0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Cвященник построил четвертый храм к своему 50-летию

Содержание

Храм в честь Казанской иконы Богородицы р.п. Новая Майна

наш приходской сайт

Протоиерей Владимир Зерюкин: «Ищите Царство Небесное». Интервью к юбилею Казанского храма

28 апреля 2016 года исполняется 20 лет со дня освящения храма в честь Казанской иконы Богородицы, что расположен в р.п. Новая Майна Мелекесского района. В преддверии такого значимого для поселка и всех верующих события мы побеседовали с протоиереем Владимиром Зерюкиным, который все эти годы был настоятелем храма. Юбилей – это всегда повод задуматься, какое место занимает церковь в жизни каждого прихожанина

— Отец Владимир, прошло двадцать лет со дня освящения новомайнского храма и начавшейся в те весенние дни 1996 года жизни прихода. Какие можно подвести итоги, чем знаменательны были эти годы? Чем запомнятся они прихожанам храма?

— Подводя итоги двадцатилетней жизни нашего храма можно сказать, что в эти годы мы могли свободно совершать служение Богу и нести слово Божие. Конечно же, мы стремимся к тому, чтобы храм Божий был проповедником истины. Но, если не будет благолепия, если храм будет в запустении, то у людей появятся искушения, которые будут мешать им плодотворно участвовать в церковной жизни. Поэтому одной из сторон нашей деятельности за все эти годы является постоянное стремление к благоукрашению храма, поддержанию чистоты и порядка и в самом храме, и на прилегающей территории.

Если мы вспомним страницы истории, то в 90-е годы начиналось возрождение храмов, люди всё чаще стали обращаться к Богу за помощью, в надежде найти в нём утешителя и опору жизни. В те годы в Новой Майне было принято решение о строительстве церкви. В 1992 году здание на улице Калинина было списано с баланса посёлка и в 1994 году передано в распоряжение приходского совета. Поддержку в этом вопросе оказал глава администрации Виктор Вараксин.

Наш храм находится в бывшем доме купца Лепёшкина, построенного в 1895 году. Этого купца в Новой Майне уважали. В годы советской власти здание использовалось как школа, а затем как больница. Здание добротное, кирпичное, простоит ещё долго!

28 апреля 1996 года храм был освящён епископом Ульяновским и Мелекесским Проклом и вот уже 20 лет в нем совершаются богослужения.

Храм восстанавливали, как говорится, всем миром и продолжают восстанавливать – работы еще много, а спонсоров московского уровня, к сожалению, нет. Активным помощником в возрождении церкви стала Тамара Фёдоровна Конюхова. Она сама лично собирала картофель с населения, продавала его на рынке, а деньги шли на строительство. Когда Виктор Иванович Евстифеев был избран в депутаты по нашему округу он, как и обещал, выделил денег на стройматериалы и колокола, которые я привез из Минска. До настоящего времени храм продолжает пополняться новыми иконами, утварью, всем необходимым, что организует службу, над росписью трудятся художники.

Сегодня церковь в жизни посёлка играет большую роль. В течение многих лет в трапезной при храме питались дети из неблагополучных семей – от 50 до 80 человек, после каждой службы в выходные все прихожане приглашаются в трапезную. В настоящее время при церкви создана воскресная школа, в которой уделяют большое внимание духовному развитию детей. В этом году в ноябре ей исполнится пять лет.

И могу сказать, что практически каждый день в нашей церкви знаменателен: прихожане радуются, если приобретается новое облачение или паникадило, кадило, утварь… Люди жертвуют храму свои деньги, покупают свечи, и видят, что это все идет на благо церкви. Что бы я ни делал, всегда меня поддерживают мои прихожане, ведь в этом храме – частичка моей души.
— Как изменилась жизнь прихода за минувшие двадцать лет?

Слава Богу, изменилась она не сильно. Все эти годы у нас все было мирно, по-доброму, без происшествий. Когда мы только начинали служить здесь 20 лет назад, то вся жизнь прихода вращалась как бы вокруг настоятеля. Ко всем событиям, которые совершались в храме, был причастен настоятель, и все сводилось в единый центр. Что изменилось сейчас? В частности, то, что мне как настоятелю уже не надо вникать в те или другие вопросы приходской жизни. Например, воскресная школа, Центр социальной помощи у нас уже функционируют как самостоятельные структуры. Реализуются и другие проекты, проводятся различные акции, ведутся уроки в школах и так далее. Этой работой у нас занимается священник Александр Ижуков.
Я благодарен тому, что рядом со мной находятся помощники-священнослужители. И благодарен им за то, что они проявляют благочестие, усердие в службе, что создают такую почву, что люди к ним тянутся как к духовным отцам. Также я признателен им за то, что они являются активными помощниками мне и в службе, и в проповеди, и в духовном окормлении наших прихожан.

— С какими трудностями Вам приходилось сталкиваться в годы Вашего служения?
— Все проблемы решаемы с помощью соответствующего финансирования. И мы уповаем на Господа, что Он нас не оставит, даст возможность решить все возникающие проблемы.
— Есть ли возможность у современного человека укреплять свою веру, становиться ближе к Богу?

— Возможностей таких предостаточно. Сейчас у нас происходит повсеместное строительство православных храмов. У людей есть возможность общения с духовенством. Священников тоже хватает, но они, конечно, должны быть для всех примером, должны поддерживать людей, наставлять, помогать, а не обижать или отталкивать, иначе люди пойдут к другим – протестантам, сектантам и так далее.

Человек также имеет возможность укрепить свою веру общением с братьями и сестрами во Христе, через православные средства массовой информации, Интернет. Например, наш приходской сайт освещает все события, которые происходят в храме, постоянно выходит газета «Наша радость», рассказывающая о жизни и деятельности прихода. Также много литературы и в церковных лавках, и в православных книжных магазинах, и на просторах всемирной сети. Таким образом, сейчас возможность приблизиться к Богу и стать на более высокий духовный уровень колоссальная.

Хотелось бы, конечно, чтобы в церковь ходила молодежь, молодые семьи вместе с детьми. Они бывают в храме, но только по воскресеньям, в праздничные дни. На неделе встретить молодого человека в церкви – редкость. Церковь не учит плохому, не бывает такого, чтобы священник послал на убийство. Если родители вместе с детьми будут посещать храм, то это будет хорошо, все будут знать, что есть Бог, что побеждает добро.

— Отец Владимир, 9 мая исполняется 20 лет Вашей священнической хиротонии. Что значили для Вас эти годы служения Богу и Церкви, что, прежде всего, вспоминается сейчас?

— Годы служения в Церкви, эти 20 лет, – самые прекрасные и быстрые годы в моей жизни. Когда я был до этого диаконом пять лет — годы шли, а священником стал — годы полетели. Было немало трудностей, каких-то душевных и физических переживаний, но с другой стороны я всегда получал удовлетворение от усердной молитвы и общения с теми людьми, которые мне встречались на моем жизненном пути, а именно прихожанами своего храма. Самый запоминающийся момент в жизни священника – это сам день хиротонии. Когда тебя рукополагают во священника – это незабываемое чувство присутствия Бога рядом с тобой. Особенно когда это совершает владыка Прокл.

Чем больше лет служит на приходе священник, тем больше у него появляется опыт этого служения. И этот опыт является огромной драгоценностью, прежде всего, для священника, потому что он может дать больше правильных советов тем людям, которые окормляются у него. А с другой стороны, это его личный опыт в деле спасения души, который поможет ему поступить более правильно в той или иной ситуации.

Еще памятно то, что девять лет назад, когда я лежал в Казани после операции, наши прихожаночки наняли «ГАЗель» и приехали ко мне в больницу. 300 километров преодолели туда и столько же обратно! 15 человек в возрасте 60 лет и старше! Привезли с собой в мешках картофель, морковь, лук. Раздавали эти овощи в качестве благодарности медсестрам, врачам и лично моему лечащему врачу. Наши прихожанки отмолили меня, когда я заболел. Они у нас самые лучшие. Мы с матушкой Фотинией всегда говорим, что лучше новомайнских прихожан просто нет! Ни в одном приходе!
— Есть ли у Вас идеал в духовной жизни?

— Отвечая на этот вопрос, хотелось бы сказать, что мне навсегда запомнились встречи с людьми, которые оставили глубокий след в моей жизни. Это настоящие духовники, священники, на которых хочется равняться.

Особое место в моей жизни и жизни моей семьи занимал и занимает до сих пор покойный ныне владыка Прокл, митрополит Симбирский и Новоспасский. Если Вы спросите у священников, кто такой владыка Прокл, то 90 процентов духовенства ответят, что такого доброго и интеллигентного архиерея еще долгое время не будет. Он для нас был как отец, близкий и родной. Другого такого я не встречал.
— Какие Ваши планы на будущее?

— Сейчас для нас самое главное это починить колокольню, поврежденную березами, и крышу над трапезной. Также совместно с администрацией Мелекесского района и димитровградским фондом «Флора и Лавра» планируется обустройство площадки для семейного общения и иппотерапии для ребятишек, больных ДЦП.
— Что Вы хотите пожелать в эти торжественные дни прихожанам храма и тем, кто ему помогает, а также тем, кто знает новомайнский храм, но еще не стал членом дружной духовной семьи?

— Ищите Царство Небесное, остальное приложится вам! Это главное, чего я всегда желаю. Еще желаю всем прихожанам здоровья телесного, чтобы нас окружали добрые порядочные люди – наши братья и сестры во Христе. Чтобы мы могли откликаться на беды друг друга. Я желаю, чтобы мир, тишина и благоденствие всегда сопутствовали нашему приходу и нашим прихожанам. Но самое главное мое пожелание для нашего храма, чтобы эти двадцать лет, которые мы вместе с вами прожили, были маленькой частичкой по времени стояния этого храма для спасения душ человеческих. Чтобы этот храм стоял вечно. И чтобы история нашего прихода никогда не прерывалась. Чтобы не было каких-либо катаклизмов внутри церковной общины.
Хотелось бы пожелать прихожанам больше терпимости по отношению друг к другу, любви, чтобы мы не только на словах были христианами, но и на деле, по отношению друг к другу проявляли те высокие качества, черты, которые требует от нас Сам Господь, и которые дают нам заповеди в Священном Писании.
Мы всегда должны помнить – Господь принес Себя в жертву за всех нас и мы должны хотя бы маленькую частичку своей души дарить людям. Самый большой подвиг человека – бескорыстное служение Богу и людям. Я желаю всем нам, чтобы мы хотя бы стремились к этому в нашей жизни.

— Благодарю Вас, отец Владимир, за беседу и желаю долгих лет жизни и процветания Казанскому храму, всем его священникам, работникам и прихожанам.

Беседовала Анастасия Коваленко

Храмостроитель Вячеслав Заренков: «Бабушкины слова о вере не давали забывать о Боге»

6 июня 2019 15:15

1 июня в Северной столице освятили и установили крест на главный купол храма Рождества Христова на Песках, взорванного в 30-х и восстановленного по историческим чертежам. А сегодня, 6 июня, состоялось Великое освещение храма святой блаженной Ксении Петербургской на Лахтинской улице. Строительство первой церкви небесной покровительницы города на Неве заняло целых 17 лет. И вряд ли бы завершилось в ближайшее время, если бы к делу не подключился президент фонда «Созидающий мир».

Накануне знаменательной даты Вячеслав Заренков рассказал «Комсомолке» о том, как храмостроительство преображает людей, какие чудеса случаются на стройплощадке и почему неверующий человек не может строить церкви.

Читать еще:  Ум или Zoom? Священное Писание для феминисток и зумеров?

ДОМ ДЛЯ ДУШИ

Чем отличается градостроительство от храмостроительства? Ведь Вам знакомо и то, и другое.

—С технологической точки зрения различий практически нет, но вот с духовной… При строительстве жилого комплекса осознаешь значимость дела: это дом, в котором будут создаваться семьи. Возводя же храм, изначально настраиваешь себя на то, что строишь храм Божий, дом души, место, куда люди будут входить с трепетом. Храм принадлежит Богу. Всё в нем должно быть сделано не просто на совесть, а с невероятным вниманием к мельчайшим деталям. В храме можно всегда найти покой, в нем всегда чувствуешь себя дома.

—Какой этап строительства храма вы считаете самым важным?

—Здесь каждый этап — историческое событие: закладка первого камня, установка куполов, креста, колоколов. Как часто мы можем прикоснуться к кресту или куполу, которые затем будут веками возвышаться под небом, освещая нас благостным светом? Такие моменты не забываются. И вот наступает день освящения — тысячи прихожан, крестный ход и первая служба. Просто дух захватывает, где-то далеко внутри рождается невероятная гордость: «А ведь я тоже участвовал в создании этого храма Божьего». И это не гордыня, это светлая радость. Такого внутреннего тепла при обычном градостроительстве не бывает.

Что главное в храмостроительстве?

—Искреннее понимание того, что ты собираешься создавать храм для Бога и людей, что ты должен сделать храм прекрасным, ведь он будет служить людям многие века. Кроме того, перед началом строительства ты должен быть уверен, что у тебя хватит сил и средств, чтобы его завершить. И, конечно же, получить благословение.

Может ли строительство храма преобразить человека?

—Уверен в этом на все сто! И знаю много примеров. Люди бросали пить, курить, изменять жене. Когда-то я поверил одному, в общем-то, неплохому парню, но, к сожалению, наркозависимому. Взял его на работу. Через три месяца его было не узнать! Он избавился от зависимости, просто ожил, появилась радость на лице. А вскоре — женился, родил двух ребятишек, уже много лет не принимает наркотики и искренне верит в бога».

МРАМОР ДЛЯ ХРАМА В ПЕТЕРБУРГЕ НАШЛИ…В ГРЕЦИИ

Вы чувствуете Божью поддержку в Ваших трудах?

—Конечно. Вот, к примеру, при строительстве храма в честь воздвижения Животворящего Креста в Петербурге не удавалось найти мрамор для полов и отделки. Объём большой, изделия разных цветов и конфигураций. Предложения поставщиков не устраивали. И вот однажды я сидел в офисе на туристической улочке на Кипре, ко мне зашел незнакомый мужчина. Звали его Христосомосом. Познакомились, поговорили о погоде… И вдруг он спрашивает, что у меня за проблема. Ну, рассказал о мраморе. Тут он заявляет, что все сделает. Я немного удивился и спросил, сколько же это будет стоить. А он ответил, что всё сделает бесплатно, «это же для храма»! Честно говоря, у меня слёзы навернулись от волнения…

Может ли неверующий человек строить храмы?

—Теоретически может, но практически — вряд ли у него получится. Лучше и правильнее, когда храмы строят верующие люди, они это будут делать с открытой душой, искренне и увлечённо. Как говорится, с Божьей помощью. Ведь в храме селится Божья благодать. Неверующий не может её почувствовать. Так как же он будет строить без Божьей помощи, какой смысл для него в храме? Для него это будет рабский труд, не приносящий радости.

А непрофессионал?

—Если состоятельный человек искренне хочет построить храм, он должен нанять профессионалов. Только они должны руководить строительством. Непрофессионал может принести пользу только на подсобных работах, причем под руководством опытных строителей.

Сейчас на храмостроителей учат. Как Вы к этому относитесь?

—Это хорошее начало, думаю, его надо развивать. Ведь нюансы проектирования и строительства лучше узнать заранее, чем потом исправлять ошибки. Мне кажется, это направление должно быть отдельной дисциплиной в строительных вузах или даже в духовных академиях.

БАБУШКИНО БЛАГОСЛОВЕНИЕ

Вы всегда знали, что будете строить и восстанавливать храмы?

—Конечно, нет. Уезжая из деревни в 17 лет с тридцатью заработанными за лето рублями в Ленинград, я вообще не знал, чем буду заниматься в жизни. И уж точно не мечтал стать строителем. Но судьба распорядилась иначе. Скорее всего, воплощение моего юношеского девиза — «В своей жизни я хочу достичь большего, чтобы с высоты большого делать как можно больше хороших дел для людей» — было невозможно без профессии строителя.

На строительство храмов вас благословила еще бабушка. Вы всегда помнили об этом? Или же это воспоминание постепенно проявилось в вашей памяти?

—Скорее, постепенно. Все мы жили в советское время, и юность проходила в комсомольском задоре. Вспоминать что-то связанное со строительством храма при нищенской зарплате, когда денег не хватало от аванса до получки, при отсутствии жилья (мы 10 лет жили в общежитии) не было возможности. Она появилась только в конце 90-х. Тем не менее, светлая память о бабушке, её образ перед иконой Святого Николая в правом углу избы, украшенной вышитыми занавесочниками, призывал к пониманию божественности мироздания. Призывал к Господу. Её слова о вере не давали забывать о Боге во все времена.

НЕОТЛОЖНАЯ ХРАМОСТРОИТЕЛЬНАЯ ПОМОЩЬ

Вы помните первый храм, за восстановление которого Вам предложили взяться? Что это был за храм?

—Сначала были небольшие просьбы батюшек о помощи: где-то заменить двери, где-то отопление, люстры, что-то подкрасить. Первую деревянную часовню я построил в деревне Воложба недалёко от Тихвина, на месте разрушенной старой. Ее попросил возвести мой друг, мы с ним туда рыбачить ездили. Мечтал он к 60-летию построить церковь в родном селе. Так что это был подарок для друга.

—Были ли случаи, когда времени на подготовку не было, и, чтобы спасти храм, требовалась неотложная помощь?

—Иногда решение приходилось принимать на ходу, работать без проекта, как говорят у строителей, «с листа». То есть я сам брал лист бумаги и чертил, что нужно срочно сделать. Как-то, прогуливаясь по Васильевскому острову, встретил священника. Он стоял на ступенях храма Святой Екатерины. Вид у него был растерянный. Поздоровались, разговорились — он пригласил посмотреть храм, предупредив, что по пути стоит быть осторожным. Внутри я ужаснулся. Деревянные перекрытия первого этажа сгнили и обрушились в цокольную часть, которая была затоплена водой. Храм нужно было спасать. Я тут же дал команду откачать воду, восстановить в холле перекрытие, полы, установить временный иконостас и сделать простой косметический ремонт. За два месяца мы управились без всяких проектов, и батюшка начал службы.

—Какие храмы вы построили?

—Храм в честь Святого Апостола Андрея Первозванного и всех Святых, в земле Русской просиявших на Кипре, Храм Святым Царственным Мученикам Романовым в Сербии, а также Храм Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня (Спас на Каменке) в Петербурге, и здесь же — Храм Рождества Христова на Песках и Храм святой блаженной Ксении Петербургской на Лахтинской улице.

Читайте также

Возрастная категория сайта 18 +

Сетевое издание (сайт) зарегистрировано Роскомнадзором, свидетельство Эл № ФС77-80505 от 15 марта 2021 г. Главный редактор — Сунгоркин Владимир Николаевич. Шеф-редактор сайта — Носова Олеся Вячеславовна.

Сообщения и комментарии читателей сайта размещаются без предварительного редактирования. Редакция оставляет за собой право удалить их с сайта или отредактировать, если указанные сообщения и комментарии являются злоупотреблением свободой массовой информации или нарушением иных требований закона.

АДРЕС РЕДАКЦИИ: ЗАО «Комсомольская правда в Санкт-Петербурге», улица Гатчинская, д. 35 А, Санкт-Петербург. ПОЧТОВЫЙ ИНДЕКС: 197136 КОНТАКТНЫЙ ТЕЛЕФОН: +7 (812) 458-90-68

Служба по обновленческому обряду на 50-летие митрополита Илариона (Алфеева).
Грозное предзнаменование

24 июля 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Преображения Господня) на Большой Ордынке.

Богослужение это было не обычным и очень уж напоминало как литургическую практику обновленцев начала ХХ века, так и современную практику католиков при совершении мессы: престол да еще и семисвечник были вынесены на середину храма (в алтаре остался другой, «настоящий» престол!), а амвон перед Царскими вратами был превращен в горнее место, на котором восседал Патриарх Кирилл задом к иконостасу, алтарю и «настоящему» престолу.

На амвоне никогда не сидят. Даже архиереи. У амвона есть глубокая символика, из-за которой даже патриархи за богослужением на амвоне только стоят. Амвон – это место воскресения Христова, с него читают Евангелие, с него архиерей совершает свое благовестие – проповедь. Сидеть на амвоне – это не только сидеть на Евангелии, это подпирать мягкое место своими собственными проповедями. Сидят на кафедре. Кафедра всегда находится в центре храма и на Горнем месте. Но из-за того, что престол вынесли в центр храма, теперь и амвон стал Горним местом. А это ломает всю традиционную символику литургии.

Подобное модернистское служение литургии не только искажает мистическое значение иконостаса как духовно-материальной границы между пространством алтаря (местом Божественного присутствия) и храма (местом собрания народа Божьего), но и является вопиющим литургическим бесчинством. Именно католики служат мессу без иконостаса. Алтаря по сути у них уже нет.

Если религиозное сознание православных верующих привыкло окружать особым благоговением то место, где совершается величайшее из таинств – святая Евхаристия, то реформаторы-обновленцы 1920-х гг. требовали открыть алтарь и даже перенести престол из алтаря на середину храма, чтобы действия священника были видны молящимся. Именно так и совершал богослужения, в частности, епископ Антонин (Грановский) в Заиконоспасском монастыре, выдвинув престол из алтаря на солею. На «соборе» Союза «Церковное возрождение» Антонин говорил:

«Народ также требует, чтобы он мог созерцать, видеть то, что делает священник в алтаре во время богослужения. Народу хочется не только слышать голос, но и видеть действия священника. Союз “Церковное возрождение” дает ему требуемое» (Труды первого Всероссийского съезда или Собора Союза «Церковное возрождение». М., 1925, с. 25).

Антонин (Грановский) рассказывал, как он предлагал в 1924 году верующим похлопотать у власти открытие одного храма, но с условием: принять русский язык и открыть алтарь. Верующие обратились за советом к Патриарху Тихону. Святейший Тихон ответил: пусть лучше церковь провалится, а на этих условиях не берите.

Антонин говорил по поводу высказывания Патриарха Тихона: «Посмотрите на сектантов всех толков. Никто не устраивает в своих молельнях скворечников. Все католичество, вся реформация держит алтари отгороженными, но открытыми. Вот эти два наших приобретения: русский язык и открытый алтарь представляют два наших разительных отличия от старого церковного уклада. Они так претят Тихону, то есть поповству, что он рад, чтобы такие церкви провалились».

В 1922 г. другой обновленческий деятель о. И. Егоров также самочинно реформировал традиционное богослужение аналогично епископу Антонину: перешел на русский язык и перенес престол из алтаря на середину храма.

Неообновленцы конца 1990-х гг. разделяли мнение своих духовных предшественников начала ХХ века. Так, например, священник А.Борисов в своей книге «Побелевшие нивы» писал:

«Когда-то, в 20-е годы, смелый реформатор епископ Антонин Грановский пытался ввести служение литургии с престолом, поставленным посередине храма, с чтением вслух всем народом евхаристических молитв. Тогда это вызвало насмешки церковных снобов. Но может быть, это не так уж и смешно? Быть может, пройдет какое-то время, и наши потомки будут недоумевать, как могло случиться, что. миллионы христиан на много веков были отгорожены иконостасом. Очевидно настало время подумать о том, не будет ли служение литургии, подобное возобновленному епископом Антонином, способствовать более полному и сознательному участию всех находящихся в храме в Евхаристии» (с. 175–176).

Интересно – как можно одновременно качать головой и говорить «ах, душка святитель Тихон, ах, бяки обновленцы» – и делать то же самое, что обновленцы и топтаться ногами по распоряжениям и заветам святителя Тихона? Это уже даже не лицемерие, это циничный плевок в него…

Таким образом, возмутительное служение Патриархом литургии на вынесенном на середину храма престоле повторяет практику обновленцев начала ХХ века. Подобный литургический произвол является, по нашему мнению, бесчинным и непростительным поведением, даже если такую литургию возглавлял и сам Патриарх. Создается впечатление, что учителем у устроителей подобного богослужения является не святитель Тихон, а его заклятый оппонент – обновленческий епископ Антонин Грановский.

И самое ужасное – что это не просто «рядовое богослужение в рядовом храме». Это установка для епархий о том, что надо вот так служить теперь и впредь.

Читать еще:  Обычай оставлять еду на могиле покойного – это язычество?

Вот и гадай теперь, мистика это, или нет, и не связано ли явление «черного человека» в отражении у жертвенника с обновленческими экспериментами с православным богослужением в этом храме.

Мы не знаем, что это было за отражение. Но ничего случайного без попущения Господа не бывает! Вне всякого сомнения, тот факт, что именно во время литургического бесчинства в храме на Большой Ордынке патриархийным фотографом было запечатлено именно такое «видение», свидетельствует о некоем грозном предзнаменовании для нашей Церкви и для всех нас.

Как лишенный сана протоиерей Головин открыл частный «скит» под боком колыбели ислама в Татарстане

Скандальный клирик-расстрига ведет личный прием паломников и водит экскурсии по храмам Казани

Ровно год назад в этот день патриарх Кирилл утвердил «извержение из сана» прославившегося нетривиальными проповедями протоиерея Владимира Головина, организовавшего интернет-сообщество, в котором практикуются коллективные платные «соборные молитвы по соглашению с Болгаром», и его сына протоиерея Анастасия. О том, чем сегодня занимается лишенный сана клирик, как к его деятельности относится православная церковь и как кардинально сменил направление бизнеса его сын, — в материале «Реального времени».

Из храма в «скит»

Лишенный сана и прихода Владимир Головин, к которому ехали и продолжают ехать православные со всей России и из-за рубежа, по-прежнему именует себя «отцом Владимиром», читает проповеди и проводит платные коллективные молитвы по соглашению по установленному им «тарифу». Он даже расширил свою деятельность — выстроил в селе Балымеры, находящемся в 18 километрах от Болгара, «скит Воскресения Христова» — с часовней и гостиницей, где принимает паломников. Кроме того, Владимир Головин устраивает для паломников экскурсии по Болгару и Казани.

«Реальное время» пыталось связаться с Головиным, но по сотовому телефону батюшки сейчас отвечает лишь его прихожанка Любовь П., которая сказала, что мобильника в настоящее время ее духовный пастырь не имеет. Мы обратились к нему по электронной почте, указанной на страничке «неофициального сайта» Головина на страничке «Контакты», однако ответа так и не получили. Редакция готова предоставить отцу Владимиру возможность высказать свою позицию, если он выйдет на связь с редакцией. Тем не менее некоторые подробности деятельности «изверженного из сана» священнослужителя нам стали известны.

Головин с супругой «посещают службы, как обычные миряне — молятся, причащаются». Супруга Головина, «обладая хорошим голосом, ранее всегда пела на клиросе во время службы и пыталась продолжать это делать после того, как отца Владимира лишили сана, однако ей в грубой форме запретили это делать». В часовне «скита» в Балымерах, по ее словам, круглосуточно читают акафисты последователи опального клирика, есть там и церковная лавка, где торгуют свечами и предметами церковной утвари.

Выстроил в селе Балымеры, находящемся в 18 километрах от Болгара, «скит Воскресения Христова» — с часовней и гостиницей, где принимает паломников. Фото bolgar-fond.ru

— Когда нам в Болгар прислали нового священника, то батюшка (Владимир Головин, — прим. ред.) просил нас во всем помогать ему и поддерживать его, и мы это делаем, — добавила Наталья, которая по-прежнему относится к Владимиру Головину как к своему духовному пастырю. — А вместе с отцом Владимиром пострадал и его двоюродный брат — отец Георгий, который был священником в Храме Рождества Пресвятой Богородицы в селе Три Озера. Его вначале отправили служить в далекую чувашскую деревню, а потом перевели в село Куралово. У него пятеро детей, а церковную кружку в последний раз открыли — там за 2 месяца 90 рублей набралось — на что им жить.

От молитвы до экскурсии

Семья Головиных не бедствует. На своем YouTube-канале «Жизнь во Христе» Головин регулярно выкладывает видеопроповеди. Последняя — на «горячую» тему «Можно ли коронавирусом заразиться от Причастия?» — от 17 марта собрала 25 тысяч просмотров. Опальный священник-расстрига по-прежнему популярен, и это способствует посещаемости его «неофициального ресурса» (такой статус обозначен на главной страничке сайта с проповедями и беседами Головина).

На этом сайте есть раздел «Молитва по соглашению», где желающему присоединиться предлагают перейти на соответствующий сайт, выбрать, за что молиться, после чего участнику соборного моления выставляют прайс: «ПРЕДЛАГАЕМОЕ ПОЖЕРТВОВАНИЕ НА ОДНО ИМЯ: 700 р. за один акафист на один календарный год. При выборе 4-кратного чтения акафиста в течение суток предлагаемое пожертвование на одно имя 1 500 р. за один акафист на один календарный год». Перечислить деньги можно через электронные системы платежей, например, на «Яндекс-кошелек», переводом на банковские карты секретарей о. Владимира, либо через СМС на короткий номер. Имена тех, за кого будут возноситься соборные молитвы, вносятся в список после подтверждения платежа.

Кроме того, в Болгар и Балымеры — в «скит» к Головину — организуются платные экскурсии. Двухдневная автобусная поездка из Казани с ночевкой в «скиту» обойдется в 5 700 рублей с человека, в эту сумму входят «транспортное обслуживание, проживание, трапезы, сопровождение на всем маршруте православным воцерковленным гидом». Для приезжих из других регионов есть дополнительная услуга — экскурсия по храмам столицы Татарстана «Казань православная» стоимостью 4 500 рублей. При желании можно посетить Раифский и Свияжский монастыри — за дополнительные 5 300 рублей.

Владимир Головин устраивает для паломников экскурсии по Болгару и Казани. Фото ansobor.ru

Духовная помощь по прайс-листу

Организатор экскурсий в Балымеры из Чебоксар и большая поклонница о. Владимира Головина преподаватель РГСУ Любовь Селиванова рассказала «Реальному времени», что однодневная поездка в «скит» из столицы Чувашии обходится дешевле, чем из Казани — 4 тыс. рублей с питанием. И это, по ее словам, недорого — с учетом стоимости бензина для микроавтобуса.

Селиванова рассказала о том, как проходят индивидуальные беседы Головина с паломниками (когда он служил в Болгаре, такие беседы еще не практиковались):

— Вначале проходит общая беседа. Люди предварительно составляют на черновике список вопросов, на которые хотели бы услышать ответ и по мере беседы вычеркивают из него вопросы, ответы на которые получили. Потом у каждого остаются вопросы, которые нежелательно задавать прилюдно. Время, выделенное на встречу с группой, делится на число паломников поровну, чтобы никого не обидеть. И с каждым уже идет индивидуальная беседа.

По ее словам, о. Владимир помогает принять решение — продолжать или закрыть бизнес, развестись или сохранить семью и т. п. — и практически никогда не ошибается. А еще, отметила она, Головин фактически выступает «прекрасным психотерапевтом». Но чтобы почувствовать эффект от встреч с ним — «получить помощь», одной встречи, по словам собеседницы «Реального времени», недостаточно, нужно несколько. При этом, подчеркнула Любовь Селиванова, каждый паломник «попадает в поле любви, когда отец Владимир занят только им».

Селиванова также рассказала, что «когда о. Владимира лишили сана, его сын Анастасий в знак поддержки отца также сложил с себя сан и сейчас он стал концертным директором известных артистов Антона и Виктории Макарских». (На «неофициальном интернет-ресурсе» Головина можно найти видеозаписи бесед с Антоном Макарским, — прим. ред.).

Каждый паломник «попадает в поле любви, когда отец Владимир занят только им», говорит Селиванова. Фото православный-болгар.рф

«Проблема не в Головине, а в людях»

Официального церковного сана отец Владимир Головин лишился после почти полуторагодового скандала. В начале 2018 года на Рождественских чтениях в Москве настоятель новосибирского собора во имя святого благоверного князя Александра Невского отец Александр (Новопашин) выступил с докладом «Коммерческо-религиозный проект протоиерея Владимира Головина», в котором раскритиковал деятельность болгарского батюшки, создавшего и раскрутившего в интернете практику «соборных молитв по соглашению».

Особенно возмутили клириков вольные до бестактности рассуждения Головина, направленные, по словам российского историка и богослова Александра Дворкина, на то, «чтобы подчеркнуть человечество Христа» и «финансовая сторона деятельности болгарской группировки, через которую, как можно подозревать даже при беглом взгляде, проходят такие сумасшедшие деньги, что пресловутый «бог Кузя» отдыхает».

Церковное руководство применило к автору неканонических духовных практик все меры — от увещевания до прямых запретов проповедовать в интернете и читать акафисты по соглашению по твердой таксе, а потом — и совершать обряды в храме. А когда все это не подействовало, была применена крайняя мера — «извержение из сана». Головин сана лишился, но деятельность продолжил — уже вне юрисдикции Русской православной церкви.

— Это религиозный коммерческий проект, — прокомментировал «Реальному времени» сегодняшнюю ситуацию в Балымерах епископ Чистопольский и Нижнекамский владыка Игнатий. — Такую оценку его деятельности дали богословы, которые проанализировали его деятельность. Он ее продолжает, но так называемый «скит» — на самом деле не скит, а просто частная территория. Под скитом подразумевается монастырь, а тут на частной территории просто собирают людей и ведут с ними беседы. Причем наставления, которые там даются — это наставления для маловерующих, для не понимающих [истинного смысла православия]. Головину не раз объясняли, чем должен заниматься священник — это в первую очередь богослужения. И служить он должен не напоказ…

Это религиозный коммерческий проект, — прокомментировал сегодняшнюю ситуацию в Балымерах епископ Чистопольский и Нижнекамский владыка Игнатий. Фото tatmitropolia.ru

А еще владыка Игнатий сказал, что «проблема даже не столько в самом Головине, сколько в людях, которые идут к шарлатанам, а каяться не хотят, не понимают, что болезни или беды насылаются не просто так, а чтобы они задумались, что делают не так — им проще молиться по соглашению с верой в то, что тогда все изменится».

Тайны старого Челябинска. Красная церковь на Алом поле

История Александро-Невской церкви, что служит главным украшением парка Алое поле в центре Челябинска, началась с часовни, которая была заложена мещанином Павлом Михайловичем Кутыревым — владельцем первой челябинской типографии. Часовню начали строить на тогдашней западной окраине города в 1881 году, через 20 лет после подписания манифеста об отмене крепостного права — центрального в контексте александровских «великих реформ». В год начала строительства часовни царь-освободитель, на которого было совершено в общей сложности семь покушений, погиб от рук террористов.

Заложенная в его честь часовня так и не была достроена, и 3 октября 1894 года Оренбургская духовная консистория обратилась к благочинному челябинских церквей протоиерею Митрофану Андреевичу Кремлеву с предписанием — выяснить у Кутырева, «не согласен ли он будет начатую им часовню обратить в церковь, если со стороны общества или кого-либо будут даны средства для приспособления этой часовни в храм». Но решение вопроса о строительстве церкви растянулось еще на несколько лет. Павел Кутырев обратился к горожанам с идеей провести сбор пожертвований, поскольку построить храм в одиночку ему было действительно не под силу. Согласно историческим данным, 14 февраля 1899 года мещанское общество Челябинска одобрило такой сбор. Но и после этого строительство не было возобновлено.

А в начале 1906 года архитектор Александр Померанцев, уже ставший к этому времени архитектором с мировой репутацией, получил заказ на разработку проекта храма в Челябинске.

К концу декабря того же года проект был завершен, и 30 января 1907 года техническая комиссия «рассмотрела представленный проект и нашла его составленным удовлетворительно».

Александр Никанорович Померанцев родился в 1848 году. В 1877 году окончил Петербургскую академию художеств, а в 1899 году был утвержден ректором этой академии. По его проектам построены ряд жилых и общественных зданий в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, ансамбль построек Московской окружной железной дороги, несколько церквей, в том числе храм Александра Невского на главной площади в Софии. Наиболее значительное творение Померанцева — здание Верхних торговых рядов (ныне ГУМ) на Красной площади в Москве, которое, помимо архитектурно-художественных достоинств, отличается и инженерными, а именно применением металлических и железобетонных конструкций в больших застекленных перекрытиях и внутренних переходах.

Но вернемся в Челябинск. Закладка храма по проекту Померанцева состоялась 22 июня 1907 года. Вопросами строительства ведало церковно-приходское попечительство, в которое вошли 36 прихожан. Первым его председателем стал мещанин Плышевский. В 1913 году Плышевского, после его кончины, сменил доктор медицины Попов, он же был регентом церковного хора. Комитет ведал сбором пожертвований. Известно, что крупные суммы были получены от императора Николая II (5000 рублей) и Челябинской городской думы (4809 рублей 52 копейки).

24 апреля 1909 года строительство посетил епископ Оренбургский и Тургайский Иоаким.

«Взобравшись по лесам на строящиеся стены, преосвященный внимательно осмотрел все части возникающего храма. Подробные объяснения ему давали члены строительного комитета, встретившие его при входе на постройку хлебом-солью. Во время осмотра владыкой постройки вдруг раздалось умилительное пение пасхального канона. Пели внизу, посреди голых стен, будущие прихожане будущего приходского храма. Впервые огласились стены возникающей святыни звуками торжественного гимна победы Христа над смертью и диаволом, теми звуками, которые в недалеком будущем ежегодно будут собирать весь народ в Божий храм для прославления воскресшего Господа. Внизу, среди лесов, на стенах и вокруг стен — везде собралось огромное множество народа. Владыка обратился к собранию с глубокопрочувствованным словом, в котором выразил радость свою тем, что в быстро увеличивающемся городе возникает новый, обширный храм, высказал свое одобрение плану, по которому строится церковь, пожелал комитету быстрых успехов и поющих наградил крестиками и книжками».

Читать еще:  Митрополит Кирилл отслужил литургию для православной общины Индонезии

Крупные пожертвования позволили в 1910 году завершить основные работы по возведению церкви. Однако после этого начались финансовые трудности: комитет израсходовал все средства. 26 ноября 1910 года председатель комитета обратился в городскую думу: «Строительный комитет израсходовал все имевшиеся в распоряжении его средства, задолжав некоторым торговым фирмам и городскому общественному банку».

Доктор Попов предложил местным властям ассигновать дополнительные суммы на строительные работы и тем самым отметить предстоящий 50-летний юбилей отмены крепостного права: «Избранные представители челябинского городского населения… при обсуждении вопроса о способах увековечения пятидесятилетия великой крестьянской реформы не откажут строительному комитету в помощи продолжать постройку памятника царю, даровавшему свободу многомиллионному крестьянскому сословию».

Городская дума все-таки просьбу отклонила. Городскому самоуправлению необходимо было решать другие насущные проблемы.

Прихожанам и строительному комитету осталось надеяться только на себя. Сбор пожертвований продолжился. 19 февраля 1911 года в честь 50-летия крестьянской реформы состоялись крестный ход и поднятие первого колокола на колокольню строящейся церкви. Затем, 6 мая 1911 года, подняли еще один колокол, на маковках установили 13 крестов.

К концу того же года церковь была готова к освящению, хотя и со временным главным иконостасом и бумажными иконами (одесского издательства Ефима Фесенко). По этому поводу 6 ноября 1911 года состоялось заседание строительного комитета, на котором приняли ряд важных решений.

«1. Для Александро-Невской церкви выделить самостоятельный приход, границей которого будет Азиатская улица (ныне улица Елькина).

2. Назначить в этот храм особый причт из священника и диакона на псаломщической вакансии. Священником просить назначить о. В. Милицина, а диаконом — псаломщика Христорождественского собора Селянкина.

3. Церковным старостой Александро-Невской церкви избрать Н. Г. Мартынова.

4. Освящение храма назначить на 4 декабря».

Четвертого декабря 1911 года епископ Челябинский Дионисий освятил новую церковь во имя святого благоверного князя Александра Невского — покровителя императора Александра II. Таким образом храм стал памятником царю-освободителю. Корреспондент газеты «Голоса Приуралья» так описывал этот торжественный день: «Благодаря ярмарочному времени, было огромное стечение молящихся в церкви. Пел прекрасно организованный хор певчих под управлением Попова. Во время богослужения некоторыми священниками и преосвященным были сказаны проповеди о значении настоящего торжества. По окончании освящения все присутствующее в храме духовенство и некоторые граждане были приглашены церковным старостой откушать хлеба-соли».

Но на этом деятельность строительного комитета не завершилась: предстояло обустроить еще два алтарных придела. И вновь отсутствие финансов затормозило дело, а попытки собрать новые пожертвования по приходам Оренбургской епархии уже не возымели былого эффекта. Тем не менее 27 января 1913 года прихожане на своем собрании приняли решение об освящении правого придела.

Пока шли подготовительные работы, началась Первая мировая война, вовсе приостановившая храмовое строительство в Российской империи.

Лишь благодаря вмешательству епископа Дионисия прихожанам удалось довести задуманное до конца: «Обстоятельства, действительно, сложились так, что нельзя приостановить работы, ибо заключены были условия с подрядчиками работ ранее 19 июля — дня объявления войны», — обращал он внимание начальства в своем письме 31 октября 1914 года.

Значительные пожертвования были сделаны купцом, общественным деятелем и известным челябинским благотворителем Михаилом Петровичем Архиповым, проживавшим в границах прихода Александро-Невской церкви (его дом располагался на углу улиц Оренбургской и Скобелевской, ныне дом по улице Коммуны, 68). На его пожертвования был изготовлен иконостас для Николаевского придела, а также новый главный иконостас с иконами, приобретено паникадило и церковная утварь.

16 ноября 1914 года прошло обсуждение вопроса устройства главного иконостаса.

«На собрании прихожан Александро-Невской церкви рассматривался план иконостаса главного придела храма и решался вопрос о живописи. Судя по рисунку, иконостас обещает быть весьма изящным. Стиль — русский. Иконы по иконостасу расположены в три яруса по шести в каждом, кроме центральной части иконостаса, где имеется место еще для трех икон. Иконы нижнего яруса будут чеканной работы, а остальные — живописью с картин Васнецова и других известных художников. Общая стоимость икон (кроме иконостаса) определена в 1100 рублей. Запись для сооружения в иконостасе по одной иконе на свои личные средства сделаны: П. В. Ильиным, О. С. Меньшиковым, С. В. Гузняевым, А. К. Фрейманом и совместно сооружают: Т. М. Сергеев и священник К. Лукин. Кроме этого, одним прихожанином пожертвовано 15 рублей. Иконостас с иконами для правого придела во имя святого Николая Чудотворца пожертвован М. П. Архиповым и будет в скором времени установлен на место. Рисунок иконостаса также хорошо выдержан».

Всего же на сооружение иконостаса с иконами, роспись стен, устройство электрического освещения в 1912–1915 годах было собрано 5270 рублей 39 копеек. Электрическое освещение было смонтировано в 1913 году. Работы над иконостасом и росписью центрального купола велись в 1914–1915 годах. Поликарп Сафронов из Верхнеуральска получил 3700 рублей за изготовление иконостаса, Василий Михайлович Ощепков из Шадринска — 676 рублей за «работу икон в иконостасе» и более 1000 рублей за роспись купольной части. Художники мастерской Василия Ощепкова выполнили росписи внутри Александро-Невской церкви как копии работ Виктора Васнецова из Владимирского храма Киева. Темы сюжетов — канонизированные русские святые: Александр Невский, митрополит Иона, Борис и Глеб, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах. Ощепков имел богатый опыт в этом деле. Он занимался росписью храмов, золочением глав, крестов в селах Шадринского, Челябинского и Ирбитского уездов. Находясь в постоянных разъездах и работая преимущественно по месту сооружения очередного иконостаса, он не имел собственного дома, а жил, как правило, при украшаемых церквах. Только в 1915 году наконец Ощепков объявил, что «имея превосходный подбор мастеров, заканчивает иконостас и настенные росписи в Крестовой церкви при Челябинском архиерейском доме, спешно ищет новой работы и живет в Челябинске в доме Батраковой рядом с Народным домом (ныне здание Молодежного театра) на Южной площади».

Всего на строительство церкви Александра Невского было потрачено 60 тыс. рублей. Тринадцатиглавое здание из красного кирпича (дюймового модуля) в обиходе получило название Красная церковь. Освящение правого придела во имя святителя Николая Чудотворца состоялось 29 марта 1915 года. Освящение нового главного иконостаса — 15 ноября 1915 года. Левый придел до революции освятить так и не успели…

По материалам публикаций Н. Антипина, Е. Девякова и А. Поповой.

На главном фото: Александро-Невский храм. 1916–1917 гг. / Из архива К. Гусарова.

Священник построил в Екатеринбурге 7-этажную школу

Из-за долгов перед строителями монах продал квартиру. «За эти деньги меня расстреляют»

В столице Урала незаметно для екатеринбуржцев появилась первая православная школа. Семиэтажное здание выросло в микрорайоне Лечебный — возле церкви целителя Пантелеимона. Несмотря на то, что учебное учреждение функционирует при храме, это будет светская общеобразовательная школа, обещает построивший его священник. Врачи психолечебницы, находящейся по соседству за забором, уже поставили ему диагноз.

Здоровенное семиэтажное здание из красного кирпича выглядит дорого и внушительно. На площади 7000 квадратных метров разместятся детский сад, школа, спортзал и бассейн. Все это построил священник — архимандрит Димитрий (Байбаков). По образованию он — врач-психиатр: в молодости был практикующим доктором — работал в расположенной по соседству областной психиатрической больнице, пока не нашел себя в служении. Созданный им храм целителя Пантелеимона первое время ютился в этой больнице, в небольшом помещении, которое приспособили под церковь.

Архимандрит Димитрий проводит экскурсию по школе Антону Шипулину и Олесе Красномовец

О том, как начиналась постройка нового, кирпичного храма, теперь ходит легенда. «Однажды отец Димитрий зашел в ординаторскую и сказал: „Мы решили строить храм“, — рассказала „URA.Ru“ редактор православного телеканала „Союз“ Светлана Ладина. — Врачи спросили его: „Ты что, нашел богатого спонсора?“, на что он ответил: „Нет, мы сделаем это силами прихожан“. После этого коллеги-психиатры быстренько поставили ему „диагноз“».

Однако, на удивление, дело пошло. «Там, где сейчас колокольня, была маленькая полянка, — рассказывает священник. — Мы нашли ее с администрацией больницы и начали обживать. И за 23 года так обжили, что построили храм, крестильное помещение и церковный домик, в котором — библиотека и воскресная школа». Вместе со зданиями рос и приход, причем не только количественно, но и качественно — все больше становилось прихожан с детьми, многодетных.

«Из центра города мы с семьей ездили в Пантелеимоновский храм, на восьмой километр Сибирского тракта, с маленькими детьми на руках на общественном транспорте. Там была удивительная семейная атмосфера», — вспоминает Светлана Ладина.

«По воскресеньям храм стал превращаться в детский сад: детей стало в разы больше, чем взрослых, — вспоминает отец Димитрий. — Я сам монах и к детям отношусь настороженно, потому что не умею с ними обращаться. Но делать же с ними что-то надо! И вот мы решили продолжить наш комплекс зданий и построить образовательный центр, который включал бы в себя детский сад и школу».

Центр cтроили семь лет. «Исключительно на пожертвования — никаких спонсоров и благодетелей у нас нет», — говорит монах. И объясняет: «Одно дело, когда ты берешь деньги из бюджета и их осваиваешь, другое — когда строишь себе: получаются совсем другие цены. Поэтому

я не буду говорить, во сколько мне обошелся квадратный метр. Если кто-то узнает, то меня просто придут и расстреляют, потому что таких цен не бывает».

Здание рассчитано на пять групп детского сада и 11 классов. Байбаков уверяет, что она будет обычной, общеобразовательной — с математикой, физикой, биологией, химией и так далее. При этом православный «антураж» все же присутствует: и в классе, и в коридоре висят иконы и лампады.

Сейчас набрана одна группа детского сада и первый класс, в котором пока только 15 человек (кабинет рассчитан на 25 учеников). «Документально обучение детей пока никак не оформлено, — признает священник, — поэтому и рекламы учебному заведению не делаем. Но все документы будем получать». Байбаков уверен, что сможет лицензировать школу, ссылаясь на опыт получения лицензий для телевещания (это он запускал в Екатеринбурге телеканал «Союз»).

Во время экскурсии по школе отец Димитрий признается, что лично планировал здание. Оно состоит из трех блоков, стоящих «каскадом» — чтобы школа не «задавила» храм. «Я сам и архитектор, и проектант, и дизайнер, — гордо говорит священник. — Даже шкафы в классе я сам проектировал, чтобы все было в цвет». В первом блоке сейчас достраивается спортзал (его должны запустить в ноябре), в третьем со временем появится бассейн.

Обучать детей наняли хороших педагогов — с 30-летним стажем. «Бабушками их не назовешь, но это очень опытные учителя», — говорит отец Димитрий. И школа, и детский, и группы развития — все услуги платные. Точную стоимость обучения помощники Байбакова назвать отказались, отметив лишь, что она невысока — в пределах нескольких тысяч рублей, чтобы «отбить» себестоимость обучения.

По словам людей из окружения священника, ни у храма, ни у школы действительно не было какого-то богатого спонсора — на все собирали «по копеечке». Секрет успеха его проектов коллеги видят в другом. «Это человек, которого окружают чудеса, — говорит Светлана Ладина. — Но я хочу, чтобы меня поняли правильно: он никогда не строил из себя чудотворца, просто Господь, видя, что он делает нужные дела, посылает ему свою помощь. Сначала создал православную газету, потом радиоканал „Воскресение“, затем телеканал „Союз“. Известно, что в разгар строительства отец Димитрий, чтобы расплатиться со строителями, продал свою квартиру».

В том, что частная школа архимандрита Димитрия Байбакова будет востребована, нет никаких сомнений — его храм давно стал неким культурным центром микрорайона. «Здесь очень много людей, которые приходят с поселков Тубсанаторий, Психбольница, Лечебный, из коттеджей в округе, — рассказывает преподаватель физкультуры Ольга Решеткина. — Все эти детки занимаются у нас, плюс приезжают дети из города. Здесь кругом лес, свежий воздух, своя скважина, отдельная территория. Мы думаем, что детей будет все больше и больше».

Смотрите фотоэкскурсию по школе при храме целителя Пантелеимона:

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector