0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

История бывшей малолетней узницы концлагеря Анголы Шнейдер

История бывшей малолетней узницы концлагеря Анголы Шнейдер

08:46, 24 декабря 2018г, Общество 1435

Фото Олег БОГДАНОВ

Сколько себя помнит жительница Шипуновского района бывшая малолетняя узница концлагеря Ангола Шнейдер, искала встреч с родным братом, второй половинкой своей души, с которой ее разлучила война.

Анголе Фридриховне – восемьдесят. И всю жизнь ее спрашивают, откуда имя такое диковинное в Сибири? А с ним вот какая оказия приключилась. Её семья накануне Великой Отечественной жила на Украине, в Мариинке Николаевской области. Младшую дочь, которая родилась в 1938 году, Елизавета и Фридрих Келлер решили назвать Ангелой, но полуграмотный писарь сельсовета перепутал буквы в метрике. Так кроха стала Анголой, а в семье ее называли Анечкой.

Летом 1941-го мужчины села ушли на фронт, этнических же немцев, компактно проживавших на Украине, отправили в трудармию. Среди них был и Фридрих Готлипович, Федор, как на русский манер звали его в Мариинке. А следом полицаи объявили об эвакуации сельчан немецкой национальности из страны – в Германию. С караваном пленных двинулись в чужую страну Елизавета и ее дети – Вероника, Эрна, Роза, Ангола и крошечный Иосиф.

Старшие не раз вспоминали, как грузили на бричку самое нужное, как мама рассаживала малышей, а корова-кормилица брела за ними на привязи. Месяц добирались до железнодорожной станции, а дальше – товарные вагоны и прощай, родина. Обливаясь слезами, они расстались с буренкой. Трехлетний ребенок вряд ли мог запомнить такие подробности, но Ангола Фридриховна рассказывает, что страшное время всплывает в ее голове смутными образами, которые подтвердили и сестры:

– Сначала – телеги и тряская дорога, потом мы идем пешком, потому что лошадей и коров у нас забрали, а заступиться было уже некому… Германии нужна была рабсила. Когда добрались до перевалочного лагеря в местечке Куманиц, уже на немецкой стороне, местные сбежались посмотреть на «русских свиней», «черных людей», как нас там называли. И удивлялись, что мы светлые, белокожие.

На работу в Германию

В один из дней всё пошло не так, как обычно. Со словами: «Сейчас поедем на сборы» — полицаи отделили от взрослых 12-15-летних подростков, довезли их до города Херсон, погрузили в товарники и отправили в Германию.

— Везли нас целый месяц: много времени уходило на восстановление разбомблённых железных дорог, — вспоминает моя собеседница. — За это время нам ни разу не дали поесть. Как выжили? Первое время питались тем, что впопыхах собрали для других ребят родители. В Молдавии, Румынии, Болгарии, когда на остановках нас выпускали выливать из вёдер нечистоты, подкармливали местные жители. Они бежали к составу, совали нам в руки котомки… Но еды на всех не хватало: многие ребята в поезде умерли от голода.

…В концлагере первым делом всех детей отправили «на карантин»: провели дезинфекцию, вытравливали вшей.

После нас выстроили перед немецкими фрау, которые выбирали в свои дома прислугу, а остальных подростков отправляли работать на фабрики, заводы и на немецкие фермы, — рассказывает Надежда Ивановна. — Я работала на заводе в городе Равенсбург. Близ него был расположен лагерь, в котором в бараках жили около трёх тысяч подростков.

Каждое утро узников лагеря выстраивали в шеренги по пять человек и в сопровождении конвоя вели на завод. Там они складывали в ящики снаряды, гранаты и грузили их в машины.

На ногах у нас были деревянные башмаки, которые мы называли пантохли. Колонной из трёх тысяч человек мы шли по булыжной мостовой. Грохот от тяжеленых обуток разносился по всей округе. Думаю, немцы специально придумали для нас такие кандалы, чтобы в наших головах даже мыслей не возникало о побеге.

Никогда не поднимать головы

В Освенцим Рива попала вместе с двоюродной бабушкой Михалиной, лишившейся на войне двоих сыновей. С мамой девочка не виделась 8 лет.

На вопрос, что делали в лагере, вспоминает, как стояли на перекличках – ноги в снегу или в слякоти и острый страх заболеть:

«За этим там очень следили. Не дай бог у кого-то что-то – его уже не было».

Спали на том, что было при себе по приезду. Залеживаться не разрешали. Взрослые ходили на работу, а дети бродили у бараков – собирали прутики, ниточки, пели в надежде, что кто-нибудь подаст кусок хлеба.

«Учили нас зачем-то петь «O Tannenbaum» («О, елочка», – пер. с нем. Рождественский немецкий гимн. – Прим. ПЭ). Обеды – запах этот ужасный до сих пор вспоминаю! А еще заставляли никогда не поднимать головы. От этого мне всегда казалось, что в бараках нет окон. И только когда я снова приехала туда в 95-м, увидела узкие щели у потолка», – рассказала бывшая узница.

Фото: «ПолитЭксперт» – Евгений Зайцев

В аду

После долгой дороги 14-летний Женя вернулся домой к матери и брату, который был младше на 9 лет. Город находился в оккупации. По всем улицам развесили объявления о том, что всем жителям такого-то возраста надо собраться. Ровесники собирались уйти в лес к партизанам. Поступить так же Евгений не мог – испугался оставить своих родных.

«Тем, чьи парни в подполье, немцы грозили расстрелом, и я пошел в школу на сбор. В плен нас оформляли наши же учителя, которые теперь служили немцам», — рассказывает бывший узник.

Пленников везли в Германию, как скот, – стоймя в закрытых вагонах. Сидеть было нельзя и негде. На станции несколько переполненных вагонов отцепили и оставили людей взаперти без воды и еды. Пленники в них просто умирали от голода и жажды. Несколько дней эти вагоны с живыми и мертвыми людьми стояли на станции, а потом пришли немцы. Они открыли состав и отправили всех выживших русских в плен, где долго гоняли по этапам. Так Евгений Морозов оказался в немецком городе Брауншвейг в концлагере.

«Я приехал в концлагерь босым. Были парусиновые туфельки, но они развалились. Пытался каким-то тряпьем обмотать ноги, но не получилась – материала подходящего не было. Спасало то, что лагерь находился при металлургическом заводе – днем то шлак теплый, то труба какая – прислонишься и согреешься. В 6 утра мы уже стояли на проверке, нас по счету приводили и уводили. Если на работе провинишься – жди вечером наказания. А наказание зависит от настроения охраны. Захотят порезвиться – помордуют несколько человек, поиздеваются, но мне немножко повезло», — проговорил Евгений Иванович и грустно улыбнулся.

Читать еще:  Грузинская православная церковь выступает за расширение сотрудничества с РПЦ

«Меня определили в группу, которая работает по ночам, а днем находится в лагере. На голодный желудок не спалось, и мы при случае всегда крутились возле кухни в надежде прихватить что-нибудь съестное – картофельных очисток или еще чего-нибудь. На кухне работали несколько русских женщин, а ими руководила немка Марта. По разговорам можно было понять, что они уважают ее и хорошо к ней относятся. У меня как раз открылись раны на ногах. Она увидела мои голые ноги, дала картошки и сказала приходить к ней каждый день. Я приносил котелок, и Марта наливала мне еду из общего котла», — с благодарностью вспоминает узник концлагеря.

Кроме картошки и баланды немка, рискуя жизнью, выдавала узнику двойную порцию хлеба.

«На раздаче она протягивала мне хлеб в левую руку, а в это время я брал второй кусок в правую руку. За Мартой стоял вооруженный офицер. Очень противный. Он оставил на восточном фронте кисть руки и русских органически не переваривал. Если бы заметил – расстрелял тут же. Если бы не Марта, я, наверное, не протянул бы», — говорит Евгений Морозов.

Очень много людей в концлагере умирали от голода. Истощенные тела сбрасывали в траншеи за зданием барака. Две из этих огромных ям были полные, а третья заполнялась с каждым днем. Рвы были шириной с человеческой рост и длиной в 30 метров.

О том, как фашисты убивали военнопленных, Евгений Иванович не рассказывает. Молчит о том, что в Браушвейге были газовые печи, что трупы в траншеи увозили сами узники. Только когда видит по телевизору или в Интернете фотографии лагерей смерти, говорит, что в плену все это было.

Все три года бывший узник проходил босой в том тряпье, в котором попал в концлагерь. Обе ноги почернели, образовались раны и гнойные волдыри.

«В лагере был врач, здоровый мужик, и две его помощницы – сытые щекастые девки. Я зашел в кабинет, он говорит, залезай на стол и поднимай руки. Я поднял, одна девка схватила за руки, вторая за ноги, а доктор без всякого замораживания разрезал волдырь. Я начал кричать, ругаться, тогда он что-то еще ковырнул, и я потерял сознание. Пару дней дали отлежаться, а потом погнали на работу», — вспоминает пленник.

Фашисты бесчеловечно относились к пленникам.

«Желудки у всех узников были расстроенные. Только подумаешь о том, что в туалет надо, – как уже не успел. Утром какой-то бедолага побежал туда и не дошел до туалета – облегчился по дороге. Полицаи не поленились поднять три барака – выстроили, прочитали лекцию, а потом заставили голыми руками донести это до туалета», — рассказал Евгений Иванович.

Свое отношение к русским военнопленным немцы изменили после битвы за Сталинград.

«Они стали спрашивать нас про то, как мы жили, кем работали наши отцы. Одним словом, они поняли, что русские – это тоже люди», — подытожил бывший узник.

В августе 1978 года Кароль Войтыла участвовал в конклаве, избравшем папу Иоанна Павла I, однако тот скончался всего через 33 дня после избрания. В октябре состоялся ещё один конклав. Его участники оказались расколоты на сторонников двух претендентов-итальянцев — Джузеппе Сири, архиепископа Генуи, известного своими консервативными взглядами, и более либерального Джованни Бенелли, архиепископа Флоренции. В конечном итоге Войтыла стал компромиссным кандидатом и был избран папой. При восшествии на престол Войтыла принял имя своего предшественника и стал Иоанном Павлом II. Он стал первым папой-поляком и первым неитальянцем с 1523 г.

Как и его предшественник, Иоанн Павел II попытался упростить свою должность, лишив её многих королевских атрибутов. В частности, говоря о себе, он использовал местоимение «я» вместо «мы», как это принято у царствующих особ. Папа отказался от церемонии коронации, проведя вместо нее простую инаугурацию. Он не носил папскую тиару и всегда стремился подчеркнуть роль, которая обозначена в титуле папы, Servus Servorum Dei (раб рабов Божьих).

В 1979 г. Иоанн Павел II впервые встретился с министром иностранных дел СССР А.А. Громыко. Это было беспрецедентное событие, учитывая отсутствие дипломатических отношений между Советским Союзом и Ватиканом. 1 декабря 1989 г. папа встретился с советским лидером М.С. Горбачевым, а уже 15 марта 1990 г. были установлены дипломатические отношения между СССР и Ватиканом.

25 января 1979 г. начался визит папы в Мексику. Это была первая из 104 зарубежных поездок понтифика. Летом 1979 г. Иоанн Павел II посетил родную Польшу. Его избрание главой Римско-католической церкви стало духовным толчком к борьбе поляков против коммунистического режима и к появлению движения «Солидарность». Позже папа посещал родину еще семь раз, но никогда не давал повода обвинить себя в подстрекательстве оппозиции к перевороту.

13 мая 1981 года на римской площади св. Петра на Иоанна Павла II совершил покушение член турецкой ультраправой группировки «Серые волки» Мехмет Али Агджа. Агджа ранил Иоанна Павла II в грудь и руку и был схвачен. В 1983 папа навестил находящегося в заключении Агджу, приговорённого к пожизненному заключению. О чем именно они разговаривали, до сих пор остается тайной, но папа сообщил журналистам, что простил Агджу. В 1984 г. Агджа дал показания о том, что покушение было организовано болгарскими и советскими спецслужбами. Были арестованы трое болгар и трое турок, якобы причастных к покушению, но за неимением улик были отпущены. Позже по просьба папы Агджа был помилован итальянскими властями и передан турецким органам правосудия. В 2005 Агджа заявил, что к покушению были причастны некие ватиканские кардиналы. 2 марта 2006 были опубликованы выдержки из доклада комиссии итальянского парламента, занимавшейся расследованием обстоятельств покушения на Иоанна Павла II. Глава комиссии сенатор Паоло Гуцанти сообщил журналистам о причастности руководства СССР к устранению Иоанна Павла II. Доклад основан на информации, опубликованной бывшим начальником архивного отдела КГБ СССР Василием Митрохиным, бежавшим в Великобританию в 1992 году.

Экуменическая деятельность

Иоанн Павел II активно шел на контакты с представителями других конфессий. В 1980 Ватикан с государственным визитом посетила английская королева Елизавета II (она же глава англиканской церкви). Это был исторический визит, учитывая, что многие столетия британские монархи и римские понтифики были непримиримыми врагами. Елизавета II первой из британских монархов посетила Ватикан с государственным визитом и даже пригласила папу в Великобританию с пастырским визитом к 4 млн. британских католиков.

В 1982 г. папа римский встретился с архиепископом Кентерберийским и совершил совместное богослужение.

Читать еще:  Главные телеканалы России покажут богослужение из храма Христа Спасителя

В августе 1985 по приглашению короля Хассана II папа выступил в Марокко перед пятидесятитысячной аудиторией молодых мусульман. Он говорил о непонимании и вражде, которые существовали ранее в отношениях христиан и мусульман, и призывал к установлению «мира и единства между людьми и народами, составляющими на Земле единое сообщество».

В апреле 1986 папа впервые в истории католической церкви переступил порог синагоги, где, сидя рядом с верховным раввином Рима, произнёс фразу, ставшую одной из наиболее цитируемых его высказываний: «Вы — наши возлюбленные братья и, можно сказать, наши старшие братья».

В октябре 1986 в Ассизи состоялась первая межрелигиозная встреча, когда на приглашение понтифика обсудить проблемы межконфессиональных отношений откликнулись 47 делегаций от различных христианских конфессий, а также представители 13 иных религий.

6 мая 2001 г. в Дамаске Иоанн Павел II первым из понтификов посетил мечеть.

7 мая 1999 г. Иоанн Павел II впервые посетил православную страну, Румынию. В 2001 г. папа посетил с официальным визитом Грецию, впервые с 1054 г., когда Западная Церковь откололась от Восточной.

Покаяние за ошибки

Иоанна Павла II в ряду его предшественников выделяют уже одни только покаяния за ошибки, совершённые некоторыми католиками в ходе истории. Ещё во время Второго Ватиканского собора в 1962 польские епископы вместе с Каролем Войтылой опубликовали письмо к немецким епископам о примирении со словами: «Мы прощаем и просим прощения».

Будучи папой, Иоанн Павел II принес покаяние от лица западно-христианской церкви за преступления времен крестовых походов и инквизиции.

В октябре 1992 Римско-католическая церковь реабилитировала Галилео Галилея, а в октябре 1993 — Николая Коперника.

В августе 1997 Иоанн Павел II признал вину церкви в массовом уничтожении протестантов во Франции во время Варфоломеевской ночи 24 августа 1573, а в январе 1998 принял решение открыть архивы инквизиции.

12 марта 2000 в ходе традиционной воскресной мессы в соборе Святого Петра Иоанн Павел II публично покаялся в грехах католической церкви. Он просил прощения и признал вину церкви за восемь грехов: преследование евреев, раскол церкви и религиозные войны, крестовые походы и оправдывающие войну теологические догматы, презрение к меньшинствам и бедным, оправдание рабства.

Иоанн Павел II признавал обвинения в адрес католической церкви — в частности, в молчании во время событий Второй мировой войны и холокоста, когда католические священники и епископы ограничились спасением евреев и других преследуемых нацистами людей.

75 лет со дня освобождения Освенцима. Узники лагеря рассказали об ужасах «фабрики смерти»

Екатерина Бутовская, Мария Филиппова, Нэлли Ефимкина, Ольга Крылова

В Музее Победы собрались бывшие узники фашизма, ветераны Великой Отечественной войны, учащиеся и молодежь из Подмосковья. Всего в Московской области живут 7414 бывших узников фашистских концлагерей.

«Мы собрались осветить и почтить в своей памяти 75 лет подвигу Красной армии по освобождению концлагеря Аушвиц-Биркенау, или Освенцима», — отметила руководитель Московской областной общественной организации бывших несовершеннолетних узников фашизма Инна Харламова.

Источник фото: телеканал «360»

Дети в Освенциме

Крупнейший нацистский лагерь Аушвиц-Биркенау (Освенцим) в Польше стал для всего мира символом холокоста, геноцида и террора. Узники гибли из-за голода, рабского труда, ужасных бытовых условий, болезней, наказаний, истязаний и преступных медицинских экспериментов.

«Они нас утром гоняли по площадке, клали на землю как бревна и катали. Каждый день. Потом на нары. Чай утром, в обед баланда, а вечером чай и хлебушка кусочек. И все», — поделился своими воспоминаниями бывший узник Освенцима Евгений Ковалев.

Источник фото: телеканал «360»

Война не пощадила никого. Многие из ныне живущих узников в начале войны были совсем детьми. Татьяна Фомина попала в лагерь в 1943 году. Ей было всего семь лет.

«Привезли нас туда после того, как сожгли нашего папу на глазах всей деревни. 368 человек было сожжено у нас на глазах. Вся наша семья попала в лагерь — шесть человек детей и мама. Но мама буквально через месяц тоже была уничтожена», — рассказала Татьяна Фомина.

Она рассказала, что в концлагере их разместили в бараке с трехъярусными нарами. «В конце барака была огромная параша. Могли туда окунуть ребенка любого. Кормили отбросами. То, что скотине не давали, давали нам», — рассказала Татьяна Фомина.

Источник фото: телеканал «360»

Перед наступлением Красной армии основная часть узников «маршами смерти» была отправлена в другие концлагеря. В освобожденном Освенциме находились 2819 узников, в том числе 180 детей.

«Они пригоняли в крематорий, а там заходишь — зал такой закрытый, как бы в душ. Всех раздевали, остригали наголо — и в эту камеру. И там в течение пяти-семи минут газ этот растворялся и люди погибали. Дым шел страшный, смрад, огонь. Каждый день, каждый день», — рассказал Евгений Ковалев.

Источник фото: телеканал «360»

«Ангел смерти»

Ужасом Освенцима был доктор Йозеф Менгеле. Он лично занимался отбором узников, прибывающих в лагерь, проводил преступные эксперименты над заключенными. Его жертвами стали десятки тысяч человек.

За 21 месяц своей работы в Освенциме Менгеле заработал репутацию одного из самых опасных нацистов и получил прозвище «Ангел Смерти». Он подвергал женщин ударам тока высокого напряжения, пытался изменить цвет глаз у детей, впрыскивая различные химикаты. Особый интерес у него вызывали близнецы. В Освенциме находились от 900 до трех тысяч близнецов. Из них в живых остались только 300 человек.

Источник фото: телеканал «360»

«У меня старшая двоюродная сестра работала на немецкой кухне. Она, чтобы не отправили в Германию работать на заводе, отрубила себе палец и старалась нас подкармливать. На нас проверены таблетки, на баях дети гнули спины. А дети были малолетки», — рассказала Татьяна Фомина.

Источник фото: телеканал «360»

Нечеловеческая жестокость поразила ученицу балашихинской школы № 12 Варвару Шорохову. Она призналась, что, прочитав письмо одной из узниц лагеря, просто ужаснулась.

«Я прочитала письмо одной из узниц Освенцима, Зинаиды Лешаковой. Как только ее отправили в барак № 25, их положили на нары, облитые ядовитой жидкостью, и к утру у них на теле открылись раны и мышечная ткань начала распадаться. Некоторые потеряли рассудок. Я, как только увидела этот текст, очень переживала, так как не могла себе представить, как вообще можно так поступать с живыми людьми. И доктор Менгеле, я не считаю, что он был человеком», — сказала девочка.

Источник фото: телеканал «360»

Освобождение

Спустя 75 лет бывшие узники фашистских концлагерей все еще не могут забыть те ужасы, которые им пришлось пережить. Они до сих пор не понимают, как им удалось выжить.

«Как мы выжили? Ну, наверное, бог помог. Я вот никогда это не забуду. Папа завернул меня в овчинный то ли тулуп, то ли шкуру, подавал маме на телегу и говорит: „Агаша, береги младшенькую“. Наверное, его молитвами», — сказала Татьяна Фомина.

Читать еще:  В московском храме Святителя Николая похищены золотые пожертвования

Источник фото: телеканал «360»

В конце 1944 года, перед наступлением Красной армии, фашисты попытались уничтожать следы своих преступлений: сжигали документы, некоторые объекты были разобраны или подорваны. 27 января 1945 года советские войска освободили около семи тысяч узников Освенцима, большинство из них были больны и очень сильно физически истощены.

Не для войны нам жизнь дана,

Мы будем жить, мы — в жизнь влюбленные.

Пусть будет проклята война.

Так скажем мы — непокоренные!

Понтифик, простивший своего несостоявшегося убийцу

В 1984 году Папа Иоанн Павел II простил своего несостоявшегося убийцу, находясь в карете скорой помощи на пути в госпиталь после огнестрельного ранения, полученного на площади Святого Петра.

Это событие подробно описано в книге «Почему он святой», написанной монсеньором Славомиром Одером, постулатором канонизации Папы Иоанна Павла ІІ в 2010 году.

Папа Иоанн Павел ІІ в своем обращении к паломникам 17 мая 1981 года – через четыре дня после покушения – упомянул о прощении Мехмета Али Агджи, которого посетил в тюрьме в 1983 году.

Во время отбывания наказания в виде тюремного заключения (19 лет) Агджа принял христианство. Впоследствии его депортировали в Турцию, где он продолжил отбывать тюремный срок за убийство журналиста-либерала Абди Ипекчи в 1979 году.

В декабре 2014 года Агджа посетил могилу Папы Иоанна Павла ІІ – человека, который стал для него «братом по духу».

Пророчества

Впоследствии он пришел к убеждению, что от него пулю отвела рука Божией Матери. И причиной тому стали знаменитые Фатимские предсказания Девы Марии, которые узнал Иоанн. Павла 2 пророчество Богоматери, в частности, последнее, настолько заинтересовало, что он посвятил его изучению многие годы. На самом деле предсказаний было три: первое из них относилось к двум мировым войнам, второе в аллегорической форме касалось революции в России.

Что касается третьего пророчества Девы Марии, то на протяжении долгого времени оно являлось предметом гипотез и невероятных домыслов, что неудивительно: Ватикан долгое время держал его в глубочайшем секрете. Высшим католическим духовенством было даже сказано, что оно останется навсегда тайной. И только папа Римский Иоанн Павел 2 решился открыть народу загадку последнего Фатимского пророчества. Ему всегда была присуща смелость поступков. Тринадцатого мая, в день своего восьмидесятитрехлетия, он заявил, что не видит смысла в необходимости сохранения тайны предсказаний Девы Марии. Ватиканский Госсекретарь в общих чертах рассказал, что записала монахиня Лусия, которой в детстве и явилась Богородица. В сообщении говорилось, что Дева Мария предсказала тот мученический путь, по которому пройдут папы Римские в двадцатом веке, даже покушение на Иоанна Павла II, совершенное турецким террористом Али Агджой.

Смерть в огне

Похороны Иоанна Поммера. Рига. Фото с сайта russkije.lv

Ночью 12 октября 1934 года на архиерейской даче произошел пожар. Прибывшие на место происшествия полиция и пожарные обнаружили растерзанное и обожженное тело владыки. Следствие выяснило, что он был подвергнут жестоким мучениям: его привязали к снятой с петель двери и положили на верстак, где пытали, стреляли из револьвера, после чего еще живым сожгли. Кто был виновником преступления, полиция не выяснила.

На похороны епископа Иоанна собралось более ста тысяч человек, которых не испугала его страшная гибель и не остановил страх возможного преследования.

Сегодня мощи священномученика Иоанна покоятся в Рижском кафедральном соборе Рождества Христова, над ними выстроена часовня.

В 2006 году был утвержден Орден Латвийской Православной Церкви святого священномученика Иоанна, архиепископа Рижского. Его девиз: «Вера без дел мертва есть» (Иак. 2,20). Он стал наградой, которую получают духовные и светские лица за особые заслуги в деле укрепления Православной Церкви, за укрепление мира между народами и дела милосердия.

Вот удивительные мысли, которые оставил нам святой:

— Когда удается сделать что-либо доброе – это тебе посланное: Господь запретил ветрам тебе мешать. Он приготовил тебе эту сладкую пищу, чтобы ты принял ее и укрепился.

— Что удаляет от Бога? Беспечность и многопопечительность – два крыла, на которых летит удаляющееся от Бога человечество.

— Чем тяжелее испытание, тем больше, значит, Божие доверие к человеку, тем больше должно быть ожидание доверия человека к Богу.

— Велика сила всякой смиренной молитвы. Нет случая, чтобы она не исполнилась, хотя и не всегда так, как того хотят люди, но – еще лучше. Неисполненную просьбу человеческую Господь заменяет Своими дарами, которые – самое главное и самое нужное благо для человека. Ибо лишь Господь Один знает, что важно и что нужно каждому. Человек же в своих прошениях иногда уподобляется ребенку, просящему пламя свечи.

— Во всяком обижаемом, если он не обижается и не хочет обидеть, – ответ Христовых страданий.

— Мы бы не выдержали, мы бы умирали от любви ко всякому человеку, если бы видели его таким, каким он может быть во Христе.

— Мало в мире простого, евангельского подхода людей друг к другу – без подозрительности, без идеализации, без требований предъявляемых, без “счета” за любовь.

— Как редко мы думаем и чувствуем правильно! Сколько раз, вопреки внушению нашей совести, вопреки Слову Божью, мы довольствуемся в своих поступках лишь приблизительной честностью; как часто нашими словами мы искажаем и прикрываем истину. Правда должна лежать в основе каждой нашей мысли, руководить нами на каждом шагу жизненного пути.

— Море житейское. Жизнь в этом мире – плавание по морю. Интерес к этому миру – глотание соленой воды.

— Царствие Божие “усилием берется”. Надо “зарабатывать” высшую жизнь, нищенствовать, стоя на зное и холоде этого мира, протягивая руки к Небу.

— Призвать, обратиться к Богу значит прежде всего покориться Его воле и, уже покорившись, молиться Ему.

— Человеку дана власть претворять воду земной жизни в вино молитвы и благодарения Бога.

— Говорить правду мало! Надо, чтобы она в нас сама говорила, источалась из нас. Правда источается из человека чудесно, как вода из камня в пустыне. Осознание человеком своей нищеты – первая капля этой правды.

— Человек создан не только для того, чтобы трудиться, но и чтобы любить и молиться.

— Добывание драгоценностей. Одна из главных черт религиозной жизни и человеческого воспитания есть “добывание драгоценного” из окружающих нас малых обстоятельств и фактов жизни. В большей своей части жизнь земная состоит именно из того, что человек считает “неважным”. И религиозная мысль призвана отыскать во всем, начиная с малого, смысл вечности.

— Хорошо с Богом. Не найдется ни одного истинного христианина, который бы не воздал Господу славу за то, что жить с Ним хорошо. Так хорошо, что лучше все претерпеть, чем с Ним разлучиться.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector