0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Детское воровство: кто виноват и что делать?

Содержание

Консультация педагога-психолога «Ребенок ворует. Как быть?»

Светлакова Клара
Консультация педагога-психолога «Ребенок ворует. Как быть?»

Почти каждый ребенок хотя бы один раз пробует что-нибудь украсть. И во многом от реакции взрослых зависит, чем станет для ребенка эта ситуация — новой ступенькой в понимании границ и правил человеческого общения, или представлением о себе как о преступнике.

Неосведомленность. Дети, растущие в детском доме, не имеют «своего», и, соответственно, не понимают, что такое «чужое».

Клептомания, которой часто боятся люди, готовящиеся взять в семью ребенка, — это не особенность детей из неблагополучных семей, а психическое расстройство, болезнь.Но только в принципе: к счастью, настоящая клептомания — очень редкое заболевание, столкнуться с ним в реальной жизни крайне маловероятно.

Невротическое воровство. Воровство этого типа может встречаться у детей, переживших психологическую травму, неуверенных в своем нынешнем положении, испытывающих страх перед будущим, имеющих низкую самооценку. Это — своего рода попытка заполнить «черную дыру» беспокойства, вызванного дефицитом любви, причем, возможно, дефицит был в прошлом, но последствия остались.

Демонстративное воровство. Ребенок намеренно нарушает запрет не брать что-либо, хотя прекрасно понимает, что попадется, он словно делает «назло». После раскрытия кражи ведет себя вызывающе, хамит, отпирается, врет в глаза. Скорее всего, это т. н. «протестное поведение». Возможно, ребенок проверяет границы: а что вы сделаете? Не откажетесь ли от него? А возможно, таким странным образом «выбивает» особое внимание к себе.

Детское воровство действительно одна из самых серьёзных проблем, с которыми сталкиваются и родители, и воспитатели, и педагоги. Случаи детского воровства происходят не так уж редко. Практически каждый ребенок хоть раз в жизни взял чужое.

Большую роль в решении данной проблемы играет реакция взрослых, потому что от того, какую позицию они займут во многом зависит, повторится ли подобная ситуация.

Давайте разберемся, что же толкает ребенка на столь неблаговидные поступки и как в таких случаях действовать взрослым.

Воровство — это присвоение или потребление, не принадлежащих человеку материальных или духовных ценностей без предварительного разрешения или уведомления обладателя этих ценностей.

Существует четыре основных правила поведения родителей, помогающих остановить воровство независимо от того, маленькие у вас дети или постарше. Эти четыре шага позволят вам добиться устойчивого изменения поведения.

Шаг 1. Подойдите к ситуации спокойно и оцените намерения ребенка

Шаг 1 заключается в попытке найти ответы на пять основополагающих вопросов: Что произошло? Где и когда это случилось? С кем был ваш ребенок? Почему он украл? К сожалению, прямой вопрос «Почему ты это сделал?» ведет в никуда. Лучше всего начать с вашей реакции, объясняющей, что, по вашему мнению, произошло и как вы к этому относитесь.Например: «Тим, я огорчилась, когда нашла у тебя в шкафу видеоигру, ведь она не твоя. Как она туда попала?» Если не последует ответа,можно прямо спросить: «Ты взял ее?» Важно запомнить два «не» в родительском поведении. Во-первых, не реагируйте слишком остро. Безусловно, вы будете рассержены и расстроены, но старайтесь держаться спокойно. Во-вторых, не обвиняйте ребенка в воровстве и не называйте его воришкой. Обвинения никогда не решат проблему, а ребенок может начать обманывать, чтобы избежать наказания или неодобрения. Вместо этого признайте существование проблемы и сообща справляйтесь с ней.

Шаг 2. Объясните, почему воровать плохо

Изложите ребенку свои взгляды на честность. Именно сейчас постарайтесь, чтобы ребенок понял, почему воровать нехорошо и почему это подрывает моральные устои вашей семьи.Будьте лаконичны и придерживайтесь темы вреда воровства: «Брать без разрешения то, что тебе не принадлежит, — очень плохо. Мы никогда не берем чужие вещи. Нам нужно доверять друг другу. Я надеюсь, что ты будешь уважать собственность других и всегда будешь спрашивать разрешение, прежде чем что-то одолжить». Помните, что детям часто трудно понять разницу между «одолжить» и «взять», поэтому вам придется объяснить ребенку идею права собственности и уважения к ней.

Если ваш ребенок постарше, можно обсудить с ним возможные последствия воровства, такие как потеря друзей, плохая репутация, утрата доверия людей и проблемы с законом. Напомните ему, что в некоторых магазинах принята политика «нулевой толерантности». В таких магазинах не прощают первого нарушения, если вы вернете украденную вещь, а сразу же вызывают полицию. Помните, что одной беседы о честности далеко не достаточно для устойчивого изменения поведения. Почаще говорите с ребенком о честности в течение нескольких недель, чтобы он не только понял, чего вы от него хотите, но и сделал добродетель частью своего привычного образа действий.

Шаг 3. Делайте замечания и размышляйте над ситуацией

Дети часто не задумываются о пагубных последствиях воровства. Постарайтесь поставить ребенка на место его жертвы и дать почувствовать, насколько обидно, когда крадут твои вещи. Если ребенок маленький, разыграйте ситуацию с его любимой игрушкой. Якобы украв его игрушку,спросите: «Что бы ты почувствовал, если бы украли твою игрушку? Это было бы справедливо?» Ребенкапостарше можно спросить: «Представь, что ты жертва воровства, — ты обнаружил, что из твоего кошелька украдены все деньги. Что ты почувствуешь? Что ты сказал бы человеку, который украл?»

Шаг 4. Требуйте восстановления справедливости

И последний шаг — убедитесь в том, что ребенок действительно понимает, почему воровать плохо и что надо сделать, чтобы исправить положение. Лучшее наказание — потребовать, чтобы ребенок извинился перед жертвой и вернул украденную вещь. (Лучше, если при этом вы будете сопровождать ребенка.) Если кража произошла в магазине, переговорите предварительно с хозяином магазина, чтобы доброжелательный продавец простил ребенку содеянное. Если вещь испорчена или ее уже нельзя вернуть, ребенок должен оплатить ее стоимость. Вероятно, вам придется дать свои деньги, но ребенок должен их со временем вернуть из своих карманных денег или же за счет дополнительных ежедневных обязанностей.ПОМНИТЕ: прежде чем идти с ребенком в магазин, выясните, требуют ли обычно в этом магазине вмешательства полиции. А затем принимайте решение, как лучше поступить.

Воровство может быть способом самоутверждения, что тоже является свидетельством неблагополучия ребенка. Он таким образом хочет обратить на себя внимание, завоевать расположение кого-либо (различными угощениями или красивыми вещами).

Э. Х. Давыдова отмечает, что условием счастья такие дети называют хорошее отношение к ним родителей, хорошее отношение к ним в классе, наличие друзей и материального достатка.

Причины или соображения, которые заставляют ребенка воздержаться от кражи, по всей вероятности, должны быть прямо противоположными тем, что побуждают его к совершению кражи. Воровать не будут, во-первых, те дети, у которых в достаточной степени развиты воля и нравственные представления. Во-вторых, те, кто умеет сдерживать свои желания. В-третьих, эмоционально благополучные дети.

Очень часто можно услышать мнение, что большинство людей удерживается от правонарушений (в том числе и воровства) только из-за страха перед неизбежным наказанием. Мне кажется, что это не единственная причина.

Игра как средство эффективного взаимодействия педагога-психолога ДОУ и родителей. Сценарий игры «Это мой ребенок» Сценарий игры «Это мой ребенок» Цель: привлечение родителей к совместной деятельности с детьми. Задачи: способствовать развитию коммуникативных.

Консультация педагога-психолога «Как помочь дошкольнику быть внимательным» Все родители хотят, чтобы их ребенок был внимательным, умел концентрироваться. Для этого мы читаем нашим детям книги, рассказываем интересные.

Как убедить родителей не отказываться от помощи педагога-психолога Возражения родителей не всегда означают отказ. Иногда оно сигнализирует о том, что информация, которую он хочет обсудить с вами, важна для.

Консультация для родителей «Если ребенок ворует — норма, игра или отклонение?» Введение Маленькие дети часто берут без спроса вещи, принадлежащие другим людям, так как они еще не понимают, что такое право собственности,.

Консультация педагога-психолога для родителей дошкольников «Левша в мире праворуких» Одной из актуальных проблем для взрослых, родителей и самого ребенка является леворукость (левшество, т. е. функциональное преобладание.

Консультация педагога-психолога для родителей «Развитие творческих способностей ребенка» Детское творчество — одна из форм самостоятельной деятельности ребёнка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов.

Консультация педагога-психолога «Подготовка детей к школе» Подготовка детей к обучению в школе. Готовить к будущему школьному обучению ребенка необходимо с пяти лет. В пять лет можно уже сделать.

Консультация педагога-психолога «Почему ребенок кусается» Ребенок стал кусаться. Не пугайтесь, если вы заметили за ним эту неприятную привычку. Лучше присмотритесь и поищите причину, почему ребенок.

Рекомендация педагога-психолога для воспитателей «Как работать с гиперактивными детьми» Как работать с гиперактивными детьми: — проявляйте достаточно твердости и последовательности в воспитании; — избегайте, с одной стороны,.

Консультация «Взаимодействие педагога-психолога с семьёй воспитанника в условиях ФГОС» «Взаимодействие педагога-психолога с семьёй воспитанника в условиях ФГОС» В настоящее время в соответствии с законом Российской Федерации.

Советы психолога: ребенок ворует и врет

Если в вашем доме завелся маленький врунишка и воришка, то, конечно, ничего хорошего в этом нет. Когда ребенок без спроса берет деньги, чужие вещи и обманывает, нужно срочно принимать меры, иначе такое поведение превратится в очень неприятные черты характера и сломает ему жизнь.

Первая и вполне естественная реакция родителей – наказание. Отругать, поставить в угол, лишить лакомства или развлечения, «никуда не пойдешь, даже в школу» – грозные меры, но они не всегда приносят желаемых плодов. Психологи советуют сначала поговорить с ребенком, досконально разобраться в причинах проступка, а уже потом принимать решение.

Чего делать нельзя ни в коем случае

Правильная тактика поведения – залог успешного диалога с ребенком. Необдуманное наказание может раз и навсегда лишить вас авторитета и доверия сына или дочери.

  • Не устраивайте публичного разбора полета, особенно если ребенок совершил кражу впервые.
  • Не навешивайте ярлыки, не называйте ребенка преступником, вором, не рисуйте мрачных картин тюремного будущего.
  • Не произносите фраз типа «Мы тебя не для того растили», «В нашей семье воров нет», «Я от тебя такого не ожидал».
  • Не сравнивайте ребенка с другими детьми, известными преступниками, отрицательными персонажами, не приводите примеры из семейной истории, например, «Ты весь в деда, который отсидел 25 лет».
  • Не изводите постоянными попреками и напоминаниями о совершенном проступке.
  • Не обсуждайте ситуацию с посторонними людьми и членами семьи в присутствии ребенка, смакуя детали и тем самым его унижая.
  • Не вспоминайте прошлые проступки, ругая за то, что произошло только что.

Как бы дерзко ни вел себя ребенок, он все равно боится и ждет наказания, поэтому перечисленные негативные высказывания будут восприняты в штыки. Это будет как в известном анекдоте – «веду себя так, как ты меня назвал, что тебе не нравится?». Если вы выберете правильную тактику, он прислушается, и тогда у вас получится разговор, из которого он сделает выводы.

Почему ребенок обманывает и берет чужое

Причины могут быть самые разнообразные, и многие связаны с неправильным поведением родителей.

  • Вы легкомысленно пообещали обязательно купить какую-то вещь, но так и не сделали этого. Присваивая себе чужую вещь, ребенок убедит себя, что он не виноват, к краже его подтолкнули родители, которые не сдержали слова. Что же еще оставалось делать?!
  • Если ребенок растет в неблагополучной семье, то воровство и обман могут быть защитной реакцией на негативную атмосферу в доме и равнодушие родителей. Обычно такие дети выбирают себе более удачливую жертву среди сверстников. В данной ситуации нужна профессиональная помощь психолога.
  • Непоследовательность и несогласованность взрослых родственников. Например, мама запрещает кушать мороженое, а дедушка готов покупать его килограммами, но просит маме не говорить. Папа рассказывает, что лгать и воровать нехорошо, а сам при ребенке врет начальнику, что болен, и едет на рыбалку, и приносит с работы калькулятор. Получается, правила все-таки можно нарушать?! При совершении кражи или обмане у ребенка уже готово оправдание: дедушка и папа тоже так делают, значит, все можно. А ведь родительский авторитет сопровождает нас всю жизнь!
  • Нередко на ложь и кражу ребенка толкает тотальный контроль со стороны взрослых, тогда это является своеобразной обороной, искаженным проявлением самостоятельности. Обратная сторона медали – равнодушие родителей, и таким образом дети пытаются привлечь к себе их внимание.
  • Другая распространенная причина – это зависть. Вроде бы у ребенка все есть, но ему хочется обладать вещами, которые принадлежат другому ребенку. Помните, трава у соседа всегда зеленее? Да и достаток у всех семей разный.
Читать еще:  В Вифлеем на Рождество прибыли несколько тысяч паломников

Каждая ситуация уникальна, и перечислять возможные причины можно бесконечно, тем важнее выяснить, что именно спровоцировало вашего ребенка. Изменить нежелательное поведение можно только, искоренив его причину.

Что делать?

Если вы поймали ребенка на месте преступления, уверены в его вине на 100%, то психологи рекомендуют, во-первых, сразу же пресечь воровство, во-вторых, спокойно поговорить с ребенком, именно спокойно – без криков и обвинений, и, в-третьих, наказать.

Разговор

Беседа должна проходить в спокойной обстановке, чтобы никто вам не мешал. Говорите спокойно, ровно. Обязательно скажите, что вам очень стыдно и вам тяжело понимать и принимать то, что такое могло случиться в вашей семье. Выясните, зачем он взял деньги или вещь, что двигало им. Следующий шаг, объясните, что такое деньги, как тяжело они даются, на что они идут. В будущем ребенка, если он достаточно взрослый, можно привлечь к планированию бюджета, чтобы он лучше понимал, какая сумма уходит на квартплату, какая – на продукты, какая – на развлечения и т. д.

Малышу, если он совершил кражу или обман впервые, объясните, что так поступать нехорошо, что правда всегда выплывает наружу, здесь можно привести примеры из мультфильма или вашего опыта. Скажите, что воровать и обманывать – не самый лучший выход, простой вежливой просьбой можно добиться большего.

Наказание

Самая действенная мера, по мнению психологов – это заставить ребенка полностью восполнить нанесенный ущерб самостоятельно. Важное условие: он должен заработать деньги сам, почувствовать их ценность. Подростку можно предложить подработку, например, раздавать листовки, разносить почту, продавать газеты и т. д. Ребенку помладше подойдет следующий вариант: вы будете платить ему небольшие суммы за домашние дела: уборка, мытье посуды, работа на дачном участке. Так у него появятся свои деньги, из которых он должен будет возмещать ущерб. Если проступок совершил малыш, например, украл игрушку у друга, то, кроме украденного, он должен отдать пострадавшему вещь, которая представляет для него большую ценность.

Ваша задача – показать ребенку, что он совершил серьезный проступок, что выбранное наказание справедливо, что вы понимаете, что он сделал ошибку, и не стали любить его меньше, но в то же время готовы принять самые решительные меры.

Не пойман – не вор

В случае, когда вина ребенка не доказана, лучше промолчать. Отложите разговор до того момента, когда будете абсолютно уверены. Несправедливое обвинение травмирует детскую психику.

Конечно, полностью оправдывать такие серьезные проступки нельзя. Ребенок в 4-5 лет уже прекрасно понимает, что, обманывая и присваивая чужие вещи, он поступает нехорошо, совершает запрещенное действие. Наказание должно быть правильным и соразмерным. Если эти меры не помогли, не стесняйтесь обратиться к детскому психологу, он обязательно найдет выход из данной ситуации.

Дата публикации: 14.10.2017. Последнее изменение: 04.06.2018.

«Без родителей я с вами никуда не пойду». Что делать, если в магазине вашего ребенка обвинили в воровстве

Ваш ребенок не обязан показывать содержимое рюкзака охраннику магазина, подозревающего его в воровстве. Он вправе отказаться от поездки в полицейский участок до вашего прибытия. А если полиция его все же задержала, то должна отпустить через три часа. О правах подростков «Правмир» поговорил с юристом и участником программы Травли.Net Анной Копыловой.

— Подросток случайно разбил в магазине банку с огурцами. Он обязан за нее заплатить?

Товар остается собственностью магазина, пока он не оплачен. Но ответственность за его порчу или повреждение наступает для покупателя в том случае, если это было сделано намеренно. Например, банку с огурцами разбили нарочно. В этом случае за нее придется заплатить — но не самому подростку, а его родителям.

Второй случай, когда стоимость товара нужно будет компенсировать — он был испорчен в результате неосторожных действий покупателя. Например, покупатель бегал или катался на скейте по торговому залу, задел банку и она разбилась.

Если же банка случайно выскользнула у ребенка из рук, то платить за нее он не должен. Также ответственность понесет магазин, если там слишком узкие полки или заставленные продуктами проходы, и товар можно задеть, скажем, полой пальто, и он падает и разбивается. Или, например, подросток поскользнулся на полу, который только что вымыли, что-то задел — в этом случае тоже ответственность не наступает.

Ситуации бывают разные. Даже если ребенок виноват в порче товара, то ответственность за это, во-первых, понесут его родители, а во-вторых, взыскать с них деньги можно будет только на основании судебного решения. Многие идут навстречу администрации магазина и оплачивают товар, не дожидаясь суда.

Если подросток оказался в магазине один, случайно уронил товар и у него требуют деньги, нужно сделать следующее:

  1. Позвонить родителям и объяснить, что произошло и где он находится.
  2. Не говорить сотрудникам магазина, как его зовут, кто его родители, какой у него номер телефона. Все это информация, не предназначенная для разглашения третьим лицам. Администрация не имеет права требовать у ребенка эти данные.
  3. Дождаться приезда родителей или уйти до их приезда.

Внимание! Сотрудники магазина не имеют права удерживать подростка, если он случайно разбил или испортил товар.

— Осенью в Москве в супермаркете «Ашан» охранники удерживали и пытались обыскать девочку, которую подозревали в воровстве, причем совершенно незаслуженно. Как себя правильно вести подростку, если он окажется в аналогичной ситуации?

— У сотрудников ЧОП существует единственное предусмотренное законом право: удерживать во вверенном им помещении человека, во-первых, если он совершает правонарушение — например, крадет товар, во-вторых, если он попал на территорию охраняемого объекта незаконно и потенциально может нанести вред имуществу. Это предусмотрено законом об основах частной охранной деятельности в РФ. Охранник может задержать физическое лицо — неважно, ребенка или взрослого — на территории объекта до приезда наряда полиции.

В других случаях администрация магазина не имеет права вас задерживать. В том числе, если у сотрудника ЧОП нет доказательств, которые легко получить путем просмотра записи с камер видеонаблюдения. Если подросток вышел из торгового зала с рюкзаком на плечах или продавщица крикнула: «Этот мальчик что-то взял» — этого недостаточно, чтобы ребенка удерживали.

Охранник не может остановить подростка, если не видел сам, как тот крадет. Он не имеет права заводить человека в кладовую и требовать, чтобы ему показали содержимое рюкзака. Досмотр вещей могут осуществлять только сотрудники правоохранительных органов.

Представитель магазина может попросить любого покупателя, в том числе несовершеннолетнего, показать содержимое сумки. И у каждого есть право отказать ему в этом. Когда мы позволяем нас досматривать, то мы проявляем свою гражданскую позицию ради соблюдения общих правил безопасности. Это наш выбор. Требовать у нас документы или личные данные могут только сотрудники полиции.

Если подростка остановили охранники в магазине и подозревают в воровстве, стоит поступить так:

  1. Связаться с родителями.
  2. Включить видеозапись на телефоне и попросить представителей магазина объяснить, в чем суть их претензий.
  3. Отказать под видеозапись в требованиях, которые ему предъявили — пойти с охранниками на склад или в подсобку, показать им рюкзак и так далее.

Удерживать в магазине его могут в том случае, если предъявят доказательства воровства — например, видео, или есть свидетели из числа покупателей. В этом случае администрация магазина вызовет полицию.

— Полиция может задержать подростка и увезти в участок? Как правоохранители должны в этой ситуации действовать по закону?

— Полицейский имеет право задержать подростка только на три часа. И обязан тут же известить об этом его родителей.

Важно, что полицейский может забрать несовершеннолетнего в участок в трех случаях. Во-первых, если ребенка подозревают в совершении уголовного преступления — есть доказательства, что он что-то украл, участвовал в разбойном нападении, серьезной драке с нанесением тяжких телесных повреждений. Во-вторых, если это потерявшийся или беспризорный ребенок — правоохранителям нужно установить его личность и найти его родителей. В-третьих, когда у полицейского нет возможности составить протокол на месте происшествия.

Вернемся к случаю, когда подростка задержали в магазине. Если приехала полиция, то ребенок должен сказать: «Вы имеете право составить протокол об административном правонарушении на месте. Я никуда с вами не поеду».

Самое главное, что должны сделать полицейские — связаться с родителями.

Причем сам несовершеннолетний имеет право не сообщать их телефон, воспользовавшись 51-й статьей Конституции: не сообщать о себе личных данных, не подтверждать и не опровергать обвинений. У представителей закона есть другие способы этот номер телефона узнать.

Полицейские должны составить протокол на месте. Если они этого не делают (это возможно, будем реалистами), то на любое их действие в дальнейшем может быть подана жалоба в вышестоящий орган полиции и прокуратуру. Потому что оно выходит за рамки их полномочий, предусмотренных законом по отношению к несовершеннолетним.

— Ребенок едет в транспорте, но не может заплатить за проезд — потерял или забыл деньги или транспортную карту. Имеет ли право кондуктор его высадить — например, вечером, зимой?

— В регионах России отличаются нормы регулирования транспорта и полномочий контролеров. Я могу рассказать, как это происходит в Москве: контролерам и кондукторам в автобусах, троллейбусах и трамваях запрещено высаживать детей. Даже если у них нет денег или проездного документа. Единственное, что проверяющие могут сделать — предложить ребенку оплатить билет на месте или выдать ему на руки квитанцию об оплате штрафа.

Подростка в Москве могут высадить только из электрички. Но только в дневное время и с марта по октябрь, и исключительно на станции, где есть вокзальное помещение. Чтобы ребенок мог связаться с родителями и добраться домой.

Сейчас в Минтрансе находится на рассмотрении документ, который введет эту норму по всей стране — детей из общественного транспорта высаживать будет нельзя, в том числе и в том случае, если им нечем платить. Вообще высаживать никого нельзя. В такой ситуации может оказаться не только ребенок, но и пожилой человек или, например, приезжий, который совершенно не знает города. Зимой это может привести к трагедии.

Если ребенок оказался в транспорте без денег, то нужно просить у окружающих помощи и сказать проверяющим, что высаживать его нельзя. А также обязательно связаться с родителями.

— Как правильно вести себя, если вы встретили в торговом центре или на улице потерявшегося ребенка?

— Ребенка не нужно уводить из того места, где вы его нашли. Неважно, сколько ему лет. Родители ведь могут вернуться за ним.

Если вы встретили потерявшегося ребенка в торговом центре, подведите его к стойке информации, чтобы сделать объявление и сориентировать родителей. Если такой опции в ТЦ нет, то останьтесь с ребенком ровно на том месте, где нашли. Попытайтесь выяснить, как его зовут, кто его родители, и вызовите полицию либо сотрудников службы спасения. Оставайтесь с ребенком до тех пор, пока рядом не окажутся люди, уполномоченные ему помочь.

Если ребенок маленький и ему хочется в туалет, вы можете сопроводить туда, а потом вернуть ровно на то же место, где нашли. Когда все случилось на улице, то можно зайти в магазин и оттуда связаться с оперативными службами или «Лизой Алерт». Они проконсультируют вас, что делать дальше.

— Ребенок плохо чувствует себя и не может пойти на физкультуру, но учитель все равно требует, чтобы он занимался. Имеет педагог на это право?

— Нет. По закону об образовании ответственность за жизнь и здоровье ребенка на территории учебного заведения несет само учебное заведение. Если ребенок жалуется на плохое самочувствие, то учитель обязан отвести его к медработнику или вызвать скорую помощь, а также сообщить родителям. Педагоги не обладают медицинскими знаниями, поэтому не могут определить, насколько все серьезно. Например, ребенок бегал на перемене, упал, а теперь его тошнит. А если это черепно-мозговая травма?

Если у ребенка есть справка, освобождающая от занятий физкультурой, его нельзя к ним принуждать. Если учитель настаивает, то это прямое нарушение его должностных обязанностей, за которое могут уволить.

В случае, если с ребенком случится что-то на территории школы, руководство понесет за это ответственность, вплоть до уголовной.

Школа обязана будет компенсировать родителям любой вид лечения ребенка, если она вовремя не оказала ему необходимой помощи, как только он пожаловался.

Расскажите детям, что о любом виде недомогания нужно сообщать учителю. Если в этом случае ребенку не оказали помощь, вы вправе жаловаться во все вышестоящие инстанции — от департамента образования в регионе до Минобрнауки. Все жалобы будут рассмотрены в обязательном порядке, поскольку это прописано в законе о государственной службе.

— У ребенка в классе произошел конфликт с одним из детей, который закончился дракой. Как должны повести себя учителя?

— Обо всех случаях, связанных со сложным поведением детей, учителя должны сообщать родителям. Нет специальных норм, которые бы прописывали действия педагога в случае драки в классе.

Но учитель должен оценить ситуацию, прервать физическое воздействие учеников друг на друга, в результате каждый из них может пострадать, затем сообщить родителям и принять меры для того, чтобы урегулировать конфликт. В штате современных школ есть психологи, социальные педагоги, медработники. В случае сложных конфликтных ситуаций педагог может вызвать полицию, и она обязана приехать.

В случае, если учитель не делает ничего, он будет наказан, и администрация школы — тоже. А степень их активности должна определяться самой ситуацией. Есть конфликты, которые можно разрешить беседой внутри класса, а есть те, которые можно урегулировать только с помощью обращения в отдел по делам несовершеннолетних.

Читать еще:  Православная церковь отмечает сегодня Крещение Господне

Если ваш ребенок – маленький воришка

Вы обнаружили у ребенка чужую игрушку, либо наоборот, не досчитались денег в кошельке. И единственный подозреваемый – о ужас! – ваш собственный ребенок! Спокойствие, только спокойствие: через это проходят почти все родители. Вообще-то было бы правильно написать «все», и мы бы так и написали, будь родители чуть внимательнее… Главное – ваша правильная реакция!

Детское воровство – явление очень распространенное и очень разнообразное. Причины простираются от непонимания сути происходящего до психического заболевания. Многое зависит обстоятельств, в которых произошел этот проступок, а главное – возраста вашего малыша.

Вороватый годовасик. От года до трех

Малыши, как сороки, – тянут все яркое, блестящее, привлекающее внимание. Понятие «свое-чужое» в этом возрасте еще только формируется, поэтому, строго говоря, злого умысла в покушении на чужое имущество нет: какое же оно чужое, если в голове у малыша царит условный коммунизм?

Однако многие родители подозревают, что малыш вполне осознает свои действия – иначе зачем он пытается утащить что-то украдкой… Но это не совсем так: ваш ребенок еще не усвоил абстрактные нравственные категории, просто заметил, что если взять что-то потихоньку, «без шума и пыли», результат можно получить быстрее.

Что делать?

Не дожидаясь прецедента разъяснять понятия «свое» и «чужое». Причем важно рассказывать не только что чужую игрушку можно брать только с разрешения владельца, но и что своими вещами малыш может распоряжаться по собственному усмотрению – давать или не давать поиграть.

Возвращать чужие вещи их хозяевам – неукоснительно и немедленно. Если нет возможности сделать это сразу (например, «позаимствованная» игрушка нашлась вечером) – нужно забрать ее у ребенка и отложить в недоступное место. Чужое – это чужое, и никаких исключений!

«Всё вокруг колхозное, всё вокруг моё!» От трех лет до пяти

К тому времени, когда ребенок идет в детский сад, он уже в состоянии различить, где его вещи, а где вещи друга, мамы, брата. Но вот понятия «общие игрушки» у него еще нет. Если в детском саду игрушки и книжки стоят в открытом доступе и ими можно пользоваться, не спрашивая разрешения, значит, можно унести их домой и играть там!

Это только кажется, что ситуация аналогична предыдущей; далеко не у всякого взрослого срабатывают тормоза, когда подворачивается возможность безнаказанно «прихватизировать» общее имущество. Унести с лестничной клетки приглянувшийся цветочный горшок, выкопать с газона редкий куст, прихватить с работы… да хоть пачку скрепок прихватить с работы! Вроде это не воровство, правда? Ну вот, и ребенок так думает!

Что делать?

Терпеливо объяснять, что игрушка может принадлежать не только конкретному человеку, но и детскому саду, больнице, развлекательному центру. Ею можно играть, но нельзя владеть. Если каждый заберет игрушку с собой, то чем все дети будут играть в детском саду?

Привлечь ребенка к возвращению похищенного. Возможно, вместе почистить или подремонтировать игрушку, сложить в сумку, обсудить, как завтра объяснить воспитателю ее отсутствие.

Воровство ради статуса. 5 – 8 лет

Старшему дошкольнику и первокласснику уже не нужно объяснять разницу между своим и чужим, то есть воровство в этом возрасте – действительно осознанное воровство, а не недоразумение. Как бы это ни выглядело, ребенок сознательно пересекает эту черту ради одной цели – социального взаимодействия.

Действительно, в этом возрасте ребенок впервые оказывается в ситуации, когда ему приходится самостоятельно внедряться в социальную группу. Если он испытывает трудности с привлечением внимания сверстников, он может попытаться сделать это с помощью вещей. К примеру, украсть деньги у родителей, чтобы накормить друзей мороженым. Или украсть дорогой гаджет у одноклассника, чтобы на правах владельца позволять пользоваться им другим детям… Даже если ребенок крадет какую-то вещицу и обладает ею втайне, цель кражи все равно одна – повышение своего статуса в группе сверстников.

Что делать?

Обязательно покажите, что вас огорчил поступок ребенка, но разделяйте самого ребенка (любимого!) и его поступок (безусловно, плохой).

Объясните, что попытка приобрести популярность за счет подкупа – тупиковый путь. Другим детям будут нравиться конфеты, а не щедрый даритель; дорогой телефон, а не его обладатель.

Обдумайте вместе с ребенком, какие его достоинства могут действительно привлечь внимание потенциальных друзей и как их им продемонстрировать.

Воровская романтика. 8 – 12 лет

В этом возрасте преобладают «кражи престижа»: похищенное чаще всего неважно (порой это какая-то магазинная мелочевка, типа дешевых карамелек или жвачки, которую ребенок при желании мог бы приобрести на карманные деньги), главное здесь – сам процесс. Он призван продемонстрировать смелость и хладнокровие ребенка, но чаще становится своеобразным ритуалом посвящения, знаком принадлежности к определенной компании.

Если вы столкнулись с «кражей престижа» — то вам, можно сказать, повезло. Это лучший способ поговорить с ребенком о том, как важно говорить «нет»! Пройдет несколько лет, и в числе соблазнов окажутся уже не кража жвачки, а прием наркотиков, экстремальные трюки, секс, наконец… Пойти против течения, суметь отстоять свои принципы, не побояться оказаться вне круга сверстников – эти умения формируются именно сейчас, когда вы, сгорая от стыда, объясняетесь с кассиром в супермаркете.

Что делать?

Объяснить ребенку, что его поступок не просто огорчил вас, но имеет вполне определенные правовые последствия (штраф, постановка семьи на учет как неблагополучной), и последствия эти будут только нарастать (вплоть до колонии для несовершеннолетних и тюремного срока).

Объясните, как твердо и корректно отказаться от участия в любой затее, которая кажется ребенку опасной или неприемлемой. Потренируйтесь в составлении фраз, которые можно сказать в ответ на предложение что-то украсть. Расскажите, какими аргументами подкрепить свою позицию, чтобы не стать объектом насмешек сверстников. Опишите, как глупо и жалко на самом деле выглядит мелкое воровство.

Наконец, обеспечьте ребенку безопасную социальную среду! Он любит соревноваться, не прочь прихвастнуть своей удалью и отвагой? К вашим услугам многочисленные спортивные секции! Ваш ребенок напротив, не отличается инициативностью и легко подпадает под чужое влияние? Найдите творческую студию, где он сможет раскрыть свои таланты без агрессивного давления со стороны товарищей.

Кто тут на самом деле вор?

Есть еще одно обстоятельство, которое может стать решающим в младшей школе: убедитесь, что ваш ребенок не стал жертвой вымогательства! Регулярная пропажа мелких сумм, хотя вы не замечаете приобретений, которые ребенок мог бы сделать на такие «карманные» деньги, – повод поговорить по душам. Объясните, что вы не собираетесь грубо вмешиваться в детские взаимоотношения (ябеду не одобрят даже те, кто так же страдает от малолетнего шантажиста, – школьники оберегают независимость своего сообщества), но примете меры для нейтрализации юного гангстера.

Если ребенок совершил кражу…

Что нужно делать

Разберитесь в проблемах, которые толкнули ребенка на кражу, и помогите их преодолеть.

Подчеркните, что как бы поступок ребенка не был вам неприятен, вы все равно любите и цените его.

Расскажите, как вы в свое время справились с аналогичной ситуацией, покажите, что из нее есть и альтернативные выходы.

Продемонстрируйте последствия, которые вызвало воровство (ты украл деньги, чтобы угостить друзей мороженым, и теперь мы не сможем пойти в воскресенье в кино). Только помните, что продемонстрировать (отменить поход в кинотеатр) – не значит без конца попрекать. Не нудите все выходные «вот, из-за тебя теперь приходится сидеть дома!». Этим вы только вызовете раздражение ребенка.

Что не нужно делать

Не лишайте ребенка своего доверия: не надо выворачивать карманы, демонстративно пересчитывать деньги в кошельке, постоянно показывать, что ребенок теперь под подозрением. Даже если вы не доверяете теперь ребенку, постарайтесь не делать это явно: будьте осторожнее с деньгами, ценностями, кредитными картами – не разбрасывайте их по всему дому!

Не нужно наказывать отменой запланированных покупок, если, конечно, ребенок не потратил месячный бюджет всей семьи. Если ребенок украл телефон, а теперь покупка собственного гаджета откладывается на неопределенный срок, как он отреагирует? Потерпит, потерпит и попробует украсть вновь… Аскеза совсем не та добродетель, что присуща младшим школьникам! Лучше предложите способ заработать на желанную вещь.

Не ставьте в пример себя в детстве, кузину Машу, сына учительницы… Быть может, вы просто никогда не оказывались под таким давлением, как ваш ребенок!

Не наказывайте так, что в следующий раз у ребенка появилось желание скрыть свой проступок любой ценой.

Я все делаю правильно, а он…

…ворует и ворует. И вот уже в школе смотрят косо, а знакомые нервничают, когда ваш ребенок оказывается в гостях. Он понимает, как трудно приходится после того как вы остались без зарплаты, но с маниакальной изобретательностью снова и снова добирается до вашего кошелька. Увы, скорее всего это не случайность, и даже не последствия промахов в воспитании, а серьезная психологическая (и даже психиатрическая) проблема. Не нужно стесняться обратиться с этим к специалисту, и не нужно медлить: само не пройдет, а неприятные последствия будут копиться как снежный ком!

И напоследок: вдохните, выдохните, заварите себе чаю и подумайте: а сами-то вы хороши! Кто стащил в пять лет заколку со стразами у старшей сестры? А кто в третьем классе норовил прокатиться в трамвае зайцем? И ничего, приличным ведь человеком выросли…

Детское воровство: причины и способы борьбы

Счастливы те родители, которые воспитывают умных, беспроблемных детишек, которые не только радуют своими отличными оценками в школе, но еще и развиты всесторонне, участвуют в олимпиадах, танцуют, играют в шахматы и вдобавок ко всему поют. Каждому понятно, что так не бывает. Любая семья сталкивается с трудностями при воспитании детей. Некоторые семьи открыто заявляют о проблемах в воспитании, а другие предпочитают молчать. Иногда молчание до добра не доводит.

Зачастую в самых благополучных семьях дети начинают воровать у родителей деньги. При этом никаких ограничений в семье нет, напротив, родители всегда рады предложить ребенку карманные деньги. Однако воровство в семье есть, и проходит довольно много времени, пока родители понимают, что ворует именно любимый ребенок.

  1. Ищем причины детского воровства
  2. Что делать, если ребенок ворует

Ищем причины детского воровства

В чем причины детского воровства? Первая причина проста. Это недостаток внимания и общения между родителями и ребенком. Испытывая дефицит общения, ребенок старается всеми силами привлечь к себе внимание. Поскольку он понимает, что особую ценность для родителей представляют деньги, ведь именно добыванием денег они заняты, отказывая в общении ребенку, то эти самые деньги и становятся объектом кражи.

Некоторые дети даже не понимают всей некрасивости своего проступка. Цель их ясна: родители обязаны обратить внимание. Если этого не происходит, кражи в доме периодически повторяются, ребенок озлобляется, и, помимо кражи, он может нарочно портить вещи в доме. Таким образом, в определенном возрасте ребенок пытается самоутвердиться, осознать собственную ценность для родителей, проверить, что важнее: ваза, которую он разбил, или все-таки он сам. Получив соответствующее наказание за порчу вещей, подросшее дитя начинает понимать, что любая его попытка заявить о себе наказуема.

Происходит некоторое искажение восприятия добра и зла. Задача родителей на этом этапе доступно разъяснить своему чаду, что, несмотря на занятость, мама и папа очень любят своего ребенка, стараются уделять ему время, но не всегда это получается в том объеме, в котором хотелось бы. Необходимо показать свою обеспокоенность таким неадекватным поведением ребенка и выразить надежду, что ближайший выходной день они обязательно постараются провести вместе.

Ребенок должен понимать, что не он является причиной отстраненности родителей, что в нем нуждаются и к его мнению прислушиваются

Частые разногласия в вопросе, должны или не должны дети иметь карманные деньги, обычно сводятся к тому, что деньги на мелкие расходы у ребенка быть должны. Иногда можно дать ему возможность самому заработать их, иногда поощрить за хорошие оценки, например за достижения в том или ином виде деятельности.

Если замечено, что в семье продолжаются кражи, а чаще всего бывает так, что суммы незначительные и потому остаются без внимания, следует всё же проследить, на что тратятся деньги. По утверждениям психологов, работающих с детьми, часто бывает так, что школьники, покупая мелкие сувениры, конфеты, жвачки, угощают ими своих ровесников, тем самым покупая их внимание. Такие случаи также являются показателем отсутствия внимания к ребенку как со стороны взрослых, так и со стороны сверстников. Он одинок и пытается хотя бы таким способом получить общение.

Бывает и так, что в школе, где учится ворующий деньги из семьи ребенок, процветает грабеж. Да-да, самый настоящий грабеж, когда среди бела дня старшеклассники отбирают у младших деньги и требуют, чтобы завтра они принесли больше. А вы уверены, что это не про вашего ребенка? Если нет такой уверенности, то прежде чем наказывать своего отпрыска, разберитесь в ситуации.

Отучить от воровства можно только разобравшись в мотивах такого асоциального поведения.

Что делать, если ребенок ворует

И ни в коем случае не нужно замалчивать эту проблему, если она существует. Скрывая такое кажущееся ужасное поведение ребенка, родители только затягивают в трясину и самих себя, и свое дитя. Если справиться с проблемой самостоятельно не удается, то лучше обратиться к детскому психологу, который поможет не только найти корень этого заболевания, а воровство иногда действительно признается таковым, но и устранить его проявления и последствия.

Каждому родителю стоит раз и навсегда усвоить, что любые проблемы берут начало в семье. От недостатка родительской любви и ласки дети порой становятся агрессивными, начинают приобщаться к скверным словам и поступкам, связываются с дурными компаниями.

Для того чтобы вашу семью не коснулась такая беда, даже при самой огромной загруженности находите время для общения со своим сыном или дочерью. Они очень нуждаются в вас, им на самом деле нужны советы взрослых, несмотря на то, что повзрослевшие дети всячески пытаются продемонстрировать собственную независимость.

Читать еще:  В США обсуждали будущее англиканского сообщества

Как бы взросло они ни выглядели, дети остаются детьми, и, общаясь с ними на языке взрослых, не забывайте изредка погладить по голове или прижать к себе. И очерствевшее детское сердечко вдруг оттает, и вновь, как в самом раннем детстве, самый родной человек на свете скажет вам, как сильно он вас любит. Такие минуты бесценны, ими нужно дорожить, а не лишать самих себя счастья быть родителями.

Нет таких проблем на свете, решить которые было бы нельзя. Всё решается — нужно только желание и готовность обеих сторон к диалогу, а первым на такой диалог всегда идет тот, кто старше, кто мудрее.

Мой ребенок – вор? 11 шагов родителей в случае детского воровства

Ребенок ворует? 8 причин, по которым дети берут чужое

Татьяна Панюшева психолог, психотерапевт, кандидат психологических наук, работает с детьми-сиротами и приемными семьями

  • Почему ребенок берет чужое: 8 причин
  • Почему приемный ребенок ворует
  • Ребенка поймали на воровстве. Что делать родителям?

Детское воровство — один из самых пугающих для родителей типов трудного поведения. Почти каждый ребенок хотя бы один раз в жизни пробует взять не принадлежащую ему понравившуюся вещь. Во многом от реакции взрослых зависит, чем станет для ребенка эта ситуация — новой ступенькой в понимании границ и правил человеческого общения или представлением о себе как о преступнике.

Обычно под воровством родители понимают фактически каждый случай, когда их ребенок (особенно приемный!) без спросу берет чужую вещь. Очень важно для взрослых помнить, что воровство как таковое имеет ряд принципиальных признаков, которые будут рассмотрены ниже, и не надо торопиться с «ярлыками» и с трагическими выводами.

Почему ребенок берет чужое: 8 причин

Причин того, что ребенок берет без спроса не принадлежащие ему вещи или ценности, может быть достаточно много. Назовем их.

Неосведомленность. До определенного возраста дети не владеют понятиями «свое» и «чужое». Если никто из взрослых не ставил специально задачу научить ребенка следовать правилу «чужое без спроса брать нельзя», то вплоть до выхода в широкую социальную действительность (обычно это школьный возраст) ребенок может иметь весьма смутные представления о «собственности».

Дети, растущие в детском доме, не имеют «своего» и, соответственно, не понимают, что такое «чужое». При общественном укладе жизни все вокруг общее, поэтому взять без разрешения вовсе не значит «украсть». Наоборот, «кто первый взял, того и тапки». Кроме того, у детей из детского дома или из неблагополучной семьи иные представления о деньгах, их ценности и о том, откуда они берутся, чем у их приемных родителей. Разница в представлениях, опыте и моральных нормах приводит к тому, что с точки зрения ребенка будет непонятна сила переживаний приемной семьи в случае, если он «просто взял» то, что ему приглянулось.

Клептомания, которой опасаются некоторые родители, слышавшие о таком психическом нарушении, — это не особенность детей из неблагополучных семей, а болезнь. Заболевание это достаточно редкое, генетически не наследуемое и от социального происхождения не зависящее. Диагностируют его психиатры. За многолетнюю практику работы с приемными детьми авторы данной книги не сталкивались с ней ни разу, хотя достаточно много имели дело с невротическим и прочими формами «детского воровства».

Невротическое воровство. Воровство этого типа может встречаться у детей, переживших психологическую травму, не уверенных в своем нынешнем положении, испытывающих страх перед будущим, имеющих низкую самооценку. Это своего рода попытка заполнить «черную дыру» беспокойства, вызванного дефицитом любви в прошлом, обычно в раннем детстве.

Удовольствие, связанное с чувством риска, азартом и присвоением желаемого временно заполняет внутреннюю пустоту. Но поскольку это лишь замещение реальной потребности, оно насыщает ненадолго. После пережитых эмоций наступает желанное успокоение, тревога на время отпускает. Однако позже она возникает вновь, усугубленная чувством вины и ощущением, что «я плохой».

В некоторых случаях дети в семьях, в которых между родителями плохие отношения, бессознательно могут использовать «трудное поведение», в том числе и воровство, как способ объединить родителей.

Демонстративное воровство. Ребенок намеренно нарушает запрет не брать что-либо, хотя прекрасно понимает, что попадется — он словно делает «назло». После раскрытия кражи ведет себя вызывающе, хамит, отпирается, врет в глаза. Скорее всего, это так называемое «протестное поведение». Возможно, ребенок проверяет границы: а что сделают взрослые? И одновременно бросает им вызов: «А ничего вы со мной не сделаете!». Это своего рода борьба за контроль, попытки померяться силами со взрослыми.

Некоторые дети в период адаптации в приемной семье могут таким образом проверять границы и степень надежности отношений: не вернут ли его из семьи в детский дом. Тем более что у некоторых это подкреплено реальным опытом, когда от них отказывались за подобные проступки.

Возможно также, что ребенок таким способом «выбивает» особое внимание к себе. Некоторые дети, лишенные любви и заботы, приходят к выводу, что единственный способ привлечь внимание взрослого — разозлить его. Наказание их меньше пугает, чем безразличие. Причем за безразличие они порой принимают обычную сдержанность, особенно если привыкли к крику и побоям.

Повышение значимости. Порой дети связывают наличие каких-либо вещей с чувством собственной значимости, уверенности в себе. Зависть к вещам — проявление чувства собственной малоценности, которая часто бывает у детей, отвергнутых кровными родителями. В подростковой среде жесткие правила: если у тебя нет того, что есть «у всех наших», ты — «лох», изгой, «белая ворона». То есть для подростков обладание чем-то — еще и способ избежать насмешек и травли, которых они боятся панически. Если ребенок со счастливым детством и прочным домашним «тылом» за спиной чаще способен справиться с такой ситуацией, то приемный ребенок пасует перед социальным отвержением.

Шантаж. Воровать ребенка могут заставлять более сильные сверстники или старшие дети. Это может быть как условие принятия в группу («тебе слабо?!», «ты маленький мальчик, маменькин сынок?»), так и непосредственные угрозы физической расправы, откупиться от которой ребенок может деньгами или вещами.

Научение. Дети, жившие в неблагополучных семьях, делают то же, что делают взрослые. Например, если взрослые промышляли воровством, то для ребенка это было обычной жизненной ситуацией.

Кроме того, для детей повторение действий кровных родителей в некоторых случаях может быть способом сохранения семейной идентичности, привязанности к своей семье: «Я поступаю, как папа».

Собственно воровством можно считать спланированное присвоение чужого имущества ради его материальной ценности, в случае, когда человек знает о социальном и моральном запрете на такие действия, осознает степень вреда для жертв кражи и возможность наказания для себя. Важно также учитывать возраст человека и его способность понимать свои действия и контролировать их.

Почему приемный ребенок ворует

Получается, что во многих случаях, когда ребенок берет чужое, это не является воровством. Переживания взрослых могут быть вызваны не столько самим поступком ребенка, сколько их собственными страхами или особенностями социальной ситуации, например, когда окружающие осуждают семью и ребенка.

Опасения, что воровство связано именно с тем, что ребенок приемный, имеют под собой основания. Только гены тут ни при чем. Моральное развитие непосредственно связано с опытом благополучной привязанности. В основе «голоса совести» лежит не столько страх наказания, сколько боязнь утраты любви и уважения близких, а также способность сочувствовать другим людям.

Большинство детей, воспитывающихся в благополучных собственных семьях, к старшему дошкольному возрасту знают о том, что такое «можно» и «нельзя», «хорошо» и «плохо». Однако сначала они просто «не хотят расстраивать маму», «не хотят поссориться с папой». Следовать моральным нормам самостоятельно и осознанно, по «внутреннему закону совести», дети становятся способны значительно позже, примерно к 12 годам.

Кроме того, способность контролировать себя, свои спонтанные побуждения, в том числе взять желаемое, формируется также примерно к этому возрасту. Это связано не только с социальным и интеллектуальным развитием ребенка, но и с развитием его нервной системы.

Если же у ребенка раннее детство было неблагополучным, бывают задержки и в развитии совести: ему трудно сочувствовать другим и беречь их чувства, потому что у него не было такого опыта. У него не было отношений, которыми он бы дорожил больше всего на свете, поэтому сиюминутная ценность понравившейся вещи оказывается на первом плане.

Задержки в интеллектуальном развитии, повышенная тревожность и нестабильность нервной системы — это и все вышеперечисленное означает, что для приемных детей может потребоваться, во-первых, значительно больше времени для того, чтобы научиться правильному поведению, а во-вторых, дольше требуется внешний контроль со стороны взрослых. Под «контролем» подразумевается не подозрительность в отношении ребенка и враждебное отношение к нему, а создание системы четких требований и поддержки ребенка в процессе усвоения новых правил жизни.

Кроме того, если причиной присвоения чужого является не меркантильность, а иные описанные выше причины, нужно бороться не с внешним проявлением проблемы, а с ее источником. Решать проблемы невротизации, утраты, желания ребенка сохранить связь со своей кровной семьей и т.д. Тогда проблема «воровства» со временем исчезнет за ненадобностью, поскольку будет найден другой, более удачный способ решения реальных трудностей, существовавших в жизни ребенка.

Ребенка поймали на воровстве. Что делать родителям?

Осознавать реальный эффект своих действий. Сталкиваясь с трудным поведением ребенка, особенно изо дня в день, взрослые могут испытывать разные чувства, иной раз даже срываться. Но если речь идет об осознанном поведении взрослого человека, необходимо спросить себя: какова моя цель? Какую информацию получит от меня ребенок? Физическая расправа, безусловно, учит ребенка тому, что лучше не попадаться на своих проступках, а также тому, что когда родители в гневе, они кричат и дерутся. Но это не научит ребенка пониманию того, почему именно воровать нельзя. И уж тем более не научит его не делать этого. Скорее он научится более тщательно скрывать свои проступки от конкретных людей. Поэтому после любого эмоционального взрыва нужно начать планировать формирование изменений в поведении ребенка.

Собрать полную и непредвзятую информацию о том, что произошло. К сожалению, к детям из детского дома существует предвзятое отношение, и ребенка могут обвинить несправедливо.

Помнить, что ребенок, совершивший проступок, не преступник. Случившееся — шанс для него освоить некоторые важные правила человеческого общежития. Навешивание «ярлыков» приводит к «социальному гипнозу», лишая ребенка выбора в будущем: ведь он уже вор, чего тут думать-то?

Искать подлинные причины. Постараться понять, какова эта ситуация с точки зрения ребенка, каковы были его намерения и как он понимает результат. Для этого нужно внимательно и спокойно его выслушать. Также важно знать жизненную историю ребенка, потому что кроме того, как ребенок сам объясняет свое поведение, имеют значение объективные проблемы и особенности развития.

Учитывать возраст и особенности развития ребенка. Часто взрослые терпимо относятся к тому, что ребенок отстает в росте или в учебе, но не могут перенести задержки в развитии совести. На самом деле это такая же зона развития, как и другие. Ребенок, чей биологический возраст 12 лет, в моральном отношении может соответствовать 6 годам. И родителям, которые занимаются его воспитанием, придется исходить в своих действиях из этой реальности.

Подробно и понятно объяснить ребенку, чем именно плох его поступок. Почему нельзя брать чужое без спросу, даже если хочется. Рассказать напрямую или через сказки/игру, что чувствует тот, у кого украли что-то: унижение, обиду, как ему плохо. Что теряет в отношениях с людьми тот, кто берет чужое. Объяснить, что желание взять чужое посещает в детстве всех людей, и как люди это преодолевают, и т.д.

Предложить выход из ситуации. Возмещение морального и материального ущерба (насколько это возможно) для пострадавших. Обязательно надо вместе с ребенком попросить прощения (объяснив, зачем!), при этом не позорить публично и не бросать его одного в этой ситуации. Найти способ, как сам ребенок может возместить нанесенный ущерб: вернуть, сделать своими руками новое, отдать свое взамен растраченного и т.д.

Выразить уверенность (не требовать обещаний, не угрожать, а именно выразить твердую уверенность), что в будущем ребенок научится справляться с соблазном взять чужое. Очень важно, чтобы родители четко выразили свою позицию: «Ты наш ребенок. Мы плохо относимся к этому конкретному действию, но не к тебе. Ты нам дорог, поэтому мы будем добиваться того, чтобы ты научился поступать иначе».

Своим собственным поведением выражать уважение к собственности, в том числе к вещам самого ребенка, спрашивать разрешения, не рыться в его вещах. И не провоцировать ребенка, оставляя на видном месте деньги и ценности, пока не будет уверенности в том, что ребенок научился справляться с ситуацией.

Решать подлинные проблемы ребенка, которые стоят за воровством. Если родители не могут понять, что движет ребенком, стоит обратиться к детскому психологу.

Верить в своего ребенка. Быть на его стороне не означает отрицания проблемы, но свидетельствует о том, что сам ребенок и отношения с ним для родителей важнее, чем отдельные, даже серьезные проблемы в его поведении.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector