0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Девятая заповедь: о лжи и правде

Содержание

Девятая заповедь

Мы лжём себе и лжём другим —
и даже самым дорогим,
играя в глупую игру.
Мы начинаем поутру
всем лгать, и нет предела лжи
у изолгавшейся души!
Она устала врать и врать —
всё повторяется опять[1].

О как хотелось бы сказать после этих строк пространную и вдохновенную, с пафосом, речь о том, что нет ничего страшнее лжи. Что лгать нельзя. Никогда и ни в чём. Ни при каких обстоятельствах. И даже когда знаешь, что твоя правда станет причиной несчастья другого. И даже когда услышав твою правду, ближний больше не захочет жить. И нельзя замалчивать правду, даже когда она никому не интересна и от тебя отмахиваются, как от сентябрьской мухи. Сказать и о том, чтобы почаще вспоминали, что правда глаза колет; вот и колоть ей, направо и налево, без устали, с размаху и из-за угла…

Стоп. Какая-то странная у нас правда получается, — злобная. Может, конечно, кому-то именно такая по душе. Но вот только не было у Христа такой правды, злобной. Другое Он кричал со Креста, когда Его приколачивали гвоздями: «Прости им…» Не было в Нем злобной правды и тогда, когда бичом выгонял торговцев из храма. Только горечь. От человеческой мелочности и заскорузлого бесчувствия. Да и говорил Он притчами и образами, вместо того, чтобы прямо сказать всю правду о Себе перед народом: «Вот, Я – Мессия, Я – Царь Израилев!»

Очевидно, что у Христа была какая-то особая Правда, иная, чем у людей. Этой Правде не надо было кричать о себе на всех углах и перекрестках; она становилась очевидностью для тех, кто шёл за Ним – и душевной маятой и смущением в сердцах, кому такой Мессия был совсем не нужен. Человеческая правда требовала забить камнями согрешившую – а Его, Христова правда, не могла не простить. Не человеческой ли правдой и была в итоге пригвождена на позорном месте Правда Божия?

Христос, как Новый Адам, в совершенстве выполнил то, что не сделал тот, первый. И заповеди, начертанные Божественным перстом на скрижалях Моисея. И вообще весь ветхозаветный закон, которым веками воспитывался еврейский народ. Но путь исполнения Христом заповеди «не лги!» идет гораздо дальше нашего, привычно-бытового представления о порядочности и честности.

Ведь любой может сказать, что вокруг лгут все. Политики – лгут, реклама – сплошная ложь, в магазине обвешивают, а дети – так те вообще просто заврались! Сплошной кокон лжи, в котором мы живём!

Липкая ложь обмотала ладони,
Как паутина.
Не одиноко, не страшно, не больно —
Просто противно.
Тянется нитью с упорством трамвая —
Шепот удушья.
Просит любви, а в ответ вызывает
Лишь равнодушье.
Надо терпеть. Или плакать. А может
Выпрямить спину?
Вся наша правда смешана с ложью
Наполовину.
Вся наша правда — внутри. А снаружи —
Лишь паутина.
Вот бы схватить, потянуть и разрушить.
Только противно[2].

Да, нам действительно противно прикасаться к чужой лжи. Воняет. Зато к своей – давно привыкли. Срослись. Сроднились. Уже и не замечаем. Только попробуй оторвать – и сразу болит, чего-то не хватает, родного и привычного. Так и живем, брезгливо отворачиваясь от внешних неправд, и ласково лелея собственную ложь – ложь мыслью, ложь словом, ложь всей жизнью. Да и правду нашу стоит чуть глубже копнуть – а там всё та же ложь, только не явная, сокровенная.

Правдоискательство Христово было напрочь чуждо беспокойства о внешней «порядочности» или «приличности». Да, Ему ничего не стоило исцелить в пятницу или вторник, но Он специально нарушает субботний покой. О как больно было видеть, как Божественная Правда Закона связывалась по рукам и ногам мнимой праведностью, а по сути – лживостью человеческой! Горе, горе лицемерам, влюбленным в собственную непогрешимость, для которых лживость стала синонимом благочестия!

Не лечится лживость человеческая ни кнутом, ни пряником, ни законами, ни воспитанием. Ведь отец лжи – диавол – блестяще владеет любыми методами воспитания, да и правовед он изрядный. И там, где слышится его дыхание – правды Божией не ищи. Найдешь только человеческие правды, такие разные и противоречивые, скорее правды, чем неправды, где «почти-правды» перемешались с «не-совсем-правдами», но все горделиво называют себя высокими именами. Кто не возгнушается этой липкой паутины человеческой лжи, кто не побоится разорвать этот клейкий, всепоглощающий кокон? – Христос сделал это. Только в Нём нет никакой лжи. И есть единственная победа над всей ложью жизни, какой бы мелочной или грандиозной она ни была – Его смерть, позорная. Его воскресение, славное.

Православная Жизнь

Девятую заповедь часто рассматривают как запрет клеветать и оговаривать ближних, однако она касается гораздо более широкого круга проблем.

«Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего»

«Лёгкий» грех

Девятая заповедь учит, что нельзя лгать ни себе, ни другим. Она запрещает ложь во всех её проявлениях, равно как и всевозможные сплетни и пересуды.

К сожалению, нередко приходится наблюдать, что люди с удивительной лёгкостью позволяют себе неискренность или даже откровенную ложь. Серьёзность таких заповедей, как «не убивай», «не кради» и «не прелюбодействуй» человек понимает — или, по крайней мере, отдаёт себе отчёт в тяжести греха против них. С девятой же происходит совсем иначе. Как священник и молодой отец я с тревогой наблюдаю, что лгут не только взрослые, но и дети. Ребёнок понимает, что обман даёт больше шансов получить желаемое. Замечая всё это, невольно задумываешься о природе лжи.

Источник лжи

Ложь — это искажение истины. Для нас, христиан, истина — это Господь: «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6). Если ложь — искажение истины, то источник её — тот, кто противится Богу и борется с Ним, то есть дьявол: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8:44).

Именно ложью дьявол соблазнил первых людей в раю, когда спрашивал, правда ли, что Бог запретил вкушать от всякого древа. Он сознательно искажает слова Бога и благодаря этому пытается найти подход к Адаму и Еве: «Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю? И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть. И сказал змей жене: нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло. И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт. 3:1-6).

Попавшись на его уловку, первые люди начали лгать — Богу, друг другу, самим себе. Ложь становится не только поступком, но повреждением природы, болезнью, которой человечество больно до сих пор. Наверное, нет такого человека, который не был бы искажён ложью изнутри. Об этом говорит Священное Писание: «Всякий человек ложь» (Пс. 115:2), «Бог верен, а всякий человек лжив» (Рим. 3:4).

Нужно отметить, что некоторые философы, социологи, антропологи оправдывают ложь с точки зрения истории общества. Дескать, если бы не было лжи, люди не смогли бы строить отношения друг с другом: есть ситуации, когда, сказав правду, к ближнему просто не найдёшь подход. Получается, большая заслуга в развитии человеческого социума заключается именно в способности людей лгать друг другу. Думаю, это неоднозначное утверждение, оставим его мыслителям, а мы как люди верующие рассмотрим ложь с точки зрения христианской аскетики.

Как люди лгут?

Есть такая книга, которая не потеряла и наверняка не потеряет своей актуальности — труд преподобного Дорофея Палестинского «Душеполезные поучения и послания». Девятое слово в ней так и называется: «Поучение о том, что не нужно лгать». В нём преподобный замечает, что люди лгут тремя способами: словами, мыслями и самой своей жизнью.

Ложь словами — это наиболее частое проявление лжи, когда человек оправдывает себя, скрывает свои поступки или пытается добиться желаемой цели любым путём. Стоит ли говорить, что она способна разрушить и нормальные человеческие отношения, и дружбу, и семью? Поэтому совет: прежде чем солгать, нужно мысленно положить на чашу весов то, что вы хотите получить, и то, что вы имеете, но можете потерять вследствие лжи. Думаю, это может отрезвить и помочь принять правильное решение. Как показывает жизненный опыт, неприятная и горькая правда, требующая от человека огромной внутренней работы, лучше, чем лёгкая и на первый взгляд многообещающая ложь. Однако хочу сразу сказать, что это не универсальное правило и не готовое решение для всех проблем.

Ложь в мыслях — это когда мы делаем вывод о людях, исходя из своих догадок. Например, я увидел человека, в голове создал его образ — чаще всего через призму собственных страстей — и выдал этот желаемый образ за действительный. Казалось бы — мелочь, что страшного? Подумал — и ладно. Но мы ведь относимся к человеку исходя из той картинки, которая возникает у нас в голове, следовательно, скорее всего это будет предвзятое отношение. Поэтому авва Дорофей говорит: «…никогда не верь своим догадкам, ибо кривое правило и прямое делает кривым. Мнения человеческие ложны и вредят тому, кто предается им».

Ложь своей жизнью происходит тогда, когда наше внутреннее содержание не отвечает нашим внешним поступкам. Преподобный Дорофей приводит такие примеры: когда сознательный блудник говорит о воздержании или человек жадный рассуждает о том, как хорошо творить милостыню и делиться с неимущим. В нашей жизни такая ложь нередко наблюдается в соцсетях, когда люди постят яркие красивые фотографии при скучной жизни или публикуют умные мысли, чаще всего чужие, в отсутствие собственных соображений. Тем самым человек пытается выглядеть умнее, остроумнее или счастливее, чем есть на самом деле. Может быть, он таким образом ищет одобрения окружающих, но не думаю, что такая двойственность способна сделать его жизнь более осмысленной или содержательной.

Читать еще:  Недорогие путевки на Кипр в Паралимни

Ложь во благо

Это очень сложный вопрос, потому что, размышляя над ним, можно впасть в казуистику и разделить ложь на хорошую и плохую, а ведь ложь всегда остаётся ложью, как и правда — правдой. Однако, поскольку наш мир не чёрно-белый, но гораздо сложнее, то бывают ситуации, когда правда может просто-напросто сломать человека. Пример: в семье случилась трагедия — измена. Человек осознал, что был неправ, покаялся перед Богом. Стоит ли ему вываливать правду на голову своей второй половины? Ведь она может и семью разрушить, и его самого раздавить. Хотелось бы подчеркнуть, что я сейчас не даю советы, я ставлю вопрос — в том числе и самому себе. Как этому человеку поступить? Думаю, ему нужно проявить серьёзную житейскую мудрость, чтобы принять верное решение.

Ложь во благо, оставаясь ложью, напоминает о трагическом несовершенстве нашего мира и человечества. Она побуждает человека исправляться и исправлять трагическую ситуацию, которая возникла в его жизни.

Каким образом искоренять ложь, которая объяла все сферы нашего существования? Эту задачу очень хорошо и ёмко сформулировал писатель Александр Солженицын: «…самый простой, самый доступный ключ к нашему освобождению: личное неучастие во лжи! Пусть ложь всё покрыла, пусть ложь всем владеет, но в самом малом упрёмся: пусть владеет не через меня!»

Как найти золотую середину между правдорубством и неискренностью?

Правда бывает разная, и не к каждой правде человек может быть готов. Рубить правду всегда и всюду не имеет смысла, это никому не нужно. Наверное, тут надо проявлять мудрость — хорошо, если она есть. Важно тонко чувствовать, нужна человеку правда или нет, как он на неё отреагирует, и главное — поможет ли она ему. Не надо вываливать правду, лучше очень тонко направить ближнего к правильным размышлениям, выстроить общение так, чтобы он сам пришёл к тому, что вы хотите донести. Ваша задача — дать правильный вектор, обозначить верное русло.

Как бы вы ни были искренни и честны, помните, что воспитанность никто не отменял. Нужно понимать, что говорить всем правду не всегда уместно. Это не значит, что нужно лгать, просто принцип «я всегда говорю только правду, я такой» у некоторых людей доходит до абсурда. Подчеркну: правда должна послужить человеку. Если она его не меняет, не преображает, не возвышает — то для чего она? Чтобы успокоить себя в том, что вы — правильный? Но какая в том польза? Правда нужна ради человека, а не сама по себе.

Говорите правду, чтобы ваш ближний мог работать над собой. Если же он этого не хочет или боится этой работы — не спешите, человек может быть просто к ней не готов. Возможно, для искреннего разговора с ним нужно подготовить почву, подумать, насколько вы близки, чтобы открывать ему на что-то глаза. В таких ситуациях полезно не вмешиваться в чужую жизнь, а обратить внимание на себя и разобраться с тем, насколько честна ваша собственная жизнь.

За нарушение этой заповеди будут расплачиваться потомки

– Отче, девятая заповедь велит: «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего». Почему люди прибегают к ложным свидетельствам?

– Главная причина заключается в человеческой самости, самолюбии. Когда человек живет только для себя, в свое удовольствие, тогда все другие люди вокруг – это винтики, которые он использует для достижения своих целей. Среди этих людей могут быть и ближние, и дальние. И если кто-то не угождает ему, не делает так, как ему хочется, тогда идут в ход лжесвидетельства, чтобы таким образом приструнить этого человека, чтобы он всегда исполнял исключительно его волю. Корень – в самости.

Классический ветхозаветный пример лжесвидетельства находим в 3-й Книге Царств, 21-й главе, где говорится о царе Ахаве, которому очень понравился виноградник Навуфея. Царь захотел завладеть этим виноградником и позвал владельца, предложил деньги, серебро и даже хотел дать ему виноградник в другом месте, но Навуфей отказался идти на такую сделку, потому что виноградник был очень дорог ему, достался по наследству от отца, деда. Навуфей сказал об этом Ахаву и не намеревался виноградный участок отдавать.

И вот Ахав «возмутился духом», а его жена Иезавель, увидев беспокойство мужа, сразу предложила выход.

– Зачем ты печалишься? Я все решу.

Она разослала письма старейшинам города, созвали суд, вызвали Навуфея, подкупили двух лжесвидетелей, которые оклеветали его, мол, он выступал против царя. Такое себе политическое обвинение. И обвиненного, согласно Закону, побили камнями. Так Ахав завладел виноградником.

Пророк Илия обличил царя за это и пообещал ему и его жене Иезавели разные кары. После обличительных слов пророка, Ахав смирился и раскаялся в своем беззаконном поступке. Тогда Господь через пророка Илью вынес другой приговор: Ахав не пострадает, но потомки его будут истреблены. Через какое-то время это пророчество полностью исполнилось.

– То есть потомки лжесвидетелей расплачиваются за грехи своих отцов?

– Получается так. Если не сам человек страдает за неправду, то его наследники обязательно несут ответственность за лжесвидетельство. Беззаконие записывается в памяти. И если не было покаяния, то цепочка вины тянется до тех пор, пока этот род не истребится. Не зря сказано святым пророком Давидом, что погубит Господь всех глаголющих ложь (Пс.5:7).

Другой яркий пример лжесвидетельства мы встречаем в Новом Завете. Христа привлекли к суду и, чтобы предать его смерти, начали искать лжесвидетельства. Два клеветника стали утверждать: Иисус говорил, что разрушит храм и за три дня воздвигнет его.

Это было «доказательством» Его вины на беззаконном суде.

– Какова причинно-следственная связь лжесвидетельства? Как люди приходят к этому? Ведь не сразу же на это решаются? Какие предпосылки?

– Человек клевещет на другого, когда теряет связь с Богом через свои грехи и страсти: сребролюбие, зависть и т. д.

Сегодня можно наблюдать бесконечные разбирательства в судах. Даже близкие и родные люди из-за каких-то квадратных метров готовы перегрызть друг друга и решаются на лжесвидетельства. Бывает, в селах за колодец, который расположен на границе участков, судятся. Эта картина сплошь и рядом.

Моя мама была председателем сельсовета и все время сталкивалась с такими ситуациями: постоянные разбирательства, заявления, кляузы друг на друга. Это было в порядке вещей.

– В селе свои дележи, в городе – более крупные запросы, в среде чиновников иные методы обогащения.… А в результате – лжесвидетельства. Что с этим делать? Как от них избавиться?

– У клеветника нет страха Божьего. Нет любви. Лишь присутствует какая-то расчетливость, зачастую материального плана. Как мы можем противостоять ему? Верою и любовью. Не надо на ложь отвечать ложью.

– Если против тебя направлена такая кампания, что нужно делать?

– Не надо использовать те же средства. Нельзя поступать по ветхозаветному принципу: око за око. Прежде всего следует пожалеть человека, который клевещет. Его совесть мучает душу, он не спокоен, не мирен духом. Наша основная защита – молитва о лжесвидетеле.

В Ветхом Завете есть такой пример. Когда Иосиф служил в доме египетского вельможи, то его оклеветала жена вельможи, мол, еврей хотел с ней переспать.

Сидя в тюрьме, он пытался найти себе каких-то ходатаев. Он, например, предсказал благую участь царского виночерпия и попросил у него: «Когда будешь наливать вино царю, тогда вспомни, что я сделал тебе благое, доброе дело».

Господь не дал бы ему такого провидческого дара, если бы он не молился и потерял веру. Если бы он пребывал в ожесточенном, озлобленном состоянии, то, конечно, не смог бы пророчествовать и его судьба бы не изменилась.

Виночерпий через некоторое время был освобожден и во время застолья, разливая вино, шепнул царю на ухо, что Иосиф несправедливо сидит в тюрьме. И его освободили.

Именно молитвенная связь с Богом – самое сильное средство против клеветы.

Добавлю еще пример из относительно недавней истории. Выпускник и преподаватель Киевской духовной академии архимандрит Антонин (Капустин), когда был начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме, постоянно терпел всякую клевету и напасти как от своих, так и от чужих. Как же он спасался от этого? Он ежедневно, утром и вечером, старался молиться в храме на Богослужении. Об этом свидетельствуют его дневниковые записи. В результате, несмотря на все чинимые ему препятствия, он столько сумел сделать полезного для паломников на Святой земле, сколько никто другой бы не смог сделать даже при самых благоприятных условиях.

– Лжесвидетельство приобретает огромные масштабы. Не брезгует этим и ТВ, где без зазрения совести отказываются от вчерашних слов, лгут.

– Это результат полного равнодушия, формального отношения к Богу, к заповедям. Ничего нет нового под солнцем. Оно всегда было в мире, в большей или меньшей степени. В советское время тоже исходила сплошная ложь со всех СМИ, на государственном уровне в том числе.

Правда, в советское время многие люди еще умели различать, где черное, а где белое. По-видимому, тогда еще сохранялся иммунитет против лжи, добытый предыдущими поколениями, воспитанными в православной вере, на заповедях Божиих.

А сейчас этот иммунитет разрушен или очень слабенький. Большинству людей очень сложно разобраться, где правда, а где ложь. При том, что еще и Церковь пытаются всячески дискредитировать.

– А как Церковь должна реагировать на то, что на Нее клевещут?

– Есть две противоположные точки зрения. Одни считают, что нужно молиться и ничего не предпринимать. Другие утверждают: нужно бить в набат, во все колокола и сразу разоблачать неправду.

– Какая позиция Вам ближе?

– Истина всегда на золотой середине. Нужно и молиться, и не бездействовать. Нужно сочетать и то, и другое.

Если мы будем только молиться и ничего не будем предпринимать, то под лежачий камень вода не потечет. А если мы начнем действовать, забыв о Боге, – ничего не добьемся без Божьего благословения и содействия.

Когда теряется связь с Богом, когда мы начинаем бороться за правду, но при этом забываем о молитве, ситуация лишь усугубляется.

А с молитвой всегда виден просвет. Господь не дает искушений больше, чем мы можем перенести.

Девятая заповедь: не лги

В уголовном кодексе лжесвидетельством называется дача ложных показаний в суде. Но в Священном Писании рамки понятия гораздо шире. О девятой Синайской заповеди, том, как перестать лгать, осуждать ближнего и чем опасно «ложное свидетельство», поговорим сегодня.

Любимое занятие дьявола

«Отцом лжи» принято называть дьявола, и не зря. Именно он убедил Еву съесть плод с древа познания, что обрекло людей на грехопадение. Дьявол ненавидел людей, хотел навредить им, поэтому использовал самый грязный инструментарий для достижения своих целей. Никакого благородства, а цель оправдывает средства. Лишь бы навязать, продавить свое решение, «продать» свой «товар», убедить, заставить сделать по-своему. Да-да, эти знакомые опции родились в недрах темного духа денницы.

Читать еще:  С 1 апреля в школах начнут изучать `Основы религиозных культур и светской этики`

Бог создал человека по Своему образу и подобию. Люди по исконной натуре честны и доверчивы. Человек любую информацию воспринимает как правдивую. Несовершенство мира усложняет и совершенствует критический фильтр, но у нас все же есть каналы, среди знакомых людей или же СМИ, которым мы, почему-то верим.

Человеку не свойственна змеиная изворотливость, ей приходится учиться в процессе земной жизни.

На подсознательной доверчивости людей и играют искусные лжецы, политики, бизнесмены или же кухонные сплетницы. Ложь становится оружием, с помощью которого достигаются приземленные, но перекрывающие дорогу к Богу, цели.

Часто люди лгут о себе и о других, пытаясь подать в выгодном свете себе и выставить в негативном ближнего. Причем подобная ложь очень тонка. Лжецу начинает даже казаться, что он говорит правду. Тот, о ком он говорит – мерзавец. И он поступил именно так.

Лжец делает выводы о человеке по его внешнему виду и выражению лица, а поступки интерпретирует в силу своей испорченности.

Это тоже про 9 Синайскую заповедь. Определенный эмоциональный окрас той или иной ситуации, подача ее под нужным соусом, недосказанность при намеренном выделении нужных моментов – та же ложь, то же лжесвидетельство.

Ложь во спасение

Иудейские первосвященники оклеветали Христа и предали Его на смерть. Нерон убедил сенат и жителей империи, что поджог Рима совершили христиане и открыл кровавый сезон «охоты на ведьм». История знает множество случаев, когда жертвами ложных доносов становились ни в чем не повинные люди. История российских новомучеников мрачно пестрит историями о том, как против верующих выдвигали ложные обвинения в контрреволюционной деятельности и подрыве государственного строя.

Ложь создавала негативную репутацию людям, делала их изгоями и отравляла жизнь. Мы повсеместно можем видеть, как уже в детском социуме так называемый «буллинг» происходит в порядке вещей. В его основе также лежит ложь, когда один подстрекатель находит ложные аргументы для травли сверстника.

Врать, чтобы добиться своего – как это, увы, обыденно в наши дни. В толкотне на карьерной лестнице клевета коллег друг на друга начальству или же возможным «союзникам» в подковерной борьбе также имеет место быть. Грустно, что ложь как оружие искусно освоено в наши дни женщинами, матерями и женами, сестрами и дочерями. В ложной борьбе за мужское внимание и самоутверждение они не брезгуют такими отвратительными приемами в отношении оппоненток или ради получения мнимого «счастья» (которое на лжи не построишь), что холод пронзает нутро.

Ложь, как искажение правды, наносит тяжелый вред, в первую очередь, душе лжеца. Он отдаляет себя от Бога. Лжец не может быть счастливым, потому что он убивает в себе радость, искажает образ правды и тем самым лишь отталкивает себя от Создателя.

Часто, вместо того, чтобы выбраться из порочного круга, лжец только ускоряется в беге по замкнутой траектории. Термин «заврался» схож со словом «запутался». Постоянная ложь формирует дурной имидж человека, отдаляет его от окружающих. Интересно, что обманывая, лжец не чувствует внутри себя какой-то близости с собеседником. Да и слушающий его тоже. Ложь убивает близость.

Преподобный Ефрем Сирин писал, что клевета портит душу христианина также, как моль одежду. А Иоанн Лествичник призывал избегать общества клеветников.

Ничего, кроме правды

В Евангелии Христос призывает всех верующих в него к честности словами

«Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого»

То есть каждое утверждение человека должно быть правдивым. Вспомнили змея, искушавшего Еву в райском саду? Змей знал, чем обернется для людей вкушение плода с древа познания. Но его «да», то есть слова о безвредности и даже полезности нарушения Божьего запрета, не соответствовали действительности.

«Погрязнуть во лжи» – очень глубокое выражение. Мы сегодня уже с трудом представляем, как можно до конца быть честным, то есть всегда говорить правду. Репутация, нежелание отвечать собеседнику, страх наказания – все это мы камуфлируем жизненной необходимостью.

«Не соврешь – не проживешь» – еще одна мерзкая фраза, лозунг-залог выживания в обществе. Однажды ступив на тонкую дорожку лжи, с нее уже трудно свернуть. Это болото, в котором многие погрязли. Солгав однажды в мелочах, человек совершенствуется. Он строит на лжи свою карьеру, отношения, жизнь. И пусть мера лжи кажется допустимой, но она есть. Последние слова к вопросу о рождающемся в вас сомнении, возможно ли не говорить лжи и под силу ли это лично мне?

Да, теперь это трудно. Но как медленно мы скатывались в привычку врать, пусть и о незначительных вещах, ради репутации или безопасности… так теперь нам будет полезно двигаться в обратную сторону. Ведь путь в Царство Божие тесен. Мы ходим в храм, молимся, вроде, все хорошо, но если всмотреться в себя, мы всегда будем понимать, что не до конца.

В чем же дело? Духовная материя очень тонка. Наше ощущение отстояния от Божественного света есть ни что иное, сдерживающие лапы нашего греха. Бога называют Солнцем Правды. И если эта Правда совершенна, как Она может сиять в нас, заслоняемая тучами лжи или, еще хуже, целой полярной ночью?

Иногда люди говорят, что изменилось время, и законы святой древности (святой ли?) изменились, и сейчас вечные правила просто не срабатывают. На самом деле, изменилось не время (день и ночь те же), а люди. Горизонт из интересов уверенно сузился до земной жизни. Смерть словно не выступает отрезвительной инъекцией. Но если задуматься, человек, что ты делаешь здесь на такой малый срок? И если ты веришь, что когда выключат свет, все закончится, есть ли смысл жить? Если увидеть за круговоротом будней свет вечности, можно понять, что все не зря. И тогда жизнь будет стоить того, чтобы, как сказал Солженицын, жить не по лжи, а по правде.

Десять заповедей Христианства: заповеди Господа Бога

В этой статье мы перечислили десять заповедей христианства. Также мы подготовили для Вас толкование законов Божьих.

Десять Заповедей Христианства

Вот Заповеди, которые дал Господь Бог Саваоф народу через избранника Своего и пророка Моисея на Синайской горе (Исх. 20, 2-17):

  1. Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
  2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.
  3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
  4. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему.
  5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не кради.
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Поистине, краток этот закон, однако эти заповеди много говорят любому, кто умеет думать и кто ищет спасения души своей.

Тот, кто не поймет сердцем этот главный Божий закон, не сможет принять ни Христа, ни Его учения. Кто не научится плавать на мелководье, тот не сможет плавать на глубине, ибо утонет. И кто прежде не научится ходить, не сможет побежать, ибо упадет и разобьется. И кто прежде не научится считать до десяти, никогда не сможет сосчитать тысячи. И кто прежде не научится читать по слогам, никогда не сможет бегло читать и красноречиво говорить. И кто прежде не заложит фундамент дома, напрасно будет пытаться возвести крышу.

Повторяю: кто не блюдет заповеди Господни, данные Моисею, напрасно будет стучаться в двери Христова Царства.

ПЕРВАЯ ЗАПОВЕДЬ

Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

Бог един, и нет других богов, кроме Него. От Него происходят все творения, благодаря Ему живут и к Нему возвращаются. В Боге пребывает вся сила и мощь, и нет силы вне Бога. И сила света, и сила воды, и воздуха, и камня есть сила Божия. Если муравей ползет, рыба плывет и птица летит, то это — благодаря Богу. Способность семени расти, травы — дышать, человека — жить — суть способности Божии. Все эти способности — собственность Божия, и всякое творение свою способность существовать получает от Бога. Господь каждому дает, сколько считает нужным, и забирает назад, когда считает нужным. Поэтому, когда хочешь обрести способность делать что-либо, ищи только в Боге, ибо Господь Бог есть источник животворящей и могучей силы. Кроме Него никаких других источников нет. Помолись Господу так:

«Боже Милостивый, неисчерпаемый, единственный источник силы, укрепи меня, немощного, одари силою большею, чтобы я мог лучше служить Тебе. Боже, дай мне мудрости, чтобы полученную от Тебя силу я не употребил во зло, но только на благо себе и ближним своим для величания славы Твоей. Аминь».

ВТОРАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.

Не обожествляй творение вместо Творца. Если ты взошел на высокую гору, где встретился с Господом Богом, зачем тебе оглядываться на отражение в луже под горой? Если некий человек жаждал видеть царя и после долгих усилий сумел предстать пред ним, зачем ему тогда озираться направо и налево на слуг царских? Он может озираться по двум причинам: или потому, что не смеет предстать один на один перед царем, или же потому, что думает: царь в одиночку ему помочь не сможет.

ТРЕТЬЯ ЗАПОВЕДЬ

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.

Что, неужели бывают такие люди, которые решаются поминать без причины и надобности имя, приводящее в трепет, — имя Господа Бога Всевышнего? Когда на небе произносится имя Божие, небеса склоняются, звезды вспыхивают ярче, Архангелы и Ангелы воспевают: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф», а святители и угодники Божии падают ниц. Тогда кто же из смертных дерзает поминать Пресвятое имя Божие без душевного трепета и без глубокого воздыхания от тоски по Богу?

ЧЕТВЕРТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему.

Шесть дней созидал Творец, а на седьмой день почивал от трудов Своих. Шесть дней временны, суетны и недолговечны, а седьмой — вечен, мирен и долговечен. Сотворением мира Господь Бог вошел во время, но не вышел из вечности. Тайна сия велика… (Еф. 5, 32), и о ней приличествует больше мыслить, чем говорить, ибо она доступна не всякому, но лишь Божьим избранникам.

Читать еще:  В Курске празднуют 250-летие со дня рождения Серафима Саровского

ПЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.

Прежде, чем ты познал Господа Бога, Его познали твои родители. Одного этого довольно, чтобы ты им поклонился с уважением и воздал хвалу. Поклонись же и воздай хвалу всякому, кто прежде тебя познал Высшее Добро в этом мире.

ШЕСТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не убивай.

Бог вдохнул жизнь от жизни Своей во всякое сотворенное существо. Жизнь есть самое драгоценное богатство, данное Богом. Поэтому тот, кто посягает на любую жизнь на земле, поднимает руку на самый драгоценный дар Божий, больше того — на саму жизнь Божию. Все мы, живущие сегодня, — лишь временные носители жизни Божией в себе, хранители самого драгоценного дара, принадлежащего Богу. Поэтому мы и права не имеем, и не можем отнять жизнь, заимствованную от Бога, ни у себя, ни у других.

СЕДЬМАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не прелюбодействуй.

Не имей незаконной связи с женщиной. Поистине, в этом животные более послушны Богу, чем многие люди.

ВОСЬМАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не укради.

Не огорчай ближнего своего неуважением его права собственности. Не делай так, как делают лисы и мыши, если считаешь себя лучшим, чем лиса и мышь. Лиса ворует, не зная закона о воровстве; и мышь подгрызает амбар, не сознавая, что наносит кому-то вред. И лиса, и мышь понимают лишь свою потребность, но не чужой убыток. Им не дано понимать, а тебе дано. Поэтому тебе не прощается то, что лисе и мыши простительно. Твоя выгода должна всегда быть подзаконной, она не должна быть в ущерб ближнему твоему.

ДЕВЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

А это значит:

Не будь лживым ни в отношении себя, ни по отношению к другим. Если ты лжешь о самом себе, ты сам знаешь, что лжешь. Но если ты наговариваешь на кого-то другого, тот, другой, знает, что ты о нем клевещешь.

ДЕСЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Как только ты пожелал чужого, ты уже впал в грех. Теперь вопрос в том, опомнишься ли ты, спохватишься ли или и дальше станешь катиться по наклонной плоскости вниз, куда влечет тебя желание чужого?

Желание — это семя греха. Греховный поступок — это уже урожай от посеянного и возросшего семени.

Источник:

святитель Николай (Велимирович), епископ Охридский и Жичский

Объяснение десяти заповедей, данных Моисею

«Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.»

Вера Святых. Первый Божий закон. Десять заповедей, данных Моисею

«Внимай, народ мой, закону Моему», — повелел Господь Бог Саваоф через избранника Своего и пророка Моисея на Синайской горе.

О Десяти Заповедях на «Правмире»:

  • Заповеди Божьи
  • Об одной заповеди Христа
  • Беззаконная правота. Нарушая заповедь, не рассчитывайте на срок давности
  • Нужно ли почитать плохих родителей? (+ ВИДЕО)
  • Заповеди блаженства в истолковании свт. Иоанна Златоуста
  • Для чего нужны трудновыполнимые заповеди?
  • О заповеди и лучших чувствах
  • Восьмая заповедь
  • Митрополит Антоний Сурожский — Об Успении и заповеди Пресвятой Богородицы
  • Правила благочестивой жизни
  • Объяснение десяти заповедей, данных Моисею

Фильмы о десяти Заповедях:

Девятая заповедь: Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего

Прежде чем говорить о самой заповеди, в которой Господь запрещает нам лгать на наших ближних, нужно установить, что такое ложь. Ложь — это извращение или сокрытие истины. Ложь противоположна истине. Истина исходит от Бога, ложь — от дьявола. Христос называет дьявола отцом лжи:

Когда он говорит ложь, говорит своё, ибо он лжец и отец лжи. Иоан. 8:44

Апостол Павел учит, что лживый человек действует в пользу дьявола. В его послании к Колоссянам мы читаем: «Не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его»

Тора считает лжесвидетеля безусловным злодеем, которого могли даже казнить, если его донос едва не привел к казни невинного человека.

Что такое донос, и к каким страшным последствиям он приводит, мы с вами хорошо знаем. В Советском Союзе миллионы людей пали жертвой «революционной бдительности» доносчиков и стукачей. За доносительство не только не карали — оно, напротив, поощрялось. Даже близкие люди порой не доверяли друг другу.

Так вот, Тора требует: не имей дела с доносчиками, т.е. с теми, кто дают ложные показания о ближнем; держи от них подальше своих детей, чтобы они не научились у них лжи и подлости.

Слово Божие изобилует изречениями о пагубной привычке лгать. «Злой порок в человеке — ложь; в устах невежд она всегда», — читаем мы в ветхозаветной книге Сирах (Сир. 20:24).

Царь Соломон свидетельствует такую истину: «Мерзость пред Господом — уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему» (Притч. 12:22).

В другом месте тот же Соломон пишет: «(Итак) хранитесь от бесполезного ропота, и берегитесь от злоречия языка; ибо и тайное слово не пройдет даром, а клевещущия уста убивают душу» (Прем. 1:11).

Действительно — ложь и клевета равносильны убийству, ибо можно убить не только физическое тело, но и духовное. «Поведение лживого человека, — пишет мудрый Сирах, — бесчестно, и позор его всегда с ним» (Сир. 20:26).

Апостол Павел пишет о том, что Бог карает лживого человека: «Открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою», говорит апостол (Рим. 1:18). «Посему, отвергнув ложь, — поучает тот же ап. Павел, — говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг друга» (Еф. 4:25).

9 заповедь, это заповедь, которую мы часто нарушаем. Какие причины?

Боль нашего собственного чувства неудачи уменьшается, когда мы «стираем блеск с короны другого». Может это и есть настоящая причина, которая стоит за сплетнями и критикой. И это является признаком чувства низкого достоинства, когда кто-то говорит вам о промахах других людей.

Кто-то сказал: «За маской сплетен стоит ревность, а за спиной ревности стоит чувство низкого достоинства». Это грустная правда, что наше собственная низкая самооценка или слишком завышенная заставляет нас осуждать других людей. Люди могут признаваться в нарушении всех 10 заповедей, но никогда не признаются, что они сплетничают. Мы делаем это, но прячем это даже от себя, находя этому оправдание.

Наша сплетня порой приобретает форму «ложного сочувствия». «Ой, правда, это так ужасно, что этот . а те . и т.д. Этим же методом пользовался сатана в Эдемском саду: «Подлинно, ли сказал Бог. » Иова он тоже не обвинял, вместо этого он задавал вопросы: «Разве даром богобоязнен Иов, разве даром он служит?» .В обоих случаях сам по себе вопрос возбуждал недоверие, подозрение в искренности.

Но мы также клевещем и участвуем в сплетнях, не говоря, ни слова, просто слушая. Сплетни не бывает, если нет человека, который ее слушает. Это унижение для нас, если кто-то говорит вам об ошибках и неудачах другого, потому что делая так, он осуждает не только того человека, о котором он говорит, но так же и вас, человека, с которым он говорит. Если человек говорит вам о грехах и недостатках других, это значит, что по мнению сплетника, вы такой человек, который с радостью выслушает это.

Что следует за клеветой? Иисус сказал: Матф.7:1 «Не судите, да не судимы будете», в другом переводе сказано: «Не критикуйте, и вас не будут критиковать».

И еще раз в Господней молитве Он утверждает тот же принцип « и прости нам долги наши, как и мы прощаем тех, кто согрешает против нас» Живая Библия(Матф.6:12)

Один человек сказал: «Живите так, чтобы вам не было стыдно, если вы продадите своего попугая городским сплетникам» Сплетни и клевета разрушают. А мы призваны быть восстановителями развалин. А для восстановления требуется смирение и высокий дух.

Сплетни — это то, что не совсем соответствует истине. Как многие люди, особенно сёстры наши, тем только и способны заниматься, что разносить сенсации: «А ты слышала? Говорят. » И идут догадки, вымыслы, а порой и прямая ложь.

Как много таких плевел мы разбрасываем по ветру, а они дают всходы и урожай, который нам же и пожинать. Обсуждая и лжесвидетельствуя на ближнего, мы вторгаемся в область, которая является прерогативой, то есть исключительным правом, Самого Бога и того, кому Он по долгу служения это поручил.

Если ты слышишь что-то негативное о ближнем, не говори дальше, но останови твоего брата или сестру. Если он был свидетелем, то пусть поступит на библейском основании (Мат. 18:15): скажет вначале лично ему с глазу на глаз; затем — со свидетелями; и только затем — церкви. Если же он не был свидетелем сам, а только слышал, то пусть не ходит переносчиком в народе Божьем.

Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. Галатам 6:1

Как часто из зависти мы произносим ложное свидетельство на людей, не сделавших ничего плохого. Прекрасная иллюстрация этого дана нам в Библии. (1 Цар.18 гл.) Юноша Давид, богобоязненный и храбрый, в уповании на Бога побеждает единоборца Голиафа. Саул оставляет его при себе и ставит начальником над войском.

Когда же женщины воспевали победу Израильского войска над филистимлянами и проронили фразу: «Саул победил тысячи, а Давид — десятки тысяч», Саул сильно огорчился. И «с того дня и потом подозрительно смотрел Саул на Давида». И стал бояться он Давида, «и сделался врагом его на всю жизнь». Обвиняя Давида во всех смертных грехах, Саул лжесвидетельствовал из зависти.

А как верующему относиться к своим клеветникам? Об этом пишет св. прав. Иоанн Кронштадтский в своем дневнике «Моя жизнь во Христе»:
«Когда брат в чем-либо погрешит против тебя, например, позлословит тебя, или передаст злонамеренно другому слова твои в превратном виде, и оклевещет тебя, не озлобляйся на него, но отыщи в нем добрые стороны, которые несомненно есть в каждом человеке, и остановись на них с любовью, презирая зло, сплетенное им на тебя, как грязь, не стоящую внимания, как мечту бесовскую.

Так золотопромышленники не обращают внимания на множество песку и грязи в золотом песке, но останавливаются на золотых песчинках, и хотя их очень мало, дорожат и немногими, и промывают их из множества негодного песку. Так и Бог поступает с нами, долготерпеливо очищая нас». Как всё это трудно! Но не будем унывать, а вспомним слова Христовы: «Человеку это невозможно, Богу же всё возможно» (Мф. 19: 26).

Итак, не будем калечить души нашим легкомыслием, необдуманным лжесвидетельством, но станем в каждом человеке искать доброе и лишь о таком свидетельствовать.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector