3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Для чего нужно носить крест?

Содержание

Зачем христиане носят нательный крестик? Это амулет?

Что такое крест?

Изначально крест — это орудие казни в Римской империи. К кресту прибивали или привязывали особо опасных преступников (изменников, бунтовщиков, военнопленных, беглых рабов, разбойников). Распятие — одна из самых позорных и мучительных казней: человек мог жить и мучиться несколько суток. Именно так был убит Иисус Христос в Иерусалиме.

И привели Его на место Голгофу, что́ значит: Лобное место. И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял. Распявшие Его делили одежды Его, бросая жребий, кому что́ взять. Был час третий, и распяли Его. И была надпись вины Его: Царь Иудейский
(Мк 15:22–26).

Что крест стал означать в христианстве?

После Воскресения Христа на третий день после распятия крест становится христианским символом победы над смертью. Вот что пишет об этом Иоанн Златоуст: «Прежде крест служил наименованием наказания, а теперь стал объектом почитания, прежде был символом осуждения, а теперь — знаком спасения. …он примирил нас бывших во вражде с Богом. »

Когда началось почитание креста?

Почитание креста началось в IV веке, после того как мать императора Константина, святая Елена, совершила паломничество в Иерусалим и нашла крест, на котором распяли Иисуса Христа. В честь этого события установлен один из 12 главных христианских праздников — Крестовоздвижение (27 сентября).

Зачем христиане носят крестик?

Нательный крест надевают на человека в таинстве Крещения — в знак того, что он стал новым членом Церкви. Нательный крест — это напоминание о том, что Бог умер за всех людей страшной смертью, чтобы искупить все человеческие грехи. Также крест — символ участия каждого христианина в крестоношении Христовом. В корне неправильно воспринимать крест как амулет или оберег — это языческие представления, которые не имеют ничего общего с христианством.

«Кроме того Крест Христов — это то, чем человек спасается. Нательный крестик — напоминание о том, что всех праведных ждет Царствие Небесное. В которое можно войти только через испытания, преодоление греха, умение быть добрым и славить Бога, несмотря на страдания», — протоиерей Игорь Фомин.

Как правильно носить нательный крест?

Никакого специального учения Церкви об этом нет. Но есть благочестивая традиция носить крестик под одеждой (отсюда и название — «нательный»), потому что веру христиане демонстрируют своими делами. Кроме того, ношение креста под одеждой позволяет защитить знаменье Христово от поругания.

Если человек не покаялся то никакой крестик не спасет его от ада. А если покался, то крестик и не нужен: покаявшийся человек должен знать, что крестик — всего лишь кусочек металла и носит ьего не обязательно

хотел бы уточнить,этот персонаж по имени Иешуа стал так называемым Йисусом Христом через 300 лет после описанных событий.И в те стародавние времена в Иудее на греческом никто не разговаривал.Так от куда эти греческие названия Йисус Христос?

То, что мы называем Древней Грецией, начало свою историю в III веке до н.э., так что ко времени жизни Иисуса на древнегреческом не только разговаривали, но и имели этот язык в качестве языка международного общения, как сейчас английский. Древнейшее известное нам Евангелие — от Иоанна — было написано именно на греческом языке своего времени, и датируется I-II веком уже нашей эры. Так что Ваш комментарий выглядит довольно странно в связи с этим.

1. Иисус был распят на столбе, просто вертикальный столб, без перекладин.
2. Даже если бы это было крестом, всё ровно это орудие убийства. Если бы Иисуса казнили на виселице, стала бы виселица символом жизни?, или гильотина? или на кол посадили. Для веры никаких идолов не нужно.

Кресты имели самые разнообразные формы. Были и с перекладиной, и без, и Х-образные. По церковному преданию, Он нёс не столб, который уже был на месте, а именно перекладину. К которой потом прибили Его руки. Но допустим, что Вы правы. Это никак не отменяет, что крест одно из самых мучительных в истории, страшных орудий казни. Об этом и сами римляне писали. К тому же оно считалось ещё и особенно позорным. Потому для римлян было удивительно, что в Империи кто-то, в том числе и некоторые римские граждане могут поклоняться и считать Богом того, кто умер на кресте. Впрочем, мне кажется, важно не само по себе ношение или не ношение крестика, а понимание, что вопрос спасения, который для многих чисто философский и абстрактный на фоне «реальных проблем», Бог считал для людей таким важным, что оказался готов пройти через ТАКОЕ. Об этом многие не желают думать. А крест — он напоминает. Не всем, увы. Но вот, Вы написали, я ответил, и кто-то, возможно, задумался. И идолопоклонство тут не при чем.

Если бы его казнили с использованием другой приспособы, то носили бы сейчас виселицу.

Сергей, у истории нет сослогательного наклонения.

Почитание креста началось с первого века христианской истории. Апостол Павел писал: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира.» (Гал.6:12) В погребенных под пеплом Везувуия римских городах — Геркулануме и Помпеях (извержение было в 79 г. н.э.) найдены алтарь с крестом над ним и черепки с изображением креста и надписью: spes in Deo — «Надежда в Боге». https://www.youtube.com/watch?v=4SsYVV9vZK0

«Фома» выходит в свет только благодаря поддержке неравнодушных людей. Чтобы наш проект развивался дальше, нам очень нужна ваша помощь. Даже небольшое, но регулярное пожертвование поможет нам планировать нашу работу и дальше говорить людям о самом важном!

Почему я ношу нательный крест

Почему христиане не изображали Христа на кресте

Одно из древнейших дошедших до нас изображений распятого Иисуса Христа находится на двери базилики Санта Сабина – церковь на Авентинском холме в Риме. Оно датируется 5 веком . До этого христиане не изображали Христа на кресте. Даже так называемый crux gemmata – крест, украшенный драгоценными камнями, но без фигуры распятого Христа, — появился только в 4 веке.

Христиане избегали того, чтобы изображать крест. Не столько потому, что это было запрещено, сколько из-за противоречивой природы символа. Ведь по крайней мере еще два столетия после пришествия Христа вдоль дорог Римской империи стояли кресты с распятыми рабами, умирающими мучительной смертью. Так что крест был весьма неоднозначным символом, вызывающим вопросы.

Крест должен вызывать вопросы

И именно поэтому я ношу крест. Он должен вызывать вопросы — во мне! Потому что, с одной стороны, в Распятии нет «ни вида, ни величия » (Исаия 53:2-3); а с другой, оно напоминает о данном Отцом обетовании: « Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3:17). Крест, который я ношу на шее, заставляет меня спрашивать себя, «Угоден ли я Отцу? Угодны ли Ему мои мысли, принятые мной решения, слова, дела? Принимаю ли я свой крест?». Ношение креста, таким образом, — ежедневное приглашение к простому испытанию своей совести.

Я не ношу крест напоказ. Крест, который я ношу — не знак моей личной святости и не выражение моих взглядов. И ношение креста не говорит обо мне ровном счетом ничего хорошего.

Сам факт надевания креста не может автоматически стать свидетельством о Том, кто умер на кресте. Ведь крест есть на многих флагах и эмблемах, а люди несут их отнюдь не всегда с добрыми намерениями.

Я ношу крест, потому что в мире бесконечных битв и протестов он является якорем для моей лодки жизни, пришвартованной к иному миру. Я ношу его для того, чтобы помнить, что земля, из которой я пришел, и в которую я вернусь, принадлежит иному миру. Крест для меня – это врата, за которыми я неспешно шествую к царству истины и жизни, царству святости и благодати, царству справедливости, любви и мира.

Я куплен «дорогою ценою»

Крест — это не талисман или амулет. Я ношу его не для того, чтобы защитить себя от несчастного случая или чтобы что-то на моем пути изменилось независимо от моей воли. Даже с крестом на шее меня может сбить машина, поразить рак или постичь увольнение с работы. Кроме того, нося крест на шее, я могу обманывать, распространять клевету и быть кошмаром для тех, кто должен жить со мной каждый день. Потому что крест не меняет волшебным образом ни меня, ни жизнь вокруг меня. Преображение моей жизни и мира вокруг меня может завершить только Бог — Царь мира и моего сердца.

Но ношение креста напоминает мне о Том, кто сотворил весь мир, о Том, кто скажет в этом мире последнее слово. Нательный крест напоминает мне, что я куплен «дорогою ценою» (1 Коринфянам 6:19-20), и Тот, кто искупил меня и омыл Своею Кровью, никогда не оставит меня.

Крест на моей шее — это обетование и приглашение для Него работать во мне и со мной. Работать вместе для моего спасения. Здесь и сейчас. На том месте, где я сейчас пытаюсь бороться.

Иисус взошел на Крест, чтобы « всех привлечь к Себе» (Ин. 12:32). Он умер и воскрес, и все же драматическая история моего спасения продолжается.

Паскаль писал, что агония Христа будет продолжаться до конца света. Так что нам еще рано спать. Я ношу крест, потому что мне нужен «пробуждающий зов».

Перевод с английского Марии Строгановой

Крест нательный

Крест нате́льный – неболь­шой крест, сим­во­ли­че­ски отоб­ра­жа­ю­щий Крест, на кото­ром был распят Гос­подь Иисус Хри­стос (иногда с изоб­ра­же­нием Рас­пя­того, иногда без такого изоб­ра­же­ния), пред­на­зна­чен­ный для посто­ян­ного ноше­ния пра­во­слав­ным хри­сти­а­ни­ном в знак его веры и вер­но­сти Христу, при­над­леж­но­сти к Пра­во­слав­ной Церкви, слу­жа­щий сред­ством для бла­го­дат­ной защиты.

Крест – вели­чай­шая хри­сти­ан­ская свя­тыня, види­мое сви­де­тель­ство нашего искуп­ле­ния. В службе на празд­ник Воз­дви­же­ния Цер­ковь вос­пе­вает древо Креста Гос­подня мно­гими похва­лами: «Крест – хра­ни­тель всея все­лен­ной, кра­сота Церкви, царей дер­жава, верных утвер­жде­ние, анге­лов слава и демо­нов язва».

Натель­ный крест вру­ча­ется кре­ще­ному чело­веку, кото­рый ста­но­вится хри­сти­а­ни­ном на посто­ян­ное ноше­ние на самом важном месте (у сердца) как образ Креста Гос­подня, внеш­ний при­знак пра­во­слав­ного хри­сти­а­нина. Это дела­ется также в напо­ми­на­ние, что Крест Хри­стов – оружие против падших духов, име­ю­щий силу исце­лять и даро­вать жизнь. Вот почему Крест Гос­по­день назы­ва­ется Живо­тво­ря­щим!

Он – сви­де­тель­ство того, что чело­век есть хри­сти­а­нин (после­до­ва­тель Христа и член Его Церкви). Вот почему грех – тем, кто носит кре­стик для моды, не явля­ясь членом Церкви. Осо­знан­ное же ноше­ние натель­ного кре­стика явля­ется бес­сло­вес­ной молит­вой, поз­во­ля­ю­щей этому кре­стику являть под­лин­ную силу Пер­во­об­раза – Креста Хри­стова, кото­рая и защи­щает носи­теля всегда, даже если он и не попро­сит помощи, или не имеет воз­мож­но­сти пере­кре­ститься.

Совер­шая таин­ство Кре­ще­ния, свя­щен­ник наде­вает на мла­денца кре­стик, кото­рый с этого момента ста­но­вится нераз­луч­ным спут­ни­ком нового члена Церкви. Кре­стик не при­нято сни­мать при купа­нии или пере­оде­ва­нии (в преж­ние вре­мена в банях име­лись даже дере­вян­ные кре­стики, кото­рые наде­вали в парилку взамен своих). К сожа­ле­нию, есть и «зна­ю­щие» совет­чики: меди­цин­ские сестры, соседки, подруги, кото­рые авто­ри­тетно убеж­дают маму снять с ребенка кре­стик: мол малень­кий еще, запу­та­ется в тесемке, кожу натрет и т. п.

Читать еще:  В одном из храмов Красноярского края мироточат иконы

Суще­ствуют кано­ни­че­ские формы кре­стов – четырех‑, шести‑, вось­ми­ко­неч­ные; с полу­кру­жием внизу и другие. Каждая линия имеет глу­бо­кое сим­во­ли­че­ское зна­че­ние. На Руси более при­няты вось­ми­ко­неч­ные натель­ные кре­стики, на обо­роте кото­рых по тра­ди­ции делают над­пись «Спаси и сохрани». Свя­ти­тель Димит­рий Ростов­ский еще в XVIII веке писал: «Не по числу древес, не по числу концов Крест Хри­стов почи­та­ется нами, но по самому Христу, Пре­свя­тою Кровью Кото­рого обаг­рился. Про­яв­ляя чудо­дей­ствен­ную силу, какой-либо Крест не сам собой дей­ствует, но силой рас­пя­того на нем Христа и при­зы­ва­нием Пре­свя­того Имени Его».

Не суще­ствует каких-либо правил о мате­ри­але для кре­стов. Оче­видно, здесь при­ем­лемы и дра­го­цен­ные металлы, ибо для хри­сти­а­нина не может быть ничего дороже креста – отсюда стрем­ле­ние его укра­сить. Но, без­условно, про­стые дере­вян­ные или метал­ли­че­ские кре­стики ближе по духу ко Кресту Гос­подню. Также нет прин­ци­пи­аль­ной раз­ницы между цепоч­кой и тесь­мой: важно, чтобы кре­стик дер­жался прочно. Крест не должен сни­маться, в т.ч. во время мытья и спор­тив­ных заня­тий. Миряне носят натель­ный (на теле) кре­стик под одеж­дой, спе­ци­ально не выстав­ляя его напо­каз.

В первые века при­ня­тия Русью хри­сти­ан­ства кресты носили не на теле, а поверх одежды «как ясные пока­за­тели хри­сти­ан­ского кре­ще­ния». Позже право носить крест поверх одежд до XVIII века имели только епи­скопы, еще позже – и свя­щен­ники. Свя­щен­ни­че­ский нагруд­ный крест назы­ва­ется наперс­ным («перси» по-цер­ков­но­сла­вян­ски значит «грудь»). Наряду с наперс­ным, свя­щен­ники носят и натель­ный кре­стик.

Рус­ские люди на кре­стах кля­лись в вер­но­сти, а обме­ни­ва­ясь натель­ными кре­стами, ста­но­ви­лись кре­сто­выми побра­ти­мами. При постройке церк­вей, домов, мостов крест закла­ды­вали в осно­ва­ние. Суще­ство­вал обычай из раз­бив­ше­гося цер­ков­ного коло­кола отли­вать мно­же­ство кре­сти­ков, кото­рые поль­зо­ва­лись особым почи­та­нием. Снять с себя крест или не носить его пони­ма­лось всегда как бого­от­ступ­ни­че­ство. За 2000-летнюю исто­рию хри­сти­ан­ства многие люди постра­дали за свою веру, за отказ отречься от Христа и снять с себя натель­ный крест. Этот подвиг повто­рялся и в наше время.

С натель­ным кре­сти­ком свя­зано мно­же­ство суе­ве­рий: поте­рял кре­стик – слу­чится беда; поте­рян­ный кем-то кре­стик нельзя под­ни­мать; кре­стик нельзя дарить, на цепочке нельзя носить и тому подоб­ное. Все они не имеют под собой ника­ких осно­ва­ний: можно купить новый кре­стик, носить пода­рен­ный или най­ден­ный, освя­тив его в храме. Те кре­стики, что про­да­ются в храме, освя­ща­ются спе­ци­аль­ным чином.

Обя­за­тельно ли освя­щать натель­ный кре­стик в храме или доста­точно окро­пить его святой водой дома?

Иконы и крест­ные изоб­ра­же­ния под­ле­жат освя­ще­нию свя­щен­ни­ком. В треб­нике есть особое неболь­шое после­до­ва­ние, в его составе свя­щен­ни­че­ская молитва об освя­ще­нии «сего крест­ного зна­ме­ния». (Треб­ник – бого­слу­жеб­ная книга, каса­ю­ща­яся част­ных бого­слу­же­ний, совер­ша­ю­щихся по ТРЕ­БО­ВА­НИЮ (в отли­чие от обще­ствен­ных – вечерни, утрени и Литур­гии).

Рас­скажу случай, бывший с при­хо­жан­кой нашего Храма. Перед этим они недавно повен­ча­лись с мужем. Муж только пришел к вере. Купили натель­ный Крест. Муж поду­мал: «И чего я пойду в Храм. Есть кре­щен­ская вода и молитва на освя­ще­ния всякой вещи». Про­чи­тал, покро­пил трижды. Надел и носит. Поехали в Паф­ну­тьево-Боров­ский мона­стырь (впер­вые). Входят в келью к о. Власию. Он назы­вает его по имени (видя его впер­вые) и гово­рит: «У тебя Крест не освя­щен, иди на моле­бен освя­щай». (А.Г. Заха­рин)

Что озна­чает потеря натель­ного креста?

Отве­чает свя­щен­ник Михаил Воро­бьев:

Ничего, кроме неко­то­рой невни­ма­тель­но­сти и небреж­но­сти поте­ряв­шего.

Что делать с най­ден­ным натель­ным кре­стом?

Най­ден­ный натель­ный крест можно дер­жать дома, можно отдать его в храм или тому, кто в нем нуж­да­ется. Суе­ве­рия же отно­си­тельно того, что если мы нахо­дим где-нибудь поте­рян­ный кем-то крест, то нельзя его брать, так как тем самым мы берем чужие скорби и иску­ше­ния, без­осно­ва­тельны, так как Гос­подь – лич­ность, Отец наш Небес­ный, а не без­душ­ный меха­низм. Если вы хотите носить най­ден­ный крест, его нужно освя­тить.

Можно ли дарить натель­ный крест?

Как выбрать натель­ный крест?

Натель­ный крест – это не юве­лир­ное укра­ше­ние. Как бы красив он ни был, из какого бы дра­го­цен­ного металла он не был бы сделан, это в первую оче­редь зримый символ хри­сти­ан­ской веры.

Пра­во­слав­ные натель­ные кресты имеют очень древ­нюю тра­ди­цию и потому бывают весьма раз­но­об­раз­ными по своему виду, в зави­си­мо­сти от вре­мени и места изго­тов­ле­ния. Тра­ди­ци­он­ный пра­во­слав­ный натель­ный крест имеет вось­ми­ко­неч­ную форму.

Почи­та­ние креста, любовь к нему про­яв­ля­ется в богат­стве и раз­но­об­ра­зии его укра­ше­ний. Натель­ные кресты всегда отли­ча­лись раз­но­об­ра­зием как в выборе мате­ри­ала, из кото­рого они дела­лись – золото, серебро, медь, бронза, дерево, кость, янтарь, – так и своей формой. И потому при выборе креста надо обра­щать вни­ма­ние не на металл, из кото­рого изго­тов­лен крест, а на то, соот­вет­ствует ли форма креста пра­во­слав­ным тра­ди­циям, о кото­рых пойдет речь ниже.

Можно ли носить кресты с като­ли­че­ским Рас­пя­тием?

Ико­но­гра­фия пра­во­слав­ного Рас­пя­тия полу­чила свое окон­ча­тель­ное дог­ма­ти­че­ское обос­но­ва­ние в 692 году в 82‑м пра­виле Труль­ского собора, утвер­див­шего канон ико­но­гра­фи­че­ского изоб­ра­же­ния Рас­пя­тия. Глав­ным усло­вием канона ста­но­вится соче­та­ние исто­ри­че­ского реа­лизма с реа­лиз­мом Боже­ствен­ного Откро­ве­ния. Фигура Спа­си­теля выра­жает Боже­ствен­ный покой и вели­чие. Она как бы нало­жена на крест и Гос­подь откры­вает Свои объ­я­тия всем к Нему обра­ща­ю­щимся.

В этой ико­но­гра­фии худо­же­ственно реша­ется слож­ная дог­ма­ти­че­ская задача изоб­ра­же­ния двух природ Христа – Чело­ве­че­ской и Боже­ствен­ной – пока­зы­ва­ю­щая одно­вре­менно и смерть, и победу Спа­си­теля. Като­лики, отка­зав­шись от своих ранних взгля­дов, не поняли и не при­няли правил Труль­ского собора и соот­вет­ственно сим­во­ли­че­ского духов­ного изоб­ра­же­ния Иисуса Христа.

Так в сред­ние века воз­ни­кает новый тип Рас­пя­тия, в кото­ром пре­об­ла­да­ю­щими ста­но­вятся черты нату­ра­лизма чело­ве­че­ских стра­да­ний и муки крест­ной казни: тяжесть тела про­ви­са­ю­щего на вытя­ну­тых руках, глава, увен­чан­ная тер­но­вым венцом, пере­кре­щен­ные ступни при­гвож­дены одним гвоз­дем (нов­ше­ство конца XIII века). Ана­то­ми­че­ские подроб­но­сти като­ли­че­ского изоб­ра­же­ния, пере­да­вая прав­ди­вость самой казни, тем не менее, скры­вают глав­ное – тор­же­ство Гос­пода, побе­див­шего смерть и откры­ва­ю­щего нам жизнь вечную, кон­цен­три­руют вни­ма­ние на муках и смерти. Его нату­ра­лизм обла­дает лишь внеш­ним эмо­ци­о­наль­ным воз­дей­ствием, вводя в соблазн срав­не­ния наших гре­хов­ных стра­да­ний иску­пи­тель­ными Стра­стями Христа. Изоб­ра­же­ния рас­пя­того Спа­си­теля, сход­ные като­ли­че­скими, встре­ча­ются и на пра­во­слав­ных кре­стах, осо­бенно часто в XVIII–XX вв., впро­чем, как и запре­щен­ные Сто­гла­вым собо­ром ико­но­пис­ные изоб­ра­же­ния Бога Отца. Есте­ствен­ным обра­зом пра­во­слав­ное бла­го­че­стие тре­бует ноше­ние креста пра­во­слав­ного, а не като­ли­че­ского, нару­ша­ю­щего дог­ма­ти­че­ские основы хри­сти­ан­ской веры.

Как освя­тить натель­ный крест?

Тра­ди­ци­онно в Пра­во­слав­ной Церкви освя­ще­ние натель­ного кре­стика совер­ша­ется свя­щен­но­слу­жи­те­лем в храме. Чин бла­го­сло­ве­ния креста к ноше­нию на персех, т.е. на груди, содер­жится в бого­слу­жеб­ной книге – Треб­нике.

Кре­стик освя­ща­ется только еди­но­жды. Перео­свя­щать его нужно только в исклю­чи­тель­ных усло­виях (если он был сильно повре­жден и вос­ста­нов­лен заново, либо попал к Вам в руки, но вы не знаете освя­щался ли он до этого).

Суще­ствует суе­ве­рие, что при освя­ще­нии натель­ный крест при­об­ре­тает маги­че­ские защит­ные свой­ства. Цер­ковь же учит, что освя­ще­ние мате­рии поз­во­ляет нам не только духовно, но и телесно – через эту освя­щен­ную мате­рию – при­об­щиться к Боже­ствен­ной бла­го­дати, необ­хо­ди­мой нам для духов­ного роста и спа­се­ния. Но бла­го­дать Божия дей­ствует небез­условно. От чело­века тре­бу­ется пра­виль­ная духов­ная жизнь по запо­ве­дям Божиим, и именно эта духов­ная жизнь дает воз­мож­ность бла­го­дати Божией спа­си­тельно на нас воз­дей­ство­вать, исце­ляя от стра­стей и грехов.

Иногда при­хо­дится слы­шать мнение о том, что, мол, освя­ще­ние натель­ных кре­сти­ков – позд­няя тра­ди­ция и раньше такого не было. На это можно отве­тить, что и Еван­ге­лия, как книги, тоже когда-то не было и Литур­гии в нынеш­нем виде не было. Но это вовсе не значит, что Цер­ковь не может раз­ви­вать формы Бого­по­чи­та­ния и цер­ков­ного бла­го­че­стия. Разве про­тивно хри­сти­ан­скому веро­уче­нию при­звать Божию бла­го­дать на тво­ре­ние рук чело­ве­че­ских?

Можно ли носить два креста?

Глав­ный вопрос — зачем, с какой целью? Если вам пода­рили ещё один, то вполне можно бла­го­го­вейно хра­нить один из них в святом углу рядом с ико­нами, а один носить посто­янно. Если при­об­рели другой, то и носите его…

Хри­сти­а­нина хоро­нят с натель­ным кре­стом, поэтому по наслед­ству его не пере­дают. Что каса­ется ноше­ния вто­рого натель­ного креста каким-то обра­зом остав­ше­гося от усоп­шего род­ствен­ника, то ноше­ние его в знак памяти о покой­ном сви­де­тель­ствует о непо­ни­ма­нии сути ноше­ния креста, кото­рый сви­де­тель­ствует о Жертве Бога, а не род­ствен­ных отно­ше­ниях.

Натель­ный крест — это не укра­ше­ние или амулет, а одно из види­мых сви­де­тельств при­над­леж­но­сти к Церкви Хри­сто­вой, сред­ство бла­го­дат­ной защиты и напо­ми­на­ние о запо­веди Спа­си­теля: Если кто хочет идти за Мною, отверг­нись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною… ( Мф.16:24 ).

О чело­веке без­нрав­ствен­ном на Руси гово­рили: «Креста на нём нет».

НАТЕЛЬНЫЙ КРЕСТИК — ЗАЧЕМ ЕГО НОСЯТ НА ТЕЛЕ И МОЖНО ЛИ СНИМАТЬ КРЕСТ С СЕБЯ?

Из всех мировых религий христианство занимает в России особое положение. По статистике, не менее двух третей россиян приняли Таинство Крещения. В этом Таинстве, среди прочих действий, на шею человека возлагают нательный крест. О том, откуда появилась традиция ношения нательных крестиков, зачем его носят на теле и можно ли снимать крест с себя, – об этом и другом пойдет речь в нашей статье.

Немного истории

Обычай вместе с Крещением надевать на шею новокрещеного нательный крест появился не сразу. Однако крест как орудие спасения был предметом величайшего чествования у христиан с самого основания . К примеру, церковный мыслитель Тертуллиан (II–III вв.) в своей «Апологии» свидетельствует, что почитание креста существовало с первых времен христианства. Еще до нахождения в IV веке царицей Еленой и императором Константином животворящего креста, на котором был распят Христос, уже среди первых последователей был распространен обычай всегда иметь при себе образ креста – как в напоминание о страданиях Господа, так и для исповедания своей веры перед другими. Из деяний 7-го Вселенского Собора (акт 4) мы знаем, что святые мученики Орест (пострадал ок. 304 г .) и Прокопий (умучен в 303 г .) носили на груди крест.

Значение креста

Что же символизирует собой нательный крестик и в чем необходимость его ношения? Крест как орудие страшной и мучительной казни благодаря жертвенному подвигу Христа Спасителя стал символом искупления и орудием спасения всего человечества от греха и смерти. Именно на Кресте через боль и страдание, смерть и Воскресение Сын Божий совершает спасение или исцеление человеческой природы от смертности, страстности и тленности, привнесенных в нее грехопадением Адама и Евы. Таким образом, человек, который носит на себе Распятие Христово, свидетельствует о своей сопричастности страданиям и подвигу Своего Спасителя, за которыми следует надежда на спасение, а значит, и воскресение человека для вечной жизни с Богом. Эта сопричастность заключается не столько в том, чтобы теоретически признать, что Христос когда-то, более двух тысяч лет назад, в Иерусалиме физически и морально пострадал, сколько в том, чтобы принять: я, так же, как и Господь, готов ежедневно приносить себя в жертву – через борьбу со своими страстями, через прощение и неосуждение своих ближних, через построение своей жизни согласно Евангельским заповедям Спасителя – в знак любви и благодарности к Нему.

Большая честь

Для православного христианина ношение креста является большой честью и ответственностью. Сознательное пренебрежение и кощунственное отношение к кресту в русском народе всегда понималось как акт богоотступничества. Русские люди на крестах клялись в верности, а обмениваясь нательными крестами, становились крестовыми побратимами. При постройке церквей, домов, мостов крест закладывали в основание. Православная Церковь верует, что по вере человека через крест Христов невидимым образом проявляется (действует) сила Божия. Крест является оружием против диавола. О чудотворной, спасительной и целительной силе креста и крестного знамения Церковь может достоверно говорить, ссылаясь на опыт из жизни своих святых, а также на многочисленные свидетельства простых верующих людей. Воскрешение мертвых, исцеление от недугов, защита от злой силы – все эти и другие благодеяния по сей день через крест являют человеку любовь Божию.

Никчемные суеверия

Но, несмотря на животворящую силу креста, многие люди доверяют (следуют) различным суевериям, связанным с крестом. Вот пример одного из них: «Видеть во сне нательный крестик – тревожный знак, а если Вам приснилось, что Вы потеряли крестик, будьте готовы к неприятностям, которые не замедлят свалиться на Вас», – в один голос утверждают толкователи снов. Но самое распространенное суеверие, связанное с Распятием, говорит нам о том, что если мы находим где-нибудь потерянный кем-то крест, то брать его нельзя, так как тем самым мы берем на себя чужие грехи. Однако когда речь заходит о нахождении потерянных денег, то о чужих грехах, тем более о чужой боли, никто и не вспоминает. А на волнующих многих «серьезный вопрос» о том, что значит, когда потерялся крестик, хочется так же серьезно ответить, что это значит, что порвалась цепочка или веревочка, на которой висел этот крестик. Наличие в человеке суеверного, то есть напрасного, пустого отношения к кресту свидетельствует о маловерии и даже недоверии Христу, а значит, и Его искупительному жертвенному подвигу, совершенному на Кресте. В данном случае надежда и любовь к Богу и доверие к Божьему Промыслу заменяется недоверием и страхом перед неизвестным.

Читать еще:  В Киевских духовных школах началась вступительная кампания

Сомнительные цели

С какой целью носят нательные крестики сегодня и носят ли их вообще? Вот какие ответы на этот вопрос были размещены на одном из интернет-форумов: • ношу как оберег-талисман; • потому что это красиво и, наверное, просто помогает; • крестик ношу, но не как символ веры, а как подарок близкого мне человека; • ношу потому, что, говорят, счастье приносит; • не ношу, так как считаю это идолопоклонничеством, в Библии нет указания на этот обычай; • крест не ношу по двум причинам: у меня ужасно чешется шея от всех эти цепочек, а второе – я, конечно, верующая, но не до такой же степени… Так рассуждают именно невоцерковленные люди с языческим, а то и потребительским отношением к вере и религии. Но среди такого типа людей есть часть, которая вообще не приемлет ношение креста, мотивируя это следующим: «Бог у меня и так в душе»; «В Библии Бог не повелевает носить крестик»; «Крест – это символ смерти, позорное орудие казни» и т.д. Чего только не придумает человек в качестве оправдания своего элементарного невежества в области христианской культуры! Таким образом, большинство невоцерковленных людей не имеют христианского понимания того, что такое крест и зачем его носить на теле. Церковь говорит о том, что крест – это святыня, на которой было совершено спасение людей, свидетельствующая о любви Божией к нам. По принятии Таинства Крещения человек начинает именоваться христианином, а значит, тем, кто готов всей своей жизнью засвидетельствовать верность Богу через несение своего жизненного креста и следование Его заповедям. Именно об этом постоянно напоминает нам образ креста на нашей груди. Православные христиане призваны, взирая на крест, относиться к нему с великим благоговением и ответственностью. Такое трепетное отношение к кресту и памятование о нем как о святыне зачастую удерживает человека от совершения плохого поступка. Недаром на Руси человеку, совершившему преступление, говорили: «Креста на тебе нет». Эта фраза несет в себе не буквальный, физический смысл отсутствия крестика на теле, но говорит об отсутствии памятования, серьезного христианского отношения к кресту и вере христианской. Само по себе наличие крестика на груди еще не спасает и не имеет никакого значения для человека, если он осознанно не исповедует то, что символизирует собой Крест Христов. Благоговейное отношение к нательному кресту побуждает верующего человека не снимать крестик с тела без серьезной надобности. Тот факт, что на Руси делали специальные банные кресты из дерева, дабы не обжечься крестиком из металла, говорит о том, что люди не хотели снимать кресты даже на короткое время (во время мытья). Недаром в русском народе говорили: «Кто с крестом, тот со Христом». Но бывают ситуации, когда того требуют определенные обстоятельства – к примеру, операции на теле. В таких случаях не следует пренебрегать требованием врача, достаточно осенить себя крестным знамением и положиться на волю Божию. Вопрос, надевать или не надевать крестики грудным младенцам, у многих людей вызывает страх, потому как ребенок якобы может задушиться веревочкой или цепочкой, на которой находится Распятие. Но еще не известно ни одного такого несчастного случая, когда ребенок собственноручно задушил бы себя или нанес бы себе раны крестиком. Это всего лишь напрасные опасения или суеверные предрассудки взрослых. Единственный совет родителям – не следует надевать детям на шею слишком длинную веревочку или цепочку. Заключение Крест – это не просто память о дне крещения и не реликвия, которую должно хранить, не талисман и не подарок, но святыня, через которую Бог подает верующему человеку, ведущему правильную духовную жизнь, Свою благодать, утешение и поддержку. Не случайно русский народ сложил мудрую пословицу: «Не мы крест носим, а он нас носит». Являясь видимой святыней, нательный крест призван свидетельствовать о нашей вере во Христа, о нашей готовности жертвенно любить и прощать людей и жить согласно Евангельским заповедям. И дай Бог нам, взирая на свой крестик, чаще вспоминать слова Господа и действовать согласно Его призыву: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой, и следуй за Мной» (Мф 16:24).

Диакон Константин Киосев Источник : сайт „Ортодоксика“

ОБЕРЕГ НА ВАШИХ ВНУКОВ. БАБУШКИНА МОЛИТВА..

Посадите дитя на стул, дайте в ручки иконку, встаньте у него за спиной, прикусите три раза волос на его голове и прочтите:

Лиха беда, руки чужие, враги людские, языки злые от раба нарожденного, покрещенного (имя), рукам неметь, врагам каменеть, языкам отниматься, с лихой бедой не знаться. Аминь.

Заговор оберег на внуков

Этот заговор читает бабушка или дедушка на своего внука в день его Ангела, еще до зари, пока ребенок спит. Слова заговора такие:

Господи, Отец Небесный,
Сила Твоя и воля Твоя.
Спаси, сохрани и обереги
Во всех путях, во всех дорогах,
Во всех делах моих внучат:
Глазки ихясные, ножки ихрезвые,
Души их ангельские.
Спаси, сохрани их от беды лихой,
От жизни плохой.
Ото всяких хворей,
От воды и огня,
От стекла и ножа,
От любых болей.
Отведи, Господи, злых людей.
Господи, помилуй и пожалей.
Спаси, сохрани и оборони
Раба Божьего (имя). Аминь.

Оберег для вашей дочери.

Его также читают в день ангела, пока дочь спит, стоя в ногах. Никто не сможет причинить ей зла и насилия.

Дочь моя, ты спишь или перед Господом стоишь,
На Матушку Богородицу глядишь.
Иисус Христос, Матушка Пресвятая Богородица,
Охраните мою дочь во всех делах, при всех путях,
При солнце, при месяце, лри дороге ночной и дороге дневной,
На чужих людях, чужих сторонах.
Отнялись бы ноги и руки у ее врагов,
Нашел бы мрак на их мозги, чтобы не узнали они,
Ни своего отца, ни своей матери.
Не повадно бы чужую дочь обижать.
Заклятье это никому не снять.
Ключ, замок, ведьмин потолок. Аминь.

Этот оберег только на крещеных.

Оберег для сына.

Чтобы вашего сына никто не смог обидеть, избить, причинить ему вреда.
Читайте в полночь в день ангела вашего сына у его изголовья, пока он спит.

Ангел с рожденья на его сохраненье.
Крылами отмахните врагов, лиходеев, убивцев огнем,
Мечом погубите, мое дитя сохраните. Аминь.

Этот оберег только на крещеных.

Заговор-оберег для детей

Возьмите обычную булавку, подколите ее к подолу платья дочери (или к краям брюк сына) и скажите так:

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Прошу Господа Бога Иисуса Христа , Пресвятую Пречистую Владычицу Богородицу, ангелов, архангелов и вся силы небесные. Спасите, сохраните, чадо мое оберегите. Да будет чадо мое, раб Божий (имярек), жив и здоров, весел и разумен. Аминь.

Какие молитвы нужно читать перед заговором.

Все три дня, когда к заговору готовитесь, читайте молитвы – утром, днем и вечером.

По три раза «Отче наш»:
Отче наш, иже если на небесех! Да святится имя Твое, да приидет царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли! Хлеб наш насущный даждь нам днесь, и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. И не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Аминь.

По три раза «Богородице Дево» :
Богородице Дево, радуйся! Благодатная Марие, Господь с тобою! Благословенна ты в женах, и благословен плод чрева твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

Один раз «Верую» :
Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Зачем православные носят нательный крестик

При совершении таинства Крещения православный священник надевает на новообращённого христианина нательный крестик, который должен сопровождать его всю жизнь. Являясь вещественным свидетельством принадлежности к Христовой церкви, освящённое распятие помогает крещёному сохранить душу в чистоте и оберегает его от козней злых сил.

Древняя традиция

По мнению протодиакона Сергия Шалберова, изначально ношение нательного крестика было действием сугубо индивидуальным, и регулировалось лишь личным желанием и благочестием человека.

Однако со временем эта традиция преобразовалась в одну из основ православной веры, в которой отказ по какой-либо причине постоянно носить на шее крестик, стал восприниматься как грех, и даже отступничество от веры.

Размышляя над этим вопросом, преподобный Ефрем Сирин в своей работе «Слово о всеобщем воскресении, о покаянии и любви, о Втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа» приводит цитату из Псалтыря [90: 10]: «Назнаменуем животворящий крест и на дверях своих, и на челе, и на персях, и на устах, и на всяком члене своем, и вооружимся этим непобедимым христианским оружием, победителем смерти, надеждой верных, светом для концов земли, оружием, отверзающим рай, низлагающим ереси, утверждением веры, великим хранилищем и спасительной похвалой православных. Сие оружие будем… носить при себе во всяком месте, и днем, и ночью, во всякий час и во всякую минуту. Без него не делай ничего; спишь ли, встаешь ли от сна, работаешь, ешь, пьешь, находишься в пути, плывешь по морю, переходишь реку – украшай все члены свои животворящим крестом, и не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему».

Висящий возле самого сердца нательный крестик, по разумению апостола Павла (К Галатам 2:19) является физическим воплощением фразы: «Я сораспялся Христу», который в Евангелие от Марка [8: 34], произносит знаменательные слова: «Если кто хочет по Мне идти, да отвержется себе, и возьмет крест свой и по Мне грядет».

Сила креста

О спасительно-защитной силе нательного крестика писал мученик Петр Дамаскин: «Начертанием Честного и Животворящего Креста прогоняются демоны и многоразличные болезни; и совершается это без всяких издержек и без труда. Да и кто может исчислить похвалы святого Креста?»

В том же контексте размышлял святой Иоанн Кронштадтский, говоривший, что для верующих нательный крест «есть великая сила, избавляющая от всяких зол, особенно же от злодейства ненавидимых врагов».

Старец Псково-Печерского монастыря Савва (Остапенко) призывал с почтительным трепетом относиться к нательному распятию, без которого любой христианин представляется беззащитным воином без оружия. Остерегая мирян от использования нательного крестика в качестве украшения, он советовал ежедневно целовать своё распятие, чтобы вдыхать, исходящие от него «лучи благодатного света и любви», незаметно пронизывающие душу, совесть, нрав и сердце человека.

Однако, Сергий Шалберов, предупреждает, о том, что не следует причислять нательный крестик к некоему защитному амулету, который помогает каждому, кто денно и нощно носит его. Если индивид сомневается в Боге, не обладает церковным сознанием, ведёт аморальный образ жизни и не соблюдает евангельские заповеди, то никакой пользы от ношения крестика ему не снискать. И напротив, если истинно православный человек по веской причине вынужден снять на какое-то время нательный символ веры, этот факт нисколько не уменьшит его праведность, и уж тем более не будет греховным.

Экстренные ситуации

Ношение креста, который является вечным напоминанием о том, как Христос, умерев на распятии, одновременно победил смерть, является своего рода постоянной безмолвной молитвой.

Таким образом, снимая его с себя, человек как бы прерывает свою связь с Всевышним, и чтобы даже в экстремальных ситуациях оставаться под покровительством Бога иерей Святослав Шевченко предлагает православным воспользоваться некоторыми интересными идеями.

Читать еще:  Туры в Мадрид, Испания

Из соображений безопасности во время проведения хирургической операции или обследования в магнитно-резонансном томографе на теле человека не должны присутствовать никакие посторонние предметы, но православные люди могут остаться при кресте, при этом, не нарушив клинические правила. Для этого пациент должен нарисовать на груди небольшой крестик йодом или зелёнкой.

При посещении кабинета флюорографии нательное распятие можно взять в рот, для отдыха в бане надеть освещённый в церкви деревянный крестик, а на тренировках и в выступлениях в контактных видах спорта сменить его трикотажным поясом с 90-м псалмом, на котором есть изображение креста.

К слову, Сергий Шалберов советует во время смены крестильного крестика на альтернативные варианты, когда тело и душа на считанные минуты остаются без защиты Всевышнего, непрерывно читать про себя короткую молитву.

Потеря нательного креста

Священник Михаил Воробьев, как и все служители православной церкви, не видят в потере нательного креста ничего страшного, кроме случайности и рассеянности потерявшего. Допустив такую ситуацию, стоит просто приобрести новый крест, и если покупка совершается в магазине, а не в храме, то следует обязательно освятить его.

Те христиане, кто в подобном случае, начинают верить в негативные суеверные трактовки, по заверению диакона Константина Горбунова, демонстрируют недостаточную веру в Бога, уход от истинного богопознания и верного участия в церковной жизни.

Нательный крест — не амулет и не украшение

В жаркую погоду заметно, что примерно двое из трех россиян носят нательный крест. В каком веке появился этот обычай и что он означает? Бывают ли кресты католическими и старообрядческими и как их освящать? В чем смысл ношения нательного креста, «Правде.Ру» рассказал игумен Серапион (Митько), председатель Миссионерского отдела Ярославской епархии.

— Крест не является просто украшением. Более того, он не является неким магическим амулетом. Недостаточно просто надеть на себя крест и считать себя христианином. Крест должен выражать то, что есть в сердце человека. В одних случаях он выражает христианскую веру, в других случаях — желание лишь формально, внешне принадлежать к христианской Церкви. Это желание часто не является виной наших сограждан, а лишь следствием их недостаточной просвещенности.

— Отец Серапион, если человек потеряет свой крест или найдет чужой, это что-то значит?

— С нательным крестом связаны определенные суеверия. Например, некоторые люди полагают, что потеря нательного креста является очень трагическим событием в их жизни. Конечно, принято сожалеть о случившемся, однако, если человек по тем или иным причинам потерял крест, это не означает, что в его жизни произойдут какие-то большие несчастья или что это является признаком какого-то нерасположения со стороны высших сил.

С другой стороны, существует суеверие, что найденный где-либо крест ни в коем случае нельзя подбирать, а если это случилось, то обязательно надо его отдать в церковь. Один священник, который был моим первым духовником, сказал мне, что найти крест — это счастье. Это знак того, что Господь посылает тебе особую милость. Поэтому те люди, которые находят крест, не должны испытывать суеверных чувств. Крест найденный необходимо взять, чтобы он не осквернялся в неположенном месте, его можно оставить себе, пожертвовать в храм или подарить какому-то человеку.

Читайте также: Молния ударила в нательный крест

— В каких случаях православный человек может снять крест?

— Я вам расскажу по этому поводу одну историю из своей жизни. Я носил крестик еще в школе, хотя, конечно, это не поощрялось. Однако моя вера не была очень твердой. Когда мне пришлось сдавать вступительные экзамены, я снял с себя крест, который, впрочем, никто не видел, потому что опасался, что если я провалюсь на экзаменах, то буду думать, что крест мне не помог. Я экзамен сдал.

Что очень важно? Важно, по каким причинам требуется снять крест. Например, иногда человек, находящийся в бане, не может быть в кресте, поскольку металлические предметы там раскаляются. Для этих целей существовали деревянные кресты, они были очень распространены в нашем народе. Даже тогда, когда люди имели кресты металлические, идя в баню, они надевали крест деревянный. Суеверное предание, что в бане крест снимать нужно обязательно, является языческим.

Что касается просьбы снять крест со стороны врача. Есть такие приборы, которые нельзя использовать при наличии металла на теле человека. Если просьба связана исключительно с какими-то техническими особенностями, если в ней не заключается никакого антихристианского подтекста и сам носящий крест понимает, что временное отложение креста не является каким-то религиозным актом, то это вполне можно сделать. В этом нет никакого греха, нет никакого преступления.

Но если мы видим, что крест требуют снимать люди, имеющие антихристианские убеждения, то здесь этот знак становится символом нашей верности Христу. Мы знаем, что многие люди предпочли принять мученическую кончину в ответ на требование снять крест. А другие люди срывали с себя кресты в знак разрыва с Богом и с Церковью.

Важно, зачем просят снять крест. Если в этом есть хоть какой-тонамек на неприятие религиозных убеждений христианина, то крест снимать нельзя ни в коем случае. Особенно эта тема актуальна в связи с тем, что в некоторых европейских странах сейчас запрещают появляться в учебных заведениях, имея на себе те или иные религиозные символы, запрещают распятия в классах. В этом отношении мы не просто боремся за право носить крест, но боремся за право быть верными Христу, быть с Ним здесь и в Царствии Небесном тоже.

— Можно носить крест поверх одежды или обязательно под ней?

— Мы знаем, что в древней Руси наперсный крест очень часто носили поверх одежды, и это было знаком верности Богу. В этот же период не существовало крестов священнических, кресты носили только епископы. Сейчас носить крест поверх одежды не принято по нескольким причинам. Во-первых, ношение креста поверх одежды в настоящее время является принадлежностью клира. Во-вторых, люди, которые сейчас так делают, как правило, люди нецерковные. Они носят крест как некое украшение, аксессуар. Такого рода употребление креста противоречит церковной традиции.

С другой стороны, нет ничего страшного в том, что маленький ребенок, недавно крещеный, который ходит в воскресную школу или прочитал свою первую книжку о христианской вере, начинает дома надевать крест сверху рубашки. Это ни в коем случае не надо пресекать. Это детское непосредственное выражение любви ко Христу. Это радость от ощущения Божьего присутствия в своей жизни.

— Как можно освятить нательный крест?

— В настоящее время принято освящать все сакральные предметы, хотя это было не всегда. Было время, когда многое освящалось через употребление. Но сейчас принято крестик освящать. Если крест приобретен в храмовой лавке, то этот крест, как правило, освящен. Если крест куплен в другом месте или имеет неизвестное происхождение, то его надо отнести в церковь, попросить кого-то из служителей храма, например, пономаря, того, кто сидит за свечным ящиком, передать крест в алтарь. Священник освятит его.

Некоторые считают, что это очень быстрая процедура. На самом деле, вычитывают несколько молитв. Кроме того, существует древняя практика, согласно которой крест для освящения приносили в храм вечером, накануне Божественной литургии или утром перед литургией после освящения священник полагал его на Престол, во время совершения таинства евхаристии крест находился на престоле. После литургии крест отдавали тому, кто принес его для освящения.

— Расскажите об истории нательного креста.

— Нательный крест используется христианами с самого начала существования Церкви. Первые свидетельства о существовании прообраза нательного креста — энколпиона — относятся к IV веку. Энколпион представлял собой прямоугольный ящичек, иногда имеющий собой круглую или крестообразную форму, в котором хранились частицы святых мощей, частицы просфоры. Иногда энколпион использовался для сохранения Святых Даров, которые первые христиане в эпоху гонений получали для причащения в своих домах и имели при себе.

Мы не знаем, какой формы был энколпион в первые века христианства. Очевидно, что в эпоху гонений христиане достаточно выражали верность Церкви самим фактом пребывания в ней. Поэтому наличие видимых знаков принадлежности к христианству было не обязательно.

Впоследствии энколпион становится принадлежностью епископского сана и приобретает форму креста. Первые епископские кресты были именно в форме энколпиона, в форме, из которой впоследствии происходит крест-мощевик. В дальнейшем епископский крест эволюционирует и приобретает современную форму.

Другим направлением развития энколпиона было появление нательных крестов. Исторические свидетельства об этом разноречивы, однако очевидно, что уже в средневековье нательный крест становится повсеместной принадлежностью восточных христиан. На Руси его распространение подтверждается различными археологическими находками. Кресты изготавливались из разных материалов, до нас дошли, прежде всего, кресты металлические. Их форма и надписания на этих крестах тоже были различными.

В XVII веке на Руси устанавливается та форма нательного креста, которая впоследствии сохраняется у старообрядцев. Этот крест не имел на себе распятия, только имел изображение Голгофского креста, часто орудий казни Христа, на обратной стороне часто размещалась молитва «Да воскреснет Бог» или тропарь Кресту.

В начале XVIII века в старообрядческой среде, прежде всего, в среде беспоповства, возникает дискуссия на тему того, каким должно быть надписание на кресте. Наиболее распространенной формой надписания в XVII веке и ранее были слова «Царь Славы». Однако уже тогда распространяется помещение сверху креста так называемого «пилатова титула» — «Иисус Назорей Царь Иудейский», который, как известно, был выполнен на трех языках: еврейском, греческом и латинском. Некоторые из старообрядцев, прежде всего, поморцы, полагали, что такое надписание является глумливым — это оскорбительный приговор Христу, и помещать его на крест не представляется возможным.

Противоположную точку зрения представляли представители федосеевского согласия, однако большинство из них впоследствии согласилось с тем, что помещение этого титула является неприемлемым, а некоторые продолжали его размещать, и даже возникло такое небольшое согласие — «титловцы».

Почему для нас это важно? Потому что именно в связи с полемикой со старообрядцами в России происходит проблематизация темы формы креста. У других христиан к этому вопросу относятся достаточно свободно. Но вследствие этих сложных споров в русском православии внимание к форме креста, к изображениям и надписям на кресте стало особенно важным.

Поэтому сейчас мы довольно часто можем столкнуться с ситуацией, когда те или иные люди называют тот или иной крест «неправославным». Чаще всего речь идет о подозрениях в католическом происхождении креста. Обыкновенно это происходит в случае того, если на кресте имеется надписание латинскими буквами I. N. R.I либо если ноги Спасителя на распятии прибиты одним гвоздем. Некоторые священники считают, что освящать такие кресты не положено. Однако следует обратить внимание, что в христианской Церкви существовало очень большое количество форм крестов и существовали взаимовлияния: помещение распятие на нательный крест во многом является западным влиянием. Поэтому нашим очень радивым пастырям не стоит, мне кажется, развивать тему латинских влияний на нательный крест, поскольку эти влияния имели место очень давно и некоторые из них стали частью собственно православной традиции.

На оборотной стороне креста в настоящее время чаще всего помещаются слова «спаси и сохрани». Некоторые формы креста, существовавшие в древности, имели надписание «Пресвятая Богородице, помогай нам». Эти надписи также не являются обязательными, как и не является обязательным помещение на кресте распятия. Более того, наличие распятия на нательном кресте является достаточно поздней традицией.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что христианская Церковь знает множество форм нательного креста и на протяжении своей истории использовала различные из них, отдавая преимущество тем или иным в отдельные периоды времени. Поэтому важно, чтобы крест имел церковную форму, чтобы это не была пародия на крест, чтобы он был изготовлен людьми, которые понимают церковные традиции. И очень важно, чтобы этот крест использовался по своему назначению. Когда христианин надевает крест, он тем самым свидетельствует свою православную веру. Тем самым он принимает на себя крест Христов и несет его вместе со Христом.

Фото превью: Образование и Православие

Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен

Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector