереи

  • Никодим (Мунтяну) 14.VI.1918-31.XII.1919 назначен как «заместитель местоблюстителя архиепископа» Кишиневского
  • Гурий (Гросу) 1.I.1920-14.XI.1943 выбран архиепископом Бессарабским 21.II.1920, интронизирован 16.V.1920, митрополит с 28.IV.1928, на покое с 11.XI.1936
  • Никодим (Мунтяну) (ноябрь 1936 — июнь 1937, местоблюститель)
  • Косма (Петрович) (июнь 1937 — февраль 1938, местоблюститель)
  • Ефрем (Енэкеску) (12.I.1944-лето 1944; с марта 1938 — местоблюститель)
  • Петр (Пэдурару) (с 19 декабря 1992 местоблюститель, с 1995 митрополит)

См. также

  • Румынская православная церковь#Отношения с Московским Патриархатом
  • Религия в Молдавии
  • Православная церковь Молдовы

Примечания

  1. Журнали засідання Священного Синоду Української Православної Церкви від 26 серпня 2011 року Журнал № 63 (укр.)

Ссылки

  • На Викискладе есть медиафайлы по теме Бессарабская митрополия
  • Александр КрыловИстория одного раскола. НГ Религии (4 февраля 2009). — Бессарабская митрополия: нерешенная проблема православного мира. Архивировано из первоисточника 22 марта 2012.Проверено 13 февраля 2009.
  • Заявление Службы коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата об аргументах представителей Румынской Православной Церкви, оправдывающих решение об учреждении епархий «Бессарабской митрополии»
Православные церкви
АвтокефальныеАлбанская • Александрийская • Американская • Антиохийская • Болгарская • Грузинская • Иерусалимская • Кипрская • Константинопольская • Польская • Румынская • Русская • Сербская • Чехии и Словакии • Элладская
АвтономныеСинайская • Финляндская • Китайская • Эстонская (КП) • Японская • Критская(полуавтономная)
Самоуправляемые
в составе РПЦ
РПЦЗ • Латвийская • Молдавская • Украинская (МП)(с правами широкой автономии) • Эстонская (МП) • Белорусская(де-факто)
Самоуправляемые
в составе КПЦ
Западноевропейский экзархат русских приходов • Украинская ПЦ в Канаде • Украинская ПЦ в США
ПрочиеБессарабская (Румынская ПЦ) • Охридская (Сербская ПЦ)
Неканонические
юрисдикции
Абхазская ПЦ • Апостольская ПЦ • Белорусская АПЦ • Катакомбники • Македонская ПЦ • Российская ПАЦ • Российская ПЦ • РПЦЗ (А) • РПЦЗ(В) • Старообрядцы • Украинская Реформаторская ПЦ • Старостильные церкви (Болгарская •Греческие • Румынская ) • Истинно-Православные церкви (Молдавская • Сербская •Русская • Русская катакомбная ЦИПХ ) • Турецкая ПЦ • Украинская ПЦ КП • Украинская АПЦ • Украинская АПЦ (о) • Украинская АПЦ К • Черногорская ПЦ
Читать еще:  Туляки смогут поклониться мощам Матроны Московской

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Беспроводные технологии
  • Бессветофорное движение

Полезное

Смотреть что такое «Бессарабская митрополия» в других словарях:

БЕССАРАБСКАЯ МИТРОПОЛИЯ — [румын. Mitropolia Basarabiei] Румынской Православной Церкви в 1918 1944 гг. (в 1918 1928 архиепископия), номинально восстановлена 14 сент. 1992 г. неканоническим решением Свящ. Синода Румынской Православной Церкви. Согласно Бухарестскому мирному … Православная энциклопедия

Корейская митрополия — Константинопольская православная церковь Основная информация Страна Республика Корея Япония Епархиальный центр … Википедия

Молдавская митрополия — Православная церковь Молдовы (Молдавско Кишинёвская митрополия) самоуправляемая часть Русской Православной Церкви. Охватывает территорию Молдавии и Приднестровья. Статус самоуправляемой был предоставлен 2 октября 1992 года решением Священного… … Википедия

Религия в Молдавии — Феодоро Тироновский монастырь в Кишинёве В соответствии с действующим законодательством, Молдавия светское государство[1]. Констит … Википедия

Религия в Молдове — Православная церковь «Чуфля» в Кишинёве В соответствии с действующим законодательством, Молдавия светское государство[1]. Конституция страны гарантирует свободу совести и вероисповедания[1]. Содержание 1 … Википедия

Религия в Республике Молдова — Православная церковь «Чуфля» в Кишинёве В соответствии с действующим законодательством, Молдавия светское государство[1]. Конституция страны гарантирует свободу совести и вероисповедания[1]. Содержание 1 … Википедия

Православие — Христианство Портал:Христианство Библия Ветхий Завет · Новый … Википедия

Кишинёвская епархия — Русская православная церковь Молдавская митрополия … Википедия

Молдова — Координаты: 47°15′00″ с. ш. 28°31′00″ в. д. / 47.25° с. ш. 28.516667° в. д. … Википедия

Республика Молдавия — Координаты: 47°15′00″ с. ш. 28°31′00″ в. д. / 47.25° с. ш. 28.516667° в. д. … Википедия

СПРАВКА: Бессарабская митрополия Румынского патриархата и Молдавская митрополия Московского патриархата: история и современное положение

1. Бессарабская митрополия — митрополичий округ Румынского патриархата (официальная Румынская Православная Церковь). Каноническая территория округа является спорной с РПЦ МП. Помимо Республики Молдова, объединяет приходы и общины в Украине и России (Экзархат Новых земель).

Бессарабская архиепископия основана в апреле 1918 г., после добровольного присоединения Бессарабии, бывшей губернии Российской империи, к Румынскому королевству. Последним предстоятелем Кишиневской епархии Российской Православной Церкви был архиепископ Анастасий (Грибановский), впоследствии Митрополит Восточно-Американский, первоиерарх РПЦЗ.

14 июня 1918 г. Священный Синод Румынской Церкви назначил местоблюстителем Бессарабской архиепископии епископа Хушского Никодима (Мунтяну), впоследствии Патриарха Румынского.

21 февраля 1920 г. на Соборе архиепископии ее предстоятелем избран архиепископ Гурий (Гроссу), который управлял церковной областью до своего увольнения на покой 11 ноября 1936 г. В 1928 г. архиепископия была повышена до статуса митрополии.

С ноября 1936 г. по июнь 1937 г. митрополией, вновь в качестве местоблюстителя, управлял епископ Хушский Никодим. В июне 1937 г. Румынский Синод назначил местоблюстителем митрополии епископа Косму (Петровича), который выполнял свои обязанности до февраля 1938 г. В марте 1938 г. местоблюстителем митрополии был назначен епископ Ефрем (Енэкеску), которого 12 января 1944 г. официально избрали митрополитом Бессарабским. После своего изгнания из митрополии летом 1994 г. митрополит Ефрем жил в Румынии, где скончался в декабре 1968 г.

После оккупации Бессарабии и Северной Буковины Советским Союзом в ходе Второй мировой войны, в июне 1940 г., деятельность Бессарабской митрополии была запрещена, а ее духовенство репрессировано. В декабре 1940 г. митрополит Сергий (Страгородский) назначил временно управляющим «восстановленной» Кишиневской епархией РПЦ МП епископа Алексия (Сергеева). В мае 1941 г. митрополит Сергий утвердил епископа Алексия управляющим епархией с титулом «Кишиневский и Молдавский». В июне того же года отступавшая Красная армия эвакуировала Алексия вглубь СССР. В 1941-44 гг. Румынский патриархат восстановил Бессарабскую митрополию, а оккупированные Румынией территории Украины были объявлены Экзархатом Новых земель под управлением Бессарабской митрополии. После вторичной оккупации Бессарабии СССР летом 1944 г. Кишиневская епархия РПЦ МП была восстановлена.

Во второй раз Бессарабская митрополия восстановлена 14 сентября 1992 года, после выхода епископа Бельцского Петра (Пэдурару) (род. 1946 г.) и протоиерея Петра Бубуруза с группой духовенства и мирян из РПЦ МП и их присоединения к Румынскому патриархату. 19 декабря 1992 г. епископ Петр назначен местоблюстителем Бессарабской митрополии, а в 1995 г. официально возглавил митрополию с возведением в сан митрополита. С точки зрения РПЦ МП, с 20 октября 1992 г. Петр находится в состоянии запрещения в священнослужении и все его священнодействия «недействительны». Под давлением России власти Молдовы отказывали Бессарабской митрополии в регистрации, допуская легальное существование на территории Республики только одной православной Церкви нового обряда. Официально Бессарабская митрополия зарегистрирована в июле 2002 г. после соответствующего решения Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) по делу «Церковь Бессарабской митрополии против Молдовы».

В настоящее время в состав митрополии входят Кишиневская архиепископия, Белгородско-Измаильская (или Южно-Бессарабская), Хотинская (или Бельцская) и Дубоссарская и всего Приднестровья епархии. Епархиальные центры – Кишинев, Бельцы, Дубоссары и Кантемир.

В состав Бессарабской митрополии входит около 20 % от общего числа православных общин Молдовы (официально зарегистрированы лишь 84 прихода), к ее пастве принадлежит около 720 тысяч человек. Несколько приходов Бессарабская митрополия имеет в Украине и России, где они фактически находятся на нелегальном положении.

2. Православная Церковь Молдовы в юрисдикции Московского патриархата (Кишиневская митрополия РПЦ МП) является полуавтономной Церковью в составе Московского патриархата. Образована в 1990 г. после разделения Кишиневской епархии РПЦ МП на несколько епархий под особым управлением Кишиневского митрополита (фактически – митрополичий округ).

Территория современной Молдовы находилась в юрисдикции Российской Церкви с 1812 г., когда Бессарабию присоединили к Российской империи. В 1918-40 и 1941-44 гг. Бессарабия контролировалась Румынией, и Московский патриархат не имел возможности управлять православными приходами на ее территории. Бессарабский вопрос на протяжении всего ХХ века оставался предметом неурегулированного спора между Румынской и Московской патриархиями.

С 1989 г. митрополитом Кишиневским и всея Молдовы является Владимир (Кантаряну), постоянный член Священного Синода РПЦ МП. Как неоднократно высказывался Патриарх Кирилл, с его точки зрения Молдова является «неотъемлемой частью духовного пространства Святой Руси», хотя молдовский (румынский) язык и этнос слабо связаны с русским.

К Кишиневской митрополии РПЦ МП относит себя примерно 2 400 тыс. жителей Молдовы, то есть около 75 % ее населения. Церковь насчитывает 1 080 приходов, 30 монастырей, 1 духовную академию и 2 духовных семинарии. Помимо Кишиневской, митрополия объединяет Тираспольско-Дубоссарскую (в Приднестровье), Единецко-Бричанскую, Бельцко-Фалештскую и Кагульско-Комратскую епархии. Ниспоренско-Унгенская епархия была упразднена после серии скандалов с ее управляющим епископом Петром, который ныне является викарием митрополита всея Молдовы и проживает в селе Бурсук Неспоренского района. Богослужения совершаются на румынском и церковнославянском языках.

Нынешний и.о. президента Молдовы Михай Гимпу критикует Кишиневскую митрополию за зависимость от Москвы, а активисты демократического движения утверждают, что наметилась новая волна перехода общины и клириков из РПЦ МП в Бессарабскую митрополию Румынского патриархата.

(с) «Портал-Credo.Ru». Использованы открытые Интернет-источники

24 сентября 2013, 00:12 МОНИТОРИНГ СМИ: Днепровский порог. После визитов Патриарха Кирилла (Гундяева) православные Украина и Молдова согласились на евроинтеграцию вопреки угрозам Москвы
10 сентября 2013, 11:37 Патриарх Кирилл (Гундяев) призвал Кишинев и Тирасполь к диалогу для решения приднестровской проблемы
09 сентября 2013, 15:30 Патриарх Кирилл (Гундяев) впервые посетил Приднестровье
09 сентября 2013, 14:01 Патриарх Кирилл (Гундяев) встретился с лидером Партии коммунистов Молдовы
09 сентября 2013, 12:15 «Моя молитва сводится к тому, чтобы выборы не сотрясали основы народной жизни», — заявил глава РПЦ МП во время встречи со спикером парламента Молдовы

Православная энциклопедия (А-К)
БЕССАРАБСКАЯ МИТРОПОЛИЯ

БЕССАРАБСКАЯ МИТРОПОЛИЯ

БЕССАРАБСКАЯ МИТРОПОЛИЯ [румын. Mitropolia Basarabiei] Румынской Православной Церкви в 1918-1944 гг. (в 1918-1928 архиепископия), номинально восстановлена 14 сент. 1992 г. неканоническим решением Свящ. Синода Румынской Православной Церкви.

Согласно Бухарестскому мирному договору от 16 мая 1812 г., вост. часть Молдовы (Бессарабия), в междуречье Прута и Днестра, вошла в состав Российской империи, и на ее территории 21 авг. 1813 г. была образована Кишинёвская епархия и Хотинская РПЦ. 9 апр. 1918 г. собравшийся в Кишинëве Совет края (Сфатул цэрий) принял решение о присоединении Бессарабии к Румынии. В мае 1918 г. архиеп. Кишинëвский Анастасий (Грибановский) вынужденно оставил епархию. В апр. 1918 г. Кишинëвская епархия РПЦ была насильственно включена в юрисдикцию Румынской Православной Церкви. Предстоятель РПЦ Патриарх Тихон выступил с протестом против этого антиканонического решения, заявив, что закрепление созданного Румынской Православной Церковью положения заставит священноначалие РПЦ прервать братское и каноническое общение с Румынским Синодом и перенести настоящее дело на суд др. правосл. Церквей. 14 июня 1918 г. Свящ. Синод в Бухаресте назначил на Кишинëвскую кафедру еп. Хушского Никодима (Мунтяну), впосл. Патриарха Румынской Православной Церкви. Еп. Никодим реорганизовал епархиальный центр, ввел румын. язык в богослужебную практику мн. приходских церквей. Во главе Кишинëвской ДС был поставлен архим. Виссарион (Пую) и назначены преподаватели из Румынии. Преподавание было переведено на румын. язык. В нек-рых мон-рях были сменены настоятели из русских и украинцев. Еп. Никодим управлял епархией до 31 дек. 1919 г. 1 янв. 1920 г. на кафедру был назначен еп. Ботошанский Гурий (Гросу) из местного духовенства, ревностный сторонник воссоединения Бессарабии и Румынии. 21 февр. 1920 г. он был выбран архиепископом Бессарабским, 28 апр. 1928 г. возведен в сан митрополита (кафедра в Кишинëве). 11 нояб. 1936 г. митр. Гурий отправлен на покой, проживал большей частью в Бухаресте († 14 нояб. 1943, похоронен в мон-ре Черника). Во время его предстоятельства 10 марта 1923 г. на территории Бессарабии были образованы Белгородско-Измаильская епархия, входившая в Б. м., и Хотинская (кафедра в г. Бельцы) Буковинской митрополии. В 1926 г. в Кишинëве основан богословский фак-т, находившийся в ведении Ясского ун-та, просуществовавший до 1941 г., в Измаиле и Единце — 8-классные духовные семинарии. В 1920-1925 гг. священники из Бессарабии принимали участие в разработке и принятии нового Организационного статута Румынской Православной Церкви. Продолжил свою деятельность Союз православных клириков Бессарабии, миссионерское кишинёвское братство «Рождество Христово» и др. объединения клириков и мирян. Издавались газ. «Миссионер», брошюры из сер. «Библиотека православного миссионера» и «Библиотека православного христианина». В 1929 г. в Кишинëве состоялся 2-й, а в 1933 г.- 4-й Миссионерский съезд Румынской Церкви.

Читать еще:  В чем подвиг и помощь первоверховных апостолов?

После митр. Гурия Б. м. управляли Никодим (Мунтяну; нояб. 1936 — июнь 1937), бывш. еп. Нижнедунайский Козьма (Петрович; июнь 1937 — февр. 1938), бывш. еп. Тигинский Ефрем (Енэкеску; март 1938 — июнь 1940, 1940 (?)- 1944). 12 янв. 1944 г. еп. Ефрем был избран архиепископом и митрополитом. Продолжал окормлять епархию до лета 1944 г. († 5 дек. 1968 в мон-ре Черника).

На территории Б. м. действовали мон-ри и скиты Каприана, Ново-Нямецкий, Хыржавка, Сахарна, Куркь, Рэчула, Фрумоаса, Жабка, Добруша, Гырбовец, Суручень и др., было построено более 100 церквей, столько же отреставрировано. Основывались школы для желавших принять монашеский постриг, число монашествующих возросло до 2400 чел. В мон-ре Добруша была организована школа певчих. Издавались офиц. орган митрополии ж. «Luminătorul» («Просветитель»), «Газета православной румынской миссии в Бессарабии» (1929-1940), еженедельник «Луч» (орган Содружества клириков Бессарабии). Студенты богословского фак-та издавали ж. «Студент» (1928-1933, до 1938 под др. названием). Редактором этого журнала, еженедельника «Луч» и ж. «Бессарабия» (с приложением «Литературная Бессарабия») был известный церковный публицист свящ. Василий Цепордей, сотрудничавший со мн. церковными и светскими изданиями в Бессарабии и в Бухаресте. Для воспитанников семинарии издавались журналы «Наш язык» (Кишинëв) и «Звезда» (Измаил). В церковной периодике публиковали проповеди священники Александр Сквозников, Феодор Руднев, Павел Гросу. После провозглашения в авг. 1940 г. Молдавской ССР была учреждена Кишинёвская и Молдавская епархия РПЦ, ставшая преемницей Кишинёвской и Хотинской.

Лит.: Păcurariu M. Basarabia: Aspecte din istoria Bisericii şi a neamului romînesc. Iaşi, 1993.

Значение БЕССАРАБСКАЯ МИТРОПОЛИЯ в Православной энциклопедии Древо

Открытая православная энциклопедия «ДРЕВО».

Бессарабская митрополия Румынской Православной Церкви .

Основана Румынской Православной Церковью как архиепископия на территории Бессарабии (ныне Республика Молдавия ) после того как 9 апреля 1918 года собравшийся в Кишиневе Совет страны («Сфатул цэрий») принял решение о присоединении Бессарабии к Румынии . До этого с 1812 года Бессарабия входила в Российскую империю и на её территории действовала Кишиневская епархия Русской Православной Церкви . В мае 1918 года архиепископ Кишиневский Анастасий (Грибановский) покинул Бессарабию, отказавшись подчиниться румынским властям, предлогавшим ему войти в подчинение Румынской Церкви. Его викарии, также не согласившиеся изменить Русской Церкви, были насильно высланы из епархии, а 14 июня 1918 года Священный Синод в Бухаресте назначил «заместителем местоблюстителя архиепископа» на Кишиневскую кафедру епископа Хушского Никодима (Мунтяну) [1] .

Епископ Никодим принял ряд мер по слиянию Церкви в Бессарабии с Румынской: реорганизовал епархиальный центр, ввел румынский язык в богослужебную практику многих приходских церквей. В Кишиневскую духовную семинарию были назначены румынские преподаватели во главе с архимандритом Виссарионом (Пую) , преподавание стали вести на румынском языке. В некоторых монастырях настоятели из русских и украинцев были заменены румынами. При следующем архиерее, Гурие (Гросу) , в 1928 году епархия была возведена в ранг митрополии с кафедрой в Кишиневе . Активное, порой насильственное обрумынивание населения и церковной жизни, а также решение Румынской Церкви перейти на новоюлианский календарь , зачастую встречалось с противодействием.

Распространение власти Румынского Патриархата на Бессарабию не было согласовано с Русской Церковью и вызвало протест святого патриарха Всероссийского Тихона . Во время краткосрочного вхождения Бессарабии в СССР в 1940 — 1941 годах Московский Патриархат возобновил управление ею: в декабре 1940 года епископ Тульский Алексий (Сергеев) был назначен временно урпавляющим Кишиневской епархией , а в мае 1941 года — ее правящим архиереем. Из-за занятия Бессарабии румынскими войсками в 1941 году он был эвакуирован в Россию. В период с 1941 по 1944 год румынские войска оккупировали Бессарабию, а также Приднестровье и Одесскую область, на которые распространили и Церковную власть Бессарабской митрополии Румынской Церкви. В 1944 году эти территории были вновь заняты советскими войсками и деятельность Кишиневской епархии Московского Патриархата возобновилась. В мае 1945 года в Бухаресте и в 1946 году в Москве патриархи Румынский Никодим и Московский и всея Руси Алексий I подтвердили каноническую обоснованность восстановления над Кишиневской епархией юрисдикции Русской Православной Церкви.

После обретения Молдавией независимости в 1991 году встал вопрос о возможном присоединении к Румынии . После того как 8 сентября 1992 года съезд духовенства Кишиневской митрополии Московского Патриархата почти единодушно решил остаться в подчинении Русской Церкви, 14 сентября группа недовольных иереев провела отдельную «епархиальную ассамблею», заявила о воссоздании отдельной «Бессарабской митрополии» и о переходе в Румынскую Церковь. Во главе их стали викарный епископ Бельцкий Петр (Пэдурару) и протоиерей Петр Бубуруз , которые были 20 октября запрещены в священнослужении Синодом Русской Православной Церкви , а 19 декабря 1992 года без отпускных грамот приняты в Румынскую Церковь, которая объявила деятельность Бессарабской митрополии возобновленной. С тех пор в стране параллельно действуют две православных юрисдикции, однако Русская Церковь, объявив действия Румынской неканоническими, не прервала с ней общения.

Противостояние Православной Церкви Молдавии Московского Патриархата, верность которой сохранили подавляющее большинство приходов и монастырей страны, на некоторое время отсрочило официальное признание Бессарабской митрополии. Но в результате вердикта Европейского суда по правам человека, специальной рекомендации Парламентской ассамблеи Совета Европы и заявлений Госдепартамента США 30 июля 2002 года правительство Республики Молдавия придало Бессарабской митрополии официальный статус и признало её правопреемницей митрополии действовавшей до 1944 года.

Трения между Русской и Румынской Церквями усугубились в связи с обнаружившейся тенденцией открывать приходы Бессарабской митрополии за пределами Молдовы, в частности, в России , где в конце января 2005 года было создано Московское благочиние по указу «митрополита» Петра (Пэдурару). Хотя Румынский патриарх Феоктист запретил такую деятельность, по некоторым сообщениям она не остановилась. В 2000-х годах Молдове действия Бессарабской митрополии в включали попытки переманивать духовенство их Церкви Молдовы посредством высоких зарплат. Объявление Румынской Церкви о возобновлении активности трех составных епархий Бессарабской митрополии 24 октября 2007 года привело к новому обострению отношений между Церквами, которые остались невыясненными после встречи делегаций в Троянском монастыре в Болгарии 22 ноября 2007 года.

Никодим (Мунтяну) 14.VI. 1918 -31.XII. 1919 назначен как «заместитель местоблюстителя архиепископа» Кишеневского

Гурий (Гросу) 1.I. 1920 -14.XI. 1943 выбран архиепископом Бессарабским 21.II. 1920 , интронизирован 16.V. 1920 , митрополит с 28.IV. 1928 , на покое с 11.XI. 1936

Никодим (Мунтяну) XI. 1936 —VI. 1937 местоблюститель

Косма (Петрович) VI. 1937 —II. 1938 местоблюститель

Ефрем (Енэкеску) III. 1938 — 1944 местоблюститель

Ефрем (Енэкеску) 12.I. 1944 -лето 1944 (+ 5.XII. 1968 )

Петр (Пэдурару) с 19.XII. 1992 местоблюститель до 1995 , затем — митрополит

Белгородско-Измаильская (или Южно-Бессарабская)

Хотинская (или Бельцкая)

Дубоссарская и всего Приднестровья

Ципин, Владислав, прот., История Русской Православной Церкви. Синодальный и новейший периоды (1700-2005) , 2-е изд., Москва, Изд-во Сретенского монастыря, 2006, 719-721.

«Конфликт цивилизаций в Молдавской Церкви», 19.XI.2007:

[1] У Ципина ошибочно указан Никодим (Никулеску) . Ципин, 719.

ДРЕВО — открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Бессарабская митрополия

Церковь св. Феодоры в Кишинёве

Бессарабская митрополия (рум. Mitropolia Basarabiei ) — митрополичий округ в составе Румынской православной церкви на территории Республики Молдова. Официально зарегистрирована в июле 2002 года правительством Молдавии.

Существует с 14 сентября 1992 года наряду с религиозными организациями Московского Патриархата — Православной церковью Молдовы, вследствие чего находится в состоянии конфронтации с последней.

Предстоятель (глава) Бессарабской митрополии — митрополит Петр (Пэдурару) (с 19 декабря 1992 местоблюститель, с 1995 митрополит).

Содержание

  • 1 История
  • 2 Современное состояние
    • 2.1 Епархии
    • 2.2 Правящие архиереи
  • 3 См. также
  • 4 Примечания
  • 5 Ссылки

История

Основана как архиепископия на территории Бессарабии после принятия 9 апреля 1918 года в Кишинёве Советом края («Сфатул Цэрий») решения о воссоединении Бессарабии к Румынии (ранее, с 1812 года входила в Российскую империю и на её территории действовала Кишинёвская и Хотинская епархия Русской православной церкви). В мае 1918 года русский архиепископ Кишинёвский Анастасий (Грибановский) покинул Бессарабию, отказавшись подчиниться румынским властям, предлагавшим ему войти в подчинение Румынской Церкви. 14 июня 1918 года Священный Синод в Бухаресте назначил заместителем местоблюстителя архиепископа на Кишинёвскую кафедру епископа Хушского Никодима Мунтяну. Последний принял ряд мер по ассимиляции епархии с Румынской Церковью. При следующем архиерее, Гурие (Гросу), в 1928 году епархия была возведена в ранг митрополии с кафедрой в Кишинёве.

Во время нахождения Бессарабии в СССР в 1940—1941 годы Московский Патриархат, не признававший законности подчинения епархии Румынской Православной Церкви, восстановил над нею свою юрисдикцию: в декабре 1940 года епископ Тульский Алексий (Сергеев) был назначен временно управляющим Кишинёвской епархией, а в мае 1941 года — её правящим архиереем. Однако из-за взятия Бессарабии румынскими войсками в 1941 году он был эвакуирован в СССР. В период с 1941 по 1944 год территория Бессарабии, а также Одесская область, входила в Королевство Румыния и была под церковной юрисдикцией Бессарабской митрополии Румынской православной церкви.

Читать еще:  Благословенные бессловесные

В 1944 году территория вновь вошла в СССР и деятельность Кишинёвской епархии Московского Патриархата возобновилась.

После обретения Молдавией независимости в 1991 году встал вопрос о возможном присоединении к Румынии. 14 сентября 1992 года группа священнослужителей провела епархиальную ассамблею и заявила о воссоздании отдельной «Бессарабской митрополии» и о переходе в Румынскую Церковь; во главе митрополии стали викарный епископ Бельцкий Петр (Пэдурару) и протоиерей Петр Бубуруз, которые были 20 октября запрещены в священнослужении Синодом РПЦ, а 19 декабря 1992 года без отпускных грамот приняты в Румынскую Православную Церковь, которая объявила деятельность Бессарабской митрополии возобновлённой.

Современное состояние

На настоящий момент Бессарабская митрополия включает в себя 104 действующих прихода и 5 монастырей.

Епархии

16 июля 2011 года митрополитом Петром (Педурару) селе Камышовка Измаильского района Одесской области в присутствии госсекретаря Румынии Эуджена Томака, депутатов румынского парламента, представителей общественности и СМИ был освящён храм в честь свв. ап. Петра и Павла, что вызвало негативную реакцию иерархии Украинской православной церкви Московского патриархата [1] .

Правящие архиереи

  • Никодим (Мунтяну) 14.VI.1918-31.XII.1919 назначен как «заместитель местоблюстителя архиепископа» Кишиневского
  • Гурий (Гросу) 1.I.1920-14.XI.1943 выбран архиепископом Бессарабским 21.II.1920, интронизирован 16.V.1920, митрополит с 28.IV.1928, на покое с 11.XI.1936
  • Никодим (Мунтяну) (ноябрь 1936 — июнь 1937, местоблюститель)
  • Косма (Петрович) (июнь 1937 — февраль 1938, местоблюститель)
  • Ефрем (Енэкеску) (12.I.1944-лето 1944; с марта 1938 — местоблюститель)
  • Петр (Пэдурару) (с 19 декабря 1992 местоблюститель, с 1995 митрополит)
    • Антоний (Телембич) (с 24 мая 2014 викарный епископ с титулом Орхейский)

См. также

  • Румынская православная церковь#Отношения с Московским Патриархатом
  • Религия в Молдавии
  • Православие в Молдавии
  • Православная церковь Молдовы

Напишите отзыв о статье «Бессарабская митрополия»

Примечания

  1. [orthodox.org.ua/uk/node/9831 Журнали засідання Священного Синоду Української Православної Церкви від 26 серпня 2011 року Журнал № 63] (укр.)

Ссылки

Отрывок, характеризующий Бессарабская митрополия

– Что будем петь? – спросила она.
– «Ключ», – отвечал Николай.
– Ну, давайте скорее. Борис, идите сюда, – сказала Наташа. – А где же Соня?
Она оглянулась и, увидав, что ее друга нет в комнате, побежала за ней.
Вбежав в Сонину комнату и не найдя там свою подругу, Наташа пробежала в детскую – и там не было Сони. Наташа поняла, что Соня была в коридоре на сундуке. Сундук в коридоре был место печалей женского молодого поколения дома Ростовых. Действительно, Соня в своем воздушном розовом платьице, приминая его, лежала ничком на грязной полосатой няниной перине, на сундуке и, закрыв лицо пальчиками, навзрыд плакала, подрагивая своими оголенными плечиками. Лицо Наташи, оживленное, целый день именинное, вдруг изменилось: глаза ее остановились, потом содрогнулась ее широкая шея, углы губ опустились.
– Соня! что ты?… Что, что с тобой? У у у!…
И Наташа, распустив свой большой рот и сделавшись совершенно дурною, заревела, как ребенок, не зная причины и только оттого, что Соня плакала. Соня хотела поднять голову, хотела отвечать, но не могла и еще больше спряталась. Наташа плакала, присев на синей перине и обнимая друга. Собравшись с силами, Соня приподнялась, начала утирать слезы и рассказывать.
– Николенька едет через неделю, его… бумага… вышла… он сам мне сказал… Да я бы всё не плакала… (она показала бумажку, которую держала в руке: то были стихи, написанные Николаем) я бы всё не плакала, но ты не можешь… никто не может понять… какая у него душа.
И она опять принялась плакать о том, что душа его была так хороша.
– Тебе хорошо… я не завидую… я тебя люблю, и Бориса тоже, – говорила она, собравшись немного с силами, – он милый… для вас нет препятствий. А Николай мне cousin… надобно… сам митрополит… и то нельзя. И потом, ежели маменьке… (Соня графиню и считала и называла матерью), она скажет, что я порчу карьеру Николая, у меня нет сердца, что я неблагодарная, а право… вот ей Богу… (она перекрестилась) я так люблю и ее, и всех вас, только Вера одна… За что? Что я ей сделала? Я так благодарна вам, что рада бы всем пожертвовать, да мне нечем…
Соня не могла больше говорить и опять спрятала голову в руках и перине. Наташа начинала успокоиваться, но по лицу ее видно было, что она понимала всю важность горя своего друга.
– Соня! – сказала она вдруг, как будто догадавшись о настоящей причине огорчения кузины. – Верно, Вера с тобой говорила после обеда? Да?
– Да, эти стихи сам Николай написал, а я списала еще другие; она и нашла их у меня на столе и сказала, что и покажет их маменьке, и еще говорила, что я неблагодарная, что маменька никогда не позволит ему жениться на мне, а он женится на Жюли. Ты видишь, как он с ней целый день… Наташа! За что?…
И опять она заплакала горьче прежнего. Наташа приподняла ее, обняла и, улыбаясь сквозь слезы, стала ее успокоивать.
– Соня, ты не верь ей, душенька, не верь. Помнишь, как мы все втроем говорили с Николенькой в диванной; помнишь, после ужина? Ведь мы всё решили, как будет. Я уже не помню как, но, помнишь, как было всё хорошо и всё можно. Вот дяденьки Шиншина брат женат же на двоюродной сестре, а мы ведь троюродные. И Борис говорил, что это очень можно. Ты знаешь, я ему всё сказала. А он такой умный и такой хороший, – говорила Наташа… – Ты, Соня, не плачь, голубчик милый, душенька, Соня. – И она целовала ее, смеясь. – Вера злая, Бог с ней! А всё будет хорошо, и маменьке она не скажет; Николенька сам скажет, и он и не думал об Жюли.
И она целовала ее в голову. Соня приподнялась, и котеночек оживился, глазки заблистали, и он готов был, казалось, вот вот взмахнуть хвостом, вспрыгнуть на мягкие лапки и опять заиграть с клубком, как ему и было прилично.
– Ты думаешь? Право? Ей Богу? – сказала она, быстро оправляя платье и прическу.
– Право, ей Богу! – отвечала Наташа, оправляя своему другу под косой выбившуюся прядь жестких волос.
И они обе засмеялись.
– Ну, пойдем петь «Ключ».
– Пойдем.
– А знаешь, этот толстый Пьер, что против меня сидел, такой смешной! – сказала вдруг Наташа, останавливаясь. – Мне очень весело!
И Наташа побежала по коридору.
Соня, отряхнув пух и спрятав стихи за пазуху, к шейке с выступавшими костями груди, легкими, веселыми шагами, с раскрасневшимся лицом, побежала вслед за Наташей по коридору в диванную. По просьбе гостей молодые люди спели квартет «Ключ», который всем очень понравился; потом Николай спел вновь выученную им песню.
В приятну ночь, при лунном свете,
Представить счастливо себе,
Что некто есть еще на свете,
Кто думает и о тебе!
Что и она, рукой прекрасной,
По арфе золотой бродя,
Своей гармониею страстной
Зовет к себе, зовет тебя!
Еще день, два, и рай настанет…
Но ах! твой друг не доживет!
И он не допел еще последних слов, когда в зале молодежь приготовилась к танцам и на хорах застучали ногами и закашляли музыканты.

Пьер сидел в гостиной, где Шиншин, как с приезжим из за границы, завел с ним скучный для Пьера политический разговор, к которому присоединились и другие. Когда заиграла музыка, Наташа вошла в гостиную и, подойдя прямо к Пьеру, смеясь и краснея, сказала:
– Мама велела вас просить танцовать.
– Я боюсь спутать фигуры, – сказал Пьер, – но ежели вы хотите быть моим учителем…
И он подал свою толстую руку, низко опуская ее, тоненькой девочке.
Пока расстанавливались пары и строили музыканты, Пьер сел с своей маленькой дамой. Наташа была совершенно счастлива; она танцовала с большим , с приехавшим из за границы . Она сидела на виду у всех и разговаривала с ним, как большая. У нее в руке был веер, который ей дала подержать одна барышня. И, приняв самую светскую позу (Бог знает, где и когда она этому научилась), она, обмахиваясь веером и улыбаясь через веер, говорила с своим кавалером.
– Какова, какова? Смотрите, смотрите, – сказала старая графиня, проходя через залу и указывая на Наташу.
Наташа покраснела и засмеялась.
– Ну, что вы, мама? Ну, что вам за охота? Что ж тут удивительного?

В середине третьего экосеза зашевелились стулья в гостиной, где играли граф и Марья Дмитриевна, и большая часть почетных гостей и старички, потягиваясь после долгого сиденья и укладывая в карманы бумажники и кошельки, выходили в двери залы. Впереди шла Марья Дмитриевна с графом – оба с веселыми лицами. Граф с шутливою вежливостью, как то по балетному, подал округленную руку Марье Дмитриевне. Он выпрямился, и лицо его озарилось особенною молодецки хитрою улыбкой, и как только дотанцовали последнюю фигуру экосеза, он ударил в ладоши музыкантам и закричал на хоры, обращаясь к первой скрипке:

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector