0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что такое великие (царские) часы в канун Рождества Христова?

Тюльганское благочиние

церковь-тюльган.рф

Свежие записи

  • Расписание богослужений
  • Память Сергия Радонежского
  • Мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София
  • Воздви́жение Честно́го и Животворящего Креста Господня
  • Рождество Пресвятой Богородицы
  • Успение Пресвятой Богородицы
  • Преображение Господне
  • Успенский пост
  • Рождество святого Николая чудотворца
  • Святой великомученик и целитель Пантелеимон
  • Ветхозаветный святой пророк Илия
  • Обретение мощей Серафима Саровского
  • Собор Архангела Гавриила
  • Обретение мощей Сергия Радонежского
  • Праздник апостолов Петра и Павла

Царские часы в канун Рождества Христова

Царские часы перед Рождеством — это великопостные богослужения, состоящие из чтения текстов и пения тропарей и стихир. Во-первых, читаются псалмы. Во-вторых, апостольские и пророческие послания. В-третьих, Евангелия. Они дополняют и расширяют смысл часов, которые читаются во время вечерних и утренних богослужений. Но сначала уясним себе, что же такое часы?

Смысл богослужения часов

Часы — это богослужения посвящённые определённому часу дня. В это время происходило важное событие в земной жизни Иисуса Христа. Службы короткие. Всего Православная церковь выделяет четыре часа: первый, третий, шестой и девятый.

  1. Первый час посвящён изгнанию Адама и Евы из рая и суду над Спасителем у Каиафы. Здесь же вспоминаются предсмертные страдания Иисуса.
  2. Третий час знаменует Суд Пилата и сошествие Святого Духа на апостолов.
  3. Шестой час повествует о распятии Христа на Кресте и грехопадение прародителей.
  4. Девятый час — это воспоминание о Крестной смерти Господа и Бога нашего Иисуса Христа.

Название часов заимствовано из еврейской традиции. Ветхозаветные иудеи делили день на четыре стражи. Оттуда взяты название часов. В наше время первому часу соответствует 7.00 часов. Третьему — 9.00 часов. Шестому — 12.00 часов. Девятому часу — 15.00 часов. Кроме того, сейчас для удобства богослужения, часы привязали к более длинным суточным службам.

  • Первый час к окончании утрени.
  • Третий и шестой час служатся перед началом литургии.
  • Девятый час к началу вечерни.

Царские часы перед Рождеством

Но в богослужебной практике имеются великие или царские часы перед Рождеством и не только. Они служатся во время наиважнейших православных праздников. Всего таких торжеств три: Страстная Пятница, Рождественский и Крещенский сочельники.

Великими их назвали потому, что службы не только очень торжественные, но и великопостные. Царские врата постоянно открыты, священник облачен в епитрахиль и фелонь. Перед началом каждого часа совершается каждение. Причем перед началом первого и девятого часа иерей кадит весь храм в сопровождения диакона с горящей свечой, как на полиелее. В каждом часе читаются паремии (греч. притча). После них читаются Апостол и Евангелие. Истории из Нового Завет освещаются празднуемому событию. Кроме того, читаются и поются псалмы, прокимены, тропари, кондаки. Почти все слова молитв великих часов посвящаются празднику:

  • Рождеству Христову;
  • Крещению Господню;
  • Страстям Христовым.

Царские часы так называются потому, что на них обязательно присутствовали византийские императоры. Этим самым подчёркивалась не только литургическая важность этих служб, но и значение их для общества.

Первый час

На 1-м часе читаются пророчества о Боге и вечном царстве Спасителя. Паремия этого часа содержит пророчество Михея о Вифлееме. Предсказание выбрано не случайно, поскольку это место рождения вечного Царя правды и мира. Апостол рассказывает о несравненном превосходстве и величии над Ангелами Сына Божия. А вот Евангелие уже повествует о зачатии и рождении Иисуса Христа. Он был зачат от Духа Святого и рождён Марией Девой.

Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, — се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог. Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее. [Как] наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.

Евангелие от Матфея, 2 зач., 1:18—25

Третий час

На 3-м часе псалмы содержат пророчество царя Давида. Во-первых, о грядущем спасении всех народов. Во-вторых, о служении Богу истинному. И в-третьих, о будущей славе Сиона. Паремия словами пророка Иеремии вещает о том, что Спаситель мира есть «Бог наш». Евангелие благовествует о походе Иосифа и Марии из Назарета в Вифлеем. Они пошли по случаю народной переписи. Но именно здесь родился Иисус Христос — спаситель мира.

Возвещение пастухам о рождении Иисуса Христа

В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, Которая была беременна.

Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына Своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их; и убоялись страхом великим.

И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!

Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Увидев же, рассказали о том, что было возвещено им о Младенце Сем. И все слышавшие дивились тому, что рассказывали им пастухи. А Мария сохраняла все слова сии, слагая в сердце Своем. И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за все то, что слышали и видели, как им сказано было.

Шестой час

На 6-м часе читаются пророчества о принесении даров и поклонении народов Спасителю, как Богу. Например, в паремии произносится пророчество Исаии о Пречистой Деве, Матери Еммануила. А вот в Апостоле прославляется божественная вечная слава Спасителя, как сына Божия. И наконец, Евангелие благовествует о поклонении волхвов Божественному младенцу, Царю Иудейскому.

Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним. И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу? Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля.

Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему. Они, выслушав царя, пошли. [И] се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.

Евангелие от Матфея, 3 зач., 2:1—12

Читать еще:  Пасхальный кулич, из Нижнего Новгорода, занесен в "Книгу рекордов России"

Девятый час

На 9-м часе читается пророчество царя Давида. Во-первых, о Божестве. Во-вторых, о вечном священстве. И наконец в-третьих, о царстве Иисуса Христа. Паремия же возвещает о пророчестве Исаии. Он тоже также говорил о Божестве, вечном царстве и земном служении Спасителя. Евангелие благовествует о бегстве в Египет и возвращение из него в Назарет Иосифа, Девы Марии и Иисуса Христа.

Бегство в Египет

Когда же волхвы отошли, — се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.

Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов. Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет.

По смерти же Ирода, — се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца. Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.

Евангелие от Матфея, 4 зач., 2:13—23

Когда Царские часы перед Рождеством будут отслужены, совершается Литургия свт. Василия Великого. Она начинается Великой Вечерней.

Царские часы Рождества Христова

В Рождественский сочельник, 6 января, совершаются так называемые Великие, или, по-другому, Царские часы. Они представляют собой соединение всех четырех – 1-го, 3-го, 6-го и 9-го – часов. К ним также присоединяется и служба Изобразительных.

Изначально час – богослужение, которое предназначено к совершению в определенное время суток. Как утреня должна совершаться ранним утром, а вечерня вечером, так и 1-й час приурочен к 7 утра, 3-й – к 9 часам, 6-й – к 12, а 9-й – к 15 часам дня. В нашем богослужении часто это время сдвигается, часы читаются обычно следующим образом: 1-й час присоединяется к утрене, 3-й и 6-й часы читаются перед Литургией, а 9-й присоединяется к вечерне.

Однако в Сочельник Рождества Христова, в Сочельник Богоявления Господня и в Великую пятницу они все соединяются в некую особую службу. Почему это происходит? Постараемся заглянуть в историю этого богослужения.

Изначально Царские часы появляются в Великую пятницу. Это было дневное богослужение в воспоминание Страданий Христовых. В древнем иерусалимском богослужении оно начиналось после полудня и называлось Службой Чтений. Она совершалась на открытой площади храма Воскресения Христова. Во время нее читали пророчества о Страстях Господних из псалмов и других книг Ветхого и Нового Завета, читались страстные Евангелия. Между ними пелись специальные гимны и читались молитвы. По воспоминаниям паломницы по святым местам IV века Эгерии, во время этой службы многие люди плакали.

Изначально Царские часы появляются в Великую пятницу

В дальнейшем в богослужении палестинских и студийских монастырей Последование, состоящее из пения 12 тропарей-самогласных и чтения библейских пророчеств, Апостола и Евангелия, стало совершаться в составе суточных служб – часов. В Византии, а потом и на Руси на этой службе присутствовал император или царь, в связи с чем их стали называть иногда «царскими».

Так как богослужения Страстной седмицы являются необычными и торжественными, некоторые его элементы перешли и в празднования Рождества Христова и Богоявления. Так, в течение нескольких дней предпразднства этих праздников на малом повечерии читаются двупеснец, трипеснцы и каноны, которые подражают канонам, написанным для Страстной седмицы. Таким же образом составлены и Великие часы для Рождества Христова и Богоявления. Тем более что изначально эти два события праздновались в один день – 6 (19) января.

В настоящее время структура такого часа состоит из следующих элементов.

  • Священник с диаконом выносят на центр храма Евангелие, в начале каждого часа совершается полное (на 1-м и 9-м часах) или малое (на 3-м и 6-м часах) каждение храма.
  • Читаются три псалма, однако вместо двух обычных псалмов часа читаются псалмы, подобранные по тематике праздника.
  • Затем поется тропарь предпразднства, а в Великую пятницу тропари этого дня.
  • После этого исполняются три специальных тропаря, авторство которых надписано Софронием, патриархом Иерусалимским. Они перемежаются стихами из псалмов, подобранных по тематике праздника. Причем некоторые из них на Рождество и Крещение подражают тропарям Великой пятницы.
  • Затем исполняется прокимен, читается паремия (отрывок из ветхозаветного пророчества о Христе), Апостольское и Евангельское чтения.
  • После этого продолжается чтение часа, кондак читается также предпразднства или Великой пятницы.
  • В конце 9-го часа Евангелие заносится в алтарь.

Теперь обратимся более подробно к тематике часов навечерия Рождества Христова. На 1-м часеиз обычных псалмов остается только 5-й («Глаголы моя внуши, Господи»), к нему добавляются 44-й («Отрыгну сердце мое») и 45-й («Бог нам Прибежище и Сила»). 44-й показывает красоту юного Мессии – Иисуса Христа, а 45-й изображает пришествие и поселение Бога в Его граде.

На всех часах навечерия поется тропарь:

«Написовашеся иногда со старцем Иосифом,/ яко от семене Давидова, в Вифлееме Мариам,/ чревоносящи безсеменное Рождение./ Наста же время рождества,/ и место ни единоже бе обиталищу,/ но якоже красная палата вертеп Царице показашеся./ Христос раждается прежде падший воскресити образ».

В нем говорится о приходе Иосифа и Девы Марии в Вифлеем для того, чтобы участвовать в переписи населения. Но когда Они пришли, то оказалось, что Им не было места для того, чтобы остановиться, поэтому пещера стала для Них прекрасной палатой.

Затем поются две стихиры, в которых говорится о приготовлении Вифлеема к тому великому событию, что в нем произойдет. Третья составлена по образцу тропарей Великой пятницы, однако выражает недоумение Иосифа, когда он увидел, что Богородица непраздна.

Прокимен взят из 2-го псалма и говорит о предвечном усыновлении и облечении властью Мессии: «Господь рече ко Мне: Сын Мой еси Ты, Аз днесь родих Тя».

Паремия читается из книги пророка Михея про то, что небольшой город Вифлеем станет местом рождения Мессии. Апостольское чтение из послания к Евреям говорит о том, что Сын Божий выше и величественнее ангелов. Евангелие, которое кроме 1-го часа читается также в Неделю святых отец и на утрене праздника, говорит о событиях перед Рождеством Христовым (о том, что Иосиф, узнав о непраздности Девы Марии, хотел Ее отпустить, но получил во сне указание от Ангела, что Она родит Спасителя мира).

Кондак на всех часах поется следующий:

«Дева днесь Превечное Слово/ в вертепе грядет родити неизреченно:/ ликуй, вселенная, услышавши,/ прослави со Ангелы и пастырьми/ хотящаго явитися Отроча младо, Превечнаго Бога».

На 3-м часе кроме обычного 50-го псалма читаются 66-й («Боже, ущедри ны») и 86-й («Основания его на горах»). Первый из них говорит о том, что Бог дает нам путь спасения, а мы принимаем это и веселимся; второй описывает славу Сиона, которая состоит в том, что в нем явится Мессия.

Две стихиры, которые поются тут, говорят о том, что Единородный Сын Божий умалился здесь на земле – возлег в убогих яслях, а третья стихира продолжает тему одной из стихир 1-го часа, где говорилось о смущении Иосифа. Здесь Иосиф уже отвечает, что он проверил у пророков и принял весть от ангела, что Мария родит Бога.

Читать еще:  Не убий, не укради, заплати налоги...

Прокимен «Отроча родися нам, Сын, и дадеся нам» взят из книги пророка Исаии о рождении Мессии. Паремия из книги пророка Варуха повествует о явлении Бога на земле и призывает уверовать в это. Апостольское чтение читается из послания к Галатам, где говорится о пришествии веры, законе, усыновлении Богу, объединении во Христе всех (нет ни иудея, ни эллина, ни раба, ни свободного, ни мужского, ни женского полов). Также читается Евангельское чтение от Луки о Рождестве Христовом (о путешествии Иосифа и Марии на перепись в Вифлеем, о Рождении Богомладенца, положении Его в ясли, о том, как пастырям ангелы сообщили о рождении Мессии и они пошли поклониться Ему).

На 6-м часе из обычных псалмов остается только 90-й, а добавляются два псалма – 71-й («Боже, суд Твой цареви даждь»), который показывает Мессию как Сына царя, Которому поклонятся язычники (пророчество о поклонении волхвов), и 131-й («Помяни, Господи, Давида»), где говорится об обетовании роду Давида, что за ним сохранится навеки царский престол и что Сион избран для вселения Божия.

Первая из стихир этого часа говорит о том, как нам нужно встречать Мессию – очистившись умом, принести добродетели; вторая стихира призывает задуматься, что произошло величайшее событие – Бог стал плотью. Третья также призывает нас увидеть чудо, однако снова обращает внимание на Иосифа, который восхищается происходящими событиями.

Прокимен этого часа «Из чрева прежде денницы родих Тя. Клятся Господь и не раскается» взят из 109-го псалма о предвечном рождении Мессии. После этого читается паремия из книги пророка Исаии о рождении Мессии, где находится главное пророчество: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына». Апостольское чтение из послания к Евреям о предвечности и неизменяемости Сына Божия, а Евангельское чтение от Матфея передает рассказ о поклонении волхвов.

На 9-м часе сохраняется только его обычный 85-й псалом, а добавляются 109-й («Рече Господь Господеви»), один из центральных псалмов службы Рождества из-за своего мессианского содержания о предвечном Рождении Сына Божия и о победе Мессии, и 110-й («Исповемся Тебе, Господи») про избавление людей Богом и завете с Ним.

Первый особый тропарь последования на этом часе говорит о гневе Ирода и наполнен печалью об избитых им младенцах, второй содержит ответ Богородицы Иосифу на его недоумения по поводу Нее. Третья стихира построена по образцу известной стихиры Великой пятницы «Днесь висит на древе» – «Днесь раждается от Девы». Она подробно рассказывает о событии воплощения Христа, а заканчивается фразой: «Покланяемся Рождеству Твоему, Христе», произносимой трижды, и просьбой: «Покажи нам и Божественная Твоя Богоявления». Ввиду особой важности данной стихиры ее должен исполнять канонарх посередине храма.

Стихира построена по образцу известной стихиры Великой пятницы «Днесь висит на древе» – «Днесь раждается от Девы»

После этого устав предписывает в соборных храмах и по желанию в других произнести многолетие, что является остатком от присутствия в храме царских особ. После произнесения многолетия теперь уже хор должен исполнить еще раз стихиру «Днесь раждается от Девы».

Прокимен на 9-м часе «Мати Сион речет: человек, и человек родися в нем» взят из 86-го псалма и указывает на духовное многочадие Сиона из-за рождения в нем Мессии. Следующая за ним паремия из пророчества Исаии говорит о служении Мессии после Его рождения. Апостольское чтение из послания к Евреям говорит о главной цели служения Иисуса Христа – первосвященническом служении. Евангельское чтение же рассказывает про избиение младенцев и бегство Святого Семейства в Египет.

Затем совершается обычное последование изобразительных с кондаком предпразднства. После этого, согласно логике устава, должен быть расход, а около 13–14 часов люди собираются для Рождественской вечерни с Литургией святителя Василия Великого. На практике же эта вечерня совершается сразу же после последования Царских часов.

Итак, нынешнее последование часов навечерия Рождества Христова берет свое начало от царских часов Великой пятницы, которые изначально представляли собой дневное последование с пением 12 тропарей, посвященных Страданиям Иисуса Христа, и чтением пророчеств, Апостольских и Евангельских чтений о происходящих событиях. В настоящее время это последование включено в службу часов, в каком виде оно и стало служиться в Сочельник Рождества Христова в качестве уподобления службам Страстной седмицы для большего внимания в подготовке к величайшему празднику – приходу на землю Спасителя мира. Важнейшая тема Рождественских Царских часов – показать осуществление пророчеств о рождении ожидаемого еврейским народом Мессии в лице Иисуса Христа и Его значение не только для иудеев, но и для всего мира, так как Он Тот Самый ожидаемый всеми Избавитель людей от греха и смерти.

Царские часы. Справка

Часы – это краткое богослужение, установленное Церковью для воспоминания некоторых священных событий. Существуют первый, третий, шестой и девятый часы.

Трижды в год, накануне праздников Рождества и Крещения, в так называемые сочельники (6 и 18 января), а также в Великую Пятницу, совершаются особенные чинопоследования часов, которые в богослужебных книгах называются Великими, а в народе – Царскими.

Если какой-либо из сочельников попадает на субботу или воскресенье, то Царские часы переносятся на предшествующую пятницу, и в этот день не бывает литургии.

Царскими они называются потому, что в константинопольской церкви на них присутствовали императоры со всем двором, а в России на них всегда присутствовали и русские цари. Во время этих часов возглашались многолетия царям.

От обыкновенных часов Царские отличаются чтением некоторых особых псалмов взамен обычных. Основное содержание Царских часов – это пение псалмов, тропарей, кондаков, которые рассказывают или пророчествуют о евангельских событиях.

В навечерия Рождества Христова и Богоявления часы совершаются все вместе и отдельно от прочих служб.

Чин Царских часов составлен св. Кириллом Александрийским (IV в., Египет); Софроний, патриарх Иерусалимский, написал для них некоторые песнопения. В Великую пятницу Царские часы совершаются по чину св. Кирилла Александрийского.

Царские часы, составленные Кириллом Александрийским, состоят из иных псалмов, нежели обычные часы: в первый час читаются 5, 2, 21 псалмы; в третий час – 34, 108, 50; в шестой час – 53, 139, 90; в девятый час – 68, 69, 85.

Помимо псалмов, на каждом часе (а совершаются они подряд, с первого по девятый) читается паремия отрывок из Ветхого Завета, содержащий пророчество о воспоминаемом дне, текст из Апостола и Евангелия. Кроме того, поются особые тропари.

На первом часе читается вся первая глава Евангелия от Матфея (Мф 1:18–25), включающая родословие Христа и рассказ о его Рождестве в Вифлееме.

На третьем часе читается Евангелие от Луки (Лк 2:1–20) о рождении Иисуса Христа в яслях, о пещере, пастухах и ангелах.

На шестом часе – Евангелие от Матфея (Мф 2:1–12); на утрене читается рассказ евангелиста Матфея о рождении Спасителя, и на литургии – его же рассказ о поклонении волхвов.

На девятом часе читается Евангелие от Матфея (Мф 2:13–23) – рассказ об Иосифе Обручнике, об убиении невинных младенцев, о бегстве а Египет.

Царские часы совершаются при открытых Царских вратах. Посреди храма на аналое лежит раскрытое Евангелие. Священник начинает каждение храма и прихожан, и этим вспоминаются ливан (ладан) и смирна, принесенные восточными волхвами новорожденному Христу.
Затем следует Вечерня в соединении с Литургией. Во время Вечерни читается множество паремий, подобранных применительно к Великому празднику. В чтении паремий приоткрывается тайна Превечного Совета Божиего о спасении людей, торжественное исполнение тропарей, возвещающих об истинном этого Совета.

Часы заключаются чтением блаженн, как и перед преждеосвященной литургией, и многолетием.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

ВЕЛИКИЕ (ЦАРСКИЕ ) ЧАСЫ.

Трижды в год установлены особенные чинопоследования часов, которые в богослужебных книгах называются великими, а в народе – царскими.

Великими они названы потому, что служатся очень торжественно. Священник в фелони при открытых Царских вратах. В каждый час совершается каждение. В первый и последний – каждение всего храма, с горящей свечой, как на полиелее. В каждый час читаются паремии (от греческого – притча) – специальные ветхозаветные чтения, после них Апостол и Евангелие. Чтения из Священного Писания приурочены к празднуемому событию. Кроме того, псалмы, прокимны, тропари, кондаки – почти все молитвословия великих часов – посвящаются празднику (Рождеству Христову, Крещению Господню либо Страстям Христовым).

Царские часы совершаются накануне праздников Рождества и Крещения, в так называемые сочельники (6 и 18 января), и посвящаются этим священным событиям, а также в Великую Пятницу – ради Страстей Господних.

Читать еще:  В Царском Селе освящен храм Святой Екатерины и открыт Дом молодежи

Народное название произошло от древней традиции Византии: на этих часах в кафедральном соборе был обязан присутствовать сам Император, для того оставлявший все государственные дела. Россия восприняла традиции церковных служб от Византии, и наши благоверные государи неукоснительно следовали этому правилу.

Помимо псалмов, на каждом часе (а совершаются они подряд, с первого по девятый) читается паремия – отрывок из Ветхого Завета, содержащий пророчество о воспоминаемом дне, текст из Апостола и Евангелия. Кроме того, поются особые тропари.

И великие часы – это первый шаг к Богу Переступая порог храма, мы будто бы входим в пещеру, где нас ждет Бог. И нам нужно соединиться с Ним по мере возможностей. Следует почтить Его в первую очередь. Важно наполниться не общественными традициями Рождества (это потом), но Духом Рождества, с Которого все начинается. А Он стяживается на богослужениях этих прекрасных, радостных величественных дней, в которые воспоминаются события спасения Богом человека.

Если какой-либо из сочельников попадает на субботу или воскресенье, то царские часы переносятся на предшествующую пятницу, и в этот день не бывает литургии. Нет сейчас в России благоверных государей, но царские часы не престают быть таковыми. Ведь в храмах Своей благодатью присутствует Царь Небесный. Не забудем же о великих часах, ибо именно с них начинается празднование Рождества и Крещения, и ими предваряется Пасха в Великую Пятницу.
В светлый праздник Рождества Христова хочется, дорогие братья и сестры, всем нам в хаосе мирском разглядеть эту нежную сияющую звезду, ведущую нас к Богомладенцу.

Что такое великие (царские) часы в канун Рождества Христова?

Читайте більше

Скоро Різдво

  • Чи можна православним зустрічати Новий рік?
  • Есть свободные места… Для кого их «держат» в Царствии небесном?
  • Найкрасивіші колядки — у виконанні улюблених хорів
  • Как красиво Рождество – смотрите на «Православии в Украине». Три подборки от иконописца
  • ТЕКСТ службы Навечерия Рождества Христова: Царские часы и Вечерня с Литургией

перевод богослужений

  • Богослужебный детектив. Часть 2. Расследование по делу «17-й кафизмы (Непорочны)»
  • Крещение Господне/Богоявление — поняли ли мы, что отпраздновали?
  • ТЕКСТ службы Страстей Господних (12 Евангелий)
  • ТЕКСТ РОЖДЕСТВЕНСКОЙ СЛУЖБЫ. Читайте и скачивайте
  • Неделя праотцев. Перевод и толкование воскресных чтений

Також у розділі

Тексти богослужінь

Нове на сайті

  • УВАГА! Сайт Відкритого православного університету переїхав за новою інтернет-адресою: OOU.org.ua

Вы здесь

ТЕКСТ службы Навечерия Рождества Христова: Царские часы и Вечерня с Литургией

Ча­сы — служ­бы, спе­ци­аль­но ус­та­но­в­лен­ные для ос­вя­ще­ния оп­ре­де­лён­ных ча­сов, чем-ли­бо зна­ме­на­тель­ных в ис­то­рии на­ше­го спа­се­ния, в бла­го­дар­ность за про­ис­шед­шие в них со­бы­тия.

Но так как спа­се­ние на­ше со­вер­ше­но стра­да­ни­я­ми Хри­сто­вы­ми, то и от­дель­ные мо­мен­ты это­го ве­ли­ко­го де­ла бы­ли тяг­чай­ши­ми в жиз­ни Спа­си­те­ля. Поэтому чув­ст­во бла­го­дар­но­сти за спа­се­ние не мо­жет не рас­тво­рять­ся сле­за­ми со­стра­да­ния Хри­сту и пе­ча­ли о наших гре­хах, при­вед­ших Его на Крест.

Потому служ­ба ка­ж­до­го из ча­сов, ко­то­рых Пра­во­слав­ная Цер­ковь че­ст­ву­ет че­ты­ре: 1, 3, 6 и 9, но­сит скорб­но-по­ка­ян­ный ха­ра­к­тер. Эта служ­ба для всех ча­сов име­ет один и тот же чин (схе­му), со­вер­шен­но не по­хо­жий на чин дру­гих служб а имен­но, ус­ту­па­ю­щий им в тор­же­ст­вен­но­сти.

В по­с­лед­ний день пе­ред празд­ни­ком со­вер­ша­ет­ся на­ве­че­рие Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва (Ро­ж­де­ст­вен­ский со­чель­ник), сви­де­тель­ст­ву­ю­щее об осо­бен­ной ва­ж­но­сти на­сту­па­ю­ще­го тор­же­ст­ва, ибо на­ве­че­рия бы­ва­ют толь­ко пе­ред ва­ж­ней­ши­ми празд­ни­ка­ми.

В Пра­во­слав­ной Цер­к­ви в На­ве­че­рие со­вер­ша­ют­ся ча­сы, на­зы­ва­е­мые Цар­ски­ми, по­то­му что из­дав­на на этом Бо­го­слу­же­нии при­сут­ст­во­ва­ли ца­ри, по­кло­ня­ясь но­во­ро­ж­дён­но­му Ца­рю ца­рей.

Цар­ские ча­сы на­чи­на­ют­ся и со­вер­ша­ют­ся при от­кры­тых цар­ских вра­тах, сре­ди хра­ма, пред Еван­ге­ли­ем, по­ло­жен­ным на ана­лое, как бы в зна­ме­ние то­го, что ны­не Спа­си­тель уже не та­ит­ся, как неко­г­да во мра­ке вер­те­па, но си­я­ет всем на­ро­дам. Пред Еван­ге­ли­ем вос­ку­ря­ет­ся ка­диль­ный фи­ми­ам, в вос­по­ми­на­ние ла­да­на и смир­ны, при­не­сён­ных вол­хва­ми но­во­ро­ж­дён­но­му Хри­сту.

На­зва­ние «цар­ские» эти ча­сы по­лу­чи­ли толь­ко на Ру­си. Это бы­ло свя­за­но с их осо­бой тор­же­ст­вен­но­стью, а так­же с ви­зан­тий­ским обы­ча­ем при­сут­ст­вия им­пе­ра­то­ра во вре­мя их со­вер­ше­ния; византийскую тра­ди­цию про­дол­жа­ли мо­с­ков­ские ца­ри. Ме­ж­ду тем в ста­рых Ти­пи­ко­нах та­ко­го на­зва­ния не бы­ло. По­э­то­му бо­лее вер­ным и со­г­ла­с­ным с древ­ни­ми Ус­та­ва­ми бы­ло бы на­зва­ние ча­сов «вели­ки­ми».

Ча­сы во­об­ще пред­ста­в­ля­ют со­бой служ­бу, ко­то­рая пред­на­зна­че­на для бо­го­слу­жеб­но­го про­сла­в­ле­ния свя­щен­ных вре­мён и сро­ков, со­еди­нён­ных с де­лом на­ше­го спа­се­ния. С ли­тур­ги­че­с­кой то­ч­ки зрения Цар­ские Ча­сы Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва со­ста­в­ля­ют од­но це­лое с ве­чер­ней это­го дня, ко­то­рая уже яв­ля­ет­ся ве­чер­ней на сам празд­ник Ро­ж­де­ст­ва, что под­чёр­ки­ва­ет не­пре­рыв­ность со­бы­тий священной ис­то­рии в со­от­вет­ст­вии с по­ве­ст­во­ва­ни­ем Еван­ге­лия.

В от­ли­чие от все­днев­ных и ве­ли­ко­по­ст­ных ча­сов, Цар­ские Ча­сы вос­хо­дят к «пе­с­нен­но­му по­с­ле­до­ва­нию», ле­жа­ще­му в ос­но­ве Ус­та­ва ве­ли­кой цер­к­ви св. Со­фии в Кон­стан­ти­но­по­ле, на бо­го­слу­же­ни­ях ко­то­рой при­сут­ст­во­вал им­пе­ра­тор Ви­зан­тии.

Со­вер­ша­ют­ся Царские Часы на­ка­ну­не празд­ни­ков Ро­ж­де­ст­ва и Кре­ще­ния, в так на­зы­ва­е­мые Со­чель­ни­ки (6 ян­ва­ря и 18 ян­ва­ря), и по­свя­ща­ют­ся этим свя­щен­ным со­бы­ти­ям, а так­же в Ве­ли­кую Пятницу — ра­ди Стра­стей Гос­под­них.

Псал­мы для Цар­ских ча­сов не яв­ля­ют­ся псал­ма­ми, чи­та­ю­щи­ми­ся за все­днев­ны­ми ча­са­ми; они осо­бен­ные для ка­ж­до­го из трёх дней, ко­г­да чи­та­ют­ся эти ча­сы. По­ми­мо псал­мов, на ка­ж­дом ча­се (а соверша­ют­ся они под­ряд, с пер­во­го по де­вя­тый) чи­та­ет­ся па­ри­мия — от­ры­вок из Вет­хо­го За­ве­та, со­дер­жа­щий про­ро­че­ст­во о вспо­ми­на­е­мом дне, текст из Апо­сто­ла и Еван­ге­лия. Кро­ме то­го, по­ют­ся осо­бые тро­па­ри.

По благословению настоятеля Троицкого Ионинского монастыря епископа Обуховского Ионы (Черепанова) предлагаем текст богослужения в Рождественский Сочельник. Служба содержит тексты песнопений праздника, но составлена так, чтобы отображать богослужение именно в Ионинском монастыре.

Читайте также:

ТЕКСТЫ ВСЕХ СЛУЖБ СМОТРИТЕ НА САЙТЕ ОБЩЕСТВА им. М.Н.Скабаллановича.

Что такое великие (царские) часы в канун Рождества Христова?

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

  • Свежие записи
  • Архив
  • О нас
  • Сохранить на память

Царские часы Рождества

В пятницу 5 января утром Литургии не положено. Вместо нее совершаются Царские часы. Начало Богослужения в 8:00.

«В Православной Церкви в Навечерие совершаются часы, называемые Царскими, потому что издавна на этом Богослужении присутствовали цари, поклоняясь новорождённому Царю царей.

Царские часы начинаются и совершаются при открытых царских вратах, среди храма, пред Евангелием, положенным на аналое, как бы в знамение того, что ныне Спаситель уже не таится, как некогда во мраке вертепа, но сияет всем народам. Пред Евангелием воскуряется кадильный фимиам, в воспоминание ладана и смирны, принесённых волхвами новорождённому Христу.

Стихиры первого часа, глас 8

Вифлееме, уготовися, / благоукраситеся, ясли, / вертепе, приими: Истина прииде. / Сень мимотече, и Бог человеком от Девы явися, / вообразився якоже мы и обожив плоть. / Тем Адам обновляется, со Евою зовуще: / на земли благоволение явися спасти род наш.

Перевод: Вифлеем, готовься, / да устраиваются ясли; / пещера, принимай: Истина пришла. / Тень пробежала, и Бог человеком от Девы явился, / приняв образ подобный нам и обожив то, что принял. / Потому Адам обновляется, с Евою восклицая: / “На земли благоволение явилось, чтобы спасти род наш!”

Ныне пророческое прорицание исполнитися грядет, / тайно глаголющее: / и ты, Вифлееме, земле Иудова, / никакоже наречешися менши во владыках, / предуготовляющи вертеп: / из тебе бо ми изыдет Игумен языков во плоти, / от Девы Отроковицы Христос Бог, / Иже упасет люди Своя новаго Израиля; / дадим Ему вси величие.

Перевод: Ныне таинственно спешит исполниться / пророческое предсказание, гласящее: / “И ты, Вифлеем, земля Иудина, / никак не меньший среди правителей, / ты, предутовляющий пещеру; / ибо из тебя выйдет для меня во плоти от Девы Отроковицы / Предводитель племен, Христос Бог, / Который будет пасти народ Свой, новый Израиль”. / Воздадим Ему все величие!

Слава, глас 8: Сия глаголет Иосиф к Деве: / Марие, что дело сие, еже в Тебе зрю? / Недоумею, и удивляюся, и умом ужасаюся; / отай убо от мене буди вскоре. / Марие, что дело сие, еже в Тебе вижу? / За честь – срамоту, за веселие – скорбь, / вместо еже хвалитися, укоризну ми принесла еси. / Ктому не терплю уже поношений человеческих, / ибо от иерей из Церкве Господни яко непорочную Тя приях, / и что видимое?

Перевод: Так говорит Иосиф Деве: / “Мария, что такое, вижу я, случилось с Тобой? / Недоумеваю, и изумляюсь, и умом поражаюсь; / удались же тайно от меня скорее. / Мария, что такое, вижу я, случилось с Тобой? / Вместо чести – позор, вместо радости – скорбь, / вместо похвал Ты укор мне принесла! / Больше не вынести мне порицания от людей, / ибо от священников из храма Господня как непорочную я взял Тебя, / и вот, что за зрелище?”

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector