0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Традиционные праздники буддизма (5; фото)

Буддисты отрицают существование высшей божественной сущности и при этом чтят и почитают любые проявления жизни в природе. Царевич Шакьямуни, считающийся основоположником настоящей религии, жил за сотни лет до нашей эры. Поэтому это одна из древнейших религий, хотя и называть это культурно-философское течение именно религией не очень правильно.

За столь солидную историю существования в учении появились течения и школы, поэтому и праздники несколько отличаются друг от друга в зависимости от местности. Но при этом все последователи относятся к Будде с искренним уважением, преклоняясь перед глубиной его мудрости.

Посещение храмов

Вера буддиста неотделима от посещения храмов. Здесь проводятся службы по лунному календарю, который можно считать традиционным: особенной силой обладают дни новой и полной луны. Но это не отменяет еженедельные и даже ежедневные служения.

Верующий приходит в святилище, где обязательный атрибут – статуя Будды, восседающего с безмятежной полуулыбкой. Тут и там видны изображения других божеств, мифических существ. Прихожанин снимает обувь, садится, кланяется и по-своему общается с божественным.

Монастырь наполнен духом умиротворения, сладковатым запахом благовоний и шепотом мантр как музыкальным сопровождением единения с богами. Подношения им и монахам считаются неотделимой частью посещения. Нередко встречаются молитвенные барабаны, способные донести молитву, усиленную в сотни тысяч раз.

Но даже вне стен храма человека сопровождает его вера. Буддийский культ выражается медитациями, ритуалами у домашнего алтаря, чтением священной литературы. Во время обетов, суть которых похожа на посты, буддисты стараются ограничивать себя в еде, вести более аскетичный образ жизни, питать свой ум светлыми мыслями – делать все, чтобы максимально приблизиться к гармонии внутри себя и во внешнем мире.

Список праздников буддизма

  • Весак — День рождения, Просветления и Ухода в нирвану Будды;
  • Буддийский Новый год;
  • Монлам — память о 15 чудесах, совершённых Буддой;
  • Майдари-хурал;
  • Мистерия ЦАМ;
  • Поворот колеса учения;
  • День рождения Далай-ламы.

Строгого регламента, какие праздники в буддизме нужно справлять неукоснительно, не существует. Ритуальные предпочтения зависят от школы (махаяна, тхеравада, тантра) и от исторических традиций отдельных стран.

Приведённый перечень далеко не полон. В частности, в тибетском буддизме повсеместно празднуется неизвестный другим течениям Дзул — День поминовения философа Цзонхавы.

Асола Перахара, торжество в честь Зуба Будды отмечают только сторонники тхеравады в единственном храме на острове Шри-Ланка, где хранится эта удивительная реликвия. Пышные торжества длятся две недели и включают процессии с празднично украшенными слонами. На одном из них по городу провозят ларец со священным Зубом.

Главные праздники буддизма

О самых значимых датах в буддийском мире стоит рассказать подробнее. На вопрос «Какой самый важный праздник в буддизме?» можно ответить однозначно — Весак. Он символизирует сразу три сакральных события: рождение, просветление и смерть Будды. Согласно поверью, Гаутама родился, обрёл дар просветления и ушёл в Нирвану во второе полнолуние года. Обычно оно приходится на последние майские дни.

Празднование Весака длится на протяжении целой недели. В монастырских общинах служатся особые молебны и устраиваются пышные церемонии. Дома и храмы с любовью украшают фонариками, живыми цветами и горящими лампадками, которые символизируют свет великого сострадания Будды. Люди совершают паломничество, приходят в монастыри, чтобы предаться медитации и послушать рассказы монахов. Сельхозработы в эти дни запрещены в знак милости ко всем земным существам, в том числе домашнему скоту.

Новый год в буддийской традиции отмечают в первое новолуние весны. Из-за отличий в летоисчислениях разных школ Новый год в таких странах, как Монголия, Тибет, Калмыкия, встречают в разные сроки.

Накануне Саагалгана уважаемые ламы-астрологи оглашают предсказания на следующий год. В монастырях совершаются молебны почитаемым божествам. Самая любимая богиня — Шри-Дэви. Она покровительствует древней тибетской столице — Лхассе.

Здесь сохранилось поверье, что Шри-Деви под Новый год осматривает свои владения, чтобы удостовериться, хорошо ли жители подготовились к её приходу. Чтобы заслужить милость богини и заручиться её расположением на год вперёд, рекомендуется не ложиться спать всю ночь: молиться в храме либо произносить мантры у домашнего алтаря.

Праздничное застолье по традиции должно включать блюда из продуктов белого цвета. Этот период года связан с массовым появлением приплода у скота. Становится много молока, отсюда и происходит название Сагаалган, которое переводится как ‘белый месяц’.

Молитва Монлам начинается с первым рассветом Нового года и читается 15 дней подряд. Праздник посвящается воспоминанию о пятнадцати чудесах, сотворённых Буддой. История гласит, что несколько монахов покинули своих прежних учителей-аскетов, чтобы присоединиться к сторонникам Будды. Возненавидевшие его монахи начали прилюдно злословить над Учителем, опровергая его святость.

Будда равнодушно относился ко всем насмешкам, но ученики упросили его продемонстрировать видимые доказательства своего могущества. В индийской деревне Шрасвати Будда 15 дней подряд совершал чудесные деяния, после чего слава о нём разнеслась по всему миру.

После окончания торжественных молебнов монахи сдают экзамены на получение более высокого сана. В последний день праздника, который всегда выпадает на полнолуние, делают 15 фигурок из топлёного масла, изображающих чудеса Будды. Их выставляют для обозрения в дацанах.

Этот праздник посвящён воплощению Будды Майтрейи в конце времён. Его правление связывается с благословенной эпохой процветания и блаженства, когда люди на земле будут жить 84 тысячи лет.

На Майдари-Хурал стекается множество паломников в монастыри. Из храмов выносится скульптура Будды Майтрейи, которую водружают на богато украшенную колесницу. Сопровождаемая многочисленными верующими процессия неспешно обходит стены монастыря по направлению движения солнца. Это событие и отражено в названии празднества — Круговращение Будды Майтрейи.

Церемония часто прерывается чтением сутр и ритуальными чаепитиями, поэтому продолжается она целый день. В завершение накрывается стол с обильными угощениями, приносятся подарки монашеской общине.

Мистерия ЦАМ

Некоторые исследователи считают, что корни ритуального действа ЦАМ следует искать в древних шаманских обрядах. В храмовую практику северного буддизма её ввёл великий учитель Падмасамбхава (VIII в.). Особо распространена мистерия в монгольских, бурятских, тибетских монастырях.

Обряд представляет собой пантомиму, исполняемую ламами в устрашающих масках докшитов (хранителей). Персонажи разыгрывают ритуальное действо, совершая танец по кругу, жестикулируя руками. Ежегодно исполняемая мистерия преследовала несколько задач:

  • устрашить и отдалить злых духов от последователей буддизма;
  • продемонстрировать торжество истинного вероучения;
  • показать присутствие божества в видимом мире;
  • подготовить человека к видениям в посмертном странствовании, которые сопровождают его на пути к перерождению.

Миссия исполнения Цам поручается монахам, получившим особое посвящение. Несколько дней до начала мистерии они постятся и погружаются в глубокую медитацию.

Поворот колеса Учения

Важнейший праздник в буддизме, отмечаемый в четвёртый день шестого лунного месяца. Знаменует день первой проповеди Будды Шакьямуни в индийской провинции Сарнатх. Первыми учение из уст Будды услышали пятеро аскетов, ставшие впоследствии его преданными учениками.

Главное действо празднования — обход храма со скульптурным изображением Будды Майтрейи, которое сопровождается чтением специальных сутр и игрой на ритуальных музыкальных инструментах. Духовная задача церемонии — приблизить период царствования Будды Майтрейи.

День Рождения Далай-ламы

Список праздников буддизма будет неполон без упоминания о памятной дате, единственной, исчисляемой по солнечному календарю. Каждый год 6 июля северные буддисты отмечают день рождения своего духовного лидера в изгнании Далай-ламы XIV. Судьба этого удивительного человека — живая иллюстрация буддийского вероучения. Он считается последним физическим воплощением Будды Сострадания.

Его предшественник оставил указание, где искать своё перерождение. Именно туда после смерти Далай-ламы XIII отправилась поисковая группа монахов. Родившийся в бедной семье крестьян 2-летний мальчик Тэнзин Гьяцо был найден по особым знакам, по которым определяют новую реинкарнацию Далай-ламы.

Затем последовала серия специальных испытаний, во время которых мальчик должен был найти вещь, принадлежавшую ему в прошлой жизни. С успехом пройдя проверку, 22 февраля 1940 г. он был возведён на трон Далай-ламы.

Это лишь малая толика из великого собрания праздников и ритуалов, существующих в буддизме. Менее значительные торжества посвящаются божествам, святым и покровителям, почитаемым отдельными школами, монастырями и общинами.

Что нужно делать при встрече с Хамбо ламой Итигэловым?

Субурган у села Оронгой. Родовой колодец семьи Пандидо Хамбо ламы Итигэлова. Фото: russianstock.ru

Глава российских буддистов дал инструкцию для верующих

С тех пор как 15 лет назад на поверхность земли было поднято тело XII Пандито Хамбо ламы Даша Доржи Итигэлова к нему не перестают обращаться верующие. Его нетленное тело находится в своей резиденции в Иволгинском дацане.

Читать еще:  Пассажирские перевозки

У всех желающих есть возможность пообщаться с ним, получить благословение, попросить о помощи. Тысячи людей рассказывают о том, каким была их первая встреча. Кому-то он видится с открытыми глазами, одни говорят, что он с ними разговаривал, другие напротив сомневаются в том, что это не мумия.

В любом случае для каждого, кто когда-нибудь имел возможность встретиться с Пандито Хамбо ламой Итигэловым, эта встреча становится незабываемой.

9 июня в Иволгинском дацана в честь Дня рождения Будды состоится хурал Дончод. В это время можно будет поклониться и получить благословение Хамбо ламы Итигэлова.

Запомнить и сохранить

XXIV Пандито Хамбо лама Дамба Аюшеев рассказал о том, что нужно делать при первой встрече с Итигэловым:

Хамбо лама влияет на каждого по разному. Но есть две обязательные вещи. Когда человек подходит к Хамбо ламе Итигэлову, он должен запомнить свои первые мысли. Это его послание.

Затем, когда человеку плохо, грустно, грозит опасность нужно вспомнить эти мысли и обращаться к Хамбо ламе. Тогда его будет защищать сам Хамбо лама. Потому как он единственный в мире человек, победивший «ангела смерти» — Эрлиг-хаана. Эти мысли, с которыми он делился с Хамбо ламой не нужно говорить другим. Потому как они будут его охранять от преждевременной смерти.

Второй момент. Бывает, что у человека начинают трястись руки, сводит ноги, перехватывает дыхание. В общем в организме появляются какие-либо изменения. Это значит, что он получил благословение (адис) от Хамбо ламы Итигэлова.

Но самое главное для буддиста – не то, что мы имеем возможность лицезреть Хамбо ламу, не то каким он его видит, а то что сегодня мы можем получать от него послания и учения.

Дни встречи и поклонения в 2017 году

26 февраля – Мандал Шива (09.00), Балдан Лхамо (19.00)
5 апреля – Ганжур хурал
10 мая – Дуйнхор хурал
9 июня Дончод хурал
27 июля – Майдари хурал
24 сентября – хурал, посвященный XII Пандито Хамбо ламе Дашио-Доржо Итигэлову
10 ноября – Лхаба Дуйсэн хурал
12 декабря – Зула хурал

Правила поклонения

Рекомендации прописаны Институтом Хамбо ламы Итигэлова.

Вход в центральный храм «Согчен» Иволгинского дацана для поклонения Хамбо ламе Итигэлову открыт с 9.00 до 19.00.

Во избежание столпотворения и давки просьба верующим не торопиться приехать первыми. Самый приемлемый вариант оказаться в дацане к 16 часам, т.е. в то время, когда количество паломников заметно поубавится.

Прежде чем зайти в главный храм, следует совершить гороо – молитвенный обход по периметру дацана по часовой стрелке. Войдя в храм, следует отключить сотовые телефоны, снять сумки с плеч. Почему? С сотовыми телефонами все понятно. Сумки с плеч нужно снять для того, чтобы в тот момент, когда Вы подойдете к Хамбо ламе Итигэлову и склонитесь перед ним, сумка не соскользнула с плеча и не отвлекла Вас.

Некоторые приносят с собой хадак (дарственный шарф) синего цвета, который можно поднести Учителю, но это делать необязательно. Самое главное – это Ваша внутренняя мотивация, с которой Вы приехали в дацан для совершения почитания. Здесь все строго индивидуально. Многие прикасаются своими хадаками к хадакам, ниспускающимся от рук Учителя, после чего забирают себе как благословленную вещь. Поступать ли Вам подобным образом – решать Вам.

Когда подойдет Ваша очередь, то ламы, стоящие возле Хамбо ламы Итигэлова притронутся хадаками к Вашему лбу, благословляя. Не старайтесь тянуться вверх с целью притронуться к рукам Хамбо ламы. Получив благословение, следует пройти дальше, не мешая другим. Говорят, что следует получить благословение несколько раз. Думаем, что количество не имеет особого значения, но каждый вправе выбирать сам.

Эта статья представляет интерес, что нетленность тела ламы Итигэлова является следствием намеренных (!) человеческих усилий по сохранению этого тела, но не как не действием Божием.

Во-первых, лама принимал пред смертью определенные препараты. Так, анализ кожи Итигэлова, проведенный в 2004 году, показал, что концентрация брома в теле ламы превышает норму в 40 раз.

Во-вторых, при эксгумации обнаружилось, что саркофаг Итигэлова был заполнен солью, которая «местами нанесла вред его коже — высушила» (по словам доктора Звягина, до 1973 года соли в саркофаге не было). После того, как тело ламы оказалось на поверхности, оно начало постепенно высыхать (отсюда и выпотевания на стекле влаги в его стеклянном саркофаге) и мумифицироваться, при этом, по мнению ученых, оно уменьшилось в весе на 15 кг. В итоге вся его «живость», подвижность суставов, которой так восторгались журналисты и его почитатели исчезла.

Открытие саркофага ламы Итигэлова. Его ученики не очень надеялись на чудо, поэтому пересыпали тело солью.

Кстати, традиция искусственного самобальзимирования в буддизме есть, например, в Японии монахи Сокушинбутсу, после определенной диеты и трудов ели бальзамирующие и ядовитые растения, после чего умирали, а накопленные растительные яды и смолы консервировали их.

Смотрите также по теме:

— Почему люди поклоняются нетленным мощам, верят в их чудодейственность, даже если никогда их не видели и понятия не имеют, откуда они появились?

— Этот феномен, кстати, хорошо понятен для русской культуры, где поклонение «нетленным мощам» в качестве залога ожидаемого возрождения приобрел особое значение еще в период Киевской Руси. Появление культа нетленных мощей сформировался, возможно, благодаря особым климатическим режимам пещер-катакомб в сочетании со специфической диетой обитателей Киево-Печерской лавры.

Как комментировал протоиерей Александр Мень, слово «мощи» означает «тело усопшего». Мощи святых могут находиться в разной степени сохранности. Останки подвижников Киево-Печерской Лавры нетленны (естественно мумифицированы), а в гробнице Серафима Саровского в 1903 году обнаружились лишь костные останки. Однако народная вера в «абсолютную нетленность» приводила впоследствии многих к разочарованию в вере – когда оказывалось, что большинство мощей всего лишь костные останки. Однако в оправдание этой народной веры хотелось бы отметить, что факты совершенной нетленности – наподобие произошедшего в Бурятии уже в наше время случая – столь редки, недолгосрочны и невероятны для обыденного сознания, что складывается парадоксальная ситуация: люди хранят в качестве почти мифа память о реальном событии сохранности тела, которое действительно со временем превращается естественным путем в целостную мумию. Но тот, кто не наблюдал сам этого уникального состояния, поверить в него просто не в состоянии.

Хамбо-лама Итигэлов (1853-1917). Прижизненная фотография

— Это правда, что тело буддийского ламы эксгумировали по его собственной просьбе?

— Да. Все это осуществилось лишь потому, что сам Итигэлов распорядился перед «уходом» достать спустя 75 лет свое тело. И 10 сентября 2002 года на территории кладбища неподалеку от Улан-Удэ произошла эксгумация — по инициативе главы буддистской церкви России Хамбо-ламы Аюшева, а так же с разрешения родственников, в присутствии официальных властей и специалистов по судебно-медицинской экспертизе.

В поднятом из-под земли коробе находился сидящим в позе лотоса пожилой мужчина, покрытый шелковыми тканями. При этом тело его оказалось полностью сохранным – с мягкими мышцами и эластичной кожей, сгибающимися суставами. Информация о бурятском ламе, который был извлечен из своего захоронения, попала в средства массовой информации. Общественность восприняла эту новость по-разному: часть людей просто не поверила, решив, что это «журналистский прикол» или «бурятская фальсификация», другие сочли, что это обычная мумия. Многие публикации поэтому были выдержаны в ерническом стиле.

— А что указывает на реальность феномена бурятского «чуда»?

— Уже одно то, что тело после эксгумации оказалось полностью сохранным, а признаки мумификации или бальзамирования отсутствовали. Волосяной покров и ногти сохранены. При надавливании на кожно-мышечные покровы углубления восстанавливают нормальное состояние. Отсутствуют трупные пятна, кожа без признаков разложения и наличия грибков. Какие-либо ароматические, смолистые или гнилостные запахи от содержимого короба и от тела не определялись. После извлечения тело сохраняло свое положение без специальных приспособлений.

На голени и кисти руки при раздевании был немного поврежден кожный покров. В открывшейся ранке на фотографии, опубликованной в журнале Geo, отчетливо видно красную несвернувшуюся кровь. И свидетели утверждали, что кровь имела желеобразный вид.

Необычность состояния тела была такова, что находившийся на эксгумации врач судебно-медицинской экспертизы 3.М. Мандарханов отказался проводить осмотр тела самостоятельно и потребовал создания специальной комиссии.

— Ну и разве это не чудо?

— Мне посчастливилось участвовать в исследовании биологических образцов. Нам было разрешено взять образцы отслоившегося эпидермиса со ступней, два среза ногтевой кромки и волосы. Так вот результаты показали, что Итигэлов целенаправленно, но не постоянно использовал бром (бромсодержащие растения), который привел к избыточному содержанию этого элемента в коже. В больших дозах бромиды угнетают процессы возбуждения в центральной нервной системе, включая спинной мозг, но почти не оказывают влияния на центры продолговатого мозга, который контролирует кислородное дыхание, кровообращение, частично соматическую нервную систему.

Читать еще:  Всеволод Чаплин считает, что фильм Гибсона окажет благотворное влияние на зрителей

Мы предположили, что Итигэлов достиг своего состояния путем отключения жизненных энергообменных функций организма и вхождения в глубокую медитацию. Таким способом он сумел смоделировать анабиозоподобное состояние — временное прекращение жизнедеятельности. Само по себе это явление в живой природе не в новинку.

С XIX века было открыто, что после состояния «выжидания» могут вернуться к жизни микроскопические червячки-коловратки, и рыбы и тритоны, и лягушки, и теплокровные — хомяки и мыши. Оживляли даже переохлажденных обезьян, когда они уже не дышали и сердце не билось. Известно немало случаев в разных странах, когда возвращались из такого состояния даже замерзшие люди. Народные русские лечебники содержали целые разделы, посвященные оживлению замороженных заживо. Длительное хранение в охлажденном состоянии жизнеспособной спермы и других живых компонентов давно уже не является «чудом».

— А что произошло с телом после извлечения из могилы? Оно не менялось?

— В том-то и дело, что изменения были видны уже через два года. Итигэлова поместили в сакральную часть (поверх алтаря) главного храма Иволгинского монастыря. Через некоторое время начали наблюдаться определенные изменения. Во-первых, изо рта поначалу выделялась влага. Спустя несколько месяцев произошел достаточно ощутимый выброс влаги, осевшей на стенах стеклянного куба, в котором поначалу хранилось тело. Еще чуть позже на коже начала активно выделяться соль – на лице и остальном теле. Цвет кожи стал постепенно темнеть.

Повторный осмотр (организованный мною в рамках проекта) в присутствии д.м.н. В.Н. Звягина, зав. отделом идентификации личности судебно-медицинской экспертизы (Москва) и к.м.н. К.М. Югова, осматривавшего тело при эксгумации (Улан-Удэ), был проведен в ноябре 2004 г. В целом ткани стали более упругими, уже не образовывались характерные углубления при надавливании, хотя мышечные ткани еще сохраняли эластичность. Подвижность в суставах уже отсутствовала. По всей поверхности тела имелись отложения соли, от которых в некоторых участках лопалась кожа. При контакте ощущался достаточно приятный запах. Линия рта, как и глаз, уже не различается. По субъективной оценке Д.А. Горина, вес тела по сравнению с моментом эксгумации уменьшился примерно на 15 кг. Был составлен официальный «Протокол осмотра тела Хамбо ламы Даша-Доржи Итигелова», где отмечено, что за два года, прошедших со времени первоначального судебно-медицинского освидетельствования тела Хамбо ламы Итигелова (11.09.2002) появились первые незначительные признаки мумификации, выражающиеся в пергаментной плотности кожных покровов, в потере их эластичности, в отсутствии движений в суставах (это было отмечено в Протоколе).

Читайте также по теме:

— А известно о подобных практиках в мире? Или Итигэлов в этом оказался первым?

— Конечно нет. В мире известно немало случаев случайной сохранности тел умерших, например, в Италии. В некоторых традициях существовали даже специальные практики, среди которых — регулировка дыхания, специальная диета, очистительные процедуры, медикаментозная поддержка. Специально эти методы были разработаны в индуистско-буддистском пространстве. Известны случае во Вьетнаме, Японии, Индии. Итигэлов явно следовал этим традициям. Известно, что он писал комментарии к «Дымбрыл Додво» (постижение Пустоты) — учению основателя тибетского буддизма Богдо Цзонхавы, который также пытался сохранить свое тело, но на седьмой день появились признаки разложения.

В буддизме, несмотря на разнообразные попытки, подобные практики не стали обыденностью, что связано и с трудностью осуществления, и с отсутствием канонических обоснований в рамках религиозной доктрины. Тем не менее, лама Итигэлов, готовясь к смерти, сумел освоить таинства «нетленного тела».

Сегодня отмечают День рождения Далай-ламы: человеческое воплощение буддийского божества

По убеждениям тибетских буддистов Далай-лама является человеческим обличием Авалокитешвары, что подразумевает воплощение страданий всех будд. Этот человек в глазах верующих своего народа носит дух Бодхисаттвы Сострадания. В буддизме так называют существо, которое приняло решение стать буддой во благо всех живущих в стремлении спасти всех от страданий и горя.

Когда Лхамо Тхондуп был признан Далай-ламой, ему дали новое имя — Чжецун Чжампел Нгагванг Ешэ Тэнцзин Гьямцхо.

Хотя нынешнего духовного лидера Тибета и считают реинкарнацией Далай-ламы XIII, сам он убежден, что не все ранее жившие Далай-ламы были подлинными воплощениями святого духа. Он чувствует, что является духовным воплощением Далай-ламы V, потому что его детство было наполнено яркими сновидениями про жизнь «Великого Пятого».

Кем был Будда?

Известно лишь несколько подробностей о жизни Сиддхартхи Гаутамы, человека, который впоследствии стал известен во всем мире как Будда, или Просветленный. Он родился в привилегированной семье, в деревне недалеко от современного Непала в 5-м или 6-м веке.

Будда

Будучи принцем по статусу, он познал трудности внешнего мира только когда ему было около 20 лет. Этот опыт побудил его отправиться на поиски просветления (или Нирваны). Достигнув Нирваны, он стал известен как Будда.

Он передал свое учение многим, чтобы и другие могли достичь Нирваны.

Представляем вам великие выражения Просвещенного.

«Невозможно вечно сидеть и быть настоятелем»

— У вас в звании присутствует некий сан «гэбши». Что это означает?

— Это, наверное, больше относится к ученому званию — это определенная степень, которую надо защитить, пройти экзамен у определенных людей высокого статуса в буддийских учебных заведениях. По-нашему, это что-то вроде кандидата наук. В течение нескольких дней претендующий на это звание проходит определенные диспуты. В буддизме с индийских времен существует такая форма обучения — философский диспут. Если человек смог защититься в течение нескольких дней, он получает эту степень. Все достаточно четко ограничено. У отвечающего есть только три варианта ответов, экзаменующий задает вопросы в определенной последовательности. Первые два—три дня отводятся на начальный этап, потом два—три дня — на основной курс, который изучается 5—8 лет. Все разграничено: задающий вопрос должен придерживаться определенной тематики.

— Во время моей прошлой беседы с Сэсэгмой Бубеевой она сообщила, что есть ламы разных направлений — лекари-фитотерапевты, костоправы, астрологи и молитвенники. У вас какая специализация?

— Совмещаю философское и медицинское направления. Есть ламы, которые владеют какими-то знаниями или даром и умеют правильно помочь человеку. У меня больше фитотерапия, советы по питанию, конституции тела. Часто говорится, что можно исправить болезнь, скорректировав питание и образ жизни человека. Эти вещи являются одними из причин, которые порождают болезнь.

— Вы все-таки здесь присутствуете как временный настоятель, пока дацан не построен, или собираетесь, что называется, пустить корни?

— Сейчас мы проводим работу по подготовке строительства. Потом будет само строительство. В какой-то из этих моментов будет утверждаться настоятель. Но это не какая-то постоянная должность: невозможно вечно сидеть и быть настоятелем, это временная должность. Все в жизни временно, и я не стараюсь связывать себя с какой-то должностью. Говорят, что надо в жизни каждые 4—5 лет менять свою работу. Но наше призвание ламы: независимо от должности и места, понимать свои основные цели — долговременные и краткосрочные. Строительство дацана и другие — это непостоянные цели.

Говорят, что надо в жизни каждые 4—5 лет менять свою работу. Но наше призвание ламы: независимо от должности и места, понимать свои основные цели — долговременные и краткосрочные

— Кстати, ламам разрешается жениться?

— Есть ламы, которым можно, а есть те, которым нельзя.

— А в вашем случае?

— В моем случае можно.

— Слышал, что буддисты не питаются мясом. Это так или нет?

— Я питаюсь мясом. Есть буддисты, которые придерживаются вегетарианских диет. С точки зрения медицины, сохранения здоровья долговременное вегетарианство, веганство и тем более сыроедение наносят тяжелый вред организму, пищеварительной системе. Что еще хуже, многие семьи своих детей, не спрашивая, лишают мяса. Отказ от продуктов животного происхождения, в том числе молока, масла, яиц, очень вреден для подрастающего организма, они очень нужны детям.

— Кто вас обеспечивает в материальном плане?

— Обходимся своими силами. Вообще, ламы не имеют постоянного источника дохода, как и священнослужители православия и ислама. Понятно, что они живут на пожертвование прихожан. Но здесь буддийских прихожан достаточно мало. Хотя за полгода, как я узнал, количество бурят в городе увеличилось в два раза — теперь их около 150 человек. Сюда стали обращаться и другие этнические буддисты — калмыки. Скоро, думаю, к нам пойдут тувинцы, вьетнамцы, китайцы, корейцы. Все только начинается, начинаем прием всех желающих, начинаем лекции по тибетской медицине, которые проводим по субботам. Темы, затронутые на лекциях, например, «питание согласно временам года, региону, конституции тела и по свойствам продуктов», будут интересны и полезны не только верующим, но и всем жителям Татарстана, которые будут проходить в Центр восточной медицины «Чжуд-Ши» по адресу: Галимджана Баруди, 20а (здесь находится временная резиденция ламы, — прим. ред.).

Буддийские обряды и обычаи

Дзул-хурал

Так называется «святильный обряд», совершающийся поздней осенью. Дацанские храмы освещаются снаружи и внутри множеством свечей, при свете которых верующие перед изображением богов каются во всех случаях плохого обращения с домашними животными. Плохой корм, побои, непосильная работа, которые заставляют животных страдать, — тяжелые грехи, вызывающие якобы дурное перерождение. Ведь в каждом домашнем животном, по ламаистским представлениям, может жить перевоплотившийся умерший родственник верующего. Покаяние должно избавить верующего от вины перед умершими. Возможно, что в своих истоках дзул-хурал восходит к индийскому культу «священных» животных.

Читать еще:  В Тюмени на Крещение святая вода будет идти из всех кранов

Найдани-хурал

Обряд, посвященный отшельникам (найданам), возведенным в ранг божеств. Совершается также осенью Вывешивая изображения найданов, подчеркивающие их дряхлость, безразличие ко всему окружающему, ламы рассказывают верующим, что найдены бы ли когда-то мирскими людьми, но уйдя в отшельничество, заслужили «спасение». Найдани-хурал подчеркивает опасность всякой привязанности к жизни, ибо эта привязанность ведет к дурным перерождениям.

Обо — обряд, перенятый ламаизмом у шаманизма. Обычно в Бурятии он совершается летом, перед началом сенокоса. Около кучи камней, сложенной на вершине холма, склоне горы, на перевале, ламы и верующие читают молитвы, в которых выпрашивают помощь у духов — «хозяев местности». На камнях оставляют жертву — пищу, монеты, шелковые платки (хадаки) Особенно усиленно молятся около обо во время засухи, так как ламы уверяют, что дождь посылается «хозяевами местности». Во время проведения обо нередко забивают скот.

Есть также обо, посвященные божествам ламаистского пантеона.

Усу тяялгн

В Калмыцкой АССР изредка наблюдается проведение близкого к обо обряда усу тяялгн, т. е. жертвоприношения духу — «хозяину воды». Для увеличения лова рыбы при большом стечении членов рыболовецкой артели на специально сооруженном отогнанном в море плоту закалывается козленок, кровь которого под чтение заклинаний стекает в котел со свежесваренной ухой.

Поклонение «святым» местам

В ряде мест Бурятии, Калмыкии и Тувы имеются места, объявленные ламами «священными». К ним верующие совершают паломничества. Особенно славятся гора Алханай в Агинском автономном национальном округе Читинской области и Аршан в Тункинском аймаке БАССР. Обычно считается, что магическую целебную помощь оказывают источники (арша-ны), а также скалы и камни необычной формы. Так, на склоне Алханая есть скала с небольшим отверстием, через которое пролезают беременные женщины, считая, что это принесет им благополучные роды. Часто у «святых» мест ищут помощи от бесплодия, хронических болезней и т. д.

Семейный алтарь

В каждом жилище верующего бурята, калмыка, тувинца на почетном месте помещается невысокий шкафчик с полочкой перед ним. Внутри стоят металлические, глиняные, деревянные скульптурные изображения божеств буддийского пантеона (бурханы), висят небольшие писанные на полотне, шелку или дереве иконы, лежат различные «священные» предметы. На полочке стоят бронзовые чашечки для жертвоприношений, курильные свечи, цветы. Изготовление икон и статуэток божеств было монополизировано ламами и приносило им большие доходы.

Молитва

Молитвы, обращенные к бодисат-вам, обычно просто механически заучивались верующими, так как язык их .(тибетский) оставался непонятным. Кроме молитв верующим приходилось заучивать множество заклинаний (тарни) для того, чтобы уберечь себя от действия злых духов и всевозможных несчастий. Желающие могли вести «учет» произнесенным молитвам и заклинаниям с помощью специальных четок. Некоторые особо благочестивые верующие собирали эти четки в мешок и отдавали едущему на поклонение святыням Тибета, чтобы боги точнее узнали о его — верующего — благочестии.

Наряду с этим ламаизм ввел своеобразную «механизацию» молитвы. В так называемые хурдэ — полые, обычно металлические, цилиндры — закладываются молитвенные тексты. Цилиндры бывают самых различных размеров : диаметром и высотой от нескольких сантиметров до нескольких метров. Через центры крышки и дна цилиндра пропущена ось, вокруг которой все сооружение может вращаться. Считается, что один оборот цилиндра равнозначен прочтению всех заключенных в нем молитв и священных текстов.

Вера в талисманы

Бу — талисман — носится почти всеми ламаистами. Он состоит из куска бумаги или материи, на котором нанесены тексты молитв и заклинаний — для долгой жизни, для защиты от болезней или насильственной смерти и т. д. Сложенный текст обшивается кожей и носится на шнурке на шее. Более действенным считается гу -маленькая статуэтка Будды или часть одежды «живого бога», носимая тоже на шее в деревянном или серебряном, украшенном чеканкой футлярчике. После обряда, совершаемого при присвоении имени новорожденному, лама привязывает к шее, к рукам и ногам ребенка бумажные талисманы, которые должны отвратить от новорожденного болезни и несчастья.

Гурумы и абаралы

Любое событие в жизни ламаиста заставляет его обращаться за советом к ламе-зурхачину, т. е. гадателю-астрологу. Последний указывает верующему, какие обряды и заклинания надо провести для успешной перекочевки на другое место, при покупке скота или выдаче замуж дочери, при болезни и похоронах родственника и т. п. Немалую роль при этом играет принятый в буддизме индийский календарь. В нем годы называются по наименованию знаков зодиакального круга: мышь, бык, тигр, заяц, дракон, змея, лошадь, овца, обезьяна, курица, собака, свинья. Эти названия сочетаются с одним из пяти «элементов» -дерево, огонь, земля, железо, вода. В результате получаются шестидесятилетние циклы, ведущиеся от 1027 г. нашего летосчисления. Сейчас идет 16-й цикл. Именно этот календарь, обычно именуемый японским, лег в основу некоторых неомистических представлений, получивших распространение в последние годы. Месяцы именуются тоже знаками зодиака или просто порядковыми номерами. Дни недели — названиями семи светил. Рассчитав все «данные», лама-астролог составляет на новорожденного гороскоп, в котором, основываясь на качественных особенностях года рождения («огненный дракон», «водяная курица» и т. д.), дня и месяца появления на свет и т. п., «предсказывает», чего и когда надо опасаться вступающему на жизненный путь, какие заклинания произносить, на ком он может жениться и т. д.

В менее ответственных случаях гадают по трещинам, образующимся при опускании раскаленной бараньей лопатки в холодную воду, по игральным костям (шоо) и пр. Когда «установлена причина» болезни, кражи, стихийного бедствия, специальный лама-заклинатель (абаралчин, или гурумчин) совершает часто сложный и дорогостоящий обряд — гурум, или абарал. Особенно много гурумов связано с представлением о злых духах как причине болезни и смерти человека, падежа скота и т. д. Одним из популярных гурумов является аминзолик, который раньше в случае назначения ламой проводился верующим обязательно, хотя бы это вело к полному разорению. Лама изготовлял в юрте соломенное чучело, одевая его в лучшую одежду больного. Затем путем заклинаний «загонял» туда вызвавших болезнь злых духов, после чего увозил в степь чучело вместе с платой за гурум. Гурум «жалдой» требовал сооружения на специальном столике вылепленных из теста или глины изображений людей или животных, которым надо оказать «помощь». Они окружены оградой из палок, сабель и стрел. Сюда тоже загонялись злые духи. Во время гурума «ухедэл дараха» ламы якобы ловят чертей и могут даже победить смерть.

Многие обряды и суеверия связаны с представлением о том, что счастье — нечто полуматериальное, могущее быть .»приданным» или «отторгнутым» от данного дома. Для «удержания» счастья в доме при удалении из него части имущества (при продаже скота, молока) верующие оставляют в доме частицу удаляемого — клок шерсти овцы, несколько капель молока, проливаемых на пол.

Обряды, сопровождающие смерть и погребение

В предсмертные часы, по ламаистскому обычаю, к умирающему должен быть приглашен лама для совершения обряда напутствия — зурдайн-судур, во время которого лама подробно рассказывает о том, что встретит на своем пути душа, расставшись с телом. После наступления смерти кто-нибудь из родственников узнает у зурхачина, кто может готовить покойника к погребению, какие хуралы надо отслужить, в какой день хоронить, в какой час и в какую сторону выносить тело, каким способом хоронить. Если не соблюсти всех указаний и не принять всех мер, следует ждать новых смертей в семье. Специалист по похоронам — буянчи — придает умершему нужную позу, обмывает и одевает покойника, зашивает ему веки и т. д. По правилам, тело должно быть предано одной из пяти «стихий» — земле, воде, огню, воздуху или дереву. Однако на практике обычно труп просто оставлялся в степи, где его пожирали собаки или волки. После похорон проводятся «очистительные» обряды, молитвы и обряды, предохраняющие живых от несчастий. Семь недель после смерти принимаются меры для того, чтобы «обеспечить» умершему хорошее перерождение. Падеж скота, увечье ребенка, воровство, происшедшие после смерти, указывают, будто душа «имеет обратное тяготение к семье» и ее надо снова «отгонять» молитвами, обрядами и пожертвованиями.

Все сохранившиеся обряды и праздники ламаизма наносят вред верующим, закрепляя антинаучную религиозную идеологию и ложась на их плечи тяжким экономическим бременем.

Нынешнее воплощение Далай-ламы

Нгагванг Ловзанг Тэнцзин Гьямцхо принял политическое решение больше не реинкарнироваться. Или выбрать преемника еще при своей жизни. Точное решение Его Святейшество примет, когда ему будет 90 лет. На данный момент Далай Ламе 83 года.

Надеемся, что в течение этих 7 лет власти Китая изменят свою тактику по отношению к Его Святейшеству в целом, и к Его реинкарнациям.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector