0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чем отвечать на критику в адрес нашей Церкви

Как реагировать на критику Церкви

Победоносные 72%

Вспомним 1988 год. Время празднования тысячелетия христианства на Руси, ставшее поворотной страницей в истории Русской Православной Церкви ХХ века. В СССР впервые публично зазвучали еще робкие голоса о том, что в истории христианства наличествуют белые страницы. Были канонизированы выдающиеся исторические личности — как, например, Димитрий Донской и Андрей Рублев. На телевидении стали появляться священники, предсмертным светом заходящего солнца в широкую общественную жизнь входил выдающийся протоиерей Александр Мень…

Ситуация менялась быстро и, казалось, почти чудесно: если по данным статистических опросов начала 1980-х более 90% комсомольцев признавали себя атеистами, в середине 90-х уже 50% населения считали себя православными христианами.

Пик пришелся на 2007 год, когда к числу прихожан РПЦ себя относили победоносные 72% населения нашей страны.

Страна статистически победившего христианства

Что позволило совершить столь быстрый переворот от атеистического государства с неверующей молодежью до страны статистически победившего христианства?

На мой взгляд, ключевыми являются два фактора. Первый из них есть аморальность отношения к Церкви после революции. Расстрелы и аресты духовенства, закрытие и разрушение храмов, прямое насилие над верующими — к моменту падения СССР нимб новомучеников и исповедников освящал лик нашей Церкви, и в этом свете выглядели «якоже небывшими» многие внутрицерковные падения и проблемы.

Казалось, достаточно открыть храмы и христианство преобразит общество. Совсем редки были призывы к осторожности. (И тут я вновь вспомню протоиерея Александра Меня, который шутил, что, «может быть, и хорошо, что нас на телевидение не пускают, вот пустят — и опростоволосимся»).

Вторым фактором я вижу крайне низкий уровень интеллектуального противостояния Церкви. Многочисленные кафедры научного атеизма так и не смогли придумать что-то более глубокое, чем бесконечный пересказ цитат отцов марксизма и антицерковные высказывания Владимира Ильича Ленина. Фундаментом антицерковной общественной мысли было построение образа недалекого верующего человека, ведомого и обманутого нравственно разложившимся и внешне отталкивающим священником.

Научившиеся защищаться

Важно отметить, что в Западной Европе ситуация была совершенно иной: на фоне отсутствия насильственных гонений католические и протестантские общины находились в атмосфере интеллектуальной свободы, следствием которой становилось все более открытое обсуждение острейших церковных проблем (громкие скандалы и разоблачения священников-педофилов, расследования финансовых махинаций и так далее).

Критиковать Церковь во многих кругах (журналистика, кинематограф, новые направления социальной и культурной жизни) стало чуть ли не правилом хорошего тона. Умнейшие люди своего времени на прекрасном философском языке обосновывали агностицизм гуманистического оттенка: вот Жан Поль Сартр и Альбер Камю; Зигмунд Фрейд и Эрих Фромм. Volens-nolens Церковь на Западе была вынуждена учиться защищаться без возможности заткнуть рот оппонента обещаниями небесных кар или силой административной власти. Это, в конечном итоге, во многом подняло интеллектуальный уровень священника.

Фото: РИА «Новости»

Критика изнутри

Стоит вернуться к России. Возвращение Церкви в жизнь общества в девяностые и двухтысячные годы выразилось в открытии тысяч восстановленных и новопостроенных храмов, возрождении древних монастырей, появлении в поле общественной жизни человека в рясе и с крестом. Однако на деле возвращение оказалось не столь победоносным, как можно подумать, глядя на цифры статистики. Например, при 72% номинальных православных пасхальную службу посещает не больше 4% верующих.

Церковь все больше критикуют, но уже не только извне, но и изнутри.

Снова и снова публикуются грустные тексты, обращающие внимание на множество реальных проблем церковной жизни: опасность попасть в атмосферу насилия над личностью от духовника (звучавшие даже с трибун церковных соборов слова об опасности «младостарчества»); психологические травмы при воцерковлении; примитивные манипуляции человеческой волей через чувство вины.

Этот список может быть очень широк, и за каждым словом в нем — трагедия настоящих слез и изломанных жизней.

База для преображения

Разумеется, подобная ситуация не может не пугать думающего человека. Как же стоит реагировать на подобные темы? Бояться и стараться уйти от них через отрицание проблем или административный нажим? Или попробовать каждую обсуждать с болью и открыто?

Ответ, здесь, кажется, очевиден. Учиться на своих ошибках, видеть чужую боль, не проходить мимо сложных ситуаций и вопросов есть базовые христианские добродетели. Реагировать на критику спокойно и без пены у рта, учиться принимать ее справедливые части и исправлять их — база для преображения.

Большинство православных христианских общин в нашей стране очень молодые, имеют не больше 25 лет своей истории. А 25 лет — прекрасное время для того, чтобы прислушиваться к критике, развиваться интеллектуально и морально, приносить первые плоды молодого сердца.

Куда хуже, если в 25 человек уже старик, любящий поучить других из горделивого образа несправедливо присвоенной себе святости.

Честно задумаемся: какой образ нам ближе, и это ответит на множество вопросов и даст верное направление для движения вперед.

Православная Жизнь

В соцсетях и в жизни мы всё чаще встречаемся с агрессивными нападками на Церковь, со злым вышучиванием христианского мировоззрения и образа жизни. В одних случаях эта агрессия спровоцирована очередным «разоблачением церковников» в СМИ, но бывают, и нередко, злоба и недоброжелательство спонтанные, просто потому, что ты – христианин. Как мы (миряне, лично) должны поступать в этих случаях?

К каждому критику надо относиться как к потенциальному чаду Церкви

Священник Валерий Духанин:

– В целом христианину нужно быть выше чьих-то придирок, агрессивных нападок и критики. Злоба жила, живет и будет жить в нашем мире. Поэтому нужно спокойно принять, что кто-то испытывает к тебе неприятие, выплескивает негодование, не соглашается и критикует. Важно усвоить себе истину: не мы страдаем от чужого негодования и агрессии. Страдают те, кто копит в себе злобу, кто живет недовольством, кто хамит и грубит. Такие души страждут, страдают в прямом смысле слова, и о них надо молиться, чтобы они исцелились и спаслись.

Но вот что удивительно. Люди на протяжении жизни меняют свое мнение. И то, что они поначалу ругают, со временем могут принять как основную ценность для своего сердца. Я говорю это не как что-то отвлеченное, у меня перед глазами живые примеры. Те, кто ранее критиковал духовенство, рассматривал Церковь как средство закабаления людей и вытягивания из них денежных средств, со временем искренне обратились к Богу, стали исповедоваться и причащаться, а кто-то даже построил храм. Но не дискуссии обратили этих людей к Богу. Сама жизнь показала шаткость прежних мирских опор, а искреннее сердечное обращение к Богу преобразило их жизнь.

Поэтому к каждому критику надо относиться как к потенциальному чаду Церкви. Соответственно, если и отвечать на критику, то без осуждения и превозношения. Но при этом смотреть, есть ли смысл вообще для ответа в данный момент. Если критика исходит из искреннего недоумения человека, если предполагается спокойное обсуждение, то отвечать возможно. Если же критик просто выплеснул свои страсти, то отвечать смысла нет. Пусть это останется личной грязью того, кто заражен критицизмом, и нам прикасаться к этому незачем.

Когда мы увидим на своих страницах в социальных сетях ругательные комментарии к материалам, агрессию и хамство, то эти комментарии просто удалим и тем самым закроем вопрос. Смысл же церковного свидетельства – в положительном примере. Надо наполнять интернет добрыми и поучительными примерами из истории и из современной жизни Церкви.

Личный грех христианина – не просто его личное дело

Священник Алексий Веретельников:

– Во-первых, мне кажется, что это несколько естественный порядок вещей, к сожалению. Церковь, как и Христос, должна быть гонима. Не нужно этим смущаться, не нужно этому ужасаться. Ведь часто мотив для упреков и критики – сознательно или подсознательно такой, что люди не желают жить добродетельно.

Например, они не могут расстаться с какой-то своей страстью, но признаться в этом себе человек не в состоянии. Поэтому он находит какой-то повод в виде неподобающего поступка того или иного священника. Часто таким поводом служит какой-то непроверенный слух.

С другой стороны, безусловно, на каждом христианине, и в первую очередь на священнике и на иерархе, лежит большая ответственность. Действительно, не следует давать какого-то повода недоброжелателям Церкви. Должна быть большая искренность, жертвенность, сознание того, что каждый из нас является клеточкой тела Церкви, которая есть Тело Христово. Соответственно, личный грех того или иного священника и даже мирянина или, наоборот, стояние в добродетели – это не просто личное дело человека. Это то дело, которое в глазах людей нецерковных накладывает отпечаток на всю Церковь. То есть каждый христианин должен осознать свою ответственность перед Церковью.

В ситуации, когда ругают священников, можно хотя бы прощупать почву, спросить: «Вот ты ругаешь священников, а сколько священников ты реально знаешь? С кем имел дело непосредственно?» И чаще всего выясняется, что никого этот человек не знает, а что-то такое прочитал и судит. И аргументом тогда могут выступить слова о том, что я знаю такого-то священника из нашего храма и такого-то и уверяю, что это весьма порядочные люди.

То есть здесь не надо бояться вступать в рассудительную и разумную полемику. Но если мы видим, что человек буквально дышит злословием и наши попытки вызовут дальнейший шквал отрицательных эмоций, то здесь остается, наверно, только молиться, чтобы Господь помог преодолеть ожесточение в его сердце.

Чернухой уже все объелись

Священник Александр Дьяченко:

– Подобного рода материалов всё больше и больше. Сегодня в обществе нет неприкасаемых. Склоняют всех, начиная с главы государства. Как нам на это реагировать? Во-первых, нужно понимать специфику сегодняшних СМИ. Им вообще всё равно, на какую тему писать, главное – получить как можно больший резонанс. Отреагируют на пьяного попа в «мерседесе», на следующий же день все растиражируют эту тему. Прессе нужен скандал, она на этом зарабатывает, а нормальный батюшка, батюшка трудяга и подвижник, вообще никому не интересен. Потому на материалы скандального профиля внимания лучше не обращать.

Читать еще:  Сербский Патриарх Порфирий посетит Черногорию

Но порой среди множества сообщений на церковную тему вдруг да появится справедливый критический материал в наш адрес. В этом случае нужно относиться к нему адекватно. Содержимое статьи изучить и делать всё, чтобы исправить – в первую очередь в самом себе – указанные недостатки.

Скажу больше: нам очень не хватает здоровой конструктивной критики внутри самой церковной общины. Не будем сами себя критиковать – этим займутся внешние, в первую очередь в интернете, вытряхивая наш внутренний сор на всеобщее обозрение и зубоскальство. Давайте помнить старинную пословицу: «На то и щука, чтобы карась не дремал». Общественное мнение – сегодня это мощнейшее оружие.

И последнее: надо создавать в глазах обывателя образ нормального православного христианина. Этим сегодня и занимаются церковные телеканалы «Союз» и «Спас», а также множество христианских интернет-сайтов. Смелее выходить в социальные сети, рассказывая о добрых делах. Неужели нам не о чем рассказать? Писать и говорить о воспитании детей и подростков и много еще о чем. На самом деле людям как воздух нужен свет евангельский, чернухой все уже объелись.

Чем отвечать на критику в адрес нашей Церкви

В соцсетях и в жизни мы всё чаще встречаемся с агрессивными нападками на Церковь, со злым вышучиванием христианского мировоззрения и образа жизни. В одних случаях эта агрессия спровоцирована очередным «разоблачением церковников» в СМИ, но бывают, и нередко, злоба и недоброжелательство спонтанные, просто потому, что ты – христианин. Как мы (миряне, лично) должны поступать в этих случаях?

К каждому критику надо относиться как к потенциальному чаду Церкви

Не мы страдаем от чужого негодования и агрессии. Страдают те, кто копит в себе злобу

– В целом христианину нужно быть выше чьих-то придирок, агрессивных нападок и критики. Злоба жила, живет и будет жить в нашем мире. Поэтому нужно спокойно принять, что кто-то испытывает к тебе неприятие, выплескивает негодование, не соглашается и критикует. Важно усвоить себе истину: не мы страдаем от чужого негодования и агрессии. Страдают те, кто копит в себе злобу, кто живет недовольством, кто хамит и грубит. Такие души страждут, страдают в прямом смысле слова, и о них надо молиться, чтобы они исцелились и спаслись.

Священник Валерий Духанин

Но вот что удивительно. Люди на протяжении жизни меняют свое мнение. И то, что они поначалу ругают, со временем могут принять как основную ценность для своего сердца. Я говорю это не как что-то отвлеченное, у меня перед глазами живые примеры. Те, кто ранее критиковал духовенство, рассматривал Церковь как средство закабаления людей и вытягивания из них денежных средств, со временем искренне обратились к Богу, стали исповедоваться и причащаться, а кто-то даже построил храм. Но не дискуссии обратили этих людей к Богу. Сама жизнь показала шаткость прежних мирских опор, а искреннее сердечное обращение к Богу преобразило их жизнь.

Поэтому к каждому критику надо относиться как к потенциальному чаду Церкви. Соответственно, если и отвечать на критику, то без осуждения и превозношения. Но при этом смотреть, есть ли смысл вообще для ответа в данный момент. Если критика исходит из искреннего недоумения человека, если предполагается спокойное обсуждение, то отвечать возможно. Если же критик просто выплеснул свои страсти, то отвечать смысла нет. Пусть это останется личной грязью того, кто заражен критицизмом, и нам прикасаться к этому незачем.

Когда мы увидим на своих страницах в социальных сетях ругательные комментарии к материалам, агрессию и хамство, то эти комментарии просто удалим и тем самым закроем вопрос. Смысл же церковного свидетельства – в положительном примере. Надо наполнять интернет добрыми и поучительными примерами из истории и из современной жизни Церкви.

Личный грех христианина – не просто его личное дело

Священник Алексий Веретельников

– Во-первых, мне кажется, что это несколько естественный порядок вещей, к сожалению. Церковь, как и Христос, должна быть гонима. Не нужно этим смущаться, не нужно этому ужасаться. Ведь часто мотив для упреков и критики – сознательно или подсознательно такой, что люди не желают жить добродетельно.

Например, они не могут расстаться с какой-то своей страстью, но признаться в этом себе человек не в состоянии. Поэтому он находит какой-то повод в виде неподобающего поступка того или иного священника. Часто таким поводом служит какой-то непроверенный слух.

С другой стороны, безусловно, на каждом христианине, и в первую очередь на священнике и на иерархе, лежит большая ответственность. Действительно, не следует давать какого-то повода недоброжелателям Церкви. Должна быть большая искренность, жертвенность, сознание того, что каждый из нас является клеточкой тела Церкви, которая есть Тело Христово. Соответственно, личный грех того или иного священника и даже мирянина или, наоборот, стояние в добродетели – это не просто личное дело человека. Это то дело, которое в глазах людей нецерковных накладывает отпечаток на всю Церковь. То есть каждый христианин должен осознать свою ответственность перед Церковью.

В ситуации, когда ругают священников, можно хотя бы прощупать почву, спросить: «Вот ты ругаешь священников, а сколько священников ты реально знаешь? С кем имел дело непосредственно?» И чаще всего выясняется, что никого этот человек не знает, а что-то такое прочитал и судит. И аргументом тогда могут выступить слова о том, что я знаю такого-то священника из нашего храма и такого-то и уверяю, что это весьма порядочные люди.

То есть здесь не надо бояться вступать в рассудительную и разумную полемику. Но если мы видим, что человек буквально дышит злословием и наши попытки вызовут дальнейший шквал отрицательных эмоций, то здесь остается, наверно, только молиться, чтобы Господь помог преодолеть ожесточение в его сердце.

Чернухой уже все объелись

Священник Александр Дьяченко

– Подобного рода материалов всё больше и больше. Сегодня в обществе нет неприкасаемых. Склоняют всех, начиная с главы государства. Как нам на это реагировать? Во-первых, нужно понимать специфику сегодняшних СМИ. Им вообще всё равно, на какую тему писать, главное – получить как можно больший резонанс. Отреагируют на пьяного попа в «мерседесе», на следующий же день все растиражируют эту тему. Прессе нужен скандал, она на этом зарабатывает, а нормальный батюшка, батюшка трудяга и подвижник, вообще никому не интересен. Потому на материалы скандального профиля внимания лучше не обращать.

Но порой среди множества сообщений на церковную тему вдруг да появится справедливый критический материал в наш адрес. В этом случае нужно относиться к нему адекватно. Содержимое статьи изучить и делать всё, чтобы исправить – в первую очередь в самом себе – указанные недостатки.

Нам очень не хватает здоровой конструктивной критики внутри самой церковной общины

Скажу больше: нам очень не хватает здоровой конструктивной критики внутри самой церковной общины. Не будем сами себя критиковать – этим займутся внешние, в первую очередь в интернете, вытряхивая наш внутренний сор на всеобщее обозрение и зубоскальство. Давайте помнить старинную пословицу: «На то и щука, чтобы карась не дремал». Общественное мнение – сегодня это мощнейшее оружие.

И последнее: надо создавать в глазах обывателя образ нормального православного христианина. Этим сегодня и занимаются церковные телеканалы «Союз» и «Спас», а также множество христианских интернет-сайтов. Смелее выходить в социальные сети, рассказывая о добрых делах. Неужели нам не о чем рассказать? Писать и говорить о воспитании детей и подростков и много еще о чем. На самом деле людям как воздух нужен свет евангельский, чернухой все уже объелись.

КАК РЕАГИРОВАТЬ НА КРИТИКУ ЦЕРКВИ? Советы пастырей

И критику Церкви, и подчас довольно агрессивные нападки на христианство и церковную жизнь сейчас можно услышать довольно часто. Это «любимый конек» некоторых СМИ, частая тема не всегда спокойных и взвешенных дискуссий в интернете, да и на улице, бывает, звучат обидные для православных слова. Как христианину вести себя, когда он сталкивается с критикой Церкви? Надо ли отвечать на нападки, оправдывать свою веру, защищать Церковь? В каких случаях молчание – золото, а в каких – нет? Мы попросили пастырей ответить на эти вопросы и рассказать, как лично они реагируют на критику в адрес Церкви, когда она раздается в их присутствии.

Критика звучит от тех, кто не понимает, что такое Церковь

Протоиерей Андрей Овчинников:

– Критика редко бывает созидательной. Разрушать всегда легче, чем строить. Критика Церквивсегда слышится от полуграмотеев и дилетантов, тех, кто не пережил радости пребывания и жизни в Церкви. Критика Церкви схожа с охаиванием армии. Кто не служил срочную службу, больше всех бывает недоволен и возмущен. Кто ни разу не открывал Евангелие и не знает, что такое Символ веры, дерзает много и глупо рассуждать про то, в чем он полный профан.

Критик Церкви чаще всего отделяет себя от нее: «Я не в Церкви, потому что там всё не так». Его критике подвергается исключительно внешняя церковная жизнь. Шелуха и мусор всегда на виду, потому что плавают на поверхности. Всё ценное и важное сокрыто на глубине. Увидеть глубину способен не каждый, у многих просто отсутствует зрение.

Критика звучит от тех, кто не отличает Церкви от церкви. Критикуют патриарха и архиереев, пороки духовенства и низкий уровень нашей культуры и образования, стяжательство и пьянство. Содержание критики можно до бесконечности расширять и множить. Но заметим: то, что критикуют, Церковью не является. Критикуются человеческий фактор и наша греховная немощь. В данном случае критика принимается, но с одним условием: критикующий должен помочь нам стать лучше. А об этом он меньше всего думает.

Когда критикуют Церковь, нужно всё терпеливо выслушать, дать собеседнику выговориться. Важно услышать конструктивную критику. Иногда можно даже извиниться за чье-то соблазнительное поведение или явное хамство – это есть в нашей церковной жизни, и отрицать это нельзя. Но когда будем отвечать недовольному Церковью, главный акцент сделаем на добром и созидательном, чем Церковь живет и чему она учит, – и это также отрицать нельзя. Абсолютно свободно и, самое главное, бесплатно любой человек может прийти в храм – часто памятник или шедевр архитектуры, где тепло зимой и прохладно летом, послушать пение прекрасного хора или интересную проповедь, поучаствовать в воскресном чаепитии или приходском празднике, отдать своих детей в различные творческие кружки или спортивные секции. Как говорится, было бы желание и побольше любви в сердце. Не соглашусь, что нельзя среди сотен храмов найти свой, а из тысячи священников – отца и наставника.

Читать еще:  Пленка, тайно отснятая на Храмовой горе, заставила задуматься об иудейских древностях

Критика Церкви множится от дешевых СМИ, ток-шоу, сплетен и вранья из интернета. Нормальному человеку от подобных источников нужно держаться подальше. Нельзя превращаться в информационную помойку. Человек – это не мусорный контейнер. Важно убедительно говорить о том, что хорошего и полезного в Церкви на порядок больше, чем дурного и соблазнительного. Церковь – это большая, многодетная семья, но в каждой семье, к сожалению, по пословице, не без урода. Признание ошибок только поднимет авторитет Церкви в общественном сознании, так же, как и ее правдивое евангельское слово.

Церковь – столп и утверждение Истины, и она не может ошибаться и говорить полуправду. Тогда этот не Церковь. Глава Церкви – Христос, и она основана Им, поэтому Церковь не нуждается ни в чьей защите. Наоборот, она защищает и спасает всякого, кто вступает в ее недра, желая познать Истину и наследовать жизнь вечную.

Надо различать, где оскорбление святыни, а где просто иной взгляд на мир

Протоиерей Максим Козлов:

– Критика критике рознь. Будь то в личном общении, будь то в общении публичном. Мне кажется, у нас сейчас происходит определенное зашкаливание способности обижаться: так часто ныне приходится читать, что и там и сям мы, православные христиане, на что-то обиделись – на несогласный с нашими воззрениями фильм, на театральную постановку, на не совпадающие с нашими убеждениями высказывания того или иного общественного, политического или культурного деятеля.

Никогда ни при каких обстоятельствах не ввязываясь в перебранку!

Но когда мы сталкиваемся с оскорблением святыни: Бога, в Троице славимого, Спасителя, Пресвятой Богородицы, святых как святых (а не с критикой их деятельности, предположим, как исторических лиц, что в науке неизбежно), – здесь, конечно, нужно иметь мужество не малодушествовать и, не ввязываясь в перебранку, коротко, уверенно и однозначно засвидетельствовать, что «я с этим согласиться не могу, то, что вы сейчас говорите, – неправда и хула, христиане так, как вы сейчас сказали, не верят, такого взгляда на Бога, на святость нет, и вы клевещете». Еще раз подчеркну: не ввязываясь в дальнейшую перебранку!

Отнесись к критику с любовью, не как к врагу

Священник Валерий Духанин:

– Для меня долгое время эта тема была больной. Раньше я очень переживал, когда слышал критику в адрес Церкви, мог даже не спать после этого. Если было возможно, то много спорил, пытался что-то отстаивать. Иногда удавалось в споре хоть что-то отстоять. Но иногда оказывалось, что критикующий не собирается ничего слушать, ему главное – выплеснуть свой негатив. И вот что я понял за это время: важно не выходить из себя, отнестись к критику с любовью, не как к врагу. Он ругается потому, что внутри ему плохо, а раз плохо, то, значит, страдает он. Это подобно тому, как посочувствовать больному и помолиться о его выздоровлении. Если ты общаешься с критиком какое-то время, то рано или поздно он расположится к тебе, когда почувствует с твоей стороны не вражду, а любовь, тепло сердца.

Впрочем, открытой и наглой критики я не слышал давно. И это при том, что я не ношу мирскую одежду, везде хожу в подряснике и рясе с крестом. Иногда встречаются люди, которые, проходя мимо, могут что-то враждебное высказать, но они идут себе дальше и какого-то прямого соприкосновения с ними не получается. Здесь как раз важно владеть собой, не срываться тогда, когда оно нисколько этого не заслуживает. Молитва – лучшее средство против таких искушений. Бывали и хулиганские выходки с целью поиздеваться, но при решительном выдвижении в их сторону хулиганы убегали.

Люди, критикующие Церковь, живут ложным стереотипом. Наша задача – снять этот стереотип

Иногда стараюсь для начала успокоить человека, потому что он возмущен каким-то фактом, про который узнал из СМИ, и надо просто поговорить с ним, а потом уже что-то доказывать. Когда есть возможность вести диалог, взвешенно ответить, то критик видит, что в Церкви есть люди думающие, умеющие спокойно обсуждать и высказываться.

Но в целом, конечно, люди, критикующие Церковь, как правило, живут стереотипом, ложно сложившимся представлением. У них внутри безобразная картинка, в которую они свято верят. Наша задача – снять этот стереотип, попытаться развеять ложные представления. Но как это сделать, если критик не согласен на диалог? Говорить с циниками о вере вряд ли возможно. Иногда вспоминаются слова Спасителя: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Мф. 7: 6). Иной раз лучше промолчать о том, что со временем объяснит цинику сама жизнь.

Если человек ищет ответы на «горячие» вопросы – дай их ему

Священник Димитрий Шишкин:

– Важно, кем и когда, в каких обстоятельствах высказывается критика в адрес Церкви. Потому что одно дело – матерная брань пьяного, озлобленного человека (да и то еще надо посмотреть, что за человек, потому что иной матерщинник может через секунду залиться слезами горького и искреннего сокрушения), а другое – мать, потерявшая сына, с болью пришедшая в храм и столкнувшаяся с равнодушным и грубым отношением… Третье дело – это когда разумный и внимательный человек видит несовершенство или даже зло, которое, как ему кажется, относится к Церкви, и начинает задавать справедливые вопросы. И таким примеров, самых разных – великое множество. Поэтому какого-то одного «рецепта» реакции на критику не может быть, кроме разве что одного: насколько возможно быть нам причастниками Духа Христова. То есть всегда, на всякое время и на всякий час просить Господа, чтобы Он Сам действовал через нас во славу Его имени и во благо Церкви. Ну а я лично в отношении «справедливого обличения» православных с последующим выводом о том, что нет правды в Церкви, всегда привожу слова апостола Павла: «Если некоторые и неверны были, неверность их уничтожит ли верность Божию? Никак. Бог верен, а всякий человек лжив» (Рим. 3: 3–4).

То есть святость Церкви заключается не в нашем совершенстве, а в Самом Господе, Который есть Глава сотворенной Им Церкви. Сотворенной для нашего покаяния, исправления и возвращения к Богу.

Священник Павел Коньков:

– Смотря кто и в каком душевном настрое критикует. Бывает так, что человек просто выговаривается, чаще всего фразами из интернета и СМИ. Таким людям лучше не мешать: они не хотят ничего другого слушать, им не нужны ответы на вопросы – они просто бездумно декларируют чужие мысли. Им даже чужды доводы логики или истории. А вот когда подходят и говорят: «Ты объясни, я не понимаю. Ну как так можно?!» – с такими людьми можно и нужно говорить. Им нужны ответы, они жаждут Истины. И с такими людьми можно говорить или переписываться часами. Их вопросы не от простого желания втоптать в грязь – им нужны ответы.

Чем отвечать на критику в адрес нашей Церкви. Мнение пастырей

В соцсетях и в жизни мы всё чаще встречаемся с агрессивными нападками на Церковь, со злым вышучиванием христианского мировоззрения и образа жизни. В одних случаях эта агрессия спровоцирована очередным «разоблачением церковников» в СМИ, но бывают, и нередко, злоба и недоброжелательство спонтанные, просто потому, что ты – христианин. Как мы (миряне, лично) должны поступать в этих случаях?

К каждому критику надо относиться как к потенциальному чаду Церкви

Священник Валерий Духанин:

– В целом христианину нужно быть выше чьих-то придирок, агрессивных нападок и критики. Злоба жила, живет и будет жить в нашем мире. Поэтому нужно спокойно принять, что кто-то испытывает к тебе неприятие, выплескивает негодование, не соглашается и критикует. Важно усвоить себе истину: не мы страдаем от чужого негодования и агрессии. Страдают те, кто копит в себе злобу, кто живет недовольством, кто хамит и грубит. Такие души страждут, страдают в прямом смысле слова, и о них надо молиться, чтобы они исцелились и спаслись.

Священник Валерий Духанин

Но вот что удивительно. Люди на протяжении жизни меняют свое мнение. И то, что они поначалу ругают, со временем могут принять как основную ценность для своего сердца. Я говорю это не как что-то отвлеченное, у меня перед глазами живые примеры. Те, кто ранее критиковал духовенство, рассматривал Церковь как средство закабаления людей и вытягивания из них денежных средств, со временем искренне обратились к Богу, стали исповедоваться и причащаться, а кто-то даже построил храм. Но не дискуссии обратили этих людей к Богу. Сама жизнь показала шаткость прежних мирских опор, а искреннее сердечное обращение к Богу преобразило их жизнь.

Поэтому к каждому критику надо относиться как к потенциальному чаду Церкви. Соответственно, если и отвечать на критику, то без осуждения и превозношения. Но при этом смотреть, есть ли смысл вообще для ответа в данный момент. Если критика исходит из искреннего недоумения человека, если предполагается спокойное обсуждение, то отвечать возможно. Если же критик просто выплеснул свои страсти, то отвечать смысла нет. Пусть это останется личной грязью того, кто заражен критицизмом, и нам прикасаться к этому незачем.

Когда мы увидим на своих страницах в социальных сетях ругательные комментарии к материалам, агрессию и хамство, то эти комментарии просто удалим и тем самым закроем вопрос. Смысл же церковного свидетельства – в положительном примере. Надо наполнять интернет добрыми и поучительными примерами из истории и из современной жизни Церкви.

Читать еще:  В московском храме Святителя Николая похищены золотые пожертвования

Личный грех христианина – не просто его личное дело

Священник Алексий Веретельников:

Священник Алексий Веретельников

– Во-первых, мне кажется, что это несколько естественный порядок вещей, к сожалению. Церковь, как и Христос, должна быть гонима. Не нужно этим смущаться, не нужно этому ужасаться. Ведь часто мотив для упреков и критики – сознательно или подсознательно такой, что люди не желают жить добродетельно.

Например, они не могут расстаться с какой-то своей страстью, но признаться в этом себе человек не в состоянии. Поэтому он находит какой-то повод в виде неподобающего поступка того или иного священника. Часто таким поводом служит какой-то непроверенный слух.

С другой стороны, безусловно, на каждом христианине, и в первую очередь на священнике и на иерархе, лежит большая ответственность. Действительно, не следует давать какого-то повода недоброжелателям Церкви. Должна быть большая искренность, жертвенность, сознание того, что каждый из нас является клеточкой тела Церкви, которая есть Тело Христово. Соответственно, личный грех того или иного священника и даже мирянина или, наоборот, стояние в добродетели – это не просто личное дело человека. Это то дело, которое в глазах людей нецерковных накладывает отпечаток на всю Церковь. То есть каждый христианин должен осознать свою ответственность перед Церковью.

В ситуации, когда ругают священников, можно хотя бы прощупать почву, спросить: «Вот ты ругаешь священников, а сколько священников ты реально знаешь? С кем имел дело непосредственно?» И чаще всего выясняется, что никого этот человек не знает, а что-то такое прочитал и судит. И аргументом тогда могут выступить слова о том, что я знаю такого-то священника из нашего храма и такого-то и уверяю, что это весьма порядочные люди.

То есть здесь не надо бояться вступать в рассудительную и разумную полемику. Но если мы видим, что человек буквально дышит злословием и наши попытки вызовут дальнейший шквал отрицательных эмоций, то здесь остается, наверно, только молиться, чтобы Господь помог преодолеть ожесточение в его сердце.

Чернухой уже все объелись

Священник Александр Дьяченко:

Священник Александр Дьяченко

Священник Александр Дьяченко – Подобного рода материалов всё больше и больше. Сегодня в обществе нет неприкасаемых. Склоняют всех, начиная с главы государства. Как нам на это реагировать? Во-первых, нужно понимать специфику сегодняшних СМИ. Им вообще всё равно, на какую тему писать, главное – получить как можно больший резонанс. Отреагируют на пьяного попа в «мерседесе», на следующий же день все растиражируют эту тему. Прессе нужен скандал, она на этом зарабатывает, а нормальный батюшка, батюшка трудяга и подвижник, вообще никому не интересен. Потому на материалы скандального профиля внимания лучше не обращать.

Но порой среди множества сообщений на церковную тему вдруг да появится справедливый критический материал в наш адрес. В этом случае нужно относиться к нему адекватно. Содержимое статьи изучить и делать всё, чтобы исправить – в первую очередь в самом себе – указанные недостатки.

Скажу больше: нам очень не хватает здоровой конструктивной критики внутри самой церковной общины. Не будем сами себя критиковать – этим займутся внешние, в первую очередь в интернете, вытряхивая наш внутренний сор на всеобщее обозрение и зубоскальство. Давайте помнить старинную пословицу: «На то и щука, чтобы карась не дремал». Общественное мнение – сегодня это мощнейшее оружие.

И последнее: надо создавать в глазах обывателя образ нормального православного христианина. Этим сегодня и занимаются церковные телеканалы «Союз» и «Спас», а также множество христианских интернет-сайтов. Смелее выходить в социальные сети, рассказывая о добрых делах. Неужели нам не о чем рассказать? Писать и говорить о воспитании детей и подростков и много еще о чем. На самом деле людям как воздух нужен свет евангельский, чернухой все уже объелись.

ЧЕМ ОТВЕЧАТЬ НА КРИТИКУ В АДРЕС НАШЕЙ ЦЕРКВИ

В соцсетях и в жизни мы всё чаще встречаемся с агрессивными нападками на Церковь, со злым вышучиванием христианского мировоззрения и образа жизни. В одних случаях эта агрессия спровоцирована очередным «разоблачением церковников» в СМИ, но бывают, и нередко, злоба и недоброжелательство спонтанные, просто потому, что ты – христианин. Как мы (миряне, лично) должны поступать в этих случаях?

К КАЖДОМУ КРИТИКУ НАДО ОТНОСИТЬСЯ КАК К ПОТЕНЦИАЛЬНОМУ ЧАДУ ЦЕРКВИ

Священник Валерий Духанин:

– В целом христианину нужно быть выше чьих-то придирок, агрессивных нападок и критики. Злоба жила, живет и будет жить в нашем мире. Поэтому нужно спокойно принять, что кто-то испытывает к тебе неприятие, выплескивает негодование, не соглашается и критикует. Важно усвоить себе истину: не мы страдаем от чужого негодования и агрессии. Страдают те, кто копит в себе злобу, кто живет недовольством, кто хамит и грубит. Такие души страждут, страдают в прямом смысле слова, и о них надо молиться, чтобы они исцелились и спаслись.

СВЯЩЕННИК ВАЛЕРИЙ ДУХАНИН

Но вот что удивительно. Люди на протяжении жизни меняют свое мнение. И то, что они поначалу ругают, со временем могут принять как основную ценность для своего сердца. Я говорю это не как что-то отвлеченное, у меня перед глазами живые примеры. Те, кто ранее критиковал духовенство, рассматривал Церковь как средство закабаления людей и вытягивания из них денежных средств, со временем искренне обратились к Богу, стали исповедоваться и причащаться, а кто-то даже построил храм. Но не дискуссии обратили этих людей к Богу. Сама жизнь показала шаткость прежних мирских опор, а искреннее сердечное обращение к Богу преобразило их жизнь.

Поэтому к каждому критику надо относиться как к потенциальному чаду Церкви. Соответственно, если и отвечать на критику, то без осуждения и превозношения. Но при этом смотреть, есть ли смысл вообще для ответа в данный момент. Если критика исходит из искреннего недоумения человека, если предполагается спокойное обсуждение, то отвечать возможно. Если же критик просто выплеснул свои страсти, то отвечать смысла нет. Пусть это останется личной грязью того, кто заражен критицизмом, и нам прикасаться к этому незачем.

Когда мы увидим на своих страницах в социальных сетях ругательные комментарии к материалам, агрессию и хамство, то эти комментарии просто удалим и тем самым закроем вопрос. Смысл же церковного свидетельства – в положительном примере. Надо наполнять интернет добрыми и поучительными примерами из истории и из современной жизни Церкви.

ЛИЧНЫЙ ГРЕХ ХРИСТИАНИНА – НЕ ПРОСТО ЕГО ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Священник Алексий Веретельников:

– Во-первых, мне кажется, что это несколько естественный порядок вещей, к сожалению. Церковь, как и Христос, должна быть гонима. Не нужно этим смущаться, не нужно этому ужасаться. Ведь часто мотив для упреков и критики – сознательно или подсознательно такой, что люди не желают жить добродетельно.

СВЯЩЕННИК АЛЕКСИЙ ВЕРЕТЕЛЬНИКОВ

Например, они не могут расстаться с какой-то своей страстью, но признаться в этом себе человек не в состоянии. Поэтому он находит какой-то повод в виде неподобающего поступка того или иного священника. Часто таким поводом служит какой-то непроверенный слух.

С другой стороны, безусловно, на каждом христианине, и в первую очередь на священнике и на иерархе, лежит большая ответственность. Действительно, не следует давать какого-то повода недоброжелателям Церкви. Должна быть большая искренность, жертвенность, сознание того, что каждый из нас является клеточкой тела Церкви, которая есть Тело Христово. Соответственно, личный грех того или иного священника и даже мирянина или, наоборот, стояние в добродетели – это не просто личное дело человека. Это то дело, которое в глазах людей нецерковных накладывает отпечаток на всю Церковь. То есть каждый христианин должен осознать свою ответственность перед Церковью.

В ситуации, когда ругают священников, можно хотя бы прощупать почву, спросить: «Вот ты ругаешь священников, а сколько священников ты реально знаешь? С кем имел дело непосредственно?» И чаще всего выясняется, что никого этот человек не знает, а что-то такое прочитал и судит. И аргументом тогда могут выступить слова о том, что я знаю такого-то священника из нашего храма и такого-то и уверяю, что это весьма порядочные люди.

То есть здесь не надо бояться вступать в рассудительную и разумную полемику. Но если мы видим, что человек буквально дышит злословием и наши попытки вызовут дальнейший шквал отрицательных эмоций, то здесь остается, наверно, только молиться, чтобы Господь помог преодолеть ожесточение в его сердце.

ЧЕРНУХОЙ УЖЕ ВСЕ ОБЪЕЛИСЬ

Священник Александр Дьяченко:

– Подобного рода материалов всё больше и больше. Сегодня в обществе нет неприкасаемых. Склоняют всех, начиная с главы государства. Как нам на это реагировать? Во-первых, нужно понимать специфику сегодняшних СМИ. Им вообще всё равно, на какую тему писать, главное – получить как можно больший резонанс. Отреагируют на пьяного попа в «мерседесе», на следующий же день все растиражируют эту тему. Прессе нужен скандал, она на этом зарабатывает, а нормальный батюшка, батюшка трудяга и подвижник, вообще никому не интересен. Потому на материалы скандального профиля внимания лучше не обращать.

СВЯЩЕННИК АЛЕКСАНДР ДЬЯЧЕНКО

Но порой среди множества сообщений на церковную тему вдруг да появится справедливый критический материал в наш адрес. В этом случае нужно относиться к нему адекватно. Содержимое статьи изучить и делать всё, чтобы исправить – в первую очередь в самом себе – указанные недостатки.

Скажу больше: нам очень не хватает здоровой конструктивной критики внутри самой церковной общины. Не будем сами себя критиковать – этим займутся внешние, в первую очередь в интернете, вытряхивая наш внутренний сор на всеобщее обозрение и зубоскальство. Давайте помнить старинную пословицу: «На то и щука, чтобы карась не дремал». Общественное мнение – сегодня это мощнейшее оружие.

И последнее: надо создавать в глазах обывателя образ нормального православного христианина. Этим сегодня и занимаются церковные телеканалы «Союз» и «Спас», а также множество христианских интернет-сайтов. Смелее выходить в социальные сети, рассказывая о добрых делах. Неужели нам не о чем рассказать? Писать и говорить о воспитании детей и подростков и много еще о чем. На самом деле людям как воздух нужен свет евангельский, чернухой все уже объелись.

Подготовил Юрий Пущаев
Православие.Ru

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector