0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Блаженнейший Митрополит Владимир

Содержание

121-й митрополит Киевский

Памяти владыки Владимира (Сабодана; † 5.07.2014)

На территории Дальних пещер Киево-Печерской Лавры – старинное монастырское кладбище. Здесь покоятся лаврские подвижники разных эпох: архимандриты, игумены и простые монахи, а также выдающиеся киевляне минувших веков: губернаторы и генералы, защитники Отечества. Между двумя надгробиями героев Отечественной войны 1812 года – генералов Паисия Кайсарова (1783–1844) и Афанасия Красовского (1781–1843), – напротив храма Рождества Богородицы нашел упокоение 121-й митрополит Киевский Владимир (Сабодан), 22 года возглавлявший Украинскую Православную Церковь.

Здесь ежедневно братией Лавры и учащимися духовных школ служатся заупокойные литии, среди молящихся узнаю многих из духовенства и мирян, кто знал Предстоятеля, учился у него, получал духовные советы, с благодарностью принимал слова утешения и любви.

Автору этих строк довелось хорошо знать приснопамятного владыку, общаться с ним. И сейчас я часто прихожу к его могиле, испрашиваю благословение на труды и всякое жизненное начинание. Эти краткие записки посвящены памяти митрополита Владимира.

«Я верил, что в Лавре снова засияют лампады»

При каждой киевской поездке прямо с железнодорожного вокзала или из аэропорта он первым делом спешил к угодникам Киево-Печерским, 27 лет пребывавшим в атеистическом плену. «Я пристраивался к какой-нибудь группе экскурсантов, гид которой, как правило, вещал что-то о религиозных предрассудках, – делился воспоминаниями владыка. – Тихонько прикладывался к мощам преподобных и всегда молился о том, чтобы нашу великую святыню вернули Церкви. Доживу ли до этого времени или нет, думал я, но верил, что в Лавре вновь засияют лампады и монашеская братия вернется сюда. И еще думалось мне во время посещения пещер: если бы произошло чудо и Господь допустил меня, грешного, хотя бы раз в жизни отслужить здесь Божественную литургию…»

Конечно же, не ведал тогда молодой паломник, что Господь благословит ему не только служить Литургии в возрожденной обители, но и жить в ней до конца дней своих, быть ее священноархимандритом. На протяжении многих лет митрополит часто служил ранние Литургии священническим чином в одном из подземных пещерных храмов. Прикладываясь к мощам преподобных, останавливался, молясь у раки своего тезоименитого предшественника священномученика Владимира (Богоявленского) – митрополита Киевского, первого русского архиерея, принявшего смерть за Христа, – у стен Лавры в январе 1918 года.

По вечерам, когда иссякал поток посетителей и завершался рабочий день, владыка выходил на вечернюю прогулку. Идя вдоль лаврских стен, любил заходить на лаврское кладбище, а иногда спускался по склонам в сторону Днепра к подножию обители, к источникам преподобных Антония и Феодосия. По пути останавливался у цветников: его любимыми были полевые цветы и розы. У 49-го корпуса, где он проживал в келье мансарды более 10 лет, и сейчас цветут кусты вьющихся красных роз, за которыми любил сам ухаживать. Блаженнейший с юности писал стихи, один из которых посвятил полевой ромашке. Стих был положен на музыку и стал народным шлягером. Лаврский садовник Александр вспоминает, как митрополит часто интересовался садовыми премудростями. Может, поэтому сегодня на территории Лавры такое изобилие роз удивительной красоты.

«Я еду к людям, которые меня ждут»

Ночью вооруженные боевики, десантировавшись через лаврскую стену, выбили входные двери, обрезали телефонную связь

В июне 1992 года в Лавре было неспокойно. Накануне приезда митрополита в Киев было совершено нападение на 49-й корпус, где предполагалось разместить резиденцию нового Предстоятеля. Бывшая митрополия на Пушкинской, 36, как и кафедральный Владимирский собор, были захвачены раскольником Филаретом. Ночью вооруженные боевики УНА-УНСО (ныне партия «Правый сектор»), десантировавшись через пятиметровую лаврскую стену, выбили входные двери корпуса, обрезали телефонную связь, изолировали наместника Лавры архимандрита Питирима (Старинского; ныне митрополит Николаевский и Очаковский), объявив ему, что Лавра переходит в распоряжение Филарета. Лаврской братии удалось вызвать милицию, сообщить о нападении. В обитель прибыло подразделение ОМОН, которому удалось нейтрализовать и разоружить захватчиков, доставить их в РОВД Печерского района. Как выяснилось позже, по неизвестной команде «сверху» боевики были отпущены. Уголовное дело не было открыто.

На подъезде к Киеву в вагон Предстоятеля Украинской Церкви вошли люди «в штатском»…

Избрание митрополита Владимира на Харьковском Соборе в мае 1992 года, его приезд в Киев, запрещение в служении бывшего митрополита Филарета, а затем и лишение его сана не входили в планы властей предержащих новообразованного государства Украина. Первый президент – бывший идеологический работник Компартии, член Политбюро УССР – и его соратники видели в Православной Церкви Украины новый политический инструмент и управляемое электоральное поле. Даже в Верховной Раде было объявлено (вопреки Конституции и всяким правовым нормам), что Харьковский Собор «является незаконным» и УПЦ должна подчиняться Филарету. Неслучайно на протяжении нескольких последующих лет каноническая Церковь на Украине пребывала в полной информационной блокаде. Предстоятель долгое время оставался в числе «непринимаемых» в администрации президента, пока многочисленные крестные ходы к правительственным зданиям Киева с требованиями остановить произвол раскольников и прекратить дискриминацию, а более всего – признание УПЦ всеми православными Церквями мира не заставили власти изменить отношение к канонической Церкви. Это уже потом украинские президенты и другие политические лидеры стремились попасть на прием в Лавру к митрополиту Владимиру, имевшему международный авторитет и мировую известность, заручиться его поддержкой и благословением. Блаженнейший не делил людей по их политическим взглядам, рангам, должностям, национальности. Все для него были чадами Божиими, всех он призывал к миру и взаимоуважению, всячески обличал ересь этнофилетизма и национального превосходства. Выходец из западноукраинского села, несший служение на Украине, в России, на Ближнем Востоке и в Западной Европе, он оставался патриотом Украины, любившим одинаково все народы во Христе Иисусе. И эта пастырская мудрость помогала ему сохранять единство Церкви, несмотря на все политические разделения и потрясения.

На подъезде к городу в вагон поезда вошли люди «в штатском» и предложили митрополиту «во избежание нарушений правопорядка» пересесть в Дарнице в автотранспорт и, минуя вокзал, приехать в Лавру. Митрополит отказался, ответив: «Я еду к людям, которые меня ждут…» Когда поезд остановился у первого перрона, паства встретила его цветами и пасхальным песнопением. Каждый из встречавших радовался тому, что Украинская Церковь преодолела навязываемый раскол и искусственное разъединение с Русской Православной Церковью и всем православным миром. Первыми словами владыки Владимира были: «Я вернулся на родную землю Украины, чтобы служить Богу и украинскому народу».

Село на берегу Южного Буга – любимое место на земле

Спешит мать в обитель узнать, будет ли сын священником, – и слышит женский голос: «Утешься: уже священник»

Будущий митрополит родился 23 ноября 1935 года в селе Марковцы Хмельницкой области в благочестивой верующей семье Маркиана и Феодосии Сабодан. Он был младшим четвертым ребенком и наречен при крещении Виктором. Из своего детства митрополит Владимир вынес наилучшие воспоминания о живописной природе родного края.

Родительский дом находился на краю села, за садом открывалась удивительная панорама на Южный Буг. Приезжая сюда уже в преклонном возрасте, владыка любил приходить в старый сад и подолгу стоять, опершись на деревянную жердь изгороди, смотреть на вечернюю гладь реки. На противоположном берегу расположен Головчинецкий женский монастырь в честь Преображения Господня. Здесь крестили будущего святителя, его мать Феодосия Ивановна молилась и хранила надежду, что ее младший Виктор станет священником. И однажды, когда он уже учился в Одесской семинарии, ей приснился сон, будто спешит она в обитель с желанием узнать, будет ли он священником. И женский голос ей ответил: «Утешься: уже священник».

Служение

Виктор Сабодан был рукоположен во иереи 15 июня 1962 года митрополитом Херсонским и Одесским Борисом (Виком; † 1965), а в августе того же года принял монашество с именем Владимира, Крестителя Руси. Рассказывали его однокурсники, что в Одессе Виктор встречался с девушкой, с которой намеревался соединить свою жизнь, но невеста неожиданно заболела и скоропостижно умерла. Блаженнейший обходил эту жизненную страницу молчанием. Вообще по природе своей он был немногословен, всегда сосредоточен и спокоен. Никогда не повышал голос, но если принимал решение, не менял его. Любил пошутить, рассказать что-нибудь из далекого прошлого. Например, как в Женеве учился варить украинский борщ, чтоб угостить высокопоставленных гостей. Будучи ректором Московских школ, на Рождество вместе со студентами пел колядки, неизменно интересовался личной жизнью учащихся, их семейным и материальным положением. Двери его кабинета всегда были открыты. Как-то прогуливаясь вечером перед сном, он увидел, как через забор перелезает опоздавший отпускник. Тот приземлился прямо под ноги ректору. «Что, опоздал, братец?» – участливо спросил студента ректор. «Опоздал, владыка, только инспектору не говорите…» – услышал в ответ.

За девять лет ректорства, рассказывал митрополит, он рукоположил для украинских приходов более 500 священников, а для всей Церкви – более 1500.

Блаженнейший был блестящим богословом, писателем и журналистом. Автору этих строк запомнилось: когда готовился очередной номер «Церковной православной газеты», митрополит с ручкой вычитывал все публикации, вносил правки, давал рекомендации и сам подбирал статьи. Как-то передал стихи одной пожилой женщины, жившей за границей, со словами: «Опубликуйте. Эта раба Божия прекрасно пишет. Живет в Париже и никогда не была в России, совсем старенькая…»

Блаженнейший вел обширнейшую переписку, в числе его адресатов были выдающиеся люди – зарубежные иерархи, члены королевских семей – и простые крестьяне.

А вскоре 31-летнего архимандрита возвели в сан епископа Звенигородского, викария Московской епархии. Хиротонию возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен – будущий патриарх. Молодого епископа направили в Женеву представителем РПЦ при Всемирном Совете Церквей. Здесь он познакомился с крупнейшими христианскими богословами и церковными деятелями. Там же состоялись незабываемые встречи с представителями русской послереволюционной эмиграции.

Следующие пять лет прошли на Черниговской и Сумской кафедрах Украины, затем – девять лет ректорства в Московских духовных школах и почти десятилетие – на древней Ростовской кафедре. Параллельно владыка исполнял обязанности Патриаршего экзарха Западной Европы.

Перед избранием митрополитом Киевским и всея Украины владыка нес послушание управляющего делами Московской Патриархии, с 1987 года он – постоянный член Священного Синода РПЦ.

Это лишь хронологические вехи жизненного пути архиерея, умещающиеся в несколько абзацев текста. Но за ними – исполненная огромных трудов, испытаний, молитв благодатная жизнь последователя Христова. Уже на Киевской кафедре в 1993 году владыка запишет в своем дневнике: «Моя награда будет в том, чтобы обо мне могли когда-нибудь сказать, как жители Самарии о женщине, беседовавшей с Христом: “Уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос” (Ин. 4: 42)».

5 июля на монастырском кладбище боголюбивая паства будет молиться о своем иерархе. И с фотографии на мраморном кресте тот будет взирать на свое стадо, за которое он многие годы полагал жизнь. И эпитафия на кресте – слова святителя Иоанна Златоуста, которые митрополит любил повторять, – как бы резюмирует всю его яркую христианскую жизнь: «Слава Богу за всё».

Блаженнейший Митрополит Владимир

Блаженнейший Митрополит Владимир (Сабодан Виктор Маркиянович) родился 23.11.1935 в с. Марковцы Летичевского района Хмельницкой области в крестьянской семье.

С 9 лет нес послушание при Свято-Архангело-Михайловском храме родного села. По окончании Меджибожской средней школы учился в Одесской духовной семинарии (1954-1958).

В 1958 году поступил в Ленинградскую духовную академию, которую закончил в 1962 году со степенью кандидата богословия за научную работу «Христос Спаситель — Начальник мира». Преподавал в Одесской духовной семинарии, выполнял обязанности старшего помощника инспектора, одновременно занимая должность секретаря Одесского епархиального управления.

14 июня 1962 г. митрополит Херсонский и Одесский Борис (Вик) рукоположил в сан диакона, 15 июня — в сан иерея, 26 августа отец Виктор был пострижен в монашество с наречением имени в честь святого равноапостольного князя Владимира.

Читать еще:  В МИД РФ ответили буддистам Калмыкии, попросившим визу для Далай-ламы

В 1965 году закончил аспирантуру при Московской духовной академии, стал ректором Одесской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. В 1966 году назначен заместителем начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме. 23 июня 1966 г. стал епископом Звенигородским, викарием Московской епархии с поручением выполнять обязанности представителя РПЦ на Всемирном совете Церквей. Хиротонию во епископа возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков), впоследствии Патриарх Московский и всея Руси. Таинство хиротонии состоялось 9 июля 1966 г. в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры. 28 ноября 1968 г. епископ Владимир был перемещен на Переяслав-Хмельницкое викариатство Киевской епархии. С 20 марта 1969 г. — епископ Черниговский и Нежинский, временно руководил Сумской епархией. На протяжении 1970-1973 гг. был ответственным редактором журнала «Православный вестник».

18 апреля 1973 г. назначен епископом Дмитриевским, викарием Московской епархии, ректором Московской духовной академии и семинарии, 9 сентября возведен в сан архиепископа. С 18 апреля 1978 г. — профессор Московской духовной академии. 5 июня 1979 г. в МДА архиепископ Владимир защитил магистерскую диссертацию на тему: «Экклезиология в отечественном богословии».

3 марта 1976 г. — в составе Комиссии по вопросам христианского единства, в 1978 г. был членом Комиссии по подготовке и проведению празднования 60-летия возобновления Патриаршества в РПЦ, в 1981-1988 гг. входил в Комиссию по подготовке и проведению празднования тысячелетия Крещения Руси.

После возведения в сан митрополита 16 июля 1982 г. возглавил Ростовскую и Новочеркасскую епархию. 28 марта 1984 г. митрополит Владимир назначен Патриаршим экзархом Западной Европы. С 30 декабря 1987 г. — управляющий делами Московского Патриархата и постоянный член Священного Синода. 1989 г. временно управлял Гаагской епархией (Голландия). В конце 80-х гг. митрополит Владимир активно занимался общественной деятельностью. 16 сентября 1988 г. на учредительной конференции Советского фонда милосердия и здоровья был избран членом президиума и правления фонда. В 1988 году стал членом Центральной избирательной комиссии во время выборов народных депутатов СССР. С 10 апреля 1989 г. возглавлял Комиссию по вопросам изучения материалов, касающихся реабилитации духовенства и мирян РПЦ.

3 мая 1990 г. митрополит Владимир был назначен главой Комиссии по организации и проведению похорон Патриарха Пимена, потом входил в состав Комиссии Священного Синода по вопросам подготовки Поместного Собора РПЦ. В 1990 г. митрополит Владимир был одним из 3 кандидатов на Патриарший Престол, вторым за количеством набранных голосов. Поместный Собор избрал Патриархом Московским и всей Руси Ленинградского и Новгородского митрополита Алексия (Ридигера).

27 мая 1992 г. Архиерейский харьковский Собор УПЦ большинством голосов (16 с 18) Предстоятелем УПЦ, Митрополитом Киевским и всея Украины, избрал митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира, который в то время находился на богословской конференции в Финляндии. С избранием на кафедру киевских святителей первым поздравил новоизбранного Предстоятеля УПЦ 27 мая президент Финляндии.

28 мая 1992 г. в соответствии с 3-м пунктом Постановления об УПЦ, принятого Архиерейским Собором РПЦ 25-27 октября 1990 г., Патриарх Алексий ІІ благословил митрополита Владимира на служение в качестве Предстоятеля Украинской Церкви. Согласно с этим постановлением, Митрополиту Владимиру в пределах Украины был предоставлен титул «Блаженнейший» с правом ношения двух панагий и предношения креста во время богослужения (на Архиерейском Соборе РПЦ 18-23 февраля 1997 г. титул «Блаженнейший» был закреплен за Предстоятелем УПЦ на всей каноничной территории Русской Церкви).

11 июня 1992 г. Архиерейский Собор РПЦ утвердил решение харьковского Собора УПЦ. Поместный Собор УПЦ 26 июня 1992 года в Киеве постановил: «Признать Архиерейский Собор в Харькове от 27-28 мая 1992 г. каноничным и утвердить все его деяния и постановления, которые считать законными». Постанова Архиерейского Собора УПЦ была одобрена и принята всеми Поместными Православными Церквами. Их главы поздравили новоизбранного Предстоятеля УПЦ Митрополита Киевского и всея Украины Владимира, а также поддержали решение священноначалия РПЦ относительно прежнего Киевского митрополита.

20 июня 1992 г. Блаженнейший Митрополит Владимир прибыл в Киев. Его встречали десятки тысяч православных клириков и мирян. Свою первую проповедь владыка Владимир начал словами: «Я прибыл не в командировку и не из-за границы, я прибыл на родную землю служить людям и независимой Украине».

Блаженнейший Митрополит Владимир является почетным доктором нескольких университетов и научных учреждений мира, действительным членом Международной академии информатизации (при Экологическом и Социальном совете ООН) и Международной кадровой академии Совета Европы.

В марте 1996 г. Блаженнейший Митрополит Владимир был избран почетным председателем Международного комитета при ООН по вопросам празднования 2000-летия Рождества Христова. Награжден орденами РПЦ: прп. Сергея Радонежского 1 степени (1979), равноап. кн. Владимира 1 степени (1985), ап. Андрея Первозванного (2000), орденом УПЦ преподобных Антония и Феодосия Печерских 1 степени, орденами всех Поместных Православных Церквей, а также государственными и общественными наградами: орденами Дружбы Народов (СССР, 1988), орденом великого князя Ярослава Мудрого 5-й (2000), 4-й (2001) и 3-й (2002) степеней (Украина), орденом Дружбы (РФ, 2004).

Блаженнейший Митрополит Владимир известен как проповедник, богослов, духовный писатель. В 1997-1998 гг. вышло в свет 6-томное издание его трудов.

Решением Священого Синода Украинской Православной Церкви от 10 ноября 2005 года Блаженнейшему Митрополиту Владимиру было присвоено звание «Почетный профессор Киевской духовной академии». В тот же день в Киевских духовных школах была основана стипендия «Имени Блаженнейшего Митрополита Владимира» для лучшего по успешности студента духовной академии в размере 500 (пятьсот) гривен, для воспитанника духовной семинарии — 300 (триста) гривен. Кандидатуры стипендиатов утверждает ректор и Ученый совет КДА.

23 ноября 2005 года за выдающийся взнос в дело возрождения православия в Украине Блаженнейший Митрополит Владимир удостоен ордена святителя Алексия, Митрополита Московского.

Предстоятель УПЦ лично редактирует важнейшие материалы, которые публикуются в журнале «Православный вестник» и ежемесячном издании «Вестник пресс-службы Украинской Православной Церкви». На протяжении последних двух с половиной лет с архипастырским словом обращался к пастве в еженедельной телепрограмме «Православный мир» и ежедневной «Православный календарь». Пишет стихи, многие из которых положены на музыку и стали украинскими народными песнями.

9 июля 2006 года решением Ужгородской богословской академии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия Блаженнейшему Митрополиту Владимиру было присвоено ученое звание «Доктора философии».

29 июля того же года Блаженнеший Митрополит Владимир стал членом Национального союза журналистов Украины.

9 июля 2011 года , согласно Указу Президента ( № 745/2011 ), Блаженнейший Митрополит Владимир был удостоен звания «Герой Украины » — « за выдающиеся личные заслуги в утверждении духовности , гуманизма и милосердия в обществе , многолетнее добросовестное служение Украинскому народу , по случаю 45- летия хиротонии и 20-й годовщины независимости Украины » .

5 июля 2014 года , на 79 году жизни , после продолжительной болезни , отошел ко Господу .

Митрополит Владимир (Сабодан) — выдающийся иерарх, богослов и писатель

Митрополит Владимир (Сабодан) возглавил Украинскую Православную Церковь в тяжелый перестроечный период. Он сумел преодолеть изоляцию в отношениях с государственными органами, наладить пастырскую опеку военнослужащих, социальное служение обездоленным, больным, заключенным, а также установить партнерские отношения с деятелями науки, культуры, образования, общественными организациями.

  1. Детство Владимира
  2. Происхождение и рождение
  3. Семья
  4. Юношеские годы и молодость
  5. Духовное образование
  6. Принятие церковного сана
  7. Личная жизнь
  8. Зрелый возраст
  9. Назначение епископом
  10. Назначение предстоятелем УПЦ
  11. Общественно-политическая деятельность
  12. Выборы патриарха
  13. Последние годы жизни
  14. Писательская деятельность
  15. Проповеди
  16. Стихотворения
  17. Сочинения
  18. Видео о митрополите

Детство Владимира

Будущий митрополит родился в крестьянской семье. И эту связь с простым украинским народом он не терял никогда в своей жизни. В любой ситуации оставался человеком с большим любящим и верным сердцем, всегда близким к каждому.

Происхождение и рождение

23 ноября 1935 года в небольшом доме в селе Марковцы Хмельницкой области родился мальчик, будущий митрополит Киевский и всея Украины Владимир. Полное имя в миру было Виктор Маркианович Сабодан.

Семья

Блаженнейший был четвертым ребенком в семье, самым младшим. Дети, все сыновья (Михаил, Степан, Александр и Виктор), помогали родителям и в поле, и по дому. Они могли выполнить любую работу — постирать, сварить еду, убрать, печь подбелить. Справлялись и со многими мужскими обязанностями. Впоследствии старший брат во время войны попал в плен. Был угнан в Германию, где погиб во время работы на шахте.

Семья Сабодан была очень набожной. Отец — староста храма. Старенькое Евангелие всегда лежало на столе, в доме было очень много икон. Мама всегда на ночь крестила детей и молилась Богу за их благополучие и здоровье. С 9 лет Виктор прислуживал в алтаре, пел на клиросе. Священник сельского храма научил его читать и писать на церковнославянском языке. Виктор любил стоять у ворот своего дома и любоваться на церковные купола Преображенского женского монастыря, расположенного в соседнем селе Головченцы. В годы его детства обитель процветала, часто был слышен колокольный звон, разносившийся по всем окрестностям.

Именно в этом монастыре окрестили пятилетнего Витю Сабодана. Когда обряд был завершен, одна из монахинь, слепая Архиелая, подошла к мальчику и сказала: «Молись, и из тебя будет большой человек». И это было не единственное пророчество в его жизни. Подростком мама привезла мальчика в Чернигов, где в то время жил старец Лаврентий, позже причисленный к лику святых. Тот с особенной теплотой отнесся к Виктору. Обнял его, прижал к себе и сказал, что все будет хорошо: «…и сан большой будет в жизни, и крест тяжелый нести придется».

Юношеские годы и молодость

Виктор был прилежным советским учеником. Много читал, а его любимыми предметами были история и иностранные языки. С аттестатом, в котором были одни пятерки, и с прекрасной характеристикой Витя мог бы поступить в любой вуз СССР. Но он, не раздумывая, подал документы в семинарию.

Духовное образование

В августе 1954 года Виктор поехал сдавать экзамены в Одесскую духовную семинарию. В селе Марковцы разразился грандиозный скандал. Комсомолец, отличник, и вдруг — в семинарию. Всполошилось районное и даже областное начальство. Сначала Виктора просто отговаривали, затем стали пугать, предлагать подкуп. Ему предлагали помощь в поступлении в любой вуз, который он только пожелает. Но юный Виктор был уверен, что у него нет иного пути, кроме как служение Богу.

В 1958 году Виктор поступает в Санкт-Петербургскую духовную академию. Отучившись в ней, заканчивает со степенью кандидата богословия в 1962 году. После чего идет работать в одесскую Духовную семинарию, одновременно совмещая обязанности старшего помощника инспектора и должность секретаря епархии.

Принятие церковного сана

Решение принять монашеский постриг стало неожиданным для друзей, родителей и даже для самого юного Виктора. Благословил его на этот путь Кукша Одесский, позднее канонизированный православной церковью. Именно он постриг будущего предстоятеля УПЦ с именем Владимир — в честь святого князя, крестителя Руси. Одесса стала свидетелем его становления как служителя церкви.

Здесь он стал священником, преподавателем, а затем — и ректором семинарии:

  1. 14 июня 1962 года рукоположен во диакона, на следующий день – во иерея.
  2. 26 августа того же года – принял монашеский постриг.
  3. 1965 год – закончил аспирантуру при МДА (Московской духовной академии), назначен ректором ОДС (Одесской духовной семинарии), возведен в сан архимандрита.

Впоследствии в 70-х годах Владимир стал во главе Московской духовной академии, где долгое время был ректором. На этом посту он пробыл 9 лет.

Личная жизнь

Самым дорогим человеком для митрополита Владимира всегда была его мама. Всю свою жизнь он помнил о ней с любовью и нежностью. В его рабочем кабинете (в Киево-Печерской лавре) до сих пор висит большой портрет Феодосии Ивановны, которая не только дала ему жизнь, но и научила, как жить. Часто Блаженнейший ездил в свое родное село Марковцы, где подолгу бродил по саду, любовался куполами Головчинецкого Преображенского монастыря, общался с односельчанами и родными.

Зрелый возраст

Владимир Сабодан крепкими узами связал свою жизнь с церковью. Он был выдающимся иерархом, которого знали и уважали во всем мире.

Назначение епископом

В 1966 году архимандрит Владимир назначен заместителем начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме. А вскоре он получает сан епископа Звенигородского, викария Московской епархии и отправляется в Женеву в качестве представителя Русской православной церкви при Всемирном совете церквей. В светской дипломатии этой должности соответствует посол страны в ООН.

Будущий митрополит Владимир получил большой опыт пастырской деятельности:

  1. 28 ноября 1968 года — назначен епископом Переяслав-Хмельницким, викарием Киевской епархии.
  2. С 20 марта 1969 года — епископ Черниговский и Нежинский, временно управляющий Сумской епархией.
  3. 18 апреля 1973 года — епископ Дмитровский, викарий Московской епархии, ректор духовной академии и семинарии. 9 сентября того же года — возведен в сан архиепископа.

В июле 1982 года был возведен в митрополичий сан, возглавил Новочеркасскую и Ростовскую епархию. А с 1984 года стал выполнять обязанности Патриаршего Экзарха Западной Европы.

Назначение предстоятелем УПЦ

Митрополиту Владимиру выпала нелегкая историческая задача — возглавить Украинскую Православную церковь и сохранить ее в нелегкое время, когда страна была разрушена, а Церковь истощена безбожной советской властью. В начале 90-х страна делилась по границам бывших республик СССР. Нашлись те, кто и церковь предложил разделить по этим же границам.

Люди, выйдя из-под прессинга атеистической системы, имели в себе внутренний вакуум и не знали, куда правильно себя направить. Начались внутрицерковные брожения, образовался филаретовский раскол. Архиерейским собором, проходившим в Харькове в конце мая 1992 года, митрополита Владимира избрали предстоятелем УПЦ. Священный Синод РПЦ выразил свое согласие с принятием этого решения. В 1992 году Блаженнейший вернулся в раздираемый страстями Киев. Здесь ему суждено было стать не просто иерархом, от него ждали мира и церковного согласия.

Читать еще:  Румынский Парламент определил брак, как союз мужчины и женщины

Общественно-политическая деятельность

Блаженнейшего Владимира знали и ценили во многих странах, где ему приходилось бывать по долгу службы. Он был заместителем начальника Русской Миссии в Иерусалиме (1966 г.), представителем РПЦ во Всемирном Совете Церквей (1966-68 гг.), Патриаршим экзархом Западной Европы (1984-87 гг.), управляющим делами Московской Патриархии (1987-92 гг.).

О признании авторитета митрополита в православном мире красноречиво свидетельствуют самые высокие награды всех Поместных Православных Церквей. Выдающиеся заслуги были отмечены и многочисленными государственными наградами. Среди них — ордена Дружбы народов (СССР), Александра Невского (РФ), Ярослава Мудрого (Украина). В 2011 году ему было присвоено звание «Героя Украины».

Выборы патриарха

После смерти Алексия II остро встал вопрос о новом назначении. Епископат УПЦ обратился с просьбой к митрополиту Владимиру стать их кандидатурой на предстоящих патриарших выборах. Блаженнейший отклонил оказанную ему честь, мотивируя это тем, что «…хотел бы предстать пред Богом 121-м Митрополитом Киевским…».

Последние годы жизни

В 2011 году, 16 сентября, Блаженнейший попал в больницу с переломом шейки бедра, затем через полтора месяца — туда же из-за затрудненного дыхания с подозрением на пневмонию. На фоне болезни Паркинсона у него развилось заболевание сердца. В июле 2012 года был установлен кардиостимулятор. Также Блаженнейший болел диабетом. С середины 2013 года состояние его было стабильно тяжелым. За несколько месяцев до смерти врачи вынесли митрополиту еще один приговор — онкология 4-й степени, рак желудка.

Несколько раз вся церковь готовилась проводить любимого иерарха в последний путь. Неоднократно митрополит переживал клиническую смерть. Его буквально возвращали с того света. Господь вопреки медицинским факторам хранил и продлевал его жизнь. В последние месяцы Владыка был прикован к постели. Он практически не мог разговаривать. Но при этом сохранял ясность ума. Даже в таком состоянии хотел знать, как и чем живет церковь. Это был человек, который любил Бога, жизнь и людей.

В конце июня 2014 года у Владыки открылось внутреннее кровотечение, а 5 июля он скончался. Тысячи людей пришли попрощаться с митрополитом. Люди несли ему его любимые цветы — розы и ромашки. Дорогу митрополиту усыпали лепестками. Владыку предали земле на старом монастырском кладбище около колокольни храма Рождества Пресвятой Богородицы в Киево-Печерской лавре. Такова была предсмертная воля митрополита.

Писательская деятельность

Митрополит Киевский и всея Украины Блаженнейший Владимир помимо церковной и общественной деятельности прославился еще и на ниве писательского творчества. При жизни и после его смерти издавались духовные проповеднические книги, сборники стихотворений, написанные владыкой. Он занимался редакцией наиболее важных материалов «Православного вестника» и «Вестника пресс-службы Украинской Православной церкви».

Проповеди

Блаженнейший Владимир был известным богословом, проповедником и духовным писателем. В период его преподавательской деятельности (ОСД, МДА) им было прочитано множество лекций. Все проповеди митрополита Владимира (Сабодана), а также отрывки курсовых работ, статьи и интервью, были объединены в многотомном издании, которое изначально было предназначено для учеников духовных заведений, а также всех тех, кто интересуется церковной историей.

Стихотворения

В 2014 году вышло посмертное собрание стихотворений «Дорогому человеку на память». В основном — стихи на русском языке, но есть и на украинском, большинство из них лирической тематики. В советское время произведения Владыки печатались в самиздате.

Есть такая песня «Белая ромашка, лепесточки нежные…». В свое время она была очень популярным хитом и звучала везде по радио, на телевидении. Мало кто знает, что слова к ней придумал владыка. Их он посвятил своей любимой девушке, Нине, жившей в родном селе Марковцы, — единственной любви в его жизни…

Хороши цветы весной,
Я любуюсь день деньской.
Я смотрю во все глаза,
Ах, какая красота.

Ромашка белая, лепесточки нежные
Мне дороже всех цветов, ведь она моя любовь.
Ах, ромашка белая, лепесточки нежные
Мне дороже всех цветов, ведь она моя любовь.

Выйду в поле вечером,
Там цветы цветут кругом.
Среди синих васильков,
Там живёт моя любовь.

Я нарву цветов букет —
Среди них ромашки нет.
Я сорву её одну
И к груди своей прижму.

Сочинения

Блаженнейший Владимир за свое курсовую работу «Христос Спаситель — Начальник мира», написанную на окончание Санкт-Петербургской Духовной академии, получил звание кандидата богословия. В МДА он защитил диссертацию под названием «Экклезиология в отечественном богословии», за что ему была присвоена ученая степень магистра богословия. Позднее были изданы книги с материалами этих научных работ и под одноименным названием, а также многие другие сочинения («Павел, призванный апостол» и пр.) в 11-ти томах.

Видео о митрополите

Видеоролик об удивительном человеке, талантливом писателе и выдающемся иерархе митрополите Владимире.

Дневник памяти. Несколько слов о Блаженнейшем митрополите Владимире

5 июля у храма Рождества Богородицы на Дальних Пещерах Киево-Печерской лавры, уже традиционно соберется множество верующих со священством и священноначалием во главе.

Здесь будет совершаться панихида в день пятилетия блаженной кончины светлой памяти Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины, 22 года несшего послушание Предстоятеля Украинской Православной Церкви.

…Минуло уже почти три десятилетия с тех пор, когда 10 июня 1992 года он ступил на святую землю Киево-Печерской лавры, где находилась его резиденция, где он все эти годы молился, трудился, ежедневно принимал людей. Здесь, у лаврских стен, украшенных вьющимся диким виноградом и множеством разнообразных цветов, в конце рабочего дня, обычно под вечер, он выходил на прогулку, любил подойти к могилам лаврского кладбища… Иногда подолгу останавливался у колокольни, напротив входа в храм, места своего будущего упокоения.

Сам Митрополит Владимир при жизни рассказывал, что Киево-Печерская обитель в его жизни занимала особое место. Приезжая в Киев из далеких мест архиерейского служения, он первым делом направлялся в лавру, тогда уже закрытую при Хрущеве (в 1961 году), присоединялся к какой-нибудь атеистической группе экскурсантов, и незаметно прикладывался к мощам преподобных. И думал при этом, что рано или поздно над мощами воссияют лампады, и в лаврских храмах снова зазвучат молитвы. Но доживет ли он до этого счастливого времени – Бог весть.

Он дожил, и, прибыв в Лавру, стал ее священноархимандритом.

Промысел Божий ведет каждого человека по жизни, но особенно благоволит он к тем, кто всю жизнь посвятил Богу и все сердце отдал служению Его Святой Церкви. А в дни испытаний поставляет на ключевые посты церковной иерархии людей богоизбранных, достигших духовного совершенства. Так, в мае 1992 года исторический Харьковский архиерейский собор УПЦ избрал нового Предстоятеля митрополита Владимира (Сабодана).

Панихида у могилы Блаженнейшего Митрополита Владимира. Фото: Сергей Фрич

Казалось, все силы ада тогда восстали на каноническую Церковь и ее нового архипастыря. Накануне его приезда в лавру раскольник Филарет со своими приспешниками пытался захватить здания на Дальних Пещерах: вооруженные боевики праворадикальной партии УНА-УНСО, десантировавшись через пятиметровую лаврскую стену, выломав двери, захватили корпус настоятеля, арестовали наместника архимандрита Питирима (ныне митрополит Николаевский и Очаковский). Подоспевший отряд милиции сумел нейтрализовать и обезоружить захватчиков, хотя в ту же ночь они были выпущены из Печерского управления милиции.

Митрополит Владимир принял управление Церковью в труднейший для нее час. С одной стороны – безумствующий в бесконечной агрессии и лжи раскольник Филарет, с другой – поддерживающие его политические радикальные силы и неприятие нового митрополита тогдашним руководством страны.

Церковь оказалась в тисках информационной блокады, митрополит не мог добиться аудиенции у президента Кравчука, чтобы обратить внимание на беззаконие раскольников и потакание админресурса на местах. Дошло до того, что в Верховной Раде было объявлено о «незаконном проведении Харьковского собора и нелегитимных выборах нового Предстоятеля УПЦ».

Через много лет первый президент Украины признается в ошибочности своего отношения к церковным вопросам и выразит всяческое почтение митрополиту Владимиру.

Нужно отметить, что все годы первосвятительского служения митрополит Владимир мудро вел церковный корабль украинского Православия, полагая, что принцип отделения Церкви от Государства следует не только сохранять, но и защищать. И хотя после смерти иерарха раздались отдельные голоса, пытавшиеся доказать, что митрополит Владимир будто бы выдвигал идеи автокефалии в угоду определенным политическими силами – это абсолютная неправда.

Частую смену власти и политических направлений с вмешательством в церковную жизнь митрополит Владимир считал особо опасным для Церкви. В проповедях и речах, статьях и интервью он всегда подчеркивал, что политика – это то, что следует оставлять во «дворе язычников», а «во Святилище Божие следует входить, помня о том, что существует лишь одно явление, чудо и таинство, которое поистине творит Церковь, – Божественная Евхаристия». «Вопрос автокефалии не должен и не может быть «разменной монетой» в отношениях между канонической Церковью и государством», – подчеркивал он.

Панихида у могилы Блаженнейшего Митрополита Владимира. Фото: Сергей Фрич

Но вернемся в начало 1990-х, время прибытия митрополита Владимира на Киевскую кафедру. Несмотря на сложнейшие условия первых лет своего служения, митрополит оставался бодрым и жизнерадостным, открытым для каждого, приходящего к нему. Редкие часы свободного времени он посвящал дневниковым записям. Вот некоторые выдержки из них, написанные в 1993-м году.

О Троице

Андрею Рублёву в год Куликовской битвы было 20 лет. С какой силой надо было мучится за страну, как любить её, как знать, чтобы написать этих ангелов, умолить небеса отпустить их на землю, и в каких землях есть такой шедевр, как Рублёвская Троица?

О Церкви

Православная Церковь есть мистическое Тело Христово, сохраняющее до наших дней переданное ей древнецерковное и догматическое наследие. И это наследие не является неподвижным памятником, но источает живую и многообразную силу. Премудрость и любовь Божия создала таинственную реальность Церкви, в которой продолжается присутствие среди нас Христа, дарованного всем людям и дающего им полноту спасения, жизни и радости…

О вере

Верить можно во все, что угодно, но вера становится религией только тогда, когда сплетается с правилами жизни, оценкой поступков, мудростью поведения, взглядом, устремленным в будущее…

О единстве

Христос дал заповедь вселенской любви, но заповедь – это только закон религии. Люди способны нарушать все законы и заповеди. Тогда Христос дал более мощное средство для ощущения людьми единства. Это единение в Нем Самом, всеобщее братство во Христе. Ничего более универсального, нежели единство веры на земле никогда не было и не будет.

О времени

Мало делать правильные поступки, надо еще распознать время, в которое надлежит их сделать. Мы не можем сесть в лодку, которая проплыла мимо, или в ту, которая еще не пришла. Знать, как действовать – половина дела, другая половина – знать время, когда совершать действие. Для всех дел в мире есть надлежащее время, но чаще всего люди упускают его.

Оттолкнувшись от последней мысли почившего иерарха, с уверенностью можно сказать: митрополит Владимир необычайно мудро распорядился временем, отпущенным ему Богом для служения Церкви Божией. И оно само сегодня свидетельствует об особом Промысле Божием о канонической Церкви и пастырском попечении о ней ее многолетнего Предстоятеля.

УПЦ сегодня – единственная наибольшая консолидирующая сила в стране, сохранившая свою целостность во всех регионах Украины, на востоке и западе, юге и севере, признана канонической законной Церковью мировым Православием. И золотыми буквами в ее историю вписано имя 121-го митрополита Киевского Владимира (Сабодана).

Владимир (Сабодан)

Митрополи́т Влади́мир (в миру Ви́ктор Маркиа́нович Сабода́н, укр. Віктор Маркіянович Сабодан ; 23 ноября 1935, село Марковцы, Летичевский район, Хмельницкая область, УССР, СССР) — епископ Русской церкви; с 27 мая 1992 года — Предстоятель Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ) с титулом Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины; постоянный член Священного Синода Московского Патриархата.

Титул «Блаженнейший», согласно правилам 4 и 5 Определения Архиерейского Собора РПЦ 25 — 27 октября 1990 года предоставлялся в пределах Украины; однако редакция Устава УПЦ от 21 декабря 2007 года гласит: «Предстоятель Украинской Православной Церкви имеет титул „Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины“» (Гл. V, п. 3 Устава УПЦ) [1] [2] .

Содержание

Детство и образование

Родился 23 ноября 1935 в селе Марковцы Летичевского района Хмельницкой области Украины в крестьянской семье. Кроме Виктора в семье было ещё трое сыновей, старший из которых во время Великой Отечественной войны был угнан в Германию, где погиб на шахте [3] . В детстве вместе с матерью приезжал к Лаврентию Черниговскому, который благословил мальчика на служение церкви [4] [5] .

В 1954 году поступил в Одесскую духовную семинарию (ОДС); в 1958 году — в Ленинградскую духовную академию, которую окончил в 1962 году со степенью кандидата богословия. По окончании Академии преподавал в ОДС, исполнял обязанности старшего помощника инспектора, одновременно занимал должность секретаря Одесского епархиального управления.

Начало церковного служения

14 июня 1962 года рукоположен во диакона, на следующий день — во иерея, 26 августа пострижен в монашество. Восприемником при постриге был преподобный Кукша Одесский [4] [5] .

Читать еще:  Одесская епархия УПЦ продолжает поддерживать медиков

В 1965 году окончил аспирантуру при Московской духовной академии (МДА), назначен ректором ОДС, возведен в сан архимандрита.

Архиерейство

23 июня 1966 года решением Священного Синода определен быть епископом Звенигородским, викарием Московской епархии, представителем Русской православной церкви при Всемирном совете церквей в Женеве и настоятелем Женевского прихода в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

8 июля того же года в зале заседаний Священного Синода состоялось наречение во епископа.

9 июля 1966 года в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры хиротонисан во епископа Звенигородского. Хиротонию совершали митрополиты Крутицкий и Коломенский Пимен (Извеков), Ленинградский и Ладожский Никодим (Ротов), архиепископ Минский и Белорусский Антоний (Мельников), епископы Волоколамский Питирим (Нечаев) и Зарайский Ювеналий (Поярков).

20 марта 1969 года переведен на Черниговскую и Нежинскую кафедру, назначен временно управляющим Сумской епархией.

С декабря 1970 года по апрель 1973 года — ответственный редактор журнала Украинского экзархата Православний вісник.

18 апреля 1973 года назначен епископом Дмитровским, викарием Московской епархии, ректором МДАиС.

18 апреля 1978 года удостоен звание профессора МДА; 5 июня 1979 года в МДА защитил диссертацию с присвоением учёной степени магистра богословия.

16 июля 1982 года переведен на Ростовскую и Новочеркасскую кафедру, возведен в сан митрополита.

30 декабря 1987 года назначен Управляющим делами Московской Патриархии и постоянным членом Священного Синода.

Предстоятель УПЦ

27 мая 1992 года Архиерейским Собором Украинской Православной Церкви избран митрополитом Киевским и всея Украины, предстоятелем Украинской Православной Церкви.

Из доклада Патриарха Алексия II на Архиерейском Соборе 24 июня 2008 года: « празднуемое в этом году 1020-летие Крещения Руси побуждает нас прежде всего сказать о древнем и священном для всех нас Киеве, изначальном престоле Предстоятелей Русской Церкви, откуда, по словам преподобного Нестора Летописца, русская земля пошла есть, и откуда началось христианское просвещение нашего народа, становление подвижничества и духовной жизни, развитие русской культуры и государственности. Здесь ныне достойно, мудро и рассудительно совершает своё служение Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир, в окружении сонма архиереев и пастырей окормляющий самоуправляемую Украинскую Православную Церковь, получившую в 1992 году широкие права автономии.» [6]

5 октября 2009 года прибывшие в Киев представители Константинопольского патриархата, находившиеся на Украине согласно решению Священного Синода Вселенского патриархата с целью детального ознакомления с ситуацией в украинском православии и поиска путей урегулирования существующих проблем, на встрече с митрополитом заявили, что «фигура митрополита Владимира объединяет всех православных Украины, к какой бы юрисдикции они ни принадлежали» [7] .

10 мая 2012 года сайт УПЦ сообщал, что госпитализированный 30 октября 2011 «по поводу осложнений, возникших на фоне основного заболевания — болезни Паркинсона» митрополит Владимир был выписан из клиники, «состояние Блаженнейшего стабильное, позволяет ему вернуться к работе, участвовать в церковных мероприятиях, встречах, общественной жизни.» [8] [9]

Кандидатура на Патриарший престол (2009)

После смерти Алексия II, в преддверии Поместного собора 2009 года, епископат УПЦ обратился к митрополиту Владимиру с просьбой принять их выдвижение его кандидатуры на Патриарших выборах: «мы считаем Вас достойным кандидатом на Первосвятительский Патриарший Престол и заверяем, что поддержим Вашу кандидатуру во время голосования на Поместном Соборе Русской Православной Церкви» [10] .

17 января 2009 года на совещании епископата УПЦ и делегатов Поместного Собора РПЦ МП от Украины митрополит Владимир фактически отказался от выдвижения своей кандидатуры на патриарших выборах: «Сегодня много разговоров идет про то, кто вскоре займёт овдовевший патриарший престол. Среди возможных кандидатов говорят и про меня, видя в моём лице преемника святейшего Патриарха Алексия. Однако, искренне благодаря за такую великую честь, я хочу предстать перед Богом 121-м Митрополитом Киевским. Шестнадцатым Патриархом Московским и всей Руси пусть будет тот, на кого укажет Бог и ваш выбор» [11] Кандидатура Владимира не была выдвинута Архиерейским собором 2009 года.

Во время Поместного собора 27 января 2009 года владыка Владимир, как епископ старейшей в Русской православной церкви Киевской кафедры, обратился к избранному патриархом митрополиту Кириллу с традиционным вопросом о том, приемлет ли он избрание: «Преосвященный митрополит Кирилл, Поместный Собор Русской православной церкви избрал тебя патриархом Московским и всея Руси. Принимаешь ли ты сие избрание?» [12] .

Награды

Государственные награды Украины

  • Звание Герой Украины (9 июля2011 года) с вручением ордена Державы — за выдающиеся личные заслуги в утверждении духовности, гуманизма и милосердия в обществе, многолетнее добросовестное служение Украинскому народу, по случаю 45-летия хиротонии и 20-й годовщины независимости Украины[13][14]
  • Орден Свободы (23 ноября2010 года) — за выдающиеся личные заслуги в утверждении мира и общественного согласия, многолетнюю подвижническую деятельность по возрождению духовности и национально-культурной самобытности Украинского народа[15][16]
  • Орден князя Ярослава Мудрого:
    • I степени (22 июля2008 года) — за выдающийся личный вклад в утверждение духовности, гуманизма и милосердия, многолетнюю плодотворную церковную деятельность и по случаю 1020-летия крещения Киевской Руси[17][18]
    • II степени (23 ноября2005 года) — за многолетнюю церковную, благотворительную и милосердную деятельность и по случаю 70-летия со дня рождения[19][20]
    • III степени (19 июня2002 года) — за выдающийся личный вклад в утверджение православия на Украине, развитие межконфессиональных связей, многолетнюю плодотворную церковную деятельность[21]
    • IV степени (20 ноября2000 года) — за выдающиеся личные заслуги перед Украинским государством в сфере государственно-церковных отношений, плодотворную благотворительную и милосердную деятельность и в связи с 65-летием со дня рождения[22]
    • V степени (28 июля1999 года) — за многолетнюю плодотворную церковную деятельность, направленную на утверждение православия на Украине[23]

Первый (одновременно с предстоятелем Украинской православной церкви Киевского Патриархата Филаретом (Денисенко)) в истории наградной системы независимой Украины полный кавалер ордена князя Ярослава Мудрого.

Митрополит Владимир Сабодан. Кто мог бы стать Патриархом вместо Кирилла

«В пост главное не есть друг друга» — митрополит Владимир (Сабодан).

Митрополит Владимир Сабодан — епископ Русской православной церкви, а также предстоятель Украинской православной церкви и постоянный член Священного синода.

Виктор Сабодан — мирское имя митрополита Владимира

Титул «Блаженнейший» предоставлялся только в пределах Украины. В уставе Украинской православной церкви от 2007 года говорится: «Предстоятель Украинской Православной Церкви имеет титул Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины» (Гл. V, п. 3 Устава УПЦ).

Родился Владимир Сабодан в Хмельницкой области, в православной семье

Родился Владимир Сабодан 23 ноября 1935 в селе Марковцы Хмельницкой области. Семья его была православной. В семье, помимо Владимира было еще трое сыновей. Одного из братьев Владимира угнали в Германию, где он и погиб на шахте. Дядя и брат Владимира работали в подполье.

В детстве Владимир вместе с мамой приезжал к преподобному Лаврентию Черниговскому. Именно он благословил тогда мальчика на служение в храме Божьем.

Лаврентий Черниговский благословил тогда мальчика Виктора на служение в храме Божьем

В 1954 году Владимир поступил в Одесскую духовную семинарию

В 1954 году Владимир принимает решение поступить в Одесскую духовную семинарию. А в 1958 году уезжает учиться в Ленинградскую духовную академию. Академию он оканчивает в 1962 году со степенью кандидата богословия.

После окончания он исполняет обязанности старшего помощника инспектора в Одесской духовной семинарии. Также в это же время он исполняет обязанности секретаря в епархиальном управлении.

В 1962 году его рукополагают во диакона, а уже на следующий день во иерея. Вскоре он решает принять постриг в монашество. Его мечта осуществляется уже 26 августа 1962 года. Его восприемником тогда становится преподобный Кукша Одесский.

Преподобноисповедник Кукша Одесский становится восприемником Владимира Сабодана

В 1965 году Владимир оканчивает аспирантуру при Московской духовной академии. Здесь его назначают ректором. В том же году он был возведен в сан архимандрита.

В 1966 году Владимир Сабодан был назначен заместителем начальника Русской духовной миссии в Иерусалиме.

В 1996 году Священный Синод назначил Владимира епископом Звенигородским

В 1996 году Священный Синод назначил Владимира Сабодана на роль епископа Звенигородского. А также — викарием Московской епархии. В том же году состоялось его наречение в епископа.

9 июля в Троице-Сергиевой Лавре Владимир принял хиротонию во епископа Звенигородского. Хиротонию в этот день также совершили многие митрополиты.

В 1968 году он был назначен епископом Переяслав-Хмельницким, викарием митрополита Киевского и Галицкого Филарета.

Блаженнейший Владимир (Сабодан), митрополит Киевский и всея Украины

На следующий год его переводят на Черниговскую и Нежинскую кафедру, а также был временно назначен управляющим Сумской епархией.

В 1970 году Владимир становится редактором журнала «Православный вестник»

В декабре 1970 года Владимир становится редактором журнала «Православный вестник».

18 апреля 1973 года Владимир был назначен епископом Дмитровским. В том же году он был возведен в сан архиепископа.

В 1975 году Владимир стал профессором Московской духовной академии.

В 1982 году его перевели на Ростовскую и Новочеркасскую кафедру, после чего его возвели в сан митрополита. Ростовские и Новочеркасские епархии приняли эту весть очень хорошо.

В 1987 году Владимир стал Управляющим делами Московской Патриархии и постоянным членом Священного Синода.

В 1987 году Владимир стал Управляющим делами Московской Патриархии и постоянным членом Священного Синода

27 мая 1992 года Архиерейский собор Украинской православной церкви избрал митрополитом Киевским и всея Украины — Владимира Сабодана.

В докладе патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 2008 году писал, что Крещение Руси, которое праздновалось тогда, пробуждало их всех сказать о Киеве, как о земле, в котором началось христианское просвещение всего русского народа. Также митрополит говорил, что именно на это земле служит Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир.

После смерти Алексия второго — епископат обратился к Владимиру принять кандидатуру

После смерти Алексия второго, Поместный собор 2009 года обратился к Владимиру, чтобы тот выдвинул свою кандидатуру на роль Патриарха. Вот что было сказано митрополиту Владимиру по поводу его кандидатуры на патриарших выборах:

«Мы считаем Вас достойным кандидатом на Первосвятительский Патриарший Престол и заверяем, что поддержим Вашу кандидатуру во время голосования на Поместном Соборе Русской Православной Церкви».

Но 17 января на совещании епископата Украинской православной церкви, патриарх Владимир, можно сказать, отказался от своей кандидатуры. Вот что он сказал по этому поводу:

«Сегодня много разговоров идёт про то, кто вскоре займёт овдовевший патриарший престол. Среди возможных кандидатов говорят и про меня, видя в моём лице преемника святейшего Патриарха Алексия. Однако, искренне благодаря за такую великую честь, я хочу предстать перед Богом 121-м Митрополитом Киевским. Шестнадцатым Патриархом Московским и всей Руси пусть будет тот, на кого укажет Бог и ваш выбор».

После чего его кандидатура не была выдвинута Архиерейским собором.

Также во время Поместного собора 27 января Киевский Владимир как епископ старейшей в Русской православной церкви, обратился к патриарху митрополиту Кириллу с вопросом о том, приемлет ли он избрание:

«Преосвященный митрополит Кирилл, Поместный Собор Русской православной церкви избрал тебя патриархом Московским и всея Руси. Принимаешь ли ты сие избрание?».

Тогда же Кирилл принял предложение, и стал митрополитом Московским и всея Руси.

Владимир как епископ старейшей в Русской православной церкви, обратился к патриарху митрополиту Кириллу с вопросом о том, приемлет ли он избрание стать митрополитом Московским

30 октября 2011 года митрополит Владимир был выписан из клиники

30 октября 2011 года с болезнью Паркинсона митрополита Владимира выписали из клиники, и он снова смог приступить к служению в храме. Его состояние посчитали стабильным. Он продолжил участвовать в различных мероприятиях, встречах.

Но уже в 2014 году по состоянию здоровья, он не смог больше выполнять обязанности предстоятеля УПЦ, поэтому на роль митрополита Священный Синод Украинской православной церкви избрал — митрополита Онуфрия. Он же считается митрополитом Киевским, и по сей день.

Владимир Сабодан не смог больше выполнять обязанности предстоятеля УПЦ, поэтому на роль митрополита Священный синод Украинской православной церкви избрал митрополита Онуфрия

5 июля 2014 года Владимир Сабодан после продолжительной болезни умер

5 июля 2014 года Владимир после продолжительной болезни умер. Киево-Печерская Лавра стала местом погребения митрополита Владимира.

Митрополит Владимир Сабодан погребен в Киево-Печерской Лавре

Погребен митрополит Владимир на старом лаврском кладбище возле церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Памятник был установлен на его могиле в первую годовщину — 5 июля 2015 года.

Памятник на могиле Владимира Сабодана

Надгробный памятник был сделан из гранита в форме креста. На нем написаны слова на украинском языке самого митрополита Владимира, что означает: «Никогда ничего не просил, не от чего не отказывался. Слава Богу за все!».

Митрополитом Владимиром — была написана книга «Христос наша Пасха»

Митрополитом Владимиром — была написана книга «Христос — наша Пасха». В эту книгу вошли ответы митрополита Владимира на вопросы о Воскресении Господа Нашего Иисуса Христа, а также его проповеди и беседы.

Проповеди, записанные в книге, были произнесены им во время Святой Пасхи. Книга будет очень интересной не только духовенству, но и простым мирянам.

Книга «Христос — наша Пасха», написанная митрополитом Владимиром

Проповеди митрополита Владимира можно найти на сайте в интернете

Митрополит Владимир на богослужениях говорил довольно много проповедей. Многие из них были записаны. В этих словах многие слышали его духовный опыт, который непередаваем.

Его проповеди будут полезны мирянам, которые ищут ответы на многие духовные вопросы.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector