0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дата начала Великого поста в 2019 году у православных

Дата начала Великого поста в 2019 году у православных

  • Главная
  • Иконы

Истории многочисленных образов Богородицы имеют различную природу по своему появлению. Одно из чудесных значений Тихвинской иконы Божией Матери заключается в её удивительном проявлении. В статье мы узнаем значение иконы Тихвинской Божией матери и в чем она помогает.

Явление на водах

В то утро 1383 года, вода на Ладоге стояла тихая-тихая. Натруженные обветренные руки рыбаков привычно тянули невод. Но вот, еще минута, и сети были выпущены, а руки сложились для совершения крестного знамения: «Пресвятая Богородица, спаси нас! Господи, Иисусе Христе, помилуй нас грешных!» Медленно, мерно в воздухе над самой водой, окруженная всполохом света, плыла величественная икона Божией Матери с Младенцем на руках. Как будто Ангел нес ее, оставаясь невидимым для людей. Словно евангельские рыбаки – будущие апостолы, эти новгородские труженики моря, удостоились быть свидетелями явления силы Божией.

В благоговейном молчании провожали они взглядом святыню, заметив, куда прошла икона.

Ее нашли в 30 верстах от Ладоги. Весть о дивном событии разлетелась мгновенно. Потоки богомольцев шли отовсюду для поклонения святыне. На месте явления иконы построили храм. Однако икона оставалась там не долго. Несколько раз она исчезала и переходила с места на место, как бы освящая землю русского севера своим присутствием, собирая верующих, воздающих хвалу Богу. Наконец, она остановилась на последнем месте неподалеку от Тихвина, где в ее честь была устроена новая церковь, а уже при Иване Грозном – основан мужской монастырь.

Успенский собор Тихвинского монастыря

С востока

Спустя пять лет после явления иконы, Божиим промыслом, было открыто и ее происхождение. В столице православного мира того времени – Царьграде (Константинополе) новгородские купцы поведали о чудесном обретении нового образа Богоматери византийскому патриарху. Тогда-то и открылось, что появившаяся в русских землях икона с древности известна на православном востоке.

В V веке ее перенесла в Царьгард из Иерусалима греческая императрица Евдокия. Ее хранили как величайшую святыню. В Царьграде в ее честь был построен храм, получивший название Влахернского.

Весть о явлении иконы на севере Руси заставила византийского патриарха скорбеть о своем народе – Богородица отступила от Царьграда за умножение человеческих грехов и простерла Свой благодатный покров над молодой православной Русью.

Событие это оказалось не случайным: через 70 лет Константинополь будет захвачен иноверцами. Господь, милостивый, медлящий наказывать, на этот раз предаст город мечу неприятеля за охлаждение к вере.

Тропарь, кондак и канон празднику

Тропарь, глас 4

Д несь ћко сlнце пресвётло во€сиS нaмъ на в0здусэ, всечcтнaz и3к0на твоS вLчце. и3 лучaми млcти своеS просвэти2 вeсь мjръ. сію2 же вели1каz рwссjz, ћкw нёкіи дaръ бжcтвенныи, с8вhше бlгоговёйнэ воспріeмши, воспрославлsетъ тz бGом™и дв7о, и3 t тебE р0ждьшагосz хrтA бGа нaшего. є3мY же моли1сz, q гжcе цRце бцdе, да и3збaвитъ всS грaды и3 страны2 хrтіaнскіz, невреди1мы t всёхъ навётъ врaжіихъ, и3 спасeтъ всёхъ и4же вёрою покланsющихсz, пречcтому твоемY џбразу, дв7о не и3скусобрaчнаz.

Днесь яко солнце пресветло возсия нам на воздусе, всечестная икона Твоя Владычице, и лучами милости Твоея просевти весь мир. Сию же великая Россия, яко некии дар божественный, свыше благоговейне приимши, воспрославляет Тя Богомати Дево, и от Тебе рождьшагося Христа Бога нашего: Ему же молися, О! Госпоже Царице Богородице, да избавит вся грады и страны християнския невредимы от всех навет вражиих, и спасет всех иже верою покланяющихся, Пречистому Твоему образу, Дево неискусобрачная.

Кондак, глас 8

П ритецeмъ лю1діе в8 д0мъ спаси1тельныи цRцы и3 бцdы: занеизречeнную млcть є3S, подътоS бlгоутр0біе прибёгше вёрно. пречcтому є3S џбразу припaдающе, и3 бlгочeстно вопію1ще: вLчце, за спаси1тельное смотрeніе мjра, премjрно и3 свэтозaрно к8 нaмъ пришeдши, просвэти2 нaсъ свётло сотворsющихъ прaзднество пришeствіz твоего2. и3 ўкрэпи2 слaвzщіz тS лю1ди, и3зрsдно навраги2 побэди1тельнаz и4мъ подаю1щи, и3 всS притекaющыz к8 тебЁ, и3 вёрою пою1щыz тz спаси2. да зовeмъ ти, рaдуисz дв7о мjру спасeніе.

Притецем людие в дом спасительныи Царицы и Богородицы за неизреченную милость Ея. Под Тоя благоутробие прибегше верно, Пречистому Ея образу припадающе, и благочестно вопиюще: Владычице за спасительное смотрение мира, премирно и светозарно к нам пришедши, просвети нас светло сотворяющих празднество пришествия Твоего. И укрепи славящия Тя люди, изрядно на враги победительная им подающи, и вся притекающая к Тебе, и верою поющая Тя спаси, да зовем Ти, радуяся Дево миру спасение.

Библиотека Русской веры
Канон Тихвинской иконе Пресвятой Богородицы →

9 июля — праздник в честь Тихвинской иконы Божией Матери

Тихвинская икона Божией Матери, по преданию, была написана святым апостолом и Евангелистом Лукой. В V веке ее из Иерусалима перенесли в Константинополь, где был специально для этого построен Влахернский храм.

В 1383 году, за 70 лет до взятия турками Константинополя, эта святая икона неожиданно для всех исчезла из храма и явилась над водами Ладожского озера в чудном сиянии. Затем, таинственно переходя с места на место по воздуху, она начала свое путешествие по России. В каждом месте ее чудесного явления в честь нее строились храмы, но святая икона продолжала свое движение дальше, пока не остановилась близ города Тихвина. Здесь, на месте ее нового явления, был построен деревянный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы.

В начале XVI века деревянный храм по указу Великого князя Василия III был заменен пятиглавым каменным, по образу Успенского собора Московского Кремля. Это было свидетельством особого почитания иконы, которая своим происхождением и обретением связывала Русь со вселенским Православием.

В 1547 году Великий князь Иоанн Васильевич Грозный перед венчанием на Царство совершил паломничество к «Пречистой на Тихвине». Спустя некоторое время, в 1560 году, по его повелению при храме возникает Тихвинский Богородичный мужской монастырь. Главной его святыней стала чудотворная Тихвинская икона Божией Матери. Она прославилась здесь множеством чудес.

Так, например, когда в 1613-1614 годах шведские войска захватили Новгород и неоднократно пытались разрушить обитель, Божия Матерь сама встала на ее защиту. Незначительные по числу иноки монастыря долгое время успешно отражали атаки превосходившего их по численности противника. При этом в решительные моменты боя наступающим шведам часто представлялась то многочисленная рать русских, идущая от Москвы, то какое-то небесное воинство, и они неожиданно обращались в бегство.

После окончания войны в монастырь прибыли царские послы. По их просьбе был изготовлен список с чудотворной иконы, перед которым 10 февраля 1617 года в деревне Столбово и был заключен мир со шведами. Впоследствии этот список был принесен сначала в Москву, в Успенский собор, а затем по просьбе новгородцев, участников войны со шведами, отправлен в Новгород и поставлен в Софийском соборе.

С этого времени началось всероссийское почитание Тихвинской иконы Божией Матери, прославленной многими чудотворениями и помощью в одолении врагов предстательством Богородицы.

После Октябрьской революции, в 1924 году, монастырь, где хранилась Тихвинская икона, закрыли, и чудотворный образ был перенесен в один из храмов Тихвина. Во время второй мировой войны, при оккупации города, икону перевезли во Псков.

В 1944 году чудотворный образ принимает православная община Риги во главе с архиепископом Рижским Иоанном (Гарклавсом), который в 1949 году вывез образ в США. Святыня была помещена в Свято-Троицком соборе Чикаго.

Читать еще:  Россия будет способствовать сотрудничеству стран православной традиции друг с другом

После смерти архиепископа Иоанна Тихвинская икона перешла на хранение его приемному сыну — протоиерею Сергию Гарклавсу, с условием передать ее в Тихвинский Успенский монастырь после его возрождения.

В январе 2004 года в ходе переговоров Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с делегацией Православной Церкви в Америке было достигнуто окончательное соглашение о возвращении Тихвинской иконы Божией Матери в Россию. 20 июня святыня покинула Чикаго, она была доставлена в Ригу, затем — в Москву и 28 июня — в Санкт-Петербург. 8 июля чудотворная Тихвинская икона Божией Матери вернулась в Тихвинский монастырь.

23-24 июня 2004 года в Храме Христа Спасителя состоялось торжественное богослужение, всенощное бдение и Божественная литургия, которое возглавлял Святейший Патриарх Алексий. Обратившись к верующим, Предстоятель Русской Церкви тепло поздравил собравшихся с большим праздником, подчеркнув: «Сегодня совершилось великое событие — возвратилась святыня земли русской после 63 лет пребывания вне пределов нашей родины. Перед этой святыней возносились молитвы, проливались слезы, ей молились наши предки в течение шести веков, возлагая свою веру на заступничество Царицы Небесной, Пречистой Богоматери».

Святейший Патриарх призвал верующих объединиться в молитве перед этой святыней земли русской, чтобы она и впредь «хранила Святое Отечество, Святую Церковь и многострадальный народ нашей страны».

Санкт-Петербургская епархия хранит древнюю Тихвинскую икону Божией Матери. В годы советской власти Тихвинский монастырь подвергся разорению и поруганию, с Тихвинской иконы Божией Матери сняли золотую ризу, украшенную драгоценными камнями (сейчас на иконе риза, датируемая 1718 годом), но сама икона оставалась в монастырском соборе, бывшем до 1931 года приходским храмом, позднее также закрытым.

В Великую Отечественную войну Тихвин попал в самый центр боев — здесь немецко-фашистские захватчики стремились замкнуть вокруг Ленинграда второе блокадное кольцо. В ноябре 1941 года гитлеровцы похитили из монастыря все старинные иконы, среди которых была и Тихвинская.

Икона была перевезена в оккупированный фашистами Псков, а затем в 1944 году в Ригу. Надеясь получить поддержку православных, немцы выдавали икону для богослужений в храмах на оккупированной территории.

В это время хранителем иконы стал будущий архиепископ Чикагский и Миннеаполисский Иоанн (f 1982). Через Ригу, Гданьск, Кобленц и Прагу он вывез икону Божией Матери в августе 1949 года в США.

С этого времени начинается история пребывания великой святыни среди православных в США. 22 октября 1949 года епископ Иоанн был назначен епископом Детройтским и Кливлендским, и Тихвинская икона стала пребывать в соборе Пресвятой Богородицы в Нью-Йорке. В 1950-х годах владыка ездил с Тихвинской иконой по крупным городам США и Канады, где были православные храмы и проживали русские эмигранты, особо почитавшие эту икону.

1 февраля 1957 года владыка Иоанн был назначен архиепископом Чикагским и Миннеаполисским, и с тех пор, до ноября 1978 года, когда владыка ушел на покой, икона находилась в Троицком соборе в Чикаго, где перед Тихвинской иконой молились и прихожане, и многочисленные паломники.

В России не знали, где находится древняя Тихвинская икона Божией Матери (считалось, что святыня пропала во время войны и из России увезен один из списков), но владыка Иоанн верил, что наступит время, когда святыня вернется в Россию, и завещал вернуть икону на Родину, когда она освободится от большевистской власти.

После кончины владыки хранителем иконы стал его приемный сын, протоиерей Сергий Гарклавс, который в 2003 году принял решение о возврате образа в восстанавливаемый Тихвинский монастырь.

Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери вернулась на Родину 23 июня 2004 года. Ее возвращение стало общецерковным праздником, событием, которого давно уже не знала Россия. Сотни тысяч, а может, и миллионы верующих пришли поклониться древней святыне, возвращенной в родной монастырь.

История образа Тихвинской Богоматери

Согласно преданию, Тихвинская икона Божией Матери была написана апостолом Лукой. В V веке императрица Евдокия привезла ее в Константинополь, где специально для этого легендарного образа построили Влахернский храм. В эпоху иконоборчества его прятали в обители Пантократора, а позже, по миновании опасности, вернули во Влахернскую церковь. В 1383 году икона непонятным образом из храма исчезла и явилась, как мы знаем, в новгородских землях.

Спустя недолгое время в Константинополе побывали новгородские «торговые люди». Предание указывает, что их принял Патриарх Константинопольский и, беседуя с ними, спросил, не слышно ли что-нибудь на Руси о чудотворной иконе Божией Матери, покинувшей Влахернскую церковь. Купцы поведали ему о необычайном явлении некоей иконы Пресвятой Богородицы сначала над Ладожским озером, а затем у берегов Тихвины, и рассказали о том, как она выглядит, после чего Патриарх подтвердил, что это именно та икона, которая находилась прежде в Константинополе. Он же показал русским купцам и место в церкви, где она стояла, — у первого столпа, справа от входа. Впоследствии в Успенском соборе Тихвинского монастыря образ Божией Матери поставили точно так же.

Сугубое его почитание в России укрепилось вслед за присоединением земель Новгорода к Москве. В начале XVI века для чудотворной иконы возвели каменную церковь, в 1560 году ставшую главным храмом основанного здесь монастыря.

Еще более возросло почитание Тихвинской иконы после событий начала XVII века, когда она помогла отразить атаки шведского войска на обитель. Известно, что Михаил Федорович, первый царь из династии Романовых, как особый дар преподнес костромскому Ипатьевскому монастырю (где, собственно, и получил благословение на царство) копию Тихвинского образа.

В 1714 году икона Божией Матери украсилась серебряной ризой с жемчугами. В 1836 году эта риза сменилась еще более богатой. Новая риза была сделана из чистого золота и весила около девяти килограммов. Тысячи драгоценных камней — бриллиантов, жемчужин, изумрудов, рубинов — размещалось на ней. Целое состояние стоили те каменья, которые вложила в Успенский монастырь для украшения чудотворного образа императорская фамилия.

Риза с чудотворной иконы снималась лишь единожды в году, в четверг Страстной седмицы, когда происходил древний обряд омовения образа, пришедший в Россию из Византии. При совершении этого обряда икону три раза омывали святой водой. Затем эта вода (считалось, что она обладает особой целебной силой) раздавалась верующим.

С небывалой торжественностью праздновали в Тихвине пятисотлетие явления иконы Божией Матери, отмечавшееся в 1883 году. Еще за несколько дней до праздника (26 июня по старому стилю) в город стали приходить и приезжать богомольцы из ближних и дальних селений и городов. В самый день торжества, после литургии в Успенском соборе монастыря, состоялся многотысячный крестный ход с чудотворной иконой.

На протяжении тех веков, что икона находилась в родной обители, ее несколько раз поновляли. К началу XX века образу потребовалась серьезная реставрация. В отчете Комитета попечительства о русской иконописи за 1901 год говорится, что икона «покрыта толстым слоем копоти от восковых свечей, скипевшей олифы и пыли». В 1910 году иконописец и реставратор Г. Чириков предпринял расчистку иконы от позднейших записей. Мастеру пришлось снять три красочных слоя, пока, наконец его взору не открылась поразительная по красоте древняя живопись.

По странному недосмотру большевистских властей Тихвинская икона находилась в Успенском соборе вплоть до 1941 года (хотя золотую ризу с нее сняли гораздо раньше). В 1924 году обсуждался вопрос о передаче образа музею, но общественность тому воспротивилась, и, как утверждает молва, поэтому его не тронули. Тоже, между прочим, странно: когда это протесты общественности мешали советской власти изымать из церквей святыни?! Как бы там ни было, вынесли образ из Успенского собора фашисты. Причем сделали они это еще во время боев за Тихвин, будучи хорошо осведомлены о художественной и исторической ценности Тихвинской иконы. В начале 1942 года ее, вместе с другими сокровищами, награбленными немцами в Новгороде и пригородах Ленинграда, отправили в Псков.

Читать еще:  Богатые мусульмане смогут совмещать хадж в Мекку с дегустацией шоколада и спа-массажем

По воскресеньям и большим церковным праздникам икону к началу литургии привозили в Троицкий кафедральный собор, а вечером возвращали «под замок». Немецкие эксперты видели, что перемещения в храм и обратно пагубно отражаются на состоянии иконы (перепады температуры и влажности способствовали разрушению красочного слоя), однако от заведенного обычая не отказывались, считая, что он необходим «с точки зрения пропаганды среди местного населения».

Весной 1944 года началась эвакуация ценностей из Пскова. Так Тихвинская икона оказалась в Риге, где ее торжественно встретил епископ Рижский Иоанн (Гарклавс). В сентябре, в связи с наступлением советских войск, владыка выехал из Латвии вместе со своей матерью и приемным сыном Сергеем. С ними покинула Латвию и чудотворная икона. Есть сведения, что в 1945 году епископ обращался к Патриарху Московскому и всея Руси Алексию I с просьбой посодействовать возвращению образа Божией Матери в СССР, но ответа на свое послание не получил.

С конца 1940-х годов, пройдя вместе с Гарклавсами все тернистые беженские пути, Тихвинская икона оказалась в США. С 1950-х годов она пребывала в Свято-Троицком соборе Чикаго, где служил владыка Иоанн (с 1955 года — в сане архиепископа). В 1982 году он скончался, и хранителем иконы стал его приемный сын, протоиерей Сергий Гарклавс. В 2003 году он побывал в Тихвинском монастыре. Тогда и была определена дата возвращения Тихвинской иконы Божией Матери в Россию — июль 2004 года. Торжества, связанные с этим, ознаменовали дни великой радости для тихвинцев и всего русского православного народа.

Чудесные списки иконы

Сейчас святой богородичный лик находится в городе Тихвин (Ленинградская область). Найти его можно на территории Тихвинской мужской обители. А вот списки с чудотворной иконы встречаются практически во всех русских православных храмах. Самые известные из них:

  1. Кремлевский Успенский собор (г. Москва). Этот список был написан во второй половине XVII столетия.
  2. Церковь Тихвинской иконы Богоматери на ВДНХ. Святыня была подарена храму ко дню его основания царем Федором Алексеевичем (1680 г.). Именно этим образом Владимир Путин был благословлен на должность президента Российской Федерации.
  3. Сущевский храм (г. Москва). Здесь находится копия, написанная в 1696 г.
  4. Спасо-Преображенский собор (с. Богородское). Во имя чудотворного образа там был освящен южный придел.

Не менее значимыми являются списки, находящиеся в следующих местах:

  • Троицкой церкви Даниловой обители (г. Троицк);
  • храме Бориса и Глеба (г. Зюзино);
  • соборе Покрова Пресвятой Девы Марии на Лыщиковой горе (г. Москва).

Куда вешать и как молиться перед Тихвинской иконой Божьей Матери

Дома икону Божьей Матери Тихвинская необходимо разместить в чистой тихой комнате, где есть возможность уединиться, не отвлекаясь на бытовые раздражители. Келейная молитва перед этим образом творится так:

«О Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, Небесе и земли Царице, града и страны нашея Всемощная Заступнице. Приими хвалебноблагодарственное пение сие от нас, недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко престолу Бога Сына Твоего, да милостив будет неправдам нашим и пробавит благость Свою чтущим всечестное имя Твое и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему. Несмы бо достойни от Него помиловани быти, аще не Ты умилостививши Его о нас, Владычице, яко вся Тебе от Него возможна суть. Сего ради к Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорой Заступнице нашей: услыши нас молящихся Тебе, осени нас вседержавным покровом Твоим и испроси у Бога Сына Твоего пастырем нашим ревность и бдение о душах, градоправителем мудрость и силу, судиям правду и нелицеприятие, наставником разум и смиренномудрие, супругом любовь и согласие, чадом послушание, обидимым терпение, обидящим страх Божий, скорбящим благодушие, радующимся воздержание, всем же нам дух разума и благочестия, дух милосердия и кротости, дух чистоты и правды. Ей, Госпоже Пресвятая, умилосердися на немощныя люди Твоя, разсеянныя собери, заблуждшия на путь правый настави, старость поддержи, юныя уцеломудри, младенцы воспитай, и призри на всех нас призрением милостиваго Твоего заступления, воздвигни нас из глубины греховныя и просвети сердечныя очи наша к зрению спасения, милостива нам буди зде и тамо, в стране земнаго пришельствия и на Страшнем Суде Сына Твоего; преставльшияся же в вере и покаянии от жития сего отцы и братию нашу в вечней жизни со ангелы и со всеми святыми жити сотвори. Ты бо еси, Госпоже, слава небесных и упование земных, Ты по Бозе наша Надежда и Заступница всех притекающих к Тебе с верою. Тебе убо молимся, и Тебе, яко Всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш предаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

filaretuos

Друзья и враги

9 июля, Тихвинская икона Богородицы

Тихвин — это крупнейший и один из древнейших городов Ленинградской области.

Его основание связывают с очень необычным событием: летом 1383 года на берегу реки Тихвинка, на которой стоит современный город, а в те времена существовал небольшой Пречистенский тихвинский погост, была обнаружена Тихвинская икона Божьей Матери, попавшая туда загадочным образом и впоследствии ставшая знаменитой своими чудотворными способностями.

Согласно «Сказанию», икона семь раз появлялась перед очевидцами: вначале на Ладожском озере, в погостах Смолково на реке Ояти, в Вымоченицах , затем «на Кожеле на Куковой горе», затем — на горе над рекой Тихвинкой и, наконец, на другом берегу той же реки.

Как свидетельствует легенда, её появление в малообжитых и ещё не христианизированных землях проявляло её чудотворную силу. На месте её последнего явления в том же году была построена деревянная церковь Успения Богородицы, ставшая местом хранения святыни. Церковь трижды горела, но сама икона всякий раз оставалась невредимой.

Древность иконы подчеркивали её связью с первым образом, написанным, согласно преданию, евангелистом Лукой ещё при земной жизни Богоматери.

С середины XVI века чудотворную икону Богоматери Одигитрии, «иже явилась на Тихвине», стали отождествлять либо со Влахернской Одигитрией, из Влахернского храма в Константинополе, откуда незадолго до взятия города турками чудесно перенеслась в 1383 год на берега реки Тихвинки, за 70 лет до падения Восточной Римской империи , либо с «Богоматерью Римляныней», считавшейся списком с нерукотворного Лиддского образа, сделанного борцом за победу иконопочитания патриархом Германом в начале VIII века.

Во время иконоборческой ереси этот образ, как говорит предание, чудесно уплыл по морю из Константинополя в Рим. А после Торжества Православия тем же путем вернулся туда. Особую роль в слиянии упомянутых образов Одигитрии имел факт появления иконы в Тихвине (Новгородская епархия).

После присоединения Новгорода к Москве в 1478 году и взятия Константинополя турками 25 годами ранее явление иконы «на Тихвине» стало восприниматься как оставление святыней утративших благочестие Рима и второго Рима (Константинополя), ради пребывания в новом уделе Богородицы — Святой Руси, ставшей третьим Римом.

Икона как бы подтверждала особый статус России «перед лицом Бога» и, соответственно, становилась ярким символом Русского централизованного государства. С этим связывали особый иконографический тип иконы Одигитрии, как «Путеводительницы».

В 1507 —1515 году по указу и на средства великого князя Василия Иоанновича специально для поклонения иконе был построен каменный Успенский собор, ставший своеобразным реликварием для списка, покровительствовавшему Московскому великокняжескому дому, что и предопределило столь пристальное его внимание к далекому новгородскому посаду на протяжении всей его истории.

В XVI веке Тихвин становится известным местом богомолья. В 1527 году храм посещает Василий III, а в 1547 г. накануне Казанского похода и всего за несколько дней до венчания на царство — Иоанн Васильевич Грозный , который основывает здесь в 1560 году Богородицкий монастырь

Читать еще:  Один из островов Валаамского архипелага будет носить имя Алексия II

В 1910 году по инициативе Комитета Попечительства о русской иконописи древняя икона была раскрыта из-под поздних записей Г. О. Чириковым . Церковь, принимая во внимание существовавший столетиями со времен царя Михаила Федоровича , страх перед прикосновением к письму иконы (поскольку, «Утаивая пречистое подобие», сама Богородица останавливала любого, кто прикасался к ее образу), провозгласила это новым чудом Богоматери.

Уже в 16 веке на этом месте был возведен тихвинский Большой Богородицкий Успенский монастырь, вокруг которого позднее образовался и сам город. С тех пор он помнит как времена неимоверного богатства и процветания, так и полной послевоенной разрухи, в свое время он сильно пострадал от крупного пожара, но, тем не менее, ему удалось сохранить свою историю, старинную архитектуру и собственный облик, который формировался на протяжении более чем шестисот лет.

При этом нужно помнить, что Тихвин всегда был богатым городом, который располагался на пересечении важных торговых путей, торговля и ремесленничество были основными занятиями местных жителей, которые обогащались стремительными темпами. И уже в 17 веке они жили в разы лучше, чем даже в крупных российских городах, они часто бывали в Европе и стремились строить и украшать свои дома в самых лучших традициях, что не могло не сказаться на архитектурном облике города. Который, к слову, стал в те времена одним из крупнейших торгово-промышленных центров в регионе.

Благодаря тому, что в 19 веке Тихвинка стала судоходной, в окрестностях города было возведено семь шлюзов, фрагменты которых сохранились до наших дней и являются одной из интереснейших тихвинских достопримечательностей.

Занимательно также пройтись улочками исторического центра, где наряду с уцелевшими деревянными постройками красуются отреставрированный Гостиный двор и колоритные Торговые ряды. Также в городе есть мемориальный музей Николая Римского-Корсакова, расположенный в доме, где жил знаменитый композитор.

Естественно главной городской достопримечательностью является мужской монастырь со старинным Успенским собором при нем. Согласно историческим документам, этот собор был заложен еще в 16 столетии по приказу московского царя Василия Ивановича, отца легендарного Ивана Грозного.

Это время стало одним из самых благоприятных в истории монастыря. Так здесь возникает оригинальное здание трапезной, главное помещение которой было построено по подобию «Гранатовой палаты», что в московском кремле. Была также возведена Покровская церковь и надвратная церковь Вознесения, размещенная в новых Святых воротах.

В 17 столетии монастырь дополнился казенными кельями, а главное необычайно красивой звонницей. Спустя столетие эта звонница была уничтожена пожаром и претерпела масштабную реконструкцию, во время которой ее архитектурный облик стал еще более утонченным благодаря уникальным шатровым шпилям. Таким образом архитектурный ансамбль монастыря приобрел свой современный облик и во многом стал образчиком архитектуры того времени. При этом стоит отметить, что сегодня монастырь окружают вовсе не те стены, которые были возведены по приказу Ивана Грозного, а их копия, воссозданная ужу в 18 столетии.

В те времена Большой Богородицкий Успенский монастырь являлся крупнейшим религиозным и светским центром довольно богатого торгового Тихвина, даже с окрестностей сюда приносили огромные пожертвования. Благодаря чему монастырь и сегодня поражает пышным внутренним убранством и внешней монументальностью, здесь удалось сохранить старинные и очень ценные иконы и фрески, которым уже ни одна сотня лет.

В конце 18 столетия императрица Екатерина Великая провела масштабную церковную реформу, в результате которой монастырь был упразднен, а его земли перешли во владения богатых дворянских семейств. Но город продолжал жить своей жизнью, увеличивая материальное благополучие.

После закрытия Успенского мужского монастыря в 1920 -х годах, икона была экспонатом местного краеведческого музея.

До 1941 года икона находилась в Тихвинском музее. Во время оккупации Тихвина в ноябре 1941 года икона была вынесена немцами из собора и отправлена во Псков, где передана Псковской духовной миссии. Там она находилась два года, где её как важнейшую ценность еженедельно по воскресеньям выдавали в Троицкий кафедральный собор для богослужений. Потом икона попала весной 1944 г. в Ригу, Либаву , Яблонец-над-Нисоу, американскую оккупационную зону в Германии .

В результате долгих странствий в 1950 году чудотворный образ был перевезен в Свято-Троицкий собор в Чикаго , где настоятелем и хранителем иконы сначала был архиепископ Рижский Иоанн (Гарклавс), а затем его приемный сын протоиерей Сергий (Гарклавс) ,

всю свою жизнь посвятивший сохранению иконы. Согласно завещанию архиепископа Иоанна, возвращение иконы в Россию должно было состояться лишь тогда, когда Тихвинская обитель возродится.

В 1995 году монастырь был передан Церкви, Успенский собор восстановлен и освящён.

В 2004 году икона была торжественно возвращена на её историческое место в Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь .

Славится Тихвин и своими культурными мероприятиями, так здесь уже на протяжении многих лет проводиться фестиваль детского творчества «Тихвинский Лель», джазовый фестиваль «Сентябрь в Тихвине», различные религиозные праздники, концерты духовной музыки, Рождественские ярмарки и многое другое.

Отзывы паломников монастыря Тихвинской иконы Богородицы.

1) В этом северном аскетичной постройки монастыре находится чудотворная икона Богоматери. Отличие Тихвинской иконы — пяточка младенца Иисуса, повернутая вперед. К Тихвинской иконе едут паломники из многих областей, попросить о здоровье себе и близким. В храме удивительная аура, там очищается душа.
Если хотите тоже прикоснуться к Божьей матери и попросить у нее здоровья, лучше выбирайте время после 4-х часов, до этого придется выстоять очередь — паломники приезжают автобусами.
А прикоснувшись к святой иконе, не забудьте еще одно чудо тихвинского монастыря — камень, исполняющий желание.
При монастыре есть паломническая служба, где организуют экскурсии по святым местам Тихвина.

2) Восстановленный почти что из небытия монастырь, в котором хранится Тихвинская икона Божией Матери, возвращённая в Россию несколько лет тому назад. Активно развивается, отстраивается и реконструируется, хотя монахов, кажется, немного. Великолепные службы, очень хорошая и большая церковная лавка с самым большим выбором церковной, околоцерковной и просто христианской литературы, который я когда-либо видел. Из минусов — цены в монастырской трапезной. Если честно, то при всём должном уважении к монастырю поесть лучше где-нибудь в городе — дешевле будет да и вкуснее тоже.

3) Красивый старый монастырь, большая территория, имеется несколько церковных лавок, где можно купить красивые иконы. Также есть ярмарка. где продается: мед, квас, масло и т.п. В церкви очень старая роспись, которую можно изучать часами. Но самое главное в монастыре хранится Тихвинская икона Божией Матери, к которой можно приложится. Приезжать лучше пораньше, когда нет экскурсий, мы прибыли в 10 утра, но простояли в очереди около часа.

4) Несколько раз в год бываю в Тихвине, каждый раз прихожу сюда обязательно. После первого же посещения монастыря и преклонения перед иконой произошло просветление в моей голове, состояние покоя долго не покидало, после этого, и так каждый раз.
Здесь нет ни ворчащих бабулек, как бывают в церквях больших городов, которые, если что-то не так, начинают шипеть на тебя.
Ни что не мешает наслаждаться этим святым местом.

5) Монастырь находится в старом городе и расположен на достаточно большой территории. Можно посмотреть звонницу (подняться наверх) и галерею, а также посетить службу в церкви. Есть возможность пообедать в церковной столовой: очень вкусно и недорого. На территории монастыря находятся несколько музеев: истории города Тихвина, уездного быта. Посетить стоит. Здесь же можно приобрести сувениры, некоторые продукты (пироги, мед), церковную атрибутику. Вокруг монастыря красивый парк и пруды. Вечной, во время паводка речка Тихвинка разливается и все пруды превращается в огромное озеро, очень красиво, хотя не прогуляться. Через речку находится музей-квартира композитора Римского-Корсакова

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector