0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что делать, если нет сил для молитвы?

Содержание

Трудно молиться, охладела к духовной жизни. Что делать?

Приблизительное время чтения: 5 мин.

Вопрос читателя:

Здравствуйте. Я не могу объяснить свое состояние души. У меня нет веры (постоянно в уме повторяю, что Бог есть, что Бог наш Отец, что он меня любит). Из-за этого я унываю. У меня нет покаяния. Но самое главное, у меня нет желания меняться, бороться со страстями. Знаю, что грешная, знаю, что попаду в ад, но ничего не хочу делать, как будто мертвая душа. Читаю Евангелие, иду на исповедь без покаянного чувства, причащаюсь, но легче не становится. И еще при этих постоянных мыслях у меня возникает прелесть (раз я вижу себя грешной, значит, я хорошая, значит, у меня есть смирение).
Вот такая запутанная ситуация. Не знаю, что делать. Молиться трудно себя заставить. Спасибо.

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Здравствуйте, уважаемая читательница! Вы очень правильно сделали, что не продолжили жить в таком непонятном состоянии, а обратились за помощью. Это первый и очень важный шаг. Теперь нужно делать и остальные шаги, не сразу, постепенно.

Помните и знайте твердо, что Бог любит каждого человека, и Вас тоже, и что до самой смерти никакое состояние человека не может быть признано окончательным. Если сейчас у Вас такие внутренние трудности, это вовсе не значит, что вся Ваша жизнь заранее предопределена, да и не только жизнь, но и участь в вечности. Нет, нет и нет! В любой момент человек имеет возможность измениться, пересмотреть свои взгляды и жизненные стратегии. Думаю, как раз этим Вам и пришло время заняться.

То, что с Вами происходит, в аскетике называется охлаждением веры. Ниже я приведу некоторые рецепты, которые в этом состоянии советовали применять святые отцы. Но мы с Вами будем иметь в виду, что, поскольку духовный путь каждого человека глубоко оригинален, нужно, зная эти рецепты, понять, как быть лично Вам.

Поскольку Вы человек церковный, попросите священника, которому Вы исповедуетесь, или самого старшего по возрасту и опыту батюшку из Вашего храма о беседе с Вами и поговорите лично. Без личного разговора здесь никак. Батюшка задаст Вам вопросы и, зная Ваш путь в духовной жизни, подскажет конкретнее, что нужно делать. Потому что, например, одно дело, если у Вас было горячее стремление к церковной жизни и дальше Вы шли спокойно, шаг за шагом под руководством священника, другое — если при том же сильном стремлении Вы брали на себя несоизмеримые с Вашими силами и опытом подвиги, например, молитвенное правило, еще один вариант – если Вы с самого начала ходили в храм достаточно формально, потому что «надо», и тут было больше внутренней мотивации, чем внешней. По каждому из названных пунктов можно найти еще несколько разновидностей пути, поэтому нужно прояснять, как Вы шли и в какой момент появилось состояние, о котором Вы пишете. Поэтому, пожалуйста, отнеситесь к себе бережно и как можно скорее поговорите со священником лично, наметьте план действий, хорошо? Должно произойти какое-то обновление Вашей духовной жизни и отношения с Богом нужно, под руководством священника пока, выстроить заново, потому что речь о живых отношениях с Господом, и ни о чем ином.

Почитайте, что писали об охлаждении веры митрополит Афанасий Лимасольский и преподобный Никодим Святогорец. Они описывают, в общем-то, Ваше состояние. В их текстах (можно прочесть в интернете) Вы можете почерпнуть некоторые рецепты и понимание того, что можно сделать.

В общем-то, вся совокупность действий сводится к тому, что писал святитель Игнатий Брянчанинов: «Искушения, изменения и охлаждения, по учению святых отцов, были со всеми подвижниками; удивляться им не надо, а надо стараться выходить из них покаянием и молитвой: молитва – огонь, и не может не согреться молящийся, а охлаждение – свидетельство об отсутствии или умалении огня, который удобно снова воспаляется от действия покаяния».

Поговорите со священником. Может быть, Вы уменьшите объем утреннего и вечернего правила, зато будете учиться просить Бога о чем-то своими словами, формулировать и излагать Ему просьбы так, как формулируется именно у Вас. Со временем Вы вернетесь к правилу и сможете увидеть, что в них сформулированы прошения обо всем, что нужно человеку, но в таком общем виде, чтобы они годились для выражения конкретных потребностей и благодарностей любого человека.

Что касается покаяния, то есть изменения образа мыслей, тоже стоит поговорить со священником. Возможно, Вам стоит почитать святых отцов, что-то об их жизни, об их отношении к себе и людям, что будет вдохновлять Вас жить с любовью и радостью. Когда читаешь такие тексты, истории в патериках, например, какие-то более современные воспоминания о святых подвижниках и угодниках Божиих, очень вдохновляешься жить так, чтобы внутри были не отчаяние, а мир и любовь. Читая, ты как бы переживаешь встречу со всеми этими людьми. И потом, кстати, начинаешь понимать, что вот это во мне не то, этого не хватает, этого бы хотелось, но пока не могу. Не нужно «выдавливать» из себя покаяние, посмотрите и поговорите со священником о том, что Вы можете почитать для духовного вдохновения. Или приходите в церковную лавку, посмотрите там книги и купите ту, которая Вам понравится с первых строк. Только берите именно книги святых и о святых.

В общем, я советую Вам подойти к Вашей проблеме творчески и с опорой на церковную традицию.

Грешные, то есть ошибаются – все люди. Вопрос в том, есть ли желание исправлять ошибки и жить по любви, по-Божески. И тут же важный вопрос – есть ли на это силы. Когда речь идет об омертвении души, очень может быть, что, помимо духовных, есть и душевные причины. Поэтому я бы советовал параллельно сходить к психологу, чтобы понять, нет ли у Вас депрессии. Сама себе диагнозы не ставьте, это должен сделать специалист. И если вдруг окажется, что что-то такое есть, нужно будет с болезнью разбираться.

И так, шаг за шагом, с Божией помощью, Ваша ситуация может измениться к лучшему.

Помогай Вам Бог!

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

Православная Жизнь

Для спасения нам нужен Господь, а не правило.

Усталость, переутомление, невероятный летний зной отнимают силы у всех. К вечеру большинство из нас похожи на выжатые лимоны. Если не удаётся выспаться, такое состояние настигает и утром. Как во всём этом находить силы для молитвы? Что делать, если их нет? Стоит ли ради дисциплины вычитывать правило — или лучше его сократить? На эти и другие вопросы отвечает протоиерей Виталий Ворона.

Разбираемся в проблеме

Вопрос вполне конкретный, и ответы на него есть конкретные. Если нет сил на молитву, то можно сократить правило, в этом нет ничего предосудительного. Нет сил стоять — молитесь сидя. В целом все рекомендации касаются таких моментов, но я размышлял о другом: насколько эти рекомендации помогают?

Да, они помогут помолиться, но не всегда решают главную проблему. Дело в том, что далеко не каждый верующий человек может ответить на вопрос: его состояние — это действительно усталость или духовная лень? А может, бесовское искушение? Как это определить? В такие моменты я предлагаю подумать не о размере вашего молитвенного правила, не о том, зажигать ли свечу и какой молитвослов взять — это несущественные вопросы. Я предлагаю подумать о Боге. Молитва — это ведь разговор с Ним!

Давайте вспомним, как мы себя ведём с людьми: прежде чем кому-то позвонить или обратиться с просьбой, мы подсознательно представляем себе этого человека, и в голове у нас складывается примерный сценарий разговора с ним. То же касается и разговора с Богом. Наша первая задача — осознать, что Он реально присутствует в нашей жизни. Если речь идёт о вечернем правиле — а скорее всего это так, потому что чаще из-за усталости пропускают именно его, — нужно вспомнить, каким был прошедший день. Как Бог явил Себя в нём? Если день был благополучным, удачным — задать себе вопрос: благодарен ли я Богу за то, что случилось сегодня? Если же были какие-то неудачи, ошибки, мы где-то оступились или в чём-то согрешили, то стоит попросить у Бога прощения — и сосредоточиться на этом чувстве.

Если после этого не появились силы, чтобы зажечь лампадку и открыть молитвослов, то, скорее всего, вы просто устали. В этом случае молитесь так, как разговариваете с родным отцом или мамой: благодарите, если есть желание благодарить, поделитесь тем, что на сердце. Возможно, потом вам захочется прочесть ту или иную молитву, после чего уже надо бороться за внимание. Самое главное — найти тот импульс, после которого начинается ваш диалог. Отсутствие этого импульса — самое главное препятствие в молитве.

Нас отталкивает сосредоточенность на правиле. Бесы этим пользуются. Когда же мы вспоминаем о Боге, всё меняется. На самом деле у нас обычно достаточно сил на молитву. Вот представьте: после тяжёлого дня вы пришли домой, легли спать, но вдруг выясняется, что у близких что-то случилось, им нужна помощь — куда девается ваша усталость? Каждый постарается сделать всё, чтобы помочь. Мы чувствуем присутствие в жизни близких людей и не можем не общаться с ними, не отзываться на их призыв. Точно так же должно быть и с Богом. Дело не в правиле или количестве прочитанных молитв. Человек молится не только тогда, когда читает молитвы по молитвослову. Он молится, когда говорит всего только «Господи, помилуй». Прекрасно, если при этом он делает добрые дела, помогает ближним.

Читать еще:  Гороскопы вчера и сегодня

Заставлять себя молиться и проявлять насилие над собой — где грань?

Насилие над собой — это опасно. Мы всегда должны придерживаться правила золотой середины. Любая крайность в духовной жизни — это плохо и вредно. Понятно, что Царство Божие трудом берётся, и мы должны себя понуждать к молитве, посту, добрым делам. Однако это понуждение должно быть посильно и возможно для нас. Чемодан надо брать по плечу.

Если случаются ситуации, когда человек чуть ли не истязает себя правилом или дополнительными молитвами, если он не дочитал правило из молитвослова и корит себя вплоть до отчаяния — это бесовские искушения. Мы каемся в своей немощи, каемся в ленивых и лукавых помыслах, но ни в коем случае не должны сосредоточиваться именно на правиле. Вычитать его — не наша главная цель, это второй или даже третий план. Если мы будем думать только о нём, то перестанем думать о смысле молитв.

Как выработать свою меру молитвы?

В этом хорошо поможет опытный священник. Дело в том, что сам человек может не видеть проблем, из-за которых ему сложно молиться. Усталость это или лень — не всякий поймёт. Священник же для того и поставлен Богом на своё место, чтобы молиться о пастве и помогать ей духовно жить, а не духовно умирать.

Полное отсутствие молитвы — это духовная смерть. Вспоминать о Боге и Его присутствии в каждом дне вашей жизни очень полезно, это помогает начать молитву. Вот почему я и призываю анализировать свой день. Это мгновение, а не какой-то сложный анализ. Наш мозг сразу же показывает, что делать в конце прожитого дня: каяться или благодарить. А может, и то, и другое. От этого импульса рождается желание молитвы, которое помогает не только начать правило, но и закончить его. Если же действительно нет физических сил, вы засыпаете и ничего не можете с собой сделать — ограничьтесь самой простой молитвой: «Господи, помилуй!» — и не будет вам осуждения.

Мучить себя молитвой не полезно

Многие верующие люди очень ответственные, не могут себе позволить слабости и вычитывают положенные молитвы во что бы то ни было. На мой взгляд, автоматическое вычитывание не лучше сокращения ежедневного правила, потому что это может привести к глубокому падению. Любая крайность в духовной жизни — это плохо. Можно ежедневно ставить галочки о том, что правило вычитано — и считать себя хорошим и правильным, погрязая в гордыне и прелести. Можно ввиду усталости начать молиться своими словами — и через время забыть о том, что такое молитва словами святых отцов.

Нужно искать золотую середину. Правило есть, оно — образец для всех нас, но не константа, которую нельзя изменить. Наша задача — не прочитать всё от А до Я, а помолиться, то есть пообщаться с Богом. Об этом очень важно постоянно помнить. В этой связи хочу сказать и о правиле ко Святому Причастию. Как часто люди, не вычитавшие его от начала до конца, не идут причащаться Святых Христовых Таин! Но ведь правило дано нам, чтобы мы достигли покаянного чувства, чтобы поняли, что для спасения нам нужен Господь, а не правило. Без Христа мы сами себя не спасём.

Вот это покаянное чувство и должно быть показателем подготовки к Таинству. Конечно, готовы мы или нет — должен решать духовник. Ведь, как я уже говорил, сами себя мы зачастую не видим. Потому перед получением благословения на причастие стоит сказать о том, что правило не исполнено до конца. Самостоятельно принимать решение, причащаться или нет, нельзя. И тут уж придётся положиться на священника и проявить смирение. Иногда бывает полезно и пропустить причастие, если нерадивость оправдана не усталостью.

Конечно, молиться надо, бороться с ленью надо, но мучить себя молитвой не полезно. Нужно иметь страх Божий. Не в смысле «если я не прочитаю правило, меня поразит молния с небес», а в смысле «Господь меня ждал, а я не пришел. Звонил, а я просто не взял трубку». А ведь завтра, может статься, придётся позвонить Ему.

Что делать, если разучился молиться?

Проблема, когда человек вроде живет церковной жизнью, но внутренне ничем ее не наполняя, не чувствуя, актуальна и касается очень многих из нас. Особенно тех, кто в Церкви длительное время.

Протоиерей Кирилл Каледа

Как говорил один современный церковный мыслитель, особая благодать дается тем, кто только приходит в Церковь, и тем, кто потрудился в ней в течение очень длительного времени. Наверное, это наиболее ярко проявляется в той благодати, которая дается священнослужителям.

Особую благодать получают молодые священники, только что принявшие дар священства, они буквально горят своим служением. С другой стороны, особую благодать имеют те священники, которые послужили даже не десять и не двадцать лет, а десятки лет. Они приобретают ее к старости, что дает право народу Божьему называть их старцами.

То есть изначально, когда люди только приходят в Церковь, они испытывают особое состояние, и это действительно дар Божий, который дается, чтобы люди почувствовали близость Божию, поняли, как хорошо быть с Богом.

А затем Господь как бы отступает. Он дает членам Церкви, верующим в Него, возможность потрудиться. И только в конце жизни нисходит та особая благодать – за плоды многолетней деятельности, многолетнего труда.

Святитель Феофан Затворник так и говорит, что такие духовные плоды все равно являются даром Божьим и даются за богоугодную жизнь в течение десятков лет. Эти «десятки лет» могут оказаться достаточно долгими.

Жизнь христианина можно сравнить с жизнью спортсмена. Спринтерская дистанция, наверное, гораздо проще, чем марафон, потому что суметь распределить физические силы на пятьдесят или более километров, не истратить их в самом начале, чтобы хватило до самого конца, до финиша, – действительно большое искусство.

Вот и большая часть нашей жизни – именно этот утомительный, длительный этап бега между первыми метрами от старта, когда все так хорошо, и временем, когда мы подходим к финишу и видим, что вот уже близок конец, перед которым мы тоже испытываем своего рода духовный подъем.

А в большую часть жизни, к великому сожалению, часто встречаются искушения, когда нас заедает повседневность, земная суета, земные попечения. Причем, они могут быть иногда даже вполне благочестивыми: необходимо заботиться о своих близких, о престарелых родителях, о детях. Возникает много проблем, которые надо решать, хоть некоторые из них порой кажутся пустяковыми. И это все нас засасывает, отбирает внимание и силы.

Единственный способ с этим бороться – наше общение с Богом, которое в первую очередь заключается в молитве.

Надо стараться неукоснительно выполнять молитвенное правило. Пусть это может быть сложно, причем даже не потому, что у нас напряженный ритм жизни, не потому, что мы загружены в семье, на работе. Нам именно внутренне трудно выполнять молитвенное правило, которое является как раз той нитью, которая не позволяет нам оторваться от Церкви, от Бога. И, конечно, в такой ситуации важно участие в церковной жизни, регулярные исповедь и причастие.

Посмотреть на священномученников

Да, бывает в этот главный долгий период, что человек ничего не чувствует, молится автоматически, даже не молится, а вычитывает. В таких случаях надо обращаться к церковному опыту, читать жития святых.

И мне кажется, очень поучительны в этом плане жития новомучеников, которые жили в сходных с нами условиях. Не в смысле гонений, которых сейчас, слава Богу, нет, а в смысле схожести житейских забот. У многих из них были семьи, необходимость организовывать чисто земную жизнь своих близких, решать какие-то бытовые вопросы. Их опыт показывает, что только непрестанная молитва их и спасала. Хотя есть свидетельства из их жизни, что иногда молиться им было крайне, крайне сложно.

Мне вспоминается случай, который описывается писателем Олегом Волковым в автобиографической книге «Погружение во тьму». Его арестовывали за его дворянское происхождение, причем несколько раз. Так что в тюрьмах и лагерях он провел много времени.

Самой трудной оказалась последняя отсидка в сороковых годах. Олег Волков объясняет, почему. Он всегда отчетливо понимал, что его в тяжелых условиях заключения спасает молитва. И вдруг, во время последней отсидки, он увидел, что потерял способность молиться. Сердце окаменело. При этом он знал, что это единственная нить, которая ведет его, может спасти. И вот эта нить спасения – рвется.

Он буквально выдавливал из себя какую-то молитву, какие-то обращения к Богу, когда их гнали на работу. Господь, видя его усилия, может быть, даже усилия от отчаяния, спас и сохранил. Олег Волков вышел на свободу и, слава Богу, даже сумел написать несколько книг, в том числе о своих переживаниях, о своей жизни в тяжелых условиях лагерной и тюремной жизни.

Мне, когда я был молодым человеком, приходилось много общаться с теми людьми, которые прошли через испытания лагерями. Они также подтверждали то, что только молитва удерживала их, и приводили примеры, как старшие соузники (я общался с теми, кто был в 30-х годах относительно молодыми), – архиереи, священнослужители молились в камерах. Эта молитва укрепляла в вере и тех, кто молился, и тех, кто был рядом. Эти люди, несмотря на пережитое, на действительно очень тяжелую жизнь, были очень светлыми.

Так что никогда не надо опускать руки. Не надо бояться прийти и сказать о таком своем состоянии священнику на исповеди: священник может подсказать в какой-то нужный момент что-то, сказать какое-то ободряющее слово.

Хотя я по своему священническому опыту могу поведать, что принимать такую исповедь – очень непросто. Гораздо проще исповедовать человека, который только пришел в Церковь и увидел, что он жил совсем не благочестивой жизнью и хочет эту жизнь изменить, а затем действительно меняет эту жизнь. И вот он искренне кается в содеянных грехах: иногда тяжких, иногда не очень тяжких. У него чувствуется горение, стремление быть с Богом.

Читать еще:  Исповедь, или почему нельзя самому себе отпустить грехи

Другое дело, когда человек приходит на исповедь и говорит: «Вроде бы делаю или стараюсь делать, все, что положено, а как-то все между пальцев, и ничего не получается. Внутри – тоска, тяжело и в семье что-то не так, не все устраивает так, как бы хотелось. Дети разбегаются в разные стороны. Любви не хватает и сил не хватает, чтобы все это собрать».

Надо уповать на то, что Господь видит наши труды и в нужный момент Он укрепит. Самое главное – не сходить с «дистанции», стараться почаще приходить к таинствам. В первую очередь, к таинству Евхаристии.

Слава Богу, что сейчас в нашей Церкви явно видно особое внимание и понимание важности этого таинства, о чем свидетельствует недавно принятый нашей Церковью документ «Об участии верных в Евхаристии». Важно черпать силы в богослужении и участии в этом таинстве. Даже если кажется, что богослужение «выстаиваешь», а молитвы – «вычитываешь». Все равно надо стараться, сосредоточиваясь в меру своих сил, не отпускать ту нить, за которую мы держимся. Ее очень легко порвать…

Исповедь

Многие помнят ощущение первых исповедей, когда человек искренне горячо кается, а потом ему легко-легко, словно он сбросил тяжелый груз. Гораздо проще поднять камень и убрать его с дороги, чем возиться с мелкими камушками и даже – частичками пыли. Бывает, ты их веником сметаешь, а они от дуновения ветра опять на место возвращаются. Но если не пытаться убрать, можно утонуть в мусоре.

Не случайно Господь большинству из нас дал несколько десятков лет жизни. Значит, Он предусматривает, что мы за эти несколько десятков лет должны каким-то образом трудиться духовно и духовно возрастать. И вот эти частички отсекать. Молитвой. Раздражился – прочитал Иисусову молитву. Два раза раздражился, – два раза прочитал Иисусову молитву.

Здесь, вновь повторяю, важно не забывать об исповеди, пусть вновь и вновь на ней звучит вроде бы то же самое. Мы наш дом регулярно подметаем, а пыль вновь через окно налетает. Но все равно мы опять к празднику стараемся убраться в доме, протереть пыль, привести в порядок красный уголок и так далее. Уберемся, скатерть красивую расстелем и у нас чувство праздника. Здесь то же самое.

Если же чувство праздника не возникает, если на каждой исповеди и после нее – бесчувствие, тогда нужно поговорить со священником, с духовником, чтобы он дал, может быть, какую-нибудь епитимию, может быть – дополнительное правило.

Иногда бывает полезно добавить к вечернему правилу какие-то новые молитвы, какой-то акафист, какой-то канон, чтобы оживить, чтобы не просто скользить по уже знакомым словам молитвы, уже практически автоматически их повторяя. С тем, чтобы заставить, в том числе, и свой ум и свои уста задуматься над каким-то новым содержанием. Это бывает полезно.

Надо ждать

Если мы перестали чувствовать смысл поста, нам кажется, что постимся чисто автоматически, все равно важно помнить – мы трудимся ради Господа.

Наверное, хорошо, когда у человека есть навык, и вот что-то произошло в жизни неприятное, а он вместо того, чтобы паниковать, а может быть даже мысленно ругаться, начинает творить пусть даже самую простую молитву: «Господи, помилуй». Пусть даже на автомате. Значит, это человек поднялся на какую-то определенную ступень. Надо постоянно работать над собой, следить за собой. Стараться использовать какие-то новые духовные приемы, в том числе и молитвенные.

Повторяю, что очень помогает обращение к опыту Церкви. К тому, как наши предшественники, достигшие Царствия Небесного, это делали. Сейчас, слава Богу, доступ к подобной литературе открытый и широкий. Даже на телефоне – открыл интернет и, пока едешь в транспорте, взял и какой-то соответствующий короткий рассказ прочитал, вместо того, чтобы глазеть неизвестно куда.

Если человеку кажется, что его церковная жизнь не имеет смысла, в ней нет Христа, надо ждать. Ведь когда мы бежим марафон, мы можем какое-то время бежать по безлюдному неприятному месту, а затем выбежать на красивую дорогу, по краям которой сады.

Естественно, бывают такие состояния, когда Господь как бы отходит. Но, это не значит, что Он нас оставляет. Он за нами внимательно следит. И в какие-то жизненные моменты, если мы действительно стараемся следовать Его заповедям, Он нас спасает.

Думаю, каждый из нас может свидетельствовать о том, что в жизни были такие моменты, которые вроде стечение каких-то обстоятельств, но мы понимаем, что по большому счету это было проявление воли Божьей. Даже в тот момент, когда мы совсем были вдалеке от Него и, может быть, даже совсем о Нем не думали.

Если говорить о страхе выгорания, – здесь очень важно стяжать смирение. Смирение и терпение. Потому, что выгорает тот, кто много предполагает о себе, то есть, грубо говоря, гордится. Потом видит, что он не соответствует тому, что о себе надумал, намыслил. И из-за этого отчаяния сходит с этапа.

И, к великому сожалению, в нашей жизни есть случаи, что даже священники говорят: «Я больше не могу, все, я смог это сделать, теперь схожу с дистанции и перестаю служить». Но, это действительно связано с тем, что человек в какой-то момент возгордился и подумал о себе очень много.

Если мы себя смиряем и с терпением несем свой крест, тогда все будет хорошо. «Претерпевший же до конца спасется» (Мф. 10, 22), – они относятся не только к мученикам, которые страдали за веру, но и к нам. Нам надо с терпением нести те тяготы жизни и те жизненные обстоятельства, тот крест, который каждому дан с тем, чтобы донести его до конца. Равнодушие, охлаждение – одна из частей жизни, испытание, которое попускает Господь.

В завершение нашего разговора хотелось бы напомнить слова преподобного Петра Дамаскина:«Те, которые здесь уже получили обручение жизни вечной, имеют нужду в терпении, чтобы воспринять в будущем совершенную награду за подвиги».

А также вспомним святителя Феофана Затворника, который говорил: «Терпение в жизни есть дар Божий и дается ищущим и хоть через силу напрягающимся удерживаться при смущениях, неурядицах, неполадках».

Что делать, если нет сил для молитвы?

Здравствуйте! Меня зовут Андрей, мне 32 года, я женат, имею двоих детей. В нынешний Великий Пост (в первый раз за свою жизнь) прошел таинство исповеди, причащения, соборования. Многое, что изменилось в моей жизни после Великого Поста и далеко не все в лучшую сторону, и вроде меня это не сломало. Но я заметил что в грехах, в которых я исповедовался ( до исповеди конечно много было слез за грехи, и спасибо Господу за это) абсолютно каждый упомянутый мною грех на исповеди вернулись мне в троекратном размере. Сейчас я и моя семья переживаем очень тяжёлый период. Все это я связываю с тем, что для веры моей я взял слишком резкий старт и не справился в какой-то мере. На данный момент даже помолиться не нахожу никаких сил. Что со мной происходит батюшка?

Похожие вопросы

  • Можно вместо вечерней молитвы «Исповедание грехов повседневное» исповедовать сегодняшние грехи?
  • Нужно ли просить Бога о безопасности и сохранении жизни?
  • Можно ли силой мысли внушать себе здоровье и просить об этом помощи у Бога?
  • К какой иконе обращать взор при молитве?
  • Молитва на латыни?

2 Ответа

  • Активность
  • По голосам
  • Новые
  • Старые

Андрей, добрый вечер!

Здесь не все батюшки, но некоторые имеют опыт борьбы со страстьями. Соблазны бросить духовную жизнь возникают всегда, даже не знаешь, приступил ли к этой жизни.

Очень важно не делать шаг назад, не оборачиваться. Лучше понемногу идти вперёд.

Важно еженедельно и не пропуская, ходить на Литургию. Выберите любой удобный день, так как удобно для семьи и работы. Например, среду, или субботу, как позволяет расписание в храме.

Так же не пропуская ежедневно молитесь. Выбирайте тот свод молитв, что легче — утреннее или вечернее правило из молитвослова. Если тяжело читать всё, то читайте начало правила и конец, а между ними некоторые молитвы. Постепенно, по мере сил, добавляйте молитвы. Как освоитесь, то добавляйте другое суточное правило.

Но раз в неделю, читайте всё. Например, в субботу утром весь текст утреннего, в воскресенье весь текст вечернего. Позже, как освоитесь в храме, то ходите на вечерние и воскресные службы.

Главное не отступайте назад, и не добавляйте сверх сил. Молитвы могут вызывать усталость, но не должны приводить к раздражению.

Андрей, взяв старт, Вы не продолжили. Со времени Великого поста прошло уже не менее двух месяцев. А Вы больше не исповедовались, не причащались. Откуда же взяться духовным силам на борьбу с грехом? Как же избавляться от грехов, если не каяться в них? И надо ведь понимать, что лукавый всячески будет вновь подогревать страсти, искушать старыми грехами. Если не будет духовного движения вперед, то будет только сильный откат назад. Не допускайте этого, продолжайте регулярно молиться, исповедоваться и причащаться.

Что делать, если нет сил для молитвы?

Усталость, переутомление, невероятный летний зной отнимают силы у всех. К вечеру большинство из нас похожи на выжатые лимоны. Если не удаётся выспаться, такое состояние настигает и утром. Как во всём этом находить силы для молитвы? Что делать, если их нет? Стоит ли ради дисциплины вычитывать правило — или лучше его сократить? Помог разобраться протоиерей Виталий Ворона.

Разбираемся в проблеме

Вопрос вполне конкретный, и ответы на него есть конкретные. Если нет сил на молитву, то можно сократить правило, в этом нет ничего предосудительного. Нет сил стоять — молитесь сидя. В целом все рекомендации касаются таких моментов, но я размышлял о другом: насколько эти рекомендации помогают?

Да, они помогут помолиться, но не всегда решают главную проблему. Дело в том, что далеко не каждый верующий человек может ответить на вопрос: его состояние — это действительно усталость или духовная лень? А может, бесовское искушение? Как это определить? В такие моменты я предлагаю подумать не о размере вашего молитвенного правила, не о том, зажигать ли свечу и какой молитвослов взять — это несущественные вопросы. Я предлагаю подумать о Боге. Молитва — это ведь разговор с Ним!

Давайте вспомним, как мы себя ведём с людьми: прежде чем кому-то позвонить или обратиться с просьбой, мы подсознательно представляем себе этого человека, и в голове у нас складывается примерный сценарий разговора с ним. То же касается и разговора с Богом. Наша первая задача — осознать, что Он реально присутствует в нашей жизни. Если речь идёт о вечернем правиле — а скорее всего это так, потому что чаще из-за усталости пропускают именно его, — нужно вспомнить, каким был прошедший день. Как Бог явил Себя в нём? Если день был благополучным, удачным — задать себе вопрос: благодарен ли я Богу за то, что случилось сегодня? Если же были какие-то неудачи, ошибки, мы где-то оступились или в чём-то согрешили, то стоит попросить у Бога прощения — и сосредоточиться на этом чувстве.

Читать еще:  В биробиджанском кафедральном соборе освятили новые колокола

Если после этого не появились силы, чтобы зажечь лампадку и открыть молитвослов, то, скорее всего, вы просто устали. В этом случае молитесь так, как разговариваете с родным отцом или мамой: благодарите, если есть желание благодарить, поделитесь тем, что на сердце. Возможно, потом вам захочется прочесть ту или иную молитву, после чего уже надо бороться за внимание. Самое главное — найти тот импульс, после которого начинается ваш диалог. Отсутствие этого импульса — самое главное препятствие в молитве.

Нас отталкивает сосредоточенность на правиле. Бесы этим пользуются. Когда же мы вспоминаем о Боге, всё меняется. На самом деле у нас обычно достаточно сил на молитву. Вот представьте: после тяжёлого дня вы пришли домой, легли спать, но вдруг выясняется, что у близких что-то случилось, им нужна помощь — куда девается ваша усталость? Каждый постарается сделать всё, чтобы помочь. Мы чувствуем присутствие в жизни близких людей и не можем не общаться с ними, не отзываться на их призыв. Точно так же должно быть и с Богом. Дело не в правиле или количестве прочитанных молитв. Человек молится не только тогда, когда читает молитвы по молитвослову. Он молится, когда говорит всего только «Господи, помилуй». Прекрасно, если при этом он делает добрые дела, помогает ближним.

Заставлять себя молиться и проявлять насилие над собой — где грань?

Насилие над собой — это опасно. Мы всегда должны придерживаться правила золотой середины. Любая крайность в духовной жизни — это плохо и вредно. Понятно, что Царство Божие трудом берётся, и мы должны себя понуждать к молитве, посту, добрым делам. Однако это понуждение должно быть посильно и возможно для нас. Чемодан надо брать по плечу.

Если случаются ситуации, когда человек чуть ли не истязает себя правилом или дополнительными молитвами, если он не дочитал правило из молитвослова и корит себя вплоть до отчаяния — это бесовские искушения. Мы каемся в своей немощи, каемся в ленивых и лукавых помыслах, но ни в коем случае не должны сосредоточиваться именно на правиле. Вычитать его — не наша главная цель, это второй или даже третий план. Если мы будем думать только о нём, то перестанем думать о смысле молитв.

Как выработать свою меру молитвы?

В этом хорошо поможет опытный священник. Дело в том, что сам человек может не видеть проблем, из-за которых ему сложно молиться. Усталость это или лень — не всякий поймёт. Священник же для того и поставлен Богом на своё место, чтобы молиться о пастве и помогать ей духовно жить, а не духовно умирать.

Полное отсутствие молитвы — это духовная смерть. Вспоминать о Боге и Его присутствии в каждом дне вашей жизни очень полезно, это помогает начать молитву. Вот почему я и призываю анализировать свой день. Это мгновение, а не какой-то сложный анализ. Наш мозг сразу же показывает, что делать в конце прожитого дня: каяться или благодарить. А может, и то, и другое. От этого импульса рождается желание молитвы, которое помогает не только начать правило, но и закончить его. Если же действительно нет физических сил, вы засыпаете и ничего не можете с собой сделать — ограничьтесь самой простой молитвой: «Господи, помилуй!» — и не будет вам осуждения.

Мучить себя молитвой не полезно

Многие верующие люди очень ответственные, не могут себе позволить слабости и вычитывают положенные молитвы во что бы то ни было. На мой взгляд, автоматическое вычитывание не лучше сокращения ежедневного правила, потому что это может привести к глубокому падению. Любая крайность в духовной жизни — это плохо. Можно ежедневно ставить галочки о том, что правило вычитано — и считать себя хорошим и правильным, погрязая в гордыне и прелести. Можно ввиду усталости начать молиться своими словами — и через время забыть о том, что такое молитва словами святых отцов.

Нужно искать золотую середину. Правило есть, оно — образец для всех нас, но не константа, которую нельзя изменить. Наша задача — не прочитать всё от А до Я, а помолиться, то есть пообщаться с Богом. Об этом очень важно постоянно помнить. В этой связи хочу сказать и о правиле ко Святому Причастию. Как часто люди, не вычитавшие его от начала до конца, не идут причащаться Святых Христовых Таин! Но ведь правило дано нам, чтобы мы достигли покаянного чувства, чтобы поняли, что для спасения нам нужен Господь, а не правило. Без Христа мы сами себя не спасём.

Вот это покаянное чувство и должно быть показателем подготовки к Таинству. Конечно, готовы мы или нет — должен решать духовник. Ведь, как я уже говорил, сами себя мы зачастую не видим. Потому перед получением благословения на причастие стоит сказать о том, что правило не исполнено до конца. Самостоятельно принимать решение, причащаться или нет, нельзя. И тут уж придётся положиться на священника и проявить смирение. Иногда бывает полезно и пропустить причастие, если нерадивость оправдана не усталостью.

Конечно, молиться надо, бороться с ленью надо, но мучить себя молитвой не полезно. Нужно иметь страх Божий. Не в смысле «если я не прочитаю правило, меня поразит молния с небес», а в смысле «Господь меня ждал, а я не пришел. Звонил, а я просто не взял трубку». А ведь завтра, может статься, придётся позвонить Ему.

Протоиерей Виталий Ворона
Подготовила Екатерина Щербакова
Источник: Горловская и Славянская епархия

Эректильная дисфункция

Лечение эректильной дисфункции: честно об очень деликатной проблеме

Даже полностью здоровые мужчины могут сталкиваться с проблемами с эрекцией, причем по самым разным причинам. Чаще всего в таких случаях имеет место эректильная дисфункция. Нередко ее еще называют импотенцией, но с точки зрения медицины это немного разные проблемы.

Эректильная дисфункция у мужчин проявляется в виде снижения качества и продолжительности эрекции, а также трудностях, которые появляются перед ее возникновение. Это более широкое понятие, нежели импотенция, означающая невозможность совершить половой акт, т. е. полное отсутствие эрекции. В связи с этим лечение эректильной дисфункции и импотенции может отличаться. Все зависит от причины проблемы и того, насколько она запущена, поэтому здесь важно вовремя обратиться к врачу.

Что такое эректильная дисфункция

Эректильной дисфункцией называют состояние, при котором в течение более 3 месяцев мужчине не удается достичь или поддерживать эрекцию полового члена, необходимую для совершения полового акта.

Эрекцией, в свою очередь, называется увеличение полового члена вследствие наполнения его тканей кровью во время возбуждения. Импотенция — это отсутствие эрекции, крайняя степень эректильной дисфункции, при которой половой акт невозможен ни при каких условиях.

Почему может возникать эректильная дисфункция

Все существующие причины импотенции у мужчин делятся на следующие группы:

  • Органические. Связаны с состоянием организма, когда для эрекции есть какое-либо физиологическое препятствие. Риск импотенции повышают курение и злоупотребление алкоголем.
  • Психогенные. Проблемы с эрекцией обусловлены психологическим состоянием мужчины: сильными переживаниями, стрессом, депрессией, проблемами в отношении с сексуальным партнером.
  • Смешанные. Здесь на мужчину влияют как органические, так и психогенные факторы.

Во многих случаях причиной эректильной дисфункции становятся проблемы с сосудами, связанные с возрастными изменениями их стенок. К примеру, при поражении сосудов холестериновыми бляшками появляются препятствия для нормального тока крови, поэтому она не может наполнить кавернозные тела полового члена. Поэтому так важно вовремя посетить врача, поскольку проблемы с сосудами повышают риск инсульта и инфаркта.

Среди сосудистых проблем к эректильной дисфункции и импотенции могут приводить:

  • атеросклероз;
  • травмы живота и таза, повреждающие сосуды, питающие половой член;
  • сахарный диабет;
  • гипертония.

Какими симптомами проявляется

Выраженность симптомов эректильной дисфункции может варьироваться от незначительных проявлений до серьезных расстройств. Характерные признаки:

  • уменьшение или исчезновение спонтанных эрекций;
  • снижение способности к повторным половым актам в течение суток;
  • уменьшение числа полноценных половых актов с эякуляцией;
  • невозможность вызвать эрекцию при мастурбации;
  • необходимость дополнительной эротической стимуляции;
  • недостаточная интенсивность эрекции.

Из-за проблем в половой сфере мужчина становится раздражительным и нервозным. У него может развиться депрессия, ухудшиться настроение.

Основным симптомом импотенции у мужчин выступает полное отсутствие эрекции. Еще к признакам можно отнести эякуляцию раньше времени, длительное семяизвержение и ослабленную эрекцию.

Виды эректильной дисфункции

В зависимости причины возникновения выделяют следующие виды импотенции:

  • Эндокринная. Связана с недостатком гормона тестостерона.
  • Анатомически обусловленная. Возникает из-за искривления полового члена, его частичного или полного удаления, болезненности из-за грыжи в мошонке.
  • Нейрогенная. Развивается на фоне заболеваний нервной системы, к примеру, нейропатии или склероза.
  • Сосудистая. Объясняется проблемами с сосудами, которые ведут к нарушению кровоснабжения полового члена и невозможности достичь эрекции.

Можно ли вылечить эректильную дисфункцию

Лечение импотенции у мужчин проводится комплексно и обязательно с учетом причины. Для диагностики необходимо обратиться к врачу — сексопатологу. Он проведет осмотр половых органов, задаст интересующие вопросы относительно характера и частоты эрекции, а также назначит нужные обследования: дуплексное УЗИ и компьютерную томографию полового члена, реографию и пр.

Лечение сосудистой импотенции проводится с помощью препаратов, расширяющих сосудов. При недостатке тестостерона назначаются соответствующие заместительные медикаменты. Хороший эффект в лечении эректильной дисфункции пожилых мужчин показывают препараты-ингибиторы фосфодиэстеразы 5-го типа. Они способствуют эрекции, но не влияют на природу возникновения проблемы.

В дополнение к медикаментозному лечению используются:

  • психотерапия;
  • вакуум-терапия;
  • массаж;
  • ЛФК.

В клинике Dr. AkNer практикуются наиболее современные и эффективные методы лечения. Здесь мужчинам оказывает помощь уролог, андролог и сексопатолог с опытом более 40 лет. После лечения в клинике 99% мужчин полностью восстановили половую функцию, поэтому и вы можете доверить нам свою деликатную проблему.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector