0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Марк Шагал: «Чтоб картина моя светилась радостью…»

Библейские образы Марка Шагала увидят москвичи

Очень много искусствоведов рассматривают Марка Шагала просто как одного из модернистских художников XX века. Кто-то считает его продолжателем наивного искусства, кто-то — чистым модернистом. Но Шагал — это особое явление в ХХ веке.

Если Малевич строил разные идеи, выпускал громкие манифесты, Кандинский развивал свою философию и отразил ее в статье «О духовном в искусстве», то у Шагала такой задачи не было. Он ничего не декларировал, он просто выражал в своем творчестве восхищение перед Божьим миром. И мне кажется, неправильно воспринимать работы Марка Шагала вне религиозного контекста.

Прогулка, 1917-18 гг.

Холст, масло
169,6 × 163,4 см
Государственный русский музей, Санкт-Петербург, Россия

Не помню кто, скорее всего, мама рассказывала, что, как раз когда я родился — в маленьком домике у дороги, позади тюрьмы на окраине Витебска — вспыхнул пожар. Огонь охватил весь город, включая бедный еврейский квартал. Мать и младенца у нее в ногах, вместе с кроватью, перенесли в безопасное место, на другой конец города.

Но главное, родился я мертвым. Не хотел жить. Этакий, вообразите, бледный комочек, не желающий жить. Как будто насмотрелся картин Шагала. Его кололи булавками, окунали в ведро водой. И наконец он слабо мяукнул.

Рождение, 1910 год

Холст, масло
65 × 89,5 см
Художественный музей, Цюрих, Швейцария

Чем интересен знаменитый музей?

Открытие его состоялось в 1973 году, когда художник был еще жив. В основе коллекции 17 тематических полотен, входящих в цикл «Библейское послание». Также объединены религиозной тематикой более 300 работ – они являются подготовительным этапом к основным полотнам. Среди картин имеется графика, эскизы, скульптуры, гравюры, литография, вышивка, медные гравированные доски, работы, выполненные маслом и гуашью. Музей Марка Шагала пополняет свою коллекцию до сих пор, поскольку сам художник принимал активное участие в ее собрании – дарил свои картины до конца жизни.

«Цвет настроения синий»

Эти слова навязчиво звучали из каждого угла в 2018 году слова незатейливой песни. Сам попсовый мотив лично у меня абсолютно не соотносился с синим цветом. Зато это одностишие удивительным образом гармонично ложится на творчество Марка Шагала.

Е. Таскин отмечает: «Цветопись является важнейшей стилистической особенностью живописи Шагала». Однако к такому живописному подходу художник пришёл не сразу. Одну из ключевых ролей здесь сыграла поездка в Париж в 1911 году, которая открыла ему импрессионистов, постимпрессионистов и особенно фовистов, цвет для которых был одним из ключевых средств выразительности.

На формирование принципа цветописи (обобщение пространства и объёма цветом и пр.) в фовизме значительное влияние оказало мусульманское африканское искусство и… иконопись. В частности, невероятно увлечён иконописью был Анри Матисс. Его в 1911 году во время визита в Россию художник и коллекционер Илья Остроухов познакомил с миром иконописного искусства. Это как раз был период переоткрытия иконописи, когда она «прежде всего усилиями соби­ра­телей-староверов, таких как Рябушинские, начала становиться фактором художе­ствен­ного развития»: активизировалась реставрационная деятельность, в Третьяковской галерее появилась специализированная экспозиция и пр. Поражённый этим искусством, Матисс отмечал, что, по его мнению, всё, к чему шли европейское искусство, современный ему авангард, уже было достигнуто древними иконописцами столетиями ранее…

Некоторые принципы иконописного искусства оказались близки и самому Марку Шагалу, в частности, иконографический принцип цветового символизма и отчасти сам цветовой код. Например, белый цвет у художника, как и в иконографии, символизирует святость и чистоту («Белла в белом воротничке», «Белое крещение», «Невеста и Эйфелева башня», «Белое распятие», «Авраам и три Ангела» и пр.). Красный – символ мученичества, жертвы и в то же время царской и Божественной силы («Голгофа», «Авраам и три Ангела», «Рождество» и пр.). Коричневый – цвет Земного Града («Каин и Авель»); зеленый, один из любимых у художника, – знак Жизни, надежды, вечного обновления, Духа Святого. Потому нередко он его использует не только для растительности, но и для изображения людей, животных, домов. Один из излюбленных приёмов Шагала – написать зелёным цветом… лица влюблённых («Зеленые любовники» и пр.)! Ведь что как не любовь есть подлинная основа и суть жизни?! Чёрный цвет у художника обретает символическое значение зла, как и в иконографии, и потому почти не используется. Но, пожалуй, самым распространённым цветом в творчестве Шагала оказывается цвет синий – для него символ Града Небесного, мечты, воздуха. Различные оттенки синего просматриваются на самых разных произведениях художника: от живописных полотен, выполненных в разных техниках, до витражей (в Реймсском соборе и пр.). Синий цвет присутствует часто на картинах, где есть тема любви («Женитьба», «Влюбленные у моста», «Сон», «Новобрачные на фоне Эйфелевой башни», «Свадебные свечи»), обозначая нездешнюю, небесную природу любви и возможность через неё приобщиться, или, как сказали бы христиане, причаститься Божественного.

Неслучайно самого Шагала называют «живописцем рая». Иррационализм его картин связан с попыткой изобразить преображённую реальность, в которой мир вновь обретает свою целостность. Символично, что Шагал так часто использовал образ Ангела, посредника между небом и землёй, объединяющего своим служением эти два царства (в этом ангельском служении «сообщения» мира горнего и земного видел Шагал и роль всякого творца, художника, потому их также порой символично изображает в ангельском обличье). На эту целостность и вновь обретённую эдемскую гармонию общения разных миров указывают и идиллические изображения общения животных и человека, и способность человека преодолевать физические законы и детерминированность (как, например, в знаменитой «Прогулке»). И. К. Языкова, например, обращает внимание на использование художником очень редкого приёма сферической перспективы, в котором мир представлен через взгляд свыше и заключается как бы в объятиях. Это своеобразный живописный космизм.

Показательно, что в этой эдемской атмосфере работ художника огромное значение занимала музыка (ангелы изображаются с духовыми инструментами, часто встречаются образы скрипачей-животных и скрипачей-людей и т. д.). А всё потому, что Шагалу-художнику близок не язык морализаторства, дидактики, а хвалы. Его живопись – это гимнография в красках. И здесь, конечно, тоже можно было бы найти точки созвучия с христианством, в котором литургика построена на языке благодарения и хвалы гимнографии, а самому апофатическому языку православного богословия, как очень красиво заметил современный богослов о. Дж. П. Мануссакис, очень органична музыка гимнов. Но всё-таки Шагал не был христианином, хотя он поразительно близок к христианскому миропониманию. И живописная гимнография Шагала отсылала нас скорее к традиции хасидизма. Сам живописец очень любил музыку. Например, для него было важно во время работы включать записи произведений Моцарта и пр.

«Я не хожу ни в какую конкретную церковь или синагогу. Моя молитва – это моя работа», – писал зрелый Шагал, который не был религиозен и просил не толковать его живопись как «мистическое или религиозное вероисповедание». Тем не менее его семья принадлежала к хасидской общине, и детство не могло не оставить свой отпечаток на формировании его мировоззрения. От хасидизма художник взял многие идеи, визуализированные позже (пантеизм, сакрализация обыденной жизни и пр.), однако, религиозен не был.

Он рано выучил еврейский язык и стал читать Библию; обладая хорошим высоким голосом, в юности помогал ведущему в синагоге богослужение кантору. Знал Библию хорошо, не раз обращался к библейским сюжетам («Песнь песней» и пр.). Сам принцип многослойности также мог отчасти был вдохновлён его любимым чтением Библии и уподобляет его работы гипертексту с многочисленными ссылками на библейские тексты, автобиографическую проблематику, цветовую символику и пр.

  • Записи сообщества
  • Поиск

Марк Шагал. La Bible. Выставка запись закреплена
│▌║│ Выставки Русского музея │║▌│
Марк Шагал. La Bible. Выставка запись закреплена
Марк Шагал. La Bible. Выставка запись закреплена
Челябинский музей изобразительных искусств

31 год назад, 28 марта 1985, умер Марк Шагал — один из самых известных представителей художественного авангарда XX века.

В ноябре 2016 года в нашем музее вас ожидает встреча с графическими произведениями Марка Захаровича в рамках выставки «La Bible» из коллекции Арт-центра в Перинных рядах. Вашему вниманию будут представлены 40 литографий, иллюстрирующих Библию. Иллюстрации художник начал создавать в 1930-е годы, а закончил уже после Второй Мировой войны. Труд был необычайно сложен физически и требовал глубокого духовного сосредоточения от автора. Специально для создания данной серии работ Шагал овладел техникой цветной литографии.
Также на выставке вы увидите 12 литографий Шагала из серии работ «Окна Иерусалима», которые являются эскизами витражей для синагоги при медицинском центре в Иерусалиме.
#музейискусств #шагал #библия #артцентр #перинныеряды #анонс #чгмии

Марк Шагал. La Bible. Выставка запись закреплена
Марк Шагал. La Bible. Выставка запись закреплена

Марк Шагал, 1948
Белла

Нетронуты лежат мои цветы.
Твой белый шлейф плывет, качаясь, в небе.
Показать полностью…
Блестит надгробье — это плачешь ты,
А я — тяжелый серый пепел.

Вновь вопрошаю, путаясь в словах:
Еще ты здесь? Мой шаг следишь сквозь
лето?
Смотри, невнятен путь мой, весь в слезах.
Что скажешь ты? Скажи. Я жду ответа.

«Красна, как свадьбы нашей балдахин,
Любовь к народу, родине и дому —
Иди и грезой нашей их буди.
Когда-нибудь, в какой-то миг один
Ко мне придешь сквозь звездную истому,
Зеленый весь, как поле на груди».

(Иллюстрация: Марк Шагал «Розовые любовники» 1914)

Марк Шагал. La Bible. Выставка запись закреплена

После отъезда Шагал, Белла и Ида в течение года живут в Берлине, ставшем пристанищем для эмигрантов из России и других стран. Сначала художник пытается получить деньги, причитающиеся ему за выставку 1914 года, но безуспешно — инфляция сделала свое дело. Все, что ему удается вернуть — это три картины и десяток акварелей.
Показать полностью…
Весной 1923 года Пауль Кассирер, берлинский издатель и галерист, предлагает художнику издать книгу «Моя жизнь» с авторскими иллюстрациями. Шагал принимает предложение и с головой погружается в освоение искусства гравюры. А в конце лета этого же года приходит письмо от его старого парижского друга: «Возвращайся, ты известен. Воллар ждет тебя.»
Вернувшись в Париж, Шагал обнаруживает еще одну потерю: большинство картин, благодаря которым он теперь известен, оставленные в «Улье» восемь лет назад, утеряны. Он собирается с силами и тщательно, восстанавливая по памяти, рисункам и репродукциям, пишет заново часть работ первого парижского периода: «День рождения», «Я и деревня», «Над Витебском» и другие.

Амбруаз Воллар, страстный книголюб, коллекционер, издатель, после войны задумывает выпуск серии книг, иллюстрированных знаменитыми современными художниками и предлагает Шагалу сотрудничество. Шагал выбирает «Мертвые души» Гоголя и прекрасно справляется с заданием. Метафорично-фантастическая графика мастера как нельзя лучше отражает острую гоголевскую сатиру.

Иллюстрация к Мертвым Душам Гоголя В Париже Шагал вновь сходится со старыми друзьями и заводит новых. Будучи очень общительным и веселым человеком, он легко находит общий язык со всеми, однако это не мешает ему по обыкновению оставаться в стороне от разнообразных течений и объединений. На предложение сюрреалистов присоединиться к ним, он отвечает отказом: «намеренно фантастическая живопись мне чужда». Уставы, манифесты и лозунги он обходит стороной, предпочитая чистую свободу творчества. Известность принесла ему и свободу материальную — теперь он путешествует с семьей по Франции и странам Европы, обретая чувство умиротворенности и покоя после всего пережитого. Новые картины радостны, светлы и легки: «Деревенская жизнь», «Двойной портрет», «Ида у окна».

На фотографиях:
1-3. Иллюстрации к поэме «Мертвые души» Н.В.Гоголя (Коробочка, Собакевич, Ноздре) — в собрании ГТГ
4. «Деревенская жизнь», 1925 г.

Марк Шагал. La Bible. Выставка запись закреплена

«Для меня значение имеет только любовь, и я имею дело только с теми вещами, которые крутятся вокруг неё»

Марк Шагал. La Bible. Выставка запись закреплена

В 1963 году Шагал получил заказ на роспись плафона для Парижской оперы, величественного здания 19-го века. Андре Мальро, министр культуры Франции хотел в результате увидеть что-то уникальное и решил, что Шагал будет идеальным художником для этого проекта.
Показать полностью… Тем не менее, его выбор привел к разногласиям: одни были противо того, что Французский национальный памятник будет украшать русский еврей, другие не могли согласиться с тем, что плафон исторического здания будет расписан современным художником.

Тем не менее, 77-летний Шагал остался в проекте. Окончательный холст занимал площадь почти 2400 квадратных футов (220 кв. м.) и потребовал 440 фунтов краски. Он состоял из пяти частей, которые были прикреплены к полиэфирным панелям и установлены на плафон потолка на высоте 70-футов. При работе над изображениями Шагал воздал должное Моцарту, Вагнеру, Мусоргскому, Берлиозу, Равелю, а также известным актерам и танцорам.

Проект был представлен общественности 23 сентября 1964 года в присутствии Мальро и 2100 приглашенных гостей. Парижский корреспондент «Нью-Йорк таймс» пишет: «На этот раз лучшие места в зале находились по центру. Сначала большая хрустальная люстра, висящая в центре потолка была выключена. весь кордебалет вышел на сцену, после чего, в честь Шагала, оркестр исполнил «Симфонию Юпитера» Моцарта, любимого композитора Шагала. Во время двух последних тактов, люстра зажглась, осветив работу художника во всей красе, под восторженные аплодисменты публики. После этого, даже ярые противники среди комиссии замолчали. «.

Марк Шагал. La Bible. Выставка запись закреплена

Брат Беллы Яков Розенфельд содействует освобождению Шагала от призыва на фронт и помогает с работой: художник получает место в Военно-Промышленном Комитете в Петрограде. Творчество Шагала в эти бурные годы очень многогранно: навещая родной Витебск, он погружается в ностальгию и с новой энергией и новым опытом берется за бытовые повседневные мотивы («Окно в деревне»);
Показать полностью… но идет война, он видит раненых, видит людские горести и лишения и тоже изливает свои чувства на холст («Война»). Еще он видит как в военные годы обострились гонения на евреев и рождаются ряд очень религиозных работ («Красный еврей», «Праздник кущей»). Лирические холсты «День рождения», «Розовые любовники», «Прогулка», «Белла в белом воротничке»созданные в эти годы, переполнены любовью к Белле. Также в это время Шагал начинает писать автобиографическую книгу «Моя жизнь».

В 1920-м Марк с Беллой и дочерью Идой, которая родилась у них в 1916 году, переезжает в Москву, где принимает активное участие в театральной жизни столицы — готовит эскизы декораций для спектаклей. Убежденный противник супрематического искусства, Шагал, в то же время, находясь в центре новых культурных веяний, значительно пересматривает собственную манеру письма, во многом сближаясь с новым, «революционным» стилем. Однако, партийная критика, которой также способствуют откровенность и бескомпромиссность художника, возрастает, хотя и не принимает пока открытых форм, все-таки Шагал — художник с мировым именем и с этим приходится считаться.

Шагал с учениками в колонии для беспризорных 1 января 1921 года проходит премьера спектакля «Миниатюры» по мотивам пьес недавно скончавшегося известного еврейского писателя Шолом-Алейхема. Шагалу по этому случаю поручают оформление небольшого зала, в котором планируется представить постановку. Он выполняет роспись стен, потолка, занавеса девятью монументальными картинами, являющимися, по замыслу художника, призывом к культурному возрождению еврейского театра. «. Наконец-то я смогу развернуться и выразить то, что считаю необходимым для возрождения национального театра». Но его шаг остался непонятым, нападки и критика со стороны «подлинно революционных» художников и партии нарастали и уже через год Народный Комитет Просвещения направляет Шагала преподавать рисование в колонию для беспризорных. Непонимание и неприятие режимом вынуждают художника покинуть страну.

На фотографиях:
1. «Розовые любовники», 1916 г.
2. Марк Шагал с дочерью Идой
3. «Введение в еврейский театр», 1920 г.

Связь со страной

Тесная связь с нашей страной прослеживается в жизни Шагала до последних лет. В 1977 году Шагал получил звание почетного гражданина Иерусалима, в 1981 году престижную премию фонда Вольфа в области искусств, с ним встречались все высшие руководители страны, а его ретроспективную выставку 1951 года открывал президент Хаим Вейцман.

В нашей стране все еще нет музея Марка Шагала, это связано со сложной и запутанной историей отношений художника с израильскими коллегами. Но есть Зал Шагала в Кнессете, о котором мы уже говорили, есть Дом Шагала в Хайфе, это выставочный зал, где проходят экспозиции современных художников. Этот дом был открыт в 1954 году, причем сам художник присутствовал на церемонии и получил в подарок символический ключ от дома. Приезжал он сюда и в последующие годы.

Шагаловские гобелены в здании израильского Кнессетаю Источник иллюстрации: Shutterstock.com

Дань любви и уважения художнику – это множество его картин, которые представлены в музеях страны или находятся в частных коллекциях израильтян.

Для Израиля и израильтян Шагал – знаковая фигура, хотя он никогда не стремился жить в нашей стране, предпочитая всему остальному миру Францию и вспоминая с любовью родной Витебск. Несмотря на все это, Марк Шагал – часть нашей общей истории, которая не делится на «до» и «после», на Израиль и весь остальной мир.

Библейские образы Марка Шагала увидят москвичи

«Шагал: между небом и землей» в Истре

Выставка проходит в музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим». Она продлится до 8 марта 2020.

Уникальный проект представляет 239 работ художника

В одном пространстве собраны живопись, графика и гобелены.

Предметы быта и религиозного обихода

Эти экспонаты объясняют истоки творчества художника — можно увидеть, как они превращаются в его произведениях в образы.

Выставка «Шагал: между небом и землей» развернута в музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим». В экспозиции представлено почти две с половиной сотни произведений Марка Шагала из музеев и частных коллекций трех стран — России, Франции и Белоруссии. Посетить выставку и увидеть живопись, графику и гобелены художника можно до 8 марта 2020 года.

Работы для выставки предоставили Национальный центр искусства и культуры Жоржа Помпиду, Музей Марка Шагала в Витебске, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Музей истории евреев в России, Национальный музей Марка Шагала в Ницце, Музей «Новый Иерусалим» и частные собрания.

Экспозиция построена по двум параллельным линиям – тематической и хронологической. Вместе с Шагалом зритель перемещается по трем многомерным пространствам: «жизнь земная» (живопись и графика первой четверти XX века); «путешествия и мосты» (работы второй четверти XX века, связанные c поездкой в Святую Землю) и «бытие небесное» (произведения второй половины XX века).

После посещения Иерусалима Шагал перекидывает «мост» между иудаистской традицией и христианским изобразительным искусством, которое в основе своей содержит зрительный образ. Он пишет эскизы к будущим библейским картинам и офортам. 22 эскиза экспонируются в России впервые, как и существующие в единственном экземпляре 105 библейских гравюр, раскрашенных художником вручную и подаренных им второй жене Ваве Шагал.

Помимо картин, в экспозиию включили предметы быта и религиозного обихода из собрания Музея истории евреев в России, лубки и изразцы из коллекции музея «Новый Иерусалим». Подобные артефакты могли окружать Шагала в его детстве и юности, встречаться ему во время учебы в Петербурге и жизни в Москве. Они объясняют истоки творчества художника — вы увидите, как эти предметы превращаются в его произведениях в образы.

Кроме того, к выставке выпустили каталог со статьями о жизни и творчестве художника, его биографией и не публиковавшимися ранее письмами Марка и Беллы Шагал. В издании есть все представленные на выставке работы.

Какие загадки таит «Автопортрет с семью пальцами» Марка Шагала

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

О художнике

Марк Шагал родился в 1887 году в Белоруссии (Витебск), входившей тогда в состав Российской империи. Настоящее имя художника — Мовша Шагал. Его отец был рабочим (неквалифицированным строителем). Будучи одним из девяти детей, родившихся в благочестивой еврейской семье, Шагал стал впоследствии художником, гравером и дизайнером.

А путь к карьере художника был у Шагала не самым легким. Еврейское происхождение и верования мастера имели определенные запреты на создание картин (Ветхий Завет запрещал идолопоклонство и был истолкован евреями как запрет на рисование картин). Шагал писал: «На наших стенах не висела ни одна картина. До 1906 года, за все годы, что я провел в Витебске, я никогда не видел ни одной картины».

В 1906 году, когда ему было 19 лет, Шагалу было разрешено брать уроки у портретиста в его родном городе Витебске, небольшой провинциальной общине с 60 000 жителей, более половины из которых — евреи. Шагал вспоминал: «Мой дядя был слишком напуган, чтобы поддержать меня. Что если я захочу изобразить его? Бог запрещает такие вещи. Это грех».

Став в итоге художником, Шагал не отвернулся от своего еврейского происхождения. Напротив, был горд им. Он сам однажды сказал об этом в письме в редакцию американского издания «Еврейская культура» в сентябре 1947 года: «Бессонными ночами думаю я иногда, что, может, я все же создал пару картин, которые могут мне дать право называться: «еврейский художник». Еврей я всегда. Если бы я не был евреем, я не был бы художником».

Многие созданные Шагалом работы охватывают почти все художественные стили и направления. Творя как модернист, Марк Шагал также создавал полотна в кубическом стиле. Одна из его самых известных работ, в которой он экспериментирует с новым для него стилем, — «Автопортрет с семью пальцами». Это картина маслом является частью коллекции Шагала в музее Стеделийк в Амстердаме.

Сюжет

«Автопортрет с семью пальцами» был первым автопортретом Марка Шагала. Он написан художником в возрасте 25 лет (1913 год). Полотно было создано в его первой парижской студии, где он и 200 других художников творили в знаменитом парижском общежитии художников на Монпарнасе под названием «Улей».

На полотне художник изобразил себя работающим за мольбертом. Предмет его картины — доярка и корова. «Автопортрет с семью пальцами» содержит в себе намеки на процветание и успешную жизнь: яркая палитра красок, кричащий галстук-бабочка, сияющий вид из окна. Теплые, яркие цвета напоминают детство художника и его родной город Витебск, «живописный город церквей и синагог». Хотя Шагал провел большую часть своей жизни во Франции, он всегда душой и сердцем возвращался в Беларусь.

В «Автопортрете с семью пальцами» над художником переплелись два пейзажа: справа его новый дом в Париже, слева — воспоминания о его детской деревне в Беларуссии и родной Витебск. Шагал испытывал большую любовь к Парижу, на полотна она проявляется включением Эйфелевой башни в окне, которое находится в верхнем левом углу картины.

Справа над головой мастера витающее облако — это образ православной церкви. Впервые в творчестве Шагала мы видим пейзаж Витебска, оформленный в круглую раму с небольшой зеленоватой синагогой в центре. В верхней части полотна на иврите написаны слова «Париж» и «Россия». Шагал представляет самого себя успешным художником: ухоженные волосы, элегантный костюм, розовый цветок в петлице и модный галстук. В руках у него — красочная палитра в виде скрипки со множеством цветов — еще один атрибут успеха.

В этой гамме цветов особенно выделяется желтый. Яркий, сияющий, полупрозрачный желтый. Этот мощный цвет можно сравнить только с желтым цветом Винсента Ван Гога. Но какие они разные: у Винсента желтый — это душевная неуравновешенность и одиночество. У Марка Шагала желтый цвет — это энергичность и успех.

Влияние кубизма

Угловатый, словно сломанный формат картины, больше похожей на головоломку — это влияние кубизма, популярного в то время стиля живописи. Важное значение здесь сыграло знакомство с Пикассо (родоначальником кубического направления). Помимо использованного стиля кубизм, есть на картине и отголоски реализма: Шагал запечатлел в портрете реальные свои черты — длинный прямой нос, миндалевидные глаза и вьющиеся волосы.

Почему 7 пальцев?

У художника семь пальцев на руках. Интерпретация этого символа различна. Считается, что это изображение связано с библейским сюжетом. Согласно Библии, Бог создал мир за 7 дней, а Марк Шагал создает свою работу, используя заветное число «7» как символ создателя.
Еврейское наследие Шагала ярко проявляется во многих его работах со ссылками на традиционные народные сказки, басни и верования. В «Автопортрете с семью пальцами» Шагал обращается к красочному идишскому народному выражению «Mit alle zibn finger» (со всеми семью пальцами), которое означает «делать что-то семью пальцами», т.е. так хорошо, насколько возможно.
Альтернативное определение семи пальцев на его руке может быть результатом того, что его датой рождения является седьмой день седьмого месяца 1887 года (07.07.1887). Кроме того, любимой цифрой художника всегда была цифра 7.

Таким образом, этот автопортрет несет в себе посыл художника о принадлежности к трем культурам: Марк Шагал был странствующим мечтателем с тремя душами: еврейской, французской и российской. Кроме того, Марк Шагал проявил на полотне любовь к цифре 7, не забыв упомянуть и еврейскую пословицу. Творчество Марка Шагала оказало влияние на огромное количество культур: из своего скромного родного города Витебск, он отправился созерцать величие Санкт-Петербурга, романтику Парижа, свободу Нью-Йорка. Во время войн, преследований нацистов и прочих трудностей он все-же нашел свой смысл — живопись.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Шагал, Марк (1887 – 1985). Картины художников

“Над городом”. 1914 – 1918. М.Шагал

Марк Захарович Шагал принадлежал к поколению художников, с чьими картинами связывают развитие новой художественной культуры в XX веке. Он родился в Лиозно (близ Витебска) в 1887 г. в черте еврейской оседлости (т.е там, где допускалось проживание евреев в Российской империи). Впечатления детства и юности стали той основой, на которой, в дальнейшем, формировалась его искусство.

Рождение ребенка 1911 г. М.Шагал.

Первые художественные впечатления Шагал получил в Витебске, у местного художника Пэна, в ученики к которому он поступил на обучение в 1906 г. Однако, в скором времени Шагал покинул Витебск и направился в Петербург. Сменив несколько художественных школ и учителей (вкл. Н.Рериха), он был принят в студию Званцевой, где некоторое время обучался у Л.Бакста и Добужинского.

В 1910 году с целью ознакомления с новыми направлениями в художественной жизни, Шагал получил возможность поехать в Париж. Здесь, он познакомился с основными направлениями художественного искусства того времени кубизмом, фовизмом, экспрессионизмом, а также с их главными представителями: П.Пикассо, А.Матиссом, Ж.Браком и др. Уже в этот период, у Шагала проявилась способность к гармоничному соединению в своих работах бытовых сюжетов с такими вневременными понятиями как: жизнь, смерть, рождение, любовь и т.д. (картина Рождение ребенка 1911 г). Используя контрастные световые эффекты, художник повествует о чуде рождения человека. В работе присутствуют приемы, заимствованные в стилистике кубизма, вместе с тем, всю картину в целом нельзя назвать выполненной в этом стиле.

В “Портрете поэта Мазина” (1912 г) Шагалом также использованы контрастные световые эффекты и приемы огрубления (геометризации) формы. Этим достигается ощущение беспокойства, доходящего, быть может, до внутренней агрессии. Эта работа еще носила экспериментальный характер.

Дом в местечке Лиозно. 1913 г. М.Шагал.

Вернувшись из Парижа на родину, Шагал обратился к миру бытовых реалий всего того, что окружало его с детства. Работа “Дом в местечке Лиозно” настолько индивидуальна, что ее можно было бы назвать портретом дома.

В 1914 г., художник пишет несколько портретов:
– Автопортрет перед мольбертом.
– Портрет брата.
– Портрет сестры (Марьясеньки).

Портрет сестры. 1914 г. М.Шагал

“Парикмахерская”

Картина художника “Парикмахерская” (1914 г.) отразила реалии провинциального быта, включая его мелкие детали. Многие из них будут использованы Шагалом в последующих работах, формируя легко узнаваемый и совершенно индивидуальных стиль.

Парикмахерская. 1914 г. М.Шагал.

В 1915 г. Шагал женился на женщине, ставшей на последующие сорок лет прообразом, а иногда, и непосредственным участником большинства его работ – Белле Розенфельд.

“Окно на даче”

Картина художника “Окно на даче” живописна и несколько загадочна. На переднем плане изображено перекрестье (или крест), сформированный оконной рамой, с видом на лес. Загадочность работе придают два лица, представленные в профиль внизу картины. Оба профиля несколько напоминают лицо самого Шагала. Тема окна адресует работу к традиции романтизма.

Часы. 1914 г. М.Шагал.

Картина “Часы” 1914-1915 г., также, не лишена тайн. Изображенные часы с маятником занимают большую площадь картины, и это уже необычно. Что они символизируют: текущее время, время жизни… Это – вопрос без ответа. В левом углу картины изображен маленький человек у окна (возможно, сам Шагал). Размер его фигуры и размер окна значительно меньше изображенных часов.

Продавец газет. 1914 г. М.Шагал.

“Продавец газет”

“Продавец газет” – картина, где звучит национальная тема. Портрет продавца газет глубоко психологичен, и, вероятно, является скорее собирательным образом, нежели индивидуальным портретом. В этой, и ряде других работ схожей тематики этого периода, отчетливо присутствует драматичный красный цвет, звучащий как пророческое предостережение. На картинах часто возникают и символистические образы, вступающие в диалог с человеческими фигурами. Работы Шагала не иллюстративны. Они обращают внимание, заставляют задуматься, устанавливают взаимосвязи, задают вопросы. Интерпретация сюжетов и нахождение ответов всегда остается приоритетом зрителя.

Ворота еврейского кладбища. 1916 г. М.Шагал.

“Ворота еврейского кладбища”

“Ворота еврейского кладбища” – работа 1916 г. Доминирующий цвет картины – синий, или сине-сиреневый. Это тот цвет, который в дальнейшем станет одной из отличительных особенностей многих работ Шагала, цвет несущий его энергетику.

Автопортрет с музой. М.Шагал.

“Автопортрет с музой”

“Автопортрет с музой” – одна из самых известных картин Шагала. Ее второе название – “Видение”. Сам художник в книге “Моя жизнь” дает комментарий к картине как “визуализации сна”.

В 1917 г. Шагал создает целую серию картин в одном из доминирующих цветов, с общей темой под названием любовники. Тема любви – одна из доминирующих у Шагала. В этих работах особенно ярко проявилась поэтическая сторона творчества художника (писавшего наряду с картинами и стихи). К одной из тем, связанных с единением относится работа “Венчание”. В ней (что также характерно для художника) проходит и тема иронии (маленькая фигурка скрипача на дереве).

Любовники (Портрет Шагала и Беллы). М.Шагал.

“Над городом” и “Прогулка”

Две известные картины художника “Над городом” и “Прогулка” также относятся к периоду времени между 1914 и 1918 гг. Несмотря на фантастичность изображенного, обе работы выглядят весьма достоверно, не говоря о портретом сходстве изображенных фигур с самим Шагалом и Беллой Розенфельд. Можно также отметить поэтизацию художником провинциальных пейзажей Витебска. Картину характеризует праздничность.

Прогулка. 1914-1918 г. М.Шагал.

“Невеста с синим лицом в вихревом облаке” изображена почти бестелесная фигура с синим лицом, рядом лицо клоуна, в небе летит скрипач, здесь же рыба и петух (излюбленный образ художника). Цвета картины интенсивны, но их сочетание неспокойно, что, вероятно, отражает состояние души художника во время написания работы.

Шагал часто писал картины с религиозными образами. Вместе с тем, художник очень любил цирк, и парадоксально сочетал религиозные образы с персонажами цирка (включая животных) в своих работах. Шагал говорил что “… не видит принципиальной разницы при написании образов рожденных цирком, и образов рожденных Священным Писанием”. Вероятно, это можно было бы интерпретировать единым духовным отношением художника и к тому и к другому (речь, конечно, не идет о развлекательной стороне цирка).

Вернувшись, после окончания войны, из Америки во Францию, Шагал поселился на юге страны, в городке Сен Поль де Ванс, где в разное время жило много художников. В 1973 г. в Ницце, по договоренности с министерством культуры Франции, открылся музей Шагала, где, в основном, были представлены его иллюстрации к Библии, называемые также библейскими посланиями.

Всадница на красной лошади. М.Шагал.

“Всадница на красной лошади”

“Всадница на красной лошади” (одна из картин Шагала повествующих о жизни цирка) была написана в 1966 г. Что привлекает людей в цирке? – возможность увидеть что-то необычное, почти нереальное – т.е то, что недоступно в обычной жизни. Также, в определенные моменты, в цирке происходит ожидание свершения какого либо чуда, сопровождающееся состоянием внутреннего эмоционального единения зрителей. Все это было близко художнику.

Работы Шагала стали собирательным образом реальных персонажей, фольклорных сюжетов и элементов фантастики. Но, соединяясь, они выглядели естественно, являя своеобразный и многогранный внутренний мир художника, его эмоции и его философию.

Шагал скончался 28 марта 1985 года в возрасте 98 лет.

Оценка, продажа и скупка картин Шагала

Как правильно оценить картину Шагала

Экспертизу картины Шагала наилучшим образом сделают специалисты, разбирающиеся в творчестве именно этого художника. Наша галерея сотрудничает с независимым Центром научной экспертизы им. Бенуа. Работники центра смогут оценить картину Шагала во время исследований в современной лаборатории. В ходе экспертизы полотно изучают по разным параметрам: выявляют время создания, подлинность картины, достоверность подписей, наличие повреждений и т.д. Иногда именно в ходе профессиональной оценки выясняются различные нюансы. Например, что картина содержит скрытые надписи или изображения.

Как продать картину Шагала

Часто известный холст не нуждается в дополнительном представлении. Другое дело, если речь идет о малоизвестной работе. Тут важным становится все: история создания и перемещения картины, которая дополнительно подтверждает ее подлинность, экспертное заключение, описание характеристик самого холста, наличие фотографий высокого качества. Чем больше к картине будет доверия, тем выше станет вероятность ее выгодной продажи.

Зачем нужно составлять историю создания и движения холста? На создание картины у художника нередко уходили долгие месяцы и даже годы напряженной работы. В это время он вынашивал какие-то идеи, хотел выразить протест или свое видение происходящего вокруг. Поэтому истории создания картин известных художников часто интересны сами по себе и помогут покупателю лучше понять замысел мастера. История передвижения картины (представление на выставках, продажа на аукционах и т.д.) демонстрирует ее значимость для общества, что также может благоприятно отразиться на сделке.

Где продать картину Шагала

Если у вас есть картина Марка Шагала, предлагаем выставить ее в нашей галерее. При этом сделка проходит быстрее и безопаснее, чем на аукционах и выставках (не нужно ждать начала мероприятия, везти и охранять холст). В то же время нашу онлайн-площадку посещают любители живописи, способные предложить за нее высокую цену.

Есть и другое решение — менее прибыльное, но дающее результат сразу. Вы продаете картину нам за уменьшенную цену. Скупку картин Шагала мы ведем только после ее оценки нашим экспертом.

Остались вопросы или есть предложение? Позвоните нам по номеру: +7 (495) 969-14-05.

Читать еще:  В Барнауле пройдет традиционный крестный ход
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector