1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Блаженнейший Митрополит Онуфрий посетил Буковину

Содержание

Митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий: «Церковь должна идти за Христом, а не за политиками»

Митрополит Онуфрий ― постоянный член Священного синода УПЦ МП, глава Канонической комиссии при синоде ― сегодня один из самых авторитетных архиереев Украинской Православной Церкви. Он известен также как твердый противник раскола: его выступление на так называемом Харьковском Соборе 1992 года стало решающим для сохранения канонической Церкви на Украине. Богатый опыт церковной, монашеской жизни, архиерейского служения сделали Митрополита Онуфрия одним из самых почитаемых и любимых архипастырей на украинской земле.

─ Владыка, Ваше архипастырское служение проходит в том крае, где Вы родились и выросли. Край это сложный, многонациональный, приграничный. Какие изменения в нем произошли за последние, не самые, может быть, благополучные в межнациональных отношениях годы?

─ Область, в которой я несу послушание епископа, называется Черновицкой. Это действительно многонациональная область, где живет много румын, молдаван, русских, есть здесь грузины и поляки, а сейчас еще прибавились и выходцы из Средней Азии. Но традиционно все населяющие наш край народности уживались мирно. Сейчас действительно время такое, когда культивируется национализм, но Черновицкую область, слава Богу, не раскачали этим национализмом, и люди продолжают по-прежнему жить в согласии, мире, терпении друг к другу.

─ Если сравнивать с другими областями Украины или России, это церковный край?

─ Да, безусловно, это край, где много верующих людей.

─ Так было и в советские годы?

─ Даже в советское время, когда верующим приходилось «прятаться» от властей, здесь всё равно было много храмов по сравнению с другими областями, Еще при Советах тут служило одновременно до 150 священников. А сейчас в нашей епархии 400 приходов при том, что население в области порядка 960 тысяч.

― При той очень непростой политической ситуации, которая сложилась на Украине сейчас, насколько Православной Церкви удается сохранять самостоятельность своей позиции, суждений?

─ Это дается совсем непросто… В основном те люди, которые ходили в церковь при атеистическом режиме, сегодня являются преданными чадами Церкви, противниками вмешательства политиков в церковную жизнь, они стоят за единство святой Русской Православной Церкви. Из тех, кто пришел в Церковь уже гораздо позже, когда настало время свободы, многие тоже стали верными чадами Церкви, но некоторые еще не имеют достаточного понимания церковной миссии, того, что собственно есть Церковь.

─ То есть можно сказать, что в значительной степени проблемы церковной жизни на Украине связаны с теми, кого можно назвать новообращенными?

─ Можно так сказать, потому что они меньше понимают и любят Церковь. Они думают, что это человеческая организация, которой можно манипулировать. Нет ясного понимания, что Церковь имеет свои законы, свои правила и свою Главу. Церковь имеет главой Христа, и она должна идти за Христом, а не за политиками.

─ Владыка, к сожалению, ни для кого не секрет, что сейчас ведется очень много разговоров о потенциальной возможности отпадения Украинской Церкви от Московского Патриархата. Насколько это, с Вашей точки зрения, реально? И если, не дай Бог, отпадение все же произойдет, то каковы будут его последствия?

─ Я убежден, что у нас нет никаких духовных аргументов в пользу того, чтобы отсоединяться от Московского Патриархата. Самая главная миссия Церкви ― это спасение человеческих душ. В нашей Церкви ― в Русской Православной Церкви ― эта благодать спасения по сей день существует. Чего еще можно большего искать в Церкви? Те люди, которые ищут своего в Церкви, а не Божиего,― они хотят отделения. Если оно совершится, то это будет против воли Божией. Если это произойдет, то я думаю, что на Украине Православие будет в очень большой опасности, и я даже уверен, что оно будет уничтожено.

─ Уничтожено или реформировано?

─ Можно назвать по-разному. Были ведь уже случаи попыток образования самостоятельной Церкви на Украине, и даже не одна, а несколько. И ни к чему доброму это не приводило. Почему? ― Не знаю: духа ли у нас не хватает, или же есть о нас какое-то Божие определение, против которого нельзя идти… А определение это, я думаю, такое, чтобы мы были дети одного князя Владимира, чтобы мы были вместе. А где эти дети живут ― на Украине, или в России, или в Белоруссии ― неважно.

─ А насколько сильны сегодня на Украине те люди, которые ищут в Церкви своего, а не Божьего?

─ В основном это люди, находящиеся при власти, имеющие административные рычаги в своих руках и использующие эти рычаги для того, чтобы Церковь разорить, причем разоряют Церковь через расколы: один раскол, второй, третий… Не все, конечно, политики на Украине действуют именно так, но таких достаточно.

─ И как преодолеть эту новую угрозу раскола на Украине?

─ Преодолеть? Она не преодолевается, надо просто твердо стоять в своей вере и исповедовать истину. У них свои цели, задачи ― расколоть, а наша задача ― сохранить Церковь единой канонической.

─ Сейчас по-прежнему, невзирая на решения Архиерейского Собора, актуальной остается проблема, скажем так, Епископа Диомида. Но, конечно, эту проблему невозможно свести к личности только лишь одного человека, одного архиерея, она гораздо шире. В чем, на Ваш взгляд, причина того, что значительная часть людей откликается на воззвания, письма, призывы, подобные тем, что раздавались до недавнего времени с Чукотки?

─ Церковь ― это организм, который оживотворяет, возглавляет и содержит Христос. Против Церкви всегда воюет дьявол. И он старается от Церкви оторвать людей под любыми предлогами: кого через политику, кого через экономику, а кого-то пытается оторвать даже через ревность по Бозе. Есть люди, ревнующие по Бозе, но может немножко у них разума не хватает, рассудительности. Апостол Павел по чрезмерной ревности гнал христиан, так что и Владыка Диомид в данном случае, он как раз является орудием тех сил, которые хотят отторгать людей от Церкви через непомерную, неразумную его ревность.

Отторгают от Церкви по причине ИНН, новых паспортов, каких-то карточек банкоматных, ― дьявол всё использует, весь арсенал соблазнов, который он имеет, чтобы человека сбить с толку и оторвать от Церкви.

─ Делается много прогнозов относительно того, как будет праздноваться в Киеве 1020-летие Крещения Руси, в частности, высказывается предположение о том, что состоится встреча главы Украинской Православной Церкви и лжепатриарха Филарета…

─ Состоится ли на празднования 1020-летия Крещения Руси официальная встреча нашего предстоятеля, который возглавляет Православную Церковь на Украине, митрополита Владимира с раскольником? Нет, этого не будет. Если идет речь о воссоединении, то здесь наша позиция такая: у нас двери открыты, мы не имеем права их закрывать, но эти двери являются дверями покаяния. Может произойти присоединение отпадших через покаяние, через исправление тех ошибок, которые они сделали, тех канонов, которые они нарушили. У нас такой принцип: мы можем говорить о соединении православных верующих только на основе канонов святой Православной Церкви.

─ Сегодня на Украине человеку, не очень хорошо понимающему все тонкости современных церковных отношений, легко перепутать православный храм с униатским, храм, относящийся к Украинской Церкви Московского Патриархата ― с храмом раскольников. Как «обычному» человеку, живущему на Украине, только приходящему в Церковь, или же приехавшему на Украину, избежать ошибки?

─ Спросить людей, кто глава Церкви. А если некого спросить, если зашли по ошибке, послушать кого поминают. Если поминают Филарета или Мефодия Кудрякова, или папу Римского ― выйти из нее, а если Патриарха и митрополита Владимира ― остаться.

─ А как с Вашей точки зрения, есть какие-то специфические различия в церковной жизни в России и на Украине?

─ Отличия есть, может быть, в каких-то незначительных административных элементах, в решении экономических, хозяйственных вопросов, но не в вероучении. В Божественных службах ― всё то же самое.

─ Владыка, было время, когда Церковь оказалась практически полностью выключенной из общественной, тем более, политической жизни государства. Церковь тогда находилась в крайне стесненных условиях. Сегодня включение в политику, наоборот, происходит, иногда осознанное, иногда неосознанное, но, вероятно, оно тоже таит в себе какие-то опасности. Вы так не считаете?

─ Считаю. Знаете, есть такой совет у духовных отцов, что в монастыре не должно быть слишком близких, дружеских отношений, чрезмерной откровенности между братьями. Потому что, поскольку люди несовершенны, иногда эти близкие, откровенные отношения, то, что они там друг другу поверяют какие-то тайны сердечные, враг потом может употребить и обернуть так, что эти же самые люди станут непримиримыми врагами. Такое бывало и может быть и в Церкви, и в государстве: и там, и там люди несовершенны. И такое чересчур близкое соединение может в результате обернуться взаимной ненавистью. Дай Бог, чтобы такого не было.

─ Владыка, у Вас в епархии, Вы сказали, где-то около миллиона всего жителей, и при этом ― 400 приходов и порядка 500 монашествующих. Это очень много…

─ Обуславливается это во многом тем, что советская власть в России установилась с 1917-го года, а у нас на Буковине ― с 1946-го. И таких гонений, таких жестоких разрушений, которые пережила Россия, там не было. Я думаю, что это один из основных факторов.

Читать еще:  В Лавре презентовали новые издания об Афоне

─ То есть всё-таки традиции церковной и монашеской жизни там сохранились в большей степени, чем в России, точнее, в меньшей степени были уничтожены?

─ Да. Ведь здесь не было такого уничтожения монашества, священства, верующих, как в России. По крайней мере, именно в Черновицкой области, потому что другие области, которые были под Советским Союзом с самого начала, претерпевали то же.

─ Если говорить о ситуации с монастырями, то, к сожалению, часто в России бывает так, что когда устраивают новую обитель или же возрождается существовавшая ранее, то просто не оказывается опытного наместника, опытного духовника, которые могли бы правильным образом организовать жизнь в этом монастыре, и потому зачастую становление нового братства бывает очень трудным, мучительным.

─ Это общая проблема. И у нас такие же проблемы, такие же монастыри. И у нас тоже все молодые монахи, прервана традиция монашеского жития и поставлены наместниками, игуменами молодые монахи. И они учатся, как жить, и стараются учить, как жить, свою братию. Человек духовно учится ходить сам, и другого тоже учит ходить. Но, конечно, очень важно для монастыря, какой настоятель. Это как ядро, если оно будет здоровое, то вокруг него и здоровый организм образуется, а если больное, может организм сложиться, а изнутри будет гнить, слабый будет, хилый.

Русская Православная Церковь

Официальный сайт Московского Патриархата

  • Патриарх
  • Новости
  • Документы
  • Межсоборное присутствие
  • Публикации
  • Организации
  • Персоналии
  • Фото
  • Видео
  • Аудио
  • Анонсы
  • Тысячелетие преставления равноапостольного князя Владимира

  • Архиерейский Собор-2021
  • Архиерейский Собор-2017
  • Архиерейский Собор-2016
  • Архиерейский Собор-2013
  • Архиерейский Собор-2011
  • Поместный Собор-2009
  • Архиерейский Собор-2009
  • Патриарх
  • Высший Церковный Совет
  • Межсоборное присутствие
  • Синодальные учреждения
  • Московская Патриархия
  • Епархии и Экзархаты
    • Православная Москва
    • Нарушение прав верующих УПЦ
  • Поместные Церкви
  • Церковь и государство
  • Церковь и общество
  • Наука и образование
  • Издательства и СМИ
  • Памятные даты
  • Межрелигиозные отношения
  • Гонения на христиан
  • Инославие
  • Старообрядчество

Главные новости

В Неделю 16-ю по Пятидесятнице Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

В день преставления преподобного Сергия Радонежского Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Александро-Невском скиту

Святейший Патриарх Кирилл поздравил Президента России В.В. Путина с днем рождения

Святейший Патриарх Кирилл: Патриарх Варфоломей отпал в раскол

В праздник Воздвижения Креста Господня Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Храме Христа Спасителя

Архив

  • PDA-версия сайта
  • Наши баннеры
  • Экспорт новостей
  • Список печатных СМИ, получивших гриф «Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви»

Блаженнейший митрополит Онуфрий совершил Литургию в Свято-Аннинском женском монастыре на Буковине

14 августа 2019 года, в день празднования Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, день памяти семи мучеников Маккавеев, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий совершил Божественную литургию в Свято-Аннинском женском монастыре в городе Вашковцы (Вижницкий район Черновицкой области). Нижний храм центрального собора монастыря освящен в честь святых мучеников Маккавеев.

За богослужением молились сестры обители во главе с настоятельницей игуменией Августой (Верешко), а также многочисленные паломники. В частности, в праздничной Литургии приняли участие верующие, пришедшие крестным ходом за 50 километров из села Ростоки Путильского района.

После чтения Святого Евангелия Предстоятель Украинской Православной Церкви обратился к пастве со словом проповеди.

За богослужением была вознесена сугубая молитва о мире на Украине и единстве Православной Церкви.

После отпуста было совершено освящение меда и трав.

Блаженнейший митрополит Онуфрий по просьбе представителей СМИ рассказал о празднике и монастыре:

«Сегодня большой день для этого места — для Анниной Горы. Сегодня первый день Успенского поста, и по традиции в этот день сюда стекается много паломников, чтобы помолиться Богу, попросить благословения на пост и на всю свою жизнь. Сюда паломники идут необычным способом — они просто идут на коленях к верховью горы.

Говорят, что в древности здесь был монастырь. Существует легенда, что когда турки гнались за молодой женщиной, гора расступилась и девушка спаслась. С тех пор люди сюда приходили. Даже в советское время, когда запрещали ходить в церковь, на этой горе ставили кресты, часовни. Утром снесут — люди снова поставят. Это была вечная борьба безбожной власти с верующими людьми.

Я всех поздравляю со святым Успенским постом. Желаю сестрам святой обители и игумении Августе, всем священникам, которые здесь служат, всем паломникам, которые сюда пришли, Божьего благословения. Чтобы молитвами святых мучеников Маккавеев и силой Честного Животворящего Креста Господь нас хранил в добром здравии и благочестии. С праздником всех!»

Блаженнейший митрополит Онуфрий совершил Литургию в Свято-Аннинском женском монастыре на Буковине

14 августа 2021 года, в день празднования Происхождения (изнесения) Честных Древ Животворящего Креста Господня, день памяти семи мучеников Маккавеев, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий совершил Божественную литургию в Свято-Аннинском женском монастыре в городе Вашковцы (Вижницкий район Черновицкой области).

За Литургией Его Блаженству сослужили митрополит Каменец-Подольский и Городокский Феодор, митрополит Тернопольский и Кременецкий Сергий, митрополит Черновицкий и Буковинский Мелетий, митрополит Нежинский и Прилукский Климент, архиепископ Конотопский и Глуховский Роман, епископ Хотинский Вениамин, епископ Белогородский Сильвестр, епископ Ирпенский Лавр, епископ Бородянский Марк, епископ Герцаевский Силуан, духовенство Черновицкой епархии и гости в священном сане.

За богослужением были вознесены сугубые молитвы о прекращении эпидемии, о врачах и выздоровлении больных.

После чтения Евангелия Блаженнейший владыка обратился к пастве со словом проповеди. Архипастырь рассказал верующим о важности любви к Богу и о том, как узнать, любим ли мы Бога.

«Для того чтобы определить для себя самого, люблю ли я Бога или нет, я должен посмотреть, выполняю ли я Божественные заповеди, – сказал Предстоятель. – Если выполняю, стараюсь выполнять эти заповеди, то это значит, что я люблю Бога, стараюсь любить Бога. Если не выполняю, я обманываю себя и всех вокруг себя».

По словам митрополита Онуфрия, выполнение Божьих законов требует великой борьбы с искушениями, дьяволом и самим собой. В этой борьбе христианину помогают пост и молитва.

По окончании Литургии было совершено освящение меда и трав. Затем Блаженнейший владыка окропил освященной водой и благословил верующих.

Информационно-просветительский отдел УПЦ/

«Я должен быть слугой Бога, а не политиком» — Блаженнейший митрополит Киевский Онуфрий о себе, о Церкви, о власти. 23 сильные цитаты

Приблизительное время чтения: 6 мин.

Сегодня предстоятелю Украинской Православной Церкви исполнилось 75 лет. На Киевскую кафедру его избрали в очень непростое время, когда многие политические силы пытаются сделать Церковь заложницей своих игр. Владыка Онуфрий по-монашески скромен в своих интервью. Он не любит говорить о себе, да и вообще много говорить. Мы отобрали самые яркие высказывания предстоятеля о себе, детстве, Церкви и угрозах, с которыми она столкнулась в наши дни.

Мое детство проходило в очень простой обстановке. Я родился и жил в селе. Помню, что мы никогда не закрывали дом на ключ.

Отец мой стал священником в 1956 году, а я был на тот момент в пятом классе. И конечно, мы попали под прицел — как дети священника. Нас начали прессовать. Смеялись, что мы поповские дети. Но я никогда на отца за это не обижался.

Я был не очень религиозным в детстве. Да, я ходил в церковь, но я жил и уличной жизнью. Я не был таким уж святошей.

Я много раз задавал себе вопрос: как чувствует себя человек, который не знает Бога? И я себе на тот вопрос так и не смог ответить. Не знаю в своей жизни такого периода, такого момента, когда бы я не знал Бога. Возможно, я Его ощущал по разному в разные времена.

Из архива
Фото Юрия Жарикова

В детстве я никогда не встречал монахов. И у меня, естественно, не возникало и мысли о поступлении в монастырь. И все же, после того как прошел первый учебный год в Троице-Сергиевой лавре, Бог призвал меня. Я и сам не знаю почему. Может, Господь хотел сделать из меня хорошего человека?

Из архива
Фото Юрия Жарикова

Монашеское имя я себе сам не избирал, и к имени Онуфрий у меня не было поначалу никаких симпатий. А мне его дали. И теперь у меня есть симпатия большая. Не хочу менять это имя ни на какое другое.

В монастыре я провел лучшие годы своей жизни. Я поступил в монастырь, когда мне было 26 лет, а перевели меня в 44 года. Это самые лучшие годы человеческой жизни. И знаете, я никогда не жалел, что я провел их в монастыре.

В рабочем кабинете
Фото Юрия Жарикова

Я никогда не хотел начальствования, а Бог по другому судил. Сначала меня поставили настоятелем Афонского подворья с 1984 по 1985 год (Свято-Преображенского храма Афонского подворья в с. Лукине Московской области. — Прим. редакции). Потом я был благочинным в Троице-Сергиевой лавре с 1985 по 1988 год. А потом меня назначили наместником нашей Успенской Почаевской лавры. И я решил тогда, что, видимо, недостоин я жить простым монахом в монастыре. Не я так хотел, но Бог так всё устроил. Так я это понимаю.

Я люблю и уважаю власть, но прошу, чтобы она делала все возможное, чтобы прекратить войну. Я не иду на компромисс и не уступаю лишь в том, что перечит Божиему закону. А так я иду на компромиссы и уступаю в том, в чем могу.

Киево-Печерская лавра
Фото Юрия Жарикова

В Святом Евангелии сказано: «И волос с головы человека не упадет без воли Божией». Но это касается тех людей, которые живут по воле Божией. А те, кто живут без нее, сами рвут себе волосы на голове.

Меня вдохновляет молитва. Молитва — дыхание души. Если душа дышит, значит, она живая и может трудиться.

Некоторые политики считают, что я иду против них. Но если я иду к Богу и одновременно — против них, то куда идут они. Получается, они идут против Бога. И раз они идут против Бога, то я разве должен идти с ними?

Церковь консервативна для греховного человека, который привык жить в своих страстях. А для того человека, который привык жить по воле Божией, закону Божиему, для него это свобода. Я себя не чувствую ничем связанным, живя в Церкви… Церковь остается такой, какая она есть. А если кто хочет жизни другой, ну, вольному — воля, спасенному — рай.

Читать еще:  Эксперты из ФСБ признали литературу свидетелей Иеговы экстремистской

Не только для меня, для любого Предстоятеля есть свои сложности. Они одинаковые. Я послушник Церкви. Находясь на этом послушании, я по своему долгу, по своим обязанностям должен общаться и с иноверными людьми, и с бизнесменами, и с политиками. И задача Предстоятеля в том, чтобы, общаясь с иноверными, я не потерял чистоту своей православной веры. Общаясь с бизнесменами, чтобы я не превратился в бизнесмена. Общаясь с политиком, чтобы я не превратился в политика. Чтобы я остался Божиим слугой, слугой Церкви.

В сане архиепископа
1990-е годы

Расскажу один такой анекдотический пример. Но это из жизни, нет, это не анекдот. Один архиерей постриг своего послушника в монашеский образ, то есть в монашество. Пришел его друг, другой архиерей, и поздравляет этого новопостриженного монаха и говорит ему: поздравляю тебя с принятием ангельского образа. При этом желаю, чтобы ты не потерял образа человеческого. Стать монахом — это хорошо. Но если ты потеряешь при этом образ человеческий, ты будешь не монах.

Я, неся послушание Предстоятеля, не должен потерять образ христианина настоящего. Но я не сказал, что я его не потерял. Я падаю, спотыкаюсь, я немощный, грешный. Но надеюсь на милость Божию, вот и совершаю это служение по мере сил своих, своих стараний. Ну, а Бог, Бог делает. Если что-то доброе сделано, это сделано Богом, а не мною. Вот.

Со своим духовником — архимандритом Кириллом (Павловым) и братией.
Троице-Сергиева лавра, 1979 г. Фото музея МДА

Святых людей я видел много. Все, кто жил в святых обителях, кроме меня нерадивого, были людьми святыми. Святым является тот человек, который ради Бога все терпит и который, попирая свою гордыню, старается подчинить себя Божественному закону.

С архимандритом Кириллом (Павловым)
Троице-Сергиева лавра, 1979 г. Фото музея МДА

Единственная черта, присущая всем святым, — это их смирение перед Богом и перед ближним, как носителем образа Божия.

Внешне человек может жить в любом ритме: большого города, малого городка, села, — но внутренне человек должен жить в ритме святого Евангелия.

Критерий, по которому человек должен устанавливать свою меру поста и молитвы, следующие: он должен оставаться трудоспособным, а не стать трупом, лежащим на постели от измождения постом, и он не должен стать чудаком, ментально оторванным от обязанностей своего жизненного креста и молитвенно блуждающим по плоскостям чужой жизни.

Первый Всеукраинский православный молодежный фестиваль
Фото Сергея Рыжкова

Сегодня общество ждет от духовенства, чтобы священники словом, а еще более своей жизнью, личным примером показывали людям путь, ведущий ко Христу. Возможно, общество этого не ждет, но оно в этом нуждается.

Раскол — это трагедия не только Украины, но и многих других христианских стран. Причиной всех расколов является грех. Чтобы уврачевать раскол, необходимо уничтожить грех. Сегодня мы много говорим о преодолении расколов, но не говорим об уничтожении собственно греха.

Всеукраинский крестный ход, 2016
Фото пресс-службы Святогорской Лавры

Желание стать священником у меня появилось еще в детстве. Отец как-то рассказывал мне о святом Василии Великом — какой он был молитвенник, какой он был священник. И у меня в сердце появилось такое чувство, что я хочу быть похожим на этого святого.

На заставке: Встреча в женском монастыре в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» в селе Большая Ольшанка Киевской области. Фото Сергея Рыжкова

Подготовил Кирилл Баглай

Благодарим за предоставленные фотографии редакцию журнала «Фома» в Украине».

Путь монаха: Предстоятельский крест Митрополита Онуфрия

25 июня, в день преподобного Онуфрия Великого, празднуется тезоименитство отмечающего в этом году 75-летний юбилей Предстоятеля канонической Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия

Среди фотографий первой половины XX века, приобретших всемирную известность, одна – особенно показательна. 1936 год. Рабочие Гамбургской судоверфи салютуют нацистским приветствием. И лишь один, Август Ландмессер, скрестил руки на груди. Впоследствии, уже после Второй мировой войны, когда Августа уже давно не было в живых, этот снимок облетел СМИ и вошёл во многие книги как символ непокорённого духа простого немецкого рабочего.

Спустя восемь десятилетий подобный эпизод повторится. 8 мая 2015-го. В украинской Верховной раде выступает Порошенко и требует встать в честь. нет, не павших в Великой Отечественной войне, но. «героев АТО». Весь зал встаёт, кроме трёх архиереев канонической Украинской Церкви во главе с Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием. Владыка объяснит этот жест выступлением против братоубийственной войны в Донбассе, чем только усилит давление со стороны националистических властей и русофобски настроенных активистов. Давление, вскоре приобретшее характер подлинной травли.

Фото: www.globallookpress.com /lb.ua

Позднее, в 2018-м, Митрополит Онуфрий будет включён, с обнародованием личных данных, в базу сайта «Миротворец», своего рода чёрный список «врагов Украины». И это притом что православные христиане этой постсоветской республики относятся к Владыке как истинному исповеднику и родному отцу. Не считая отошедших от Церкви во всевозможные псевдоправославные националистические секты. Каковыми на сегодняшний день являются пресловутая ПЦУ (СЦУ) и так называемый «Киевский патриархат» лжепатриарха Филарета, буквально на днях совершившего «раскол раскола».

Увы, Блаженнейшему Владыке Онуфрию не пришлось жить в годы спокойного плавания Церковного Корабля. Весь его жизненный путь – время нелёгких испытаний, а потому верующим очевиден особый Божественный Промысл в том, что, когда испытания усилились, кормчим Украинской Церкви стал именно этот человек. Истинный монах, для которого Предстоятельское служение – не очередная высокая награда, но иноческое послушание.

Дорога в обитель. Лавра преподобного Сергия

Владыка Онуфрий никогда не стремился к мирской славе, как не любил и подробных повествований о своём жизненном пути. Сын сельского священника из Черновицкой области, с Буковины, будущий Предстоятель родился в 1944 году, когда его родная земля была освобождена от идейных предшественников тех, кто сегодня пытается загнать подлинную Украинскую Церковь в гетто, а взамен её создаёт псевдоправославный симулякр.

В отличие от соседней Галиции, Буковина всегда была этнически пёстрой, а потому языком межнационального общения здесь был и остаётся русский, а никакой радикальной русофобии не было и в помине. И неслучайно на могилах приснопамятных родителей Блаженнейшего Владыки их имена начертаны не «державной мовой», но на церковнославянском и русском языках.

Отец Митрополита Онуфрия, протоиерей Владимир Березовский, долгие годы служил настоятелем прихода Архистратига Божия Михаила села Бережница Черновицкой области. Того самого, чей храм в марте 2019 года был захвачен раскольниками из ПЦУ, несмотря на то что в этих краях сектанты-националисты пребывают в абсолютном меньшинстве и в своих нападках на православных опираются исключительно на местные власти. Попытки захвата предпринимались и в отношении другого храма, где в советские годы служил отец Владимир, – церкви апостола Иоанна Богослова села Бережонка, что близ села Корытное, где и родился будущий Предстоятель.

Отец Онуфрий с ректором Московской духовной семинарии владыкой Александром. 1980-е годы. Фото из личного архива митрополита Саратовского и Вольского Лонгина

Послевоенное детство сменилось временем хрущёвских антицерковных гонений. Не столь кровавых, как в 1920-30-е годы, но не менее подлых, а в чём-то и более опасных для самой Церкви. Это было временем планомерного вытравливания из православных народов СССР веры и традиций предков. В этих условиях юный Орест Владимирович Березовский сначала избрал иное служение – окончил Черновицкое техническое училище, работал в строительных организациях в Черновцах, поступил на общетехнический факультет Черновицкого университета, но уже с третьего курса ушёл в Московскую духовную семинарию.

Здесь, в святых стенах Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, в 1971 году будущий архипастырь принял монашеский постриг, а вскоре и священнический сан. На без малого два десятилетия отец Онуфрий станет лаврским монахом, совершив на этом пути множество послушаний: пел на клиросе, стоял за свечным ящиком, был келейником наместника, служащим священником и духовником и, наконец, благочинным Лавры. По словам протоиерея Владимира Вигилянского, хорошо знавшего будущего владыку в те годы:

В 1980-е в Лавре отец Онуфрий входил в круг пяти самых популярных духовников, к которым выстраивались большие очереди, а у него был духовником отец Кирилл (Павлов).

Декабрь 1986 года. Троице-Сергиева Лавра. Слева направо: наместник Лавры архимандрит Алексий (Кутепов) (ныне митрополит Тульский и Ефремовский), иеродиакон Лонгин (Корчагин) (ныне митрополит Саратовский и Вольский), иеромонах Ириней (Семко) (скончавшийся в 2017 году митрополит Нежинский и Прилукский), благочинный Лавры архимандрит Онуфрий (Березовский). Фото из личного архива митрополита Саратовского и Вольского Лонгина

К этому времени, а именно к 1986 году, относится приход в лаврскую братию и монашеский постриг с именем в честь мученика Лонгина Сотника молодого выпускника филологического факультета Абхазского университета Владимира Корчагина, сегодняшнего митрополита Саратовского и Вольского. Владыка Лонгин также поделился с Царьградом словами воспоминаний о лаврском периоде служения будущего Предстоятеля Украинской Церкви:

В Лавре тогда было немало старшей братии, которых я из сегодняшнего дня мог бы назвать образцовыми монахами. Среди них и тогдашний благочинный. Он был очень деятельным и в то же время спокойным. Ходил на все службы и по-настоящему крепко молился, был кротким и смиренным. Никогда я не видел в нём властительности, заносчивости, грубости и прочих неприятных черт, которые нередко встречаются среди начальствующих, даже и в Церкви. Помню, однажды, делая мне замечание, он начал разговор с самоукорения: я сам хуже всех, но по должности обязан сказать. На меня это произвело большое впечатление, потому что до этого никогда в жизни я такого не слышал. Он был искренним и преданным духовным чадом отца Кирилла и всё делал по его благословению. Его очень уважали братия и многочисленные духовные чада, которые во множестве приезжали в Лавру из Москвы.

Второе воспоминание – и снова имя отца Кирилла (Павлова). Этому удивительному батюшке, подлинно всероссийскому духовнику, старцу, духовно окормлявшему и приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II, Царьград посвятил несколько сюжетов и программ. Лейтмотивом воспоминаний всех, кто знал батюшку лично, стало то, что этот старец показал великую любовь к людям и то, что в любые годы верующий человек может исполнять Евангелие, книгу, которую сам будущий старец нашёл в военном Сталинграде, читал каждый день и знал в совершенстве.

Читать еще:  Диакон Андрей Кураев посетит с рок-музыкантами Украину

Нет сомнений, этот завет старца Кирилла несёт через свою жизнь и Митрополит Онуфрий, который, когда оказывается вдалеке от Украины, например на той же Святой горе Афон, очень любит совершать богослужения не как архипастырь и Предстоятель, но подобно простому иеромонаху. Но, стоит повториться, архиерейское и предстоятельское служение Блаженнейшего Владыки были очевидно промыслительными.

Игумен Онуфрий (Березовский) в 1984 году в Спасо-Преображенском храме в Переделкине после крещения друга протоиерея Владимира Вигилянского – Владимира Никитина. Фото из личного архива протоиерея Владимира Вигилянского

Наместник и архипастырь. Начало борьбы за церковное единство

В 1988-м, в год празднования 1000-летия Крещения Руси, когда советская власть наконец осознала бессмысленность и бесперспективность борьбы с Русской Церковью, отец Онуфрий покидает стены Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Новое послушание – наместник Свято-Успенской Почаевской Лавры, одной из главных святынь Юго-Западной Руси, подлинный оазис канонического Православия в западно-украинской Галиции.

Время было непростым: с одной стороны, миллионы православных людей начали возвращаться в Церковь, с другой – на Украине стал пробуждаться местный национализм, в значительной степени разжигаемый униатами (грекокатоликами). И именно в Галиции они поднялись в полную силу, избрав объектом своих нападок не только падающую советскую власть, но и Русскую Православную Церковь, верность которой вплоть до сегодняшнего дня, в условиях враждебного окружения и постоянных нападок, сохраняют в Почаевской Лавре.

В годы наместничества отца Онуфрия эта святыня подлинно преобразилась. Было возрождено лаврское издательское дело, открыта воскресная школа. Но уже в конце 1990 года украинский Синод избрал своего будущего Предстоятеля епископом Черновицким и Буковинским, правящим архиереем его же родной земли. Казалось бы, событие радостное, но эта радость была омрачена тем, что именно в это самое время тогдашний Митрополит Киевский и всея Украины Филарет (Денисенко) уже задумал антицерковный раскол.

Митрополит Онуфрий на Афоне. Фото: сайт Свято-Успенской Святогорской Лавры

Лукавым образом будущий лжепатриарх предложил украинским архипастырям подписать письмо в Москву с требованием автокефалии. И только трое из подписавших практически сразу же дезавуировали свои подписи. Среди них – владыка Онуфрий, тут же снятый за это со своей кафедры и переведённый в Галицию. Это незаконное решение раскольника Денисенко вскоре было отменено, а сам епископ Черновицкий и Буковинский в мае 1992 года стал одним из ключевых участников исторического Харьковского Собора Украинской Церкви. Собора, низложившего и запретившего в служении Денисенко, а также заявившего о единстве канонической Украинской Православной Церкви с Московским Патриархатом.

Значимость этого события новейшей церковной истории сам Блаженнейший Митрополит Онуфрий, будучи уже Предстоятелем Украинской Церкви, отметил в дни празднования 25-летия Харьковского собора в мае 2017 года.

Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий (в центре). Фото: church.ua

Так, по его словам:

Это было знаменательное событие для нашей Церкви. Тогда Советский Союз распался, и появились новые политические и социальные условия служения. Тоталитарная система рухнула, и вот на Харьковском Соборе архиереи выбрали новый путь церковной жизни. Тогда был отстранён Предстоятель-диктатор. И был избран новый Предстоятель – Митрополит Киевский и всея Украины Блаженнейший Владимир (Сабодан). Он по природе своей был духовным человеком, который имел соборный образ мышления. Он не был диктатором, а был человеком, который, принимая важные решения для жизни Церкви, всегда советовался с епископами и священниками. Это и есть правильный образ управления Церковью. И мы от тоталитарной системы перешли к соборности управления.

Увы, в последние годы своей земной жизни Митрополит Владимир (Сабодан) был сильно болен, а потому позволил прийти к управлению канонической Украинской Церковью в том числе и таким персонажам, как впоследствии ушедший в раскольническую ПЦУ митрополит Александр (Драбинко). И в этом контексте вновь чувствуется Божий Промысл, заключающийся в том, что в 2014 году, когда на Украине произошёл националистический переворот, Предстоятелем Украинской Церкви стал Блаженнейший Владыка Онуфрий.

Крест Предстоятеля

В случае с Митрополитом Онуфрием особенно понятно, что Предстоятельское служение – тяжкий крест. Но мог ли этот человек от него отказаться? Формально мог: в тот год он перешагнул 70-летний рубеж. Но именно в этом случае было наиболее очевидно: кто, если не он? И кто, как не он, столь хорошо осознавал всю трагичность складывающейся ситуации? Наверное, многие другие, даже верующие люди, в такой момент отчаялись бы. Владыка же Онуфрий во всём положился на Волю Божию и пример своего Небесного покровителя – преподобного Онуфрия Великого, о котором буквально сегодня, 24 июня 2019 года, он произнёс следующие слова:

Его установки, его строгое пустынное житие такое дорогое для нас всех сегодня, когда вновь общество бурлит страстями и недоразумением, когда снова на Святую Церковь падают обвинения и клевета. Господь всегда помогает нам преодолеть все житейские соблазны и трудности, лишь бы мы не забывали о Нём и не надеялись напрасно на свои скудные силы.

Разумеется, это не значит, что Блаженнейший Владыка самоустранился от решения сложных вопросов.

Напротив, и его жест в Верховной раде в 2015 году, и поистине исповедническое поведение на приёме у Порошенко в октябре 2018-го, когда бывший президент Украины, откровенно оскорбляя и угрожая, пытался сломить Митрополита Онуфрия в вопросе создания раскольнической ПЦУ, и многие другие примеры наглядно демонстрируют: если бы не Владыка, последствия раскола были бы куда страшнее.

Так, по словам протоиерея Владимира Вигилянского, общающегося со многими украинскими священниками и архипастырями:

Если бы не Владыка Онуфрий, к раскольникам ушли бы два-три десятка архиереев, а вместе с ними – сотни, если не тысячи, священников с храмами. Однако после томоса, за последние полгода, количество прихожан канонической Украинской Православной Церкви заметно увеличилось. Гонения пошли на пользу! И всё это – благодаря Владыке. Такова роль личности в истории.

Никому из нас неведомы времена и сроки. Как неведомо, сколько ещё Господь попустит испытаний Своей Церкви на Украине и её Предстоятелю. Но нет сомнений: пример исповедничества Блаженнейшего Владыки Онуфрия – очень важный пример для всех верующих, от мирянина до архипастыря. И, разумеется, каждому стоит помолиться об этом удивительном архипастыре, чьи молитвы обо всех нас, православных христианах, чувствуются далеко за пределами Украины.

С днём тезоименитства Вас, Блаженнейший Владыка! Ис полла эти деспота!

Фраза.юа — авторский взгляд на жизнь

  • Главное
  • Экономика
  • Политика
  • Криминал
  • Спорт
  • Здоровье
  • Киев

ПОЛИТИКА

ЭКОНОМИКА

  • Бизнес
  • Финансы
  • Валютный рынок
  • Аграрный рынок
  • ЖКХ

Недвижимость

Криминал

КУЛЬТУРА

  • Музыка
  • История
  • Кино
  • Литература

ОБЩЕСТВО

СПОРТ

ЗДОРОВЬЕ

Наука

Образование

Технологии

Транспорт

Курьезы

Все новости Украины

Региональные

  • Киев
  • Винница
  • Волынь
  • Днепр
  • Донбасс
  • Житомир
  • Закарпатье
  • Запорожье
  • Ивано-Франковск
  • Киевская область
  • Крым
  • Луганск
  • Львов
  • Николаев
  • Одесса
  • Полтава
  • Ровно
  • Сумы
  • Тернополь
  • Харьков
  • Херсон
  • Хмельницкий
  • Черкассы
  • Чернигов
  • Черновцы

ПОЛИТИКА

ЭКОНОМИКА

  • Бизнес
  • Финансы
  • Валютный рынок
  • Аграрный рынок
  • ЖКХ

Недвижимость

Криминал

КУЛЬТУРА

  • Музыка
  • История
  • Кино
  • Литература

ОБЩЕСТВО

СПОРТ

ЗДОРОВЬЕ

Наука

Образование

Технологии

Транспорт

Курьезы

Все новости Украины

Региональные

  • Киев
  • Винница
  • Волынь
  • Днепр
  • Донбасс
  • Житомир
  • Закарпатье
  • Запорожье
  • Ивано-Франковск
  • Киевская область
  • Крым
  • Луганск
  • Львов
  • Николаев
  • Одесса
  • Полтава
  • Ровно
  • Сумы
  • Тернополь
  • Харьков
  • Херсон
  • Хмельницкий
  • Черкассы
  • Чернигов
  • Черновцы
  • погода
  • коронавирус
  • Антон Поляков

Митрополит Онуфрий рассказал, какой должна быть любовь к Богу

Комментарии

Статьи

Начало нефтяной эры. Часть 1 («Новый свет»)

Дайджест

Сборная Украины по футболу усложнила себе задачу выхода на ЧМ-2022

Херсонская область уходит в «красную» зону карантина. На очереди Одесчина

Появилось видео, как на одно из российских сел с самолета сбросили одиннадцать мешков картошки

Главные новости за 12 октября 2021 года

В УПЦ объяснили, должны ли религиозные организации подавать сведения о бенефициарах

Камер фиксации нарушений ПДД с завтрашнего дня в Украине станет более двух сотен

Харьков сливают под ОПЗЖ, и это станет стратегическим поражением Офиса президента, — СМИ

С 1 ноября камеры начнут отслеживать нарушителей масочного режима в некоторых украинских городах

Хакеры заблокировали работу одной из крупнейших аптечных сетей в Украине, требуя выкуп

В России начали лечить ковид стрельбой в голову

Сборная Украины по футболу усложнила себе задачу выхода на ЧМ-2022

Херсонская область уходит в «красную» зону карантина. На очереди Одесчина

Главные новости за 12 октября 2021 года

С 1 ноября камеры начнут отслеживать нарушителей масочного режима в некоторых украинских городах

Хакеры заблокировали работу одной из крупнейших аптечных сетей в Украине, требуя выкуп

Украина и Евросоюз подписали многострадальный «авиационный безвиз»: что это значит

Коронавирус в Украине: 11 996 заболевших и 352 погибших

К концу месяца передвигаться по Украине станет гораздо сложнее

Главные новости за 11 октября 2021 года

В Украине поставлен очередной неприятный рекорд, связанный с ковидом

Стало известно, чего Путин хочет от Зеленского на личной встрече

Германию потряс неслабый нацистский скандал

Главные новости за 6 октября 2021 года

Главные новости за 7 октября 2021 года

День «Ты важен мне»: какой праздник отмечается 7 октября 2021 года

Коронавирус в Украине: 15 125 заболевших и 314 погибших

Названа причина смерти нардепа Антона Полякова

Главные новости за 8 октября 2021 года

Стало известно, сколько еще нужно времени для приобретения коллективного иммунитета от коронавируса

Для Саакашвили в грузинской тюрьме изготовили специальную банковскую карту

Статья Дмитрия Медведева об Украине это капитуляция

Европа на грани начала новой войны

Почему прямое внешнее управление Украиной хуже олигархического

Латинизация Украины: прочь от наследия Руси и слияние с польским языком

Опрос

На каком языке вы разговариваете?

  • Всегда на русском
  • Всегда на украинском
  • 50% русский, 50% украинский
  • 75% русский, 25% украинский
  • На иврите
  • Другое

голосовать

  • Тэги
  • Рекламодателям
  • Политика конфиденциальности

При использовании материалов обязательно размещение прямой и открытой для индексации ссылки на «Фразу.юа», размещенной не ниже третьего абзаца.

Редакция Фраза.юа оставляет за собой право не соглашаться с мнением автора, однако предоставляет свободу слова в соответствии со ст. 21, 24 и ст. 34 Конституции Украины.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector