0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Человек у перевала. Тинторетто

«Самая отчаянная голова среди живописцев»

В США состоялась первая ретроспектива Якопо Тинторетто

Его кисти принадлежит самая большая в мире картина, Жан-Поль Сартр назвал его «первым кинорежиссером в истории», а искусствоведы окрестили «авангардной суперзвездой Ренессанса». В честь 500-летия со дня рождения Тинторетто в Национальной галерее искусств в Вашингтоне прошла его первая выставка в Северной Америке. Виктория Бутакова рассказывает, как этот художник заслужил звание одного из тройки величайших венецианских живописцев эпохи Возрождения наряду с Тицианом и Веронезе, и размышляет о том, насколько новый взгляд предложила американская выставка.

Якопо Робусти, сын красильщика шелка, с малых лет рисовал всем и на всем, что только попадалось ему на глаза: красками на ткани, углем на камнях и стенах дома. Так он и получил свое прозвище — Тинторетто, то есть «маленький красильщик». Подростком он попал в мастерскую Тициана и, как гласит легенда, покинул ее через неделю, поскольку мастер счел его своим конкурентом. Уже в двадцать лет он обзавелся собственной мастерской, на двери которой повесил табличку с девизом «Рисунок Микеланджело, колорит Тициана», как бы обещая будущим заказчикам: здесь собрано все лучшее из истории искусства.

Но его стиль уже тогда выходил за рамки этого девиза. В своих колоссальных по размеру полотнах Тинторетто пытался заключить как можно больше драмы, движения и пластики, зачастую пренебрегая детальной прорисовкой, потому работы напоминали эскизы. Василий Суриков отмечал эту особенность в письме художнику Павлу Чистякову: «Кто меня маслом по сердцу обдал, так это Тинторетто. Он совсем не гнался за отделкой, как Тициан, а только схватывал конструкцию лиц просто одними линиями в палец толщиной; волосы, как у византийцев, черточками. Ах, какие у него в Венеции есть цвета его дожеских ряс, с такой силой вспаханных и пробороненных кистью, что, пожалуй, по мощи выше “Поклонения волхвов” Веронезе».

Тинторетто одним из первых в своей эпохе освоил новый формат — живопись маслом на холсте вместо деревянных панелей, что позволило ему писать в очень больших масштабах и экспериментировать с текстурой. Он искал новые и неожиданные способы воплотить в краске библейские и мифологические сюжеты. Его живописная манера оставляет впечатление срочности, стремительности, широкие эскизные мазки в сочетании с искусной игрой светотени — кьяроскуро — сосредотачивают внимание зрителя на фигурах персонажей, идеализированных и в то же время убедительно достоверных.

Характерный для художника прием проявляется практически во всех его работах: на дальнем плане еле намечены полупрозрачные фигуры, которые придают всей картине некую величественную одухотворенность, в особенности в сочетании с очень высоким горизонтом и сложной игрой ракурсов. Как сказал один из кураторов выставки в Вашингтоне и специалист по венецианскому искусству XVI века Фредерик Ильчман, «лучше, чем кому-либо, ему удавались энергичные религиозные картины, заставляющие почувствовать действительное присутствие некоего чуда».

Помимо прочего, Ильчман является председателем организации Save Venice, занимающейся сохранением городского искусства и архитектуры. К юбилею Тинторетто компания профинансировала реставрацию 18 картин, часть из которых затем отправилась в США. Основная часть наследия художника принадлежит именно Венеции: он создал немало гигантских полотен и росписей церквей и общественных учреждений, которые невозможно показать на международных выставках. Интересно, что эти работы настолько колоссальны, что человеческий глаз попросту не может охватить их целиком и вынужден разбивать на отдельные фрагменты, маленькие рассказы, которые складываются в единое повествование.

Освещая именно эти работы, Фредерик Ильчман и его коллега Роберт Эхолс — второй куратор выставки и крупный специалист по Тинторетто — опубликовали гид по венецианским произведениям мастера. Среди них и самая главная из его ранних вещей, которая принесла ему известность и сейчас хранится в венецианской Галерее Академии, — «Чудо святого Марка». Она интерпретирует легенду об александрийском рабе, который подвергся наказанию за то, что, ослушавшись хозяина, молился на могиле святого Марка.

Художник запечатлел само мгновение появления святого: орудия пыток — молоты, палки и мечи — разбиваются о тело раба. Врывающаяся словно бы из ниоткуда внутрь рамы фигура святого вносит в картину чрезвычайную динамику, дополняя классическую ренессансную композицию: резкое движение в центре замыкается обращенными к нему фигурами. Этот ход вносит в значение картины новый оттенок, интерпретируя изображенное на ней событие не как замкнутое в себе целое, а как пример единичного всплеска в вечном движении потока времени и пространства. Именно такое восприятие было характерно для искусства позднего Возрождения.

Хотя многие вещи показать не удалось, выставка 46 картин, привезенных в США из музеев всего мира, все же раскрыла сущность творчества Тинторетто и смогла охватить каждый из этапов его карьеры.

В 1548 году он стал официальным живописцем Венецианской республики, заняв должность Тициана, и писал полотна для государственных учреждений — таких, как дворец Камерлинги, где располагалось финансовое управление. «Мадонна с тремя казначеями», выполненная для украшения этого здания, — самая большая картина на выставке. Она представляет собой посвятительное, или вотивное, полотно, где сакральный сюжет совмещен с портретами реальных лиц. Три чиновника, заказавших работу, изображены на ней склонившимися перед Девой Марией с младенцем на руках. Это безмолвное почитание воплощает не только благодарность государственных мужей за покровительство: они посвящают Богоматери результаты своих трудов во имя благоденствия республики. В нижнем левом углу на пьедестал нанесены гербы казначеев, под которыми значится надпись «Unanimis concordiae simbolus» («Символ единодушного согласия»). Художника, в первую очередь, занимает атмосфера сцены, исполненная тихого благородства, — ее он подчеркивает малиновыми и черными одеяниями чиновников на фоне наполненного светом пейзажа.

Один из важнейших разделов наследия Тинторетто — изображения классических библейских сюжетов. Выдающееся достижение раннего периода его творчества — полотно «Сотворение животных», которое запоминается насыщенной, бурной и оживленной композицией. От фигуры Творца, окруженной пламенным светом, начинают движение птицы и рыбы, словно стрелы, вылетая из его рук и следуя указанному им направлению. Холст пересекают бегущие олени, быки и даже упоминаемый в Библии единорог. Сосредоточившись на образах животных, Тинторетто не так много внимания уделил пейзажу: здесь он играет роль второстепенную, расставляя лишь смысловые доминанты в границах между небом, сушей и водой (линия горизонта, береговая линия и дерево, написанные легкими, быстрыми мазками). Эти три стихии являют собой на полотне три отдельных мира, которые сходятся в одной точке — в изображении их создателя, отсылающем к фигуре Бога в «Сотворении Адама» Микеланджело с потолка Сикстинской капеллы.

Итальянский биограф Джорджо Вазари называл Тинторетто «самой отчаянной головой среди живописцев». Масштабы его экспериментов показывает картина «Святой Георгий и дракон», где сражение перенесено на задний план. На первом плане мы видим лишь царевну, которая устремляется к зрителю, словно выбегая из холста, и ствол дерева — вместе они образуют подобие буквы V, обрамляя всю сцену; в центре изображена жертва дракона, а в солнечном свете почти у края холста проступает благословляющий святого силуэт Бога Отца. Крайней степени драматизма художник достигает с помощью высокого горизонта и расположения света, падающего прямой линией с небес на поляну, где стоит Георгий, в то время как остальная часть полотна окутана мраком.

В другом разделе своего творчества — мифологическом — художник следует простому принципу: прочитывать легенду сквозь современность. «Похищение Елены» иллюстрирует эпизод, послуживший поводом для начала Троянской войны. Художник перенес этот сюжет в центр морского сражения при Лепанто 7 октября 1571 года, где флот Османской империи был разгромлен силами Священной лиги — коалиции католических государств. Потому у картины есть альтернативное название — «Битва христиан с турками». Однако бой выступает здесь лишь нечетким фоном, где хаотичные линии сливаются в фигуры людей и коней, образуя динамичную и напряженную композицию. На переднем же плане изображен облаченный в сине-оранжевые одеяния Парис, отправляющий Елену на корабль. В руках он держит белую ленту, которой собирается связать плененную женщину. Главным героем здесь становится контраст: беспомощное лицо и опрокинутая фигура Елены резко противопоставлены замкнутой жестокости похитителей, а сцена, происходящая в лодке, детально прорисована яркими красками и выделяется на фоне далекого узора из светлых силуэтов.

На картине «Музы» Тинторетто изобразил девять божественных покровительниц искусств и наук. К XVI веку и музы, и Аполлон (чей лик здесь вписан внутрь Солнца) стали ассоциироваться с идеей гармонии сфер — учением о музыкально-математическом устройстве космоса, согласно которому движение небесных тел рождает «мировую гармонию» в благозвучности движения планет, их скорости и расстояния между ними. Именно эту концепцию воплотил Тинторетто: его музы, которые буквально вращаются по пространству полотна в некоем мировом танце, снабжены лютней, клавесином, лирой, глобусом, компасом и слагают последовательный рисунок из диагональных линий поперек плоскости изображения.

Муза, летящая слева, напомнила итальянскому художнику и биографу Карло Ридольфи позу, воплощенную Джованни Джамболоньей в бронзовой скульптуре «Геркулес и Лихас». Этот случай не единичный: Тинторетто зачастую опирался в рисунке на пластику статуй и делал миниатюрные модели скульптур Микеланджело из воска или глины. Он следовал своему собственному методу, который описал другой биограф — Марко Боскини, а кураторы выставки воссоздали в отдельном зале. Тинторетто драпировал свои восковые фигуры, подвешивал их в ящиках и устанавливал свет. Затем он делал наброски углем на квадрированных листах и переносил в увеличенном виде на холст с помощью сетки.

Об этом «сеточном» методе построения композиции Ильчман и Эхолс узнали во время исследований, которые проводили перед выставкой, заглядывая под верхние слои краски с помощью рентгена и инфракрасной рефлектографии. Кроме того, они обнаружили новую информацию о пигментах, которые использовал Тинторетто. «Многие из картин, особенно в его поздний период, кажутся нам коричневыми, темными, своего рода монохромной палитрой, как будто он намеренно становился более мрачным в своем позднем искусстве, — сообщил Ильчман. — Вместо этого выясняется, что многие из ландшафтов были ярко-зелеными. Просто пигмент, минерал, со временем менялся при контакте с маслом. Это вводит в заблуждение». Результаты исследований кураторы собрали в отдельную книгу «Тинторетто. Художник венецианского Ренессанса» вместе с репродукциями всех выставленных в Национальной галерее искусств картин и детальной биографией художника и опубликовали ее к юбилею.

Хотя основу творчества Тинторетто составляют монументальные многофигурные композиции, его наследие насчитывает также несколько портретов, которые завоевали звание лучших в XVI веке и вдохновили более поздних художников-портретистов — Рубенса, Рембрандта и Веласкеса. На выставке в Вашингтоне они занимали отдельный зал. По словам Роберта Эхолса, «персонажи смотрят вам прямо в глаза. Кажется, они только что с вами встретились. Это оставляет впечатление какой-то современности: вы чувствуете, что могли бы видеть этих людей и сегодня. Прогуливаясь по улицам Венеции, вы можете узнать одного из них».

Самобытность тинтореттовских портретов проявилась в середине 1550-х годов, когда мастер начал проникать глубже в напряженность психологического состояния персонажа. Ранние же работы отличаются некоей задумчивостью, мечтательностью настроения и сдержанностью жестов; они выполнены тонкими линиями и яркими красками. Таков «Портрет молодого человека с голубым рукавом»; та же благородная меланхоличность прослеживается в его первом автопортрете. «Портрет дамы в трауре» приходится на перелом в творческой манере художника: в нем еще угадываются загадочность и утонченность образа, однако они уже дополнены печатью времени, эмоций и переживаний, запечатленных на лице портретируемой.

Читать еще:  Сегодня у христиан всего мира началась Страстная неделя

Поздние работы уже лишены этой легкости; образы становятся глубже, порой достигая предельной драматической силы выражения характера. В «Портрете молодого человека из семьи Дориа» Тинторетто находит способ установить прямой диалог между персонажем и зрителем: изображенный человек протягивает руку вперед, словно бы выходя с помощью этого жеста за физические пределы картины; его губы сжаты, будто он вот-вот собирается что-то сообщить. Используя технику тональных переходов, в «Портрете пожилого мужчины с седой бородой» мастер добивается эффекта расплывчатой композиции, которая отражает смятение героя, обнажает его сомнения и скрытые противоречия.

Наибольшего мастерства в этом жанре художник добился в своем самом позднем автопортрете. На нем Тинторетто предстает изможденным, даже несколько суровым, но вместе с тем в его глазах запечатлены внутренняя красота и отражение духовной силы. Однако этот портрет не оставляет ощущения беседы со зрителем: его герой словно бы ведет разговор с собой, смотря не вперед, а куда-то мимо или даже внутрь себя, окидывая мысленным взором пережитые годы, изведанные истины и оставшиеся без ответов вопросы.

Такой автопортрет, выполненный беспокойными видимыми мазками и передающий смятение чувств при полном отсутствии внешней идеализации, был по-настоящему революционным для искусства позднего Возрождения. В то время как Тициан изображал себя «патрицием, официально позирующим и роскошно одетым», объясняют Эхолс и Ильчман, Тинторетто представлялся без украшательств. Говоря об этом произведении, кураторы заявляют: «Возможно, перед нами первый автономный автопортрет в европейском искусстве, который сделал манеру художника столь видимой, действуя почти как подпись. Именно отсюда начинается линия, ведущая к свободной живописи автопортретов Рембрандта, Ван Гога и Сезанна».

Тинторетто не только заложил основы честного автопортрета, но и в целом сильно повлиял на развитие живописи: его свободная техника нанесения краски и эскизная манера, демонстрирующая мастерство рисунка и колорита, — прецедент, который прослеживается в работах таких его последователей, как Эль Греко или Гюстав Курбе. По словам Ильчмана, «трудно представить, какими стали бы без Тинторетто в роли предшественника более поздние художники, такие, как Рубенс или Делакруа, которые любили богатую игру красок и решительные, агрессивные мазки». В действительности к нему обращаются до сих пор: в Венеции проходит LVIII художественная биеннале, на которой Пушкинский музей организовал «Тайное братство» — выставку медиахудожников, вдохновленных Тинторетто и переосмысляющих его технику работы с пространством произведения. Это лишний раз доказывает: искусство старого мастера будет жить вечно не только на стенах дворцов, церквей и музеев, но и в художественном опыте потомков.


Эпизод из фильма Вуди Аллена «Все говорят, что я люблю тебя» (1996), посвященный «гению небольшого роста, но с твердым характером, который воспел в своих полотнах Венецию XVI века». Съемки проводились в скуоле Сан-Рокко, расписанной художником.

Возрождение по-пацански. Тинторетто

Ахтунг! Присутствует мат. Много мата. Людям с тонкой душевной организацией читать не рекомендуется!

Якопо Робусти по прозвищу Тинторетто — второй по крутизне, после Тициана, художник Венециании Позднего Возрождения. Фамилия Робусти на самом деле нихуя не фамилия, а погоняло ветерана-отца (robusto — крепкий), которое тот заслуженно получил, отличившись в боях насмерть за Венецианскую республику.

Свою же персональную кликуху — Тинторетто, которая переводится как «маленький красильщик», художник получил по уже профессии отца, который был красильщиком шелка. Так же, иногда Тинторетто называли Il Furioso — «яростный» — за быструю и экспрессивную манеру рисования. Творческих псевдонимов больше, чем у современных рэперков, мда.

Когда Тинторетто был малой и помогал отцу на работе, старик увидел в сыне творческий потенциал и отдал на обучение в мастерскую к Тициану. Легенда гласит, что Тициан, в ту пору уже известный художник и мастер своего дела, очень быстро (за десять дней) прохавал, что у пацана невъебенный потенциал и из ревности выгнал его из своей мастерской, чтобы не растить себе конкурента.

Несмотря на изгнание Якопо все-равно искренне уважал экс-наставника и долгое время стремился достичь такого же глубокого чувства цвета и умения передавать силу в рисунке. Вообще, единственные два авторитетных фраера от искусства на которых равнялся Тинторетто — Микеланджело и Тициан. Позже у него даже появился яркий и очень маркетингово-удачный слоган-девиз, который украшал наружную стену его мастерской:

«Рисунок — Микеланджело, колорит — Тициана»

Тем не менее, Тинторетто не вошел бы в историю, если бы был тупым рисовакой способным лишь на подражание великим. Взяв лучшее от своих номинальных учителей, он создал собственный индивидуальный и узнаваемый стиль, отличительные черты которого, если в двух словах — смелость и драматичность. Тинторетто искренне любил своё ремесло, поэтому ебашил картины с бешеной скоростью, выполняя заказ за заказом. При этом зачастую он не придавал особого значения оплате, потому что ему был важен сам процесс творчества и возможность не останавливаться в работе. Но, несмотря на то, что он работал не ради бабла и славы, он все-таки имел и то и другое. Видимо, благодаря таланту бизнессмена и грамотной маркетинговой стратегии.

Некоторые из детей художника пошли по стопам отца и успешно продолжили семейное дело. Дочь, Мариетта Робусти, занималась портретами и выполняла заказы для ребят вроде Немецкого императора и короля Испании. А её брат, Доменико Робусти, усвоивший манеру и стиль бати, возглавил мастерскую после его смерти.

А теперь бизнес-урок:

Если в твоей голове прочно засел ошибочный и излишне романтизированный шаблон о «бедном художнике», который на последние гроши бухает винишко и ваяет свои шедевры на холодных мансардах какого-нибудь условного Парижа, то Тинторетто — чувак, который эти шаблоны порвёт и обоссыт.

Он был охуенным бизнессменом и реально шарил как вести деловые дела. Ему не составляло особого труда выигрывать государственные тендеры и масштабные заказы церквей и аристократов на высококонкурентном арт-рынке эпохи Позднего Возрождения.

Поясню: Венеция XVI века — время, когда искусство было полноценным серьезным социальным институтом с широким размахом и огромным значением. Сильные мира, типа знати, священников и всяких императоров постоянно заказывали росписи храмов, портреты и картины для украшения церквей и личных коллекций. Поэтому в ту эпоху существовало, мягко говоря, очень много суперпрофессиональных художников и урвать заказ было очень трудно. Профессионализм, связи и хорошая репутация были основой успеха и процветания любого художника. И у Тинторетто всё это было. Благодаря работающему мозгу внутри черепушки он легко урывал себе жирные заказы и умел обеспечить себя работой и деньгами на годы вперед. Как?

Ну, во-первых у него был алмазный, уже знакомый нам слоган, высеченный на вывеске мастерской: «Рисунок — Микеланджело, колорит — Тициана». Дерзко, просто и провакационно. Трудно остаться равнодушным и пройти мимо, когда есть варик получить в одной картине лучшее, что дала человечеству Итальянская живопись.

Во-вторых, Тинторетто очень часто выполнял стратегически-выгодные заказы даром или почти бесплатно, чтобы завести нужные связи и заодно пропиариться за счет популярности и статусного места.

Возможно в 2к18-м эти многоходовочки и маркетинговые гениальные стратегии не кажутся чем-то новым и убедительным, но в эпоху Позднего Ренессанса многие художники оставались с голым хуем от того, что не могли «грамотно продать себя».

Этот холст считается лучшей картиной Тинторетто на мифологическую тему. Насыщенная и динамичная композиция в совокупности с глубоким, проработанным колоритом, делают картину интересненькой и живой.

По легенде, проебавший все полимеры наглости Зевс хотел сделать своего внебрачного сына, Геракла, бессмертным. Громовержец решил, что лучший способ провернуть это — накормить младенца молоком своей жены, Богини Геры, пока та спит. Но Геракл уже во младенчестве был силачом и приложившись к сиське жены отца, слишком сильно сжал ей грудь. Гера проснулась и оттолкнула пиздюка, а молоко разлилось по небу и превратилось в скопление звёзд — Млечный путь. Так Геракл запорол бате всю малину и остался смертным полубожком, а Зевс получил пизды от жены и не поехал в выходные на рыбалку с Посейдоном.

Тинторетто. В чем гениальность художника

Кто сегодня знает художника Якопо Робусти? А вот его звучный псевдоним знаком, наверное, каждому. Тинторетто.

Словно ритмичный аккорд, звонкий, танцевальный. А это всего лишь «маленький красильщик» в переводе. Такое прозвище никак не соответствовало масштабу этого художника позднего Возрождения (Венеция, 16 век).

Понимал ли сам Тинторетто свой гений? Ещё как! Он не очень-то отличался скромностью.

Тинторетто – маркетолог

Тинторетто (1518/1519-1594 гг.) родился в семье красильщика тканей. Отсюда и его прозвище. Ещё мальчиком он много рисовал. В ход шло всё, что попадалось под руку – кусок угля, краски для шёлка, стянутые у отца, камень.

Учился ли он у кого-нибудь, когда подрос? О, да! Целую неделю. У Тициана. Предположительно великий Тициан прогнал Якопо из своей мастерской, почувствовав в нём конкурента.

Действительно, пройдёт немного времени, и вся Венеция будет спорить, кто из художников лучше. А после кончины Тициана все клиенты дружно перейдут к Тинторетто.

А пока, 20-летнему юноши надо было с чего-то начинать. Тинторетто открывает свою мастерскую. Но заказчики не выстраиваются в очередь.

Тогда мастер придумывает гениальный рекламный ход – на двери в мастерскую он размещает табличку: «Рисунок – как у Микеланджело, цвет – как у Тициана».

И он не сильно преувеличивал. Сравните фрагмент его картины тех лет “Чудо святого Марка” и одну из сивилл Микеланджело.

Слева: Тинторетто. Фрагмент “Чуда святого Марка”. 1848 г. Галерея Академии, Венеция. Справа: Микеланджело. Ливийская сивилла. 1508-1512 гг. Часть росписи Сикстинской капеллы в Ватикане

Обе женщины написаны в сложных разворотах. А широкие спины и сильные плечи сразу выдают стиль Микеланджело, который Тинторетто заимствует.

А что же с колоритом? Мог ли на самом деле Тинторетто соперничать с великим Тицианом? Здесь все тоже было по-честному:

Слева: Тинторетто. Сусанна и старцы. 1555-1556 гг. Музей истории искусств, Вена. Справа: Тициан. Венера перед зеркалом. 1555 г. Лондонская национальная галерея

То есть он говорит потенциальным клиентам: я собрал всё лучшее, что есть в искусстве.

Заказчики пошли из праздного интереса. А убедившись, что молодой живописец не хорохорится, а действительно владеет мастерством, всё охотнее делают заказы.

Картины, принесшие славу

Прославился Тинторетто картинами на религиозные сюжеты. Потому что именно здесь во всей мощи раскрылись его новаторства.

Он был решительным и напористым в жизни. Такими же были его работы. Он не задумываясь, раз за разом отходил от принятых канонов. Легко соединяя земное и божественное. Бытовые сцены вплетая в священные сюжеты.

При этом его полотна могли быть огромны. Как, например, “Брак в Кане”. 4 на 5 метров. Десятки персонажей. А главные герои … на втором плане.

Тинторетто. Брак в Кане Галилейской. 1561 г. Церковь Санта-Мария делла Салюта

Тинторетто был мастером пространства. До него, да и после него художники размещали главных героев на переднем плане.

У него же это не всегда так. Но за счёт поз фигур и преломленного света мы невольно следуем вглубь картины и сразу находим самое главное.

В работе «Чудо Святого Марка» второй план не играет роли. Но динамика фигур такая же поразительная. Чего только стоит влетающий в пространство святой Марк. По библейскому сюжету он спасёт мученика. Сделав его тело нечувствительным к орудиям пыток.

Тинторетто. Чудо святого Марка. 1548 г. Галерея Академии, Венеция

Кажется, что можно услышать стенания молодого человека, который ещё не осознал своего спасения. А ещё удивленный вздох толпы, которая видит, как копья ломаются о тело христианина, но не пробивают плоть.

Картина произвела большой эффект. Так, что известный искусствовед-острослов Аретино предупредил Тинторетто – не слишком-то зазнавайтесь.

Но Тинторетто не зазнавался на пустом месте. Он на самом деле много и быстро работал. Он понимал, что так просто в истории живописи на века не остаться. Нужно создать как можно больше грандиозных работ. И он делал все для этого.

Читать еще:  В Перми появился новый пункт бесплатного проката детских автокресел

Тинторетто. Сотворение животных. 1551-1552 гг. Галерея Академии, Венеция

Тинторетто напористый

Вазари , биограф художников Эпохи Возрождения описывает один интересный случай.

Члены благотворительной организации Скуола Сан-Рокко объявили конкурс на оформление потолка в зале принадлежащего им здания. Претенденты должны были принести рисунки. По ним и должны были решить, кто победитель.

Но Тинторетто тайно проник в залу, снял мерки плафона потолка. Затем написал картину на холсте и прикрепил свою работу ещё до начала конкурса.

Тинторетто. Святой Рох во славе. 1565 г. Роспись потолка в Скуоле Сан-Рокко, Венеция

Сначала члены общества негодовали, ведь требовались лишь рисунки. На что Тинторетто парировал, что умеет рисовать только так. И если они не готовы заплатить за его работу, он дарит ее им.

Художник пошёл ва-банк и выиграл. Ему были заказаны все остальные росписи в здании.

Это был не единственный случай, когда Тинторетто брался за заказ бесплатно. Вот так многие его шедевры остались на века в многичесленных дворцах благотворительных организаций Венеции.

Тинторетто магический

У Тинторетто есть необыкновенная работа на один из сюжетов о ранних христианах-мучениках. Похищение тела святого Марка.

Молодой человек, как христианин, был схвачен и замучен до смерти язычниками. Его тело хотели сжечь на площади Александрии. Но тут произошло невероятное природное явление.

Почернело небо, грянул гром и вспыхнула такой силы молния, что собравшиеся на площади люди чуть не обезумели от страха, бросились врассыпную. В это время другие христиане смогли подобрать тело святого Марка, чтобы предать его земле.

Вот этот момент Тинторетто и изобразил. В секунду, когда молния осветила площадь.

Тинторетто. Похищение тела святого Марка. 1562-1566 гг. Галерея Академии, Венеция

Мы видим, как часть душ вылетели из тел язычников. Токи бегут по пространству в виде дымчатых волн. Площадь холодного белого цвета, освещённая вспышкой молнии.

Разряженный воздух, который сделал мир ирреальным. Чувствуется, как заложило уши от резкого перепада давления. Ещё мгновение, и все погрузится во тьму.

Ну кто ещё мог изобразить так это событие в истории живописи? Столько магии на одном полотне даже сюрреалистам не снилось, как выразился художник Григорий Брускин.

Тинторетто – импрессионист

Творчество Тинторетто не было равномерным. В молодости он с предельной внимательностью относился к рисунку, прорабатывал каждый штрих.

Вспомните его ранние работы, например, “Сусанну и старцев”. Насколько досконально выписаны аксессуары красавицы.

Тинторетто. Сусанна и старцы. Деталь. 1555-1556 гг. Музей истории искусств, Вена

В поздний период творчества Тинторетто был вынужден оправдываться: «У меня слишком много заказов, чтобы выписывать каждую мышцу лица».

Но среди этих поздних работ есть невероятные вещи. Которые, наоборот, выигрывают благодаря своей небрежности и быстроте мазка. Как в картине “Крещение Христа”.

Тинторетто. Крещение Христа. 1580 г. Церковь Сан-Сильвестро, Венеция

Трава, вода написаны единичными мазками. Тела героев очерчены небрежно и быстро. Но цвет такой всепроникающий, что можно долго простоять у работы, покрывшись мурашками.

Мастер сделал выбор. Не в пользу деталей, а в пользу света, цвета и пространства. Никакой красивости. Только эмоциональное воздействие на зрителя. Прямо как импрессионисты 300 лет спустя.

Последний шедевр

Нельзя не упомянуть последний шедевр мастера, написанный в последний год перед смертью. Тайная вечеря.

В ней весь Тинторетто. Полупрозрачные ангелы. А рядом кошка заглядывает в корзину, ищет, чем бы поживиться. Соседство удивительное.

А ещё невероятный свет. Такого мастерства Тинторетто добивался всю жизнь. В его мастерской было несколько коморок с маленькими отверстиями, в которые он направлял свет. Так он изучал свет, падающий на предметы под разным углом.

Вот откуда такая невероятная правдивость. Смотришь и понимаешь: да, именно так оно и было. Разве что ангелов было не разглядеть.

Тинторетто. Тайная вечеря. 1592-1594 гг. Церковь Сан-Джорджо Маджоре, Венеция

Тинторетто в России

Несколько картин хранятся в Эрмитаже . Мне больше всего нравится “Святой Георгий убивает дракона”. Она наиболее характерная для Тинторетто. Самый драматичный момент. Эмоции. Каскад событий в одной работе.

Тинторетто. Святой Георгий, убивающий дракона. 1561 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Вообще примечательно, что именно картина со святым Георгием попала в Россию. Произошло это давно. Работа входила в коллекцию барона Пьера Кроза. В 1772 году она и была куплена Екатериной II.

Подведем итог

Тинторетто – великий мастер позднего Возрождения Венеции. По славе он не превзошёл, конечно, Тициана. Но последний не сильно его затмил.

Тинторетто был очень силён в изображении пространства, света и цвета. Его можно назвать предтечей импрессионизма и экспрессионизма.

Тинторетто оставил большое художественное наследие благодаря тому, что часто брался за бесплатные и дешевые заказы, а ещё работал феноменально быстро.

Многие его работы так и остались в церквях и дворцах Венеции. Лишь несколько из них когда-то попали в музеи других стран, в том числе в Россию.

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Главная иллюстрация: Тинторетто. Автопортрет. 1546-1548 гг. Художественный музей Филадельфии, США

Почему великий Тициан считал «маленького красильщика» своим конкурентом и другие факты о Тинторетто

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Его имя означает «маленький красильщик»

Настоящее имя Тинторетто было Якопо Робусти, но он более известен по прозвищу, означающему «маленький красильщик». Его отец был красильщиком тканей, а это означало, что его сын рос в творческой атмосфере, ежедневно наблюдая работу с широкой палитрой богатых пигментов. Влияние этого раннего опыта очевидно в его более поздних картинах, которые ярко и роскошно окрашены. Фактически, художник получил свое прозвищу благодаря итальянскому слову «красильщик» («тинтор»).

Дети Тинторетто пошли по его стопам

Тинторетто известен не только своими великолепными работами, но и довольно уединенным образом жизни. Художник был сосредоточен только на своей работе и благополучии своей семьи. Его дочь Мариетта и сыновья Доменико и Марко пошли по стопам своего знаменитого отца и стали художниками. Доменико в конечном итоге взял на себя руководство большой мастерской Тинторетто, создавая вдохновляющие картины в манере своего отца. Некоторые из его работ ошибочно приписывают Тинторетто-старшему.

Тинторетто вдохновлялся Тицианом

Истинным учителем для Тинторетто всегда был Тициан. Но здесь важно различать: творчество Тинторетто отнюдь не повторяет манеру Тициана. Работы Тинторетто – это основы искусства Тициана с примесью пламенного и эмоционального творчества Тинторетто. Результат — эффект барокко, который совершенно противоположен твердой и величественной манере Тициана. Если картины Тинторетто с первого взгляда часто поражают своей драматичностью, то при ближайшем рассмотрении они почти неизбежно обнаруживают тишину и покой.

Якопо Тинторетто был самым плодовитым художником Венеции конца XVI века

Примерно с 1539 года Тинторетто начал работать самостоятельно как художник. Его талант и трудолюбие были оценены по достоинству. Тинторетто получал множество заказов от церквей, общественных организаций и венецианской элиты, работал над несколькими запрестольными образами, портретами и мифологическими сценами. Впоследствии старания Тинторетто сделали его самым плодовитым живописцем конца XVI века.

Тициан видел в Тинторетто конкурента и потому выгнал его из мастерской

Существует одна любопытная легенда, согласно которой Тинторетто изгнали из мастерской главного художника Венеции, Тициана. Как утверждается, последний принял такие меры, чтобы молодой Тинторетто не стал ему конкурентом. Однако меры предосторожности Тициана оказались бесполезными, поскольку Тинторетто начал самостоятельно изучать работы великих итальянских художников. И, как демонстрирует его искусство, самообучение оказалось очень благотворным. Тициан благодаря своему статусу даже влиял на конкурсы, чтобы исключить Тинторетто, и выступал посредником в пользу своего протеже Веронезе. Так было и в 1560 году, когда Веронезе назначили ответственным за подготовку образов Платона и Аристотеля для библиотеки Сан-Марко, а Тинторетто было запрещено участвовать в конкурсе. Но Тинторетто не так легко было перехитрить. Он нашел слабое место в работе Тициана. Последний работал очень медленно, заставляя своих покровителей щедро тратить огромные суммы денег, чтобы получить заказ у самого Тициана. А Тинторетто, напротив, работал быстро и просил своих покровителей платить столько, сколько они хотели, или ничего, что создавало серьезную угрозу для дел Тициана.

Роспись школы Скуола Сан-Рокко стала его величайшим триумфом

Будучи необычайно богатым, Тинторетто жил невероятно скромно

Несмотря на внушительный успех, которого он достиг в мире искусства, Тинторетто сохранял скромный образ жизни. Из религиозных изображений Тинторетто становится ясно, что мастер ценил жизнь простоты и считал смирение великой честью. Например, изображение Марии в крошечном ветхом доме в его «Благовещении» отражает восхищение художника бедными и скромными людьми. Хотя его блестящие произведения, несомненно, принесли ему огромный запас богатства, Тинторетто жил скромной жизнью, никогда не путешествовал и не вмешивался в государственные дела.

Тинторетто отказался от оплаты самого внушительно проекта

В возрасте 20 лет Тинторетто получил заказ на роспись церкви Мадонны-дель-Орто. Художник расписал стены, орган и хоровое пространство сюжетами из Библии. Самой большой росписью была сцена «Страшного суда».

В ней взгляд зрителя простирается на множество хаотически расположенных человеческих тел и ангелов, переходя к аккуратной и удивительно минималистической фигуре Христа. Примечательны в этой работе два факта. Во-первых, Тинторетто отказался от оплаты за роспись, объясняя это тем, что создает ее исключительно для повышения своего художественного статуса. И второе — в этой же церкви Тинторетто впоследствии был похоронен.

Автор: Джамиля Курди

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Почему великий Тициан считал «маленького красильщика» своим конкурентом и другие факты о Тинторетто

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Его имя означает «маленький красильщик»

Настоящее имя Тинторетто было Якопо Робусти, но он более известен по прозвищу, означающему «маленький красильщик». Его отец был красильщиком тканей, а это означало, что его сын рос в творческой атмосфере, ежедневно наблюдая работу с широкой палитрой богатых пигментов. Влияние этого раннего опыта очевидно в его более поздних картинах, которые ярко и роскошно окрашены. Фактически, художник получил свое прозвищу благодаря итальянскому слову «красильщик» («тинтор»).

Дети Тинторетто пошли по его стопам

Тинторетто известен не только своими великолепными работами, но и довольно уединенным образом жизни. Художник был сосредоточен только на своей работе и благополучии своей семьи. Его дочь Мариетта и сыновья Доменико и Марко пошли по стопам своего знаменитого отца и стали художниками. Доменико в конечном итоге взял на себя руководство большой мастерской Тинторетто, создавая вдохновляющие картины в манере своего отца. Некоторые из его работ ошибочно приписывают Тинторетто-старшему.

Тинторетто вдохновлялся Тицианом

Истинным учителем для Тинторетто всегда был Тициан. Но здесь важно различать: творчество Тинторетто отнюдь не повторяет манеру Тициана. Работы Тинторетто – это основы искусства Тициана с примесью пламенного и эмоционального творчества Тинторетто. Результат — эффект барокко, который совершенно противоположен твердой и величественной манере Тициана. Если картины Тинторетто с первого взгляда часто поражают своей драматичностью, то при ближайшем рассмотрении они почти неизбежно обнаруживают тишину и покой.

Якопо Тинторетто был самым плодовитым художником Венеции конца XVI века

Примерно с 1539 года Тинторетто начал работать самостоятельно как художник. Его талант и трудолюбие были оценены по достоинству. Тинторетто получал множество заказов от церквей, общественных организаций и венецианской элиты, работал над несколькими запрестольными образами, портретами и мифологическими сценами. Впоследствии старания Тинторетто сделали его самым плодовитым живописцем конца XVI века.

Тициан видел в Тинторетто конкурента и потому выгнал его из мастерской

Существует одна любопытная легенда, согласно которой Тинторетто изгнали из мастерской главного художника Венеции, Тициана. Как утверждается, последний принял такие меры, чтобы молодой Тинторетто не стал ему конкурентом. Однако меры предосторожности Тициана оказались бесполезными, поскольку Тинторетто начал самостоятельно изучать работы великих итальянских художников. И, как демонстрирует его искусство, самообучение оказалось очень благотворным. Тициан благодаря своему статусу даже влиял на конкурсы, чтобы исключить Тинторетто, и выступал посредником в пользу своего протеже Веронезе. Так было и в 1560 году, когда Веронезе назначили ответственным за подготовку образов Платона и Аристотеля для библиотеки Сан-Марко, а Тинторетто было запрещено участвовать в конкурсе. Но Тинторетто не так легко было перехитрить. Он нашел слабое место в работе Тициана. Последний работал очень медленно, заставляя своих покровителей щедро тратить огромные суммы денег, чтобы получить заказ у самого Тициана. А Тинторетто, напротив, работал быстро и просил своих покровителей платить столько, сколько они хотели, или ничего, что создавало серьезную угрозу для дел Тициана.

Читать еще:  Приняла крещение семья девочки, погибшей при пожаре в Кемерово

Роспись школы Скуола Сан-Рокко стала его величайшим триумфом

Будучи необычайно богатым, Тинторетто жил невероятно скромно

Несмотря на внушительный успех, которого он достиг в мире искусства, Тинторетто сохранял скромный образ жизни. Из религиозных изображений Тинторетто становится ясно, что мастер ценил жизнь простоты и считал смирение великой честью. Например, изображение Марии в крошечном ветхом доме в его «Благовещении» отражает восхищение художника бедными и скромными людьми. Хотя его блестящие произведения, несомненно, принесли ему огромный запас богатства, Тинторетто жил скромной жизнью, никогда не путешествовал и не вмешивался в государственные дела.

Тинторетто отказался от оплаты самого внушительно проекта

В возрасте 20 лет Тинторетто получил заказ на роспись церкви Мадонны-дель-Орто. Художник расписал стены, орган и хоровое пространство сюжетами из Библии. Самой большой росписью была сцена «Страшного суда».

В ней взгляд зрителя простирается на множество хаотически расположенных человеческих тел и ангелов, переходя к аккуратной и удивительно минималистической фигуре Христа. Примечательны в этой работе два факта. Во-первых, Тинторетто отказался от оплаты за роспись, объясняя это тем, что создает ее исключительно для повышения своего художественного статуса. И второе — в этой же церкви Тинторетто впоследствии был похоронен.

Автор: Джамиля Курди

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Перевал Дятлова: «Зэки нам говорили — туристов убили, но ищете вы не там»

11 октября 2021 7:00

Напомним, зимой 1959 года в горах Северного Урала пропали девять туристов под руководством Игоря Дятлова. Через месяц спасатели обнаружили их разрезанную палатку. А в радиусе полутора километров от нее — пять замерзших тел. Трупы остальных нашли только в мае. Почти все туристы были разутые и полураздетые. У некоторых — смертельные травмы. До сих пор не разгадано, почему ребята убежали на лютый мороз и на свою погибель.

В поисках туристов принимали участие сотни человек: и гражданских, и военных. На безымянный тогда перевал прилетали ровесники дятловцев – студенты Уральского политехнического института. Не одну неделю работали там военнослужащие из 5-ой железнодорожной роты во главе с подполковником Шестопаловым. И была еще одна группа военных из вч 6602 под командованием капитана Чернышева. Состояла она из срочников вооруженной лагерной охраны. Среди них – сержант Хамза Синюкаев. Сейчас ему 85 лет. Живет Хамза Фазылович в Курганской области, на границе с Казахстаном. Поиски группы Дятлова запомнились ему как самое необычное происшествие в его армейской службе.

— Меня призвали в 1957 году, — вспоминает Хамза Фазылович, — в 1960-ом демобилизовался. Я был спортивным парнем, выносливым. Но до сих пор помню, как же тяжело мне было на перевале.

— Помните, с чего все началось? – спросили мы.

— В марте 1959 года ночью нас подняли по тревоге.

— А где вы тогда находились?

— В колонии строго режима в Ивделе-2. Утром, помню, были на аэродроме. Нас ждал вертолет. И провожающие…

— Кто?

— Родители туристов. Они просили, умоляли – найдите наших детей. Плакали. А мы к этому моменту слышали, что якобы только двоих нашли. Парня и девушку. И как будто они рядом были – словно он тащил ее на себе.

— Сколько человек вас было?

— Восемь или девять.

— Какой был приказ?

— Искать все: людей, рюкзаки, письма, записки, фотоаппараты. Говорили, что у каждого туриста был фотоаппарат. Когда мы высадились с вертолета, первым делом нас повели к месту палатки дятловцев. Но там уже все было разобрано и утоптано.

— В каких условиях вы жили на перевале?

— В солдатской большой палатке на 25 человек. Кроме нас там были гражданские поисковики, радист и наша охрана.

— Вас охраняли?

— Конечно! Постоянно – и днем, и ночью.

— А зачем и кто охранял?

— За нами следил командир роты Чернышев и еще какой-то капитан из Свердловска, чтобы мы не сбежали никуда, чтобы не сперли ненароком найденные вещи туристов. Ну мало ли что.

— Как вы искали туристов?

— Утром рано мы поднимались, завтракали всухомятку, брали щупы и шли на поиски. Нам определяли место поисков, выстраивали в шеренгу по 10-15 человек, и мы шли постоянно тыкая снег. Если вдруг что-то стукнуло под снегом, подзывали командира, тот проверял, а потом велел раскапывать. Но мы никого и ничего не находили. Только камни.

— Сколько времени вы были на перевале?

— Месяц. Сначала мы честно искали, а потом стали халтурить. Быстро поняли, что до нас по этим же квадратам уже ходили люди. Причем, нам там попадались следы от сапог. Откуда они там были, непонятно. Все же в валенках ходили. Поэтому мы с ребятами решили, что эти кто-то в сапогах ходили тут до нас и были людьми непростыми. Может быть, даже из КГБ. Но это были только наши домыслы. Надо же было хоть как-то объяснить наличие этих следов.

— А почему эти следы не замело, если они были оставлены до вас?

— А следы там вообще не заметало. Их выдувало и они надолго еще оставались на снежном насте.

— Вы помните по именам ваших сослуживцев?

— Только двоих – Виктора Клименко, он умер уже, и Юрия Заузина. Еще с нами была рота с особого отдела.

— Как вы это поняли?

— Они все были в полушубках и вооруженные. С нами не общались.

— Может быть, это были саперы из железнодорожной роты?

— Нет, саперы до нас были. Мы после них прилетели на перевал.

— И что делала эта рота с особого отдела?

— Искали вместе с нами с щупами.

— А вы в чем были одеты?

— Бушлаты, шапки, валенки.

— Вам говорили, что случилось с туристами?

— Нам сказали только, что ушли в поход ребята и погибли. Но они убиты были!

— Это вы сами так решили?

— Нет. Нам заключенные сказали.

— А они откуда знали?

— Заключенные все новости знали – и что на Дальнем Востоке происходит, и в Иркутске. А тут прямо под носом, считай, трагедия произошла. Мы, конвой, жили вместе с зеками. И, конечно, обсуждали этот случай. Так вот зеки сказали – это убийство, но ищете вы не там.

— Так если заключенные вам сказали про гибель туристов, то, получается, кто-то из заключенных и убил?

— Хоть большинство из них сидели за убийство, но нет, не зеки ребят убили. Я к тому моменту уже третий год служил и зековские повадки знал хорошо. Они бы не рванули за туристами в горы. С туристов особо и взять было нечего. Ценностей никаких, чтобы так рисковать. И если зеки убегали, то уходить старались по железной дороге. Беглому зимой в лесу долго не усидеть. Сугробы по пояс, пока ползти будет по ним, собаки найдут.

— Следователи опрашивали заключенных?

— Не помню такого.

— А вас?

— Что было самым тяжелым на поисках?

— Погода. Сильный ветер и мороз.

— А что было самым необычным?

— Яркие шары в небе. Они поднимались с юга и уходили за гору Отортен. Иногда мы слышали оттуда звуки взрывов. Чаще всего это происходило ночью. Кто-то выйдет в туалет, увидит шар и поднимет остальных.

— Что это были за шары по-вашему мнению? Вы с ребятами наверняка это обсуждали.

— Обсуждали, но не могли понять. А офицеры про то не говорили.

— Манси вместе с вами искали?

— Нет. Они приезжали к нам раз в неделю, когда вертолет привозил продукты. Выменивали мясо и рога у пилотов на спирт. Обменяют и тут же напиваются. Помню, как один манси сильно напился, и еще ему надо. А вертолетчик отказывает. Тогда он достал из-за пазухи шикарную шкурку соболя. Я обзавидовался – вот бы мне такую! Летчик соболя забрал и налил еще спирту. У них вообще всегда с собой был спирт. Мы у них его воровали.

— Что было после поисков?

— Нас привезли в часть, отправили в баню, переодели. И велели оставить все, что слышали в горах, никому ничего не рассказывать.

— Но вы же не знали, что там произошло. Почему надо было молчать?

ОТ АВТОРОВ

Мнение «знающих всё» заключенных, на наш взгляд, довольно сомнительное. Однако в воспоминаниях Хамзы Синюкаева есть любопытные моменты, которые показывают реальность происходивших поисков. В самом начале пропавших туристов кинулись искать рьяно – и то, что было на поверхности – палатка, первые трупы, — нашли быстро. После этого энтузиазм явно угас. Стало очевидно, что и оставшиеся четверо тоже погибли где-то здесь. Потому какой смысл стараться, если скоро сойдет снег и тела обнаружатся сами собой.

Синюкаев опровергает версию покушения на туристов беглых зеков, лишний раз доказывая, что никакой заключенный не устремится зимой в горы, где можно погибнуть от холода.

И вот опять эти загадочные шары. Да, мы уже писали, что эти шары, вероятнее всего, следы от запуска ракет. Документально даты запуска ракет с Капустина Яра и даты, когда поисковики видели шары в небе над Отортеном, совпадают. Но на сей раз уже — «слышались звуки взрывов» за горой Отортен, куда уходили шары. Если подобная информация о взрывах, предположительно, шаров за Отортеном подтвердится еще из каких источников, то будет серьезным поводом для расследования этой загадочности.

Мы благодарим Хамзу Фазыловича за этот разговор.

И если у вас есть достоверные сведения о гибели туристов на перевале Дятлова, пишите: vars@kp.ru, konata@kp.ru.

Журналисты «КП» пообщались с участником поисков дятловцев Хамзой Синюкаевым

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Тайна перевала Дятлова: Большой огненный шар поднялся из-за леса и медленно ушел за хребет

Напомним, зимой 1959 года в горах Северного Урала пропали девять туристов, ушедших в поход под руководством Игоря Дятлова. Через месяц спасатели обнаружили их разрезанную палатку. А в радиусе полутора километров от нее — пять замерзших тел. Трупы остальных нашли только в мае. Почти все туристы были разутые и полураздетые. У некоторых — смертельные травмы. До сих пор не разгадано, почему ребята бежали в лютый мороз на свою погибель (подробности)

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

АО «ИД «Комсомольская правда». ИНН: 7714037217 ОГРН: 1027739295781 127015, Москва, Новодмитровская д. 2Б, Тел. +7 (495) 777-02-82.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector