3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Биробиджанские паломники отправились к православным святыням Приморья

Паломничество

Паломничество – это путешествие верующих по святым местам. В переводе с латинского слово означает «пальма» — ветвь. Те самые пальмовые ветви, с которыми еврейский народ встречал Господа Иисуса Христа при входе в Иерусалим. Вербное воскресенье сейчас отмечается православными на Руси с веточками вербы, поскольку в наших краях трудно найти пальмы, эти южные деревья. Но смысл один – почитание Господа, радость о Его приходе к нам.

  1. Православное паломничество
  2. Немного истории
  3. Паломничество на Руси
  4. Паломничество в наше время
  5. Святые места в России

Православное паломничество

С давних пор на Святой Руси было в почете паломничество. Эта древняя традиция почитается и в наши дни. Несмотря на то, что характер его несколько изменился, суть остается той же.

Благодатью Божией святые места связаны обычно с земной жизнью Спасителя, Божией Матери или святых.

Паломничество распространено не только в православии, но и в других вероисповеданиях:

  • католичестве;
  • мусульманстве (хадж);
  • индуизме;
  • буддизме;
  • иудаизме (паломничество к Соломонову Храму).

В таких далеких путешествиях люди выражают свое сокровенное отношение к вере, к невидимым вещам через поклонение видимым предметам и местам. Паломников иначе называли «пилигримами», что значит – чужестранцами.

Православные уверены, что через посещение святых мест, прикосновение к святыням Господь подаст им Благодать, здравие и исполнение просимого. Это – обычно исцеление от давних недугов, которые не смогли вылечить врачи. Или дарование детей в случае бесплодия. Некоторые получают ответы на вопросы, мучившие их. У некоторых разрешаются жилищные проблемы и т.д.

Господь обильно посылает Свою Благодать на святых местах тем, кто с верою совершает дальнее путешествие с одной целью – прикоснуться к святыням, походить по земле, которой ходил Христос, посмотреть на жилища святых.

Паломничество – доказательство веры человека, уверенность в невидимых вещах, присутствии Божественного в святынях.

Паломники — это…?

В основу этой христианской традиции ложится желание верующих поклониться святым местам, связанным с земной жизнью Иисуса Христа, Его Матери Пресвятой Богородицы и апостолов, чтобы погрузиться в священные воды реки Иордан и помолиться перед чудотворными святыми образами. У других религий тоже имеются аналогичные обычаи.

В России паломничество к Святой Земле началось с самых первых времен зарождения русского христианства. Путь был трудным и опасными, и главным образом он лежал через Константинополь. К XI веку маршрутами паломников стали Святая Земля, Афон и свои национальные святыни. Но уже к XII веку страсть к паломничеству достигла апогея, и церковная власть вынуждена была сдерживать своих ревностных богослужителей.

К XV веку наступает переломный момент, когда уже православный паломник начинает жаловаться на притеснения его злыми арабами и турками. К тому времени Константинополь пал перед турками, и христианские святыни Востока оказались в руках мусульман.

В давние времена — паломник уходил из семьи и не знал, вернется ли он снова

Такой подвиг веры еще в давние времена состоял в том, что паломник уходил из своей семьи, и не знал, вернется ли обратно. Он полагался только на волю своего Творца.

В 4 веке царицей Еленой был найден Животворящий крест, на котором по преданию был распят Иисуса Христос. Это и вызвало ажиотаж среди многих православных верующих. Тогда же многие отправились в паломнические поездки к этому святому месту в Иерусалиме. Даже в настоящее время проводятся благочестивые раскопки.

В 4 веке царицей Еленой был найден Животворящий крест, на котором по преданию был распят Иисуса Христос

Никейский собор в 325 году благословил открытие святых мест Палестины и Иерусалима. Также на месте Рождества Христова в Вифлееме, на Голгофской горе строятся храмы, которые стали обязательными для посещения во время паломнических поездок.

Евгений, заведующий фермой, с монастырской жизнью связан не так крепко, как остальные, но на службы ходит. Времени, отмечает он, совсем не хватает.

«Кормим, поим, убираем за нашей живностью. Работаем с утра до ночи. Но мне такой труд хорошо знаком, потому что раньше я вёл хозяйство под Славянкой (поселок на юге Приморья — DV). Потом остался и без жены, и без земли. Гуси, коровы, свиньи — у меня всё было. Когда сюда пришёл, хозяйство пришлось подымать с нуля. У них четыре коровы в пригодный период давали только 20 литров молока в сутки, а сейчас — в четыре раза больше. Ощутимо?» — улыбается заведующий фермой.

Игумен Климент открывает ключом дверь в библиотеку. Тут проходят уроки воскресной школы для взрослых. Доска в библиотеке исписана названиями религиозных книг. Здесь их сотни. Священник показывает самые редкие, аккуратно доставая с полки: богослужебную книгу «Минея», изданную при Александре II, а также последнюю книгу Нового Завета, Апокалипсис, выпущенную в 1910 году.

Читать еще:  Украинские греко-католические епископы комментируют визит кардинала Каспера в Москву

На полу лежат ещё несколько картонных коробок. Они, как и полки, забиты литературой.

«Нам много чего отдают даром. Классику в монастыре тоже читают, но я сам принимаю решение, каким книгам место в нашей библиотеке. У нас есть, например, «Портрет Дориана Грея», «Братья Карамазовы», «Дон Кихот», «Молодая гвардия». Чтение таких книг — это своего рода переключение скоростей. Но что-то, конечно, сразу идёт на выброс», — батюшка достаёт из коробки «Введение в сексологию» и романы про некую Анжелику.

Все паломники разные

В последнее время из уст священников и церковных людей слышится пренебрежительный термин – православный туризм, мол, катаются туда-сюда без толку, а надо все правильно делать. Правильным, по их понятиям, означает одеться в длинные юбки до пят, на всех службах побывать, ходить с грустным видом, не расставаться с молитвословом и т. п. Молитва – это самое главное для христианина, но нельзя ему регламентировать свое вдохновение или духовное озарение. Если у человека получается молиться в конкретном монастыре – слава Богу, если в этот момент ему хочется побыть одному, осмотреть обитель, то это его право проводить паломничество так, как он считает нужным, и в таком состоянии, в каком он пришел. В чужой монастырь со своим уставом не ходят, точно так же душу человеческую может понять только сам человек и Бог, и никто иной.

В древних традициях паломничеством вообще считалась поездка более 10 дней, но тогда и время было другое. В нашем стремительном мире и один день, который человек посвятит духовному, стоит многого, и это нужно ценить и уважать. Французское слово туризм (от tour (прогулка, поездка)) означает путешествие в свободное время, один из видов активного отдыха в познавательных целях. А что может быть лучше, когда работающий человек, мирянин, свой выходной день посвятит не походам по магазинам и валянию на диване у телевизора, а узнает о новом монастыре и хотя бы несколько раз искренно помолится и попросит Бога о своем личном? На мой взгляд, нужно с уважением относиться ко всякому отправляющемуся в паломничество, даже если он еще достиг какого-то понимания тех вещей, которые понятны инокам или людям, многие годы находящимся в Церкви.

Одним из важных аспектов паломнических поездок является их духовно-просветительская составляющая. При посещении святых мест люди узнают об истории и духовных традициях монастырей и храмов, особенностях богослужения, святых и подвижниках благочестия, чья жизнь и деятельность были связаны со святынями, предложенными в паломническом маршруте. Паломники имеют возможность побеседовать с насельниками монастырей, некоторые находят здесь себе духовников.

Часто людей приводят к подобным путешествиям эстетическое чувство и любовь к архитектуре, истории, в частности церковной, а какими они вернутся – удовлетворившими свое любопытство экскурсантами или укрепившимися в вере православными христианами, – зависит от того, что с ними произошло во время посещения святыни. Откроются сердце и ум к восприятию слова Божия или останутся они закрытыми – в этом тайна каждого человека. Православное паломничество может мягко и гармонично сочетать и светские, и духовные интересы. Его трудно назвать отдыхом для тела, но можно назвать отдыхом для души.

Биробиджанские паломники отправились к православным святыням Приморья

Ильинский храм

  • История
  • Святые покровители
  • Реставрация
  • Фотографии храма

Воскресная школа

  • Уроки
  • Сценарии
  • Разработки
  • Полезная информация

Катехизация

  • Беседы
  • Встречи

Жизнь прихода

  • Фото-летопись

Вера, надежда, любовь

  • Праздники
  • Богослужебный круг
  • Священное Писание
  • Святыни
  • Слово пастыря

Село Яковлевское

  • Как добраться
  • История родного края
  • Виды

Разное

  • Читальный зал
  • Галерея
  • Ссылки

Хождение верующих к святым местам на поклонение известно ещё с глубокой древности. У христиан паломничество началось с IV в. в Палестину, где совершались божественные деяния Спасителя. Русское православное паломничество ведёт своё начало с первых веков распространения христианства в Древней Руси, т.е. с IX–X вв.

Что такое «паломничество»?

Понятие «паломник» происходит от слова «пальмовник», что является переводом соответствующего латинского слова. Им первоначально называли богомольцев – участников крестного хода в Святой Земле в праздник Входа Господня в Иерусалим (иначе этот праздник называется еще Неделя ваий, или, в русской православной традиции, Вербное воскресенье). Впоследствии паломниками стали называть богомольцев, путешествующих не только в Иерусалим, но и к другим христианским святыням.

Несмотря на кажущуюся внешнюю схожесть паломничества с экскурсионным туризмом, внутренняя их суть весьма различается: в то время, как экскурсионный туризм имеет своей целью посещение интересных мест, паломничество предполагает предварительную духовную работу, «очищение души», перед посещением «святыни». Однако часто паломничество подменяется экскурсионным туризмом, когда людей просто проводят по «экскурсионным объектам», без предварительной внутренней, духовной, подготовки.

Из истории паломничества:

В средние века на Западе пунктом отправления паломников служила Венеция. Паломники запасались путеводителем, отпускали бороду и облачались в паломническую одежду — калиги, коричневый или серый плащ, греческую шляпу с весьма широкими полями, обыкновенно украшенную раковинами; клюка, сума и бутылка (выдолбленная тыква) дополняли паломнический наряд. К плащу и шляпе паломники прикрепляли красный крест. В Венеции паломник заключал контракт с судохозяином (патрон), который обязывался не только перевезти его в Святую Землю и обратно, но и сопровождать его в странствиях по святым местам, доставлять ему во время всего пути пищу и защиту, платить за него подати мусульманским властям и т. п.

Читать еще:  Монахи подрались в храме Рождества Христова (Вифлееме)

Постепенно стали допускаться дальнейшие смягчения: знатный господин мог послать вместо себя слугу или наёмника. Образовались даже светские цехи профессиональных наёмных паломников (в Германии называемых Sonnweger), которые вскоре сильно размножились, так как этот своеобразный промысел оказался весьма прибыльным. В XVI в. паломник мог быть направлен от целой общины за её счёт.

В России паломничества в Святую Землю начались уже в первые времена русского христианства. Трудность и опасность пути заставляла паломников собираться в «дружины». Совершая свой путь, главным образом, через Константинополь, древнерусские паломники заимствовали у западных пилигримов костюм. К XII в. страсть к паломничеству до того распространилась, что церковная власть находила нужным сдерживать не в меру ревностных богослужителей.

С половины XV в. в российском паломничестве совершается как бы перелом. Уже прежние «паломники» полны жалоб и негодования на притеснения «срацын» и «злых арапов», а взятие Константинополя турками окончательно предало христианские святыни Востока в руки неверных.

Хождения в Святую Землю возобновляются лишь во второй половине XVI в. Но чаще это, так сказать, «официальные паломничества», совершаемые людьми, которых посылало московское правительство на Восток с поручениями и милостыней. А с XVIII в. начинает преобладать новое, более сознательное и критическое отношение к Востоку.

Продолжительные войны с Турцией во времена царствования Екатерины II (вторая половина XVIII в.) мало благоприятствовало паломничеству русских людей на Восток. Однако в XIX в. удобства и безопасность путей сообщения привели к сильному его росту в Святую Землю. Немаловажную роль, конечно же, в этом сыграло учреждение в 1847 году в Иерусалиме Русской Духовной миссии.

Куда отправляются паломники?

Св ятыни Вселенского Православия – это прежде всего Святая Земля, причём не только Иерусалим, но и Вифлеем, Назарет, Хеврон и другие места, связанные с земной жизнью Спасителя. Кстати, Египет, который все привыкли рассматривать как место традиционного отдыха современных россиян, одновременно является одним из центров христианского паломничества. Здесь провёл первые годы жизни Спаситель вместе с Богородицей и праведным Иосифом, скрываясь от царя Ирода. Святое семейство в те времена жило и в Каире. Места эти всегда были очень почитаемы православными паломниками. В Египте в III–IV веках просияли подвижники благочестия, которые создали христианское монашество. Первые монашеские общины возникли именно там, в пустынях Египта. Важной составной частью Святой Земли являются Иордания, Ливан и Сирия, где также много святых мест, связанных с деяниями святых Апостолов и других Божиих угодников.

Много святых мест Православия в Турции и Греции. Ведь территории этих государств свыше пятисот лет назад составляли основу православной Византийской империи. И по-прежнему столица империи, бывший Константинополь и нынешний Стамбул, является для всякого православного христианина святым городом. А главной святыней Греции считается Святая Гора Афон. Паломничество в это благословенное место не прекращалось никогда.

В Италии для православных паломников два самых важных города – это Рим и Бари. Очень много православных святынь в Вечном городе. Всё-таки Церковь была едина целую тысячу лет, и за это время здесь просияло много Божиих угодников, которым православные люди до сих пор поклоняются. В первую очередь, конечно, святому апостолу Петру. А в Бари покоятся честные мощи святителя Николая Мирликийского, и туда, конечно, не зарастает тропа, проложенная русскими паломниками.

Православные святыни находятся и в других крупных городах и столицах европейских стран. Например, многие Людмилы ездят в Прагу на поклонение честным мощам княгини мученицы Людмилы Чешской. В Париже также немало реликвий, в том числе – терновый венец Спасителя.

В нашем Богом спасаемом Отечестве паломничество уже давно приобрело массовый характер во многих регионах. Сегодня очень много возрождается традиционных и народных форм паломничества. Например, многодневные крестные ходы к определённой святыне или от одной святыни к другой. Многие паломники приезжают в Москву и Санкт-Петербург. В Екатеринбурге возобновились крестные ходы к Царским мученикам. Практически в каждой епархии есть святыни, к которым направляются православные люди, проживающие в соседних городах и селениях. Огромную роль играют созданные более чем в 50 епархиях паломнические службы, которые организуют эту работу, направляют людей, благословляют, принимают, окормляют их в храмах, монастырях и приходах. К чудотворным иконамСпасителя и Божией Матери, к святым источникам, честным мощам Божьих праведников отправляются и поклоняются миллионы людей в России.

Много святынь, которым поклоняются русские православные паломники, на Украине и в Белоруссии. Это прежде всего Киево-Печерская, Почаевская и Святогорская Лавры, а также Полоцкий Спасо-Евфросиниевский монастырь.

Православный паломник

Во второй половине XVI века опять усиливаются хождения паломников на Святую Землю. Известно даже подробное паломничество купца Василия Яковлевича Гагары в Иерусалим и Египет. Он жил в Казани и вел торговлю с Персидскими купцами. До 40 лет, по его собственным словам, жил «скверно и блудно», результатом этого поведения стали несчастья, повалившиеся ему на голову одно за другим. У него умерла жена, потом затонул корабль с товаром, и торговля сошла на нет. Однако после церковного покаяния и данного им обета о совершении паломничества в Иерусалим, за один год он нажил имущества в два раза больше, чем потерял до этого.

Читать еще:  В Калининграде появится университетский православный храм в честь святой мученицы Татианы

Однако чаще всего паломниками становились официальные люди, которых посылало с поручениями и милостыней московское правительство.

Война с Турцией во второй половине XVIII во времена Екатерины опять затруднила православное паломничество.

Но к середине XIX века огромную роль в усилении паломничества сыграло учреждение в Иерусалиме Русской Духовной Миссии и создание Императорского Православного Палестинского Общества.

Нередко такого рода религиозные мотивы ставали прикрытием для захватнических торговых целей. Паломничество огромную роль сыграло и в подготовке крестовых походов. В средние века паломники — это и высшая знать, и воины, искавшие посвящения в рыцари, которое происходило у Гроба Господня, и купцы с торговыми целями, и ученые, и авантюристы, и маги, искавшие чудодейственных знаний на Востоке.

Оптина пустынь

Ставропигиальный мужской монастырь с давних времен принимает паломников со всей страны. По преданию, это место было основано в четырнадцатом веке человеком по имени Опта. Было время, когда Оптина пустынь расцветала, были времена упадка. В двадцатом веке монастырь закрывали, храмы разрушили. Времена меняли монастырь, но старческое служение не менялось. По сей день это место остается центром духовной жизни. Оптину пустынь стремится посетить множество верующих.

Паломничество в Оптину пустынь предполагает посещение расположенных здесь храмов и святынь. Это Введенский собор, в котором находятся мощи Нектария и Амвросия, икона Казанской Божией Матери. Также Оптина пустынь славится храмом в честь Казанской иконы Божией Матери, Владимирской иконы Божией Матери, храмом Иллариона Великого, Предтечи Крестителя Господня, храмом в честь Преображения Господня.

В течение дня основные храмы всегда открыты. Паломничество по святым местам предполагает поклонение святыням, расположенным в Оптиной пустыни. Здесь верующие поклоняются иконам, святым мощам старцев и отцов оптинских.

Зачем ехать в паломническую поездку?

Каждый православный христианин, отправляясь в паломническую поездку, должен для себя четко определить: для чего он это делает? Зачем он лишает себя элементарных бытовых удобств, отдает деньги, теряет время? Что для него значит эта поездка? Путешествие по Золотому кольцу России с осмотром исторических и культурных достопримечательностей, в число которых входят храмы, иконы, церковная утварь. Или это желание глубже узнать жизнь Церкви, потрудиться ради Христа. Хотя и первое неплохо, но второе намного важнее.

— Главным моментом подготовки к паломнической поездке является как раз осознание того, ради чего мы в этот путь отправляемся, — считает игумен Нектарий (Морозов). — Мы едем не для того, чтобы сменить обстановку, как-то расслабиться и морально отдохнуть, а именно ради духовной пользы и встречи со святыней. Очень важно, чтобы человек, собирающийся в паломничество, молился тем святым, к которым он едет, или же Божией Матери, если на святом месте находится чудотворная Ее икона. В идеале — и это вполне возможно в наше время — нужно заранее прочитать, найдя в книгах или в Интернете, и подробное житие того или иного подвижника, и что-то об истории обители, ее современном состоянии — это тоже помогает настроиться. И конечно, нужно испрашивать на эту поездку благословения у Господа.

Человек, отправляясь в паломническую поездку, прежде всего должен спросить себя: а в каких отношениях он находится с Богом, с Церковью. Паломничество – это одна из форм церковной жизни. Но духовная жизнь христианина начинается не с паломничества, а с покаяния. Как говорится в Евангелии: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Небесное». Начинать надо с чтения Евангелия, с покаяния, с Причастия. В таком случае человек сможет правильно понять все то, что увидит в поездке. И даже столкнувшись с бытовыми трудностями, неправильным (как ему кажется) поведением священников, монахов или мирян, он не соблазнится этим, не расстроится.

Паломничество – это одно из средств духовного совершенствования человека, которое позволяет не только посетить новые места или поклониться к святыне, но и увидеть свои недостатки, немощи, а также силу Божию, Его помощь и поддержку. Когда человек в поездке терпит бытовые неудобства, добровольные лишения, он начинает глубже относиться к жизни, испытывать благодарность за самые простые вещи.

Церковный человек должен воспринимать паломническую поездку как некое дополнение к своему повседневному служению, как поощрение за труд, как подарок, ниспосланный от Господа. И ни в коем случае не заменять паломничеством повседневную духовную работу, участие в таинствах, в жизни Церкви.

— Паломничество может дать человеку ощущение, что он совершил некий труд, что-то заслужил, стал другим. Есть люди, которые без конца ездят в паломничества и утешаются этим как особым достижением, — протоиерей Федор Бородин, настоятель храма во имя Космы и Дамиана на Маросейке (Москва).

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector