3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Блудная страсть и борьба с ней

О блудной страсти

Из наследия Оптинских старцев

Мытарство блуда

Люди, живущие в миру, не дают обетов безбрачия, но и для них опасна блудная брань: внебрачные отношения, супружеские измены, услаждение блудными мечтаниями и зрелищами. Оптинские старцы хорошо знали о коварстве и силе блудной страсти и учили бороться с ней.

Различие в согласии помыслов и преклонении воли

Преподобный Макарий наставлял, что плотской брани избежать невозможно, но надобно иметь различие:

«Не чувствовать брани невозможно, но надобно иметь различие – в согласии помыслов и преклонении воли».

Причина блудной брани

Преподобный Макарий объяснял, что, кроме естественных причин, причиной блудной брани бывает гордость:

«Победу приписывай помощи Божией; а побуждению причина бывает гордость, которой часто и не заметишь за собою».

О том, что помыслы блуда часто следуют за помыслами тщеславия и возношения, говорили все Оптинские старцы.

Преподобный Амвросий писал:

«После тщеславия всегда следуют помыслы блуда и возношения».

«Ты очень побеждаешься тщеславием, потому и попустил Господь такую сильную брань. Ты горда, тщеславна, завистлива, осудлива, всем этим укрепляется сладострастие, и до тех пор, пока не смиришься, брань не может уменьшиться. При этой сильной брани ты гордишься так – что же бы было, если бы ты была свободна? И рукой бы не достать тебя!»

Преподобный Анатолий (Зерцалов) учил:

«Блудный помысл и боязнь попускаются за гордость нашу».

Как бороться с блудной страстью

Преподобный Макарий в письме к духовному чаду наставлял:

«Ты жалуешься на брань, коей помогают окружающие тебя предметы, и просишь моего наставления. Что я тебе реку и что возглаголю?

Токмо то: прибегай ко Господу, могущему сохранить тебя в пещи сего пламени неопалимым, как сохранил в вавилонской пещи трех отроков и Даниила в рове львином. Имей благое произволение к сохранению светильника чистоты от ветров духов лукавствия. Предлагай пред Господом свою немощь, как учат нас святые отцы: “Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь” (Пс. 6: 3). Отдаляй от себя, елико в твоей силе, предметы, возбуждающие в тебе брань.

Призывай и Пречистую нашу Заступницу Матерь Божию, сильную и скорую Помощницу в бедах сущим; такожде Фомаиду мученицу, Иоанна Многострадального, Моисея Угрина и прочих, на плоть воевавших и победивших оную. Читай в отеческих книгах о сей брани: святого Иоанна Лествичника слово 15, святого Кассиана Римлянина, Нила Сорского и прочих, и Господь поможет тебе».

Преподобный Амвросий учил правильно молиться при нападении блудных помыслов:

«Молись так: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешную…” Ударяй на слово “грешную”… Вспоминай грехи, которыми оскорбляла Господа, и смиряйся. Если смириться не можешь, а “добродетели” лезут на ум, говори так: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешную. О, раба непотребная! Зри блуд твой и прежние твои блудные путаницы!” И сейчас же опять: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную”».

Старец напоминал о силе крестного знамения:

«Крестись чаще, как только возможно. Делая крестное знамение, помни и чувствуй, что ты ограждаешься силою Распятого. Когда сидишь в келье одна, крестись постоянно; имея руки свободными, в особенности изображай на себе крестное знамение. По временам оставь дело, положи несколько поклонов и опять принимайся за дело. Крестись иногда и при других; если спросят: зачем? – скажи: “Так вздумалось”».

Преподобный Амвросий также предупреждал:

«Остерегайся осязания… оно возбуждает страсть и непристойные движения, нехорошо и очень вредно…»

Преподобный Анатолий (Зерцалов) учил:

«Укоряй себя и старайся не глядеть на соблазняющего – и минует искушение».

«От блудных помыслов средства: смирение, самоукорение, воздержание, а паче всего – любовь к ближним: слабым, немощным, больным, плененным страстями сестрам».

Преподобный Иосиф наставлял удерживаться от насмешек и нечистых помыслов:

«Нечистые помыслы и воображения бывают от мечтаний. От шуток и насмешек тоже удерживайся – и от них страсти восстают».

Преподобный Варсонофий учил читать против блудных помыслов 90-й псалом:

«90-й псалом “Живый в помощи Вышняго” полезно читать три раза в день: утром, в полдень и вечером. В полдень на человека особенно нападает блудный бес, этот же псалом далеко отгоняет его прочь».

Чистота возвращается покаянием

Преподобный Никон напоминал о том, что чистота возвращается покаянием: Господу всё возможно:

«…Здесь уже не язва, не болезнь, это не струп, а весь человек поражен болезнью – грехом. Врач обыкновенный не может уже исцелить, а только Господь Своим прикосновением воскрешает: девица, возстани! И возвращается девство, как у Марии Египетской, у евангельской блудницы и у других… Господу все возможно».

Быть осторожным до самой смерти

Преподобный Лев на письмо своей духовной дочери о том, что она чувствует ослабление страстей, отвечал, что этот отдых от страстей подает благодать Божия по Божиему милосердию, а иначе едва ли кто смог бы соблюсти себя в непорочности:

«Всеобщий враг – диавол, свои брани и козни всегда применяя, обманывает и побеждает нас таковыми злохитрыми и коварными злоухищрениями; и вы не утверждайтесь в том, чтобы у вас вовсе угасла ярость и плотская страсть; но разве на некое время дан вам отлог для отдохновения.

И не враг сию ослабу преподает, но милосердием Божиим благодать Его невидимо, за молитвы отец и матерей, вспомоществует; ибо аще бы не Божия благодать невидимо защищала и подкрепляла, то едва бы кто возмог соблюсти в непорочности себя».

Преподобный Иосиф учил остерегаться блудной страсти и быть осторожным до самой смерти:

«Против блудной страсти надо быть осторожной даже до смерти, как пишут святые отцы».

Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас, грешных!

Одолевает блудная страсть. Почему Христос не помогает?

Приблизительное время чтения: 3 мин.

Вопрос читателя:

Одолевает блудная страсть, молюсь Богу о помощи, но пока что тишь да гладь. Ну ведь Христос — врач душ и телес наших, почему ни помощи, ни ответов? Так можно и в ад попасть.

Отвечает иерей Роман Посыпкин:

Дорогой во Господе Роман!

Для исправления себя в первую очередь необходимо желание и действие самого человека, и далее — опора на Бога. То есть Бог не может делать за Вас ту часть работы над собой, которую должны совершить Вы сам, понимаете? Потому что принцип духовной жизни в нашей традиции православной выражен словом «синергия» — то есть «соработничество», «совместное делание», в котором, соответственно, две стороны — человек и Господь. Вы Христа просите о помощи — и правильно делаете! Но первым шагом после этого должно быть Ваше активное делание по отношению к себе самому.

Помимо молитвы, в Вашем случае необходимо выполнить и некие действия, дабы страсть, которая Вас одолевает, начала утихать. Если смотреть на уровне бытовых действий и повседневной жизни, я бы посоветовал (и о полезности и действенности этого свидетельствует и опыт, зафиксированный святыми отцами, и опыт многих христиан и вообще людей) соединить молитву с постом. В любом случае это не повредит, ведь Сам Господь в Евангелии от Матфея 7:21 заповедует нам поступать именно так. Отказ от мясной пищи в принципе несколько умирит силы организма, Вы не будете так разжигаться. Пост вообще нужен не только пищевой. Вам надо ограничить, а лучше — убрать из жизни просмотр фильмов, изображений, чтение текстов, которые соблазняют на блудную страсть, избегать разговоров, которые могут ее спровоцировать, и общения, которое ведет к тому же. То есть Вам нужна своего рода «диетическая» жизнь, чтобы организм пришел в норму и не находился постоянно в состоянии возбуждения.

И надо опираться на помощь Божию! Благодать Божию человек может черпать в церковных Таинствах — именно для этого Господь их и радовал нам. Обязательно, помимо молитвы и поста, необходима исповедь. В Вашем случае — как можно чаще, дабы окончательно победить страсть. На исповедь Вы приходите и говорите, как есть: вот то-то сделал, это посмотрел, от этого не удержался. Вы каетесь в этом, и не просто констатируете факт того, что было, но Вы одновременно меняете точку зрения на это, то есть Вы начнете реально видеть, какие вещи Вас соблазняют и от каких Вам нужно удерживаться. Конечно, в душе и в теле есть уже определенная привычка ко греху но, с помощью Божией, при действии благодари, она постепенно начнет Вас отпускать и уже не страсть эта будет Вами владеть, но Вы ее обуздаете и не дадите ей больше над собою власти, потому что не страсть должна стоять над человеком, а человек над нею, а страсти в душе — не место, человек должен быть от страстей свободным и чистым. Не надо для исповеди искать специальные слова: как есть, так и говорите. Ваша задача — очистить душу от грехов и соблазнов, которые в ней есть уже, и излечить следы и раны, которые остались от тех, что были совершены раньше.

Даю ссылки на материалы, связанные с Вашим вопросом:

7 смертных грехов: блуд

Почему Церковь настаивает на воздержании до брака и верности в браке?

Остаются ли мужчина и женщина “одной плотью” после разрыва?

Храни Вас Господь!

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

Святые отцы о борьбе с блудной страстью

Из сло­ва­ря-спра­воч­ни­ка: «Блуд – 1. Грех про­тив цело­муд­рия; одна из стра­стей в аске­ти­че­ском уче­нии Церк­ви. 2. В рели­ги­оз­но-мета­фо­ри­че­ском смыс­ле – вся­кое укло­не­ние чело­ве­ка от Божия Про­мыс­ла о нем; идо­ло­по­клон­ство, неве­рие. В рус­ском язы­ке блуд име­ет сино­ни­мы: любо­де­я­ние, рас­пут­ство, разврат.

Посколь­ку вос­ста­ние этой стра­сти дво­я­кое (в теле и в душе), то и про­ти­во­сто­ять ей надо тоже дво­я­ким ору­жи­ем. Недо­ста­точ­но одно­го поста для стя­жа­ния совер­шен­но­го цело­муд­рия. Надо при­со­во­ку­пить к нему и пока­ян­ное сокру­ше­ние духа, и неот­ступ­ную молит­ву про­тив это­го сквер­но­го духа (стра­сти блу­да). Кро­ме того, надо посто­ян­но читать Свя­щен­ное Писа­ние, зани­мать­ся бого­мыс­ли­ем, чере­дуя это с физи­че­ским тру­дом и руко­де­ли­ем, кото­рые удер­жи­ва­ют мыс­ли от блуж­да­ния туда и сюда. Боль­ше же все­го надо иметь глу­бо­кое сми­ре­ние, без кото­ро­го не может быть одер­жа­на побе­да ни над какой стра­стью (Преп. Иоанн Кас­си­ан).

Насколь­ко высо­ко досто­ин­ство цело­муд­рия, настоль­ко силь­ны наве­ты вра­га, опол­ча­ю­ще­го­ся про­тив него. Поэто­му мы долж­ны со всем усер­ди­ем не толь­ко быть воз­дер­жан­ны­ми во всем, но посто­ян­но сокру­шать­ся в сво­ем серд­це с молит­вен­ным воз­ды­ха­ни­ем, что­бы Дух Свя­той бла­го­дат­ной росой, нис­хо­дя­щей в серд­це, охла­ждал и уга­шал печь нашей пло­ти, кото­рую царь вави­лон­ский (дья­вол) непре­стан­но ста­ра­ет­ся раз­жечь (Преп. Иоанн Кас­си­ан).

При вос­пла­ме­не­нии похо­ти помыс­ли о неуга­си­мом огне и неуми­ра­ю­щем чер­ве, и тот­час угас­нет пла­мя в тво­их чле­нах. Ина­че, осла­бев, будешь побеж­ден и при­вык­нешь гре­шить, хотя и будешь рас­ка­и­вать­ся. Поэто­му с само­го нача­ла будь стро­гим ко вся­ко­му подоб­но­му поже­ла­нию, что­бы оно тебя не пре­одо­ле­ло и что­бы ты не при­вык усту­пать побе­ду вра­гу. Ведь при­выч­ка — вто­рая при­ро­да. Кто при­вык усту­пать побе­ду гре­хов­но­му поже­ла­нию, того все­гда будет обли­чать совесть; и хотя при дру­гих он будет пока­зы­вать весе­лое лицо, но внут­ренне будет уныл по при­чине обли­че­ний сове­сти. Ибо свой­ство похо­ти — сооб­щать мучи­тель­ную печаль тем, кто испол­ня­ет ее. Поэто­му вни­май душей тво­ей, все­гда имея в себе Бога (преп. Ефрем Сирин)

Когда бес начи­на­ет рисо­вать в тво­ем вооб­ра­же­нии соблаз­ни­тель­ные пред­ме­ты, и пред­ста­вит тебе в уме кра­со­ту жен­щи­ны, неко­гда виден­ную тобой, вве­ди внутрь себя страх Божий, и вспом­ни об умер­ших в гре­хах, — помыс­ли о дне, когда твоя душа будет раз­лу­чать­ся с телом, — пред­ставь себе в тре­пет при­во­дя­щий Божий глас, кото­рый услы­шат нера­ди­вые о пра­вед­ной жиз­ни и не соблю­дав­шие запо­ве­дей Хри­сто­вых: «Отой­ди­те от Меня про­кля­тые в огонь веч­ный, уго­то­ван­ный дья­во­лу и анге­лам его» ( Матф. 25:41 ). Еще пред­ставь чер­вя неуми­ра­ю­ще­го и муку непре­кра­ща­ю­щу­ю­ся. Об этом думай, и рас­се­ет­ся в тебе жаж­да насла­жде­ния, как тает воск от лица огня, ибо бесы и мгно­ве­ния не могут усто­ять про­тив стра­ха Божия. (преп. Ефрем Сирин)

Пре­одо­ле­ние этой стра­сти обу­слов­ли­ва­ет­ся совер­шен­ным очи­ще­ни­ем серд­ца, из кото­ро­го по сло­ву Гос­по­да исто­ча­ет­ся яд этой болез­ни. «От серд­ца, — гово­рит Он, — исхо­дят помыш­ле­ния злая… пре­лю­бо­де­я­ния, любо­де­я­ния и про­чее» ( Матф. 15:19 ; Преп. Иоанн Кассиан).

Читать еще:  Далай-лама завел страничку на Twitter

Не поз­во­ляй гла­зам тво­им блуж­дать туда и сюда, и не всмат­ри­вай­ся в чужую кра­со­ту, что­бы с помо­щью глаз тво­их не низ­ло­жил тебя твой про­тив­ник (преп. Ефрем Сирин)

Если бес­по­ко­ит тебя бес блу­да, запре­ти ему, ска­зав: «Гос­подь да потре­бит тебя, испол­нен­ный зло­во­ния, бес нечи­сто­ты.» Ибо зна­ем ска­зав­ше­го: «Плот­ские помыс­лы — враж­да про­тив Бога» ( Рим. 8:7 ; преп. Ефрем Сирин).

Если вос­ста­нет в тебе плот­ская брань, не бой­ся и не падай духом. Ина­че ты при­дашь сме­ло­сти вра­гу (дья­во­лу), и он нач­нет вну­шать тебе соблаз­ни­тель­ные мыс­ли: «Не пре­кра­тит­ся в тебе раз­жже­ние, пока не удо­вле­тво­ришь сво­ей похо­ти.» Но тер­пя потер­пи Гос­по­да, с пла­чем излей молит­ву перед Его бла­го­стью, и Он услы­шит тебя, и извле­чет тебя из рва стра­стей (нечи­стых помыс­лов) и от бре­ния тины (срам­ных меч­та­ний) и поста­вит ноги твои на камне чисто­ты ( Пс. 39:1–3 ). Тогда уви­дишь при­шед­шую к тебе от Него помощь. Тер­пи толь­ко, не рас­сла­бе­вай мыс­лью, не при­хо­ди в изне­мо­же­ние, вычер­пы­вая воду из ладьи, пото­му что при­стань жиз­ни близ­ко. Тогда ты воз­зо­вешь, а Он ска­жет: «Вот Я!» ( Ис. 58:9 ). Но Он выжи­да­ет, что­бы уви­деть твой подвиг: точ­но ли даже до смер­ти ты готов про­ти­во­бор­ство­вать гре­ху. Итак, не мало­ду­ше­ствуй: Бог не оста­вит тебя. Гос­подь взи­ра­ет на твой подвиг, смот­рят на него и лики анге­лов, и тол­па бесов. Анге­лы гото­вы подать венец побе­ди­те­лю, а бесы — покрыть сты­дом побеж­ден­но­го. Будь же вни­ма­те­лен, что­бы не опе­ча­лить сво­их (анге­лов) и не обра­до­вать бесов (преп. Ефрем Сирин).

Авва Пимен гово­рит отно­си­тель­но блуд­ных помыс­лов: «Если сун­дук, напол­нен­ный веща­ми, будет дол­го сто­ять, и одеж­да в нем не будет пере­смат­ри­ва­е­ма, то она со вре­ме­нем истле­ет. Так же слу­ча­ет­ся и со сквер­ны­ми мыс­ля­ми, вла­га­е­мы­ми в нас дья­во­лом: если мы не будем испол­нять их на деле, то они со вре­ме­нем истле­ют и исчез­нут» (преп. Авва Пимен).

Послуш­ник спро­сил авву Ага­фо­на, как бороть­ся с блуд­ной стра­стью. Ста­рец отве­тил: «Пой­ди, поверг­ни перед Богом свою силу [крайне сми­рись перед Ним], — и най­дешь успокоение.»

И дей­стви­тель­но, если вся­кий успех в доб­ро­де­те­ли есть дело бла­го­да­ти Гос­по­да, и пре­одо­ле­ние раз­ных стра­стей есть Его побе­да, то тем более стя­жа­ние чисто­ты и пре­одо­ле­ние блуд­ной стра­сти есть дело осо­бой бла­го­да­ти Божи­ей, о чем сви­де­тель­ству­ют свя­тые отцы, опыт­ные в очи­ще­нии от этой стра­сти. Ибо, пре­бы­вая в пло­ти, не чув­ство­вать ее жала подоб­но неко­то­рым обра­зом выхо­ду из нее. И пото­му невоз­мож­но чело­ве­ку на сво­их кры­льях воз­ле­теть на небес­ную высо­ту совер­шен­ства, если бла­го­дать Гос­под­ня не извле­чет его из зем­ной тины. Ибо люди ника­кой доб­ро­де­те­лью так близ­ко не упо­доб­ля­ют­ся анге­лам, как стя­жа­ни­ем бла­го­да­ти чисто­ты (Преп. Иоанн Кассиан).

Пока­за­те­лем чисто­ты и достиг­ну­то­го совер­шен­ства слу­жит то, что на отды­хе или в при­ят­ном сне у чело­ве­ка не воз­ни­ка­ет ника­ко­го обо­льсти­тель­но­го обра­за, или, воз­ник­нув, этот образ не воз­буж­да­ет в нем ника­ких плот­ских жела­ний. Одна­ко неволь­ное жела­ние, хотя и не вме­ня­ет­ся в грех, гово­рит о том, что душа еще не достиг­ла совер­шен­ства, и кор­ни стра­сти еще не исторг­ну­ты (Преп. Иоанн Кассиан).

Грех блу­да име­ет то свой­ство, что соеди­ня­ет два тела, хотя и не закон­но, в одно тело. По этой при­чине, хотя он про­ща­ет­ся немед­лен­но после рас­ка­я­ния в нем и испо­ве­ди, при непре­мен­ном условии,чтобы пока­яв­ший­ся оста­вил его, но очи­ще­ние и отрезв­ле­ние тела и души от блуд­но­го гре­ха тре­бу­ет про­дол­жи­тель­но­го вре­ме­ни, что­бы связь и еди­не­ние, уста­но­вив­ши­е­ся меж­ду тела­ми… и зара­зив­шие душу, обвет­ша­ли и уни­что­жи­лись. Тем, кото­рые еще не стя­жа­ли истин­ной сер­деч­ной молит­вы, помо­га­ет (в борь­бе с блуд­ным бесом) стра­да­ние в телес­ной молит­ве (свт. Игна­тий (Брян­ча­ни­нов)).

Блуд­ную похоть надо пре­се­кать памя­тью, что за этот грех силь­но мучит и тер­за­ет совесть. Совет от аввы Доро­фея Диа­вол из зави­сти воз­двиг на тебя брань. Бере­ги же гла­за свои и не питай­ся до сыто­сти. Вина упо­треб­ляй немно­го, и то по немо­щи тела, если при­дет­ся. При­об­ре­ти сми­ре­ние, рас­тор­га­ю­щее все вра­жьи сети (свя­ти­тель Тихон Задон­ский).

Кто телес­ны­ми тру­да­ми и пота­ми ведет брань с этим сопер­ни­ком (блуд­ным бесом), тот подо­бен свя­зав­ше­му вра­га сво­е­го сла­бой верев­кой… Кто вою­ет про­тив него воз­дер­жа­ни­ем и бде­ни­ем, тот подо­бен обло­жив­ше­му вра­га сво­е­го желез­ны­ми око­ва­ми… Кто воору­жа­ет­ся сми­рен­но­муд­ри­ем, без­гне­ви­ем и жаж­дой, тот подо­бен убив­ше­му сво­е­го про­тив­ни­ка и похо­ро­нив­ше­му его в пес­ке. Кто одним воз­дер­жа­ни­ем поку­ша­ет­ся уто­лить блуд­ную брань, тот подо­бен чело­ве­ку, кото­рый дума­ет выплыть из пучи­ны, дви­гая одной рукой. Соеди­ни с воз­дер­жа­ни­ем сми­ре­ние, ибо пер­вое без послед­не­го не при­но­сит поль­зы (пре­по­доб­ный Иоанн Лествич­ник).

Взи­ра­ю­щий на жен­щи­ну с вожде­ле­ни­ем, будет ли он миря­нин или монах, будет оди­на­ко­во нака­зан за пре­лю­бо­де­я­ние. Зачем засмат­ри­ва­ешь­ся на чужое лицо? Зачем стре­мишь­ся в про­пасть? Зачем ввер­га­ешь себя в сети? Ограж­дай свои гла­за, при­кры­вай свое зре­ние, поло­жи закон очам сво­им, послу­шай Хри­ста, Кото­рый, угро­жая, при­рав­ни­ва­ет без­стыд­ный взгляд к пре­лю­бо­де­я­нию Кто любит смот­реть на кра­си­вые лица, тот боль­ше все­го сам раз­жи­га­ет в себе пла­мя стра­сти и, делая душу плен­ни­цей стра­сти, вско­ре при­сту­па­ет и к испол­не­нию поже­ла­ния Если хочешь смот­реть и услаж­дать­ся взо­ром, то смот­ри посто­ян­но на свою жену и люби ее; это­го не вос­пре­ща­ет ника­кой закон. Если же будешь взи­рать на чужую кра­со­ту, то оскор­бишь и свою жену, отвра­щая от нее взгляд, и ту, на кото­рую смот­ришь, так как каса­ешь­ся ее вопре­ки зако­ну. Не гово­ри: что в том, если я при­сталь­но посмот­рел на кра­си­вую жен­щи­ну? Если ты пре­лю­бо­дей­ству­ешь в серд­це, то ско­ро осме­лишь­ся совер­шить это и пло­тью. Пре­лю­бо­де­я­ние есть след­ствие тще­сла­вия, чув­ствен­но­го раз­же­ния и чрез­мер­но­го сла­до­стра­стия. Если твой брат соблу­дил, не поно­си его обид­ны­ми сло­ва­ми, не насме­хай­ся над ним. Ты не доста­вишь этим ему нима­ло поль­зы, но толь­ко повре­дишь ему (свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст).

Столп опи­ра­ет­ся на осно­ва­ние, а блуд­ная страсть поко­ит­ся на пре­сы­ще­нии (пре­по­доб­ный Нил Синай­ский).

Пре­лю­бо­де­я­ние иско­ре­ня­ет в себе тот, кто обра­ща­ет гла­за вниз, а душу к Гос­по­ду (преп. Ефрем Сирин).

Жен­щи­на, наря­жа­ю­ща­я­ся для того, что­бы воз­бу­дить к себе вожде­ле­ние невоз­дер­жан­ных, уже любо­дей­ству­ет в серд­це сво­ем (свт. Васи­лий Вели­кий).

А что вам попу­ще­ни­ем Божи­им попу­ще­на брань блуд­ных помыс­лов, а особ­ли­во меч­та­ний бесов­ских, то о сем не удив­ляй­тесь мно­го, что тако­вую ска­ред­ность все­злоб­ный враг в меч­тах пред­став­ля­ет! Но толь­ко, люби­мая моя дочь, знай, что сие попу­ще­ние вам попу­сти­лось не про­сто! Но за пре­з­ор­ство дру­гих кого из сла­бо­па­да­ю­щих: вид­но, в мыс­лях сво­их тай­но осуж­да­ла и зази­ра­ла. А посе­му тай­но и бла­го­дать Божия отхо­дит непо­да­ле­ку от нас, и враг алч­ный, уви­дя нас без­за­щит­ных, отом­ща­ет нам и в тако­вые без­мест­ные и ска­ред­ные помыш­ле­ния и вооб­ра­же­ния. Но мы, сим собы­ти­ем нака­зав­ши­ся и до изне­мо­же­ния уто­мив­ши­ся, и яко уязв­лен­ные и изра­нен­ные, при­бег­нем ко Все­и­стин­но­му Вра­чу душ и телес наших Гос­по­ду наше­му Иису­су Хри­сту, яко мла­ден­ству­ю­щии и познав­шие на самом опы­те свою немощь и ничто­же­ство! И да про­сим Все­ми­ло­сти­во­го Бога, да Сам Он ото­мстит сопер­ни­ку наше­му соблаз­ни­те­лю диа­во­лу за нас сла­бых и впа­да­ю­щих в его горе­стя­ми напол­нен­ные сети. И да сохра­нил бы нас немощ­ней­ших от всех стрел вра­жи­их (преп. Лев Оптин­ский).

При­зы­вай молит­вы под­ви­зав­ших­ся о чисто­те, свя­тую муче­ни­цу Фома­и­ду, свя­то­го Иоан­на Мно­го­стра­даль­но­го, свя­то­го Мои­сея Угри­на и молит­вы отцов духов­ных и всех мате­рей; и вме­няй себя худ­шею всех. Во вре­мя борь­бы все сии сред­ства полез­ны… N. ска­жи: когда сми­рит­ся, тогда и брань утих­нет — помень­ше спать, помень­ше есть, осте­ре­гать­ся празд­но­сло­вия, осуж­де­ния и не любить укра­шать­ся хоро­шим пла­тьем, хра­нить очи и уши. Сии все сред­ства суть предо­хра­ня­ю­щие; еще не допус­кать помыс­лам вхо­дить в серд­це, но когда нач­нут при­хо­дить, вос­ста­вать и про­сить помо­щи от Бога (преп. Мака­рий Оптин­ский).

Пишешь, что на тебя напа­да­ют блуд­ные помыс­лы, а от молит­вы ты не име­ешь того уте­ше­ния, какое было преж­де, и теп­ло­ты не ощу­ща­ет­ся. К молит­ве понуж­дай себя по-преж­не­му, не уны­вай и не охла­де­вай. Хотя и быва­ешь ино­гда побеж­ден­ною в помыс­лах, но опять же с новым жаром рев­но­сти и усер­дия обра­щай­ся к Богу и в сми­ре­нии духа и упо­ва­ния на Его милость про­дол­жай обыч­ные молит­вы домаш­ние и цер­ков­ные, пре­да­вая все­го себя воле Божи­ей. Бере­ги совесть свою и очи, имей страх Божий, чаще помыш­ляй о смер­ти, о Страш­ном Суде и о том, что если теперь не упра­вишь себя в бого­угод­ной доб­рой жиз­ни, то после уж и совсем осла­бе­ешь к доб­ру. Про­тив блуд­ных помыс­лов воору­жай­ся воз­дер­жа­ни­ем в пище и сне, ста­рай­ся все­гда нахо­дить­ся в тру­де и при деле, а паче все­го имей во всем и все­гда сми­ре­ние и само­уко­ре­ние, не осуж­дай нико­го (преп. Амвро­сий Оптин­ский).

От блуд­ной стра­сти молись пре­по­доб­но­му Иоан­ну Мно­го­стра­даль­но­му и свя­той муче­ни­це Фома­и­де, каж­дый день кла­ди по три покло­на. Молись и за тех сестер, к кото­рым име­ешь нерас­по­ло­же­ние, нерав­ность. Как ска­за­но: моли­тесь друг за дру­га, да исце­ле­е­те (преп. Иосиф Оптин­ский).

Блуд­ные гре­зы быва­ют ночью во сне… Когда это слу­чит­ся, долж­на класть 50 покло­нов и читать: «Поми­луй мя, Боже», — пса­лом (50) Когда блуд­ные помыс­лы напа­да­ют, молись свя­той муче­ни­це Фома­и­де. И тво­ри силь­нее Иису­со­ву молит­ву… (преп. Ана­то­лий Оптин­ский).

Про­сишь меня ска­зать тебе сред­ство, как избав­лять­ся от блуд­ных помыс­лов. Разу­ме­ет­ся, как учат свя­тые отцы: 1‑е дело — сми­рить­ся, 2‑е — не гля­деть ни на дья­ко­нов, ни на ребят моло­дых, а 3‑е, глав­ное, — потер­петь (преп. Ана­то­лий). Ты в одно вре­мя жалу­ешь­ся на несо­глас­ную с тобою сосед­ку и на блуд­ную страсть. Чуд­ная ты девоч­ка! Несмыс­ле­ная ты мона­хи­ня! Ее жжет спра­ва огнем, а сле­ва обда­ет холод­ною водою. Да, несмыс­ле­ная ты, возь­ми воды и залей ею огонь! То есть потер­пи немощ­ную сест­ру! И страсть блу­да угас­нет. Ведь эта страсть живет и под­дер­жи­ва­ет­ся адским под­гне­том (под­же­гой) — гор­до­стью и нетер­пе­ни­ем! Потер­пи и спа­сешь­ся! Пусть враг и плоть тебя тес­нят, но я не пере­ста­ну твер­дить тебе пса­лом­ское сло­во: «потер­пи Гос­по­да, мужай­ся и да кре­пит­ся серд­це твое, и потер­пи Гос­по­да!» ( Пс. 26, 14 ) (преп. Ана­то­лий Оптин­ский).

Свя­той Марк Подвиж­ник гово­рит в сво­ем законе духов­ном: «корень похо­ти — люб­ле­ние похва­лы и сла­вы чело­ве­че­ской». Уси­ли­ва­ет­ся же похоть, как гово­рят дру­гие свя­тые отцы, когда чело­век любит покой телес­ный (в пище, питии и сне) и осо­бен­но когда не хра­нит сво­их очей от пред­ме­тов соблаз­ня­ю­щих (преп. Амвро­сий Оптин­ский).

Те6я бес­по­ко­ит неумест­ная брань плот­ская. Где долж­на бы быть для тебя поль­за духов­ная, тут враг ухищ­ря­ет­ся воз­двиг­нуть для тебя соблазн. Пре­зри это, пото­му что неле­пость из неле­по­стей такое вну­ше­ние вра­жие. Пишешь, что в этой борь­бе кажет­ся тебе: кто-то сто­ит под­ле тебя. Подоб­ные вещи быва­ют, когда чело­век при испо­ве­ди или совсем забыл какой-либо грех нема­ло­важ­ный, или не умел чего-либо испо­ве­дать как бы сле­до­ва­ло. Молись Цари­це Небес­ной и Анге­лу-хра­ни­те­лю, что­бы помог­ли тебе вспом­нить и испо­ве­дать это. Тогда сто­я­щее меч­та­ние прой­дет. Так­же нуж­но сми­рять­ся пред Богом и людь­ми, счи­тая себя хуже всех. По при­чине бра­ни плот­ской нахо­жу неумест­ным тебе ехать лечить­ся в Моск­ву. Этим борь­ба сия еще более уси­лит­ся. Луч­ше потер­петь стра­да­ния от болез­ни к очи­ще­нию гре­хов сво­их. — Это вер­нее (преп. Амвро­сий Оптинский).

«Страсти и борьба с ними» с протоиереем Андреем Каневым. Борьба с блудом. Часть 3

Аудио

Итак, продолжим. Страсть блуда особенная. Когда, допустим, у нас есть страсть чревоугодия, сразу видно – человек толстеть начинает, тратится на дорогую еду, лакомится, и это заметно. Блудная страсть тоже такая – это все равно вылезает в форме твоего общения с лицами противоположного пола; это все видно, это не спрячешь. Бывают внутренние страсти, и мы, Бог даст, придем к ним тоже. Они не менее страшны, не менее важны, борьба с ними необходима, но если ты впал в уныние или печаль – это одно, а если впал в блуд, то это совершенно тебя меняет, эта страсть очень сильно изменяет духовно-телесный состав человека. Тут результаты страшнее, а в наше время все доступно: только щелкни пальцами – и доступ к любой страсти, к любому удовлетворению этой страсти. Особенно нам с вами важно знать, это эта страсть есть в каждом человеке, что борьба с ней, как мы говорили на прошлых передачах, надолго. То есть это враг серьезный.

Враг серьезный, на нас все влияет, мы члены этого общества, часть этой современной культуры; хотим или не хотим, но мы это видим, слышим, чувствуем, принимаем мысли, в нас это все работает. Война идет, бой идет, танки, пушки, самолеты – все работает, мы в этой обстановке духовно находимся. Поэтому не исключено, что мы можем упасть, от этих падений (как правило, слово «падение» греховно и относится к блудной страсти) не застрахован вообще никто, особенно если христианин не заботится о себе и не предпринимает меры по самозащите и самосохранению. Даже специально употребляю такие слова, братья и сестры, потому что так и должно быть: мы должны заботиться о себе.

Читать еще:  Столетний храм официально передан общине Винницкой епархии

Как во время реальной физической войны и реального боя нужно выполнить задачу, но еще и сохранить себя, сохранить жизнь. И чем опытнее солдат, тем больше он может уничтожить врагов, выполнить задач и себя сохранить. У нас тоже задача такая – надо в этом мире себя сохранить. Но не исключены падения. Какие? Они могут быть как тяжелые, смертные (мы говорили, что страсть проявляется по-разному), так и в виде внутреннего проигрыша, когда ты физически с женщиной не согрешил, но увлекся ее разглядыванием, увлекся блудным впечатлением от коллеги, ее духов, почти пляжного вида на работе. И у тебя это все в голове крутится, ты ходишь как контуженный – это тоже падение, тебя зацепило, осколками какими-то задело. Что делать-то?

Нам святые отцы говорят: не унывай, брат. Сестрички, тоже не унывайте, вас это тоже касается в той же степени, мы все с вами люди, потому все подвержены этим страстям. Не унывай, что ты споткнулся. Это не значит быть равнодушным к падениям своим. Будешь равнодушен – будешь дальше продолжать. Я попался сегодня, не сохранил зрение, увлекся какой-то интересной женщиной, похихикал, пококетничал, обратил на нее внимание, ее образ у меня в голове сидит – это уже проигрыш. Ты проиграл, это не смертное падение, но уже проигрыш. Враги не женщины. Женщины хорошие, добрые, красивые, умные, замечательные, приятные, но не о них речь, а о тебе. Ты проиграл, запустил блудные страсти. Женщина и не знает, что такое впечатление произвела, она не виновата. В советское время во время сухого закона были уничтожены селекционные виноградники, которые выращивали в Советском Союзе. Зачем? Если ты хочешь бороться с алкоголем, при чем здесь виноград?

Из винограда получается замечательный сок, изюм, какие-то другие продукты. Если я блудник, женщины тут вообще ни при чем, это мои проблемы, это не значит, что нужно всех женщин уничтожить, тогда блудной страсти не будет. Наивный ты, родной человек… Все будет у тебя. Житие Марии Египетской надо почитать и поймешь, что не женщина тут виновата, а ты виноват: в тебе это все есть. Поэтому если мы регулярно падаем много раз на дню – не надо унывать. Да, мы неопытные, да, мы попали в эту войну, но наша задача этот опыт получить. Поэтому принцип: упал – вставай. Даже если по какой-то причине ты не сохранил себя в этом бою, как подбитый летчик, упал в смертные грехи, не унывай, христианин, – вставай, родной, выкарабкивайся, потому что другого пути нет. Христос тебя ждет. Мы на прошлом занятии говорили, что молитва нужна. – Вставай с молитвой. Мы говорили, что постоянство должно быть в борьбе, постоянство в том, что я не хочу этой страсти. Да, сердце мое увлеклось, да, ум просто прошибло, но я потом пришел в себя – я не хочу этого, хочу встать, идти. «Господи, помоги мне». Вставать надо всегда: много раз на дню упал, столько раз на дню вставай.

Напоминаю про Евангелие, которое мы с вами, братья и сестры, должны читать не просто иногда, а регулярно, каждый день. И с толкованием святых отцов его изучать, знать, понимать, это Книга Жизни. Господь говорит апостолам, когда они спрашивают, сколько раз на дню можно брата своего прощать: 70х7; если перевести на наш человеческий язык – бесконечно. Сколько раз брат согрешил против тебя, попросил прощения – столько раз прощай его. Это Он говорит о взаимоотношениях между людьми, а во взаимоотношениях между Богом и человеком разве не так? Еще больше это работает. Не важно, какой страстью ты упал (блудом, гордыней, чревоугодием – чем угодно), снова проси прощения, снова получишь его много раз на дню. Наша задача – бороться.

Не унываем от борьбы, не печалимся. Когда человек начинает печалиться («как я мог?»), это происходит потому, что он или не знает основ веры, или потерял знание основ веры. Если ты помнишь, что ты ребенок Адама, что похож на него во всем многообразии грехов, что ты такой же падший человек, как и он, то что же удивляешься, что в тебе какая-то нехорошесть проявилась в виде той или иной страсти? Ничего особенного не произошло, а ты же себя считаешь замечательным, хорошим, прекрасным принцем, и вдруг этот принц, понимаете ли, свалился с белого коня в лужу и лежит грязный. А как так получилось? Родной, ты всю жизнь так живешь, просто сам себя не видишь. Поэтому не печалимся, не унываем, это идет борьба, идет битва за твою душу. Поэтому упал – встал в обязательном порядке, и так бесконечно, пока живем здесь. Не будет конца, приготовься, это такая битва, такие условия.

Чтобы быть уверенным в этой борьбе, мы должны понимать, дорогие мои, что следующий принцип очень важный – «победа от Бога»; не от тебя, не от меня, не от главнокомандующего – только от Бога. А Господь не где-то далеко, Он настолько к нам близок, что держит нас на руках и говорит: «Сынок, ну-ка, давай сам трудись, родной. Я здесь, со Мной не упадешь». От нас молитва, попытка, а от Господа результат.

Бывает нужно побороться. Потому что есть страсть блуда, а есть, допустим, страсть гордыни. Какая из них тяжелее? Все тяжелые, согласен, но гордыня тяжелее, ведь лукавый согрешил, отпав от Бога, не блудом. Какой может быть блуд у бесплотного духа? Он в нем появился после грехопадения. Этот дух и развращает нас с малолетства, потому что сам не может блудить и пытается это делать через людей. Он согрешил гордыней, которую взрастил в себе. Она подтолкнула его на предательство Бога, на то, чтобы стать источником зла в этом мире.

Получается, дорогие мои, ради того, чтобы побороть большее, Господь порой оставляет борьбу с плотью, чревоугодием, блудной страстью. Это не значит, что я говорю, братья и сестры: блудите. Нет, конечно. Мы не заметаем эти страсти под коврик, понимаем, что они у нас есть и с ними надо бороться.

Дай Бог, чтобы эти падения были не смертными, но все равно это внутренний проигрыш. Мы должны понимать, что борьба попущена нам, грешникам, Богом для того, чтобы мы научились вставать, опираясь на Него, а не сами. И понимали, что победа зависит тоже от Него.

Даже если вы упали – встали, снова упали – встали, и если уйдете из этой жизни, не победив страсть, не считайте, что проиграли, потому что оценивается процесс регулярного вставания, а не то, что ты пришел на Суд Божий в белом костюмчике: «Господи, я сохранил себя». Кого ты там сохранил?! Если бы не Господь, ничего бы ты не сохранил! Показателем является процесс, поэтому не унываем, спокойно боремся. Напомню наш современный фильм «28 панфиловцев». Командир подразделения говорит своим солдатам классную фразу: «Спокойно жжем танки». Это можно сказать относительно всех страстей. Они атакуют, сил у нас нет, но с нами Бог, поэтому мы спокойно должны сжечь эти помыслы, блудные незаконные чувства в покаянии.

Победа от Бога. Если христианин уйдет из жизни по воле Божьей в процессе борьбы, он все равно победитель, понимаете? Поэтому не унываем. Нам нужна не иллюзорная, мнимая чистота, а борьба. Запомним девиз наших десантников: «Сбит с ног – сражайся на коленях, идти не можешь – лежа наступай». Он и христианский. Поступай как можешь: упал – молись, вставай, ковыряйся, ползи ко Христу, но вставай. Вот такой принцип.

Чтобы победить страсть, удаляй ее причины. Давайте посмотрим, что святые отцы считают причинами усиления страсти в человеке.

Чрево. Это как пища, так и удобства, комфорт, роскошь, лежание, лень – диванный образ жизни. Если христианин ест что попало и как попало, сколько влезет, спит сколько хочет, нежится, ленится, не работает физически, не понуждает себя, то, здравия желаю, все это дело у него будет. К сильной страсти чревоугодия автоматом присоединится блуд. Вернитесь к нашим беседам о чревоугодии, изучите их, а самое главное, братья и сестры, начните делать, иначе все это будет просто болтовней.

Общество. Что это? Мы совсем не должны укрыться в своих домах, квартирах, загородных дачах, пустыне, пещерке. Мы обычные гражданские мирские люди. Человек – существо общественное. Если бы мамы нас родили и оставили в лесу, мы бы и выросли обезьянками. Человек становится полноценным только в обществе: учится говорить, чувствовать, приобретает нужные навыки. Соответственно, если общество развращенное, на нас оно тоже влияет.

Это может быть коллектив, в котором ты работаешь, когда на Новый год руководство устраивает корпоратив – вечеринку, где все изображают русалочек. И ты к батюшке: «Благословите: идти – не идти». Какие вообще могут быть вопросы, родной?! Конечно, не идти! Если ты придешь и будешь со всеми русалочку изображать, то, сами понимаете, возбужденное состояние, алкоголь, и пожалуйста – все страсти обнаружились.

Или компания, в которой привыкли общаться матом, и это естественный разговор про женщин и блуд. Стоит ли с такими друзьями общаться? Я думаю, что нет. Надо выбирать.

Общение в Интернете – это тоже общество, часто анонимное, но все равно взаимодействие с людьми. Важно, с кем общаться. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.

Обществом является также все человечество, в том числе люди, которые что-то создают: кинокартины, другие артефакты. Но и ничего не создавая, мы транслируем, передаем информацию, впечатления. Фильм посмотрел – сказал: «Какой классный!» Все заразились, стали смотреть. Обществом является и современная культура. Какая она? Христианская? Нет, антихристианская. От нас зависит, чтобы это контролировать, фильтровать, анализировать. А если не разбираться, то впитаешь что угодно.

Сладострастие. Мы говорили, что это основа приятного ощущения, которая соединяет в себе несколько страстей. Чревоугодие – когда нам приятненько что-то на вкус. Блудная страсть – тоже наслаждение: похоть глаз, сердца, романтика в мыслях, мечтания, вся физиология. И тщеславие. Эти страсти между собой тесно связаны. Поэтому если мы хотим облегчить борьбу, то должны убирать эти вещи. Допустим, переходить на более простую пищу, соблюдать режим питания, отказаться от сладостей, вкусняшек. Это ослабит тягу к сладострастию.

Мы должны понимать, что лукавому нужно подтолкнуть человека на блуд. Чтобы человек сильнее к нему стремился, он посылает ему эти искушения. Грешит человек не один, вместе с ним и лукавый получает удовольствие. Человек думает: какой кайф, надо будет повторить! А второй раз уже неинтересно, надо что-то сильнее, мощнее. И от малого согрешения доходит до большого.

Мы рождены не для сладострастия, не для удовольствий, как бы печально это ни звучало. Духовную радость от действия благодати мы еще не знаем, а знаем все на уровне плоти и плотских впечатлений, с которыми мы должны бороться, поскольку они греховные.

Свободное общение – еще одна причина, усиливающая блудную страсть. Имеется в виду такое общение в женском коллективе или с женщиной, которая нам приятна, когда мы начинаем себя вести странно, кокетничать, распускать руки, а в мужском коллективе позволяем себе говорить пошлости, повторять блудные анекдоты. Надо понимать: если ты распустил язык, не контролируешь чувства, только и делаешь, что хихикаешь, блудная страсть будет усиливаться.

Целый комплекс причин получается.

Спасибо вам, дорогие братья и сестры, за внимание к нашей передаче! Особенно я хочу отметить и поблагодарить неравнодушных телезрителей, которые находят время и возможность писать отзывы. Они нужны не для того, чтобы сказать, какой отец Андрей молодец и вообще замечательный, а чтобы понять, нужна ли вам та или иная тема, приносит ли пользу беседа, все ли понятно. Мне нужны ваши вопросы, истории, которые послужат кому-то для вразумления. Поэтому если вы поможете своим участием в создании передачи, буду очень благодарен. Спаси вас Христос!

Как справиться с блудной страстью: отвечают святые отцы

Современное общество живет в ужасающем потоке блуда и прелюбодеяния. И это стараются сделать нормой жизни для всех людей. Но недаром преподобный Анатолий Оптинский высказал мысль, что именно блуд дает аду наибольшее число жертв. Именно из-за этой страсти люди теряют себя, свою личность, духовную чистоту и самоуважение. Ведь с малых лет каждому православному известно, что это грех для всех, кто не состоит в браке.

  1. Советы от Святых отцов
  2. Преподобный Ефрем Сирин
  3. Преподобный Иоанн Кассиан
  4. Игнатий Брянчанинов
  5. Иоанн Лествичник
  6. Нил Синайский
  7. Василий Великий
  8. Заключение

Советы от Святых отцов

К счастью, многие пытаются бороться с блудными помыслами. Для того, чтобы помочь им, стоит обратиться к великому богатству православной Церкви – к духовному опыту Святых. Многие из них на собственном опыте испытали влияние блудных помыслов, но справились с ними, не загрязнив ни душу, ни тело грехом.

Читать еще:  Папа Римский на встрече с епископами Ирландии резко осудил педофилию

Преподобный Ефрем Сирин

Ефрем Сирин советует при появлении похотливых мыслей вспомнить о Страшном Суде и участи грешников – вечной муке. Если же дать греху хотя бы один раз победить, появится привычка грешить. Хотя и поспешишь раскаяться в этом грехе, но совесть все равно будет мучить. Внешне это не будет проявляться, человек будет весел и спокоен, но душа уже не будет чиста, она всегда будет помнить о содеянном.

Поэтому преподобный советует быть строгим изначально ко всякому блудному желанию и не давать ему ни единого шанса. Помнить о душевных муках и всегда иметь в себе Бога — вот способ не дать победить в себе греху.

Преподобный Иоанн Кассиан

Иоанн Кассиан говорил, что блудная страсть восстает в душе и в теле, то есть она двояка, наступает со всех сторон. Поэтому и бороться с ней надо двояко. И этим обоюдоострым оружием станет пост и молитва. Кроме этого, следует постоянно читать Святое Евангелие, заниматься физическим трудом и занимать себя работой. Но особо – смириться, не давать гордыне никакой возможности завладеть душой.

Игнатий Брянчанинов

Владыка Игнатий Брянчанинов разъяснял природу греха блуда в том, что он имеет свойство соединять два тела в одно, хотя это и против Законов Божиих. И если сразу после этого греха раскаяться в нем, оставить блуд навечно, то он прощается сразу после исповеди. Но беда в том, что очищение тела и души от связи и заражения единением, идет очень долго и мучительно. Оба тела долго помнят то, что произошло между ними, пусть и не в мыслях, но на более тонком уровне. Поэтому в блудном грехе нужно не только раскаяться, но и длительное время выводить из себя память о нем, путем молитвы, поста и даже страдания.

Иоанн Лествичник

Святой Иоанн Лествичник очень образно описал способы борьбы с блудом:

  • кто старается только воздерживаться от блуда, тот подобен человеку, старающемуся выплыть против течения, двигая только одной рукой;
  • кто трудом телесным, обливаясь потом, борется с блудом, тот уподобляется человеку, связавшему своего врага слабой веревкой;
  • кто борется с блудом с помощью воздержания и постоянного бдения за своими помыслами, тот подобен человеку, заковавшему врага в цепи;
  • кто вооружится смиренномудрием, кротостью и жаждой спасения, тот уподобится человеку, убившему врага и похоронившему его в песке.

Таким образом, борьба с блудными помыслами должна вестись не столько телесными методами, но, прежде всего, духовными.

Нил Синайский

Совершенно в духе нынешнего времени есть еще один совет — от Нила Синайского: колонна стоит на основании, так и блуд имеет под собой основание – пресыщение.

Именно пресыщение в современном мире и вызывает у людей желание испытать еще больше удовольствий, ни в чем себе не отказывать, ни в чем себя не ограничивать.

Избавиться от пресыщения, обратить внимание на тех, кто беднее, слабее, кто нуждается в помощи – вот способ побороть в себе блудные помыслы. Делать добро и делиться, видеть страдания ближнего и облегчить их – вот способ забыть о грехе.

Василий Великий

Один из основоположников нашей Церкви, богослов и писатель, обращается к женщинам с тем, чтобы они были осторожны в желании нравиться окружающим:

Женщина, наряжающаяся для того, чтобы возбудить к себе желание и внимание мужчин, даже не вступив с ними в телесную связь, уже предается блуду в своем сердце.

Как это важно для сегодняшних девушек, которые стали стремиться не столько одеться, сколько раздеться, чтобы вызывать у окружающих вожделение. А ведь за это им придется дать ответ на Страшном Суде, при чем не только за свой грех, но и за грех тех, у кого они вызвали желание прелюбодействовать и подтолкнули к греху. Не правда ли, это страшно?

Заключение

Итак, из советов Святых отцов Православной Церкви, можно понять, что бороться с грехом блуда нужно путем воздержания, скромности, смирения, молитвы, поста. Нужно много трудиться, работать над собой, чтобы места для блудных помыслов просто не было в жизни.

Тем же, кто совершил этот грех, следует покаяться и долго искупать, очищая душу от стыда и грязи, которую в нее принесли телесные немощи слабых людей.

Трудный путь борьбы с блудом

Слово в Неделю преподобной Марии Египетской

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры! «От юности моея мнози борют мя страсти…» Эти слова церковного песнопения мы регулярно слышим за Божественным богослужением. С самого раннего возраста страсти, подобно диким лютым зверям, нападают на человека. Если бы не особое попечение Божие, если бы не заступничество Пресвятой Богородицы и святых, ни одна душа в мире не спаслась бы от натиска греховных страстей.

Вглядываясь в печальную картину нашей жизни, с сожалением приходится отмечать, что мир все больше и больше погружается в пучину разврата, разнузданности и плотской нечистоты. Поистине ни один из демонов не преуспел так в мире, как бес блуда.

Явление это не новое, во все времена культ блуда занимал видное место. Но в наше время эта страсть приобретает все более изощренные и уродливые формы, оказывая разрушительное влияние на молодые неокрепшие умы, отчего становится по-настоящему страшно за будущее наших детей.

Запретный плод давно перестал быть запретным, и то, о чем было стыдно и неприлично говорить, то, что раньше считалось табуированно закрытой темой, сегодня выносится на всеобщее обозрение и всемирно проповедуется из всех доступных информационных носителей. Ведется открытая пропаганда вседозволенности и откровенного разврата, юные детские души выступают апологетами добрачных и свободных отношений, а целомудрие и чистота высмеиваются как ненужный пережиток архаичного прошлого, культивируется блуд в обществе, воспеваются низкие моральные ценности. Блудная страсть втягивает в свой адский круговорот бесчисленное множество людей, особенно подростков. «Долой стыд!» – вот главный лозунг этих мнимых «борцов» за права и свободу человека. Поэтому нам извне прививаются новые моральные ценности, происходит попытка изменить наше сознание, появляется новая религия, которая позволяет человеку брать от жизни все, что запрещено Христом. И есть только один удерживающий, который не позволяет этому миру провалиться в бездну греха, – это Церковь Христова.

Святые учат, что от человека, впавшего в блуд, отходит Святой Дух: как дым отгоняет пчел, так и телесная скверна отгоняет благодать Божию. Не могут ужиться в одном теле чистое и нечистое, не может Бог пребывать в одном месте с диаволом. Потому человеку, растлившему свою плоть блудом, требуется долгое время для восстановления, уходят годы борьбы, чтобы хоть как-то реанимировать себя для Бога и Вечности. Как телесная чистота уподобляет нас бесплотным Ангелам, так и блудная страсть уродует в нас образ Божий и мы становимся демоноподобными. Тело – это Божий дом, предназначенный для единения человека с Богом, от того диавол ведет злейшую брань за обладание этим важным стратегическим пунктом. Апостол Павел нас грозно предупреждает: Если кто разорит храм Божий, – то есть тело, – того покарает Бог (1 Кор. 3: 17).

Блуд бывает двух видов: плотский и духовный. Плотский – это когда наша плоть, предназначенная для служения Богу в святости и чистоте, предается сладострастию, омерзительным и постыдным делам, удовлетворяя своим низменным потребностям, а духовный блуд – это когда наша душа раболепно преклоняется перед земными удовольствиями, когда место Бога занимают предметы мира, что можно сравнить с идолопоклонством. Измена Богу – это не только блудное соитие и плотское осквернение, но и невидимое для человеческого глаза поклонение земным предметам вместо Творца.

Существует распространенное заблуждение, будто бы блуд касается исключительно телесной нечистоты. Это не так. Любое принятие блудного помысла и услаждение им приравнивается к самому греху, по слову Спасителя. Даже есть лица, которые хвалятся перед другими хранением своей чистоты тела, тогда как в своей голове рисуют или принимают настолько развращенные образы, которых на деле не осуществил бы ни один блудник. Потому, не оскверняя свое тело, можно иметь оскверненный ум.

Вся эта неделя посвящена воспоминанию подвига женщины-борца – преподобной Марии Египетской. Являясь немощным сосудом, облеченным в хрупкую нежную оболочку, она вела ожесточенную войну с блудной страстью. Ее подвиг – это прекрасный образец для назидания и практического руководства в преодолении греха для каждого из нас и всех последующих поколений.

С чего началась борьба преподобной? С того, что она перестала себя жалеть. Очень часто саможаление выступает камнем преткновения в духовной борьбе. За саможалением скрывается эгоистичная любовь к своей плоти, к привычному образу жизни. Всякий раз, когда Ангел призывает нас встать на борьбу, мы откладываем дело своего спасения в долгий ящик и, как бы успокаивая себя, говорим, а даже порой обещаем Богу, что с завтрашнего дня начнем жить по-другому. Преподобная Мария сразу же откликнулась на Божий призыв. Не думая о том, что с ней будет в пустыне, она возложила все упование на спасительный Промысл Божий. Вчитываясь в ее житие, восхищаешься тем, с какой легкостью и смирением она приняла возложенное на нее послушание, данное Божией Матерью: «Иди за Иордан, там найдешь свое спасение». Покаяние начинается с оставления прежнего образа жизни. Преподобная Мария не вернулась в привычную для себя среду. Она все оставила и удалилась в пустыню.

Отсекая повод ко греху, мы отсекаем и сам грех. Преподобный Исаак Сирин говорил: «Не удаляющий себя от причин греха бывает против своей воли увлекаем грехом» (Слово 57). Это не значит, что все мы должны дружно пойти в пустыню – силенок нам не хватит. Но мы обязаны удалиться от всего того, что тлетворно влияет на нашу душу: от людей, которые развращают наши добрые нравы, от предметов, которые служат соблазном для нас. Иными словами, наша пустыня – это уход от всего того, что искушает нас.

Грешник не ждет от Бога скорой награды. Он наказывает себя настолько сурово, что готов принять от Десницы Божией любое наказание, вплоть до смерти, потому что смерть тела не так мучительна, как угрызения совести. Когда человек ощущает свою вину, он не хочет ни есть, ни пить, думая, будто такого образа жизни он заслуживает, и тем самым искупает свои грехи. Преподобная взяла с собой в пустыню несколько хлебов. И этот эпизод показателен и важен, ведь ограничение в пище – это еще один действенный способ в борьбе с демоном блуда. «Насыщение чрева есть матерь блуда, а утеснение чрева – виновник чистоты», – поучает преподобный Ефрем Сирин. Отказаться совсем от пищи было бы неразумно и неправильно, а вот выходить из-за стола чуточку голодным является золотым правилом святоотеческой мысли, и это под силу вынести каждому. Необходимо и ограничение в мясной пище, которая делает наше тело дебелым; алкогольные напитки, от пресыщения которыми появляются сладострастные желания, также стоит исключить, чтобы достичь успеха в этой борьбе. Уменьшая количество пищи для тела, мы укрепляем свой дух.

В канонах и правилах апостолов и святых отцов грех блуда наказывается 15-летним отлучением от Причастия. Но срок этот может быть сокращен в зависимости от степени раскаяния кающегося и духовного состояния человека. Преподобная Мария добровольно возложила на себя епитимью, отлучив себя от Причастия на 47 лет. Это говорит о том, насколько она возненавидела свой грех. Строгость ее жизни – это не попытка убить свое тело, это показатель того, насколько она ему не доверяла.

Мы привыкли приносить покаяние перед аналоем на словах, а преподобная принесла Богу деятельное покаяние своей жизнью. Вот такая жажда и ревность по Богу была у нее. Ее любовь к чистоте доказывается ее образом жизни и способами борьбы. Дай Бог и нам всем такой серьезности в принесении раскаяния, помня, что любой грех должен омыться потоками слез, а времени оплакать себя может и не хватить.

Жизнь преподобной матери нашей Марии – это не только яркое пособие духовной войны, но еще и утешение для тех, кто опустил руки в борьбе. Будем помнить, что, каким бы тяжелым ни был наш грех, Бог в силе простить его, если мы принесем слезное покаяние и решимость в служении Ему. Незадолго до блаженной кончины преподобного Серафима Саровского спросили: «Почему мы не имеем такой строгой жизни, какую вели древние подвижники?» «Потому что не имеем к тому решимости, – ответил преподобный. – Если бы имели решимость, то жили бы как отцы наши». Поэтому решимость – это первый шаг к победе.

Преподобная матерь Мария, моли Бога о нас. Аминь.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector