0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что делать, если твоё мнение не совпадает с мнением Церкви?

Содержание

Как отличить частное мнение от мнения Церкви?

27 ИЮНЯ 2019 АЛЕКСЕЙ ПЛУЖНИКОВ

В сети бурно обсуждают высказывание белгородского митрополита о погибших солдатах в Великой Отечественной войне как «жертве за безбожие». Высказывание настолько нелепое и скандальное, что официальные спикеры РПЦ поспешили от него откреститься , назвав этот бред иерарха «частным мнением», на которое каждый имеет право, но, мол, это не мнение Церкви. Хотя нашлись и те, кто высказался в пользу митрополита.

Кстати, в РПЦ это распространенная тактика — как только высказывание известного представителя патриархии попадает в разряд скандальных и начинает негативно влиять на репутацию всей РПЦ, то тут же стараются провести линию: это его частное мнение, не замай РПЦ! Но происходит это лишь в случаях, если так высказался кто угодно, но не патриарх — вот мнение патриарха никогда не может быть спикерами признано ошибочным, «частным», поэтому всякие легойды и волковы будут из кожи лезть вон, чтобы обелить своего начальника.

Но если отвлечься от конкретики, то действительно — кто и когда выражает мнение Церкви? И что вообще такое — «мнение» Церкви?

Часто любят говорить, что мнение Церкви — это соответствие догматам, Евангелию, Преданию, «святым отцам». Довольно размытые понятия, особенно когда доходит до практики. И Евангелие наши проповедники всех уровней с амвона толкуют как Бог (или черт) на душу положит, взять хотя бы толкования «не мир принес, но меч» или «всякая власть от Бога». А когда доходит до «отцов» и Предания — тут еще шире толкования, которые даже богословы-то с трудом разберут, где там мнение Церкви, где — частное мнение, теологумен, а где вообще ересь, прикрытая православнообразными терминами.

Если с амвона нам говорят: «Сейчас я вам говорю не отсебятину, а выражаю позицию Церкви!» — то что это значит? Значит ли, что сейчас мы вместе со всей Церковью споем Символ веры, заслушаем список Декалога или нам напомнят девять заповедей Блаженства? Или нам сейчас зачитают Слово поучительное святителя Иоанна Златоуста, или Пасхальное послание патриарха Кирилла? Или батюшка нам перескажет пророчество старца Закопания о последних временах апостасии в эпоху апокалипсической цифровизации с помощью компухтера «Зверь»?

И если прихожанину вдруг покажется, что батюшка или, свят-свят-свят, архиерей несет с амвона пургу под ником «mnenie_czerkvi», то не стоит ли ему выйти и обличить такового, прервав его словесный понос и дав ему хорошенечко тумака, чтобы тот скатился по ступенькам на бренную землю с ахинейских высот?

И это столько вопросов, когда дело касается догматики. А чуть в сторону отступить и коснуться церковно-канонических проблем? Достаточно только вспомнить эпопею с разрывом отношений Москвы и Константинополя по поводу Украины — трудно себе представить что-либо более шизофреническое, когда два патриарха, иерархи с обеих сторон, священники, богословы день за днем доказывали верующим, кто из них — Москва или Стамбул — выражает мнение Церкви, а кто — раскольник и чмушник неумытый.

А когда дело еще на уровень ниже опускается, и представители Церкви начинают высказываться о политике, общественных проблемах, культуре, истории, семье, воспитании и т.п. — тут вообще туши свет — бросай гранату, особенно в нашей дорогой РПЦ. Кто только и что ни несет, мы на страницах «Ахиллы» чуть ли не каждый день о таких деятелях пишем: то красноярский митрополит отмочит очередную ахинею, то екатеринбургский, то белгородский, то Ткачев, то Смирнов, то Маркиш, то еще кто. Но почему-то в одном их высказывания с амвона — это «частное мнение», а в другом — «мнение Церкви». И как должны простые прихожане определять, на каких весах взвешивать, каким благометром мерить? Особенно когда им с утра до ночи вбивают в головы про послушание священноначалию, смирение, «мнение — второе падение», ты должен слушаться Мать-Церковь (при этом подразумевая почему-то отца-настоятеля или архиотца-архиерея), ты не должен осуждать священнослужителей, а то если кто «досадит», тому жизнь покажется в клеточку.

Или мнение РПЦ на общественные темы выражено в «Социальной концепции РПЦ», а все прочие обязаны строго соответствовать ее тексту в своих высказываниях? Так про нее вообще уже не вспоминают, да и чем этот документ отличается от какого-либо другого, принимаемого всякими межсоборными отсутствиями или Синодом? Ни для кого не секрет, что сейчас в РПЦ есть только одно значимое мнение — мнение патриарха Кирилла, перед которым все должны смиряться и трепетать, не смея возразить, а только выражая «сыновью почтительность».

Нет критериев, по которым сами церковные люди могут определить — насколько церковным является то или иное мнение спикера патриархии или епархии.

Что уж говорить о гражданском обществе, далеком от внутренней кухни РПЦ, — для светских людей любое выступление попа или архиерея проходит под рубрикой «Церковь считает…». Всякие объяснения, что то или иное высказывание «церковника» может быть его частным мнением, лишь добавляет недоумения — а зачем тогда этот гражданин говорит «ex cathedra», если его мнение — лишь болтовня Василия Петровича Иванова, который назвался Вонифатием или Варсонофием, напялил на себя рясу и клобук, панагию, отпустил бороду до пупа и стоит такой важный на амвоне, опираясь на жезл, вещая свою частную ахинею? Зачем тогда ваша Церковь лезет в общественную жизнь, пытается кого-то поучать, вразумлять, вести за собой «к спасению», если вы между собой не можете определиться — где у вас общее, а где частное? Может, стоит сначала внутри договориться о категориальном аппарате?

А если уж кто у вас зарвался, пусть даже он и крупная шишка на ровном месте, или даже Сам Верховный Главносвятейший, то, может, его надо публично одернуть и сказать громко: «Этот гражданин потерял берега, несет чепуху от лица Церкви — мы его осуждаем, как охальника, бьем по губам и снимаем с должности как некомпетентного»? А то обычно бьют по губам и по рукам только несолидным попам, которые на своей частной страничке в блоге дерзают иногда свободное мнение поиметь, не совпадающее с мнением начальства, — тут казнь быстра и неотвратима, и аргументы всегда под рукой. А как дело касается церковных спикеров высшего уровня — тут начинается мек-кек про «частное мнение» и переминания с ножки на ножку.

Так что разберитесь там промеж себя и своих мнений, а потом уже на публику появляйтесь. И не думайте, что смешная белая или фиолетовая кастрюлька на голове способна творить чудеса, превращая ваши глупости в истину. Это только бабушки в храме на все покорно и умильно кивают головой — потому что у них со слухом плохо, а со смирением — хорошо. А вот остальные люди смотрят на вас и презирают. Ну а вы, конечно, и дальше верьте в то, что вы и есть — «мнение Церкви». По вере вашей вам и будет.

Православная Жизнь

При возникновении разногласий или сомнений главное — не вносить раскол.

Другой формат

Каждый верующий знает: есть мудрость человеческая — и мудрость, исходящая от Бога. Каждый человек, проживая свою жизнь, накапливает определённый опыт, обретает собственные взгляды, отвечает на вызовы, которые она ему предлагает. Очень часто взгляды у людей разнятся, что нормально, ведь все мы разные и имеем свободную волю. При этом в жизни есть эталонные неизменные величины — например, физические, как ускорение свободного падения, математические, как таблица умножения, и многие другие.

В духовной сфере действует другой формат мышления, но есть такие же неоспоримые авторитеты и непреложные законы, как и в жизни обычной. Эти законы даны Тем, Кто создал наш мир. А особыми «реактивами», с помощью которых мы проверяем своё мышление и выясняем, сходится оно с соборным разумом Церкви или нет, становятся Священное Писание и Священное Предание. В них заключена особая мудрость — не человеческая, преходящая, сменяющаяся через поколения, а та, которую принёс нам Сын Божий от Своего Отца. Об этом свидетельствуют апостолы. Они учат, что есть мудрость «земная, душевная, бесовская» (Иак. 3:15). А «мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна» (Иак. 3:17). В человеке заложено искание этой мудрости, и это процесс естественный.

Страшно коснеть в невежестве

Не страшно, если наше мнение расходится с мнением Церкви. Страшно, если мы будем коснеть в своём невежестве. Вспомним слова Цицерона, который утверждал: «Человеку свойственно ошибаться, но настаивать на своих ошибках может только полный глупец». Очень важно, чтобы мы, изучая Священное Писание, понимали, откуда пришла эта мудрость, как дошла до нас. Она пришла от Отца Светов, Творца мира. Принёс её нам Посланник, Спаситель, воплотившийся Бог, Который говорил: «Пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру» (Ин. 8:26).

Вслед за Ним апостол Павел учит: «Мы проповедуем …Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1 Кор.1:23-24). О себе же апостол писал так: «Что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою» (Флп. 3:7). То есть он отказался от всей человеческой мудрости, которую накопил и впитал от других, чтобы приобрести Христа и Его мудрость: «Все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых» (Флп. 3:8-11).

Обратите внимание: чтобы достигнуть воскресения мертвых! Вот для чего эта премудрость сохранена в Церкви — богоустановленном, а не человеческом институте. Церковь основана на законах, которые тоже даны свыше. Не человек их открыл, но человеку они были сообщены, чтобы он воспринял их и обрёл жизнь вечную.

Сокровищница духовная

Если смысл человеческой премудрости — устроиться на земле и решить свои земные дела, то мудрость Церкви нужна для того, чтобы человек мог достигнуть воскресения мертвых, как говорил святой апостол. Он также писал: «Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа» (Гал. 1:11-12). То есть то, что апостолы восприняли от Христа, они передают следующим поколениям. Святой Ириней Лионский писал: «Не должно искать у других истины, которую легко получить от Церкви, ибо Апостолы, как богач в сокровищницу, вполне положили в неё все, что относится к истине. …Она, именно, есть дверь жизни».

Когда человек сталкивается с тем, что что-то не соответствует его пониманию, внутреннему устройству, накопленному опыту — это нормально и естественно, ведь в нём есть разумное, ищущее начало. Особенно трудно изменить мнение человеку думающему, жаждущему правды. В такой ситуации нужно разбираться: для чего нужно его смирение, перед кем он смиряется, что такое Премудрость Божия, кто возвещает её?

Здесь можно снова обратиться к святым отцам. Святой Климент Александрийский говорил: «Непозволительно считать то несовершенным, чему учит сам Бог. Учение это есть учение о вечном спасении, посредствуемом вечно сущим Спасителем. Это учение самодостаточно, оно не нуждается в дополнениях». Это учение универсально для всего периода существования человечества — от начала до Страшного Суда и прекращения жизни этой земли. Не надо ничего менять, в нём всё продумано.

Святитель Григорий Богослов пишет: «Сотворившему возможно ли не знать законов сотворенного им?» Как можно человеку сомневаться в премудрости Божией, если Бог сотворил этот мир и знает всё до мельчайшей песчинки? Управляя им, Он предлагает нам мудрость спасительную, которая ведёт к жизни вечной. И если человек в это поверит, если поймёт, что это благо, то подвинет свои убеждения и на их место поставит Христа и Его мудрость.

Как быть с тем, о чём в Священном Писании не сказано?

Надо разделить вопросы, с которыми сталкивается человек. Есть духовные, есть повседневные. Например, эвтаназия, интернет, новые технологии и многие другие реалии современной жизни не могли рассматриваться на Вселенских Соборах. Но в духовной жизни важны не реалии как таковые, а то, что влияет на нас.

В этой связи мне вспоминается беседа схиигумена Саввы с молодыми людьми, которые спрашивали, можно ли им ходить смотреть кино. «Можно, но это будет отвлекать вас от Бога», — ответил святой. Не перекликается ли этот ответ со словами апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6:12)? Да, нас могут тревожить вопросы, связанные с современностью, но это не мешает нам пользоваться мудростью Церкви.

Мы берём формулировку апостола и применяем её в своей жизни. Можем ли мы ради Христа от чего-то отказаться? Надо ли нам от этого отказываться? Что поглощает нас? Исходя из ответов, надо принимать решения, но при этом не забывать главного: «Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир» (Иак. 3:18).

Главное — цель

Да, в определённые моменты в Церкви бывают разногласия. Ими занимается Межсоборное присутствие. Порой одна проблема имеет разные решения для разных случаев. При возникновении разногласий или сомнений главное — не вносить раскол и не принимать решений, которые его могут повлечь.

В Церкви есть разные традиции, разные формы проявления благочестия, но они — не выше нашей цели. Например, можно исповедоваться, кладя руку на Евангелие или не делая этого, можно стоять на коленях или только преклонить голову — всё это детали, главное — исповедь и покаяние, искренность в них. Какие бы вопросы нас не тревожили, главное — любовь, терпение, мир. Плод правды не вырастет там, где раздор, гордыня, злость.

Ещё раз подчеркну: если мы говорим о решении вопросов, лежащих в духовной плоскости, то ответы находятся в Священном Писании и Предании — нужно просто поискать их, сопоставить ситуации, понять, в чём правда. Главное — не творить бурю в стакане. Порой мы спорим не от ума, а от глупости. Наша же задача — смиренно прислушиваться к духовным авторитетам. Вспомним блаженного Августина. Он писал, что и плакал, и смеялся, когда понял, что многие годы пытался изменить не Церковь, а своё представление о ней. Так и каждый из нас: имеет своё представление о Церкви и на нём основывает свои взаимоотношения с ней. Когда у него ничего не получается — утверждает, что в Церкви всё плохо. Понять же, почему не получается, он не хочет. Тому, кто хочет, Христос всегда поможет. Он откроет ему разум, надо только прежде пройти определённый путь вместе с Ним.

Читать еще:  Убийство священника Даниила Сысоева раскрыто

Прийти не судьёй, но сыном

Почему у некоторых разум закрыт? — потому что люди идут не теми путями, которыми идёт Христос, и даже не понимают этого. Именно потому распятый Христос одним соблазн, другим — безумие. Чтобы понять мнение Церкви по тому или иному вопросу, нужно ходить в храм, но прийти не судьёй, который осуждает всё и вся, а смиренным сыном, который преклоняется перед её мудростью, перед величием её Основателя, перед щедростью Его воздаяния всем христианам. Если человек увидит Церковь такой, он начнёт понимать многое из того, что для него ранее было закрыто.

Святитель Феофан Затворник называл тьмой «упорное стояние на своем, несмотря ни на какие очевидности, обличающие твою лживость», считал такое состояние хулой на Духа Святого. Христос же — Свет, Солнце правды. Апостол Иоанн писал: «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Ин. 3:19). Свет — это правда Христа, мудрость Его. А люди выбирают тьму — то есть упорствуют в своём невежестве, отказываясь от величайшего дара, который принёс Господь — от спасения.

Не согласен — разберись!

Нужно очень осторожно подходить к вопросам разногласия с Церковью. Нельзя рубить шашкой, нужны терпение, смирение, послушание — но не слепое послушание, а разумное, то есть человек должен понимать, Кого он слушает и почему. Христиане не слепо, а осознанно подчиняют свою волю воле Божьей. Эту волю нам возвещает Церковь.

Если человек пришёл в храм и не согласен с тем, что говорит священник, прежде всего он должен осознать: священник говорит не от ветра в голове, но основываясь на Священном Писании, Священном Предании и опыте святых отцов. Если же священник говорит от себя — это плохо, тогда он попадает под определённые прещения, о которых говорится в правилах Вселенских Соборов.

Сейчас многие люди противоречат Церкви, основываясь на своём воинствующем незнании. Они мало того, что не знают основ нашей веры, так ещё и настаивают на своём праве не знать, но судить. Конечно, в таких случаях нужно проявлять снисхождение. Порой такие несогласные становятся искренне верующими после того, как им с любовью и терпением расскажут, как всё в Церкви обстоит на самом деле.

Не повторить путь Иуды

Люди, которые не были согласны с мнением Спасителя, были даже в Его окружении. Первым из них вспоминается Иуда, который находился рядом со Спасителем и старался вопреки тому, что говорил Учитель, подвигнуть Его к царствованию. И к чему он пришёл? Он тоже коснел в своём невежестве, упорном настаивании на своём мнении, противоположном словам Христа. Спаситель же строго относился к попыткам противостоять Божией воле — вспомним, как жёстко Он ответил апостолу Петру: «Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16:22-23).

Повторю: нам нужно быть очень осторожными в случаях, когда наше мнение расходится с мнением Церкви, потому что, если мы будем упорствовать в своём противлении, с нами может произойти то же, что произошло с Иудой. Дай Бог, чтобы мы доверяли Богу. Порой человеческая правда кажется нам правильной, но Господь мыслит другими категориями. Мы видим мир только со своей колокольни, а Он видит всё.

Что же делать, если мы не согласны с мнением Церкви? Есть универсальный рецепт, который нам дал Спаситель. Сначала — спокойно обсудить проблему с ближним. Не нашли согласия — позовите ещё несколько человек, но людей духовных, сведущих в том вопросе, который вызвал ваши сомнения. Не нашли и с ними общий язык — сообщите о проблеме Церкви. Если и там вы не найдёте поддержки и ответов — тогда оставайтесь со своим мнением, но живите мирно, ни в коем случае не воюя. Это неприемлемый путь для последователя Христа.

Что делать, если твоё мнение не совпадает с мнением Церкви?

Если случилось так, что вы не согласны с мнением Церкви — как быть? Менять точку зрения? А если не получается? Что, если ответа на ваш вопрос не найти в Священном Писании? Всегда ли нужно смиряться перед авторитетом Церкви? Во всём ли нужно слушать священника? Расспросили протоиерея Владимира Шутова, настоятеля храма святых Царственных мучеников с. Александро-Калиново.

Другой формат

Каждый верующий знает: есть мудрость человеческая — и мудрость, исходящая от Бога. Каждый человек, проживая свою жизнь, накапливает определённый опыт, обретает собственные взгляды, отвечает на вызовы, которые она ему предлагает. Очень часто взгляды у людей разнятся, что нормально, ведь все мы разные и имеем свободную волю. При этом в жизни есть эталонные неизменные величины — например, физические, как ускорение свободного падения, математические, как таблица умножения, и многие другие.
В духовной сфере действует другой формат мышления, но есть такие же неоспоримые авторитеты и непреложные законы, как и в жизни обычной. Эти законы даны Тем, Кто создал наш мир. А особыми «реактивами», с помощью которых мы проверяем своё мышление и выясняем, сходится оно с соборным разумом Церкви или нет, становятся Священное Писание и Священное Предание. В них заключена особая мудрость — не человеческая, преходящая, сменяющаяся через поколения, а та, которую принёс нам Сын Божий от Своего Отца. Об этом свидетельствуют апостолы. Они учат, что есть мудрость «земная, душевная, бесовская» (Иак. 3:15). А «мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна» (Иак. 3:17). В человеке заложено искание этой мудрости, и это процесс естественный.

Страшно коснеть в невежестве

Не страшно, если наше мнение расходится с мнением Церкви. Страшно, если мы будем коснеть в своём невежестве. Вспомним слова Цицерона, который утверждал: «Человеку свойственно ошибаться, но настаивать на своих ошибках может только полный глупец». Очень важно, чтобы мы, изучая Священное Писание, понимали, откуда пришла эта мудрость, как дошла до нас. Она пришла от Отца Светов, Творца мира. Принёс её нам Посланник, Спаситель, воплотившийся Бог, Который говорил: «Пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру» (Ин. 8:26).
Вслед за Ним апостол Павел учит: «Мы проповедуем …Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1 Кор.1:23-24). О себе же апостол писал так: «Что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою» (Флп. 3:7). То есть он отказался от всей человеческой мудрости, которую накопил и впитал от других, чтобы приобрести Христа и Его мудрость: «Все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых» (Флп. 3:8-11).
Обратите внимание: чтобы достигнуть воскресения мертвых! Вот для чего эта премудрость сохранена в Церкви — богоустановленном, а не человеческом институте. Церковь основана на законах, которые тоже даны свыше. Не человек их открыл, но человеку они были сообщены, чтобы он воспринял их и обрёл жизнь вечную.

Сокровищница духовная

Если смысл человеческой премудрости — устроиться на земле и решить свои земные дела, то мудрость Церкви нужна для того, чтобы человек мог достигнуть воскресения мертвых, как говорил святой апостол. Он также писал: «Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа» (Гал. 1:11-12). То есть то, что апостолы восприняли от Христа, они передают следующим поколениям. Святой Ириней Лионский писал: «Не должно искать у других истины, которую легко получить от Церкви, ибо Апостолы, как богач в сокровищницу, вполне положили в неё все, что относится к истине. …Она, именно, есть дверь жизни».
Когда человек сталкивается с тем, что что-то не соответствует его пониманию, внутреннему устройству, накопленному опыту — это нормально и естественно, ведь в нём есть разумное, ищущее начало. Особенно трудно изменить мнение человеку думающему, жаждущему правды. В такой ситуации нужно разбираться: для чего нужно его смирение, перед кем он смиряется, что такое Премудрость Божия, кто возвещает её?
Здесь можно снова обратиться к святым отцам. Святой Климент Александрийский говорил: «Непозволительно считать то несовершенным, чему учит сам Бог. Учение это есть учение о вечном спасении, посредствуемом вечно сущим Спасителем. Это учение самодостаточно, оно не нуждается в дополнениях». Это учение универсально для всего периода существования человечества — от начала до Страшного Суда и прекращения жизни этой земли. Не надо ничего менять, в нём всё продумано.
Святитель Григорий Богослов пишет: «Сотворившему возможно ли не знать законов сотворенного им?» Как можно человеку сомневаться в премудрости Божией, если Бог сотворил этот мир и знает всё до мельчайшей песчинки? Управляя им, Он предлагает нам мудрость спасительную, которая ведёт к жизни вечной. И если человек в это поверит, если поймёт, что это благо, то подвинет свои убеждения и на их место поставит Христа и Его мудрость.

Как быть с тем, о чём в Священном Писании не сказано?

Надо разделить вопросы, с которыми сталкивается человек. Есть духовные, есть повседневные. Например, эвтаназия, интернет, новые технологии и многие другие реалии современной жизни не могли рассматриваться на Вселенских Соборах. Но в духовной жизни важны не реалии как таковые, а то, что влияет на нас.
В этой связи мне вспоминается беседа схиигумена Саввы с молодыми людьми, которые спрашивали, можно ли им ходить смотреть кино. «Можно, но это будет отвлекать вас от Бога», — ответил святой. Не перекликается ли этот ответ со словами апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6:12)? Да, нас могут тревожить вопросы, связанные с современностью, но это не мешает нам пользоваться мудростью Церкви.
Мы берём формулировку апостола и применяем её в своей жизни. Можем ли мы ради Христа от чего-то отказаться? Надо ли нам от этого отказываться? Что поглощает нас? Исходя из ответов, надо принимать решения, но при этом не забывать главного: «Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир» (Иак. 3:18).

Главное — цель

Да, в определённые моменты в Церкви бывают разногласия. Ими занимается Межсоборное присутствие. Порой одна проблема имеет разные решения для разных случаев. При возникновении разногласий или сомнений главное — не вносить раскол и не принимать решений, которые его могут повлечь.
В Церкви есть разные традиции, разные формы проявления благочестия, но они — не выше нашей цели. Например, можно исповедоваться, кладя руку на Евангелие или не делая этого, можно стоять на коленях или только преклонить голову — всё это детали, главное — исповедь и покаяние, искренность в них. Какие бы вопросы нас не тревожили, главное — любовь, терпение, мир. Плод правды не вырастет там, где раздор, гордыня, злость.
Ещё раз подчеркну: если мы говорим о решении вопросов, лежащих в духовной плоскости, то ответы находятся в Священном Писании и Предании — нужно просто поискать их, сопоставить ситуации, понять, в чём правда. Главное — не творить бурю в стакане. Порой мы спорим не от ума, а от глупости. Наша же задача — смиренно прислушиваться к духовным авторитетам. Вспомним блаженного Августина. Он писал, что и плакал, и смеялся, когда понял, что многие годы пытался изменить не Церковь, а своё представление о ней. Так и каждый из нас: имеет своё представление о Церкви и на нём основывает свои взаимоотношения с ней. Когда у него ничего не получается — утверждает, что в Церкви всё плохо. Понять же, почему не получается, он не хочет. Тому, кто хочет, Христос всегда поможет. Он откроет ему разум, надо только прежде пройти определённый путь вместе с Ним.

Прийти не судьёй, но сыном

Почему у некоторых разум закрыт? — потому что люди идут не теми путями, которыми идёт Христос, и даже не понимают этого. Именно потому распятый Христос одним соблазн, другим — безумие. Чтобы понять мнение Церкви по тому или иному вопросу, нужно ходить в храм, но прийти не судьёй, который осуждает всё и вся, а смиренным сыном, который преклоняется перед её мудростью, перед величием её Основателя, перед щедростью Его воздаяния всем христианам. Если человек увидит Церковь такой, он начнёт понимать многое из того, что для него ранее было закрыто.
Святитель Феофан Затворник называл тьмой «упорное стояние на своем, несмотря ни на какие очевидности, обличающие твою лживость», считал такое состояние хулой на Духа Святого. Христос же — Свет, Солнце правды. Апостол Иоанн писал: «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Ин. 3:19). Свет — это правда Христа, мудрость Его. А люди выбирают тьму — то есть упорствуют в своём невежестве, отказываясь от величайшего дара, который принёс Господь — от спасения.

Не согласен — разберись!

Нужно очень осторожно подходить к вопросам разногласия с Церковью. Нельзя рубить шашкой, нужны терпение, смирение, послушание — но не слепое послушание, а разумное, то есть человек должен понимать, Кого он слушает и почему. Христиане не слепо, а осознанно подчиняют свою волю воле Божьей. Эту волю нам возвещает Церковь.
Если человек пришёл в храм и не согласен с тем, что говорит священник, прежде всего он должен осознать: священник говорит не от ветра в голове, но основываясь на Священном Писании, Священном Предании и опыте святых отцов. Если же священник говорит от себя — это плохо, тогда он попадает под определённые прещения, о которых говорится в правилах Вселенских Соборов.
Сейчас многие люди противоречат Церкви, основываясь на своём воинствующем незнании. Они мало того, что не знают основ нашей веры, так ещё и настаивают на своём праве не знать, но судить. Конечно, в таких случаях нужно проявлять снисхождение. Порой такие несогласные становятся искренне верующими после того, как им с любовью и терпением расскажут, как всё в Церкви обстоит на самом деле.

Не повторить путь Иуды

Люди, которые не были согласны с мнением Спасителя, были даже в Его окружении. Первым из них вспоминается Иуда, который находился рядом со Спасителем и старался вопреки тому, что говорил Учитель, подвигнуть Его к царствованию. И к чему он пришёл? Он тоже коснел в своём невежестве, упорном настаивании на своём мнении, противоположном словам Христа. Спаситель же строго относился к попыткам противостоять Божией воле — вспомним, как жёстко Он ответил апостолу Петру: «Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16:22-23).
Повторю: нам нужно быть очень осторожными в случаях, когда наше мнение расходится с мнением Церкви, потому что, если мы будем упорствовать в своём противлении, с нами может произойти то же, что произошло с Иудой. Дай Бог, чтобы мы доверяли Богу. Порой человеческая правда кажется нам правильной, но Господь мыслит другими категориями. Мы видим мир только со своей колокольни, а Он видит всё.
Что же делать, если мы не согласны с мнением Церкви? Есть универсальный рецепт, который нам дал Спаситель. Сначала — спокойно обсудить проблему с ближним. Не нашли согласия — позовите ещё несколько человек, но людей духовных, сведущих в том вопросе, который вызвал ваши сомнения. Не нашли и с ними общий язык — сообщите о проблеме Церкви. Если и там вы не найдёте поддержки и ответов — тогда оставайтесь со своим мнением, но живите мирно, ни в коем случае не воюя. Это неприемлемый путь для последователя Христа.

Подготовила Екатерина Щербакова
Источник

Что делать, если твоё мнение не совпадает с мнением Церкви?

Если случилось так, что вы не согласны с мнением Церкви — как быть? Менять точку зрения? А если не получается? Что, если ответа на ваш вопрос не найти в Священном Писании? Всегда ли нужно смиряться перед авторитетом Церкви? Во всём ли нужно слушать священника? Расспросили протоиерея Владимира Шутова.

Читать еще:  Ёлка, звезда и другие традиции Нового года

Другой формат

Каждый верующий знает: есть мудрость человеческая — и мудрость, исходящая от Бога. Каждый человек, проживая свою жизнь, накапливает определённый опыт, обретает собственные взгляды, отвечает на вызовы, которые она ему предлагает. Очень часто взгляды у людей разнятся, что нормально, ведь все мы разные и имеем свободную волю. При этом в жизни есть эталонные неизменные величины — например, физические, как ускорение свободного падения, математические, как таблица умножения, и многие другие.

В духовной сфере действует другой формат мышления, но есть такие же неоспоримые авторитеты и непреложные законы, как и в жизни обычной. Эти законы даны Тем, Кто создал наш мир. А особыми «реактивами», с помощью которых мы проверяем своё мышление и выясняем, сходится оно с соборным разумом Церкви или нет, становятся Священное Писание и Священное Предание. В них заключена особая мудрость — не человеческая, преходящая, сменяющаяся через поколения, а та, которую принёс нам Сын Божий от Своего Отца. Об этом свидетельствуют апостолы. Они учат, что есть мудрость «земная, душевная, бесовская» (Иак. 3:15). А «мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна» (Иак. 3:17). В человеке заложено искание этой мудрости, и это процесс естественный.

Страшно коснеть в невежестве

Не страшно, если наше мнение расходится с мнением Церкви. Страшно, если мы будем коснеть в своём невежестве. Вспомним слова Цицерона, который утверждал: «Человеку свойственно ошибаться, но настаивать на своих ошибках может только полный глупец». Очень важно, чтобы мы, изучая Священное Писание, понимали, откуда пришла эта мудрость, как дошла до нас. Она пришла от Отца Светов, Творца мира. Принёс её нам Посланник, Спаситель, воплотившийся Бог, Который говорил: «Пославший Меня есть истинен, и что Я слышал от Него, то и говорю миру» (Ин. 8:26).

Вслед за Ним апостол Павел учит: «Мы проповедуем …Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1 Кор.1:23-24). О себе же апостол писал так: «Что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою» (Флп. 3:7). То есть он отказался от всей человеческой мудрости, которую накопил и впитал от других, чтобы приобрести Христа и Его мудрость: «Все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых» (Флп. 3:8-11).

Обратите внимание: чтобы достигнуть воскресения мертвых! Вот для чего эта премудрость сохранена в Церкви — богоустановленном, а не человеческом институте. Церковь основана на законах, которые тоже даны свыше. Не человек их открыл, но человеку они были сообщены, чтобы он воспринял их и обрёл жизнь вечную.

Сокровищница духовная

Если смысл человеческой премудрости — устроиться на земле и решить свои земные дела, то мудрость Церкви нужна для того, чтобы человек мог достигнуть воскресения мертвых, как говорил святой апостол. Он также писал: «Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа» (Гал. 1:11-12). То есть то, что апостолы восприняли от Христа, они передают следующим поколениям. Святой Ириней Лионский писал: «Не должно искать у других истины, которую легко получить от Церкви, ибо Апостолы, как богач в сокровищницу, вполне положили в неё все, что относится к истине. …Она, именно, есть дверь жизни».

Когда человек сталкивается с тем, что что-то не соответствует его пониманию, внутреннему устройству, накопленному опыту — это нормально и естественно, ведь в нём есть разумное, ищущее начало. Особенно трудно изменить мнение человеку думающему, жаждущему правды. В такой ситуации нужно разбираться: для чего нужно его смирение, перед кем он смиряется, что такое Премудрость Божия, кто возвещает её?

Здесь можно снова обратиться к святым отцам. Святой Климент Александрийский говорил: «Непозволительно считать то несовершенным, чему учит сам Бог. Учение это есть учение о вечном спасении, посредствуемом вечно сущим Спасителем. Это учение самодостаточно, оно не нуждается в дополнениях». Это учение универсально для всего периода существования человечества — от начала до Страшного Суда и прекращения жизни этой земли. Не надо ничего менять, в нём всё продумано.

Святитель Григорий Богослов пишет: «Сотворившему возможно ли не знать законов сотворенного им?» Как можно человеку сомневаться в премудрости Божией, если Бог сотворил этот мир и знает всё до мельчайшей песчинки? Управляя им, Он предлагает нам мудрость спасительную, которая ведёт к жизни вечной. И если человек в это поверит, если поймёт, что это благо, то подвинет свои убеждения и на их место поставит Христа и Его мудрость.

Как быть с тем, о чём в Священном Писании не сказано?

Надо разделить вопросы, с которыми сталкивается человек. Есть духовные, есть повседневные. Например, эвтаназия, интернет, новые технологии и многие другие реалии современной жизни не могли рассматриваться на Вселенских Соборах. Но в духовной жизни важны не реалии как таковые, а то, что влияет на нас.

В этой связи мне вспоминается беседа схиигумена Саввы с молодыми людьми, которые спрашивали, можно ли им ходить смотреть кино. «Можно, но это будет отвлекать вас от Бога», — ответил святой. Не перекликается ли этот ответ со словами апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6:12)? Да, нас могут тревожить вопросы, связанные с современностью, но это не мешает нам пользоваться мудростью Церкви.

Мы берём формулировку апостола и применяем её в своей жизни. Можем ли мы ради Христа от чего-то отказаться? Надо ли нам от этого отказываться? Что поглощает нас? Исходя из ответов, надо принимать решения, но при этом не забывать главного: «Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир» (Иак. 3:18).

Главное — цель

Да, в определённые моменты в Церкви бывают разногласия. Ими занимается Межсоборное присутствие. Порой одна проблема имеет разные решения для разных случаев. При возникновении разногласий или сомнений главное — не вносить раскол и не принимать решений, которые его могут повлечь.

В Церкви есть разные традиции, разные формы проявления благочестия, но они — не выше нашей цели. Например, можно исповедоваться, кладя руку на Евангелие или не делая этого, можно стоять на коленях или только преклонить голову — всё это детали, главное — исповедь и покаяние, искренность в них. Какие бы вопросы нас не тревожили, главное — любовь, терпение, мир. Плод правды не вырастет там, где раздор, гордыня, злость.

Ещё раз подчеркну: если мы говорим о решении вопросов, лежащих в духовной плоскости, то ответы находятся в Священном Писании и Предании — нужно просто поискать их, сопоставить ситуации, понять, в чём правда. Главное — не творить бурю в стакане. Порой мы спорим не от ума, а от глупости. Наша же задача — смиренно прислушиваться к духовным авторитетам. Вспомним блаженного Августина. Он писал, что и плакал, и смеялся, когда понял, что многие годы пытался изменить не Церковь, а своё представление о ней. Так и каждый из нас: имеет своё представление о Церкви и на нём основывает свои взаимоотношения с ней. Когда у него ничего не получается — утверждает, что в Церкви всё плохо. Понять же, почему не получается, он не хочет. Тому, кто хочет, Христос всегда поможет. Он откроет ему разум, надо только прежде пройти определённый путь вместе с Ним.

Прийти не судьёй, но сыном

Почему у некоторых разум закрыт? — потому что люди идут не теми путями, которыми идёт Христос, и даже не понимают этого. Именно потому распятый Христос одним соблазн, другим — безумие. Чтобы понять мнение Церкви по тому или иному вопросу, нужно ходить в храм, но прийти не судьёй, который осуждает всё и вся, а смиренным сыном, который преклоняется перед её мудростью, перед величием её Основателя, перед щедростью Его воздаяния всем христианам. Если человек увидит Церковь такой, он начнёт понимать многое из того, что для него ранее было закрыто.

Святитель Феофан Затворник называл тьмой «упорное стояние на своем, несмотря ни на какие очевидности, обличающие твою лживость», считал такое состояние хулой на Духа Святого. Христос же — Свет, Солнце правды. Апостол Иоанн писал: «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (Ин. 3:19). Свет — это правда Христа, мудрость Его. А люди выбирают тьму — то есть упорствуют в своём невежестве, отказываясь от величайшего дара, который принёс Господь — от спасения.

Не согласен — разберись!

Нужно очень осторожно подходить к вопросам разногласия с Церковью. Нельзя рубить шашкой, нужны терпение, смирение, послушание — но не слепое послушание, а разумное, то есть человек должен понимать, Кого он слушает и почему. Христиане не слепо, а осознанно подчиняют свою волю воле Божьей. Эту волю нам возвещает Церковь.

Если человек пришёл в храм и не согласен с тем, что говорит священник, прежде всего он должен осознать: священник говорит не от ветра в голове, но основываясь на Священном Писании, Священном Предании и опыте святых отцов. Если же священник говорит от себя — это плохо, тогда он попадает под определённые прещения, о которых говорится в правилах Вселенских Соборов.

Сейчас многие люди противоречат Церкви, основываясь на своём воинствующем незнании. Они мало того, что не знают основ нашей веры, так ещё и настаивают на своём праве не знать, но судить. Конечно, в таких случаях нужно проявлять снисхождение. Порой такие несогласные становятся искренне верующими после того, как им с любовью и терпением расскажут, как всё в Церкви обстоит на самом деле.

Не повторить путь Иуды

Люди, которые не были согласны с мнением Спасителя, были даже в Его окружении. Первым из них вспоминается Иуда, который находился рядом со Спасителем и старался вопреки тому, что говорил Учитель, подвигнуть Его к царствованию. И к чему он пришёл? Он тоже коснел в своём невежестве, упорном настаивании на своём мнении, противоположном словам Христа. Спаситель же строго относился к попыткам противостоять Божией воле — вспомним, как жёстко Он ответил апостолу Петру: «Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф. 16:22-23).

Повторю: нам нужно быть очень осторожными в случаях, когда наше мнение расходится с мнением Церкви, потому что, если мы будем упорствовать в своём противлении, с нами может произойти то же, что произошло с Иудой. Дай Бог, чтобы мы доверяли Богу. Порой человеческая правда кажется нам правильной, но Господь мыслит другими категориями. Мы видим мир только со своей колокольни, а Он видит всё.

Что же делать, если мы не согласны с мнением Церкви? Есть универсальный рецепт, который нам дал Спаситель. Сначала — спокойно обсудить проблему с ближним. Не нашли согласия — позовите ещё несколько человек, но людей духовных, сведущих в том вопросе, который вызвал ваши сомнения. Не нашли и с ними общий язык — сообщите о проблеме Церкви. Если и там вы не найдёте поддержки и ответов — тогда оставайтесь со своим мнением, но живите мирно, ни в коем случае не воюя. Это неприемлемый путь для последователя Христа.

Протоиерей Владимир Шутов
Подготовила Екатерина Щербакова
Источник: Горловская и Славянская епархия

Манипуляции, личные границы и обличение: где здесь Бог?

«Я – не скорая помощь. Не психолог. На меня, наконец, нельзя «выливать» весь негатив!» — на последней фразе Аня не то что зарыдала, но впала в какое- то странное состояние истерики, смешанной с внезапным просветлением и удивлением от собственных мыслей. Мы пили чай, и я внимательно ее слушала.

С Аней (имя, конечно, изменено) мы познакомились на Крещение. Она стояла возле иконы свт. Николая Чудотворца со своими тремя детишками. Длинная темно-синяя юбка, красивый платочек и лицо, выражающее подлинное смирение и благоговение. Когда я ее увидела, то первая мысль была о том, что мои будущие дети на службе уж точно так смиренно стоять не будут. Познакомились мы с Аней уже после Литургии, когда я нашла ее сидящей на ступенях храма, рыдающей и без головного убора в ужасный мороз. Мы разговаривали около получаса, и я узнала, что, по мнению свекрови, бедная девушка не так воспитывает детей, не так их одевает, не в ту бутылку набрала воду, не так кормит мужа и вообще все делает не так. К моменту нашей с Аней встречи я уже избавилась от убеждений о том, что подлинная христианка всегда молчит, опустив глаза в пол, и не говорит лишнего, особенно старшим.

— Ну почему же ты не скажешь, что тебе неприятно подобное обращение?

— Это же мама… Мама моего мужа… Она старше меня, а я – кто.

А я – кто?

Для человека, особенно для православного христианина, очень важны такие понятия, как «честь» и «человеческое достоинство». Господь подарил нам их, и, впрочем, не только их. Еще свободу выбора, разума, самоопределения. Мы сами несем ответственность за свои поступки, и только по ним Бог будет нас судить. На протяжении всей жизни мы встречаемся с разными людьми, и всегда будут те, кто хочет от нас слишком много. К сожалению, с этим мы ничего сделать не можем, но можем четко очертить личные границы.

Представьте семью, в которой муж пьет. Он не может себя ограничить от пьянства, однако, спасти себя могут жена и дети. Если жена скажет «если ты будешь продолжать пить, дети и я переедем в другое место», то она, таким образом, ограничит себя от влияния порока мужа не нее и детей. Я привела этот самый простой, но наиболее яркий пример для того, чтобы вы поняли самое главное: ваша защита – дело ваших собственных рук. Бесполезно ожидать, что обижающий вас переменит свое отношение, и точно также бесполезно пытаться быть хорошими для всех.

Как это работает?

Поскольку мы должны равняться на Христа, давайте подумаем: пытался ли Он быть хорошим для всех?

«Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас и будут поносить, и пронесут имя ваше, как бесчестное, за Сына Человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их» (Лк. 6:22,23).

Если бы Христос пытался осчастливить всех, мы бы так и не поняли смысла христианства. Господь предлагает счастье каждому, но не каждый его принимает. Фарисеи, определенно, были недовольны тем, что Он говорил и что делал, и именно поэтому мы не можем определить, насколько правильно мы живем как христиане, основываясь на том, что кто- то нами недоволен. «Механизм» повреждения личных границ начинается там, где люди начинают чувствовать себя ответственными за недовольство других чем-либо.

Каковы последствия? Неумение говорить «нет», подмена понятий (часто люди, которые не умеют говорить о том, что их обижает, называют это смирением). Христос не говорил, что Он пришел принести мир, Он пришел принести меч – то есть те, кто последуют за Ним, отделены будут даже от своих семей (Мф. 10:34-36). Многие контролирующие люди остановились в своем развитии, решив, что могут управлять другими при помощи своей злости или печали. Эта тактика часто срабатывает в отношениях с теми, у кого нет личных границ, и это еще больше усиливает незрелость контролирующих людей. Когда мы признаем, что сами несем ответственность за свои собственные разочарования, мы устанавливаем четкие границы. Когда мы принимаем на себя ответственность за чьи-либо чувства, мы переходим границы других. Таким образом, мы нарушаем личные границы тогда, когда, казалось бы, нарушают наши. Собственно, этим и занималась Аня: она не могла сказать свекрови о том, что ей неприятно слышать обвинения не только потому, что не была научена защищать себя. Дело ведь еще и в том, что она взяла на себя ответственность за чувства свекрови и, может, за чувства своего мужа.

Читать еще:  Елизавета II отметит 400-летие перевода библии на английский язык

Нет смирения в том, чтобы позволять обижать себя или делать то, что тебе вовсе не хочется делать. Я бы даже сказала, что это грех – отказываться от свободы, дарованной тебе Богом.

Чувство вины и манипуляции

Я уверена, что все люди, которым тяжело очерчивать личные границы, часто испытывают чувство вины при попытке сказать «нет». Кто-то не хочет обидеть родителей, которые «рожали и воспитывали», кто- то боится испортить отношения со свекровью. Но самое ужасное во всем этом то, что чувство вины не возникает на пустом месте. Значит, оно взращивалось с самого детства, в те моменты, когда ребенку или уже подростку запрещали делать выбор. Ветхий Завет и история с блудным сыном показывает нам единственно верные отношения с детьми: принять любой выбор сына или дочери, даже если понимаешь, что они ошибаются. Принять и не переставать любить, не переставать молиться за своих детей.

«Если ты любишь меня, то сделаешь для меня что угодно». Это – манипуляция. Потому что в идеальном варианте эта фраза звучит так: «Если ты любишь меня, то примешь решение самостоятельно, потому что тебе не нужно нести ответственности за мои чувства. А я люблю тебя, и потому даю тебе свободу, которую ты заслуживаешь».

А вот что сказано в книге Левит:

«Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; обличи ближнего твоего, и не понесешь за него греха» (Лев. 19:17).

Это значит, что мы должны говорить о несправедливости к себе. И когда мы выносим этот мусор из сердца, то он не превращается в гнев или ненависть.

Личные границы и Бог

Православные люди нарушают личные границы тогда, когда произносят такие фразы, как «если Бог меня любит, то Он подарит мне мужа» (сына, материальный достаток и т.д.). То есть уже в отношениях с Богом начинается наше непринятие чужой свободы и отрицание Бога как Личности. Но настоящие отношения с Ним возникают в тот момент, когда мы понимаем, что мужа-то Бог может и не дать. Но будем готовы принять это. В отношениях с людьми – все то же самое. Это не означает, что мы не имеет права огорчаться по поводу решений Бога или других людей. Имеем. Но, огорчаясь, мы должны принять тот факт, что наше огорчение – результат нашего неумения любить.

Но что же делать с людьми, пытающимися нами манипулировать? Христос не призывает нас терпеть, Он прямо говорит о том, что нужно пойти и ограничить зло:

«Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним: если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь. Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18:15-18)

Как действовать?

К моему сожалению, я встречалась с людьми, желающими мной манипулировать и пытающимися нарушить мои личные границы. К еще большему сожалению — я так поступала сама. Именно поэтому я сформулировала свод простых правил, которые, надеюсь, помогут и вам:

  1. Нужно осознать себя личностью. Личность имеет право на то, чтобы к ней относились с уважением. Здесь очень важно здраво мыслить и не перепутать эгоцентризм с адекватным желанием принимать решения самостоятельно.
  2. Если мне что-то не нравится, я просто говорю об этом. Не обвиняю, не кричу, не унижаю – просто говорю. Люди не должны без слов меня понимать, но не потому, что они глупые, а потому что они – другие. Иногда достаточно вежливо, но твердо сказать: «Мне это не нравится. Вот до этой черты можно, дальше — нельзя». Если люди не понимают и такого, желательно сократить общение, при этом не осуждая человека, но осуждая тот грех, который в нем живет и мешает ему поступать правильно.
  3. Если хочешь уважения – учись уважать людей. Нужно быть внимательными к чувствам других людей, однако, как я уже писала выше, нельзя брать на себя ответственность за то, как они чувствуют. Если люди достаточно зрелые, они примут собственное разочарование и признают его. Если нет – обвинят в разочаровании вас. Но это уже будет не на «территории» вашей ответственности.
  4. Иногда правилами стоит пренебречь. Не от собственной немощи, а от силы своей любви. Например, в случае с престарелыми родителями. Не теми, которые прекрасно понимают все слова, но не могут справиться с чувством внутренней пустоты, а с больными и пожилыми. Православный христианин, устанавливая личные границы, не должен превращаться в эгоцентричного монстра, но обязан всеми силами помогать другим бороться с их слабостями. Если эти «другие» согласны, конечно. Очень часто, потакая чужим порокам, не говоря о том, что мы чувствуем и как нам обидно, мы сами помогаем человеку взращивать свой грех. Говорить нужно – всегда, но только с той огромной Любовью, с которой обращался отец к блудному сыну и с которой обращается к нам Христос, пытаясь предостеречь от очередной жизненной ошибки.

Автор: Мария Осипова (@masha_pishi)

Что говорит Библия о том, как христианин должен относиться к мнению людей о нем?

Эта статья ответит на вопрос читателя, который интересуется тем, как правильно реагировать на мнение окружающих людей:

Многие люди обеспокоены тем, что скажут другие люди, что они подумают и это мешает им осуществить определенные вещи, или просто напросто не чувствуют себя спокойно. Какое значение должно иметь мнение окружающих людей в принятии решения? В Библии написано об этом что-то? Спасибо.

Очень много значат мотивы по которым ты хочешь или не хочешь понравится людям. Бог говорит очень много в Библии на эту тему и невозможно охватить все это учение в одной статье, но я постараюсь представить здесь несколько главных истин о мнении людей по отношению к вам.

Не старайся понравится людям, чтобы они прославляли тебя

В знаменитой Нагорной Проповеди Иисус Христос сказал так:

Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. (Матфея 6:1-4)

Когда ты практикуешь религию только для того, чтобы быть замеченным людьми, то ты являешься лицемером перед Богом и Он ненавидит это. В церквях есть много людей, которые стараются быть праведными в глазах людей. В ранней церкви произошел следующий случай:

Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение, утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов. Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу. Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это. И встав, юноши приготовили его к погребению и, вынеся, похоронили. Часа через три после сего пришла и жена его, не зная о случившемся. Петр же спросил ее: скажи мне, за столько ли продали вы землю? Она сказала: да, за столько. Но Петр сказал ей: что это согласились вы искусить Духа Господня? вот, входят в двери погребавшие мужа твоего; и тебя вынесут. Вдруг она упала у ног его и испустила дух. И юноши, войдя, нашли ее мертвою и, вынеся, похоронили подле мужа ее. И великий страх объял всю церковь и всех слышавших это. (Деяния Апостлов 5:1-11)

Каков в твой мотив в том, как ты практикуешь религию и как ты поклоняешься? Почему ты делаешь то, что делаешь? Потому что хочешь понравиться людям? Почему мнение людей важно для тебя? Соответствует ли твое поклонение учению Священного Писания или ты делаешь это только для, чтобы тебя увидели люди и ты получил их одобрение и славу?

Не меняй Евангельскую весть для того, чтобы угодить мнению людей

В церкви Галатии пришли лжеучителя, которые сказали христианам, что Апостол Павел не учит обрезываться потому что хочет понравиться людям и таким образом пошел против воли Божьей. Это побудило Павла написать галатянам следующее:

Как прежде мы сказали, так и теперь еще говорю: кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема. У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым. (Галатам 1:9-10)

А ты благовествуешь людям Евангелие? Говоришь истину как она есть и тогда, когда это влечет за собой преследования и унижения, или даже ненависть по отношению к тебе? Или может ты чтобы понравиться людям вообще ничего не говоришь из Евангелия, потому что мнение людей для тебя более важно?

Не компрометируй Евангельскую весть для угождения мнения людей

Евреи, будучи научены традицией, которую они сами себе сделали, не ели за одним столом с язычниками, которые представляли другие народы. Во Христе же, те кто приняли Святого Духа, независимо от того являются ли они евреями или язычниками, составляют одно тело и между ними нет никакой разницы перед Богом. Апостол Павел был евреем, но пошел в Иерусалим со своим учеником Титом, который был из язычников. Вот что говорит Павел об этом визите в Иерусалим:

Потом, через четырнадцать лет, опять ходил я в Иерусалим с Варнавою, взяв с собою и Тита. Ходил же по откровению, и предложил там, и особо знаменитейшим, благовествование, проповедуемое мною язычникам, не напрасно ли я подвизаюсь или подвизался. Но они и Тита, бывшего со мною, хотя и Еллина, не принуждали обрезаться, а вкравшимся лжебратиям, скрытно приходившим подсмотреть за нашею свободою, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы поработить нас, мы ни на час не уступили и не покорились, дабы истина благовествования сохранилась у вас. (Галатам 2:1-5)

Если бы Тит был обрезан для того, чтобы понравиться христианам из Иерусалима, происходящих из Иудеев, то таким образом Апостол Павел скомпрометировал бы Евангельскую весть.

Другой случай, который показывает эту истину произошел в церкви из Антиохии, которая состояла в основном из христиан, происходящих от язычников. Апостол Петр с Варнавой пришли однажды посетить их и там были пойманы в сети лицемерия, потому что хотели понравиться Иудеям, пришедшим из Иерусалима. Вот какой случай описывает Апостол Павел по этому поводу:

Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию. Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных. Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием. Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски? (Галатам 2:11-14)

Тем что они избегали есть с христианами из язычников, Апостол Петр и Варнава компрометировали Евангельскую истину, согласно которой язычники и иудеи, которые уверовали во Христа составляют одно Тело, то есть одну Церковь.

Компрометировал ли ты хоть однажды Евангельскую истину, чтобы понравиться людям? Если да, то это грех и ты должен покаяться в нем.

Не будь несправедливым, чтобы угодить мнению людей

В Библии представлены примеры трех политических лидеров, которые прибегли к несправедливости, чтобы понравиться людям. Признаки того, что это искушение для политиков и необходимо остерегаться этого. Первый случай Пилата. Он увидел что Господь Иисус не имел неправды или вины за которую должен был быть наказан смертью и хотел освободить Его, но под давлением народа он сдался, потому что хотел им понравиться. Мы понимаем, что у него были политические интересы, но это не освобождает его от ответственности за несправедливость, совершенную из-за мнения людей.

Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варавву, а Иисуса, бив, предал на распятие. (Марка 15:15)

Царь Ирод поступил так же:

В то время царь Ирод поднял руки на некоторых из принадлежащих к церкви, чтобы сделать им зло, и убил Иакова, брата Иоаннова, мечом. Видя же, что это приятно Иудеям, вслед за тем взял и Петра, – тогда были дни опресноков. (Деяния Апостолов 12:1-3)

Точно так же несправедливо поступил и Феликс по отношению к Апостолу Павлу::

Но по прошествии двух лет на место Феликса поступил Порций Фест. Желая доставить удовольствие Иудеям, Феликс оставил Павла в узах. (Деяния Апостолов 24:27)

А поступал ли ты хоть раз несправедливо, чтобы угодить людям?

Давайте угождать мнению людей для их спасения и для того, чтобы делать добро

Когда Апостол Павел ссылался на то, как необходимо поступать христианам по отношению к вещам, посвященным идолам, он написал:

Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию. Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией, так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись. (1 Коринфянам 10:31-33)

А в Послании к Римлянам Апостол говорит:

Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать. Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию. Ибо и Христос не Себе угождал, но, как написано: злословия злословящих Тебя пали на Меня. (Римлянам 15:1-3)

Угождать мнению старших, имея чистые побуждения Să satisfacem opinia mai marilor noştri având intenţii curate

Когда Апостол Павел обращался к рабам, ставшим христианам, он написал:

Рабы, во всем повинуйтесь господам вашим по плоти, не в глазах только служа им, как человекоугодники, но в простоте сердца, боясь Бога. И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу. А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде, у Него нет лицеприятия. (Колоссянам 3:22-25)

В плоти рабов было обманывать господ и создавать впечатление, что они служат хорошо, но за спиной поступать наоборот. Это лицемерие и неправда. Бог говорит, чтобы так никто не поступал, потому что Он свидетель всему, что мы делаем, говорим и думаем и кто поступает по неправде (когда его не видят господа) будет наказан Богом. По отношению к рабам христианам Павел еще написал в Послании к Титу:

Рабов увещевай повиноваться своим господам, угождать им во всем, не прекословить, не красть, но оказывать всю добрую верность, дабы они во всем были украшением учению Спасителя нашего, Бога. Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, Который дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам. (Титу 2:9-14)

Это правильное отношение должны иметь все христиане по отношению к нашим старшим независимо от того где это – или в семье, или на работе или в других обстоятельствах. Давайте всегда искать во всем угодить Богу и жить так, как учит Священное Писание.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector