0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чему нас учит праздник Вознесения Господня?

Содержание

Вознесение Господне — новый этап в отношениях человека и Бога

— Почему для многих людей праздник Вознесения не так значим как Пасха, Рождество или Крещение?

— Некоторые праздники, которые людям понятны, связаны еще и с определенными традициями. Например, заканчивается пост, люди садятся за праздничный стол, у них наступает новый период жизни. В том числе, период, связанный со сменой времен года. Рождество — это почти Новый год, а Пасха — это начало просыпания земли после долгой зимы.

Человеку нужно иметь внутреннее напряжение и внутреннее глубокое переживание Евангельской традиции и самого Богослужебного круга, чтобы без таких традиций прочувствовать праздники, которые укорены именно в самом Евангелии.

А кроме всего прочего, праздник Вознесения Господня выпадает всегда в четверг. Для большинства наших современников — это рабочий день, не у всех есть возможность пребывания на Литургии в этот день.

— В Евангелии говорится, что апостолы, видевшие Вознесение Господа, возвращаются в Иерусалим радостные. Но как же так, они же только что расстались со Христом?

— Да, казалось бы, произошло крушение их земных надежд, Господь не остался с ними, не стал устраивать земного царства, учреждать в мире другие законы бытия, иные правила общежития, не наказал злых, не возвеличил добрых…

Он не сделал ничего, что ожидали апостолы по земному своему разумению. Но вот Господь ушел, а они рады… Чему же они рады?

А потому что Господь научил их. Он их научил истине, и они поняли, что их отечество не здесь, что теперь им нужно только одного — Царствия Небесного.

Вот как Господь это показал Своим вознесением на небо: пришел на землю Бог, вознесся на небо Человек; пришел на землю Сын Божий, ушел отсюда Сын Человеческий. Ушел, чтобы указать, где наше отечество, чтобы каждого из нас призвать к иным законам бытия, искать не той справедливости, не тех прав, которых ищем мы здесь на земле, но Господних прав, Господней справедливости, Божественной правды и жизни.

Господь, вознесясь на небо, показал, где Его истинное место, — одесную Бога. Взошел туда и во всей полноте человеческой природы соединил земное и небесное. Теперь это магнит, который притягивает к Себе каждое христианское сердце, направляет каждую душу христианскую.

И апостолы возвратились радостные, потому что познали Божественную радость и Божественную любовь. Они возвратились, ожидая Утешителя, чтобы здесь, на земле, устроить для каждого верующего человека возможность прикоснуться к небу. Возвратились с надеждой, что Господь снова придет своей правдой к каждому, кто этой правды ждет на земле.

— Но у апостолов был реальный опыт переживания — они видели страсти Христовы, и «за этот страшный промежуток» «доросли до Воскресения». А где нам взять вот такую радость, о которой вы говорите?

— Думаю, что апостолы не сразу «доросли» до Воскресения, это всё равно был путь через всю оставшуюся их жизнь. Их состояние совершенства на тот момент не определилось. И я думаю, оно и до сих пор определяется в Царствии Небесном. И будет определяться бесконечно.

Евангелие нам показывает, что, апостольский путь только начинается. Это значит, что и свидетельство о Воскресении только начинается, только начинается возрастание Воскресения в их жизни. Потому как все эти сорок дней, которые Господь является своим ученикам, Он убеждает их в Своем Воскресении.

Потом раскрывает им тайны Царствия Небесного, которые для них все равно оказались непонятыми, несмотря на то, что они провели с Ним несколько лет в самом тесном общении. Все равно вся жизнь у апостолов — это жизнь Богопознания. А не так, что они в момент Бога познали и уже ничего нового потом о Нём не узнали. И мы идём тем же путём, путём сначала поиска Бога, потом Его узнавания и познавания.

— Но чем Вознесение Господне значимо для нас, людей? Он родился — это начало изменения человеческой истории. Воскрес — смерть побеждена. А здесь?

— История пришествия Господа — это история совсем не о том, что Он был послан исполнить Свою миссию. Вот Он съездил в командировку на Землю, с Небес спустился, совершил все что надо, и теперь Он, закончив свое дело, возвращается обратно. Это совсем не так.

Дело в том, что с этого момента начинается новый этап в отношениях человека и Бога. Господь возносится на Небо не тем образом, которым Он сошел с Небес.

Если Он Духом Святым воплощается через Пресвятую Деву Марию, то на Небо Он восходит как Богочеловек.

Он не сбрасывает с себя человеческую природу, человеческую плоть как уже ненужную одежду. Зачем Богу быть человеком? Зачем Ему нужна эта человеческая природа, плоть, в которой Он страдал? Почему Он, даже не стерев с Себя раны, возносится во плоти, в которой Он страдал?

Он же с прободенными руками, с прободенным ребром возносится на Небеса, во всей полноте человеческой природы, показывая, насколько у человека есть возможность возрастать в Боге, насколько человек способен соединяться с Богом и пребывать там, где пребывает Господь. Вот в чем смысл. Вот в чем радость.

— Но апостолы действительно могли осязать Господа в телесности…

— А разве не мы поем: «Воскресение Христово видевши, поклонимся Господу Иисусу»? Это разве не нас касается? Они видели. А мы разве не видели? А мы разве не касаемся Его Плоти и Крови, когда причащаемся Даров Христовых?

Вознесение — это совсем не праздник богооставленности. Это в тропаре и кондаке сказано: «Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы».

Мы знаем, что Христос посреди нас и есть, и будет. И что нет, по большому счету, никакого между нами расстояния. Как, в общем, нет того же расстояния между ушедшими от нас близкими любимыми людьми. Мы живем в их присутствии. И надо просто научиться всегда жить в присутствии Бога.

— Но как же, если Господь рядом, почему мы ждем Его Второго Пришествия?

— Со Вторым Пришествием открывается жизнь будущего века. Со Вторым Пришествием открывается новый мир Вечности, в котором нет ни болезней, ни печалей, ни зла, ни всего того, что является для нас препятствиями к Богообщению. Мы ждем этого момента, когда все препятствия, вся преграды между человеком и Богом уйдут окончательно. Для кого-то оно уходит уже при жизни, и таких людей мы называем святыми.

Праздник Вознесения Господня, — это не только праздник ожидания Духа Святаго и Пятидесятницы, это праздник радостного ожидания Второго Пришествия Христова. В нашей молитве «Верую…» мы так говорим об этом: «и восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца и паки грядущего со славою судити живых и мертвых, Его же Царствию не будет конца»…

Для нас Второе Пришествие Господне так же радостно, как для апостолов Его святое Вознесение. Для нас ожидание Его славного Второго Пришествия, когда Его же Царствию не будет конца, должно быть таким же желанным, как каждое ожидание Христа в молитве, когда Он отвечает на наше воздыхание сердечное, или когда Он приходит к нам в причастии Святых Христовых Таин.

Только человек, не приобщившийся правде Божией, может бояться пришествия правды. Только тот, кто живет во тьме, может не обрадоваться свету. Только тот, кто отвернулся от жизни, может этой жизни не хотеть. А для нас, тех, кто знает, что Христос воспринял всю природу человеческую и вознесся на небеса, Его Пришествие — это пришествие вечной жизни и бесконечной радости, потому что Господь, зная все наши немощи, нашу удобоприклонность на грех, часто наше нежелание духовной жизни, взял на Себя и вознес всю нашу природу.

Несмотря на то, что мы очень грешны, несмотря на то, что нас все время тянет вниз, Господь все равно возносит нас до небес. И иного пути у христианина нет. Эта радость духовная, которую Господь открыл апостолам, да будет сегодня со всеми нами, встречающими Его святое Вознесение.

Читать еще:  Правда ли, что человек выше Ангелов?

Вознесение Господне: когда празднуется, смысл праздника, традиции

В честь какого события празднуют в праздник Вознесения Господня?

Полное название праздника — Вознесе́ние Го́спода Бо́га и Спаси́теля на́шего Иису́са Христа́.

Праздник Вознесения Господня установлен в память о событии, связанным с вознесением Иисуса Христа на 40-й день после Пасхи.

Вознесе́ние Госпо́дне описано в Библии и посвящено восшествию (вознесению) Иисуса Христа во плоти на небо и обещании Иисуса о своем втором пришествии.

Праздник Вознесения Господня трактуется как обо́жение человеческой природы Иисуса, которая после вознесения стала невидимой для телесного ока.

Когда празднуется праздник Вознесения Господня?

Праздник Вознесения Господня имеет 1 день предпразднества и 8 дней попразднества.

Дата празднования праздника Вознесения Господня является переходящей и зависит от даты Пасхи.

Вознесение Господне празднуется только в четверг 6-й недели на 40-й день после Пасхи.

История возникновения праздника Вознесения Господня

Вознесение Господне описано в книге Деяний святых апостолов.

По указанию Иисуса на 40-й день после Воскресения одиннадцать апостолов отправились из Галилеи на Елеонскую гору поблизости от Иерусалима.

Там, на горе Елеон, апостолы в последний раз видели Христа во плоти.

Иисус, подняв Свои руки, подал им Свое благословение и начал отдаляться от учеников и возноситься на небо.

Во время вознесения светлое облако скрыло Господа от учеников и апостолам явились «два мужа в белой одежде», которые пообещали ученикам, что Иисус вновь придет на Землю точно так же, как он взошел на небо.

«Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» .
(Деян. 1:9-11)

Предсказание о своем Вознесении было дано Иисусом Христом своим апостолам задолго до своей крестной смерти.

В Евангелии от Луки рассказывается о встрече воскресшего Иисуса со своими учениками и их разговоре:

«Так написано, и так надлежало пострадать Христу, воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима. Вы же свидетели сему. И Я пошлю обетование Отца моего на вас; вы же оставайтесь в городе Иерусалиме, доколе не облечетесь силою свыше».
(Лк. 24: 46-49).

«И собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым. Посему они, сойдясь, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли. Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их».
(Деян. 1: 4–9).

Вот как это событие описывает Евангелист Матфей:

«…одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел Иисус, и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились. И приблизившись Иисус сказал: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века».
(Мф. 28:16–20).

«… вывел их вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо. Они поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью».
(Лк. 24: 50–53).

Как в православии проходит служба в день праздника Вознесения Господня?

Праздник Вознесения Господня входит в число Двунадесятых праздников.

Богослужение в честь Вознесения Господня совершается по Цветной Триоди.

Накануне праздничного четверга, в среду вечером, служится всенощное бдение, на вечерне которого поются стихиры, посвященные Вознесению Господню. В это же время читаются три паремии, в которых, как считает Православная церковь, содержатся ветхозаветные пророчества о Вознесении Иисуса Христа.

На утрени читается Евангелие от Марка и два канона. Они составлены преподобными Иоанном Дамаскиным (VIII век) и Иосифом Песнопевцем (IX век). По преданию, кондак и икос празднику составлены преподобным Романом Сладкопевцем (V век).

На литургии поются праздничные антифоны, читается Апостол первое зачало (Деян. 1:1-12) и Евангелие от Луки, 114 зачало (Лк. 24:36-53).

В текстах церковных песнопений описывается восхождение Иисуса на небо и встреча Его ангелами, а также рассказывается символический смысл события праздника Вознесения Господа.

Го́споди, та́инство е́же о́т века сокрове́нное и от родо́в, испо́лнив я́ко Бла́г, прии́де со ученики́ свои́ми на́ гору Елео́нскую, име́я ро́ждьшую Тя́ Творца́ все́х и Соде́теля. И́же бо при Стра́сти Твое́й ма́терьски па́че все́х боле́зновавшей, подоба́ше бо и сла́вою пло́ти Твое́й, премно́гой наслади́тися ра́дости. Ея́же и мы́ причасти́вшеся, е́же на небеса́ восхо́да Твоего́ Влады́ко, вели́кую Твою́ ми́лость, ю́же на на́с бы́вшую сла́вим.

Се день грядет Господень, и станут нозе Его в день ин на горе Елеонстей, прямо Иерусалима, на восток солнца.

История возникновения праздника Вознесения Господня

До конца IV века праздник Вознесения Господня и Пятидесятница праздновались в один день и по сути были единым праздником. Позже праздник Пятидесятницы стали отмечать отдельно.

Впервые об этом упоминается в текстах святителя Григория Нисского и в антиохийских проповедях святителя Иоанна Златоуста.

Иконы Вознесения Господня

Иконы, изображающие Вознесение Господне, имеют четкую иконографию.

На этих иконах изображающих Вознесения Господня должны быть изображены все двенадцать апостолов и Богородица, стоящая между ними.

Ученики Христа на иконе изображаются или просто стоящими, или стоящими, преклонив колени.

Христос изображается возносящимся в облаке, окруженный ангелами.

Новый Завет о Вознесении Господнем

События, связанные с Вознесением Христа описаны в Евангелии от Луки (Лк.24:50-51) и Деяниях св. апостолов (Деян.1:9-11).

Краткое изложение этого события также приведено в окончании Евангелия от Марка (Мк.16:19).

Смысл праздника Вознесения Господня

Главным итогом для человечества Вознесения Иисуса стало то, что с этого момента человеческая природа получила полное участие в Божественной жизни и вечном блаженстве.

Видение первомучеником Стефаном Иисуса, стоящего одесную Бога, как Сына Человеческого (Деян.7:55-56), говорит о том, что человеческая природа Христа не растворилась и не была поглощена Божественной.

Бог отец приняв на себя человеческую плоть, как Господь Иисус не избежал смерти, а победил ее и сделал человеческую природу равночестной и сопрестольной Божеству, согласно чему он пребывает Богочеловеком вовеки и во второй раз придет на землю «таким же образом», каким взошел на небо (ср.: Деян.1:11), но уже «с силою и славою великою» (Мф.24:30; Лк.21:27).

Традиции празднования Вознесения Господня

В традициях празднования Вознесения Господня намешано много различных церковных, языческих и народных правил, но при этом существует четкий церковный устав правил празднования и проведения служб.

В день Вознесения Христа принято заниматься благотворительностью и помогать ближним, потому что в этот день Христос, облачившись бродягой, путешествовал и наблюдал, как к нему относятся люди.

Что нельзя делать в праздник Вознесения Господня

— в праздник Вознесения Господня нельзя произносить фразу «Христос Воскрес», поскольку в этот день из храмов выносят Плащаницу;

— в этот день нельзя делать уборку по дому и любую тяжелую работу;

— в этот день нельзя думать о плохом;

— в этот день запрещается плевать и бросать мусор на улице, так как «можно попасть в Христа, который приходит в дома под видом нищих».

Что можно и нужно делать в праздник Вознесения Господня

— этот день лучше провести в домашнем семейном кругу и в молитве;

— в день Вознесения рекомендуется соблюдать в душе мир и спокойствие и не ссориться с друзьями и близкими;

— в этот день советуют вспомнить умерших родственников, врсстановить с ними духовную связь;

— можно ходить в гости к родным и знакомым, в старину это называлось «ходить на перепутье»;

— накануне Вознесения Господня принято печь особые блины «Христу на дорожку», еще их называют «Божья окутка», «Онучки», «Христовы лапотки».

Приметы в день праздника Вознесения Господня

— если на Вознесение Господне хорошая погода, то она такой будет и до дня Святого Михаила (21 ноября).

— если в день Вознесения идет дождь, жди болезни и неурожай.

Гадания в день праздника Вознесения Господня

— в этот день девушки вплетают в косы несколько веточек березы, и если веточки не завянут за десять дней до Троицы, то в этом году будет свадьба;

— на рассвете собирают травы, так как этот день они считаются особо целебными и сохраняют свои лечебные свойства до наступления Ивана Купала (7 июля).

Фильмы о жизненном пути Иисуса Христа

— Фильм «Величайшая из когда-либо рассказанных историй» (1965)

— Фильм «Иисус из Назарета» (1977)

— Фильм «Иисус» (1979)

— Фильм «Страсти Христовы» (2004)

— Фильм «Сын Божий» (2014)

— Фильм «Убийство Иисуса» (2015)

— Фильм «Восставший» («Воскресение Христа») (2016)

Вознесение Господне: смысл, история и традиции христианского праздника

Вознесение Иисуса Христа на небо после распятия — одно из главных событий новозаветной истории. Согласно христианской религии, после Вознесения земное присутствие Христа уступает место Его невидимому пребыванию в Церкви. Праздник отмечают ежегодно на 40-ой день после Пасхи. В 2021 году Вознесение у православных приходится на 10 июня.

Читать еще:  Символ веры: пятый член. О Воскресении

Событие в религиозных текстах

Событие Вознесения подробно описывается в евангелиях от Луки (Лк. 24: 50–51) от Марка и Деяниях святых апостолов (Деян. 1:9–11). Согласно этим текстам, приняв казнь и воскреснув из мертвых, Христос неоднократно являлся ученикам, укрепляя в них веру в чудо Своего Воскресения и подготавливая их к принятию обетованного Святого Духа. Затем Иисус собрал апостолов в Вифании на горе Елеон, благословил их и вознесся на небо. Тогда явились два ангела и возвестили о том, что пройдет время и Христос снова вернется на землю в зримом облике, чтобы судить живых и мертвых.

О Вознесении написано в Новом Завете: «Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его, вдруг предстали им два мужа в белой одежде и сказали: «Мужи Галилейские! Что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо». (Деяния 1:9–11)

Дата и название праздника

Название праздника отражает суть события — вознесение на небо Иисуса Христа и завершение Его земного служения. В этот день верующие вспоминают вознесение на небо Иисуса Христа, которое свершилось после окончания его сорокадневного земного служения. Число 40 в иудаизме и христианстве имеет особый смысл. В древней Иудее, по закону Моисея, на 40-й день после рождения мальчиков-первенцев приносили в Иерусалимский храм, чтобы посвятить их Богу. Следуя этому закону, святой Иосиф и Дева Мария принесли Иисуса в храм после его рождения. На 40-й день после Пасхи, то есть после своего возрождения к вечной жизни, Иисус Христос снова входит в храм своего небесного отца.

Смысл праздника

Победив смерть и дав тем самым возможность воскреснуть, Господь вознес в своем лице человеческую природу, открыв каждому человеку возможность во всеобщем Воскресении вознестись в высшую обитель света к самому Престолу Всевышнего. Этот день символизирует надежду христиан на второе пришествие Христа, а еще означает полный расцвет весны по славянским традициям. В народно-христианской традиции считалось, что с Вознесения (на Руси этот праздник иногда называют Вознесеньев день) весна окончательно уступает место лету.

Традиции и народные приметы

В этот день у православных христиан сложилась традиция поминать своих предков, ухаживать за могилами и ходить в гости. Устраивать громкие застолья в этот день не принято, но щедрость поощряется. Существует поверье, что в этот день Иисус ходит под видом нищего, поэтому в этот день стоит раздавать подаяние нуждающимся.

Ночь перед Вознесением в народе называют «соловьиной». Считается, что растения и певчие птицы в это время приветствуют наступление лета.

С Вознесеньева дня, который всегда приходится на четверг, и до ближайшего воскресенья в деревнях проходили окончательные проводы весны. Первое воскресенье после Вознесения считалось окончанием весны и началом лета.

Вознесение Господне: о чем важно помнить в этот день

В этом году православные христиане отмечают Вознесение Господне 10 июня. Этот праздник является двунадесятым и посвящен одному из ключевых событий жизни Спасителя, описанному в Евангелии. Поскольку Вознесение приходится на сороковой день после Пасхи, то всегда выпадает именно на четверг.

Что значит «вознесение» и в чем суть праздника?

Православная Церковь учит, что Христос вознесся (то есть восшел на Небо во плоти) и тем самым завершил дело спасения человеческого рода. Воскреснув из мертвых Он победил смерть, а вознесясь — открыл людям путь в Небесные обители, где человек не был никогда прежде.

События этого праздника описываются евангелистами Лукой (Лк. 24: 50–51) и Марком (Мк. 16:19). Также соответствующие тексты можно найти в книге Деяний святых апостолов.

После Воскресения Христос еще долгое время (на протяжении 40 дней) являлся апостолам, укрепляя их в вере и подготавливая к самостоятельной проповеди. На сороковой же день Он привел учеников на Елеонскую гору, благословил их и стал возноситься, пока облако полностью не скрыло Его. Ученики «поклонились Ему и возвратились в Иерусалим с великою радостью». (Лк. 24:52)

Как объяснил суть праздника в одной из своих проповедей Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Воскресение явило нам чудо восставшего из гроба Спасителя в живом человеческом теле, с которым Он вознесся на небо. Что же это означает? Каков духовный смысл в этом таинственном акте? А смысл такой: в неведомом для нас мире Христос пребывает с человеческим телом. Это значит, что физическая жизнь видоизменяется, но не прекращается с человеческой смертью, и бессмертие есть не только бессмертие души, но и бессмертие души в преображенном человеческом теле». Всему этому учит нас сегодняшний день Вознесения Господа Иисуса Христа с пречистой Его плотью, как о том свидетельствуют церковные песнопения».

День радости или грусти?

С одной стороны, для апостолов этот день должен был стать грустным, поскольку их Учитель вознесся на Небо и больше не пребывал с ними зримо. Но, с другой стороны, они духовно ощущали Его присутствие, поэтому были исполнены радости. По словам святителя Феофана Затворника: «Расставаясь с теми, коих искренно любим, мы не можем не скорбеть, не можем не чувствовать печали, а апостолы — с горы Элеонской, где они разлучились с Господом, возвращались с радостию великою. Возлюбленный Учитель, Который один открывал им всякую истину и разгонял мрак сомнений, налегавший иногда на души их, оставляет их как бы себе самим, а они радуются; единственный их Покровитель и Защитник оставляет их среди иудеев, народа враждебного Христу и всему Христову, а они радуются; Христос Господь, от беседы с которым сердце их исполнялось живою радостию, оставляет их в мире, полном неудовольствий, скорбей всякого рода бедствий, а они радуются. Неподатное чувство! И мы не поймем его, братие, если будем смотреть на апостолов, как на простых человеков, и будем рассуждать об них по-человечески. До Воскресения Господня, когда они ближе были к нам по мыслям и чувствам, и их сердце, подобно нашему, исполнилось скорбию, когда возвестил им Господь, что Он хочет отойти от них; но теперь, когда воскресший Господь дний четыредесять говорил им об устроении Царства Своего на земле, когда дуновением Его сообщенный Дух очистил и просветил их мысли и чувства и, может быть, преимущественно раскрыл пред ними тайну Вознесения Господня — теперь они уже не разумели возносящегося Христа по плоти и потому не могли питать подобных нашим скорбных чувств разлучения, теперь сами они ясно разумели, что лучше есть, да отыдет от них Господь».

Как провести этот день?

Верующие христиане стремятся провести церковные праздники побывав в храме и посвятив этот день молитве. Именно поэтому в день Вознесения Господня отказываются от всех домашних дел и светских развлечений, посвящая время душе. Преподобный Никон Оптинский (Беляев) поясняет: «Без крайней необходимости в праздничные дни нельзя работать. Праздником надо дорожить и чтить его. Этот день надо посвящать Богу: быть в храме, дома молиться и читать Священное Писание и творения святых отцов, делать добрые дела».

ПЕРЕПЕЧАТКА ДАННОГО МАТЕРИАЛА (ПОЛНОСТЬЮ ИЛИ ЧАСТИЧНО) ИЛИ ИНОЕ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАПРЕЩЕНЫ

Все вещество неба и земли

Основой праздника стало событие Вознесения Христа на небо через сорок дней после Его Воскресения из мертвых. Произошло всё в мае 30 года I века нашей эры на горе Елеон, к востоку от Иерусалима. Но что нам за дело до случившегося две тысячи лет назад? Как это нас касается?

Вознесение и восхождение

Евангелие сообщает: все сорок дней после Своего Воскресения Христос являлся ученикам, беседуя с ними, укрепляя их веру в экстраординарное событие, событие, превышающее человеческий опыт, — в Свое Воскресение из мертвых, в Свою победу над смертью. А на сороковой день после Пасхи Христос собрал апостолов, привел их на Елеонскую гору и вознесся на небо.

Перед событием Вознесения происходит важный диалог: Спаситель говорит о грядущем Царствии Божьем, о том, что через несколько дней Дух Божий сойдет на них, Его последователей, и они будут крещены Духом Святым. Но ученики Христа, все еще надеющиеся на то, что Царство Божие — это торжество некоей политической системы, спрашивают у Христа: «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» И Христос сурово отвечает: «Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти», — и это ответ всем нам, людям, постоянно гадающим, а не в ближайший ли месяц наступит конец света?

После этих знаменательных слов Христос обещает ученикам, что они примут силу, когда сойдет на них Дух Святой, говорит о том, что, приняв Духа Святого, апостолы начнут свою проповедь. «Сказав сие, Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их», — читаем у евангелиста Луки.

Праздник Вознесения Господня у нас любили: звон колоколов, свобода выходного дня, ликование народа. В такой вот праздничный день в 1799-м родился Пушкин — в тот год праздник пришелся на 6 июня. Разве не чудо? Поэт, вознесший русскую словесность до высот недостижимых; гений, вся жизнь которого — восхождение над своим человеческим: наследственностью, воспитанием, социальными рамками, темпераментом, характером, средой, в конце концов, судьбой появился на свет именно на Вознесение. При всеобщем ликовании народа и звоне колоколов! Чудо Божье. Пушкин особо выделял этот праздник, любил икону «Вознесение Господне», и для венчания выбрал храм Большое Вознесение у Никитских ворот в Москве.

Читать еще:  В чем сила Креста Господня?

Но Вознесение Иисуса Христа — не просто событие, имевшее место быть две тысячи лет назад. Не просто исторический эпизод, вдохновляющий иконописцев и художников. Вознесение Христа касается каждого. Причем не только всех из рода человеческого, шире, Вознесение затронуло и весь тварный мир! У святого Ефрема Сирина есть такие слова: «Отрезвись, человек, приди в себя и, как разумный, познай, что для тебя пришел с неба Всевышний Бог, чтобы с земли вознести тебя на небо». В чем тут дело?

Куплены дорогою ценою

До христианства существовало два подхода к человеческому телу. Первый признавал ценность тела, а как же — источник удовольствий. Второй, считая тело виновным в нечистоте, пороках, воспринимал плоть как темницу души. И вдруг Бог рождается в человеческом роде, принимает человеческую плоть. Что означало то, что Бог стал человеком? «Это значит, — рассуждает митрополит Антоний Сурожский, — что в этом воплощении человек показан нам во всей своей дивной, непостижимой емкости: он может стать вместилищем Божества, он может стать и быть храмом, местом вселения Святого Духа. Плоть человеческую, принятую Иисусом любовно от Девы Богородицы, плоть, которую Он отдал истязаниям суда и крестной смерти, — эту плоть Христос не покидает на земле после крестного Своего умирания. Он воскресает, живой в плоти Своей, воскресает с язвами на руках и на ногах, с раной в боку, воскресает в свидетельство о том, что и тело человеческое призвано не к тлению, призвано не к смерти, а призвано к вечной, неумирающей, ликующей жизни. И в Вознесении Своем наше человеческое тело, наше человеческое естество Он возносит на Небо». У апостола Павла в Первом послании к коринфянам читаем: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии». То есть ни о каком пренебрежении телом нет и речи! Напротив, апостол Павел требует не просто бережного, но благоговейного отношения к телу, как к святыне. Христианство не воюет против тела, только против греха. Как говорит святой Каллист, мы не телоубийцы, но грехоубийцы. Поэтому, памятуя о важности покаяния, молитвы, причащения, надо при этом максимально хранить и тело, данное Богом, как драгоценный дар: хранить здоровье, телесную чистоту. И легкомысленное нерадение о безопасности в периоды эпидемий, преступление против других, против себя.

Но это только одна грань праздника Вознесения. Как отмечал святитель Григорий Палама, Вознесение принадлежит всем людям, поскольку все воскреснут в день Второго пришествия Христа. Дата Второго пришествия, как мы помним из начала статьи, нам неизвестна, но зато мы знаем, кто будет вознесен, «восхищен на облаках» — те, кто «распял свой грех через покаяние и жительство по Евангелию», и воскреснет человек не бесплотным духом, а телом, пусть не нашим земным, но все же телом — небесным. Святой мученик Ипполит учит, что «тело воскреснет не так, каково ныне, но чистое и не подлежащее повреждению. Всякому телу возвратится своя душа».

Вознёс всю видимую тварь

С тем, что дает человеческой природе Вознесение Христа, разобрались, но что там со всем тварным миром — животными, птицами, с царством растений?

Тело, в которое был воплощен Сын Божий Иисус Христос, тело, которым Он ходил по земле, которым Он слышал, видел, тело, которое Он предал на истязание и смерть, — это тело состоит из всего того, из чего состоит наш видимый мир, учит митрополит Антоний Сурожский. «В этом теле сосредоточено все вещество неба и земли, от простого до самого непостижимого, вся материя, соединившаяся с Божеством. И когда Христос возносится на небо, Он возносит не только человечество, Он возносит всю видимую тварь в глубины Божественной тайны. И этот мир уже неотделим от Него».

Вслушайтесь, всмотритесь! Разве в утреннем щебете птиц, в майских лучах солнца не ощущается присутствие Божьей Любви в нашем мире? Не случайно в церквях в день Вознесения повторяют такие слова о вездеприсутствии Господа в нашем мире: «Я с вами, и никто не одолеет вас!»

Православный праздник Вознесение Господне — 28 мая 2020 года

Весь церковный год в православии подчиняется определенному ритму. И главной отправной точкой, конечно же, является празднование Воскресения Христова. Поскольку дата Пасхи каждый год меняется, изменяются и даты других больших праздников. Так, именно от Пасхи зависит, когда Церковь празднует Великий двунадесятый праздник Вознесения Господня. Что это за день и почему так велико его значение для православных?

Смысл праздника Вознесения Господнего

Вознесение Господне — это день когда Иисус Христос покинул наш мир и вознесся на Небо. Произошло это на 40 день после Его воскрешения из мертвых. Этот день знаменует некий переход или рубеж, когда зримое физическое присутствие Бога на земле заканчивается, и начинается Его незримое присутствие духовное в жизни каждого верующего человека.

В богословском смысле выделяют несколько значений этого дня для христиан:

  • вознесение знаменует собой соединение земной физической природы с Божественной сутью;
  • это день последнего присутствия Бога на земле;
  • в нравственном смысле этот праздник напоминает нам, что человек состоит не только из физической плоти, но имеет еще и душу, которая должна всю жизнь стремиться к Богу.

В Евангелии события этого праздника довольно детально описывает апостол Лука, а также события изложены в Деяниях апостолов. После своего воскресения Иисус Христос много раз является ученикам во плоти, чтобы они могли удостовериться в произошедшем Чуде. Когда же его ученики достаточно укрепились в вере и стали готовы совершать дальнейшее служение, Господь собрал их на горе Елеон.

О других двунадесятых праздниках:

На этой горе Христос подал им последнее благословение, и стал удаляться в небо, окруженный облаками. Ученики Его были наполнены радостью, и по возвращении в Иерусалим, на них сошел Святой Дух.

Важно! С этого дня на земле заканчивается служение Бога в человеческой природе и начинается служение апостолов. Сам факт вознесения Христа не означает только лишь физический уход, но знаменует особое прославление Бога, о чем в Евангелии есть много слов. Кроме того, сам Христос, будучи на Земле, говорил о том, что он воссядет одесную своего Отца Небесного, т.е. прославится после своего воскресения.

Таким образом, можно сказать, что Вознесение стало кульминацией прославления Бога после его земной жизни и крестных страданий. Именно поэтому так велико значение этого дня для каждого православного человека.

Значение праздника Вознесения для православного христианина

На первый взгляд может показаться, что смысл этого праздника слишком сложный и непонятный для простого христианина. На самом деле, достаточно понять, что этот день означает победу Божественной природы над греховной человеческой сутью.

Интересно! Число 40 не является случайным во всей христианской символике. Еще по закону Моисея положено было именно на 40-й день приносить младенцев в храм, чтобы посвятить их жизнь Господу. Символично можно проследить аналогию и с праздником Вознесения.

Воскресший, как бы вновь рожденный Христос, восходит в Небесный храм для вечного торжества. Для каждого верующего человека это означает возможность личного спасения, если принять Господа всем сердцем и идти за Ним.

Как проводить праздник Вознесения верующим

Любой православный праздник предполагает участие христиан в праздничных богослужениях. Именно этим христианские праздники отличаются от светских, когда человек позволяет себе полностью расслабиться и отдохнуть. Важные христианские даты — это повод для дополнительной работы над своей душой, своей жизнью. Эти дни стоит проводить особенно благочестиво, с памятью о Боге, о Его великой Жертве ради каждого из нас.

Поскольку Вознесение отмечается на 40 день после Пасхи, оно всегда припадает на будний день. Это накладывает сложности в связи с тем, что большинство людей находятся на работе. Если есть такая возможность, желательно заранее взять отгул или освободить первую половину дня для посещения богослужения. Если такой возможности нет, можно посетить праздничное вечернее богослужение накануне вечером.

В любом случае, даже если человек находится на рабочем месте, это не мешает ему помнить о Господе и молиться ему. Конечно же, делать это необходимо не только в праздники, но и в любые другие дни. Если человек привык посещать богослужения помимо особых дней, вполне логичным будет поводить Великие праздники в храме. Богослужения в такие дни всегда особые, торжественные, наполненные благодатью и величием. Оставаясь в такие дни вне стен храма, человек сам лишает себя общения с Богом.

О православном храме:

  • Можно ли ходить в храм во время беременности
  • Что такое алтарь православного храма
  • Можно ли ходить в храм выпившим

Совет! Ходить в храм в воскресные и праздничные дни — это нормальная, естественная потребность верующего человека. Богу не нужны наши жертвы в виде потраченного времени на богослужение или молебен. Многие думают, что вот можно прийти в храм, постоять на службе, и Господь «зачтет» нам это как хорошее дело.

На самом деле, находиться в храме нужно для души самого человека. Формальное отношение к вере полностью чуждо православию и убивает его. Поэтому важно понимать, о чем учит наша вера. И Великие праздники как нельзя лучше подходят для углубления в суть христианства.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector