0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что плохого в понятии «гендер»?

Содержание

Ввел определение «гендер и сексуальная ориентация» Маньяк, педофил, психолог. На чьих идеях стоит современное радикальное ЛГБТ

Дисклеймер читать текст будет порой физически больно и Вы будете отводить глаза от экрана от того уровня жестокости и бесчеловечности на который казалось бы не способен человек, текст не авторский. Рекомендовано 18+

Джо́н Уи́льям Ма́ни (англ. John William Money, 8 июля 1921, Моринсвиль, Новая Зеландия — 7 июля 2006, Тоусон, США) — американский психолог и сексолог, занимавшийся проблемами сексуальной идентичности и биологии пола. Также получивший известность своим поведением по отношению к уязвимым пациентам. Мани представил термины «гендерная идентичность», «гендерная роль» и «сексуальная ориентация» и популяризировал термин «парафилия»[6][7]. Значительную часть своей карьеры он провел в США.

Современные академические исследования критикуют работы Мани во многих отношениях, особенно в отношении его причастности к принудительной смене пола Дэвида Реймера в детском возрасте, его принуждения Дэвида и его брата имитировать половые акты, которые Мани фотографировал и из-за самоубийства обоих братьев во взрослом возрасте[8][9].

Мани родился в Морринсвилле, Новая Зеландия[10]. Он учился в средней школе Хатт-Вэлли, а затем изучал психологию в Университете Виктории в Веллингтоне, получив двойную степень магистра в области психологии и образования в 1944 году[11][12]. В 1950-х годах он был недолго женат, но детей не имел.

Мани пожертвовал значительную часть своей коллекции произведений искусства Художественной галерее Восточного Саутленда в Горе, Новая Зеландия[13]. В 2003 году премьер-министр Новой Зеландии Хелен Кларк открыла крыло Джона Мани в галерее Eastern Southland[14].

Мани умер 7 июля 2006 года, за день до своего 85-летия, в Таусоне, штат Мэриленд, от осложнений, вызванных болезнью Паркинсона[15][16].

Мани был младшим преподавателем факультета психологии Университета Отаго в Данидине. Джанет Фрейм посещала некоторые занятия Мани в Университете Отаго в рамках своей педагогической подготовки. В октябре 1945 года, после того, как Фрейм написала эссе, в котором упомянула о своих мыслях о самоубийстве, Джон Мани поспособствовал тому, что Фрейм поместили в психиатрическое отделение государственной больницы Данидина, в результате чего она провела в психиатрических учреждениях восемь лет[17][18]. В автобиографии Фрейм «Ангел за моим столом» Мани упоминается как Джон Форрест.[17]

В 1947 году в возрасте 26 лет он эмигрировал в США, чтобы учиться в Психиатрическом институте Университета Питтсбурга. Он уехал из Питтсбурга и в 1952 году получил докторскую степень в Гарвардском университете.

Мани заимствовал из английской грамматики и ввёл в употребление в науках о поведении термин «гендер»[19] (гендерная роль, гендерная идентичность, и пр.)[20]. Разработал понятие «карта любви[en]» (англ. Lovemap), обозначающее сексуальные предпочтения индивидуума, формируемые в возрасте 5—8 лет[21]. Выдвинул теорию о гендерной нейтральности детей при рождении[22]. Популяризировал термин парафилия и ввел термин сексуальная ориентация вместо сексуального предпочтения, утверждая, что влечение не обязательно является вопросом свободного выбора[6][7].

С 1951 года до конца жизни занимал должность профессора педиатрии и медицинской психологии (англ. medical psychology) в Университете Джонса Хопкинса. В 1965 году вместе с Клодом Миджоном, который был главой детской эндокринологии в институте Джонса Хопкинса, Мани основал Клинику гендерной идентичности. В 1966 году в больнице начали проводить операции по смене пола[23]. Мани также был связан с отделом сексуального поведения, который проводил исследования по хирургической коррекции пола. В 2002 году он получил медаль Магнуса Хиршфельда от Немецкого общества социально-научных исследований сексуальности.

Смена пола Дэвида Реймера

В течение своей профессиональной жизни Мани пользовался уважением как специалист по сексуальному поведению, особенно известный своими взглядами на то, что гендер является приобретенным, а не врожденным явлением. Однако, позже выяснилось, что его самый известный случай с пациентом Дэвидом Реймером был в корне неудачным[24]. В 1966 году восьмимесячному Дэвиду Реймеру проводили обрезание, в ходе которого пенис ребенка был значительно поврежден. Мани убедил родителей ребенка, что операция по смене пола является наилучшим решением в данной ситуации. В возрасте 22 месяцев Реймер перенес орхиэктомию. Его стали воспитывать как девочку, а имя изменили с первоначального Брюс на Бренду. Мани опубликовал ряд статей, в которых коррекция пола была признана успешной.

Во время последующих встреч с ребенком и его братом-близнецом Брайаном, Мани заставлял их изображать половые акты. Мани также заставлял детей раздеваться для «осмотра гениталий», фотографируя их. Мани оправдывал это тем, что «детская сексуальная репетиция важна для здоровой гендерной идентичности во взрослом возрасте».

В течение нескольких лет Мани отчитывался о прогрессе Реймера в работе под названием «дело Джона/Джоан», описывая успешное женское гендерное развитие и используя этот случай для подтверждения возможности смены пола и хирургической реконструкции даже в случаях, не связанных с интерсекс-вариациями. В отчетах бывшего студента лаборатории Мани говорится, что во время ежегодных контрольных посещений родители Реймера постоянно лгали персоналу об успехе процедуры. У брата-близнеца Реймера, Брайана, позже развилась шизофрения[25]. В 14 лет родители Реймера рассказали ему правду. Он решил начать называть себя Дэвидом и прошел хирургические процедуры, чтобы вернуть тело к мужскому виду[26].

Случай Дэвида Реймера привлек международное внимание в 1997 году, когда он рассказал свою историю Милтону Даймонду, академическому сексологу, который убедил Реймера позволить ему сообщить о реальных результатах эксперимента Мани, чтобы отговорить врачей от лечения других младенцев аналогичным образом[8]. Вскоре после этого Реймер обнародовал свою историю, а Джон Колапинто опубликовал ставший широко известным доклад в журнале Rolling Stone в декабре 1997 года[27]. Позже он был расширен и издан под названием «As Nature Made Him: The Boy Who Was Raised as a Girl» и попал в список бестселлеров по версии The New York Times[9], где Колапинто описал, что вопреки сообщениям Мани — живя как Бренда, Реймер не идентифицировал себя как девушку. Он подвергался издевательствам со стороны сверстников (которые окрестили его «пещерной женщиной»), и ни платья, ни женские гормоны не заставляли его чувствовать себя женщиной[28][9][29].

1 июля 2002 года брат Дэвида, Брайан, был найден мертвым, причиной смерти послужила передозировка антидепрессантами. 4 мая 2004 года, после многих лет тяжелой депрессии, финансовой нестабильности и семейных проблем, Дэвид покончил жизнь самоубийством, выстрелив себе в голову из обреза в возрасте 38 лет[30]. Родители Реймера заявили, что причиной смерти их сыновей стала методология Мани[31].

Мани заявлял, что реакция СМИ на случай с Реймером была вызвана предвзятостью СМИ и «антифеминистским движением». Он сказал, что его противники полагали, что «мужественность и женственность заложены в генах, поэтому женщинам следует вернуться на кухню»[32].

Также взгляды Мани раскритиковали интерсекс-активисты, заявив, что подделанные результаты эксперимента Мани привели к распространению этой практики на тысячи младенцев[33].

Джон Мани участвовал в дебатах о хронофилиях, особенно о педофилии. Он заявил, что ни исследователи секса, ни общественность не делают различий между педофилией привязанности и педофилией садистской. Мани утверждал, что нежная педофилия связана с любовью, а не с сексом[34][35]. Мани придерживался мнения, что нежная педофилия вызвана избытком родительской любви, которая стала эротической, а не поведенческим расстройством[34][35].

Если бы я увидел случай мальчика десяти или одиннадцати лет, который испытывает сильное эротическое влечение к мужчине двадцати или тридцати лет, если отношения полностью взаимны, а связь действительно полностью взаимна [. ], то я бы определенно не стал называйте это патологией.

Исследователь Мэри Энн Кейс заявляет, что Мани сделал «мошеннические ложные заявления о податливости гендера у некоторых пациентов, которые недобровольно перенесли операцию по коррекции пола», и что это подпитывало антигендерное движение

Гендер как проблема: на чем строятся межполовые конфликты?

В последние годы в СМИ очень много говорят о проблеме полов, а в чем эта самая проблема заключается? Первым делом на ум приходят разнообразные нарушения психосексуальной ориентации, но только ли в них кроется проблема гендера? Психологи уверяют — тема эта очень серьезная, рассматривать ее можно с разных позиций, что мы сейчас и попытаемся сделать.

Понятие гендера

В психологии под гендером понимают те мужские и женские качества, которые каждый человек проявляет, находясь в обществе. До определенного времени считалось, что термин «гендер» является синонимом слова «пол». Однако ставить знак равенства между этими понятиями нельзя. В мире живет огромное количество людей, которые, будучи заключены в мужское тело, ощущают себя женщинами, или наоборот. Едва лишь широкая общественность заговорила о гомосексуалах, транссексуалах и других психосексуальных ориентациях, гендер начал рассматриваться как проблема.

Проблемы гендера в современном обществе: в чем они состоят?

Одна из ведущих проблем гендера и пола в современном обществе — осознание своей принадлежности к мужчинам или женщинам. Психологи называют этот период формированием гендерной идентичности, и у всех людей он приходится на раннее детство. Приблизительно к 3 годам ребенок четко понимает, мальчик он или девочка, то есть, осознает собственную психосексуальную ориентацию. С этого момента все его действия будут производиться по определенному для конкретного пола сценарию.

Как правило, биологический пол и гендер у большинства детей совпадают, однако, случается и такое, что мальчик начинает вести себя «по женскому сценарию» или девочка чувствует себя мужчиной. Что в этом случае делать родителям? На Западе данную проблему гендера начали обсуждать в рамках социальной философии несколько раньше, чем в России. Европейские психологи и психиатры, изучающие психосексуальную ориентацию и ее отклонения, пришли к выводу, что «ломать» ребенка, родившегося не в своем теле, нельзя. А это значит, что если мальчик чувствует себя девочкой, то и воспитывать его необходимо как девочку. У нас данная точка зрения поддержки не нашла.

Еще одна важная проблема, поднимаемая в современной философии гендера — это неравенство. Поговорим о нем чуть более подробно.

Почему различия в поведении мужчин и женщин стали проблемой?

В первой половине прошлого века в мире произошло очень много важных событий, в том числе, касающихся проблемы соотношения гендера и общества. Благодаря суфражисткам, женщины получили право работать наравне с мужчинами, голосовать и носить брюки, что еще несколькими годами ранее невозможно было себе представить. Пошли ли данные изменения на пользу обществу? Приверженцы теории традиционализма считают, что нет. Психологи, в свою очередь, говорят, что да. Почему правда на стороне вторых?

Когда мы говорим о «настоящем мужчине» или «настоящей женщине», то наделяем этот образ определенными качествами, которых у живого человека может не быть. Например, не каждая девушка отличается кротостью нрава или усидчивостью, равно как и не каждый молодой человек проявляет отвагу. Такие люди, столкнувшись со стереотипным мышлением общества, могут чувствовать себя неправильными или ущербными. Для примера: редкая женщина, работающая на физически сложной и опасной работе, не сталкивается с обвинениями и насмешками, типа «не женское это дело», что заставляет ее сомневаться или даже скрывать свой выбор.

Из чего следует, что немаловажная проблема гендера, регулярно поднимаемая в социолингвистических исследованиях — дискриминация по половому признаку или сексизм. В каких формах он проявляется?

  • предвзятость мышления;
  • пренебрежение и унижение представителей противоположного пола;
  • другие негативные проявления в адрес мужчин или женщин.

В разных странах проблема равенства полов находится на более высокой или более низкой ступени рассмотрения. Например, в Прибалтийских государствах, Германии и Австралии женщины занимают ведущие политические позиции. В более консервативных странах (США, Россия) политика считается преимущественно мужским занятием.

Гендерное насилие как апофеоз проблемы отношения полов

В идеале, проблема гендера, поднятая в новейшей философии, должна решаться мирным путем, но на практике это происходит по разному. Очень часто попытка продемонстрировать собственное превосходство по половому признаку предполагает насильственные действия. А ввиду того, что общество у нас патриархальное, в роли гендерного узурпатора обычно выступает мужчина. Яркие примеры гендерного насилия — лишение жены собственных финансов, восприятие ее исключительно в роли матери своих детей.

Кто решает все эти проблемы?

Изучением проблем гендера и пола занимаются две науки — гендерная психология и гендерная философия. Это достаточно молодые отрасли знания, которые развиваются так же быстро, как меняется окружающий мир. Уже сейчас, благодаря исследованиям, сделанным представителями этих течений, мы можем развеять множество гендерных стереотипов. И наконец-то перестать обращать внимание на анатомические особенности человека, а акцентироваться на его личностных характеристиках.

О других проблемах половой жизни можно почитать в статьях рубрики «Сексология».

ЖизньПерестать быть женщиной: Нужен ли гендер обществу будущего

Как отличить несогласие с гендерными стереотипами от идентичности

  • 2 июня
  • 13883
  • 36

«Поскольку в цирке бинарного гетеро-патриархального режима женщины получают либо роль красавицы, либо роль жертвы, а я не был и не чувствовал себя способным быть ни той, ни другой, я решил перестать быть женщиной». Это отрывок из отчёта для академии психоанализа «Я монстр, что говорит с вами», который написал небинарный трансмаскулинный философ Поль Б. Пресьядо. И если выйти за пределы образной гиперболизированной ткани манифеста Пресьядо, остаётся вопрос: можно ли на самом деле «решить перестать быть» женщиной или мужчиной? Где пролегает граница между неприятием гендерных стереотипов и трансгендерностью или небинарностью? И существует ли она вообще?

текст: Ева Цветкова,
врач-эндокринолог, ведущая
телеграм-канала «Эндоновости», небинарная персона

О чём мы говорим на самом деле, когда используем слово «гендер»

Гендер — это сравнительно новое понятие, которое в шестидесятые годы ввёл детский психиатр Джон Мани из Университета Джонса Хопкинса в США. Связь между ним и полом настолько сложна, что существуют два полностью противоположных подхода к определению гендера. Одни полагают, что гендер — это производное от биологических характеристик пола и что физиологические, гормональные и хромосомные различия позволяют провести чёткую грань между мужчинами и женщинами. Такой подход отражает представления о детерминированности, то есть предопределённости мужских и женских качеств: физической силы, особенностей мышления. Однако сегодня такой подход не выдерживает критики, потому что внутригрупповые различия всё равно выражены сильнее, чем межгрупповые. Так, Анна Тураева, абсолютная шестикратная чемпионка мира, десятикратная чемпионка Европы и рекордсменка мира по пауэрлифтингу, физически сильнее не только многих женщин, но и многих мужчин. Гениальность и изобретательницы технологии мобильной связи и Wi-Fi Хеди Ламарр, и физика Андрея Сахарова можно назвать выдающимися по отношению к любому человеку вне зависимости от его пола.

Читать еще:  Кофе и пиво влияют на участок ДНК, который связан с раком и старением

Обычный аргумент здесь звучит так: «Ну ведь сильных или гениальных женщин в истории намного меньше, чем мужчин». Здесь появляется второе определение гендера как проявление поведенческих привычек, ролей и ожиданий, которые свидетельствуют о различиях между мужчинами и женщинами в конкретном обществе. Естественным следствием существующих в обществе гендерных «границ» становится ситуация, при которой представители разных полов с разной частотой представлены в разных социальных группах. Если постоянно говорить девочке, что математика не для женщин, и вместо углублённых занятий по этому предмету водить её на курсы кройки и шитья, то очевидно, что математичек среди женщин будет меньше, чем среди тех, для кого были созданы хорошие условия для развития своего таланта в этой области. Если внушать мальчику, что танцы не мужское дело, и отправлять его в секцию бокса, то Нижинским он сможет стать лишь в одном случае из тысяч.

Сегодня известно, что физические и физиологические различия между полами не так однозначны, как принято думать в рамках дихотомического бинарного подхода — об этом, в частности, говорят работы учёных Энн Фаусто-Стерлинг и Корделии Файн. Гендерные стереотипы не следствие, а причина жёсткой детерминированности представлений о «мужском» и «женском» в обществе. Всё это приводит нас к тому, что гендер не устанавливается раз и навсегда биологией, а зависит от социальных, культурных и индивидуальных факторов.

Как менялись представления о гендере на протяжении истории

Большую часть истории человечество не понимало и не могло правильно оценить, насколько строение тела влияет на гендерное поведение и социальные роли. Со времён Древней Греции и до XVIII века женщины и мужчины понимались как один пол с небольшими вариациями: мужские гениталии находились снаружи, а женские — полностью зеркальные — внутри человеческого тела. При этом женское тело считалось таким же, как мужское, просто немного «недоразвитым». Эти представления укреплялись в сознании работами Аристотеля, Галена и Везалия. При этом подчинённое положение женщины в западной культуре объяснялось в рамках религиозного подхода.

После того как в XVIII веке научный подход пришёл на смену догматам веры, у привилегированного социального слоя — то есть мужчин — возникла потребность в ином объяснении своего доминирования. Многочисленные вскрытия показывали различия в строении мужского и женского тел, в том числе за пределами репродуктивной системы. Так произошёл переход к так называемой двуполой модели: женщина перестала быть «несовершенной версией мужчины» и стала «иной».

«С развитием „двуполой“ модели мужские и женские социальные роли стали рассматриваться как разные с точки зрения науки, так же, как раньше они считались таковыми внутри общественной и религиозной парадигмы», — пишет историк и сексолог Томас Лакер. При этом было сформулировано биологическое «обоснование» принадлежности мужчин к сфере разума и культуры, а женщин — к сфере эмоционального и дикой природы.

Свойственный «двуполой» модели акцент на биологических различиях между мужчиной и женщиной отчётливо прослеживается и в современных взглядах на гендер. Приверженцы этого подхода считают, что различия на гормональном уровне и в структуре мозга объясняют различия в гендерных поведении, восприятии и ролях. При этом наука всё чаще подвергает сомнению эту концепцию. В частности, было доказано, что оснований для нейросексизма — идеи о врождённых различиях мужского и женского мозга — не существует. Исследования Марка Либермана опровергли миф о большей разговорчивости женщин по сравнению с мужчинами, Корделии Файн — о сниженной способности мужского мозга к эмпатии. Робин Блюм провёл анализ существующих исследований с использованием функциональной магнитно-резонансной томографии и обнаружил, что в интерпретации результатов учёные руководствовались существующими стереотипами.

Женское тело считалось таким же, как мужское, просто немного «недоразвитым»

Чем теснее становятся клетки гендерных стереотипов — «бесправной феминности» и «токсичной маскулинности», которая отрицает эмоции и эмпатию, — тем больше людей выражает желание вырваться за их пределы. Учитывая то, что гендерные стереотипы в том жёстком виде, в котором они существуют в современном западном обществе, оказываются сравнительно новым изобретением, можем ли мы говорить о том, что небинарность — это доведённое до максимума желание выйти из ролевых границ?

Против этого предположения работает тот факт, что небинарные люди были всегда, в том числе там, где социально-общественное устройство отличалось и отличается от бинарной западной модели. Так, в индийской культуре община хиджра впервые упоминается в Рамаяне (около 300 г. до н. э.). Хиджра — термин в Юго-Восточной Азии, описывающий человека, которому при рождении был приписан мужской пол и который идентифицирует себя и живёт в женской социальной роли. Сообщество хиджра обозначает себя как «институализированную третью гендерную роль», в 2014 году они были юридически признаны в Индии в качестве третьего пола.

В культуре сапотеков, коренного народа Мексики, муше были традиционно признаны третьим полом. Муше при рождении присваивают мужской пол, они носят традиционно женскую одежду и макияж, занимаются традиционно женской работой. В некоторых полинезийских культурах (гавайская, таитянская) схожее место занимали маху. Маху — идентичность третьего пола, традиционно уважаемые в общине за способность сочетать в себе мужские и женские черты. Маху играли особую роль в жизни общества.

У многих коренных американских народов традиционно существовал целый спектр гендерных вариативностей, который они обозначают зонтичным термином «две души». Соплеменники почитали таких людей, и присутствие женской и мужской души в одном теле считалось благословением. К сожалению, в XX веке европейско-американское влияние нарушило эту традицию. Наконец, словом «катой» в Таиланде и Лаосе называют разные небинарные идентичности. Другие проявления гендерной вариативности засвидетельствованы в Китае, Иране, Индонезии, Японии, Непале, Южной Корее и Вьетнаме. При этом, конечно, понятие третьего гендера упрощает и демонстрирует достаточно колониальный взгляд на весь спектр гендерно-вариативных, в том числе религиозных и мистических, практик, существующих в культурах, отличных от западной. Наклеивая этот ярлык на существовавших и существующих небинарных, гендерно-вариативных, гендерно-флюидных, агендерных, квир-людей и других людей, которые не идентифицируют себя в рамках существующих терминов, мы стираем их идентичности. Однако всё это только доказывает, что общество устроено сложнее и бинарной системой его не описать.

В чём разница между неприятием гендерных стереотипов и небинарностью?

В первую очередь небинарность — это идентичность, самоопределение человека. «Небинарность — это переживание принадлежности к определённой группе (даже если вы единственный на данный момент воплощённый её представитель), поэтому определить небинарность внешний наблюдатель не сможет. О ней заявляет сама небинарная персона, если это входит в её планы», — подчёркивает Инга Грин, психолог, специалистка в области гендера и сексуальности.

Разницу между небинарностью и несоответствием бинарным стереотипам определить довольно трудно, как признаёт Инга, не существует какой-то эталонной небинарности, с которой можно было бы всех сравнивать. Сколько небинарных людей, столько и небинарностей, и эта позиция помогает избегать замкнутости бинарной системы. «Если бы мы могли чётко идентифицировать небинарность, то можно было бы выстроить новую гендерную систему, опирающуюся на конкретные критерии, и мы оказались бы в старой истории на новый лад. Небинарность — это попытка выхода за её пределы. Но для меня есть небольшая разница между „я женщина, но мне не подходят имеющиеся гендерные стереотипы и предписания“ и „мне не подходят имеющиеся гендерные стереотипы и предписания, связанные с гендером в моих документах, но и предписания другим гендерам мне тоже не совсем подходят. Я хочу определять себя самостоятельно, миксуя разные черты так, как мне сегодня подходит“».

Инга Грин рассказывает, что в её практике психолога ситуации, когда человек долго считал, что не вписывается в гендерные рамки, а потом идентифицировал себя как небинарного человека, не так уж редки. Осознанию себя как небинарного человека нередко предшествует период сильного дискомфорта: сталкиваясь с гендерными нормами, человек чувствует себя не соответствующим, «не таким». Обычно либо ему не подходят нормы, либо он — им. В какой-то момент он сталкивается с существованием небинарных людей или небинарности как явления и обнаруживает, что на этой территории ему комфортнее.

«Небинарность — это идентичность, — говорит Кристина (Крис) Покрытан, небинарный человек, подростковый гуманистический психолог и инклюзивный секс-педагог. — Для меня это и выбор, и, наверное, некий манифест, так же как неконформность и уход от стереотипов. Но помимо выбора и манифеста это ещё и глубокое комплексное понимание себя — как персоны, которая не вписывается». Кристина отмечает, что про свою гендерную идентичность стал задумываться ближе к тридцати, просто не находила для себя достаточной опоры, чтобы в это погрузиться. «Для меня небинарность — ощущение себя вне всех рамок, предлагаемых обществом, ощущение себя абсолютно чуждым. Это как в песне Radiohead „What the Hell am I doing here?!“»

Небинарный человек, руководитель «Центра Т» Ян Дворкин говорит, что для него небинарность — когда нельзя произнести внутри однозначно «я мужчина» или «я женщина». Произнести так, чтобы при этом было комфортно и спокойно. «Я пробую на вкус эти фразы и смотрю, как они мне. Нет, они мне не подходят, нет с ними согласия. Я определяю себя иначе, и тогда я небинарная персона. А гендерная неконформность — это когда я внутри, например, идентифицирую себя как женщину и мне хорошо с этим, но то, какая я женщина, не укладывается в привычные стереотипы социума. Я могу быть, например, лысой женщиной или иметь бороду, но я не перестаю от этого ощущать себя женщиной», — резюмирует Ян.

Мы все станем небинарными?

Вокруг гендера строится фундаментальная часть наших убеждений и культуры, с помощью гендера мы категоризируем друг друга. Поэтому неудивительно, что в меняющемся мире люди могут испытывать «гендерную панику» — страх перед неопределённостью и происходящими переменами.

Инга Грин говорит об относительной радикализации процесса: на одном полюсе находятся консервативные сообщества, в которых гендерная система выражена очень сильно (а отхождение от неё ставит под угрозу жизнь и здоровье), а на другом — либеральные сообщества, в которых гендерное самовыражение становится предметом свободного творчества и поддерживается окружающими. Этот процесс, по мнению Инги, высвечивает сильнейший кризис гендерной системы как таковой.

При этом, конечно, о небинарном будущем никакой речи сейчас не идёт. «По своей специфике работы я отмечаю, что в ряде стран происходит консервативный откат, который выражается в нападках на права женщин, трансгендерных и небинарных людей, — рассказывает небинарный, пансексуальный и полиаморный человек, он/его, информационный координатор «Транс*Коалиции на постсоветском пространстве», координатор питерской небинарной инициативы «СНеГ» Лиам Ривкин. — Правительства боятся слова „гендер“, воротят нос от Стамбульской конвенции. Но я думаю, что это временно. Небинарные люди уже признаются в некоторых странах на законодательном уровне. Разве мы могли слышать о таком пятьдесят лет назад?»

Что не так с гендерной теорией?

В словарях утверждается, что гендер — это «социальный пол», некий набор культурных стереотипов о том, кто такой мужчина и кто такая женщина. На первый взгляд все логично, пока мы не начинаем смотреть на поведение наших ближайших родственников приматов, поведение и отношения друг с другом которых мало чем отличается от поведения самих людей.

Все это, конечно же, можно объявить совпадением, забыть о том, что люди это животные и с приматами у нас близкое родство. Что ж, так и сделаем и посмотрим на внутреннюю непротиворечивость самой теории о гендерах.

Слабое звено здесь трансгендеры, люди у которых «несовпадение гендерной идентичности с зарегистрированным при рождении полом». То есть, расшифровывая это получаем: люди у которых не совпадение культурных стереотипов о поле и самого пола. Если вы считаете, что это бессмысленный набор слов, то не спешите упрекать себя в тупости, поскольку так оно и есть.

Каким образом у человека стереотипы могут не совпадать с неким объектом, полом в данном случае? Только если социализация человека происходила как-то по иному, чем у тех, у кого эти стереотипы совпадают. Ну к примеру, житель Европы скорее всего ассоциирует собаку как «друга человека», а вот житель исламских стран с «нечистым животным». То есть, все дело в воспитании, грубо говоря.

Однако не все так просто, когда заходит речь о трансгендерах, то незаметно происходит подмена понятий, поскольку, трансгендеры — это люди, которые не удовлетворены своим полом, а не гендером, поскольку, как мы помним, гендер набор культурных стереотипов. Трансгендеры же идут на смену именно пола, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Является ли это психическим отклонением? В 2016 году трансгендерность исключили из психических заболеваний (что было больше политическим жестом). Но, скорее всего, каждый случай следует рассматривать отдельно.

Мужественные женщины, руководители компаний и женственные мужчины, растящие детей, уже в строгом смысле не совпадают с т.н. «гендерными ролями», как их описывают деятели «гендерной науки», однако они не обязательно желают поменять набор половых органов. Следовательно, если «гендер» обозначает исключительно набор культурных стереотипов, то термин «трансгендер» технически не корректен, если мы говорим о людях желающих сменить себе пол.

Само желание сменить пол не является психическим отклонением, все зависит от причин такого желания.

Изучая вопрос на различных ресурсах посвященных трансгендерам, можно встретить много историй о том, как люди, часто из самого детства, чувствовали что с их телом что-то не так, что у них есть лишние или недостающие части.

Однако пол — внешний признак по отношению к психике. Невозможно «чувствовать», что у тебя другой цвет глаз или что твой цвет кожи должен быть иным.

Поклонники гендерной науки отрицают у человека инстинкты, по их мнению все зависит от среды. Но когда разговор заходит о трансгендерности или сексуальной ориентации, то «теория чистого листа» благополучно забывается и утверждается, что можно родиться с иной сексуальной ориентацией или иным гендером.

Если гендер — это всего лишь набор культурных стереотипов, то как с ними можно родиться? Это пожалуй, самое большое внутреннее противоречие.

СЛЕДСТВИЯ И ПРОТИВОРЕЧИЯ

Если гендер это некая биологически обусловленная программа в психике, которая не зависит от воспитания, то гендерная теория опровергает «теорию чистого листа», и человек уже рождается с определенными предустановленными программами личности. Но в этом случае всякое гендерное равенство терпит крах, как и сам феминизм в целом, поскольку гендер оказывается биологически и эволюционно фиксированным. Гендерная теория оказывается внутреннее несогласованной, поскольку именно гендер, как набор биологически наследуемых психических характеристик формирует культуру, «патриархат» и все, что так ненавидят поборники равенства, а не наоборот.

И если обратиться к корпусу биологических наук, то окажется, что данный вариант соответствует наблюдаемым фактам: все т.н. гендерные стереотипы прекрасно согласуются с эволюционной психологией, с поведением приматов, с антропологией и теорией эволюции человека.

Однако, если все же гендер формируется культурой и является чисто системой стереотипов, которые вливаются в чистые умы новорожденных, то трансгендеры это люди у которых или же был сбой в социализации и воспитании, в результате которого они приобрели отвращение к своему телу, или же это люди с психическим отклонением, в результате которого они чувствуют, то что чувствами никак не может являться.

Читать еще:  Шта учинити да бисте били спасени и наследили вечни живот?

Нельзя чувствовать себя мужчиной будучи женщиной, поскольку «мужчина» — это набор биологических, внешних по отношению к психике, характеристик. Первичные и вторичные половые признаки, цвет кожи, разрез глаз и т.д. чувствами не являются. Человек, утверждающий что его разрез глаз и цвет кожи не соответствует некоему внутреннему ощущению – образу себя или лжет, или страдает психическим расстройством. Половые органы, грудь, матка, яйцеклетки и сперматозоиды уж точно не социальные конструкты и наборы стереотипов.

Также не совсем ясно, каким образом трансгендеры решили, что их паранормальное «чувство гендера» — это то, что обычно «чувствуют» люди противоположного пола? Каким образом женщина, утверждающая, что она ощущает себя мужчиной поняла, что то же самое ощущение испытывают все прочие мужчины?

Собственно, второй вариант, противоречащий биологии и базирующейся на опровергнутой эволюционной и нейро-психологией «теории новорожденного человека как чистого листа», «tabula rasa» оказывается также и внутренне не согласованным.

А что делают в науке с теориями которые не только противоречат фактам, но и являются внутренне противоречивыми? Верно: выбрасывают на помойку.

ИСТОРИЯ

Так следовало бы поступить с гендерной теорией и с квир-теорией. Если вкратце, то эти т.н. «теории» утверждают, что можно ощущать себя не только мужчиной или женщиной, но и чем-то особенным. И что гендеров не два, а бесконечное множество. Гендер — это спектр.

Как подобный бред может существовать в науке и преподаваться в университетах? Благодаря политике и давлению политического активизма. Левые чрезвычайно любят манипулировать наукой.

Ранее наука о человеке тормозилась влиянием христианства, утверждавшем, что душа человека не зависит от материального мира, а исключительно от духовного, что социальное неравенство порождается грешностью общества, но после Страшного Суда все в Царствии Божьем вновь будут равны, как и в Эдеме.

Возникший позже марксизм повторяет те же христианские идеи, что разум человека от биологии никак не зависит, и все неравенство есть результат социально-экономического уклада. На этом поприще до сих пор жива «теория чистого листа» и глубокие убеждения, что инстинктов у человека нет. И наука о человеке продолжает тормозиться уже по политическим и идеологическим мотивам.

Революция, то бишь, спасение человечества, должна произойти, по мнению марксистом как в экономическом, так и в социально-культурном русле. В первом случае, это борьба с капитализмом, через усиление государственного контроля над рынком, во втором — политкорректность, на базе которой и прорастают псевдонаучные теории, такие как гендерная.

Теодор Адорно, один из основоположников марксистской Франкфуртской школы, выпустил в 1950 году книгу под названием «Авторитарная личность», которая оказала значительное влияние на американских психологов и социологов. В книге он приводит идею, что наличие в обществе христианства и патриархальной семьи создают предпосылки к расовым предрассудкам и немецкому фашизму.

К слову стоит сказать, что психология в те времена не была наукой, а скорее разделом философии, не соответствовавшим базовым научным принципам. Многие марксисты основывали свои работы на идеях Фрейда. Эрих Фромм и Абрахам Маслоу, в свою очередь, открыто им, марксистам, симпатизировали.

Такие работы Фромма, как «Бегство от свободы», «Догмат о Христе» легли в основу «Критической теории», о которой мы писали ранее. В них, как и в постулатах самой «теории» утверждается необходимость демонтажа европейской культуры, с ее традициями, религией и семьей.

Герберт Маркузе, наиболее известный представитель данного движения, в своей книге “Эссе об освобождении” писал, что необходимо снять все табу, провести лингвистический протест с переворачиванием значений (бодипозитив, фет-шейминг, лукизм, трансгендеры, цисгендеры, и прочие термины берут свое начало из этой идеи).

Бетти Фридан, феминистка, в своих трудах ссылавшаяся на вышеперечисленных персон и их труды по сути стала основоположником «гендерной революции». Сама же гендерная теория развивается благодаря феминистическому движению.

Наиболее маргинальные социальные элементы должны были стать восставшим пролетариатом будущей культурной марксистской революции. Поэтому марксисты стараются включить в политический протест наиболее маргинальные группы личностей.

В начале это были носители иных социальных ориентаций. Далее включились «чувствующие иной гендер» психопаты и люди с плохим воспитанием. Образовалось полностью политизированное движение ЛГБТ, которое во всех государствах поддерживает только наиболее левые партии.

Но, геи, бисексуалы и лесбиянки включились в капиталистическую иерархическую систему найдя свое достойное место под солнцем. Демонтажа не произошло. Теперь ЛГБТ расширяется квирами и даже аутистами, превращаясь в ЛГБТКА (LGBTQA).

Цель все та же, как и столетие назад: разорвать общество на противоборствующие классы угнетаемых и угнетателей. Объявить капитализм, как социо-экономическое явлением, корнем всех бед и вызвать всех на борьбу с ним.

Как бы там ни было, представителей ЛГБТКА+ всегда меньшинство, поэтому для марксистов выходом является продвижение феминизма в массы, чтобы разобщить на два противоборствующих класса большинство. Ведь в современном западном мире феминизм является ничем иным как движением за ущемлением прав мужчин.

Интерсекциональный феминизм — авангард марксистов, поскольку это движение, призванное объединить всех «новых пролетариев», всех угнетенных: геев, женщин, расовые меньшинства, психически больных и прочих против класса “новой буржуазии”: белых гетеросексуальных цисгендерных (не трансгендерных) мужчин. На всех политических мероприятиях данные категории граждан выступают против капитализм, общества потребления и прочих ветряных мельниц.

ПРИЧИНЫ

Также как и раньше, марксизм обращается к наименее успешным в обществе людям и берет их под свое крыло. Они становятся носителями новой системы ценностей. Таким же образом распространялось и христианство, разрушившее в последствии Античную культуру.

Марксизм решил бороться с христианством в том числе, однако превратился в его брата-близнеца, с теми же методами и в основном, теми же ценностями. Также как и христианство, современный марксизм призывает осуждать и наказывать даже за мировоззрение. Не дай господь коммунистический бог, человек в западном обществе выскажется открыто против ЛГБТКА или феминизма. Это грозит ему потерей рабочего места.

Не может не смешить ситуация с борьбой феминисток против женской сексуальности. Христианами это называется грех прелюбодеяния, а феминистки зовут это «объективацией».

Но, как уже было до этого рабочие-пролетарии под крылом капитализма смогли занять свое достойное место в экономической иерархии, что погубило быстро растущую социалистическую опухоль. Сегодня же геи, лесбиянки, трансгендеры и прочие бывшее ранее маргинальными личности таким же образом добиваются успеха в капиталистической системе и Революция 2.0 снова начинает терпеть крах.

Женщины отказываются от феминизма. В США во время последних президентских выборов сформировалось движение геев-консерваторов (по понятным причинам — в экономическом смысле) за Трампа, новое подрастающее поколение (generation Z) более консервативное, чем их родители, имеются публичные персоны и геи, и трансгендеры, поддерживающие капитализм и старый экономический уклад.

Судя по всему, марксизм проиграет и на поприще культурной борьбы, как он в свое время проиграл на поприще борьбы экономической.

Чем пол отличается от гендера?

Объясните, пожалуйста, с медицинской точки зрения, что такое гендер и чем он отличается от пола.

Почему, если мужчина называет себя женщиной, а женщина — мужчиной, это не считается психическим расстройством, а если человек называет себя Наполеоном, Мерилин Монро или боевым вертолетиком, то считается?

Почему в одном случае общество хочет дать больше прав и свобод — например, позволить мужчинам, которые ощущают себя женщинами, принимать участие в женских соревнованиях, ходить в женский туалет и так далее, — а в другом стремится изолировать от себя?

Где проходит грань между самоопределением и психическим расстройством?

Ваш вопрос можно разбить на три части:

  1. Чем пол отличается от гендера?
  2. Зачем вообще потребовалось вводить понятие «гендер»?
  3. Где проходит грань между восприятием пола и психическими расстройствами?

Разберу все по порядку.

Чем пол отличается от гендера

Пол — это биологические различия между мужчинами и женщинами, которые определяются при рождении и говорят о том, какую репродуктивную функцию человек сможет реализовать, когда вырастет.

Что такое пол — рамочная программа Юнеско по внедрению гендерного подхода

У представителей нашего вида пол в течение жизни не меняется. А вот у животных бывает по-разному . Например, стаю рыб-клоунов всегда возглавляет самка. Когда она умирает, доминирующий самец меняет пол и занимает ее место.

Рыбы-клоуны меняют пол — пресс-релиз Института Бекмана при Иллинойсском университете

Гендер. Разные группы исследователей приписывают понятию гендер немного разное значение. Но я предлагаю придерживаться определения, рекомендованного Всемирной организацией здравоохранения. ВОЗ считает, что гендер — это социальные характеристики мужчин и женщин. То есть поведение и роли, которые представители разных полов играют в обществе.

Поскольку гендер — социальная конструкция, нормы, связанные с этим понятием, могут меняться не только от общества к обществу, но и трансформироваться в рамках одного и того же общества или государства.

Например, до 1917 года женщины в Российской империи были почти вычеркнуты из социальной жизни. За редким исключением их делом была семья и дом. Именно так женщину и воспринимали — как человека, предназначенного для ведения домашнего хозяйства, рождения и воспитания детей.

Неравноправное положение женщин в Российской империи — материалы Третьей международной научной конференции «История и археология» в Санкт-Петербурге

Но после 1917 года отношение к женщинам изменилось. Молодое государство нуждалось в рабочих и социально активных гражданах, поэтому женщины получили возможность вступать в большевистскую партию и работать, например, на заводах.

От женщин стали ожидать, что они будут не только матерями и хранительницами очага, но и производственными единицами с четко закрепленными социальными обязанностями. Например, они должны были наравне с мужчинами участвовать в партийной работе. Благодаря тому, что в стране изменились социальные условия, всего за несколько лет отношение к представительницам одного и того же гендера тоже очень сильно поменялось.

Таким образом, пол — это анатомическая данность, с которой человек рождается. А гендер — то, как люди, рожденные мужчинами и женщинами, чувствуют, ведут себя и воспринимаются другими людьми в обществе.

Как победить выгорание

Зачем потребовалось вводить понятие гендера

Если бы пол всегда совпадал с гендером — то есть человек, рожденный мужчиной или женщиной, всегда чувствовал бы себя и воспринимался бы другими людьми как мужчина или женщина, — понятие гендера было бы лишним.

Но ученые изучают не отдельные группы людей, а человечество в целом. Оказалось, что даже биологическое деление людей на мужчин и женщин — это не нерушимая биологическая константа, а только два из нескольких возможных направлений, по которым может развиваться человеческое существо. Когда исследователи убедились, что самоощущение человека объективно может не совпадать с его внешним видом, обходиться без понятия «гендер» стало невозможно.

Чтобы понять, какие еще анатомические варианты, кроме мужчин и женщин, возможны, скажу пару слов о том, как люди приобретают половые различия.

На ранних этапах развития у эмбриона еще нет пола. Родится человек мужчиной или женщиной, определяют гены, которые отвечают за половое развитие. Они включаются через некоторое время после зачатия. Эти гены находятся на половых хромосомах: у мужчин это хромосомы XY, у женщин — XX.

В Y-хромосоме есть ген SRY, который отвечает за образование семенников у эмбриона. Если этот ген есть и работает, то у человека развиваются мужские гениталии. Примерно на седьмой-восьмой неделе беременности мужские гениталии начинают вырабатывать половой гормон тестостерон, который завершает превращение эмбриона в мужчину.

Информационный бюллетень по Y-хромосоме — Национальный институт исследований человеческого генома

Если гена SRY нет, у эмбриона развиваются женские гениталии. Поскольку человеческий организм по умолчанию развивается как женский, чтобы превратиться в женщину, подвергаться внутриутробному воздействию эстрогенов эмбриону не нужно.

Но иногда развитие эмбриона отклоняется от стандарта. Скажем, если ген SRY есть, но не работает из-за мутации, то эмбрион будет развиваться по женскому типу. В итоге человек с набором половых хромосом XY будет выглядеть, а зачастую и чувствовать себя женщиной. Получается, что хромосомный пол не совпадает с внешним видом и самоощущением человека, то есть с гендером.

Мутации в гене SRY — это не единственная причина, из-за которой может возникать несовпадение. По статистике, у одного из 1000—4500 малышей строение гениталий не соответствует хромосомному полу. Причин и вариантов такого несовпадения много.

Кто такие люди с атипичными гениталиями — международный справочник для врачей Uptodate

Например, у девочек с хромосомным набором XX и врожденной гиперплазией надпочечников — состоянием, из-за которого этот орган вырабатывает избыточное количество мужского гормона тестостерона, — наружные гениталии могут сформироваться неотличимыми от мужских. А у некоторых мальчиков с хромосомным набором XY, но с врожденной нечувствительностью к мужским половым гормонам гениталии могут сформироваться неотличимыми от женских.

Еще у некоторых людей гениталии получаются промежуточной формы, то есть их нельзя однозначно отнести ни к мужским, ни к женским. Людей с атипичными гениталиями иногда называют интерсексуальными.

Раньше интерсексуальным людям приписывали тот пол, на представителей которого они были больше похожи в младенчестве. В середине 20 века интерсексуальность начали корректировать хирургическим путем, чтобы строение гениталий лучше соответствовало полу, который определили при рождении.

Через некоторое время от этой практики отказались почти во всем мире. Проблема в том, что врачи, которые принимали решение об операции, часто неправильно угадывали пол интерсексуальных детей. В итоге человек, которого превратили в анатомическую женщину, со временем мог понять, что он мужчина. И наоборот. Несмотря на психологическую помощь, адаптироваться к полу, приписанному при рождении, ошибочно прооперированные интерсексуальные люди так и не смогли.

То есть снова оказалось, что такая вроде бы очевидная биологическая константа, как пол, у интерсексуальных людей запросто могла не совпасть с самоощущением, то есть с гендером.

Трагедия интерсексуальных людей показала, что биологическое разделение на два пола по внешнему виду гениталий работает далеко не всегда. Но дальнейшие исследования выяснили еще больше: для того чтобы пол не совпал с гендерным самоощущением, не обязательно рождаться интерсексуальным человеком. Судя по имеющимся данным, есть множество куда менее очевидных причин, из-за которых здоровые люди с мужскими гениталиями могут чувствовать себя женщинами, и наоборот.

На рубеже 20 и 21 веков появилось много исследований по проблеме восприятия человеком собственного пола. Они показали, что мужественный мужчина и женственная женщина — не абсолютная норма, а скорее две часто встречающиеся крайности. Между этими двумя состояниями находится множество людей, чьи тела и сознание сочетают характеристики того или иного пола и гендера в разных пропорциях. Чтобы говорить об этом многообразии, пришлось изобрести новую терминологию, которая вышла за рамки привычных половых характеристик.

Какими словами ученые описывают восприятие пола

Понятия «пол» оказалось недостаточно, чтобы описать то, как человек выглядит, чувствует и ведет себя в обществе. А понятие «гендер» слишком общее и широкое. Поэтому исследователи разработали несколько более узких терминов.

Основы гендерной терминологии — Справочник по гендерной терминологии GLAAD MediaPDF, 774 КБ

Гендерная идентичность — внутренне, глубоко укоренившееся чувство пола человека. О своей гендерной идентичности человек может никому не рассказывать, но переделать свое самоощущение в соответствии с ожиданиями социума он тоже не в силах. У большинства людей гендерная идентичность соответствует полу, с которым человек родился, — их называют цисгендерными людьми.

Читать еще:  Нужна ли моногамия в современном мире?

У трансгендерных людей половое самоощущение с врожденным полом не совпадает. А у некоторых людей гендерная идентичность выходит за рамки мужского и женского пола — такие люди не ощущают себя ни мужчинами, ни женщинами. Их называют небинарными персонами.

Гендерное выражение — внешние проявления пола, которые демонстрирует конкретный человек. Это выражается через то, как люди подают себя в обществе, то есть через имена, на которые они откликаются и которыми предпочитают себя называть, и местоимения, с помощью которых они о себе говорят. А еще через то, как люди стремятся выглядеть: через одежду, прическу, поведение, голос и тому подобное. Общество идентифицирует эти сигналы как мужские или женские и относится к людям соответственно.

Люди могут быть гендерно конформными, то есть вести себя так, как мы ждем от мужчин или женщин. А могут быть гендерно неконформными, то есть разрушать стереотипы.

При этом ни гендерная идентичность, ни гендерное выражение не связаны с сексуальной ориентацией — влечением к людям своего или противоположного пола. Цисгендерный человек может быть и гетеросексуальным, и асексуальным, и геем, и бисексуалом — точно так же, как трансгендерный или небинарный.

Пол мозга — учебник Оксфордского университета

Где проходит граница между гендерной идентичностью и психическими расстройствами

В России врачи обязаны придерживаться Международной классификации болезней десятого пересмотра, или МКБ-10 , которую разработала ВОЗ в конце прошлого века. МКБ-10 относит состояния, связанные с нестандартной гендерной идентичностью, к психическим заболеваниям и состояниям.

МКБ-10 — классификация ВОЗ десятого пересмотра

Однако в Международной классификации болезней одиннадцатого пересмотра, которую обновили в 2019 году и на которую страны — члены ВОЗ планируют перейти к 1 января 2022 года, трансгендерность вынесли в отдельный раздел. Он не относится к психиатрии. Об этом просили правительства нескольких государств — членов ВОЗ и парламент Евросоюза, потому что такой диагноз приводит к стигматизации трансгендерных людей и нарушениям прав человека. Но дело не только в этом.

МКБ-11 — классификация ВОЗ одиннадцатого пересмотра

Когда человек считает себя боевой техникой или давно умершей знаменитостью, врачи говорят о психозе — состоянии, при котором человек не может отличить реальное от воображаемого и утрачивает контакт с действительностью. Симптомы психоза включают бред, то есть ложные убеждения, и галлюцинации, когда человек видит или слышит что-то , что не видят и не слышат другие люди. Психоз мешает нормальной жизни: иногда, чтобы помочь пациенту и обезопасить окружающих, человека приходится госпитализировать.

Что такое психоз — Национальный институт психического здоровья США

Но трансгендерные люди не страдают от нарушений психики, которые мешают им функционировать в обществе: учиться, работать, заводить семью. Галлюцинаций и бреда у них нет. Страдания трансгендерных людей больше связаны с социальным неприятием и насилием, которому они подвергаются из-за отличий от общепринятой нормы, чем с трансгендерной идентичностью как таковой. Если рассматривать их личность независимо от трансгендерности, разницы со здоровыми цисгендерными людьми не будет.

Психозы характерны для нескольких тяжелых расстройств психики, например шизофрении. Такие болезни нужно контролировать всю жизнь. А после адаптации в желаемом гендере многие трансгендерные люди перестают ощущать, что их пол не соответствует внешнему виду, и страдать от этого. Не всем для этого нужно менять свое тело при помощи гормонотерапии и хирургических операций. Некоторым достаточно совершить социальный переход, то есть пересмотреть одежду и прическу и объяснить друзьям, в каком роде к ним обращаться и каким именем называть.

Другими словами, чтобы помочь людям с психическими расстройствами чувствовать себя лучше и адаптироваться к жизни в обществе, нужны консультации психиатра и психолога. А также лекарства, которые влияют на психику, — иногда в пожизненном режиме. Человеку же с нарушением гендерной идентичности достаточно совершить трансгендерный переход — полный или частичный — и спокойно жить дальше в полной гармонии со своим самоощущением.

Если взглянуть на вещи с этой позиции, грань между психическим расстройством с психозом и трансгендерностью очевидна. Изменения, которые внесли в МКБ-11 , обоснованы с научной точки зрения.

Бывают ли психические расстройства, похожие на трансгендерность

Трансгендерность можно перепутать с расстройством психики, при котором человек не принимает некоторые особенности своего тела, кажущиеся другим совершенно нормальными, и стремится изменить свой организм с помощью косметологических и хирургических процедур. Это называется телесным дисморфическим расстройством, или дисморфофобией.

Страдающий от дисморфофобии человек может так сильно переживать, например, из-за формы своего носа, что будет снова и снова ложиться на операцию, чтобы сделать его красивым. При этом результат ему никогда не понравится, даже если в итоге хирург создаст самый совершенный нос на планете.

Трансгендерные люди со стороны тоже выглядят полностью здоровыми. Так что их стремление сделать свое вполне нормальное тело похожим на тело представителя другого пола может показаться необоснованным. Но это не одно и то же.

В отличие от людей с дисморфическим расстройством трансгендеры не стремятся изменить не связанные с полом черты и чувствуют сильное облегчение после того, как приводят свое тело в соответствие с самоощущением. Попытки при помощи психотерапии или лекарств адаптировать трансгендерных людей к тому полу, в котором они родились, не работают и даже могут быть опасны для их физического и психического здоровья.

Людям, страдающим от дисморфофобии, никакие процедуры не помогают. А вот правильно подобранная психотерапия и лекарственные препараты, как правило, дают возможность вернуться к нормальной жизни.

Ответить еще на один ваш вопрос — о том, почему одни общества дают людям, которые отличаются от большинства, больше прав и свобод, а другие меньше, — я не смогу. Этот вопрос не относится к сфере биологии и медицины, и для ответа мне не хватает профессиональной подготовки.

Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т⁠—⁠Ж отвечают

Гендер

Социологи используют два разных термина для обозначения биологических и социально сконструированных различий — это пол и гендер. Хотя оба они связаны с различиями между мужчинами и женщинами, понятия пола и гендера имеют разные коннотации. Пол относится к различиям и биологическим, и анатомическим, и физиологическим, и хромосомным характеристикам людей, которые определяют их как мужчин или женщин.

Они являются характеристиками, с которыми человек рождается, и они универсальны, то есть являются общими для всех обществ и культур, и они неизменны.

Гендер — это набор идей, убеждений и социальных принадлежностей, которые строятся в каждой культуре и в каждый исторический момент на основе половых различий. И его черты формировались на протяжении всей истории общественных отношений.

Гендер — что это

Гендерный подход или перспектива рассматривают различные возможности, которые есть у мужчин и женщин, взаимосвязь между ними и различные роли, которые им отводятся в обществе. Гендерные отношения определяют различные способы доступа к услугам здравоохранения, особенно в области сексуального и репродуктивного здоровья.

В антропологии гендер определяется как культурно-историческая интерпретация, которую каждое общество разрабатывает вокруг половой дифференциации. Эта интерпретация порождает набор социальных представлений, практик, дискурсов, норм, ценностей и отношений, которые придают смысл поведению людей в зависимости от их пола.

В психологии гендер определяется как процесс, посредством которого биологически разные люди становятся женщинами и мужчинами за счет приобретения атрибутов, которые каждое общество определяет как характеристики женственности и мужественности. В этом смысле гендер — это психосоциальная конструкция женского и мужского начала.

Что такое гендерные различия с психологической точки зрения? Это категории, в которых сформулированы три основных элемента:

С другой стороны, гендер был концептуализирован как структурирующий элемент набора социальных отношений — гендерных отношений, которые определяют взаимодействия людей как половых партнеров. Гендерные отношения социально сконструированы и, следовательно, поддаются трансформации. Они не происходят из биологии и не обязательно гармоничны, напротив, они могут противоречить друг другу.

Гендерная роль

Гендерные роли — это поведение, которое воспринимается в обществе как подходящее для каждого пола.

Гендерные роли в обществе определяют, как мы должны действовать, говорить, одеваться, ухаживать за другими людьми или партнерами и вести себя в зависимости от того, какой у нас пол. Например, от женщин и девочек ожидается, что они будут одеваться женственно, будут вежливыми, любезными и с материнскими склонностями. В свою очередь, ожидается, что мужчины будут сильными, агрессивными и бесстрашными.

В обоих случаях это социальная конструкция, правила, устанавливаемые контекстом, в котором живет каждый человек. Таким образом, поведение, которое считается подходящим для женского пола, может варьироваться от одной культуры к другой и от одного раза к разу. Это происходит потому, что в каждом обществе, этнической группе и культуре есть ожидания относительно гендерных ролей.

В свою очередь, гендерные роли постоянно меняются и развиваются в тандеме с другими социальными нормами. Таким образом, 70 лет назад в Европе женщинам было предосудительно носить брюки или было удивительно, что мужчина посвятил себя работе по дому. Сегодня оба поведения нормализованы, поскольку общество добилось прогресса с точки зрения гендерного равенства.

Гендерная идентичность

Гендерная идентичность — это то, как мы себя чувствуем и как выражаем эти чувства. Одежда, внешний вид и поведение — это способы выражения гендерной идентичности.

Большинство людей чувствуют себя мужчинами или женщинами. Некоторые люди чувствуют себя мужественными женщинами или женственными мужчинами. Эти люди могут считать себя гендерными вариантами. А некоторые люди не чувствуют себя ни мужчинами, ни женщинами – эти люди могут считать себя «межгендерными» или «гендерно изменчивыми». Представление о собственной гендерной идентичности начинает складываться в 2–3 года.

У некоторых людей пол и гендерная идентичность совпадают или связаны. Этих людей называют «цисгендерами». Другие люди считают, что назначенный им пол отличается от пола их идентичности (например, назначенный им пол — женский, но их гендерная идентичность — мужская). Этих людей называют «трансгендерами» или «трансами». Но не все трансгендеры имеют одинаковую идентичность.

История появления понятия

В качестве категории анализа понятие «гендер» было впервые использовано в социальных науках в 1955 году, когда антрополог Джон Мани предложил термин «гендерная роль» и «гендерная идентичность» для описания поведения, социально приписываемого мужчинам и женщинам.

В 1968 году психолог Роберт Столлер определил эту «гендерную идентичность», которая определяется не биологическим полом, а тем фактом, что с рождения приобрели опыт, обряды и обычаи, модель поведения, приписываемые каждому полу.

В 70-е годы англо-саксонский феминизм продвигал использование этой концепции, чтобы подчеркнуть неравенство между мужчинами и женщинами, которое является социально сконструированным, а не биологическим.

Следовательно, различие между половой дифференциацией, определяемой хромосомным, гонадным, гормональным, анатомическим и физиологическим полом людей и интерпретациями, которые делает это каждое общество, позволяет лучше понять социальную реальность. Это также показывает, что человеческие характеристики, считающиеся женскими или мужскими, приобретаются в ходе сложного индивидуального и социального процесса.

В 1980-х годах термин «гендер» начал использоваться в различных дисциплинах социальных наук, потому что он оказался полезной категорией для более точного разграничения: как разница (биологическая) становится неравенством (экономическим, социальным и политическим) между женщинами и мужчинами, размещая детерминанты неравенства полов на символической, культурной и исторической основе.

Гендерные роли и гендерные стереотипы

Все больше в обществе и культуре происходят изменения. А значит и то, что считается мужским и женским тоже меняется. Сегодня во всех обществах мы видим, что женщины больше не привязаны к дому, а, скорее, выходят в общественное пространство, имеют высокооплачиваемую работу и участвуют в производительных задачах.

А мужчины участвуют в репродуктивных задачах и берут на себя обязанности по дому и по уходу за детьми, пожилыми и больными родственниками. Мужчины меняются и участвуют в домашних делах и заботах.

Эта ситуация положительна, поскольку ведет к гендерному равенству. По данным ООН, считается, что если бы все мужчины участвовали в уходе за больными, то войн было бы меньше.

В чем различия между гендерным признаком и половым признаком

Стоит различать между полом, гендером и гендерной идентичностью. Люди часто путают пол и гендер, гендерную идентичность. Но на самом деле это разные вещи.

Гендерные стереотипы

Гендерный стереотип — это общее мнение или предубеждение относительно атрибутов или характеристик, которыми мужчины и женщины обладают или должны обладать, или социальных функций, которые оба выполняют или должны выполнять.

Гендерный стереотип вреден, когда он ограничивает способность мужчин и женщин развивать свои личные способности, делать профессиональную карьеру и принимать решения относительно своей жизни и жизненных проектов.

Классификация гендеров, отличительные особенности

Разнообразие присутствует во всех аспектах жизни, оно является генератором соглашений и разногласий, поскольку представляет собой один из основных текущих конфликтов в нашем обществе. Любой тип разнообразия: этническое, культурное или гендерная принадлежность предполагает такие ценности, как солидарность и уважение к различиям. Человек должен жить своей сексуальной ориентацией и гендерной идентичностью свободно и ответственно.

В настоящее время выделяют три основных типа гендерной идентичности:

Биполярная

Изначально биполярная идентичность предполагала жесткую дифференциацию гендерной идентичности по признаку пола (мужчины обладают исключительно маскулинными характеристиками, а женщины — фемининными).

В конце ХХ века концепция биполярной модели гендерной идентичности была пересмотрена. На данный момент предполагается, что мужчины и женщины не обязательно должны соответствовать традиционным поло-ролевым моделям и могут сочетать в своем поведении характеристики обоих полов.

Мультиполярная

Мультиполярная модель гендерной идентичности допускает существование нескольких вариантов гендерной идентичности в рамках одного пола.

Мультиполярная модель гендерной идентичности представлена 6 вариантами:

Андрогинная

Гендерная неоднозначность также известна как андрогинность.

Слово «андрогинность» происходит от греческого слова «andro» и означает мужчина — мужественность, а слово «gyne» означает женщина — женственность.

Таким образом, андрогинность, имея небинарную гендерную идентичность, означает наличие как мужских, так и женских характеристик. По мнению ученых — андрогин осуществил высшую мечту каждого человека: обладать обоими полами одновременно.

Всвязи с тем, что андрогинность относится к людям, которые не хотят, чтобы их видели/ идентифицировали по своему полу – могут иметь абсолютно любую внешность и сексуальную ориентацию.

По объекту влечения

Описывая устойчивое физическое, романтическое и/или эмоциональное влечение человека к другому человеку, что гендерная идентичность и сексуальная ориентация — это не одно и то же. Небинарные гендеры могут быть натуралами, лесбиянками, геями, бисексуалами или гомосексуалистами. Например, человек, который превращается из мужчины в женщину и которого привлекают исключительно мужчины, обычно идентифицирует себя как гетеросексуальную женщину.

Использование термина на современном этапе

Национальные правительства и общественные организации давно и плотно используют термин «гендер». Они разрабатывают ряд стратегий, инструментов и ресурсов, чтобы гарантировать, что их программы развития учитывают гендерное неравенство.

Эти стратегии включают учет гендерной проблематики в организации, проведение гендерного и полового анализа и гендерную оценку для определения воздействия программ, стратегий и законов.

Прогресс в реализации этих стратегий и, следовательно, в повышении осведомленности о гендерных вопросах и обеспечении гендерного равенства медленный. Причины этого включают отсутствие обязательств со стороны заинтересованных сторон и недостаточное выделение ресурсов.

Пробелы в сборе, обработке и представлении гендерно чувствительных данных также представляют собой серьезную проблему для эффективного гендерного анализа.

Хотя гендерные вопросы часто признаются важными и их четко отделяют от половых, государства и общественные организации часто уделяют им меньшее внимание, считая другие аспекты развития, такие как демократия, бедность или конфликты, более актуальными.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector