0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Битва Архистратига Михаила, или Что такое папизм?

ПОДВИГ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА

День 8/21 ноября Православная Церковь посвятила празднованию Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Но что мы знаем о них? Спаситель некогда сказал тайному ученику Никодиму: «Если Я сказал вам о земном, и вы не верите, — как поверите, если буду говорить вам о небесном. Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах» (Ин. 3,12-13). Действительно, земнородным досталось в удел знание о небесном только со слов Сына Человеческого, сшедшего с небес, да богопросвященных пророков. Исключением являются лишь те угодники Божии, которые имели знание о небожителях чрез их явление им.

Из всего сказанного об Ангелах в Священном Писании и у Святых Отцов нам известно, что Ангельский мир сотворен прежде материального, ибо сказано: «В начале сотворил Бог небо» (в смысле нематериальной высшей ступени), а потом «землю» : «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1, 31). Все «хорошо весьма» — не имеющее зла и борьбы с ним, болезней и разрушения. Святые Отцы учат, исходя из этого, что до какого-то определенного момента тварный мир существовал и развивался без наличия зла и борьбы с ним. Бессмертные существа небесного и материального миров были призваны к бесконечному совершенствованию на пути уподобления Богу, т.к. сотворены «по образу» и «по подобию» Божию. Образ Божий в человеке и также в Ангелах заключается в воспринятых от Творца качествах, как способность мыслить, чувствовать, являть свободную волю, любить и т.д. Но какое же место остается для качества, отмеченного словом «подобие» ? Святые Отцы разумеют в этом слове заданность к вечному совершенствованию тех святых качеств, полученных в день творения в малом объеме, но призванных в процессе возрастания сравняться с Божиими. Это не говорит о том, что они могут сравняться, но призваны к этому. Это есть вечный путь совершенствования в уподоблении Богу, что можно назвать первым законом тварного бытия.

Но как этот процесс происходил? Обычно считают, что Ангелы остаются вечно Ангелами, Архангелы — Архангелами и Серафимы – Серафимами. Но тут возникает масса неувязок. Зачем, спрашивается, нужна ступенчатость, если все проходят один и тот же путь совершенствования? К тому же, как доводит Деонисий Ареопагит, существа высших ступеней имеют все, что имеют и низшие при наличии еще более совершенных качеств, которые не имеют нижестоящие. Такой порядок возвышения уже заставляет считать, что существа переводятся со ступени на следующую ступень с добавлением новых более совершенных качеств, что является новыми «днями» творения. Так человек будет переведен при всеобщем воскресении на следующую ступень бытия, о которой говорит ап. Павел: «Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человека, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9). Всеобщее воскресение из мертвых является новым восьмым «днем творения» , переводом на новую ступень, о которой Спаситель говорит: «Сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых ни женятся, ни замуж не выходят, и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии, будучи сынами воскресения» (Лк. 20, 35-36). И когда говорится об обновлении землян и земли, то опять же приводится как в первом стихе первой главы книги Бытие и о небе, т.е. небожителях: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали» (Отк. 21, 1). В таком случае нужно сказать, что будут не только земляне переведены на следующую ступень бытия, но и все Ангельские ступени. Доказательств сему в Священном Писании много.

Теперь нужно обратить внимание на другой закон тварного бытия. Творец наш, Сам воздействуя на творения своими нетварными энергиями, благодатью Святого Духа, ниспосылая на них поток своей любви и просвещения, так и творения свои одарил способностью изливать свою энергию. Во всем Божием мире наличествует единый порядок: вышестоящие чины, проявляя свою сострадальческую, жертвенную любовь по отношению к нижестоящим, ниспосылают на них поток любви и тем помогают им совершенствоваться. Те же в свою очередь поступают так же. Самые низшие Ангелы имеют попечение о людях, мы же призваны совершенствовать своей любовью животный и растительный мир. Дионисий Ареопагит говорит по этому поводу: «Первая иерархия, будучи просвещена, сколько возможно, Божественною благостью в Богословском ведении, и сама, как Богоподобная иерархия, передает знание сие следующим за нею чинам» (Дионис. Ареоп. О небесн. иерархии). Таким образом, весь тварный мир совершенствуется в первую очередь в любви: в благоговейной к Богу и вышестоящим и в жертвенной по отношению к ближним и нижестоящим.

Однако этот закон совершенствования имел большой недостаток, который в какой-то момент сказался в виде страшной катастрофы. Совершенствование в любви при благочестивом благополучии и при отсутствии испытания ее посредством верности Богу и борьбы с антиподом любви – злом – оказалось неустойчивым. При обладании богоподобной свободной волей, каждое существо подвергается испытанию в своем ежесекундном выборе сделать так или иначе. При наличии борьбы каждая сущность вырабатывает в своем духе опыт противления злу, ненависть к нему. Прошедшие борьбу со злом становятся уже почти неспособными склониться к нему. И наоборот, как известно, одна треть светоносных сущностей по причине отсутствия борьбы впала в неверность и противление Богу.

Читать еще:  Чем молитва отличается от медитации?

Это засилье зла образовалось не по вине Творца, но по причине неправильного выбора внутренней направленности сначала одним высочайшим существом, называемым Денницей, а потом распространилось на все нижестоящие миры чрез ниспослание им духа зла взамен должной жертвенной любви. Почти весь Ангельский мир, за исключением какой-то части во главе с другой главенствующей сущностью – Архистратигом Михаилом, впал в неверность Богу. Об этом пишет преп. Нил Мироточивый:

«Денница, дерзнул восхитить подобие, (в славе), Святой Троицы, уготовал себе трон, чтобы вознестись на нем превыше трона Божия (большинством приверженцев); как только стал он осуществлять свой нечистый замысел в духовном мире, то потряслись небеса, поколебались ангелы; не поддержи их Михаил Архангел могучим гласом своим к сопротивоборству, словами: «Станем добре, станем со страхом Божиим», не предвари он сказать сих слов, утвердивших единодушных с ним, — единый Бог весть, что могло бы тогда произойти с небесами небес; единому Богу то известно. По гласе же Михаила Архангела очутился Денница в бездне со своим проклятым троном; говорим: вместе со своим оскверненным полком»(Посмертные вещания Преп. Нила Мирот., 1912, стр.24).

По другим источникам известно, что в этот момент произошло разделение на святые силы, к которым относится две трети Ангелов, и злые, — состоящие из одной трети отступивших от Бога и ставших демонами. Началась война на всех девяти ступенях ангельского мира. «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый дьяволом и сатаною, обольщающий всю вселенную» (Отк. 12, 7-9).

Подвигу Архистратига Михаила можно восхищаться без конца. Он первый нашел в себе силы обнаружить коварный замысел вышестоящего существа, увидел плоды его гордой переоценки качеств и противостал злу, призвав и других последовать за ним. То, что Денница некогда был начальствующим и над Михаилом, видим из послания ап. Иуды, приводящего в пример поведение Архангела Михаила — пример не злословия начальствующего над собой: «Михаил Архангел, когда говорил с дьяволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь» .

Итак, Архангел Михаил является предводителем всех небесных сил в этой страшной войне. А то, что война была страшная, говорят слова: «Они победили его кровью Агнца и словом свидетельства своего, и не возлюбили души своей даже до смерти» (Отк. 12, 11). Для нашего лучшего представления о той войне, победа показана земными категориями. Однако ясно одно, что для достижения ее требовалась полная самоотверженность, подобная пролитию крови Агнца, чтоб даже не возлюбить души своей до смерти. И в то же время борющиеся со злом и ложью святые силы имеют основным оружием возвещение истины и обличение лжи.

Война на небе закончилась победой святых сил, и теперь она продолжается на нашей грешной планете. Началась последняя битва с 1917 года, когда сошел на землю «большой красный дракон» — воцарились красные большевики. Какая это была война, мы знаем хотя бы по страницам истории. Какой же апогей этой войны будет при воцарении дьявола в лице злейшего и лукавейшего человека – антихриста, не дай Господи, могут сподобиться увидеть многие из живущих в наши дни. Это видно по тому, как спешат злые силы установить новый мировой порядок, как производится глобализация во всех сферах жизнедеятельности планеты. Наша многострадальная Русь опять готовится стать ареной борьбы. Не успела Россия избавиться полностью от большевизма, внедренного злыми силами, некогда распявшими Христа, как теперь они же спешат внедрить свою диктатуру под другим видом. Опять насаждается однопартийная система, характерная черта фашизма. Опять задавливается свобода, лишаются всех возможностей патриотические, истинно православные силы. И дай-то Бог, чтоб чрез преодоление всех трудностей пришло на Русь обещанное явление православной монархии, чтоб подготовиться к ужасным испытаниям в пришествии антихриста.

Небесных воинств Архистратизи,

молим вас присно мы, недостойнии,

да вашими молитвами оградите нас

кровом крил невещественныя вашея славы,

сохраняюще ны, припадающия прилежно и вопиющия:

Битва Архистратига Михаила, или Что такое папизм?

Запад признал папу земным заместителем Христа и человека этого почти обоготворили.
Восток признал царя земным заместителем Христа и человека этого почти обоготворили.

Католичество было очень антропологично, в нем было слишком много человеческого, и оно создало ложную теократию – папоцезаризм, в котором власть божеская была подменена властью человеческой, папа был признан заместителем Христа, и человек этот был почти обоготворен. Католическое учение о церковной иерархии с папой во главе было ложной религиозной антропологией и обнаруживало отсутствие подлинной религиозной антропологии – откровения богочеловечества, в котором Сам Христос есть Царь и Первосвященник и не имеет заместителей. В иерархии священства жила ангельская небесная иерархия, смешанная с звериной земной иерархией, а священная человечность еще не была явлена. … Лжерелигиозная антропология западного папоцезаризма, положенная в основу католической теократии, была принижением личности Христа, отделением человеческого от божеского; в ней не достигалось богочеловечество и не давалось непосредственное общение с Богочеловеком. … Безумна была мысль, что можно найти на земле заместителя Христа, что можно обожить человеческую природу превращением Церкви в государство, а не свободным принятием внутрь себя Христа. …

Читать еще:  Особенности проповеди через СМИ

На православном Востоке, в Византии, христианский мир подвергся другому соблазну, соблазну цезарепапизма: там царя признали заместителем Христа и человека этого почти обоготворили. В православии слишком мало человеческого, нет никакой антропологии, но зато хранилось подлинно божеское. Византийское, теократическое царство было тем же соблазном языческого царства этого мира, которое господствует везде, где мир не сливается с Богом.

Власть этого мира пытается выдать себя за христианскую. Католический папизм и византийский цезаризм – остатки язычества, знаки того, что человечество еще не приняло в себя Христа.

Папоцезаризм и цезарепапизм были двумя формами «христианского государства», двумя ложными попытками власти этого мира выдать себя за христианскую, в то время как никогда не было сказано и предсказано, что религия Христа будет властвовать над миром, будет преследовать и насиловать (а не сама преследоваться и насиловаться). «Христианское государство», делающее вид, что мир принял христианство и что христианская власть господствует над миром, во всех своих формах было исторической сделкой христианства с язычеством. «Христианское государство» не было даже государством христиан, скорее, является государством нехристов. Государство – языческого происхождения, и только для языческого мира оно нужно; государство не может быть формой христианской общественности, и потому католический папизм и византийский цезаризм – остатки язычества, знаки того, что человечество еще не приняло в себя Христа. Для человечества, принявшего Христа, для богочеловечества в пределе не нужна власть человеческая, так как оно абсолютно покорно власти Божьей, так как для него Христос – Царь и Первосвященник. Подлинная теократия есть откровение богочеловечества на земле, откровение Св. Духа в соборном человечестве. В христианской истории, в «историческом христианстве» времена этого откровения еще не наступили, и человечество соблазнялось, жило в своей коллективной истории по-язычески.

Гуманизм восстал против папоцезаризма и цезарепапизма

На пустом месте религиозного сознания христианского мира, которое до сих пор заполнялось ложью, появился гуманизм и стал поднимать человека, ставить его на ноги.

Гуманизм восстал против бесчеловечной антропологии католичества, да и всего исторического христианства, отверг ложную теократию во имя человеческой антропологии, во имя честного и открытого утверждения чисто человеческой стихии и человеческой власти. … Католичество утверждало не божественную власть в мире, а власть человеческую, выданную за божественную (власть папы и церковной иерархии), гуманизм требовал освобождения от лжи, снимал цепи и утверждал власть человеческую, ничем не прикрытую. И в этом была доля правды. Человечество должно было освободиться от ложных, сомнительных теократий, стать на ноги, очеловечиться и очеловечить всю свою культуру, чтобы явилась почва для истинной, подлинной теократии, чтобы вольно и сознательно подчиниться власти Бога, Бога, а не папы или цезаря, не человеческого иерархизма. Гуманизм справедливо восстал и против католического папоцезаризма, и против православного цезарепапизма. На пустом месте религиозного сознания христианского мира, которое до сих пор заполнялось ложью, появился гуманизм и стал поднимать человека, ставить его на ноги. Антропология католичества была, в конце концов, языческая. В основании ее лежал соблазн imperium romanum. Католичество было пропитано этой языческой антропологией и теряло связь с божеским; православие сохранило связь с божеским, но не имело никакой самостоятельной антропологии, отражало восточную приниженность человеческой стихии. И вот человечество в исторических своих путях должно было пройти безрелигиозный гуманизм, чтобы наступили времена религии богочеловечества, чтобы открылась человечеству религиозная правда о его окончательной земной судьбе.

Восточный папизм и матриархат Святой Руси

У истоков отечественного православия стояла византийская царевна

Первенство епископа Нового Рима обеспечил
император Юстиниан.
Фото Хосе Луиса Бернардеса Рибейро

В связи с созданием Православной церкви Украины (ПЦУ) сегодня принято обвинять Вселенский (Константинопольский) патриархат в «ереси восточного папизма». Мол, вопреки церковному учению о том, что «никто из членов церкви не может возвышаться над другим в силу каких-либо особенностей своего церковного служения» и нет ни догматических, ни канонических, ни исторических причин для доминирования одной поместной церкви над другими, Константинопольский патриарх пытается сегодня доказать всем, что он «первый среди равных», то есть главный в череде других предстоятелей православных церквей.

Однако история становления христианского учения и экклесиологии свидетельствует, что Фанар (район Стамбула, в котором расположена резиденция Вселенского патриарха) следует той политике, которая была определена для него еще в V веке. 18 марта 545 года византийский император Юстиниан I, пытаясь укрепить свою державу, принял закон, согласно которому «папа более старшего Рима является самым первым среди всех священнослужителей, а святейший епископ Нового Рима, то есть Константинополя, занимает второе место после апостола престола старшего Рима, но вместе с тем впереди престолов всех остальных иерархов».

В 1054 году произошел Великий раскол между западным и восточным христианством, и в результате оформились два религиозных направления – католицизм и православие. При этом понятие диптиха, а вернее, тогда еще пентархии – системы пяти «кафолических» патриархатов: Рима, Константинополя, Александрии, Антиохии, Иерусалима – возникло до раскола, в V веке, после проведения Халкидонского, или Пятого Вселенского, собора в 451 году.

После этого пентархия только разрасталась. Хотя «выпала» Римская церковь, зато добавлялись другие автокефалии, среди которых (приводятся по времени образования) Русская, Грузинская, Сербская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская, Албанская, Польская, Чешская и Словацкая, Американская (в диптихе РПЦ) и ПЦУ (в диптихе Константинополя). Указ же императора Юстиниана о первенстве («впереди престолов всех остальных иерархов») первоиерарха «Нового Рима» никто не отменял. А с отпадением «папы более старшего Рима», роль «самого первого среди всех священнослужителей» взял на себя Константинопольский патриарх.

Читать еще:  В связи с угрозами терактов в Израиле накануне еврейской Пасхи усилены меры безопасности

Первенство Царьграда подкрепляется и тем, что именно благодаря одному из византийских императоров Русь стала христианской. В марте 963 года в семье императора Романа II и царской снохи Феофано родилась дочь Анна. О детстве и внешности девушки мало что известно, кроме того, что современники прозвали ее Руфа – то есть рыжая. Разные исторические свидетельства говорят о том, что к царевне сватался наследник Священной Римской империи Оттон III. С просьбой выдать Анну замуж за своего сына Роберта II обращался французский король Гуго Капет. Армянский историк рубежа X–XI веков Стефан Таронский (Асохик) утверждал, что взять порфирородную византийку в жены хотел и один из болгарских князей.

Но Анна стала женой киевского князя Владимира, который почитается сегодня как креститель Руси. Согласно «Повести временных лет», наиболее раннего из дошедших до нас древнерусских летописных сводов начала XII века, Владимир, захватив Корсунь, потребовал у византийских императоров в жены их сестру Анну, угрожая в противном случае пойти на Константинополь. Te согласились при условии, что до того времени язычник-князь примет христианство византийского обряда. Когда же Владимир принял это условие, императоры уговорили Анну отправиться к «тавроскифам», как называли византийцы русичей. С плачем царевна попрощалась с близкими, говоря: «Иду, как в полон, лучше бы мне здесь умереть».

По другой версии, император Василий II обратился к киевскому князю за помощью в борьбе с мятежным военачальником Вардой Фокой и пообещал за содействие не только обычную денежную выплату, но и руку своей сестры Анны. Владимир послал в Византию дружину из 6 тыс. человек, и мятеж был подавлен. Однако жениться на Анне князь мог только при одном условии – он должен был не только креститься сам, но и крестить свой народ. В пользу версии о решающей роли Анны в крещении князя Владимира и Руси свидетельствовал и арабский историк XI века Абу Шуджа ар-Рудравери: «Женщина воспротивилась отдать себя тому, кто расходится с нею в вере. Начались об этом переговоры, которые закончились вступлением царя русов в христианство».

О «русском периоде» княжения Анны Византийской известно лишь то, что она «усердно участвовала в распространении православия на Руси, построив многие церкви». А в церковном уставе Владимира – первом в Древней Руси документе церковного права государственного происхождения – говорилось о том, что князь много советовался с женой в делах церковных. Кстати, в древнерусских летописях ее именовали не княгиней, а царицей. Скончалась Анна то ли в 1011, то ли в 1012 году, за четыре года до смерти Владимира. Ее могила находится в храме Успения Пресвятой Богородицы в Киеве рядом с гробницей державного мужа.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

ПАПИЗМ

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .

Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .

Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .

Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .

  • АНТРОПОПАТИЯ
  • АНТРОПОПЛАСТИКА

Полезное

Смотреть что такое «ПАПИЗМ» в других словарях:

папизм — а, м. papisme m. 1. Католицизм. БАС 1. Он писал .. страшныя филиппики против того, что он назвал папизмом. Дело 1877 1 1 233. В горячую пору полемики с папизмом, протестанты учили, что под антихристом надо понимать не одно лицо, а ряд лиц.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

ПАПИЗМ — ПАПИЗМ, папизма, мн. нет, муж. Реакционное течение, пропагандирующее установление политической власти римского папы (полит.). || Католицизм (устар.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

папизм — сущ., кол во синонимов: 1 • католицизм (4) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Папизм — Папизм ♦ Papisme Второе название католицизма, поскольку католицизм признает авторитет и непогрешимость папы. Слово, изобретенное протестантами, само собой разумеется, несет уничижительный оттенок. Вместе с тем отсутствие папы – еще не… … Философский словарь Спонвиля

папизм — папизм, папизмы, папизма, папизмов, папизму, папизмам, папизм, папизмы, папизмом, папизмами, папизме, папизмах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

папизм — пап изм, а … Русский орфографический словарь

папизм — а; м. Религиозно политическое течение, пропагандирующее распространение религиозной и политической власти Папы Римского. ◁ Папистский (см.) … Энциклопедический словарь

папизм — а; м. см. тж. папистский Религиозно политическое течение, пропагандирующее распространение религиозной и политической власти Папы Римского … Словарь многих выражений

Папизм — ♦ (ENG popery) термин, имеющий отношение к папе или римскому католицизму; часто употребляется с пренебрежительным оттенком … Вестминстерский словарь теологических терминов

папизм — пап/изм/ … Морфемно-орфографический словарь

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector