1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Бездуховны ли живописные иконы

Православная Жизнь

В некоторых церковных кругах относительно иконы популярна такая стереотипная схема: есть «правильная» иконопись (созданная в средневековой стилистике, а ещё лучше – в московской стилистике XV–XVI вв.), и это истинная высокодуховная иконопись, а есть «неправильная» – академическая, реалистическая, душевная, созданная «под влиянием падшего Запада». Схема довольно известная. Под нее подведена своя философская база, написаны десятки книг и сотни статей.

И все в этой схеме гладко и хорошо, если не принимать во внимание некоторые очевидные факты.

Церковь принимала и продолжает принимать живописные иконы

Вспомним, что в течение всего Синодального периода основным направлением иконописи было живописное. А что это значит на практике? Что большинство верующих и святых этого периода использовали при молитве именно такие иконы. То есть ни преподобному Серафиму Саровскому, ни святым Оптинским старцам, ни праведному Иоанну Кронштадтскому, ни другим великим подвижникам живописные иконы не мешали молиться, не делали их молитву «менее духовной», не искушали своим «живоподобием», «католической мечтательностью» и т. д.

Впрочем, святые отцы ведь не читали сочинения религиозных философов и искусствоведов и даже не подозревали, что их келейные образа могут быть «неправильными», «неканоническими», «бездуховными».

И более того, те иконы, которые, по мнению некоторых ревнителей, должны считаться «правильными» и «каноническими», в этот период по большему счету присутствовали у раскольников-старообрядцев, поскольку именно в этой среде хранилась преданность к средневековой стилистике в иконописи.

Все станет на свои места, если мы вспомним, что само понятие «каноническая икона» введено в публицистический обиход только в XX веке. Ведь «канонический» значит правильный.

И правильным в иконе должен быть прежде всего смысл. Ведь если изображение содержит в себе ересь, то совершенно не важно, в каком оно стиле написано – в византийском ли, в рублевском ли или в академическом.

В разное время и в разных странах в иконописи использовались различные стили, обусловленные именно этим самым временем и этим самым регионом.

Так, в первохристианские времена иконопись стремилась к эллинистическим идеалам с их иллюзорностью и во многом использовала те же приемы, которые мы видим в академической живописи последних столетий.

Христос Вседержитель. Фрагмент иконы. Лик. Византия. VI век. Египет. Синай. Монастырь св. Екатерины

При этом в восточных регионах Византийской империи – в Египте, Сирии и Палестине – в то же самое время можно наблюдать тяготение к более аскетичному стилю.
Менялись эпохи, менялись и стили.

Но не все понимали и понимают этот процесс. Многим ревнителям кажется, что в Церкви во все времена, начиная чуть ли не с апостольских, все было неизменно. И эта мнимая неизменность проецируется на то, что окружает ревнителя в данное время – у нас все, как у отцов, дедов и прадедов. А то, что выходит за рамки ревнительского кругозора, клеймится как неправильное.

Вот, например, как реагировал протопоп Аввакум на современные ему иконы нового «фряжеского» письма:

«Пишут спасов образ Еммануила, лице одутловато, уста червонная, власы кудрявые, руки и мышцы толстые, персты надутые, тако же и у ног бедры толстыя, и весь яко немчин брюхат и толст учинен, лишо сабли той при бедре не писано. А все то кобель борзой Никон, враг, умыслил, будто живыя писать, устрояет все по фряжскому, сиречь по немецкому» (1).

А вот что бы сказал Аввакум, если бы увидел, к примеру, мозаику, изображающую Христа Еммануила в образе римского полководца-триумфатора из архиепископской капеллы в Равенне, созданную более чем за тысячу лет до самого Аввакума?

Христос-триумфатор. Мозаика. Западно-Римская империя. V век. Италия. Равенна. Архиепископская капелла

Совершенно ясно, что Аввакум – человек своей эпохи, который другой иконописи не видел, и для него все, что отличалось от привычных ему форм, казалось чуждым, нецерковным, еретическим.

И ошибка Аввакума лишь в том, что образ благочестия своей эпохи он переносил на все христианство разом.

В чем-то это, конечно, проблема нашего отечественного региона, ведь в Византии всегда под рукой были образцы древней иконописи и произведения античности, которые постоянно вдохновляли византийских изографов, о чем свидетельствуют так называемые византийские ренессансы – Македонский, Комниновский, Палеологовский.

Увы, у нас же сложилась немного другая ситуация, которая более содействовала консерватизму, часто в весьма резких проявлениях.

Древние еще византийские образцы не были известны в своем первоначальном виде, ведь были перекрыты слоями потемневшей олифы и поздними поновлениями. Об античном художественном наследии и вовсе говорить не приходится. И вот в такой ситуации за образец, за канон принималось только то, что имелось здесь и сейчас. А вот другие иконы, другие иконописные стили, созданные в иное время и в иных регионах, или не были известны вообще или отрицались как ересь (особенно западные произведения).

Разумеется, если говорить именно о западной иконописи, стоит признать: при отпадении той или иной христианской группы от чистоты православия в церковное искусство этих групп проникают и чуждые православию идеи. В качестве примера можно привести различие в изображении Распятия в православной и католической традиции, о котором мы ранее говорили.

Но эта разница имеет отношение именно к содержанию образа, а не к живописной технике как таковой.

В известном смысле можно сказать, что «живоподобие» русской «фряжеской» иконописи XVII века (Симон Ушаков, Иосиф Владимиров и др.), иконописной школы Киево-Печерской Лавры и т. д. – это не новшество, а скорее – возвращение к истокам.

Пример «фряжеского» письма. Фрагмент иконы Симона Ушакова. Россия. XVII век. Москва. Кремль. Оружейная палата

С поправкой на эпоху, иногда и с определенным католическим привкусом. Но можно ли утверждать, что благочестивый киевлянин или москвич, который молился перед иконами «фряжеского» письма был менее духовен, чем современные ему старообрядцы или наши современники, ознакомленные с популярной иконоведческой литературой? Вопрос, конечно, риторический. Особенно если речь идет не только о простых верующих, но о святых нашей Церкви.

Но как бы то ни было, в наших храмах и сейчас соседствуют иконы разных стилей. И нравится ли нам данный факт или нет – церковная практика такова.

Чудотворные живописные иконы

Еще можно вспомнить, что в Церкви почитаются и чудотворные иконы разных стилей, в том числе и живописные и даже примитивно народные.

И уж если говорить прямо, то многие из особо почитаемых Церковью чудотворных икон не просто живописны, но имеют конкретное католическое происхождение.

Можно назвать, например, икону «Умиление» Серафимо-Дивеевскую, известную по многочисленным спискам, которая неразрывно связана с памятью прп. Серафима Саровского и его келейной иконой.

Достаточно взглянуть на этот образ и сравнить его с более ранними католическими иконами.

Слева: «Молящаяся Мадонна» итальянского художника Джованни Сассоферрато XVII век, справа: один из списков иконы «Умиление» Серафимо-Дивеевская

Или образ «Христа в темнице», который есть во многих наших храмах – большая часть этих образов так или иначе восходит к католической традиции, например к известной картине Мурильо. Но ведь есть чудотворные иконы католического происхождения, но почитаемые именно в православии – например Козельщанская или Барская из Киево-Печерской Лавры (на которой присутствуют традиционные для католичества особые латинские инициалы Христа и Богородицы).

Но есть и совсем особый пример — икона Богородицы «Прибавление ума», которая фактически (да простится мне тавтология) есть образ образа. А именно — изображение католической статуи Лоретской Мадонны.

И если Господь прославил их, можем ли мы говорить об их «неправильности» только на том основании, что они не соответствуют некому идеалу, придуманному религиозными философами прошлого века?

Православная Церковь вселенская. В ней есть место всем: и утонченным интеллектуалам, и простым приходским бабушкам. И для каждого Господь проявляет Себя в той мере, в какой человек может Его вместить. Это касается и икон. Главное – не приписывать свой личный образ благочестия всем.

Дмитрий Марченко

1) Аввакум. Беседа четвертая. [Об иконном писании] // Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. [М.]: Academia, 1934. С. 209–214.

Бездуховны ли живописные иконы

На фоне быстро реформирующегося «западного» христианства русское православие продолжает стоять незыблемой глыбой. Недаром христиане на Западе православных называют «ортодоксами». И не понять, чего в этом слове больше — снисходительности к нашей дремучести или уважения к нашей твердости в вере. Да, в России до сих пор невозможно появление женщины-священнослужителя или освященный церковью однополый брак. При этом церковь продолжает испытывать давление человеческих страстей. И виды у этого давления могут быть самыми разными. Несколько лет назад автор этой заметки случайно узнал о «неканонических» иконах и начал собирать их изображения. Большая часть была написана с добрыми намерениями, но были и откровенно кощунственные, злые. Авторство некоторых «икон» не удалось установить, хотя они давно ходят по рукам, а иногда встречаются в храмах и в церковных лавках. «Комсомолка» попросила прокомментировать эти «образы» отца Михаила (Прокопенко) из храма Троицы Живоначальной в Хорошеве.

Читать еще:  Главный муфтий Северной Осетии подал в отставку после скандального интервью

Местночтимый киевский святой, ученик приготовительного класса Софийского духовного училища в Киеве. Его обескровленное тело было найдено 20 марта 1911 года. Расследование убийства вылилось в громкий судебный процесс — так называемое «дело Бейлиса». В ходе процесса еврейское население Киева было обвинено в ритуальных убийствах. Одним из инициаторов прославления мученика был философ Василий Розанов. Самочинная икона пользуется популярностью среди прихожан так называемой Украинской православной церкви Киевской патриархии.

Отец Михаил: — Господь только знает, какой стала судьба этого мальчика. Вне сомнений, он погиб страдальчески. Но такое принесение политических страстей на иконописную доску никогда не было свойственно церкви. Такие изображения встречаются крайне редко. Политика разделяет людей, и именно по этой причине церковь от нее отдалена. Потому что Христос пришел спасти всех людей, не различая их по политическим взглядам. Если церковь будет ассоциировать себя с одной политической силой, куда же деваться ее противникам? Вот в нашем храме, например, вместе молятся грузины и абхазы. Эти люди в ином месте смотрели бы друг на друга через прицел. Мне приходилось здесь крестить скинхедов и крестить людей, которые, скажем так, не находят со скинхедами общего языка. Христос примиряет всех. Принесение суетных политических идей на церковную почву неизбежно калечит религиозное сознание.

«Иосиф Петроградский, попирающий Патриарха Сергия»

Лубок в виде иконы написан по мотивам афонской фрески, на которой св. Марк Ефесский попирает Римского Папу. На этом изображении, изготовленном кем-то из иконописцев РПЦЗ в 80-х годах, отображен внутрицерковный конфликт 20-х годов прошлого века между церковью «белой» и «красной».

Отец Михаил: — Несмотря на то, что эта картиночка выполнена вполне в традиционной иконописной стилистике, иконой ее язык не повернется назвать. Нарисована хорошо — соблюдено даже портретное сходство. Но без жгучей ненависти к Патриарху Сергию этот образ не мог бы быть написан. Одержимость автора видна в парадоксальной ненависти к собственному народу и своей церкви. При том, что автор этой картинки, скорее всего, был крещен в нашей церкви. Не знаю, как нужно было обозлиться, как нужно было открыть свою душу для таких страстей.

«Новомученик святой старец Владимир Ленин»

«Образы» с изображением вождя пролетариата характерны для раскольников-беспоповцев, которые восприняли советскую власть как антагониста власти царской. А враг моего врага — мой друг. Этот «образ» был сфотографирован в Республике Коми в середине 90-х годов, когда-то он помещался в одной из молелен.

Отец Михаил: — Ленин — это человек, о христианском мировоззрении которого неизвестно ничего, кроме пятерки по Закону Божьему в его аттестате. Все остальное его отношение к христианству — это злоба и сатанинская одержимость. По рассказам современников, его просто корежило при упоминании Имени Божьего. Изображать его на иконах — кощунственно.

Их тысячи. Живописные изображения Христа Спасителя не запрещены. Но в последние годы подобные неканонические образы можно встретить в храмах.

Отец Михаил: — Перед такой иконой сложно молиться. Перед картиной «Христос в пустыне» Ивана Крамского можно лишь поразмышлять. Иными словами, эти изображения щекочут нервы. Творчество может питаться священными сюжетами. Другое дело, что их нельзя называть иконами. Есть и другие примеры. У нас есть признанные чудотворные иконы, которые написаны с отступлением от канонов. Например, икона «Умиление Пресвятой Богородицы» — келейная икона преподобного Серафима Саровского. Икона написана в стилистике светской живописи XVIII — XIX веков, тем не менее эту икону мы почитаем, и ее каноничность не вызывает сомнений.

Самочинный образ был явлен 24 марта 2006 года в Петропавловском соборе на панихиде по убиенному императору некими монархистами-радикалами. Автор неизвестен.

Отец Михаил: — Это тоже привнесение политических страстей в церковь. Несомненно, что человек претерпел мученическую кончину. С другой стороны, его политика в отношении церкви была по меньшей мере странная. Именно он ввел в титул российского императора именование Глава церкви. Это кощунство, глава церкви — это Христос. Мне не очень понятно упорство этих людей, написавших этот неканонический образ. В эпоху Павла Первого было множество людей святой жизни. Например, митрополит Санкт-Петербургский Гавриил, возродивший монашескую традицию в России. При этом нет свидетельств народного почитания императора Павла на протяжении двухсот лет.

Икона была создана на народные пожертвования и даже была освящена 31 августа 2008 года в Вознесенском кафедральном соборе Новосибирска. Написана в Задонском Богородицком мужском монастыре.

Отец Михаил: — Это скорее наивное искусство. Больше живопись, и я вполне представляю себе такую картину, написанную светским художником. Это искренне сделано, с живым религиозным чувством.

Образ написан по видению некой жительницы Пятигорска Ольги Павленко в конце 90-х годов. В настоящий момент икона распространена в списках, ксерокопиях, ее можно купить у «странников» и в церковных лавках некоторых монастырей.

Отец Михаил: — Церковь учит крайне осторожно относиться к своему мистическому опыту. Человек может демонское обольщение принять за что-то благодатное. Он может принять за откровение нервное дрожание, переживания какого-то соматического характера. Но Господь найдет способ открыть человеку свою волю посредством других людей. Богу угодно, чтобы люди наставлялись людьми же. «Чтобы друг другу тяготы носили и так исполняли закон Христов» — так говорил апостол Павел.

Эта самочинная икона написана художником из так называемой «Церкви Иоанна Богослова», предположительно неким братом Романом, проживающим в Германии. Образ Григория Распутина крайне популярен в разных околоправославных течениях. Существуют и известны около трех десятков самочинных и неканонических образов с Григорием Распутиным.

Отец Михаил: — Очень яркий пример такого воспаленного сознания. Это крайне пререкаемая личность, очевидно, принадлежавшая к хлыстовской секте. Есть свидетельства многих святых, что этот человек был крайне вреден для царской семьи и России. Этот человек, очевидно, принадлежал к хлыстовской секте. Конечно, не может быть и речи, чтобы изображения этого человека находились в православных храмах.

Образ написан санкт-петербургским иконописцем Михаилом Осипенко сразу после трагических событий. В основу сюжета легло библейское повествование об избиении вифлеемских младенцев. К сорока дням икона была доставлена в Аланский Успенский мужской монастырь в Беслане. По слухам, самочинный образ был освящен, но впоследствии РПЦ этот факт категорически опровергла.

Отец Михаил: — Понятно желание и чувства того, кто написал этот неканонический образ. Мы верим, что Господь, конечно, принял невинных страдальцев в свою небесную обитель. . Но есть один важный момент. Человек в церкви должен уметь ждать и доверяться солидарному церковному мнению. В настойчивом желании добиться почитания чьей-то памяти слишком много человеческого. Сергий Преподобный пролежал в могиле 30 лет, прежде чем его мощи подняли. А прославлен и причислен к лику святых он был еще позже. Необходимы были свидетельства подлинного, всенародного почитания. Очень ярко это проявилось в истории с канонизацией царской семьи. Люди много лет смиренно ожидали церковного решения. Но были и те, кто с упорством изображал царскую семью и ставил эти изображения в храмах. Но все материалы по канонизации были оглашены на Поместном соборе лишь в 2004 году. Высшей церковной властью было принято решение причислить их к лику святых, в одном из пунктов этого решения особо указывается на разрешение писать иконы.

13 февраля 1996 года Евгений Родионов попал в плен к чеченским боевикам и после отказа снять нательный крест был зверски убит. Евгений Родионов считается местно-чтимым святым, но пока не канонизирован церковью. Существуют два образа Евгения Родионова, написанных по канонам иконографии.

Отец Михаил: — Понятно стремление людей причислить его к лику святых, но нужно набраться терпения. То, что Евгений Родионов формально не причислен к лику святых, в его судьбе уже ничего не изменит. Если человек отказался отречься от Христа и был за это убит, несомненно, он находится в числе мучеников. Тем не менее, прежде общецерковного решения о прославлении святого иконы писать не следует.

Считается местночтимым святым во Владимире. Известно несколько десятков неканонических и самочинных икон.

Читать еще:  Что делать для того, чтобы победить страсть?

Отец Михаил: — Если деятельность Ивана Васильевича сравнить с деятельностью его современников — европейских правителей, его личность покажется травоядной, вегетарианской. Но это не повод так настойчиво добиваться причисления его к лику святых. Церковь в свое время высказалась по этому поводу — оснований для причисления его к лику святых пока нет.

«Николай Псковоозерский (Гурьянов)»

Один из самых почитаемых праведников и старцев нашего времени. Последние годы жизни провел на острове Залит в Псковском озере, который стал местом народного паломничества. Обладал провидческим даром. Якобы был сторонником канонизации Ивана Грозного и Григория Распутина.

Отец Михаил: — По свидетельству многих, это был очень достойный батюшка, но нужно понимать, что вокруг него было множество корыстных и прельщенных людей. Вообще взыскание такой неординарной благодати не является признаком нормальной духовной жизни человека.

Адольф Гитлер: «Атаульф Мюнхенский, великомученик Берлинский»

Творчество адептов «Русской Катакомбной Церкви Истинных Православных Христиан». Само название секты звучит как диагноз. Психические заболевания заразны — существует три вида «иконы» с Атаульфом, которые в списках расходятся по России.

Отец Михаил: — Это за пределами добра и зла. Без комментариев, хотя пару слов хочу сказать. Думают ли православные люди, защищающие Власова, Гитлера, о том, какая судьба была им уготована в Третьем рейхе?

«Плач Иисуса Христа об абортах»

Это действительно «народная» икона. Образ известен не менее двух десятков лет и распространен среди верующих. По словам современного сибирского иконописца Сергея Колько, он делал один из списков этой иконы по просьбе настоятеля храма Святых царственных мучеников (Омско-Тарская епархия), с маленького карманного образка. Наверное, это единственная из неканонических икон, которая не вызвала резкого отторжения иерархов церкви. 23 ноября 2007 года состоялся чин освящения этой иконы. По мнению отца Михаила, это все-таки живопись.

Признаки канонической иконы — Условность изображения. Изображается не предмет, а идея. Портретные сходства условны. По каноническим требованиям русской иконографии на православных иконах нет признаков чувственной и плотской привлекательности. — Для канонической иконы характерна обратная перспектива: точка схода располагается не на линии горизонта (в глубине образа), а в стоящем перед иконой человеке. При этом удаленные предметы увеличиваются в размерах, а в прямой перспективе наоборот. По мнению богословов, это облегчает молитву. Восприятие изображения получается панорамным, напряжение с глаз снимается, и образ воспринимается сердцем. — Нет внешнего источника освещения. Свет идет из глубины, свечение образа «внутреннее». — В канонических иконах изображение единовременно, композиция статична. Если необходимо изобразить движение, иконописец делает его малореалистичным, подчеркивая статику образа.

Икона — священный объект в христианской культуре: виды, отличительные черты, история

Икона в искусствоведении — это предмет станковой живописи, художественное изображение лиц или событий на библейскую (церковную) тематику. Икона с богословской точки зрения — это священный объект почитания для верующих, изображение, написанное в точном соответствии строгим канонам. Выдающиеся образцы иконописи представляют большой интерес для коллекционеров и стоят немалых денег.

Иконы повсеместно присутствуют в христианской культуре, их используют в православии и католицизме при проведении обрядов и таинств. Вопреки распространенному ошибочному мнению, иконы не являются предметами поклонения (идолами) для истинно верующих людей. Человек молится не художественному образу, а перед ним, именно так он обращается к Богу или Святому за помощью.

Классификация и виды икон

Иконы в христианстве, несмотря на строгость канонов их написания, могут сильно отличаться друг от друга. В изобразительном искусстве существуют следующие критерии классификации икон:

  • По сюжету (с изображением Христа, Святой Троицы, Богоматери, ангелов, Святого Духа, мучеников, апостолов, событий из Библии).
  • По технике исполнения (живописные, резные на дереве или металле, вышитые на ткани, мозаичные, чеканные, фресковые).
  • По месту нахождения (храмовые, домовые, дорожные, выносные).
  • По числу композиций (одно-, двух- и многочастотные, клеймовые).
  • По стилистике написания или школе конкретного иконописца (византийские, греческие, русские, мастерской Дионисия, школы Андрея Рублева).
  • По назначению (семейные, венчальные, обетные, мерные, именные).
  • По размеру (малые, средние, большие).
  • По охватываемости фигуры (ростовые, тронные, поясные, оплечные, оглавные).

В христианстве также принято разделять особо чтимые — чудотворные иконы по проявлениям их силы на следующие разновидности:

  • Мироточивые (выделяющие благоухающую маслянистую влагу).
  • Чудесно обретенные (случайно найденные в самых удивительных местах).
  • Целительные (обладающие способностью восстанавливать здоровье людям).

Отличия католических и православных икон

Между католической и православной церковью существуют серьезные различия в догматике, обрядах и духовной жизни. Исторически также сложилось разделение в искусстве иконописи.

В католической культуре с эпохи Возрождения наблюдается отказ от следования религиозным нормам при написании икон. Живописцы Ренессанса начали вместо общепринятых строгих ликов святых и сюжетов на библейскую тематику создавать очень красочные и смелые в художественном отношении картины. Постепенно в Западной Европе живопись на религиозную тематику вытеснила древнюю иконопись. Католическая церковь приняла эти изменения. Картины мастеров стали предметами украшения многих храмов, соборов, монастырей.

Православные иконописцы, напротив, строго соблюдали древние каноны. Поэтому их творения легко отличить от произведений западных «коллег» по следующим признакам:

  • Условности и символичности изображения. Русские иконописцы сознательно изображали фигуры бесплотными, со слегка вытянутыми пропорциями, чтобы возвысить роль духовного и уменьшить значение телесного начала.
  • Господству обратной перспективы. Объекты изображения на иконах увеличиваются в размерах по мере их удаления от наблюдателя.
  • Роли света в композиции. Православные художники не использовали игру светотени при написании образов святых, свет исходил от самих ликов.
  • Цветовой палитре. Цвет одеяний, символов и остальных предметов на иконе точно соответствовал определенным канонам.
  • Отсутствию временных рамок. Иконы нельзя привязать к определенной эпохе, они написаны вне конкретного временного отрезка.

История икон

К истории иконописи христианская церковь относится очень трепетно. Существует несколько красивых преданий относительно происхождения первых икон.

Одна из легенд гласит, что первым иконописцем был апостол Христа — Святой Лука. Именно он впервые нарисовал изображение Богоматери с младенцем на руках. Этой тематике посвящено множество произведений искусства в европейской культуре.

Существует также предание о восточном царе, который страстно возжелал иметь в своей коллекции изображение Христа. Но придворный живописец не смог воплотить на холсте лик Спасителя. Тогда Христос сжалился над мастером, вытер мокрое лицо куском полотна и отдал его рисовальщику. Так возник известный всему миру Спас Нерукотворный.

Первые исторически подтвержденные образцы христианской иконографии датируются IV веком. Это — росписи стен в римских катакомбах на библейскую тематику. Наиболее ранние сохранившиеся иконы в привычном виде небольших живописных изображений на деревянных досках созданы в VI веке.

В VII веке на Трулльском Соборе было принято важнейшее решение для иконописи. Высочайшим повелением запрещалось изображать Христа в символическом виде агнца (ягненка), дозволялось только рисовать его лик в подобии человеческом.

В VIII веке в христианском мире произошел серьезный раскол. В Византийской Империи возникло мощное движение — иконоборчество. Его сторонники называли почитание икон идолопоклонством и массово уничтожали религиозные изображения (росписи алтарей, фрески, мозаики, статуи и иконы).

Только в 843 году на Вселенском Соборе был принят догмат о почитании икон. В память об этом событии Восточная Церковь ежегодно отмечает Праздник Торжества Православия.

В Средневековье собственные школы иконописи были созданы практически во всех странах Европы. В России расцвет творчества иконописцев приходится на XIV-XV век. В этот период творили выдающие мастера:

  • Феофан Грек (1340 — 1410);
  • Андрей Рублев (1360 — 1428);
  • Дионисий (1440 — 1502);
  • Федор Зубов (1615 — 1689);
  • Гурий Никитин (1620 — 1691);
  • Симон Ушаков (1626 — 1686).

Упадок иконописи в Европе начинается с эпохой Возрождения, а в России значительно позже — в XVII веке. Живопись постепенно вытесняет иконы на задворки истории.

Интерес к иконописи возвращается только в начале ХХ века, но он носит выраженный научный и культурный характер. Иконы все чаще становятся предметами торгов на аукционах, они продаются на Западе за большие деньги. В России после 1917 года Советская власть ведет беспощадную борьбу с религией, произведения церковного искусства безжалостно уничтожают во время антирелигиозных компаний.

Сегодня искусство иконописи медленно возрождается, а шедевры старых мастеров украшают частные и музейные коллекции.

На платформе Very Important Lot посетители всегда могут принять участи в аукционах по продаже шедевров искусства и предметов антиквариата. Ценители прекрасного также имеют возможность купить на нашей площадке напрямую иконы у современных художников.

«Дело иконотворения», или Как писали иконы на Руси

«Дело иконотворения», или Как писали иконы на Руси

Древняя Русь не знала такого вида искусства, как живопись. Первыми живописными изображениями на Руси стали иконы. Древнерусская иконопись по праву считается лучшей в мире. И хотя иконопись как искусство вместе с ее канонами пришла на Русь из Византии, древнерусская иконопись вскоре стала самобытной. Беря свое начало в Х веке, она вплоть до века XVII оставаясь ядром древнерусской культуры.

Читать еще:  Полсотни скворечников установлено возле храма в Симферополе


«В мастерской иконописца». Егор Зайцев, 1998 год

Технология написания икон своеобразна и сложна. Традиции и устоявшиеся приемы затрагивали не только иконографию, но и выбор материала, на котором писались иконы, вещество грунта, способ подготовки поверхности под живопись, технологию изготовления красок и, наконец, последовательность письма.

На чем писали иконы

Писали иконы чаще всего на досках: использовали липу, на Севере — лиственницу и ель, в Пскове — сосну. Вообще выбор древесины для изготовления икон был обусловлен местными традициями и тем, какие породы деревьев были распространены в данной конкретной местности.

Дорогие иконы старались писать на кипарисе: это дерево дольше сохраняется, не впитывает влагу (кстати, традиционно на кипарисовых досках писались иконы в Византии).


Это только на первый взгляд кажется, что для создания иконы подойдет любая доска.
На самом деле даже выбор материала для будущих икон был строго регламентирован.

Изготовлением досок для икон занимались, как правило, древоделы. Процесс этот был длительным и трудоемким. Доску вытесывали из бревна, выбирая самый крепкий слой ствола — внутренний. Кроме того, дерево должно было быть сухим и выдержанным.

Для маленьких икон могла использоваться одна доска. Для икон большого размера соединялось несколько досок — их склеивали между собой специальным столярным клеем. Для того чтобы на доске держался грунт, лицевая сторона заготовки отстругивалась зубчатым рубанком. С тыльной стороны доска также остругивались, а чтобы избежать коробления доски в будущем, в неё врезались шпонки.

На лицевой стороне доски обычно делалась неглубокая выемка — ковчег, ограниченный по краям доски незначительно возвышающимися над ним полями.


В иконе все символично: ковчег здесь являет собой образ спасения, как ковчег Завета.
Возвышающиеся края доски над ковчегом – это поле,
а скос между полем и ковчегом называется лузга.

Характер крепления, глубина ковчега и ширина полей нередко позволяют определить время и место изготовления иконной доски. Поля древних икон ХI-ХII веков, как правило, широкие, а ковчег глубокий. Более поздние иконы имеют узкие поля, а с XIV века иконы иногда писались на досках без полей.

На доску наклеивали холст — паволоку, а на паволоку наносили сделанный из мела и рыбьего (чаще осетрового) клея грунт — левкас. После просушки доски левкас шлифовался до такой степени, что поверхность будущей иконы становилась похожей на гладкую кость.


Прежде чем начать писать икону, доску для нее надо тщательно подготовить.

Итак, доска для будущей иконы готова. А дальше начиналось самое интересное.

Соборное творчество

На Руси икону обычно писала целая артель, которой руководил один мастер — он был духовным наставником и от него зависело воплощение сакрального (божественного) смысла изображаемого.


Евангелист Лука пишет икону Богоматери (Михаил Дамаскин, XVI век).

Большинство иконописцев были монахами, и мы часто не знаем их имен — художник не ставил свою подпись на иконе, потому что воспринимал себя как смиренное «орудие» Бога.

При соборном процессе разные части иконы писали разные мастера: знаменщики, личники, доличники, позолотчики и олифщики.

На подготовленную основу наносили прориси — контуры будущего изображения. Сначала выполняли первую прорисовку изображений, затем вторую, более подробную. Первая прорисовка делалась легким касанием угля из берёзовых веток, вторая — коричневой или чёрной краской.


Троица Новозаветная. Вот с таких прорисей начинался процесс написания иконы.

Для каждой иконы был образец прориси: для Богоматери Умиление — свой, для Троицы — свой. Эти образцы — подлинники указывали, какой должна быть «подлинная», соответствующая канону икона. Подлинники, служившие образцами, хранились в монастырях.

Наносили прориси знаменщики — они «знаменовали», какая будет создана икона.

После этого начинали собственно письмо. Сначала золотили то, что требовалось: свет, поля иконы, складки одежды, венцы. Затем выполняли доличное письмо: фон, одеяния, детали. На заключительном этапе писались лик и руки (это называлось личное письмо).

Образ Спас Золотая Риза был написан
в XI веке специально для Руси.
Свое название икона получила из-за утраченного ныне
сплошного позолоченного оклада.
Иконе можно поклониться в Успенском соборе московского Кремля.

Наиболее сложное в написании иконы — изображение лика. Лики пишутся плавями, то есть жидко разведенными красками, так, чтобы один цвет неприметно перетекал в другой. В завершение работы иконописец наносит так называемые пробела или оживки, которые придают иконе яркость, а лику — выразительность. Иногда фон иконы покрывается тончайшим слоем золота, что придает иконе особо торжественный вид.

Для золотого фона наклеивали на паволоку почти прозрачные листы золотой фольги, а тонкие линии часто прописывали твореным золотом.

Какими красками писали иконы

При написании икон применяли краски, в которых связующей средой являлась эмульсия из воды и яичного желтка — темпера.

Темпера как нельзя лучше подходила для написания икон: она требовала от мастера неспешной работы, которая была сродни монашеской аскезе: темперой нельзя моделировать, ее можно лишь наслаивать, строго следя за тем, чтобы новый слой ложился на просохшую краску. Так шло постепенное «раскрытие» образа. То, что мастер видел духовным взором, проявлялось на доске в немеркнущих красках темперы.


Традиционно используемые в иконописи для приготовления красок минеральные пигменты.
После их предварительной очистки и растирания полученные цветные порошки
разводят в эмульсии на основе яичного желтка.

Темперная живопись требует виртуозной техники и высокой культуры письма. Этого достигали в течение долгих лет ученичества.

В завершение работы икону покрывали масляным лаком — олифой. Он делал поверхность блестящей, а краски — более яркими. Однако же именно олифа стала впоследствии причиной забвения подлинной древнерусской иконы.

Почему поновляли иконы?

Все дело в том, что олифа, которой покрывали иконы, имеет свойство сильно темнеть. И через 50-100 лет после создания иконы от яркого изображения на доске оставалась лишь коричневая пленка, сквозь которую едва проглядывали темные силуэты. Но и «постаревшая» икона по-прежнему оставалась священной, и ее нельзя было выбросить. Поэтому икону поновляли — поверх существующего изображения по тем же или похожим прорисям писали новое, опять покрывали олифой, и. через сто лет повторялась та же история.


Если внимательно присмотреться к иконе Владимирской Богоматери XII века,
то можно увидеть на ней несколько слоев: от XII века сохранились только лики младенца Христа
и Богоматери, а все остальное — это живопись XV и XVI веков.

Сменялись поколения художников, изменялись и каноны. Например, иконописец XVII века был гораздо свободнее в своем искусстве и писал по-иному, чем иконописец XV столетия. Он мог изобразить больше деталей и фигур, написать богатый фон. Кроме того, появлялись новые краски, которых еще не знали прежние художники. И порой икона со временем из-за многочисленных поновлений преображалась так, что зритель и не догадывался, какой она была раньше.

Под несколькими слоями живописи мог скрываться шедевр Рублева или Дионисия.

Поэтому древнерусская иконопись долго оставалась неизвестной, и лишь в начале XX века старые иконы начали расчищать, бережно, слой за слоем снимая позднюю, в основном не очень хорошую живопись, пока не добирались до первоначального изображения.

Каким должен был быть иконописец

Важно отметить, что иконотворчество на Руси считалось делом почётным и ответственным, оно рассматривалось как дар Божий и духовный подвиг, требующий соответствующей праведной жизни.

Работе мастера предшествовал строгий пост, усердные молитвы, получение благословения от духовного наставника и уединение. Написание иконы было актом общения с миром иным и требовало духовного и физического очищения, когда все плотское по возможности подавлялось.

Преподобный Алипий Печерский.
Стенная роспись В.М. Васнецова
в Свято-Владимирском соборе Киева
(1885–1895 гг.).

С именем Алипия Печерского связано зарождение русской иконописи домонгольского периода.

Вот какие требования к личности и образу жизни иконописца мы можем прочитать в определениях Стоглавого собора 1551 года: «Подобает быть живописцу смиренну, кротку, благоговейну, не празднословцу, не смехотворцу, не сварливу, не завистливу, не пьянице, не грабителю, не убийце, наипаче же всего хранить чистоту душевную и телесную со всяким опасением; а кто не может до конца так пребыть, пусть женится по закону. Подобает живописцам часто приходить к отцам духовным, во всем с ними советоваться и по их наставлению жить в посте, молитве и воздержании со смиренномудрием, без всякого зазора. »

Возможно, и в вашем доме хранятся старинные деревянные иконы, ставшие семейной реликвией, святыней, передающейся от поколения к поколению. И это прекрасная традиция.

А в нашем интернет-магазине «Япос» вы можете приобрести замечательные иконы, изготовленные в Дивеевских мастерских с соблюдением технологий древних мастеров и украшенные бисером, золотым шитьем, натуральными камнями. Они обязательно займут достойное место в домашнем иконостасе и будут храниться в вашей семье много лет.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector