1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Московский Кремль — державный венец России

Содержание

Московский Кремль — державный венец России

Адрес: Россия, Москва
Начало строительства: 1482 год
Окончание строительства: 1495 год
Количество башен: 20
Длина стены: 2500 м.
Основные достопримечательности: Спасская башня, Успенский собор, Колокольня Ивана Великого, Благовещенский собор, Архангельский собор, Грановитая палата, Теремной дворец, Арсенал, Оружейная палата, Царь-пушка, Царь-колокол
Координаты: 55°45’03.0″N 37°36’59.3″E
Объект культурного наследия Российской Федерации

Чудов монастырь появился на территории посольства Золотой Орды

Сергей Викторович, можно ли надеяться, что решение о восстановлении монастырей все-таки будет реализовано? Или от этой идеи отказались окончательно?

— Чтобы ответить на этот вопрос, нужно начать издалека, с истории этого уникального места.

Наиболее почитаемый мужской монастырь в Московском Кремле — Чудов — был основан в 1365 году митрополитом Алексием. История появления этого монастыря такова.

Алексий был достаточно серьезным политиком и дипломатом. Однажды он предпринял поездку в Золотую Орду и во время этой поездки излечил от слепоты ханшу Тайдуллу. В знак благодарности золотоордынский хан передал митрополиту землю в юго-восточной части Московского Кремля. Ранее эта территория принадлежала Колымажному двору, где находилось посольство Золотой Орды в Московском Кремле.

Именно там митрополит закладывает церковь Чуда Архангела Михаила в Хонех. Именно с этого храма началась история кремлевских святынь.

Несколько позднее, в 1390-е годы княгиня Ефросинья, вдова Дмитрия Донского, основывает рядом со Спасской башней еще один монастырь, который получил название Вознесенского. Монастырь был построен на месте светлицы княгини, отсюда она провожала своего супруга на Куликовскую битву.

Чудов монастырь, 1900-е годы

Чудов и Вознесенский монастыри переживали самые разные времена, перестраивались вместе с Кремлем. Последние изменения относятся ко времени изгнания Наполеона из России. Тогда монастыри достаточно сильно пострадали.

В тяжелом состоянии оказалась восточная часть монастырей, которая выходила к Спасской башне. Дело в том, что Спасская башня была заминирована, но, к счастью, ее не успели взорвать: в последний момент потушили горящие фитили.

После Отечественной войны 1812 года восстановлением двух святынь занялась архитектурная комиссия под руководством Осипа Бове. Если монастыри в целом уцелели, то церковь Святого Георгия в составе одного из монастырских комплексов была сильно разрушена.

На ее месте решили возвести Храм Святой Екатерины в неоготическом стиле. Между прочим, он неплохо вписался в существующую застройку, сочетаясь с готическими мотивами шатра Спасской башни.

В таком виде оба монастыря просуществовали до декабря 1929 года, когда было принято решение об их сносе. Музейным работникам удалось вывезти часть иконостасов и уникальные надгробия великих русских княгинь. Дело в том, что именно в Вознесенском монастыре находились усыпальницы женской половины царской семьи. Они были перенесены в Архангельский собор.

Мы потеряли сами монастыри, но их подземная часть сохранилась — то есть все, что находилось ниже уровня земли, не было снесено. Мы практически обладаем всей подземной частью. Поэтому если все-таки будет принято решение о реконструкции двух святынь, это обстоятельство значительно облегчит дело.

Почему с восстановлением монастырей пока все-таки решили повременить? В чем причина? Нет денег? Не тот момент? Не посоветовали специалисты?

— Примерно год назад Президент России Владимир Путин дал поручение проработать вопрос о возможности восстановления двух монастырей. Но, согласитесь, вначале здесь нужно провести весь комплекс научных исследований. Дело даже не в обсуждении этого вопроса с общественностью. Нужно провести тщательнее археологическое изучение этой древней территории. И такое изучение пока только начинается.

Снос 14-го корпуса Кремля

Кроме того, Кремль является особо охраняемой территорией ЮНЕСКО, и любые действия здесь согласуются с этой уважаемой международной организацией. Я бы сказал так: сейчас говорить о восстановлении монастырей преждевременно с точки зрения тех процедур, которые нужно пройти.

Самая ценная находка для археологов — древняя свалка

Всем понятно, что Московский Кремль — это ценнейший объект исследований для историков и археологов. Поэтому решение об археологических раскопках на территории Кремля было воспринято научным сообществом как уникальный дар, значимость которого чрезвычайно велика…

— Безусловно, это так. Во всяком случае, первые же сделанные шурфы показывают, что подземная часть находится в удовлетворительной степени сохранности.

Раскопки, которые сейчас проводятся, дали очень хорошие результаты. Удалось вскрыть часть некрополя Чудова монастыря, который (опять же чудом!) не был разрушен при строительстве 14-го корпуса. В этом месте вполне могут быть найдены еще более древние слои. Ведь на месте Чудова монастыря, напоминаю, находилось подворье Золотой Орды!

Проведение работ на месте снесенного 14-го корпуса

Как известно, на государственном уровне принято решение о проведении в Кремле комплексных археологических исследований. Как долго они могут продлиться?

— Археологические изыскания — дело не быстрое. На месте древней церкви Чуда Архангела Михаила сейчас идут активные исследовательские мероприятия. На ближайшие годы это огромная работа для российских археологов.

Должен сказать, что здесь ожидаются серьезные археологические находки. Ведь культурный слой в этом месте насчитывает не один, не два и не пять метров. В свое время по территории Чудова монастыря проходил ров Ивана Калиты — тут пролегал овраг, превращенный в оборонительный ров. Впоследствии туда сбрасывали все ненужное. В результате, возможно, мы найдем «кладбище бытовых вещей», ценность которого для сегодняшних исследователей трудно даже определить.

Новодел — это не всегда плохо

Как Вы считаете, Сергей Викторович, если ничего не сохранилось от исторического памятника, стоит ли возводить новодел? И в каком виде это может быть сделано?

— Сложный вопрос. Не рискну однозначно на него ответить. Приведу пример: самое начало Никольской улицы. В 1926 году там был отреставрирован храм, который построили после окончания польской интервенции. Однако уже в 1929 году он был снесен советской властью. В результате в этом месте оказалась непонятная зияющая пустота.

В таком виде территория в самом центре Москвы просуществовала до начала 1990-х годов. Московские власти приняли решение восстановить храм. Причем пошли не по пути возрождения того храма, который был разрушен, а по пути восстановления храма, который строил еще князь Дмитрий Пожарский.

Чудов монастырь. Рисунок XVIII века

Слава Богу, обмеры старого здания сохранились. Восстановленный храм на 70% — новодельный, но зиявшая до него проплешина в архитектурном облике Никольской улицы очень портила вид этой части Красной площади. Фактически произошло возрождение древней градостроительной среды. Поэтому считаю, что здесь возрождение было логичным шагом.

Дворец Алексея Михайловича в Коломенском — тоже новодел, но очень, по-моему, качественный. Сразу создается представление о той эпохе, о людях…

— Насчет Коломенского согласен. Действительно, удачная реконструкция. Достаточно удачный опыт и восстановление дворца в Царицыно. Там смогли сделать настоящую культурно-историческую площадку. А вот стилизованный дворец в Измайлово, на мой взгляд, очень странный. Это как раз пример современного китча.

На форумах муссируются слухи, что будет снесен Кремлевский дворец съездов?

— Ни о чем таком не слышал. Думаю, это из разряда слухов, не более. Что касается территории бывших монастырей, считаю огромным достижением то, что сейчас они вводятся в археологический оборот. Это очень важный момент в жизни Московского Кремля.

Какие еще перемены ждут сердце нашей родины?

— Очень важный момент, который сейчас обсуждается, — это оптимизация входных комплексов. И, как результат, создание более комфортной, с точки зрения туристов, зоны.

Уже работает один из таких комплексов в районе Кутафьей башни. Эти комплексы несут двойную нагрузку, обеспечивая безопасный, комфортный проход в Кремль и одновременно создавая безбарьерную среду для людей с ограниченными возможностями.

Еще один момент. Когда проходят массовые мероприятия в Кремлевском дворце, как правило, на входе скапливаются большие очереди. Теперь же люди смогут комфортно пройти на территорию Кремля.

Входной комплекс будет сооружен и в районе Спасской башни, он обеспечит вход в Кремль со стороны Красной площади.

Никакого урона Кремлю все это не нанесет. Ведь входные группы — это быстровозводимые сооружения, и их не нужно согласовывать с ЮНЕСКО.

Царственные гробницы

Вознесенская кремлевская обитель сразу заняла главенствующее положение в неофициальной табели о рангах московских девичьих монастырей. Здесь была похоронена великая княгиня Евдокия Дмитриевна, положив, таким образом, начало новой традиции — именно в стенах Вознесенского монастыря находили место последнего упокоения жены русских великих князей и царей. Фактически все представительницы царских династий Рюриковичей и Романовых были похоронены в стенах обители. До первой половины ХХ века в юго-западной части храма находились 35 белокаменных гробниц. Так, в храме покоились жена Ивана III Софья Палеолог, мать Ивана IV Грозного Елена Глинская, мать Петра I Великого Наталья Кирилловна.

Читать еще:  Мастер необычного ремесла

Вознесенский монастырь неоднократно перестраивался. Причиной тому как обветшание храмов и зданий, так и периодически случавшиеся в Кремле пожары. Последний раз Вознесенский собор принципиально меняет свой облик в 1588 году. Тогда, при царе Федоре Иоанновиче, старый храм разбирают и на его месте возводят церковь с тем же названием, причем, по желанию заказчика, он выглядит как несколько уменьшенная архитектурная копия Архангельского собора Московского Кремля. Собор неоднократно восстанавливался и подновлялся и позднее — в XVIII и XIX веках, дожив в неизменном виде до начала XX столетия.

Наиболее узнаваемой из всего комплекса построек Вознесенского монастыря Девятов называет церковь Великомученицы Екатерины. Ее внешний вид в неоготическом стиле, пожалуй, был самым необычным на территории Московского Кремля. «В конце XIX века церковь была полностью отремонтирована и отреставрирована, специально для нее заказан новый огромный, очень тонкой работы мраморный иконостас. К сожалению, он безвозвратно погиб при разрушении монастыря», — отметил Девятов.

Апокалипсис и Страшный Суд

Апокалипсис состоит из трёх частей.

Часть первая: явление божества на небе. Сын Божий изображен в виде Агнца. Он будет открывать закрытую на 7 печатей книгу. После снятия каждой печати поскачут всадники Апокалипсиса.

Часть вторая: на землю обрушиваются страшные беды – болезни, войны, землетрясения, цунами и т.д.

Часть третья: Страшный суд.

Подробно все сцены Апокалипсиса мы описали в статье “Ковёр Апокалипсиса”. Восхищались гобеленом со сценами из Откровения Иоанна Богослова во французском городе Анже (Angers).

Страшный Суд. Центральная часть композиции

В самом верхнем регистре слева и справа от окна изображена Троица новозаветная. Этот сюжет помещается в круг, символизирующий вечность. Фигура в белом олицетворяет Бога Отца, фигура в золотом одеянии – Бог Сын, а над ними в виде голубя распростёр крылья Бог Святой Дух.

В композиции Страшный суд Христа изображают сидящем в голубом кругу – символе неба, на радуге, в золотистых одеждах. Под окном изображён голубой круг и в нём на радуге восседает Христос. Под ореолом Христа Судии изображена “Рука Божия”, держащая души праведные и весы. Слева Христу предстоит Божья Матерь, справа – Иоанн Предтеча.

Слева и справа от предстоящих написаны апостолы и святые. Апостолы сидят, по шесть с каждой стороны. Их головы венчают нимбы.

В день Страшного Суда Господь призовет души всех когда-либо живших на Земле людей для того, чтобы судить об их деяниях. Весы помещены в центр сцены. Здесь же видим “Престол уготованный”. На него возложены орудия страстей Христовых – крест, копьё, губка с уксусом и багряница – одежда поругания Христа.

По числу добрых дел судят о дальнейшей судьбе человека. Если добрые дела перевешивают, человек отправляется в рай. Какого христианина считают праведником? Даже монаха нельзя назвать безгрешным, потому что безгрешным был только один человек – Иисус Христос, Сын Божий. Все люди совершают грехи – вольно или невольно. Главная задача верующего – задуматься о своих грехах, пережить их в душе. Тогда весы добрых дел перевесят, и душа праведника попадает в рай.

Левая часть композиции Страшный суд. Рай

Рай в композиции “Страшный суд” всегда изображают слева от зрителя и по правую руку от Иисуса Христа.

Левая часть композиции “Страшный суд”

В центре левой части видим разноцветные домики с шатровыми крышами. Они символизируют рай. Внутри шатров помещены праведники с золотыми нимбами над головами.

Внизу находятся врата рая. Они зеленоватого цвета с золотой дверью. Справа от врат стоит человек в желтом плаще. Это апостол Пётр.

В правой руке у него ключи от врат рая. Изображение ключей сохранилось плохо. Ключом апостол Пётр отпирает дверь рая.

Слева от врат изображён Авраам. Эта композиция называется «Авраамово лоно». Авраам – праотец. Его изображают в красных одеждах с нимбом на голове. В руках у Авраама маленькие человечки.

Это души тех, кто ещё не попал в рай. Апостол Пётр сейчас откроет для них врата рая и они присоединятся к праведникам.

Адам, Ева, змей на фреске “Страшный суд”

Возвращаемся в центр композиции. Слева и справа от весов помещены коленопреклонённые фигуры Адама и Евы.

Под весами значительную часть стены занимает фреска с изображением змея. Тварь олицетворяет грех.


Змей тянется к ноге Адама, искушая лижет его пятку.

Первыми на Суд Божий призываются прародители Адам и Ева, потому что они совершили первородный грех. Кольца на змее означают грехи человеческие. Самым главным и самым тяжелым грехом считается гордыня. Первое кольцо от головы змея обозначает грех гордыни. Адам и Ева повинны в этом грехе.

Грех Адама и Евы заключался в том, что они нарушили Закон Божий. Бог запретил вкушать плоды с Древа Познания добра и зла. Прародители возомнили себя равными Богу и позволили себе то, что позволяет Господь. Нарушив запрет и вкусив плоды, совершив грех гордыни, они были изгнаны из рая. Жили Адам и Ева как простые люди в трудах, горестях, бедах и болезнях.

Похоронили Адама под горой Голгофой. Когда же Иисуса Христа распяли на Голгофе, в момент его гибели случилось землетрясение. Гора Голгофа раскололась и началась сильная гроза. Вода, смешавшись с кровью Христа, по кресту стекла в трещину, попала на кости и череп Адама. Таким образом кровью Христа был смыт первородный грех. На иконах “Распятие Христа” часто помещают череп и перекрещенные кости. Это изображение Адамовой головы под горой Голгофой.

Колец на змее гораздо больше, чем 7 смертных грехов, их 10. К ним относятся зависть, гордыня, гнев, уныние, пьянство, чревоугодие, сребролюбие, блуд, тщеславие, и другие их порождающие.

Внизу центральной части композиции сразу над входом увидим ангелов, низвергающих копьями грешников в ад, где их ждут вечные муки.

Правая часть фрески Страшный суд. Ад

Если человек в своей жизни не задумывался о своих грехах, то душа грешника попадает в ад. Ад всегда помещают по левую руку от Христа, по правую от зрителя.

В правой части среднего регистра фрески стоит группа людей.

У них нет нимбов над головами. Судя по одеяниям в них угадываются иноверцы: с воротниками жабо. Есть люди в чалмах на голове.

По мнению художника XVII века иноверцев минет Благодать Божия, в рай они не попадут.

Фреска “Земля и Вода отдают своих мертвецов”

В нижнем регистре справа помещена композиция «Земля и Вода отдают своих мертвецов». Она представляет собой круг, в круге зелёный квадрат, а в нём женщина с крыльями в развивающихся зелёных одеяниях.

В день Страшного Суда ангелы будут трубить в трубы с четырёх сторон света. По четырём углам квадрата изображены ангелы с трубами. Они будут призывать на Страшный суд.

Женщина в зелёных одеяниях символизирует Землю. Над ней летят белые птицы. Это души тех, кого похоронили в земле.

Круг, тёмно-синий контур вокруг зелёной земли означает воду. Тех, кто утонул в воде, тоже призовут на Суд Божий.

В церкви свечи за усопших ставятся на канун. Канун всегда бывает квадратной или прямоугольной формы. Углы символизируют четыре стороны света.

Изображение ада на фреске Страшный Суд

Внизу под сценой “Земля и Вода отдают своих мертвецов” изображены разноцветные круги.

Таким образом изображают круги мучений, которые ждут человека за разные виды грехов. В некоторых храмах эти круги подписаны. Даже есть изображения тех мучений, которые ждут грешников за конкретные грехи. Например, за прелюбодеяние – поджаривают пятки огнём, за лжесвидетельство подвешивают за язык и т.д.

В центр нижнего регистра правой части фрески помещают изображение зверей в голубом кругу. Это символы падших царств. В некоторых храмах они подписаны. Это Римское, Вавилонское, Македонское и Персидское царства.

Слева от изображения символов падших царств видим двух ангелов в красном кругу. Справа – Архангел Михаил. Слева – не ангел, а пророк Даниил. Его изображают в короне, она похожа на шапочку.

Именно пророчества Даниила навеяли образ падших царств.

Огонь ада

Красное поле внизу правой части западной стены обозначает огонь ада.

В центре ада сидит Сатана с душой Иуды. Душа предателя показана в виде человечка, сидящего на коленях у Сатаны.

Иуда предал Христа в Гефсиманском саду за 30 серебряных монет. Его подкупили стражники Понтия Пилата. Воины не знали в лицо Иисуса Христа. Иуда подошёл к Спасителю и поцеловал его, указав таким образом на Сына Божия.

У столба в белой набедренной повязке показан ещё один персонаж.

Кто этот человек – неизвестно. Но его судьба уже предрешена, он попадает в ад. Какие его ждут мучения – неизвестно и он стоит в ожидании приговора.

Выражение «стоять, как неприкаянный» происходит из представлений о Страшном суде.

Апокалипсис заканчивается победой добра над злом и установлением царства добра и справедливости.

Два слова о методике показа сцены Страшного суда. Богословская последовательность предписывает сначала обратить внимание на центр композиции, затем – на левую часть, рай, и в заключении описывать ужасы ада. Я бы предпочла нарушить последовательность и завершить историю рассказом о рае. В таком ключе композиция “Страшный суд” приобретает мажорные ноты.

Читать еще:  Все права на публикацию новой книги Папы получил издательский дом Mondadori

Статья написана по материалам лекции сотрудника музея-заповедника Московский Кремль Ольги Труфановой. Использовалась книга Т.В.Толстая “Успенский собор”, М., 2009.

Архитектурные особенности храма

Благовещенский собор состоит из нескольких построек разного времени, гармонично сочетающихся между собой.

От трехглавого к девятиглавому

Первоначальный каменный храм в форме квадрата венчался тремя главами. От столпа, расположенного в центральной части, расходились к каждой стороне низкие арки. Крестово-купольную постройку окружали крытые галереи. Специальные переходы связывали храм с кремлевскими палатами.

В 1563 году князь Иван IV в честь победы над половцами приказал перестроить храм, возведя на четырех углах крытой галереи небольшие одноглавые церкви-приделы. На восточной стороне крыши возвели два барабана с куполами. Так трехглавый храм стал девятиглавым.

Псковская архитектура

Четырехстолпный, трехаспидный, крестово-купольный белоснежный храм расположен на высоком подклете. Элементы псковской архитектуры проявляются во внешнем украшении храма: каменная кладка образует на стене углубления треугольной формы, поребрик, выложенный вдоль стен.

Полукруглые выступы в стене украшает аркатурный пояс – декоративные украшения в виде ряда глухих арочек, опирающихся на колонки. Стены украшают узорчатые пояса.

Украшения Благовещенского собора

Пол храма выложен из ценных благородных камней: мрамора, агата, яшмы, присланных царю Алексею Михайловичу в дар персидским шахом. Сын Ивана Грозного, Федор Иоаннович, желая преумножить красоту кремлевского храма, установил на центральной главе крест из чистого золота.

Весть об этом разнеслась по миру, так что золотой крест долго искал Наполеон, желая завладеть золотом кремлевского храма. Судьба усмехнулась ему в ответ: полководец, перепутав главы соборов, приказал снять крест с колокольни Ивана Великого, всего лишь позолоченный, но не золотой.

Позолоты на храме Благовещенья было так много, что храм, блиставший на солнце, назвали Златоверхим. В XVI веке итальянские резчики украсили резьбой северный и западный порталы собора. Здесь проходили торжественные процессии, следуя на Соборную площадь, поэтому главные входы так торжественны и нарядны.

Затейливая резьба с пышными вьющимися растениями, сложные цветочные гирлянды в позолоте украшают входы в собор. Железные двустворчатые двери украшены ажурными коваными решетками. На полотнищах дверей – сцены Благовещенья и пророки, возвестившие о скором пришествии Спасителя.

Интерьер и внутреннее обустройство

Внутри собор невелик. Проектируя внутреннюю часть собора, архитекторы ввели вертикальные конструкции, которые создают ощущение стремления вверх. Для усиления эффекта особым образом использовано освещение: нижнюю часть затемнили, а поток света льется из окон барабана сверху. Бесценны росписи храма, виртуозно выполненные знаменитыми иконописцами.

Росписи храма

Благовещенский собор впервые расписан в 1508 году. В центральной части храма – сцены из Апокалипсиса (Откровения Иоанна Богослова). Это пророчества о конце мира, втором пришествии Христа и Страшном суде. Наряду с библейскими мотивами в росписях стен, сводов и колонн изображены лики русских князей и античных философов.

Основное место в росписях храма – иллюстрации Евангелия: праздники и страсти, чудеса и притчи, явление Христа по воскресении. Здесь представлены «Жития» Василия Великого, Иоанна Златоуста.

Росписи демонстрируют тему преемственности власти великих князей и царей, ведь Благовещенский храм – домовая церковь. Изображения, расположенные на лопатках внутренних стен, прославляют русских князей: Владимира Мономаха и Александра Невского, Даниила Московского и Ивана Калиту, Дмитрия Донского и Ивана III.

Своды галереи занимает композиция «Древо Иессеево». Кроме родословной Христа здесь изображение пророков, праотцов и праматерей, библейские и евангелические сцены «Три отрока в пещи огненной», «Руно Гедеона», «Помазание Давида», «Рождество Христово», «Сретение», «Вознесение». Венец композиции – изображение Богоматери с Младенцем у западного входа в собор.

Православные святыни в росписях

На стене храма написан образ Благовещения: Пресвятая Дева Мария изображена у кладезя, черпающей воду. При виде Ангела в облаках она возводит на него взоры удивления. Ведь Архангел Гавриил явился Марии у колодца в Назарете, и Мария обрела благую весть о будущем рождении у Нее Спасителя.

В притворе благовещенского собора – чтимый образ Всемилостивого Спаса, перед которым негасимо горят свечи и лампады. От этого образа чудесную помощь получил кремлевский сановник, навлекший на себя царский гнев. К образу приходят люди, ожидая доброй вести и милости.

Здесь хранилась донская икона, поднесенная Дмитрию Донскому после куликовской битвы. В XVII столетии во имя этой иконы, не раз помогавшей России, построили Московский Донской монастырь.

Иконостас

В иконостасе Благовещенского собора – уникальная коллекция икон, выполненных выдающимися мастерами, расположенными в несколько рядов. Общий замысел пятиярусного иконостаса и прориси икон принадлежит Феофану Греку. Он же написал 3 центральные иконы: «Спас», «Богоматерь» и «Иоанн Предтеча», а также «Апостол Павел».

Андрей Рублев написал икону «Архангел Михаил» и 7 икон праздничного чина. Композиции выполнены на досках высотой более 2 метров и шириной 1 метр. При перестройке храмов работы перемещались в новый храм.

В центре иконостаса – образ Господа Вседержителя в окружении небесных чинов, по бокам – образы Богоматери и Иоанна Предтечи, обращенные в молении ко Христу. За ними – Архангел Михаил и Гавриил, апостолы Петр и Павел, святители Василий Великий и Иоанн Златоуст.

Праздничный ряд включает в себя 14 икон. В иконостасе Благовещенского собора пустует место для изображения царя, который правит в отдельный промежуток времени. После смерти монарха икону с его изображением перенесли в Архангельский собор, разместив на надгробье.

Священномученик Василий Анкирский

Икона в окладе.
Москва, мастерские Кремля, 1639 г.
Дерево, левкас, ткань, серебро, темпера, чеканка, резьба, гравировка.
Происходит из Архангельского собора Московского Кремля.

Мерная икона царевича Василия Михайловича была написана в 1639 г. в короткий срок его жизни (14-25 марта), вероятно, к крещению царевича – 22 марта 1639 г. Икона в Архангельском соборе помещалась в надгробном иконостасе над захоронениями первых Романовых. Икону отличает яркое художественное решение и определенная декоративность, появившаяся в золотых деталях одежд и оклада Евангелия и крупного растительного орнамента фелони.

Житие и чудеса Василия Блаженного

Наиболее древним источником, где сообщается о Блаженном Василии, является «Книга степенная царского родословия» (1563 г.). Полное житие было составлено по распоряжению св. патриарха Иова не ранее 1589 года, вскоре после канонизации святого в 1588 году. Древнейший список полного жития, а после него похвальное слово, описание чудес и два сказания содержатся в Четьи-Минеи за август.

На основании Святцев 1646 года и некоторых летописей XVII века, наиболее вероятным представляется, что Блаженный Василий родился в 1468 или 1462 году и преставился в 1552 году в возрасте 88 или 94 лет, то есть жил он в царствование Иоанна III Васильевича (1462-1505 гг.) и Иоанна IV Васильевича Грозного. Преставился же в правление митрополита Макария (1543-1564 гг.), который очень почитал и уважал святого еще при его жизни, а после смерти лично отпевал его, и через которого святой стал известен Ивану Грозному. Как говорится в Прологе 1660 г. и в Святцах 1646 г., Блаженный Василий родился «в царствующем граде Москве у Пречистыя Богородицы Владимирския на Елохове» — сегодня это Старая Басманная улица в Москве. Родители святого, Иаков и Анна, были небогаты, поэтому еще в детстве отдали мальчика на обучение к сапожнику, в мастерской которого у Василия впервые проявился пророческий дар. Однажды купец, который привез в Москву хлеб, заказал в мастерской сапоги, на что Василий рассмеялся и заплакал. Когда сапожник спросил его, почему он плачет, тот ответил, что купец, хоть и заказал сапоги, но надеть их не успеет, потому что совсем скоро умрет. Пророчество сбылось: уже на следующий день заказчик умер. Вскоре после этого события, в возрасте 16 лет, святой надевает вериги, принимает обет молчания и непрестанной умной молитвы и вступает в тяжелейший подвиг юродства Христа ради, в котором и пробыл до самой смерти — около 80 лет. Юродивых всегда почитали на Руси, считали Божьими людьми, отказавшимися от всех благ жизни, от собственных родных, умертвлявшими свою плоть голодом, холодом и веригами, очищенных Благодатью Святого Духа и потому дерзавших безнаказанно говорить правду в глаза кому угодно, даже самому царю. В Степенной книге Василий Блаженный назван «праведным нагоходцем», «самовольне обнаженным телеснаго одеяния», «не имеяше бо на телеси своем ни единаго рубища и стыдения не имуще, якоже первозданный преже преступления… Божия бо благодать греяше его. Огня же и мраза сильнейши плоть праведнаго сего бяше». Поэтому он также был известен под прозвищем Василий Нагой.

Вериги св. Василия Блаженного, ЦАК МДА

С его наготой связано чудо исцеления одной из торговок, которые разом ослепли после того, как посмеялись над наготой угодника Божия. Одна из них немедленно раскаялась, и тут же была исцелена по молитве святого Василия.

Он старался помогать всем, кто нуждался в помощи, а особенно тем, кто стыдился такую помощь просить. Однажды он отдал богатые царские подарки некоему иностранному купцу, который потерял свое состояние и уже голодал несколько дней, не смея, стыда ради, просить помощи из-за своего высокого статуса.

Часто блаженный посещал государственную тюрьму для винопийц, чтобы своим боговдохновенным словом наставлять на верный путь заблудших рабов Божьих, помогать им вернуться к нормальной христианской жизни.

Святой Василий имел обыкновение швырять камнями в углы домов благочестивых людей, а углы домов, где бесчинствовали, обычно обнимал и целовал. Когда его попросили объяснить такое странное поведение, его ответ был прост: когда в доме живет святость, то бесы не могут войти внутрь и стоят вне, а когда в доме грех, то туда не могут зайти ангелы, и уже они стоят снаружи. Василий же, видя стоящих снаружи бесов, швыряет в них камнями, а когда видит ангелов, то обнимает их и приветствует целованием, а вовсе не углы, как может показаться со стороны.

Читать еще:  Могущество маха-мантры

Однажды святой на рынке нарочно опрокинул лоток с калачами, а в другой раз разлил кувшин с квасом. Оба раза его начинали бить, будто он вредитель, но тут же выяснялось, что недобросовестный пекарь подмешивал в свои калачи известь и мел для экономии, а квас был перебродившим.

Однажды на глазах у изумленной толпы богомольцев камнем разбил образ Богородицы на Варва́рских воротах, с давних пор почитавшийся чудотворным. Когда паломники, приехавшие молиться у образа со всех уголков Руси, схватили его и стали бить «смертным боем», юродивый попросил их поскрести краску на иконе. Когда краску удалили, то, к ужасу окружающих, открылось, что икона была адописной: под ликом Богоматери скрывался второй слой с намалеванной «дьявольской харей».

Также блаженный, которого почитали уже при жизни, однажды принял от некоего боярина в дар дорогую лисью шубу и ходил в ней в мороз. Когда же разбойники захотели обманом отобрать у святого шубу, то попросили его для погребения укрыть ей тело одного из своих товарищей, который притворился для этого мертвым. Святой так и сделал, однако, увидев в Духе, что его обманывают, сказал обманщику: «шуба лисья, хитрая, укрой дело лисье, хитрое. Буди же ты отныне мертв за лукавство, ибо писано: лукавии да потребятся». Мнимый мертвец оказался после этого и вправду мертв.

Святой Василий отдает свою шубу лихим людям

Святого почитали также и иноземцы, считая его покровителем морских путешественников: летописи описывают случай, когда святой, будучи в Москве, утишил бурю в Каспийском море и спас тем самым торговые суда купцов.

Один купец задумал построить на Покровке в Москве каменную церковь, но трижды своды ее обрушивались. Купец обратился за советом к Блаженному, а он направил его в Киев: «Найди там убогого Иоанна, он даст тебе совет, как достроить церковь». Приехав в Киев, купец разыскал Иоанна, который сидел в бедной хате и качал пустую люльку. «Кого ты качаешь?» — спросил купец. «Родимую матушку, плачу неоплатный долг за рождение и воспитание». Тогда только вспомнил купец свою мать, которую выгнал из дома, и ему стало ясно, почему он никак не может достроить церковь. Вернувшись в Москву, он возвратил мать домой, испросил у нее прощения, и только после этого смог достроить церковь.

Также блаженный Василий имел славу прозорливца. В 1521 году в Успенском соборе Кремля ему было «огненное видение» от Владимирской иконы Божией Матери, возвещавшее гнев Божий на москвичей и скорое нашествие на Москву крымского хана Мехмет-Гирея, который опустошил в тот раз все окрестности Москвы так же, как и все земли на пути к Москве, и увел с собой огромный полон.

20 июня 1547 года он «прииде на монастырь Воздвижения Честнаго Креста, иже зовется на Острове, и ста пред церковию, к неиже умилно зря, умную молитву деиствуя и плача неутешно». Сегодня это район улицы Воздвиженка. Чрезвычайно долгой и проникновенной казалась окружающим эта молитва святого, очень глубокой была его печаль. На следующий день, 21 июня, в этом монастыре вспыхнул пожар, и началась на Москве, по выражению летописца, «буря велика, и потече огнь яко же молния». Это был самый ужасный пожар, который когда-либо бывал в городе. Царь с семьей бежал из Кремля на Воробьевы горы и издалека смотрел, как столица превращается в пепел. За день город был полностью уничтожен пламенем — не осталось ни одного дома, погибло людей «без числа».

Иоанн IV Васильевич был свидетелем подвигов блаженного и был его почитателем, хотя святой постоянно обличал царя за его жестокое отношение к подданным. Однажды во время трапезы у царя святой трижды вылил вино в окно, говоря, что он гасит пожар в Новгороде. Оказалось, что в это время в Новгороде действительно начался пожар, но не успел разгореться, потому что какой-то странный нагой муж заливал загоревшиеся дома. Новгородцы, приехавшие после этого события в Москву, опознали в святом Василии этого мужа.

В другой раз во время литургии в кремлевском Успенском соборе царь размышлял о постройке нового дворца на Воробьевых горах. Святой же спрятался в угол. На вопрос царя, почему блаженного Василия не было на службе, тот ответил, что он-то был, а вот царь ходил мыслью по Воробьевым горам и строил себе там дворец.

Отошел к Богу блаженный Василий 2 августа 1552 года. После смерти святого его мощи начали источать исцеления: слепые прозревали, немые начинали говорить. Самый невероятный случай произошел в 1588 году, когда святой был канонизирован: в течение августа по его молитвам исцелились 120 человек.

Святой был похоронен у церкви Святой Троицы на Рву. В память о взятии Казани в 1554 году на этом месте Иоанн Грозный приказал строить Покровский Собор, более известный сегодня как собор Василия Блаженного. В 1586 году мощи святого стали источать множество чудесных исцелений, поэтому в этом же году по приказу Федора Иоанновича над могилой был поставлен храм имени святого (сегодня это Васильевский придел Покровского храма), сооружена серебряная, вызолоченная и отделанная жемчугом и драгоценными камнями рака. Мощи святого покровителя Москвы до сего дня почивают в этом храме под спудом.

Сень над могилой Василия Блаженного

Как чиновники дворян выжили

«Как всё хорошо! Какое искусство! Это превзошло мои ожидания, — осмотрев Сенат, оценила труды Казакова Екатерина. — Нынешний день ты подарил меня удовольствием редким. С тобою я сочтусь, а теперь вот тебе мои перчатки, отдай их своей жене и скажи, что это в память моего к тебе благоволения». К перчаткам архитектору положили пожизненную пенсию в 2400 рублей. Каменщики на стройке получали от 10 до 36 рублей.

Тем временем в Екатерининском зале должны были проходить и заседания московского дворянства. Впрочем, собравшихся тут два раза дворян из Сената быстро выжили чиновники. И даже парадный Екатерининский зал оказался до потолка заставлен пыльными архивными шкафами. Кстати, во время наполеоновского нашествия на 300 подводах из Сената в Нижний Новгород эвакуировали лишь самые важные документы. На остальных наполеоновские вояки спали и топили ими печи: в здании «квартировали» аж два полка. Отступая, французы сняли с Сената статую Георгия Победоносца, а весь Кремль заминировали, но большую часть запалов наступавшие русские войска успели потушить. Статую — новую — поставили на Сенат уже в 1995 г., на то же место, куда её определил и сам Казаков: на купол (17) Овального зала. Сегодня это Представительский кабинет (12) . Авторскую копию статуи (1) , подаренную президенту Ельцину, передали на хранение в Президентскую библиотеку (9) .

После революции, в 1918 г., на место департаментов и присутственных мест в Сенат въехало советское правительство. На третьем этаже здания были оборудованы рабочий кабинет и квартира Ленина и Крупской (10) . Здесь же жила сестра Ленина — Маняша.

С Лениным по соседству

Стройплощадка будущего кремля находится рядом с популярным у костромичей местом прогулок — городским парком, а также памятником Ленину, который по иронии судьбы когда-то был установлен на пьедестал, предназначавшийся для монумента в честь 300-летия дома Романовых. Хотя вождь мирового пролетариата почти целый век взирает на прохожих с высоты своего постамента, разговоры о его сносе не прекращаются. Новый виток слухов связан и со строительством кремля. Как рассказали «Известиям» в костромской епархии, вопрос об изменении статуса парка или о сносе фигуры Ленина епархия поднимать не будет в надежде, что решение о судьбе памятника в будущем вынесет общественность.

— Памятник Ленину как создателю советского государства — это часть нашей истории, — считает историк Наталья Майорова. — Нам не нужно ее вычеркивать, не нужно пытаться забыть те 70 лет, которые были. В любом историческом явлении есть и положительное, и отрицательное. И Ленин, и кремль — это символы своих эпох.

Стройплощадка кремля находится рядом с популярным местом прогулок — городским парком, а также с памятником Ленину, который был установлен на пьедестал, предназначавшийся для монумента в честь 300-летия дома Романовых

Пример такого соседства существует уже многие десятилетия — это Собор Василия Блаженного и Мавзолей Ленина на Красной площади. Костромской кремль может стать еще одной иллюстрацией неразрывности двух эпох. Первое здание кремля — колокольня собора — будет достроена уже в августе. Далее на очереди — Успенский собор. В будущем туда планируют вернуть Феодоровскую икону Божией Матери. Полностью храмовый ансамбль Костромского кремля должен быть восстановлен в 2020 году, тогда же он откроется для прихожан и туристов.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector