0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Для паломников в Саудовской Аравии наступил один из главных дней хаджа

Политика хаджа или политический хадж!

Всякий раз он приходит с появлением полумесяца, знаменующего собой начало месяца Зу аль-Хиджа. Каждый год он возвещает о том, что наступило время прощения, время, чтобы подняться на ступень выше перед Аллахом. Мы видим, что подготовка к нему в полном разгаре, о чем свидетельствуют толпы воодушевленных людей. Они желают совершить ритуалы хаджа и умры, чтобы увидеть священную Каабу и посетить город Пророка (мир ему и его семье), к которым люди устремляются со всех уголков земли.

Ещё до официального начала хаджа Саудовская Аравия использует сезон паломничества для достижения определенных политических целей. Она открывает доступ к нему одним странам и закрывает его для других с целью наказания, как если бы это было личной прерогативой саудовских властей или короля.

В действительности же проблема заключается в том, что полномочия по контролю за хаджем подразумевают лишь управление и надзор без какого-либо властвования в этом вопросе. Несмотря на это, стороны, занимающиеся организацией паломничества, обладают множеством полномочий на местах.

В связи с этим мы сталкиваемся с масштабной информационной кампанией в СМИ, которую Саудовская Аравия запустила в сезон хаджа и которая затрагивает все подробности, связанные с выполнением паломниками своих религиозных обязанностей в данный период. Кроме того, ее цель — акцентировать внимание на усилиях, которые заинтересованные стороны, в том числе местные власти, приложили для успешной организации хаджа, и гарантировать отсутствие информационных сообщений о каких-либо пробелах, будь то в сфере безопасности или транспорта. Также СМИ должны хвалить то, как обстоит дело с электричеством, предоставлением воды паломникам и других услуг гостям, чтобы многие из них отправились к огромному стенду в Мекке, установленному для выражения благодарности саудовским властям, королю и наследному принцу. На этом стенде паломник может в любых выражениях поблагодарить организаторов за отличную работу и похвалить усилия всех работников на этом масштабном собрании мусульман.

جدارية (شكرا خادم الحرمين) بمطار الملك عبدالعزيز تتيح للحجاج ايصال مشاعرهم وكتابة عبارات الشكر فور وصولهم لجدة. #حج_1438 pic.twitter.com/y8Lu72a55k

​«Стена благодарения» в аэропорту короля Абдель-Азиза в Джидде

Хотя организация услуг и контроль за их предоставлением паломникам является своего рода аксиомой и обязанностью властей и руководства Саудовской Аравии, награда за это исходит прежде всего от Господа Священного дома, а не паломников, которые совершают здесь хадж.

Очевидно, что «стена благодарения» — это личная инициатива некоторых местных чиновников, которые заплатили гражданам за эту работу. Это пропаганда в СМИ, чтобы осветить то, что Саудовская Аравия делает на фоне множества проблем, особенно тех, что связаны с кризисом вокруг Катара. В частности, речь идёт о запрете на совершение хаджа паломниками из Катара вдобавок к существующему запрету в отношении граждан Йемена, Сирии и даже Ливии, которые поддерживают фракции, выступающие против Эр-Рияда.

В то же время саудовские СМИ пытаются акцентировать внимание на присутствии в Саудовской Аравии паломников из Ирана, ссылаясь тем самым на «гостеприимство» королевства, однако вряд ли кто-то забыл об ошибках в организации хаджа, допущенных два года тому назад, когда произошла катастрофа, в результате которой погибли сотни мусульман (речь идет о давке в долине Мина, в результате чего погибло более двух тысяч человек — прим. ред.).

История появления

Традиция паломничества мусульман в Мекку ведется со времен Адама и Хавы. После изгнания из Рая они были прощены Всевышним и возвели молельный дом для религиозных обрядов. Храм находился на месте нынешней Каабы, но был разрушен во время Всемирного потопа.

Святыня требовала восстановления. По окончании потопа Всевышний велел пророку Ибрахиму с семьей идти по указанному пути, который привел странников в Мекку. На том же месте была построена новая Кааба. Возвели ее Ибрахим с сыном Исмаилом. Их пример вдохновил мусульман на совершение подобного богоугодного деяния – хаджа в Мекку и посещения святых мест.

Со временем интерес к паломничеству у мусульман стал угасать. Вновь пробудил его пророк Муххамед. Он напомнил верующим о главной сути ритуала, призвал к единению с Аллахом, поклонению и отказу от гордыни, миру и спокойствию.

Мусульмане верят, что Кааба – первый храм на земле. В разных преданиях говорится, что ее построил Адам, изгнанный из Рая, или его сын Шис, или даже ангелы. Но во время Всемирного потопа, гласит легенда, храм был разрушен. Спустя века Всевышний указал пророку Ибрахиму (библейскому Аврааму) забытое к тому времени место постройки, и тот вместе с сыном Исмаилом возвел на его фундаменте новый храм, куда теперь стекаются паломники со всего света. И к нему же обращены лица всех мусульман, совершающих намаз.

В Коране повествуется, что когда Всевышний приказал Ибрахиму возвестить людям о хадже, тот воскликнул: «Господи! Как мне донести этот призыв до людей, ведь мой голос не дойдет до них?!» И получил ответ: «Ты позови, а Мы обязательно донесем [твой призыв до них]». Тогда Ибрахим поднялся на возвышенность и воззвал: «О люди! Ваш Господь избрал [Заповедный] Дом, так отправляйтесь же в хадж к нему!»

Как пандемия отразится на проведении хаджа

Коронавирус косит жителей всех стран, не стала исключением и эта. Граждане Саудовской Аравии потеряли тысячи людей, и правительство настроено защитить всех, кто не успел пострадать. К июню меры защиты начали понемногу ослаблять.

Теперь жители и гости вправе:

  • сходить в мечеть;
  • спокойно перемещаться по территории страны;
  • продолжать работу.

Несколько правил, рекомендованных ВОЗ, обязан соблюдать каждый. Разумеется, это дистанция и перчаточно-масочная защита, именно их требуют от граждан власти страны. Самая важная задача, стоящая перед ними, не дискредитировать важное религиозное мероприятие очередной вспышкой инфекции.

Условно быть

Хадж — пятый столп ислама, обязательное для каждого мусульманина паломничество к священному городу Мекке и ее окрестностям — горе Арафат, долинам Муздалифа и Мина. Он совершается с 8-го по 12-й день двенадцатого месяца мусульманского лунного календаря (хиджры), сам месяц по-арабски называется зу-ль-хиджа («обладающий паломничеством»). В 2019-м за эти пять дней Мекку посетили свыше 2,5 млн человек.

В этом году хадж приходится на период с 28 июля по 2 августа. Но в свете пандемии COVID-19 есть серьезные опасения, что Королевство Саудовская Аравия (КСА) отменит или сильно ограничит хадж. Некоторые страны — например, Сингапур или Индонезия (самое большое по числу живущих мусульман государство) — уже объявили, что не будут отправлять своих граждан в Мекку в этом году из-за опасений пандемии. Джакарта первоначально хотела сократить квоту на половину (с 220 тыс. до 110 тыс.), но в итоге решила отказаться совсем.

В министерстве хаджа и умры Саудовской Аравии «Известиям» заявили, что объявят обо всех деталях о паломничества в этом году в ближайшее время. Однако точных сроков и условий, на которых королевство откроется для паломников, не назвали. Тем не менее сам факт, что подачу заявок так и не отменили, дает надежду, что хадж в этом году всё же состоится.

Читать еще:  Баптистская церковь назаретян доказала свою причастность к изобретению вувузел

— Мы объявим о начале приема заявок на хадж 1441 года (2020 год по исламскому летоисчислению. — «Известия») ​​через сайт министерства. Тогда же уточним все условия для подачи заявок, — коротко отметили в ведомстве.

Вид на пустую Каабу у Большой мечети после приостановления властями Саудовской Аравии умру, 5 марта 2020 года

В посольстве КСА в Москве «Известиям» также заявили, что не знают, как именно пройдет хадж в этом году.

— Вопрос об открытии границ и допущении верующих в Мекку и Медину должен вот-вот решиться, мы ждем этого так же, как и вы, — пояснили в пресс-службе диппредставительства.

В 2013-м во время вспышки MERS (ближневосточного респираторного синдрома) КСА не отменило хадж, но просило всех паломников старше 65 лет и страдающих хроническими заболеваниями воздержаться от визита в Мекку. 4 марта 2020 года власти королевства запретили подданным совершать малый хадж (умру) из-за пандемии коронавируса.

Говоря о социальной дистанции, следует напомнить: религиозные обряды хаджа включают в себя многократный обход вокруг Каабы и ряды верующих обычно настолько плотные, что некоторые, особенно люди в возрасте, теряют сознание от духоты.

В 2015 году в давке во время обрядовой церемонии в долине Мина погибли 2110 человек. В 1990 году жертвами похожего инцидента стали 1,2 тыс. человек. Саудовские власти заявили, что паломники пришли не по расписанию и нарушили порядок.

Кааба разрушалась несколько раз во время войн

Стоит отметить, что в истории известно несколько случаев, когда, по некоторым причинам, мусульмане не могли выполнить хадж в Мекку. Так, в 683 году во время Первой осады города Кааба подверглась частичному разрушению из-за пожара.

На территории Мекки велся ожесточенный бой между воинами Язида и Абд-Аллаха ибн аз-Зубайра. Позже строение восстановили, основываясь на трудах пророка Ибрагима. Через девять лет произошло повторное разрушение мусульманской святыни. На этот раз город осаждали войска Омейядов, которые использовали катапульты. Именно камни из этих приспособлений разрушили стены Каабы. После завершения противостояния халиф Абд аль-Малик ибн Марвана приказал разрушить то, что осталось от строения, и возвести его заново в тех размерах, которые были при жизни Пророка.

Между Меккой и здоровьем. Мусульмане остались без хаджа

Саудовская Аравия объявила, что нынешний хадж, в этом году приходящийся на конец июля, будет «очень ограниченным» из-за опасений, связанных с пандемией COVID-19. Участвовать в ежегодных пятидневных обрядах сейчас разрешили лишь своим и иностранным паломникам, уже находящимся на территории королевства. Такое решение Эр-Рияда чревато многими политическими и экономическими опасностями, особенно после того, как несколько исламских стран уже и так фактически отказались участвовать в хадже, составляющем одну из главных опор и «пяти столпов» религии 1,8 миллиарда жителей Земли.

Министерство по делам хаджа и умры Саудовской Аравии 23 июня заявило, что паломничество будет дозволено людям всех национальностей, уже находящимся на земле королевства – не указав, впрочем, максимальное число тех, кто будет допущен к святыням в Мекке: «Это решение принято для обеспечения того, чтобы хадж совершался безопасным образом с точки зрения общественного здравоохранения – и в соответствии с учением ислама».

Хадж в августе 2019 года собрал рекордное количество участников – более 2 миллионов 500 тысяч человек. Однако сейчас саудовские властители явно больше озабочены значительным ростом числа больных, инфицированных новым коронавирусом – уже более 165 тысяч случаев, и почти 1400 смертей. Это самый высокий показатель среди всех арабских монархий Персидского залива. Впрочем, несмотря на этот всплеск, Эр-Рияд решил в воскресенье, 21 июня, отменить комендантский час, ранее введенный по всему королевству, и снять другие карантинные ограничения для предприятий и сферы услуг и развлечений, включая кинотеатры и спортивные объекты.

Объявление о проведении «ограниченного хаджа», вероятно, нанесло сильный психологический удар миллионам потенциальных паломников по всему миру, которые часто откладывают последние сбережения и проводят целые дни в ожидании и долгих очередях, чтобы совершить долгожданную поездку. Хадж для каждого мусульманина священен, это так называемый пятый столп ислама после Шахады, молитвы (намаз), милостыни (закят) и поста (саум). Каждый взрослый здоровый мусульманин, имеющий физические и материальные возможности посетить Мекку и обеспечить существование своим близким на время путешествия, должен совершить хадж как минимум один раз в жизни.

Министр Саудовской Аравии по делам хаджа и умры Мухаммед Салех бин Тахер Бантен еще в апреле призвал мусульман мира, намеревавшихся совершить очередной хадж в июле этого года, отказаться от всех подобных планов. 20 марта впервые за многие века из-за пандемии полностью были закрыты на неопределенное время две главные исламские святыни – Заповедная мечеть в Мекке и Мечеть Пророка в Медине. Ранее, 17 марта, саудовские власти запретили молитвы во всех остальных мечетях и запретили проведение умры (малого хаджа).

Такого не случалось даже во время эпидемии «испанки» в 1918 году, унесшей жизни десятков миллионов жителей планеты (хотя тогда Мекка и Медина находились на территории Королевства Хиджаз, и никакой Саудовской Аравии вообще не существовало). Саудовские власти весной также полностью запретили любой въезд или выезд из Мекки и Медины и ввели комендантский час по всей стране. Как и в других соседних государствах, Эр-Рияд тогда приостановил всё международное авиасообщение королевства с внешним миром. Из-за этого в Мекке застряли около 1200 мусульманских паломников, большинство из которых остаются в карантине в отелях священного города – за счет королевства.

Очевидно, пытаясь придать решению саудовских властей подобие религиозной фетвы, расположенная здесь же, в Саудовской Аравии, Всемирная мусульманская лига сейчас заявила, что одобрила действия правительства по обеспечению здоровья и безопасности паломников. Престижный исламский институт «Аль-Азхар» в Каире также приветствовал этот шаг: «Решение является мудрым и основано на исламской юриспруденции», – заявил глава института. А генеральный секретарь Организации исламского сотрудничества Юсеф аль-Отхаймин отметил, что высоко оценил «предельную заботу о здоровье и безопасности паломников».

Нежелательный хадж. Все больше мусульман бойкотируют Мекку

На протяжении многих лет Эр-Рияд тщательно работал над тем, чтобы стать абсолютным гегемоном на всем Большом Ближнем Востоке. Влияние Саудовской Аравии во всем мусульманском мире, далеко за пределами границ стран, населенных в основном арабами, всегда гораздо больше основывалось не на ее политическом, экономическом и военном потенциале, а на связи с духом, историей и современностью исламской религии. На ее территории расположены и Мекка, и Медина, два самых святых места для всех мусульман (в первом – Кааба, во втором – захоронение пророка Мухаммеда в Зеленом куполе в комплексе мечети Масджид аль-Набави). Именно эта связь саудовской правящей династии с исламом инстинктивно заставляла многих правителей суннитского арабского мира годами обращаться к Эр-Рияду за постоянными консультациями и наставлениями как по религиозным вопросам, так и политическим.

Однако нынешнее решение о фактической отмене хаджа в 2020 году уже вызвало разочарование и раздражение очень многих консервативных мусульман за пределами королевства, для которых вера всегда остается гораздо более важной вещью, чем любые опасности для здоровья. Кроме того, конкуренты Саудовской Аравии в исламском мире уже вновь начали дискуссию о том, кто на самом деле должен осуществлять контроль над самыми святыми местами ислама – и одновременно самыми мощными источниками политической легитимности в этого королевства. Эти разговоры идут не впервые: серия связанных с хаджем трагедий на протяжении многих лет, в том числе памятная многим трагическая давка в толпе в 2015 году, в которой погибло до 2300 верующих, давно поставила Эр-Рияд и его способность управлять хаджем под огонь критики.

Постоянный рост числа жертв среди мирного населения, гибнущего под саудовскими бомбами в Йемене, ничуть не забытое зверское убийство оппозиционного журналиста и блогера Джамаля Хашакджи (Хашогги) в саудовском консульстве в Стамбуле и непримиримый напор Эр-Рияда в иранском кризисе в последнее время заставили даже некоторых старинных союзников Саудовской Аравии из числа суннитских государств усомниться в целесообразности дальнейшей поддержки королевства.

Читать еще:  Как играть на игровых автоматах казино Адмирал

Пандемия и Полумесяц. Жизнь с COVID-19 в исламских странах

Отмененный хадж наверняка обернется для правящей саудовской династии также и большой потерей доходов, притом что бюджет страны и так терпит огромные убытки из-за потрясений, вызванных новым коронавирусом, замедления мирового экономического роста и падения цен на нефть. Согласно официальным данным, каждый год саудовская экономика получает от организации хаджа и обслуживания паломников не менее 12 миллиардов долларов.

Ранее в июне Индонезия, самая густонаселенная мусульманская страна в мире (более 266 миллионов человек), стала одним из первых государств, которое отказалось от участия в хадже, после того как потребовала от Эр-Рияда ясности, но не получила ее. Индонезийский президент Джоко Видодо назвал это «очень горьким, трудным, но неизбежным шагом». Вслед за Индонезией от участия в организации хаджа отказались и другие значимые исламские страны, например, Малайзия и Сенегал.

Александр Гостев

Редактор информационной службы РС, международный обозреватель, автор и редактор рубрики и программы «Атлас мира».

Другие новости:

22.Oct.2020 11:29Учителя из Дагестана вошли во Всероссийский экспертный педагогический совет при Минпросвещения РФ
22.Oct.2020 11:13За девять месяцев в Дагестане изъято более 160 кг безакцизной табачной продукции
22.Oct.2020 10:35В ДагГАУ проходит Международная конференция по племенному животноводству
21.Oct.2020 17:17Первые 30 программ включены в каталог обучения по цифровым сертификатам
21.Oct.2020 16:46Свыше 150 человек написали диктант на родном языке в Махачкале
21.Oct.2020 15:17Дагестанские IT-специалисты – в полуфинале конкурса «Цифровой прорыв»
21.Oct.2020 10:58Дагестанские лучники завоевали медали на Кубке России в Севастополе
20.Oct.2020 23:58К 100-летию Амет-Хана Султана в Дагестане организована экспозиция
20.Oct.2020 23:53Исторический парк в Махачкале отметил свое трехлетие
20.Oct.2020 23:45В столице Дагестана за два года благоустроено 67 дворов
20.Oct.2020 18:50Дагестанцы стали чаще нарушать масочный режим
20.Oct.2020 18:33Школьница из Дагестана победила во Всероссийской акции «Мой учитель»
20.Oct.2020 18:07Социальным работникам Минтруда Дагестана повысили зарплату
20.Oct.2020 17:57В Мастерской управления «Сенеж» стартовал второй модуль образовательной программы «Женщина-лидер»
20.Oct.2020 15:30Телеканал Триколора «День Победы» расскажет о героях современности
20.Oct.2020 14:26УФПС Дагестана: «Сроки выплат пенсий и соцвыплат меняться не будут»
20.Oct.2020 13:42Производитель «Спутник V» рассчитывает на старт массовых прививок в конце ноября
20.Oct.2020 13:41Дагестанцы приглашаются к участию во Всероссийской акции «Мое будущее»
20.Oct.2020 13:40В Общественной палате Дагестана обсудили качество оказания госуслуг населению
20.Oct.2020 12:08Дагестанские подростки – герои книги о подвигах детей
19.Oct.2020 22:25Дагестанские студенты победили в бизнес-игре «Начинающий фермер»
19.Oct.2020 18:37В Дагестане запустили акцию «Довези врача»
19.Oct.2020 18:03Россиянам рассказали о причинах потери обоняния
19.Oct.2020 16:29Салман Дадаев посетил благоустраиваемые объекты в поселке Сулак
19.Oct.2020 15:44Большинство доноров антиковидной плазмы в Дагестане – медработники
19.Oct.2020 12:23Звание почетного гражданина Махачкалы присвоено четырем меценатам
19.Oct.2020 10:58Рамазан Абдулатипов: «Задача власти и общества – обеспечить равновесие между материальными и духовными интересами людей»
19.Oct.2020 09:25Россиянам станет проще найти выгодное ОСАГО
18.Oct.2020 18:00В Дербенте прошла Всероссийская акция «Сохраним лес»
18.Oct.2020 17:03Глава Минтранса РД проверил реализацию проекта «Мой Дагестан – мои дороги» в Буйнакске

Счастье быть паломником: какие записи вели хаджии во время путешествия в Мекку, Медину и Стамбул

Хаджнаме: путевые заметки, мемуары, приключения и документалистика

Вот и подошел к концу хадж-2016. Скоро из Саудовской Аравии начнут возвращаться первые паломники, угощать всех водой Замзам и делиться впечатлениями об увиденном. Если сейчас для пересказа своего путешествия достаточно фотографий и видеозаписей, сделанных во время поездки, то сто лет назад верующие вели дневники о каждом дне. Колумнист «Реального времени» Альфина Сибгатуллина свой цикл колонок о хадже российских магометан завершает материалом о таком явлении, как хаджнаме.

Литературный жанр без строгих правил

Среди пяти столпов ислама, без исполнения которых невозможно быть истинным мусульманином, хадж является пятой и последней обязанностью верующего. Считается, что при совершении мусульманином паломничества в Мекку и Медину прощаются все грехи. Однако в виду различных причин не всем удается выполнить эту обязанность. Поэтому человек, имевший счастливую возможность совершить хадж, испокон веков пользуется большим уважением среди единоверцев, получает почетное звание «хаджи» и носит его до самой смерти. В некоторых регионах даже сейчас на дверях дома, где проживает хаджи, вывешивается зеленая дощечка с надписью, напоминающей о совершенном хозяином паломничества в святые для всех мусульман мира места.

До чего велико было раньше уважение к хаджиям, можно судить и по тем торжественным проводам и встречам, какие устраивали паломникам односельчане, соседи и многочисленные родственники. После приезда из Хиджаза новоиспеченного паломника в течение недели (а иногда и месяца) навещали родные и друзья, с удовольствием принимали от него различные экзотические подарки и гостинцы (эфирные масла, четки, намазлык, финики и т. п.) и обязательно водичку из святого колодца Замзам. Они, не без зависти, слушали увлекательные рассказы о путешествии хаджи по странам Востока. Некоторые паломники в пути вели и дневники, где подробно описывали все увиденное.

Торговля святой водой из колодца Замзам в Мекке. Фото idmedina.ru

Часть этих устных рассказов и путевых записей позже составили основу тех письменных произведений, которые называются хаджнаме. Это одна из разновидностей саяхатнаме, путевых записок, где пилигрим описывает свое путешествие в Хиджаз, процесс совершения хаджа, посещение святых мест. Хаджнаме является произвольным тематическим жанром и не имеет определенных условностей и канонов, поэтому существуют как прозаические, так и поэтические произведения, при этом как художественная сторона, так и содержательно-информационная суть данных произведений довольно сильно отличаются друг от друга. Для нас эти памятники имеют некую ценность, так как по таким источникам можно определить, например, маршруты российских паломников, места их остановок, условия пребывания в Османской империи, Египте, Афганистане, Индии, Сирии, Аравии и т. д., особенности прохождения таможен, карантинов, даже конкретные имена тех лиц, с кем они контактировали за рубежом, у кого получали наставления, чьи могилы посещали и прочее.

Хадж: и себя показать, и других посмотреть

Читая хаджнаме, написанные в XIX – начале XX веков представителями тюркоязычных мусульман Российской империи, приходишь к такому мнению, что совершение паломничества для многих из них являлось основной и зачастую единственной возможностью выйти из своей глубинки в «большой свет» и увидеть мир. Именно по причине хаджа, выезжая в путь, многие из них впервые в своей жизни сталкивались с достижениями цивилизации: ездили на поезде — «железной арбе без лошади», плавали на пароходе, катались на автомобиле. Мусульманину из Поволжья или Сибири все было в диковинку: огромные морские волны и безбрежное водное пространство, так же, как и пустыни с верблюдами и бедуинами, и караваны с огромным количеством паломников, и невыносимая жара, и устои жизни арабов. Обычно хаджнаме начинаются с детального описания атмосферы подготовки к дороге, прощания паломника со своей семьей, родственниками и односельчанами. Основу большей части таких сочинений, как уже сказано, составляют дневниковые записи, поэтому часто указываются точные даты, дни недели, порой даже час, как например: «В 1892 году, 4 марта, рано утром, напутствуемые пожеланиями огромной толпы провожающих, мы, шесть человек мусульман Уфимской губернии, тронулись от Уфимского вокзала в далекую Мекку, чтобы исполнить там религиозную обязанность (фарз)».

Чувство тоски по родным постепенно проходило, вернее, забывалось на время, когда паломники в Одессе или Севастополе садились на пароходы и покидали пределы России. Новые места, новые события отвлекали их внимание: Золотой Рог, Босфор, Царьград, красоты и прелести чудных его окрестностей, мечети султанов Сулеймана, Махмуда, Ахмеда, Салима, Баязита; приморский, бойкий торговый город Смирна и острова Эгейского моря, Триполи, мечеть Омейядов в Дамаске, мечети Аль-Акса, Харам-шериф и Омара в Иерусалиме, небольшая крепость Ямбо, наконец, историческая священная Медина, «Вечный рай» («Джаннатуль-баки»), где покоятся родные и близкие пророка, величественная Мекка, главная святыня Кааба (Бейтуллах), знаменитый черный камень, колодец Замзам, обряды таваф и саги, долина Арафат, равнина Муздалифа, долина Мина… Хотя караванный путь на спине верблюда в глубоких плетеных корзинах «шюрдюфах» под тропическими жгучими лучами солнца, по песчаным аравийским пустыням и горам был тяжел и сопряжен с большими лишениями, паломники стойко переносили трудности, полагая, что они увеличивают заслугу хаджа. Но даже дальняя дорога продолжительностью в несколько месяцев, отрицательные эмоции, вызванные различными обманами, непривычным климатом, условиями жизни в Аравии, карантинами и т. д., не могли омрачить их восторг, связанный с пребыванием на Святой Земле.

Читать еще:  Папа назначил двух женщин членами международной богословской комиссии

Страница хаджнаме Хамидуллы-хазрата Альмушева. Фото idmedina.ru

Они были счастливы в истинном смысле этого слова, так как могли ходить по той священной земле, где жили пророки трех религий, совершать молитву в той мечети, которая помнит самого Любимца Аллаха, утолить жажду водой из святого колодца. Находясь в Хиджазе, паломники, независимо от возраста и расы, гражданства и языка, чувствовали родство между собой, знакомились друг с другом, расширяли свой кругозор, представляя наглядным образом идею религиозного единства. Безусловно, хадж в Мекку и Медину был и является одним из действенных средств объединения последователей ислама разных стран в единую религиозно-политическую общину.

Стамбул, как много в этом звуке…

Обратная дорога, Джидда, Синайские горы, Порт-Саид и Стамбул…

Нужно отметить, что в хаджнаме довольно подробно рассказывается о пребывании паломников в Стамбуле. Это объясняется тем, что в Османской империи, чей султан считался халифом всех мусульман-суннитов, тюркоязычным российским подданным оказывали теплый прием. Как известно, Стамбул из века в век считался основным перевалочным пунктом для российских мусульман по пути в священные города Мекку и Медину. Здесь путники могли передохнуть после Черного моря, набраться новых физических и моральных сил для продолжения дальней дороги через пустыни и моря, а также запастись продуктами и водой.

Как видно из путевых записей, паломники, благополучно проходившие таможню, в Стамбуле устраивались в «ханах» — постоялых дворах или карвансараях. Но многие имели здесь также знакомых или родственников и останавливались у них. Паломники находились в Стамбуле самое малое неделю и не теряли времени впустую: вели оживленную торговлю, посещали наиболее интересные для мусульманина места. Многие считали своим долгом посещение (зийарат) мавзолеев святых, коих было довольно много в городе, мечетей. Но, прежде всего, всем хотелось увидеть реликвии пророка Мухаммеда (отпечаток ноги, одежду (хирка-и саадат) и его сподвижников (сахаба-и кирам). О них описывается почти во всех указанных произведениях.

Религиозные деятели с передовыми взглядами ходили в библиотеки Айасофия, Баязид, Фатих, в музей восковых фигур янычаров, в чудесный сад султана Абдулхамита, где много бассейнов, озер, лодок и автомобилей. Для купцов же настоящим музеем являлся «Чаршы кябир», большой базар, где продавалась всякая всячина, в том числе антиквариат, золото, серебро.

Мост через Золотой Рог в Стамбуле. Фото idmedina.ru

Скорей бы домой!

Чувство выполненного долга перед Всевышним, восторг от увиденного во время самого процесса хаджа в путевых записях постепенно сменялись невыносимой тоской по родным, с которыми уже не виделись четыре — шесть месяцев, усталостью и материальными затруднениями… Скорей бы домой! Сочинено немало грустных, проникновенных песен на эту тему в такие минуты паломниками, чувствовавших себя в «гурбат», то есть вдали от Отчизны. И само понятие «Родина» становилось шире для паломника: в начале пути оно больше означало родное село, волость и, может быть, уезд, но, побывав в Турции, Сирии, Египте, Аравии и других странах, в зависимости от выбранного маршрута, паломник из провинции начинал ощущать себя гражданином большой и сильной империи — России.

Например, Абульманих Каргалы (1782 — после 1833) из далекого Оренбуржья, приехавший в составе посольства Бухарского эмира в Константинополь, после того как совершил хадж, не смог долго удержаться на службе и уехал в родные края. В начале своего стихотворного «Саяхатнаме» (1817) он с гордостью сообщает о себе, что является гражданином «Московского государства», которое, по его наблюдениям, ни в чем не уступает тем странам, в которых он побывал. Поэт осмеливается даже критиковать османского султана, египетского эмира и арабского правителя за их различные недостатки в государственной политике.

Другой автор «Хаджнаме» (1872) Гали Чокрый (1826 — 1889), выходец из темного башкирского аула, также восхищается цивилизацией в Российской империи, сравнивает ее общественные порядки с порядками в странах, посетивших им, и ему кажутся удобными, чистыми и ухоженными вокзалы и порты именно в России. Поистине, чтобы узнать цену родной земли, нужно побывать в чужбине. Это доказывал себе почти каждый паломник…

Хаджнаме, как документальному, литературному, мемуарному и приключенческому жанру Востока, не грозит исчезновение. Пока жива мусульманская умма, ее будет вечно тянуть в Мекке-и-мукаррама (Благородная Мекка, – прим. ред.) и Медине-и-мунаввара (Лучезарная Медина, – прим. ред.). Каждый будет проходить и переживать путь на Святую Землю по-своему, потому что счастье всегда индивидуально. Это блаженное чувство, переживаемое паломником во время посещения родины Пророка, составляло и будет составлять основу тех произведений, которые именуют «хаджнаме».

Справка

Альфина Тагировна Сибгатуллина — доктор филологических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН (Москва).

  • В 1979 году с отличием окончила среднюю школу.
  • В 1984 году с отличием окончила Елабужский государственный педагогический институт (специальность: русский язык и литература, татарский язык и литература). Принята на кафедру русского языка.
  • В 1990 году в Институте языка, литературы и истории им. Г. Ибрагимова АН РТ защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Эволюция концепции личности в татарской поэзии XIX века».
  • В 2000 году в Казанском государственном университете защитила докторскую диссертацию на тему: «Суфизм в татарской литературе (истоки, тематика и жанровые особенности)».
  • В 2002 году присвоено ученое звание профессора.

Паломники Урал-сервис не полетели в хадж

Но если в этой истории все закончилось более или менее благополучно, то клиентам другой турфирмы, «Урал-сервис», не повезло. Варианта было два: либо агентство вернет деньги, либо паломники совершат хадж в 2018-ом, а в течении года им в виде компенсации организуют малое паломничество. Однако, судя по отзывам в соцсетях, эти обещания так и не были выполнены.

Аналогичные проблемы у башкирских паломников возникали еще в 2011 году — тогда в хадж из-за отсутствия виз не смогли отправиться около 150 туристов, купивших путевки у местного гентства «Аира-тур». Владелец компании Марина Беляева тогда обвинила в недобросовестности московского туроператора Safa Tour, отвечавшего за оформление документов в посольстве. Паломники, перед которым не исполнили обязательств, позже взыскали с компании ущерб через суды.

Сколько ещё людей останется без хаджа и кто за это будет нести ответственность? Почему каждые несколько лет меняются турфирмы, занимающиеся отправкой паломников? Или просто они меняют свои названия, чтобы не нести на себе бремя испорченной репутации? Куда смотрит и чем занимается целая работающая при правительстве хадж миссия и уполномоченный по хаджу? Эти вопросы так и остаются без ответа.

В это же время единоверцы из других стран, таких как Индонезия, Малайзия и Турция, не сталкиваются с такими проблемами. Уровень организации их хаджа поражает воображение, хотя число отправляющихся в Мекку и Медину у них в десятки раз превышает численность паломников из России.

Может, стоит поучиться у них, коли сами не можем.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector