0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Блаженнейший Митрополит Онуфрий

ОНУФРИЙ (БЕРЕЗОВСКИЙ)

Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий

Онуфрий (Березовский) (род. 1944), митрополит Киевский и всея Украины, предстоятель Украинской Православной Церкви, постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви, член президиума и председатель Комиссии по вопросам противодействия церковным расколам и их преодоления Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви

В миру Березовский Орест Владимирович, родился 5 ноября 1944 года в селе Вилавче Вашковецкого района (ныне село Корытное Вижницкого района) Черновицкой области Украины, в семье Владимира, будущего священника, и Юлии Ивановны Березовских [1]. Братья (к августу 2014 года — покойные): Иван, стал священником, Виктор, был водителем, и сестра Лидия, умерла в 37 лет из-за работы с токсичными красками на сувенирной фабрике [2].

В 1961 году окончил среднюю школу. С 1962 по 1964 год учился в Черновицком техническом училище, по окончании которого работал в строительных организациях в Черновцах. В 1966 году поступил на общетехнический факультет Черновицкого университета, а в 1969 году, после третьего курса, поступил во второй класс Московской духовной семинарии которую закончил в 1972 году.

В 1970 году был принят в братство Троице-Сергиевой лавры, где параллельно с учёбой нёс разные послушания: пел на клиросе, стоял за свечным ящиком, был келейником наместника.

18 марта 1971 года пострижен в монашество с наречением имени в честь преподобного Онуфрия Великого.

20 июня 1971 года был рукоположен в иеродиакона, а 29 мая 1972 года – в иеромонаха.

В 1972 году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1988 году со степенью кандидата богословия, которой удостоился за работу на тему «Пастырское служение преподобного Иова, игумена Почаевского».

В 1980 году был возведён в сан игумена.

28 июня 1985 года назначен благочинным Троице-Сергиевой лавры.

15 декабря 1986 года был возведён в сан архимандрита.

20 июля 1988 года назначен наместником Успенской Почаевской лавры, где прослужил до ноября 1990 года.

Постановлением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 24 ноября 1990 года был избран епископом Черновицким и Буковинским. Его наречение состоялось 8 декабря 1990 года, а епископская хиротония — 9 декабря того же года.

22 января 1992 года отказался подписать обращение архиерейского совещания Украинской Православной Церкви к патриарху Московскому и всея Руси Алексию II о предоставлении автокефалии Церкви на Украине, и 23 января вскоре анафематствованным митрополитом Филаретом (Денисенко) был переведён на Ивано-Франковскую кафедру.

7 апреля 1992 года был восстановлен на Черновицкой кафедре, а 27-28 мая принял участие в Харьковском Соборе Украинской Церкви, заняв, вместе с большинством архиереев, бескомпромиссную позицию по отношению к низложенному на соборе Филарету.

28 июля 1994 года был возведён в сан архиепископа и назначен постоянным членом Священного Синода Украинской Православной Церкви.

Более чем за десять лет до воссоединения Русской Православной Церкви на Родине и за границей владыка Онуфрий уже вступил в близкие отношения с первоиерархом Зарубежной Церкви митрополитом Лавром. Познакомившись в 1995 году они встречались и вели духовные беседы как во время поездок владыки Онуфрия в США так и во время приезда митрополита Лавра на Украину.

Онуфрий (Березовский), митр. Киевский и всея Украины

22 ноября 2000 года был возведён в сан митрополита.

Вплоть до 14 декабря 2007 года являлся председателем Канонической комиссии при Священном Синоде Украинской Православной Церкви.

14 декабря 2007 года был назначен председателем Церковного Суда Украинской Православной Церкви [3].

26 июня 2008 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви избран в состав Общецерковного суда Русской Православной Церкви на должность заместителя председателя сроком на четыре года [4]. Архиерейским Собором 2-5 февраля 2013 года переизбран на туже должность на тот же срок [5].

27 июля 2009 года вошёл в состав членов Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, а 23 октября 2014 года и его президиума. С 29 января 2010 по 23 октября 2014 года — член Комиссии по вопросам организации жизни монастырей и монашества, а с 23 октября 2014 года — председатель Комиссии по вопросам противодействия церковным расколам и их преодоления Межсоборного присутствия [6].

24 февраля 2014 года на заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством митрополита Одесского и Измаильского Агафангела (Саввина) (на основании п. 17 раздела IV Устава об управлении Украинской Православной Церкви, как старейшего по хиротонии постоянного члена Священного Синода УПЦ), ввиду невозможности по состоянию здоровья митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром (Сабоданом) управлять Украинской Православной Церковью, тайным голосованием был избран местоблюстителем Киевской митрополичьей кафедры [7], с принятием на себя временного управления Киевской епархией.

19 марта 2014 года был включён в состав Священного Синода Русской Православной Церкви на правах постоянного члена, на время занятия им должности местоблюстителя Киевской митрополичьей кафедры, с определением по протокольному старшинству места, занимаемого митрополитом Киевским и всея Украины — первым среди архиереев Русской Православной Церкви [8].

13 августа 2014 года на Архиерейском Соборе УПЦ в Киеве был избран митрополитом Киевским, предстоятелем Украинской Православной Церкви [9]. В тот же день патриарх Московский и всея Руси Кирилл утвердил решение Киевского Собора и преподал митрополиту Онуфрию благословение на вступление в должность предстоятеля Украинской Церкви [10]. Интронизация состоялась 17 августа того же года за Божественной литургией в Киево-Печерской лавре.

16 сентября 2014 года был освобождён от должности председателя Церковного суда Украинской Православной Церкви [11], а 23 октября того же года — от должности заместителя председателя Общецерковного суда Русской Православной Церкви [12].

Награды

  • орден Дружбы (11 июля 2013, Российская Федерация, за большой вклад в развитие дружественных отношений между народами и укрепление духовных традиций) [15]

Научные труды, публикации

  • Слово архимандрита Онуфрия (Березовского) при наречении во епископа Черновицкого и Буковинского
  • Акафист Боянской иконе Божией Матери

«Я должен быть слугой Бога, а не политиком» — Блаженнейший митрополит Киевский Онуфрий о себе, о Церкви, о власти. 23 сильные цитаты

Приблизительное время чтения: 6 мин.

Сегодня предстоятелю Украинской Православной Церкви исполнилось 75 лет. На Киевскую кафедру его избрали в очень непростое время, когда многие политические силы пытаются сделать Церковь заложницей своих игр. Владыка Онуфрий по-монашески скромен в своих интервью. Он не любит говорить о себе, да и вообще много говорить. Мы отобрали самые яркие высказывания предстоятеля о себе, детстве, Церкви и угрозах, с которыми она столкнулась в наши дни.

Мое детство проходило в очень простой обстановке. Я родился и жил в селе. Помню, что мы никогда не закрывали дом на ключ.

Отец мой стал священником в 1956 году, а я был на тот момент в пятом классе. И конечно, мы попали под прицел — как дети священника. Нас начали прессовать. Смеялись, что мы поповские дети. Но я никогда на отца за это не обижался.

Я был не очень религиозным в детстве. Да, я ходил в церковь, но я жил и уличной жизнью. Я не был таким уж святошей.

Я много раз задавал себе вопрос: как чувствует себя человек, который не знает Бога? И я себе на тот вопрос так и не смог ответить. Не знаю в своей жизни такого периода, такого момента, когда бы я не знал Бога. Возможно, я Его ощущал по разному в разные времена.

Из архива
Фото Юрия Жарикова

В детстве я никогда не встречал монахов. И у меня, естественно, не возникало и мысли о поступлении в монастырь. И все же, после того как прошел первый учебный год в Троице-Сергиевой лавре, Бог призвал меня. Я и сам не знаю почему. Может, Господь хотел сделать из меня хорошего человека?

Из архива
Фото Юрия Жарикова

Монашеское имя я себе сам не избирал, и к имени Онуфрий у меня не было поначалу никаких симпатий. А мне его дали. И теперь у меня есть симпатия большая. Не хочу менять это имя ни на какое другое.

В монастыре я провел лучшие годы своей жизни. Я поступил в монастырь, когда мне было 26 лет, а перевели меня в 44 года. Это самые лучшие годы человеческой жизни. И знаете, я никогда не жалел, что я провел их в монастыре.

В рабочем кабинете
Фото Юрия Жарикова

Я никогда не хотел начальствования, а Бог по другому судил. Сначала меня поставили настоятелем Афонского подворья с 1984 по 1985 год (Свято-Преображенского храма Афонского подворья в с. Лукине Московской области. — Прим. редакции). Потом я был благочинным в Троице-Сергиевой лавре с 1985 по 1988 год. А потом меня назначили наместником нашей Успенской Почаевской лавры. И я решил тогда, что, видимо, недостоин я жить простым монахом в монастыре. Не я так хотел, но Бог так всё устроил. Так я это понимаю.

Я люблю и уважаю власть, но прошу, чтобы она делала все возможное, чтобы прекратить войну. Я не иду на компромисс и не уступаю лишь в том, что перечит Божиему закону. А так я иду на компромиссы и уступаю в том, в чем могу.

Киево-Печерская лавра
Фото Юрия Жарикова

В Святом Евангелии сказано: «И волос с головы человека не упадет без воли Божией». Но это касается тех людей, которые живут по воле Божией. А те, кто живут без нее, сами рвут себе волосы на голове.

Меня вдохновляет молитва. Молитва — дыхание души. Если душа дышит, значит, она живая и может трудиться.

Некоторые политики считают, что я иду против них. Но если я иду к Богу и одновременно — против них, то куда идут они. Получается, они идут против Бога. И раз они идут против Бога, то я разве должен идти с ними?

Церковь консервативна для греховного человека, который привык жить в своих страстях. А для того человека, который привык жить по воле Божией, закону Божиему, для него это свобода. Я себя не чувствую ничем связанным, живя в Церкви… Церковь остается такой, какая она есть. А если кто хочет жизни другой, ну, вольному — воля, спасенному — рай.

Не только для меня, для любого Предстоятеля есть свои сложности. Они одинаковые. Я послушник Церкви. Находясь на этом послушании, я по своему долгу, по своим обязанностям должен общаться и с иноверными людьми, и с бизнесменами, и с политиками. И задача Предстоятеля в том, чтобы, общаясь с иноверными, я не потерял чистоту своей православной веры. Общаясь с бизнесменами, чтобы я не превратился в бизнесмена. Общаясь с политиком, чтобы я не превратился в политика. Чтобы я остался Божиим слугой, слугой Церкви.

В сане архиепископа
1990-е годы

Расскажу один такой анекдотический пример. Но это из жизни, нет, это не анекдот. Один архиерей постриг своего послушника в монашеский образ, то есть в монашество. Пришел его друг, другой архиерей, и поздравляет этого новопостриженного монаха и говорит ему: поздравляю тебя с принятием ангельского образа. При этом желаю, чтобы ты не потерял образа человеческого. Стать монахом — это хорошо. Но если ты потеряешь при этом образ человеческий, ты будешь не монах.

Я, неся послушание Предстоятеля, не должен потерять образ христианина настоящего. Но я не сказал, что я его не потерял. Я падаю, спотыкаюсь, я немощный, грешный. Но надеюсь на милость Божию, вот и совершаю это служение по мере сил своих, своих стараний. Ну, а Бог, Бог делает. Если что-то доброе сделано, это сделано Богом, а не мною. Вот.

Со своим духовником — архимандритом Кириллом (Павловым) и братией.
Троице-Сергиева лавра, 1979 г. Фото музея МДА

Святых людей я видел много. Все, кто жил в святых обителях, кроме меня нерадивого, были людьми святыми. Святым является тот человек, который ради Бога все терпит и который, попирая свою гордыню, старается подчинить себя Божественному закону.

С архимандритом Кириллом (Павловым)
Троице-Сергиева лавра, 1979 г. Фото музея МДА

Единственная черта, присущая всем святым, — это их смирение перед Богом и перед ближним, как носителем образа Божия.

Внешне человек может жить в любом ритме: большого города, малого городка, села, — но внутренне человек должен жить в ритме святого Евангелия.

Критерий, по которому человек должен устанавливать свою меру поста и молитвы, следующие: он должен оставаться трудоспособным, а не стать трупом, лежащим на постели от измождения постом, и он не должен стать чудаком, ментально оторванным от обязанностей своего жизненного креста и молитвенно блуждающим по плоскостям чужой жизни.

Первый Всеукраинский православный молодежный фестиваль
Фото Сергея Рыжкова

Сегодня общество ждет от духовенства, чтобы священники словом, а еще более своей жизнью, личным примером показывали людям путь, ведущий ко Христу. Возможно, общество этого не ждет, но оно в этом нуждается.

Раскол — это трагедия не только Украины, но и многих других христианских стран. Причиной всех расколов является грех. Чтобы уврачевать раскол, необходимо уничтожить грех. Сегодня мы много говорим о преодолении расколов, но не говорим об уничтожении собственно греха.

Всеукраинский крестный ход, 2016
Фото пресс-службы Святогорской Лавры

Желание стать священником у меня появилось еще в детстве. Отец как-то рассказывал мне о святом Василии Великом — какой он был молитвенник, какой он был священник. И у меня в сердце появилось такое чувство, что я хочу быть похожим на этого святого.

На заставке: Встреча в женском монастыре в честь иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» в селе Большая Ольшанка Киевской области. Фото Сергея Рыжкова

Подготовил Кирилл Баглай

Благодарим за предоставленные фотографии редакцию журнала «Фома» в Украине».

Путь монаха: Предстоятельский крест Митрополита Онуфрия

25 июня, в день преподобного Онуфрия Великого, празднуется тезоименитство отмечающего в этом году 75-летний юбилей Предстоятеля канонической Украинской Православной Церкви Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия

Среди фотографий первой половины XX века, приобретших всемирную известность, одна – особенно показательна. 1936 год. Рабочие Гамбургской судоверфи салютуют нацистским приветствием. И лишь один, Август Ландмессер, скрестил руки на груди. Впоследствии, уже после Второй мировой войны, когда Августа уже давно не было в живых, этот снимок облетел СМИ и вошёл во многие книги как символ непокорённого духа простого немецкого рабочего.

Спустя восемь десятилетий подобный эпизод повторится. 8 мая 2015-го. В украинской Верховной раде выступает Порошенко и требует встать в честь. нет, не павших в Великой Отечественной войне, но. «героев АТО». Весь зал встаёт, кроме трёх архиереев канонической Украинской Церкви во главе с Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием. Владыка объяснит этот жест выступлением против братоубийственной войны в Донбассе, чем только усилит давление со стороны националистических властей и русофобски настроенных активистов. Давление, вскоре приобретшее характер подлинной травли.

Фото: www.globallookpress.com /lb.ua

Позднее, в 2018-м, Митрополит Онуфрий будет включён, с обнародованием личных данных, в базу сайта «Миротворец», своего рода чёрный список «врагов Украины». И это притом что православные христиане этой постсоветской республики относятся к Владыке как истинному исповеднику и родному отцу. Не считая отошедших от Церкви во всевозможные псевдоправославные националистические секты. Каковыми на сегодняшний день являются пресловутая ПЦУ (СЦУ) и так называемый «Киевский патриархат» лжепатриарха Филарета, буквально на днях совершившего «раскол раскола».

Увы, Блаженнейшему Владыке Онуфрию не пришлось жить в годы спокойного плавания Церковного Корабля. Весь его жизненный путь – время нелёгких испытаний, а потому верующим очевиден особый Божественный Промысл в том, что, когда испытания усилились, кормчим Украинской Церкви стал именно этот человек. Истинный монах, для которого Предстоятельское служение – не очередная высокая награда, но иноческое послушание.

Дорога в обитель. Лавра преподобного Сергия

Владыка Онуфрий никогда не стремился к мирской славе, как не любил и подробных повествований о своём жизненном пути. Сын сельского священника из Черновицкой области, с Буковины, будущий Предстоятель родился в 1944 году, когда его родная земля была освобождена от идейных предшественников тех, кто сегодня пытается загнать подлинную Украинскую Церковь в гетто, а взамен её создаёт псевдоправославный симулякр.

В отличие от соседней Галиции, Буковина всегда была этнически пёстрой, а потому языком межнационального общения здесь был и остаётся русский, а никакой радикальной русофобии не было и в помине. И неслучайно на могилах приснопамятных родителей Блаженнейшего Владыки их имена начертаны не «державной мовой», но на церковнославянском и русском языках.

Отец Митрополита Онуфрия, протоиерей Владимир Березовский, долгие годы служил настоятелем прихода Архистратига Божия Михаила села Бережница Черновицкой области. Того самого, чей храм в марте 2019 года был захвачен раскольниками из ПЦУ, несмотря на то что в этих краях сектанты-националисты пребывают в абсолютном меньшинстве и в своих нападках на православных опираются исключительно на местные власти. Попытки захвата предпринимались и в отношении другого храма, где в советские годы служил отец Владимир, – церкви апостола Иоанна Богослова села Бережонка, что близ села Корытное, где и родился будущий Предстоятель.

Отец Онуфрий с ректором Московской духовной семинарии владыкой Александром. 1980-е годы. Фото из личного архива митрополита Саратовского и Вольского Лонгина

Послевоенное детство сменилось временем хрущёвских антицерковных гонений. Не столь кровавых, как в 1920-30-е годы, но не менее подлых, а в чём-то и более опасных для самой Церкви. Это было временем планомерного вытравливания из православных народов СССР веры и традиций предков. В этих условиях юный Орест Владимирович Березовский сначала избрал иное служение – окончил Черновицкое техническое училище, работал в строительных организациях в Черновцах, поступил на общетехнический факультет Черновицкого университета, но уже с третьего курса ушёл в Московскую духовную семинарию.

Здесь, в святых стенах Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, в 1971 году будущий архипастырь принял монашеский постриг, а вскоре и священнический сан. На без малого два десятилетия отец Онуфрий станет лаврским монахом, совершив на этом пути множество послушаний: пел на клиросе, стоял за свечным ящиком, был келейником наместника, служащим священником и духовником и, наконец, благочинным Лавры. По словам протоиерея Владимира Вигилянского, хорошо знавшего будущего владыку в те годы:

В 1980-е в Лавре отец Онуфрий входил в круг пяти самых популярных духовников, к которым выстраивались большие очереди, а у него был духовником отец Кирилл (Павлов).

Декабрь 1986 года. Троице-Сергиева Лавра. Слева направо: наместник Лавры архимандрит Алексий (Кутепов) (ныне митрополит Тульский и Ефремовский), иеродиакон Лонгин (Корчагин) (ныне митрополит Саратовский и Вольский), иеромонах Ириней (Семко) (скончавшийся в 2017 году митрополит Нежинский и Прилукский), благочинный Лавры архимандрит Онуфрий (Березовский). Фото из личного архива митрополита Саратовского и Вольского Лонгина

К этому времени, а именно к 1986 году, относится приход в лаврскую братию и монашеский постриг с именем в честь мученика Лонгина Сотника молодого выпускника филологического факультета Абхазского университета Владимира Корчагина, сегодняшнего митрополита Саратовского и Вольского. Владыка Лонгин также поделился с Царьградом словами воспоминаний о лаврском периоде служения будущего Предстоятеля Украинской Церкви:

В Лавре тогда было немало старшей братии, которых я из сегодняшнего дня мог бы назвать образцовыми монахами. Среди них и тогдашний благочинный. Он был очень деятельным и в то же время спокойным. Ходил на все службы и по-настоящему крепко молился, был кротким и смиренным. Никогда я не видел в нём властительности, заносчивости, грубости и прочих неприятных черт, которые нередко встречаются среди начальствующих, даже и в Церкви. Помню, однажды, делая мне замечание, он начал разговор с самоукорения: я сам хуже всех, но по должности обязан сказать. На меня это произвело большое впечатление, потому что до этого никогда в жизни я такого не слышал. Он был искренним и преданным духовным чадом отца Кирилла и всё делал по его благословению. Его очень уважали братия и многочисленные духовные чада, которые во множестве приезжали в Лавру из Москвы.

Второе воспоминание – и снова имя отца Кирилла (Павлова). Этому удивительному батюшке, подлинно всероссийскому духовнику, старцу, духовно окормлявшему и приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II, Царьград посвятил несколько сюжетов и программ. Лейтмотивом воспоминаний всех, кто знал батюшку лично, стало то, что этот старец показал великую любовь к людям и то, что в любые годы верующий человек может исполнять Евангелие, книгу, которую сам будущий старец нашёл в военном Сталинграде, читал каждый день и знал в совершенстве.

Нет сомнений, этот завет старца Кирилла несёт через свою жизнь и Митрополит Онуфрий, который, когда оказывается вдалеке от Украины, например на той же Святой горе Афон, очень любит совершать богослужения не как архипастырь и Предстоятель, но подобно простому иеромонаху. Но, стоит повториться, архиерейское и предстоятельское служение Блаженнейшего Владыки были очевидно промыслительными.

Игумен Онуфрий (Березовский) в 1984 году в Спасо-Преображенском храме в Переделкине после крещения друга протоиерея Владимира Вигилянского – Владимира Никитина. Фото из личного архива протоиерея Владимира Вигилянского

Наместник и архипастырь. Начало борьбы за церковное единство

В 1988-м, в год празднования 1000-летия Крещения Руси, когда советская власть наконец осознала бессмысленность и бесперспективность борьбы с Русской Церковью, отец Онуфрий покидает стены Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Новое послушание – наместник Свято-Успенской Почаевской Лавры, одной из главных святынь Юго-Западной Руси, подлинный оазис канонического Православия в западно-украинской Галиции.

Время было непростым: с одной стороны, миллионы православных людей начали возвращаться в Церковь, с другой – на Украине стал пробуждаться местный национализм, в значительной степени разжигаемый униатами (грекокатоликами). И именно в Галиции они поднялись в полную силу, избрав объектом своих нападок не только падающую советскую власть, но и Русскую Православную Церковь, верность которой вплоть до сегодняшнего дня, в условиях враждебного окружения и постоянных нападок, сохраняют в Почаевской Лавре.

В годы наместничества отца Онуфрия эта святыня подлинно преобразилась. Было возрождено лаврское издательское дело, открыта воскресная школа. Но уже в конце 1990 года украинский Синод избрал своего будущего Предстоятеля епископом Черновицким и Буковинским, правящим архиереем его же родной земли. Казалось бы, событие радостное, но эта радость была омрачена тем, что именно в это самое время тогдашний Митрополит Киевский и всея Украины Филарет (Денисенко) уже задумал антицерковный раскол.

Митрополит Онуфрий на Афоне. Фото: сайт Свято-Успенской Святогорской Лавры

Лукавым образом будущий лжепатриарх предложил украинским архипастырям подписать письмо в Москву с требованием автокефалии. И только трое из подписавших практически сразу же дезавуировали свои подписи. Среди них – владыка Онуфрий, тут же снятый за это со своей кафедры и переведённый в Галицию. Это незаконное решение раскольника Денисенко вскоре было отменено, а сам епископ Черновицкий и Буковинский в мае 1992 года стал одним из ключевых участников исторического Харьковского Собора Украинской Церкви. Собора, низложившего и запретившего в служении Денисенко, а также заявившего о единстве канонической Украинской Православной Церкви с Московским Патриархатом.

Значимость этого события новейшей церковной истории сам Блаженнейший Митрополит Онуфрий, будучи уже Предстоятелем Украинской Церкви, отметил в дни празднования 25-летия Харьковского собора в мае 2017 года.

Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий (в центре). Фото: church.ua

Так, по его словам:

Это было знаменательное событие для нашей Церкви. Тогда Советский Союз распался, и появились новые политические и социальные условия служения. Тоталитарная система рухнула, и вот на Харьковском Соборе архиереи выбрали новый путь церковной жизни. Тогда был отстранён Предстоятель-диктатор. И был избран новый Предстоятель – Митрополит Киевский и всея Украины Блаженнейший Владимир (Сабодан). Он по природе своей был духовным человеком, который имел соборный образ мышления. Он не был диктатором, а был человеком, который, принимая важные решения для жизни Церкви, всегда советовался с епископами и священниками. Это и есть правильный образ управления Церковью. И мы от тоталитарной системы перешли к соборности управления.

Увы, в последние годы своей земной жизни Митрополит Владимир (Сабодан) был сильно болен, а потому позволил прийти к управлению канонической Украинской Церковью в том числе и таким персонажам, как впоследствии ушедший в раскольническую ПЦУ митрополит Александр (Драбинко). И в этом контексте вновь чувствуется Божий Промысл, заключающийся в том, что в 2014 году, когда на Украине произошёл националистический переворот, Предстоятелем Украинской Церкви стал Блаженнейший Владыка Онуфрий.

Крест Предстоятеля

В случае с Митрополитом Онуфрием особенно понятно, что Предстоятельское служение – тяжкий крест. Но мог ли этот человек от него отказаться? Формально мог: в тот год он перешагнул 70-летний рубеж. Но именно в этом случае было наиболее очевидно: кто, если не он? И кто, как не он, столь хорошо осознавал всю трагичность складывающейся ситуации? Наверное, многие другие, даже верующие люди, в такой момент отчаялись бы. Владыка же Онуфрий во всём положился на Волю Божию и пример своего Небесного покровителя – преподобного Онуфрия Великого, о котором буквально сегодня, 24 июня 2019 года, он произнёс следующие слова:

Его установки, его строгое пустынное житие такое дорогое для нас всех сегодня, когда вновь общество бурлит страстями и недоразумением, когда снова на Святую Церковь падают обвинения и клевета. Господь всегда помогает нам преодолеть все житейские соблазны и трудности, лишь бы мы не забывали о Нём и не надеялись напрасно на свои скудные силы.

Разумеется, это не значит, что Блаженнейший Владыка самоустранился от решения сложных вопросов.

Напротив, и его жест в Верховной раде в 2015 году, и поистине исповедническое поведение на приёме у Порошенко в октябре 2018-го, когда бывший президент Украины, откровенно оскорбляя и угрожая, пытался сломить Митрополита Онуфрия в вопросе создания раскольнической ПЦУ, и многие другие примеры наглядно демонстрируют: если бы не Владыка, последствия раскола были бы куда страшнее.

Так, по словам протоиерея Владимира Вигилянского, общающегося со многими украинскими священниками и архипастырями:

Если бы не Владыка Онуфрий, к раскольникам ушли бы два-три десятка архиереев, а вместе с ними – сотни, если не тысячи, священников с храмами. Однако после томоса, за последние полгода, количество прихожан канонической Украинской Православной Церкви заметно увеличилось. Гонения пошли на пользу! И всё это – благодаря Владыке. Такова роль личности в истории.

Никому из нас неведомы времена и сроки. Как неведомо, сколько ещё Господь попустит испытаний Своей Церкви на Украине и её Предстоятелю. Но нет сомнений: пример исповедничества Блаженнейшего Владыки Онуфрия – очень важный пример для всех верующих, от мирянина до архипастыря. И, разумеется, каждому стоит помолиться об этом удивительном архипастыре, чьи молитвы обо всех нас, православных христианах, чувствуются далеко за пределами Украины.

С днём тезоименитства Вас, Блаженнейший Владыка! Ис полла эти деспота!

Блаженнейший Митрополит Онуфрий

25 ноября Предстоятель УПЦ Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий отмечает именины.

Предлагаем неофициальную биографию Его Блаженства, подготовленную пресс-секретарем Предстоятеля архимандритом Пафнутием (Мусиенко).

Родился Блаженнейший Митрополит Онуфрий 5 ноября 1944 года в буковинском селе Вилавче в глубоко верующей семье Березовских. Дядя будущего Митрополита, священник Дионисий долгие годы служил в родном селе. Уже после смерти отца Дионисия его дом был перестроен в сельский клуб, который функционирует и поныне. Слава Богу, на этом антирелигиозная пропаганда новой советской власти в тогдашнем Вилавче закончилась. Правда, село переименовали в Корытное, потому что чиновникам не понравилось, что у старого названия румынские корни (согласно одной из версий, оно происходит от словосочетания «валя лунче», что по-румынски означает «длинный яр»).

Северную часть Буковины, где родился и провел детские и юношеские годы Его Блаженство, населяли преимущественно украинцы, однако люди традиционно владели и украинским, и румынским языками. Кроме того, два народа объединяла православная вера, что значительно укрепляло в крае церковное единство и делало невозможными любые межконфессиональные противостояния. В свое время, в неспокойные 1990-е, прибыв в Черновцы в сане епископа Черновицкого и Буковинского, владыка Онуфрий укрепление церковного мира в своей епархии начал, как и любое другое дело, с себя. Именно тогда он в совершенстве выучил румынский язык.

Отец Ореста (такое имя получил владыка при крещении) протоиерей Владимир также продолжал семейную традицию, совершая богослужения в соседнем селе Бережонка. Мать Юлия вела домашнее хозяйство и воспитывала четверых детей, уча их молитве, благочестию и любви к Богу. Позже Его Блаженство часто будет вспоминать, как ему иногда хотелось погонять с другими ребятами в воскресенье мяч, но мама рано утром будила его и вела в церковь. Орест ничем не отличался от своих ровесников, всегда был веселым, изобретательным и общительным. Вот только любовь к уединению всегда была свойственна ему. У семьи Березовских был дом вдали от центральной дороги — на горе возле леса, который и стал для будущего святителя надежным другом и советчиком.

По окончании в 1961 году средней школы Орест Березовский начал обучение в Черновицком техническом училище, потом работал в строительных организациях Черновцов, а в 1966 году поступил на общетехнический факультет Черновицкого университета. Односельчане не удивлялись тому, как сложилась судьба парня, поскольку все знали его как пытливого человека и уважали за образованность.

Не очень удивлялись они и тогда, когда в 1969 году, после третьего курса университета Орест был зачислен на второй курс Московской духовной семинарии. Все понимали, что служить Богу — это семейное призвание Березовских. И все же однажды соседка, которая зашла проведать Березовских, видела, что хозяйка задумчива и несколько расстроена.

— Все у вас здоровы, как там Орест?
— Слава Богу, все здоровы, но Орест уже не Орест, а Онуфрий, уже он не наш.

Это был единственный грустный момент в дальнейших семейных связях монаха Онуфрия с родителями, которые благословили его на высокое служение. Отец каждый раз за Литургией с особым трепетом молился Богу за весь «монашеский чин», а мать все свободное время сидела на крыльце и читала Псалтирь, прося Бога Его милости и поддержки для своего сына.

Милосердный Господь, молитвами благочестивых родителей и за прилежные труды молодого подвижника, не оставлял его без Своей опеки. После того как 18 марта 1971 года Орест принял в Троице-Сергиевой Лавре иноческий постриг, 20 июня того же года монаха Онуфрия рукоположили в сан иеродиакона, 29 мая 1972 года — в сан иеромонаха, а в 1980-м он был возведен в сан игумена.

На какие бы виды послушания не благословляли отца Онуфрия, он старательно и смиренно исполнял каждое из них, находя время и на раннюю полунощницу, и на посещение братского клироса, и на молитву, которая укрепляла и вдохновляла его. Отца Онуфрия любили и братия, и прихожане.

28 августа 1984 года игумена Онуфрия было назначено настоятелем Спасо-Преображенского храма Афонского представительства в селе Лукине Московской области, а через год, 28 июня 1985 года, — благочинным Троице-Сергиевой Лавры. На Рождество 1986 года игумен Онуфрий был возведен в сан архимандрита. В 1988 году окончил Московскую духовную академию с ученой степенью кандидата богословия,и в том же году был назначен наместником Свято-Успенской Почаевской Лавры, где прослужил до ноября 1990 года.

И вот снова Украина, родной край. Владыке Онуфрию выпало вернуться в сложные времена становления родной страны, что часто сопровождалось, к сожалению, общественными недоразумениями и межконфессиональными противостояниями, особенно их много случалось на Западе Украины. Почаевская братия под мудрым руководством своего наместника мужественно выдерживала общественное давление и хранила православную веру.

Нелегко владыке Онуфрию было служить и на родной Буковине. Хотя среди буковинской паствы и не было таких проблем, как в соседней Галичине, но общая церковная ситуация в Украине не могла не повлиять на Буковинскую епархию.

В 1992 году черновицкий епископ Онуфрий выступил против неканонических действий тогдашнего митрополита Филарета (Денисенко), за что впал в немилость и был переведен на Ивано-Франковскую кафедру. Однако его паства не захотела расставаться со своим владыкой, которого за два года его служения успела полюбить. Были заблокированы все доступы к епархиальному управлению, тем самым закрыты любые возможности насильственного перевода архипастыря в Ивано-Франковск. Владыка Онуфрий долгое время оставался в вынужденном затворе, и, возможно, именно его тогдашняя молитва и склонила Божию милость на Буковину и на всю Украину, поскольку два следующие десятилетия Божий мир и относительное спокойствие воцарились во всей Украинской Православной Церкви.

Не очень радостно восприняла буковинская паства в прошлом феврале новость, что их владыку назначено Местоблюстителем Киевской Митрополичьей кафедры, поскольку понимала, что Владыка Онуфрий может не вернуться в Черновцы. Так и случилось. 13 августа 2014 года Решением Собора епископов УПЦ митрополит Черновицкий и Буковинский Онуфрий был избран Предстоятелем Украинской Православной Церкви. Но тогда уже радовалась и Буковина, и вся Украина, и искренне надеялась, что Митрополит, имея такой большой опыт миротворчества, сможет укрепить внутренний церковный мир и помочь вернуть мир в государстве, поскольку военные действия на Востоке достигли своего пика.

С начала прошлого года*, слава Богу, выстрелов стало меньше, хотя до окончательного мира еще далеко. Однако все верующие Украинской Православной Церкви ощутили и убедились, что залог возвращения мира и в своей душе, и во всей Украине зависит не от политиков, не от партий, а от того, насколько каждый из нас станет ближе ко Христу, насколько в каждом сердце будет гореть вера в Господнее заступничество и пылать молитва. Поскольку о любви к Украине говорят все. Все ли молятся? Предстоятель молится.

Перевод редакции журнала «ФОМА в Украине».

* Материал был подготовлен в 2015 г.

12 вопросов к Блаженнейшему Митрополиту Онуфрию — о красоте и свободе, искушениях, расколе и стойкости в вере

Интервью Предстоятеля УПЦ «Церковной православной газете»

Что такое настоящая красота и свобода? Как пережить современные искушения и оставаться стойкими в вере? Почему люди идут в раскол? Все ли добро, что мы делаем ближним, — добро? Как научиться смирению?

Накануне дня Ангела Предстоятеля Информационно-просветительский отдел УПЦ публикует интервью «Церковной православной газете» Блаженнейшего Митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия.

— Ваше Блаженство, в своих проповедях Вы часто говорите о красоте человека. Что Вы имеете в виду, о какой красоте идет речь?

— Все, что Бог творит, причастно красоте Божией. Также был красив и первозданный человек, созданный по образу и подобию Божию. После грехопадения человек утратил подобие Божие — ту красоту, которой наделил Бог человека. Для того чтобы вернуть себе эту первозданную красоту, человек должен очистить свои душу и тело, вновь сподобиться чести быть чистым творением, подобным нашему Творцу. И Иисус наш Спаситель пришел на землю именно для того, чтобы дать нам возможность увидеть красоту Божественной природы и красоту и силу человеческой природы. Он уничтожил преграду, стоявшую между Богом и людьми, — грех. Иисус сделал человека доступным для действия Святого Духа Утешителя.

— Ваше Блаженство, для чего нужны человеку испытания, искушения?

— Всякое испытание, даже самое незначительное, — это вопрос: «Ты верен Христу или не верен, любишь Христа или что-то иное?». Именно поэтому все искушения важны для нашей души, потому что на них мы должны ответить: «Да, я верен Богу, я хочу служить Богу, я хочу жить с Богом».

Преодолевая испытания, человек узнает, какой он на самом деле и на что способен. Живя в благополучии, человек может даже не знать, что у него внутри — он как будто находится в спячке. Но когда человек достойно переживает скорби, болезни, то иногда сам удивляется добрым талантам и силам, которые в нем открываются.

— В современном мире христианин встречает на каждом шагу различные искушения. Как устоять ему в вере и верности Богу?

— Суть испытаний, постигающих нас в современном мире, — это попытка отклонить христиан от чистоты Православной веры. Духовно сбить христианина с прямого духовного пути, ведущего к Богу. Современный мир стремится к новому формату, где не отведено место для православных христиан. И мы, православные христиане, боремся за то, чтобы в новом мировом формате найти себе место. Однако нельзя за это место платить чистотой своей веры, это будет неправильно и неспасительно. Если человек изменит верности Христу, то может для себя найти многое, но потерять главное — вечное спасение. Потому что в Царство Небесное не входят в грязной одежде, а ложь — это грязь. Человек может не занимать высокие посты, не быть ученым, а простым крестьянином или рабочим, но духовная одежда у него должна быть скромной и чистой, то есть не запятнанная ложью. Вот эту чистую одежду для души христианин находит через жизнь согласно правилам чистой, неповрежденной Православной веры.

— Сегодня много говорится о свободе. Что значит свобода для христианина?

— Свободен тот человек, который не грешит. Если я склонен ко греху и к порокам, то, хотя и считаю себя свободным, на самом деле я — раб греха. Мы должны свято хранить чистоту Православной веры и не менять ее ни на что — ни на богатство, ни на обещанные свободы. Она ведет нас к настоящей свободе.

— Многие говорят о благотворительности, помощи нуждающимся. Как правильно делать добро ближним?

— Добрые дела нужно делать так, как их заповедует нам делать Господь наш Иисус Христос: пусть левая рука твоя не знает, что делает правая (Мф. 6: 3). Сегодня же принято поступать так: еще не сделал ничего, а уже «пропиарился», рассказал об этом всем.

Добрые дела нужно делать, скрывая их от других. Тайный подвиг должен совершать каждый христианин, каждый священник, каждый инок, потому что в этом подвиге человек становится таким, каким его хочет видеть Господь Бог.

И добро мы должны оказывать даже тем, кто нас ненавидит и оскорбляет. Мы должны любить своих неприятелей — тогда мы будем детьми Божиими, и благодать Божия будет почивать на нас и будет укреплять нас.

— Почему люди поддаются соблазнам и уходят в раскол?

— Главная причина, по которой люди уклоняются в раскол, — это страсти, амбиции, прежде всего страсть гордости, которая врачуется только смирением.

— Некоторые уходят в раскол по политическим мотивам или исходя из национальных предпочтений. В чем причина нестойкости таких христиан?

— Причина — слабость веры таких людей. Человек, не твердый в вере, колеблется в путях своих. Он часто сходит с узкого спасительного пути и становится на широкий путь греха, который ведет в погибель.

Бог хочет, чтобы мы были принципиальны в своей вере. Чтобы мы не были размыты, как политики: сегодня в одной партии, завтра — в другой, послезавтра — в третьей, потом — ни в какой. Мы имеем одну «партию» (образно говоря) — это Церковь Христова, Святая Православная Церковь. И надо быть принципиальными и беречь ту чистоту веры, которую Господь нам передал через святых Апостолов, через святых отцов, через наших блаженных предков.

— Что такое смирение, чем характеризуется смиренный человек?

— О смирении много сказано. Смирение — это когда человек помнит о том, что он является творением Божиим, а Бог — его Творец. Что Господь сотворил его из земли или, точнее, из ничего (потому что земля сотворена из ничего).

Человек смиренный видит себя самым великим грешником — это не является чем-то надуманным или искусственно созданным. Каждый человек — неповторимая личность. Мы похожи друг на друга во многом, но в каждом из нас есть что-то такое, чего нет ни у кого другого. И грешим мы тоже неповторимо. Мы еще являемся и неповторимыми грешниками. «Такого грешника, как я, больше нет» — смиренный это видит. И он действительно считает себя самым грешным из всех людей.

Смиренный человек, не доверяя своей воле и желаниям, в которых много искажений и ошибок, старается себя полностью подчинить воле Божией. Ведь в Божией воле нет ошибок, нет искажений — это воля Совершенного Бога.

Еще есть одно замечательное свойство смиренного человека — он осознает себя частью вселенной — маленькой частицей огромной вселенной, которую сотворил Господь. Вселенная влияет на человека, а человек влияет на вселенную, на все творение Божие. Мы взаимосвязаны. Поэтому человек считает себя виновным в своих бедах. Он никогда не скажет: «За что Ты мне, Господи, это послал?» или «Я гідний кращої долі». Он считает себя виновным в какой-то мере даже в тех бедах и неприятностях, которые случаются с иными людьми в самых разных уголках земного шара.

— Как воспитывать в себе дух смирения?

— Для этого нужно трудиться над собой. Дух смирения сам не приходит. Бог дал нам ум, свободную волю, силу воли, дал физические способности и силы, чтобы с помощью этого мы приобретали, образовывали в себе дух смирения. Начинать этот путь нужно с самоукорения, а не с самооправдания: «Вот, сосед сказал мне слово, оно на меня повлияло, и я сделал то и то». Это неправильно. Всегда нужно укорять или обвинять себя самого. Это будет неприятно вначале, будут внутренние протесты у человека, но человек должен сказать себе: «Господи, я виноват. У меня нет оправдания».

Нужно время от времени себя укорять: «Господи, я грешный, я падший, я имею множество недостатков, я ничего доброго сделать не могу — Ты делаешь добро!». Это путь к приобретению смирения.

— Однако иногда люди боятся быть смиренными, боятся, что другие будут их использовать. Боятся смирения, потому что, размышляя о своих грехах, о своем недостоинстве, могут впасть в уныние. Как побороть эти страхи или предостеречь себя от них?

— Не нужно бояться заглянуть внутрь себя, даже если душа вся во грехах. Единственно возможный путь избавления от грехов — покаяние. Оно возможно только лишь когда человек увидит свои грехи и смиренно покается в них перед Богом и с помощью Божией изменит свою жизнь. Мы иногда боимся, что это будет для нас тяжело. Мы думали, что лучше всех, а когда мы стали думать, что мы хуже всех, то на нас нападает уныние, отчаяние. Нет, когда человек себя правильно оценивает, то Бог любит такого человека и посылает ему утешение. Человек, считая себя слабым, немощным, укрепляется Божественной силой, которая делает его, — чаще всего, для него самого незаметно, — сильнее тех, которые считают себя самыми крепкими, умными и сильными. Поэтому смирения не нужно бояться, к нему себя нужно приучать. Господь сказал нам: научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем (Мф. 11: 29). Господь был кроток и смирен сердцем, но Каким Он был сильным! Он воскрешал мертвых, ходил по воде, кормил несколькими хлебами тысячи человек, исцелял всяческие болезни. Такая сила пребывает там, где есть смирение.

— Ваше Блаженство, как избежать самопревозношения, когда тебя хвалят другие люди?

— Мы в своей жизни иногда любим похвалу. Если мы сделали доброе дело, то хотим, чтобы кто-то хотя бы сказал: «Xорошо, молодец, какой ты умница, какой ты добрый». Господь же учит нас обратному: если сделал доброе дело, то после него пойди и вознеси тайную молитву Богу и поблагодари Его за то, что Он сподобил тебя быть орудием в Его руках для совершения добра.

Если художник написал картину, то никто из нормальных людей не будет хвалить кисточку за то, что она хорошо написала картину. Все хвалят художника. Так и мы, делая доброе дело, должны вспомнить, что являемся кисточкой в руке Высочайшего Художника — Бога.

То, что Бог через нас сделал, нарисовал, — это не наша, а Божия заслуга. Совершая добро, мы должны вспоминать об этом и говорить себе: «Господи, я — орудие, а Ты — делатель добра!».

— Что значит для человека «чистая, правильная вера»?

— Правильная вера — это правильный, евангельский вектор в жизни, который показывает человеку, куда надо идти. Но человек, который не имеет правильной веры, блуждает вокруг Бога, но к Богу прийти не может. Ему кажется, что он идет к Богу, но Бога он не достигнет, он не может стать сыном Божиим.

Правильная вера в Бога ведет человека к Богу, а не к политическим или иным предпочтениям. И человек, познавая Бога, убеждается, что, действительно, Бог — это Светлое Существо, наполненное любовью, милосердием, это наша жизнь, красота нашей жизни и содержание ее.

Поэтому нам, православным христианам, необходимо быть верными Богу и принципиальными в вопросах веры, и идти тем путем, который начертан в Святом Евангелии.

— Идти евангельским узким путем?

— Этот путь называется узким, но он приятный, он не является горьким. Широкий путь — путь греха. Там можно много из стороны в сторону метаться, но там горечь и пустота какая-то, внутренняя горечь, печаль, безысходность. На узком пути Христовых заповедей внутренняя радость и внутренний мир — глубокий, далекий, но он там есть.

— Ваше Блаженство, вокруг много соблазнов и искушений. Человеку, попавшему в сети диавола, трудно освободиться от них. Что Вы посоветуете человеку в такой ситуации?

— Прежде всего вспомнить о том, что после смерти каждый человек воскреснет и получит свой суд по делам. Если человек делал добро, то будет вознагражден, если же делал зло, то будет осужден.

Помня об этом, мы должны стараться во время своей жизни отворачиваться от зла и делать добро.

Это не так просто — надо делать усилия над собой, потому что зло — как болото: оно втягивает, засасывает человека. Если он попал туда, то ему надо приложить много усилий, чтобы вытянуть себя оттуда.

Нужно видеть коварство диавола: когда человек еще не согрешил, то враг представляет человеку грех малозначимым: мол, ничего, что согрешишь, потом покаешься, и все будет хорошо — Бог принимает покаяние.

Но, когда человек согрешит, диавол начинает уже другую песню петь: «Ой, что ты сделал! Как же ты будешь говорить об этом на исповеди, ведь люди узнают об этом, что это будет, какой позор!» — и начинает человека отпугивать от покаяния.

Поэтому человек должен быть стыдливым, когда грешит, и «бесстыдным», когда кается. То есть, если он идет грешить, то пусть стыдится греха, а если уже согрешил — пусть не стыдится признаться, пусть идет к Богу и кается в своих грехах.

Человеку, впадшему в сети диавола, необходимо принести Богу глубокое, искреннее покаяние в содеянных грехах и вооружиться против диавола постом и молитвой. Пост и молитва приводят человека в то состояние, когда он становится неприступным для врага рода человеческого. Только при этом условии человек сможет сохранить себя в духовной чистоте. А с чистотой приходит в душу и смирение — спутник чистоты.

Записал протоиерей Владислав Софийчук

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА — УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

ОНУФРИЙ (БЕРЕЗОВСКИЙ)

Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий

Онуфрий (Березовский) (род. 1944), митрополит Киевский и всея Украины, предстоятель Украинской Православной Церкви, постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви, член президиума и председатель Комиссии по вопросам противодействия церковным расколам и их преодоления Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви

В миру Березовский Орест Владимирович, родился 5 ноября 1944 года в селе Вилавче Вашковецкого района (ныне село Корытное Вижницкого района) Черновицкой области Украины, в семье Владимира, будущего священника, и Юлии Ивановны Березовских [1]. Братья (к августу 2014 года — покойные): Иван, стал священником, Виктор, был водителем, и сестра Лидия, умерла в 37 лет из-за работы с токсичными красками на сувенирной фабрике [2].

В 1961 году окончил среднюю школу. С 1962 по 1964 год учился в Черновицком техническом училище, по окончании которого работал в строительных организациях в Черновцах. В 1966 году поступил на общетехнический факультет Черновицкого университета, а в 1969 году, после третьего курса, поступил во второй класс Московской духовной семинарии которую закончил в 1972 году.

В 1970 году был принят в братство Троице-Сергиевой лавры, где параллельно с учёбой нёс разные послушания: пел на клиросе, стоял за свечным ящиком, был келейником наместника.

18 марта 1971 года пострижен в монашество с наречением имени в честь преподобного Онуфрия Великого.

20 июня 1971 года был рукоположен в иеродиакона, а 29 мая 1972 года – в иеромонаха.

В 1972 году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 1988 году со степенью кандидата богословия, которой удостоился за работу на тему «Пастырское служение преподобного Иова, игумена Почаевского».

В 1980 году был возведён в сан игумена.

28 июня 1985 года назначен благочинным Троице-Сергиевой лавры.

15 декабря 1986 года был возведён в сан архимандрита.

20 июля 1988 года назначен наместником Успенской Почаевской лавры, где прослужил до ноября 1990 года.

Постановлением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 24 ноября 1990 года был избран епископом Черновицким и Буковинским. Его наречение состоялось 8 декабря 1990 года, а епископская хиротония — 9 декабря того же года.

22 января 1992 года отказался подписать обращение архиерейского совещания Украинской Православной Церкви к патриарху Московскому и всея Руси Алексию II о предоставлении автокефалии Церкви на Украине, и 23 января вскоре анафематствованным митрополитом Филаретом (Денисенко) был переведён на Ивано-Франковскую кафедру.

7 апреля 1992 года был восстановлен на Черновицкой кафедре, а 27-28 мая принял участие в Харьковском Соборе Украинской Церкви, заняв, вместе с большинством архиереев, бескомпромиссную позицию по отношению к низложенному на соборе Филарету.

28 июля 1994 года был возведён в сан архиепископа и назначен постоянным членом Священного Синода Украинской Православной Церкви.

Более чем за десять лет до воссоединения Русской Православной Церкви на Родине и за границей владыка Онуфрий уже вступил в близкие отношения с первоиерархом Зарубежной Церкви митрополитом Лавром. Познакомившись в 1995 году они встречались и вели духовные беседы как во время поездок владыки Онуфрия в США так и во время приезда митрополита Лавра на Украину.

Онуфрий (Березовский), митр. Киевский и всея Украины

22 ноября 2000 года был возведён в сан митрополита.

Вплоть до 14 декабря 2007 года являлся председателем Канонической комиссии при Священном Синоде Украинской Православной Церкви.

14 декабря 2007 года был назначен председателем Церковного Суда Украинской Православной Церкви [3].

26 июня 2008 года Архиерейским Собором Русской Православной Церкви избран в состав Общецерковного суда Русской Православной Церкви на должность заместителя председателя сроком на четыре года [4]. Архиерейским Собором 2-5 февраля 2013 года переизбран на туже должность на тот же срок [5].

27 июля 2009 года вошёл в состав членов Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, а 23 октября 2014 года и его президиума. С 29 января 2010 по 23 октября 2014 года — член Комиссии по вопросам организации жизни монастырей и монашества, а с 23 октября 2014 года — председатель Комиссии по вопросам противодействия церковным расколам и их преодоления Межсоборного присутствия [6].

24 февраля 2014 года на заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви под председательством митрополита Одесского и Измаильского Агафангела (Саввина) (на основании п. 17 раздела IV Устава об управлении Украинской Православной Церкви, как старейшего по хиротонии постоянного члена Священного Синода УПЦ), ввиду невозможности по состоянию здоровья митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром (Сабоданом) управлять Украинской Православной Церковью, тайным голосованием был избран местоблюстителем Киевской митрополичьей кафедры [7], с принятием на себя временного управления Киевской епархией.

19 марта 2014 года был включён в состав Священного Синода Русской Православной Церкви на правах постоянного члена, на время занятия им должности местоблюстителя Киевской митрополичьей кафедры, с определением по протокольному старшинству места, занимаемого митрополитом Киевским и всея Украины — первым среди архиереев Русской Православной Церкви [8].

13 августа 2014 года на Архиерейском Соборе УПЦ в Киеве был избран митрополитом Киевским, предстоятелем Украинской Православной Церкви [9]. В тот же день патриарх Московский и всея Руси Кирилл утвердил решение Киевского Собора и преподал митрополиту Онуфрию благословение на вступление в должность предстоятеля Украинской Церкви [10]. Интронизация состоялась 17 августа того же года за Божественной литургией в Киево-Печерской лавре.

16 сентября 2014 года был освобождён от должности председателя Церковного суда Украинской Православной Церкви [11], а 23 октября того же года — от должности заместителя председателя Общецерковного суда Русской Православной Церкви [12].

Награды

  • орден Дружбы (11 июля 2013, Российская Федерация, за большой вклад в развитие дружественных отношений между народами и укрепление духовных традиций) [15]

Научные труды, публикации

  • Слово архимандрита Онуфрия (Березовского) при наречении во епископа Черновицкого и Буковинского
  • Акафист Боянской иконе Божией Матери
Читать еще:  УралГидроМаш сдаёт генераторы в найм своего парка техники
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector