5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

РПЦ собирается строить православный Ватикан, уничтожая город

РПЦ собирается строить православный Ватикан, уничтожая город.

Краткое содержание:

Посмотрев на всем известные Ватикан, Мекку, Иерусалим с их многовековой историей и мировым признанием, РПЦ вознамерилась построить что-то подобное в России, во славу себя любимой.

В новой столице православия будут молодежный православный центр, патриаршая библиотека, гостиница, высший церковный суд, корпус синодальных учреждений, миссионерский корпус, патриарший дом приемов, представительства автокефальных церквей и центр православных медиа. Во как!

Суть разногласий

Расколу христианской церкви на католическую и православную (по выражению историков, «Великой схизме») почти тысяча лет. В июле 1054 года папа Лев IX и константинопольский патриарх Михаил взаимно предали друг друга анафеме.

Дело было не только и не столько в теологических спорах о непорочном зачатии Девы Марии или существовании чистилища, сколько в политике, прежде всего, в сложившейся разнице подходов к отношениям между церковью и государством.

На Западе в Средние века существовал союз креста и короны. Православная церковь, за редкими исключениями, была, по словам Виссариона Белинского, «слугою и рабом светской власти».

На развалинах Римской империи церковь являлась единственным носителем цивилизации, культуры и политической преемственности. Духовенству приходилось заниматься всем: государственным строительством, экономикой, просвещением и вообще упорядочиванием хаоса.

Папы давали новоиспеченным королям варваров легитимность и образованных советников, встали в результате вровень с монархами, а претендовали на то, чтобы быть выше.

В Византии же продолжала существовать империя, более древняя, чем церковь, получившая от государства официальный статус, защиту и поддержку. Наместником Бога на земле считался базилевс, а патриарх был, выражаясь лапидарно, его заместителем по воспитательной работе.

Русская православная церковь эту традицию восприняла и усилила. Соратник Богдана Хмельницкого Иван Богун, будучи сам православным, заметил, что «московиты любят своего царя больше, чем Бога».

Главы РПЦ и Ватикана договорились об исторической встрече

МОСКВА, 5 фев – РИА Новости. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и папа римский Франциск встретятся на Кубе 12 февраля. Информацию о первой в истории встрече предстоятелей христианских церквей, которая, как ожидается, «откроет новую страницу в отношениях между церквями», в пятницу одновременно обнародовали в Ватикане и в Москве.

Не имевшие до сих пор прецедентов переговоры двух духовных лидеров пройдут на фоне другого исторического события – первого визита предстоятеля Русской православной церкви в страны Латинской Америки, приуроченного к 45-летию со дня освящения первого храма Московского патриархата в Гаване. Патриарх Кирилл посетит Кубу, Бразилию и Парагвай 11-22 февраля.

Подготовка встречи

Как отметили в РПЦ, патриарх Кирилл изначально не хотел, чтобы встреча проходила в Европе, поскольку «именно с Европой связана тяжелая история разделения и конфликтов между христианами». В данном случае предпочтительнее была встреча на нейтральной территории, и Куба, как одна из стран Нового Света, «удовлетворяет этому признаку».

«Готовившаяся в течение долгого времени встреча предстоятелей Русской православной и Католической церквей станет первой в истории и ознаменует собой важный этап в отношениях между двумя церквами. Московский патриархат и Святой престол желают, чтобы это событие стало также знаком надежды для всех людей доброй воли, и побуждают всех христиан к горячей молитве о том, чтобы по благословению Божию предстоящая встреча принесла добрые плоды», — говорится в совместном коммюнике.

Патриарх прибудет на Кубу с официальным визитом, понтифик сделает там остановку по пути в Мексику. Встреча будет включать в себя личную беседу в Международном аэропорту имени Хосе Марти в Гаване и завершится подписанием совместной декларации.

Тематика переговоров

«Несмотря на остающиеся препятствия церковного характера, принято решение о безотлагательном проведении встречи Святейшего патриарха Кирилла и папы римского Франциска. Тема гонений на христиан станет на этой встрече центральной», — сказал митрополит Иларион.

Также, по его словам, на встрече будут затронуты в том числе темы двусторонних отношений и международной политики.

Реакция

«Встреча папы именно с предстоятелем Русской православной церкви, как наиболее крупной, будет являться важной вехой не только в православно-католическом диалоге – прежде всего, это важная веха в том, чтобы показать, что христиане могут выступать совместно по различным актуальным вопросам, которые волнуют современный мир», — сказал РИА Новости генеральный секретарь Конференции католических епископов России священник Игорь Ковалевский.

В свою очередь глава комитета Госдумы по религиозным организациям и общественным объединениям Ярослав Нилов заявил, что данная встреча продиктована самой жизнью и развитием межцерковных отношений, назвав ее в том числе и важным политическим событием. Нилов выразил мнение, что переговоры патриарха Кирилла и папы Франциска внесут свой весомый вклад в общее противостояние тем «проявлениям радикализма, экстремизма с определенной религиозной подоплекой, которые выливаются, в том числе, в террористические акты».

Православное импортозамещение: как РПЦ выходит в интернет

«Елицы» вместо Facebook, «Правжизнь» вместо Telegram

Читать еще:  РПЦ призывает прививать школьникам традиционные ценности вместо "западной" толерантности

Фоторедактор: Нина Расюк
Фото: Heritage Images / UniversalImagesGroup / Print Collector / gettyimages.com / elitsy.ru

Ситуация с Telegram перешла в стадию открытого конфликта. Глава Роскомнадзора Александр Жаров пригрозил Павлу Дурову блокировкой мессенджера, если сервис не будет зарегистрирован как распространитель информации. Это подразумевает хранение пользовательских переписок и передачу спецслужбам ключей для расшифровки сообщений. Подобное решение мотивировано тем, что «Телеграмом» пользуются террористы. Между главой РКН и создателем мессенджера начался диалог, в ходе которого Дуров заявил, что для победы над терроризмом с помощью блокировок придется заблокировать интернет.

Предположим, что РКН все же сдержит свое обещание, а затем выдвинет аналогичные ультиматумы руководству других популярных мессенджеров — WhatsApp и Viber. В таком случае возникает вопрос, кто займет пустующее место. Это свято место может занять РПЦ, чья экспансия в сеть вышла в последние годы на новый уровень.

РПЦ и интернет

Русская православная церковь едва ли ассоциируется с прогрессом и высокими технологиями. На дворе 2017 год, а священники с айфонами продолжают вызывать у прихожан недоумение. Отношение к РПЦ как к этаким современным луддитам подогревается и многочисленными высказываниями патриарха Кирилла.

По словам главы РПЦ, интернет — это «королевство кривых зеркал», «порабощение сознания и воли», общение в соцсетях — «ярмарка тщеславия», а погоня за «лайками» — болезнь. В 2013 году патриарх выступил против использования интернета в монастырях. По его мнению, в Сети много греховного и соблазнительного и если монах берет в руки мобильный телефон с целью выхода в интернет, то он должен задаться вопросом — а стоит ли ему вообще в монастыре находиться?

Однако в апреле 2015-го Кирилл заявил, что паства представлена в том числе и в социальных сетях и подразделения РПЦ предпринимают определенные усилия, чтобы церковная миссия заговорила на языке социальных медиа. Через месяц патриарх зарегистрировался в социальной сети «ВКонтакте».

В июле 2016-го патриарх благословил создание «православного мессенджера», а в конце года у РПЦ появился свой Telegram-канал . Через некоторое время председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом Владимир Легойда выступил с критикой набора стикеров с изображением патриарха, назвав его примером дурновкусия. В феврале 2017-го РПЦ объявила о запуске мессенджера «Правжизнь Телеграмм» .

В этом году деятельность РПЦ в соцсетях вышла на новый уровень. В январе протоиерей Дмитрий Рощин заявил, что Церковь планирует проводить работу с известными блогерами, в том числе с теми, кто ранее выступал с критикой РПЦ. Каким образом Церковь собирается взаимодействовать со звездами YouTube после громкого дела видеоблогера Руслана Соколовского, который получил три с половиной года условно за ловлю покемонов в храме, остается вопросом. Рощин также заявил, что Церковь больше не может игнорировать «кибервойны».

В марте патриарх призвал продвигать в соцсетях героический образ Александра Невского. Отметим, что речь идет не о миссионерской деятельности, официально Церковь планирует популяризировать через социальные сети русскую культуру. Помимо видеоблогеров он предлагал привлечь к продвижению классической поэзии рэпера Тимати и группу «Ленинград».

Но не является ли столь активная миграция РПЦ в соцсети профанацией сакрального? С этим вопросом мы обратились к бывшему председателю Синодального отдела по взаимодействию Церкви и общества Московского патриархата Всеволоду Чаплину.

«На самом деле как такового перехода от критики соцсетей к их активному использованию у РПЦ не было. Патриарх регулярно говорит как о необходимости присутствовать в соцсетях, так и об их опасностях. Церковь вообще была первым из российских институтов, кто стал пользоваться компьютерами, — еще в конце 80-х. Мы были одними из первых, кто создал сайт, — в 1997 году. Любовь к технологиям была в Церкви всегда — со времен древних монастырей. Так что в целом отношение самое положительное.

Что касается терминалов по оплате услуг РПЦ, то ничего незаконного с церковной точки зрения в этом нет. Если, конечно, та или иная техническая новинка действительно связана с храмом или монастырем. Это не более греховно, чем передача записки паломнику. О молитве можно и в соцсетях попросить, и SMS с просьбой отправить. Впрочем, очень важно установить, что молитва в самом деле совершается, — в конце концов, бывают и мошенники.

Но в остальном нет никакой разницы между личным обращением или в мессенджере. Однако некоторые таинства возможны только в присутствии верующего — венчание, крещение, причастие. Исповедь по телефону допустима только в самом крайнем случае».

Православная соцсеть

РПЦ в самом деле активно осваивает новые формы коммуникации и даже создает для них новые платформы по образцу уже существующих — так, в 2014 году возникла православная социальная сеть «Елицы» . За первые полгода работы в ней зарегистрировались 20 тысяч пользователей, а к середине 2016-го их число превысило 100 тысяч. «Елицы» во многом копируют популярные соцсети, однако религиозный колорит здесь на каждом шагу — прямо на главной странице есть категория «Вопрос батюшке» (с которой соседствует «Вопрос психологу»), в профиле помимо стандартной анкеты есть графа «Выбрать храм». Также пользователям периодически предлагают вступить в «православное интернет-воинство». Кроме того, в сети приветствуются пожертвования — за них можно получить специальный статус «сподвижника».

Создатели «Елиц» (руководителем проекта является Валерий Чепухалин) позиционируют соцсеть как «современную площадку для укрепления связей между православными верующими». В ряде случаев соцсеть пытались использовать в политических целях: после отмены ряда поездок Владимира Путина в «Елицах» провели пятиминутную онлайн-молитву о президенте, патриархе, политиках, а также всех болящих и нуждающихся. В РПЦ акцию назвали частной инициативой, а также отметили, что молитва за руководство страны — нормальное явление в российских храмах. Организатором молитвы стал священник Андрей Ткачев, известный в первую очередь своими проповедями на Майдане во время политического кризиса на Украине в 2013 году.

Читать еще:  Старицкому Свято-Успенскому монастырю исполняется 900 лет

Православные приложения

Религиозные приложения для смартфонов не отличаются особой выдумкой — цифровая Библия с удобным поиском, всевозможные справочники, молитвословы и словари. Кроме того, они быстро осваивают новые платформы. Так в Telegram уже есть BibleBot , позволяющий найти нужный фрагмент Священного Писания. Разработчик Life.Church занимается выпуском «профессиональных» приложений. Скажем, Church Metrics поможет священникам подсчитать количество прихожан в их церквях.

Однако есть и довольно необычные приложения. Например, с помощью «Исповедального зеркала» можно вести реестр собственных прегрешений. И ладно бы, на этом функционал «Зеркала» исчерпывался, однако оно также способно предлагать пользователю варианты раскаяния. После его осуществления грехи попадают в папку «Прощенные». Воистину прекрасная возможность исповедаться, если у вас нет времени дойти до церкви.

Не менее сюрреалистично выглядит приложение «Свеча за здравие» , которое предлагает поставить за здравие человека виртуальную свечу. В целом религиозные приложения делают все, чтобы оторвать мистический опыт от реальных объектов. Если в будущем они получат широкое распространение, то роль посредников между небесной канцелярией и верующими перейдет от Церкви к разработчикам.

Вместо послесловия: Ватикан и интернет

Иным образом дела обстоят с католической церковью, которая мигрировала в соцсети последовательно и взялась за это еще в прошлом десятилетии — так, YouTube-канал Папы Римского появился еще в 2007 году. Избранный в 2013 году понтифик Франциск активно пользуется твиттером и в отличии от своего российского коллеги не закрывает от страждущих комментарии. Да и риторика Папы Римского в отношении соцсетей сугубо положительная. Если верить понтифику, то соцсети — это «дар божий», но уж точно не «королевство кривых зеркал».

РПЦ тоже волей-неволей придется перехватывать инициативу у разработчиков, работать с лидерами мнений, нанимать толковых SMMщиков и общаться с верующими посредством соцсетей. И все же опыты вроде православного мессенджера по-прежнему выглядят диковато: в одночасье имидж «модных и прогрессивных» не построишь.

Комментарии

О православной миссии в новейший период
Вот уже почти десять лет я внимательно наблюдаю за различными медиаресурсами православных миссионерских организаций. Некоторое время я сам состоял в одной из них и принимал активное участие в её деятельности. В этой связи я хотел бы поделиться своим взглядом на эволюцию православной миссионерской деятельности и её нынешнее состояние. Читать дальше

Русская церковь без Томоса: по РПЦ нанесен тройной удар

Русская православная церковь не устает яростно критиковать создание независимой автокефальной церкви в Украине. Несмотря на получение Томоса, священники РПЦ обвиняют ПЦУ в “неканоничности” и “незаконности”. А Патриарх Кирилл и вовсе называет ПЦУ “раскольниками”.

Почему так реагирует Москва и законна ли сама Русская православная церковь — разбирался OBOZREVATEL.

РПЦ неканонична?

Русская православная церковь, хоть и получила номинальную автокефалию еще в 15 веке, но фактически с того времени живет без Томоса. Столетиями этот вопрос так или иначе поднимался в церковных кругах, но без особого резонанса.

Но в связи с событиями вокруг украинской автокефалии, а также разрыва евхаристического общения между Константинополем и Москвой, тема снова вышла на первый план. Фактически старт автокефалии РПЦ дала так называемая Флорентийская уния, принятая еще в середине 15 века.

Дело в том, что Папа Римский Евгений IV инициировал в 1448 году Собор, который должен был объединить католиков и православных. Там обсуждались главные противоречия среди християн, в том числе и главенство Папы Римского.

В Москве не признали собрание и решили самостоятельно избрать себе митрополита, назвали его “Митрополитом Московским и Всея Руси” и выбрали Иона. Оторванное от Константинополя правление продлилось до конца 16 века. Так, в 1588-1589 годах Вселенский Патриарх Иеремия II во время поездки в Москву был вынужден признать там автокефалию.

Смотрите видео по теме:

“Это был визит в Москву, в первую очередь для богослужения и знакомства с местными парафиями и мирянами. Царское правительство на месте задержало его с целью получить грамоту об автокефалии. Понятно, что процесс официального предоставления Томоса — это процесс коллегиальный, заседания Синода и все необходимые официальные тонкости. Тут человек едет по другим делам, а с него выбивают предоставление автокефалии для Москвы”, — пояснил историю процесса OBOZREVATEL митрополит Хмельницкий и Каменец-Подольский Антоний.

По словам митрополита, в Москве решили «надавить» на Патриарха, и через несколько месяцев вынужденной изоляции в Москве он пошел на уступки боярам. Официально же независимость РПЦ была подтверждена через несколько лет.

Так, в 1593 году в Константинополе Священный Синод признал автокефалию РПЦ. Правда, как рассказал OBOZREVATEL религиовед Игорь Козловский, Москва получила не Томос в нынешнем понимании, а специальную грамоту.

“У них нет Томоса, но есть грамота, выданная в свое время для признания их канонической церквой. В этой грамоте действительно есть положения, которые ограничивают их границы теми митрополиями и епархиями, действующими в то время в Московском царстве”, — пояснил религиовед.

Решение отделиться от Константинополя во многом было продиктовано геополитическими мотивами. Во-первых, в этот период страна вела активные боевые действия, в том числе участвовала в Ливонской войне, а также расширяла свои земли на восток. Собственная церковь во многом стала духовной и идеологической основой для жителей новых земель.

Читать еще:  Шиитские богословы считают "аморальным" появление в эфире женщин-тележурналистов

Во-вторых, правителям в Москве было важно укрепить в стране самодержавие, что и произошло как раз при правлении царя Ивана Грозного. Свой митрополит на престоле должен был усилить легитимность правящей верхушки в России.

Почему Москва недовольна Томосом для Украины?

Для Москвы независимая украинская церковь — большая проблема. Во-первых, до момента создания ПЦУ Русская православная церковь насчитывала по миру около 100 миллионов прихожан.

По данным исследования Центра Разумкова за апрель 2018 года, почти 13% опрошенных украинцев считают себя прихожанами УПЦ МП. Это около 4-5 миллионов человек. В стране также действуют около 12 тысяч приходов, это треть от всех приходов, аффилированных с РПЦ.

В случае массового перехода, Русская церковь будет стремительно терять мирян. Тем более отдельные приходы уже отдают предпочтение ПЦУ.

Во-вторых, это “идеологический удар” по РПЦ. Можно по-разному оценивать прямое влияние руководства Украины на процесс создания автокефалии — как предвыборный пиар или реальное желание объединить православие, но фактически в Украине родилась самостоятельная структура. К тому же — равноправная среди других церквей. Спустя время идея защиты “русского мира” и “православных россиян” среди кремлевских политиков может потерять актуальность.

«По мнению кукловодов и по мнению президента Украины, этот собор должен был объединить всех и создать единую для всей Украины православную церковь. А что получилось? А получилось то, что просто две раскольнические группировки объединились», — нервно прокомментировал украинскую автокефалию патриарх Кирилл.

Смотрите видео по теме:

В-третьих, позиция РПЦ как одного из возможных лидеров православия подорвана. Учитывая огромное количество прихожан, а также политическое и финансовое влияние, РПЦ и Россия в целом претендовали на лидерство в мире. Но после создания ПЦУ о статусе претендента речь не идет. А учитывая разрыв с Константинополем и прекращение евхаристического общения, можно говорить и об изоляции РПЦ.

Амулет

По словам ведуньи, почти все можно использовать (и всегда использовалось) в качестве амулета. Маленькие предметы, которые дарят близкие и дорогие люди, также становятся хорошими амулетами из-за того, что они создают приятную энергетику.

«Некоторые амулеты имеют религиозное значение. Рыбы стали символом христианской церкви», — приводит пример Саона. — «Возможно, из-за истории об Иисусе, накормившем пять тысяч человек. Однако греческое слово «рыба» образует аббревиатуру начальных букв «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель» на греческом языке, и это более вероятное объяснение».

Амулет с рыбой привлекает богатство и изобилие. Еще из наиболее известных вспоминается анкх — древнеегипетский символ вечной жизни, иногда его называют крестом жизни. Он приносит удачу, также защищает от болезней, а это значит, что его можно использовать в качестве амулета и одновременно оберега.

Кесарю кесарево, а Божие Богу?

Первой весточкой нежелания подчиняться решениям светских властей стало заявление управляющего делами патриархии митрополита Дионисия (Порубая), распространившего циркулярное письмо со словами: «Вопрос об ограничении доступа в храмы для присутствия за богослужениями может быть рассмотрен в случае введения властями режима, ограничивающего пользование общественным транспортом, а также посещение публичных мест, таких как торговые учреждения, организации общественного питания и другие».

В ответ на запрет посещения храмов в Санкт-Петербурге правовое управление Московской патриархии сделало заявление о нарушении права на свободу совести, гарантированное Конституцией.

Что касается Москвы, то предписание главного санитарного врача Елены Андреевой от 11 апреля не было воспринято в штыки. Напротив, Московская патриархия выпустила за подписью митрополита Дионисия, выступавшего против закрытия церквей за две недели до этого, циркулярное письмо о необходимости соблюдения предписаний.

Соблюдение карантинных мер во время пасхальных богослужений было отдано под ответственность местных епархий. Фото: Пётр Ковалёв/ТАСС

Итогом недоговороспособности патриархии со светскими властями стали самоличные решения иерархов на местах. Ограничения на посещение пасхальных богослужений коснулись 43 епархий. В 42 епархиях эти решения были проигнорированы.

Раскол Русской церкви: Никон против старообрядцев

Религиозные и политические распри не обошли стороной и Русскую Православную Церковь, официально ставшей независимой от Константинополя в 1589 году. Тем не менее, в середине XVII века царь Алексей Михайлович и патриарх Никон решились на проведение церковной реформы, направленной на унификацию литургии и исправление церковных книг. Радикальные шаги реформаторов были вызваны стремлением на деле доказать преемственность Русской церкви по отношению к Константинопольской, тем более, что недавно присоединённые территории Малороссии в религиозном отношении находились ближе к византийским, нежели к русским традициям.

В 1654 году на церковном соборе было объявлено о проведении реформ. Практически сразу нашлись те, кто отказывался принимать нововведение — они через два года были преданы анафеме, но гонения на «старообрядцев», защитников уже устоявшихся традиций, начались сразу же после провозглашения изменений. Моральным лидером сопротивлявшихся стал протопоп Аввакум Петров, несмотря на преследования активно критиковавший Никона и его реформы.

Низложение патриарха Никона в 1666 году, тем не менее, не остановило раскол. Большой Московский церковный собор подтвердил решения двенадцатилетней давности, а отказ Аввакума от своих взглядов предопределил его судьбу: непокорный протопоп был сослан в Пустозёрск, где он продолжал критику церкви и царя. В 1682 году вместе со своими сторонниками он принял мученическую смерть через сожжение.

П. Мясоедов. Сожжение протопопа Аввакума. 1897.

Противостояние старообрядцев и Русской Православной Церкви продолжалось ещё долгие годы и сопровождалось жестокими гонениями на первых. Лишь начиная с XIX века в религиозных делах наметились послабления в сторону ревнителей старой веры, а в 1971 году Поместный собор РПЦ окончательно «реабилитировал» старообрядцев.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector