2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Блог Яны Эльберт

Блог Яны Эльберт

Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы

Терроризм как причина нарушения прав человека

После событий 11 сентября 2001 г. международный терроризм стал самой большой угрозой XXI в. Падение башен-близнецов стало своего рода спусковым крючком для ряда стран. Почувствовав свою беспомощность перед лицом нового врага, многие страны стали прибегать ко всем допустимым и недопустимым методам для противостояния ему. Единого мнения среди государств о том, какой должна быть антитеррористическая стратегия, нет. А вместе с тем нередко их действия сопровождаются нарушением прав человека в целях обеспечения безопасности граждан. В связи с этим возникает главный вопрос: неужели методы ведения войны с терроризмом настолько эффективны, что оправдывают нарушение международного права?

Краткая история резолюций по правам человека и борьбе с терроризмом

Резолюции Генеральной Ассамблеи в области прав человека и борьбы с терроризмом можно условно разделить на два периода: резолюции по правам человека и терроризму 1993-2005 гг. и резолюции по правам человека в условиях противодействия терроризму 2002-2017 гг..

Венская декларации 1993 г. гласит, что терроризм «направлен на уничтожение прав человека» (п. 17). Начиная с 1993 по 2005 гг. резолюции Генеральной Ассамблеи сфокусируются на последствиях терроризма для прав человека. Так же стоит отметить, что эти резолюции часто подвергались критике со стороны многих западных государств (особенно Соединенных Штатов и членов Европейского Союза). Они протестовали против того, что террористы не могут технически «нарушать» права человека, поскольку только государства могут нести юридические обязательства в области прав человека, даже если террористические акты, очевидно, оказывают неблагоприятное воздействие на права в описательном, нелегальном смысле.

Источник: medium.com

По мере расширения контртеррористических операций после 11 сентября, менялся и подход Генеральной Ассамблеи. С 2002 по 2017 гг. Генеральная Ассамблея регулярно принимала тематическую резолюцию «Защита прав человека и основных свобод в условиях борьбы с терроризмом». В новых резолюциях акцент смещается на обеспечение соблюдения государствами своих обязательств в области прав человека в условиях борьбы с терроризмом. Такая смена акцента, начавшаяся в 2002 г., была вызвана опасениями по поводу чрезмерных государственных контртеррористических мер.

Глобальная Контртеррористическая стратегия ООН

Глобальная контртеррористическая стратегия Организации Объединенных Наций была принята резолюцией 60/288 Генеральной Ассамблеи в 2006 г. и гласит, что «всеобщее уважение прав человека и верховенство права» должны рассматриваться «в качестве фундаментальной основы для борьбы с терроризмом» (IV). А государства должны «обеспечивать, чтобы любые меры, принимаемые в целях борьбы с терроризмом, соответствовали их обязательствам по международному праву, в частности нормам в области прав человека» (с.IV, п.2).

О каких же правах идёт речь?

Международные конвенции по правам человека предусматривают, что в случае чрезвычайного положения, когда жизнь нации находится под угрозой, государства могут принять меры по отступлению от некоторых положений Международного пакта о гражданских и политических правах, касающихся прав человека.

Тем не менее некоторые права признаны особым статусом норм ius cogens (императивных норм международного права), что делает невозможным отступление от них ни при каких обстоятельствах. Запрет пыток, рабства, геноцида, расовой дискриминации и преступлений против человечности, а также право на самоопределение, как правило, признаются в качестве императивных норм, о чем свидетельствуют статьи Комиссии международного права о государственной ответственности.

Право на жизнь

Право на жизнь является фундаментальным правом, которое принадлежит каждому с рождения. Комитет ООН по правам человека охарактеризовал право на жизнь как «высшее право», потому что в случае его отсутствия все остальные права теряют свое значение. Государство должно обеспечить верховенство прав и свобод человека и, следовательно, принять все возможные меры для предотвращения террористических актов, направленных на лишение человека жизни. Тем не менее некоторые меры, принимаемые государствами для защиты людей от самих террористических актов, серьезно подрывают их право на жизнь. В других случаях государства, в ответ на предполагаемую угрозу терроризма, прибегают к политике «стреляй на поражение».

Одним из наиболее известных примеров нарушения права на жизнь является дело «Макканн и другие против Соединенного Королевства». Зная о готовящемся преступлении с использованием автомобиля, в котором предполагалось разместить взрывное устройство, власти решили предотвратить теракт, но во время задержания каждый из подозреваемых сделал движение рукой, и эти действия были расценены как попытка дистанционного управления взрывным устройством, после чего всех расстреляли. Позже выяснилось, что ни оружия, ни устройства дистанционного управления у подозреваемых не было, тем не менее причастность к подготовке теракта все-таки была доказана.

С одной стороны, Европейский суд признал аргументы в пользу применения оружия абсолютно оправданными, а действия полицейских – необходимыми для защиты права на жизнь потенциальных жертв террористического нападения. Однако в постановляющей части резолюции был сделан довольно неожиданный вывод, что суд сомневается в необходимости лишения жизни трех террористов для защиты людей от незаконного насилия.

Абсолютный запрет пыток и других форм насилия

Одним из первых достижений международной консолидации прав человека стало признание права на свободу от пыток даже во время военных конфликтов. Начиная с Гаагских конвенций 1899 и 1907 гг. и Женевских конвенций 1864 и 1949 гг., Конвенции ООН против пыток 1984 г., нормы гуманитарного права, запрещающие пытки, признаются ius cogens или императивными. Таким образом, пытки, равно как и другие приравненные к ним действия, причиняющие физические или моральные страдания человеку, не могут быть оправданы никакими обстоятельствами, поскольку они рассматриваются как преступления против человечности.

После терактов 11 сентября 2001 г. в Соединенных Штатах ЦРУ США запустило программу тайных задержаний, пыток и выдачи, создавая секретные тюрьмы для террористов по всему миру. Появляются новые сложные виды пыток, такие как стресс, изоляция, лишение чувствительности, симуляция утопления. Эти пытки трудно доказать, поскольку они не оставляют видимых следов физического насилия, но они причиняют столь же серьезные страдания человеку, подвергнутому пыткам. Доказательства, полученные в результате пыток, формально не действительны, но на практике судебные органы принимают их во внимание. Тюрьма Гуантанамо (Куба) является символом этих тюрем, специально созданных для террористов.

Принципы равенства и недискриминации

Государства должны обеспечить, чтобы любые контртеррористические меры не были дискриминационными по своим целям или последствиям и не осуществлялись по признаку расы, цвета кожи, происхождения, в том числе национального или этнического, и чтобы граждане не классифицировались по расе или этнической принадлежности и не стали объектом негативных стереотипных отношений.

Эта проблема стала особенно острой в контексте борьбы с терроризмом. После 11 сентября 2001 г. точка зрения о необходимости осуществления «особого контроля» в отношении граждан определенных национальностей и/или лиц из определенных стран стала популярной. Так, например, запрет Дональда Трампа на въезд в страну для выходцев из некоторых стран является нарушением прав человека – дискриминацией по религиозному признаку.

Право на справедливое судебное разбирательство

Когда лицо обвиняется в совершении преступления или участии в каком-либо другом правовом споре, это лицо имеет право на справедливое судебное разбирательство. Это означает справедливые и публичные слушания в течение разумного периода времени независимым и беспристрастным судом. Европейский суд по правам человека выявил тысячи несправедливых судебных процессов, в том числе и те, которые привели к тюремному заключению невинных людей.

Одно из основных положений презумпции невиновности предусматривает, что вина обвиняемого должна быть подтверждена соответствующим судебным решением. Однако законы отдельных государств противоречат принципу разделения властей и наделяют исполнительную власть полномочиями определять вину. Примером может служить Израиль, где исполнительная власть, а не судебная, решает, какая организация будет объявлена ​​незаконной или террористической.

Читать еще:  Владимир Путин поздравил евреев России с Ханукой

Право судебное разбирательство особенно важно, когда речь идет о терроризме. Из-за отсутствия универсального определения терроризма следует, что очень трудно идентифицировать самого террориста. Более того, право на справедливое судебное разбирательство является не только основной гарантией против несправедливого наказания отдельных лиц, но и абсолютно необходимым средством защиты других прав человека, включая запрет на пытки, а также дает право на свободу выражения мнений и свободу ассоциаций.

Поскольку цель данного анализа понять, оправдывданы ли подобные нарушения или нет, для полноты восприятия необходимо рассмотреть антитеррористические стратегии в долгосрочной перспективе.

Россия VS США

На мой взгляд, достаточно интересно сравнить позиции России и США. Несмотря на то что противодействие терроризму – одно из главных направлений диалога между Россией и США, которое никогда не приостанавливалось, при сравнительном анализе антитеррористических стратегий этих двух стран можно вычленить ряд концептуальных различий. Если США проводит силовую политику «войны с терроризмом», которая включает в себя военные интервенции и контрповстанческие операции в отдаленных местах (Афганистан, Ирак), то на сегодняшний день, Россия уделяет больше внимания несиловым (политическим, социокультурным) аспектам противодействия терроризму и его предотвращения.

Достаточно любопытным является и тот факт, что в период 2002–2011 гг., т. е. в первое десятилетие после 2001 г., согласно Глобальному индексу терроризма, Россия занимала 9-е место в мире по уровню террористической активности, связанной с радикальными группировками в контексте вооруженного конфликта на Северном Кавказе. Если мы говорим о США, то на тот момент Америка была мало подвержена терроризму, а события 2001 года были крупномасштабным, но все же исключением из правил. По мнению многих экспертов, если бы Россия не вышла за рамки антитеррористического противостояния и не прибегла к несиловым рычагам, то вряд ли к 2010 году она смогла бы изменить статус террористической опасности: от главной угрозы до периферийной проблемы.

Подводя итоги, можно сказать следующее: в краткосрочной перспективе, методы, включающие в себя нарушение прав человека, могут оказать положительное влияние. По крайней мере, они проще. И, судя по всему, даже ООН уже стала допускать бесчисленные нарушения. Например, резолюция 73/174 «Терроризм и права человека», принятая Генеральной Ассамблеей 17 декабря 2018 г., отличается от предыдущих резолюций Генеральной Ассамблеи по борьбе с терроризмом в период с 2002 по 2017 г.: а) в ней опущены или очень поверхностно затронуты ссылки на защиту многих описанных выше прав в условиях борьбы с терроризмом; (b) она больше сосредоточена на «негативных последствиях» терроризма для прав человека, нежели на нарушениях со стороны государства в результате контртеррористических мер; с) многие положения вообще не касаются прав человека, вместо этого сконцентрированы на подавлении терроризма.

Тем не менее если рассматривать долгосрочную перспективу, опыт России показал, что необходимо работать с причинами, а не с последствиями терроризма. Это долгий и тернистый путь, но во всяком случае он не противоречит требованиям закона. На мой взгляд, нарушение прав человека в целях обеспечения безопасности граждан, не только неоправданно, но и даже звучит весьма иронично. Как если бы кто-то пытался свергнуть диктатора во имя демократии, но при этом диктаторскими методами. Нарушение наиболее важных принципов функционирования государства и международного сообщества является фактором, способствующим появлению новых, более масштабных социальных конфликтов.

Расставить приоритеты между защитой прав человека и национальной безопасностью невозможно по определению, поскольку как права человека, так и национальная безопасность основаны на верховенстве закона. Национальная безопасность и права человека имеют общие интересы, направленные на сохранение спокойствия общества на основе абсолютного правопорядка. Контртеррористические меры не могут быть осуществлены без соблюдения прав в области прав человека; в противном случае их реализация может нанести ущерб их реальной цели — защите и сохранению демократического общества.

Краткая версия статьи

Международный терроризм – главная угроза XXI века. Нередко страны, чтобы защитить своих граждан, нарушают нормы международного права.

Резолюции Генеральной Ассамблеи с 1993 по 2005 гг. фокусировались на последствиях терроризма для прав человека, а с 2002 по 2017 гг. – на обеспечении соблюдения государствами своих обязательств в условиях борьбы с терроризмом.

В 2006 г. Генеральная Ассамблея приняла Глобальную контртеррористическую стратегию ООН, согласно которой государства должны обеспечивать соответствие мер, принимаемых в целях борьбы с терроризмом, нормам международного права и нормам в области прав человека.

Право на жизнь является фундаментальным правом. Государство должно обеспечить верховенство прав и свобод человека и принять все возможные меры для предотвращения террористических актов, направленных на лишение человека жизни.

Признание права на свободу и запрет пыток стало одним из первых достижений международной консолидации прав человека. Однако появляются более сложные виды пыток, которые все труднее обнаружить.

Проблема равенства и недискриминации в контексте борьбы с терроризмом особенно обострилась после событий, произошедших 11 сентября 2001 г. Государства должны обеспечить, чтобы любые контртеррористические меры не были дискриминационными по своим целям или последствиям и не осуществлялись по признаку расы, цвета кожи, происхождения (как национального, так и этнического).

Право судебное разбирательство особенно важно в борьбе с терроризмом, поскольку оно гарантирует защиту от несправедливого наказания отдельных лиц и является необходимым средством соблюдения других прав человека.

При анализе стратегий противодействия терроризму в России и США можно выделить ряд различий. Если США проводит силовую политику борьбы с терроризмом, то Россия уделяет больше внимания несиловым (политическим, социокультурным) аспектам противодействия терроризму и его предотвращения.

Подводя итоги, необходимо отметить, что в краткосрочном периоде, методы, предусматривающие нарушение прав человека, могут оказать положительное влияние. Хотя бы из-за того, что они проще в исполнении. Но если рассматривать долгосрочную перспективу, на примере опыта России необходимо работать с причинами, а не с последствиями терроризма.

История развития

Так как под этим явлением принято понимать любые акты насилия, включая убийства монархов, всевозможные бунты и заговоры, то можно считать, что был терроризм еще в древнем мире и в средние века.

Первая группировка была создана с целью подкупа или запугивания тюремных стражей, для освобождения заключенных. Вторая должна была защищать обездоленных крестьян от беспредела помещиков-землевладельцев. Несмотря на то, что задачи этих организация разительно отличались, они использовали для достижения цели одни и те же методы – убийства, запугивания, взрывы.

Так появился терроризм в мире в 19 веке и в скором времени это эффективное оружие стали использовать в своих целях многочисленные партии, движения. Дальнейшее развитие терроризма в мире происходило очень стремительно. Например, в конце 19 начале 20 века террор был широко применим среди различных течений русских революционных партий – националистов, эсеров, большевиков.

В США длительное время (с 1865 по 1993 год) функционировала ультраправая террористическая организация Ку-клукс-клан, направленная против афроамериканского населения страны.

Организации

Наиболее известной современной международной террористической организацией является Аль-Каида [20] .

Крупнейшие лагеря этой организации по подготовке террористов действовали на территории Судана, Сирии, некоторых других стран. После активных действий США против данных стран эти лагеря переместились в другие страны, в частности, в Чеченскую республику и Афганистан.

Террористической организацией признано также движение Талибан [20] . В период, когда это движение контролировало территорию Афганистана, там были размещены лагеря по подготовке террористов [21] .

Старейшей международной террористической организацией является движение «Братья-мусульмане». Оно было создано ещё в 1928 году в Египте [22] .

Организации [ | ]

Наиболее известными современными международными террористическими организациями являются Аль-Каида [24] и «Исламское государство» [25] .

Крупнейшие лагеря Аль-Каиды по подготовке террористов действовали на территории Судана, Сирии, некоторых других стран. После активных действий США против данных стран эти лагеря переместились в другие страны, в частности, в Афганистан.

С 2013 года в основном на территории Сирии и Ирака действует террористическая группировка «Исламское государство» со столицей в Ракке. Эта группировка контролирует северо-восточные территории Сирии, суннитский треугольник в Ираке и часть территории Ливии.

Террористической организацией признано также движение Талибан [24] . В период, когда это движение контролировало территорию Афганистана, там были размещены лагеря по подготовке террористов [26] .

Читать еще:  Мусульмане в Петербурге открыли свою клинику

Старейшей международной террористической организацией является движение «Братья-мусульмане». Оно было создано ещё в 1928 году в Египте [27] .

По данным Управления по координации борьбы с терроризмом (США), 27 из 42 существующих в мире международных террористических организаций — радикально исламистские (2005), в российском национальном списке организаций, признанных террористическими Верховным судом РФ по представлению Генпрокуратуры, нет неисламистских структур (2006) [3] .

Борьба против международного терроризма

Международное сообщество осознаёт опасность, исходящую от этого явления. В связи с этим на международном и региональном уровне принят ряд конвенций о противоправности различных проявлений международного терроризма. Примерами таких правовых актов являются: [4] [13]

  • Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Гаага, 1970 год);
  • Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреаль, 1971 год);
  • Конвенция о предотвращении и наказаний преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, включая дипломатических агентов (Конвенция ООН 1973 года);
  • Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против гражданской авиации (1977)
  • Конвенция о борьбе с захватом заложников (Нью-Йорк, 1979 год);
  • Конвенция о физической защите ядерного материала (1980 год);
  • Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (1988 год);
  • Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ (1991 год);
  • Конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (1997);
  • Конвенция о борьбе с финансированием терроризма (1999) [28] .

В 1994 году Генеральная Ассамблея ООН приняла «Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма» [29] . Ряд мер принимался также на двухсторонней, многосторонней межгосударственной основе и на национальном уровне [20] .

После событий 11 сентября 2001 года Совет Безопасности ООН учредил «Контртеррористический комитет» — на основании резолюции СБ ООН 1371 (2001). В последующем полномочия комитета были подтверждены резолюцией 1624 (2005). Комитет осуществляет межгосударственную координацию и техническую помощь странам-участникам в создании наиболее эффективных систем в борьбе с терроризмом [30] . Кроме «Контртеррористического комитета» Совет Безопасности учредил также «Комитет по Аль-Каиде» [31] , «Комитет по Талибану» [32] и «Комитет 1540». Последний занимается вопросами распространения ядерного, химического и биологического оружия [33] .

В докладе Генеральному секретарю ООН от 1 декабря 2004 года «Группа высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам» потребовала, чтобы виновные в терактах значительного масштаба были приравнены к лицам, совершившим военные преступления или преступления против человечности. Также группа потребовала от всех государств ратифицировать международные конвенции по борьбе с терроризмом. Группа также заявила, что необходима выработка глобальной стратегии по борьбе с терроризмом, общей конвенции против терроризма с включением в него определения терроризма [34] . Однако эти предложения не нашли своего отражения в Резолюции 1642 Совета Безопасности ООН принятой 14 сентября 2005 года [35] [36] .

Всего с 1963 года в рамках Организации Объединенных Наций было разработано 16 международных соглашений (13 контртеррористических конвенций и три протокола), которые открыты для участия всех государств-членов. В 2005 году в три из этих документов [37] были внесены изменения, касающиеся непосредственно отражения террористической угрозы [17] .

8 сентября 2006 года Генеральная Ассамблея ООН приняла «Глобальную контртеррористическую стратегию» в виде резолюции и прилагаемого к ней плана действий [38] .

По мнению многих специалистов, одними мерами, направленными против террористов, эту проблему решить невозможно, поскольку она порождается такими причинами как глобальное неравенство и массовая бедность в странах третьего мира [20] , а также протестом против глобализации [2] . Другие полагают, что ликвидация поддержки со стороны государств-спонсоров терроризма может существенно подорвать возможности террористических организаций [39] .

Многоликий и неопределенный

Современный терроризм многолик, и одна из главных проблем заключается в отсутствии единого для всех стран определения данного понятия, отмечают эксперты. Разница формулировок порождает ситуацию, когда одно государство считает какую-либо группировку террористической, а другое ее, напротив, поддерживает. Каждый при этом исходит из своих узконациональных геополитических интересов.

Но, по сути, все трактовки сводятся к одному: терроризм — это вариант политической борьбы, связанный с применением идеологически мотивированного насилия. Цель — добиться желаемого для террористов эффекта: революции, дестабилизация общества, развязывания войны

Терроризм — не просто основанное на насилии орудие социальной, идеологической, политической, религиозной борьбы, но прежде всего способ воздействия на государственную власть или на народ. Главная цель — изменить государственную политику, вынудить власть совершить шаги в пользу инициаторов терроризма или заставить народ сменить власть, — сказал президент Ассоциации российских дипломатов Погос Акопов.

По его словам, за кажущимся многообразием скрыты всего лишь два способа такого насилия: должны гибнуть или подвергаться устрашению либо сами носители власти, либо простые граждане, непричастные к государственной политике. Впрочем, сегодня террористы и сами пытаются проникнуть во властные структуры разных стран или заиметь там своих агентов, чтобы влиять на политику не только оружием, но и интригами.

Современное политическое устройство мира само по себе никак не способствует борьбе с терроризмом, посетовали эксперты. Радикальные идеи всегда найдут лазейку в умы людей (особенно молодых) там, где существует неравенство.

Я считаю, что в обозримом будущем победить терроризм, искоренить террористическую идеологию не представляется возможным. Для этого нужен новый миропорядок, в котором нет изгоев как среди государств, так и среди народов, нет падающих экономик и растущей пропасти между богатыми и бедными, нет такого положения, когда 90% мировых богатств принадлежат 10% населения. Угроза глобального терроризма — симптом крайне опасной фазы неустойчивого развития человечества, — предупреждает вице-президент Фонда общественной дипломатии Александр Бердников.

Ни одно государство в мире не в состоянии справиться с терроризмом в одиночку, требуются скоординированные усилия всех заинтересованных игроков. Для начала необходимо создать то самое единое законодательство, определяющее, что такое терроризм и его угрозы. Но в текущих условиях, когда вместо борьбы с общими угрозами государства воюют друг с другом, это выглядит утопией. Так что вряд ли стоит удивляться, что, несмотря на все громкие заявления, международной системы борьбы с терроризмом до сих пор не создано и эффективных методов борьбы не выработано.

История [ править ]

Впервые на международном уровне вопрос о борьбе с терроризмом стал обсуждаться в 1934 году в Лиге Наций. Это было связано с убийством 9 октября 1934 года в Марселе короля Югославии Александра I и премьер-министра Франции Луи Барту [16] .

Принятые Лигой Наций в 1937 году «Конвенция о предупреждении терроризма и наказании за него» и «Конвенция о создании Международного Уголовного Суда» так и не вошли в силу [17] . Однако они послужили прототипом для современных международных соглашений в этой сфере [16] .

По мнению премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху, международный терроризм изначально был инструментом борьбы между разными государствами, как минимум одно из которых использует против других государств террористов как альтернативу обычной войне. Он пишет, что современный международный терроризм стал продуктом союза между странами Восточного блока и рядом арабских стран. Эти две группы государств спонсировали террористическую деятельность с конца 1960-х до середины 1980-х годов. В 1940-е-1950-е годы партизаны, террористы и повстанцы из целого ряда стран мира проходили в СССР и странах-сателлитах диверсионную подготовку. Нетаньяху считает, что после установления ядерного паритета с Западом СССР решил использовать международный террор в качестве орудия борьбы за свои интересы. К этой деятельности подключились также Ливия, Сирия и Ирак и некоторые другие арабские страны [18] .

Основными терактами этого периода был захват заложников, угон гражданских самолётов и политические убийства. Наиболее мощной международной террористической организацией стала Организация освобождения Палестины (ООП), которую в 1969 году возглавил Ясир Арафат. В конце 1960-х СССР вербовал террористов по всему миру, затем они обучались в специальных лагерях, размещавшихся в Одессе, Баку, Симферополе и Ташкенте [18] .

ООП, создавшая фактически «государство в государстве» на территории Ливана в 1970-е годы, стала базой и убежищем для террористов, а СССР формально оставался в стороне [18] . Тем не менее, 29 января 1981 года госсекретарь США Александр Хейг публично обвинил СССР в причастности международному терроризму [19] .

Генерал КГБ Филипп Бобков пишет, что в период с 1976 по 1996 годы регистрировалось от 320 до 660 терактов в год, которые можно причислить к международному терроризму, а затем волна террора пошла на спад, хотя масштаб и жестокость терактов выросли [20] .

Читать еще:  Активисты движения геев в Испании будут судиться с Мадридским архиепископом

Также Бобков утверждал, что западные страны не гнушались поддержкой терроризма в тех случаях, когда это было им выгодно: «террористические и диверсионные акты, в подготовке которых участвовали западные спецслужбы, осуществлялись не только на территории Советского Союза. Ими поощрялся международный терроризм, воплощавший в себе различные цели, как готовивших их центров, так и исполнителей… Естественно, поддержка их западными и, в частности, американскими спецслужбами, определялась их заинтересованностью развитием событий в конкретной стране или в определенном регионе мира» [21] . (В 2005 году Бобков также посчитал нужным отметить, что «Такой подход наших нынешних партнеров по борьбе с международным терроризмом характерен и для сегодняшнего дня».)

К началу 1990-х годов в мире действовало около 500 террористических организаций. За одно десятилетие они совершили 6500 актов международного терроризма, от которых погибло 5 тысяч человек и пострадало более 11 тысяч человек [22] .

Новый подъем международного терроризма отмечается с 11 сентября 2001 года, когда террористы Аль-Каиды атаковали ряд объектов на территории США.

Согласно экспертным оценкам, в 2008 году в мире произошло около 12 тысяч террористических актов, в результате которых пострадало 56 тысяч человек, в том числе 15 тысяч погибло, при этом большинство из жертв — мирные жители, включая женщин и детей [23] .

История

Впервые на международном уровне вопрос о борьбе с терроризмом стал обсуждаться в 1934 году в Лиге Наций. Это было связано с убийством 9 октября 1934 года в Марселе короля Югославии Александра I и премьер-министра Франции Луи Барту [16] .

Принятые Лигой Наций в 1937 году «Конвенция о предупреждении терроризма и наказании за него» и «Конвенция о создании Международного Уголовного Суда» так и не вошли в силу [17] . Однако они послужили прототипом для современных международных соглашений в этой сфере [16] .

По мнению премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху, международный терроризм изначально был инструментом борьбы между разными государствами, как минимум одно из которых использует против других государств террористов как альтернативу обычной войне. Он пишет, что современный международный терроризм стал продуктом союза между странами Восточного блока и рядом арабских стран. Эти две группы государств спонсировали террористическую деятельность с конца 1960-х до середины 1980-х годов. В 1940-е-1950-е годы партизаны, террористы и повстанцы из целого ряда стран мира проходили в СССР и странах-сателлитах диверсионную подготовку. Нетаньяху считает, что после установления ядерного паритета с Западом СССР решил использовать международный террор в качестве орудия борьбы за свои интересы. К этой деятельности подключились также Ливия, Сирия и Ирак и некоторые другие арабские страны [18] .

Основными терактами этого периода был захват заложников, угон гражданских самолётов и политические убийства. Наиболее мощной международной террористической организацией стала Организация освобождения Палестины (ООП), которую в 1969 году возглавил Ясир Арафат. В конце 1960-х СССР вербовал террористов по всему миру, затем они обучались в специальных лагерях, размещавшихся в Одессе, Баку, Симферополе и Ташкенте [18] .

ООП, создавшая фактически «государство в государстве» на территории Ливана в 1970-е годы, стала базой и убежищем для террористов, а СССР формально оставался в стороне [18] . Тем не менее, 29 января 1981 года госсекретарь США Александр Хейг публично обвинил СССР в причастности международному терроризму [19] .

Генерал КГБ Филипп Бобков пишет, что в период с 1976 по 1996 годы регистрировалось от 320 до 660 терактов в год, которые можно причислить к международному терроризму, а затем волна террора пошла на спад, хотя масштаб и жестокость терактов выросли [20] .

Также Бобков утверждал, что западные страны не гнушались поддержкой терроризма в тех случаях, когда это было им выгодно: «террористические и диверсионные акты, в подготовке которых участвовали западные спецслужбы, осуществлялись не только на территории Советского Союза. Ими поощрялся международный терроризм, воплощавший в себе различные цели, как готовивших их центров, так и исполнителей… Естественно, поддержка их западными и, в частности, американскими спецслужбами, определялась их заинтересованностью развитием событий в конкретной стране или в определенном регионе мира» [21] . (В 2005 году Бобков также посчитал нужным отметить, что «Такой подход наших нынешних партнеров по борьбе с международным терроризмом характерен и для сегодняшнего дня».)

К началу 1990-х годов в мире действовало около 500 террористических организаций. За одно десятилетие они совершили 6500 актов международного терроризма, от которых погибло 5 тысяч человек и пострадало более 11 тысяч человек [22] .

Новый подъем международного терроризма отмечается с 11 сентября 2001 года, когда террористы Аль-Каиды атаковали ряд объектов на территории США.

Согласно экспертным оценкам, в 2008 году в мире произошло около 12 тысяч террористических актов, в результате которых пострадало 56 тысяч человек, в том числе 15 тысяч погибло, при этом большинство из жертв — мирные жители [23] .

Борьба против международного терроризма

Международное сообщество осознаёт опасность, исходящую от этого явления. В связи с этим на международном и региональном уровне принят ряд конвенций о противоправности различных проявлений международного терроризма. Примерами таких правовых актов являются: [4] [13]

  • Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Гаага, 1970 год);
  • Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреаль, 1971 год);
  • Конвенция о предотвращении и наказаний преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, включая дипломатических агентов (Конвенция ООН 1973 года);
  • Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против гражданской авиации (1977)
  • Конвенция о борьбе с захватом заложников (Нью-Йорк, 1979 год);
  • Конвенция о физической защите ядерного материала (1980 год);
  • Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства (1988 год);
  • Конвенция о маркировке пластических взрывчатых веществ (1991 год);
  • Конвенция о борьбе с бомбовым терроризмом (1997);
  • Конвенция о борьбе с финансированием терроризма (1999) [28] .

В 1994 году Генеральная Ассамблея ООН приняла «Декларацию о мерах по ликвидации международного терроризма» [29] . Ряд мер принимался также на двухсторонней, многосторонней межгосударственной основе и на национальном уровне [20] .

После событий 11 сентября 2001 года Совет Безопасности ООН учредил «Контртеррористический комитет» — на основании резолюции СБ ООН 1371 (2001). В последующем полномочия комитета были подтверждены резолюцией 1624 (2005). Комитет осуществляет межгосударственную координацию и техническую помощь странам-участникам в создании наиболее эффективных систем в борьбе с терроризмом [30] . Кроме «Контртеррористического комитета» Совет Безопасности учредил также «Комитет по Аль-Каиде» [31] , «Комитет по Талибану» [32] и «Комитет 1540». Последний занимается вопросами распространения ядерного, химического и биологического оружия [33] .

В докладе Генеральному секретарю ООН от 1 декабря 2004 года «Группа высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам» потребовала, чтобы виновные в терактах значительного масштаба были приравнены к лицам, совершившим военные преступления или преступления против человечности. Также группа потребовала от всех государств ратифицировать международные конвенции по борьбе с терроризмом. Группа также заявила, что необходима выработка глобальной стратегии по борьбе с терроризмом, общей конвенции против терроризма с включением в него определения терроризма [34] . Однако эти предложения не нашли своего отражения в Резолюции 1642 Совета Безопасности ООН принятой 14 сентября 2005 года [35] [36] .

Всего с 1963 года в рамках Организации Объединенных Наций было разработано 16 международных соглашений (13 контртеррористических конвенций и три протокола), которые открыты для участия всех государств-членов. В 2005 году в три из этих документов [37] были внесены изменения, касающиеся непосредственно отражения террористической угрозы [17] .

8 сентября 2006 года Генеральная Ассамблея ООН приняла «Глобальную контртеррористическую стратегию» в виде резолюции и прилагаемого к ней плана действий [38] .

По мнению многих специалистов, одними мерами, направленными против террористов, эту проблему решить невозможно, поскольку она порождается такими причинами как глобальное неравенство и массовая бедность в странах третьего мира [20] , а также протестом против глобализации [2] . Другие полагают, что ликвидация поддержки со стороны государств-спонсоров терроризма может существенно подорвать возможности террористических организаций [39] .

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector