0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что приближает нас к погибели

Апостасия: что приближает конец света?

Приблизительное время чтения: 5 мин.

С точки зрения христианской философии истории то, что сильнее всего приближает конец мира, последнюю главную катастрофу человечества и окончательную неудачу мировой истории, – это апостасия, отпадение от веры. Можно сказать, что с духовной точки зрения все иные проблемы и вопросы – политические, экономические социальные, культурные, – производны и вторичны от этого, главного по сути вопроса мировой истории.

Вообще греческое слово ἀποστασία (apostasia) образовано от древнегреческого глагола ἀφίστημι (afistēmi) – отставлять в сторону, отводить, склонять к отпадению, уходить, отпадать, отделяться, и т.д. Первоначально в античной литературе у этого термина было скорее политическое значение. Оно означало отпадение от законного правителя, мятеж против него. Позже, в Септуагинте (перевод Ветхого Завета на греческий, который по преданию сделали семьдесят толковников) оно стало означать отпадение от Бога, например, у пророка Иеремии, который в частности такими словами передавал еврейскому народу Слово Господне:

«Накажет тебя нечестие твое, и отступничество твое обличит тебя; итак познай и размысли, как худо и горько то, что ты оставил Господа Бога твоего и страха Моего нет в тебе, говорит Господь Бог Саваоф» (Иер. 2. 19).

Слово «апостасия» встречается и в Новом Завете, где оно означает отпадение уже от христианской веры. Одно из мест, связанных с этим словом – знаменитый фрагмент из Второго Послания апостола Павла к Фессалоникийцам, где вводятся ключевые понятия христианской эсхатологии: отступление (апостасия), антихрист («человек греха, сын погибели»), тайна беззакония и «удерживающий» («катехон»):

Молим вас, братия, о пришествии Господа нашего Иисуса Христа и нашем собрании к Нему, не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов. Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога… И ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь» (2 Сол. 2–7).

Этот фрагмент многократно толковался в богословии, христианской философии истории и политической философии. Кто есть тот «удерживающий», κατέχων, который пока держит оборону от рвущегося в мир антихриста и временного торжества почти всеобщей апостасии? Некоторые отцы Церкви удерживающим считали Римскую империю. А вот что по этому поводу писал, например, святитель Феофан Затворник:

«Древние толковники Св. Писания силою, удерживающею явление антихриста, считали, между прочим, и Римское Царство…В наше время если можно давать какой-нибудь вес подобной мысли, то разве в том отношении, если под Римским Царством будем разуметь Царскую власть вообще. Царская власть, имея в своих руках способ удерживать движения народные и держась сама начал христианских, не попустит народу уклониться от них, будет сдерживать его.

А так как антихрист главным делом своим будет иметь отвлечение всех от Христа, то он и не явится, пока будет в силе Царская власть. Она не даст ему развернуться и помешает ему действовать в его духе. Вот это и есть удерживающее.

Когда же всюду заведут самоуправство, республики, демократию, коммунизм, – тогда антихристу откроется простор для действования. Сатане не трудно будет подготовлять голоса в пользу отречения от Христа, как это показал опыт во время французской революции прошедшего и нынешнего столетий. Некому будет сказать властное “veto” (не позволяю), а смиренного заявления веры и слушать не станут».

Так или иначе, но, на мой взгляд, «удерживающим» можно считать того или то, что или кто мешает разным странам и миру в целом объединиться под одной властью, чтобы уже ничто не могло препятствовать действию антихриста на Земле. Причем, как мне кажется, вопрос тут даже не упирается в собственно политическую власть. Если страны будут номинально сохранять свою независимость и суверенность, но везде будут одни и те же порядки – социальные, экономические, культурные и т.д., – то такой мир уже можно будет считать единым и потерявшим подлинное разнообразие. И действие из кого-то жуткого единого центра, распространяющего «тайну беззакония», уже не будет встречать на своем пути непереходимых барьеров.

Также очень интересно, как мне кажется, сопоставить цитировавшийся выше знаменитый фрагмент из Второго послания к Фессалоникийцам с одним и, пожалуй, не менее знаменитым фрагментом уже из Первого послания к верующим этого же города. Там тоже идет речь о конце времён, и апостол Павел говорит:

«О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия, ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью. Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность», тогда внезапно постигнет их пагуба, подобно как мука родами постигает имеющую во чреве, и не избегнут» (1 Фес. 5. 1–3).

То есть, получается, что последние времена и почти всеобщая апостасия будут наступать в условиях мирового благополучия, когда все будут жить в достатке и безопасности, пользуясь благами цивилизации. Вероятно, в каком-то смысле апостасия будет совершаться сама собой, в чём-то даже незаметно для многих людей. Ведь если жизнь благополучна и теперь все в порядке, кругом царит изобилие, то зачем вообще Бог? О Нём начнут (в принципе, давно уже начали) просто забывать, Он уже не нужен хорошо устроившемуся на Земле человечеству.

Конечно, это изобилие и благополучие будет только временной иллюзией. Ибо главное в человеческой истории – это ее духовное измерение и духовные устремления людей. А когда в процессе апостасии свое духовное первородство обменивают в процессе во многом незаметно совершающейся апостасии на «чечевичную похлебку» материального благополучия как главной цели и смысла жизни, тогда и наступит, как мне кажется, конец времен и Последний, Страшный Суд.

На заставке — извержение вулкана. Фрагмент фото flickr.com/34053291@N05

О других важных для христиан понятиях читайте в рубрике «Толковый словарь».

Сбываются пророчества древних и современных святых о последних временах

В настоящий исторический момент абсолютно всё, происходящее в мире, имеет причины духовные, а последствия — апокалиптические!

К сожалению, в наши дни не принято давать духовную оценку происходящим в обществе воистину апокалиптическим событиям и явлениям, которые уже считаются совершенно обыденными и само собой разумеющимися. Почти никто не задумывается о том, что эти феномены наносят колоссальный вред душам человеческим и имеют под собой мистическую основу.
Забывают люди и о том, что диавол — это не абстрактное зло, а реальное духовное существо — падший херувим, родоначальник гордыни, восставший на Самого Бога и низверженный с Небес вместе с поддержавшими его ангелами, превратившимися в мрачных демонов. Войско врага спасения весьма многочисленно. Мириады злых духов, отпавших от Бога, не зная сна и отдыха, ведут непрерывную борьбу со светом и добром, стараются насадить на земле ад. В этом содействуют им человекоорудия диавола — люди мира сего, исполняющие волю лукавого человекоубийцы в нарушение всесвятой воли Божией. Сатана и его пособники всеми силами стараются отвести мысли людей от Бога и это им удаётся. Они повсеместно возбуждают в людях самые низменные, животные инстинкты. В бой идут всё новые полчища демонов, вызывающих кипение страстей, увлекающих и незаметно подталкивающих поклонников мира сего на путь погибели. Жители преисподней вселяются в тела человеческие, порабощают души несчастных и заставляют их творить самые непотребные вещи.
В наши дни демоноподобные человеки стали явлением совершенно обыденным. Недаром святые отцы предупреждали, что в последние времена все тёмные силы, все духи злобы поднебесной выйдут из мрачной утробы ада и найдут себе обиталище в телах людей, утративших веру истинную, осквернивших в себе словом и делом образ Божий. Всему этому имеется множество печальных примеров. Слышен из глубокой древности пророческий глас отца монашествующих всех времён и народов — преподобного аввы Антония Великого: «Настанет время, когда человеки будут безумствовать. Увидев неподверженного общей болезни, возстанут на него, говоря: «Ты безумен, потому что не подобен нам!»»
Достаточно привести лишь некоторые из множества примеров, подтверждающих слова великого подвижника Православия.

Безотказно действует оружие массового поражения человеческих душ — телевидение, кино, театр, интернет, продажная «свободная» пресса и бульварная литература, находящиеся в руках у служителей диавола. «Пальму первенства» здесь, несомненно, держит телевидение. Неслучайно, одержимая нечистым духом, бившаяся в припадке у святых мощей преподобного Серафима Вырицкого, ревела громовым голосом: «Все, кто смотрит телевизор, нам поклонятся!»
Многомиллионные аудитории завороженных зрителей привлекают тщательно спроектированные социальными инженерами телевизионные «шоу», где по сценам в облаках дыма и языках пламени скачут воспевающие похоть плоти наследницы Саломеи, дочери Иродиады — полуобнажённые эстрадные певички. «В театре, — говорит святитель Иоанн Златоуст, — слушатель тотчас воспламеняется огнем нечистой любви. Если мало взора блудницы зажечь сердце, то голос ее влечет в погибель. и не только голос и взор, но и самые одежды блудниц приводят в смущение жителей. ».
Калечат души многих людей ажиотажные футбольные матчи, подогревающие азарт ревущей толпы, приводящие к массовой истерии и тотальному сумасшествию, а порою и к кровавым побоищам обезумевших фанатов.

В начале XX века преподобный Варсонофий Оптинский в беседе со своими духовными чадами предсказывал:«Гипноз — злая, нехристианская сила. Точно также вновь появившаяся игра — футбол. Не играйте в эту игру и не ходите смотреть на нее, потому что эта игра также введена диаволом, и последствия ее будут очень плохие. ». Итак, святой Варсонофий Оптинский однозначно заявил, что футбол — это дьявольское изобретение.
Приснопамятный духовник Свято-Успенского Одесского мужского монастыря, духоносный старец схиархимандрит Иона (Игнатенко) в своих проповедях также говорил о дьявольской сущности футбола: «В церковь сейчас не так много народа ходит. А если на баловство, то весь мир подключается.
Если приезжает футбольная команда заграничная, то сто тысяч на стадион собирает, а остальные все у телевизоров сидят. И даже соблазняются и монахи, и священники. туда идут на футбол. А что эта игра? От игры хлеба не будет, дорогие. Это играют маленькие дети, а взрослым не надо играть. А что эта игра дает толку? Дьявол говорит, я вам дам игру, только чтобы вы не молились: футбол — шарик, волейбол — шарик, теннис — шарик, бильярд — шарик. Игра есть шарик. Нате вам шарик, катайте этот шарик, только не молитесь Богу».
Все чаще и чаще выступают на стадионах и концертных площадках западные рок-группы, воспевающие поклонение сатане. Они оказывают мощное разрушительное воздействие на психику и даже на физическое состояние человека. Особыми ритмами и использованием определённых частотных диапазонов, музыкальными приёмами и световыми эффектами настраивают на общение с миром падших духов не подозревающих об этом людей и низвергают в бездны преисподней миллионы душ.
Хорошо известно, что появление рок-музыки в середине XX века ознаменовалось волной самоубийств и настоящей психической эпидемией, полностью уничтожающей те нравственные барьеры, которые должны сдерживать животные и самые низменные наклонности человека. Особенно это коснулось интимной сферы жизни. Начало всемирной рок-эпидемии послужило началом всемирной наркоэпидемии и так называемой «сексуальной революции».

В последние годы, словно из сточных вод городской клоаки, выскочили на сцены непотребные рэперы, пропагандирующие среди совсем юных школьников не только самые гнусные пороки — употребление алкоголя и наркотиков, «свободный секс» и содомию, но даже убийства и самоубийства. Они жёстко навязывают множеству неокрепших душ античеловеческие и агрессивные шаблоны поведения, коверкают их жизнь и толкают на путь вечной погибели.
И неслучайно 10 августа 2019 года в кампанию «протестующей оппозиции» на проспекте Сахарова в Москве влились со своими мерзкими речитативами известные персонажи из рэп-тусовки.
Посмотрите, что творится на концертах рок-музыкантов и рэперов на стадионах и в переполненных залах! Ажиотаж, переходящий в форменное безумие. Люди подпевают, раскачиваются, кричат, кривляются, входят в экстаз, теряют способность анализировать происходящее, здравомыслие и человеческий облик.
Очередное изобретение диавола — всевозможные «конкурсы красоты», духовно калечащие участниц и зрителей. Эти зрелища проходят безконечной чередой во всех странах, включая Россию. В них участвуют уже не только девушки и взрослые женщины, но даже малолетние отроковицы! Теперь развратные конкурсы проводятся практически в каждом регионе, ведомстве, городе и даже в поселках городского типа, а порой и в учебных заведениях.
Из собрания творений святителя Николая Сербского (Велимировича): «Вы в безумной радости сообщаете мне, что Ваша дочь избрана королевой красоты, и словно ожидаете моих поздравлений. Мне и писать об этом стыдно, и вместо поздравлений я выражаю Вам свое глубокое соболезнование. Избрание королевы красоты — возрожденный обычай древних латинских народов. По сути, это не что иное, как искусно прикрытая торговля белыми рабами. Известны ли Вам судьбы таких красавиц? Они страшны! Невенчанные браки, внебрачные дети — бедные дети! — сенсационные бракоразводные процессы, самоубийства. Вот та стезя, по которой чаще всего следуют королевы красоты! Неужели и Ваша дочь. добровольно пошла на это торжище. ».

Особой популярностью пользуются ныне всякого рода смехачи-пародисты, заставляющие истерически хохотать целые залы над тем, над чем следовало бы горько-горько плакать. Еще великий вселенский учитель и святитель Иоанн Златоуст отмечал, что в Евангелии нигде не говорится, чтобы Господь наш Иисус Христос когда-либо смеялся. Православная Церковь отрицала смехотворство и даже запрещала его, как нечто недостойное христианина. В Киево-Печерской лавре при входе в Ближние Пещеры изображены на фресках все мытарства, которым подвергается человек. Первым из них идет сквернословие и смехотворство. Смех на Руси выступал как бесовское начало. Главными создателями бесовских козней, увеселительных балагурств, по суждению Церкви, были скоморохи, с которыми она настойчиво боролась. Основой смеха считается ложь — главное диавольское свойство. «Один лжет для забавы, другой из сластолюбия, иной, чтобы привести в смех присутствующих, другой, чтобы поставить сети и сделать зло брату», — пишет преподобный Иоанн Лествичник. «Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете» (Лк. 6: 25) — гневно обличает Спаситель безумие мира сего.
И вот новое горе пришло. По всей России расползаются метастазы храмоборчества. По сути, мы имеем дело с хорошо спланированной акцией сатанинских сил, направленной против Святого Православия. Враги нашей святой веры используют в своих призывах избитые штампы революционеров и воинствующих безбожников XX века. Ад выскочил на площади и улицы, на просторы интернета в лице своих служителей.
Типичное беснование и пропаганда всё новых антицерковных майданов. Рассуждая на примитивно-бытовом уровне адвокаты диавола порою с искажёнными от злобы лицами, демонстрируют полное невежество в духовных вопросах, но заражают ненавистью многих людей.
Известно предсказание о последних временах, которое изрек падший ангел, явившийся к святому Андрею, Христа ради юродивому: «В те времена, — говорил демон, — люди будут злее меня, и малые дети превзойдут стариков лукавством. Тогда я начну почивать. Тогда я ничему не буду учить людей, они сами будут исполнять мою волю. ».
«Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить» (1 Пет. 5: 8) — предупреждает нас Слово Божие.
Валерий Павлович Филимонов, русский писатель

Предложения со словом «погибель»

Мы нашли 81 предложение со словом «погибель». Также посмотрите синонимы «погибель».
Значение слова

  • Вот и в этот раз они почувствовали близкую погибель.
  • И тем же вечером поскакал в Митаву курьер вызывать в Москву на погибель России фаворита царицы Эрнста Иоганна Бирона.
  • Мы что хотим угробить деревню и вызвать погибель всей страны?
  • Ибо, поглядите, друг мой, разве же это не погибель мира?
  • Просто, погибель женскому полу, а не усы.
  • Это пусть будет им на погибель и бесконечную муку.
  • Министры будут смотреть в разные стороны, примкнут к различным партиям и своими руками сотворят свою погибель.
  • Я видел перед собой одну погибель, к которой я бежал и которой боялся, нигде не видел спасения и не знал, что мне делать.
  • Но я же не настолько потерял совесть, чтобы бросить тяжело больного отца на погибель, а самому задавать стрекача.
  • Ведь приход к власти Петра Федоровича означал бы для нее скорую или медленную, но неизбежную погибель.
  • Но не оставляй и заблудших овец, обреченных на погибель, на заклание, овец поистине жалких.
  • И вместо того чтобы смиряться, он, бедный, начинает этой одеждой гордиться, тщеславиться на погибель своей души.
  • Но было бы безумием, если бы я согласился купить за временную жизнь погибель вечную.
  • Утром 27 марта 1968 года в дождливом московском поднебесье нашел свою погибель первый космонавт Земли Юрий Гагарин.
  • Пускаете вы их сюда на свой срам, а на их погибель.
  • Оно нашло школу излишнею и на днях совсем упразднило ее, на погибель бросая исконное местное ремесло.
  • Гонит народ на верную погибель, ведь ЦАРЬ урод не был подготовлен к войне.
  • Мы верили в погибель Гитлера и в свою конечную победу, когда сражались у стен Одессы, и будем верить, защищая Кавказ.
  • Десять тысяч безоружных человек сознательно направить на погибель или, что ничуть не лучше мгновенной смерти, в неизбежный плен!
  • Вечерами наша молодая кровь несла погибель пабам в Десфорде с нашими непристойными песнями и дикими забавами.
  • Алексей Соковнин, старовер, родной брат знаменитой боярыни Морозовой, воспринял участь своих отпрысков на чужбине как явную погибель.
  • И на этой слабой струнке зиждился весь план тайных врагов, задумавших его погибель.
  • Прежде всего, погибель для человека, которого та растаптывает в прах, унижая в нем образ Божий: война есть пагуба и для всего христианства.
  • Соловецкий лагерь, хоть и созданный на погибель всего незаурядного, как ни странно, при этом нуждался в умных людях.
  • Но она большинству из них уготовила погибель и безвестность на многие годы, о чем спорить не приходится.
  • Земно кланяемся твоему истинно национальному дарованию, а молчим на многая лета тебе на здоровьица на погибель инородцам.
  • А до Малоярославца тридцать верст, и дорогу, видно, сам черт прокладывал роду христианскому на погибель.
  • Или у русских всё мощное, в том числе и погибель, и она и должна быть такой аховой?
  • Однако пришла буря и погибель моя, пришел черный день, и остались мы с маленьким Петро оба сиротами.
  • И написано про них не для восславления, а в укоризну, осуждение и на погибель им.
  • Но ведь только те, кто никогда не мечтает, любят шагать в колоннах под флагами, шагать на свою погибель, обреченные нашим жестоким веком.
  • И поняли: привезли нас сюда на верную погибель.
  • Мы преданы, я вижу, нас ведут на погибель, я не могу равнодушно смотреть.
  • Именно либералы получили из рук Николая II его отречение, а затем, не сумев удержать власть, сдали Россию на погибель большевикам.
  • Что своя рубашка ближе к телу, бросил меня на верную погибель и через черный ход скрылся.
  • Но не оставляй и заблудших овец, обреченных на погибель, на заклание, овец, поистине жалких.
  • Если бы мы имели несчастье ночью попасть на этот риф, едва приметный на поверхности моря, то наша погибель была бы неизбежна.
  • Ослепительно красива, настоящая погибель для мужчин.
  • Мы знали, через какие отверстия залетали птицы, чтобы найти себе погибель.
  • Человек, не знакомый с хитростями лесных сатиров, мог бы подумать, что восходящее солнце озарит полную нашу погибель.
  • http://sinonim.org/
  • Но, в отличие от других женщин, которым довелось претерпеть такие же ужасные несчастья, Агарь спас от нищеты и погибели сам Господь.
  • Земля станет кружиться, увлекаемая собственным вихрем, устремится к погибели и, как прах или пар, исчезнет в пустоте.
  • Не знал же он, окаянный, что Господь благочестивых от напасти избавляет, неправлежных же и грешных вместо них предает погибели.
  • Отсутствие частной жизни компенсировалось сладостью погибели за родину.
  • Мы сами изгоняем себя из рая, разменивая бессмертную славу и величие детей Божиих на дешевые побрякушки сынов погибели.
  • Даже угроза погибели всей Русской земли не смогла заставить их взглянуть дальше своих личных интересов.
  • Ее автор, знаменитый Корнелиус Агриппа, утверждал: магия отнюдь не ведет к погибели души.
  • Траншеи становились все ниже и уж©, так что вскоре нам пришлось идти цепочкой, согнувшись в три погибели, чтобы нас не заметили.
  • Спрятавшись за кабину, я, скорчившись в три погибели, кутался в свои лохмотья, стараясь защититься от пронизывающего ледяного ветра.
  • В лесу были отрыты маленькие щели, в которых можно было или сидеть на корточках, или стоять, согнувшись в три погибели.
  • Постепенно шторм утих, и они чудесным образом избегли, казалось бы, неминуемой погибели.
  • Однако всем известно, что он избавил мать свою от погибели, а деда, поносно и бесчестно служившего другому, посадил на престол Энеев.
  • Этот период медленной погибели у Ани уже остался позади.
  • Любимову в эмигрантский журнал «Континент», упрекая его в том, что тот хочет погибели своему театру.
  • Он встречал нас на подходе к дому, в три погибели сгибаясь от смеха и тыча в нас пальцем.
  • И эту фальшь по иноземному образцу, для нас непригодную, хотят, к нашему несчастью, к нашей погибели, ввести у нас.
  • Другой его коллега-проповедник осуждающе отзывался о простом хороводе: «В центре этого танца стоит дьявол, и все двигаются к погибели».
  • Я как будто жил-жил, шел-шел и пришел к пропасти и ясно увидал, что впереди ничего нет, кроме погибели.
  • Несколько шагов двигался в полный рост, а потом согнулся в три погибели.
  • Совершенно не испытывая страха, сгорбленный в три погибели подхожу к дверному проему и жду команды.
  • Мама рассказала, что ехала она к нам на поезде, на открытой раме, согнувшись в три погибели, под какой-то цистерной.
  • Никто из уцелевших не избежал бы погибели, если бы наступление ночи не остановило погоню ромеев.
  • Я, скорчившись в три погибели, залезаю туда и кое-как устраиваюсь.
  • Скорчившись в три погибели, хватая широко открытыми ртами воздух, они катались, зажимая руками пораженные гениталии.
  • Фурия, узнав в нем Катилину, делается злым духом его жизни и толкает его к погибели.
  • Ведь если род человеческий пришел к погибели, от кого может он вновь получить обновление, как не от Самого Творца?
  • Он сидел, согнувшись в три погибели, завернувшись в шинель, и, видимо, крепко спал.
  • Покажи мне этого земного ангела, что охраняет нас от греховной погибели.
  • Тогда, исполнившись страха погибели, «охотники» кинулись врассыпную.
  • Ни одного идущего в рост человека, все ползут, лезут на карачках, перебегают из ямы в яму, согнувшись в три погибели.
  • Ежедневно нам приходилось пробираться через кустарник и проводить часы, согнувшись в три погибели, орудуя мачете и топором.
  • Потом боли постепенно утихли, но иногда все-таки возвращались обратно, и тогда Сперантову снова скрючивало в три погибели.
  • Ремизова, тяжело больного, сгорбленного в три погибели.
  • На берег вышел сгорбленный в три погибели пандит Чакра и медленно заковылял к реке.
  • Время было тяжелое, и только благость Божия удержала тогда от погибели край, открытый для всех и каждого, как заездная корчма!
  • Поэтому, святитель позаботился своим отеческим увещанием отклонить их от этого греха и тем спасти их от вечной погибели.
  • Вокруг нее зазвучали человеческие голоса, зашептали о погибели ее души.
  • А чтобы не видели, в какую сторону я пойду по улице, проходя под окном управы, я сгибался в три погибели.
  • Он пишет открытое письмо Любимову в эмигрантский журнал «Континент», упрекая основателя в том, что тот хочет погибели своему театру.
  • Нехватка воздуха сдавливала грудь, мы были вынуждены буквально ползти согнувшись в три погибели и с большой осторожностью.
  • Читать еще:  Молитвенное помещение московских кришнаитов должно быть скромным, считают в Москве

    Источник – ознакомительные фрагменты книг с ЛитРес.

    Мы надеемся, что наш сервис помог вам придумать или составить предложение. Если нет, напишите комментарий. Мы поможем вам.

    И ни одна душа обижена не будет…

    Судный день – день справедливости и отчёта. Мы должны готовиться к нему, ещё будучи здесь, на земле. О его неизбежном приходе Всевышний поведал нам так (смысл): «Поистине, Судный час непременно настанет. Я скрыл от людей время его прихода, но открыл признаки его приближения, чтобы каждой душе в этот день воздать за то, что она совершила» (Коран, 20:15).

    Всевышний Аллах, описывая ужасы Судного дня, по-разному упомянул о нём примерно в 112 аятах Корана. Имам Ахмад приводит достоверный хадис, переданный Ибн Умаром (да будет доволен им Аллах). Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто желает поразмыслить о Судном дне, пусть прочтёт аяты “Когда солнце будет скручено и погаснет его свет”, “Когда небо расколется”, “Когда небо расколется в знак гибели”» (ат-Тирмизи). Эти аяты являются заглавными в трёх сурах Корана: «Ат-Таквир», «Аль-Инфитар» и «Аль-Иншикак».

    Всевышний Аллах направил к нам наилюбимейшего из Своих пророков, ниспослав с ним Книгу, в которой подробно говорится о грядущем дне Суда и где Он призывает нас не забывать об этом и помнить о встрече с Ним. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) призывает нас следовать повелениям Аллаха, бояться разонравиться Ему, страшиться Его гнева, соблюдать Его запреты и следовать истинным путём пророков, асхабов, табиинов, авлия и алимов. Но мы зачастую пребываем в забвении и не осознаём того факта, что Судный день непременно настанет, пренебрегая неизбежностью ответа перед Всевышним за все свои деяния.

    Читать еще:  Чудо преображения церкви на водах

    В Священном Коране по поводу забвения и пренебрежений говорится (смысл): «Приближается к людям час отчёта в Судный день, но они в забвении отвращаются от него. Не приходило к ним новое напоминание от их Господа, кроме как они слушали его и пренебрегали им. Их беспечные сердца глухи» (21:1–3).

    В другом аяте Корана Аллах напоминает нам о близости Судного дня (смысл): «Спрашивают тебя о Судном часе. Скажи: «Знания об этом лишь у Аллаха». И ты не знаешь об этом; быть может, этот час уже близок» (33:63).

    Конечно, если раб Божий не будет прислушиваться к призывам Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и Корана, в Судный день он будет в числе тех, о ком сказано, что они получат наказание, а те, кто выполнял все предписания, совершали благие деяния, получат воздаяние, как говорится об этом в Коране (смысл): «Аллах любит добродетельных и вознаграждает их» (3:134).

    Опрос в Судный день

    То, что мы упомянули выше, – ещё не все из тревог Судного дня. Люди ещё предстанут перед Всевышним для спроса за совершённые ими большие и малые деяния, которые будут взвешены на весах аль-Мизан. В хадисе Пророка (мир ему и благословение Аллаха) говорится: «Не сдвинутся ноги раба в Судный день, пока его не опросят о четырёх вещах: его жизни и как он провёл её, его знаниях и каким из них он следовал, его имуществе и каким путём он приобрёл его и на что расходовал, а также о его теле и в каком виде он его содержал» (ат-Тирмизи).

    Каково же будет состояние рабов в тот день, когда сошедшим с небес ангелам будет велено привести грешников на место отчёта перед их Господом! Каждый раз, когда люди будут видеть снисходящих с небес ангелов, не останется ни одного пророка или праведника, которые бы не упали ниц, боясь, что на этот раз они окажутся из числа тех, кого заберут. Это состояние приближённых к Аллаху праведных людей, а каково же будет состояние грешников и неверных?! Указывая на это, Всевышний Аллах в Коране говорит (смысл): «В Судный день Мы непременно призовём к ответу тех, к кому были направлены посланники, и Мы непременно призовём к ответу самих посланников. И тогда Мы непременно расскажем всем о том, что они вершили» (7:6–7).

    В книге «Ат-Тазкират» говорится, что первыми к ответу в Судный день будет призван Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) вместе со своей общиной. Согласно хадису, переданному Ибн Маджей от Ибн Аббаса (да будет доволен им Аллах), Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Мы последняя из общин, но первая, от которой будут требовать отчёт». В хадисе Пророка (мир ему и благословение Аллаха) говорится, что первое, о чём спросят, это о намазе и пролитой крови, то есть об убийствах, которые вершились на земле без права.

    Таким образом, будет идти отчёт, и каждый получит воздаяние или наказание за деяния, будь они ничтожно малыми или большими, как об этом говорится в Коране (смысл): «Совершивший добро на вес пылинки увидит воздаяние за него, и совершивший зло на вес пылинки увидит его, и ему воздастся за него» (99:7–8).

    Воздаяние и наказание, и отчёт за совершённые деяния не будут одинаковыми для всех. Среди людей будут те, кто войдёт в Рай без отчёта и опроса, те, кому опрос будет облегчен, те, кто будет долго стоять в ожидании, и, наконец, будут те, для кого отчёт пройдёт очень быстро. В Коране говорится (смысл): «Кому книга его деяний будет вручена в правую руку, отчёт ему будет лёгким» (84:7–8);

    «А тот, кому книга его деяний будет вручена в левую руку из-за спины, будет кричать: “О, погибель мне!”» (84:10–11).

    Хасан аль-Басри (да будет доволен им Аллах) привёл хадис, в котором говорится, что когда однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) увидел, что Айша (да будет доволен ею Аллах) плачет, он спросил её о причине слёз. Она ответила, что вспомнила о загробной жизни, и спросила, будут ли люди в Судный день вспоминать свои семьи. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил ей: «Клянусь Тем, в Чьей воле моя душа, в трёх местах ни один не будет помнить ничего, кроме своего нафса (плоти): когда установят Весы и будут взвешивать деяния, пока сын Адама не увидит, станут они лёгкими или отяжелеют; в момент, когда будут вручать книги деяний, пока он не увидит, какой рукой он возьмёт свою; возле моста Сират» (Абу Дауд). Ведь Всевышний Аллах говорит в Коране (смысл): «И когда протрубят в рог, в тот день забудутся родственные узы, и не будут они расспрашивать друг друга. И те, чья чаша добрых деяний будет на весах тяжёлой, – они и есть счастливые. А те, чья чаша добрых деяний окажется лёгкой, – они те, кто сам себе нанёс убыток и навечно останется в Аду» (23:101–103).

    В Судный день, когда человек будет находиться перед Весами и увидит, что плохие деяния перевесили добрые, он будет глубоко сожалеть об этом, но его сожаление уже не поможет. И в Коране об этом говорится (смысл): «В тот день, когда не помогут притеснителям их извинения за совершённое ими. Проклятие им и худшая обитель» (40:52).

    В Судный день даже уверовавший человек, которого отправляют в Рай, видя то, что получают другие из милости, благ и воздаяний, будет желать вернуться на землю для совершения благих деяний, чтобы получить ещё большую милость и воздаяния Всевышнего, как об этом говорится в хадисе Пророка (мир ему и благословение Аллаха): «Если бы человек совершал поклонение Аллаху с момента рождения и до смерти, он бы увидел это ничтожным в День Суда и непременно захотел бы вернуться в мир земной, чтобы получить ещё больше благ и воздаяний» (имам Ахмад).

    Описание Весов и взвешивание людских деяний

    Всевышний Аллах говорит в Коране (смысл): «В день воскресения Мы установим точные Весы, и ни одна душа не будет обижена даже на вес горчичного зёрнышка. Достаточно Нас в проведении расчёта» (21:47).

    В тафсире «Аль-Хазин» при толковании данного аята приводятся слова Хасана аль-Басри (да будет доволен им Аллах), и в этой же книге под другим аятом приводятся эти слова в качестве хадиса, переданного от Ибн Джаузи (да будет доволен им Аллах), что пророк Дауд (мир ему) попросил Аллаха, чтобы Он показал ему Весы. Когда Аллах показал их, Дауд (мир ему) спросил: «О Аллах, кто же сможет наполнить чашу хорошими деяниями?» Всевышний ответил: «О Дауд, когда Я буду доволен Моим рабом, Я наполню их одним фиником (т. е. воздаянием за один финик, отданный в качестве милостыни)».

    Описывая Весы, большинство толкователей Корана считает, что одна чаша их огромна как расстояние от востока до запада, и у неё есть язычок, склоняющийся в сторону большего веса. Деяния будут взвешиваться двумя способами. Первый – когда на них положат листы, на которых записаны деяния раба: на одну чашу – хорошие, на другую – плохие. Второй – когда на чашу хороших деяний положат белые сверкающие жемчуга, а на чашу плохих деяний – чёрные. Взвешивать деяния в Судный день будут только у тех, кто на земле уверовал во Всевышнего Аллаха, Его знамения, воскрешение, Судный день, аль-Махшар, Весы, Рай и Ад.

    Здесь можно задаться вопросом: разве не ведает Аллах о размерах совершённых Его рабами деяний, чтобы вершить Суд справедливо для каждого раба согласно его заслугам без установления Весов и взвешивания деяний? В этом скрыта определённая мудрость Всевышнего Аллаха, которая заключается в том, чтобы показать рабам, что Суд вершится по справедливости, что Господь не притесняет и не обижает ни одного из Своих рабов. В этой мудрости есть и испытание веры рабов в земной жизни и доказательство её истинности для жизни вечной. В Судный день Аллах не будет взвешивать деяния неверных, которым уготован вечный Ад. Какими бы хорошими эти люди ни были, они отрицали существование Единого Бога, не уверовали в Него и Его посланников и пророков, Его знамения, Судный день, Рай и Ад и в то, что будет воздаяние за хорошие деяния и наказание за плохие. Указывая на это, Всевышний Аллах в Коране говорит (смысл): «Это те, кто не уверовал в знамения Господа своего и в то, что предстанет перед Ним. Их деяния тщетны, и в Судный день Мы не установим для них Весы. Воздаяние им Ад за то, что не уверовали они и насмехались над Моими знамениями и посланниками» (18:105–106).

    В Судный день в ожидании своего часа перед Весами будут находиться люди трёх категорий. Первая – те, у кого нет ни одного хорошего деяния. Из Ада появится чёрная змея и соберёт их подобно тому, как птица собирает зёрнышки, и бросит их в огонь Ада, от которого нет спасения. Вторая категория – это те, у кого нет плохих деяний, они встанут, и их введут в Рай. Затем в Рай введут тех, кто проводил ночи в бдении, совершая поклонение Господу, и тех, кого не отвлекали от поминаний Аллаха ни мирские заботы, ни дела. Им известят, что они из числа счастливых. К третьей категории относится большинство людей, которые не знают, каких деяний у них больше. Но Всевышний знает, какие из деяний преобладают. Всевышний покажет их деяния, чтобы доказать Свою справедливость. Затем поставят Весы и принесут книги деяний. Каждый посмотрит на свою книгу и подумает, на какую же чашу её положат, правую или левую, и в какую сторону отклонится язычок.

    От Анаса (да будет доволен им Аллах) передают, что в Судный день приведут сына Адама, остановят перед Весами и приставят к нему ангела. Если чаша его хороших деяний перетянет, то ангел провозгласит, что он будет счастливым и не будет ему страданий. А если перевесят его плохие деяния, то ангел закричит, сообщая, что он стал несчастным и не увидит счастья никогда. Но кто совершал самоотчёт и взвешивал свои деяния и мысли на весах Шариата, тот спасётся от страха перед Весами, как говорил об этом сподвижник Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и Праведный халиф Умар (да будет доволен им Аллах): «Совершайте самоотчёт, прежде чем начнут опрос, взвешивайте свои деяния, прежде чем их взвесят». Поистине, самоотчёт – это совершение покаяния за совершённые грехи до смерти и восполнение того, что было упущено из тех обязанностей, который предписал Всевышний Своему рабу. Если человек присвоил что-то, не имея на то права и разрешения, он обязан вернуть и попросить прощения. Он также должен попросить прощения у каждого, кому навредил языком или рукой. И если у человека не будет ничего из предписаний Всевышнего, которых он не выполнил, и он покается за совершённые им грехи, то он войдёт в Рай без опроса и взвешивания деяний. Но если он умрёт, не выполнив вышесказанного, особенно если это касается прав другого человека, то последний в Судный день непременно потребует вернуть ему то, что было у него отнято или украдено. Один скажет, что его притеснил такой-то, второй заявит, что его оскорбил тот-то, третий обвинит в издевательствах, хуле, притеснениях, то есть каждый обиженный будет обращаться к обидчику и требовать полного восполнения его прав. Каждый будет стоять в ожидании воздаяния за полученные на земле обиды и притеснения со стороны других и услышит то, что сказано Всевышним в Коране (смысл): «И бойтесь дня, когда вы все вернётесь к Аллаху, и каждая душа сполна получит за то, что она приобрела для себя (из добра и зла), и ни одна из них не будет обижена (2:281).

    Читать еще:  Зачем освящать дом, автомобиль, производство и многое другое?

    И тогда для того, чтобы восстановить справедливость, часть воздаяний обидчика за хорошие деяния будет отдана обиженному, а если их будет недостаточно, то для их восполнения плохие деяния обиженного будут приписаны обидчику, как на это указывает хадис Пророка (мир ему и благословение Аллаха): Абу Хурайра (да будет доволен им Аллах) передал, что однажды Пророк (мир ему и благословение Аллаха) спросил у сподвижников: «Известно ли вам, кто является бедным?» Мы ответили: «Посланник Аллаха, это тот, у кого нет ни дирхема, ни динара, ни имущества». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал в ответ: «Бедный из моей общины тот, кто приходит в Судный день вместе с совершёнными намазами, постами, выплаченными закятами, но наряду с этим он поносил этого, порочил того-то, бесправно завладел чужим имуществом, убивал, избивал. Из воздаяний за хорошие деяния он будет отдавать тем, кого притеснил. И если его воздаяния закончатся прежде, чем он восполнит им за свои поступки, то их грехи будут возложены на него и он будет брошен в Ад» (имам Ахмад, Муслим, ат-Тирмизи).

    Когда в Судный день принесут книгу деяний и человек спросит: «А где же мои хорошие деяния?», ему ответят: «Их перенесли в книги тех, кого ты притеснял, обманывал, оскорблял, клеветал, обижал». Увидев свою книгу, полную плохих деяний, человек скажет: «О мой Господь, я не совершал этих грехов никогда». Но ему будет сказано, что это деяния людей, которых он притеснял, оскорблял, поносил, проклинал, обманывал, с кем не поддерживал хороших отношений. Всевышний Аллах говорит в Коране (смысл): «Ведь ты, Мухаммад, смертен, и они все смертны, затем после воскрешения вы будете препираться друг с другом перед Господом вашим» (39:30–31).

    Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Два человека из моей общины встанут на колени перед Всевышним, и один из них скажет: “О Аллах, возьми с моего брата”. А тот скажет: “О мой Господь, не осталось у меня ничего из хороших деяний, (чтоб восполнить ему за моё притеснение ему)”. И тогда Аллах, обращаясь к тому, кто требовал восполнение долга, скажет: “Как же он восполнит, когда не осталось ничего из его хороших деяний?” Тогда тот, кто требовал, скажет: “О Господь, тогда пусть он возьмёт часть моих грехов”» (Ибн Аби Дунья, аль-Хаким).

    Каждый человек должен подумать о своей душе, ведь может случиться так, что его листы с хорошими деяниями станут пустыми и, что ещё хуже, ему будут приписаны плохие деяния других в знак восполнения того плохого, что он совершил по отношению к другим. И здесь нет никакого притеснения, как говорится об этом в Коране (смысл): «В день воскресения Мы установим точные Весы, и ни одна душа не будет обижена даже на вес горчичного зёрнышка. Достаточно Нас в проведении расчёта» (21:47).

    Читаем Апостол. 6 марта. Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем

    Аудио

    Святой Церковью читается Первое послание к Коринфянам. Глава 8, ст. 8–13; глава 9, ст. 1–2.

    8:8. Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем.

    8:9. Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных.

    8:10. Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное?

    8:11. И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос.

    8:12. А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа.

    8:13. И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего.

    9:1. Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Не видел ли я Иисуса Христа, Господа нашего? Не мое ли дело вы в Господе?

    9:2. Если для других я не Апостол, то для вас Апостол; ибо печать моего апостольства — вы в Господе.

    (1 Кор. 8, 8 – 9, 2)

    Дорогие братья и сестры, мы с вами второй день подряд обращаемся к тексту Первого послания к Коринфянам. Как я уже говорил вчера, эти два отрывка промыслительно предложены Святой Церковью именно в преддверии заговенья на Великий пост. Сегодняшнее воскресенье – последний день, когда мы вкушаем мясо до праздника Святой Пасхи. Уже завтра начинается Сырная неделя, так называемая Масленица, когда можно ежедневно есть молочные продукты и все прочие, кроме мясных. Сам Великий пост начнется уже через неделю: будет Прощеное воскресенье, а затем первая неделя Великого поста. Тема, которая затрагивается в сегодняшнем отрывке, напрямую не касается Поста, тем не менее, как я вчера говорил, мы можем провести некоторые параллели и сделать вывод относительно того, как определить для себя меру поста.

    Начинается сегодняшний отрывок с 8-го стиха, в котором есть очень интересная, емкая фраза, своего рода лозунг: Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем. Апостол Павел говорит, что пища не может делать нас перед Лицом Бога ни лучше, ни хуже; едим – ничего не приобретаем, не едим – ничего не теряем. Все то, что мы вкушаем, не может быть для нас фактором праведности или неправедности. Апостол Павел в каком-то смысле (по крайней мере, в теме еды) находится в согласии с пониманием коринфян, которые говорили: «Все мне позволительно», в частности, прилагая это к идоложертвенной пище: «Все нам позволительно, значит, нам позволительно есть все, что мы хотим, в том числе идоложертвенное». Апостол Павел своей фразой в 8-м стихе как бы соглашается с ними, говорит, что пища действительно не приближает нас к Богу: едим ли или не едим, мы не становимся от этого более праведными или неправедными.

    Но мы помним, что для апостола Павла всегда важнее благо ближнего, благо общины. В этом и заключается принцип любви: даже когда можно, удержись, если это кого-то соблазняет. В этом и есть «высший пилотаж» любви – не делать чего-то не потому, что нельзя. Когда нельзя, это значит, что мы заботимся о своем благе, боимся, что нас накажут, осудят, обсудят. Может быть, мы даже боимся наказания от Бога, но все равно думаем о себе, о своем эго. А когда мы понимаем, что в принципе можно что-то сделать, но не делаем этого из-за любви к брату, а не из-за страха наказания, это и есть высшая точка проявления нашей любви.

    Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных. Да, свобода во Христе существует, христианство не мыслится без нее, и об этом очень много написано в Посланиях к Галатам и к Римлянам. Но нужно беречься, чтобы немощные не соблазнились, не попали в « ловушку». Соблазн, по-гречески σκανδάλ, хотя носит у нас немного другое значение, дословно переводится как «ловушка», «силок», куда попадали животные, когда на них охотились. Апостол Павел как бы говорит: «Чтобы в этот соблазн, «ловушку», не попали немощные, постарайтесь не злоупотреблять своей свободой». Немощными в Посланиях к Коринфянам, Римлянам и в других местах апостол Павел называет людей с немощной совестью, которые боялись осквернить свою совесть в результате соприкосновения с идоложертвенной пищей. И наоборот, сильные – те, кто считал, что в этом нет ничего страшного. Если идол – это что-то несуществующее, то как можно от несуществующего оскверниться? В Послании к Коринфянам есть слова: идол в мире ничто. Тем не менее, благо общины превыше всего.

    Ибо если кто-нибудь увидит, что ты, имея знание, сидишь за столом в капище, то совесть его, как немощного, не расположит ли и его есть идоложертвенное? И от знания твоего погибнет немощный брат, за которого умер Христос. А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа. Здесь есть очень важный момент. Напомню, что можно было либо купить мясо на рынке (оно тоже, как правило, приносилось в жертву идолу), либо поесть мяса в столовых при языческих капищах, и здесь уже не могло быть никаких сомнений, что оно идоложертвенное. Свободный коринфский либертинист мог свободно прийти в эту столовую, есть мясо, и какой-нибудь немощный брат, тоже христианин, считавший, что этого нельзя делать, мог увидеть этого человека сидящим в капище. Он мог засомневаться, впасть в смятение, соблазн, и совесть стала бы его обличать. Могло случиться и так, что свободный заведет немощного в это капище, скажет: «Ничего страшного, идолов не существует, давай поедим», и на следующее утро человек с сильной совестью проснется как обычно, а тот, у кого немощная совесть, будет себя грызть за то, что допустил себе возможность съесть идоложертвенного мяса. Тем самым погибнет немощный брат от знания твоего . А согрешая таким образом против братьев и уязвляя немощную совесть их, вы согрешаете против Христа. Получается, свобода, сила совести одного человека послужила в погибель немощному брату, поэтому нужно быть осторожным.

    Дальше апостол Павел произносит свое знаменитое заявление, к которому мы уже обращались, в том числе в прошлой беседе. И потому, если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего. Почему вовек? Апостол Павел понимает, что можно есть мясо, почему бы не делать так, как он советует остальным? Например, в присутствии сильных есть, а в присутствии немощных не есть. Можно поступать и так, но апостол Павел хочет быть максимально честным, искренним. Он подразумевает: я буду лицемерить перед лицом немощных, если только перед ними не буду есть, а все остальное время буду есть. Поэтому Павел решает: лучше я вообще не буду есть мясо, ни в присутствии сильных совестью, ни в присутствии немощных – просто для того, чтобы не соблазнился брат мой. Апостол Павел сам себе ставит ограничение, причем во всех ситуациях только ради любви к немощному брату и ради того, чтобы оставаться искренним, не лицемерить. Это еще одно из высших проявлений любви. В 9-й главе апостол Павел пишет: Не Апостол ли я? Не свободен ли я? Он говорит, что как раз свободен во Христе больше, чем кто бы то ни было другой, но ради других поставил себе здесь ограничение – не буду есть мяса вовек.

    Очень важные, интересные, глубокие мысли и идеи, как и всегда у апостола Павла. Его богословие витиевато, но при этом всегда очень глубоко. Этот великий апостол раскрывает глубины человеческой жизни, человеческого существа. Этот отрывок, как и вчерашний, можно в некотором смысле приложить к начинающемуся посту, то есть провести некоторую параллель: кто бы как ни постился, он не должен соблазнять ближнего, а лучше ради его пользы наложить на себя какое-то дополнительное ограничение. Но это каждый решает в меру своих возможностей и сил.

    Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector