1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Блаженная Матрона: житие без мифов и домыслов

Содержание

Святая блаженная Матрона Московская

Её личность явилась одной из самых больших мистических загадок современности. Святая совершала чудесные деяния еще при жизни, но не прекращает делать великое добро всем верующим и после смерти. Большое количество православных людей приходит к дверям Покровского монастыря, чтобы лично прикоснуться к её мощам.

Люди ожидают большого чуда и не устают восхвалять имя Матроны, которая слышит молитвы, дарует просящим здоровье, радость семейной жизни и материнства.

Житие блаженной Матронушки

Божественная целительница, настоящее имя которой Матрона Никонова, появилась на свет в Тульской губернии в 1881 г. Родное село святой женщины расположилось в 20 км от Куликова поля, которое знаменито сражением русских и монгольских войск. Родители её были простыми крестьянами, вели честную, но бедную жизнь.

  • Так как финансовое состояние семьи было тяжелым, а Матрона являлась уже четвертым ребенком, её матушка вознамерилась избавиться от дочери и отдать её в государственный приют. Однако женщине во сне явилась белая птица с лицом человека и закрытыми глазами. Создание село на правую руку матери, которая приняла это видение за знамение и отказалась от того, чтобы отдать ребенка. Дочь появилась на свет слепой, но родители проявляли большую любовь к своему чаду.
  • Во время ритуала крещения присутствующие увидели вокруг младенца благоухающий дым. Священник, проводивший обряд, чрезвычайно удивился, потому что впервые за всю свою религиозную деятельность узрел такое чудо. Это событие знаменуют о богоизбранности святой угодницы.

Проявление способностей

Дар исцеления и предсказаний появился у Матроны в семилетнем возрасте. Рядом с домом Никоновых находился Успенский храм, поэтому девочка часто посещала Божью обитель, неподвижно слушая проповеди и молитвы священнослужителей. Её были известны не только мысли других, она могла предвидеть опасности и стихийные катаклизмы. Молитвы и акафист слепой девочки помогали больным и обездоленным, к дому Никоновых стал стекаться христианский народ.

  • Когда божья угодница стала старше, появилась возможность путешествовать. Вместе с благочестивой девицей Лидией, дочерью местного дворянина, она посетила самые знаменитые храмы и святые места России.
  • Рассказывают, что однажды девочка встретилась с И. Кронштадтским, который назвал её восьмым столпом Отечества. Святитель предвидел особенное положение Матроны во времена гонений на христианство в России.
  • В юном возрасте преподобная предсказала кровавую революцию, которая пройдет под символом ненависти людской и безграничной жадности.
  • На 17 году святая была лишена возможности ходить. Она знала, что по воле Божьей должна принять такую судьбу, не перечила и не унывала.
  • Людей удивляло одухотворенного видение Матреной материального мира. Она сама говорила, что Господь раскрыл перед ней истинную красоту Своего Царства. Обычные же глаза видят только тень высшей и пречистой Обители. Святая многое знала, несмотря на полную безграмотность.

Переезд в столицу и кончина

В 1925 г. святая оказалась в Москве, в которой жила до самой смерти. Здесь она продолжала целительную деятельность, что беспокоило её двух братьев, вступивших в коммунистическую партию. Матрона понимала опасность нахождения на одном месте, поэтому начались скитания по квартирам и домам знакомых. Она жила без прописки и божественным образом избегала ареста. В этот период она стала бездомной странницей, в этом ей помогали послушницы.

День Матроны сопровождался приемами убитых горем людей, а ночью преподобная читала молитвы и взывала о спасении.

  • Вскоре она предсказала начало ВОВ, большие людские потери и победу русского народа. Блаженная угодница молилась о жертвах кровавых событий, помогала невидимым образом соотечественникам на поле брани.
  • До последних своих дней она не уставала исповедоваться и причащаться у навещавших её священников. Когда душа святой покинула тело (2 мая 1952 г), её желало навестить колоссальное количество православного народа. Блаженную Матрону отпевали в храме Ризоположения, после чего присутствующие подходили и прикладывались к её рукам.
  • Сама преподобная желала, чтобы тело её похоронили на Даниловском кладбище. Святая предсказывала, что после смерти о ней многие забудут, кроме самых близких, а могила запустеет, но спустя много лет всплывет о ней память. Блаженная старица завещала людей приходить к её гробу и общаться, как с живой, изливать душу и просить помощи.
  • Через 30 лет после кончины преподобной угодницы её могила, находящаяся на Даниловском кладбище, предстала священным местом, куда стекаются отечественные и иностранные паломники.

Важно! Верующих привлекает глубокая православная убежденность преподобной Матроны, её умение сострадать, а также чудотворная сила, исходящая из глубочайших тайн сердца. Подвиг её жизни корнями уходит в истинное христианство, поэтому помощь, оказанная блаженной старицей, обладает духовной природой. Люди обретают веру, чаще ходят в храмы и учатся ежедневной молитве.

Чудотворения

И при жизни, и после смерти преподобная Матрона Московская горела желанием помочь людям, нуждающимся в исцелении или мудром совете. По её молитвам совершалось множество чудес — приходит здоровье, рождение ребенка в бездетной семье, помощь в тяжелых обстоятельствах. У иконы святой старицы часто находятся беременные и молодые родители с детьми, пришедшие отблагодарить за чудесное свершение.

Святая угодница не просто помогает, но возвышает в сердцах людей веру во всемогущество Небесного Творца. Вся божественная помощь блаженной Матроны была бескорыстной. Она подчеркивала тот факт, что чудеса совершает единственно Сам Господь.

  • Однажды в родное село к преподобной старице приполз мужчина, у которого были парализованы ноги. Он преодолел расстояние в 4 км по просьбе самой угодницы и получил исцеление, потому что не терял надежды.
  • Брата одной благоверной женщины взял паралич. Мужчина не верил в способности святой, Матрона же велела привести его к себе, прочитала над несчастным молитвы, дала испить освященной воды. Неверующий уснул крепким сном, а утром совершенно выздоровел и стал искренне благодарить Господа.
  • Матрона согласилась излечить от безумия сына безбожной женщины при условии, что последняя поверит в Бога. Блаженная старица заговорила воду и велела плеснуть ею в лицо сына, который будет вырываться из рук санитаров. Женщина приехала в психиатрическую больницу и дождалась, когда выведут несчастного. Разумом сына владел нечистый демон, который испугался священной воды и покинул тело, когда жидкость попала в глаза и рот больному.
  • Один мальчик имел доброе сердце, но не оттолкнул от себя страстей. Он развратил сердце и ум, думая, что Бог по своей милости все простит. Возмужав, человек причинил достаточно зла и страданий, что привело его к унынию. Несмотря на материальное благополучие, появлялись мысли о суициде. Из отчаяния мужчину вытянули ежедневные молитвы, о которых он случайно вспомнил. Прошение перед святой Матроной помогло ему вернуть веру и переосмыслить свой путь.
  • Одна девочка стала жаловаться на критическое ухудшение зрения, пока совсем не ослепла. В больнице сказали, что ничем не смогут помочь, потому что случай этот уникальный. Друзья семьи посоветовали привезти девочку к иконе преподобной Матроны и прочитать долгую молитву. Зрение вернулось после того, как мать и дочь покинули Покровский монастырь.

На заметку! Чтобы избавить от тяжелого недуга человека, пришедшего к ней за помощью, святая целительница читала молитву над водою и давала больному её испить. Однако никому не известно, какие особенные слова применяла блаженная старица во время ритуала.

Значение икон Матроны

Смерть Матроны затаила большую печаль в умах честных людей, им чрезвычайно не хватало её живого наставления. Иконы с изображением преподобной старицы восполнили потерю в сердцах православных верующих. Каждый, кто придет к святому лику московской святой, получит желаемое, если его душа и мысли чисты.

  • Церковь канонизировала Матрону Московскую в 1999 г, через год, как её мощи торжественно переместили в Покровский монастырь. В 2004 г. блаженную старицу причислили к лику общехристианских святых. Возле нетленных останков, находящихся в храме, располагаются два известных списка преподобной угодницы, привлекающих к себе колоссальное количество верующих людей.
  • Каждая молитва, обращенная к милосердной Матроне, отражает соответственный ответ. На душе исповедующихся перед святым ликом людей становится намного легче. Блаженная старица помогает защититься от зла, избежать нежелательного и исцелиться от тяжелой болезни.
  • В молитвенном прошении говориться, что Матрона привыкла и умеет слушать просьбы, а после ходатайствует перед Всевышним Творцом. Не скудеет рука подающего и сердце того, кто дарит утешение в тяжелое время. Блаженную старицу просят укрепить веру, избавить от духовной слабости и искушений.

На территории России практически нет храма, в котором православные верующие не найдут иконы с изображением святой. Покровский монастырь является главным местом, где располагаются мощи и образы блаженной старицы. На месте её изначального погребения (Даниловском кладбище) помещена чудодейственная емкость с песком.

На заметку! В православной традиции два раза в году празднуется память светлого образа Матроны Московской. Кончину святой отмечают 2 мая (н. ст.), а 22 ноября наступает торжество ангела Матроны.

Значение жития преподобной старицы

Святая угодница Христова сияет особенным светом, находясь в великом сонме религиозных чудотворцев. Лишенная материального видения, она созерцала пространство духовно и обладала даром предвидения событий. Блаженная Матрона перенесла в жизни множество трудностей: слепоту от рождения, паралич ног. Однако она никогда не сетовала на это и не унывала, оставаясь в душе истинным служителем Всемогущего Творца, славного своей справедливостью.

Многие святые радуются, когда их жизнь становится тяжелой, потому что это исключает возвращение к греховности, которая обладает невероятно притягательным влечением. Когда Господь забирает что-то, мы должны принять такую судьбу и приближаться к изначальной чистоте.

Любая трудность — испытание Господом нашей свободной воли. Матрона родилась, чтобы явить в мире славу Божью, которая открывается верующим людям. Она есть свет, призванный исцелить духовную слепоту обыкновенного народа. Блаженная старица все силы и любовь отдавала ради этой цели, не жалея себя.

Важно! Святая помогает видеть в каждом из нас ближнего своего, чистоту, исходящую из недр человеческого сердца. Через её молитвы больные исцеляются от тяжелых заболеваний, а потерявшие смысл жизни обретают веру в Господа.

Судьба блаженной Матроны было необычайно тяжела, но она забыла о себе и всеми силами помогала нуждающимся.

Святая Матрона Московская блаженная. «Сила моя в немощи совершается»

Святая Матрона Московская – одна из самых известных и почитаемых в России святых. Где поклониться мощам чудотворицы Матроны? Подробности в статье!

Святая Матрона Московская. 1885 – 02.05.1952 г.

Одна из самых известных и почитаемых в России святых – святая Матрона Московская. Каждый, кто хотя бы раз побывал у нее, в Покровском монастыре, навсегда запомнит необыкновенное ощущение близости, теплоты и отзывчивости на просьбу о помощи, которое приходит во время молитвенного общения с Матушкой.

Рака с мощами святой Матроны

Святая Матрона Московская будто здесь, открытая, простертая навстречу всем, кто приходит в храм с верой. Сегодня исполняется то, что она предсказала о себе незадолго до своей смерти: «…на могилку мою мало будет ходить людей, только близкие… Но через много лет люди узнают про меня и пойдут толпами за помощью в своих горестях и с просьбой помолиться о них ко Господу Богу, и я всем буду помогать и всех услышу»…

В Покровском монастыре

Традиционные, от ворот, очереди, ворохи записок, цветы, которые она любила, и радость от сознания того, что в простоте и безыскусности обязательно будешь принят. Ты к ней – с букетиком, а от нее, бывает, что и с целым букетом роз, облагодатствованный, обласканный, а впереди – главное чудо: помощь, так же просто, как если бы говорили лицом к лицу. Вот это и есть матушка Матрона Московская. Сколько бы ни подтрунивали богословы над этим неиссякаемым народным обожанием, в нем есть своя правда. Истосковавшиеся по сердечности люди утешаются тем, что здесь все «по-оптински»: «На молитве не лукавь, а веди дело проще». А за этой простотой и «народностью» – исповеднический подвиг, история послушливой, по-детски преданной любви к Богу.

Слепая девочка. Святая Матрона Московская

Сиротство было уготовано ей еще до рождения. Обычная крестьянская семья из села под Тулой, где едва сводили концы с концами. До ее появления на свет в 1885 г. мать от бедности и отчаяния подумывала, как бы пристроить нежеланного младенца в приют. А новорожденная девочка, маленькая, слабая, оказалась совершенно беззащитной перед миром – слепой, и мать вдруг одумалась, осознав, что если не она, никто не возьмет на себя заботу об этом ребенке, никому он не будет нужен, и Матронушку оставили в семье.

Со временем же та, что казалась «обузой», стала для матери большей радостью, чем ее старшие дети. Девочка росла ласковой, доброй. Кроха, сама немощная, а мать свою старалась поддержать, будто это и не она нуждалась в помощи. Когда же матушка жалела о ней, о будущей ее участи, Матрона только и отвечала: «Я-то несчастная? У тебя Ваня несчастный, да Миша». Слов ее не понимали тогда, но стали примечать, что ребенок этот необычен. Видно было, что ей дано зрение, хотя и отличающееся от обыкновенного: она пробиралась к иконам, любила держать образы на руках, различала…

…Невысокая, с короткими ручками и ножками, Матрона Никонова с самого детства оказалась «обособлена» от обычной жизни. Общение со сверстниками порой приносило ей страдание: над ее немощью потешались, и она приняла свой недуг как ограду – началась жизнь внутренняя в постоянном обращении к Богу, к святым. Вера была у нее крепкая, как у взрослого. Любимым ее уголком стало уединенное место в Успенском храме, поблизости от дома, слева, за входной дверью, где она часами неподвижно стояла в молитве.


Один случай открыл необычность ее внутренней жизни, когда Матронушка среди ночи сказала вдруг о том, что скончался крестивший ее священник, отец Василий, и слова ее оказались правдой. Тогда родные припомнили и важный эпизод: когда о. Василий крестил Матрону, во время совершения таинства над купелью поднялось легкое благоухающее облако, и священник предсказал, что их ребенок будет свят.

Духовное зрение, которым девочка была наделена от Бога, стало проявляться все более явно. Она предсказывала будущие события, часто уберегая людей от опасности, предвидела она и стихийные бедствия, за много лет предсказывала революцию и гонения на Церковь. По ее молитве люди стали получать исцеление и помощь в скорбях. О маленькой молитвеннице узнали: к дому Никоновых стал стекаться народ не только из окрестных сел, но и из других губерний.

Были в тот период и радости в жизни Матроны Московской: паломничества в Киево-Печерскую лавру, к Троице-Сергию. Послал Господь добрую душу: дочь местного помещика Лидия приняла Матрону как спутницу в своих путешествиях по святым местам, заботясь о ней. Сохранилось предание и о том, что в Кронштадте, среди толпы, выделил и особым образом благословил Матронушку сам о. Иоанн Сергиев. Назвав прежде с ним незнакомую девушку по имени, о. Иоанн прибавил: «Смена мне, восьмой столп России».

Дар святой Матроны Московской

На семнадцатом году жизни Матрона Московская «обезножила», внезапно, будто от удара. Сама она видела в этом испытание веры и говорила, что ей был указан и человек, женщина, сознательно причинившая ей зло, по ненависти к тем, кто угождает Богу молитвой. Матрона приняла болезнь как Крест Христов, не без воли Божией посылаемый.

В телесном страдании ей было дано почувствовать то, что испытывал апостол Павел: изобилие благодати при крайней немощи плоти. Прозорливость ее поражала. Одну посетительницу Матрона Московская обличала в утаенном грехе – та в голодное время продавала сиротам и неимущим несвежее и нечистое молоко, другой – приоткрыла, что задуманное ей дело не сбудется – и материалы заготовлены, и средства есть, а помешает революция возведению новой колокольни, третьему же советовала поскорее продать имение и уехать за границу. В редких случаях, когда ее советами пренебрегали, события заставляли об этом сожалеть. Понадеялся помещик Яньков на то, что «пересидит» волнения в глубинке, и не избежал преждевременной смерти, оставив бесприютной сиротой единственную дочь.

К Матрюше везли больных и расслабленных: помолится, подаст воды, и, казалось, неизлечимо больной человек, после продолжительного и глубокого сна, встает совершенно здоровым. Сама же Матрона не признавала за собой никакой чудотворной силы: «Что, Матронушка Бог, что ли? Бог во всем помогает». Это и возводило ее в ранг евангельского врача: не ради корысти лечила она людей и помогала, сама довольствуясь лишь необходимым, а для прославления Имени Божия, и не своими силами, а через молитвенное обращение к Господу. За это Матрону ненавидели «целители» и ворожеи, колдуны и оккультисты, «соревновавшие» ей и бессильные. Матрона Московская упреждала людей от уклонения на путь «легкой помощи»: помочь – «помогут», да только временно, а цену поставят непомерную – душу, Богом сотворенную, бессмертную.

От Арбата – до Посада

Революция произвела разделение и в ее семье: оба брата Матроны вступили в партию. Жить под одной крышей с блаженной, к которой люди по-прежнему шли и ехали отовсюду, было для них нестерпимо. Оба были «активистами», сельскими агитаторами. Матронушка же не могла ни от Бога отступить, ни утаивать дар от Него полученный как «не свое», а для служения на пользу ближним ей данный, и, жалея престарелых родителей, перебралась в Москву. С 1925 года Матрона Московская стала бездомной странницей: ни постоянного угла, ни прописки.

До войны жила она на Ульяновской улице в доме приютившего ее на время священника, а потом – на Пятницкой, в Сокольниках в летнем домике, где в холодное время стены покрывались пленкой льда, в подвале у племянницы жила в Вишняковском переулке и у Никитских ворот, в Петровско-Разумовском и в Царицыно, гостила и в Сергиевом Посаде. «Безногая», всю Москву знала она по подвалам и закуткам.

Не раз она, как птица, срывалась с места перед самым приходом милиции и искала себе прибежище в другом конце города. Сопровождали ее «келейницы», разделявшие с ней ее скитания.

Неудобств для себя Матрона Московская словно и не замечала. Не было ни жалоб, ни ропота, ни досады. Любила Москву, называла ее «святым городом» и, предсказывая приближение долгой и кровопролитной войны, утешала: «Москву враг не тронет. Из Москвы уезжать не надо».

С 1942 г. появился у Матроны Московской, наконец, «свой уголок» в Староконюшенном переулке, у женщины из одного с ней села, где задержалась она на пять лет. Три угла в комнате от потолка до самого пола занимали иконы. Маленький «островок» прежней жизни за тяжелыми, дореволюционного пошива, шторами. Здесь заботливо поддерживали огонь в лампадах, помнили праздники и дни великих святых и, по-прежнему, молились.

А народ, по-прежнему, шел за помощью, так, что в иные дни стекалось к ней и по сорок человек. Так и шла жизнь по заведенному распорядку: днем – посетители, ночь – для молитвы, краткие перерывы на сон, хотя она и не спала глубоко, а только дремала, по-монашески, положив голову на кулачок.

Матушке открывались судьбы людей, сражавшихся на фронте, она не отказывала в молитве за воинов и сама часто присутствовала в разных местах страны. Среди ее предсказаний запомнилось и относившееся к ее «малой родине»: «В Тулу немцы не войдут».

Бывало, что и приходившие к святой Матроне Московской в отчаянии, не надеясь уже ни на что, получали помощь за простое обещание твердо верить, что есть Бог и Его силой все совершится и уладится, за внимание к ее словам о том, что христианам нужно, не снимая, носить крест, читать молитвы, венчаться в церкви. И за этим следовали сотни свидетельств об исцелениях, избавлении от власти злых духов, разрешении запутанных, сложных обстоятельств. Утешала, ободряла, увещевала, обещая, что Господь не оставит Россию, а бедствия посылаются за оскудение веры.

И так до конца служила святая Матрона Московская Богу, не думая о себе высоко, держась всегда просто и скромно, не поощряя никаких внешних выделений и «обособлений в духовность». «Ни вида, ни величия», ни монашеского облачения. Выглядела она как обычная, только очень немощная и утружденная болезнями и неустройством женщина, всегда благодушная, со светлым лицом и детской улыбкой. Однако не только для мирян, но и для монахов Троице-Сергиевой лавры была она «Божиим человеком», «духовной матерью», которую знали многие и чьими молитвами дорожили.

В первые годы после ее кончины в 1952 г. о маленькой могилке Матроны Московской на Даниловском кладбище, выбранном потому, что там находился один из немногих действующих храмов, знало лишь ограниченное число людей. Лишь спустя десятилетия совершилось ее прославление, мощи были перенесены в Покровский монастырь, и снова пошли люди со свечами, с букетами цветов, с пением акафиста новой московской и всероссийской святой – в удостоверение плодов ее земного подвига, пройденного смиренно в простом русском платьице в горошек.


Использованные и рекомендуемые для чтения источники и литература:

1. Матрона Московская. Повесть о житии. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2002. (Интернет-публикация: http://www.wco.ru/biblio/books/matrona1/Main.htm).

2. Блаженная Матрона Московская // Православный календарь. (http://days.pravoslavie.ru/Life/life4629.htm).

Вы прочитали статью Святая Матрона Московская | Житие, храм, икона.

Читайте также:

  • Молитвы и акафисты святой Матроне Московской
  • Моя Матронушка
  • Ночная Литургия у Блаженной Матронушки
  • Матрона Московская. Закрытые очи Христа

Видео о святой Матроне Московской:

Кто такая Матрона Московская на самом деле и кто ее причислил к лику святых

Матрона Московская является одной из самых известных и почитаемых святых в России . Многие обращались к обладающей святым даром исцеления в надежде на помощь. Впоследствии Матрона была причислена к лику святых Русской Православной Церковью .

Могила ее долгие годы оставалась местом паломничества большого количества верующих, которые и по сей день обращаются к ней с молитвой. Мощи святой находятся в Покровском монастыре в столице.

Кто такая Матрона Московская на самом деле, как стала святой, исцеление

Матрона Московская при рождении получила имя Матроны Дмитриевны Никоновой . По разным данным она появилась на свет либо в 1881 году, либо в 1885 году в селе Себино, Тульской губернии.

Матрона имела врожденное заболевание глаз, поэтому с момента рождения до самой смерти она оставалась незрячей. Кроме нее, родители воспитывали еще троих детей – Пелагею , Ивана и Михаила. Два сына и дочь Никоновых умерли в младенческом возрасте.

Иногда встречается информация, что на самом деле Матрона была приемным ребенком. Тем не менее в житие святой сказано, что когда Матрона появилась на свет, то ее отец и мать уже были немолоды. Обстоятельства вынуждали их отдать слепую девочку в приют.

Однако Наталья Никонова накануне увидела необычный сон: белоснежную слепую птицу, которая опустилась на нее. Женщина сочла этот сон вещим и оставила дочку.

В житие Матроны Московской говорится о том, что уже с 8-летнего возраста девочка, глубоко уверовавшая в Господа, получила святой дар исцеления и помощи страждущим, а также возможность предвидеть будущее. Примерно в 17 лет у незрячей Матроны отказали ноги. Таким образом, она еще и потеряла возможность самостоятельно передвигаться.

В молодые годы Матрона могла путешествовать с помощью дочери помещика Лидии Яньковой . Так, они совершали паломничество в Киево-Печерскую и Троице-Сергиеву лавру и др. В одну из поездок произошла встреча с Иоанном Кронштадским . Существует предание, что тогда он назвал ее своей преемницей, а также восьмым русским столпом.

После 1917 года, когда к власти пришли большевики, покровительница Мароны Лидия Янькова потеряла дом. В результате они вынуждены были искать кров и пропитание. В середине 20-х годов Матрона направилась в Москву , где жила у друзей. Братья, которые примкнули к большевикам, помогать ей не стали.

Подруга Матроны, которая долгое время жила с ней, написала книгу о святой. Кроме всего прочего, в ней описана встреча провидицы с Иосифом Сталиным , который якобы хотел узнать у нее, смогут ли немецкие силы взять столицу. По преданию, Матрона предсказала победу русского народа.

Между тем история не относится к каноническому житию святой и не признана церковью. К тому же в жизни Матроны, которой только чудом удавалось избежать ареста, было немало гонений со стороны советской власти.

Матрона в дневное время принимала людей, которые просили совета и избавления от недугов. Нередко их было до 40 человек в день. Ночью святая читала молитвы.

Дар провидения помог ей за 3 дня предсказать собственный уход из жизни. Даже в эти дни она не прекратила прием страждущих. Матрона умерла в 1952 году. Ее похоронили на Даниловском кладбище, куда долгое время приходили паломники.

В конце 90-х годов мощи Матроны перенесли в Данилов монастырь в Москве , а затем в Покровский. Впоследствии ее причислили к лику святых.

Необычная история написания иконы

По мере взросления росла и популярность слепой девушки, как провидицы. Ее просьбы воспринимались, как благословение, и никто не стал возражать, когда Матрона попросила благословение для написания иконы «Взыскание погибших», которую планировала подарить в церковь Успения Богородицы.

Не стоит забывать, что девушка была незрячей и не могла прежде видеть эту икону. Мало того, она через мать попросила священника передать книгу из церковной библиотеки, указать ряд, в котором находится издание. Нужную книгу нашли, там действительно была фотография иконы «Взыскание погибших». Матронушка начала просить мать помочь ей найти художника для написания списка иконы для церкви Успения Божьей Матери.

Деньги для благого дела начали собирать всем миром, при этом слепая провидица возвращала рубли и копейки, сданные без особого желания или на смех, чтобы они «не портили остальные деньги».

Епифанский художник, к сожалению, его имя не сохранилось, согласился взяться за привычную для него работу. Перед началом работы Матрона настоятельно советовала художнику совершить искреннее покаяние, исповедание и причащение Святой Крови Иисуса. Несколько раз блаженная спрашивала мастера, способен ли он выполнить заказ, и каждый раз получала утвердительный ответ.

Через довольно длительный период художник пришел с покаянием к матушке, не понимая, почему у него ничего не выходит. Ответ провидицы потряс мастера, она сказала покаяться в тайном грехе, о котором никто не знал, но Матрона увидела его духовным зрением. Пройдя снова путь от покаяния к причащению Святым Дарам, попросив у целительницы прощение, художник приступил к работе.

В то же время люди по просьбе матушки начали собирать деньги еще на одну икону Богоматери, которая писалась впоследствии в Богородицке . Готовую икону освятили и для перенесения в храм Себино организовали крестный ход, возглавляемый хоругвями.

Матушка, ведомая под руки, вышла навстречу процессии. Пройдя 4 километра, она остановилась и сказала, что дальше идти не стоит, через 30 минут появится крестный ход. Никто из зрячих не видел и намека на приближение людей, но через полчаса показалась торжественная процессия. Далее блаженная шла, держась около иконы, которая впоследствии прославилась чудотворениями.

Народные приметы на 22 ноября: день Матроны Московской покажет, когда ударит мороз

22 ноября — это особый день для всех православных в России . Именно в этот день в простой крестьянской семье появилась на свет блаженная Матрона. Произошло это в далеком 1881. Святая от рождения была слепа. Уже с 8 лет у нее появился дар исцелять больных и предсказывать будущее. В возрасте 17 лет у Матроны отнялись ноги.

По молодости она много путешествовала по свету со своей подругой. После революции испытала много тягот и лишений. Умерла святая Матрона в возрасте 70 лет, в 1999 году была канонизирована. Одна из самых почитаемых в нашей стране святых. К ней на могилу люди приходят как к живой со своими требами и многие получают желаемое.

На Руси считали, что люди, появившиеся на свет 22 ноября наделен выдающимися способностями и талантами. Его оберег — рубин, камен защиты о всего плохого и нечистого.

С 22 ноября связаны многочисленные народные приметы. Например, если на деревьях засверкал иней – через пару дней ударят сильные морозы. Туман — жди оттепели. Если облачно и снег идёт, то зима теплой будет.

Святая Матрона Московская: правда и мифы

8 марта Русская православная церковь чтит память блаженной Матроны Московской (1881–1952), в связи с обретением ее мощей. Люди, следовавшие советам Матроны, имели счастье испытать настоящее Божественное чудо. И всё же о самой святой мы знаем меньше, чем о случаях ее помощи. Народная молва окружила жизнь одной из самых «молодых» и популярных святых колоссальным количеством домыслов. Среди них: встреча со Сталиным, видения бесов и даже колдовские дела – совершенно несовместимые с образом христианской святой. Какой же в действительности была история святой Матроны?

Девочка с закрытыми глазами

Матрона родилась в 1881 году (по другим данным – в 1885) в Тульской губернии, в бедной крестьянской семье. Из-за невозможности прокормить четвертого ребенка родители решили отдать дочь по рождении в сиротский приют, организованный местным помещиком графом Ю. А. Олсуфьевым, человеком деятельным и богобоязненным. От жизни в приюте еще не родившуюся святую спас сон, приснившийся ее матери – Наталье Никоновой. Она увидела белую птицу с человеческим лицом и закрытыми глазами, которая села женщине на лицо. Решив, что сон вещий, мать оставила дитя. Когда же Матрона родилась, ее глаза были сомкнуты, а глазные яблоки крайне недоразвиты – анофтальмия, врожденный порок развития.

Церковный староста храма, в котором была крещена Матрона, вспоминал о проведении таинства в тот день следующее. Когда священник окунул девочку в купель, из нее до самого потолка поднялся столб не то пара, не то благоухающего дыма. Священник, будучи весьма удивленным, сказал, что видит такое впервые, а младенец станет святым.

Сельские дети, довольно жестокие в силу возраста, потешались над «не такой» девочкой с увечьем. То окружат ее на улице и бьют крапивой, мол, угадай, особенная, кто тебя ударил. То в яму посадят и смотрят, как слепая на ощупь пытается вылезти. Утешая Матрону, священник говорил, что она обладает чем-то большим, нежели другие дети. Так, в раннем возрасте блаженная погрузилась во внутренний мир души, мир, в котором физическое зрение не нужно.

Однажды Матрона предсказала смерть сельского священника, затем пожар. Как-то раз, когда отец девочки, Дмитрий Никонов, остался читать службу дома, а мама Наталья отправилась в церковь, по ее возвращении дочь сказала, что мамы в храме не было, а папа был. Так прозорливо блаженная указала на то, что отец действительно дома молился, а мама в храме думала об отказавшемся посетить богослужение муже. Эти события принесли слепой блаженной Матроне определенную известность, к ней в село потянулись люди с просьбами о молитве и, как принято, вознаграждали. В результате ребенок, к которому сперва чуть не отнеслись как к «лишнему рту» в семье, стал ее кормильцем.

Москва

В возрасте 17 лет у Матроны отнялись ноги. Тогда последовали ее первые предсказания о будущих гонениях на христиан в России. В 1925 году Матроне пришлось перебраться в Москву. Два ее старших брата к тому моменту вступили в партию, и блаженная сестра с множеством паломников изрядно стала им досаждать.

Московская жизнь Матроны была сопряжена с постоянными скитаниями по не самым пригодным для жилья местам. Порой непродолжительное время удавалось пожить в квартирах, непродолжительное – потому что за такую сожительницу хозяевам грозили серьезные проблемы. В родное село Матрона все же возвращалась, старых родителей навестить. Арестов избегала не без чудес. Один случай особенно примечателен: когда ее пришел арестовывать милиционер, блаженная сказала бежать ему домой – там беда, а она не убежит, ведь ноги не двигаются. Дома милиционер обнаружил обгоревшую в результате несчастного случая жену, успел отвезти ее в больницу, женщину спасли. На следующий день милиционер категорически отказался осуществить арест старицы.

Московская жизнь святой не была сладка и потому, что пришлась на очень страшное для нашей страны время. Сперва окончание Гражданской войны, принесшей нищету и голод, затем печально известные 1937–1938 годы, когда наркомом внутренних дел СССР являлся Николай Ежов, а потом пришла самая ужасная в истории человечества война. В этой обстановке к Матроне стекалось множество людей, порой отчаявшихся, для которых блаженная старица была последней надеждой. Согласно свидетельствам, Матроне открывались судьбы фронтовиков, а те, кто считались без вести пропавшими, после молитв Матроны возвращались домой. Если обратиться к известным, но не просто приписываемым Матроне словам, то все, чему она учила, совершенно не противоречит христианству. Люди, следовавшие советам Матроны, имели счастье испытать настоящее Божественное чудо. И все же о самой святой мы знаем меньше, чем о случаях ее помощи.

Перед смертью на вопрос священника, пришедшего ее исповедать и причастить, она ответила, что так же, как и все, боится смерти. Почившую 2 мая 1952 года святую Матрону Московскую похоронили, согласно ее просьбе, поближе к храму, на Даниловском кладбище – «чтоб слышать службу».

Мифы

Посмотрим на два жития, которые рассматривала Синодальная комиссия по канонизации святых. Первое из них, так называемое «Сказание о Матроне», – неофициальное житие, написанное Зинаидой Ждановой, некогда весьма популярное, а потому оказавшее влияние на общественное представление о блаженной старице. Кстати, Жданова однажды сама призналась, что многое в этом житии ею выдумано. Но вот только несколько примеров.

Начнем со знаменитого эпизода: матушка Матрона благословляет лично приехавшего к ней Сталина осенью 1941-го. Такого эпизода в истории никогда не было и не могло быть, потому что ни в одном историческом источнике нет и намека на эту «встречу». К такому заключению пришли историки из Московской духовной академии и члены Синодальной комиссии по канонизации святых.

В этом же житии сообщается, что рвота после причастия – это исход бесов из человека. Совершенно кощунственное для христианина заявление. Там же говорится, что бесы проникают в человека при дыхании: это заявление из области манихейства – религиозного учения, возникшего в III веке и основательно раскритикованного, например, Блаженным Августином. Про бесов, влетающих в форточки во время демонстраций, и «заговоренную водичку», упоминаемую в том же житии, – вещи из области колдовской практики. Преподобный Антоний говорил, что если бы бесы имели такие же, как у людей, тела, то от них можно было бы спрятаться за запертыми дверьми, но они не такие, а потому двери им не помеха. Не удивительно, что Синодальная комиссия отвергла такое житие.

Зато «Житие праведной Матроны, блаженной Московской старицы», которое было взято комиссией в качестве ориентира, сообщает, например, что помощь, подаваемая Матроной, не имела ничего общего с заговорами и прочей экстрасенсорикой с народным целительством. А люди, бывшие очень хорошо знакомыми с Матроной в Москве, говорили, что всякие оккультисты и колдуны терпеть не могли святую старицу.

Вероятнее всего, народные верования, долго сохранявшиеся на селе, перекочевали вместе с населением в города, а потому и наложили отпечаток на восприятие и интерпретацию земной жизни святой Матроны. Мы и сейчас наблюдаем подобные явления. То тут, то там встречаются рекламные объявления разных колдуний и знахарок. Кто-то из знакомых повествует об особенной бабке из дремучей деревни, которая выдала ему особенной, заговоренной травки, которую надо заваривать и пить в строго определенное время. И уж регулярно на Новый год многие вспоминают китайский языческий календарь, веря в гороскопы (ассоциировав себя с животными и планетами), а перед Пасхой идут освящать куличи и яйца. Почему? Да потому что в головах этих людей нет разницы между «заговоренной водичкой» и святой водой, между освященным медом на Медовый Спас и «заговоренной землицей», между освященным куличом и «заговоренной травкой». Ведь это все намного проще, чем молитва, пост, причастие и ежедневная, ежечасная, постоянная работа над собой, присущая истинному христианину.

Комментарий от протоиерея Олега Стеняева

Изучив историю жития Матроны, мы заинтересовались тем, как выглядит процесс отбора материалов о святых. Как составляются «официальные» жития? Какими источниками руководствуется Церковь и какие свидетельства считает достоверными?

Об этом мы поговорили с богословом и публицистом, протоиереем Олегом Стеняевым.

– Отец Олег, как вышло, что неофициальное житие Матроны, написанное ее знакомой односельчанкой, обрело такую популярность? Можно ли доверять такому источнику? К примеру, встреча старицы со Сталиным – это явный миф, но многие в него верят.

– У вас ведь историческое издание, и вы должны понимать, что здесь должно быть несколько источников. Необходим хотя бы один исторический источник или показания свидетелей. Нельзя ни о чем писать голословно. Когда мы пишем церковную историю, мы никогда не пользуемся одним источником, их всегда несколько.

– Как происходит процесс составления жития святого? На какие источники Церковь опирается прежде всего?

– Во-первых, источниками являются мученические акты – это официальные документы.

– Что такое мученические акты?

– Когда римляне допрашивали мучеников, они составляли такой юридический документ, акт допроса. А потом христиане делали копии этих актов, или сами они сохранялись. И бывало так, что встречались разночтения.

– А как же быть с «молодыми» святыми, которых канонизировали совсем недавно? Ведь Матрона как раз из таких, и многие свидетельства о ней могут быть довольно сомнительными.

– Если говорить об отсутствии свидетелей, то возьмите, например, ситуацию с Родионовым, которого обезглавили в Чечне (Евгений Родионов – российский военнослужащий, который попал в плен к чеченским боевикам и из-за отказа снять с себя нательный крест и принять ислам был казнен боевиками. – Прим. ред.). Вся информация об этом – со слов людей, которые его казнили, а они считаются недостоверными свидетелями, и нет ни одного свидетеля православного. На самом деле это сложный вопрос. Тут действует такой принцип: в Библии сказано, что любое слово верно при устах двух или трех свидетелей («если же не послушает, возьми с собой еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово» (Евангелие от Матфея, 18:16). – Прим. ред.). Даже Преображение Господне на Фаворе наблюдали три свидетеля: Петр, Иаков и Иоанн. Задумайтесь, почему у нас четыре Евангелия об одном и том же? По тому же принципу: любое слово верно при устах двух или трех свидетелей, а четыре – это даже сверх меры. Это закон Моисея, он распространяется и на Писание, и на различные библейские вопросы, и т.д. К житиям святых всегда надо подходить очень осторожно – особенно когда долго не было канонизаций и люди были заинтересованы в том, чтобы канонизация произошла, они могли форсировать ситуацию.

– А как быть с описанием «заговоренной водички» и прочего колдовства? Как христианская церковь к такому относится?

– Библия допускает, что может быть колдовство, что есть волхвы, колдуны и так далее. Почитайте Пятикнижие Моисея; там написано, что когда Моисей творил чудеса, то египетские жрецы тоже повторяли некоторые из них, но только до определенного момента. В понимании трех религий – иудаизма, христианства и ислама – есть две реальности: божественная и дьявольская (в том числе колдовство. – Прим. ред.). Конечно, это не перетягивание каната, и дьявол трепещет перед Богом, но в той мере, в какой Бог попускает, силы зла могут себя проявлять в этом мире. Но вы в любом случае должны придерживаться только официального жития. А все остальное – это может быть фольклор.

Кто такая Матрона Московская на самом деле и кто ее причислил к лику святых

Матрона Московская является одной из самых известных и почитаемых святых в России . Многие обращались к обладающей святым даром исцеления в надежде на помощь. Впоследствии Матрона была причислена к лику святых Русской Православной Церковью .

Могила ее долгие годы оставалась местом паломничества большого количества верующих, которые и по сей день обращаются к ней с молитвой. Мощи святой находятся в Покровском монастыре в столице.

Кто такая Матрона Московская на самом деле, как стала святой, исцеление

Матрона Московская при рождении получила имя Матроны Дмитриевны Никоновой . По разным данным она появилась на свет либо в 1881 году, либо в 1885 году в селе Себино, Тульской губернии.

Матрона имела врожденное заболевание глаз, поэтому с момента рождения до самой смерти она оставалась незрячей. Кроме нее, родители воспитывали еще троих детей – Пелагею , Ивана и Михаила. Два сына и дочь Никоновых умерли в младенческом возрасте.

Иногда встречается информация, что на самом деле Матрона была приемным ребенком. Тем не менее в житие святой сказано, что когда Матрона появилась на свет, то ее отец и мать уже были немолоды. Обстоятельства вынуждали их отдать слепую девочку в приют.

Однако Наталья Никонова накануне увидела необычный сон: белоснежную слепую птицу, которая опустилась на нее. Женщина сочла этот сон вещим и оставила дочку.

В житие Матроны Московской говорится о том, что уже с 8-летнего возраста девочка, глубоко уверовавшая в Господа, получила святой дар исцеления и помощи страждущим, а также возможность предвидеть будущее. Примерно в 17 лет у незрячей Матроны отказали ноги. Таким образом, она еще и потеряла возможность самостоятельно передвигаться.

В молодые годы Матрона могла путешествовать с помощью дочери помещика Лидии Яньковой . Так, они совершали паломничество в Киево-Печерскую и Троице-Сергиеву лавру и др. В одну из поездок произошла встреча с Иоанном Кронштадским . Существует предание, что тогда он назвал ее своей преемницей, а также восьмым русским столпом.

После 1917 года, когда к власти пришли большевики, покровительница Мароны Лидия Янькова потеряла дом. В результате они вынуждены были искать кров и пропитание. В середине 20-х годов Матрона направилась в Москву , где жила у друзей. Братья, которые примкнули к большевикам, помогать ей не стали.

Подруга Матроны, которая долгое время жила с ней, написала книгу о святой. Кроме всего прочего, в ней описана встреча провидицы с Иосифом Сталиным , который якобы хотел узнать у нее, смогут ли немецкие силы взять столицу. По преданию, Матрона предсказала победу русского народа.

Между тем история не относится к каноническому житию святой и не признана церковью. К тому же в жизни Матроны, которой только чудом удавалось избежать ареста, было немало гонений со стороны советской власти.

Матрона в дневное время принимала людей, которые просили совета и избавления от недугов. Нередко их было до 40 человек в день. Ночью святая читала молитвы.

Дар провидения помог ей за 3 дня предсказать собственный уход из жизни. Даже в эти дни она не прекратила прием страждущих. Матрона умерла в 1952 году. Ее похоронили на Даниловском кладбище, куда долгое время приходили паломники.

В конце 90-х годов мощи Матроны перенесли в Данилов монастырь в Москве , а затем в Покровский. Впоследствии ее причислили к лику святых.

Необычная история написания иконы

По мере взросления росла и популярность слепой девушки, как провидицы. Ее просьбы воспринимались, как благословение, и никто не стал возражать, когда Матрона попросила благословение для написания иконы «Взыскание погибших», которую планировала подарить в церковь Успения Богородицы.

Не стоит забывать, что девушка была незрячей и не могла прежде видеть эту икону. Мало того, она через мать попросила священника передать книгу из церковной библиотеки, указать ряд, в котором находится издание. Нужную книгу нашли, там действительно была фотография иконы «Взыскание погибших». Матронушка начала просить мать помочь ей найти художника для написания списка иконы для церкви Успения Божьей Матери.

Деньги для благого дела начали собирать всем миром, при этом слепая провидица возвращала рубли и копейки, сданные без особого желания или на смех, чтобы они «не портили остальные деньги».

Епифанский художник, к сожалению, его имя не сохранилось, согласился взяться за привычную для него работу. Перед началом работы Матрона настоятельно советовала художнику совершить искреннее покаяние, исповедание и причащение Святой Крови Иисуса. Несколько раз блаженная спрашивала мастера, способен ли он выполнить заказ, и каждый раз получала утвердительный ответ.

Через довольно длительный период художник пришел с покаянием к матушке, не понимая, почему у него ничего не выходит. Ответ провидицы потряс мастера, она сказала покаяться в тайном грехе, о котором никто не знал, но Матрона увидела его духовным зрением. Пройдя снова путь от покаяния к причащению Святым Дарам, попросив у целительницы прощение, художник приступил к работе.

В то же время люди по просьбе матушки начали собирать деньги еще на одну икону Богоматери, которая писалась впоследствии в Богородицке . Готовую икону освятили и для перенесения в храм Себино организовали крестный ход, возглавляемый хоругвями.

Матушка, ведомая под руки, вышла навстречу процессии. Пройдя 4 километра, она остановилась и сказала, что дальше идти не стоит, через 30 минут появится крестный ход. Никто из зрячих не видел и намека на приближение людей, но через полчаса показалась торжественная процессия. Далее блаженная шла, держась около иконы, которая впоследствии прославилась чудотворениями.

Народные приметы на 22 ноября: день Матроны Московской покажет, когда ударит мороз

22 ноября — это особый день для всех православных в России . Именно в этот день в простой крестьянской семье появилась на свет блаженная Матрона. Произошло это в далеком 1881. Святая от рождения была слепа. Уже с 8 лет у нее появился дар исцелять больных и предсказывать будущее. В возрасте 17 лет у Матроны отнялись ноги.

По молодости она много путешествовала по свету со своей подругой. После революции испытала много тягот и лишений. Умерла святая Матрона в возрасте 70 лет, в 1999 году была канонизирована. Одна из самых почитаемых в нашей стране святых. К ней на могилу люди приходят как к живой со своими требами и многие получают желаемое.

На Руси считали, что люди, появившиеся на свет 22 ноября наделен выдающимися способностями и талантами. Его оберег — рубин, камен защиты о всего плохого и нечистого.

С 22 ноября связаны многочисленные народные приметы. Например, если на деревьях засверкал иней – через пару дней ударят сильные морозы. Туман — жди оттепели. Если облачно и снег идёт, то зима теплой будет.

Житие блаженной старицы Матроны Московской

История Русской Православной Церкви, как и Вселенской, полна чудесными историями святых и монахов, целителей и просто служителей, которых Господь избрал. И, вопреки злым словам гонителей церкви, эти истории относятся не к началу веков, но и к совсем недавнему времени.

Хорошим примером является житие святой Матроны Московской, которая жила в XX веке на территории СССР.

Житие святой Матроны

Житие матушки Матроны полно чудесных историй и свидетельств. Святую многие знают, некоторые даже застали ее при жизни.

Статьи о святой:

Ее жизнь является примером полного отречения для Господа и полноценной духовной жизни верующего. Писание говорит о том, что Бог задолго до рождения человека выбирает его для Своей службы и вся будущая жизнь будет предопределена. Так и Матрона была избрана Господом задолго до своего рождения и вся ее жизнь была лишь служением Богу.

Рождение и детство

Имя Матрона девочка получила при рождении в честь святой Матроны Константинопольской. Это известная греческая святая, день памяти которой пришелся как раз на день рождения девочки — 9 ноября. При крещении девочка была названа Матроной в честь преподобной Матроны Константинопольской, греческой подвижницы V века, память которой празднуется 10 (22 по старому стилю) ноября.

Уже с рождения малышка была отмечена перстом Божьим — на груди у нее была небольшая выпуклость, в форме нательного крестика. Вся ее жизнь — это череда не только испытаний, но и великих чудес.

Семья Никоновых проживала в Тульской области, селе Себино и была обычной бедной крестьянской семьей. Когда у них родилась в 1881 году младшая дочка Матрона Димитриевна в семье уже были сыновья Иван и Михаил, и девочка Мария. Рождение четвертого ребенка не принесло родителям его должной радости — времена были голодные и лишний рот был никому не нужен.

Сама святая рассказывала, что ее мать еще до ее рождения хотела избавиться от ребенка, но поскольку семья была патриархальной, мать не посмела даже заикнуться об этом. После рождения родители решили отдать своего ребенка в приют, где о нем бы позаботилась империя. Однако накануне поездки туда, мать девочки Наталья увидела во сне белую птицу с человеческим лицом и приняла это за знамение, поэтому наотрез отказалась утром ехать отдавать свою кровиночку.

Решение отдать ребенка было обусловлено и тем, что девочка родилась полностью слепой — у нее полностью отсутствовали глазные яблоки, а глазные впадины плотно прикрывались веками. Родители отчетливо понимали, что этот ребенок станет им большой обузой, но после вещего сна боялись ее оставлять.

Ее жизнь с самого рождения была наполнена чудесами: во время крещения купель стала благоухать, что позволило сделать священнику вывод о том, что крестит он необыкновенного ребенка. Он высказал пророческое слово о необычной пророческой судьбе ребенка, что впоследствии и сбылось — отсутствие земного зрения не могло затуманить отчетливый духовный взгляд Матроны.

Священник Василий не только предсказал судьбу ребенка, но и оказал родителям его посильную помощь во всем. Пророческая судьба девочки коснулась и того самого священника Василия — она предрекла его кончину. Спустя несколько лет, ночью девочка сказала родителям, что отец Василий умер, когда люди вошли в его дом, он и правда уже отошел к Господу.

Младенцем Матрона была удивительным — ее мать рассказывала, что она наотрез не хотела кушать грудное молоко по пятницам и средам — дням, которые считаются особенными у церкви. В это время она крепко спала так, что ее нельзя было разбудить. По мере взросления ребенок почти все время проводил дома. Росла девочка доброй и ласковой. Несмотря на свое увечье, она стала отрадой матери и отцу — всегда ластилась к ним и поддерживала.

В детстве Матрона проявляла особое увлечение церковью, по ночам она часто пробиралась на ощупь в красный угол и молилась образам, играла с ними.

Но вот в детских компаниях девочка страдала — дети жестоко издевались над слепой и часто били ее. Часто они стегали ее жгучей крапивой, толкали в ямы и смеялись. Именно жестокость детей мешала ребенку социализироваться, но в то же время стала толкать девочку к Господу.

Проявление дара

Отрочество Матроны стало временем ее духовного возрастания и открытием пророческого и целительного дара.

Это было доброе время для нее — дочь местного помещика Янькова часто отправлялась в паломнические поездки по святым местам и брала с собой слепую, чтобы та также могла приобщиться к Церкви. Вместе они посетили:

  • Санкт-Петербург и его храмы;
  • Киево-Печерскую Лавру;
  • Троице-Сергиеву Лавру;
  • Андреевский собор, где встретились с Иоанном Кронштадтским.

В родном селе дом семьи Никоновых находился недалеко от красивого местного храма, который регулярно посещали родители и куда брали с собой младшую дочь. Так ребенок возрастал при церкви и впитывал в себя ее атмосферу, ее духовную жизнь. У нее там даже было свое место — сразу возле входной двери с западной стороны. Когда девочка посещала церковь сама, ее всегда там могли с легкостью отыскать родители. Ребенок знал наизусть все церковные песнопения и почти непрестанно молился.

В возрасте 8 лет у Матроны открылся дар — она стала исцелять людей и предсказывать разные события. Духовное зрение и понимание будущего заменили ей мирские глаза. Ее близкие стали замечать, что ребенок видит их проступки, а порой и читает мысли. Неоднократно она предсказывала стихийные бедствия и опасности. Молясь за родных, она способствовала их исцелению.

Слава о чудесной девочке стала выходить за пределы родного села и распространяться. К дому Никоновых стали приезжать и приходить люди, нуждающиеся в духовном и физическом исцелении. Девочка разговаривала с каждым, молилась и совершала чудеса.

Множество людей покинули ее дом утешенные или исцеленные. Молитва чистого, непорочного ребенка имела большую силу так, несколько раз она даже исцелила по молитве парализованного. Люди благодарили ее и хотели заплатить, но она отказывалась от всего, кроме продуктов питания. Так подросток перестал быть обузой своим родителям, а принял участие в формировании семейного благосостояния.

В 17 лет у Матроны парализовало ноги, как будто от удара. Она стала вести сидячий образ жизни, но при этом не унывала — рассматривала это как духовное испытание. На причитания матери отвечала, что той надобно более жалеть старших детей, понимая, что ее жизнь с Господом правильная и благословенная, а старшие братья в своем увлечении коммунизмом претерпят множество скорбей.

Помимо духовного дара, девушка выросла удивительно рассудительной, иногда она давала советы, которые не имели под собой духовного значения, но были следствием наблюдений самой Матроны. Советы, данные слепой всегда были дельные, а несоблюдение их приводило к серьезным последствиям.

Так она посоветовала местному помещику бежать, как только началась зарождаться революция, но он ослушался девушку и решил переждать беспокойства на родине, в глухой деревушке. Однако коммунистическая волна докатилась и туда, помещик был казнен, а его имущество забрали власти.

Сама девушка относилась к своей миссии просто — она говорила, что заслуга всего есть Господь, и Ему одному следует кланяться. Такой своей позицией она заняла нишу евангельского целителя и прославляла Господа каждым своим поступком.

Революция и жизнь при СССР

Революция разделила не только страну, но и семью Никоновых — старшие братья Матроны вступили в партию и стали притеснять сестру, которую считали блаженной. Чтобы не навлекать на родителей беду, в 1925 году Матрона стала бездомной странницей и отправилась в Москву, где начались ее скитания по чужим домам и обителям. Условием ее пребывания в родном доме было полное отречение от веры во Христа и отказ всем людям в помощи. Святая предпочла лишиться дома, но не Господа.

В довоенное время слепая целительница проживала в доме священника, в Сергиевом Посаде, в Царицыно и в доме у своей племянницы. Знала она каждый подвал и закуток Москвы, где ей пришлось обитать. Сопровождали ее мытарства келейницы, которые помогали безногой девушке передвигаться. Отсутствие московской прописки заставляло постоянно бежать от милицейских патрулей и не задерживаться нигде надолго.

Москва стала обиталищем для множества людей, чья душа была полна смятения, а жизнь — страданий. Несчастным потерянным и отпавшим от веры духовно больным людям и стала помогать Матрона. Почти тридцать лет она прожила в столице, и все это время отвращала многих от гибели и привлекала к Господу.

Жизнь ее в Москве была полной трудности. Она жила в самых неприметных местах: в холодных подвалах, фанерных домиках, которые нельзя было даже топить. Часто ее находили полузамерзший, с отмороженными ногами и покрытыми инеем волосами. Женщина никогда не жаловалась и все принимала со смирением. Она продолжала принимать людей, изредка бывала в своей родной деревне, но все делала кротко и непрестанно молилась.

Читайте о молитве к Матроне Московской:

Вторая мировая и смерть

Предсказала Матрона и Вторую Мировую. Сохранились множества свидетельств, когда она советовала людям сходить в отпуск, потому что «долго-долго отдыхать не будешь, война будет» или советовала помириться с близкими, ведь «скоро начнется война и русские победят, но многие погибнут».

Все пророчества святой сбылись, в том числе и те, которые говорили, что Москва лишь немного пострадает от фашистов.

Всю войну и несколько лет после (1942-1949 года) старица прожила у своей односельчанки Е. Ждановой и ее дочери, который проживали на Арбате в деревянном особняке. Однако в 50-х годах Жданову репрессировали, а Матрона вновь переехала. В этот раз это был последний переезд — на подмосковную Сходню, где ее приняла дальняя родственница. И там старица вновь начала принимать всех нуждающихся людей и молиться за них.

Матрона перестала служить лишь за три дня перед смертью — она почувствовала свою кончину и заранее попросила близких похоронить ее на Даниловском кладбище, а предварительно отпеть в церкви Ризоположения. Близкие исполнили все указания страдалицы и передали записку 3 мая в Троице-Сергиеву лавру о заказе панихиды.

Лаврские монахи знали старицу и уважали ее, поэтому все они посетили ее похороны.

Жизнь после смерти

Через тридцать лет после смерти страдалицы Матроны Московской ее могила на Даниловском кладбище стала целью многих паломников.

Кто-то приезжал посетить могилу в качестве почтения, кто-то приходил помолиться, веря, что и после смерти святая сможет помочь. Люди стекались со всех областей России, приезжали и из-за рубежа.

Блаженная при жизни была глубоко верующей, истинной православной служительницей. Ее сердце было полно сострадания к людям и любви. Добрая слава о ней не умерла вместе с ней, но живет уже более сорока лет после ее смерти, точно так же, как и подвиг ее христианской веры в благочестии и целомудрии.

Читать еще:  Как петь на службе с теми, кто не поет
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector