0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Сочельник и ночь перед Рождеством: главные святочные гадания, запреты, традиции и приметы

Сочельник и ночь перед Рождеством: главные святочные гадания, запреты, традиции и приметы

Для православных христиан, живущих в России, наступает второй по значимости церковный праздник — Рождество Христово. Русская православная церковь и другие конфессии, живущие по юлианскому календарю, отмечают Рождество с 6 на 7 января. В России 7 января является выходным днем. Западные христиане и православные церкви, живущие по григорианскому и совпадающим с ним новоюлианскому календарю, отметили Рождество с 24 на 25 декабря.

Подробнее о том, почему католики и православные отмечают Рождество в разные дни, читайте в материале Федерального агентства новостей.

Несмотря на то что Рождество является одним из главных религиозных праздников христиан, который отмечается с давних времен, многие из нас до сих пор продолжают допускать ошибки в его праздновании. Мы ходим в храм, слушаем проповеди батюшки, стремимся жить по правилам Церкви, а приходит время Рождества и Святок — начинаем гадать, колядовать в масках, петь языческие песни и так далее. Как отметить Рождество по всем канонам, не оскверняя великий праздник, рассказывает протоиерей Евгений Свидерский.

О праздничных богослужениях

По возможности нужно стараться посетить все богослужения Рождественского сочельника и самого праздника. С расписанием богослужений (оно есть на сайте Белорусской православной церкви www.church.by) лучше всего ознакомиться заранее, по времени оно может в небольшой мере отличаться в разных приходах. В зависимости от того, на какой день недели приходится праздник Христова Рождества, богослужения сочельника и самого праздника могут отличаться по составу. Возможно, у кого-то отложилось в памяти, что в один год служба утром была несколько иной по составу и по времени, нежели в другой. Неизменно то, что литургии совершаются как в навечерие праздника (сочельник), так и в сам праздник. Поэтому желающим причаститься в эти святые дни необходимо лишь уточнить время начала богослужений.

Есть обычай во многих храмах в день Рождества совершать ночную литургию (как правило, с началом в полночь). Конечно, можно говорить о некоторых преимуществах такой традиции. Вопервых, само время способствует тому, чтобы проникнуться тайной боговоплощения. Вовторых, причастившись ночью, по ее прошествии ты имеешь возможность больше времени провести с семьей за праздничным столом, а затем еще где-нибудь. Однако многие семьи стараются прийти на молитву в храм утром. Ведь тогда детям намного легче будет причаститься и не проспать праздник.

О посте в сочельник

Последний день перед праздником (навечерие Рождества Христова) освящается особо строгим постом. В навечерие церковным уставом благословляется вкушать лишь коливо (или сочиво, отсюда — “сочельник”) и только один раз в день после литургии. Сочиво представляет собой блюдо из вареных зерен пшеницы или риса. Постить или не постить до первой звезды — дело выбора каждого. По уставу Церкви Вифлеемскую звезду символизирует свеча, которая выносится на центр храма после вечерни — следующим богослужением за литургией утром в сочельник. Ранее до первой звезды на небе не постились те, кто не сподобился в навечерие Рождества быть утром в храме. Одно дело, если ты воздерживался весь пост, а другое, если захотел попостить лишь в последний его день (речь не идет о тех, кому пост послабляется). Здесь не может быть общей рекомендации. Пост — наша жертва Богу, которая свидетельствует и о нашей любви к Нему. Потому пусть совесть каждого из нас даст оценку нашей жертвенности и любви к Спасителю.

О праздничном столе

Гастрономическую часть Рождества смакуют многие СМИ. Наверное, хозяйкам это интересно. Но вряд ли тот, кто не расслаблялся с начала поста, будет заботиться о разнообразии блюд на столе по его окончании. Разговляться нужно постепенно и опять же с воздержанием. Можно понять необходимость приготовления 12 блюд, если ты пригласил на праздник по-евангельски нищих и обездоленных. Но приписывать этому статус обязательной православной традиции не следует. А вот декорировать стол сеном — в память о яслях, в которых родился Иисус, — другое дело. Этой традиции верующие стараются придерживаться. В городе одна проблема: где его взять? Поэтому позаботиться о нем нужно заранее, когда бываете на даче или в деревне.

О подарках

Одаривать чем-либо в этот день — значит возвещать любовь к людям, с которой пришел на землю Христос Спаситель. Приходы, братства, сестричества, воскресные школы организовывают благотворительные утренники для детей и взрослых там, где праздник Рождества Христова ощущается не вполне. Этой традиции следуют и в семьях. Для многих детей Рождество становится особым праздником, поскольку оно несет исполнение их желаний. И мы, взрослые, должны постараться, чтобы чудо в Вифлееме нашло продолжение и в наши дни. Подарки могут быть самыми разными, но в них хоть маленьким атрибутом должно быть напоминание смысла самого праздника. Тогда Христово Рождество всегда будет ожидаться с особыми надеждами на исполнение желаний, на то, что рожденный в яслях Богомладенец обязательно изменит нашу жизнь к лучшему.

Об отношении Церкви к гаданиям

Гадание само по себе считается грехом еще с ветхозаветных времен. В книге Левит сказано: “Не ворожите и не гадайте” (Лев. 19:26). Если же говорить о гаданиях на Святки, то иначе как сугубым грехом или дерзким вызовом Богу это не назовешь. Ну а кто первый сделал вызов Богу, думаю, лишний раз напоминать не надо. Само название “Святки” должно настраивать на соответствующий характер поведения человека. Не вижу пользы говорить о церковных канонах, которые предписывают степень наказания за колдовство, гадания и другие подобные богомерзкие занятия. Человек, испытывающий интерес к оккультизму, отнюдь не руководствуется не то чтобы церковными канонами, но и Божьими заповедями, Священным Писанием. Даже нравственными принципами. Здесь более уместно предупредить о последствиях всякого рода колдовства.

Такая профилактическая мера может заставить остановиться перед выбором “грешить — не грешить”, по крайней мере, тех, кто еще не втянулся в темное дело. Во-первых, если у человека есть вера, что гробом его жизнь не закончится, то он должен знать, что колдунам, гадателям, ворожеям места пребывания в мире праведных не будет. Рай и ад начинается на земле. Можно сразу представить комфортность пребывания себя в окружении одних и других.

Во-вторых, слишком любопытных и наивных (считающих подобного рода занятия безобидными) должен остановить горький опыт некоторых адептов оккультных “наук”. С одной стороны, это несчастные люди, с другой — счастливые, потому что Бог дал им вырваться из всех кругов ада. Даже “маленькие забавы” с потусторонним миром не проходят без последствий. Гадающие на судьбу, но ею же побитые, как правило, обращаются к священникам.

И нам более известны печальные, а порой трагические моменты их жизни. Поверьте, вживую их рассказы более убедительны, нежели в книгах, статьях газет и журналов, а также в соцсетях. Но даже один такой рассказ благоразумного человека должен отвратить от необдуманных поступков.

В-третьих, просто рассудите: неужели вам интересно жить по сценарию? Ведь в том и прелесть жизни, чтобы достигать поставленной цели, добиваться реализации своих идей. И чем выше мы ставим себе планку, тем более сладким будет вкус наших побед. Не лишайте себя таких радостей.

Читать еще:  Последнего православного священника Пекина будут отпевать в католическом соборе

О Святках и колядованиях

Само название периода от Рождества Христова до Богоявления говорит о том, что мы должны проводить его свято. Все наши действия и поступки должны прославлять Спасителя мира. Церковь в святочные дни дает пример всем нам. Рождественские утренники, концерты, красочные театральные представления несут радость праздника всем, кто ощущает особый дефицит внимания и любви к себе. Считаю доброй традицией по окончании поста приглашать в гости своих родных и близких, чтобы угостить их своими блюдами, подарить друг другу радость общения, насладиться ощущением праздника.

Церковь не приветствует так называемые народные колядования. Возрождение языческих традиций отнюдь не привносит духовности в сокровищницу нашей национальной культуры, но возвращает нас в тупиковое состояние. Ведь, если мы возвращаем языческий культ, мы отрекаемся от Христа, а значит, и лишаем себя надежды на собственное спасение. Нужно сказать, что, к сожалению, многие лишь абстрактно понимают идею спасения человека. Практически все говорят, что Бог пришел на землю, чтобы спасти человека. А спроси: каким образом? Ответить не могут. Потому наше невежество и позволяет принимать черное за белое.

Словом “колядки” сейчас называют разные по характеру и содержанию песнопения. Нужно отличать те песнопения и обряды, которые славят Христа, от тех, которые являются остатками языческой обрядности и несут отнюдь не безобидный характер. Наши образы, мысли и действия вполне себе могут материализоваться, пусть не явно, но в той степени, чтобы ощущать их не только духовное, но и физическое влияние. Христиане никогда не впускали к себе в дома тех колядовщиков, которые рядились в маски и костюмы животных, а то и откровенно олицетворяли нечистую силу. Таким образом верующие охраняли свое жилище от осквернения. А вот славильщиков, которые прославляли Богомладенца песнопениями в Его честь, принимали с радостью и щедро одаривали. Бог с приходом на Землю привел нас к свету. “Рождество Твое, Христос Бог наш, озарило нас светом знания”, — так поется в песнопении праздника. Зачем же нам погружаться снова во тьму безумия?!

Застолье в торжество Рождественского Сочельника 6 января

Рождественский Сочельник – это совместный праздник церкви и народа. Второй любимый праздник после Нового Года, когда вся семья обычно собирается за праздничным столом, коронным блюдом которого является каша «сочиво». Отмечая этот традиционный праздник шикарным застольем, люди считают, что будут благословлены свыше, совершая обряд, который принесет благословение всей семье на целый календарный год.

Обычно, хранительницы очага, женщины застилают праздничный стол, новой купленной скатертью, которая ни разу не была использована ранее, и под саму скатерть кладут пучок соломы, как символ деторождения и материнства. По всем углам стола можно разложить монеты или купюры, а также по центру стола кладут головку чеснока, для того чтобы отогнать злых духов. Украшают стол композицией из свечи предпочтительно красного тождественного цвета, вместе с сухими цветами или елочными ветками.

В некоторых селах страны, проходят совместные народные гуляния, и практически вся молодежь участвует в гуляниях и традиционных танцах.

Пирог Рыбник на Рождество

1 упаковка дрожжевого теста
500 г рыбного филе
2 ст.л. сливочного масла
Соль, перец

Как приготовить на Рождество пирог — рыбник:
1. Тесто разморозить и раскатать (можно использовать и самодельное дрожжевое тесто, тогда поладобится около полкило).
2. Разрезать пласт пополам. На одну половину выложить рыбу целиком.
3. Посолить, поперчить, накрыть вторым пластом, защипнуть края и запечь в духовке.
4. Рыбный Рождественский пирог очень вкусен и горячим, и холодным.

Сочень с пшенной кашей на Рождество

2 стакана муки
1 стакан молока
Соль
2 ст.л. сливочного масла
Начинка:
1 стакан пшена
2 стакана воды
2 стакана молока
2 ст.л. сливочного масла
Сахар, соль

Как приготовить на Рождество Сочень:
1. Смешать ингредиенты для теста, замесить его.
2. Разделить тесто на шарики и раскатать из каждого тонкую лепешку. Чтобы лепешка была ровной, можно обрезать края ножом.
3. Обжарить лепешки на сухой сковороде.
4. Сварить пшенную кашу. Сначала надо варить в воде, а потом добавить молока. Положить в кашу масло, соль и сахар. Можно кашу потомить немного в духовке.
5. Растопить сливочное масло, смазать им готовые лепешки, положить на них начинку и свернуть пополам.

Рождественский гусь с кислой капустой

1 небольшой гусь
800 г капусты
4 луковицы
0,5 ст. л. тмина
соль
масло

Как приготовить на Рождество гуся:
1. Гуся вымыть, натереть снаружи и внутри солью и тмином.
2. Кислую капусту потушить с маслом и луком в кастрюле, под крышкой.
3. Нафаршировать гуся этой капустой и жарить на противне, налив на него немного бульона и поливая им гуся. Потом вытопится гусиный жир — будете поливать им. Больше рецептов приготовления гуся в духовке смотрите по ссылке.

Жаркое из лося или кабана

1,5 кг мяса лося или кабана
150 г свиного сала
2 стакана сметаны
1 ст.л. сливочного масла
2 ст.л. муки
1,5 стакана уксуса
1 л воды
2 большие луковицы,
3 лавровых листа
8-10 горошин перца, соль по вкусу

Как приготовить на Рождество жаркое из лося и кабана:
1. Воду довести до кипения вместе с приправами, снять с огня и добавить уксус.
2. Мясо вымыть, очистить от жил, нарезать крупными кубиками и положить в маринад. Оставить на 2-3 дня.
3. Вынуть мясо из маринада, обсушить, нашпиговать салом, посолить и посыпать мукой.
4. Разогреть масло, обжарить в нем мясо до корочки. Переложить в кастрюлю или порционные горшочки.
5. В сковороду вылить стакан воды, дать закипеть и вылить к мясу. Добавить туда же сметану и ложку муки.
6. Добавить к мясу нарубленный лук, закрыть крышкой и томить на медленном огне или в духовке до готовности.

Свиная грудинка, фаршированная капустой и яблоками

В старину подавали кашу со свиными ножками, но мы предлагаем сделать к гречневой каше грудинку с капустой и яблоками. Получится очень сочно.

800 г свинины
400 г капусты
5 яблок
1 ст. л. сливочного масла
1 луковица
Соль и перец

Как приготовиь на Рождество свиную грудинку:
1. Нашинковать свежую капусту, посолить, отжать. Добавить в капусту кислые, мелко нарезанные яблоки, масло, перемешать.
2. Свиную грудинку вымыть, перерубить в нескольких местах косточки, прорезать ножом большое отверстие между костями и мясом.
3. Положить туда подготовленный фарш, зашить, поместить на сковороду или противень, посыпать мелко рубленым луком, подлить 3 столовых ложки воды и жарить в духовке, разогретой до 200 С, до готовности.

Козюли (фигурные пряники)

1 кг муки ржаной муки
1 стакан мёда
2 стакана сахара
2 стакана воды
100 г сливочного масла
Корица и гвоздика на кончике ложки

Как приготовить на Рождество козюли:
1. Смешать мед, сахар и воду. Кипятить их до темно-коричневого цвета и густоты сиропа.
2. Немного остудить, длобавить масло, пряности и муку. Перемешать и вынести на холод на пару часов.
3. Можно накатать из теста жгутов и из них сделать фигурки, а можно толсто раскатать тесто и вырезать фигурки по трафарету или формочками.
4. Выпекать в горячей духовке 10-12 минут.

Суфле, заварное по-русски

500 г любых ягод
½ стакана воды
2 стакана сахара
5 белков

Как приготовить на Рождество суфле:
1. Из ягод сделать пюре, добавить воду и поварить.
2. Добавить сахар (примерно столько же, сколько получилось пюре).
3. Взбить белки в крутую пену. Добавить к пюре.
4. Выложить пюре в формочки для запекания, поставить на 30 минут в не сильно нагретую духовку.
5. Сервировать по желанию, можно украсить целыми ягодами и листиками мяты.

Читать еще:  Последний предновогодний молебен проходит в буддийских монастырях России

Сбитень

Для приготовления сбитня вам понадобятся:

5 л воды
250 г меда
700 г варенья
По 1 ч.л. пряностей (корица, имбирь, гвоздика, кардамон)

Как сварить сбитень на Рождество:

1. Воду вскипятить, добавить в нее мед, варенье и поварить 10 минут. Перемешать.
2. Добавить пряности и варить еще 10 минут.
3. Подавать сбитень нужно горячим.

Рождественский вертеп (первоначальное значение — пещера, потаённое место) — это представление сцены Рождества Христова средствами различных искусств (скульптура, театр и др.).

В Российской Империи, особенно на территории Польши, Украины, Белоруссии, был распространён «вертепный театр» — народный кукольный театр, представляющий рождественские сцены, иногда также с участием людей-актёров.

Вертепом в таком театре называли особый ящик, в котором показывали кукольное представление. Внутри ящика обычно была двухъярусная сцена: в верхней части показывали поклонение новорождённому младенцу Иисусу, в нижнем — эпизоды с Иродом, после смерти которого следовала бытовая часть представления.

Главная декорация любого (большого или малого, со скульптурами или актёрами) вертепа — ясли с младенцем Иисусом, а главные персонажи — праведный Иосиф с длинной бородой, святая Дева Мария и царь Ирод. Кроме того, в вертепе могут присутствовать волхвы, ангелы, пастухи с овцами и разные животные (например, вол и осёл, которые, по преданию, согревали Иисуса своим дыханием).

Рождественский сочельник: когда отмечается

У Сочельника есть две даты: по юлианскому и григорианскому календарю. Так, католики отмечают свой праздник вечером 24 декабря, а само Рождество – 25 декабря. Православные же придерживаются юлианского календаря и отмечают Сочельник вечером 6 января, а само Рождество – 7 января.

Какого числа праздновать Сочельник зависит от принадлежности к конфессии и от личного выбора каждого человека.

На Тернопольщине внезапно умер ангел в белом халате, Украина рыдает: «Господь примет его светлую душу»

Укрзализныця отправила украинцев на карантин, кассы закрыты: «Больше никаких билетов»

В Запорожье из больницы исчезла 16-летняя красавица, город на ушах

Украинцы потроллили Фреймут за «дуэль» с Екатериной Кухар на «Танцы со звездами»: «Лебедь и Буратино»

В народе данный праздник также часто называют Святой вечер или коляды. 6 января является преддверием второго по важности христианского праздника – Рождества.

Когда наступает Сочельник, который нужно проводить в кругу семьи, в храмах по всему миру проводятся богослужения, которые завершаются пением тропаря Рождества.

Когда празднуют

Сочельник отмечается верующими перед Рождеством Христовым. Его дата зависит от конфессии и календаря, который используется в разных христианских церквях. Католики и протестанты применяют григорианский тип исчисления, поэтому у них сочельник приходится на 24 декабря (новый стиль).

Православные церкви пользуются юлианским календарем, дата сочельника отмечается 6 января (по старому стилю).

На святках происходят представления в Рожественском вертепе

Непосредственно после сочельника, на святках происходят представления в рождественском вертепе. Рождественский вертеп (первоначальное значение — пещера, потаённое место) — это представление сцены Рождества Христова средствами различных искусств (скульптура, театр и др.).

Во времена Российской Империи «вертепный театр» широко распространился на территории Польши, Украины и Белоруссии. Он представлял собой народный кукольный театр, ставящий рождественские сценки.

Вертеп с полноростовыми фигурами в Рюдесхайме-на-Рейне. В России рождественские вертепы также пользовались популярностью, особенно в западных губерниях

Непосредственно вертепом в таком театре назывался специальный ящик. В нём показывали само кукольное представление.

Внутри он состоял из двухъярусной сцены: в верхней части показывали поклонение новорождённому младенцу Иисусу, в нижнем — эпизоды с Иродом, после смерти которого следовала бытовая часть представления.

Вертепный театр имел несколько разновидностей, так работали большие и малые его формы, а также вертепы со скульптурами и актёрами. Основная декорация этого театра — ясли с младенцем Иисусом.

Главные же персонажи вертепного театра — праведный Иосиф с длинной бородой, святая Дева Мария и царь Ирод. Также в вертепе присутствовали волхвы, ангелы, пастухи с овцами и разные животные (например, вол и осёл, которые, по преданию, согревали Иисуса своим дыханием).

Поклонение волхвов. Фреска пещерной церкви, Каппадокия. XII век. Поклонение волхвов младенцу Христу — распространённый сюжет рождественских вертепов

В Рождественский сочельник православные христиане вспоминают евангельский рассказ о поклонении волхвов с востока Богомладенцу Христу. Восточные мудрецы принесли Новорожденному дары: золото, ладан и смирну. Золото было принесено Христу как Царю, ладан — как Богу и смирна — как Человеку на погребение.

Традиции празднования православного Рождества Христова.

У христиан одним из важнейших праздников является Рождество – празднование рождения Иисуса Христа, сына Бога и Спасителя человечества. Празднование Рождества Христова в России претерпевало немало изменений, особенно во времена революции, но сегодня традиции старой Руси вновь возрождаются , молодежь всё так же ходит по домам с колядками, христиане соблюдают рождественский пост, а в сочельник на стол обязательно ставят кутью. Большинству из нас эти традиции знакомы и любимы, но откуда они взялись, и сильно ли отличаются от первоначальных

Отличие Рождества католического от православного.

Строго говоря, точной даты, когда родился Иисус Христос, не знает никто. Первые христиане вообще не отмечали отдельно Рождество, а объединяли его вместе с Крещением в единый праздник Богоявления, который отмечали 6 января. Возможно, они думали, что Мессия, пришедший на землю для искупления человеческих грехов, должен был появиться на свет в тот же день, когда не менее чудесно появился Адам – первый человек и первый же грешник. Эта дата продержалась до IV века, пока император Константин I не распорядился разделить праздники и отмечать Рождество 25 декабря. Этим он пытался косвенно подтвердить, что непорочное зачатие произошло в день еврейской Пасхи, то есть, 25 марта. Но ещё важнее было затмить новым праздником день почитания Солнца, который был очень уважаем языческим населением. Нужно было заставить людей забыть старых богов, чтобы они обратились к новому.

Многие века потом католическое и православное Рождество праздновалось в один день – 25 декабря, пока в конце XVI столетия папа Григорий вместо старого юлианского не ввёл новый календарь, названный его именем. Тут-то между католиками и православными и возникли разногласия.

Ряд восточнокатолических и православных церквей отказались переходить на григорианский календарь и продолжали отмечать Рождество 25 декабря по юлианскому календарю, но поскольку страны, в которых они действовали, перешли на григорианский календарь, то и получилось, что этот день уже приходился на 7 января по новому стилю.

У большинства же католиков, протестантов и ряда православных конфессий эти даты просто совпали, поэтому там и празднуют Рождество 25 декабря. В этом главное отличие Рождества католического от православного.

Поскольку разница между юлианским и григорианским календарём существует, то разбег между датами медленно, но неуклонно растёт, и в следующем веке добавится ещё один день разницы во времени празднования Рождества по старому и новому стилям.

Рождественский пост

Конечно, нас больше интересует, как празднуют Рождество Христово в России. Характер этого праздника у нас такой же, как и в любой другой христианской стране – это сугубо семейное торжество.

Традиции празднования Рождества на Руси неизменно связаны с рождественским или филипповским постом, который начинается за 40 дней до самого праздника (у православных – 28 ноября).

Название «филипповский» связано с тем, что «заговенье» (канун поста) приходится на день памяти апостола Филиппа. В этот день доедаются все запасы мясных и молочных продуктов, дабы потом они не вводили в соблазн. Рождественский пост не такой суровый, как великий. Он нужен для очищения души покаянием и молитвой, а тела – умеренностью в пище. Но ближе к Рождеству пост становится строже.

Сочельник

Встреча празднования Рождества предваряется сочельником – последним днём перед двунадесятым праздником. Постящимся в этот день полагалось есть сочиво – сваренные с добавлением мёда ячменные или пшеничные зёрна. Уже с утра сочельника верующие начинали готовиться к празднику: мыли полы, убирались в доме, после чего и сами шли в баню. С наступлением вечерней трапезы оканчивался и строгий филипповский пост.

Читать еще:  Рекламная продукция, материалы

Все собравшиеся за столом родственники ждали появления на небе первой звезды – эта традиция навеяна историей Рождества с Вифлеемской звездой, оповестившей мир о рождении Мессии.

Очень интересно, как в старину праздновали Рождество. В сочельник хозяйки приступали к приготовлению обрядовых блюд, которых на столе должно быть ровно 12 – чтобы хватило всем апостолам.

Для поминовения усопших готовилась кутья – приправленная льняным маслом и мёдом пшеничная каша. Тарелку с кутьёй ставили под иконами, подкладывая под первую сено – это должно было напоминать первую колыбель Иисуса.

Делали также взвар (узвар) – компот из сухофруктов и ягод, который был посвящён рождению на свет младенца. Рождественский стол должен быть разнообразным и сытным, поэтому непременно пекли пироги, блины и расстегаи. С окончанием длительного поста на стол возвращались мясные блюда: колбасы, окорока, ветчина. Приветствовался запечённый поросёнок или гусь.

Под скатерть на столе настилали солому. Вначале на него ставили свечу и тарелку с кутьёй, затем из-под скатерти вытягивали соломинку, на которой гадали – если попадётся длинная, то урожай хлеба будет хорошим, а в противном случае жди неурожая. Уже в сочельник работать (кроме бытовой уборки) было нельзя.

Описывая, как праздновали Рождество на Руси, нельзя не упомянуть об одной из самых ярких и интересных традиций – колядовании . Изначально эта традиция была языческой, одним из видов поклонения Солнцу.

Но за последующие столетия христианство вытравило из народной памяти практически все языческие традиции либо встроило их в систему собственных обрядов.

В деревнях ряженая в вывернутые наизнанку тулупы и с раскрашенными лицами молодёжь начинала ходить по домам, возле которых радостно возглашала, что Спаситель родился, разыгрывала простенькие представления, пела рождественские песни, желала хозяевам благополучия и здоровья, а после этого хозяева одаривали колядовальщиков какими-нибудь сластями, колбасой, караваем или даже деньгами.

Было поверье, что после захода солнца в рождественскую неделю нечисть вылезает на свет божий и начинает делать людям всякие пакости. А блуждающие между домами ряженые должны были показать этой нечисти, что сюда путь заказан.

Крестники накануне Рождества носили своим крёстным родителям кутью, пели им рождественские песни, за что также удостаивались подарков. В этом было общее, как праздновали Рождество на севере России, а также в Беларуси и Малороссии.

Рождество.

Празднование Рождества на Руси приобрело ещё такую интересную традицию. Ещё до рассвета в день Рождества на селе проводили обряд посевания изб.

Человек во время рождественского поста освобождался от всего плохого, накопленного за предыдущий год. Теперь же нужно было «засеять» его душу зёрнами удачи и благополучия – в этом и состоял сакральный смысл посевания. Первым в избу должен был войти мужчина (чаще всего пастух), держащий торбу с овсом. Он должен был с порога начать разбрасывать зерно, одновременно желая хозяевам благополучия.

С приходом Рождества заканчивается и пост, поэтому к постным блюдам на столе, наконец, добавлялись долгожданные скоромные, то есть, содержащие животные продукты, а также спиртные напитки.

При этом со стола не исчезает узвар, кисель, сочиво и рыба, зато к ним добавляются колбасы, заливное, гусь, жаркое, курица, пряники и блины, колядка, прочая выпечка – всё, что сможет приготовить хозяйка к великому празднику.

Щедрость угощения была обоснована не только голодными желудками после поста, но и тем, что к такому столу устремлялись добрые духи, всю ночь боровшиеся с нечистью. Им также требовалось немедленно подкрепиться, чтобы и дальше защищать хозяев от невзгод.

Святки.

Говоря о том, как празднуют праздник Рождество русские, украинцы и белорусы, важно понимать, что он впитал в себя множество дохристианских, языческих обрядов, которые соответствовали древним верованиям славянских народов.

Так, народные гуляния, называемые святками, могут служить лучшей тому иллюстрацией. Когда ещё в первые века прихода христианства на русскую землю, Рождество совпало с древним языческим обрядом святок, они не были вытеснены христианством, а поглощены им, превратившись в рождественские святки.

Они начинались в первый день после Рождества и продолжались до 19 января, то есть, до даты Крещения. В святочные дни у девушек было принято гадать на «суженого», а способы гаданий были очень разнообразны и отличались в разных местностях.

Как новогодняя ёлка связана с Рождеством?

Если вспоминать, какие традиции празднования Рождества оказались наиболее стойкими и самыми радостными, то нельзя забыть про ёлку, заботливо наряженную к зимним праздникам.

Историки считают, что рождественские ели стали появляться впервые в немецких домах в VIII веке, когда был издан запрет на установку в домах больше одного дерева. По этому документу и удалось установить примерный возраст этой традиции.

Уже в те времена ёлки стали наряжать цветными бумажными фигурками, разными блестящими мелочами, монетами и даже выпечкой. В Скандинавии и Германии к XVII столетию эти привычки сформировали устойчивую традицию, которая незаметно стала связанной с рождественским праздником.

Когда где-то рассказывают, как празднуют Рождество в России кратко, то обязательно отмечают, что в России ёлки получили доступ в дома на Рождество благодаря Петру I – именно первый российский император повелел украшать в святые дни дома сосновыми либо еловыми ветками. Но впервые целые деревья в столичных залах стали устанавливать в 1830-х годах, и делали это жившие здесь немцы. Эта традиция быстро приглянулась и русским, которые придали ей традиционный для себя широкий размах. В результате ёлки стали ставить в больших количествах на городских улицах и площадях, и они стали прочно ассоциироваться с празднованием Рождества.

История празднования Рождества в России

Рождество Христово праздновали до революции 25 декабря. Во всех российских храмах начиналось богослужение в честь дня рождения Спасителя. Рождество в России издавна чтили и любили, поэтому во многих российских городах были построены храмы в честь Рождества Христова. Для молодёжи самой любимой рождественской традицией и одновременно развлечением было колядование.

После 1917 года для церкви наступили смутные времена. Большевики запретили отмечать церковные праздники, экспроприировали, разграбили или разрушили многие храмы и монастыри.

Населению приходилось работать в праздничные дни, чего раньше никогда не было. Досталось и ёлке, которую также причислили к символам веры и на некоторое время её также запретили. Однако любовь народа к этой безобидной традиции была так сильна, что в 1933 году властям пришлось вернуть её, но теперь ёлка стала просто новогодней.

Даже в период запрета Рождества многие жители страны тайком продолжали его отмечать, втайне приносили домой еловые ветки, посещали священников, крестили детей и совершали обряды. Некоторые пели у себя дома рождественские гимны. А ведь празднование Рождества в России в то время могло закончиться для человека весьма печально, если бы об этом узнали власти.

Когда в 1991 году распался СССР, то официально было разрешено и празднование Рождества. Но нужно признать, что за годы Советской власти люди в массе своей отвыкли от празднования религиозных праздников, поэтому в нашем обществе главным зимним праздником по-прежнему остаётся Новый год.

Хотя попытки возрождения старых рождественских традиций, несомненно, делаются. Многие ходят по домам с колядками, по федеральным телеканалам транслируется торжественное рождественское богослужение из восстановленного храма Христа Спасителя, крестники носят своим крёстным родителям кутью. Так что память о празднике жива, и если посмотреть на традиции Руси, то многие из них возрождаются с новой силой.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector