0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Чудо преображения церкви на водах

Православная Жизнь

Мы часто желаем чудесных явлений и знамений свыше, но не всегда замечаем того, что происходит рядом с нами в повседневной жизни.

Иногда нечто чудесное нам представляется в лучшем случае достойным внимания, но зачастую разум человека не фокусируется на тех событиях, в которых принимает участие человек в сотрудничестве или соработничестве с Творцом.

Рождение любого человека в этом мире происходит по Воле Божией, но при участии людей. Так и рождение храма бывает не без рук человеческих, воли, желания и творческих способностей верующих. Бывает, что храм рождается дважды, первый раз во время строительства, а второй, в момент своего возрождения. Именно таким примером стала церковь Преображения Господнего в Гусинцах на водах великой реки Днепр.

Храм действительно изменился за последнее десятилетие, превратившись из руин в действующий храм Божий. На наших глазах произошло чудо воскресения храма. Как будто и не было полуразрушенной колокольни, на которой уже росли деревья, и не было стен храма, которые в моменты разлива реки могли стоять в воде и уже ждали скорого разрушения. Многие десятилетия он был заброшенным после затопления окрестных сел и оказался на маленьком островке посреди водохранилища. В 1969 году при проектировании нового водохранилища для нужд запланированной Каневской ГЭС было решено затопить ряд прибрежных сёл, в число которых попали и Гусинцы. В ходе строительства новой плотины в 1972–1978 годах жители затопляемых сёл были принудительно отселены. В настоящее время главным напоминанием о несуществующих Гусинцах является маленький островок возле левого берега водохранилища и Преображенский храм. Сейчас можно добраться к нему по воде на лодках, катерах или по мосту с другого берега, правда, по очень плохой лесной дороге.

Гусинцы находятся на левом берегу Днепра напротив Ржищева, в 77 километрах от Киева. До революции Гусинцы (старое название — Гусиное) входили в состав Переяславского уезда Полтавской губернии. Известно, что в 1862 году в селе насчитывалось 74 двора, в которых проживало 187 мужчин и 198 женщин. Название Гусинцы происходит не от слова гусь или гусеница, все намного проще. По архивным материалам, Преображенский храм был построен в 1822 году на средства местного помещика Гусинского. Строительство велось гусинскими крестьянами из кирпича, производимого на местном заводе, с использованием особо прочного раствора, благодаря чему двухсотлетнее здание, простоявшее 40 лет в заброшенном состоянии и в воде, не разрушилось. Старожилы вспоминают, что в начале ХХ века в Гусинцах был монашеский скит. Насельники собственными силами разводили скот, выращивали зерновые культуры, высаживали много плодовых деревьев, имели теплицы, даже выращивали арбузы. Была у них своя маслобойня, паровая мельница, к ним ездили молотить муку жители окрестных сел. В одном из помещений скита размещались больница. Скит был покинут в 1919 году в период безвластия и бандитских погромов, захлестнувших регион во время гражданской войны. От рук бандитов невинно погибли девять насельников.

Долгое время святыня, постепенно ветшая, в одиночестве боролась со стихией. Церковь частично подтапливалась во время весенних паводков. Затерянный островок обрастал камышом, а храм в Гусинцах – легендами. Особенно стойкой оказалась передаваемая из уст в уста история о раскатистом звоне колоколов, раздававшемся в церковные праздники. Казалось, что уже ничего не поможет, особенно колокольне, которая треснула «по живому» в нескольких местах, но чудеса случаются, и невозможное становится возможным. Сначала в 2008 г. при поддержке фонда «Богуслав» и по инициативе прихожан была зарегистрирована религиозная община Преображенского храма Украинской Православной Церкви. В 2009 г. Сошниковским сельским советом, на территории которой находится церковь, было принято решение о присвоении адреса для Преображенской церкви — урочище «Гусинцы» и оформлено право собственности. На месте запустения и изуродованного храма вознеслись первые молитвы. 19 августа 2009 г. в Преображенской церкви была проведена служба, посвященная храмовому празднику Преображения. В этот день приехали и млад и стар со всех окрестностей. Были и те, чья личная жизнь тесно связана с историей этого храма: кого-то крестили здесь, а кто-то венчался, ходил на богослужения. В Писании сказано: «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:19-20).

Десять лет назад храм начали восстанавливать. По словам наместника Кирилловского монастыря архимандрита Варлаама (Озимока), вид заброшенного храма его очень расстроил, и сердце защемило от увиденного. Бог положил на сердце мысль о восстановлении храма, но это испугало сначала архимандрита, ведь это казалось нереальным и невозможным в связи с огромными необходимыми вложениями, да и вообще…как можно восстановить храм на воде? «Ты начни, а Я помогу» –отозвалось в его душе, и, несомненно, это было от Бога. Доброе начинание произошло. Заключение специалистов, делавших экспертизу по состоянию строений, было обнадеживающим: храм и колокольню можно восстановить, но срок их жизни оценивался двумя годами. Нужно было торопиться и напрягать все свои силы. Стараниями братии Кирилловского монастыря сначала укрепили фундамент и сделали подъем уровня грунта для защиты зданий от воды и льда. Затем приступили к спасению самого храма и поэтапным работам. До берега в 2011 году построен мост, как символ новой дороги к храму. Знаменательное событие состоялось 11 сентября, в день памяти Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Чин освящения и Божественную литургию в возрожденном старинном храме совершил Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий.

В настоящее время это место является скитом Кирилловского монастыря. Будущее храма в Гусинцах монахи связывают с возведением обители в честь святителя Николая, на отведенных местной властью 11 гектарах земли. Есть уже и новый деревянный храм в честь Рождества св. Николая. 8 сентября 2019 года чин освящения новой церкви и Божественную литургию совершил управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварской Антоний. Сегодня здесь строятся врата и корпуса, работа продолжается.

По дороге в храм взору духовных пилигримов и местных жителей открываются живописные острова, бесконечная водная гладь и густые заросли изысканных кувшинок. С песчаного берега, заросшего лесом, хорошо видно здание колокольни и золотые купола старинного храма в стиле украинского барокко, расположенных в двухстах метрах от берега среди воды. Каждый, причаливший к берегу, помянет добрым словом благотворителей, строителей, монашествующих, начальствующих, прихожан, всех тех, кто участвовал в добром деле восстановления святыни. А в самом храме перекрестится и поклонится Тому, от Которого происходят все чудеса, добро и сама Жизнь.

Три чуда от бога свидетельствующие об истинности православной веры

Это — иллюстрация к мировоззре нческой статье О доказательствах чудесного, обосновывающей почему все подобные доказательства — ложны.

В наше время приходится слышать: «А почему вы думаете, что только Православная вера — истинная? А католики говорят, что их вера истинная». Для наших благочестивых предков такое сомнение было, конечно, совершенно невозможно. Они хорошо знали, что Православная вера дана Самим Господом Его апостолам и сохранена в неизменном виде только в святой Православной Церкви. Не человеческие суетные мнения, а знамения и чудеса, постоянно творимые в нашей жизни Господом, укрепляли веру в нашем народе. Эти знамения совершаются и сегодня. Но только о них не говорят безбожные печать, радио и телевидение, круглые сутки сообщающие любые новости, кроме этих, наиважнейших.

Вот три таких важнейших знамения:

1 . Прежде всего — это схождение благодатного огня на Гроб Господень каждый год в великую субботу. Величайшее чудо, очевидцами которого каждый раз бывают многие сотни людей, приходящих для того, чтобы его видеть, в том числе и наши соотечественники. В прошлом году, например, в наш храм Покрова Божией Матери, что в селе Акулово под Москвой (платформа Отрадное, с Белорусского вокзала), приезжал старец протоиерей Василий (Швец), который рассказывал всем о том, как он своими глазами видел, как с неба мгновенно сошел огонь, — и помазывал потом всех маслом от Гроба Господня белой иерусалимской свечой, которая была зажжена от Благодатного огня. Причем, огонь сходит только тогда, когда в Кувуклию (часовню Гроба Господня) входит православный патриарх — и, конечно, накануне Пасхи по старому стилю, по православному, юлианскому календарю. Патриарх держит в руках незажженные свечи, у него нет ни спичек, ни зажигалок — его специально проверяют, он входит в Кувуклию один, начинается усиленная молитва — и вот нисходит Благодатный огонь. Патриарх выходит с горящими свечами.

Кроме того, благодатный огонь имеет свойство переходить со свечи на свечу без их прикосновения или сближения. Помещаем ниже свидетельство об этом, причем свидетельство самое новое, 1993 года: «Гос подь Бог наш Иисус Христос наградил владыку Варнаву (город Чебоксары) поездкой в Иерусалим. Там владыка Варнава получил Божию благодать через сошествие благодатного огня на светлое Христово Воскресение. Когда из кувуклии (места гроба Господня) вышел патриарх иерусалимский с пуками зажженных свечей, то благодатный огонь ушел со свечей иерусалимского патриарха на свечи владыки Варнавы! Потом пришлось патриарху иерусалимскому зажигать свечи от огня владыки Варнавы. Этот огонь не жег пять минут, а потом уже стало горение свечей обычное. Эту м илость в виде сошествия на него благодатного огня получил владыка Варнава от Бога на светлое Христово Воскресение — Пасху 1993 года.»

Огонь мгновенно передается всем, причем в первое время он даже не жжется, не опаляет бород. В 1992 году делегация русской Православной Церкви привезла этот огонь, совершив большое путешествие по многим братским странам, в Москву, в Кремль, и светильник с огнем был установлен в постаменте памятника святым равноапостольным Мефодию и Кириллу, учителям славян, в Москве на Славянской (б. Варварской) площади.

2 . Второе знамение — появление каждый год в день Преображения Господня, опять-таки по старому стилю, на горе Фаворе, даже и в совершенно безоблачную погоду, облака . Как известно, преобразившегося на горе Фаворе Господа осенило облако — ибо свет Его Божественной преобразившейся плоти был нестерпимо ярок для Его учеников, присутствовавших при этом великом чуде.

Читать еще:  Если прихожане не идут в Церковь, то Церковь идет к ним

3 . И, наконец, третье знамение , свидетелями которого были многие прихожане нашего храма в день Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Накануне этого праздника, после всенощной, в полночь, в начале зимы — и, опять-таки, по старому стилю в ночь с 3 на 4 декабря. Около полуночи, на очень короткий срок, — распускается верба . Ч тобы увидеть это чудо, достаточно подойти к любой вербе вечером 3 декабря, за 20-30 минут до полуночи. Если ее сломать, то она так и останется распустившейся.

Тысячи паломников стали свидетелями чуда, произошедшего на реке Иордан в праздник Крещения Господня 19 января . По свидетельству очевидцев, как только в ходе богослужения серебряные кресты были брошены с обоих берегов в воды Иордана, до тех пор спокойные, гладь реки забурлила, появился водоворот и течение на несколько минут обернулось вспять.

Чин великого освящения воды возглавил Патриарх Иерусалимский Феофил III в сослужении митрополита Филадельфийского Венедикта. После молитвы иерархи, находясь на противоположных берегах реки, одновременно бросают в воду на длинных веревках серебряные кресты с привязанными к ним цветами. В третий раз в том месте, куда упал крест Патриарха Феофила, вода стала расходиться кругами, затем остановилась и обратилась вспять. Над иудейской пустыней разнесся возглас восторга пяти тысяч человек. Трудно было поверить своим глазам: как две тысячи лет назад после того, как Иисус Христос вошел в эти воды, Иордан снова изменил свое течение.

К храму Успения Пресвятой Богородицы к празднику сползаются ядовитые змейки.

В день Успения Божией Матери на греческом острове Кефалония у чудотворной иконы Панагия Федуса в храм сползаются со всей округи небольшие, маленькие ядовитые змейки с черными крестиками на головах .

Жители деревушки Маркопола утверждают, что в их храме до сих пор находится та самая икона, перед которой тогда просили о заступничестве монахини. И что удивительно — змеи в праздник заползают в храм и как завороженные тянутся к этой иконе. Они не боятся людей и не жалят их, люди же, в свою очередь, так же спокойно реагируют на присутствие столь необычных «прихожан». Змеи ползают по иконам и без боязни перебираются на руки людей, когда те протягивают их к ним.

Ядовитые твари, никого не опасаясь, смиренно даются людям в руки и никого не кусают! Кефалонийцы и заезжие туристы без страха держат змей на руках, кладут себе на плечи. Играются со «змейками» даже маленькие дети. Вскоре после окончания праздничной службы, змеи сползают с излюбленной ими иконы Богородицы и покидают церковь. Стоит им переползти дорогу и оказаться в горах – они вновь преображаются. Теперь, если к ним приблизиться – тут же зашипят и могут укусить! Эти явления не раз запечатлевали на фото и видео журналисты.

В этот великий праздник и природа и человек как бы объединяются для того, чтобы прославить в своих молитвах Пресвятую Владычицу нашу Богородицу и воздать хвалу Творцу за его великие ко всем нам благодеяния.

В праздник Успения Пресвятой Богородицы на засохших стеблях лилии распускаются цветы .

Греческий остров Кефалония называют островом чудес, а все из-за того, что на нем происходят такие события, которые трудно назвать рядовыми или обычными.

Каждый год на этом острове накануне праздника Успения Божией Матери происходит небольшое землетрясение (3-4 балла), а после него в самый день праздника идет дождь, который в это время года здесь большая редкость.

Но это еще не главное чудо, а его предвестие.

Здесь существует благочестивая традиция приносить в храм в день Благовещения Пресвятой Богородицы белые лилии, подобные той, с которой явился к Ней архангел Гавриил. Эти цветы вкладываются в киот иконы Божией Матери «Панагия-Крини», где и остаются без воды вплоть до праздника Успения Богородицы. И вот тут происходит дивное чудо: на сухих, растрескавшихся от жары стеблях лилий распускаются нежно-белые цветы, и это через пять месяцев после того, как они были срезаны. В день Успения после литургии в церкви служится молебен, цветы освящаются и раздаются верующим, пришедшим в сей день в храм.

Эти сухие стебли лилий подобны нашим душам, иссохшим от безверия и сомнения. И когда на этом стебле, как знак Божией любви и вечной жизни, расцветает белоснежная лилия, она как бы напоминает нам, что для Бога нет ничего невозможного, и что наша душа, погрязшая в грехах, может расцвести подобно цветку лилии и озариться благодатью Божией.

yarodom

  • Add to friends
  • RSS

Мы родом .

Летопись: Люди, места, события, свидетельства

Мы думаем порой, что проживаем в обширной, но весьма невзрачной стране.

Это не так: ежели занимает Россия шестую часть суши планеты Земля, как минимум одно из шести чудесных явлений, творящихся на нашем космическом теле, является нашим, «родным».

Берусь доказать данный тезис на конкретных примерах в рубрике «Обыкновенные чудеса»!

Преображенье
Репортаж из Липецкой области

Давным-давно жители старинного русского села по странному мановению высших сил прикоснулись к Тайне. С тех пор многими своими гранями Тайна стала достоянием многих, но что-то главное, недоступное всеобщему пониманию, обитатели Преображенья скрывают до сих пор.

. Никто толком не может сказать, когда это случилось. Может в XVI-м веке, может в XVIII-м, но в том, что это было, никто не сомневается, к тому же с точки зрения истории христианства и человечества вообще два века — погрешность несущественная. А произошло вот, что.

Однажды из-под горы на берегу реки Чернавы, противоположном селу Преображенье, забила вода. Открывшихся источников было сразу несколько, но через несколько десятков аршин они сливались в ручей, который впадал в реку. Крестьяне немного испугались, посчитав, что это какое-то предзнаменование, но вскоре свыклись с новиной и стали гонять к ручью свою скотину. Прошло еще сколько-то времени и как-то утром люди увидели икону, невесть откуда появившуюся в источнике. Знатоки (а таковые были, поскольку народ в Преображенье был верующий) определили, что это Иверская Божия Матерь (образ этот был известен на Руси с XII века). И тут легенда как бы раздваивается.

По одной из версий икона уплыла в ручей и человеческие руки не успели к ней притронутся. Согласно второй версии Иверскую подобрали и старательно припрятали. Делалось это вот, почему: жители Преображенья считали, что образ Пресвятой Богородицы ниспослан простым людям и они не желали, чтобы он достался священникам. Возможно, именно поэтому родилась первая “нетронутая” версия легенды.

К месту явления иконы стали стекаться толпы людей, особенно в день ее чудесного явления (24 мая по новому стилю) и скоро у истоков родников была построена Иверская часовня. Она была статная, высокая. Он радовала взор селян и паломников, число которых прибывало. И все бы хорошо, да однажды (и снова неизвестен год и даже век!) случилось еще одно неординарное — но на сей раз зловещее — событие.

Часовню поглотил источник! Был и свидетель, правда, только один: мальчик, который невдалеке пас овец.

А произошло следующее. На глазах у мальчика вдруг с небес спустилось большое светлое пятно, вокруг часовни образовалось то ли облако, то ли туман, и осталась видна была только верхняя часть строения, которое медленно начало проваливаться в белизну. Мальчик вначале испугался и захотел убежать, но какая-то сила не давала ему сдвинуться и даже отвернуться; и кто-то ему нашептывал: “Смотри, смотри. запоминай”.

Облако рассеялось и у подножия горы, откуда раньше били источники, открылось небольшое озеро. Часовни как ни бывало. Мальчика неведомой силой вынесло на берег и там, в глубине он увидел белый-белый песок, сквозь который, вздымая причудливые фигуры из тончайшего песка (это было похоже облака), просачивалась вода.

Мальчику в Преображенье никто не поверил; люди, пришедшие к источнику, увидели лишь озерцо и остатки трех свай, на которых еще недавно стояла часовня. Но, поскольку других свидетелей чуда не было, стали считать, что увиденное подпаском — правда. Вряд ли часовню могли разобрать и выкопать на ее месте котлован за несколько часов. С тех пор источник в народе стали называть “Белым колодцем”. Праздник праздновали так же, как и раньше — с Крестным ходом и водосвятием. Но некоторая растерянность в человеческих сердцах поселилась накрепко.

История с Иверской иконой, той самой, что однажды явилась в потоке и якобы исчезла, окончательно запуталась. В селе, в Преображенском храме появилась Иверская Богородица старого письма и священники утверждали, что она — та самая, чудотворная. Преображенцы, простые крестьяне, знали нечто большее, но в силу своей душевной простоты (и, простите, забитости) священникам верили. Но одновременно в нескольких домах хранились другие древние списки Иверской. Хозяева икон в один голос утверждали, что именно его список является. нет не настоящим, а наоборот, новоделом. Все это было похоже на игру, призванную запутать пытливые умы окончательно. Жирную черту под всей этой катавасией поставила Революция.

“Красное колесо” подмяло не только традиции, но и духовные устои. Первый удар пришелся по зажиточным крестьянам, кулакам, второй — по церкви. Однажды, в 1930-м году активисты и прочие сочувствующие большевикам совершили налет на Преображенский храм, арестовали попа и стали нагружать подводы церковными ценностями. Крестьяне, молчаливо наблюдающие за происходящим, рассудили, что давнишняя пропажа часовни — знак нынешнего светопреставления и в общем-то облегченно вздохнули: они ждали как минимум чумы или пожара. Перекрестившись, они разошлись по домам прятать самогон (ожидая, что вслед за предметами культа большевики конфискуют спиртное), а подводы повезли в сторону уездного центра попа и предметы культа. Как народ понял, навсегда.

И здесь-то наконец абстрактная и странная история обретает конкретные черты. Мальчик (не тот, что стал свидетелем пропажи часовни, а другой, звали его Семкой Васиным) уличил момент и стащил с воза одну из икон. Когда обоз скрылся за холмом, народ понял, что это тот самый храмовый образ Иверской Божией Матери. Икону поскорее схоронили — и правильно сделали — ведь очень скоро в Преображенье были созданы колхоз имени Владимира Ильича Ленина и клуб, призванный бороться с мракобесием.

Церковь нарушили, а вот с источником и праздником новые власти совладать не смогли. Народная тропа к источнику не зарастала, а так же к нему были протоптаны многие тропинки — ведь возможности верить люди были лишены и в других русских весях. Коммунисты пытались бороться с “пережитком” — но безуспешно. Крестный ход с иконой все равно ходил к “Белому колодцу”, причем, если перекапывалась дорога, приходил он по одной из тайных тропинок. Икона так же, как и в старину внезапно появлялась из небытия и туда же пропадала после завершения праздника. К подпольному существованию преображенцы привыкли давно.

Читать еще:  Как играть в онлайн автоматы на деньги без риска?

Во время II Мировой войны ни в селе, ни в его окрестностях (несмотря на то, что Преображенье было оккупировано) не разорвалась ни одна бомба. Бомбы падали — но не разрывались. Местные утверждают, что уберегла их село Иверская.

Однажды председатель по указке райкома вылил перед праздником в источник две бочки солярки и пожег топливо. Сорвать действо он не смог, однако, изрядно его подпортил. А через пару лет у председателя родился сын. Глухонемой. И он понял, что зря послушался тупого начальства (сам-то он считал, что всего лишь выполняет приказ). Озерцо пытались засыпать, но вода все равно размывала землю, правда, превратился “белый колодец” в бесформенное болотце.

Годы затмения минули, и в 1986 году верующие и просто сочувствующие принялись расчищать озерцо. Очень скоро над “Белым колодцем” были построены мостки и вообще окружающий пейзаж изрядно облагородили. В начале 90-х празднику Иверской новые власти захотели придать вид районного праздника, даже однажды сбросили во время богослужения для красоты десант парашютистов. Поняв, что получается чепуха, власти перестали экспериментировать и ограничились лишь торговлей и шашлыками, все остальное оставив в управление духовенству.

Воду, кстати, на раз брали на анализ, и оказалось, что источник дает обыкновенную родниковую воду, не имеющую никаких ценных веществ в своем составе. И непонятно, почему эта “вульгарная” вода, хранимая в любых емкостях, не портится годами, а так же помогает при любых хворях (впрочем, научного подтверждения ее целебных свойств нет). Видимо, качество излечения зависит от силы веры человека, который окунается в студеную (всегда — +4°С) воду или просто смачивает ей больное место.

Храмовая икона, даже несмотря на то, что Преображенский храм начал восстанавливаться и в нем проводятся службы, все равно находится в тайном месте. Даже сейчас, когда президент России тепло принимает предстоятеля Русской Православной Церкви, народ не торопится отдавать святыню священникам. Люди наблюдают и ждут. Они слишком много видели и претерпели.

И до сих пор никто толком (даже среди местных) не знает, сколько Иверских икон находится в селе. В этот праздник, например, в крестный ход “пошла” не храмовая икона Богородицы, спасенная мальчиком, а совсем другая, невесть откуда взявшаяся. Женщины утверждали, что она — тоже “чудотворная”. А священник из города Ельца между тем посетовал на непреклонный характер местного населения, не желающего отдать икону (хотя он предлагал за нее немалые по здешним меркам деньги).

. Одна из старушек во время Крестного хода заметила, между прочим:

— Не время, не время ей вернуться в Божий храм. Но дождется, дождется она своего дня.

Как ее понимать? В Преображенье обычай такой — недоговаривать, будто слово какое-то на кончике языка висит, да не отрывается.

В этом храме под Казанью чудесам не удивляются

Статуя Христа в тапочках, которая по ночам ходит по храму, икона Богородицы, сама обновившаяся после страшного пожара так, будто побывала на реставрации, данное в 1930-е годы разрешение «всероссийского старосты» Михаила Калинина проводить службы и звонить в колокола. Это не все чудеса, связанные со старейшим в республике Спасо-Преображенским приходом в селе Большие Кабаны. Но здешние прихожане и служители храма к чудесам привыкли: «По вере вашей и будет вам. »

Наверное, у каждого верующего есть «свой» храм, где душа чувствует себя дома, где особенно слышны ангелы. Для меня такой храм — Спасо-Преображенский в селе Большие Кабаны Лаишевского района, где родился и вырос мой отец — профессор КФУ, дед в военные годы был директором школы. Открытый в 1560 году первым казанским архиереем Гурием, этот храм не закрывался даже тогда, когда молодая советская власть крушила церкви по всей стране. Он выстоял и стал символом торжества веры и победы духа над страхом.


Сейчас никто из моих родных в селе Большие Кабаны не живет, но меня туда тянет. Как-то ехала по дороге в казанский аэропорт — и вдруг словно услышала голос свыше: «Тебя ждут в храме». Послушалась. И… оказалась на отпевании отца Георгия, любимого прихожанами настоятеля, исповедника и духовного наставника многих влиятельных в Казанской епархии святых отцов.
Когда-то, еще в 1990-х, именно отец Георгий рассказал мне легенду о «Спасителе в тапочках».


Здесь, в Спасо-Преображенском храме, есть уникальная деревянная статуя, присущая скорее убранству католических соборов и непривычная для православных. Скульптура, созданная уральскими мастерами из цельной липы в XVII веке, запечатлела Иисуса Христа в терновом венце в ночь перед распятием. В храме она находится справа от алтаря, в нише. А рядом со статуей — тапочки, много тапочек.

— Он ходит по храму, Спаситель, и печалится о нас, грешных. Вот и приходится каждый день тапочки ему менять, — со светлой улыбкой пояснял мне в свое время отец Георгий.

По мнению верующих, тапочки, побывавшие на ногах «Спаса Полунощного», обладают целительной силой — особенно помогают от болезней ног. Поэтому прихожане регулярно несут тапочки в храм, а затем забирают.

— Господь людей исцеляет. Сегодня пришла посылка с тапочками из Сергиева Посада, примерим Спасителю и обратно отправим, — в продолжение разговора спустя почти двадцать лет рассказал мне Антон, помощник нынешнего настоятеля отца Александра.


Свою чудесную историю имеет и другая здешняя святыня — икона Великомученицы Параскевы Пятницы. Икона была обретена у источника в селе Бима, в XIX веке на месте обретения возвели сначала часовню, а затем и храм, который сгорел в 1960-е. Уцелевшие после пожара иконы разобрали по домам. «Параскева Пятница» оказалась у некоего статусного чиновника. В один прекрасный день мужчина приехал в Кабаны: «Я или с ума схожу, или… в общем, помогите! Икона просится в ваш храм». «Так приносите», — не удивляясь, ответили ему. Говорят, у того чиновника дочка сильно болела, а как передал икону в храм, девочка выздоровела.

Сам Спасо-Преображенский храм тоже горел в 1980-е — холодной зимой сильно натопили печку. Женщины, облившись водой, выносили из горящей церкви дорогие сердцу образа. Помню, что в 1990-е Казанская икона Божией Матери, пострадавшая при том пожаре, была почти неузнаваема: светлый лик в пятнах, лак — буграми. А сейчас, весной 2017 года, она словно вернулась с реставрации. «Богородица по молитвам сама обновляется», — как о совершенно обычном явлении говорят прихожане.


Другое чудо — из разряда документальной хроники. В начале 1930-х, когда советская власть вовсю боролась с «опиумом для народа» и запретила церковные службы, староста Спасо-Преображенского храма Анастасия Федорина продала корову и отправилась в Москву — к самому «всероссийскому старосте» Михаилу Калинину. Рассказывают, принял партийный деятель бабушку, чаем напоил и, побеседовав, разрешил продолжать службы в храме. Когда Федорина вернулась домой, в сельсовете ее спросили: «А запрет звонить в колокола не отменили?» Настойчивая женщина съездила к Калинину повторно и привезла письмо, разрешающее колокольный звон.

История подвига простой бабушки Анастасии передается из поколения в поколение и не может не вдохновлять.


— Для меня этот храм больше, чем дом. На службе думаю: вот здесь крестили моего прадеда Спиридона. И он был младенцем на руках прапрадеда. Здесь отпевали моих родных. Здесь будут когда-то и меня отпевать. Когда мы с другими художниками расписывали этот храм, я ощутил потрясающее чувство счастья, полета и чистоты, — рассказывает член Союза художников России Александр Кислов. — Чисто там, где честно. Где родился и всю жизнь прожил, там не сможешь быть нечестным.

— Самый простой и самый сложный вопрос для человека — что есть Бог? Иоанн Златоуст говорил нам: «Бог есть любовь», — наставляет своих прихожан отец Александр. — Чтобы быть ближе к Богу, нужно открыть сердце любви и научиться дарить любовь. Мы детей учим любить всё: мир, людей, природу, вот у нас и белочки у храма живут, наши малыши из воскресной школы их очень любят. Детей хорошо учить с любовью.


По словам настоятеля, во все времена главной ареной борьбы для каждого человека остается его собственная душа: «У каждого своя битва и своя победа».

Вологодские чудеса: колокольня на воде и краски Дионисия


Фото из личного архива Валентины Головачёвой

Куда отправлялись после «развода» бывшие жены Ивана Грозного? С кого на Руси стартовала эпоха возрождения? И как выглядит средневековая палитра пантон?


Фото из личного архива Валентины Головачёвой

На пятый день круиза из Петербурга в Москву на теплоходе «Мустай Карим» мы подошли к небольшому селу Горицы Вологодской области, богатой своей уникальной природой: реки и озера, холмы и низины, и среди этой истинно русской красоты — крупные духовные и культурные центры притяжения.

Поселки под названием Горицы есть в нескольких российских областях, но самые прославленные Горицы находятся под Вологдой, на берегу Шекснинского водохранилища. Сюда обязательно заходят речные теплоходы: ведь именно отсюда начинаются экскурсии к важнейшим историческим центрам Русского Севера: Кирилло-Белозерскому и Ферапонтову монастырям.


Фото из личного архива Валентины Головачёвой

День, пока мы шли к Горицам, был наполнен активностями: разнообразные мастер-классы (от танцев до акварельной живописи), игры, выступление саксофониста и даже дневная караоке-вечеринка – выбрать было из чего.

Благодаря судовому радио, я узнала много интересного как о Горицах, так и о местах, мимо которых проходил наш маршрут. Меня впечатлила, например, история храма в Крохино. С теплохода открывается вид на полуразрушенную колокольню церкви, которая стоит на крошечном кусочке суши посреди воды.

Храм Рождества Христова — единственное, что осталось от села Крохино Белозерского района. Сама деревня была затоплена при наполнении Шекснинского водохранилища в начале 1960-х годов. Вода подошла к самым стенам храма и уникальному памятник архитектуры XVIII века. Несмотря на то, что церковь осталась стоять на острове, волны от многочисленных проходящих мимо судов постепенно разрушали стены церкви.


Фото из личного архива Валентины Головачёвой

С каждым годом ее состояние становилось все хуже. С 2011 года спасением церкви занялись гражданские активисты. Волонтеры, объединившись в благотворительную организацию «Центр возрождения культурного наследия «Крохино», сумели остановить разрушение: построить дамбу вокруг храма, организовать сбор средств для разработки проекта консервации церкви.

Читать еще:  Игровые автоматы Вулкан 24 с бонусами


Фото из личного архива Валентины Головачёвой

Но вернемся в Горицы. Над селением возвышается гора Маура, на вершине которой, по преданию, оставил свой след преподобный Кирилл, в будущем — основатель Кирилло-Белозерской лавры. Именно отсюда он увидел место, где был впоследствии построен монастырь. Сейчас на вершине Мауры можно найти огромный камень с отпечатком, действительно напоминающим след ноги, а рядом — восстановленную деревянную часовню и Поклонный крест.

Главная достопримечательность в самих Горицах — это Воскресенский Горицкий женский монастырь, куда во времена Рюриковичей частенько ссылали неугодных княгинь. Его так и называют — «монастырь опальных княгинь». Трагична история основательницы обители — княгини Ефросиньи Хованской (Старицкой), жены последнего удельного князя Андрея Старицкого. Она попыталась организовать дворцовый переворот с целью посадить на престол собственного сына — Владимира. Ее план был раскрыт, и Ефросинья стала первой ссыльной в основанном ей же Горицком монастыре. Борьба за власть продолжалась, и через несколько лет Ефросинью убили — утопили в Шексне.


Фото из личного архива Валентины Головачёвой

Впоследствии в Горицах жили и четвертая жена Ивана Грозного Анна Колтовская, и его последняя жена Мария Нагая, и дочь Бориса Годунова Ксения, и даже совсем юная княгиня Екатерина Долгорукая, провинившаяся лишь тем, что ее жених, 14-летний Петр II (уже Романов), умер от оспы.

Сегодня Горицкий монастырь — действующий, здесь живут 10 монахинь. Из года в год продолжается кропотливая работа по восстановлению монастырских зданий: в ней, как нам рассказали, участвуют волонтеры из Петербурга и других городов (есть среди них и иностранцы). У монастыря ухоженная территория, красивый сад и большое подсобное хозяйство.

Для тех, кому хочется не только смотреть и слушать, но и активно участвовать в программе, в Горицах проводится интерактивный костюмированный тур «Путешествие в Русь изначальную». После увлекательной исторической справки о здешних местах группу приглашают в «Княжескую гридницу» — палату для торжественных приемов и пиров. Желающие могут принять участие в интерактиве: оказаться в шкуре какого-либо исторического персонажа, померить костюм и доспехи, поучаствовать в военном совете князя и дружины, попробовать соблюсти старинные обряды и ритуалы.

Но если этого вам не достаточно, то рекомендую последовать моему примеру и отправится в самое настоящее средневековье — в Ферапонтов монастырь. Из Гориц 20 минут на автобусе — и вот мы уже в Ферапонтове, уютном маленьком селе, где находится монастырь, внесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО: ведь в нем сохранились фрески, выполненные мастером Дионисием в самом начале XVI века. Это единственный сохранившаяся до наших дней роспись гениального художника.


Фото из личного архива Валентины Головачёвой

Монастырь расположился в живописном месте на холме между двух озер. Самое древняя и важнейшая постройка — это собор Рождества Богоматери. Сейчас здесь расположен «Музей фресок Дионисия», именно здесь работал мастер со своими сыновьями, и здесь, конечно, проходит основная часть экскурсии.


Фото из личного архива Валентины Головачёвой

Первое, что поражает при входе в собор — это богатство цвета: небесный голубой, теплый золотой, глубокий бордовый… Роспись занимает почти всю поверхность стен внутри собора. На площади почти в 600 квадратных метров размещены почти 300 сюжетов и отдельных персонажей. Сложнейшие композиции удивительно гармонично покрывают своды и столбы, как будто сама архитектура собора создана для этих фресок, а не наоборот. Парящие, удлиненные фигуры святых, глубокие, даже мерцающие оттенки, — собор оставляет неповторимое впечатление.


Фото из личного архива Валентины Головачёвой


Фото из личного архива Валентины Головачёвой

Главный вопрос, который возникает у любого туриста, впервые оказавшегося в Ферапонтове: как эти фрески могли сохраняться в таком потрясающем состоянии вот уже более пяти веков? Экскурсоводы утверждают: стенопись никогда не обновлялась — все, что мы сегодня видим, написал сам Дионисий. На самом деле, окончательного ответа на этого вопрос нет, многие ученые называют этот феномен чудом. С конца XX века в соборе ведутся консервационные и исследовательские работы по методикам, разработанным специально для сохранения этих фресок. Сотрудники музея следят за постоянной температурой и влажностью, чтобы еще много поколений туристов и паломников могли увидеть удивительные росписи Дионисия.

Фото из личного архива Валентины Головачёвой


Фото из личного архива Валентины Головачёвой

Кто же такой был этот Дионисий? Современник Леонардо да Винчи, Рафаэля, Боттичелли и Дюрера; мастер, добившийся славы при жизни; первый светский иконописец на Руси. Его называют продолжателем иконописных традиций Андрея Рублева. И все же, на мой непрофессиональный взгляд, их работы сильно отличаются. В росписях Дионисия больше цвета, радости и легкости — как будто, больше надежды. Не зря говорят, что именно при нем икона стала не только предметом поклонения, столько образцом для любования и коллекционирования.

Фото из личного архива Валентины Головачёвой

Историки отмечают, что Дионисий работал во времена подъема русской государственности, в эпоху активного строительства в Москве: именно в столице мастер и сделал себе имя — его фрески высоко оценил «собиратель земли русской» великий князь Иван III. В то же время многие тогда жили под гнетом страха: по истечении седьмой тысячи лет, по старому русскому летоисчислению, ожидался конец света. Его ждали, смертельно боялись и все же надеялись на спасение. Вот эту надежду, как мне кажется, и воплотил Дионисий в своих иконах. Роспись в Ферапонтовом монастыре — последняя работа великого иконописца. Через несколько лет после ее окончания он умер.

Фото из личного архива Валентины Головачёвой


Фото из личного архива Валентины Головачёвой


Фото из личного архива Валентины Головачёвой

Помимо потрясающих фресок, в Ферапонтовом монастыре мне запомнилась выставка, на которой собрали образцы красок, производившихся в окрестностях обители. Можно сказать, это местный пантоник того времени. Удивительное богатство оттенков: их, в том числе, использовал в своей работе и сам Дионисий. Экскурсоводы говорят, что Дионисий брал цвета из окружающей природы. В XX веке ученые обнаружили, что на берегу Бородаевского озера в Ферапонтово можно найти образцы особенной гальки, которая легко крошится и дает разнообразные оттенки: сиреневые и охристые, розовые и серо-голубые, кофейные и вишневые. С тех пор многие художники использовали крошку из местной гальки в своих работах.

Фото из личного архива Валентины Головачёвой


Фото из личного архива Валентины Головачёвой


Фото из личного архива Валентины Головачёвой


Фото из личного архива Валентины Головачёвой

Вологодчина принесла огромное количество впечатлений, в буквальном смысле, заставила окунуться вглубь истории.

Фото из личного архива Валентины Головачёвой

Пораженная увиденным, я вернулась на «Мустай Карим», чтобы продолжить свое путешествие. На фоне закатного неба, посреди стремительно сгущающихся сумерек теплоход светился и манил, как сказочный корабль, обещая, как всегда, уют, тепло и комфорт.

Фото из личного архива Валентины Головачёвой


Фото из личного архива Валентины Головачёвой

Теперь мы пойдем южнее, и впереди — уже город Золотого кольца Углич.

Фото из личного архива Валентины Головачёвой

tanya_mass

Дневник русской француженки

Ежегодное чудо на горе Фавор в день Преображения Господня

Паломники, побывавшие на горе Фавор в Палестине, рассказывают о таинственном облаке, ежегодно 19 августа, в праздник Преображения, опускающемся на православный храм. Притом, что в это время года в данной местности практически никогда не бывает облаков.

19 августа, православные христиане отмечают светлый праздник — Преображение Господне, именуемый в народной традиции Яблочным Спасом. Согласно Евангелию, в этот день на горе Фавор Иисус Христос предстал перед своими учениками преображенный — лицо его было озарено светом, одежды же сделались белыми, как свет.

Издавна паломники устремлялись в Святую Землю на гору Фавор, дабы отпраздновать Преображение Господне. Нынешние путешественники могут пользоваться современными транспортными средствами. На гору Фавор ведёт серпантин дороги, и на машине можно за несколько минут достичь вершины. Хотя большинство предпочитают пеший путь, а это около двух часов ходьбы.

Вот впечатления одного из паломников:

Днём 18 августа мы посетили монастырь, где шли приготовления к вечерней службе. Отец Илларион принял наше скромное, традиционно русское подношение. На вопрос, когда ждать облака, ответил, что сам не ведает, то дело (он сказал – работа) Божье. Среди людей, готовящих праздник, был бородатый араб по имени Башар. Под его руководством молодые люди сооружали помост перед храмом, расставляли стулья.

С наступлением сумерек мы снова отправились на гору. У её подножия – автобусы, привезшие паломников, которые отправились в дальнейший путь пешком. Вечерняя служба недавно закончилась. На площадке перед храмом сотни людей. Это паломники из Греции, Румынии, Сербии, Грузии, Украины, много наших, из России. Стулья перед помостом заняты, и люди устраиваются на земле, постелив одеяла.

Утреня началась в 22 часа. На подиуме перед храмом устроен алтарь. Священники совершают литургию, читают Евангелие сначала на греческом, потом на арабском, русском, румынском языках. Служит Патриарх Иерусалимский Феофил. В храме верующие столпились на исповедь. Слева от алтаря таинство исповеди совершает на русском языке священник с Украины.
Около полуночи, а если совсем точно – в 23 часа 42 минуты, над горой Фавор, приблизительно на расстоянии двухсот метров и на высоте, сопоставимой с высотой шпиля храма Преображения, возникает огненный шар со светящимся хвостом. Шар движется с юго-востока к востоку, в направлении, соответствующем расположению алтаря храма. Движение продолжается около семи–десяти секунд, после чего шар скрывается за кронами деревьев. Его размер можно сопоставить с размером окна стандартного дома, увиденного с расстояния двухсот метров, при этом длина хвоста вдвое больше, нежели диаметр шара. Цвет огромной запятой очень яркий, ало-оранжево-огненный.
Уже к утру, около четырёх часов, собравшиеся паломники повскакали со своих мест и бросились к центру площадки перед подиумом. Они подняли руки и пытались уловить блестящие серебристые капельки или пылинки, которые передвигались против часовой стрелки на высоте приблизительно двух человеческих ростов. Поток блестящих пылинок двигался залпами, то исчезая, то снова появляясь со стороны подиума, на котором происходила служба, а дальше шёл по кругу. Пылинки опускались ниже, протянутые к ним руки чувствовали холод, однако влаги не было. Так продолжалось около пяти минут. Потом поток прекратился.

Так что чудо было, мы его видели. Видели светящийся поток, осеняющий молящихся, видели огненный шар, летящий по небу в сторону алтаря православного храма. Можно ли языком науки объяснить эти явления? Можно описать, констатировать, что мы и сделали. Объяснить – вряд ли. Чудо объяснить невозможно.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector