0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Бытие и активность бесовских сил

Православная Жизнь

Сегодня немалое число христиан больше увлекают темы об антихристе, чем о Христе. «Пророчества» о последних временах неизвестного происхождения оказываются занимательней и интересней, чем Священное Писание…

Когда-то давно, еще до моего, скажем так, «воцерковления», мне попалась книга Александра Аксенова «Знахарь против нечисти». Я был еще школьником, и где-то праздное любопытство, где-то желание прикоснуться к чему-то «этакому», «таинственному» подтолкнули меня к чтению мрачного «труда». Сегодня я уже плохо помню, о чем там шла речь, кроме одного – подробного описания ада, его устройства, разновидностей и иерархии демонов, системы их «наград» и т.д.

Последствия этого «погружения» в инфернальные темы не заставили себя ждать. Нет, воочию черти ко мне не являлись, однако страхов я натерпелся. Не знаю, были ли это «игры» моего разума или бесовские козни, но мне все время казалось, что кто-то собирается придти или приходит в комнату, воображение постоянно рисовало картинки из книги, а спать ночью было весьма жутковато. Естественно, что сегодня и я сам, и любой другой христианин не станет даже в руки брать такую ерунду, как книги Аксенова. Однако о бесах мы говорить не перестали, постоянно прибегаем к рассуждениям об их влиянии на нашу жизнь, более того, многие из нас воочию видели действие злых духов в человеке. Как правило, все эти темы носят достаточно размытый характер, но в Церкви есть вполне конкретное учение о демонах. Этот факт и воспоминание об описанном в моей жизни событии и подтолкнули меня написать нижеследующий материал.

Для начала давайте обозначим, что, согласно христианскому мировоззрению, зло не имеет собственной природы – это всегда недостаток добра, ущербность, несовершенство. Вот, например, свят. Кирилл Иерусалимский или тот же прп. Иоанн Дамаскин довольно четко указывают, что диавол при творении не получил и следа зла. Однако же, несмотря на отсутствие сущности зла, оно имеет собственную активность, проявляющуюся во вполне конкретных личностях, коими являются денница и все его приспешники. Взять, к примеру, хотя бы слова молитвы «Отче наш». Мы просим Бога избавить нас от «лукавого», т.е. «лукавый» – это не нечто, а некто. Поэтому, по точному замечанию Владимира Лосского, зло есть не природа, а «состояние, в котором пребывает природа личных существ, отвернувшихся от Бога».

Таким образом, мир бесов – это враждебный Творцу и всякому добру мир свободных, разумных духовных существ, добровольно отпавших от Бога. При этом, несмотря на определенную оппозиционность, демонический мир все равно сохраняет свою зависимость от Господа.

Думаю, что я не первый, кто попался на бесовскую уловку в своем стремлении узнать что-то такое эзотерическое, демоническое. Я много раз уже упоминал, что и сегодня немалое число христиан больше увлекают темы об антихристе, чем о Христе. «Пророчества» о последних временах неизвестного происхождения оказываются занимательней и интересней, чем Священное Писание. Но такой пыл должен остудить хотя бы тот факт, что нам неизвестны подробности падения диавола и его ангелов, так как эти сведения не имеют значения для нашего спасения.

Интересным здесь является мнение об иерархическом статусе денницы до его низвержения. Взгляды отцов Церкви в этом вопросе разделились. С одной стороны, мы привыкли слышать, что диавол был самым высоким из всех бесплотных ангельских сил. Такого мнения придерживался, например, свят. Григорий Богослов. С другой же стороны, такие отцы, как прп. Иоанн Дамаскин или свят. Григорий Нисский, считали, что денница был высшим Ангелом, стоявшим во главе того ангельского чина, которому было вверено попечение о земле. Но нужно сказать, что в этом вопросе у отцов никогда не было какого-либо противостояния: принимая одну сторону, они не отвергали другой. Здесь скорее важен не иерархический статус денницы, а причины, по которым он пал, которые в своем «Догматическом богословии» так хорошо описал Лосский : «Позиция Люцифера обнажает перед нами корень всякого греха – гордость, которая есть бунт против Бога. Тот, кто первым был призван к обожению по благодати, захотел быть богом сам по себе. Корень греха – это жажда самообожения, ненависть к благодати. Оставаясь зависимым от Бога в самом своем бытии, ибо бытие его создано Богом, мятежный дух начинает ненавидеть бытие, им овладевает неистовая страсть к уничтожению, жажда какого-то немыслимого небытия».

Теперь скажем пару слов о месте пребывания злых духов. На ум сразу приходит высказывание свт. Феофана Затворника о том, что бесы летают между нами и пристают к нам, словно комары в сыром месте. Сложно с этим не согласиться, особенно учитывая, сколько вокруг искушений и как легко мы в них впадаем. Также всем нам известны такие, взятые из Священного Писания, наименования, как «ад», «преисподняя», «тьма кромешная» и т.п. Но здесь необходимо вставить одно пояснение и вспомнить слова апостола Павла, что брань наша «против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:12). Мы привыкли слышать, что «поднебесье» – это некое воздушное пространство между землей и небом, которое душе необходимо преодолеть во время восхождения в Горний Иерусалим. Но в апостольском послании речь идет немного о другом. Свят. Иоанн Златоуст поясняет, что греческое именование «поднебесья» (έν τοΐς έπουρανίοις) означает то же, что и «за» или «из-за» «Неба» (υπέρ έπουρανίοις). Таким образом, наши враги воюют с нами не ради наживы или славы, но для того, чтоб лишить нас Неба, брань идет из-за благ Небесных.

Война людей с нечистыми духами не равносильна. В этом утверждении никто в общем-то и не сомневается, но нужно вспомнить еще слова прп. Серафима Саровского о том, что бесы, обладая, пусть и искаженной, но ангельской природой, имеют такую силу, что малейший из них мог бы уничтожить землю, если бы благодать Божия не делала бессильной их ненависть к творению Божию. С одной стороны, здесь мы видим устрашающую мощь, но с другой – понимаем, что каждый из демонов и даже сам диавол действуют ровно настолько, насколько им позволяет Господь. Именно поэтому всякому христианину не нужно бояться не их самих, не их действий. Достаточно просто вспомнить наставления апостола Иоанна: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви» (1 Ин. 4:18).

Читать еще:  8 марта - обретение мощей блаженной Матроны Московской

Злые духи уже сделали свой выбор, и их воля всегда устремлена к злу, несмотря на формальное сохранение свободы. Мы знаем, что сейчас покаяние и изменение своей участи для них уже закрыты, но вот доступны ли они были ранее – вопрос, в котором мнение святых отцов разделилось. Например, прп. Иоанн Дамаскин говорит, что после падения покаяния и не могло быть, так как злые духи бестелесны, а вот свят. Василий Великий полагает, что даже диавол мог раскаяться до тех пор, пока не искусил первых людей.

Наверное, нужно еще сказать и о том, что важно для нашей духовной жизни. Это тот факт, что, в отличие от нас с вами, злые духи крайне «трудолюбивы». Вот перед нами стоит цель – Царство Небесное. Теперь провокационный вопрос: сколько времени и сил мы тратим для достижения этой цели? И тут все прекрасно понимают, что бесы никогда не останавливаются, они не отдыхают, не берут выходные, не уходят в отпуск, но каждое мгновение своего злого бытия посвящают достижению своих злых целей. Их влияние проявляется как на общественном, так и на индивидуальном уровнях, и спорить с этим никто не станет. Достаточно вспомнить обращенные к Христу слова диавола во время Его искушения в пустыне: «Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее» (Лк. 4:6). В Священном Писании есть еще множество мест, раскрывающих нам понимание власти нечистых духов, но даже приведенной цитаты достаточно, чтоб понять, кто «князь мира сего» (Ин. 12:31), кто здесь «правит бал».

Делать какие-то выводы я не стану, так как они напрашиваются сами собой, но напомнить хотелось бы о том, что добро принципиально неодолимо злом. Какой бы масштаб ни приобретало распространение тьмы и как бы близко со светом она ни соприкасалась, тьма попросту неспособна поглотить свет, ведь «свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1:5).

Как бы «заезжено» это не звучало, но Бог ограничивает и попускает действие бесов для нашего воспитания. В этом утверждении содержится важная мотивационная установка христианской жизни, которую очень хорошо раскрыл свят. Иоанн Златоуст: «Диавол зол для себя, а не для нас; мы же, если захотим, можем приобрести через него много и добра, конечно, против его воли. То, что люди делаются лучшими, само по себе уже терзает и мучит дьявола; а когда мы будем достигать этого через него же, то он не в состоянии будет и перенести такого посрамления. Но как это достигается через него? Когда мы, страшась его жестокости, постоянных наветов и непрерывных козней, будем отгонять от себя тяжкий сон, бодрствовать и всегда помнить о Господе».

Каждую из затронутых здесь тем можно развивать и дальше, но, думаю, сказано уже достаточно. В конце концов, учение о злых духах не самое важное в православной догматике. Главнее здесь не «теория», а собственно «практика», ведь «сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста» (Мк. 9:29).

Протоиерей Владимир Долгих

Тема: Способы распознавания бесовской силы

Опции темы
  • Версия для печати

Способы распознавания бесовской силы

В конце 50-х годов я писал, что мы живем во время величайшего за две тысячи лет духовного кризиса и что в этом кризисе люди узнают ангелов и бесов беспрецедентным образом. «Христиане увидят, как ангелы поддерживают их и помогают им, — сказал я. — Бесовской деятельности, угнетенных и одержимых людей будет больше, чем мир когда-либо видел».
Это было перед тем, как пробуждение оккультизма достигло того размаха, который оно имеет в Америке сегодня. Торговля наркотиками и порнографический издательский бизнес хотя и были силами, с которыми необходимо было считаться, но не оказывали прямого влияния на миллионы молодых людей, как сегодня.
Фильмы типа «Заклинатель» и «Предзнаменование» были не более чем грезами в головах нескольких писателей.
Что случилось? Только ли ради доходов театральных касс и газетных киосков сегодняшнее поколение завалено подробностями о бесовщине? Или же рядом находится что-то зловещее, реальное и бесподобно злое?
В кризисах прошлых времен необычное проявление ангельской силы сопровождалось удивительной деятельностью бесов. Такие явления были хорошо подтверждены документально в течение жизни Иисуса Христа. С момента Его рождения, провозглашенного ангелами, до Его вознесения, было замечено больше ангелов, чем за все четыре тысячи лет истории Ветхого Завета. Одновременно присутствие бесовской силы в тот период было более явно, чем в какие-либо прежние времена.
Последний кризис?
Огромное количество христиан, верящих Библии, убеждены, что сегодня мы живем при последнем кризисе человечества. Ирония и трагедия в том, что чем меньше церковь учит о бесовской силе, тем больше сатана подчиняет себе общество. Одна половина мира является владением дьявола другая не верит в то что дьявол существует, а он следит за тем, чтобы они никак не встретились друг с другом. За последние годы было издано полдюжины превосходных книг о дьяволе и бесовской силе, написанных с консервативной евангельской точки зрения. Я расцениваю это как ободряющий признак того, что Господь готовит Свой народ сражаться в эти последние дни. Чтобы нам не драться с ветряными мельницами и не искать бесов в каждом доме и семье, в этой главе я покажу, как можно распознать бесовскую силу в сегодняшнем обществе.

Преступность

Я начинаю с преступности по очевидным причинам. Демоническую силу можно увидеть легче и чаще, чем где-либо еще, в преступлениях против личности, собственности и общества.
Это не сюрприз для тех, кто знает Библию. Иисус сказал, что дьявол — «вор», тройная работа которого «красть, убивать и губить» (Ин. 10:10). Иисус сказал неверующим евреям своего поколения: «Ваш отец дьявол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего; он был — человекоубийца от начала и не устоял в истине. ; когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8:44).
Исайя, писавший под Божественным вдохновением, изобразил обстоятельства своего времени, обстоятельства, существующие и сегодня.
«Ибо руки ваши осквернены кровию и персты ваши беззаконием; уста ваши говорят ложь, язык ваш произносит неправду. Никто не возвышает голоса за правду, и никто не вступается за истину; надеются на пустое и говорят ложь, зачинают зло и рождают злодейство» (Ис. 59:3,4).
Всякий, кто задумывается над огромными масштабами преступности в сегодняшней Америке вынужден признать, что бесы являются движущей силой.
Когда Иисус провозгласил, что в последние дни «беззаконие умножится», Он имел в виду нечто большее, чем негуманное отношение людей друг к другу. Сатана, зная, что его время коротко, дал волю своим бесовским силам чинить насилие и забирать мир с земли.
Почти каждый день газеты или журналы сообщают о преступлениях, не поддающихся описанию, о деяниях, которые могут быть объяснены только бесовской силой. Мать душит насмерть своего маленького ребенка и потом рассказывает полиции: «Какой-то голос велел мне сделать это.» Голос дьявола велел ей убить своего ребенка.
Большие города в Америке стали небезопасны, достаточно многие испытали террор одного или нескольких безумцев. В Бостоне был свой «Душитель», в Лос-Анджелесе масонские убийства, а в Нью-Йорке «Сын Сэма» стрелявший из 44-го калибра. Осужденный «Сын Сэма», убийца, свидетельствовал в суде, что в 1977 и 1978 годах он пошел убивать молодых женщин в Нью-Йорке по приказу собаки. Недавно, во время евангелизационной кампании в Маниле, я снова посетил доктора Мариано Лару в Билибидской тюрьме. После дружеского приветствия он сказал: «Мистер Самралл, как жаль, что вас не было здесь днем раньше». Когда я спросил почему, он повел меня в морг и показал мне изувеченные тела двух маленьких детей. Он объяснил, что родители этих детей пришли домой со спиритического собрания, околдованные и вообразили, что в действительности их дети — бесы. Родители схватили своего маленького сына и дочь и воткнули им разные предметы в горло, в нос, в глаза и уши. Дети кричали от боли, пока не умерли. Когда прибыла полиция, родители сказали, что нашли в своем доме двух бесов. «Но это ваши собственные дети», — сказали полицейские. «Нет, — настаивали родители. — Мы нашли в своем доме двух злых духов и попытались подчинить их».

Читать еще:  Да ли је тачно да је човек виши од Анђела?

Незаконное и преступное употребление наркотиков способствовало нынешнему резкому росту всех видов преступности. Широкое употребление галлюциногенных наркотиков, породившее «битников» (Beat generation — усталое, разочарованное поколение — прим. перев.), а позже культ хиппи, обещало великие блага. Помимо немедленного ощущения беззаботного транса тут были новые горизонты для души, расширение сознания и контакт с вечностью. Но все это было ложью дьявола.
Да, эти наркотики действительно давали немедленное «озарение», но с неизмеримым вредом для пользующихся ими. Удивительно, что употребление наркотиков и сильная зависимость продолжаются, несмотря на интенсивную просветительную работу правительства, церкви, средств массовой информации и таких христианских групп как «Тин Челлендж» («Теел Challenge»). Политики зашли в такой глубокий компромисс, что уже не могут отличать правильное от неправильного, они продолжают поддаваться давлению узаконить «менее вредные» наркотики. (Действительно, при неоправданно мягком отношении нашей страны к алкоголю и табаку не слишком логично разворачивать кампанию против доступности марихуаны, героина и кокаина.)
Телекомпания Сн-Би-Эс в программе «60 минут» показала непредсказуемые и разрушительные действия наркотического вещества, известного как «Пи-Эс-Пи». Два молодых человека, дававшие интервью программе, рассказывали мерзкие истории об убийствах, которые они совершали «поя кайфом» от «Пи-Эс-Пи». Сатана может искушать человека наркотиками невероятно сильно, и в наше время они стали страшным оружием. Вся картина — наркотические вещества и их пустые притязания, вместе с неспособностью общества контролировать их — бесовского происхождения. По мере того, как мы приближаемся к концу века, преступления станут более ужасными, а человеческое сердце более ожесточенным.

Моральные грехи

Хотя это правда, что люди всегда были морально греховны, мы приближаемся ко времени, когда мир окажется под жестокой атакой духов аморальности. Можно ожидать, что семьи в Америке будут продолжать распадаться. Притом темпе, в котором дьявол работает сейчас, скоро останется немного добропорядочных семей стой семейной жизнью, какую мы знали в прошлом. Люди будут жить на животном уровне, меняя семью каждую ночь. Сатана решил «голливудизировать» семьи Америки. Прелюбодеяние — это дух.

Мужчины говорили мне: «Я отдал бы все на свете, если бы смог прекратить свою аморальную жизнь, но я не могу». Аморальность имеет над ними странную власть. Такой человек обладаем духом прелюбодеяния.
Я не верю статистике, которая утверждает, что один из десяти американцев — гомосексуалист. Три десятилетия тому назад опрос Кинси (Kinsey Report) показал, что «четыре процента всех мужчин я значительно меньшее число женщин являются гомосексуалистами всю жизнь

большинство социологов считает эту цифру слишком высокой. Более свежее исследование Ханта. оценило распространенность гомосексуализма среди мужчин тремя процентами, из которых, может быть, один процент открыто действует в «сексуальных меньшинствах» (Ken Roes, «Gay Right»: The Coming Struggle», The Nation, Nov, 19,1977). Однако так называемое «сексуальное меньшинство» велико, все более заметно и явно растет.

Я считаю, что гомосексуализм это дух. Для мужчины неестественно иметь половые сношения с мужчиной, или для женщины — с женщиной. Должно быть, это от злого духа. Этот страшный грех вселяет ужас по всему миру. В моем служении я несколько раз молился за страдающих этим извращением, и они рассказывали мне о страсти и принуждении, связывающих их. Они признают, что это идет из духовного мира.
Господь Иисус Христос сказал: «Также как было и во дни Лота. Так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится» (Лук. 17:28-30). Во дни Лота гомосексуализм был распространенным грехом, и он быстро становится таковым в наше время. Бог ненавидит его сегодня не меньше, чем во время Лота, когда Он навел на них страшный суд, я считаю, что предающиеся ему обладаемы бесом и нуждаются в Божественном освобождении. Психиатрия не может освободить человека, только сила Христа может дать ему свободу.
Церковь заражена этим духом. В последние годы мы были свидетелями такого явления, что крупные деноминации тратили большие суммы десятин и пожертвований людей на подготовку докладов,оправдывающих
гомосексуализм.

Читать еще:  Светлая седмица: что важно сделать

Я одобряю те усилия, которые мы можем предпринять в церкви, чтобы проявить открытое, сострадательное, любящее отношение к гомосексуалистам как к личностям, но должно быть очень ясно, что Библия осуждает дух и практику гомосексуализма. То, что сейчас в Лос-Анджелесе существует церковь с двадцатью тысячами членов, открыто считающих себя «голубыми», лишь один пример исполнения написанного Павлом в Римлянам 1. Он показал, что когда люди не захотели верить свету Божественного откровения и слушаться Евангелия, «то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так, что они сквернили сами свои тела. » «Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным: подобно и мужчины, оставивши естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срами получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение» (Рим. 1:24, 26, 27).

Порнография и непристойные фильмы — это зло из преисподней. Вероятно, о них написано достаточно, чтобы их природа была понятна. Но «респектабельные» моральные грехи жадности (о которой я буду говорить еще), расовых предрассудков, всеобщего равнодушия к нищим и упования на военную силу и власть вместо Бога также симптоматичны для злого духа этого века.

Любовь к деньгам

В письме к Колосской церкви Павел предостерегает от алчности, или жадности, которую он приравнивает к идолопоклонству (Кол. 3:5). А в 1-ом Коринфянам он приравнивает идолов к бесам (1Кор. 10:20). Ненасытная алчность, любовь и похоть к деньгам без сомнений являются духом; это еще одна область, в которой мы можем ожидать увеличения бесовской силы в будущем.
Библия говорит, что любовь к деньгам есть корень всех зол (1 Тим. 6:10). Кто-то может сказать: «Я не могу усмотреть бесовскую силу в вопросе денег». Но многие люди привязаны к деньгам, жадность для них такой же наркотик, как для наркомана героин. И это от дьявола. Из-за денег люди пренебрегают своими семьями, обманывают и лгут, продают как свои репутации, так и тела и души. Фактически, начало почти всякого зла в мире можно обнаружить в любви и похоти к деньгам. Она разрушает семьи, заставляет людей грабить и убивать и губит все хорошее в жизни.

Слишком многие американцы позволили доллару стать их хозяином. Один мужчина пришел ко мне в офис в Саут Бенде и спросил, может ли он поговорить со мной о проблеме его брака. До этого он слышал мою проповедь по радио. Он рассказал мне историю своего разбившегося брака.
«Я работал до изнеможения всю жизнь, — сказал он.
Несколько лет я работал на двух работах – по шестнадцать часов в день. Я построил прекрасный дом в Саут Бенде и коттедж у озера. У меня автомобиль последней модели. Я думал, что делаю все это для моей жены. Я думал, что она тоже хочет этого. Но однажды, когда я был на работе, в мою дверь позвонил торговый агент. Моя жена разрешила ему продемонстрировать пылесос, и прежде чем он ушел, они совершили прелюбодеяние. Пользуясь моим отсутствием, он возвращался в мой дом снова и снова, и довольно часто они вдвоем уезжали в коттедж на озеро и там грешили».
Он рассказывал свою историю, рыдая, останавливаясь ежеминутно, чтобы справиться со своими эмоциями.

«Мое сердце так разбито, что я не знаю, что делать, — продолжал он. — Я не верил, что это может случиться со мной. Я вижу сейчас, что если бы я не был так жаден до денег и материального, я бы все еще имел жену. Я ставил деньги на первое место, а ее на второе.
Я никогда не любил ее так, как должен был. Теперь я потерял свою жену, потому что она оставила меня ради этого другого мужчины. Она сказала мне, что лучше будет жить в однокомнатной квартире с кем-то, кто любит ее, чем со старым скрягой, который работает по шестнадцать часов в день. Я пытался сказать ей, что делал все это только для нее, но она смеялась надо мной и говорила, что никогда не получала ничего от этого».

Любовь к деньгам может стать и становится таким злым духом. Она может заставить человека в Нью-Йорке украсть миллион долларов на бирже, чтобы потом признаться: «Зачем я это сделал?» Он сделал это, потому что обладаем духом и потерял контроль над своей жизнью.
В книге Джозефа Боркина Продажный судья (JosephBorkin, The Corrupt Judge, Clarkson N. Potter, 1962) вашингтонский адвокат рассказывает о трех глубоко уважаемых федеральных судьях в Нью-Йорке и Пенсильвании, которые в течение двадцати лет покупали и продавали «правосудие» в местных делах о банкротстве и присвоении чужих денег.

Один из судей пытался создать в высоких кругах федеральной системы судебных органов корпоративную империю на «займах», «предоплатах по контрактам» и откровенных взятках, полученных от людей, представавших перед его аппеляционным судом.
Другой судья часто получал деньги в скрученных в трубку газетах в темном коридоре здания федерального суда, тогда как третий судья двадцать лет терроризировал всех адвокатов в своем районе, пока, наконец, не был пойман Министерством внутренних дел США. Некоторые государственные служащие честны и порядочны, однако коррупция такого типа проникает на все уровни правительства, бизнеса и общества в Америке. Она угрожает разорить страну.

Источник: «Бесы — Разговор на чистоту» (Лестер Самралл)

Последний раз редактировалось ★Алексей★; 06.04.2013 в 16:19 .

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector