0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Для чего нужны священники?

О священстве, пастырстве и духовничестве

Беседа с протоиерем Вадимом Леоновым

Что есть священство, пастырство, духовничество, в чем смысл и отличие этих понятий? Как выбрать духовника? Можно ли переходить от одного духовного наставника к другому? Что такое младостарчество, отчего оно возникло, является ли для Церкви проблемой? На эти и другие вопросы мы попросили ответить преподавателя Сретенской духовной семинарии протоиерея Вадима Леонова.

Протоиерей Вадим Леонов

– Отец Вадим, вы уже много лет преподаете в Сретенской семинарии, готовите будущих священнослужителей. Скажите, пожалуйста, что есть священство, пастырство, духовничество, в чем смысл и отличие этих понятий?

– Мне кажется, что этот вопрос вы должны бы задать священнику, который лет 50 прослужил у Престола Божия. Он бы вам ответил, черпая из своего богатого духовного опыта, которого у меня пока нет.

– И, тем не менее, у вас уже сложилось представление о том, как соотносятся эти понятия?

– Немного сложилось. Указанные вами слова не являются формальными терминами со строго определенным содержанием, поэтому многие авторы употребляют их по-своему, наполняют их своим смыслом. На первый взгляд кажется, что вроде бы все говорят об одном и том же, а вслушаешься – и оказывается, что каждый о своем. Очень часто священство, пастырство и духовничество понимаются как одно и то же. Несомненно, что эти слова взаимосвязаны, но полностью их отождествлять, мне думается, не стоит. Священство – это благодатный сверхъестественный дар, который подается конкретному избранному человеку посредством совершения над ним особого церковного таинства. Пастырство – это одно из проявлений дара священства, то есть священник получает в таинстве благодатную силу и власть помогать людям восходить к Богу. А духовничество – это еще более узкое понятие: способность просвещать и врачевать души людей от греха с помощью благодати Божией. Обобщая, можно сказать, что каждый священник с момента хиротонии уже обладает полнотой даров для того, чтобы реализовать себя и как священника, и как пастыря, и как духовника, но в реальности все выходит иначе: дар Божий человек получил, а что с ним делать и как его правильно использовать – этому приходится учиться всю оставшуюся жизнь. Поэтому, естественно, молодые священники не торопятся быть духовниками, чтобы хотя бы не навредить. Наша цель – помочь воссоединению человека с Богом. А Бог Сам знает, как и чем уврачевать страждущую душу.

– Были подобные обязанности у ветхозаветного священства?

– Нет, конечно. Ветхозаветные священники в подавляющем большинстве своем были требоисполнителями. После возвращения из вавилонского плена Ездра и Неемия пытались побудить их стать учителями и наставниками народа, но к этому мало кто прислушался. Поэтому ко времени пришествия в мир Спасителя в иудейском обществе независимо друг от друга существовал класс учителей (раввинов) и класс священников, которые часто враждовали между собой.

– Служение духовника может проходить каждый рукоположенный священник или есть какие-то ограничения?

– У каждого священника есть для этого возможности, но в действительности, чтобы быть духовником, недостаточно только дара священства, необходим и большой личный опыт победы над своими грехами и страстями, и обязательно твердая вера и прочная укорененность в православной духовной традиции, то есть духовный опыт многих поколений, который передается от опытных духовников ученикам неформально, в реальной жизни и общении, через послушание. Возможно даже, что духовником может стать человек, не имеющий священного сана. Прекрасный пример этого из недавней истории – блаженно почивший старец Паисий Святогорец, духовно окормлявший сотни людей мирских и монахов, но не имевший священного сана.

– Что такое духовник для священнослужителя?

– Это и духовный фундамент, и спасательный круг, и наставник, и сомолитвенник, и добрый советчик, источник множества благ, которые невозможно перечислить. Без духовника молодой священнослужитель обречен претерпеть множество скорбей. Представьте, что некоторому человеку, который ранее только издалека видел лед, дали коньки, клюшку и выпустили как игрока хоккейной команды. Что с ним будет через 20 минут игры? Хорошо, если обойдутся только вызовом «Скорой помощи». И в духовной жизни молодого священнослужителя без духовника травм будет много.

– Какие советы о выборе духовника вы могли бы дать?

– Не ищите старцев: они уже все «заняты», их плотно обступили духовные чада так, что сквозь их «братство кольца» вы, скорее всего, не прорветесь. Не пытайтесь стать чадом замечательных, но уже известных священников: они страшно перегружены. Не бегайте за тридевять земель – это бессмысленно. Ваш духовник где-то рядом. Найдите священника, который любит Бога, Церковь и для которого духовное важнее, чем земное. Если такой священник с любовью, но без человекоугодия (это важно!) отнесется к вам, то этого вполне достаточно.

– Можно ли менять духовника? Как при этом никого не обидеть?

– Этот вопрос, когда я еще был семинаристом, задавали известному духовнику Троице-Сергиевой лавры архимандриту Кириллу (Павлову), и он твердо и однозначно ответил, что можно перейти к другому духовнику, если от общения с прежним вы не получаете пользу. Конечно, такой переход – это событие, которое должно происходить в исключительных случаях. Цветок, который все время пересаживают из одной клумбы в другую, скорее всего, завянет. Чтобы не обидеть прежнего духовника, не нужно представлять свой переход как демонстрацию протеста и с этого момента делать вид, что «я этого священника не знаю и знать не хочу». Постарайтесь сохранить с ним добрые человеческие отношения.

– Как глубоко духовник может влиять на жизнь человека? Что духовник делать не имеет права?

– Возможности очень большие, и рамки этих отношений формируются обеими сторонами. Другими словами, влияние духовника возможно в той мере, насколько захочет он сам и насколько позволит ему его духовное чадо. В определенных случаях степень воздействия может быть очень сильной, поэтому быть духовником – это предельно ответственное церковное служение. В святоотеческих творениях есть много наставлений о том, каким должен быть духовный наставник, однако четкого перечисления прав и обязанностей духовника я не встречал. Мне очень нравится замечательное «Слово особенное к пастырю» преподобного Иоанна Лествичника, которое, мне кажется, каждому священнику надо перечитывать регулярно. Однозначно, что духовник в каждом пришедшем к нему человеке должен видеть уникальную богообразную личность и своими наставлениями не может подавлять его сознание и свободу.

– Нужно ли идти за духовным советом к старцам?

– Традиция старчества была прервана в советское время, поэтому лучше говорить об опытных духовниках. В переломные моменты жизни, особенно если они связаны с духовными проблемами человека, наставление такого духовника бывает очень полезным, но при условии, что человек имеет доверие и готов осуществить данный ему совет.

Исповедь. Фото: Православие.Ru

– Есть ли в современной России старцы?

– Замечательно на этот вопрос ответил духовник Троице-Сергиевой лавры архимандрит Кирилл (Павлов): «Старики есть, а старцы – не знаю».

– Что такое младостарчество? Отчего оно возникло, является ли для Церкви проблемой?

– Младостарчество – это болезнь роста молодого священника, который воображает себе, что у него есть то, чего он пока не имеет, пытается действовать как духоносный наставник, не обладая соответствующими дарами и способностями. Младостарчество возникает от самомнения и легко находит место в сердце священника, если он имеет некоторую ревность о духовной жизни, но не имеет опытного наставника над собой. Такая проблема существует, но чтобы ее решать, необходимо видеть и противоположную крайность – теплохладность и безразличие к священнослужению. Когда священник под предлогом своей неопытности и необразованности уклоняется от усердного служения и, по сути, занимается только собой – это беда. Об этой опасности грозно предупреждал пророк Иезекииль: «Так говорит Господь Бог: горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих!» (Иез. 34: 2). Молодому священнику нужно пройти между этими двумя крайностями. Для этого и нужен наставник.

– Встречи с какими людьми сильно повлияли на ваш жизненный путь?

– Мне кажется, что каждая встреча, даже мимолетная – где-нибудь в метро или на улице, имеет свой смысл и воздействие, которые нами чаще всего не осознаются. В моей жизни было много встреч с различными людьми, и за все это я благодарю Господа, но я не могу выделить какую-то одну из них, которая сразу перевернула мою жизнь, кроме первой встречи с Богом. Когда я был еще студентом светского вуза и пытался разобраться с религиозными вопросами самостоятельно, мне пришла в голову мысль провести духовный эксперимент. Я подумал, что если Бог есть и Он Вездесущий, Всеведущий и Всемогущий, как о Нем пишут, то я обращусь к Нему лично, и пусть Он мне ответит, тогда и исчезнут все мои сомнения. И я сказал Ему: «Господи, если Ты есть, то дай мне об этом знать, и я буду служить Тебе». После этой молитвы в моей жизни стали происходить события, в результате которых я стал священником.

– Какое самое главное качество для священника?

– Кто для вас является образцом пастырства?

– Господь наш Иисус Христос.

– А какие книги помогают вам в пастырском служении?

– Евангелие и Служебник.

Протоиерей Вадим Леонов. Фото: МДА

– Отец Вадим, какие основные качества должны быть у будущей жены священнослужителя? К чему должна быть готова будущая матушка?

– Быть матушкой – это особый вид духовного подвига. Она должна быть готова стать помощницей мужа, смириться с тем, что муж-священник одной ей не принадлежит. Уметь управляться с детьми и домом. Распрощаться с девическими мечтами еще перед венчанием и пойти не туда, куда хочется, а куда поведет Господь мужа-священника. Проще говоря, она должна быть святой.

– Какие «подводные камни» встречаются в молодых семьях, и как их преодолеть?

– Главный камень – это эгоизм. Эгоизм убивает любовь, порождает ссоры и бессмысленные семейные «разборки». Семейный эгоизм лечится общим семейным деланием – и духовным (семейная молитва, исповедь у одного духовника, дела милосердия, совершаемые вместе), и душевным (совместное воспитание детей, чтение книг, общение с родственниками и друзьями), и телесным (заботы о доме, отдых и др.). При этом каждый член семьи должен соответствовать божественному предназначению. Муж – глава семьи, он несет ответственность за всё происходящее в ней и решает ее проблемы; жена – помощница мужа, а дети – помощники и отца, и матери.

– Какие проблемы в приходской жизни являются, на ваш взгляд, первостепенными?

– Мне кажется, что главная проблема на современном приходе – личностная. Может быть, это наследие советских времен, но большинство людей с опаской входят в храм, прячут друг от друга свое лицо, пытаются скрыться за искусственными масками даже от Бога, а мы, священники, не всегда стремимся всмотреться в лица наших прихожан и помочь им раскрыться в самых лучших их качествах. В большинстве случаев не надо быть каким-то духоносным старцем, а просто отнестись к человеку по-человечески, объяснить ему путь к Богу, немного помочь, и тогда на наших глазах происходит чудо преображения человеческой души. Это так удивительно, и для этого так мало надо! Просто понять, что прихожане – это не группа индивидов, пришедшая на молитву, а конкретные личности со своими именами, судьбами и жаждой Бога, и отнестись к ним как родным.

Зачем нужны священники?

Известно, что священник служит литургию, исповедует, произносит проповедь. В чем священный смысл каждого из этих служений?

Священник — посредник между Богом и людьми

Священство — люди, избранные для служения Евхаристии и пастырства — попечения, духовного окормления верующих. Господь избрал сначала 12 апостолов, а потом еще 70, дав им власть отпускать грехи, совершать важнейшие священнодействия (которые стали называться Таинствами). Священник в Таинствах действует не своей силой, но благодатью Святого Духа, дарованной Господом после Его Воскресения (Ин. 20, 22-23) апостолам, переданной от них епископам, а от епископов — священникам в Таинстве рукоположения (от греч. Heirotonia хиротония) .

Сам принцип устроения новозаветной Церкви — иерархический: как Христос — глава Церкви, так и священник — глава христианской общины. Священник для паствы — это образ Христа. Христос — пастырь, Он заповедал апостолу Петру: «…паси овец Моих» (Ин. 21, 17). Пасти овец — значит продолжать дело Христа на земле и приводить людей ко спасению. Православная Церковь учит, что вне Церкви нет спасения, а к спасению можно прийти, любя и выполняя заповеди Божии и участвуя в Таинствах Церкви, в которых присутствует Сам Господь, подавая Свою помощь. А помощником и посредником Бога во всех Таинствах Церкви, по заповеди Божьей, является священник. И потому его служение священно.

Священник — символ Христа

Самое главное Таинство Церкви — Евхаристия. Священник, совершающий Евхаристию, символизирует Христа. Поэтому без священника нельзя служить литургию. Поясняет протоиерей Сергий Правдолюбов, настоятель храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве (Москва), магистр богословия: «Священник, стоя перед Престолом, повторяет слова Самого Господа на Тайной Вечери: “Примите, ядите, сие есть Тело Мое…” А в молитве на Херувимской песни он произносит такие слова: “Ты есть Приносящий и Приносимый, и Тот, Который принимает эту Жертву, и Тот, Которого раздают всем верующим, — Христе Боже наш…” Священник совершает своими руками священнодействие, повторяя все то, что совершал Сам Христос. И он не повторяет эти действия и не воспроизводит, т. е. не “подражает”, но, говоря образно, “пронзает время” и совершенно необъяснимо для привычной картины пространственно-временных связей — своими действиями совпадает с действиями Самого Господа, и своими словами — со словами Господа! Поэтому литургия называется Божественной. Она отслужена единожды Самим Господом во времени и пространстве Сионской Горницы, но вне времени и пространства, в пребывающей Божественной Вечности. В этом парадокс учения о Священстве и Евхаристии. На этом настаивают православные богословы, и так верует Церковь.

Священника никак не может заменить мирянин не только “по людскому своему невежеству”, как написано в древних славянских книгах, пусть мирянин будет академиком, — никто не давал ему власть совершать то, на что нельзя дерзнуть, не получив дар благодати Святого Духа через рукоположение, идущее от самих апостолов и мужей апостольских».

В некоторых современных протестантских течениях упразднена церковная иерархия и епископат, то есть нет священства как Таинства. Однако о первых протестантах упоминает еще Библия. Протоиерей Сергий Правдолюбов: «Есть в истории людей жгучий опыт протеста и непреодолимого желания всеобщего священства в истории с Кореем, Дафаном и Авироном, восставшими против Моисея и Аарона и заявившими, что “все общество, все святы…Почему вы себя ставите выше народа Господня?” (Чис. 16, 1-4). Моисей не спорил с ними, но отдал суд Богу. Кончилось тем, что земля разверзлась и поглотила всех “реформаторов” со священными сосудами и ладаном, дымящимся в их мирских руках».

Читать еще:  Помощь медикам оказали Нежинская и Изюмская епархии УПЦ

Православная Церковь придает исключительное значение священному сану. О высоком достоинстве священства писал преподобный Силуан Афонский: «Священники носят в себе столь великую благодать, что если бы люди могли видеть славу этой благодати, то весь мир удивился бы ей, но Господь скрыл ее, чтобы служители Его не возгордились, но спасались в смирении… Великое лицо — иерей, служитель у Престола Божия. Кто оскорбляет его, тот оскорбляет Духа Святого, живущего в нем…»

Священник — свидетель в Таинстве исповеди

Без священника невозможно Таинство исповеди. Священник наделен от Бога правом объявлять от имени Бога прощение грехов. Господь Иисус Христос сказал апостолам: «Что вы свяжете на земле, то будет связано на небе, и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18, 18). Эта власть «вязать и решить» перешла, как верует Церковь, от апостолов к их преемникам — епископам и священникам. Однако сама исповедь приносится не священнику, а Христу, а священник здесь — только «свидетель», как сказано в чинопоследовании Таинства. Зачем нужен свидетель, когда можно исповедоваться Самому Богу? Церковь, устанавливая исповедь перед священником, учитывала субъективный фактор: Бога многие не стыдятся, так как не видят Его, а перед человеком исповедоваться стыдно, но это спасительный стыд, помогающий преодолеть грех. Кроме того, как поясняет протоиерей Сергий Правдолюбов, « священник является духовным наставником, помогающим найти верный путь для преодоления греха. Он призван не только стать свидетелем покаяния, но и помочь человеку духовным советом, поддержать его (многие приходят с большими скорбями). Подчинения никто от мирян не требует — это свободное общение, основанное на доверии священнику, взаимный творческий процесс. Наша задача — помочь выбрать правильное решение. Я всегда призываю своих прихожан не стесняться рассказывать мне, что они не смогли выполнить какой-либо мой совет. Возможно, это я ошибся, не оценил силы этого человека».

Священник во время проповеди исполняет обязанность архиерея

Еще одно служение священника — проповедь. Проповедовать, нести Благую весть о спасении — это также заповедь Христа, прямое продолжение его дела, поэтому и это служение священно. Правда, как уточняет протоиерей Сергий Правдолюбов, «если быть догматически и канонически точным, проповедь — это часть не священнического, а архиерейского служения. При архиерейской хиротонии дается благодать проповедовать, а нам, как пишет священноисповедник Афанасий (Сахаров), епископ эту благодать делегирует. То есть поручает говорить вместо себя, потому что не может одновременно проповедовать в десятках и сотнях храмах епархии. Во время проповеди мы исполняем обязанности архиерея. Лично меня это придавливает, чувствую я, что это не мое, недостаточен мой священнический дар. Но если священник скажет неудачную, неуклюжую проповедь, это ему только на пользу. Понимаешь свое место в иерархии — ты можешь сказать хорошо, только если Бог благословит. Проповедь — импровизированное творчество, а иногда — сотворчество Бога и священника».

Священник не может существовать без народа

В ветхозаветной Церкви участие народа в богослужении сводилось к пассивному присутствию. В Христианской Церкви священство неразрывно связано с народом Божьим и одно не может существовать без другого: как община не может быть Церковью без священника, так и священник не может быть таковым без общины. Священник не является единоличным совершителем Таинств: все Таинства совершаются им при участии народа, вместе с народом. Случается, что священник вынужден совершать службу один, без прихожан. И, хотя чин литургии не предусматривает подобных ситуаций и предполагается, что в службе участвует собрание людей, все же и в таком случае священник неодинок, потому что ангелы, а также святые и усопшие вместе с ним приносят бескровную жертву. Протоиерей Сергий Правдолюбов: « Лет тридцать пять назад в городе Киржаче Владимирской области один священник во время проскомидии с грустью подумал, что в храме опять никого нет. Он стал читать записки (в основном об упокоении) и вынимать частички, а когда через некоторое время обернулся, то увидел, что храм полон людей. Это были те, кого он помянул на проскомидии. После литургии матушка спросила, почему он такой бледный, и он рассказал ей о видении. Вот почему литургия служится и при малом количестве людей, и даже когда нет ни одного человека! Все, за кого священник вынимает частички, незримо присутствуют в храме».

Кто может стать священником?

В Древнем Израиле священниками могли становиться только лица, принадлежащие по рождению к колену Левия: для всех остальных священство оказывалось недоступным. Левиты были посвященными, избранными для служения Богу — они одни имели право приносить жертвы, возносить молитвы. Священство времен Нового Завета имеет новый смысл: ветхозаветные жертвы, как говорит апостол Павел, не могли избавить человечество от рабства греху: «Невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи…» (Евр. 10, 4-11). Поэтому Христос принес в жертву Самого Себя, став одновременно и Священником, и Жертвой. Не принадлежа по рождению к колену Левия, Он стал единым истинным «Первосвященником во век по чину Мелхиседека» (Пс. 109, 4). Мелхиседек, некогда встретивший Авраама, принесший хлеб и вино и благословивший его (Евр. 7, 3), был ветхозаветным прообразом Христа. Отдав Свое Тело на смерть и пролив Кровь за людей, преподав в Таинстве Евхаристии это Тело и эту Кровь верным под видом хлеба и вина, создав Свою Церковь, которая стала Новым Израилем, Христос упразднил ветхозаветную Церковь с ее жертвами и левитским священством, снял завесу, отделявшую Святое Святых от людей, разрушил непреодолимую стену между сакральным левитством и профанным народом.

Священником Православной Церкви, поясняет протоиерей Сергий Правдолюбов, «может стать любой благочестивый добродетельный человек, исполняющий все заповеди и правила церковные, имеющий достаточную подготовку, женатый первым и единственным браком на девице православного вероисповедания, не инвалид с физическим препятствием действовать руками и ногами (иначе он не сможет совершать литургию, выносить Чашу со Святыми Дарами) и психически здравый».

Православная Жизнь

Когда появилось священство? Какие перемены происходили с этим институтом со временем? Как повлиял на него Христос? Правы ли те, кто не ходит в храм, потому что священники сейчас плохие?

Священство Ветхого Завета

Священство — очень интересное и специфическое явление, известное ещё с Ветхого Завета, причём до Великого потопа. Говоря о священниках, я имею в виду служителей Живого Истинного Бога, а не всевозможных шаманов, жрецов, языческих служителей и тому подобных. Ветхозаветное священство делится на два периода: до Моисея и после, когда произошло качественное изменение священнического служения.

До Моисея священником мог быть глава рода, князь, старейшина. Например, Авраам приносил жертвы Богу, будучи пророком. Он жил обыкновенной жизнью кочевника, когда ушёл из своего родного города. Был главой своего рода и при этом возносил молитвы, общался с Богом. Таким же священником был и Иов Многострадальный. Сказано, что он возносил жертвы за своих детей, и потому совмещал функции главы рода и священника. Особо хотелось бы обратить внимание на Мелхиседека, царя Салимского (Салим — это древнее название Иерусалима), который тоже был священником Бога Живого. Когда Авраам возвращался после военного похода по освобождению своего племянника Лота, Мелхиседек встретил его и преподнёс хлеб и вино, став прообразом Христа.

Во времена Моисея ситуация меняется. Господь приказал ему поставить священником брата Аарона. Тогда священство выделилось в отдельное сословие. Задачей священника становится совершение положенных молитв и в целом религиозного культа. Он занимается сугубо храмом, богослужением и всем, что с этим связано. В таком виде священство существовало до времён Христа. Мы знаем, что тогда были священники, первосвященники, левиты. Священником невозможно было стать — им надо было родиться, быть из рода Аарона.

В древние времена не было необходимости выделять священство в отдельное сословие. Люди жили натуральным хозяйством, простой жизнью, в которой мало что менялось. По мере развития общества, разделения труда и возникновения классовых отношений священство выделилось в отдельное сословие, которое занималось исключительно вопросами религиозными. С тех пор священство начало играть важную роль в жизни общества, которое на протяжении долгого времени было религиозным. В той или иной мере вера пронизывала и определяла отношения в социуме. В светском обществе, в каком мы сейчас живём, такого нет.

Подготовленные Спасителем

В Новом Завете мы наблюдаем качественное изменение священства. Приходские священники появляются самыми последними в Церкви, а первыми были епископы — преемники апостолов. При жизни апостолы рукополагали диаконов, которые должны были проповедовать и заниматься насущными делами. А священники — пресвитеры, старейшины церковных общин — появились позже как помощники епископов.

Почему Христос не взял в число апостолов ни одного из ветхозаветных священников? Никто из апостолов не имел священнического достоинства, хотя в то время было много достойных и глубоко верующих священников. Например, Гамалиил, Иосиф Аримафейский, Никодим входили в религиозную элиту того времени. Думаю, ответ заключается в том, что «не вливают …вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое» (Мф 9:17). Спаситель обновил священство. Он готовил учеников перед тем, как они приняли благодать Святого Духа и фактически стали первыми епископами. Однако апостолы непродолжительно выполняли функции епископов — пока проповедовали и трудились. Когда же они уходили, то оставляли преемников. Так что новозаветное священство было по-новому воспитано и подготовлено Самим Спасителем.

Делегированные полномочия

Острая нужда в священстве в новозаветной Церкви появилась, когда общины стали многочисленными. Апостолы и поставленные ими епископы уже не могли обслуживать всех нуждающихся и физически присутствовать рядом с ними. Потому они рукополагали священников, которым делегировали часть полномочий. Так происходит и по сей день: по благословению епископа священник служит в том или ином храме, и без благословения он не имеет права служить нигде больше. Священники не могут самостоятельно совершать таинства, они делают это также по благословению епископа. Священнику делегируется часть полномочий епископа — в частности, совершение таинств Евхаристии, крещения, венчания и некоторых других. А вот таинство священства священник совершать не может.

О многозадачности

В современной жизни на приходе на священника возложено множество разноплановых функций и задач. Если посмотреть устав, то у настоятеля около двенадцати обязанностей, которые он должен выполнять: совершать святые таинства, регулярно проводить богослужения, учить слову Божьему, следить за порядком в храме и качеством пения, чтобы всё соответствовало церковной традиции, представлять Церковь в разных сферах светской жизни и так далее. Священник — это организатор приходской жизни, стержень, на котором очень многое держится. В тех местах, где служат мудрые священники, приход цветёт и развивается.

Вера и Церковь живы

Наш народ православный на генетическом уровне. Да, сейчас больше невоцерковлённых людей, но многие всё же находят дорогу в нашу Церковь, принимают крещение и крестят своих детей, стремятся отпеть своих родственников, обращаются за помощью в решении различных жизненных вопросов. Большая часть жителей нашей страны пусть не регулярно, на праздники, но ходит в храмы. Люди чувствуют, где священник искренне занимается своим делом, к такому батюшке тянутся. От священника ждут, что он будет верующим, неравнодушным и бескорыстным. Я всегда удивлялся тому факту, что даже нецерковные люди всегда очень тонко чувствуют отсутствие названных качеств у священника.

Меня радует, что современные люди всё-таки находят дорогу в храм. Сколько было сил приложено для уничтожения Церкви, сколько вылито грязи, как часто её пытались дискредитировать! Какой мощной была машина советской пропаганды! Это продолжается и сейчас — в СМИ, в интернете. Тем не менее — веру не вытравили. Да, в храмах сейчас не так много прихожан, как хотелось бы, но это дань времени: Украина живёт очень тяжело, в стране высокая смертность, множество разных проблем, но всё же Святая Православная Церковь — родная для большинства наших граждан.

Маленькая лошадка

Священник — это самый маленький человек в структуре епархиального устройства, но фактически благодаря ему всё движется. На священника сейчас возлагается всё больше обязанностей, потому что жизнь становится всё сложнее: общество становится более светским и более атеистическим, мы живём в ситуации религиозной конкуренции — вокруг довольно много «церквей», которые именуют себя православными, а также сектантов. Священник должен отвечать на вызовы современного мира, нести слово Божие прихожанам, молодому поколению через работу воскресной школы и молодёжных организаций, заниматься миссионерством, социальным служением, решать текущие вопросы, находить время на молитву, прихожан, семью, содержание храма — словом, быть рабочей лошадкой, которая тянет очень тяжёлый груз. К счастью, он делает это всё не своими силами, но силой благодати Божией. Господь никогда не оставляет Своих священников, но всегда посылает им людей, которые подставляют своё плечо.

Кто в храме главный?

Важно помнить, Кто главный в Церкви. Приходя в храм, мы видим священника, но не видим Бога. Он незрим для человека, но именно Христос — глава нашей Церкви, всё ради Него и всё к Нему ведёт. Я категорически против того, чтобы священника обожали, оказывали ему особый почёт. Да, с ним проще построить отношения, чем с Богом, но мы призваны к другому.

В советские времена и вплоть до сегодняшнего дня самым доступным способом общения со священником была и остаётся встреча у аналоя за исповедью, где можно не только покаяться, но и поделиться болью, попросить совета. Эта традиция сформировалась в годы СССР, когда в другое время побеседовать с батюшкой не было возможности. Сейчас люди могут связаться со священником в любое время.

Священник — не строгий учитель или судья, который будет ругать, казнить, выносить приговор. Он в большей степени собрат по несчастью. Господь специально поставил священниками простых грешных людей, чтобы они могли понять и принять человека. Они живут той же жизнью, имеют такой же жизненный опыт и понимают своих прихожан. Их задача — научиться принимать паству, как это делал Христос. К таким священникам тянутся. Неслучайно нас называют батюшками — потому что священник действительно как отец: он и поймёт, и простит, и совет даст, и поругает, если надо. У него со всеми прихожанами устанавливается духовное родство, а оно даже выше родства кровного.

Нередко люди полагают, что они исповедуются священнику, но это не так. Исповедуемся мы все Богу, а священник только свидетель покаяния. Ему дана власть отпускать грехи — потому и произносит он слова разрешительной молитвы: «Господь и Бог наш, Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия да простит ти, чадо (имя), и аз недостойный иерей властию Его мне данною прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, во Имя Отца и Сына, и Святаго Духа. Аминь». Нам нужно дорожить этим таинством — как и всеми другими, потому что человек согрешает каждый день.

Читать еще:  Конференция `110 лет русской духовной миссии в Корее` состоялась во Владивостоке

«Не я плохой, а священник»

Если человек пытается сравнивать священников, анализирует, кто из них лучше или хуже, это неправильно. Наша задача — замечать достоинства, а не недостатки. Если же человек говорит, что не ходит в храм, потому что там священники плохие — это, как правило, просто оправдание своей лени, эгоизма или равнодушия. Удобно думать: «Не я плохой, а священник — потому я и в храм не хожу». Это попытка обмануть себя или окружающих.

Если вам рассказывают дурное о священнике, никогда не надо слушать такие сплетни. Лучше самому пойти, пообщаться и решить лично, правда или нет то, что говорят. Наша задача — уметь общаться со всеми, с каждым быть в мирных отношениях. Собирание сплетен и слухов только мешает духовной жизни.

У Церкви очень разноплановая деятельность, выполнять которую — и трудно, и очень интересно. Я благодарен Богу, что Он привёл меня к священническому служению, потому что есть вещи, с которыми вне Церкви я бы никогда не столкнулся. Сегодня я могу утверждать, что быть священником — значит жить насыщенной жизнью.

Протоиерей Александр Хворост

Зачем нужны священники?

Полина:

Священник обязательно нужен — и как посредник между человеком и Богом, как совершитель таинств, и как мудрый советчик. Без него Церковь превратится в кружок по интересам, где ведутся благочестивые разговоры, но нет истинной духовной жизни. Когда я жила в Томске, был у меня очень сложный период сомнений, причем сомнений именно в действительности церковного учения. Я просто не знала, что делать. И вот как-то зашла в церковную лавку близ храма посмотреть книги. Там ко мне подошел священник и поговорил со мной очень сердечно и проницательно. «Девушка, я понимаю, что Вам тяжело, но решайтесь». До сих пор я не пойму, как он узнал о моих сомнения, о моем состоянии? Просто фантастика! С тех пор я ходила именно в этот храм.

Иван:

Священник? Это сотрудник организации, претендующей на владение абсолютной истиной, нужен он (если нужен) для предоставления за деньги религиозных услуг.

Ярослава:

Впервые со священником познакомилась я в Харькове. Он служил, одновременно преподавал на филфаке университета семантику древнерусской литературы. Под его влиянием я многое изменила в своей жизни, но особенно я ему благодарна, как он помог мне после смерти папы. Отец мой был хоть и крещеный, но неверующий. Умер, когда меня в городе не было, его не отпевали. И когда я вернулась, рассказала все отцу Виктору, он сразу же отменил все свои дела, пошел со мной в пустую церковь и там вдвоем мы отпели моего папу. Я никогда этого не забуду.

Михаил:

Я отношусь к священству плохо, так же, как и к институту церкви в целом. Общался со многими из них. Глубоко забитые люди, спасающиеся от своих комплексов. Разумных доводов они не приемлют — открещиваются и твердят про волю Божию.

Руслан:

Мое отношение к священнику близко к настороженному. Не люблю всяких дельцов, в том числе от религии.

Вероника:

Я знаю одного батюшку, который через весь город — Санкт-Петербург — ездит на метро к детям в онкобольницу, исповедует, причащает. Он всегда отвозит им подарки — фрукты, витамины, все, что может. А самое главное, после его посещений даже самым безнадежным становится лучше. Ребята всегда с нетерпением ждут его, очень ждут.

Тина:

Священник — совершенно необходимая функция. Ее надо исполнять, в идеале, честно и с душой. Но здесь, как с милиционерами: есть дурные на посту, а есть неподкупные и честные. Мой личный опыт общения, связанный с журналистикой (интервью-съемки-статьи) почти сплошь отрицательный. Может, мне просто не везло, но мне и грубили, и кричали на меня. В общем, я не нашла священника, которому мне хотелось бы верить.

Анна:

У меня очень светлый опыт общения со священниками Американской православной церкви. Когда я была маленькой, мы ходили в храм Петра и Павла в Нью-Джерси. Там служил отец Даниил, впоследствии ставший настоятелем американского подворья в Москве. Он не служил формально — он жил этим. В Страстную пятницу горько плакал и после маленькой вечерни обнимал всех прихожан и дарил нам по нарциссу с Плащаницы. А на Пасху он всю службу широко улыбался, кричал «Христос Воскресе!» на всех возможных языках и смеялся, если народ не знал, как ответить.

Дмитрий:

Без священника (епископа) невозможно, он нужен прежде всего для служения Литургии. А вот Пастырь у христиан один — Христос.

Василий:

Я уверен, что человек может стать священником по велению сердца. А может принять сан из каких-либо других соображений. Поэтому и отношение у меня к ним неоднозначное. Мне однажды довелось подвозить одного батюшку. Недолгое общение с ним оставило весьма благоприятное впечатление. Ни на какие «серьезные» и «глубокие» темы мы не говорили, но батюшка охотно рассказал вкратце свою биографию (журфак МГУ, затем 15 лет работы по специальности, и только после этого — «обращение к Господу»). Но он без всяких сомнений поделился источниками заработка (за освящение машины оставляют денег, «сколько не жалко»; недавно освящал фирму — теперь хочет купить дом в деревне). В общем, он был очень благодушно настроен и никакого остервенелого следования культу или попыток немедленно обратить в свою веру, конечно же, сделано не было.

И все-таки, священник — это служитель культа. Я бы даже сказал, что в случае с РПЦ — это служитель очень большого организованного культа. Рискну предположить, что далеко не всем нужны какие-то посредники для общения с Высшим Разумом.

Олег:

Священники — это лучшие люди России. Когда семинарист в глазах молодежи — это нечто дикое, когда на человека, идущего по улице в рясе, до сих пор оглядываются, стать священником — большой подвиг.

Вообще-то, в идеале священник не нужен. Так же, как не нужны были бы органы правопорядка, спасатели, пожарные, врачи — в случае, если бы в мире и обществе все было благополучно, никто бы не болел и не горел. Но батюшки — это наши врачи, помогающие при духовных недугах. Пока в мире есть грех — без священников никак.

Анатолий:

Мое безразличие к существованию священников сменяется на негатив, как только сам священник начинает агитировать вступить в свои ряды. Это как отвращение к навязчивой рекламе.

Нина:

Священник, с которым я общалась, дал мне многое с точки зрения понимания различий между конфессиями, понимания православного взгляда на мир. В результате бесед с ним я стала читать Писание, и даже научилась с успехом сражаться на богословском поле с сектантами типа Свидетелей Иеговы и мормонов.

Но я по-прежнему неверующая, а потому пастух мне не нужен. Я не овца. И в целом к священникам отношусь негативно.

Владимир:

Пришел в храм к священнику за советом. Мне понравилось, что батюшка не навязывал свою точку зрения, а просто помогал мне осмыслить все пути, которыми я могу пойти, и их духовные последствия. А выбор оставил за мной. Потом я стал советоваться с ним по многим вопросам, и, что самое важное, он мне начал открывать настоящее Православие, сняв с него «скорлупу» суеверий и моего личного непонимания. Именно он привел меня к осознанию, что самое важное в нашей жизни — Любовь, и это главное, в чем заключается христианство.

Роман:

Хоть и нерадивый я, а все же несколько раз участвовал в таинствах: исповеди, причастии. Впечатления у меня чрезвычайные. Одно присутствие священника для меня пусть и небольшой, но укол совести и вместе с тем маленькая радость, как-то светлее на душе. При личном общении пропадает бойкость и развязанность, и даже ощущаешь себя немного ребенком. Именно личность пастыря сыграла важнейшую роль в моем выборе веры и приходе в Церковь.

Татьяна:

Для меня фигура священника сродни Учителю, который направляет меня. Можно, конечно учиться по книгам, но вопросы то задавать кому?

Николай:

Некоторое время назад произошла трагедия — я ехал на машине и сбил пешехода. Летальный исход. Тяжело очень — и психологически, и морально. Помню, несколько раз смотрел в окно на церковь неподалеку, ловил себя на мысли, что там поймут, выслушают и дадут совет. Не знаю отчего, но я пока так и не решился войти в храм Божий.

Григорий ЯВЛИНСКИЙ,
председатель Российской демократической партии «ЯБЛОКО»

Сразу оговорюсь, что я очень не люблю публично обсуждать эти темы. По-моему, нет ничего хуже, чем «крест наружу».

Священники помогают веровать, укрепляют приходящих к ним. Но, как и все люди, как учителя или врачи, батюшки бывают разные: порядочные и не совсем, умные и не очень, простые, открытые и бюрократы. Последнее, наверное, больше всего отталкивает от Церкви: люди приходят в храм, а оказываются в домоуправлении.

Мне повезло, я сразу встретил искреннего, бескорыстного человека, в котором абсолютно уверен. Это было давно, почти 20 лет назад. Тогда, благодаря моим домашним, которые привели меня в храм, я крестился. С тех пор батюшка много раз отвечал на мои вопросы, его совет или укреплял меня в моем намерении или наоборот, помогал отойти от чего-то. Не представляю, как можно говорить об этом подробнее — это все равно что препарировать сугубо личное, внутреннее, даже интимное в высоком смысле этого слова.

С другими священниками я близко не общался — только по работе.

По-моему, для каждого верующего очень важно найти человека, который может быть близким другом, поводырем. И нужно уметь дорожить этими отношениями, понимая, что здесь двое связаны чем-то большим, чем мирские заботы.

Екатерина СТРИЖЕНОВА,
актриса, телеведущая

Пятнадцатилетними школьниками мы с моим будущим мужем Сашей Стриженовым поехали в Псково-Печорский монастырь к его духовнику отцу Иерониму. Саша пошел к батюшке, а я осталась ждать его на улице. «А почему твоя подруга к нам не пришла?» — «Она некрещеная» — «Ой, бедная. Как же так? Скорее веди ее сюда». Саша позвал меня, и я вошла в храм. Я увидела очень мудрого человека, который знает то, что неведомо нам, знает, как нужно жить. От батюшки исходило ощущение внутренней силы и при этом удивительного покоя. После разговора с отцом Иеронимом я крестилась на следующий же день. Сначала Саша сам хотел стать моим крестным отцом, но батюшка не разрешил: «Иначе вы не сможете пожениться». Он словно в воду глядел, а ведь тогда мы еще и не помышляли о женитьбе.

Прошло какое-то время, и мы с Сашей повенчались, потом расписались, хотя тогда было не принято венчаться до регистрации брака. До сих пор общаемся с батюшкой, очень доверяем ему.

Не могу не вспомнить протоиерея Геннадия Огрызкова, с которым наша «молодая» семья тесно общалась после рождения старшей дочери Насти. Меня всегда поражало, сколько же в этом батюшке любви и доброты! Когда идешь на исповедь к такому священнику, то знаешь, что он не осудит тебя со всеми твоими грехами, а всегда выслушает, поможет, поддержит.

К сожалению, отец Геннадий уже умер. Умом мы понимаем, что есть вечная жизнь, что он ушел, а не исчез. Но сердце с этой потерей смириться не может. Нам в нашей мирской жизни очень не хватает отца Геннадия, мы его часто вспоминаем.

Владислав ТРЕТЬЯК,
заслуженный мастер спорта, трехкратный олимпийский чемпион, многократный чемпион мира по хоккею

Крестила меня мама, даже отцу не сказала — в то время нельзя было открыто крестить детей. Мама верила в Бога и привила эту любовь и веру мне. В кругу семьи мы всегда праздновали Рождество, Пасху, катали пасхальные яйца. Тайно от всех.

До сих пор почему-то все считают, что я железный человек, у которого нет нервов. Нет — просто всегда был целеустремленным, и всегда обращался к Богу перед любым испытанием, просил помочь. И для меня нет вопроса, надо ли общаться со священниками. Обязательно! Я считаю, разговор со священнослужителями на пользу каждому. Если со Христа брать пример, следовать его заповедям, то можно изменить жизнь — и даже не свою лично, а целой страны.

А кумиры — в спорте, в искусстве — не способны повести за собой. Только Христос, только христианская Церковь. И мне кажется, люди известные, публичные — им необходимо иметь духовников. И веру свою таить незачем. Вот не так давно Яромир Ягр (он капитан чешской хоккейной сборной, национальный кумир этой страны и притом православный человек), когда был в Питере, сразу зашел в храм, поговорил с батюшкой. И все время, пока его «Авангард» играл в Кубке европейских чемпионов, он ходил в церковь, располагавшуюся рядом с гостиницей, молился. Кстати, его команда победила в турнире.

Яромир сам со мною этим поделился. И я не вижу причин, зачем он должен был это скрывать. Конечно же, вера должна быть в душе, но также необходимо показать, что ее нельзя стыдиться.

Сергей АНДРИЯКА,
заслуженный художник России, член-корреспондент Российской Академии художеств, руководитель Московской государственной специализированной школы акварели

Нужны ли священники? Для меня этот вопрос давно решен. Вот я своей жизни просто не представляю без архимандрита Сергия (Савельева). Он уже давно скончался, почти тридцать лет назад — но разве можно его забыть? Это человек, о котором я могу рассказывать целыми сутками без остановки.

Меня всегда поражало его отношение к людям. Вот Пасха советского времени. Конечно же, возле церкви конная милиция, комсомольцы, заслоны. Никого к храму не пускают. И приезжает отец Сергий, который был там настоятелем. Подзывает к себе милиционеров, которые в оцеплении стоят. Ведет их внутрь, рассказывает о храме, заводит в алтарь, поздравляет, дарит пасхальные яйца.

Понимаете, он их и не ругал, и не агитировал! Он просто с любовью к ним отнесся — все так «просто», казалось бы! Но я думаю, что эти люди уже другими глазами на мир смотрят. Встретили они такого вот священника архимандрита Сергия — и, думаю, во многом изменились.

Для чего нужны священнослужители?

Из проповеди настоятеля Свято-Авраамиевского храма города Болгар протоиерея Владимира Головина.

«Священнослужитель — это проводник, посредник между прихожанином и Богом. Но каждый человек может обращаться к Богу и напрямую, без священников, без Церкви. Значит, зачем все эти церкви и священники? Получается, что можно напрямую, вне храма, без священнослужителей Отца Небесного о чём-то просить и разговаривать с Ним. Зачем ещё кто-то? Третий лишний. Знаю, что Вы не обидитесь на мои вопросы».

Ответ:

На вопросы, идущие от сердца, от души вообще обижаться нельзя. Если у человека есть вопросы, это свидетельствует о том, что человек живой, настоящий, думающий. Вопросов нет только у умственно неполноценных. Среди православных много таких, у кого нет вопросов: верить надо вот так, и всё тут! Меня всегда пугают такие люди с такой верой. Значит, они неосмысленно верят. Да им и не нужна вера-то на самом деле. Для них не это главное. Таким людям вера нужна как приложение к материальным земным бытовым вещам. Например, мы все глубоко одиноки. И те, кто замужем, женат, у кого дети – все без исключения. Никто меня не поймёт никогда так, как бы я хотел. И некоторым, поэтому, хорошо, чтоб был Бог. Вот уже и не одиноко как бы. Только один Господь может утолить наше одиночество и понять нас. Но так происходит только тогда, когда у человека живая вера. Получается, что люди без осмысленной, живой веры создают иллюзию неодиночества.

Читать еще:  Эстонским студентам предложили изучение ЛГБТ

Вопрошающий утверждает: священнослужитель — это проводник, посредник между прихожанином и Богом. Это ложь, это неправославные слова. Священник не посредник между людьми и Богом. Это в языческих религиозных системах шаман, медиум является посредником между миром духовным и человеком.

В Православии не так. Хотя, к сожалению, со слезами должен сказать: в сознании многих, кто ходит в храм, священника воспринимают как шамана, который совершает какие-то обряды, и поэтому то и то хорошо. Например, пригласили однажды совершить освящение квартиры. Я пришёл. Свечечки поставили, кадило разжёг, святую водичку приготовили. Только начал молиться и с кадилом поворачиваюсь — никого нет, семьи-то нет. Ну ладно, я с каждением иду по квартире, они тихонько сидят на кухне, прижались в уголке. Ну, может, что у них произошло. Идёт молитва — прерывать нельзя. Когда уже всё закончилось, они тихонько дверь открывают: «Можно?». Я говорю: «Вообще-то, это ваш дом. Это мне так нужно говорить». «Нет, мы ушли, боялись, чтоб не помешать, чтоб всё правильно сделали». Вот чисто шаманистическое отношение. Это люди неправославные. Они не нужны тут. Пришёл медиум, шаман, нашаманит: будет всё хорошо. Вот это чисто языческое представление о священстве.

Вот, например, у нас в храме каждую пятницу совершается духовное лечение. Совершается соборование, молебен о болящих. Я много раз замечал людей, которые не молятся на соборовании, сидят себе на лавочке, а как помазывать начинают, встают и начинают активно просить: «Вот тут помажь… теперь вот тут». Всё намазал. Благодарят: «Спаси Господи, спаси Господи. » И опять на лавку, и в окошко с тоской на цветочки смотрят. В следующий раз идёшь, и опять та же процедура повторяется. Они не молятся, они считают, что священники-шаманы какие-то обряды совершают, и поэтому у нас и здоровья в данном случае прибавится и т. д. Это неправославное понимание.

Если говорить православно, то на вопрос, кто служит, совершает священное действие, нужно ответить: «Служит всегда Бог — Господь Иисус Христос». Священники не служат Богу. Если кто из священников наизнанку вывернется, сможет ли хлеб и вино претворить в Тело и Кровь Христовы? Ни один, никогда. Сможет ли кто через венчание двоих соединить в единую плоть, единый дух? Или в воде человека родить для духовной жизни? Это всё совершает Господь силой Святого Духа. Поэтому в Церкви служение совершает Господь. А священники что делают? Всего лучше апостол Павел об этом пишет. Он сравнивает Церковь с Телом Христовым. Глава тела — Господь Иисус Христос, душа животворящая — Дух Святой, а все остальные — органы этого тела (1 Кор. 12:12-31). Если говорить о священниках, какой это орган, то можно сказать, что они — уста (рот) и руки. Это главный орган? Нет, не главный. Вы видели людей, у которых нет обоих рук? Я видел, они живут. Видели людей, которые не могут говорить? Нет рта и рука не будет действовать, а я всё равно буду жить. Это не главные жизненные органы. Вот без головы, без души тело — труп. А руки и уста никогда главными органами никто не воспринимал. И поэтому духовенство — это малая часть Церкви и не главная. Главная часть Церкви — это голова и душа — Господь Иисус Христос и Дух Святой Животворящий. По-другому если сказать, священники — это перчатки на руках Мастера. От перчатки ничего не зависит. Зависит от руки. Священники лишь перчатки на руках Христа. Слово священник не совсем верное, правильнее сказать: священнослужитель. Освящённый, выделенный из народа Божия служитель не Богу, а народу Божию. Вот сейчас, например, слово Божие, не моё, несу народу Божиему. Слово, которое Господь произнёс, которое в Священном Писании дано, в творениях Его Святых. Это слово, пускай выстраданное мною, изначально Его Слово. Поэтому священники не посредники, а, говоря языком Церкви, предстоятели — стоящие первыми, несущие ответственность пред Богом за народ Божий и свидетельствующие присутствие Бога в народе Его. Вот что в православном понимании священство. Сказано в Священном Писании: «… где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). Поэтому, когда я совершал молебен в доме этих людей один, совершая освящение квартиры, эти люди не дали Духу Святому действовать, это была только моя личная молитва, а не освящение дома настоящее.

Чтобы Церковь была не толпой, стадом, разбросанным по кустам, а организованно идущими путём спасения, должны быть пастухи. Ну как в любой семье. В настоящей семье всегда есть хозяин. Неважно, кто он, отец или мать, дед или бабушка, младший по возрасту, не имеет значения. Хозяин тот, кто берёт на себя больше ответственности за тех, кто рядом с ним. Вот он и есть настоящий хозяин. В идеале, конечно, должен быть муж — глава семьи. Он должен брать на себя всю полноту ответственности и поэтому становится хозяином. Вот я приведу пример моей мамы. Когда она приходила домой и садилась ужинать, она кушала самое худшее, лучшее оставляя мужу, детям, свекрови. Она не считала себя хозяином в доме и главным, но она таковым фактически была, потому что у неё была ответственность. Она выбирала худшее, лучшее оставляя остальным. Беря колбасу, она спрашивала нас, детей, ели ли мы колбасу. Мы ели. Потом спрашивала мужа, свекровь. Они ели. Тогда она отрезала себе. Только после этого. А если мы скажем, что не ели, она даже не дотронется до неё. Вот оно, настоящее главенство в чём выражается — в любви, в реальной живой заботе о тех, кого ты любишь. И такой человек всегда проявится, и он и будет лидером, он и будет пастухом, он и будет ведущим, ему будут доверять, ему не нужны выборы и голосования. Само по себе всё сложится. Господь поставил тех, на которых возложил обязанность не командовать, а заботиться о благе и спасении народа Божиего. Священнослужитель — это слуга не Бога, а народа Божия, в обязанности которого вменено заботиться о людях. Священник отличается от всех тем, что у него нет никаких прав, одни лишь обязанности и долги. Вот это правильно, вот это православно, вот это есть истина.

Так для чего нужны священнослужители в церкви? Ответ ясен: для того, чтобы было кому заботиться больше других. Для того, чтобы переживал больше других. Для того, чтобы, прежде чем взял кусок в рот, спросил: «А как мои-то? А они-то сыты?» Священником может быть только тот, кто понял, что он перечёркивает свою личную жизнь и теперь будет жить только для народа Божиего. Это человек, у которого отсутствует понятие личной жизни совсем. Не люди придумали это: «Давайте, мол, соберёмся, чтоб порядок был, священников, что ли, выберем. » Это было не так. Сам Сын Божий, Слово Божие, Господь Иисус Христос. Он выбрал двенадцать учеников, назвал их апостолами, а через них поставил епископов и служителей Церкви. Именно Он это сделал, чтоб были те, которые ответственны. Пётр, Первоверховный апостол, когда Господь его позвал, он оставил всё. У него был дом, семья, дети. Пётр переводится, как «камень». Христос говорит: «… ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр)» (Ин. 1:42). «… и на сем камне Я создам Церковь Мою» (Мф. 16:18). Священнослужители — это основание, камень, на который всё грузят, валят и ставят. И он должен покрякивать, но держать. Вот что такое истинное православное понимание священнического служения.

Но правда есть такова: не все семьи путные, не все главы семей живут правильно, не все в первую очередь заботятся о своих близких. И в церквах все ли священники так понимают своё служение? Увы, не все. Все ли соответствуют своему призванию? Мы знаем, не все. И если брать каждого в отдельности, то увидим много несоответствия.

Вывод: нет совершенных. Поэтому и мы несовершенны и священники у нас несовершенны. И мы, порой, не видим того, что должно быть в Церкви. В нас нет настоящей любви. В священнослужителях настоящей заботы не видим. Но это ничего не меняет в корне. Мы говорим не то, что есть, а что должно быть. К чему мы стремимся и на что все усилия направляем.

Подготовил иерей Алексий АХМЕТЗЯНОВ

Источник: газета «Православный Болгар», №4 (141) июль-август 2013

Профессия Православный священник

Читать: 3 мин.

Как стать священником, где на него учиться, обязанности священнослужителя

В преддверии православного Рождества расскажем о такой необычной профессии, а вернее сказать, призвании, как священник. Священником (иереем, пресвитером) называют священнослужителя второй степени священства (выше дьякона и ниже епископа), который рукоположен епископом на совершение таинств и проведение богослужения. Священник работает в храме – служит общие и частные богослужения (требы), помогает людям вести праведный образ жизни, приобщает к вере в Бога, а также заботится о вверенном ему храме. Прихожане обращаются к священнику «батюшка» или «отец».

Говорить о священнике как о профессии не принято, ее не встретишь на сайте вакансий, тем не менее отнести ее к профессиям терминологически верно. Трудовая деятельность священника оплачивается, как и другие специальности, и для того, чтобы стать священником, необходимо духовное образование. Поэтому сегодня мы разберемся, как в России можно стать священником, какие качества нужны ему для служения людям и Богу и как устроены его профессиональные будни.

Обязанности священника
Работа священника заключается в проведении церковных обрядов, к ним относятся:
Общие богослужения. Суточный круг богослужений может состоять из 9 служб, хотя в современном ритме жизни обычно служат только 2-3 в течение дня — литургия, вечерня, утреня. В отдельные дни батюшка служит панихиды и молебны.
Частные богослужения — «требы», так как они совершаются по требованию, по заказу прихожан. Если человек хочет крестить ребенка, освятить квартиру или машину, причаститься на дому, то он обращается к батюшке. К требам относятся обряды венчания, погребения, молитвы, которые священник совершает по просьбе частных лиц.

Кроме богослужений, у батюшки могут быть следующие обязанности в храме или монастыре:
✔ Исповедь прихожан
✔ Причащение
✔ Проведение огласительных бесед — разъяснения учения церкви для желающих креститься
✔ Ведение просветительской деятельности и, в том числе, организация работы воскресной школы и церковного хора
✔ Организация и поддержка крестных ходов и паломничеств
✔ Организация помощи нуждающимся
✔ Организация выставок, походов на природу, спортивных состязаний для молодежи
✔ Публикация газет и ведение сайтов в интернете для распространения христианского вероучения

Жизнь священника не назовешь спокойной, он выполняет множество задач, свойственных другим специальностям, и рабочий график у него не нормирован. Сегодня, кроме забот о пастве, батюшки часто занимаются строительством приходского храма, церкви, ремонтом в монастыре. То есть, выполняют роль прораба. Поэтому, если у него есть своя семья (то есть, он относится к белому духовенству), то уделить ей внимание получается не всегда.

Какие качества нужны священнику?
В первую очередь для священника важна вера в Бога и желание помочь людям. И чтобы успешно служить людям и быть представителем Бога на земле, ему необходимы:
✎ Доброжелательность
✎ Терпимость
✎ Эмоциональный интеллект
✎ Умение слушать
✎ Владение вербальной и невербальной коммуникацией (жесты, мимика)
✎ Умение выступать на публике
✎ Наставничество

Батюшка должен быть и педагогом, и психологом, и просто мудрым человеком. Ему приходится общаться с разными людьми: ведь в церковь приходят, в том числе, люди с ограниченными возможностями и пережившие физические или психологические травмы. К каждому необходимо найти свой подход, уделить время и подобрать успокаивающие слова.

Средняя заработная плата
Зарплата священника зависит от доходов храма, в котором он служит. Средняя зарплата батюшки:
от 25 до 45 тысяч рублей в месяц.
Существенным подспорьем к окладу в храме оказываются требы, которые оплачиваются частными заказчиками.

Как стать священником
В профессии священника есть важные ограничения для принятия сана. Обучаться на священника может:
✎ Мужчина
✎ В возрасте от 18 до 35 лет
✎ Холостой или состоящий в первом браке
✎ С наличием законченного среднего образования
✎ Имеющего рекомендации от служителя церкви
✎ Не имеющий умственных или физических отклонений (считается недопустимым, чтобы батюшка уронил икону во время богослужения)

Где учиться
Получить специальное образование будущий священник может в семинарии, духовной академии или университете. Обучение в этих заведениях, в отличие от светских вузов, требует полной самоотдачи, веры и желания служить Богу. Однако диплома для того, чтобы стать священником, недостаточно. Им становятся только после совершения особого обряда – таинства рукоположения в священный сан, которое осуществляет епископ.
Случаи получения сана без обучения в семинарии редки. Получить сан можно человеку, если глава его прихода произведет рукоположение.

Высшее духовное образование в Москве и Московской области можно получить в духовных вузах и богословских факультетах светских вузов:
1. Московская духовная академия (МДА)
2. Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (ПСТГУ)
3. Православный Свято-Тихоновский Богословский институт (ПСТБИ)
4. Российский православный университет святого Иоанна Богослова
5. Московская духовная семинария (выпускает бакалавров)

Чтобы стать священником, необходимо выбирать специальность «Теология». Однако православные вузы готовят самых разных специалистов: богословов, религиоведов, преподавателей, экономистов, системных администраторов и специалистов PR-служб.

Где работать
✔ В храмах
✔ В церквях
✔ В монастырях
✔ В семинариях
✔ В духовных университетах и академиях
✔ В больницах, тюрьмах, домах престарелых

Востребованность и преимущества
Профессию священника не отнесешь к востребованной. Человек, который выбирает путь служения Богу, должен быть готов к лишениям и самоограничениям. Священнику не положены отгулы, соцпакет, а по праздникам и выходным он обычно работает. Священник не принадлежит себе и не оставляет работу, уходя домой. Построение карьеры доступно только монашествующему (черному) духовенству. К тому же моральные требования к священнику со стороны паствы выше, чем к другим людям.
Чтобы выбрать этот профессиональный путь, желание стать священнослужителем должно преобладать над всеми внешними обстоятельствами. Тем не менее, если вера велика, то профессия сама выберет человека.

С Рождеством Христовым! Желаем найти свое призвание.

Автор: Ольга Биккулова, специалист ЦТР «Гуманитарные технологии»

Если вы хотите получать свежие статьи о профессиях, подпишитесь на нашу рассылку.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector