Блудная страсть и борьба с ней
Содержание
- 1 Блудная страсть и борьба с ней
- 1.1 О блудной страсти
- 1.2 Из наследия Оптинских старцев
- 1.3 Одолевает блудная страсть. Почему Христос не помогает?
- 1.4 Святые отцы о борьбе с блудной страстью
- 1.5 «Страсти и борьба с ними» с протоиереем Андреем Каневым. Борьба с блудом. Часть 3
- 1.6 Как справиться с блудной страстью: отвечают святые отцы
- 1.7 Советы от Святых отцов
- 1.8 Заключение
- 1.9 Трудный путь борьбы с блудом
О блудной страсти
Из наследия Оптинских старцев
![]() |
Мытарство блуда |
Люди, живущие в миру, не дают обетов безбрачия, но и для них опасна блудная брань: внебрачные отношения, супружеские измены, услаждение блудными мечтаниями и зрелищами. Оптинские старцы хорошо знали о коварстве и силе блудной страсти и учили бороться с ней.
Различие в согласии помыслов и преклонении воли
Преподобный Макарий наставлял, что плотской брани избежать невозможно, но надобно иметь различие:
«Не чувствовать брани невозможно, но надобно иметь различие – в согласии помыслов и преклонении воли».
Причина блудной брани
Преподобный Макарий объяснял, что, кроме естественных причин, причиной блудной брани бывает гордость:
«Победу приписывай помощи Божией; а побуждению причина бывает гордость, которой часто и не заметишь за собою».
О том, что помыслы блуда часто следуют за помыслами тщеславия и возношения, говорили все Оптинские старцы.
Преподобный Амвросий писал:
«После тщеславия всегда следуют помыслы блуда и возношения».
«Ты очень побеждаешься тщеславием, потому и попустил Господь такую сильную брань. Ты горда, тщеславна, завистлива, осудлива, всем этим укрепляется сладострастие, и до тех пор, пока не смиришься, брань не может уменьшиться. При этой сильной брани ты гордишься так – что же бы было, если бы ты была свободна? И рукой бы не достать тебя!»
Преподобный Анатолий (Зерцалов) учил:
«Блудный помысл и боязнь попускаются за гордость нашу».
Как бороться с блудной страстью
Преподобный Макарий в письме к духовному чаду наставлял:
«Ты жалуешься на брань, коей помогают окружающие тебя предметы, и просишь моего наставления. Что я тебе реку и что возглаголю?
Токмо то: прибегай ко Господу, могущему сохранить тебя в пещи сего пламени неопалимым, как сохранил в вавилонской пещи трех отроков и Даниила в рове львином. Имей благое произволение к сохранению светильника чистоты от ветров духов лукавствия. Предлагай пред Господом свою немощь, как учат нас святые отцы: “Помилуй мя, Господи, яко немощен есмь” (Пс. 6: 3). Отдаляй от себя, елико в твоей силе, предметы, возбуждающие в тебе брань.
Призывай и Пречистую нашу Заступницу Матерь Божию, сильную и скорую Помощницу в бедах сущим; такожде Фомаиду мученицу, Иоанна Многострадального, Моисея Угрина и прочих, на плоть воевавших и победивших оную. Читай в отеческих книгах о сей брани: святого Иоанна Лествичника слово 15, святого Кассиана Римлянина, Нила Сорского и прочих, и Господь поможет тебе».
Преподобный Амвросий учил правильно молиться при нападении блудных помыслов:
«Молись так: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешную…” Ударяй на слово “грешную”… Вспоминай грехи, которыми оскорбляла Господа, и смиряйся. Если смириться не можешь, а “добродетели” лезут на ум, говори так: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешную. О, раба непотребная! Зри блуд твой и прежние твои блудные путаницы!” И сейчас же опять: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную”».
Старец напоминал о силе крестного знамения:
«Крестись чаще, как только возможно. Делая крестное знамение, помни и чувствуй, что ты ограждаешься силою Распятого. Когда сидишь в келье одна, крестись постоянно; имея руки свободными, в особенности изображай на себе крестное знамение. По временам оставь дело, положи несколько поклонов и опять принимайся за дело. Крестись иногда и при других; если спросят: зачем? – скажи: “Так вздумалось”».
Преподобный Амвросий также предупреждал:
«Остерегайся осязания… оно возбуждает страсть и непристойные движения, нехорошо и очень вредно…»
Преподобный Анатолий (Зерцалов) учил:
«Укоряй себя и старайся не глядеть на соблазняющего – и минует искушение».
«От блудных помыслов средства: смирение, самоукорение, воздержание, а паче всего – любовь к ближним: слабым, немощным, больным, плененным страстями сестрам».
Преподобный Иосиф наставлял удерживаться от насмешек и нечистых помыслов:
«Нечистые помыслы и воображения бывают от мечтаний. От шуток и насмешек тоже удерживайся – и от них страсти восстают».
Преподобный Варсонофий учил читать против блудных помыслов 90-й псалом:
«90-й псалом “Живый в помощи Вышняго” полезно читать три раза в день: утром, в полдень и вечером. В полдень на человека особенно нападает блудный бес, этот же псалом далеко отгоняет его прочь».
Чистота возвращается покаянием
Преподобный Никон напоминал о том, что чистота возвращается покаянием: Господу всё возможно:
«…Здесь уже не язва, не болезнь, это не струп, а весь человек поражен болезнью – грехом. Врач обыкновенный не может уже исцелить, а только Господь Своим прикосновением воскрешает: девица, возстани! И возвращается девство, как у Марии Египетской, у евангельской блудницы и у других… Господу все возможно».
Быть осторожным до самой смерти
Преподобный Лев на письмо своей духовной дочери о том, что она чувствует ослабление страстей, отвечал, что этот отдых от страстей подает благодать Божия по Божиему милосердию, а иначе едва ли кто смог бы соблюсти себя в непорочности:
«Всеобщий враг – диавол, свои брани и козни всегда применяя, обманывает и побеждает нас таковыми злохитрыми и коварными злоухищрениями; и вы не утверждайтесь в том, чтобы у вас вовсе угасла ярость и плотская страсть; но разве на некое время дан вам отлог для отдохновения.
И не враг сию ослабу преподает, но милосердием Божиим благодать Его невидимо, за молитвы отец и матерей, вспомоществует; ибо аще бы не Божия благодать невидимо защищала и подкрепляла, то едва бы кто возмог соблюсти в непорочности себя».
Преподобный Иосиф учил остерегаться блудной страсти и быть осторожным до самой смерти:
«Против блудной страсти надо быть осторожной даже до смерти, как пишут святые отцы».
Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас, грешных!
Одолевает блудная страсть. Почему Христос не помогает?
Приблизительное время чтения: 3 мин.
Вопрос читателя:
Одолевает блудная страсть, молюсь Богу о помощи, но пока что тишь да гладь. Ну ведь Христос — врач душ и телес наших, почему ни помощи, ни ответов? Так можно и в ад попасть.
Отвечает иерей Роман Посыпкин:
Дорогой во Господе Роман!
Для исправления себя в первую очередь необходимо желание и действие самого человека, и далее — опора на Бога. То есть Бог не может делать за Вас ту часть работы над собой, которую должны совершить Вы сам, понимаете? Потому что принцип духовной жизни в нашей традиции православной выражен словом «синергия» — то есть «соработничество», «совместное делание», в котором, соответственно, две стороны — человек и Господь. Вы Христа просите о помощи — и правильно делаете! Но первым шагом после этого должно быть Ваше активное делание по отношению к себе самому.
Помимо молитвы, в Вашем случае необходимо выполнить и некие действия, дабы страсть, которая Вас одолевает, начала утихать. Если смотреть на уровне бытовых действий и повседневной жизни, я бы посоветовал (и о полезности и действенности этого свидетельствует и опыт, зафиксированный святыми отцами, и опыт многих христиан и вообще людей) соединить молитву с постом. В любом случае это не повредит, ведь Сам Господь в Евангелии от Матфея 7:21 заповедует нам поступать именно так. Отказ от мясной пищи в принципе несколько умирит силы организма, Вы не будете так разжигаться. Пост вообще нужен не только пищевой. Вам надо ограничить, а лучше — убрать из жизни просмотр фильмов, изображений, чтение текстов, которые соблазняют на блудную страсть, избегать разговоров, которые могут ее спровоцировать, и общения, которое ведет к тому же. То есть Вам нужна своего рода «диетическая» жизнь, чтобы организм пришел в норму и не находился постоянно в состоянии возбуждения.
И надо опираться на помощь Божию! Благодать Божию человек может черпать в церковных Таинствах — именно для этого Господь их и радовал нам. Обязательно, помимо молитвы и поста, необходима исповедь. В Вашем случае — как можно чаще, дабы окончательно победить страсть. На исповедь Вы приходите и говорите, как есть: вот то-то сделал, это посмотрел, от этого не удержался. Вы каетесь в этом, и не просто констатируете факт того, что было, но Вы одновременно меняете точку зрения на это, то есть Вы начнете реально видеть, какие вещи Вас соблазняют и от каких Вам нужно удерживаться. Конечно, в душе и в теле есть уже определенная привычка ко греху но, с помощью Божией, при действии благодари, она постепенно начнет Вас отпускать и уже не страсть эта будет Вами владеть, но Вы ее обуздаете и не дадите ей больше над собою власти, потому что не страсть должна стоять над человеком, а человек над нею, а страсти в душе — не место, человек должен быть от страстей свободным и чистым. Не надо для исповеди искать специальные слова: как есть, так и говорите. Ваша задача — очистить душу от грехов и соблазнов, которые в ней есть уже, и излечить следы и раны, которые остались от тех, что были совершены раньше.
Даю ссылки на материалы, связанные с Вашим вопросом:
7 смертных грехов: блуд
Почему Церковь настаивает на воздержании до брака и верности в браке?
Остаются ли мужчина и женщина “одной плотью” после разрыва?
Храни Вас Господь!
Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.
Святые отцы о борьбе с блудной страстью
Из словаря-справочника: «Блуд – 1. Грех против целомудрия; одна из страстей в аскетическом учении Церкви. 2. В религиозно-метафорическом смысле – всякое уклонение человека от Божия Промысла о нем; идолопоклонство, неверие. В русском языке блуд имеет синонимы: любодеяние, распутство, разврат.
Поскольку восстание этой страсти двоякое (в теле и в душе), то и противостоять ей надо тоже двояким оружием. Недостаточно одного поста для стяжания совершенного целомудрия. Надо присовокупить к нему и покаянное сокрушение духа, и неотступную молитву против этого скверного духа (страсти блуда). Кроме того, надо постоянно читать Священное Писание, заниматься богомыслием, чередуя это с физическим трудом и рукоделием, которые удерживают мысли от блуждания туда и сюда. Больше же всего надо иметь глубокое смирение, без которого не может быть одержана победа ни над какой страстью (Преп. Иоанн Кассиан).
Насколько высоко достоинство целомудрия, настолько сильны наветы врага, ополчающегося против него. Поэтому мы должны со всем усердием не только быть воздержанными во всем, но постоянно сокрушаться в своем сердце с молитвенным воздыханием, чтобы Дух Святой благодатной росой, нисходящей в сердце, охлаждал и угашал печь нашей плоти, которую царь вавилонский (дьявол) непрестанно старается разжечь (Преп. Иоанн Кассиан).
При воспламенении похоти помысли о неугасимом огне и неумирающем черве, и тотчас угаснет пламя в твоих членах. Иначе, ослабев, будешь побежден и привыкнешь грешить, хотя и будешь раскаиваться. Поэтому с самого начала будь строгим ко всякому подобному пожеланию, чтобы оно тебя не преодолело и чтобы ты не привык уступать победу врагу. Ведь привычка — вторая природа. Кто привык уступать победу греховному пожеланию, того всегда будет обличать совесть; и хотя при других он будет показывать веселое лицо, но внутренне будет уныл по причине обличений совести. Ибо свойство похоти — сообщать мучительную печаль тем, кто исполняет ее. Поэтому внимай душей твоей, всегда имея в себе Бога (преп. Ефрем Сирин)
Когда бес начинает рисовать в твоем воображении соблазнительные предметы, и представит тебе в уме красоту женщины, некогда виденную тобой, введи внутрь себя страх Божий, и вспомни об умерших в грехах, — помысли о дне, когда твоя душа будет разлучаться с телом, — представь себе в трепет приводящий Божий глас, который услышат нерадивые о праведной жизни и не соблюдавшие заповедей Христовых: «Отойдите от Меня проклятые в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его» ( Матф. 25:41 ). Еще представь червя неумирающего и муку непрекращающуюся. Об этом думай, и рассеется в тебе жажда наслаждения, как тает воск от лица огня, ибо бесы и мгновения не могут устоять против страха Божия. (преп. Ефрем Сирин)
Преодоление этой страсти обусловливается совершенным очищением сердца, из которого по слову Господа источается яд этой болезни. «От сердца, — говорит Он, — исходят помышления злая… прелюбодеяния, любодеяния и прочее» ( Матф. 15:19 ; Преп. Иоанн Кассиан).
Не позволяй глазам твоим блуждать туда и сюда, и не всматривайся в чужую красоту, чтобы с помощью глаз твоих не низложил тебя твой противник (преп. Ефрем Сирин)
Если беспокоит тебя бес блуда, запрети ему, сказав: «Господь да потребит тебя, исполненный зловония, бес нечистоты.» Ибо знаем сказавшего: «Плотские помыслы — вражда против Бога» ( Рим. 8:7 ; преп. Ефрем Сирин).
Если восстанет в тебе плотская брань, не бойся и не падай духом. Иначе ты придашь смелости врагу (дьяволу), и он начнет внушать тебе соблазнительные мысли: «Не прекратится в тебе разжжение, пока не удовлетворишь своей похоти.» Но терпя потерпи Господа, с плачем излей молитву перед Его благостью, и Он услышит тебя, и извлечет тебя из рва страстей (нечистых помыслов) и от брения тины (срамных мечтаний) и поставит ноги твои на камне чистоты ( Пс. 39:1–3 ). Тогда увидишь пришедшую к тебе от Него помощь. Терпи только, не расслабевай мыслью, не приходи в изнеможение, вычерпывая воду из ладьи, потому что пристань жизни близко. Тогда ты воззовешь, а Он скажет: «Вот Я!» ( Ис. 58:9 ). Но Он выжидает, чтобы увидеть твой подвиг: точно ли даже до смерти ты готов противоборствовать греху. Итак, не малодушествуй: Бог не оставит тебя. Господь взирает на твой подвиг, смотрят на него и лики ангелов, и толпа бесов. Ангелы готовы подать венец победителю, а бесы — покрыть стыдом побежденного. Будь же внимателен, чтобы не опечалить своих (ангелов) и не обрадовать бесов (преп. Ефрем Сирин).
Авва Пимен говорит относительно блудных помыслов: «Если сундук, наполненный вещами, будет долго стоять, и одежда в нем не будет пересматриваема, то она со временем истлеет. Так же случается и со скверными мыслями, влагаемыми в нас дьяволом: если мы не будем исполнять их на деле, то они со временем истлеют и исчезнут» (преп. Авва Пимен).
Послушник спросил авву Агафона, как бороться с блудной страстью. Старец ответил: «Пойди, повергни перед Богом свою силу [крайне смирись перед Ним], — и найдешь успокоение.»
И действительно, если всякий успех в добродетели есть дело благодати Господа, и преодоление разных страстей есть Его победа, то тем более стяжание чистоты и преодоление блудной страсти есть дело особой благодати Божией, о чем свидетельствуют святые отцы, опытные в очищении от этой страсти. Ибо, пребывая в плоти, не чувствовать ее жала подобно некоторым образом выходу из нее. И потому невозможно человеку на своих крыльях возлететь на небесную высоту совершенства, если благодать Господня не извлечет его из земной тины. Ибо люди никакой добродетелью так близко не уподобляются ангелам, как стяжанием благодати чистоты (Преп. Иоанн Кассиан).
Показателем чистоты и достигнутого совершенства служит то, что на отдыхе или в приятном сне у человека не возникает никакого обольстительного образа, или, возникнув, этот образ не возбуждает в нем никаких плотских желаний. Однако невольное желание, хотя и не вменяется в грех, говорит о том, что душа еще не достигла совершенства, и корни страсти еще не исторгнуты (Преп. Иоанн Кассиан).
Грех блуда имеет то свойство, что соединяет два тела, хотя и не законно, в одно тело. По этой причине, хотя он прощается немедленно после раскаяния в нем и исповеди, при непременном условии,чтобы покаявшийся оставил его, но очищение и отрезвление тела и души от блудного греха требует продолжительного времени, чтобы связь и единение, установившиеся между телами… и заразившие душу, обветшали и уничтожились. Тем, которые еще не стяжали истинной сердечной молитвы, помогает (в борьбе с блудным бесом) страдание в телесной молитве (свт. Игнатий (Брянчанинов)).
Блудную похоть надо пресекать памятью, что за этот грех сильно мучит и терзает совесть. Совет от аввы Дорофея Диавол из зависти воздвиг на тебя брань. Береги же глаза свои и не питайся до сытости. Вина употребляй немного, и то по немощи тела, если придется. Приобрети смирение, расторгающее все вражьи сети (святитель Тихон Задонский).
Кто телесными трудами и потами ведет брань с этим соперником (блудным бесом), тот подобен связавшему врага своего слабой веревкой… Кто воюет против него воздержанием и бдением, тот подобен обложившему врага своего железными оковами… Кто вооружается смиренномудрием, безгневием и жаждой, тот подобен убившему своего противника и похоронившему его в песке. Кто одним воздержанием покушается утолить блудную брань, тот подобен человеку, который думает выплыть из пучины, двигая одной рукой. Соедини с воздержанием смирение, ибо первое без последнего не приносит пользы (преподобный Иоанн Лествичник).
Взирающий на женщину с вожделением, будет ли он мирянин или монах, будет одинаково наказан за прелюбодеяние. Зачем засматриваешься на чужое лицо? Зачем стремишься в пропасть? Зачем ввергаешь себя в сети? Ограждай свои глаза, прикрывай свое зрение, положи закон очам своим, послушай Христа, Который, угрожая, приравнивает безстыдный взгляд к прелюбодеянию Кто любит смотреть на красивые лица, тот больше всего сам разжигает в себе пламя страсти и, делая душу пленницей страсти, вскоре приступает и к исполнению пожелания Если хочешь смотреть и услаждаться взором, то смотри постоянно на свою жену и люби ее; этого не воспрещает никакой закон. Если же будешь взирать на чужую красоту, то оскорбишь и свою жену, отвращая от нее взгляд, и ту, на которую смотришь, так как касаешься ее вопреки закону. Не говори: что в том, если я пристально посмотрел на красивую женщину? Если ты прелюбодействуешь в сердце, то скоро осмелишься совершить это и плотью. Прелюбодеяние есть следствие тщеславия, чувственного разжения и чрезмерного сладострастия. Если твой брат соблудил, не поноси его обидными словами, не насмехайся над ним. Ты не доставишь этим ему нимало пользы, но только повредишь ему (святитель Иоанн Златоуст).
Столп опирается на основание, а блудная страсть покоится на пресыщении (преподобный Нил Синайский).
Прелюбодеяние искореняет в себе тот, кто обращает глаза вниз, а душу к Господу (преп. Ефрем Сирин).
Женщина, наряжающаяся для того, чтобы возбудить к себе вожделение невоздержанных, уже любодействует в сердце своем (свт. Василий Великий).
А что вам попущением Божиим попущена брань блудных помыслов, а особливо мечтаний бесовских, то о сем не удивляйтесь много, что таковую скаредность всезлобный враг в мечтах представляет! Но только, любимая моя дочь, знай, что сие попущение вам попустилось не просто! Но за презорство других кого из слабопадающих: видно, в мыслях своих тайно осуждала и зазирала. А посему тайно и благодать Божия отходит неподалеку от нас, и враг алчный, увидя нас беззащитных, отомщает нам и в таковые безместные и скаредные помышления и воображения. Но мы, сим событием наказавшися и до изнеможения утомившися, и яко уязвленные и израненные, прибегнем ко Всеистинному Врачу душ и телес наших Господу нашему Иисусу Христу, яко младенствующии и познавшие на самом опыте свою немощь и ничтожество! И да просим Всемилостивого Бога, да Сам Он отомстит сопернику нашему соблазнителю диаволу за нас слабых и впадающих в его горестями наполненные сети. И да сохранил бы нас немощнейших от всех стрел вражиих (преп. Лев Оптинский).
Призывай молитвы подвизавшихся о чистоте, святую мученицу Фомаиду, святого Иоанна Многострадального, святого Моисея Угрина и молитвы отцов духовных и всех матерей; и вменяй себя худшею всех. Во время борьбы все сии средства полезны… N. скажи: когда смирится, тогда и брань утихнет — поменьше спать, поменьше есть, остерегаться празднословия, осуждения и не любить украшаться хорошим платьем, хранить очи и уши. Сии все средства суть предохраняющие; еще не допускать помыслам входить в сердце, но когда начнут приходить, восставать и просить помощи от Бога (преп. Макарий Оптинский).
Пишешь, что на тебя нападают блудные помыслы, а от молитвы ты не имеешь того утешения, какое было прежде, и теплоты не ощущается. К молитве понуждай себя по-прежнему, не унывай и не охладевай. Хотя и бываешь иногда побежденною в помыслах, но опять же с новым жаром ревности и усердия обращайся к Богу и в смирении духа и упования на Его милость продолжай обычные молитвы домашние и церковные, предавая всего себя воле Божией. Береги совесть свою и очи, имей страх Божий, чаще помышляй о смерти, о Страшном Суде и о том, что если теперь не управишь себя в богоугодной доброй жизни, то после уж и совсем ослабеешь к добру. Против блудных помыслов вооружайся воздержанием в пище и сне, старайся всегда находиться в труде и при деле, а паче всего имей во всем и всегда смирение и самоукорение, не осуждай никого (преп. Амвросий Оптинский).
От блудной страсти молись преподобному Иоанну Многострадальному и святой мученице Фомаиде, каждый день клади по три поклона. Молись и за тех сестер, к которым имеешь нерасположение, неравность. Как сказано: молитесь друг за друга, да исцелеете (преп. Иосиф Оптинский).
Блудные грезы бывают ночью во сне… Когда это случится, должна класть 50 поклонов и читать: «Помилуй мя, Боже», — псалом (50) Когда блудные помыслы нападают, молись святой мученице Фомаиде. И твори сильнее Иисусову молитву… (преп. Анатолий Оптинский).
Просишь меня сказать тебе средство, как избавляться от блудных помыслов. Разумеется, как учат святые отцы: 1‑е дело — смириться, 2‑е — не глядеть ни на дьяконов, ни на ребят молодых, а 3‑е, главное, — потерпеть (преп. Анатолий). Ты в одно время жалуешься на несогласную с тобою соседку и на блудную страсть. Чудная ты девочка! Несмысленая ты монахиня! Ее жжет справа огнем, а слева обдает холодною водою. Да, несмысленая ты, возьми воды и залей ею огонь! То есть потерпи немощную сестру! И страсть блуда угаснет. Ведь эта страсть живет и поддерживается адским подгнетом (поджегой) — гордостью и нетерпением! Потерпи и спасешься! Пусть враг и плоть тебя теснят, но я не перестану твердить тебе псаломское слово: «потерпи Господа, мужайся и да крепится сердце твое, и потерпи Господа!» ( Пс. 26, 14 ) (преп. Анатолий Оптинский).
Святой Марк Подвижник говорит в своем законе духовном: «корень похоти — любление похвалы и славы человеческой». Усиливается же похоть, как говорят другие святые отцы, когда человек любит покой телесный (в пище, питии и сне) и особенно когда не хранит своих очей от предметов соблазняющих (преп. Амвросий Оптинский).
Те6я беспокоит неуместная брань плотская. Где должна бы быть для тебя польза духовная, тут враг ухищряется воздвигнуть для тебя соблазн. Презри это, потому что нелепость из нелепостей такое внушение вражие. Пишешь, что в этой борьбе кажется тебе: кто-то стоит подле тебя. Подобные вещи бывают, когда человек при исповеди или совсем забыл какой-либо грех немаловажный, или не умел чего-либо исповедать как бы следовало. Молись Царице Небесной и Ангелу-хранителю, чтобы помогли тебе вспомнить и исповедать это. Тогда стоящее мечтание пройдет. Также нужно смиряться пред Богом и людьми, считая себя хуже всех. По причине брани плотской нахожу неуместным тебе ехать лечиться в Москву. Этим борьба сия еще более усилится. Лучше потерпеть страдания от болезни к очищению грехов своих. — Это вернее (преп. Амвросий Оптинский).
«Страсти и борьба с ними» с протоиереем Андреем Каневым. Борьба с блудом. Часть 3
Аудио
Итак, продолжим. Страсть блуда особенная. Когда, допустим, у нас есть страсть чревоугодия, сразу видно – человек толстеть начинает, тратится на дорогую еду, лакомится, и это заметно. Блудная страсть тоже такая – это все равно вылезает в форме твоего общения с лицами противоположного пола; это все видно, это не спрячешь. Бывают внутренние страсти, и мы, Бог даст, придем к ним тоже. Они не менее страшны, не менее важны, борьба с ними необходима, но если ты впал в уныние или печаль – это одно, а если впал в блуд, то это совершенно тебя меняет, эта страсть очень сильно изменяет духовно-телесный состав человека. Тут результаты страшнее, а в наше время все доступно: только щелкни пальцами – и доступ к любой страсти, к любому удовлетворению этой страсти. Особенно нам с вами важно знать, это эта страсть есть в каждом человеке, что борьба с ней, как мы говорили на прошлых передачах, надолго. То есть это враг серьезный.
Враг серьезный, на нас все влияет, мы члены этого общества, часть этой современной культуры; хотим или не хотим, но мы это видим, слышим, чувствуем, принимаем мысли, в нас это все работает. Война идет, бой идет, танки, пушки, самолеты – все работает, мы в этой обстановке духовно находимся. Поэтому не исключено, что мы можем упасть, от этих падений (как правило, слово «падение» греховно и относится к блудной страсти) не застрахован вообще никто, особенно если христианин не заботится о себе и не предпринимает меры по самозащите и самосохранению. Даже специально употребляю такие слова, братья и сестры, потому что так и должно быть: мы должны заботиться о себе.
Как во время реальной физической войны и реального боя нужно выполнить задачу, но еще и сохранить себя, сохранить жизнь. И чем опытнее солдат, тем больше он может уничтожить врагов, выполнить задач и себя сохранить. У нас тоже задача такая – надо в этом мире себя сохранить. Но не исключены падения. Какие? Они могут быть как тяжелые, смертные (мы говорили, что страсть проявляется по-разному), так и в виде внутреннего проигрыша, когда ты физически с женщиной не согрешил, но увлекся ее разглядыванием, увлекся блудным впечатлением от коллеги, ее духов, почти пляжного вида на работе. И у тебя это все в голове крутится, ты ходишь как контуженный – это тоже падение, тебя зацепило, осколками какими-то задело. Что делать-то?
Нам святые отцы говорят: не унывай, брат. Сестрички, тоже не унывайте, вас это тоже касается в той же степени, мы все с вами люди, потому все подвержены этим страстям. Не унывай, что ты споткнулся. Это не значит быть равнодушным к падениям своим. Будешь равнодушен – будешь дальше продолжать. Я попался сегодня, не сохранил зрение, увлекся какой-то интересной женщиной, похихикал, пококетничал, обратил на нее внимание, ее образ у меня в голове сидит – это уже проигрыш. Ты проиграл, это не смертное падение, но уже проигрыш. Враги не женщины. Женщины хорошие, добрые, красивые, умные, замечательные, приятные, но не о них речь, а о тебе. Ты проиграл, запустил блудные страсти. Женщина и не знает, что такое впечатление произвела, она не виновата. В советское время во время сухого закона были уничтожены селекционные виноградники, которые выращивали в Советском Союзе. Зачем? Если ты хочешь бороться с алкоголем, при чем здесь виноград?
Из винограда получается замечательный сок, изюм, какие-то другие продукты. Если я блудник, женщины тут вообще ни при чем, это мои проблемы, это не значит, что нужно всех женщин уничтожить, тогда блудной страсти не будет. Наивный ты, родной человек… Все будет у тебя. Житие Марии Египетской надо почитать и поймешь, что не женщина тут виновата, а ты виноват: в тебе это все есть. Поэтому если мы регулярно падаем много раз на дню – не надо унывать. Да, мы неопытные, да, мы попали в эту войну, но наша задача этот опыт получить. Поэтому принцип: упал – вставай. Даже если по какой-то причине ты не сохранил себя в этом бою, как подбитый летчик, упал в смертные грехи, не унывай, христианин, – вставай, родной, выкарабкивайся, потому что другого пути нет. Христос тебя ждет. Мы на прошлом занятии говорили, что молитва нужна. – Вставай с молитвой. Мы говорили, что постоянство должно быть в борьбе, постоянство в том, что я не хочу этой страсти. Да, сердце мое увлеклось, да, ум просто прошибло, но я потом пришел в себя – я не хочу этого, хочу встать, идти. «Господи, помоги мне». Вставать надо всегда: много раз на дню упал, столько раз на дню вставай.
Напоминаю про Евангелие, которое мы с вами, братья и сестры, должны читать не просто иногда, а регулярно, каждый день. И с толкованием святых отцов его изучать, знать, понимать, это Книга Жизни. Господь говорит апостолам, когда они спрашивают, сколько раз на дню можно брата своего прощать: 70х7; если перевести на наш человеческий язык – бесконечно. Сколько раз брат согрешил против тебя, попросил прощения – столько раз прощай его. Это Он говорит о взаимоотношениях между людьми, а во взаимоотношениях между Богом и человеком разве не так? Еще больше это работает. Не важно, какой страстью ты упал (блудом, гордыней, чревоугодием – чем угодно), снова проси прощения, снова получишь его много раз на дню. Наша задача – бороться.
Не унываем от борьбы, не печалимся. Когда человек начинает печалиться («как я мог?»), это происходит потому, что он или не знает основ веры, или потерял знание основ веры. Если ты помнишь, что ты ребенок Адама, что похож на него во всем многообразии грехов, что ты такой же падший человек, как и он, то что же удивляешься, что в тебе какая-то нехорошесть проявилась в виде той или иной страсти? Ничего особенного не произошло, а ты же себя считаешь замечательным, хорошим, прекрасным принцем, и вдруг этот принц, понимаете ли, свалился с белого коня в лужу и лежит грязный. А как так получилось? Родной, ты всю жизнь так живешь, просто сам себя не видишь. Поэтому не печалимся, не унываем, это идет борьба, идет битва за твою душу. Поэтому упал – встал в обязательном порядке, и так бесконечно, пока живем здесь. Не будет конца, приготовься, это такая битва, такие условия.
Чтобы быть уверенным в этой борьбе, мы должны понимать, дорогие мои, что следующий принцип очень важный – «победа от Бога»; не от тебя, не от меня, не от главнокомандующего – только от Бога. А Господь не где-то далеко, Он настолько к нам близок, что держит нас на руках и говорит: «Сынок, ну-ка, давай сам трудись, родной. Я здесь, со Мной не упадешь». От нас молитва, попытка, а от Господа результат.
Бывает нужно побороться. Потому что есть страсть блуда, а есть, допустим, страсть гордыни. Какая из них тяжелее? Все тяжелые, согласен, но гордыня тяжелее, ведь лукавый согрешил, отпав от Бога, не блудом. Какой может быть блуд у бесплотного духа? Он в нем появился после грехопадения. Этот дух и развращает нас с малолетства, потому что сам не может блудить и пытается это делать через людей. Он согрешил гордыней, которую взрастил в себе. Она подтолкнула его на предательство Бога, на то, чтобы стать источником зла в этом мире.
Получается, дорогие мои, ради того, чтобы побороть большее, Господь порой оставляет борьбу с плотью, чревоугодием, блудной страстью. Это не значит, что я говорю, братья и сестры: блудите. Нет, конечно. Мы не заметаем эти страсти под коврик, понимаем, что они у нас есть и с ними надо бороться.
Дай Бог, чтобы эти падения были не смертными, но все равно это внутренний проигрыш. Мы должны понимать, что борьба попущена нам, грешникам, Богом для того, чтобы мы научились вставать, опираясь на Него, а не сами. И понимали, что победа зависит тоже от Него.
Даже если вы упали – встали, снова упали – встали, и если уйдете из этой жизни, не победив страсть, не считайте, что проиграли, потому что оценивается процесс регулярного вставания, а не то, что ты пришел на Суд Божий в белом костюмчике: «Господи, я сохранил себя». Кого ты там сохранил?! Если бы не Господь, ничего бы ты не сохранил! Показателем является процесс, поэтому не унываем, спокойно боремся. Напомню наш современный фильм «28 панфиловцев». Командир подразделения говорит своим солдатам классную фразу: «Спокойно жжем танки». Это можно сказать относительно всех страстей. Они атакуют, сил у нас нет, но с нами Бог, поэтому мы спокойно должны сжечь эти помыслы, блудные незаконные чувства в покаянии.
Победа от Бога. Если христианин уйдет из жизни по воле Божьей в процессе борьбы, он все равно победитель, понимаете? Поэтому не унываем. Нам нужна не иллюзорная, мнимая чистота, а борьба. Запомним девиз наших десантников: «Сбит с ног – сражайся на коленях, идти не можешь – лежа наступай». Он и христианский. Поступай как можешь: упал – молись, вставай, ковыряйся, ползи ко Христу, но вставай. Вот такой принцип.
Чтобы победить страсть, удаляй ее причины. Давайте посмотрим, что святые отцы считают причинами усиления страсти в человеке.
Чрево. Это как пища, так и удобства, комфорт, роскошь, лежание, лень – диванный образ жизни. Если христианин ест что попало и как попало, сколько влезет, спит сколько хочет, нежится, ленится, не работает физически, не понуждает себя, то, здравия желаю, все это дело у него будет. К сильной страсти чревоугодия автоматом присоединится блуд. Вернитесь к нашим беседам о чревоугодии, изучите их, а самое главное, братья и сестры, начните делать, иначе все это будет просто болтовней.
Общество. Что это? Мы совсем не должны укрыться в своих домах, квартирах, загородных дачах, пустыне, пещерке. Мы обычные гражданские мирские люди. Человек – существо общественное. Если бы мамы нас родили и оставили в лесу, мы бы и выросли обезьянками. Человек становится полноценным только в обществе: учится говорить, чувствовать, приобретает нужные навыки. Соответственно, если общество развращенное, на нас оно тоже влияет.
Это может быть коллектив, в котором ты работаешь, когда на Новый год руководство устраивает корпоратив – вечеринку, где все изображают русалочек. И ты к батюшке: «Благословите: идти – не идти». Какие вообще могут быть вопросы, родной?! Конечно, не идти! Если ты придешь и будешь со всеми русалочку изображать, то, сами понимаете, возбужденное состояние, алкоголь, и пожалуйста – все страсти обнаружились.
Или компания, в которой привыкли общаться матом, и это естественный разговор про женщин и блуд. Стоит ли с такими друзьями общаться? Я думаю, что нет. Надо выбирать.
Общение в Интернете – это тоже общество, часто анонимное, но все равно взаимодействие с людьми. Важно, с кем общаться. Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.
Обществом является также все человечество, в том числе люди, которые что-то создают: кинокартины, другие артефакты. Но и ничего не создавая, мы транслируем, передаем информацию, впечатления. Фильм посмотрел – сказал: «Какой классный!» Все заразились, стали смотреть. Обществом является и современная культура. Какая она? Христианская? Нет, антихристианская. От нас зависит, чтобы это контролировать, фильтровать, анализировать. А если не разбираться, то впитаешь что угодно.
Сладострастие. Мы говорили, что это основа приятного ощущения, которая соединяет в себе несколько страстей. Чревоугодие – когда нам приятненько что-то на вкус. Блудная страсть – тоже наслаждение: похоть глаз, сердца, романтика в мыслях, мечтания, вся физиология. И тщеславие. Эти страсти между собой тесно связаны. Поэтому если мы хотим облегчить борьбу, то должны убирать эти вещи. Допустим, переходить на более простую пищу, соблюдать режим питания, отказаться от сладостей, вкусняшек. Это ослабит тягу к сладострастию.
Мы должны понимать, что лукавому нужно подтолкнуть человека на блуд. Чтобы человек сильнее к нему стремился, он посылает ему эти искушения. Грешит человек не один, вместе с ним и лукавый получает удовольствие. Человек думает: какой кайф, надо будет повторить! А второй раз уже неинтересно, надо что-то сильнее, мощнее. И от малого согрешения доходит до большого.
Мы рождены не для сладострастия, не для удовольствий, как бы печально это ни звучало. Духовную радость от действия благодати мы еще не знаем, а знаем все на уровне плоти и плотских впечатлений, с которыми мы должны бороться, поскольку они греховные.
Свободное общение – еще одна причина, усиливающая блудную страсть. Имеется в виду такое общение в женском коллективе или с женщиной, которая нам приятна, когда мы начинаем себя вести странно, кокетничать, распускать руки, а в мужском коллективе позволяем себе говорить пошлости, повторять блудные анекдоты. Надо понимать: если ты распустил язык, не контролируешь чувства, только и делаешь, что хихикаешь, блудная страсть будет усиливаться.
Целый комплекс причин получается.
Спасибо вам, дорогие братья и сестры, за внимание к нашей передаче! Особенно я хочу отметить и поблагодарить неравнодушных телезрителей, которые находят время и возможность писать отзывы. Они нужны не для того, чтобы сказать, какой отец Андрей молодец и вообще замечательный, а чтобы понять, нужна ли вам та или иная тема, приносит ли пользу беседа, все ли понятно. Мне нужны ваши вопросы, истории, которые послужат кому-то для вразумления. Поэтому если вы поможете своим участием в создании передачи, буду очень благодарен. Спаси вас Христос!
Как справиться с блудной страстью: отвечают святые отцы
Современное общество живет в ужасающем потоке блуда и прелюбодеяния. И это стараются сделать нормой жизни для всех людей. Но недаром преподобный Анатолий Оптинский высказал мысль, что именно блуд дает аду наибольшее число жертв. Именно из-за этой страсти люди теряют себя, свою личность, духовную чистоту и самоуважение. Ведь с малых лет каждому православному известно, что это грех для всех, кто не состоит в браке.
- Советы от Святых отцов
- Преподобный Ефрем Сирин
- Преподобный Иоанн Кассиан
- Игнатий Брянчанинов
- Иоанн Лествичник
- Нил Синайский
- Василий Великий
- Заключение
Советы от Святых отцов
К счастью, многие пытаются бороться с блудными помыслами. Для того, чтобы помочь им, стоит обратиться к великому богатству православной Церкви – к духовному опыту Святых. Многие из них на собственном опыте испытали влияние блудных помыслов, но справились с ними, не загрязнив ни душу, ни тело грехом.
Преподобный Ефрем Сирин
Ефрем Сирин советует при появлении похотливых мыслей вспомнить о Страшном Суде и участи грешников – вечной муке. Если же дать греху хотя бы один раз победить, появится привычка грешить. Хотя и поспешишь раскаяться в этом грехе, но совесть все равно будет мучить. Внешне это не будет проявляться, человек будет весел и спокоен, но душа уже не будет чиста, она всегда будет помнить о содеянном.
Поэтому преподобный советует быть строгим изначально ко всякому блудному желанию и не давать ему ни единого шанса. Помнить о душевных муках и всегда иметь в себе Бога — вот способ не дать победить в себе греху.
Преподобный Иоанн Кассиан
Иоанн Кассиан говорил, что блудная страсть восстает в душе и в теле, то есть она двояка, наступает со всех сторон. Поэтому и бороться с ней надо двояко. И этим обоюдоострым оружием станет пост и молитва. Кроме этого, следует постоянно читать Святое Евангелие, заниматься физическим трудом и занимать себя работой. Но особо – смириться, не давать гордыне никакой возможности завладеть душой.
Игнатий Брянчанинов
Владыка Игнатий Брянчанинов разъяснял природу греха блуда в том, что он имеет свойство соединять два тела в одно, хотя это и против Законов Божиих. И если сразу после этого греха раскаяться в нем, оставить блуд навечно, то он прощается сразу после исповеди. Но беда в том, что очищение тела и души от связи и заражения единением, идет очень долго и мучительно. Оба тела долго помнят то, что произошло между ними, пусть и не в мыслях, но на более тонком уровне. Поэтому в блудном грехе нужно не только раскаяться, но и длительное время выводить из себя память о нем, путем молитвы, поста и даже страдания.
Иоанн Лествичник
Святой Иоанн Лествичник очень образно описал способы борьбы с блудом:
- кто старается только воздерживаться от блуда, тот подобен человеку, старающемуся выплыть против течения, двигая только одной рукой;
- кто трудом телесным, обливаясь потом, борется с блудом, тот уподобляется человеку, связавшему своего врага слабой веревкой;
- кто борется с блудом с помощью воздержания и постоянного бдения за своими помыслами, тот подобен человеку, заковавшему врага в цепи;
- кто вооружится смиренномудрием, кротостью и жаждой спасения, тот уподобится человеку, убившему врага и похоронившему его в песке.
Таким образом, борьба с блудными помыслами должна вестись не столько телесными методами, но, прежде всего, духовными.
Нил Синайский
Совершенно в духе нынешнего времени есть еще один совет — от Нила Синайского: колонна стоит на основании, так и блуд имеет под собой основание – пресыщение.
Именно пресыщение в современном мире и вызывает у людей желание испытать еще больше удовольствий, ни в чем себе не отказывать, ни в чем себя не ограничивать.
Избавиться от пресыщения, обратить внимание на тех, кто беднее, слабее, кто нуждается в помощи – вот способ побороть в себе блудные помыслы. Делать добро и делиться, видеть страдания ближнего и облегчить их – вот способ забыть о грехе.
Василий Великий
Один из основоположников нашей Церкви, богослов и писатель, обращается к женщинам с тем, чтобы они были осторожны в желании нравиться окружающим:
Женщина, наряжающаяся для того, чтобы возбудить к себе желание и внимание мужчин, даже не вступив с ними в телесную связь, уже предается блуду в своем сердце.
Как это важно для сегодняшних девушек, которые стали стремиться не столько одеться, сколько раздеться, чтобы вызывать у окружающих вожделение. А ведь за это им придется дать ответ на Страшном Суде, при чем не только за свой грех, но и за грех тех, у кого они вызвали желание прелюбодействовать и подтолкнули к греху. Не правда ли, это страшно?
Заключение
Итак, из советов Святых отцов Православной Церкви, можно понять, что бороться с грехом блуда нужно путем воздержания, скромности, смирения, молитвы, поста. Нужно много трудиться, работать над собой, чтобы места для блудных помыслов просто не было в жизни.
Тем же, кто совершил этот грех, следует покаяться и долго искупать, очищая душу от стыда и грязи, которую в нее принесли телесные немощи слабых людей.
Трудный путь борьбы с блудом
Слово в Неделю преподобной Марии Египетской
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Дорогие братья и сестры! «От юности моея мнози борют мя страсти…» Эти слова церковного песнопения мы регулярно слышим за Божественным богослужением. С самого раннего возраста страсти, подобно диким лютым зверям, нападают на человека. Если бы не особое попечение Божие, если бы не заступничество Пресвятой Богородицы и святых, ни одна душа в мире не спаслась бы от натиска греховных страстей.
Вглядываясь в печальную картину нашей жизни, с сожалением приходится отмечать, что мир все больше и больше погружается в пучину разврата, разнузданности и плотской нечистоты. Поистине ни один из демонов не преуспел так в мире, как бес блуда.
Явление это не новое, во все времена культ блуда занимал видное место. Но в наше время эта страсть приобретает все более изощренные и уродливые формы, оказывая разрушительное влияние на молодые неокрепшие умы, отчего становится по-настоящему страшно за будущее наших детей.
Запретный плод давно перестал быть запретным, и то, о чем было стыдно и неприлично говорить, то, что раньше считалось табуированно закрытой темой, сегодня выносится на всеобщее обозрение и всемирно проповедуется из всех доступных информационных носителей. Ведется открытая пропаганда вседозволенности и откровенного разврата, юные детские души выступают апологетами добрачных и свободных отношений, а целомудрие и чистота высмеиваются как ненужный пережиток архаичного прошлого, культивируется блуд в обществе, воспеваются низкие моральные ценности. Блудная страсть втягивает в свой адский круговорот бесчисленное множество людей, особенно подростков. «Долой стыд!» – вот главный лозунг этих мнимых «борцов» за права и свободу человека. Поэтому нам извне прививаются новые моральные ценности, происходит попытка изменить наше сознание, появляется новая религия, которая позволяет человеку брать от жизни все, что запрещено Христом. И есть только один удерживающий, который не позволяет этому миру провалиться в бездну греха, – это Церковь Христова.
Святые учат, что от человека, впавшего в блуд, отходит Святой Дух: как дым отгоняет пчел, так и телесная скверна отгоняет благодать Божию. Не могут ужиться в одном теле чистое и нечистое, не может Бог пребывать в одном месте с диаволом. Потому человеку, растлившему свою плоть блудом, требуется долгое время для восстановления, уходят годы борьбы, чтобы хоть как-то реанимировать себя для Бога и Вечности. Как телесная чистота уподобляет нас бесплотным Ангелам, так и блудная страсть уродует в нас образ Божий и мы становимся демоноподобными. Тело – это Божий дом, предназначенный для единения человека с Богом, от того диавол ведет злейшую брань за обладание этим важным стратегическим пунктом. Апостол Павел нас грозно предупреждает: Если кто разорит храм Божий, – то есть тело, – того покарает Бог (1 Кор. 3: 17).
Блуд бывает двух видов: плотский и духовный. Плотский – это когда наша плоть, предназначенная для служения Богу в святости и чистоте, предается сладострастию, омерзительным и постыдным делам, удовлетворяя своим низменным потребностям, а духовный блуд – это когда наша душа раболепно преклоняется перед земными удовольствиями, когда место Бога занимают предметы мира, что можно сравнить с идолопоклонством. Измена Богу – это не только блудное соитие и плотское осквернение, но и невидимое для человеческого глаза поклонение земным предметам вместо Творца.
Существует распространенное заблуждение, будто бы блуд касается исключительно телесной нечистоты. Это не так. Любое принятие блудного помысла и услаждение им приравнивается к самому греху, по слову Спасителя. Даже есть лица, которые хвалятся перед другими хранением своей чистоты тела, тогда как в своей голове рисуют или принимают настолько развращенные образы, которых на деле не осуществил бы ни один блудник. Потому, не оскверняя свое тело, можно иметь оскверненный ум.
Вся эта неделя посвящена воспоминанию подвига женщины-борца – преподобной Марии Египетской. Являясь немощным сосудом, облеченным в хрупкую нежную оболочку, она вела ожесточенную войну с блудной страстью. Ее подвиг – это прекрасный образец для назидания и практического руководства в преодолении греха для каждого из нас и всех последующих поколений.
С чего началась борьба преподобной? С того, что она перестала себя жалеть. Очень часто саможаление выступает камнем преткновения в духовной борьбе. За саможалением скрывается эгоистичная любовь к своей плоти, к привычному образу жизни. Всякий раз, когда Ангел призывает нас встать на борьбу, мы откладываем дело своего спасения в долгий ящик и, как бы успокаивая себя, говорим, а даже порой обещаем Богу, что с завтрашнего дня начнем жить по-другому. Преподобная Мария сразу же откликнулась на Божий призыв. Не думая о том, что с ней будет в пустыне, она возложила все упование на спасительный Промысл Божий. Вчитываясь в ее житие, восхищаешься тем, с какой легкостью и смирением она приняла возложенное на нее послушание, данное Божией Матерью: «Иди за Иордан, там найдешь свое спасение». Покаяние начинается с оставления прежнего образа жизни. Преподобная Мария не вернулась в привычную для себя среду. Она все оставила и удалилась в пустыню.
Отсекая повод ко греху, мы отсекаем и сам грех. Преподобный Исаак Сирин говорил: «Не удаляющий себя от причин греха бывает против своей воли увлекаем грехом» (Слово 57). Это не значит, что все мы должны дружно пойти в пустыню – силенок нам не хватит. Но мы обязаны удалиться от всего того, что тлетворно влияет на нашу душу: от людей, которые развращают наши добрые нравы, от предметов, которые служат соблазном для нас. Иными словами, наша пустыня – это уход от всего того, что искушает нас.
Грешник не ждет от Бога скорой награды. Он наказывает себя настолько сурово, что готов принять от Десницы Божией любое наказание, вплоть до смерти, потому что смерть тела не так мучительна, как угрызения совести. Когда человек ощущает свою вину, он не хочет ни есть, ни пить, думая, будто такого образа жизни он заслуживает, и тем самым искупает свои грехи. Преподобная взяла с собой в пустыню несколько хлебов. И этот эпизод показателен и важен, ведь ограничение в пище – это еще один действенный способ в борьбе с демоном блуда. «Насыщение чрева есть матерь блуда, а утеснение чрева – виновник чистоты», – поучает преподобный Ефрем Сирин. Отказаться совсем от пищи было бы неразумно и неправильно, а вот выходить из-за стола чуточку голодным является золотым правилом святоотеческой мысли, и это под силу вынести каждому. Необходимо и ограничение в мясной пище, которая делает наше тело дебелым; алкогольные напитки, от пресыщения которыми появляются сладострастные желания, также стоит исключить, чтобы достичь успеха в этой борьбе. Уменьшая количество пищи для тела, мы укрепляем свой дух.
В канонах и правилах апостолов и святых отцов грех блуда наказывается 15-летним отлучением от Причастия. Но срок этот может быть сокращен в зависимости от степени раскаяния кающегося и духовного состояния человека. Преподобная Мария добровольно возложила на себя епитимью, отлучив себя от Причастия на 47 лет. Это говорит о том, насколько она возненавидела свой грех. Строгость ее жизни – это не попытка убить свое тело, это показатель того, насколько она ему не доверяла.
Мы привыкли приносить покаяние перед аналоем на словах, а преподобная принесла Богу деятельное покаяние своей жизнью. Вот такая жажда и ревность по Богу была у нее. Ее любовь к чистоте доказывается ее образом жизни и способами борьбы. Дай Бог и нам всем такой серьезности в принесении раскаяния, помня, что любой грех должен омыться потоками слез, а времени оплакать себя может и не хватить.
Жизнь преподобной матери нашей Марии – это не только яркое пособие духовной войны, но еще и утешение для тех, кто опустил руки в борьбе. Будем помнить, что, каким бы тяжелым ни был наш грех, Бог в силе простить его, если мы принесем слезное покаяние и решимость в служении Ему. Незадолго до блаженной кончины преподобного Серафима Саровского спросили: «Почему мы не имеем такой строгой жизни, какую вели древние подвижники?» «Потому что не имеем к тому решимости, – ответил преподобный. – Если бы имели решимость, то жили бы как отцы наши». Поэтому решимость – это первый шаг к победе.
Преподобная матерь Мария, моли Бога о нас. Аминь.